Для многих начинающих диагностов и простых автолюбителей, которым интересна тема диагностики будет полезна информация о типичных параметрах двигателей. Поскольку наиболее распространенные и простые в ремонте двигатели автомобилей ВАЗ, то и начнем именно с них. На что в первую очередь надо обратить внимание при анализе параметров работы двигателя?
1. Двигатель остановлен.
1.1 Датчики температуры охлаждающей жидкости и воздуха (если есть). Проверяется температура на предмет соответствия показаний реальной температуре двигателя и воздуха. Проверку лучше производить с помощью бесконтактного термометра. К слову сказать, одни из самых надежных в системе впрыска двигателей ВАЗ – это датчики температуры.
1.2 Положение дроссельной заслонки (кроме систем с электронной педалью газа). Педаль газа отпущена – 0%, акселератор нажали – соответственно открытию дроссельной заслонки. Поиграли педалью газа, отпустили – должно также остаться 0%, ацп при этом с дпдз около 0,5В. Если угол открытия прыгает с 0 до 1-2%, то как правило это признак изношенного дпдз. Реже встречается неисправности в проводке датчика. При полностью нажатой педали газа некоторые блоки покажут 100% открытия (такие как январь 5.1 , январь 7.2), а другие как например Bosch MP 7.0 покажут только 75%. Это нормально.
1.3 Канал АЦП ДМРВ в режиме покоя: 0.996/1.016 В - нормально, до 1.035 В еще приемлемо, все что выше уже повод задуматься о замене датчика массового расхода воздуха. Системы впрыска, оснащенные обратной связью по датчику кислорода способны скорректировать до некоторой степени неверные показания ДМРВ, но всему есть предел, поэтому не стоит тянуть с заменой этого датчика, если он уже изношен.
2. Двигатель работает на холостом ходу.
2.1 Обороты холостого хода. Обычно это – 800 – 850 об/мин при полностью прогретом двигателе. Значение количества оборотов на холостом ходу зависят от температуры двигателя и задаются в программе управления двигателем.
2.2 Массовый расход воздуха. Для 8ми клапанных двигателей типичное значение составляет 8-10 кг/ч, для 16ти клапанных – 7 – 9,5 кг/час при полностью прогретом двигателе на холостом ходу. Для ЭБУ М73 эти значения несколько больше в связи с конструктивной особенностью.
2.3 Длительность времени впрыска. Для фазированного впрыска типичное значение составляет 3,3 – 4,1 мсек. Для одновременного – 2,1 – 2,4 мсек. Собственно не так важно само время впрыска, как его коррекция.
2.4 Коэффициент коррекции времени впрыска. Зависит от множества факторов. Это тема для отдельной статьи, здесь только стоит упомянуть, что чем ближе к 1,000 тем лучше. Больше 1,000 – значит смесь дополнительно обогащается, меньше 1,000 значит обедняется.
2.5 Мультипликативная и аддитивная составляющая коррекции самообучением. Типичное значение мультипликатива 1 +/-0,2. Аддитив измеряется в процентах и должен быть на исправной системе не более +/- 5%.
2.6 При наличии признака работы двигателя в зоне регулировки по сигналу датчика кислорода последний должен рисовать красивую синусоиду от 0,1 до 0,8 В.
2.7 Цикловое наполнение и фактор нагрузки. Для «январей» типичный цикловой расход воздуха: 8ми клапанный двигатель 90 – 100 мг/такт, 16ти клапанный 75 -90 мг/такт. Для блоков управления Bosch 7.9.7 типичный фактор нагрузки 18 – 24 %.
Теперь рассмотрим подробнее, как на практике ведут себя эти параметры. Поскольку для диагностики я пользуюсь программой SMS Diagnostics (Алексею Михеенкову и Сергею Сапелину привет!) , то все скриншоты будут оттуда. Параметры сняты с практически исправных автомобилей, за исключением отдельно оговоренных случаев.
Все изображения кликабельны.
Ваз 2110 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 5.1
Здесь немного подправлен коэффициент коррекции СО в связи с небольшим износом ДМРВ.
Ваз 2107, блок управления Январь 5.1.3
Ваз 2115 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 7.2
Двигатель Ваз 21124, блок управления Январь 7.2
Ваз 2114 8ми клапанный двигатель, блок управления Bosch 7.9.7
Приора, двигатель Ваз 21126 1,6 л., блок управления Bosch 7.9.7
Жигули Ваз 2107, блок управления М73
Двигатель Ваз 21124, блок управления М73
Ваз 2114 8ми клапанный двигатель, блок управления М73
Калина, 8ми клапанный двигатель, блок управления М74
Нива двигатель ВАЗ-21214, блок управления Bosch ME17.9.7
И в заключении напомню, что приведенные выше скриншоты сняты с реальных автомобилей, но к сожалению зафиксированные параметры не являются идеальными. Хотя я и старался фиксировать параметры только с исправных автомобилей.
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.
ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем(ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД, ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.
Где находится эбу (контролёр, мозги)?
Электронная система управления двигателем (ЭБУ,ЭСУД) крепится под центральной торпедой панели приборов вашего автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса торпеды крестовой отвёрткой.
