» » Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog. Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog Трактор ланц бульдог технические характеристики

Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog. Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog Трактор ланц бульдог технические характеристики

«Кто понял жизнь, тот больше не спешит». Уж не знаю, зачитывался ли достопочтенный немецкий дедушка Хуберт Вирт поэзией Омара Хайяма, но его образ жизни абсолютно вписывается в философию, обозначенную знаменитой строкой персидского философа. Пенсионер из баварского городка Форххайма любит путешествовать, а в качестве средства передвижения он использует старинный немецкий трактор Lanz Bulldog, который тянет за собой пивную бочку на колесах (на самом деле это переоборудованная под кемпер передвижная сауна).

Но почему на тракторе? Герр Вирт на этот вопрос отвечает примерно так: дескать, я пенсионер, свободного времени у меня много, и я люблю смотреть мир. Но не бегом, а с чувством, с толком, с расстановкой. И с остановками каждые сто километров. Старенький (но вполне бодрый) железный Бульдог способен делать не более 20 км/ч, так что за день много не проедешь. Да и не хочется особо: общительный немец, по его словам, любит заводить новые знакомства. С этим проблем нет: его незаурядная персона, восседающая за рулем довоенного механизма, всегда вызывает самый живой интерес у публики. Вот только как с Хубертом общаться, если по-английски дедушка не разговаривает в принципе, не говоря уже о русском?

В Москве тракторист остановился на территории кемпинга в Сокольниках, куда я и отправился, чтобы познакомиться и с ним, и с его достопримечательным трактором. Техника и в самом деле прелюбопытнейшая. Начнем с того, что Lanz Bulldog - это самый распространенный в мире трактор. В свое время он был настолько популярен как в самой Германии, так и за ее пределами, что само название модели у немцев стало нарицательным: все небольшие трактора они величают бульдогами. А еще «бульдожка» интересен своим мотором.



Для того чтобы запустить двигатель, приходится вначале разогревать калильную камеру при помощи паяльной лампы, которая устанавливается непосредственно под запальным шаром. Процесс запуска занимает порядка 5–10 минут в зависимости от температуры воздуха. Зрелище почти инфернальное!

Для того чтобы запустить двигатель, приходится вначале разогревать калильную камеру при помощи паяльной лампы, которая устанавливается непосредственно под запальным шаром. Процесс запуска занимает порядка 5–10 минут в зависимости от температуры воздуха. Зрелище почти инфернальное!


Это так называемый калильный двигатель (он еще известен как нефтяной) внутреннего сгорания. Ключевая особенность - наличие калильной камеры, которая также именуется калоризатором или запальным шаром (в английском языке эта штука обозначается как hot bulb - горячая лампа). Принцип работы основан на воспламенении от сжатия, и в этом смысле калильный мотор близок к дизелю. Топливо впрыскивается через форсунку и испаряется от соприкосновения с разогретыми стенками камеры, а затем смешивается с воздухом, поступающим через дроссель, и, сжимаясь, воспламеняется. Степень сжатия у такого мотора невелика - порядка 6:1 (для сравнения - у дизеля этот же показатель варьируется от 18:1 до 22:1). Работать калильный мотор может почти на всем, что пахнет: от сырой нефти и креазота до растительного масла. Хуберт Вирт кормит своего Бульдога дизтопливом.

Когда я занялся постройкой мини-серии тракторов Lanz-Bulldog в 35 масштабе, то даже не мог предположить на сколько эта тема захватит меня. Начав собирать информацию об этих тракторах, я был просто сбит с толку обилием видов и модификаций. Дабы немного разгрести ту кашу, которая образовалась в голове после ознакомления с литературой и сайтами, посвященными Бульдогам, решил написать небольшую статью. Основным ее фокусом стали те модели Бульдогов, которые находились в производстве в 1930-40 годах и использовались вермахтом. Данный материал не претендует на роль серьезного исторического исследования, а скорее является попыткой структурировать собранную информацию.
_______________________________________________________________________
Лишь любитель истории авто- и мото-техники сможет сегодня вспомнить название немецкой фирмы Lanz, а между тем, в первой половине 20го века это был один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе. Фирма ведет свою историю с 1859 года, когда молодой предприниматель Генрих Ланц (Heinrich Lanz), основал транспортно-экспедиционную компанию J.P. Lanz & Co. Позже при компании была построена ремонтная мастерская, которая преобразовалась в собственное полноценное производство, открытое в Манхайме 1870 г. Фирма специализируется на литье чугуна и выпуске различных сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, локомобилей, многофункциональных двигателей и даже…дирижаблей! Чтобы оценить масштаб этого предприятия, достаточно перечислить города, в которых располагались представительства фирмы в начале XX века: Бреслау, Берлин, Регенсбург, Амстердам, Афины, Москва, Мадрид, Лиссабон, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Данциг, Гамбург, Кёнигсберг, Кёльн, Каир, Константинополь, Одесса, Мюнхен, Париж, Ростов-на-Дону, София, Тунис, Варшава. География впечатляет!

