» » Повторная протяжка гбц. Повторная протяжка гбц Момент затяжки шатунных болтов змз 405

Повторная протяжка гбц. Повторная протяжка гбц Момент затяжки шатунных болтов змз 405

Как мы уже успели выяснить, ГБЦ является одним из важнейших узлов двигателя. Если вы чувствуете уверенность и обладаете навыками владения слесарным инструментом, то протяжка головки блока цилиндров труда не составит. Осталось определиться для чего и как проводить протяжку ГБЦ.

Когда нужна протяжка головки блока цилиндров

Может быть, не все автолюбители знают, но современные автомобили не нуждаются в профилактической протяжке головки блоков цилиндров.

Ранее протяжка ГБЦ являлась обязательным пунктом первого ТО, затем ситуация изменилась. Даже относительно современных ВАЗовских двигателей. Протяжка головки блока цилиндров, в основном, сегодня требуется для старых моделей двигателей ВАЗ, УАЗ, Москвич и т.д.

Основной причиной, которая подвигает владельца авто задуматься о необходимости протяжки ГБЦ, являются «мокрота» в месте соединения головки и блока. Это указывает на существующую утечку масла.

Причин может быть несколько. Наиболее традиционные: выход из строя , коробление ГБЦ в результате незамеченного вами перегрева двигателя, либо изначально неверно затянутые болты головки блока цилиндров. Если вам делали «капиталку» на автосервисе.

Как проводится протяжка болтов головки блока цилиндров

С изучения. Именно с изучения Руководства по ремонту вашего автомобиля, желательно оригинального. Именно там производитель укажывает всё, что необходимо для затяжки ГБЦ. А необходимо вам знать:

  • порядок (схему) затяжки болтов головки блока цилиндров;
  • какой требуется момент силы затяжки;
  • какие болты применяются для затяжки ГБЦ.

Болты для затяжки головки блока цилиндров – разговор особый. Дело в том, что в современных двигателях для ГБЦ применяются болты с особыми характеристиками. Так называемые «пружинные» болты, которые благодаря своим свойствам после первоначальной протяжки на заводе, не нуждаются в дополнительной.

Более того, при попытках сделать протяжку болтов головки блока цилиндров, в силу «текучести» металла, они будут вытягиваться. В результате вы можете получить разрыв болта.

Во время ремонта ГБЦ нужно ставить прокладки, которые не дают усадки. Это исключает необходимость протяжки болтов головки блока цилиндров.

Но, если уж вы решили, что протяжка болтов головки блока цилиндров вам крайне необходима, то делать ее следует с «мануалом» от производителя и при помощи динамометрического ключа. Движение в движение, цифра в цифру. Самодеятельность из расчёта «про запас» здесь не нужна.

Контроль затяжки ГБЦ

Чтобы ваша душа была спокойна, и коль скоро вы решили сделать протяжку болтов головки, то существует методика контроля момента затяжки болтов ГБЦ. Естественно, при помощи динамометрического ключа.

К болту прикладывается момент, равный моменту страгивания болта. После начала поворота, нужно контролировать момент страгивания. Если он не увеличился, значит всё в порядке, болт начал растягиваться.

Если же момент начинает расти, то значит, что болт не достиг предела текучести. Здесь нужно производить затяжку болта ГБЦ до стабилизации момента затяжки.

При контроле затяжки болтов головки блока цилиндров, обратите внимание на две особенности. Если к болту приложен момент в 20кГсм, но момент текучести не был достигнут, то болт подлежит замене, так как он имеет повышенную прочность.

Если же в момент затяжки болта вы увидели, что момент уменьшается, то это означает разрушение болта, и он, однозначно требует замены.

Такие требования к болтам головки блока цилиндров объясняются просто: они работаю в постоянном режиме нагрев – охлаждение.

Удачи вам, и пусть затяжка болтов головки блока цилиндров своими руками, пройдёт успешно.

И снова здравствуйте:) Однако меня частенько спрашивают- “нужна ли повторная протяжка гбц?”. Есть много кто, которые считают, что поставил головку, затянул и не трогай ее больше.

В процессе своей довольно таки долгой работы мотористом, а это уже больше чем четверть века, я на своём опыте убедился, что если поленишься протянуть головку через время положенное для протяжки ея, то ещё через некоторое время, а это в большой части зависит от манеры езды водителя и расстояния одномоментно пройденной, придётся снимать.

