» » Инженерная техника советской армии. Инженерная техника советской армии Тип машины – катер буксирно-моторный

Инженерная техника советской армии. Инженерная техника советской армии Тип машины – катер буксирно-моторный

С этими, на первый взгляд, неказистыми и неприметными катерками я был знаком с детства, и о том что существуют такие катера с колёсами, мне нередко приходилось спорить со своими, береговыми сверстниками, которые были далеки от флотской жизни. И даже, когда я приводил спорщика на берег и показывал на колёса, которые наполовину высовывались из воды с двух бортов, то и в этом случае меня пытались переубедить, что это всего лишь кранцы, служащие для смягчения удара при швартовке.

Мы любили эти катера за то, что на полном ходу они поднимали такой вал, что все кто умел плавать прыгали в воду чтобы покачаться на волнах.

Нам, флотской ребятне очень нравилось нырять с такого катера. Корма у него удлинённая и закрывалась плоскими щитами, под которыми были установлены мощные двигателя, а так же отсек для пассажиров или десантников. Леерного ограждения не было и нырять с разбегу было одно удовольствие. А накупавшись мы вытягивались на горячей палубе и загорали, до тех пор пока не появлялись солдаты, вернувшиеся с берега.

Заметив приближение хозяев катера мы по команде прыгали за борт и расплывались в разные стороны. Тех, кто старался убежать по берегу, солдаты ловили, доставали ведро и заставляли смывать песок, который мы натаскивали за время ныряний, так как подняться на борт из воды не каждому было под силу и большинство ныряльщиков выбирались на песчаный берег, что бы снова подняться на борт.

Особо конечно же никто и не старался убежать и даже с удовольствием мыли палубу, всё это было со смехом и солдатскими прибаутками, а мы, подплывали к катеру дразнили пленных и называли их - салагами.

В первую очередь, этот катер был предназначен для использования в качестве буксира при наводке наплавных мостов из понтонно-мостовых парков, а также для буксировки перевозных паромов, собираемых из этих парков.

Во вторую - как для переправы разведывательных групп различных родов войск, а также для десантирования пехоты.

Во время сенокоса, эти катера выделяли Подсобному хозяйству, в качестве шефской помощи, для вывоза сена с островов, коих насчитывается не один десяток в районе Якутска.

Мощность двигателя около 100-120 л.с. Зависит от силовой установки. Есть модификации катера с двумя бензиновыми двигателями, а есть и с одним дизельным. У переборки по обоим бортам установлены аккумуляторы. Ёмкость баков с топливом 300 литров.

Для буксировки по суше катер оснащён собственным убираемым колесным шасси и сцепным устройством! Буксировать катер по шоссе можно было со скоростью до 60 км/ч, а по бездорожью - 20-25 км/ч. На воде скорость свободного хода катера - 21,5 км/ч.

Спуск катера на воду производится сталкиванием в воду. Машина заезжает в воду до тех пор, пока катер не всплывет. После этого моторист, находящийся в катере, вытаскивает клиновые упоры шасси и поднимает колеса в горизонтальное положение вдоль бортов с помощью ручных лебедочек.

Вытаскивание катера из воды производится в обратном порядке - катер подходит к берегу возможно ближе, моторист освобождает шасси, которые под собственным весом опускаются на дно.

Из удобств - может устанавливаться входящая в комплект катера съемная брезентовая рубка для защиты мотористов от непогоды.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМК-150

Тип машины – катер буксирно-моторный;

Масса машины (без экипажа и имущества) – 30 т;

Габаритные размеры (в рабочем положении):

длина – 8.2 м;

ширина (по колесам) – 27 м;

высота (в буксируемом положении) – 2.75 м;

высота (от киля до верха остекления) – 2.0 м;

Максимальная осадка – 0.65 м;

Тяга на швартовых – 1500 кг;

Максимальная скорость на воде (пустого) – 22 км/час;

Рабочая скорость – 9 км/час;

Максимальная скорость буксировки на суше – 40 км/час;

Средний диаметр циркуляции – вокруг своей оси при работе винтов ”враздрай”;

Время спуска на воду до момента готовности к движению – 2.5 -4.0 мин;

Время подъема из воды – 10 мин;

Запас хода по топливу – 5.5 час;

Запас топлива (бензин А-66) – 240 литров;

Экипаж – 2 чел;

Двигатели – 2 бензиновых М-51 СПЭ-3.5 ;

Мощность каждого двигателя – 45.6 квт (62 лс);

В 2015 году подмосковное предприятие АО «КАМПО» приступило к выполнению ОКР по созданию буксирно-моторного катера БМК-МТ, предназначенного для моторизации понтонных парков инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа выполняется в соответствии с тактико-техническими требованиями инженерных войск ВС РФ и во взаимодействии со специалистами ФГБУ «Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск» Минобороны России.

В этом году был построен опытный образец нового буксирно-моторного катера БМК-МТ проекта 02630. Более подробно о нем рассказывает советник генерального директора АО «КАМПО» по судостроению Эмин ГАДЖИЕВ.