Принцип работы контролёра (ЭБУ)
Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
Контролёр пользуется данными следующих датчиков:
- (Датчик положения коленчатого вала).
- (Датчик моментального расхода воздуха).
- (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
- (Датчик положения дроссельной заслонки).
- (Датчик кислорода).
- (Датчик детонации).
- (Датчик скорости).
- И другие датчики.
Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:
- (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
- Система зажигания.
- (ДХХ,РХХ).
- Адсорбер.
- Вентилятор радиатора.
- Система само диагностирования.
Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:
- Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, .
- Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
- Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.
Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?
«Январь-4», «GM-09»
Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.
В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности.
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия |
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия |
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия |
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия |
2111-1411020-20 | GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83 |
2111-1411020-21 | GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2 |
2111-1411020-10 | GM,GM EFI-4 2111,с дк |
2111-1411020-20 ч | GM, рсо |
Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:
«Январь 5.1.х»
- одновременный впрыск;
- фазированный впрыск.
Взаимозаменяема с «VS (Ителма) 5.1», «Bosch M1.5.4»
«Bosch M1.5.4»
Различаются следующие виды аппаратной реализации:
- одновременный впрыск;
- попарно — параллельный впрыск;
- фазированный впрыск.
«Bosch MP7.0»
Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.
«Bosch M7.9.7»
Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.
Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.
«VS 5.1»
Различаются следующие виды аппаратной реализации:
- одновременный впрыск;
- попарно — параллельный впрыск;
- фазированный впрыск.
«Январь 7.2.»
Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.
В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.
2111-1411020-80 | BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия |
2111-1411020-80ч | BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия |
2111-1411020-80 | BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л |
2111-1411020-80 | BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л |
2111-1411020-30 | BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия |
2111-1411020-81 | Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36 |
2111-1411020-81 | Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36 |
2111-1411020-81 | Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия |
2111-1411020-82 | Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия |
2111-1411020-82 | Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия |
2111-1411020-82 | Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия |
2111-1411020-80 ч | BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л |
2111-1411020-81 ч | Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л |
2111-1411020-82 ч | Ителма, без дк, со, 1,5 л |
Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл.
21114-1411020-30 | BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО). |
21114-1411020-30 | BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер |
21114-1411020-30 | BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер |
21114-1411020-30 | BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер |
21114-1411020-20 | BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер |
21114-1411020-10 | BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер |
21114-1411020-40 | BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л |
21114-1411020-31 | Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия — неудачная |
21114-1411020-31 | Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия |
21114-1411020-31 | Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия |
21114-1411020-31 | Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия |
21114-1411020-30 ч | BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л |
21114-1411020-31 ч | Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л |
«Январь 5.1»
Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.
Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.
«М7.3.»
Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.
Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.
Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4.
Как определить ЭБУ?
Чтобы узнать, как определить свой контролёр, вам придётся снять боковой каркас торпеды. Запомните номер вашего ЭБУ и найдите его среди наших таблиц.
Так же, некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.
Диагностика ЭБУ
Диагностика ЭБУ представляет собой чтение ошибок, записанных в памяти контролёра. Чтение выполняется с помощью спец оборудования: ПК, шлейф и т.д. через диагностическую К-линию. Так же можно обойтись и бортовым компьютером, который имеет функции чтения ошибок ЭСУД.
Добро пожаловать!
Диагностика двигателя ВАЗ
В этом разделе вы сможите найти информацию о заводских прошивках и наиболее распрастранённых проблемах с ними. Методы поиска неисправностей в ряде возникающих случаев. Коды неисправностей и наиболее распространённые их причины возникновения.
Таблицы типовых параметров и моменты затяжки резьбовых соединений
Январь 4
Таблица типовых параметров, для двигателя 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
COEFFF
| Коэффицинт коррекции топливоподачи
|
| 0,9-1
| 1-1,1
|
EFREQ
| Рассогласование по частоте для холостого хода
| об/мин
|
| ±30
|
FAZ
| Фаза впрыска топлива
| град.по к.в.