Обычно прокладка сгорает в течение года, аи если человек едет на большое расстояние, то и через месяц. Поэтому мой совет таков: нельзя ехать далеко с непротянутой головкой, а иначе вам придется ее снимать в дороге. Но знаете, я заметил, если техника пришла прямо с завода, то через положенный для протяжки пробег, головки редко ослабевают. Возможно, что материал прокладки, который там ставят другой.

Так через сколько нужно протягивать головку цилиндров? В среднем через тысячу км. пробега. Так написано в инструкции и это подтверждается практикой. В инструкции по т.о. также написано, что через десять тысяч нужно ещё раз протянуть или проверить протяжку головки.

Ну в большинстве случаев хватало одной протяжки. Но редко конечно, но были случаи, что когда сгорела прокладка, то головка была слабой даже после одной протяжки. По моему это все зависит от материала прокладки гбц, Которая сильно усаживается, а которая и совсем не проседает.

Физика сего явления, а именно ослабления протяжки головки очевидна. Обычно головки цилиндров алюминиевые, а болты или шпильки крепления ещё стальные. При нагреве же у алюминия коэффициент расширения больше чем у стали и когда движок нагревается, то головка расширяясь сдавливает прокладку как прессом, а когда остывает, то отпускает ещё и прокладка уже сдавлена, а болты есессно ослабляются.

Есть правило: нельзя протягивать горячий двигатель, только холодный. Скажу вам список движков, которые нужно протягивать из своего опыта, с которыми я имел дело, а именно: змз405,406,409. движки Змз-402, УАЗ 417,421. Двигатели змз 511,512,523, зил-130, Урал.

Про другие не скажу, но обычно вазовские головки редко просаживаются. Про иномарки тоже не могу ничего сказать, потому что перебирал их мало, а п***ть попусту не хочу. На этом пока все.

Так к какому же мы пришли выводу? А вот к какому! протягивай вовремя головки! А то сгорят к hujam прокладки!

Нет еще не все. Чтобы не мучится с повторной протяжкой головки, при этом приходится разбирать чуть ли не половину движка, для того чтобы убедится, что она не прослабла, а иной так и бывает. Зависит от материала прокладки. Сразу и не угадаешь.

Для того чтобы не протягивать повторно головки, можно поставить металлопакет. Про то, можно почитать . И хотя я писал про Уаз-патриот, это может относится ко многим движкам. Удачи друзья!

 :

Предварительная затяжка;

Выдержка не менее 1 мин 15 сек;

Доворот на угол 90

Болты крепления головки цилиндров к крышке цепи



Болты крепления крышек распределительных валов



Стяжной болт коленчатого вала

170-220 (17,0-22,0)

Болты крепления звездочек распределительных валов

Болты крепления звездочек промежуточного вала

2. Прочие соединения:

Пробки грязеуловительных полостей коленчатого вала

Болты крепления сальникодержателя

Болты нижнего успокоителя цепи

Болты среднего и верхнего успокоителей цепей

Болты опоры натяжного устройства цепи

Болты рычага натяжного устройства цепи

Болты крышек гидронатяжителей

Болты крепления передней и задней крышек головки цилиндров

Болты крепления масляного картера

Гайки крепления масляного картера

Болты усилителя картера сцепления

Штуцер масляного фильтра

Болты крышки привода масляного насоса



    Наименование соединения

    Кол-во соединений

    Момент затяжки, Н·м (кгс·м)

    Винты крепления корпуса термостата к головке цилиндров


    Винты и гайки крепления крышки цепи и водяного насоса


    Болт крепления водяного насоса к крышке цепи

    Гайки крепления выпускного коллектора

    Гайки крепления впускной трубы

    Гайки крепления ресивера

    Болты крепления крышки клапанов

    Винт крепления автоматического механизма натяжения ремня привода агрегатов

    Хомуты шлангов охлаждения

    3,9-6,0 (0,39-0,6)

    Болты крепления картера сцепления

    Болт опоры вилки выключения сцепления

    Болты крепления стартера

    Гайки крепления генератора к верхнему и нижнему кронштейнам

    Гайка крепления шкива на валу генератора

    Свечи зажигания

    Гайки крепления катушек зажигания

    Гайка крепления датчика детонации

    20 0,5 (2,0 0,05)

    Датчик температуры охлаждающей жидкости

    Датчик сигнализатора аварийного давления масла

    Винты крепления дросселя

    Винты крепления топливопровода с форсунками

    Болт датчика синхронизации

    Болт датчика фазы

    Неуказанные детали с коническими резьбами:



    Наименование соединения

    Кол-во соединений

    Момент затяжки, Н·м (кгс·м)


    Приложение 3

    Подшипники качения, применяемые в двигателе ЗМЗ-40524


    Наименование подшипника

    Обозначение

    Количество, шт.

