» » Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Translation of "уязвимые участники дорожного движения" in English Категории участников дорожного движения требующие особого внимания

Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Translation of "уязвимые участники дорожного движения" in English Категории участников дорожного движения требующие особого внимания

В присяге водителя, которую принимают водители многих зарубежных стран первым пунктом записано: «Я всегда буду любезным и вежливым по отношению к другим водителям и по-товарищески с ними сотрудничать».

Дорога - рабочее место для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасному управлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу или привести к трагедии.

На Дорогах каждый водитель постоянно взаимодействует с водителями транспортных средств, двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими из боковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. По предназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым их водителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять их намерения, предвидеть направления движения, маневры, что очень важно для обеспечения безопасности движения. Ничто так не грозит серьезными осложнениями дорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действия водителей.

Среди всех транспортных средств особое место занимают транспортные средства общего пользования, которым в силу их особого предназначения Правилами предоставлен ряд преимуществ перед другими видами транспорта. При движении по установленным маршрутам они имеют право отступать от требований некоторых запрещающих и предписывающих знаков. Кроме того, для них предусмотрены и другие преимущества, обеспечивающие им беспрепятственный проезд, особенно по дорогам с интенсивным движением. В населенных пунктах водители всех транспортных средств не должны создавать помех троллейбусам и автобусам общего пользования, отъезжающим от обозначенной остановки в попутном направлении.

При взаимодействии с водителями других транспортных средств важную роль играют звуковые, световые и другие (например, рукой) сигналы. Но некоторые водители в нарушение Правил по разным причинам эти сигналы при маневрировании не подают. Этим они создают аварийную обстановку как для себя, так и для других участников движения. Опытные водители обычно предвидят действия других и заранее принимают меры по предупреждению нежелательных осложнений.

Очень внимательным надо быть при движении за такси или рядом с ним. Водитель такси может сделать неожиданный маневр или остановиться по требованию пассажиров. К этому надо быть всегда готовым.

При внезапной остановке, идущего впереди транспортного средства непосредственно на проезжей части водитель также останавливает свой автомобиль. Объезжать остановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ним могут быть пешеходы или животные, неожиданно вышедшие на проезжую часть, груз, выпавший из кузова других машин, иное препятствие.

Особого отношения к себе требуют легковые автомобили с водителями-инвалидами, имеющие ручное управление. Они обозначаются лишь специальным опознавательным знаком «Инвалид», который устанавливается и спереди и сзади. Многие операции по управлению водители-инвалиды выполняют только руками. Они медленно трогаются с места, медленно выезжают на дорогу, медленно маневрируют. Любые операции с органами управления водителями-инвалидами выполняются с задержкой. Учитывая это, при следовании за таким автомобилем надо выдерживать дистанцию побольше, не следует сигналить инвалиду и требовать от него ускорения движения.

Взаимоотношения водителя и сотрудника ДПС, категорий людей, непосредственно причастных к дорожному движению, складываются далеко не просто. У многих водителей вид человека с жезлом в милицейской форме не вызывает положительных эмоций, хотя они прекрасно понимают его функции. В газетах, по радио и телевидению рассказывалось о героических буднях нашей милиции, а водитель, садясь за руль автомобиля, наблюдал иногда совсем иные картины.

Вас останавливают. Не бросайтесь опрометью выполнять указание, шарахнув по тормозам или резко изменив траекторию движения. Включите указатель поворота, показав инспектору, что вы поняли его указание, и предупредив остальных участников движения о своих намерениях. Включенный указатель поворота не дает приоритета, поэтому перед перестроением уступите дорогу попутному транспорту (если он есть) и лишь затем плавно направьте автомобиль к тому месту, куда указал регулировщик.

В Наставлении указано, что действия инспектора должны быть понятны водителю.

В упомянутой выше присяге водителя записано: «Я буду всегда нести ответственность за рядом сидящих пассажиров». Когда водитель находится в автомобиле один и рискованно управляет им, то он подвергает опасности свою жизнь, и жизнь других участников движения. При наличии пассажиров он теперь рискует и жизнью своих пассажиров. Водитель является хозяином своего автомобиля и обязан заботиться о безопасности людей, которые едут с ним в автомобиле.

