» » Hummer H1 — Обзор и Технические характеристики. Армейский вездеход HMMWV (Hummer) Hmmwv технические характеристики

Hummer H1 — Обзор и Технические характеристики. Армейский вездеход HMMWV (Hummer) Hmmwv технические характеристики

Р оняя на клавиатуру слёзы невозможности на 100% использовать колоссальный внедорожный потенциал этого автомобиля, расскажу, в чём HMMWV выигрывает у российского “Тигра”, чего у него общего с Land Rover Defender и Rolls-Royce Silver Seraph, и почему по итогам теста я понял, что гражданский Hummer H1 нравится мне даже больше, чем его армейский сородич.

Хамви, батя Хаммера

Признаться, словосочетание «армейский Хаммер» в заголовке я использовал просто для того, чтобы читателя не смутило буквенное сочетание HMMWV, и все поняли, о чём идёт речь. На самом же деле всё наоборот...

HMMWV расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», а полностью “по фамилии-имени-отчеству” его зовут AM General HMMWV M998. Но поскольку американцы страсть как не любят аббревиатуры, по жизни стремятся к простоте и вместо внушающих хтонический ужас ГБУЗ МИАЦ предпочитают писать просто Clinic, то в повседневной жизни автомобиль называют созвучным Humvee, то есть «Хамви».

Производят эти машины с 1984 года и по сей день на заводе компании AM General в городе Мишока, штат Индиана. Здесь же с 1992-го по 2006-й выпускали Hummer H1 – гражданскую версию «Хамви», которая имела такую же трансмиссию и ходовую, но более удобный интерьер и выбор моторов, в том числе бензиновых, коих на HMMWV никогда не ставили. В 1999 году права на бренд Hummer продали General Motors. Появившийся в 2002 году Hummer H2, ставший затем популярным у рэперов в цепях и сутенёров в мехах, выпускался там же, в Мишоке, но технически к Humvee не имел вообще никакого отношения - это машина на «тележке» GMT820, сугубо бензиновая и гораздо более «асфальтовая».

Напоследок, перед тем как сесть за руль, скажем пару слов о критике HMMWV. Множество российских авторов статей на военную тематику с некой долей язвительности припоминают Хамви жертвы во время военных операций США в Ираке и Афганистане в 2000-е. И делают из этого вывод, что машина показала себя недостаточно защищённой и в боевых условиях полностью провалилась.


Тут надо сделать пояснение. Базовая версия Хамви вообще не имеет никакого бронирования, и главное его амплуа - вездеходное. Бронированные версии HMMWV существуют, но производили их в относительно небольших количествах. Все 80-е и 90-е годы, когда армия США принимала участие в более-менее “традиционных” военных конфликтах с фронтом и тылом - в Панаме, Персидском заливе и Сомали, к машинам было не так много претензий. Критика в американской прессе, затем подхваченная нашими “экспертами”, началась в 2000-х, когда незащищённые HMMWV отправили в Афганистан и Ирак.




Фото: commons.wikimedia.org/wiki/Humvee

Хамви стали лёгкой добычей для боевиков, атакующих из засады: без брони были уязвимы для обычного стрелкового оружия, а бронированных единиц банально не хватало. Кроме того, не только Хамви, а любая (!) машина с плоским небронированным днищем смертельно опасна для водителя и пассажиров в случае подрыва на мине.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Учитывая затяжной характер конфликтов современности и вовлечение в них формально гражданского населения, трудно отличимого от участников экстремистских группировок, с 2007 года, уже более 10 лет, армию постепенно пересаживают на MRAP - более тяжёлые бронированные автомобили защищённого класса с V-образным днищем, рассеивающим взрывную волну.

В общем, ошибки в стратегии и тактике оставим на совести американских офицеров, огульную критику Humvee - на совести самих критиков, и отдадим должное инженерам, сделавшим большой, лёгкий, невероятно проходимый и надёжный автомобиль.

Сержант на гражданке

Что роднит Хамви с Дефендером? Правильно: кубизм форм, который в американском внедорожнике доведён даже не до абсолюта, а до абсурда. А ещё - широкое использование алюминия! Да, пусть это и армейская техника, однако облегчение конструкции - это рост и проходимости, и грузоподъёмности. Так что каркас кузова алюминиевый, кожух двигателя - стеклопластиковый, а двери вообще брезентовые легкосъёмные, с простейшими пластиковыми замками на пружинах и “окнами” на молниях.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4



Поездка на Хамви - сплошной аттракцион, который начинается с первой минуты. Затворив за собой лёгкую «калитку», оглядываем спартанскую обстановку, окрашенную в цвет кузова, и приступаем к процедуре запуска, которая достойна того, чтобы записать о ней короткое видео.

Если закрыть глаза, можно представить себе, что ты в Камазе. Акустическое сходство легко объяснить: так же, как и на татарском грузовике, у Хамви под капотом - дизельный V8, который даёт не только характерное урчание, переходящее в рёв по мере подъёма оборотов, но и «восьмёрочные» обертона, столь приятные моему уху.


Мотор от Detroit Diesel - воплощение олдскула. Наддува нет, ТНВД механический, впрыск непрямой через вихрекамеры, единственный распредвал в развале блока и привод клапанов через толкатели-пушроды. Отдача - 185 сил при 3 600 об/мин и 447 Нм при 2 100 об/мин. Работает всё это очень громко и ощутимо воняет соляркой. Коробка - только автоматическая, 4-ступенчатая GM 4L80E, максимально выносливая и предназначенная для грузовиков, автобусов, бронетранспортёров, а также тяжёлых лимузинов Rolls-Royce.

Педаль газа на Хамви нужно давить полной стопой, от души. Поскольку дизель «моментный», а трансмиссия «короткая» (суммарное передаточное число трансмиссии - 5,24:1!), то сильно быстро наше «высокомобильное транспортное средство» всё равно не поедет. Но в потоке удержится.

Эти кадры я писал буквально в первые минуты поездки, а затем довольно быстро освоился с габаритами. На самом деле, чувствовать габариты на Хамви не сложнее, чем на любом другом автомобиле. В определённом смысле даже проще! Передний край отлично виден благодаря торчащей решётке «кенгурятника».

Как ведёт себя ходовая на неровностях? Ну, в общем-то, предсказуемо. Рычаги подвески, которыми можно при желании забивать корабельные гвозди (но лучше не стоит), вместе с пружинами и амортизаторами прекрасно изолируют раму от вибраций и колебаний разной амплитуды. А вот кузов скрипит, крышки ящиков под задними сиденьями бряцают… Вся эта какофония несколько портит впечатление.


Управляется Хамви сравнительно легко - рулевое управление с редуктором и трапецией имеет ГУР, и усилие на нём неплохо сбалансировано. Маневрирование в ограниченном пространстве и на малых скоростях не нужно превращать в состязание по арм-реслингу: крутить маленькую тонкую баранку можно одной правой (можно и левой, но не очень удобно тянуться) - спасибо владельцу за установленную рукоятку, именуемую в среде отечественных газелистов “грибком”.


Кстати, в это трудно поверить, но диаметр разворота от стены до стены у американского вездехода весьма скромный - всего 25 футов, то есть 7,62 метра (очень удивился такому значению - с рулеткой не мерил, но перепроверил по ряду источников: везде такая цифра - прим.авт.). Для сравнения, у Toyota Land Cruiser 200 это 11,8 метра, а у Renault Logan - 10,7.


