» » ИЖ-Планета Спорт - уникальный спортивный ИЖ! Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт.

ИЖ-Планета Спорт - уникальный спортивный ИЖ! Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт.

Ижевский завод машиностроения начал радовать мотофанатов выпуском дорожных оппозитов «Иж Планета», вот уже пятьдесят два года. Его предшественником была модель «Иж-56», которая оставила своё мотонаследие «планетарному» потомку.

К допустимому пробегу «Планет» прибавились добавочные две тысячи, а эксплуатация запчастей цилиндропоршневой, возросла на целых полторы ступени, благодаря масляному воздухоочистителю. Учитывается появление иного варианта топливного бачка, легко демонтируемого седла, сварных крыльев и глушителей, которые отчётливо видны на фото Иж Планета.

Специалисты обратят внимание на сборный прессованный коленчатый вал, блоковый картер, состоящий из двух частей со срединным разъёмом. Спереди расположилась кривошипная камера, сзади - КПП. Одноцилиндровый движок мото имеет два такта и получил воздушное охлаждение с петлевой возвратной продувкой, проходящей в две струи. Масляно-топливная смесь карбюратора возгорается в цилиндре, от электроискры. Две педали для ног, одна для кикстартера, другая под передачи, расположены на левой стороне картера.

Мотоцикл довольно лёгкий и подвижный , имеет современный, по тем временам, дизайн. Его приятный и уверенный ход не мог не радовать взор не только водителя, но и наблюдающих. Оценить все достоинства можно, посмотрев видео мотоцикла Иж Планета спорт в конце нашего обзора.

Технические характеристики Иж Планета

Чтобы иметь полное представление о возможностях первого представителя ижевских мотоциклов, обратимся к техническим характеристикам Планеты.

Внешние параметры (длина/ширина/высота) метры 2,115/0,78/1,025
База от колёса до колеса, метр 1,4
Предложенный клиренс, сантиметр 13,5
Допустимый скоростной лимит 100 километров в час
Сухая масса 158 килограмм
Объём топливного бака, литр 18
Бензиновый расход при 60 км. в час До 3,7 литров на километражную сотню
Двигательные характеристики «Иж Планета» Типаж двухтактный на один цилиндр с диаметром 7,2 см и ёмкостью на 346 см3; поршень с ходом в 8,5 см, сжатие на 6,7
Предел мощности от 4200 до 4600 оборотах в минуту, литр 13
Тип охлаждения Воздух
Механизм смазки Смешанный с бензином
Марка карбюратора К-28И
Допустимое напряжение, вольт 6
КПП На четыре ступени и два хода
Вилка Телескоп с гидравликой на пружинах
Подвеска сзади Маятник с гидравликой на пружинах
Тормоза Колодки
Колёса Послушно снимаются, спицевые
Шины в дюймах 3,25х19
Бензобак 14 литров, марка топлива-АИ-93
Бак для масла 1,5 литра; марка авиамасла-МС-20

На различных видео можно наглядно увидеть, на какие ухищрения и изобретения идут владельцы своих мотосредств, что сделать своего двухколёсного коня лучше, красивее и заметнее.

«Планета занимается спортом»

Заводские модернизации модели «Иж Планета» были многочисленны. И конечно, любая модельная линейка, просто обязана иметь в своих рядах, агрегат, класса «спорт». Одной из самых красивых и скоростных вариаций, считается Иж Спорт.

Модели спорт-класса всегда считались элитными в мотопромышленности. Им уделялось особое внимание, так как они представляли возможности отечественного производства и получала лучшую комплектацию. Спортивный мотокар отличало изящество и заметная худоба, которая видна на фото Иж Планета Спорт и очень напоминает японский тип, производимый в середине двадцатого века.

