» » Установка электростеклоподъемников на ваз своими руками. Установка электростеклоподъемников на ваз классику Последовательное подключение — схема

Установка электростеклоподъемников на ваз своими руками. Установка электростеклоподъемников на ваз классику Последовательное подключение — схема

Этот иллюстрированный отчет об установке электрических стеклоподъемников "ФОРВАРД" в передние двери ВАЗ-2107 подготовил и прислал нам наш покупатель Белоголовый Владимир Викторович из г. Тосно Ленинградской области, в рамках участия в нашей акции .

Всем привет! Недавно получил свои долгожданные электрические электростеклоподъемники ФОРВАРД (далее ЭСП).. Выкладываю отчет, как сам устанавливал. Старался максимально подробно фотографировать.

Ставил на автомобиль ВАЗ-2107. Пересмотрел все видео в интернете, перечитал кучу отзывов и понял, что это не так сложно. Но по ходу дела появлялись небольшие нюансы, о которых сейчас и расскажу.

Первым делом начал с водительской двери. Думаю о том, как снималась обшивка и вынимается стандартный стеклоподъемник никому читать не интересно будет, поэтому перейду к самой сути.

Начал со сверления. По линейке наметил точки и сделал отверстия. Тут и была первая проблема: машина хоть и относительно не старая для ВАЗа (2005 г.в.), но двери успели немного заржаветь. Вследствие чего сталь стала тоньше и сверлить было сложнее, поэтому дырки такие кривые получились. Но сам механизм ЭСП вошел как надо и теперь держится отлично.

На этом этапе также возникла проблема: стекло опускалось до конца, но в самом низу вылетало с направляющей, и вверх уже не поднималось без помощи рук. Как ни пытался регулировать, ничего не помогало. Потом сообразил, что направляющая на нижнем болте не держалась, был люфт сантиметров 5! Проблему решил, купив новую направляющую, видимо та износилась за долгие 10 лет использования. На этом монтажные работы закончились и началось самое сложное — ПРОВОДКА.

Фото рабочего процесса:

Поначалу решил пойти по пути наименьшего сопротивления. «+» подсоединил к магнитоле, массу брал с двери. Попробовал — не работало. Вылетел предохранитель. Заменив его попробовал еще раз, все получилось. На первое время так и оставил, поскольку делал это не один день (по пару часов после работы).

Потом, как сделал вторую дверь (фото ниже приведу), заметил, что стекло ходит медленнее, чем на водительской двери и сгорел еще один предохранитель. Решил подключать напрямую к аккумулятору. Не сделал этого сразу, потому что не хотел сверлить отверстие для проводки и искать там место и вообще проводить ее, но пришлось. К моему удивлению, в ВАЗ-2107 предусмотрено отверстие под блоком предохранителей и резиновой заглушкой, через которое я успешно провел провод «+».

Фото правой двери:

Фото этого отверстия под блоком предохранителей (черная круглая резинка, из которой торчит синий проводок):

И пару фотографий кнопок.

Пассажирская дверь:

Водительская дверь:

Вот неделю уже наслаждаюсь, все работает как по маслу! Цикл спуск-подъем около 7 — 8 секунд, результатом доволен!


Мы благодарим Владимира Викторовича за подготовку этого отчета и перечисляем обещанный приз на счет его мобильного телефона.

Большинство современных автомобилей оснащаются таким нужным устройством, как электрические стеклоподъемники, еще на заводе. Такая необходимая и полезная функция значительно облегчает процесс подъема-опускания стекол.

ВАЗ 2106 не может похвастать данной опцией в заводской комплектации, однако и его владельцы не обделены вниманием производителей оборудования для автомобилей, которые выпускают комплекты электростеклоподъемников для самостоятельной установки. Чтобы поставить электростеклоподъемники на ВАЗ 2106, необходимо наличие некоторых слесарных навыков, а также опыт в проведении электротехнических работ.

Выбираем стеклоподъемники

Все выпускаемые стеклоподъемники можно разделить на два основных типа:

  • универсальные стеклоподъемники (устанавливаются на штатный механизм управления подъемом стекол);
  • специальные устройства для поднятия стекол (монтируются вместо заводских стеклоподъемников).