При этом и на достаточно высоких по меркам HMMWV скоростях в рулевом нет ни люфтов, ни ощущения, что руль живёт своей жизнью, сообщаясь с колёсами постольку поскольку. Можно отметить, что «ноль пустоват», но не буду - не та категория техники. Главное, что ездить можно без ощущения ущербности как по открытым широким грунтовкам, так и по узким извилистым дорожкам гламурных предместий Лос-Анджелеса.

Расстегнул молнию на брезентовой двери, откинул прозрачную секцию-"окно", высунул локоть навстречу набегающему потоку воздуха, и вперёд - ловить “лайки” прохожих и водителей, которые на светофорах интересуются, “как оно”. Отлично, друг! Сам кайфую!


На дальняк на этой машине поехать, конечно, можно, но впечатления от поездки будут специфическими. Про шум я уже говорил - его много. Расход, по моим примерным замерам, составляет никак не меньше 20 литров на 100 км, плюс очень, даже слишком хорошо, чувствуется скорость. На 50 км/ч, на которых обычная гражданская машина плывёт, едва слышно шурша шинами, Хамви будто осуществляет операцию «буря и натиск». Превышать допустимые ограничения совершенно не хочется. Однажды на трассе попробовал разогнаться до 100 км/ч - это предел по спидометру. Показалось, что запас ещё есть, но от такой поездки недолго и оглохнуть.


Правда, уже после тест-драйва я осознал, что кое-чего НЕ слышал. А именно - характерного для отечественной техники воя мостов, ни при наборе скорости, ни при сбросе газа. А ведь редукторов только в мостах тут аж шесть!

Кроме того, на Хамви есть своего рода «армейский круиз-контроль». Работает он примерно так:

Категорически не понравились сиденья. Регулировка исключительно по высоте в трёх фиксированных положениях - это ладно. Но почему такие короткие подушка и спинка? Спина у меня начала ныть буквально через полчаса езды. Думаю, что чисто технические возможности улучшить удобство водителя имелись, однако армейская логика работает иначе. Видимо, стоит сказать спасибо за то, что сидеть нужно не на деревянной лавке, а хотя бы на слое мягкой набивки.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В приближенных к боевым

Как я уже говорил в самом начале, довольно долго я пытался найти более-менее приличное бездорожье, чтобы сделать эффектные кадры с попыткой вывесить колёса и видео с подъёмами на гору... Затея эта не удалась: максимум, что удалось найти в не в меру цивилизованной Калифорнии - это вот такой грунтовый бугор.


А почему, собственно, я так стремился отыскать оффроуд? Дело в том, что трансмиссия и ходовая часть у Хамви прямо-таки просятся в максимально дикое место. Судите сами:

На этом моменте скептический читатель, сощурясь и отведя голову чуть в сторону, скажет: минуточку, позвольте! Ведь портальные мосты с тремя редукторами - это вовсе не изобретение AM General. Наш отечественный УАЗ-3151 имел такие же, называемые «военными», причём купить машину с ними можно было в салоне у дилера. Ещё портальными мостами могут похвастаться немецкие вездеходы Mercedes-Benz Unimog, австрийские Puch Pinzgauer, шведские Volvo C303 Laplander, чешские полноприводные грузовики Tatra, советско-украинские ЛуАЗ-969 и не только.

Но только у Humvee и Toyota Mega Cruiser (а также, возможно, у каких-то других, более редких машин) мосты «гибкие» - то есть, крутящий момент передаётся от “осевого” на колёсные редукторы через полуоси с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Что, собственно, позволяет установить на автомобиль независимую подвеску, улучшая управляемость и проходимость.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Естественно, все три дифференциала здесь блокируемые, поэтому Хамви может передвигаться, пока хотя бы одно колесо имеет сцепление с твёрдой поверхностью. Правда, принудительно блокируется только межосевой дифф, а в мостах - «самоблоки» типа Torsen с ограниченным распределением момента (были версии с тремя принудительными, но у нас - стандартная).


Показатели геометрической проходимости обещают поистине чумовые впечатления. Например, угол въезда составляет 47 градусов, высота вертикального препятствия, на которое он гарантированно заберётся - 45 сантиметров. Тут главное, чтобы хватило смелости у водителя!


Здесь скептический читатель опять должен усмехнуться в усы и спросить: далеко ли уедет ваш тяжёлый Хамви по мягкому грунту или снегу? И тут сюрприз: снаряжённая масса армейского вездехода - меньше, чем у обычного Toyota Land Cruiser 200! HMMWV в зависимости от модификации тянет на 2,36-2,67 тонны, а «крузак» - на 2,4-2,72. Но как, Холмс? Во многом благодаря облегчённой конструкции, о которой мы говорили в начале. Новый Land Rover Discovery, который также имеет алюминиевый кузов, с дизельным мотором, скажем, весит ненамного меньше - 2,23 тонны.

Ну а если сравнивать с военными автомобилями, то упомянутый выше Toyota Mega Cruiser с 4-цилиндровым дизельком - это 2,9 тонны, а отечественный «Тигр» (ГАЗ-2975) даже в небронированном варианте весит аж 5,3. Вот уж на чём в поле я бы заезжать даже не рискнул...


В общем, цифры и факты таковы, что хочется бросить всё и отправиться на поиски приключений подальше от лос-анджелесской частной собственности. Например, куда-нибудь в район Большого Каньона в Аризоне, где мы в прошлом году тестировали всё тот же . Там 30-летний старина Хамви задал бы жару новобранцам… Заношу подобную поездку в свой “список мечт”. И делаю пометку, что выбирать лучше всё же гражданский вариант Hummer H1, где такая же выдающаяся ходовая и трансмиссия, зато можно выбрать турбодизель помощнее, а в салоне есть более-менее нормальные сиденья и кондиционер. Хотя чего греха таить, в спартанском армейском исполнении, которое едет “с шумом и пылью”, есть своё нерациональное очарование.

После Первой мировой войны автомобили уверенно вошли в арсеналы всех армий, эффективно заменив конные подразделения и гужевой транспорт Одновременно с преимуществами этого вида техники проявились и его недостатки. Так. военные всего мира заговорили об унификации армейских автопарков. Они хотели иметь универсальное шасси, способное с небольшими переделками перевозить пехотные подразделения, использоваться в качестве пулеметного автомобиля, служить передвижной радиостанцией, легким штабным или санитарным фургоном, буксировщиком артиллерии и шасси для бронеавтомобиля.

США в годы Второй мировой войны не стали создавать машину «на все случаи жизни», а стандартизировали сразу два образца – лёгкий джип Willys MB («Виллис») и относительно тяжелый Dodge Т214 («Додж 3’4»),

Поставлялись эти машины практически во все страны мира. По мере износа их меняли на аналогичные модели, например. MB-на джип М151.

Однако со временем американские военные пришпи к выводу, что «виллис» не идеален: он тесен для перевозки бойцов с полной выкладкой, маломощен для буксировки артиллерии, совершенно не подходит для бронирования И заметили это не только в США все больше стран для своих армий стали закупать британские, немецкие или японские джипы.