Эмин Тофикович, чем была вызвана необходимость разработки нового БМК? Ведь на сегодняшний день понтонные парки инженерных войск неплохо оснащены буксирно-моторными катерами – это всем известные БМК-460, БМК-225, БМК-Т и БМК-130.

Создание буксирно-моторного катера нового проекта связано с необходимостью замены морально и физически устаревших катеров предыдущих поколений, а также с потребностью в более эффективных средствах моторизации понтонных парков.

Самые новые из эксплуатируемых в настоящее время катеров – БМК-225 - были разработаны в начале 1990-х годов, то есть более 20 лет назад. Эти катера, в свою очередь, пришли на смену катерам типов БМК-130, БМК-150 и БМК-Т, спроектированным в 1950-1970 годы. Все указанные типы БМК и по сей день используются в составе средств моторизации общевойсковых понтонных парков. В середине 1980-х началось поступление в войска катеров БМК-460, предназначенных для обслуживания понтонных парков специального назначения.

Рубка буксирно-моторного катера БМК-МТ проекта 02630.

Наш новый катер задуман как средство, обеспечивающее моторизацию всех типов понтонных парков, состоящих на вооружении инженерных войск: как общевойсковых – ПМП, ПМП-М, ПП-91, ПП-2005, так и специальных – ППС-84. По своим тактико-техническим характеристикам он способен заменить собой любой из БМК предыдущих поколений.

Задача создания нового катера стала особенно актуальной в связи с проводимым в настоящее время обновлением техники инженерных войск Вооруженных Сил РФ, в частности – оснащением частей и подразделений современными средствами преодоления водных преград.

Каковы особенности нового буксирно-моторного катера? Что отличает его от аналогов? В чем преимущества БМК-МТ проекта 02630?

Новый катер создан с учетом богатого опыта эксплуатации БМК в войсках и современных тенденций развития подобной техники. В его конструкции сочетаются наиболее удачные и проверенные временем решения, реализованные на катерах предыдущих поколений (обводы корпуса – санного типа с боковыми поплавками, движительно-рулевой комплекс в составе двух винтов фиксированного шага в насадках), с использованием самых современных технических средств, комплектующих изделий и материалов.

Основное внимание при создании БМК-МТ уделено достижению заданных тяговых и ходовых качеств с одновременным качественным повышением уровня его эксплуатационной надежности и эргономики.

Конструкция корпуса БМК-МТ выполнена в соответствии с требованиями правил Российского Речного Регистра и отличается высокой общей прочностью, стойкостью к ударным нагрузкам, характерным для специфики применения БМК, а также прочностью всех внешних водонепроницаемых закрытий (съемных листов, люков и т. д.). Этим обеспечиваются преимущества нашего катера в таких показателях надежности, как долговечность и безотказность. Этим же достигается безопасность применения катера в условиях эксплуатации, заданных заказчиком.

Механическая установка с двумя дизель-редукторными агрегатами (кстати, производства нашего предприятия) способствует хорошей живучести катера в реальных условиях боевой обстановки. По удобству обслуживания механизмов и систем механической установки (как и любого другого установленного на катере оборудования) БМК-МТ ушел далеко вперед по сравнению с любым другим известным БМК. Благодаря этому, а также кропотливому подбору основного оборудования наш катер отличается отличной ремонтопригодностью.

Особо следует отметить удачную эргономику БМК-МТ. Катер имеет просторную рубку с удобным входом через судовую дверь. Системами вентиляции и обогрева, средствами звуко- и термоизоляции в рубке создаются комфортные условия обитаемости. С рабочего места моториста, оборудованного удобным судоводительским креслом, обеспечивается круговой обзор. Стекла рубки для предотвращения отпотевания сделаны обогреваемыми. Удобство расположения всего, что должно размещаться в рубке (включая личное оружие, запасы провизии и воды и т.д.), продумано до мелочей.

Хочу отметить, что для БМК эргономика – это не только комфорт в общепринятом смысле этого слова, а средство обеспечения эффективности действий экипажа, в том числе в экстремальных условиях боевой обстановки.

На какой стадии сейчас находится проект? Какие процедуры необходимы для того, чтобы катер оказался в строю?

Строительство опытного образца катера было завершено в апреле 2016 года, а вскоре БМК-МТ успешно прошел предварительные испытания, в ходе которых полностью подтвердил назначенные ТТЗ характеристики.

В июне текущего года на реке Оке в районе города Мурома Владимирской области состоялись сравнительные испытания трех опытных образцов перспективных БМК. Помимо нашего катера участниками испытаний были БМК, построенные еще двумя предприятиями. По результатам сравнительных испытаний БМК-МТ производства АО «КАМПО» был признан катером, в котором весь комплекс требований заказчика реализован наилучшим образом.

Впереди у катера государственные испытания. Именно от их результатов зависит возможность скорейшего принятия БМК-МТ на снабжение.

Буксировка катером парома с танком.

Что оценивалось в процессе сравнительных испытаний катеров?

Оценивались самые различные показатели катера, оказывающие влияние на эффективность его использования при решении задач по назначению. В числе этих показателей – ходовые и маневренные качества, тяговые характеристики, комплекс эргономических параметров, работа специального оборудования и многое другое.