    Носка первичного вала коробки передач (в маховике):

    Радиальный шариковый однорядный с двумя защитными шайбами или

    402.1701031 (6203ZZ.Р6Q6/УС9)

    Радиальный шариковый однорядный с двухсторонним уплотнением

    402.1701031-01 (6203.2RS.P6Q6/УС9) или

    402.1701031-02 (6203.2RS2.P63Q6/У.С30)

    Рычаг натяжного устройства со звездочкой в сборе с подшипником

    Автоматический механизм натяжения ремня привода агрегатов в сборе с роликом с подшипником



    Манжеты, применяемые на двигателе

    Приложение 4



    Наименование


    Обозначение

    Количество, шт.

    Манжета передняя коленчатого вала

    ф.«Rubena», Чехия

    Манжета задняя коленчатого вала

    406.1005160-03, ОАО «ВЭЛКОНТ»,

    г.Кирово-Чепецк

    или 2108-1005160, ОАО

    «Балаковорезинотехника», г. Балаково

    или 4062.1005160* (546.941), ф.«Elring»,

    Германия

    или 4062.1005160-01* (03055VOOA),

    ф.«Rubena», Чехия

    Уплотнение водяного насоса

    40522.1307020* (94412) ф.«MTU», Италия



    Маслоотражательный колпачок впускных и выпускных клапанов в сборе

    406.1007026-03* (648.32G) ф.«Rubena»,

    или 406.1007026-04* (2108-1007026-02),

    ОАО «ВЭЛКОНТ», г.Кирово-Чепецк

    Кольцо уплотнительное носка коленчатого вала

    406.1005044*

    (038-044-36-2-2 ГОСТ 18829-79)


    Приложение 5

    Дисбаланс вращающихся деталей, допустимый при сборке двигателя



    Метод балансировки

    Допустимый дисбаланс, г·см не более


    Способ устранения дисбаланса

    Коленчатый вал

    Динамичес- кий

    в плоскостях, проходящих

    через крайние коренные шейки

    Высверливание отверстий ¯ 14 мм на глубину не более 25 мм в радиальном направлении из противовесов. Пересечение отверстий и выход на поверхности торцев противовесов не допускается


    Рис. 3.6. Балансировка коленчатого вала:

    – база установки коленчатого вала на станок;


    – прижим

    Шкив- демпфер коленчатого вала

    Статический

    Высверливание отверстий ¯ 10 мм на глубину не более 12 мм с учетом конуса сверла в диске демпфера в радиальном направлении на расстоянии 10,5 мм от задней плоскости. Расстояние между осями отверстий не менее 18 мм



    • Обозначение в ОАО «ЗМЗ»



Рис. 3.7. Балансировка шкива-демпфера: 1 - шкив-демпфер; 2 - оправка; 3

Приспособление для статической балансировки

Маховик с ободом

Статический

Высверливание отверстий Ø 14 мм на глубину не более 12 мм с учетом конуса сверла со стороны противоположной креплению сцепления на радиусе 115 мм. Сверлить не более 10 отверстий. Расстояние между осями не менее 18 мм


Рис. 3.8. Балансировка маховика: 1 - маховик; 2 - оправка; 3 - приспособление для статической балансировки

Нажимной диск сцепления в сборе

Статический

50 - при проверке

15 - при балансировке

Установка в отверстия фланца кожуха балансировочных грузиков или высверливание во фланце кожуха на диаметре 273 отверстий Ø 9 мм между отверстиями под грузики

Ведомый диск сцепления в сборе

Статический

30 - при проверке

15 - при балансировке

Установка балансировочных грузиков

Приложение 6

Инструмент и приспособления для ремонта двигателя Инструмент разработанный ОАО «ЗМЗ»