Переднее крыло, имеющее оригинальное крепление, интересная ступица и иной вариант заднего крыла, рисуют перед глазами образ, полученный миксом из “Suzuki”, “Yamaha” и “Kawasaki Samurai”. Последним отличительным штрихом, стал окрас мотоцикла: от желтого, до оранжевого с чёрными деталями и никелировкой отдельных элементов, вызывали тихий восторг. Мотолюбители, быстро оценив все прелести новенькой модели, ласково нарекли его «пёс», от сокращения «Планета Спорт» . До сих пор быть обладателем этого мотораритета считается почётным и вызывает всеобщее уважение знатоков и байкеров.

Технические характеристики Иж Планета Спорт

Первые мотовариации получили импортные батареи на аккумумлятор. Это продолжалось пока не освоили и выпустили модель 6 МТС-9. Даже первые характеристики Иж Планета Спорт вызывают уважение к производителю. Нельзя было оставаться равнодушными к резиново-подушечному креплению движка на раме, которое было настоящей инновацией. Разница в размерах колёс в один дюйм, японская электротехника - всё это казалось недостижимым.

Со временем, усовершенствования в сборку привнесли ижевские карбютраторы. У последних, конечно, величина диффузора была меньше и вырабатываемая мощность сразу падала до 28 лошадей. Внешне их можно было узнать по удлинённому крылу заднего колеса и дуговой форме трубы для выхлопа. Эти изменения можно найти на многочисленных видео c Иж Планета Спорт.

Достоинства двигателя Один цилиндр на два такта, продувка осуществляется по трём каналам, вместительность 340 см3
Заявленная мощь 32 лошад.силы на 6700 оборотах в минуту
Верхний порого крутящегося момента 34,3 Нм на 5800 оборотах в минуту
Питание Карбюраторное
Охладительный механизм Воздушный
Рекомендуемое топливо Бензин, марки АИ-93
Тид смазки Раздельный
Скоростной лимит 140 километров в час
Топливная трата на сотню километров На скорости 60 км: 4,5 литра;
На скорости 90 км: 6,5 литра
Внешние параметры (длина/ширина/высота) 2,05/0,73/1,1 метров
Протяжённость базы 1,35 метров
Допустимый клиренс 14,7 сантиметров
Трансмиссия КПП на четыре ступени
Рама Закрытого типа, сварная, прошедшая термообработку
Передняя шина 3,00 — 19 дюймов
Задняя шина 3,50 — 18 дюймов
Электрочасти Бортовое напряжение - 12 вольт; Генератор на три фазы, ток переменный на 14 вольт, мощностью 100 ватт

В силу своих высоких качественных показателей, мотоцикл Иж Планета Спорт производился исключительно на экспорт, и на его запчасти наблюдался дефицитный спрос . Счастливым обладателям скоростного агрегата ничего не осталось, как собственноручно усовершенствовать своего любимца. Аматорские модификации касались непосредственно:

  • расточки поршня М-412 (его подделывали под стандарт, либо делали схожим с поршневой 514 «Чезета»);
  • «укрутки» движка — облегчают коленвал за счёт фрезеровки;
  • изменениям в подшипниках;
  • для лучшей смазки область кривошипной камеры получает соседа в виде сальника со втулкой.

Мотоцикл ИЖ-Планета-Спорт-350 1977 года выпуска.
Этот «Спорт» я увидел случайно просматривая объявления по мототехнике в газете «Из рук в руки». Я не планировал покупки ещё одного «Спорта»… Но когда увидел его выхлопную трубу - понял, надо идти смотреть! Созвонился с хозяином - его зовут Ильнур и договорился о встрече.