| 162
| 312
|
FREQ
| Частота вращения коленчатого вала
| об/мин
| 0
| 840-880(800±50)**
|
FREQX
| Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу
| об/мин
| 0
| 840-880(800±50)**
|
FSM
| Положение регулятора холостого хода
| щаг
| 120
| 25-35
|
INJ
| Длительность импульса впрыска
| мс
| 0
| 2,0-2,8(1,0-1,4)**
|
INPLAM*
| Признак работы датчика кислорода
| Есть/Нет
| БОГАТ
| БОГАТ
|
JADET
| Напряжение в канале обработки сигнала детонации
| мВ
| 0
| 0
|
JAIR
| Расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7-8
|
JALAM*
| Приведенный ко входу фильтрованный сигнал датчика кислорода
| мВ
| 1230,5
| 1230,5
|
JARCO
| Напряжение с СО-потенциометра
| мВ
| по токсичности
| по токсичности
|
JATAIR*
| Напряжение с датчика температуры воздуха
| мВ
| -
| -
|
JATHR
| Напряжение с датчика положения дроссельной заслонки
| мВ
| 400-600
| 400-600
|
JATWAT
| Напряжение с датчика температуры охлаждающей жидкости
| мВ
| 1600-1900
| 1600-1900
|
JAUACC
| Напряжение в бортовой сети автомобиля
| В
| 12,0-13,0
| 13,0-14,0
|
JDKGTC
| Коэффицент динамической коррекции циклового наполнения топливом
|
| 0,118
| 0,118
|
JGBC
| Фильтрованное цикловое наполнение воздухом
| мг/такт
| 0
| 60-70
|
JGBCD
| Нефильтрованное цикловое наполнение воздухом по сигналу ДМРВ
| мг/такт
| 0
| 65-80
|
JGBCG
| Ожидаемое цикловое наполнение воздухом при некорректных показаниях датчика массового расхода воздуха
| мг/такт
| 10922
| 10922
|
JGBCIN
| Цикловое наполнение воздухом после динамической коррекции
| мг/такт
| 0
| 65-75
|
JGTC
| Цикловое наполнение топливом
| мг/такт
| 0
| 3,9-5
|
JGTCA
| Асинхронная цикловая подача топлива
| мг
| 0
| 0
|
JKGBC*
| Коэффициент барометрической коррекции
|
| 0
| 1-1,2
|
JQT
| Расход топлива
| мг/такт
| 0
| 0,5-0,6
|
JSPEED
| Текущее значение скорости автомобиля
| км/ч
| 0
| 0
|
JURFXX
| Табличная установка частоты на холостом ходу.Дискретность 10 об/мин
| об/мин
| 850(800)**
| 850(800)**
|
NUACC
| Квантованное напряжение бортовой сети
| В
| 11,5-12,8
| 12,5-14,6
|
RCO
| Коэффициент коррекции топливоподачи с СО-потенциометра
|
| 0,1-2
| 0,1-2
|
RXX
| Признак холостого хода
| Есть/Нет
| НЕТ
| ЕСТЬ
|
SSM
| Установка регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 25-35
|
TAIR*
| Температура воздуха во впускном коллекторе
| град.С
| -
| -
|
THR
| Текущее значение положения дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
TWAT
|
| град.С
| 95-105
| 95-105
|
UGB
| Установка расхода воздуха для регулятора холостого хода
| кг/час
| 0
| 9,8
|
UOZ
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 10
| 13-17
|
UOZOC
| Угол опережения зажигания для октан-корректора
| град.по к.в.
| 0
| 0
|
UOZXX
| Угол опережения зажигания для холостого хода
| град.по к.в.
| 0
| 16
|
VALF
| Состав смеси, определяющий топливоподачу в двигателе
|
| 0,9
| 1-1,1
|
|
---|
* Эти параметры не используются для диагностики данной системы управления двигателем.
** Для системы распределенного последовательного впрыска топлива.
(для двигателей 2111, 2112, 21045)
Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
|
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ЗОНА РЕГ.О2
|
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ОБУЧЕНИЕ О2
|
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
|
| Бедн/Богат
| Бедн.
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
|
| Бедн/Богат
| Бедн
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| (1)
| 94-104
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
|
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
|
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ОБ.ДВ.ХХ
|
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
|
| шаг
| 120
| 30-50
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
|
| шаг
| 120
| 30-50
|
КОР.ВР.ВП.
|
|
| 1
| 0,76-1,24
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-20
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,8-14,6
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
|
| об/мин
| 0
| 800(3)
|
НАП.Д.О2
|
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
|
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
|
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
|
| мс
| 0
| 2,0-3,0
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 82-87
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,7-1,0
|
|
---|
Примечание к таблице:
Таблца типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2112 (1,5 л 16 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ОБУЧЕНИЕ О2
| Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
| Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений
| Бедн/Богат
| Бедн.
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
| Текущее состояние сигнала датчика кислорода
| Бедн/Богат
| Бедн
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| 94-101
| 94-101
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
| Скорость вращения двигателя(дискретность 40 об/мин)
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ОБ.ДВ.ХХ
| Скорость вращения двигателя на холостом ходу(дискретность 10 об/мин)
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
| Желаемое положение регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 30-50
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 30-50
|
КОР.ВР.ВП.
| Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК
|
| 1
| 0,76-1,24
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-15
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,8-14,6
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
| Желаемые обороты холостого хода
| об/мин
| 0
| 800
|
НАП.Д.О2
| Напряжение сигнала датчика кислорода
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
| Готовность датчика кислорода к работе
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
| Наличие команды контроллера на включение нагревателя ДК
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| 0
| 2,5-4,5
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 82-87
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,7-1,0
|
|
---|
Примечание к таблице:
(1) - Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.
(2) - Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.
Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2104 (1,45 л 8 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ЗОНА РЕГ.О2
| Признак работы в зоне регулировки по датчику кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ОБУЧЕНИЕ О2
| Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
| Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
| Текущее состояние сигнала датчика кислорода
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| (1)
| 93-101
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
| Скорость вращения двигателя(дискретность 40 об/мин)
| об/мин
| 0
| 800-880
|
ОБ.ДВ.ХХ
| Скорость вращения двигателя на холостом ходу(дискретность 10 об/мин)
| об/мин
| 0
| 800-880
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
| Желаемое положение регулятора холостого хода
| шаг
| 35
| 22-32
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| 35
| 22-32
|
КОР.ВР.ВП.
| Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК
|
| 1
| 0,8-1,2
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-20
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,0-14,0
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
| Желаемые обороты холостого хода
| об/мин
| 0
| 840(3)
|
НАП.Д.О2
| Напряжение сигнала датчика кислорода
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
| Готовность датчика кислорода к работе
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
| Наличие команды контроллера на включение нагревателя ДК
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| 0
| 1,8-2,3
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 75-90
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,5-0,8
|
|
---|
Примечание к таблице:
(1) - Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.