В конце 1970-х американская армия объявила, что собирается заменить армейский джип М151 автомобилем нового проекта. На автомобильном рынке забрезжил военный заказ объемом порядка 60 млн. долл. и даже более. В 1979 г. Пентагон объявил конкурс на создание многоцелевого армейского автомобиля ХМ966, участвовать в котором приглашались компании из США и других стран. Оговаривалась высокая универсальность машины, возможность вооружения крупнокалиберным пулеметом или ракетной установкой «Стингер». Требования к проходимости были высоки: дорожный просвет – 410 мм, способность движения по 60% уклонам и 40% косогорам, преодоление вертикальных препятствий до 0.46 м и водных преград глубиной до 0.76 м.

Опытные образцы автомобиля разных фирм были готовы к концу 1979 г. и испытывал ись до середины 1980 г в Невадском испытательном центре. Из всех претендентов контракты на изготовление опытных партий для проведения сравнительных испытаний получили фирмы и компании AM General. Chrysler Defense и Teledyne Continental. Армейское тестирование началось в апреле 1982 г. Оно состояло из полигонных испытаний на проходимость и долговечность, проверок в действующей армии в полевых условиях и тестов в условиях пустынь, джунглей, гор и прибрежных дюн

Точка в конкурсе была поставлена 22 марта 1983 г., когда командование объявило, что выбран образец компании AM General. С ней заключили контракт на поставку 55 тыс. автомобилей в течение поспедующих пяти лет. Сумма сделки составляла $1.2 млрд.. что стало рекордом за многолетнюю историю сотрудничества военного ведомства с поставщиками колёсных транспортных средств Вскоре компания получила подряд на изготовление ещё 15 тыс. внедорожников, что увеличило сумму контракта до S1.6 млрд. Оптовая цена одного HMMWV была в пределах 21 -23 тысяч долларов.

В ходе испытаний AM General назвала свою машину Hummer («Хаммер»). перефразировав аббревиатуру официального названия – HMMWV, и зарегистрировала название как торговую марку В апреле 1983-го началось переоборудование завода в Мишаваке (штат Индиана) под их производство. Серийный выпуск автомобилей под индексом М998 стартовал в январе 1985 г. и в сентябре первая партия автомобилей поступила в 9-ю моторизованную пехотную дивизию армии США. В 1989 г. был заключен еще один контракт на поставку 33 тыс. единиц в течение пяти лет HMMWV стал отправной точкой для модернизации всего автомобильного парка американской армии, заменив не только джипы «Форд» М151. но и целый ряд других автомобилей.

КОНСТРУКЦИЯ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ HMMWV

Рама и кузов. Основой шасси автомобиля «Хаммер» является несущая рама с продольными балками коробчатого сечения. выполненными из низкоуглеродистой стали. Кузов из алюминиевых листов значительно уменьшил массу машины и одновременно повысил антикоррозионную стойкость На армейский вариант модепи давалась 15-летняя гарантия против сквозной коррозии.

Кузов соединялся с рамой посредством резиновых подушек. Дверные и оконные проймы сделаны «по линейке». Несмотря на то. что автомобиль компоновался по ка-потной схеме, двигатель ощутимо смещён назад Это оправдывалось обеспечением удачной «развесовки» по осям У «Хамме-ра» она идеапьна: 51% массы приходится на переднюю ось и 49% – на заднюю

Повышению проходимости способствовало гпадкое днище.

Капот машины – из стекловолоконного композита. Лобовое стекло – плоское, но чтобы повысить жёсткость всего проёма, конструкторам пришлось разделить его пополам массивной стойкой.

Вся задняя часть кузова с ребристым металлическим полом отдана под грузовое пространство.

Автомобиль имеет два топливных бака, причём в дань армейским требованиям, независимых друг от друга.

Снаружи кузов окрашен в один из восьми цветов специальной эмалью CARC, противостоящей воздействию химически агрессивной среды.

Двигатель. На «Хаммере» первых выпусков устанавливался 6,2-литровый 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. Позднее на нём стали использовать 8-цилиндровый V-образный дизель General Motors («Дженерал Моторс») жидкостного охлаждения мощностью 130 л.с. Решение ставить на машину дизельный двигатель принималось под давлением военных, так как дизельное топливо менее огнеопасно.

Спереди под капотом машины размещают дизель, радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы двигателя и трансмиссии, радиатор гидроусилителя рулевого управления. Все без исключения агрегаты автомобиля имеют централизованную систему вентиляции: сапуны коробки передач, раздаточной коробки и редукторов мостов составляют единую пневмома-гистраль, сообщающуюся с воздушным фильтром двигателя.

Благодаря такому решению при форсировании водных преград внутри агрегатов постоянно поддерживается атмосферное давление.

Трансмиссия. На стандартном армейском «Хаммере» устанавливается автоматическая трёхскоростная коробка передач с гидротрансформатором – усиленный вариант обычной коробки для лёгких грузовиков. Применение «автомата», опять-таки в военных цепях, позволяет управлять автомобилем даже серьёзно раненому водителю.

Раздаточная коробка – двухскоростная, с постоянным приводом на оба моста.

Привод машины – полный постоянный, с автоматической блокировкой межосевого дифференциала. Рукоятка раздаточной коробки имеет три основных положения: Н – обычная езда, HL – высшая передача с заблокированным межосевым дифференциалом, L – низшая передача с заблокированным межосевым дифференциалом. Режимы автоматической коробки передач: D – автоматически переключающий передачи с «1-й» по «3-ю» или принудительный: «2-я» или «1-я», Lo – понижающая передача и «нейтраль». Трансмиссия управляется двумя рычагами: один обслуживает коробку передач, а второй – переключает режимы раздаточной коробки и межосевого дифференциала.

В зависимости от дорожных условий и желания водителя «Хаммер» может двигаться в штатном режиме, с заблокированным межосевым дифференциалом и включённой понижающей передачей. В последнем случае дифференциал блокируется принудительно. Осевые гипоидные редукторы с установленными в них дифференциалами повышенного трения жёстко прикреплены к раме, через них момент передаётся на колёсные редукторы планетарного типа.

Принцип работы механического самоблокирующегося дифференциала Torsen («Торсен») был запатентован в 1958 г. инженером Верном Глезманом. В 1982 г. патент выкупила швейцарская фирма Gleason Corporation («Глисон корпорейшин»), которая и наладила серийное производство таких дифференциалов. Впервые их применили в 1983 г. на «хаммерах», а с 1986-го также начали устанавливать на машинах Audi («Ауди»), с 1997 г. – и на Volkswagen Passat («Фольксваген Пассат»).

С помощью новой трансмиссии возможно было достижение основных целей: снижение нагрузки на межколёсные дифференциалы, увеличение эффективности торможения и, самое главное, усиление крутящего момента, точнее, – реализация его на колёсах с максимальным значением. Это позволило машине буксировать прицеп с полной массой до 3,8 т.

Подвеска автомобиля – полностью независимая, на двойных (А-образных) поперечных рычагах. Рычаги и многие другие детали передней и задней подвесок взаимозаменяемы. Конструкция задней подвески повторяет переднюю с той лишь разницей, что пружины вынесены из рычагов назад.