Универсальные стеклоподъемники обычно имеют в своей конструкции трос, что значительно снижает их надежность. Обрыв троса – одна из самых распространенных поломок устройств такого типа. Однако универсальные стеклоподъемники дешевле специальных и подойдут на любую модель авто. К тому же, в случае их поломки, вы сможете воспользоваться штатной системой автомобиля.

Специальные стеклоподъемники выпускаются для определенных моделей автомобилей. Их установка сложнее и предусматривает демонтаж заводской системы поднятия стекол. Несмотря на это, они имеют огромное преимущество – надежность и скорость поднятие стекла. Такие устройства имеют реечную или рычажную конструкцию.

Если вы собрались купить электростеклоподъемники на ВАЗ 2106, обратите внимание на реечную конструкцию. Она несколько дешевле рычажной и немного проще в установке, при этом нисколько не уступает рычажной по функциональности и надежности. Обычно стеклоподъемники продаются комплектом, включающим кроме них самих электропроводку и клавиши управления, а также установочные крепления.

Монтаж стеклоподъемников на ВАЗ шестой модели

Для проведения работ по монтажу стеклоподъемников на автомобиль, понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • электрическая дрель;
  • угловая шлифмашина (болгарка);
  • набор сверл;
  • отвертка и набор ключей;
  • линейка, маркер, изолента.

Перед началом проведения работ не забудьте снять плюсовую клемму с автомобильного аккумулятора. Установка электростеклоподъемников на ВАЗ 2106 начинается с разборки двери, на которую планируется устанавливать механизм. Для этого снимают ручку штатного стеклоподъемника, отвинчивают подлокотник, снимают облицовку дверной ручки.

Далее, аккуратно поддевая отверткой края дверной обивки, снимают ее. Старайтесь не повредить при этом пластмассовые держатели дверной карты. Также снимают боковые обивки и резиновые заглушки кабельных каналов. Дальнейшие работы по монтажу стеклоподъемника несколько различаются, в зависимости от его типа, поэтому детально рассмотрим оба случая.

Для установки устройства специального типа необходимо провести демонтаж штатной системы поднятия стекол. Дальнейшие работы надо проводить согласно такому плану:

  1. Закрепите стекло в верхнем положении любыми подручными средствами.
  2. Прикрепите к кронштейну стекла регулировочную пластину с установленным внутри нее роликовым ползуном (или прижимные пластины рычажной системы).
  3. В прорезь двери аккуратно заведите механизм стеклоподъемника (рычаги или рейку с установленным мотор-редуктором).
  4. Присоедините механизм устройства к регулировочной пластине кронштейна стекла.
  5. Проследите за тем, чтобы механизм был в положении, при котором стекло находится в максимально поднятом состоянии. Далее закрепите рейку или рычажный механизм на двери. Для этого изготовителем предусмотрены крепежные отверстия. В двери соответствующие прорези сделайте самостоятельно, просверлив отверстия необходимого диаметра.
  6. Далее необходимо протянуть кабели сквозь отверстия в торце двери и стойке. К двери проводку прикрепите изолентой, проследив за ее свободным перемещением вслед за мотор-редуктором. Это поможет избежать обрыва кабеля и предотвратит стуки проводов о дверь во время движения.

Схема электростеклоподъемников ВАЗ 2106 предоставляется производителем. Вам нужно подключить устройство в разрыв провода прикуривателя. Так вы сможете управлять поднятием стекол, независимо от включения зажигания. К тому же, цепь будет защищена довольно мощным предохранителем прикуривателя. Подключив аккумулятор, проверьте работоспособность стеклоподъемников, а также полноту их хода. При необходимости отрегулируйте этот параметр.

Для установки универсальных стеклоподъемников снятие заводских механизмов не требуется, наоборот, необходимо смазать элементы их конструкции и добиться легкости хода стекла. Работу по монтажу проводим так:

  1. Сверлим отверстия в двери в соответствии с установочными пазами кронштейнов креплений механизмов.
  2. Закрепляем верхний механизм снаружи двери, установив его на шлицы привода заводского стеклоподъемника.
  3. Проследив за тем, чтобы привод устройства находился в перекрещенном положении, с помощью кронштейнов закрепляем мотор-редуктор внизу двери, на внутренней ее части.
  4. Подключите кабели управления согласно схеме.