(2) - Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.
(3) - Для контроллеров с более поздними версиями программного обеспечения желаемые обороты холостого хода составляют 850 об/мин. Соответственно меняются и табличные значения параметров ОБ.ДВ. и ОБ.ДВ.ХХ.
(для двигателей 2111, 2112, 21214)
Таблица типовых параметров, для двигателя 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,1
| 1,2-1,6
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
|
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
|
| об/мин
| (1)
| 800±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 2,5-3,8
| 2,3-2,95
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 40±15
| 70-85
|
N10
|
| об/мин
| (1)
| 800±30
| 3000
|
QADP
|
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 7-12
| 25±2
|
USVK
|
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
|
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
|
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
|
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
|
| %
| (1)
| 0-15
| 30-80
|
USHK
|
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
|
| град.С
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
BSMW
|
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
|
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
|
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
|
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
|
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
|
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
|
|
| (1)
| 6-6,5(6-7,5)***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
|
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
|
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
|
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
|
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
|
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
|
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
Таблица типовых параметров, для двигателя 2112
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,0
| 1,2-1,5
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
| Температура охлажлающей жидкости
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| об/мин
| (1)
| 800±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 2,5-3,5
| 2,3-2,65
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 40±10
| 70-80
|
N10
| Частота вращения коленвала на холостом ходу
| об/мин
| (1)
| 800±30
| 3000
|
QADP
| Переменная адаптации расхода воздуха на холостом ходу
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 7-10
| 23±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
| Аддитативная состовляющая коррекции самообучением
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
| Мультипликативная состовляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-15
| 30-80
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| град.С
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
BSMW
| Фильтрованное значение сигнала датчика неровной дороги
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
| Сопротивление шунта в цепи нагрева УДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
| Сопротивление шунта в цепи нагрева ДДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
| Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
| Параметр расхода воздуха регулятора холостого хода
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
| Измеренная величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
| Пороговая величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 6-6,5(6-7,5)***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
| Фактор влияния форсунок на адаптацию смеси
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по второму датчику
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
| Период сигнала датчика О2 перед катализатором
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
| Защитная функция от детонации активна
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
| Плохая дорога для диагностики пропусков зажигания
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулирования по управляющему датчику кислорода
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LUSTOP
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 1
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 3
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.
** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1="Да".
*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для двигателя 21214-36
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,0
| 1,2-1,5
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
| Температура охлажлающей жидкости
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| об/мин
| (1)
| 850±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 4,0-4,4
| 4,0-4,4
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 30±10
| 70-80
|
N10
| Частота вращения коленвала на холостом ходу
| об/мин
| (1)
| 850±30
| 3000
|
QADP
| Переменная адаптации расхода воздуха на холостом ходу
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 8-10
| 23±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
| Аддитативная состовляющая коррекции самообучением
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
| Мультипликативная состовляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 30-40
| 50-80
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| град.С
| (1)
| +20±10
| +20±10
|
BSMW
| Фильтрованное значение сигнала датчика неровной дороги
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
| Сопротивление шунта в цепи нагрева УДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
| Сопротивление шунта в цепи нагрева ДДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
| Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
| Параметр расхода воздуха регулятора холостого хода
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
| Измеренная величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
| Пороговая величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 10,5***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
| Фактор влияния форсунок на адаптацию смеси
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по второму датчику
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
| Период сигнала датчика О2 перед катализатором
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
| Защитная функция от детонации активна
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
| Плохая дорога для диагностики пропусков зажигания
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулирования по управляющему датчику кислорода
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LUSTOP
| Обнаружение пропусков зажигания приостановлено
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 1
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 3
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.
** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1="Да".
*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
(для двигателей 2111, 21114,21124, 21214)
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| ОС
| (1)
| -20...+50
| -20...+50
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 2-6
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 800±40
| 3000
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 7-12
| 24-30
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| 7-17
| 22-30
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 18-24
| 14-18
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03*
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 3,5-4,3
| 3,2-4,0
|
MOMPOS
|
|
| (1)
| 40±15
| 90±15
|
DMDVAD
|
| %
| (1)
| ±5
| ±5
|
USVK
| Сигнал датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,05-0,8
| 0,05-0,8
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
LUMS
|
| об/сек2
| (1)
| 0...5
| 0...10
|
FZABG
|
|
| (1)
| 0
| 0
|
TATEOUT
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-15
| 90-100
|
VSKS
| Мгновенный расход топлива
| л/час
| (1)
| (1)
| (1)
|
FRA
|
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2*
|
RKAT
|
| %
| (1)
| ±5
| ±5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21114 и 21124
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 90-98
| 90-98
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,8-14,1
| 13,8-14,1
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0-78 (82)
| 0-78 (82)
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 840±50
| 3000±50
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 7.5-10.5
|
| ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| 12±3
| 30-35
|
WKR_X
| Величина отскока угла опережения зажигания при детонации
| Оп.к.в.