Приехал, встретились, спустились в подземную парковку. Когда я увидел мотоцикл и его состояние для 77 года - сомнений уже не осталось, я его покупаю! Но Ильнур - прежний владелец мотоцикла - об этом ещё не знал.
Осмотр показал:
- практически оригинал, кроме: рычагов сцепления и переднего тормоза, звукового сигнала, зеркал заднего вида и задних амортизаторов;
- очень редкая ныне выхлопная труба - она прямая;
- пульты - Денсо;
- светотехника - Стэнли;
- резина - родная;
- двигатель - на резиновых подушках;
- пробег - небольшой, в районе 18 тыс. км;
- заводится отлично, всё работает.
Из разговора с Ильнуром стало ясно, что до него мотоцикл был в одних руках у пенсионера, который в своё время на нём только за грибами в лес ездил и хорошо ухаживал. Поэтому «Спорт» так хорошо сохранился.
Чего думать-то - надо брать! Тем более такой аппарат!
- Сколько хочешь за него? - спрашиваю.
- … тысяч, хочу современный купить, предлагают недорого, - отвечает Ильнур.
- Согласен, - говорю. Снимай с учёта - забираю. Возьми задаток.
От задатка Ильнур отказался. На следующий день снял «Спорта» с учёта в ГИБДД и пригнал его ко мне на завод. Так у меня в мастерской появился ещё один «Спорт».
Самое интересное, что мне с обоими «Спортами» дали в нагрузку ещё двух убогих «Спортов» и кучу запчастей. Я из них буду собирать эндуро в «милитари-стиле»: покраска, дуги, решётки и всё такое…

Вот мой второй «Спорт»:











ИЖ Планета Спорт - дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1974 по 1985 год.

Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 60-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие социалистические страны, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами MZ. Хотя серийный выпуск мотоцикла начался в 1974 году, в СССР первые 500 мотоциклов были реализованы в период с июня по сентябрь 1975 года, в момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1200 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1985 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились Иж-ПС первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.


Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной и существенно отличалась от остальных моделей ИЖ. Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм), оснащался японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами - время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшеством того периода. Первые партии «Планеты Спорт» оснащались японским электрооборудованием Denso, благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0х19.



Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М с меньшим диамером диффузора, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних «японцев» можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой. К 1979 году «Планеты Спорт» постепенно избавили от импортных комплектующих, ухудшив качество основных деталей.
На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневный эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15».
Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого ИЖ ПС), «Спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США.
Именно на этом мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным «тюнингом» — растачивали цилиндр под поршень М-412 либо под поршневую группу кроссовой 500-кубовой «чезетты». Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ-Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).

Техническая характеристики:
Общие данные (в скобках - данные для версий с 1979 года )
База мотоцикла 1350 (1390) мм
Длина 2050 (2070) мм
Ширина 730 (810) мм
Высота 1100 (1150) мм
Дорожный просвет 145 (135) мм
Сухая масса 135 (145) кг
Максимальная скорость 140 (130) км/час
Расход топлива:
при скорости 60 км/час 3,5 л/100 км
при скорости 100 км/час 6,5 л/100 км
Время разгона до 100 км/час 11 сек
Тормозной путь со скорости 60 км/час 12 м
Запас хода около 400 км

Двигатель:
Тип двигателя двухтактный, с трёхканальной продувкой
Число цилиндров 1
Диаметр цилиндра 76 мм
Ход поршня 75 мм
Рабочий объём 340 куб.см
Степень сжатия 9,5-10,5 (8,7-9,2)
Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин 32 (28) л.с.
Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин
Система смазки раздельная (совместно с топливом 1:25)
Система охлаждения потоком встречного воздуха
Система питания
Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
Карбюратор “Микуни” (К-62М)
Диаметр диффузора 32 мм
Производительность главного жиклёра 190 куб.см/мин

Трансмиссия:
Первичная передача косозубыми шестернями
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач четырёхступенчатая
Переключение передач ножное
Задняя передача открытая, втулочно-роликовой цепью
Передаточное число первичной передачи 2,18
Передаточное число задней передачи 2,47
Передаточные числа коробки передач:
I передачи 3,17
II передачи 1,81
III передачи 1,26
IV передачи 1,0