Отношения водителя транспортного средства и пассажиров должны строиться на доброжелательной, взаимовежливой основе. Водители, особенно пассажирского транспорта, кроме высокого мастерства управления автомобилем, должны обладать соответствующей культурой общения с пассажирами, которая основывается на высокой ответственности за их жизнь и здоровье.

Водитель постоянно учится распознавать опасные дорожно-транспортные ситуации по их типичным признакам, быстро и правильно оценивать информацию в конкретной ситуаций и прогнозировать не только движение своего транспортного средства, но и действия других участников движения, выбирать наиболее правильные решения по предупреждению дорожно-транспортной ситуации. Прогнозирование водителем действий других участников движения на дорогах в современных условиях имеет большое значение. Участники движения обладают, с одной стороны, ограниченной возможностью прямого обмена информацией по оценке ими определенной дорожно-транспортной ситуации и о своих намерениях, а с другой стороны, сравнительно высокой вероятностью ошибок в анализе дорожно-транспортной ситуации и, следовательно, в выработке соответствующих решений. Это обусловливает в каждой опасной дорожно-транспортной ситуации определенную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Умение быстро, в условиях ограниченного лимита времени, выбирать правильные решения по предупреждению дорожно-транспортного происшествия создает благоприятные условия для выработки навыков по реализации этих решений.

Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды)

Половину погибших в результате ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения - пешеходы (22%), велосипедисты (5%) и мотоциклисты (23%). Еще 31% погибших в результате ДТП приходится на водителей и пассажиров автомобилей, а остальные 19% - на прочих участников дорожного движения (чаще всего их роль в качестве участников дорожного движения неизвестна).

Любой “уязвимый участник” имеет особые преимущества на шоссе. Уязвимый участник это:

  • - пешеход (или приравненный к пешеходу: лица, которые управляют ручной тележкой, детской коляской, которые перевозят больного при помощи не-механического транспортного средства, не требующего большего пространства, чем требуется для пешеходов и лица, ведущие велосипед или мопед на двух колесах);
  • - инвалид, управляющий ручной или электрической коляской со скоростью ходьбы;
  • - велосипедист;
  • - пассажир автомобиля или железнодорожного транспорта.

Таким образом, термин "уязвимый участник дорожного движения" относится к любому участнику дорожного движения, не являющемуся водителем автомобиля или железнодорожного транспорта.

Защитные меры в отношении уязвимых участников дорожного движения касаются прежде всего пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Водители должны уступить дорогу пешеходам, которые находятся на пешеходном переходе или намереваются вступить на пешеходный переход. Кроме того, все водители должны проявлять осторожность, замедлить или остановить транспортное средство в случае необходимости в присутствии детей, слепых, инвалидов или престарелых, пешеходов или велосипедистов. Подвергнуть угрозе одну из этих категорий лиц является нарушением.

Существуют различные зоны для некоторых категорий уязвимых участников дорожного движения:

тротуары, бульвары, пешеходные дорожки - это части дороги, предназначенные для пешеходов. При отсутствии тротуаров или обочин пешеходы могут использовать проезжую часть или велосипедную дорожку в соответствии с определенными правилами (уступать дорогу, соблюдать направление движения и т.д.). Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходному переходу и имеют приоритет на этом переходе. Если нет пешеходных переходов в пределах 30 метров, они могут пересекать проезжую часть перпендикулярно, но без права преимущества;

велосипедные дорожки являются частями дороги, предназначенными и обязательными для велосипедистов. В отсутствие велосипедной дорожки велосипедисты могут использовать часть пешеходной дорожки, обочины или парковки в городах. За пределами городов они также могут занимать часть тротуара или шоссе. Не следует путать велосипедные дорожки с “велосипедными полосами” (окрашенные полосы), которые всегда относятся к шоссе. Часть улиц с односторонним движением могут быть заняты велосипедистами, а также мопедами класса А. Тогда в случае сигнала велосипедисты имеют приоритетное право на съезд с улицы с односторонним движением. Особые правила регулируют приоритет между велосипедистами (и водителями мопедов) и водителями механических транспортных средств. Например, водитель, который пересекает велосипедную дорожку должен уступить дорогу велосипедистам, которые двигаются по ней.

