» » Урал 4320 бронированный. Грузовик, одетый в броню: на что способен новейший «Урал-ВВ

Урал 4320 бронированный. Грузовик, одетый в броню: на что способен новейший «Урал-ВВ


БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ «УРАЛ-4320-ВВ»

ARMORED VEHICLE «URAL-4320-VV»

01.10.2013
ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ УРАЛ-4320ВВ НА ВЫСТАВКЕ RUSSIA ARMS EXPO

На IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов «Russia Arms EXPO 2013» автомобильный завод «Урал» впервые представил принципиально новый защищённый автомобиль Урал-4320ВВ.
Автомобиль создан по техническому заданию главного командования внутренних войск МВД России. Он может использоваться для перевозки личного состава и имеет бронезащиту, предохраняющую экипаж и десант от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств.
Полноприводный автомобиль на базовом шасси Урал-4320 имеет однообъёмный бронированный кузов для размещения 17 бойцов и мощную противоминную защиту, способную выдерживать подрыв ВУ массой до 2 кг в тротиловом эквиваленте.
На автомобиле установлен дизельный двигатель ЯМЗ 4-го экологического класса мощностью 270 л. с.
Компоновка позволяет смонтировать различные варианты размещения оборудования и боевых модулей в зависимости от поставленной задачи. Таким образом, автомобиль станет основой для целого семейства тактических защищённых автомобилей не только для МВД, но для ряда других силовых структур.
otvaga2004.ru

25.10.2013
МВД РОССИИ ПОЛУЧИТ НОВЫЕ БРОНЕМАШИНЫ ДЛЯ РАЗГОНА МИТИНГОВ

Автомобильный завод «Урал» в 2014 году изготовит по заказу главкомата Внутренних войск МВД России первую партию из восьми новых бронеавтомобилей «Урал-4320ВВ». Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил ведущий инженер-конструктор «Урала» Виктор Сурков. По словам заместителя командира Центра спецназначения «Витязь» ВВ МВД полковника Константина Быстрова, машина «идеально подходит» для разгона несанкционированных митингов и акций.
«Из-за больших габаритов и ограниченного сектора обстрела этот автомобиль вряд ли будет использоваться в боевой обстановке, непосредственно в бою, а вот для разгона несанкционированных митингов и различного рода акций хулиганствующей толпы он подходит идеально», ? отметил Быстров.
Масса новой машины составляет 18 тонн. Она оснащена бронированным корпусом шестого класса защиты (выстрел из винтовки СВД пулей калибра 7,62 миллиметра со стальным термоупрочненным сердечником); боковые стороны и верх «Урала-4320ВВ» закрыты бронированием пятого класса защиты (выстрел из СВД пулей калибра 7,62 миллиметра с обычным стальным сердечником). Корпус автомобиля может защитить экипаж из 18 человек от подрыва двух килограммов взрывчатых веществ.
Бронекорпус «Урала-4320ВВ» ? однообъемный с двумя боковыми дверями модулей управления и боковой дверью обитаемого броневого отсека с правой стороны и двумя распашными? сзади. «Одним словом, в случае необходимости, экипаж машины может заблокироваться изнутри и вести огонь из бойниц, а также из двух верхних отсеков», ? отметил Сурков. Машина способна развивать скорость до 90 километров в час, а запас ее хода составляет около 1100 километров.
Стоимость «Урал-4320ВВ» составляет около десяти миллионов рублей. Как ожидается, войсковые испытания нового бронеавтомобиля начнутся в ноябре текущего года.
Лента.ру

Бронированный автомобиль «Урал-4320-ВВ» разрабатывался специально для нужд внутренних войск МВД. Он будет использоваться для перевозки личного состава, и обладает высокой степенью защиты военнослужащих от огнестрельного оружия и других поражающих факторов. В ряде случаев он вполне успешно заменяет привычный БТР. В то же время, в отличие от бронетранспортера, «Урал» является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения дорожной полиции.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула – 6?6
Полная масса, кг – 18300
Масса снаряженного автомобиля, кг — 15300
Масса перевозимого груза, кг – 3000
Масса буксируемого прицепа, кг – 11500
Распределение полной массы автомобиля, кг:
на передний мост – 5300 (6500)
на заднюю тележку – 12000
Габаритные размеры, мм – 8500 x 2550 x 3100
Максимальная скорость, км/ч – 90
Запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/ч, км – 1100
Дорожный просвет, мм – 400
Внешний габаритный радиус поворота по буферу, м – 11,4
Преодоление препятствий:
подъем, % – 60
Двигатель: ЯМЗ -6565(ЯМЗ-536), дизельный,
номинальная мощность, кВт (л.с.) – 198 (270)
Трансмиссия – Механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом, средний и задний мосты с блокировкой межколёсных дифференциалов. Агрегаты оборудованы системой герметизации.
Рабочая тормозная система – Двухконтурная с пневмогидравлическим или пневматическим приводом
Бронекорпус – Однообъемный, бронированный, с двумя боковыми дверями в модуле управления, с боковой дверью обитаемого отсека с правой стороны и двумя распашными дверями расположенных сзади.
посадочных мест (включая водителя) – не менее 15
Бронезащита – по ГОСТ Р 50963-96:
периметр и крыша бронемодуля - класс 5;
(спереди и остекление - 6 класс);
моторный отсек - класс 3;
ветровое стекло - класс 6;
защита от подрыва под днищем - 2 кг.
Шины – 425/85 R21 КАМА-1260, КАМА-1260-1, 390/95 R20 КАМА-Урал, 14.00-20 ОИ-25 с регулируемым давлением
Емкость топливных баков, л – 200+200
Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км – 34,5

Источники: warfiles.ru, az-ural.livejournal.com и др.

