» » Какое масло лить в запорожец заз 968м. Спасибо тебе "запорожец"

Какое масло лить в запорожец заз 968м. Спасибо тебе "запорожец"

Мечта сбылась

Как известно, стабильность супружеских отношений во многом основана на единстве взглядов и интересов. Что касается первого, то, обучаясь с моей будущей «прекрасной половиной» в одной группе университетского филфака, мы были неразрывно связаны любовью к литературе и классической музыке. Общность же прочих интересов была основана, в основном, на страсти к путешествиям. Вот почему после женитьбы сразу же по получении дипломов нашим первым «потребительским» приоритетом стала покупка автомобиля. При этом наиболее доступным вариантом было, конечно же, самое дешевое из отечественных легковых авто - «Запорожец».

Деньги копили истово, отказывая себе во всех удовольствиях и экономя даже на питании. Впрочем, проживая в течение первых 4-х лет супружества совместно с моими родителями, особых проблем с питанием мы не ощущали. «Стартовым капиталом» послужили полторы тысячи рублей, подаренных родственниками на свадьбу. Стоит ли говорить, что в пышном свадебном торжестве мы тоже себе отказали: все прошло буднично, в узком семейном кругу, в привычной домашней обстановке.

По распределению я попал в школу-интернат для «детей с девиантным поведением», проще говоря, для трудновоспитуемых малолетних правонарушителей. Идти по стопам Макаренко было нелегко, но платили прилично, тем более, что существовала возможность дополнительных заработков на «нагрузке», совмещении должностей учителя и воспитателя, заменах и ночных дежурствах. На работе проводил весь день с раннего утра до позднего вечера, но цель оправдывала средства. Неплохо зарабатывала и супруга.

И вот, наконец, спустя три года безраздельного жмотства наша мечта сбылась! В конце мая 1984-го состоялся знаменательный поход в автосалон, где мы выбрали симпатичный рубиново красный ЗАЗ 968М с сорокасильным двигателем, благо эта новая по тем

временам модель появилась тогда в свободной продаже. Нашего железного первенца мы, не сговариваясь, сразу же ласково нарекли «Чарликом», хотя позже нередко называли его «Вампирчиком». Что и говорить: в обслуживании машинка была не из дешевых жадно поглощая денежную «кровь» из сосудов семейного бюджета.

Прививка на всю жизнь

Пригнав «Чарлика» к месту проживания и поставив его под окнами у подъезда дома (за рулем сидел кум, профессиональный водитель), на следующее же утро отправился на машине в интернат. Хотелось, разумеется, похвастать своим приобретением перед коллегами, но не только: при помощи шланга и струи теплой воды из крана школьной котельной рассчитывал «навести полный марафет», удалив с кузова .

Однако, в прямом соответствии с афоризмом из знаменитой кинокомедии, согласно которому «наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями», произошло непредвиденное: первая самостоятельная поездка закончилась аварией.

На дугообразном изгибе неширокой улицы к остановке величаво причалил огромный «Икарус» с прицепом «гармошкой», не вписавшийся в короткий заезд остановки. Не имея водительского опыта, попытался объехать препятствие, лишь в последний момент заметив несущуюся навстречу «Волгу». Уходя от лобового столкновения, повернул руль резко вправо, чтобы затормозить перед стоящим «Икарусом». Пространство для успешного маневра было благодаря невысокой скорости, да вот беда: как и многие новички, вместо педали тормоза нажал на газ, «поцеловав» корму автобуса.

Удар был несильным: водитель переполненного пассажирами монстра его даже не заметил. Я тоже, можно сказать, отделался легким испугом, да еще шишкой на лбу, треснувшись о лобовое стекло, которое не пострадало. И тут сказалось одно из важнейших преимуществ ЗАЗика в виде заднего расположения двигателя: удар самортизировали передняя панель, капот и левое крыло - эти элементы «кузовщины» изрядно деформировались, но спасли и автомобиль (геометрия кузова не нарушилась), и его водителя в лице автора этих строк.

Трудно передать словами степень моего потрясения, когда, выбравшись из машины, взглянул на нее снаружи. Психологический шок от столкновения был возведен в превосходную степень при виде смятого в лепешку передка. Гаишники прибыли сразу же, но, увидев, что обошлось без жертв, столь же стремительно убрались восвояси, не став даже составлять протокол о ДТП. Водила «Икаруса», мужик в летах, лишь сочувственно похлопал меня по плечу волосатой лапищей, решительно отказавшись от предложенной символической компенсации за моральный ущерб в виде пятирублевки на бутылку. «С тебя и так станется» - пробурчал, и погнал автобус дальше по маршруту.