Завод фирмы Ланц

Основатель фирмы Хайнрих Ланц

Логотип компании

В 1912 г. один из первых тяжелых тракторов фирмы Lanz «Ландбаумотор» (Landbaumotor) с 15-литровым двигателем мощностью 90 л.с. стал использоваться в германской армии для буксировки тяжелых пушек и мишеней. Различные версии этого трактора получили широкое распространение па полях Первой мировой войны, выполняя различные роли. Самая мощная версия с бензиновым двигателем «выжимала» 120 л.с.

фото трактора Landbau-motor


Артиллерийский тягач Ланц времен Первой мировой войны

Кроме того, компания даже выпускала паровые катки!

После поражения Германии в Первой мировой войне фирме пришлось сконцентрироваться на выпуске мирной продукции. В 1921 году появился первый трактор Lanz-Bulldog, ставший родоначальником большого семейства тракторов, которые находились в производстве с 1921 по 1960 год. За это время было выпущено более 220 тысяч «Бульдогов». Благодаря использованию 1-цилиндровых калильных двигателей трактора Ланц Бульдог обладали двумя важными достоинствами: неприхотливостью и низкой стоимостью, что обеспечило высокий спрос среди бюргеров.

Самый первый Бульдог, построенный в 1921 году.

Модель 1929 года с фарами в виде карбидовых ламп.

Модель, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках.

Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс.

Теперь сконцентрируемся на основной части этой статьи. Более поздние бульдоги, выпускавшиеся в 30-40х годах являются основными героями данной работы, так как я собирал модели именно таких тракторов. От ранних машин они отличались более высокой мощностью двигателя (диапазон от 20 до 55 л.с.), размерами, а также ходовой частью. Можно выделить несколько основных видов, (причем в рамках одного вида имелись трактора разных моделей, которые могли радикально отличаться друг от друга внешним обликом, мощностью двигателя, назначением и т.д.:

Lanz Acker-Bulldog – трактора с цельнометаллическим колесами для сельского хозяйства. Конструкция их колес подразумевала использование тракторов на рыхлой почве и перемещение, в основном по грунтовым дорогам. Создавались сугубо для осуществления работ в поле.

Lanz Ackerluft-Bulldog – сельскохозяйственные трактора с обычными покрышками, которые расширяли возможности использования тракторов. На них можно было комфортно перемещаться и по дорогам с твердым покрытием, соответственно спектр решаемых задач не ограничивался полевыми работами. Эти трактора могли буксировать и прицепы с грузами между деревней и городом.



Обратите внимание, что на снимке трактор с двухскатными задними колесами для уменьшения давления на грунт

Lanz Verkehrs-Bulldog – трактора-тягачи для буксирования грузов на прицепе, оснащавшиеся колесами с резиновыми бандажами или с обычными покрышками. Изначально создавались для перемещения по дорогам с твердым грунтом и использования вне сельского хозяйства. Широко использовались транспортными компаниями, в промышленности при дорожном строительстве.


Кроме того, существовало два радикально отличающихся семейства: гусеничные и скоростные Бульдоги.

Lanz Bulldog Raupe. Это гусеничная версия обычного бульдога, которая заметно отличалась конструктивно от основной версии. Главным отличием была гусеничная ходовая и рычаги управления вместо руля. Предназначалась, также, в основном для нужд сельского хозяйства, обеспечивая гораздо лучшую проходимость и меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных версий.