____

Специфика выполнения служебно-боевых задач подразделениями войск Росгвардии, особенно в последние годы, предполагает частые переброски личного состава, военных и других грузов в условиях угрозы нападения на колонны бандформирований, передвижения по участкам дорог, на которых могут быть установлены взрывные устройства.В этих случаях использование многоцелевых армейских автомобилей связано с высоким риском для жизни военнослужащих и потери (приведения в негодность) перевозимого груза, что порой равнозначно невыполнению боевой задачи. Применение для решения таких задач боевых машин пехоты или бронетранспортеров, особенно в условиях мирного времени, имеет ряд ограничений, связанных с обеспечением сопровождения этих машин при движении по дорогам общего пользования, возможным раздражением местного населения и т.д., что снижает оперативность действий частей и подразделений.

Почему «Урал-ВВ», а не «Тайфун-У»?

Как показал опыт военных конфликтов и проведения контртеррористических операций, решение указанных выше задач наиболее эффективно осуществляется с использованием защищенных многоцелевых автомобилей. Они имеют высокую мобильность, способность передвигаться, как по дорогам общего пользования, так и по пересеченной местности. Высокая проходимость имеет большое значение, поскольку выбор маршрутов движения колонн, не привязанных к дорогам общего пользования, снижает риск попадания их в засады или подрыва на взрывном устройстве, которые обычно устраиваются дорогах.

На момент начала разработки «Урала-ВВ» уже были готовы образцы миннозащищенных бронированных автомобилей «Тайфун-У». Казалось бы, можно использовать для нужд внутренних войск (ВВ) МВД, а затем и Росгвардии такие машины. Однако, по мнению командования внутренних войск «Тайфун-У», созданный по заказу МО РФ не вписывался под требования специфики действий ВВ, прежде всего из-за сложности конструкции и цены машины.В связи с этим, в 2013 году под руководством главного конструктора «Автозавода «УРАЛ» Олега Якупова и главного конструктора по специальным проектам Валерия Дмитриева на базе автомобиля Урал-4320-70 совместно со специалистами «НИИ Стали» был создан бронированный автомобиль с однообъемным бронированным корпусом, получивший обозначение Урал-432009 или «Урал-ВВ».

Все гениальное просто

Создание машины на базе шасси серийного автомобиля позволило повысить унификацию, снизить стоимость, как самой машины, так и эксплуатационных расходов.

Одной из особенностей бронеавтомобиля «Урал-ВВ» является то, что в конструкции машины не используются импортные комплектующие. Еще одним преимуществом «Урал-ВВ» является то, что он может эксплуатироваться по дорогам общего пользования без каких-либо ограничений. От базового автомобиля Урал-4320-70 бронированный автомобиль «Урал-ВВ» унаследовал непревзойденную проходимость по бездорожью.Высокая подвижность машины обеспечена мощным 6-цилиндровым рядным турбодизелем ЯМЗ-536. Машина уверенно передвигается как по снегу глубиной до 1 метра, так и по песчано-пустынной местности, преодолевает водные преграды в брод или затопленные участки местности глубиной до 1,9 м, горные перевалы высотой более 3000 м, крутые подъемы, спуски и косогоры.

Бронированный корпус способен защитить находящихся в машине экипаж и перевозимый личный состав или груз от огня из основных видов стрелкового оружия, а также от подрыва на различных взрывных устройствах. Фронтальная проекция машины и все стекла обеспечивают защиту от попадания бронебойных пуль Б-32, выпущенных из винтовки СВД с любого расстояния (6а класс по ГОСТ Р 50963-96). Остальные проекции корпуса и крыша выдерживают попадания 7,62-мм пуль с термоупрочненным бронебойным сердечником автомата АКМ с любого расстояния (5-й класс по ГОСТ). Изнутри бронированный корпус покрыт антиосколочной защитой (АОЗ), представляющей собой пакеты специальных материалов на основе отечественных арамидных тканей. Помимо защитных свойств АОЗ также играет роль термо- и шумоизоляции, а также придает более эстетический вид внутреннему интерьеру машины.

Высокая противоминная стойкость, а это подрыв взрывных устройств мощностью до 2 кг ТНТ под днищем или колесом, обеспечена специальной формой днища бронекорпуса, высоким его расположением над уровнем земли, а также установкой в нем специальных антитравматических кресел с ремнями безопасности.

«Урал-ВВ» способен перевозить 17 полностью экипированных бойцов, включая водителя или до 3 т груза. Для ведения огня из индивидуального оружия экипажа и десанта во всех бронестеклах сделаны закрывающиеся амбразуры.

Тернистый путь к успеху.

«Урал-ВВ» имеет высокие эксплуатационные характеристики и рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при безгаражном хранении, при температурах окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 45°С (предельные эксплуатационные температуры от минус 50 до плюс 50 °С).И если каким-то из образцов техники в силу некоторых обстоятельств удавалось сравнительно быстро и легко пройти испытания и попасть в ряды штатной техники, то для «Урала-ВВ» путь этот был тернистым. Зато можно смело сказать, что каждая цифра характеристик машины проверена неоднократно и соответствует.

Машина зимой проходила испытания на эксплуатационную пригодность при низких температурах на Севере в районе Сыктывкара в январе-феврале месяце, когда температуры там падали ниже минус 45°С. Проверялись работа агрегатов, способность машины двигаться по глубокому снегу. Самое главное, проверялась эргономика, насколько находящемуся в машине экипажу было комфортно в условиях таких низких температур.

В августе машину гоняли по астраханским степям при температурах +45°С в тени, по пескам, в пыли. А личный состав, находящийся в машине целыми днями, оценивал работу системы кондиционирования воздуха.