Для облегчения хода стекол рекомендуется смазать все направляющие силиконовым спреем. Это не только увеличит скорость движения стекол, но и уменьшит нагрузку на электродвигатель и увеличит его ресурс. Дополнительно можно установить доводчики стекол, подключив к ним электростеклоподъемники.

Цена этих электронных приборов невысока, но они еще больше повысят удобство управления вашим автомобилем.

Прежде, чем установить электростеклоподъёмники на ВАЗ 2107, необходимо изучить его устройство. Всем известная «семёрка» впервые сошла с конвейера в 80-х годах XX века. Тогда модель была оснащена недолговечными стеклоподъёмниками реечного типа с шестерёнками из дешёвого пластика. Позднее им на смену пришли более надёжные тросиковые устройства. Принцип действия обоих устройств основывался на подъёмном механизме, который запускался путём вращения ручки на двери автомобиля.

К счастью, на смену неудобным подъёмникам автомобильных стёкол пришли электроподъёмники. На ВАЗ-2107 установить их вполне возможно, нужно лишь убрать старые. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  1. Полностью сместить стекло автомобиля вниз.
  2. Убрать стопорную шайбу, находящуюся между подъёмной ручкой и облицовочной втулкой. Чтобы это сделать, следует плоской отвёрткой раздвинуть её края, затем снять.
  3. Открыть отверстие для доступа к стеклоподъёмнику, снять облицовочную накладку с двери.
  4. Раскрутить болт, удерживающий натяжной ролик, снять трос с роликов.
  5. Убрать гайки, которыми закреплён подъёмник, отсоединить его.

В завершение останется только открутить саморезы, которые соединяют трос со стеклом. Теперь можно крепить новые стеклоподъёмники на ВАЗ-2107. Перед тем, как поставить электростеклоподъёмники на ВАЗ-2107, требуется провести проверку всех деталей. При выявлении поломки или заводского брака следует устранить дефекты или использовать новые детали.

Выбор новых устройств

Задний и передний ЭСП на ВАЗ-2107 очень удобен. Стоит он относительно недорого, монтируется без особых проблем, имеет полную комплектацию, не нуждается в дополнительных деталях. В процессе его использования не возникает лишнего шума. Однако перед тем, как установить электростеклоподъёмники на ВАЗ-2107, нужно выбрать подходящий вариант:

  1. Российские модели. Выпускаются такими компаниями, как «Катран», «Форвард» и «Гранат».
  2. Иностранные модели. На российский рынок их поставляет китайская компания Ningbo Stone.

Монтаж электростеклоподъёмников на ВАЗ-2107 осуществляется в несколько этапов. Начинать её следует с тщательного изучения инструкции, в которой подробно расписана установка ЭСП на ВАЗ-2107. Алгоритм действий будет следующим:

  1. Нужно обесточить автомобиль: отключить зажигание, выключить аккумулятор. Делается это для соблюдения техники безопасности и во избежание травм.
  2. Необходимо удалить старый механический подъёмник стекла.
  3. Следует выбрать максимально подходящее для размещения электрического мотора место. Наиболее удачным расположением считается нижняя часть двери.
  4. Нужно наметить места для креплений. Это легко сделать, приложив мотор к тому месту, где он будет расположен. После этого необходимо просверлить отверстия.
  5. Следует разместить электростеклоподъёмник, надёжно прикрепить его. Заводские электростеклоподъёмники ВАЗ-2107 комплектуются саморезами для крепежа, которые часто оказываются ненадёжными. Для более сильной фиксации их лучше заменить винтами с гайками и специальной шайбой-гровером.

Между поверхностью двери автомобиля и кронштейнами мотора электрического стеклоподъёмника в обязательном порядке прокладываются гайки. Их задача - предотвращать трение троса по двери при работе электростеклоподъёмника на ВАЗ-2107. Теперь можно переходить ко второй части монтажа:

  1. Нужно правильно расположить трос подъёмника между роликами. Согласно инструкции трубки троса должны пересекаться.
  2. Необходимо определить месторасположение клавиш электрического подъёмника. Оптимальными являются дверная ручка и приборная панель автомобиля.

Во время установки планки на автомобильную дверь надо с предельной аккуратностью опустить стекло и зафиксировать его в монтажной рейке. Любое неосторожное движение чревато поломкой хрупких деталей.