| (1)
| 0
| -2.5...0
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 14-23
| 14-23
|
RLP
|
%
| (1)
| 14-23
| 14-23
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,94-1,02
| 0,94-1,02
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 2,7-4,3
| 2,7-4,3
|
NSOL
| Желаемая частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 840
| (1)
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода шаг
|
| (1)
| 24±10
| 45-75
|
DMDVAD
| Параметр адаптации регулировки холостого хода
| %
| (1)
| ±2
| ±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,06-0,8
| 0,06-0,8
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,25
| 1±0,25
|
LUMS
| Неравномерность вращения коленвала
| 1/с2
| (1)
| ±5
| ±5
|
FZABG
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0
| 0
|
FZAKTS
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на нейтрализатор
|
| (1)
| 0
| 0
|
DMLLRI
| Желаемое изменение момента для поддержания хол. хода (интег. часть)
| %
| (1)
| ±3
| 0
|
DMLLR
| Желаемое изменение момента для поддержания хол. хода (проп. часть)
| %
| (1)
| ±3
| 0
|
| самообучением
| (1)
| 1±0,12
| 1±0,12
|
RKAT
| Аддитивная составляющая коррекции самообучением
| %
| (1)
| ±3.5
| ±3.5
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,2-0,6
| 0,2-0,6
|
TPSVKMR
| Период сигнала управляющего датчика кислорода
| с
| (1)
|
| ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по ДДК
| мс
| (1)
| ±0.5
| ±0.5
|
AHKAT
| Фактор старения нейтрализатора
|
| (1)
|
| B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулировки по сигналу УДК
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_SBBVK
| Признак готовности УДК
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21214-11
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 85-105
| 85-105
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| ОС
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 3-5
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 800±40
| 3000
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 16-20
| 30-40
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| -5±2
| 35±5
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 30-40
| 15-25
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,6-1,2
| 0,6-1,2
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 7-8
| 3,5-4,5
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода шаг
|
| (1)
| 50±10
| 55±5
|
DMDVAD
| Параметр адаптации регулировки холостого хода
| %
| (1)
| 1±0,01
| 1±0,01
|
USVK
| Сигнал датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
LUMS
| Неравномерность вращения коленвала
| об/сек2
| (1)
| 2...6
| 10...13
|
FZABG
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0...15
| 0...15
|
TATEOUT
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-40
| 90-100
|
VSKS
| Мгновенный расход топлива
| л/час
| (1)
| 1,7±0,2
| 3,0±0,2
|
FRA
| Мультипликативная составляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2*
|
RKAT
| Аддитивная составляющая коррекции самообучением
| %
| (1)
| ±2
| ±2
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Моменты затяжки резьбовых соединений | (Н.м)
Гайки крепления дроссельного патрубка
| 14,3-23,1
|
Гайки крепления модуля электробензонасоса
| 1-1,5
|
Винты крепления регулятора холостого хода
| 3-4
|
Винты крепления датчика массового расхода воздуха
| 3-5
|
Датчик скорости автомобиля
| 1,8-4,2
|
Гайки крепления топлипроводов к топливному фильтру
| 20-34
|
Винты крепления рампы форсунок
| 9-13
|
Винты крепления регулятора давления топлива
| 8-11
|
Гайка крепления подводящего топливопровода к рампе
| 10-20
|
Гайка крепления сливного топливопровода к регулятору давления
| 10-20
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости
| 9,3-15
|
Датчик кислород
| 25-45
|
Винт крепления датчика положения коленчатого вала
| 8-12
|
Болт,гайка крепления датчика детонации
| 10,4-24,2
|
Гайка крепления модуля зажигания
| 3,3-7,8
|
Свечи зажигания (двигатель ВАЗ-21114,21214,2107)
| 30,7-39
|
Свечи зажигания (двигатель ВАЗ-2112,21124)
| 20-30
|
Болты крепления катушки зажигания (двигатель ВАЗ-21114)
| 14,7-24,5
|
Болт крепления катушки зажигания (двигатель ВАЗ-21124)
| 3,5-8,2
|
|
---|
Перечень переменных,
системы управления двигателем ВАЗ-2112 (1,5л 16 кл.)