Для оценки надежности работы машины в условиях высокогорья, машина поднималась по склонам Эльбруса. Конечно, на саму двуглавую вершину машина не заходила, но на перевалы на высотах более 3 500 м поднималась.В ходе этих испытаний произошел интересный случай. С целью изучения проходимости машину направили по руслу горной реки. В одном месте об находящийся под водой и потому невидимый водителю, валун был снесен левый топливный бак. Система переключила подачу топлива на другой бак, водитель не заметил потерю бака и переехал его задней парой колес. В общем бак пришлось потом ловить внизу течения реки.

Испытания огнем

Отдельно стоит рассказать о баллистических и взрывных испытаниях «Урала-ВВ». Обстрел машины производился высококлассными специалистами института «Спецтехника и связь» (СТиС) МВД России. На госиспытаниях при первом же выстреле было получено пробитие через замок верхнего люка. По идее, можно было завершать испытания, но по дружбе испытатели продолжили обстрел машины, найдя еще три слабых места. После доработок испытания повторились вновь. И снова стрелки нашли слабое место. Вновь доработка и новые испытания, но в этот раз слабых мест больше не было. Думаю, что не все, принятые на снабжение бронеавтомобили, смогут пройти испытания на баллистическую стойкость у этих специалистов, а зарубежные образцы не пройдут и вовсе. Кстати, все эти испытания буквально через несколько месяцев были проверены боем - один из «Уралов-ВВ» опытной партии попал в засаду террористов на Северном Кавказе. Машина выдержала обстрел, экипаж огнем из индивидуального оружия смог подавить засаду, все вернулись на базу без потерь, своим ходом.

Последним этапом стало испытание на подрыв. По техзаданию машина должна выдержать подрыв 2 кг ТНТ под колесом или днищем. Первый подрыв провели под передним правым колесом. Поскольку мне нужно было произвести съемку в салоне машины в момент подрыва, то я попросил не глушить двигатель, чтобы свет в салоне горел. Подорвали, подошли к машине: двигатель работает, свет горит, все датчики в норме.

Подорвали 2 кг под центром днища корпуса. Эффект тот же. Подорвали 2 кг под левым средним колесом. Все в норме. И тут самое интересное. Осталось 6 кг тротила, сдавать его обратно на склад - еще сложнее, чем получить со склада. Приняли решение положить эти 6 кг под среднее колесо и взорвать. Подорвали, и машина выдержала! Датчики показали норму! Машина задним ходом (переднего колеса не было) могла двигаться. Через пару месяцев, этот самый «Урал-ВВ» участвовал в демонстрационной программе выставок вооружения, и выступал там, преодолевая различные препятствия, как ни в чем, ни бывало.

В декабре 2015 года Урал-432009 («Урал-ВВ») был принят на снабжение ВВ МВД РФ, а теперь несет службу в подразделениях Росгвардии. Выход «Урала-ВВ» на Красную площадь вполне закономерный результат.

Одной из характерных особенностей боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах является активное вооружённое противоборство на коммуникациях. Для надёжного обеспечения безопасного прохождения колонн по маршрутам движения организуется и осуществляется большой и сложный комплекс организационных (прикрытие колонн боевыми машинами, боевыми вертолётами и огнём артиллерии, охрана «узких» мест маршрутов и т.п.) и технических мероприятий (повышение огневой мощи и защищённости боевых машин, совершенствование средств разведки, особенно инженерной и т.п.). Одним из них является повышение индивидуальной защищённости автотранспорта от огневого воздействия противника.

В ходе первой чеченской кампании (1994-1996) в воинских частях Вооружённых сил РФ появилось некоторое количество автомобилей «Урал-4320» с локальной бронезащитой. Несмотря на определённое несовершенство схемы и конструкции, их практическое применение получило положительную оценку.

Армейский (ВС РФ) «Урал 4320» с локальной бронезащитой, Чечня, Ханкала, сентябрь 2002 г.

Полученный опыт был учтён и в ходе второй чеченской кампании, т. е. контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, продолжающейся с августа 1999 г. до настоящего времени. Бронированные «Уралы» в довольно больших количествах появились в войсках Министерства обороны и воинских частях и органах МВД РФ, входящих в состав Объединённой группировки войск (сил).

В группировке Вооружённых сил они поступили на вооружение как воинских частей, так и комендантских рот военных комендатур районов.
Бронирование этих машин было произведено по единому образцу и, как правило, включает:
- полное закрытие с трёх сторон (спереди и бортов) передней части автомобиля с находящимися в ней двигателем и другими агрегатами;
- полное закрытие бронелистами кабины водителя, причём вместо обычных стёкол в соответствующих бронелистах устанавливаются пуленепробиваемые стеклоблоки (но заметно меньшего размера, чем обычное остекление);
- прикрытие бронелистами топливного бака и некоторых агрегатов трансмиссии;
- установка на грузовой платформе (в кузове) открытого сверху «короба», собранного из стальных бронелистов. Для входа и выхода из этого «бронекороба» имеется двустворчатая, закрываемая изнутри дверь в кормовой части.





Армейский (ВС РФ) «Урал 4320»с локальной бронезащитой, вид с левого борта и сзади, Чечня, Ханкала, сентябрь 2002 г.

Для ведения огня из стрелкового в бортах и кормовом листе имеются бойницы, по конструкции такие же, как на БТР - 60ПБ. В случае необходимости, огонь по верхним этажам зданий или склонам гор можно вести поверх бортов.

Высота стенок этого бронекороба равняется примерно величине роста среднего человека. Размещается личный состав вдоль стен на обычных откидных скамейках. Более того, в целях защиты от непогоды такие машины часто укомплектовываются тентами, прикрывающими бронекороб сверху со специальными вырезами для бойниц (имеются и необходимые дуги). Толщина и качество бронелистов таково, что, по отзывам военнослужащих, выполнявших задачи на таких автомобилях, оно вполне обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков мин.