Ходовая часть:
Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная (!)
Передняя подвеска бесштоковая телескопическая вилка
Ход подвески 155 мм
Задняя подвеска маятниковая
Ход подвески 90 мм
Размеры шин:
переднего колеса 3,00-19″
заднего колеса 3,50-18″
Тормоза колодочные
Диаметр тормозного барабана:
переднего колеса 190 мм
заднего колеса 170 мм

Электрооборудование:
Напряжение бортовой сети 12 В
Генератор ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
Напряжение генератора 14 В
Мощность генератора 100 Вт
Аккумуляторная батарея 6МТС-9
Регулятор напряжения ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
Свеча зажигания А-23

Заправочные ёмкости и ГСМ:
Топливный бак 14 л, бензин АИ-93
Масляный бак 1,5 л, масло МС-20

Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».

Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развивали мощность 25—34 л. с. Отдельные их образцы имели такие же диаметр и ход поршня, тип продувки, крепление головки и цилиндра, тип моторной передачи, что и модель «ИЖ—Планета-спорт».

1 — педаль переключения передач; 2 — сцепление; 3 — ведущая шестерня моторной передачи; 4 — масляный насос; 5 — пробка с масляным щупом; б — щека коленчатого вала; 7 — шатун; 8 — валик привода спидометра; 9 — продувочные каналы; 10 — выпускная труба; 11 — проем для одной из четырех длинных шпилек крепления цилиндра; 12 — поршневые кольца; 13 — свеча; 14 — поршневой палец; 15 — верхняя головка шатуна с игольчатым подшипником; 16 — поршень; 17 — декомпрессор; 18 — одна из двух коротких шпилек крепления головки; 19 — гильза цилиндра; 20 — шланг подвода масла; 21 — трос управления дросселем; 22 — дренажный шланг; 23 — карбюратор с центральным расположением поплавковой камеры; 24 — поплавковая камера; 25 — шестерни коробки передач; 26 — рычаг выключения сцепления; 27 — шток выключения сцепления; 28 — ведущая звездочка главной передачи; 29 — сектор механизма переключения передач; 30, 32 — вилки переключения передач; 31 — червячный валик управления вилками; 33 — вал переключения передач; 34 — ведомая шестерня моторной передачи.

Сейчас многие из этих конструктивных решений перешли с опытных спортивных моделей на серийную, что еще раз свидетельствует о прогрессивном влиянии спорта на развитие техники.

Рассмотрим устройство двигателя «ИЖ—Планеты-спорт», новой машины, которая уже стала поступать к мотоциклистам.

Он, как и все современные мотоциклетные моторы, собран в одном блоке с коробкой передач. В передней части общего картера, имеющего продольную вертикальную плоскость разъема, расположена кривошипная камера двигателя, а в задней — коробка передач. Обращают на себя внимание непривычно малые размеры картера, достигнутые благодаря плотной компоновке деталей и боковым крышкам, максимально приближенным к ним.

Цилиндр, как и у всех ижевских мотоциклов, имеет алюминиевую рубашку и гильзу 19 из специального чугуна. Впервые такие цилиндры появились на небольшой партии кроссовых ИЖ—350С в 1948 году, а с 1956 года они уже нашли применение и на серийной дорожной модели — ИЖ—56. Преимущества их перед цельночугунными цилиндрами — меньший вес и лучшее охлаждение (алюминий обладает большей теплопроводностью), а также хорошо освоенная технология — предопределили выбор конструкторов.

Головка цилиндров отлита из алюминиевого сплава и обеспечивает необходимое охлаждение.

Цилиндр вместе с головкой крепится к картеру четырьмя шпильками, а головка, кроме того, еще двумя гайками притянута к цилиндру, в рубашку которого ввернуты две короткие шпильки.