Третья часть установки ЭСП подразумевает работу с электропроводкой. Все манипуляции следует осуществлять по инструкции:

  1. Используя гофрированную трубку, следует протянуть провода к консоли автомобиля. Чтобы не перегружать прикуриватель, лучше воспользоваться отдельным электропроводом с предохранителем.
  2. Нужно вывести их сквозь отверстия для клавиш управления, располагающиеся на панели приборов, подключить и уложить на специальное место.
  3. Провода, проходящие внутри салона, необходимо изолировать посредством пластмассовых трубок и разместить под обшивкой.

Следует помнить, что подключение силового контура электроподъёмников к бортовой электрической сети невозможно без использования предохранителей. Схема, по которой будет произведено подключение электропроводки, должна обеспечивать функционирование электроприводов только в тех случаях, когда силовой агрегат будет включён.

Заключительная часть установки ЭСП на ВАЗ-2107 подразумевает финальное налаживание механизма. Настройка будет выполнена верно, если при максимальном подъёме стекла между ним и уплотнителем не останется щелей. Останется лишь закрепить обратно дверную обшивку, а место, где была ручка механического подъёмника, закрыть заглушкой.

Механические, с ручным приводом, стеклоподъёмники постепенно уходят в прошлое, уступая место более комфортным электрическим системам опускания и подъёма стёкол. И отечественные автомобили здесь не исключение — на любом из них можно установить такой механизм, и сделать это своими руками.
Мы расскажем вам, как он устроен; какие виды электрических подъёмников стёкол бывают; как монтируются реечные стеклоподъёмники на ВАЗ 2107-2114.

Что такое ЭСП

Стеклоподъёмник электрический (ЭСП) устанавливается во внутренней полости двери, фиксируясь на её корпусе или подрамнике.
Он состоит из трёх основных частей:

Механизм привода создаёт усилие, необходимое для перемещения стекла. Он представляет собой небольшой блок, объединяющий в себе: электродвигатель, зубчатую и червячную передачи.
Такое устройство обеспечивает блокировку, в случае попытки механического отжима стекла в обратном направлении.За перемещение стекла отвечает подъёмный механизм, который может быть тросовым, рычажным или реечным.

Тросовый

Этот вид стеклоподъёмника, по сути, является гибким элементом: разные производители предлагают свои версии – это может быть цепь, трос или зубчатый ремень. Трос натягивается внутри двери между роликами, а его движение обеспечивает приводной барабан.

В момент вращения барабана трос приводится в движение – один его конец разматывается, а другой сматывается. Со стеклом,гибкая цепь соединяется пластиной.

Рычажный

Конструкция этого стеклоподъёмника кардинально отличается от тросового, и состоит из рычага, ползуна и пластины крепления стекла. Рычагов может быть два, они более равномерно перемещают стекло.

От приводного механизма, вращение передаётся на колесо, взаимодействующее с рычагом. Если в конструкции два рычага, то колеса тоже два.
Соответственно, и цена такого подъёмника дороже.

Реечный

Этот механизм наиболее простой – он являет собой зубчатую металлическую рейку с направляющей пластиной, которая соединяется со стеклом. Движение пластины обеспечивает механизм привода, шестерня которого взаимодействует с рейкой.
Само стекло перемещается в корпусе двери по специальным рельсам. Реечная конструкция довольно проста и отличается стабильной скоростью перемещения стёкол.Реечные стеклоподъёмники на ВАЗ 2109,и на другие отечественные автомобили такого типа,подходят идеально.

Установка

Как выглядит реечный механизм, хорошо видно на фото в начале статьи.
Для его установки требуется:

  • две отвёртки (крестовая и плоская);
  • два торцовых ключа на 8 и 10;
  • малярный скотч;
  • метровый кусок стальной проволоки.

Обычно, в комплекте электрического подъёмника стёкол, есть инструкция по установке. Для лучшего восприятия информации можно посмотреть видео.
А мы постараемся как можно подробнее рассказать, как ставятся реечные стеклоподъёмники на ВАЗ 2114.
Итак:

  • Прежде всего, необходимо демонтировать старый механизм. И первое, что нужно сделать – это отсоединить от вывода аккумулятора минусовой провод.
  • Согласно схеме, показанной в инструкции, из проводов стеклоподъёмника соберите жгут для подключения к бортовой электрической сети.