Но с учётом того, что противник в последнее время очень часто использует в качестве фугасов (управляемых по проводам или по радио) такие мощные боеприпасы, как 152-мм и 122-мм артиллерийские снаряды, или 120-мм мины, устанавливаемые сбоку от полотна дороги, появилась настоятельная необходимость увеличить толщину брони и в целом защищённость этих грузовых автомобилей.

Да и вообще, по мнению автора и оценкам, услышанным им от множества военнослужащих, за семь (!) лет боевых действий в Северо-Кавказском регионе давным-давно уже можно и нужно было качественно усовершенствовать схему бронирования и увеличить её непробиваемость (автор имеет в виду, что прочность бронезащиты можно увеличивать не только за счёт утолщения стальных бронелистов). Но, по-видимому, на это как всегда нет финансовых средств, а что касается цены солдатских жизней... В какие времена в России они ценились выше всего?

Армейский бронезащищённый «Урал» одной из комендантских рот со смонтированным на нём умельцами-контрактниками 12,7-мм пулемётом НСВ. Очень грамотно и удобно, автор сам попробовал. Такие «доработки» на армейских машинах не были редкостью, октябрь 2002 г., Чечня

Другая версия бронезащищённого «Урала» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ, ноябрь 2002 г., Чечня




Бронезащищённый «Урал» воинских формирований МВД РФ (с барбетом на крыше и тремя дверями), июнь 2000 г., Ханкала, Чечня


Эти бронезащищённые машины редко используют по прямому назначению - для перевозки материальных средств. В подавляющем большинстве случаев эти машины используются для перевозки личного состава (особенно в комендантских ротах военных комендатур) к месту выполнения служебно-боевых задач или для перевозки стрелковых подразделений непосредственного охранения автоколонн. В этих случаях организуется их тесное взаимодействие с машинами, вооружёнными ЗУ-23-2.
Но наиболее интересные, с технической точки зрения, образцы бронезащищённых машин были созданы для воинских формирований МВД и подразделений Внутренних войск МВД РФ. По всей видимости, их специалистами был тщательно изучен опыт применения таких автомашин в войсках Вооружённых сил и были сделаны соответствующие выводы. Поэтому они изготовлены более продуманно и хорошего качества.

Особенностью является то, что эти машины были изначально созданы именно в качестве защищенного транспорта для перевозки личного состава подразделений МВД (в т.ч. - ВВ МВД) в районы проведения специальных операций.

Передняя часть машин с водительской кабиной собрана сразу со встроенной и навесной бронезащитой, достаточно большими, для лучшего обзора, стеклопакетами бронестёкол.



Бронезащищенный «Урал» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ. Антенны на кабине и дугах кузова принадлежат съемной системе РЭБ, Чечня, ноябрь 2002 г.

На крыше водительских бронекабин над местом командира машины имеется ещё и верхний люк. Это удобно и для наблюдения и, при необходимости, для ведения огня. При возникновении определённых, неблагоприятных обстоятельств, что вполне возможно в ходе выполнения служебно-боевых задач, через него можно и покинуть машину.

На грузовой платформе (в кузове) смонтирован бронекороб. В его бортах и кормовом листе имеются открывающиеся изнутри бойницы. Над каждой из них имеется достаточно большой стеклопакет из пуленепробиваемых стёкол, что обеспечивает лучшие условия для наблюдения и корректирования огня.
Толщина брони бронекоробов этих машин (МВД) почти втрое превосходит толщину бронелистов армейских «Уралов» с локальной защитой.
Следует отметить, что на многих бронезащищённых машинах устанавливается специальная аппаратура РЭБ, надёжно подавляющая радиоканалы управления радиоуправляемых фугасов.

В ходе своих командировок в Чеченскую Республику автор видел два вида бронезащищённых грузовых автомобилей, используемых в воинских частях ВВ МВД и воинских формированиях (органах) МВД РФ. Отличия, в целом, непринципиаль ные. У одних на крыше бронекороба имеются два широких круглых барбета, для ведения огня в верхней полусфере и поверх бортов, а также три двери - в кормовом листе и передней части каждого борта. У других значительно лучше защищена передняя часть с двигателем, а также водительская кабина, даже в бронестёклах которой имеются закрывающиеся небольшие бойницы для ведения огня командиром машины из личного оружия. На этом типе машин имеются две одностворчатые двери, побортно, но лишь только в кормовом листе, пакеты с бронестёклами смонтированы с наружной части бортов, бойницы в бортах - круглой формы.

Бронезащищённые «Уралы» воинских частей и подразделений Вооружённых сил (Российской армии) эксплуатируются, как правило, без тентов и имеют однотонную, выгоревшую на солнце тёмно-зелёную окраску. Часто умельцами-контрактниками из комендантских рот военных комендатур районов, на передней части их бронекоробов устанавливается пулемётное вооружение (12,7-мм крупнокалиберные пулемёты НСВ «Утёс» на станке или 7,62-мм ПКМ).
Бронированные «Уралы» воинских формирований МВД РФ (с круглыми барбетами на крыше бронекороба) окрашены в обычный, также выгоревший на солнце, тёмно-зелёный цвет. Но чаще всего и эти машины, и бронезащищённые «Тралы» подразделений ВВ МВД РФ окрашиваются в однотонный тёмно-жёлтый цвет.



Вид спереди на кабину и вид слева на бронекороб бронезащищенного «Урала» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ, Чечня, ноябрь 2002 г.



Интерьер бронекороба этой машины, ноябрь 2002 г., Чечня

Никаких особенных надписей и рисунков, как правило, на этих машинах всех силовых ведомств не имеется. Исключение составляют лишь некоторые армейские машины, на дверях кабин которых могут быть нанесены большие белые буквы «К» произвольных размеров в белом круге или без него, что свидетельствует и их принадлежности к комендантским ротам военных комендатур.