«ИЖ—Планета-спорт» — первая серийная модель ижевского завода с трех-канальной петлевой продувкой. Интересно напомнить, что двигатели ИЖ—7 1934 года имели одноканальную поперечную продувку с дефлектором на поршне, потом, начиная с ИЖ—8, завод перешел на двухканальную петлевую продувку, и, наконец, дальнейшим логическим шагом стал переход на трехканальную продувку (левый и задний каналы 9 видны на рисунке). Она очень часто находит применение на высокофорсированных гоночных моторах, так как повышает наполнение цилиндра и улучшает охлаждение днища поршня, избавляя его от перегрева и прогара, повышает износостойкость деталей цилиндро-поршневой группы, снижает расход топлива.

Для уменьшения потерь на трение в верхней 15 головке шатуна установлены игольчатые подшипники, заменившие традиционную бронзовую втулку. Они способны выдерживать высокие обороты, более долговечны и дают прирост мощности.

Коленчатый вал неразборной конструкции установлен на трех подшипниках: двух роликовых 2505 и шариковом 304, расположенном на конце левой цапфы. Этот подшипник удерживает вал от осевого смещения. Для сообщения усилия от вала коробке передач использованы две косозубые шестерни 3 и 34. Они более надежны и долговечны, чем общепринятая цепная передача.

Одной из самых интересных новинок, впервые примененных в отечественном мотоциклостроении, является раздельная система смазки двигателя. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в соотношении 1: 25. Таким образом, его количество, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Для нормальной же смазки трущихся деталей при разных режимах работы двигателя требуется разная подача масла: чем меньше обороты и нагрузка, тем меньше надо масла, и наоборот.

Именно эти условия обеспечивает система, примененная на «Планете-спорт». Масло заливается в отдельный бачок и посредством насоса 4 подается через шланг 20 во впускную систему. Насос приводится непосредственно от коленчатого вала, а его дозирующее устройство управляется тросом, сблокированным с тросом управления карбюратором. При увеличении оборотов или нагрузки двигателя (в это время водитель «дает газ», то есть поднимает дроссельный золотник) производительность насоса растет. Для контроля за поступлением масла служит сигнальная лампа на корпусе фары, соединенная с датчиком нагнетательного клапана, который установлен на картере между цилиндром и карбюратором.

Новая система не только обеспечивает оптимальные условия смазки, но и дает экономию масла (расходуется 1,2— 2,5 процента по отношению к бензину вместо 4 процентов в обычной системе), а это положительно сказывается на смесеобразовании и уменьшает количество нагара и токсичность отработавших газов.

Двигатель снабжен карбюратором 23 с центральной поплавковой камерой 24 и диффузором диаметром 32 мм. В отличие от распространенных карбюраторов с боковым расположением камеры он более компактен и сохраняет уровень топлива, а стало быть состав смеси, постоянным независимо от продольного или поперечного наклона машины.

Если обратиться к истории, то можно узнать, что карбюраторы с центральной поплавковой камерой (ЛКЗ—22) применялись на довоенных мотоциклах ИЖ. Потом они уступили место иным конструкциям, а сейчас карбюратор с центральной камерой вновь вышел на сцену.

Модель «Планета-спорт» — первый из ижевских мотоциклов с воздушным фильтром, имеющим бумажный элемент. На ИЖах довоенных моделей и послевоенном ИЖ—350 стояли сравнительно малоэффективные сетчатые воздухоочистители. Опыт участия в кроссах принес немало полезного в области совершенствования очистки воздуха. На ИЖ—49 в 1951 году появился инерционный фильтр, позже ИЖ—56 оснастили контактно-масляным фильтром, и теперь, опираясь на практику эксплуатации машин в кроссах и многодневке, конструкторы «ИЖ—Планеты-спорт» остановили выбор на бумажном фильтрующем элементе.

Перед ними стоял вопрос и о том, как уменьшить влияние на мотоцикл и водителя вибрации, присущей одноцилиндровому двигателю. Здесь найдено такое решение: силовой агрегат, глушитель, руль, бензобак соединены с рамой посредством резиновых элементов.

Таково в общих чертах устройство двигателя нового ижевского мотоцикла.

Техническая характеристика