Глядя на независимую подвеску «Хаммера», сомнений в её прочности и надёжности возникает: толстые рычаги, могучие сайлентблоки, пружины, больше похожие на вагонные, чем на автомобильные. Конструкторам удалось увеличить дорожный просвет до 400 мм, убрав повыше редукторы, спрятав практически внутрь корпуса все жизненно важные системы, вплоть до выхлопной трубы, последняя часть которой прошла внутри левой колёсной арки.

Тормоза – вентилируемые дисковые. Постановка антиблокировочной системы (АБС) не предусматривалась. Для уменьшения абразивного износа от дорожной грязи тормоза расположили вблизи картера дифференциала.

Стояночный тормоз – дисковый трансмиссионный.

Шины. На колёсах машины монтируются вездеходные широкопрофильные шины низкого давления GoodYear («Гудиер») -прочие внедорожники о таких дорогих покрышках даже не мечтают.

Имеется также система встроенного компрессора с централизованной системой подкачки шин. На приборном щитке водителя для включения системы управления находится специальный тумблер переключения, действующий на компрессоры колёс либо передней, либо задней оси; можно приспустить или подкачать колёса только спереди или только сзади. Диапазон регулировки – от 0,7 до 2,45 атм. Если давление в шинах падает ниже 0,55 атм., на панели загорается красный предупреждающий индикатор.

Внутри покрышек на диски надеваются специальные резиновые бандажи, которые позволяют на спущенных шинах проехать около 50 км со скоростью до 50 км/ч.

Фары, подфарники и габариты. Фары переднего света, подфарники и указатели поворотов размещаются в специальных углублениях корпуса. Они не выступают за габарит кузова и имеют минимальную возможность повреждения. Существует одна особенность: указатели поворотов не начинают работать, пока не включаются габаритные огни.

Приборы, переключатели. Слева вверху на приборной панели находится рукоятка запуска, заменяющая ключ; ниже – комбинация рукояток управления светотехникой, ближний-дальний свет переключается ножной кнопкой.

Переключатель поворотов – примитивный, напоминающий рычажки 1950-х гг. Для включения аварийной сигнализации этот рычаг необходимо до упора повернуть по часовой стрелке.

Четыре стрелочных указателя на панели информируют водителя о работе важнейших систем машины. Один из них показывает температуру масла в гидротрансформаторе, что встречается очень редко.

Рулевую колонку возможно перемещать вверх-вниз, устанавливая в удобное для водителя положение, в зависимости, например, от его роста. Руль имеет толстый пластмассовый обод и хорошо держится в руках.

На полу под ногами находились только две педали. Наличие автоматической коробки передач сделало ненужной педаль сцепления.

Кабина. Салон машины получился весьма вместительным, хотя водительское место и место переднего пассажира разделяет широкий кожух двигателя, частично заходящий в салон. В задней части салона – два сиденья, расположенные по бортам, между ними – узкая подсадная скамейка.

Водитель сидит очень близко к левому борту, практически упираясь локтем в дверь; с правой стороны его ограничивает горб кожуха. Все приборы и органы управления располагаются удобно и находятся от водителя на расстоянии вытянутой руки.

Вертикальные лобовые стёкла из двух одинаковых секций – совершенно плоские. Если вдруг разобьётся левое, на его место можно поставить имеющее точно такую же форму правое стекло и затем продолжать движение.

На корпусе установлены большие боковые зеркала; зеркало заднего вида, наоборот, оказалось слишком маленьким, как, впрочем, и заднее стекло салона.

Управляемость и проходимость автомобиля. «Хаммер», по мнению специалистов, весьма удобен в управлении. Руль -лёгкий, не нужно работать рычагом коробки передач. Впечатляет динамика разгона и торможения для машины такой массы. Однако автомобиль слишком чувствителен к порывам бокового ветра, уводящим его с прямого пути.

Проходимость вне дорожного покрытия, по просёлку, пересечённой местности -выше всяких похвал. Тяги двигателя и степени увеличения крутящего момента гидротрансформатором вполне хватает и при высокой передаче. Во время переезда из колеи в колею даже с буксованием в глине хорошо работают межколёсные блокировки – все колёса вращаются одновременно.

Клиренс машины – высокий: до 400 мм. Коробка передач вместе с раздаточной коробкой спрятаны в туннеле, глубоко вдающемся в салон.

Рулевое управление, редукторы, топливный бак – всё защищено от ударов о грунт. Кузов практически не выходит за габариты колёсной базы. Передний его свес совсем отсутствует, а расположение задней балки позволяет автомобилю съезжать с большого уступа без риска зацепиться кормой или, наоборот, въезжать на вертикальную стенку высотой 0,6 метра.

Демультипликатор, все редукторы, стартёр и лебёдка машины выполнены герметичными, вследствие чего она спокойно преодолевает водоёмы глубиной до 0,76 м. Кроме того, на машине может просто монтироваться комплект оборудования, выводящий воздухозаборник и выхлопную трубу на уровень крыши. В таком варианте глубина преодолеваемого брода возрастает до 1,52 метра.

Автомобиль преодолевет подъём в 60% и не боится бокового уклона в 40%, уверенно проходит по снежному покрову гпубиной до 0,6 метра.

Дополнительная броня. В броневой защите «хаммеров» используются композиционные материалы с применением кевлара. Бронированные модели оборудуются пулестойким ветровым стеклом и такими же – на дверях, причём последние могут подниматься и опускаться. Броня, однако, предохраняет лишь от огня стрелкового оружия и осколков. Для более уверенной защиты от огня противника на машины навешивают дополнительный комплект из броневых пластин.

1 – капот; 2 – крышка воздухозаборника двигателя; 3 – радиостанция AN/GRC-1660; 4 – укладка разобранного станка пулемёта М60/7,62 mm; 5 – регулируемая платформа пулемётчика (в походном положении станок М60 закреплён на ней); 6 – индивидуальные приборы ночного зрения (2 шт.); 7 – ручные гранаты; 8 – патроны к пулемёту М60; 9 – пулемётный прицел ночного видения AN-TVS-5; 10 – транспортное положение пулемёта М60 (в разобранном состоянии); И – гнездо крепления антенны; 12 – свёрнутая маскировочная сеть; 13 – сложенный трёхопорный пулемётный станок М2; 14 – телефон А-312/РТ; 15 – канистра с водой; 16 – индивидуальный прицел ночного видения AN/PVS-4; 17 – огнетушитель

Основное отличие, по которому можно отличить бронированный «Хаммер», -ппоские снаружи двери. Небронированные машины имеют на них Х-образные вы-штамповки.

Модификации и модернизации

Изначально модельный ряд HMMWV AM General составлял шесть базовых моделей. Потом армейский «Хаммер» стал выпускаться в 15-й базовых модификациях: две – общего назначения, две – для транспортировки кузовов-контейнеров, восемь -транспортёры лёгкого вооружения и три – в качестве санитарных машин. Главными отличиями модификаций являются уровень бронирования кузова (небронированный, со встроенной бронёй, с усиленным бронированием) и наличие или отсутствие лебёдки.