  • Далее, нужно разобрать обшивку двери, поочерёдно отворачивая винты крепления кармана, ручки и тяги замка. Сняв все заглушки и детали, осторожно тяните на себя обшивку.
  • После этого поставьте на место ручку старого стеклоподъёмника и до упора поднимите стекло. Вынимать его не обязательно, можно просто зафиксировать малярным скотчем.
    Некоторые для этой цели используют изоленту, но она держит гораздо хуже.

  • Снимаете уплотнитель стекла, эта резинка ещё пригодится. А защитную плёнку, находящуюся внутри двери, можно выбросить.

  • Теперь, торцовым ключом отверните болты, фиксирующие стекло к подъёмному механизму. Вращая его ручку, опустите площадку пониже — так, чтобы было удобно вытащить наружу демонтируемую деталь.

  • Открутив все гайки крепления старого механизма, потихоньку вынимайте его, помогая себе отвёрткой. Дальше будем примерять,монтировать новый реечный стеклоподъёмник- ВАЗ 2107 в плане установки,ни чем не отличается от ВАЗ 2114, работы по монтажу производятся аналогично.

  • Итак: помещаем в корпус двери автомобиля ВАЗ 2107 стеклоподъёмник реечный так, чтобы его положение напоминало букву «Т» в перевёрнутом виде; фиксируем его.Те гайки, которые вы сняли при демонтаже старого подъёмника, вполне подойдут.
  • Подключив жгут проводов к электрическому блоку, протягивайте провода, через специальные отверстия в стойке, к приводу установленного ЭСП.

  • Протянуть провод сквозь отверстие вам поможет припасённая заранее проволока. Складываете её пополам, в полученное ушко вставляете конец провода – и можно тянуть куда угодно.

Совет! Длина соединительных проводов внутри корпуса двери, должна быть адекватной и не мешать движению редуктора: их излишки нужно отрезать кусачками. Чтобы впоследствии провода не перетирались, стоит прикрепить их к обшивке.

  • По пути от блока питания до двери, провод огибает сверху рулевую колонку, проходит под регуляторами печки, выходя у разъёма прикуривателя. С пассажирской стороны, провод пролегает под бардачком, и тянется к стойке кузова.

Совет! Производя любые соединения проводов, не забывайте сверяться с электрической схемой, не надейтесь на память.

  • Приподняв реечный стеклоподъёмник ВАЗ 2110, наживите болты, фиксирующие стекло. Так как кнопки управления ещё не установлены, воспользуйтесь минусовым и плюсовым проводами прикуривателя.
    Как следует, затянув крепления стекла, сняв скотч, проверьте движение стекла.
  • Всё нормально функционирует – можно смонтировать и подключить кнопки. Их без труда можно встроить в обшивку двери.
    По желанию, кнопки можно установить сразу, перед тем, как зафиксируете стекло.

  • Вот, собственно, реечный стеклоподъёмник ВАЗ 2109 и смонтирован. Остаётся только собрать дверь в обратном порядке, поставив заглушки на отверстия там, где раньше были ручки подъёма стёкол.

Принцип работы

Реечные электростеклоподъёмники на ВАЗ 2107 — как, впрочем, и на других автомобилях, работают когда зажигание включено. В противном случае, возможен только возврат стекла в положение «закрыто».
Эту роль берёт на себя контроллер:

  • Этот небольшой приборчик имеет очень важное значение: при постановке автомобиля под охранную сигнализацию, благодаря ему, срабатывают дверные замки, последовательно закрываются окна.
  • По окончании работы последнего подъёмника, контроллер практически не потребляет энергии, переходя на режим ожидания . Автоматически определяя количество ЭСП в автомобиле, он по очереди подаёт питание каждому из них.
  • Ещё контроллер осуществляет контроль оборотов редуктора, значительно экономя расход энергии аккумулятора. Приобретается прибор сразу, когда и реечные стеклоподъёмники: на ВАЗ 2110 можно поставить доводчик на четыре стекла.
    Хотя есть модели, контролирующие только два стекла – всё зависит от количества ЭСП.

Произведённый в нашей стране, реечный стеклоподъёмник ВАЗ 2110, применим только для легковых автомобилей определённых видов. Большинство машин, сходящих сегодня с конвейера ВАЗа оснащается именно такими устройствами.
Ну а те владельцы, в чьих авто стоят механические подъёмники, без труда смогут заменить их более современными ЭСП.