Вскоре на место происшествия прибыл спаситель-кум, уселся за руль и, усадив меня рядом с собой, отправился прямиком в дебри частного сектора, к домовладению, где проживал и творил чудеса дедушка Елизар. Этот известный на весь город рихтовщик-жестянщик и маляр в одном лице походил вокруг израненного «Чарлика», что-то мыча в седые усы. Потом, остановившись возле нас, поскреб в затылке и огласил приговор. «Дело неприятное, но поправимое, обойдется весь ремонт с запчастями и покраской в семьсот целковых, придете через неделю и заберете машинку как с заводского конвейера».

Семьсот рублей - деньги немалые, учитывая, что стоимость новой машины составляла три с половиной тысячи с копейками. Но куда деваться - пришлось поскрести по сусекам, а недостающее призанять, зато и результат превзошел все ожидания. Умелец-дед оказался настоящим волшебником, и «Чарлик» словно заново родился. Детали кузова были вварены новые, благодаря искусно подобранному оттенку окрашенные поверхности стали визуально неотличимы от «родных», в общем, моя одиссея автолюбителя началась с чистого листа. Не считая, разве, того, что происшедшее явилось для меня прививкой на всю жизнь: с тех пор стараюсь ездить аккуратно и в ДТП, слава Богу, не попадал (тьфу, тьфу, чтобы не сглазить).

Плюсы ЗАЗ 958M на фоне минусов - особенности Запорожца

В общем и целом наш «Чарлик-вампирчик» оказался машиной вполне удачной, особенно радуя в весенний и осенне-зимний периоды. Не было оснований жаловаться на подвеску, не считая откровенно слабых подшипников ступиц, менять которые приходилось частенько. Не подводила и трансмиссия: за все время эксплуатации ни КПП, ни дифференциал с главной передачей, ни полуоси ремонту не подвергались.


Не могу сказать ничего плохого об автономном отопителе: при включении печки салон преобразовывался в «маленький Ташкент», хотя в первые минуты ощущался сильный запах бензина. К безусловным достоинством автомобиля можно отнести его великолепную устойчивость на трассах с твердым покрытием и прекрасную, чуть ли не вездеходную проходимость в условиях бездорожья.


Динамические характеристики довольно слабого мотора также не оставляли желать лучшего: «сотню» на трассе «Чарлик» держал без особых усилий, лишь задорно посвистывая вентилятором. К тому же движок заводился буквально с пол-оборота даже в лютые морозы, стоило лишь плеснуть на впускной коллектор немного кипятку из чайника. Ахиллесовой пятой двигателя, явно не приспособленного к эксплуатации в условиях летнего зноя, оказался частый перегрев из-за непродуманной конструкции системы охлаждения и, как следствие, быстрый выход из строя резиновых и паронитовых деталей - различных прокладок, уплотнителей, сальников и т.п. Резина под воздействием экстремально высоких температур утрачивала свои упругие свойства, твердела и трескалась, давая простор для течи масла сквозь малейшие щели в разрушенных уплотнениях. Особенно проблемными в данном отношении стали уплотнители штанг толкателей и прокладки клапанных крышек. До некоторой степени положение спасали применяемые вязкие сорта моторного масла: в летний сезон обычно заливал (и постоянно доливал) авиационное МС-20. Доставаемые правдами и неправдами импортные продукты от Liqui Moly, Shell, Mobil, Total несколько спасали положение, но панацеей так и не стали по причине тогдашнего дефицита и дороговизны. В нежаркие сезоны , покупаемым у водителей «Камазов».

Закономерным последствием «температурно-масляных» невзгод стали такие «генетические болячки», как закоксовывание поршневых колец, повышенный износ других деталей цилиндропоршневой группы, клапанов и их седел. Так что «полукапитальный» ремонт двигателя (без его демонтажа для расточки коленвала, замены коренных вкладышей и переднего сальника) пришлось осуществлять дважды. Проблемой было частое засорение масляных отверстий в полых регулировочных болтах коромысел, приводящее к непоступлению масла к толкателям. Результат - едва ли не еженедельная потребность в регулировке зазоров между коромыслами и толкателями с сопутствующим демонтажем-монтажем клапанных крышек, негативно отражающемся на состоянии уплотнительных прокладок. Ну, а, подлинной «вишенкой» на торте недостатков оказался быстро истирающийся о края трубчатых направляющих трос привода дроссельной заслонки карбюратора, в обиходе - просто «трос газа». Ох уж, этот трос газа! Ни одна болячка машины не доставляла мне столько хлопот, как его замена! Казалось бы, простейшая операция: удалить старый тросик и вместо него вставить новый. И если с «удалить» неприятностей не возникало, то процесс «вставить» мог продолжаться часами, сопровождаясь вздохами, стонами и потоками ненормативной лексики. Не стану углубляться в сущность процедуры: владельцы «Запорожцев» наверняка меня поймут и посочувствуют.