Результаты применения этих машин при выполнении боевых и специальных задач в первой и второй чеченских кампаниях, в целом, оказались положительными.

Особенно широкое применение бронезащищённые автомобили находят в ходе выполнения служебно-боевых задач воинскими формированиями МВД РФ (ОМОНЫ, СОБРы и т.п.) и некоторыми подразделениями ВВ МВД РФ. Как правило, с одной целью - безопасной перевозки личного состава к месту выполнения задач и обратно.

Практически создалось положение, при котором эти машины фактически выполняют функции бронетранспортёров (БТР). Но они значительно дешевле в изготовлении и эксплуатации, хотя в необходимой мере обеспечивают защиту личного состава и своевременную его доставку в район специальных операций в сложных дорожных условиях. Более того, благодаря большому объёму бронекороба, в них можно в нормальных условиях транспортировать (при необходимости) относительно большое количество личного состава, необходимого военного имущества, а также перевозить захваченных в ходе операции пленных. В сверхстеснённых внутренних объёмах армейских, общевойсковых БМП и БТР такого не сделаешь.





Дообурудованный стальными листами, для большей защищённости, «УАЗ-469» Читинского ОМОНа, сентябрь 2002 г., Чечня

Данный факт является следствием того, что для выполнения специфических задач в условиях внутреннего вооружённого конфликта у воинских формирований МВД РФ не оказалось достаточно защищенной и мобильной, универсальной и простой (недорогой) машины для выполнения полицейских задач. БТР и БМП с их высокой огневой мощью, защищённостью и подвижностью, конечно, хороши, а при некоторых обстоятельствах (при некоторых! - Авт.) просто незаменимы, так же как и танки. Но для выполнения большинства служебно-боевых задач против бандформирований и диверсионных (террористических) групп нужна всё же более простая, недорогая и универсальная (многоцелевая) полицейская машина (транспортёр). Именно поэтому специалисты МВД РФ разработали бронезащищённые модификации «Уралов» с главной целью - обеспечить защищенную транспортировку личного состава. И, как показал боевой опыт, им это в значительной степени удалось.

В то же время, в группировке войск Вооружённых сил РФ бронезащищённые машины в качестве БТР нашли применение лишь комендантских ротах военных комендатур. Это произошло из-за недостаточного количества в них БТР-80 (70) и необходимости частого выполнения специальных задач, весьма сходных с задачами подразделений МВД.

Досмотр задержанного сотрудниками ОМОНа в Чечне. На снимке видно, что борта кузова штатного грузового автомобиля изнутри закрыты бревенчатыми экранами

Бронезащи-щённые автомашины с сотрудниками ОМОНа на спецоперации, июль 2001 г., Чечня

В воинских частях и боевых подразделениях Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты весь личный состав обеспечен штатными БТР, БМП или МТ-ЛБ. Поэтому основной проблемой для Вооружённых сил является создание именно бронезащищённого грузовика, для перевозки хотя бы наиболее важных и опасных грузов (например, боеприпасов). Поэтому здесь нельзя иметь «тяжёлую» бронезащиту. Тут надо искать пути создания достаточно «лёгкой» брони из лёгких сплавов и композитных материалов, или их сочетания. Это не должно быть дорого, так как грузовиков с такой навесной локальной бронезащитой должно быть достаточно много. Отдельной давно назревшей проблемой является создание защищенной машины для перевозки ГСМ («наливников»). Однако, по опыту боевых действий в Афганистане и Чечне, складывается впечатление, что эта острая проблема конкретно вообще никак не решается. И если отдельные опытные разработки может быть имеются, то в войсках нет ничего.

В настоящее время приходится констатировать, что в ближайшее время, из-за непонятно затянувшегося «сложного» экономического положения в стране, решения указанных проблем ждать не приходится.

След от бандитской пули, не пробившей боковое стекло кабины бронезащищённого автомобиля МВД РФ (вариант с барбетами на крыше и тремя дверьми), сентябрь 2002 г., Чечня



Пример доработки «УАЗ-469» сотрудниками одного из ОМОНа. Сняты передние двери, опущен и закреплён задний борт, верхняя часть грузовой кабины прикрыта стальными листами, июль 2001 г., Ханкала, Чечня

Вследствие этого и других причин командованием воинских частей и подразделений всех силовых министерств, входивших в состав Объединённой группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, с самого начала боевых действий принимались меры по усилению защищённости личного состава и грузов, перевозимых на автомобильном транспорте. Кабины и кузова легковых и грузовых автомашин прикрывались самодельными металлическими щитами, экранами из деревянных брусьев, шпал и брёвен. Вариантов дооборудования, в зависимости от возможностей и умения, было очень много. У одних это получалось достаточно аккуратно, у других довольно-таки грубо. Опыт выполнения боевых и специальных задач подразделениями и воинскими формированиями всех министерств убедительно показал, что данные меры действительно повышали защищённость личного состава и грузов от воздействия огня стрелкового оружия противника и осколков его фугасов, устанавливаемых возле дороги.

Следует отметить, что такого рода «доработки» имели очень большое распространение. Более того, командование ОГВ(с) даже требовало от подчинённых командиров принимать максимально возможные меры по усилению защищённости автомобилей любыми средствами, на специальных занятиях офицерам показывались лучшие образцы. На снимках, представленных автором, показано несколько образцов такого самодельного усиления защиты и защитной окраски автомобилей. И это далеко не все варианты.