Основной армейской версией является модель М998 (Cargo/Troop Carier) – транспортёр пехоты и грузовик. Его снаряжённая масса составляет 2360 кг, полезная нагрузка – 1250 – 1635 кг. Когда в 1991 г. военные потребовали увеличить грузоподъёмность, AM General усилила раму, опорные площадки пружин, заменила задние пружины на бопее жёсткие, усилила амортизаторы. В результате при увеличении снаряжённой массы на 182 кг полезная нагрузка возросла до двух тонн. В начале 1994 г. прошла следующая модернизация (А1), заключавшаяся в переделке интерьера, схемы электропитания, изменении передаточных чисел трансмиссии, установке новых задних полуосей и переходе на колёса большего размера. Усовершенствование 1995 г. (А2) стало более кардинальным: мотор заменили на 6,5-литровый дизель (170 л.е., 393 Нм), коробку передач – на четырёхдиапазонную с электронным управлением, установили центральную систему регулирования давления в шинах.

Дальнейшее развитие версии А2 привело к появлению варианта – ECV (Expanded Capability Vehicle), способному нести полезную нагрузку 2406 кг. Были модифицированы дифференциалы, тормоза, полуоси, колёса и рама. Для соответствия тягово-динамическим требованиям был установлен 6,5-литровый турбодизель (V8, 190 л.е., 522 Нм).

На серийных образцах автомобиля могут устанавливаться следующие виды оружия: противотанковый ракетный комплекс BGM-71A TOW, 40-мм автоматический гранатомёт Mk.19, 12,7-мм пулемёт «Браунинг» М2НВ и 7,62-мм пулемёт М60. В ходе боевых действий в аравийской пустыне в 1991 г. был опробован самоходный зенитный комплекс «Авенджер», оснащённый ракетами FIM-92A «Стингер». Испытывалась также машина, вооружённая 25-мм автоматической пушкой.

В армиях по всему миру

Сейчас автомобили «Хаммер» служат в армии и Морском корпусе США, в спасательных и пожарных службах, геологической разведке, разнообразных правительственных учреждениях. Эти машины используются в армиях множества стран, а португальская фирма Uro и швейцарская MOWAG наладили серийное производство копий американского внедорожника для нужд вооружённых сил своих стран. Выпускаются армейские «хаммеры» и в Китае.

В печати сообщалось о следующих объёмах поставок «хаммеров» за рубеж: Албания (более 300 шт.); Алжир (более 200 шт.); Афганистан (более 2700 шт.); Болгария (50 шт.); Грузия (12 шт.); Греция (500 шт. + выпуск по лицензии в Греции); Дания (30 шт.); Египет (более 3890 шт.); Израиль (более 2000 шт.); Ирак (более 3960 шт.); Иран (10-20 шт., переданные Францией); Колумбия (более 400 шт.); Ливан (285 -300 шт.); Македония (56 шт.); Марокко (650 шт.); Мексика (более 3638 шт.); Филиппины (300 шт.); Хорватия (12 шт.); Чили (более 200 шт.); Эквадор (около 30 шт.). Нет точных количественных данных, но машины этого типа используются также войсками Аргентины, Боснии и Герцеговины, Доминиканской Республики, Йемена, Латвии, Литвы, Люксембурга и Панамы.

Многие страны стремятся закупать «хаммеры» третьего поколения М1165, выпускаемые с 2006 г. Их приобрели Испания (более 150 шт.); Польша (217 шт.); Словения (30 шт.); Румыния (8, в планах 50 – 100 шт.); Украина (10 шт., получены у США в ходе миротворческих миссий). Машины третьего поколения используют в армиях Венесуэлы, Зимбабве, Португалии, Саудовской Аравии, Сербии, Словакии, Тайваня, Турции и Таиланда.

В октябре 2009 г. в СМИ появились сообщения, что Министерство обороны РФ рассматривало возможность приобретения 3000 единиц HMMWV. Цену за них запросили 190 тыс. долл. (очевидно, что это автомобили с пробегом).

Проблемы армейского «Хаммера»

Долгое время военный «Хаммер» позиционировался как самый лучший, быстрый и неуязвимый армейский автомобиль. И лишь под конец службы американцы вынуждены были признать – эти машины бессильны даже против старого советского оружия и самодельных партизанских мин.

Война в Ираке для США стала одновременно полигоном для испытания военной техники. Начиная операцию в Ираке, американцы и не подозревали, с чем им придётся столкнуться уже после победы. Сегодня военнослужащим коалиции приходится иметь дело не с солдатами и устаревшей бронетехникой армии Саддама, а с партизанами, вооружёнными гранатомётами и минами.

С определённой вероятностью спастись во время взрыва мины и при попадании в машину кумулятивного выстрела из РПГ можно, пересев из внутренних отсеков транспортёра на «броню». При попадании кумулятивный боеприпас выпускает мощную струю раскалённой газово-металлической смеси, которая прожигает сталь, создавая внутри избыточное давление, несущее смерть экипажу.

Ещё хуже дело обстоит с защитой от мин: даже новейшая, хорошо бронированная машина М1114 «держит» взрыв пятикилограммовой мины – если та взрывается под передними колёсами, и всего полтора килограмма – если она сработает под днищем в задней части. Броня выдерживает взрывную волну от 155-миллиметрового снаряда, взорвавшегося в нескольких метрах от автомобиля, или обстрел из автомата пулями калибра 7,62 миллиметра.

Пулемётов и гранатомётов у иракских партизан предостаточно, потому самым страшным для американских солдат заданием остается патрулирование вне военной базы на «хаммерах».

При взрыве мощного фугаса те, кто находится «на броне», чаще всего получают сильнейшую контузию, а зачастую и гибнут. Экипажу приходится ещё хуже – его от взрывного устройства защищает лишь относительно тонкое бронированное днище.

Получается, что самой уязвимой машиной в Ираке является внедорожник HMMWV. В 2003 г. в операции против правительства Саддама Хусейна принимали участие 10 тыс. автомобилей. В дальнейшем это число удвоилось. И большинство из автомобилей не несло никакой брони. По мнению американской газеты New York Times, эта машина, спроектированная в самый разгар «холодной войны», не отвечает не только современным требованиям – она изначально не соответствовала условиям любого театра боевых действий.

Коробчатый кузов и полное отсутствие бронезащиты делают «Хаммер» стальным гробом на колёсах – обзор из узких окон плохой, а сама машина – цель крупная и уязвимая.

В рамках программы по улучшению защиты «хаммеров» появился вариант М1114, но и он не стал решением проблемы.

Информация, попадающая в прессу, свидетельствует о том, что американцы в Ираке спасаются от кумулятивных боеприпасов, снимая двери со своих автомобилей. Однако при этом находящиеся внутри солдаты остаются открытыми для автоматчиков.

У «Хаммера» без дверей есть ещё одно преимущество – открытый внедорожник позволяет лучше видеть то, что происходит вокруг и вести огонь из стрелкового оружия. Американцы, затратив немало средств, создали антиснайперский вариант автомобиля, на мониторе в кабине которого в случае выстрела высвечивается местоположение стрелка, но не слышно, чтобы такие весьма дорогие машины массово поступали в войска, да и от мин микрофоны не предохраняют.

Зенитный комплекс “Авенджер” на машине M1037 с ракетами “Стингер”

Как сказал один американский солдат, который проходит службу в Ираке, «каждый раз, когда мы выезжаем за ворота базы, мы молимся».

Итак, что же получается в итоге? С одной стороны, «Хаммер» стал революционным шагом в изменении автопарка американской армии. Вне боевых действий машина действительно хороша. С другой стороны, создать лёгкий универсальный автомобиль-бронетранспортёр американцам также не удалось.