Lanz Eil-Bulldog (скоростной бульдог). В отличие от классических тракторов, их оснащали открытыми кабинами, оснащенными дверьми, ветровыми стеклами и складными крышами или полностью закрытыми кабинами как у грузовых автомобилей, передними и задними крыльями, автомобильными фарами, 6-ступенчатыми коробками передач, более мягкой подвеской и пневматическими шинами. Эти тягачи служили для буксировки по шоссе большегрузных прицепов полной массой 5–10 т, развивая скорость 35–40 км/ч. В основном они использовались частными транспортными компаниями для буксировки всевозможных грузов.


Lanz Holzgas Bulldog – эта ветвь эволюции появилась вынужденно, в связи с острой нехваткой топлива в Германии в годы второй мировой войны. Трактора версий Ackerluft-, Verkehrs- и Eil-Bulldog оборудовались котлами для обеспечения возможности перемещаться на угле или дровах. Таким образом, котлом мог быть оборудован как стандартный с\х Бульдог, так и тягач или Скоростной бульдог.


____________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
1-цилиндровые калильные двигатели с горизонтально расположенным цилиндром работали практически на всём, что горит — от сырой нефти и газолина до растительного масла и отработки. Первичное зажигание осуществлялось следующим образом: перед запуском двигателя калильный шар нагревался с помощью обычной паяльной лампы (!).

Лампа нагревала калильную головку, выполненную в виде сферической полости, попадая в которую топливо мгновенно испарялось. Воспламенение паров топлива происходило, как в обычных дизелях - от сжатия. Для уверенного пуска предусматривалась возможность подачи топлива спринцовкой непосредственно в калильную головку. Для дальнейшей работы внешний нагрев калильной камеры был не нужен, её температура поддерживалась на нужном уровне за счёт сгорания основного топлива. Непременной деталью конструкции всех «Бульдогов» был очень массивный маховик, позволявший трактору двигаться, пока единственный цилиндр собирался с мыслями для очередного рабочего хода. Конечно, эффективность калильного мотора была не высока, но возможность лить в топливный бак любую горючую жидкость, обеспечивала высокий спрос на эти трактора, тем более, что с каждым годом войны в рейхе усиливался дефицит топлива.

Единственным серьёзным эксплуатационным недостатком была тряска от тяжёлого чугунного поршня горизонтально перемещавшегося в цилиндре объёмом более 10 литров, и хоть в более поздних моделях применялись компенсирующие сектора на маховиках, полностью устранить вибрации оказалось невозможно.


Видеоролик, хорошо иллюстрирующий процесс запуска двигателя трактора Lanz Bulldog. Кроме того, можно оценить очень своеобразный звук работающего мотора!

_________________________________________________________________
НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
В годы Второй мировой войны трактора Lanz Bulldog активно использовались не только в тылу, но и в составе вооруженных сил. Как известно, с началом милитаризации Германии, вся автотранспортная техника была подвергнута стандартизации в интересах армии и упрощения массового производства. Например, грузовики и полугусеничные тягачи по своим характеристикам делились на несколько основных классов и заводы могли выпускать лишь эти машины. Все остальное снималось с производства. В 1939 году, программа военной стандартизации производства коснулась и тракторов фирмы Lanz. Bulldog-Programm включала в себя шесть типов тракторов, отличающихся мощностью двигателя (15, 20, 25, 35, 45, 55 л.с.). В течение всей войны эти трактора активно использовались в вермахте для буксировки различных прицепов и грузов, а в люфтваффе и кригсмарине в качестве аэродромных и портовых тягачей.



После окончания войны, «Бульдоги» не утратили популярности, ведь в опустошенной Германии потребность во всеядных и неприхотливых тракторах только увеличилась! Осовремененные Бульдоги выпускались до 1960 года. Более того, в целом ряде стран в конце 40х годов стали производится копии Бульдогов: Lanz Iberica в Испании, Le Percheron во Франции, KL Bulldog в Австралии, Ursus в Польше и El Pampa в Аргентине.

