» » Самодельный щуп для клапанов 0 05. Регулировка клапанов ваз своими руками

Самодельный щуп для клапанов 0 05. Регулировка клапанов ваз своими руками

Регулировка клапанов - операция ответственная, стоит недешево. Владельцы многих современных авто избавлены от расходов благодаря гидроопорам (гидрокомпенсаторам) - они поддерживают нужный зазор автоматически. Но усложнение системы снижает ее надежность (пусть даже теоретически) и ремонтопригодность. Скажем, «Хонда», известная супернадежными моторами, не спешит отказываться от привычного упорного винта с контргайкой, тем более что заводская регулировка зачастую сохраняется и через 100 тыс. км. Из отечественных машин подобной стабильностью зазоров могут похвастать лишь отдельные экземпляры «самар» и «десяток».

В механизме с регулировочными шайбами (переднеприводные ВАЗы) при отсутствии посторонних звуков проверять зазоры достаточно раз в 30 тыс. км. На отечественных машинах с рычагами в приводе ГРМ («Жигули», «Москвич», «Волга», «Запорожец») это желательно делать при каждом ТО. Подобный привод в иномарках требует меньше внимания (например, на «Хонде» - раз в 40 тыс. км).

Основные принципы регулировки большинства моторов схожи. Прежде всего дайте двигателю остыть. Чем ближе будет его температура к указанной в руководстве по ремонту (обычно 15–25°С), тем точнее измерения. С увеличением температуры зазоры растут, и многие мастера регулируют их «на горячую», внося поправку. Однако для разных двигателей эта зависимость неодинакова, да и остывают детали с разной скоростью. Поэтому лучше не торопиться, а, пока остывает, сменить масло, фильтры, проверить работу светотехники и т. п.

На многих автомобилях зазор измеряется под регулировочным винтом и для его контроля достаточно обычного набора щупов шириной около 10 мм. Для «классики» понадобится широкий щуп (фото 1). Узкий может дать ошибку из-за перекоса рычага клапана. В «Жигулях» зазоры для впускных и выпускных клапанов одинаковы и равны 0,15 мм (допустимый разброс 0,14–0,17 мм). Измерить зазор с такой точностью одним щупом непросто, но подходящих наборов в продаже не встретишь, поэтому приходится тренировать чувствительность мышц. Если щуп 0,15 мм гнется, но в зазор не входит, клапан «пережат». Если щуп проходит почти без усилия, зазор велик.

Иногда точно выставить зазор не удается - при затяжке контргайки он «уходит». В этом случае его можно оставить больше, но ни в коем случае не меньше положенного. Многих вводит в заблуждение поправочная таблица, в которой указаны зазоры для «горячей» регулировки - они тем больше, чем горячее двигатель. Но не стоит забывать, что они даются для остановленного двигателя. На работающем моторе зазоры не увеличиваются, а, наоборот, уменьшаются, так как клапаны нагреваются (и удлиняются) намного сильнее других деталей газораспределительного механизма.

Мотор с «перетянутыми» клапанами работает тише, но на некоторых режимах клапан может перестать закрываться, его тарелка не сможет отдать тепло головке цилиндров, начнет перегреваться еще больше и т. д. Кончается этот процесс прогаром клапана; двигатель троит, не тянет. Иногда осколок тарелки повреждает поршень и цилиндр. Убедиться, что клапаны были перетянуты, можно, сняв распредвал: на тыльной (нерабочей) стороне кулачков увидите следы износа.

Как показывает опыт, нерабочая поверхность кулачков распредвала «Жигулей» не всегда идеальна: эксцентриситет (биение) порой достигает 0,04 мм. Это выяснится, если проверить зазор при разном положении кулачка - после закрытия клапана и перед его открытием. Так, установив распредвал в положение, когда метка (лунка) на его шестерне направлена вверх, проверяем зазоры у клапанов 6, 7, 8, 4. Повернув коленвал на 180° (распредвал повернется на 90°), проверяем клапаны 7, 4, 3, 1. Еще один поворот - 3, 1, 2, 5 и, наконец, 2, 5, 6, 8. Если результаты измерений совпали для всех клапанов - вам повезло. Иначе при выставлении зазора придется ориентироваться на наиболее «зажатое» место.