Суровая практика состоит в том, что на дорогах последних военных конфликтов армии практически всего мира передвигаются в основном на четырёх автомобилях – Hummer, Mercedes G-Klasse, Land Rover Defender и нашем УАЗе.

Л. КАЩЕЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Могли ли предположить в AM General Corp, что их детище - Hummer, станет героем не только на полях сражений, но и на экранах телевизоров? Врятли, наверняка при создании вездехода творцов беспокоил лишь вопрос, как выиграть в конкурсе Министерства Обороны США по созданию высокоподвижного многоцелевого транспортного средства. Пентагон объявил конкурс в 1979 году. Одиннадцать испытательных образцов HMMWV проходили испытания в Неваде, в общей сложности испытуемые образцы прошли 1миллион километров. По мнению военных специалистов США, HMMWV (именно там обозначается абревиатура военного Хаммера) показал себя достойней образцов от других производителей. В 1984 году с производственных мощностей в Мишаваке сошел первый вездеход, Американское правительство заказало 55 000 вездеходов, сумма заказа составляла 1.2 миллиарда долларов, что на тот момент являлось рекордной суммой для закупки колесных транспортных средств вооруженными силами США. Отметим, что абревиатура HMMWV рассшифровуется как - высокопроходимое многоцелевое, колесное транспортное средство.
На Американском диалекте абревиатура HMMWV читается как - Хамви, именно поэтому во многих источниках американский вездеход называют HUMVEE. Наиболее популярная версия о появлении прозвища - Hummer, говорит о том, что HMMWV был назван МОЛОТОМ одним из журналистов который следил за событиями во времена первой Иракской войны - операция по освобождению Кувейта. Война с Ираком принесла HMMWV значительную популярность, многие Американцы хотели обладать этим символом Американской силы, это создало предпосылки для выхода в серию гражданской серии HMMWV, гражданский вездеход получил название Хаммер H1. Даже в США - это дорогой автомобиль, цена на который начинается с 70 000 $. В год Американцы собирают не более 2 000 - Hummer H1. Различия военного HMMWM и Хаммер H1 мы рассмотрим в блоке - «салон и оснащения» и « техническая составляющая и характеристики». Американец так хорошо себя зарекомендовал, что в Португалии и Швейцарии по лицензии производятся копии HUMWEE для внутренних нужд государства. Продолжим обзор.

Внешность и Кузов:

Военный Hummer как и его гражданская версия выпускается в кузовах: двух и четырех дверный пикап, а также универсал.
Различная гамма кузовов говорит о том, что автомобиль не просто так назвали многоцелевым транспортным средством, HUMVEE используется не только для перевозки солдат, машина используется как скорая помощь, штабная машина и автомобиль несущий собственную систему вооружений (ракетные установки, минометы, пулеметы). Конечно кузов армейского вездехода крепится к раме, что значительно повышает долговечность и прочность конструкции. Раздельные лобовые стекла и дворники, закрепленные на верхней кромке стекла, навевают мысли о сходстве HUMVEE с грузовиком. Hummer H1 обувается в покрышки 315/ 75 R17.

Салон и Оснащение:

Многие удивятся, что в таком широком автомобиле как Hummer в кресле сидеть довольно тесно, а большинство экземпляров оборудованы четырьмя посадочными местами. Дело в том, что двигатель и КПП очень сильно сдвинуты за переднюю ось, моторы и КПП находится под кожухом в салоне - обратите внимание на фото. Это было сделано для того, чтобы уберечь мотор
от пуль. Основное отличие гражданского Хаммер H1 от военного HUMVEE заключается в наличии обшивки дверей с внутренней стороны и кондиционера.

Техническая составляющая и характеристики Hummer H1

Военный HUMVEE оснащен системой подкачки шин, также во внутренней части покрышки на диск надета резиновая накладка которая позволяет двигаться со скоростью не превышающей 50км в час даже на пробитых колесах. Многие видели видеозапись в которой Hummer сбирается на отвесную стену. Hummer H1 и его военный собрат способен взобраться на шестидесятиградусный подъем, Американец способен двигаться при боковом крене в 40 градусов. Значительным отличием военного Хаммер от Гражданского - Hummer H1, является герметичный генератор и герметичный блок предохранителей. Если гражданский Hummer H1 рассчитан на преодоление брода глубиной в 61см, то его военный собрат преодолевает брод в 76см, а если HMMWM оборудован забором воздуха сверху (у крыши), Хаммер Эйч 1 преодолеет брод глубиной в 1.5м. Угол въезда у обоих машин - 72 градуса, а угол съезда - 31.5 градус. Гражданский Hummer H1 оснащен электрическим бензонасосом, тогда как военный HUMVEE – механическим бензонасосом.

Благодаря тому, что мотор сдвинут поближе к пассажирскому отсеку, Хаммер H1 обладает хорошей развессовкой, на переднюю ось Хаммер приходится 51% массы, а на заднюю - 49%. Хаммер Эйч один рассчитан на буксировку прицепа массой до 3.8т.

Изначально на HUMMER устанавливался дизель — 6.2 V8 мощностью - 150л.с и крутящим моментом в 339Н.М. С таким мотором максимальная скорость Хаммер - 113км.

В 1994 году появился новый дизельный V8 объемом 6.3л, мощность Detroit Diesel – 170л.с, максимальный крутящий момент Хаммер Эйч 1 6.3 V8 – 394Н.М при 1 700 оборотах двигателя. С таким движком Хаммер Эйч 1 набирает сотню за 19.5с, предельная скорость возросла до 133 км.

С ростом популярности гражданского H1 производитель выпустил бензиновую версию, Hummer H1 с бензиновым V8 5.7л, 190л.с, 407Н.М не долго простоял на конвеере, он был снят в 1996 году. В том же - 1996-ом на HUMMER начали устанавливать дизельный мотор с наддувом. Мощность - 190л.с, крутящий момент - 528 Н.М.

Технические характеристики HUMMER H1:

Силовая установка: Дизель V8, наддув

Объем:6500куб

Мощность:195л.с

Крутящий момент:583Н.М

Общее число клапанов / число клапанов на цилиндр: 16v, по два клапана на цилиндр

Эксплуатационные показатели:

Набор скорости (0 – 100км):18с

Предельная скорость:134км

Расход дизеля в смешанном режиме:20.2л

Емкость топливного бака:95л

Габаритные размеры:4684мм*2197мм*1905мм

Колесная база:3302мм

Снаряженная / полная масса:1818кг / 3245кг

Дорожный просвет (клиренс): 406мм

Стоимость

Официально Hummer H1 никогда не продавался в СНГ. Цена Hummer H1 привезенных из США как правило превышает 50 000$. Конечно речь идет не о новой машине. Hummer H1 значительно уступает в комфорте более окультуренному Hummer H2, который уже примелькался на дорогах крупных городов. Хаммер H1 машина эксклюзивная, комфорта не много, но это именно тот - настоящий Хаммер. Если H2 на шоссейной резине при езде по бездорожью может уступить даже заднеприводному , то Хаммер H1 является настоящим профессионалом по преодолению бездорожья.