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

В 1956 году компания Heinrich Lanz AG была перекуплена крупным американским призводителем сельхозтехники Deere & Company, и переименована в “John Deere-Lanz”. В 1960 году вместе со снятием с производства семейства тракторов Bulldog, имя Lanz кануло в лету. Но на этом история не заканчивается, имя Бульдог – стало нарицательным. До сих пор, все небольшие трактора в Германии называют Бульдогами.

Кстати, в настоящее время в Германии существует несколько клубов ценителей тракторов Lanz Bulldog и огромное количество этих интересных машин разбросано по частным коллекциям. Любой желающий может увидеть все это многообразие воочию, во время регулярных слетов-состязаний владельцев тракторов и в дни сельских праздников.

Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog. Довоенная история фирмы Lanz.

Лишь любитель истории авто- и мото-техники сможет сегодня вспомнить название немецкой фирмы Lanz, а между тем, в первой половине 20го века это был один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе. Фирма ведет свою историю с 1859 года, когда молодой предприниматель Генрих Ланц (Heinrich Lanz), основал транспортно-экспедиционную компанию J.P. Lanz & Co. Позже при компании была построена ремонтная мастерская, которая преобразовалась в собственное полноценное производство, открытое в Манхайме 1870 г. Фирма специализируется на литье чугуна и выпуске различных сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, локомобилей, многофункциональных двигателей и даже…дирижаблей! Чтобы оценить масштаб этого предприятия, достаточно перечислить города, в которых располагались представительства фирмы в начале XX века: Бреслау, Берлин, Регенсбург, Амстердам, Афины, Москва, Мадрид, Лиссабон, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Данциг, Гамбург, Кёнигсберг, Кёльн, Каир, Константинополь, Одесса, Мюнхен, Париж, Ростов-на-Дону, София, Тунис, Варшава. География впечатляет!

Основатель фирмы Хайнрих Ланц

Логотип компании

В 1912 г. один из первых тяжелых тракторов фирмы Lanz «Ландбаумотор» (Landbaumotor) с 15-литровым двигателем мощностью 90 л.с. стал использоваться в германской армии для буксировки тяжелых пушек и мишеней. Различные версии этого трактора получили широкое распространение па полях Первой мировой войны, выполняя различные роли. Самая мощная версия с бензиновым двигателем «выжимала» 120 л.с.
фото трактора Landbau-motor

фото трактора Landbau-motor

фото трактора Landbau-motor

фото трактора Landbau-motor

Артиллерийский тягач Ланц времен Первой мировой войны

Кроме того, компания даже выпускала паровые катки!

После поражения Германии в Первой мировой войне фирме пришлось сконцентрироваться на выпуске мирной продукции. В 1921 году появился первый трактор Lanz-Bulldog, ставший родоначальником большого семейства тракторов, которые находились в производстве с 1921 по 1960 год. За это время было выпущено более 220 тысяч «Бульдогов». Благодаря использованию 1-цилиндровых калильных двигателей трактора Ланц Бульдог обладали двумя важными достоинствами: неприхотливостью и низкой стоимостью, что обеспечило высокий спрос среди бюргеров.

На фото: Самый первый Бульдог, построенный в 1921 году.

Модель 1929 года с фарами в виде карбидовых ламп.

Модель, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках.

Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс.

Теперь сконцентрируемся на основной части этой статьи. Более поздние бульдоги, выпускавшиеся в 30-40х годах являются основными героями данной работы, так как я собирал модели именно таких тракторов. От ранних машин они отличались более высокой мощностью двигателя (диапазон от 20 до 55 л.с.), размерами, а также ходовой частью. Можно выделить несколько основных видов, (причем в рамках одного вида имелись трактора разных моделей, которые могли радикально отличаться друг от друга внешним обликом, мощностью двигателя, назначением и т.д.:

Lanz Acker-Bulldog – трактора с цельнометаллическим колесами для сельского хозяйства. Конструкция их колес подразумевала использование тракторов на рыхлой почве и перемещение, в основном по грунтовым дорогам. Создавались сугубо для осуществления работ в поле.

На фото: Acker-Bulldog, агрегатированный с хлебоуборочной жаткой

На фото: Acker-Bulldog`и на сборочной линии завода

Lanz Ackerluft-Bulldog – сельскохозяйственные трактора с обычными покрышками, которые расширяли возможности использования тракторов. На них можно было комфортно перемещаться и по дорогам с твердым покрытием, соответственно спектр решаемых задач не ограничивался полевыми работами. Эти трактора могли буксировать и прицепы с грузами между деревней и городом.