контроллер M1.5.4N
"Bosch
"
№ | Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход |
1 | ВЫКЛ.ДВИГАТ | Признак выключения двигателя | Да/Нет | Да | Нет |
2 | ХОЛОСТОЙ ХОД | Признак работы двигателя в режиме холостого хода | Да/Нет | Нет | Да |
3 | ОБОГ. ПО МОЩ | Признак мощностного обогащения | Да/Нет | Нет | Нет |
4 | БЛОК.ТОПЛИВА | Признак блокировки гопливоподачи | Да/Нет | Нет | Нет |
5 | ЗОНА РЕГ. О 2 | Признак работы в зоне регулировки по датчику кислорода | Да/Нет | Нет | Да/Нет |
6 | ЗОНА ДЕТОН | Признак работы двигателя в зоне детонации | Да/Нет | Нет | Нет |
7 | ПРОДУВКА АДС | Признак работы клапана продувки адсорбера | Да/Нет | Нет | Да/Нет |
8 | ОБУЧЕНИЕ О 2 | Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода | Да/Нет | Нет | Да/Нет |
9 | ЗАМЕР ПАР.ХХ | Признак замера параметров холостого хода | Да/Нет | Нет | Нет |
10 | ПРОШЛЫЙ XX | Признак работы двигателя на холостом ходу в прошлом цикле вычислений | Да/Нет | Нет | Да |
11 | БЛ. ВЫХ. ИЗ ХХ | Признак блокировки выхода из режима холостого хода | Да/Нет | Да | Нет |
12 | ПР.ЗОНА ДЕТ | Признак работы двигателя в зоне детонации в прошлом цикле вычислений | Да/Нет | Нет | Нет |
13 | ПР.ПРОД.АДС | Признак работы адсорбера в прошлом цикле вычислений | Да/Нет | Нет | Да/Нет |
14 | ОБН.ДЕТОНАЦ | Признак обнаружения детонации | Да/Нет | Нет | Нет |
15 | ПРОШЛЫЙ О 2 | Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений | Бедн/Богат | Бедн | Бедн/Богат |
16 | ТЕКУЩИЙ О 2 | Текущее состояние сигнала датчика кислорода | Бедн/Богат | Бедн | Бедн/Богат |
17 | Т.ОХЛ.Ж | Температура охлаждающей жидкости | °С | 94-101 | 94-101 |
18 | пол.д.з | Положение дроссельной заслонки | % | 0 | 0 |
19 | ОБ.ДВ | Скорость вращения двигателя (дискретность 40) | об/мин | 0 | 760-840 |
20 | ОБ.ДВ.ХХ | Скорость вращения двигателя на х. х. | об/мин | 0 | 760-840 |
21 | ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ | Желаемое положение регулятора холостого хода | шаг | 120 | 30-50 |
22 | ТЕК.ПОЛ.РХХ | Текущее положение регулятора холостого хода | шаг | 120 | 30-50 |
23 | КОР.ВР.ВП | Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК | ед | 1 | 0,76-1,24 |
24 | У.0.3 | Угол опережения зажигания | °П.к.в. | 0 | 10-15 |
25 | СК.АВТ | Текущая скорость автомобиля | км/час | 0 | 0 |
26 | БОРТ.НАП | Напряжение в бортовой сети | В | 12,8-14,6 | 12,8-14,6 |
27 | Ж.ОБ.ХХ | Желаемые обороты холостого хода | об/мин | 0 | 800 |
28 | ВР.ВПР | Длительность импульса впрыска топлива | мс | 0 | 2,5-4,5 |
29 | МАСРВ | Массовый расход воздуха | кг/час | 0 | 7,5-9,5 |
30 | ЦИК.РВ | Поцикловой расход воздуха | мг/такт | 0 | 82-87 |
31 | Ч. РАС. Т | Часовой расход топлива | л/час | 0 | 0,7-1,0 |
32 | ПРТ | Путевой расход топлива | л/100км | 0 | 0,3 |
33 | ТЕКУЩ.ОШИБ | Признак наличия текущих ошибок | Да/Нет | Нет | Нет |
Перечень переменных, системы управления двигателем ВАЗ-21102, 2111, 21083, 21093, 21099 (1,5л 8 кл.) контроллер MP7.0H "Bosch "
№ | Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход |
1 | UB | Напряжение в бортовой сети | В | 12,8-14,6 | 13,8-14,6 |
2 | TMOT | Температура охлаждающей жидкости | с | - * | 94-105 |
3 | DKPOT | Положение дроссельной заслонки | % | 0 | 0 |
4 | N40 | Частота вращения коленчатого вала двигателя (дискретность 40 об/мин) | об/мин | 0 | 800±40 |
5 | ТЕ1 | Длительность импульса впрыска топлива | мс | -* | 1,4-2,2 |
6 | MAF | Сигнал датчика массового расхода воздуха | в | 1 | 1,15-1,55 |
7 | TL | Параметр нагрузки | мс | 0 | 1,35-2,2 |
8 | ZWOUT | Угол опережения зажигания | п.к.в. | 0 | 8-15 |
9 | DZW_Z | Уменьшение угла опережения зажигания при обнаружении детонации | п.к.в. | 0 | 0 |
10 | USVK | Сигнал датчика кислорода | мВ | 450 | 50-900 |
11 | FR | Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу датчика кислорода | ед | 1 | 1±0,2 |
12 | TRA | Аддитивная составляющая коррекции самообучением | мс | ±0,4 | ±0,4 |
13 | FRA | Мультипликативная составляющая коррекции самообучением | ед | 1±0,2 | 1±0,2 |
14 | ТАТЕ | Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера | % | 0 | 15-45 |
15 | N10 | Частота вращения коленвала двигателя на х. ходу (дискретность 10) | об/мин | 0 | 800±40 |