Статья принадлежит сайту , создатель блога — Белявцев Денис

Американский армейский вездеход HMMWV или Humvee (сокращение от англ. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство», читается как Хамви ) - стоящий на вооружении в основном у , а также вооруженных сил и гражданских служб некоторых других стран. Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию.

На HMMWV установлена независимая подвеска и портальная ступица шестерни, схожая с портальным мостом, которая создает клиренс 40 см. Машина имеет дисковые тормоза на все 4 колеса и независимую подвеску на сдвоенных параллельных А-образных рычагах.

Дисковые тормоза не устанавливаются на колеса, как у традиционных автомобилей, а крепятся снаружи каждого дифференциала. Передние и задние дифференциалы представлены Torsen типом, а центральные дифференциалы являются регулируемыми с возможностью блокировки. Имеется, по меньшей мере, 17 видов HMMWV , состоящих на службе вооруженных сил США. Например, транспортно-десантная, платформа для автоматического оружия, скорая помощь (4 носилочных раненых, либо 8 амбулаторных), платформа для установки M220 TOW, основной транспортер для гаубиц M119 Howitzer, платформа для установки ЗРК M1097 Avenger, перевозка системы связи MRQ-12 для вызова средств поддержки с воздуха, бронированный вариант для перевозки электрооборудования S250 и другие.

Хаммер способен преодолевать глубину брода 76 см, либо 1,5 метра с комплектом элементов, устанавливаемых на автомобиль для переправы вброд.

Нестандартное оборудование включает лебедку (максимальная нагрузка 2700 кг) и дополнительное бронирование. Модификации M1025/M1026 и M1043/M1044 имеют комплект вооружения, включающий гранатометы MK19, тяжелый пулемет M2, пулеметы M240G/B и M249 SAW.

Новейший вариант HMMWV - M1114 с повышенным бронированием также оборудуются подобным вооружением. Кроме того, некоторые машины M1114 и M1116 повышенной защищенности и модели бронетранспортера M1117 имеют единую орудийную систему с дистанционным управлением (CROWS), которая позволяет стрелку работать за пределами машины, и/либо устанавливается мобильная стрелково-детектирующая система «Бумеранг». Последние усовершенствования включают разработку модели M1151 , которая вероятно очень скоро потеснит все другие версии.

Замена модификаций M1114, M1116 и более ранних бронированных моделей на один вариант HMMWV преследует своей целью снизить расходы по текущему обслуживанию.

В 1970-х годах Соединенные Штаты пришли к выводу, что милитаризированные гражданские грузовики не удовлетворяют требованиям военных. В 1977 году, компания Ламборджини разработала модель Cheetah, удовлетворяющую требованиям спецификации военных. В 1979 году, армия составила окончательный вариант описания изобретения для высокомобильного многоцелевого колесного транспортного средства, или HMMWV . В июле того же года, компания AM General (дочерняя компания корпорации American Motors) начала предварительные работы, и менее чем за год, выпустила первый прототип, пошедший на испытания под именем M998 . В 1980 году были созданы другие машины, включая модели M1025 и M1026 . Всего в 1980 году было произведено свыше 500 автомобилей.

В июне 1981 года, армия заключила с AM General контракт на разработку несколько большего количества прототипов для прохождения других испытаний, назначенных правительством США. Позднее компания заключила контракт на производство 55000 автомобилей до 1985 года. Форт Льюис, Вашингтон, и 9-ая пехотная дивизия имели испытательные стенды HMMWV для их апробации в рамках новой концепции противостояния российским частям моторизованной пехоты. Тренировочный Центр в Якима, Вашингтон, являлся основным полигоном для испытания HMMWV в период с 1985 по декабрь 1991 год, когда моторизированная концепция была отменена, а дивизия расформирована. В 1989 году Хаммеры были впервые испытаны при проведении операции «Just Cause» во время вторжения американских войск в Панаму.

Вездеходы Humvee стали основным средством передвижения войск США повсюду в мире. Свыше 10000 машин поступили на службу коалиционным войскам при проведении операции «Свобода Ирака», американской интервенции в 2003 году.

Первоначально, HMMWV рассматривался в качестве средства доставки пехоты к линии фронта, но не как . Подобно предшествующим джипам, основная модель Хаммера не имела бронирования или защиты против ядерного, биологического и химического оружия. Тем не менее, потери были относительно низкими в традиционных операциях, таких как «Буря в пустыне». Машины и экипажи понесли значительные потери и ущерб, вследствие городских стычек, в боях за Могадишо. Хотя HMMWV никогда не создавался для обеспечения защиты против пуль от стрелкового оружия, более разрушительного пулеметного огня и реактивных гранат, живучесть шасси позволяла основной части экипажей возвращаться невредимыми. Тем не менее, с появлением асимметричного противостояния и конфликтов низкой интенсивности, Хаммер начал испытывать прессинг в уличных боях, на которые он не был рассчитан.

После Сомали, военные осознали необходимость в более защищенной машине HMMWV , и компания AM General разработала модель M1114 , имеющую бронирование от огня стрелкового оружия. Штучное производство данных автомобилей началось в 1996 году, когда они ограниченно применялись на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Эта модификация была усовершенствована до M998 с более крупным, мощным двигателем с турбонаддувом, кондиционированием воздуха и усиленной подвеской. Более того, она получила полное бронирование пассажирского пространства, за счет стальных пластин и пуленепробиваемых стекол. С возрастанием случаев прямых атак и партизанской войны в Ираке, AM General перевела свои производственные мощности на выпуск именно этих машин.

В ответ на уязвимость HMMWV при проведении операции в Ираке, для модели M998 был создан комплект «повышенное бронирование»(«Up-Armor»). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели, и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от баллистических угроз и простейших самодельных взрывных устройств.

Хотя некоторые части данного комплекта стали доступны до вторжения в 2003 году, они не поступили в достаточном количестве для всех машин. В результате, для своей безопасности американские солдаты часто навешивали импровизированное дополнительное бронирование из обрезков материалов, известное как «броня деревенщины» (hillbilly armor) или «фермерская броня». Тогда как данные самоделки несколько обезопасили от баллистических угроз, в тоже время, они утяжеляли машину, смещали ее центр тяжести, снижали ускорение, управляемость, надежность, реагирование при торможении, и срок службы, вследствие перенапряжения цепи привода и подвески. Кроме того, большинство автомашин Хаммер и другой техники, использующейся при вторжении в Ирак, имели боевые идентификационные панели, для исключения дружественного огня. Они монтировались на капот между ветрозащитным экраном и облицовкой радиатора, а также на дверях со стороны водителя и переднего пассажира с вырезкой, позволяющей добраться до дверной ручки.

В декабре 2004 года, Министр обороны Дональд Рамсфелд подвергся критике со стороны солдат и их семей, которая заключалась в недостаточной защищенности вездеходов Хаммер. Рамсфелд указал на то, что перед войной броневые комплекты были произведены в небольшом количестве. С началом активного противостояния американских войск и иракских партизан, начало производиться больше комплектов защиты, хотя, вероятно, не так много как хотелось бы. Более того, разрабатывались усовершенствованные комплекты. Тем не менее, в то время как данная защита являлась эффективной против всех типов атак, она весила около 680-1000 кг и привносила такие же неудобства, как и самодельная броня. В отличие от схожих по размерам гражданских грузовых вездеходов, которые обычно имеют задние сдвоенные колеса для снижения покачивания, Хаммер обладает одинарными задними колесами, благодаря независимой задней подвеске.