Для регулировки зазоров на «Жигулях» продаются специальные приспособления с часовым индикатором. Теоретически они обеспечивают большую точность, чем щуп, и позволяют регулировать зазоры на неостывшем двигателе. На практике не все гладко. Так, в нашем приспособлении для одновременной регулировки пары клапанов (фото 2) оси отверстий под индикатор не совпадают с осями регулировочных болтов. В результате ножка индикатора смещается от середины рычага (в кружке на фото 2). В свободном состоянии рычаг нередко слегка перекошен, что вносит ошибку в измерения, хоть и небольшую. Другое приспособление (фото 3) мы вообще не смогли без доработки установить на двигатель: головка винта упиралась в индикатор. Пришлось сточить ее, как показано стрелкой на фото 4.

В двигателях, подобных VAZ 2108 , где зазоры регулируют подбором шайб, точность регулировки обеспечить намного легче. Да и допуск для «Самары» втрое больше, чем для «классики». Зазоры впускных клапанов - 0,20±0,05 мм, выпускных - 0,35±0,05 мм. Если у впускных клапанов щуп 0,15 мм не входит в зазор между шайбой и распредвалом или же проходит щуп 0,25 мм (для выпускных - 0,3 и 0,4 мм соответственно) - регулировка обязательна. Для этого понадобится специальное приспособление (фото 5). Его закрепляем на шпильках крепления крышки головки цилиндров штатными гайками с шайбами.

Поворачиваем коленвал так, чтобы кулачок регулируемого клапана был направлен вверх. Маленьким шприцем отсасываем масло из углублений вблизи толкателей (фото 6) - так удобнее ориентировать толкатель и извлекать шайбу. Шилом или тонкой отверткой поворачиваем толкатель так, чтобы прямоугольный вырез «смотрел на нас» (фото 7). Нажимая рукой на рычаг приспособления, утапливаем толкатель и устанавливаем между его бортиком и распредвалом фиксатор (фото 5). Шилом подцепляем шайбу и пинцетом извлекаем ее (фото 8). Не суйте под распредвал пальцы - если фиксатор толкателя вдруг выскочит, серьезной травмы не избежать. Толщину новой шайбы (она маркирована на ее поверхности) подбираем с учетом фактической толщины старой, измеренной микрометром (фото 9). Если последняя несильно изношена, ее можно использовать повторно, при регулировке других клапанов. Для хранения шайб очень удобна касса с кармашками из полиэтиленовой пленки. Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз, после чего приспособлением вновь утапливаем толкатель и извлекаем фиксатор.

Владельцы иномарок иногда переделывают «восьмерочное» приспособление, а порой обходятся и без него - фиксатором толкателя подходящего размера. Для этого, вывернув свечи, поворачивают коленвал, пока толкатель не утопит кулачок распредвала, вставляют фиксатор и аккуратно вращают валы дальше, пока кулачок не сойдет с шайбы. После замены шайбы вращают распредвал назад специальным ключом за его шестерню. За коленвал вращать нельзя, иначе ремень нагружается неправильно.

Использовать шайбы меньшего диаметра или обтачивать большие не стоит. Эрзац-шайба в таком ответственном и высоконагруженном узле быстро износится, а то и хуже - испортит другие детали. К тому же порой удается обойтись вообще без покупки шайб, просто поменяв их местами.

ЧТОБЫ ИЗМЕРИТЬ ТОЧНЕЕ:

1. Дайте двигателю остыть до температуры 15–25°С.

2. Замеры проводите не менее двух раз, провернув распредвал на полный оборот. Если результаты не совпадают, измерьте зазоры еще раз.

3. По возможности используйте пару щупов - «проходной» и «непроходной».

Регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ своими руками, с фото отчетом пошаговых операций.

В этом положении можно отметить на корпусе распределителя зажигания метку 4. Она должна находиться точно напротив метки 1, поршень четвертого цилиндра в верхней мертвой точке.