Становясь жертвой аварии, уязвимый участник дорожного движения автоматически получает компенсацию. “Автоматически” означает, что она будет выплачиваться независимо от того, есть ли его вина в ДТП или нет.

Компенсация выплачивается в случае:

человек пострадал в качестве уязвимого участника в дорожно-транспортном происшествии с участием по крайней мере одного механического транспортного средства на дорогах общего пользования;

человек получил травму (в случае смерти компенсация перейдет наследникам);

невозможно доказать, что уязвимый участник дорожного движения намеренно способствовали аварии;

существует причинно-следственная связь между аварией и травмой.

Автоматическая компенсация выплачивается только за телесные повреждения (включая смерть) и повреждение одежды и функциональных протезов (очки, слуховые аппараты и т.д.). Она не касается другого ущерба.

Страхование гражданской ответственности водителя транспортного средства, участвующего в аварии, компенсирует ущерб. Если более одной страховой компании вовлечены, все они должны обеспечить полную компенсацию жертве. Вместе с тем уязвимые участники дорожного движения обычно требуют компенсации у страховой фирмы, застраховавшей причастный к аварии автомобиль. Медицинская экспертиза необходима для оценки физического ущерба.

Причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальным световым и звуковым сигналом

Согласно разделу 3 ПДД РФ:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 -- 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» -- требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, согласно ПДД РФ водитель транспортного средства при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом обязан уступить ему дорогу.

Маневр по перестроению в соседнюю полосу, с целью пропустить спецтранспорт для продолжения им беспрепятственного движения по собственной полосе или же по встречной полосе не попадает под понятие термина ПДД уступить дорогу.

Согласно ПДД РФ водитель обязан пропустить спецтранспорт, например, в следующих случаях:

  • 1. При проезде перекрестков
  • 2. При перестроении спецтранспорта в полосу, в которой следует водитель
  • 3. При выполнении спецтранспортом маневров поворота, разворота

Кроме того, следует отметить что на водителей спецтранспорта распространяются требования раздела 1 (общие положения) и 2 (общие обязанности водителей) ПДД РФ.

Кроме того, согласно Закону РФ «О государственной гражданской службе» ст. 17 п. 8 служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Согласно КоАП РФ:

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом -- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Термин «предоставление преимущества» отсутствует в ПДД РФ, требования которых должны соблюдать водитель.

В тоже время есть термин «Преимущество (приоритет)» -- право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Однако и тут речь не идет об обязанности совершить маневр для того чтобы освободить полосу для субъекта приоритета.

Так как КоАП РФ лишь устанавливает ответственность за нарушение тех или иных пунктов ПДД РФ, а не подменяет собой ПДД, по аналогии следует принять, что в данной статье КоАП под предоставлением преимущества понимается требование «уступить дорогу» в терминах ПДД РФ.

В предыдущих разделах Доклада мы много раз акцентировали внимание на взаимной вежливости и взаимопомощи на дорогах. По букве закона спецсигнал включается на спецтранспорте только при выполнении неотложного служебного задания. Сознательное препятствование выполнению срочной работы не укладывается в понятие этики поведения цивилизованного человека. Нередко от скорости проезда спецтранспорта зависит нечто большее, чем уязвлённое самолюбие участника дорожного движения, мимо которого пронеслась защищённая законом "мигалка". Например - человеческая жизнь. И пусть "иногда" бывает не так, но лучше десять раз ошибиться в противоположную сторону, чем один раз не пропустить скорую, в которой врачи борются за жизнь ребёнка.

Тема 6 Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.

Зачет.

Решение тематических задач по темам 1-6, контроль знаний.

Литература


  1. Мишурин В. М., Романов А. Н. «Надежность водителя безопасность движения». Москва «Транспорт». 1990.

  2. Шухман Ю. И. Учебник водителя «Основы управления автомобилем и безопасность движения» ООО «Книжное издательство «За рулем», 2007.

  3. Дупляк В. П. Учебное пособие «Основы управления автомобилем и безопасность движения» Тамбов, 2008.

  4. Рунцив И. Ю. Методическое пособие для подготовки к теоретическому экзамену в ГИБДД «Основы безопасности дорожного движения», Владивосток, 2009.