Бронирование на большинстве машин «повышенного бронирования» устойчивы против боковых угроз, когда взрыв распространяется во все стороны, однако обнаруживается минимальная защита от разрывов мин со стороны днища, таких как СВУ и земляных мин. Кумулятивная струя также способна пробить защиту, вызывая ранения.

Полевые комплекты бронирования включает «Комплект бронирования для улучшения выживаемости» ASK (Armor Survivability Kit), FRAG 5, FRAG 6, а также усовершенствованную версию для машины M1151 .

ASK был впервые опробован в октябре 2003 года и имел массу 450 кг. Вариант компании Armor Holdings был легче, и увеличивал массу машины лишь на 340 кг. Опробованный в январе 2005 года комплект Marine Armor Kit (MAK) обеспечивал лучшую защищенность, чем у модификации M1114 , но также приводил к увеличению массы. FRAG 5 является последним полевым комплектом, обеспечивающим наилучшую защищенность, однако может быть неэффективен против кумулятивных угроз. FRAG 6, созданный с целью устранения данного недостатка, находится в разработке. Тем не менее, надежное бронирование комплектом FRAG 5 было достигнуто большой ценой. Свыше 450 кг брони установлено на автомобиль HMMWV, а его ширина возросла на 61 см. Ко всему, дверям для открытия и закрытия требуются вспомогательное механическое устройство.

Другой недостаток HMMWV «повышенной защищенности» прослеживается во время атак или аварий, когда тяжелые бронированные двери стремятся закрыться, оставив солдат внутри. В результате, Хаммер соединен с дверями на специальные крючки, и любая техника может легко оторвать двери от машины. Более того, компанией BAE Systems в настоящее время разработаны и испытаны в полевых условиях окна аварийного выхода, которые используются на машинах M1114 с 450 кг комплектом защиты.

Член экипажа, управляющей вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым. В ответ, многие вездеходы, совместно с основным оружием, оборудуются щитом или башней, что схоже с бронетранспортером M113, который в таком виде впервые применялся во Вьетнаме. Американские военные сейчас оценивают новую форму защиты, разработанную BAE Systems, а также системы, созданные для оперативных частей армии. Новое сиденье стрелка защищено 46-61 см стальными пластинами с пуленепробиваемыми стеклами. Более того, некоторые й оборудуются орудийной системой с дистанционным управлением (CROWS), которая подключена к пулемету для управления с заднего сиденья, что позволяет вести огонь без вылазки из машины. Антиснайперская система «Бумеранг» также устанавливается на некоторые HMMWV в Ираке, и дает возможность немедленно определять местоположение стреляющего партизана.

Очередной слабостью Хаммера является его размер, который ограничил применение данной машины в Афганистане, потому что он был слишком крупным для большинства видов воздушного транспорта. Размеры также ограничивают возможности ручной буксировки вездехода. Кроме того, войска в Боснии обнаружили широкие автомобильные колеи при возникновении помехи, когда две машины Хаммер не смогли разъехаться по узкой горной дороге.

Технические характеристики HMMWV :

  • Колесная формула: 4х4;
  • Длина, мм: 4600;
  • Ширина, мм: 2100;
  • Высота, мм: 1800;
  • Клиренс, мм: 410;
  • Колесная база, мм: 3300;
  • Колея задняя, мм: 1829;
  • Колея передняя, мм: 1829;
  • Масса, кг: 2676;
  • Полная масса, кг: 4672;
  • Двигатели: Chevrolet V8 / Detroit Diesel V8;
  • Трансмиссия: гидромеханическая автоматическая 4-ступ.;
  • Максимальная скорость, км/ч: 88 (55 миль/ч, 1-е поколение), 113 (70 миль/ч, 2 и 3 поколение)

Чуть меньше тридцати лет в американской армии отслужил легендарный бронеавтомобиль «Хаммер». Сейчас ему на смену идет экономный армейский внедорожник «FED Alpha».


Департамент бронетанковой и автомобильной техники Министерства обороны США заключил договор с английской компанией «Ricardo» на проектирование и проведение полевых испытаний военного малогабаритного внедорожника «FED Alpha».

Представители компании «Ricardo» рассказывают, что бронеавтомобиль уже прошел все ранее запланированные испытания и в ближайшее время сможет поступить на вооружение армии США. Лучше всего «FED Alpha» приспособлен для проведения боевых операций в городе, поскольку обладает прекрасной маневренностью. Новый внедорожник можно будет увидеть вживую на ежегодной выставке военной техники в Вашингтоне с 10 по 12 октября.

В июле этого года создатели внедорожника показывали его в течение двух дней военным чиновникам из Пентагона. Чуть позже «FED Alpha» прошел тестирование на полигоне Абердин (штат Мэриленд). По результатам тестов броневик был оценен довольно таки высоко. Проект носит название «FED» (Fuel Efficient Ground Vehicle Demonstrator). Разработчики утверждают, что этот автомобиль спроектирован для нескольких целей. В первую очередь (судя даже по названию) – это увеличение экономии горючего в бою, а также снижение зависимости армии США от поставок нефти.

Следующим шагом для бронеавтомобиля «FED Alpha» будет его полная проверка в боевых условиях. Он примет участие в самых разнообразных боевых тестированиях, а именно в конвоировании, боях в городских условиях и боях местного значения на пересеченной местности и так далее.

Конструкционные особенности автомобиля заключаются в следующем: большая часть кузова выполнена из алюминия. Разработчики при этом не забыли о вспомогательных элементах, которые улучшают жесткость кузова. Главный акцент сделан, прежде всего, на экономичности броневика. «FED Alpha» снабжен дизельным турбодвигателем семейства «Cummins». Коробка передач – шестиступенчатая и автоматическая. В трансмиссии присутствует специально разработанные для этих целей элементы, которые вместе с покрытием на шестернях обязаны снижать трение. Вместе с тем, интегрирован стартер-генератор мощностью 20 кВт, который отвечает за питание дополнительного военного оборудования и бортовых приборов.

Как рассказывают разработчики, в салоне бронеавтомобиля помещен специальный монитор, который следит за уровнем расхода горючего и вместе с тем еще и подсказывает о предусмотренных мерах для его понижения. Навряд ли у водителя будет время обращать на него внимание в ходе реальных боевых операций.

На бампере расположены светодиодные фары. Для повышения экономичности своего детища разработчики, кроме всего прочего, использовали такие компоненты:
– на экономичный режим работы настроен двигатель «Cummins I4»;
– специально для «FED Alpha» используются шины «Goodyear Fuel Max» с низким сопротивлением качению;
– компанией «Alcoa Defence» разработана легкая алюминиевая структура кузова, броня и защита от разрывных снарядов под днищем броневика;
– как уже отмечалось выше, для трансмиссии использованы специальные материалы с низким коэффициентом трения, которые снижают потерю энергии;
– педаль акселератора оборудована обратной связью, в оснащение входит дисплей экономичности, который позволяет шоферу автомобиля следить за расходом горючего;

– 6-ступенчатая автоматическая коробка передач «Aisin».

Уже в самом ближайшем будущем американская армия получит в свое распоряжение новый броневик «FED Alpha». Дело за малым – провести все предварительные испытания.