В ходе испытаний проверялась выгрузка катера с понтонного автомобиля на воду и загрузка его на автомобиль, выполнение катером различных действий на воде, как в одиночном режиме, так и при буксировках катером парома (различными способами и с различной нагрузкой, включая танк Т-80У). Испытания проводились днем и в ночное время.

БМК-МТ продемонстрировал отличные скоростные, тяговые и маневренные характеристики, возможность работы со всеми типами понтонных парков инженерных войск, а также простоту и удобство эксплуатации.

В целом испытания продемонстрировали правильность выбора основных конструктивных решений по общей компоновке, форме корпуса и типу механической установки. Одновременно были определены пути дальнейшего совершенствования конструкции катера.

Насколько известно, на судостроительном производстве «КАМПО» строятся не только буксирно-моторные катера, но и морские поисково-спасательные суда. Какие новинки предлагаются ВМФ?

Предприятием ведется строительство многофункциональных модульных катеров поисково-спасательного обеспечения (ПСО) для ВМФ. В прошлом году нами завершено выполнение государственного контракта на поставку флоту двенадцати таких катеров по проекту 23370 водоизмещением 120 т. В текущем году мы приступили к исполнению нового трехлетнего контракта на поставку в период с 2016 по 2018 годы многофункциональных модульных катеров ПСО нового проекта – 23370М водоизмещением 140 т, являющихся развитием проекта 23370.

Кроме того, АО «КАМПО» освоило строительство плавучих сооружений на базе модульных понтонных систем собственной разработки. В течение 2014 и 2015 годов нашим предприятием было поставлено для ВМФ пять модульных плавучих причалов (длиной около 48 м) и столько же модульных плавучих рабочих площадок.

Как многофункциональные модульные катера проекта 23370, так и модульные плавпричалы и рабочие площадки оснащены комплексом специализированного оборудования в составе съемных функциональных контейнерных модулей различного назначения, устанавливаемых на палубу плавсредств при помощи стандартных креплений. Контейнерные модули нашего производства выполнены в габаритах стандартных 10- и 20-футовых морских контейнеров.

Буксирно-моторный катер БМК-225 разработан и производится на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»», предназначен для моторизации понтонных парков ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91 и выполнения других задач по оборудованию и содержанию переправ.


Буксирно-моторный катер БМК-225 предназначен (в качестве резервного средства) для буксирования паромов, удержания ленты в створе моста в тех случаях, когда недостаточно моторных звеньев или часть из них выведена из строя, организации верховых и низовых речных застав, борьба с плавающими минами, диверсантами, плывущими по течению предметами, представляющими опасность для моста, ведения разведки водной преграды, организации аварийно-спасательной службы.

Каткр БМК-225 разработаны в соответствии с требованиями Минобороны РФ и Речного регистра России, что предполагает его использование в народном хозяйстве.
БМК-225 это катер полукатамаранного типа. Корпус катера состоит из трех герметичных отсеков. В среднем отсеке установлен дизельный двигатель СМД-601 мощностью 225 л. с. В моторном отсеке установлен и мощный водоотливный насос, с помощью которого возможна не только откачка воды из трюма катера, но и из речных звеньев.


На катере БМК-225 установлен двигатель СМД-601 - дизельный шестицилиндровый V-образный четырехтактный с турбонаддувом, конвертированный в судовой. Так же возможна установка дизеля ЯМЗ-236М2.
Водоходный движитель - два винта с насадками в полноповоротных колонках, которые могут поворачиваться по горизонтали на 360 град. в обе стороны, причем независимо друг от друга. Таким образом достигается абсолютная маневренность катера на воде. Он может разворачиваться на месте практически вокруг собственной оси, резко тормозить и быстро осуществлять реверс.

На суше катер перевозится (как и речные звенья парома ПП-91) на автомобилях КрАЗ-260 или Урал-53236, имеющих платформу и оснащение речных звеньев. Спуск на воду и подъем на автомобиль производится аналогично спуску и подъёму речных и береговых звеньев.


Технические характеристики буксирно-моторного катера БМК-225:
Длина, м: 9,06;
Ширина, м: 2,76;
Осадка при полном водоизмещении, м: 0,65;
Осадка при водоизмещении порожнем, м: 0,59;
Масса катера с полностью заправленными системами и с инвентарным имуществом, кг: 7450;
Энергетическая установка: дизель СМД-601;
Номинальная мощность, кВт (л.с.): 166 (225) ;
Управление дизелем: дистанционное, механическое, из рубки;
Среднечасовой расход топлива, кг: 35,86;
Среднечасовой расход масла, кг: 0,108;
Навигационное оборудование: компас КМ-100-М3;
Тяга на гаке, кгс: максимальная на швартовых – 2000, при буксировке воза со скоростью 10 км/ч при номинальной мощности – 1290;
Скорость переднего свободного хода при полном водоизмещении, км/ч: 17;
Максимальная скорость на воде, км/ч: до 20;
Диаметр циркуляции, м: не более 18;
Время непрерывной работы катера на воде без дозаправки, ч: 10;
Расчет катера, чел: 2 моториста (по штату понтонных подразделений - 1 моторист)