16 | NSOL | Желаемые обороты холостого хода | об/мин | 0 | 800 |
17 | ML | Массовый расход воздуха | кг/час | 10** | 6,5-11,5 |
18 | QSOL | Желаемый расход воздуха на холостом ходу | кг/час | - * | 7,5-10 |
19 | IV | Текущая коррекция рассчитанного расхода воздуха на холостом ходу | кг/час | ±1 | ±2 |
20 | MOMPOS | Текущее положение регулятора холостого хода | шаг | 85 | 20-55 |
21 | QADP | Переменная адаптации расхода воздуха на холостом ходу | кг/час | ±5 | ±5 |
22 | VFZ | Текущая скорость автомобиля | км/час | 0 | 0 |
23 | B_VL | Признак мощностного обогащения | Да/Нет | НЕТ | НЕТ |
24 | B_LL | Признак работы двигателя в режиме холостого хода | Да/Нет | НЕТ | ДА |
25 | В_ЕКР | Признак включения электробензонасоса | Да/Нет | НЕТ | ДА |
26 | S_AC | Запрос на включение кондиционера | Да/Нет | НЕТ | НЕТ |
27 | B_LF | Признак включения электровентилятора | Да/Нет | НЕТ | ДА/НЕТ |
28 | S_MILR | Признак включения контрольной лампы | Да/Нет | ДА/НЕТ | ДА/НЕТ |
29 | B_LR | Признак работы в зоне регулировки по датчику кислорода | Да/Нет | НЕТ | ДА/НЕТ |
* Значение параметра трудно предсказать, и для диагностики оно не используется. ** Параметр имеет реальный смысл только при движении автомобиля.
Типовые значения основных параметров систем управления для автомобилей ВАЗ с двигателем 2111.
Параметр | Ед. изм |
Тип контроллера и типовые значения |
||||
Январь4 | Январь 4.1 | M1.5.4 | M1.5.4N | MP7.0 | ||
UACC | В | 13 - 14,6 | 13 - 14,6 | 13 - 14,6 | 13 - 14,6 | 13 - 14,6 |
TWAT | град. С | 90 - 104 | 90 - 104 | 90 - 104 | 90 - 104 | 90 - 104 |
THR | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
FREQ | об/мин | 840 - 880 | 750 - 850 | 840 - 880 | 760 - 840 | 760 - 840 |
INJ | мсек | 2 - 2,8 | 1 - 1,4 | 1,9 - 2,3 | 2 - 3 | 1,4 - 2,2 |
RCOD | 0,1 - 2 | 0,1 - 2 | +/- 0,24 | |||
AIR | кг/час | 7 - 8 | 7 - 8 | 9,4 - 9,9 | 7,5 - 9,5 | 6,5 - 11,5 |
UOZ | гр. П.К.В | 13 - 17 | 13 - 17 | 13 - 20 | 10 - 20 | 8 - 15 |
FSM | шаг | 25 - 35 | 25 - 35 | 32 - 50 | 30 - 50 | 20 - 55 |
QT | л/час | 0,5 - 0,6 | 0,5 - 0,6 | 0,6 - 0,9 | 0,7 - 1 | |
ALAM1 | В | 0,05 - 0,9 | 0,05 - 0,9 |
Оптимальная работа автомобильного двигателя зависит от многих параметров и устройств. Для обеспечения нормальной работоспособности моторы ВАЗ оснащаются различными датчиками, предназначенными для выполнения разных функций. Что нужно знать о диагностики и замене контроллеров и каковы параметры ВАЗ таблица представлена в этой статье.
[ Скрыть ]
Типовые параметры работы инжекторных моторов ВАЗ
Проверка датчиков ВАЗ, как правило, осуществляется при обнаружении тех или иных проблем в работе контроллеров. Для диагностики желательно знать о том, какие неисправности датчиков ВАЗ могут произойти, это позволит быстро и правильно проверить устройство и своевременно заменить его. Итак, как проверить основные датчики ВАЗ и как их после этого заменить — читайте ниже.
Особенности, диагностика и замена элементов систем впрыска на ВАЗовских авто
Ниже рассмотрим основные контроллеры!
Холла
Есть несколько вариантов, как можно проверить датчик Холла ВАЗ:
- Использовать заведомо рабочее устройство для диагностики и установить его вместо штатного. Если после замены проблемы в работе двигателя прекратились, это говорит о неисправности регулятора.
- С помощью тестера произвести диагностику напряжения контроллера на его выводах. При нормальной работоспособности устройства напряжение должно составить от 0.4 до 11 вольт.
Процедура замены выполняется следующим образом (процесс описан на примере модели 2107):
- Сначала производится демонтаж распределительного устройства, выкручивается его крышка.
- Затем осуществляется демонтаж бегунка, для этого его надо потянуть немного вверх.
- Демонтируйте крышка и выкручивается болт, который фиксирует штекер.
- Также надо будет выкрутить болты, которые фиксируют пластину контроллера. После этого откручиваются винты, которые крепят вакуум-корректор.
- Далее, осуществляется демонтаж стопорного кольца, извлекается тяга вместе с самим корректором.
- Для отсоединения проводов необходимо будет раздвинуть зажимы.