На некоторых моделях ВАЗ, в число которых входит и «семерка», электроподъемники стекол в заводских условиях не монтировались. Находящимся в машине приходилось опускать стекла дверей вручную, что было не совсем комфортно. На сегодняшний день для таких машин электростеклоподъемники (ЭСП) изготавливаются разными фирмами, а в автомастерских за приемлемую стоимость можно установить такие механизмы. Но если вы знакомы со слесарным делом, то выполнить подобные работы своими силами вполне возможно.

Виды ЭСП

Для «жигулей» сегодня производится несколько вариантов электрических подъемников стекол:

  • планочные;
  • реечные;
  • тросиковые.

Каждая модель отличается особенностями, достоинствами и недостатками, от чего и зависит установка электростеклоподъемников на ваз 2107.

Необходимо отметить, что у различных изготовителей механизмы конструктивно отличаются, по этой причине взаимозаменяемыми их считать не следует. Стоимость комплектов не очень высокая, и наибольшей популярностью пользуются подъемники форвард для передних стекол. Стандартная комплектация подъемника электрического включает в себя:

  • подъемный механизм с моторами;
  • кнопки управления;
  • проводку со штекерными устройствами;
  • крепежные элементы;
  • заглушки.

Кроме того, к комплектности поставки прилагается инструкция, содержащая схему подсоединения электрики.

Причины, вызывающие необходимость замены рычажных подъемников

Механические устройства подъема стекол от долгой эксплуатации выходят из строя, стекло перестает опускаться либо подниматься. Связано это с:


Выполнять ремонт в подобных ситуациях не имеет смысла, рекомендуется сразу устанавливать электрические подъемники стекол.

Устройство ЭСП

Ничего сложного в этом нет. В конструкцию входят:

  1. ручка подъемника;
  2. облицовочный элемент;
  3. розетка;
  4. поднимающее устройство;
  5. верхние роликовые элементы;
  6. винты для фиксации пластин;
  7. пластины;
  8. кронштейн;
  9. стекло;
  10. тросик;
  11. нижние ролики;
  12. болтики;
  13. ролики для натяжения.

Последовательность действий при установке ЭСП, видеоурок

Для выполнения всех мероприятий потребуются набор отверток, ключи торцовой формы на 8 и 10 мм, скотч для малярных работ, метровый кусок стальной проволоки.
Для начала следует отключить массу на аккумуляторной батарее. Так как реечная конструкция для передних дверей «семерки» подходит лучше остальных, разберем последовательность работ на ее примере.
В салоне разбирается дверь, с этой целью в первую очередь демонтируется ручка подъемника стекла.

Теперь следует открутить кнопочку, фиксирующую замковое устройство, отвернуть на подлокотнике винты. Они расположены в передней части сверху, сзади и в середине. Аккуратно снимается главная обшивочная часть двери, затем – верхняя. Торцовым ключом на восемь выкручиваются болтики механизма. Затем отворачиваются болты, крепящие направляющую планки, которая удаляется за ненадобностью. Из двери извлекается механический подъемник стекла. На стекле следует открутить четыре винта, крепящих механизм (по два с каждой стороны).
Откручивается гайка, натягивающая тросик подъемного устройства, демонтируется ролик. Теперь механизм можно полностью вытащить из двери.
Под новое устройство придется просверлить в двери пару шестимиллиметровых отверстий, одно из которых должно располагаться возле ручки, закрывающей дверь.

Моторчик редуктора устанавливается вместо механического подъемного устройства. При этом винтики используются из комплекта, так как штатные будут длинноватыми и упрутся в механизм. В случае необходимости можно аккуратно обрезать штатные.
Стеклянные держатели к электрическому подъемному механизму можно закрепить штатным крепежом.
От подъемников выводится проводка, на дверях либо на подлокотнике, расположенном в центре, у консоли коробки переключения скоростей, устанавливаются кнопки.
В обратной последовательности проводится сборка двери.

Все достаточно просто. Если есть желание сэкономить деньги, то подобные работы вполне можно выполнить самостоятельно. Для этого только следует знать схему устройства подъемного механизма и иметь нужные условия для проведения работ.