Кузов «Урала-4320», прикрытый спереди и бортов стальными листами. Малая высота прикрытия бортов в кормовой части кузова объясняется тем, что на этот автомобиль планировалось установить ЗУ-23-2. Комендантская рота военной комендатуры Курчалойского района, июль 2001 г., Чечня


БРОНИРОВАННЫЙ СПЕЦАВТОМОБИЛЬ «УРАЛ-ВВ»
ARMORED CAR «URAL-VV»

22.10.2015


Автомобильный завод «Урал» займется адаптацией под требования министерства обороны созданной в интересах внутренних войск МВД новейшей бронированной машины «Урал-ВВ», сообщил во вторник РИА Новости представитель завода на выставке «Интерполитех».
«Бронированная машина «Урал-ВВ» делалась по заказу внутренних войск. Она оказалась очень удачной, проведен и закончен весь цикл государственных испытаний. Идет процедура принятия на снабжение внутренних войск. Сейчас с Минобороны совместно прорабатывается ряд вопросов по адаптации машины под требования этого ведомства», - сказал представитель компании.
«Урал-ВВ» может выполнять задачи транспортировки личного состава, при этом машина обладает определенной степенью защиты от осколков, пуль стрелкового оружия и подрывов различных самодельных взрывных устройств и мин. Кроме того, машина может перевозить грузы, выполнять функции командно-штабной машины, санитарной машины, использоваться для монтажа оборудования и вооружения и так далее.
Полная масса автомобиля составляет 18,5 тонны. Максимальная скорость - 90 километров в час
РИА Новости

В настоящее время завершаются предварительные испытания опытного образца защищенного автомобиля с однообъемным корпусом «Урал-ВВ». Он разработан в инициативном порядке в соответствии с техническим заданием, утвержденным Главнокомандующим внутренними войсками МВД России. В ближайшее время«Урал-ВВ»выйдет на государственные испытания.

Специфика выполнения служебно-боевых задач подразделениями внутренних войск МВД в последние годы предполагает частые переброски личного состава, военных и других грузов в условиях угрозы нападения на колонны незаконных бандформирований, передвижения по участкам дорог, на которых могут быть установлены минно-взрывные заграждения или отдельные взрывные устройства. В этих случаях использование многоцелевых армейских автомобилей сопряжено с высоким риском для жизни военнослужащих и потери перевозимого груза, что порой равнозначно невыполнению боевой задачи. Применение для решения таких задач боевых машин пехоты или бронетранспортеров, особенно в условиях мирного времени, имеет ряд ограничений, связанных с обеспечением сопровождения этих машин при движении по дорогам общего пользования, возможным раздражением местного населения и т.д., что снижает оперативность действий частей и подразделений.

Автомобиль Урал-4320 с локальным бронированием кабины.

Как показал опыт военных конфликтов и контртеррористических операций, решение указанных выше задач наиболее эффективно осуществляется с использованием защищенных армейских многоцелевых автомобилей. Они имеют высокую мобильность и могут передвигаться с необходимым уровнем защиты как по дорогам общего пользования, так и по пересеченной местности. При этом высокая проходимость имеет важное значение, поскольку выбор маршрутов движения колонн, не привязанных к дорогам общего пользования, снижает риск попадания машин в засады или подрыва на взрывном устройстве, которые обычно устраиваются на таких дорогах.

Военная автомобильная техника с маркой «Урал» уже на протяжении многих десятилетий занимает лидирующие позиции по проходимости и надежности в армиях многих государств. Поэтому создание защищенного автомобиля на базе отработанного шасси стало обоснованным и оправданным решением. На протяжении последнего десятилетия был выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, позволивших обеспечить существенное повышение уровня защищенности образцов военной автомобильной техники от поражения огнем основных видов стрелкового оружия и при подрывах на минах и фугасах.

Шаг за шагом вырабатывались оптимальные методы защиты жизненно важных систем автомобиля и перевозимых в нем личного состава и груза. На начальном этапе, с целью сокращения сроков дооборудования машин броневой защитой, была разработана конструкция навесного бронирования автомобилей Урал-4320. Бронеэкраны крепились болтовым соединением на наружных поверхностях кабины. Такая схема бронирования менее трудоемка, однако недостаточная несущая способность конструкции кабины приводила к провисанию дверей, а иногда и к их отрыву. Сложная форма наружных поверхностей кабины не позволяла обеспечить высокий уровень защиты экипажей, который не превышал 3-го класса по ГОСТ Р 50963-96 или 1 уровня по стандарту STANAG 4569.

Более эффективной стала схема, при которой бронеэкраны устанавливались внутри кабины. В соответствии с ней производилась разборка кабины, дорабатывались каркас, петли дверей, проемы окон, крепление кабины и т.д. Конструкция кабины значительно усилилась, но при этом сохранился внешний облик серийного автомобиля, что зачастую сбивало с толку и лишало противника, атакующего такие машины из засад, фактора внезапности. Встроенная локальная броневая защита обеспечивала 5-й класс защиты в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50963-96 (2-й уровень по STANAG 4569). Параллельно с изучением схем и методов защиты кабины автомобилей велись работы по созданию специальных бронированных кабин, корпусов и функциональных модулей.

Испытания на воздействие пуль основных видов стрелкового оружия и осколков снарядов, а также опыт боевого использования автомобилей с локальной броневой защитой, позволили определить уровень их защиты и выявить слабые места конструкции. Пробития материала основного бронирования (стальной брони и бронестекол) выявлено не было, но основными проблемами локального бронирования являлись трудности обеспечения защиты по периметру проемов окон, дверей и люков, в местах стыков бронеэкранов, а также в местах прокладки трубопроводов и электропроводки.

Автомобиль «Урал-4320» со скрытым бронированием.

Автомобиль Урал-4320Б с бронекабиной.

Бронированные автомобили «Урал» семейства «Медведь».