- Вытаскивается опорная пластина, после чего откручиваются несколько болтов и производителя демонтаж контроллера. Производится монтаж нового контроллера, сборка осуществляется в обратной последовательности (автор видео — Андрей Грязнов).
Скорости
О выходе из строя данного регулятора могут сообщить такие симптомы:
- на холостом ходу обороты силового агрегата плавают, если водитель не жмет на газ, это может привесит к произвольному отключению мотора;
- показания стрелки спидометра плавают, устройство может в целом не работать;
- увеличился расход горючего;
- мощность силового агрегата снизилась.
Сам контроллер расположен на коробке передач . Для его замены нужно будет только поднять колесо на домкрат, отсоединить провода питания и демонтировать регулятор.
Уровня топлива
Датчик уровня топлива ВАЗ или ДУТ используется для обозначения оставшегося объема бензина в топливном баке. Причем сам датчик уровня топлива установлен в одном корпусе с бензонасосом. При его неисправности показания на приборной панели могут быть неточными.
Замена делается так (на примере модели 2110):
- Отключается аккумулятор, снимается заднее сиденье автомобиля. С помощью крестообразной отвертки выкручиваются болты, которые фиксируют люк бензонасоса, снимается крышка.
- После этого от разъема отсоединяются все подводящие к нему провода. Также необходимо отсоединить и все патрубки, которые подводятся к топливному насосу.
- Затем откручиваются гайки, фиксирующие прижимное кольцо. Если гайки заржавели, перед откручиванием обработайте их жидкостью WD-40.
- Сделав это, выкрутите болты, которые фиксируют непосредственно сам датчик уровня топлива. Из кожуха насоса вытаскиваются направляющие, а крепления при этом нужно отогнуть отверткой.
- На завершающем этапе производится демонтаж крышки, после этого вы сможете получить доступ к ДУТ. Контроллер меняется, сборка насоса и остальных элементов осуществляется в обратном снятию порядке.
Фотогалерея «Меняем ДУТ своими руками»
Холостого хода
Если датчик холостого хода на ВАЗ выходит из строя, это чревато такими проблемами:
- плавающие обороты, в частности, при включении дополнительных потребителей напряжения — оптики, отопителя, аудиосистемы и т.д.;
- двигатель начнет троить;
- при активации центральной передачи мотор может заглохнуть;
- в некоторых случаях выход из строя РХХ может привести к вибрациям кузова;
- появление на приборной панели индикатора Check, однако загорается он не во всех случаях.
Чтобы решить проблему неработоспособности устройства, датчик холостого хода ВАЗ можно либо почистить, либо заменить. Само устройство расположено напротив троса, который идет к педали газа, в частности, на дроссельной заслонке.
Датчик холостого хода ВАЗ фиксируется с помощью нескольких болтов:
- Для замены сначала следует выключить зажигание, а также АКБ.
- Затем необходимо извлечь разъем, для этого отключаются провода, подсоединенные к нему.
- Далее, с помощью отвертки выкручиваются болты и извлекается РХХ. Если же контроллер приклеен, то нужно будет демонтировать дроссельный узел и отключить устройство, при этом действуйте аккуратно (автор видео — канал Ovsiuk).
Коленвала
- Для выполнения первого способа понадобится омметр, в данном случае сопротивление на обмотке должно варьироваться в районе 550-750 Ом. Если полученные в ходе проверки показатели немного отличаются, это не страшно, менять ДПКВ нужно в том случае, если отклонения значительные.
- Для выполнения второго метода диагностики вам понадобится вольтметр, трансформаторное устройство, а также измеритель индуктивности. Процедура замера сопротивления в данном случае должна осуществляться при комнатной температуре. При замере индуктивности оптимальные параметры должны составлять от 200 до 4000 миллигенри. С помощью мегаомметра производится замер сопротивления питания обмотки устройства в 500 вольт. Если ДПКВ исправный, то полученные значения должны быть не больше 20 Мом.
Чтобы заменить ДПКВ, делайте следующее:
- Сначала отключите зажигание и извлеките разъем девайса.
- Далее, с помощью гаечного ключа на 10 необходимо будет выкрутить фиксаторы анализатора и произвести демонтаж самого регулятора.
- После этого производится монтаж работоспособного устройства.
- Если регулятор меняется, то вам нужно будет повторить его первоначальное положение (автор видео о замене ДПКВ — канал В гараже у Сандро).
Лямбда-зонд
Лямбда-зонд ВАЗ представляет собой устройство, предназначение которого заключается в определении объема кислорода, присутствующего в выхлопных газах. Эти данные позволяют блоку управления правильно составить пропорции воздуха и топлива для образования горючей смеси. Само устройство расположено на приемной трубе глушителя, снизу.
Замена регулятора осуществляется так:
- Сначала отключите аккумулятор.
- После этого найдите контакт жгута с проводкой, эта цепь идет от лямбда-зонда и подключается к колодке. Штекер необходимо отключить.
- Когда второй контакт будет отсоединен, перейдите к первому, расположенному в приемной трубе. Используя гаечный ключ соответствующего размера, открутите гайку, фиксирующую регулятор.
- Демонтируйте лямбда-зонд и поменяйте его на новый.