  5. Зеленин С. Ф. Практическое пособие «Безопасность дорожного движения» ООО «Мир Автокниг», 2010.


4.1.4. Учебный предмет «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

2

2

-

2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения

4

2

2

3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах

4

2

2

4. Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии. Зачет.

6

2

4

Итого

16

8

8

Лекция 1

Тема 1 Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи: понятие о видах ДТП, структуре и особенностях дорожно-транспортного травматизма; организация и виды помощи пострадавшим в ДТП; нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно; понятие "первая помощь"; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию; основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека; современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам); основные компоненты, их назначение; общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения; извлечение и перемещение пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии

Лекция 2

Тема 2 Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения: основные признаки жизни у пострадавшего; причины нарушения дыхания и кровообращения при дорожно-транспортном происшествии; способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; особенности сердечно-легочной реанимации (СЛР) у пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР); техника проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца; ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий; прекращение СЛР; мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР; особенности СЛР у детей; порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания; особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку.

Практическое занятие 3 по теме 2

Практическое занятие: оценка обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; отработка навыков определения сознания у пострадавшего; отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей; оценка признаков жизни у пострадавшего; отработка приёмов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу", с применением устройств для искусственного дыхания; отработка приёмов закрытого массажа сердца; выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации; отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение; отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего; экстренное извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места, отработка основных приёмов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания); оказание первой помощи без извлечения пострадавшего; отработка приема снятия мотоциклетного (велосипедного) шлема и других защитных приспособлений с пострадавшего.

Лекция 4

Тема 3 Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах

Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах: цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; наиболее часто встречающиеся повреждения при дорожно-транспортном происшествии; особенности состояний пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, признаки кровотечения; понятия "кровотечение", "острая кровопотеря"; признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного); способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении; понятие о травматическом шоке; причины и признаки, особенности травматического шока у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока; цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего; основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи; травмы головы; оказание первой помощи; особенности ранений волосистой части головы; особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа; травмы шеи, оказание первой помощи; остановка наружного кровотечения при травмах шеи; фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); травмы груди, оказание первой помощи; основные проявления травмы груди; особенности наложения повязок при травме груди; наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки; особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом; травмы живота и таза, основные проявления; оказание первой помощи; закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения; оказание первой помощи; особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране; травмы конечностей, оказание первой помощи; понятие "иммобилизация"; способы иммобилизации при травме конечностей; травмы позвоночника, оказание первой помощи.

Практическое занятие: отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии с травматическими повреждениями; проведение подробного осмотра пострадавшего; остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня); максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки; наложение повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей; отработка приёмов первой помощи при переломах; иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий); отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.

Лекция 6

Тема 4 Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии

Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии: цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела; оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери; приёмы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи; приемы переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника; способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания; влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи; простые приемы психологической поддержки; принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; виды ожогов при дорожно-транспортном происшествии, их признаки; понятие о поверхностных и глубоких ожогах; ожог верхних дыхательных путей, основные проявления; оказание первой помощи; перегревание, факторы, способствующие его развитию; основные проявления, оказание первой помощи; холодовая травма, ее виды; основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи; отравления при дорожно-транспортном происшествии; пути попадания ядов в организм; признаки острого отравления; оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.

Практическое занятие: наложение повязок при ожогах различных областей тела; применение местного охлаждения; наложение термоизолирующей повязки при отморожениях; придание оптимального положения тела пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии при: отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере; отработка приемов переноски пострадавших;

Практическое занятие 8 по теме 4

Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков и жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой помощи).

Зачет.

Решение ситуационных задач по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП; контроль знаний и умений.
Литература


    1. Приказ Мииздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

    2. Федеральный закон от 21 ноября 201 ! г. № 323--ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24 мая.1996 г.).

    4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. V ! 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.).
5. Николенко В. Н., Блувштейн Г. А., Карнаухов Г. М., Учебник водителя «Первая

доврачебная медицинская помощь» 2008г.