Следующим этапом стало создание цельносварных бронированных кабин. В ходе отработки данного направления были предложены бронированные кабины для автомобилей Урал-432009-31 и Урал-532303. Они выполнены по 5 классу защиты в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50963-96 (2-й уровень по STANAG 4569). Они выдержали испытания при обстреле из винтовки СВД бронебойными пулями Б-32 с дистанции 300 м и при обстреле из автомата АКМ пулями ПС с ТУС (термоупрочненным сердечником) калибра 7,62 мм с дистанции 5 м. Защиту стыков дверей, верхнего люка, отверстия для воздуховода кондиционера обеспечили за счет установки барбетов (защитных планок стыков).

При использовании цельносварных бронированных кабин снаряженная масса автомобиля увеличивается меньше, чем при внедрении схемы локального бронирования кабины, так как в последнем случае несущей системой является сама серийная кабина, в конструкцию которой дополнительно вводятся элементы усиления и устанавливаются защитные бронеэкраны. Бронированная кабина, как цельносварная стальная оболочка, является одновременно и несущей, и защитной конструкцией, поэтому для достижения одинакового уровня защиты, с точки зрения показателей массы, предпочтительнее применение цельносварной бронированной кабины.

Существенными недостатками локального бронирования являются также невозможность забронировать всю площадь кабины, наличие большого количества слабых мест в стыках элементов защиты, большая трудоемкость и сложность работы по дооборудованию серийной кабины. При этом необходимо учитывать, что основным ограничением повышения уровня защиты автомобилей с различными вариантами бронирования является недопустимое увеличение нагрузки на переднюю ось, оказывающее существенное влияние на обеспечение проходимости. На машинах бескапотной компоновки такое увеличение массы становится критическим еще и с точки зрения эксплуатационной надежности, управляемости и тормозных свойств.

Основываясь на опыте, полученном при разработке различных схем бронирования автомобилей, результатах испытаний и боевого использования, конструкторы Автозавода «Урал» совместно со специалистами НИИ Стали в период 2007-2010 гг. по заказу МО РФ провели работы по созданию унифицированного семейства бронированных автомобилей многоцелевого назначения на базе армейских многоцелевых автомобилей «Урал» с обеспечением уровня защиты по 6а классу по ГОСТ Р 50963-96 (3 уровень по STANAG 4569). Данная ОКР получила условное наименование «Медведь».

В рамках этой работы были созданы опытные образцы бронированных автомобилей многоцелевого назначения:

– Урал-43206-0010 с колесной формулой 4×4 с бронированной кабиной;

– Урал-4320-0010-31 с колесной формулой 6×6 с бронированной кабиной и бронированным функциональным модулем на грузовой платформе;

– Урал-532341-1010 с колесной формулой 8×8 с бронированной кабиной и бронированным функциональным модулем на раме.

На автомобилях семейства «Медведь» использовалась каркасно-панельная конструкция бронированных кабин. Основные защитные панели были изготовлены из листов броневой стали с возможностью замены броневой стали керамической композитной броней, установленной на подложке из алюминиевого сплава. Остекление кабины выполнялось из пулестойкого стекла, обеспечивающего защиту по 6а классу ГОСТ Р 50963-96 (3 уровень по STANAG 4569). В ходе испытаний на противопульную стойкость впервые удалось добиться полного отсутствия пробитий по контуру дверей и стыкам панелей. Испытания на противоминную стойкость показали удовлетворительную защищенность экипажа при подрыве заряда под колесом массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте. Дальнейший комплекс испытаний автомобилей «Медведь» на противоминную стойкость продемонстрировал потенциальную возможность повышения стойкости их конструкции к фугасному воздействию подрыва заряда массой 6-8 кг в тротиловом эквиваленте.

Первый опытный образец защищенного автомобиля «Урал-ВВ»

Общий вид бронированного автомобиля «Урал-ВВ».

В 2013 г. в соответствии с техническим заданием Главного командования внутренних войск МВД России на базе армейского автомобиля Урал-4320-70 был создан бронированный автомобиль с однообъемным корпусом, получивший обозначение «Урал-ВВ». Машина разрабатывалась под руководством главного конструктора ОАО «Автозавод «УРАЛ» О.Р. Якупова и главного конструктора по специальным проектам В.В. Дмитриева.

Бронированный автомобиль «Урал-ВВ» используется в качестве транспортного средства подразделениями внутренних войск МВД России для перевозки личного состава или грузов, защиты экипажа и груза от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств. Машина изготовлена на базе шасси серийного автомобиля Урал-4320-70, что позволяет повысить унификацию и снизить себестоимость используемых в частях и соединениях запасных частей и эксплуатационных материалов, упростить и сократить время на подготовку водителей.

Одной из главных особенностей нового защищенного автомобиля «Урал-ВВ» является то, что в его конструкции не применяются импортные комплектующие. В условиях, когда некоторые страны пытаются путем введения экономических санкций заставить мировое сообщество придерживаться политических взглядов, соответствующих их мировоззрению, отказ от использования импортных комплектующих может сыграть решающую роль в обеспечении поставок машин заказчикам в установленные сроки.

Еще одним преимуществом бронеавтомобиля «Урал-ВВ» является возможность его эксплуатации на дорогах общего пользования без каких-либо ограничений. От базового Урал-4320-70 бронированный автомобиль «Урал-ВВ» унаследовал его непревзойденную проходимость по бездорожью. Высокая подвижность обеспечена мощным дизельным 6-цилиндровым V-образным двигателем ЯМЗ-6565 или рядным ЯМЗ-536. Каждый из них способен развить максимальную мощность 270 л.с.