На Запорожце в путешествие

На «Запорожце» мы отъездили четыре года, за которые, без преувеличений, нам открылась новая жизнь. И так ли уж важно, что на этом романтично-розовом фоне «Вампирчик» преподносил немало технических сюрпризов!

Считаю, что важнейшим преимуществом нашей первой машины стала реализация мечты о странствиях. Общий пробег составил около ста тысяч километров. Четыре путешествия в Крым и два - в Прибалтику.


Бесконечные разъезды по близлежащим окрестностям с целью как туристической, так и поиска дефицитных книг, которые можно было встретить в райцентровских и сельских магазинчиках.

Шумные восторги Олечки - малютки- доченьки, делящей заднее сиденье с четвертым членом семейного экипажа - немецкой овчаркой Бертой. Все это - вехи истинного счастья, дарованного безвозвратно ушедшей прекрасной молодостью. Спасибо тебе за все, наш верный спутник - капризный, своенравный, но ставший таким родным незабвенный конек-горбунок по имени «Запорожец»!

Выбирая для своего автомобиля моторное масло, необходимо очень ответственно и серьезно подойди к данному вопросу. В наше время, современным иномаркам и новым авто отечественных производителей лучшим решением станут именно синтетические масла. Их стоимость больше, чем у других видов, но синтетическое масло позволит вам избежать различных проблем. Стоит отметить, что покупать товар нужно только у надежных продавцов, ведь на отечественном рынке часто встречается множество подделок, особенно популярных производителей.

Полусинтетическое масло отлично сочетается с непривередливыми автомобилями, а также не будет сильно нагружать ваш бюджет. Оно идеально подойдет для тех автолюбителей, что проживают на территории с мягким теплым климатом.

Минеральные продукты более дешевые, поэтому они более предпочтительны для машин, которые уже имеют значительную историю поездок и регулярно нуждаются в большом объеме масла. Такой вариант является наиболее эффективным для устаревших иномарок.

Чтобы более конкретно определится с выбором, вам будет полезно просмотреть наш небольшой рейтинг (сравнение) моторных масел.

Лучшее моторное масло на любой сезон

Этот товар является настоящим лидером. Представленное масло имеет улучшенные эксплуатационные качества. Вы можете путешествовать по знойному серпантину или вдоль заледеневших дорог – ваш двигатель даже не поймет разницы. Масло отлично подойдет для новых моделей, однако максимальные показатели оно показывает для иномарок, что имеют пробег от 100 000 километров. Эта марка является одной из немногих, которую советуют для авто с турбонадувом, которые используются в более сложных климатах. Оно отменно переносит сильную температуру и вовсе не замечает холод – его точка замерзания -54 градуса. Главным минусом является его высокая стоимость.

    Лукойл Люкс 10W-40 SL/CF.

Представленный полусинтетический товар почитается нашими отечественными автомобилями и бюджетными иномарками. Тем не менее, даже авто с высокофорсированными двигателями и силовые установки грузовиков прекрасно с ним взаимодействуют. Главным преимуществом такого всесезонного масла является то, что несмотря на свои «небольшие» пиковые температуры, и летом, и зимой оно одинаково стабильно работает. Главным недостатком продукции является высокая цена.

Лучшие бюджетные масла

    ТНК Magnum Super.

    Система смазки двигателей автомобилей «Запорожец»


    У двигателя автомобиля ЗАЗ -965А «Запорожец» система смазки комбинированная. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного и уравновешивающего валов, толкатели и коромысла клапанов смазываются маслом под давлением; ко всем остальным трущимся деталям масло подается самотеком и разбрызгиванием.

    Рис. 1. Схема системы смазки двигателя автомобиля ЗАЗ -965А «Запорожец»

    Масло заливают в картер двигателя через маслоналивную горловину, закрепленную на задней крышке картера. Уровень масла проверяют маслоизмерительным стержнем.



    Масло поступает через неподвижный маслоприемник с сетчатым фильтром к масляному насосу, нагнетается им в масляную центрифугу б и далее проходит ко всем точкам смазки.

    Масляный насос шестеренчатого типа расположен в нижнем приливе задней крышки картера и приводится в действие с помощью валика и шестеренчатой передачи от коленчатого вала. В корпусе насоса расположен редукционный клапан, отрегулированный на давление 4,0 кГ/см2 и перепускающий масло непосредственно в картер.