Весь смысл регулировки заключается в установке зазора между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана 15 в положении, когда поршень находится в верхней мертвой точке и кулачек максимально отведен от рычага 15. Рычаг 15 одним концом опирается на сферическую головку регулировочного болта 17 и удерживается пружиной 16, а другим, имеющим специальную выемку для удерживания рычага на клапане, опирается на торец клапана. В головку цилиндров ввернута втулка регулировочного болта 17. Регулировка производится посредством завинчивания (зазор увеличивается) или отвинчивания регулировочного болта (зазор уменьшается). Регулировочный винт стопорится контргайкой 18.

Таким образом, чтобы отрегулировать тепловой зазор клапана, необходимо отпустить контргайку 18, вставить щуп 0,15 мм между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана и вращать регулировочный болт 17, поступательно перемещая щуп в зазоре, пока щуп не будет выходить с усилием.

Подготовительные работы закончены. Поршень четвертого цилиндра в верхней мертвой точке. Метка на звездочке распределительного вала (круглая метка зенковка) совмещена с продольной меткой на корпусе подшипников распределительного вала.


Приступаем к регулировке зазора 8 кулачка 4 цилиндр (отсчет клапанов начинается от передней части двигателя) и 6 кулачка 3 цилиндр. Смазанный маслом щуп 0,15мм, вводим между 7 и 8 кулачками до упора, затем при движении щупа в обратную сторону, одновременно смещаем щуп вправо, в зазор между кулачком и рычагом привода 8 клапана. При вытягивании щупа наполовину, он уже полностью должен находиться по ширине в зазоре под 8 кулачком. Для протягивании щупа в зазоре необходимо приложить значительное усилие, чем больше – тем лучше.

  • Увеличенные зазоры в этом механизме газораспределения могут привести к выбиванию рабочей поверхности рычагов привода клапанов и кулачков распределительного вала. Происходит это потому, что рычаг привода клапана расположен консольно на головке регулировочного болта, опирается на клапан и не имеет оси, какую имеют коромысла рычагов на «Волгах» и «Москвичах». Поэтому, при увеличенном зазоре, на больших оборотах, появляются ударные нагрузки.

В качестве эксперимента, были проверены тепловые зазоры, установленные на заводе- изготовителе, на нескольких новых автомобилях ВАЗ. Щуп трудно вводился в зазор и вынимался с очень большим усилием. Поэтому, для облегчения регулировки я и применяю щуп 0,14мм. Усилие перемещения этого щупа ощутимое, но можно сказать, он с небольшим усилием должен перемещаться взад-вперед. После такой регулировки, при проверке щупом 0,15мм и получается нужное усилие перемещения щупа.

Если при проверке, щуп перемещается очень легко – нужно отпустить ключом №17 контргайку регулировочного винта, а ключом №13 отвинчивать регулировочный болт, при этом, не вынимая щуп из зазора. Проворачивая регулировочный болт, щупом постоянно проверяем усилие перемещения.


Если со щупом 0,14мм появляется ощутимое усилие перемещения щупа, но его свободно, без заеданий можно перемещать взад-вперед, удерживаем ключом №13 регулировочный болт, а ключом №17 затягиваем контргайку. После этой операции снова проверяем зазор щупом 0,14 мм. Если после затяжки контргайки усилие не изменилось, проверяем зазор щупом 0,15 мм. Если этот щуп со значительным усилием проходит в зазоре, регулировка зазора восьмого кулачка завершена. Точно так же регулируем зазор на шестом кулачке. Если зазоры восьмого и шестого кулачков отрегулированы и проверены, проворачиваем пусковую рукоятку на половину оборота (180 0). Наружный контакт ротора распределителя зажигания переместится на ¼ оборота и должен совместиться с меткой 2 на корпусе распределителя зажигания. Поршень второго цилиндра в верхней мертвой точке.

  • В этом положении распределительного вала нужно острым кернером нанести метку на звездочке распределительного вала напротив продольной метки на корпусе подшипников распределительного вала. Это необходимо для облегчения следующих регулировок.