На фото: Ackerluft-Bulldog`и на пахотных работах

Обратите внимание, что на снимке трактор с двухскатными задними колесами для уменьшения давления на грунт

Lanz Verkehrs-Bulldog – трактора-тягачи для буксирования грузов на прицепе, оснащавшиеся колесами с резиновыми бандажами или с обычными покрышками. Изначально создавались для перемещения по дорогам с твердым грунтом и использования вне сельского хозяйства. Широко использовались транспортными компаниями, в промышленности при дорожном строительстве.

На фото: некий водяной насос, прицепленный к Lanz Verkehrs-Bulldog

На фото: перевозка какой-то бочки, явно лёгкой.

Lanz Bulldog Raupe. Это гусеничная версия обычного бульдога, которая заметно отличалась конструктивно от основной версии. Главным отличием была гусеничная ходовая и рычаги управления вместо руля. Предназначалась, также, в основном для нужд сельского хозяйства, обеспечивая гораздо лучшую проходимость и меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных версий.

Lanz Bulldog Raupe

Lanz Bulldog Raupe

Lanz Bulldog Raupe

Lanz Eil-Bulldog (скоростной бульдог). В отличие от классических тракторов, их оснащали открытыми кабинами, оснащенными дверьми, ветровыми стеклами и складными крышами или полностью закрытыми кабинами как у грузовых автомобилей, передними и задними крыльями, автомобильными фарами, 6-ступенчатыми коробками передач, более мягкой подвеской и пневматическими шинами. Эти тягачи служили для буксировки по шоссе большегрузных прицепов полной массой 5–10 т, развивая скорость 35–40 км/ч. В основном они использовались частными транспортными компаниями для буксировки всевозможных грузов.

Lanz Eil-Bulldog

Lanz Eil-Bulldog

Lanz Eil-Bulldog

Lanz Holzgas Bulldog – эта ветвь эволюции появилась вынужденно, в связи с острой нехваткой топлива в Германии в годы второй мировой войны. Трактора версий Ackerluft-, Verkehrs- и Eil-Bulldog оборудовались котлами для обеспечения возможности перемещаться на угле или дровах. Таким образом, котлом мог быть оборудован как стандартный с\х Бульдог, так и тягач или Скоростной бульдог.

Lanz Holzgas Bulldog

Lanz Holzgas Bulldog

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
1-цилиндровые калильные двигатели с горизонтально расположенным цилиндром работали практически на всём, что горит - от сырой нефти и газолина до растительного масла и отработки. Первичное зажигание осуществлялось следующим образом: перед запуском двигателя калильный шар нагревался с помощью обычной паяльной лампы (!).

Лампа нагревала калильную головку, выполненную в виде сферической полости, попадая в которую топливо мгновенно испарялось. Воспламенение паров топлива происходило, как в обычных дизелях - от сжатия. Для уверенного пуска предусматривалась возможность подачи топлива спринцовкой непосредственно в калильную головку. Для дальнейшей работы внешний нагрев калильной камеры был не нужен, её температура поддерживалась на нужном уровне за счёт сгорания основного топлива. Непременной деталью конструкции всех «Бульдогов» был очень массивный маховик, позволявший трактору двигаться, пока единственный цилиндр собирался с мыслями для очередного рабочего хода. Конечно, эффективность калильного мотора была не высока, но возможность лить в топливный бак любую горючую жидкость, обеспечивала высокий спрос на эти трактора, тем более, что с каждым годом войны в рейхе усиливался дефицит топлива.

Единственным серьёзным эксплуатационным недостатком была тряска от тяжёлого чугунного поршня горизонтально перемещавшегося в цилиндре объёмом более 10 литров, и хоть в более поздних моделях применялись компенсирующие сектора на маховиках, полностью устранить вибрации оказалось невозможно.

На фото: "Рентген" передней части трактора

Видеоролик, хорошо иллюстрирующий процесс запуска двигателя трактора Lanz Bulldog. Кроме того, можно оценить очень своеобразный звук работающего мотора.