6. Захарова А. Е., Учебное пособие «Экстренная помощь при ДТП», 2010.
Электронные учебно-наглядные пособия


  1. Мультимедийная программа «Автолектор-профтехнология» для обучения и подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В», «ВЕ». ООО «Компания Профтехнология», 2009.

  2. Интерактивная мультимедийная программа для подготовки водителей ТС «Автополис-Медиа». ООО «Компания «Автополис-Плюс», 2010.

4.2. Специальный цикл программы.
4.2.1. Учебный предмет «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории «А1» как объектов управления».

Распределение учебных часов по разделам и темам


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Устройство транспортных средств

1. Общее устройство транспортных средств подкатегории "А1"

1

1

-

2. Двигатель

1

1

-

3. Трансмиссия

1

1

-

4. Ходовая часть

1

1

-

5. Тормозные системы

2

2

-

6. Источники и потребители электрической энергии

1

1

-

Итого по разделу

7

7

-

Техническое обслуживание

7. Техническое обслуживание, меры безопасности и защиты окружающей природной среды

1

1

-

8. Устранение неисправностей 1 . Зачёт

4

-

4

Итого по разделу

5

1

4

Итого

12

8

4

1 Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.

Распределение учебных часов по занятиям

Раздел 1. Устройство транспортных средств.
Лекция 1

Тема 1 Общее устройство транспортных средств подкатегории «А1».

Общее устройство транспортных средств подкатегории "А1": классификация и основные технические характеристики транспортных средств подкатегории "А1"; общее устройство транспортных средств подкатегории "А1", назначение основных агрегатов и систем; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов, и сигнальных ламп.

Тема 2 Двигатель.

Двигатель: общее устройство и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания; общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания; электронная система управления двигателем; виды бензинов, применяемых в двигателях с различной степенью сжатия; понятие об октановом числе; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел; неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Лекция 2

Тема 3 Трансмиссия.

Трансмиссия: назначение и состав трансмиссии транспортных средств подкатегории "А1"; структурные схемы трансмиссии транспортных средств подкатегории "А1" с различными типами приводов; назначение и общее устройство первичной (моторной) передачи; назначение, разновидности и принцип работы сцепления; устройство механического привода выключения сцепления; правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу; назначение, общее устройство и принцип работы механической коробки передач; понятие о передаточном числе и крутящем моменте; бесступенчатые коробки передач; назначение, устройство и принцип работы пускового механизма с механическим приводом (кик-стартера); вторичная (задняя) передача; маркировка и правила применения пластичных смазок.
Тема 4 Ходовая часть.

Ходовая часть: назначение и состав ходовой части транспортных средств подкатегории "А1"; назначение и общее устройство рамы транспортного средства; передняя и задняя подвески, их назначение, основные виды; устройство и принцип работы передней вилки; устройство и принцип работы амортизатора; виды мотоциклетных колес; крепление колес; конструкции и маркировка мотоциклетных шин; условия эксплуатации шин, обеспечивающие их надежность; неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Лекция 3

Тема 5 Тормозные системы.

Тормозные системы: тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы; тормозные механизмы и тормозные приводы; тормозные жидкости, применяемые в тормозной системе с гидравлическим приводом, их виды и правила применения; ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Лекция 4

Тема 6 Источники и потребители электрической энергии.

Источники и потребители электрической энергии: аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка; правила эксплуатации аккумуляторных батарей; состав электролита и меры безопасности при его приготовлении; назначение, общее устройство и принцип работы генератора; признаки неисправности генератора; назначение, общее устройство и принцип работы стартера; признаки неисправности стартера; назначение системы зажигания; разновидности систем зажигания, их электрические схемы; устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания; электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания; общее устройство и принцип работы, внешних световых приборов и звуковых сигналов; неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Раздел 2. Техническое обслуживание.

Тема 7 Техническое обслуживание, меры безопасности и защиты окружающей природной среды.

Техническое обслуживание, меры безопасности и защиты окружающей природной среды: система технического обслуживания и ремонта транспортных средств; назначение и периодичность технического обслуживания; организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; назначение контрольного осмотра и ежедневного технического обслуживания, перечень и содержание работ, выполняемых водителем; технический осмотр транспортных средств, его назначение, периодичность и порядок проведения; организации, осуществляющие технический осмотр транспортных средств; подготовка транспортного средства к техническому осмотру; содержание диагностической карты; меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию мотоцикла; противопожарная безопасность на автозаправочных станциях; меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства.