В этом положении регулируются зазоры 4 кулачка второго цилиндра и 7 кулачка четвертого цилиндра.


После регулировки и проверки зазоров 4 и 7 кулачков проворачиваем пусковую рукоятку на половину оборота. Наружный контакт ротора распределителя зажигания должен совместиться с меткой 1 на корпусе распределителя зажигания. Поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке.

В этом положении регулируются зазоры 1 кулачка первого цилиндра и 3 кулачка второго цилиндра.


После регулировки и проверки зазоров 1 и 3 кулачков проворачиваем пусковую рукоятку на половину оборота. Наружный контакт ротора распределителя зажигания должен совм еститься с меткой 3 на корпусе распределителя зажигания. Поршень третьего цилиндра в верхней мертвой точке.

  • кернером наносим метку на звездочке распределительного вала напротив продольной метки на корпусе подшипников распределительного вала.

В этом положении регулируются зазоры 5 кулачка третьего цилиндра и 2 кулачка первого цилиндра.


После регулировки и проверки зазоров 5 и 2 кулачков регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ считается законченной. Можно еще раз пройти по кругу, уже ориентируясь на новые нанесенные метки на звездочке распределительного вала, проверить зазоры на всех кулачках. После этого ставим новую прокладку и закрываем крышку головки блока цилиндров. И проводим работы по сборке в обратной последовательности. Как видите, можно выполнять сложные регулировки автомобиля своими руками .

Возникнут вопросы по ремонту автомобиля – пишите [email protected] .

Регулировка клапанов Два щупа вместо одного

При регулировке клапанов на «Жигулях» инструкция рекомендует пользоваться щупом толщиной 0,15 мм, который должен выходить из зазора с некоторым усилием. Эта работа требует навыка, иначе она занимает очень много времени и не дает уверенности в точности регулировки. Лучше всего производить измерение зазора двумя щупами - «непроходным» толщиной 0,16 мм и «проходным» - 0,14 мм. Если первый не входит в зазор между рычагом и кулачком, а второй входит без усилия, значит, действительная его величина лежит в пределах от 0,145 до 0,155 мм, что и требуется. Этот способ легче, чем с использованием одного щупа.

Изготовить скобу

При регулировке клапанных зазоров в двигателях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 на станциях техобслуживания применяют довольно сложное приспособление для сжатия и фиксации пружин.

Но можно обойтись только скобой, показанной на рисунке, выполняя работу следующим образом. Вращайте распределительный вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны ремня), пока нужный кулачок не сожмет пружину настолько, чтобы скоба своей нижней гранью С уперлась в ребро направляющего цилиндра толкателя, а грань В встала на ребро самого толкателя. Поддерживая ее, вращайте вал далее, пока кулачок не перестанет давить на регулировочную шайбу, миновав ее Теперь замените шайбу, а затем освобождайте и снимайте скобы, вращая вал в обратную (против часовой стрелки) сторону, чтобы избежать встречи клапана с поршнем (рис. 14).

Так удобнее

Регулировать клапанные зазоры на двигателе ВАЗ-2105 будет удобнее, если на шкиве распределительного вала, который имеет 42 зуба, через каждые 10,5 зуба, начиная от заводской метки, сделать «зарубки» кернением или стойкой краской. Такая разметка упрощает установку вала в процессе регулировки.

Для точной установки вала

При регулировке зазоров клапанов у автомобилей «Жигули» распределительный вал требуется поворачивать последовательно на 90 градусов. Измерять этот угол прихо

дится приблизительно, поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота.

Чтобы более точно устанавливать распределительный вал, предлагаем на его звездочке нанести дополнительные метки (хотя бы кернером), как показано на рис. 15.

Готовые метки

Регулировать клапанные зазоры на «Жигулях» нужно поочередно в четырех положениях распределительного вала. Чтобы точно находить их, сделайте простое приспособление. На вышедшей из строя крышке распределителя срежьте (как показано на

Рис. 15. Расположение меток на звездочке: 1 - существующая метка; 2 - дополнительные метки. Прочие цифры - порядковые номера зубьев от первой метки