Обозначение

Наименование

Съемник шкива-демпфера коленчатого вала

Приспособление для напрессовки шестерни и ступицы на коленчатый вал

Съемник звездочки и втулки коленчатого вала

Приспособление для напрессовки звездочки коленчатого вала

Оправка для запрессовки сальников

Приспособление для засухаривания и рассухаривания клапанов

Клещи для снятия и установки поршневых колец Ø 95,5 мм

Оправка для сжатия поршневых колец Ø 95,5 мм

Ключ для отворачивания масляного фильтра

Оправка для центрирования ведомого диска сцепления

Оправка для напрессовки маслоотражательных колпачков


Инструмент разработанный ОАО «ГАЗ»



Обозначение


Наименование

Приспособление для снятия и установки шкива-демпфера коленчатого вала и снятия звездочки коленчатого вала

Комплект оправок для напрессовки маслоотражательных колпачков клапанов

Ключ для снятия масляного фильтра

Переходник к приспособлению 6999-7697 для установки шкива- демпфера коленчатого вала

Приспособление для выемки подшипника переднего конца валика КПП из маховика

Съемник подшипника переднего конца валика КПП из маховика

(совместно с приспособлением 6999-7810)

Струбцина для сжатия пружины клапана

Переходник к струбцине 6999-7931 для сжатия пружины клапана



Обозначение


Наименование

Съемник масляного фильтра

Приложение 7

Эксплуатационные материалы, применяемые в двигателе


Наименование и обозначение марки


Периодичность смены


Объем, заправляемых

в изделие


Примечание


Основные


Дублирующие


Зарубежные

Основная марка

Дублирующ

Ая марка

Топливо:

Неэтилирован ный автомобильны й бензин 91...93 RON (RON –

октановое число по исследователь скому методу)

«Регуляр Евро-92»

ГОСТ Р 51866

«Премиум Евро-95»

или «Супер Евро-98» ГОСТ Р 51866

Масло моторное по СТО ААИ 003:

Масло моторное по SAE J 300,

API 2 :

Сухого двигателя без учета

заправочного объема радиатора

Диапазон температур применения:

SAE 0W-30, API SL

от минус 30 °С до плюс 20  С

SAE 0W-40, API SL

от минус 30 °С до плюс 25  С

SAE 5W-30, API SL

от минус 25 °С до плюс 20  С

SAE 5W-40, API SL

от минус 25 °С до плюс 35  С

Схема установки и клеймения крышек распределительных валов


I - передняя крышка;
II - вал впускных клапанов;
III - вал выпускных клапанов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Снимаем наконечники со свечей зажигания вместе с высоковольтными проводами.


Снимаем катушки зажигания (см. Проверка и замена катушек зажигания). Катушки можно оставить на крышке, отсоединив от них низковольтные провода.
Отсоединяем от карбюратора тросы привода дроссельных и воздушной заслонок (см. Снятие карбюратора).
Снимаем решетку и верхнюю панель облицовки радиатора (см. Снятие решетки облицовки радиатора и Снятие верхней панели облицовки радиатора).
Отсоединяем провода от датчиков температуры и давления масла (см. Замена датчиков указателя температуры, Замена датчиков давления масла) отгибаем скобы крепления проводов…

…и снимаем провода с двигателя.

Ослабляем хомут и отсоединяем малый шланг системы вентиляции картера.

Ключом «на 12» отворачиваем восемь болтов крепления крышки головки блока.

Снимаем крышку.

Проворачивая коленчатый вал головкой «на 36», выставляем его в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра, (риска на шкиве коленчатого вала должна совпасть с выступом на передней крышке блока цилиндров,…

…а метки на звездочках распределительных валов должны быть развернуты в противоположные стороны и находиться на уровне верхней кромки головки блока.

ВНИМАНИЕ
о время дальнейшей работы не проворачивайте коленчатый вал.

Для удобства снимаем топливный насос (см. Снятие топливного насоса двигателя ЗМЗ-4063) и, не отсоединяя шлангов, отводим его в сторону (можно оставить топливный насос на крышке).

Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта (два нижних — короткие).

Снимаем переднюю крышку головки блока цилиндров...

И уплотнительную прокладку.

Шестигранным ключом «на 6» отворачиваем два винта…

…и снимаем верхний успокоитель верхней цепи.

Тем же ключом отворачиваем два винта крепления среднего успокоителя.