    От насоса масло по каналам в стенке картера, в опоре коленчатого вала и заднем конце вала поступает в полость центрифуги, вращающейся вместе с валом. В центрифуге масло, направляемое маслоотражателем, приобретает вращательное движение, и механические примеси, имеющиеся в масле, вследствие возникающей центробежной силы отбрасываются к наружным стенкам крышки. Очищенное масло по центральному каналу вала поступает к заднему коренному подшипнику и к заднему шатунному подшипнику.

    По боковому каналу в корпусе задней опоры вала и картера масло поступает из коренного подшипника в главную магистраль, расположенную вдоль картера с левой стороны. Из магистрали масло проходит к среднему и переднему коренным подшипникам коленчатого вала и по каналам в валу ко всем остальным шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек обеспечивается дополнительная центробежная очистка масла. Масло, разбрызгиваемое при вращении коленчатого вала, смазывает стенки цилиндров и поршневые пальцы.

    Из заднего коренного подшипника коленчатого вала масло по вертикальному каналу проходит к задней опоре распределительного вала и через отверстие в шейке поступает внутрь вала, проходя к задней опоре уравновешивающего вала, к приводным шестерням и к передней опоре распределительного и уравновешивающего валов.

    Из вертикального канала картера масло также поступает в два горизонтальных канала, расположенных в картере около толкателей обеих групп цилиндров. Из этих каналов масло в момент совпадения с ними наружной канавки толкателя поступает пульсирующей струей через канал в сухаре в трубчатую штангу и далее через канал в регулировочном винте и коромысле проходит к втулке коромысла. Излишнее масло стекает по штанге вниз и через нижнее отверстие в толкателе поступает на кулачок распределительного вала.

    Масло, скапливающееся в карманах головок цилиндров, стекает обратно в картер по специальным маслосливным трубкам.

    Из правого горизонтального канала масло через калиброванное ограничивающее отверстие поступает в трубчатый масляный радиатор, расположенный в передней части двигателя под кожухом системы охлаждения. Охлажденное масло сливается из радиатора по каналу в картер двигателя.

    Вентиляция картера закрытая. Воздух поступает в картер из-под крышек клапанов по маслосливным трубкам. С обоих концов коленчатого вала в картере поставлены самоподжимные сальники.

    К главной масляной магистрали двигателя присоединен датчик контрольной лампы аварийного давления масла, которая расположена на щитке приборов. Лампа загорается в случае недопустимого падения давления в системе смазки.

    О недостаточном давлении в системе смазки двигателя автомобиля Запорожец сигнализирует контрольная лампа на щитке приборов, которая загорается при снижении давления до 0,4-0,8 кг/см 2 .

    Давление в системе смазки двигателя автомобиля Запорожец в первую очередь зависит от величины зазоров в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала, исправности масляного насоса, регулировки редукционного клапана. Менее вероятные причины пониженного давления - это засорение центробежного маслоочистителя (центрифуги), загрязнение сетки приемного фильтра маслонасоса, нарушение плотности прилегания сопрягаемых деталей на переднем конце коленвала или ослабление затяжки болта крепления корпуса центрифуги.

    Прежде всего необходимо убедиться, действительно ли произошло снижение давления, так как загорание контрольной лампы может быть по причине неисправности датчика аварийного давления. Следует заметить, что загорание лампы допускается на прогретом двигателе, работающем на малых оборотах холостого хода и при движении со скоростью до 40 км/ч на четвертой передаче.

    Чтобы установить причину загорания лампы, нужно на место датчика ввернуть контрольный манометр и по его показаниям установить истинное давление в системе смазки. При частоте вращения коленчатого вала 3000 об/мин и температуре масла 80°С давление должно быть не менее 2 кг/см 2 . Если давление нормальное, а лампа загорается, придется заменить датчик. При давлении ниже нормы необходимо проверить чистоту центробежного маслоочистителя, сетки маслоприемника, затяжку болта крепления корпуса маслоочистителя. Если эти меры не помогли - двигатель требует ремонта с заменой вкладышей коренных и шатунных подшипников, шлифовкой или заменой коленчатого вала. В процессе ремонта нужно разобрать масляный насос, проверить зазоры между зубьями шестерен и корпусом, между торцами шестерен и крышкой- изношенные детали заменить, при заметном износе крышки - прошлифовать ее.

    Если двигатель работает нормально (не дымит, нет стука, расход масла в норме), как временную меру можно применить более густое масло, или в существующее масло добавить до 50% по объёму авиационного масла МС-20, МК-22, К-19.