Принудительная блокировка межосевого и межколесных дифференциалов обеспечивает машине высокую проходимость. «Урал-ВВ» уверенно передвигается как по снегу глубиной до 1 м, так и по песчано-пустынной местности, преодолевает водные преграды в брод или затопленные участки местности глубиной до 1,9 м, горные перевалы высотой 3000 м, крутые подъемы, спуски и косогоры. Это позволяет ему обходить опасные участки дорог, на которых возможны засады или установка минно-взрывных заграждений. Если столкновения с противником избежать не удастся, то бронированный корпус способен защитить экипаж, перевозимый личный состав или груз от огня из основных видов стрелкового оружия, а также от подрыва на различных взрывных устройствах. Фронтальная проекция машины и все остекление создают защиту по 6а классу по ГОСТ Р 50963-96 (3-й уровень по STANAG 4569), т.е. удержат попадания бронебойных пуль Б-32, выпущенных из винтовки СВД с любого, даже самого незначительного расстояния. Остальные проекции корпуса и крыша обеспечивают защиту по 5 классу по ГОСТ Р 50963-96 (2-й уровень по STANAG 4569), т.е. выдержат попадания 7,62-мм пуль с термоупрочненным бронебойным сердечником, выпущенных из автомата АКМ с любого расстояния.

Салон автомобиля «Урал-ВВ» оборудован антитравматическими сиденьями.

Для удобства выхода десанта в корме имеется распашная дверь с откидным трапом.

Оборудование кабины бронеавтомобиля «Урал-ВВ».

«Урал-ВВ» на выставке «Комплексная безопасность 2014» в Москве.

При разработке однообъемного бронированного корпуса отрабатывалось несколько вариантов его конструкции. В конечном итоге, после многочисленных испытаний и исходя из опыта выполнения предыдущих ОКР, выбор был сделан в пользу цельносварной конструкции бронекорпуса, при которой эксплуатационные нагрузки воспринимает не только каркас, но и сами бронелисты. При этом масса корпуса не превышает допустимые нормы.

Конструкция корпуса отвечает требованиям, предъявляемым к эргономическому размещению экипажа, обеспечению защиты, выдерживанию транспортного габарита и распределению веса по осям машины. Корпус выполнен по модульной схеме, позволяющей сделать процесс производства, сборки и обслуживания более технологичным. Передний модуль представляет собой отделение управления (кабину) и стыкуется с модулем размещения личного состава по специальному усиленному фланцу. Снаружи стык закрывается защитными накладками.

Изнутри бронированный корпус покрыт антиосколочной защитой (АОЗ), представляющей собой пакеты специальных материалов на основе отечественных арамидных тканей. Надо отметить, что отечественные защитные материалы имеют меньшую массу и лучшие защитные свойства в стандартном защитном пакете по сравнению с импортными. Помимо этого, АОЗ играет роль термо- и шумоизоляции, а также придает более эстетический вид интерьеру машины.

Высокая противоминная стойкость обеспечена специальной формой днища бронекорпуса, высоким его расположением над уровнем земли и установкой специальных антитравматических кресел с ремнями безопасности.

«Урал-ВВ” способен перевозить 17 полностью экипированных бойцов, включая водителя, или до 3 т груза. Для посадки и высадки экипажа и десанта в бронированном корпусе оборудованы четыре двери: две по бортам кабины для водителя и старшего машины, еще одна дверь с правого борта модуля размещения личного состава и кормовая распашная дверь со съемной центральной балкой. Под кормовой дверью имеется трап, откидывающийся при помощи пневмосистемы или вручную.

Для ведения огня из индивидуального оружия экипажа и десанта во всех бронестеклах сделаны закрывающиеся амбразуры: одна в лобовом стекле справа со стороны старшего машины, пять по правому борту, четыре по левому борту и две в окнах распашной двери в корме. В крыше имеются шесть люков, закрывающихся бронированными крышками. Люки могут использоваться для ведения огня из индивидуального оружия или как запасные выходы. По желанию заказчика на крыше корпуса может монтироваться дистанционно управляемый боевой модуль с вооружением или оборудоваться вращающийся погон с открывающимся широким люком. На погоне допускается установка крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета.

Образец защищенного автомобиля «Урал-ВВ» из опытной партии.

проходимость у «Урала-ВВ» осталась традиционно высокой для автомобилей «Урал»

Основные технические характеристики бронированного автомобиля «Урал-ВВ»
Характеристика Показатель
Колесная формула 6×6
Полная масса, кг 18500
Масса буксируемого прицепа, кг 11500
Максимальная скорость, км/ч 90
Тип и марка двигателя Турбодизель ЯМЗ-6565 или ЯМЭ-536
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 198(270)
Трансмиссия Механическая 5-ступенчатая КПП. 2-ступенчатая раздаточная коробка, при­нудительная блокировка межосевого и межколесных дифференциалов
Количество посадочных мест (включая водителя) 17
Запас хода по контрольному расходу топлива, км 1100
Дорожный просвет, мм 400
Преодолеваемый подьем. % 60
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 8500x2550x3100

«Урал-ВВ» имеет высокие эксплуатационные характеристики. Он рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при безгаражном хранении, при температурах окружающего воздуха от -45’С до +45’С (предельные эксплуатационные температуры – от -50 до +50’С), относительной влажности до 98% при температуре окружающего воздуха +25‘С, запыленности воздуха не более 1,5 г/мВІ , скорости ветра до 20 м/с, в районах, на абсолютных высотах над уровнем моря до 2500 м с возможностью преодоления отдельных перевалов высотой до 3000 м. С целью снижения утомляемости экипажа и создания комфортных условий личному составу при работе в жарких климатических условиях машина оборудована системой кондиционирования воздуха в салоне.

По мнению экспертов, бронированный автомобиль «Урал-ВВ» в перспективе станет основой для целого семейства высокоунифицированных тактических защищенных автомобилей с различными колесными формулами во всех силовых структурах. Большой полезный забронированный объем машины обеспечивает монтаж различного оборудования, аппаратуры, средств связи и систем вооружения. ¦