Ослабляем натяжение цепи на участке около среднего успокоителя, повернув вал выпускных клапанов по часовой стрелке ключом «на 17» за болт крепления звездочки (или ключом «на 30» за четырехгранник выполненный на валу).

Снимаем средний успокоитель.

Удерживая вал выпускных клапанов ключом «на 30», ключом «на 17» отворачиваем болт крепления звездочки.

Снимаем звездочку с вала выпускных клапанов.


Аналогично отворачиваем болт крепления звездочки вала впускных клапанов.

Снимаем эксцентрик привода топливного насоса…

…и звездочку вала впускных клапанов.

Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления передней крышки распределительных валов.

Снимаем переднюю крышку…

…и пластиковые вкладыши ограничения осевого перемещения распределительных валов.

Головкой «на 12» последовательно по пол-оборота ослабляем затяжку болтов крепления крышек распределительного вала до тех пор, пока пружины клапанов не перестанут поджимать валы.

Окончательно отворачиваем болты и снимаем крышки.

Снимаем распределительный вал.


Аналогично снимаем второй распределительный вал.
Перед установкой распределительных валов смазываем моторным маслом их опорные шейки, кулачки, а также постели в головке и крышках.

Вал выпускных клапанов устанавливаем штифтом направо (глядя спереди), а впускных — штифтом вверх. При этом валы находятся в устойчивом положении (для наглядности шланг радиатора снят).


Распределительные валы впускных и выпускных валов взаимозаменяемые, но...

ВНИМАНИЕ
Обратите внимание на правильное положение штифтов в отверстиях фланцев распределительных валов.

Каждую крышку устанавливаем на свое место, согласно порядковому номеру, выбитому на ней.

Крышки ориентируем так, чтобы выбитая на них цифра была обращена к наружной стороне головки.


Болты крепления крышек затягиваем моментом 1,9-2,3 кгс.м, после чего…

…поворачиваем вал впускных клапанов так, чтобы его штифт располагался напротив верхней кромки головки блока.


Устанавливаем на валы звездочки с надетой на них цепью, начиная с распределительного вала выпускных клапанов.

При натянутой ветви цепи со стороны среднего успокоителя метка на звездочке должна быть расположена напротив верхней кромки головки блока.


Устанавливаем средний успокоитель на место и ставим вторую звездочку.
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.

ВНИМАНИЕ
После установки гидронатяжителя...

Проверяем совпадение всех меток на шкиве коленчатого вала и звездочках. В противном случае снимаем неправильно установленную звездочку и, переставив ее на одну секцию цепи, устанавливаем заново.

Для притирки клапанов...

Наносим притирочную пасту на фаску клапана и устанавливаем клапан в соответствующую направляющую втулку головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ 406.
Закрепляем на ножке клапана приспособление для притирки и...

...прижимая клапан к седлу, попеременно поворачиваем его в обе стороны.

Продолжаем притирку до тех пор, пока уплотняющая фаска клапана полностью по всей своей ширине и длине не станет матовой и чистой.
Так же должна выглядеть и фаска на седле клапана.
Стираем ветошью с клапана и седла остатки пасты.
Аналогично притираем остальные клапаны. Перед сборкой головки блока цилиндров ЗМЗ 406 керосином или дизельным топливом промываем головку, очищаем масляные каналы от отложений. Затем вытираем поверхности чистой ветошью и продуваем каналы сжатым воздухом.
Собираем и устанавливаем головку блока цилиндров ЗМЗ 406 в обратной последовательности. Маслосъемные колпачки заменяем новыми. Перед установкой клапанов их стержни покрываем моторным маслом.
Из резьбовых отверстий блока цилиндров под крепежные винты головки удаляем остатки масла и охлаждающей жидкости.


На привалочную плоскость передней крышки блока цилиндров (на участке контакта с прокладкой головки блока) наносим герметик.
Прокладку головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ 406 заменяем новой. Устанавливая головку блока цилиндров на блок, следим, чтобы она «села» на установочные втулки. Перед установкой винтов крепления головки блока цилиндров наносим на их резьбовую часть моторное масло.
Винты затягиваем динамометрическим ключом в два этапа, соблюдая последовательность их затяжки. Предварительно затягиваем их моментом 50 Нм, затем окончательно - 140 Нм.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Установив все снятые детали и узлы, заполняем систему охлаждения жидкостью и заменяем масло в двигателе