Практическое занятие 5 по теме 8 «Устранение неисправностей».

Проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя; проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе тормозной системы; проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес.
Практическое занятие 6 по теме 8 «Устранение неисправностей».

Проверка и регулировка натяжения цепи привода вторичной передачи; проверка состояния аккумуляторной батареи; снятие и установка аккумуляторной батареи; снятие и установка колеса; снятие и установка электроламп; снятие и установка плавкого предохранителя.

Зачёт

Решение тематических задач по темам 1-7; контроль знаний.
Литература
1. Ксенофонтов И. В. «Устройство и техническое обслуживание мотоциклов» Издательство «За рулём» 2008г.

Электронные учебно-наглядные пособия


4.2.2. Учебный предмет «Основы управления транспортными средствами подкатегории «А1»


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1. Приемы управления транспортным средством

2

2

-

2. Управление транспортным средством в штатных ситуациях

6

4

2

3. Управление транспортным средством в нештатных ситуациях. Зачёт.

4

2

2

Итого

12

8

4

Распределение учебных часов по занятиям

Лекция 1

Тема 1 Приемы управления транспортным средством.

Приемы управления транспортным средством: силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; устойчивость транспортного средства; влияние гироскопического момента на движение транспортного средства в повороте; посадка водителя, экипировка водителя; активная и пассивная безопасность транспортного средства; регулировка органов управления и зеркал заднего вида; подготовка транспортного средства к выезду; порядок пуска двигателя; техника выполнения операций с органами управления; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; действия ручным и ножным тормозом, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения; прерывистый, ступенчатый и комбинированный способы торможения; особенности управления мотоциклом при наличии антиблокировочной системы (далее - АБС); особенности управления мотоциклом с автоматизированной и бесступенчатой коробкой передач.

Лекция 2

Управление транспортным средством в штатных ситуациях: маневрирование в ограниченном пространстве; особенности траектории движения транспортного средства при маневрировании; приемы управления транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения в зависимости от состояния дорожного покрытия, радиуса поворота и конструктивных особенностей транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор скорости и расположения транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения, в том числе при интенсивном движении; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; пользование зеркалами заднего вида; порядок выполнения обгона; определение целесообразности обгона в зависимости от интенсивности транспортного потока, условий видимости и состояния дорожного покрытия, а также скорости движения обгоняемого транспортного средства; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителя при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена.

Лекция 3

Тема 2 Управление транспортным средством в штатных ситуациях.

Меры предосторожности при приближении к перекресткам; определение порядка проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков; выбор траектории движения при выполнении поворотов и разворота на перекрестках; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; прядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; движение в горной местности, на крутых подъемах и спусках; движение по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (ночь, туман, дождь); особенности управления транспортным средством подкатегории "А1" при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия; особенности управления транспортным средством с боковым прицепом; перевозка пассажиров и грузов; ограничения по перевозке детей на заднем сиденье транспортного средства; обеспечение безопасной перевозки детей в боковом прицепе.

Практическое занятие 4 по теме 2

Решение ситуационных задач.
Лекция 5

Тема 3 Управление транспортным средством в нештатных ситуациях.

Управление транспортным средством в нештатных ситуациях: понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций, возникающих при встраивании в транспортный поток, пересечении транспортного потока, обгоне, торможении при неожиданном появлении препятствия, объезде препятствия, движении по участку дороги с поперечным уклоном, выезде из леса на открытый участок дороги при сильном боковом ветре; действия органами управления скоростью и тормозами при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущего колеса; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения; объезд препятствия как средство предотвращения наезда, когда затормозить уже невозможно; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению заноса и сноса транспортного средства; действия водителя по прекращению заноса и сноса транспортного средства; действия водителя транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения, отказе тормоза, разрыве шины в движении; действия водителя при возгорании транспортного средства.
Практическое занятие 6 по теме 3

Решение ситуационных задач.

Зачёт

Решение тематических задач по темам 1-3; контроль знаний.

Литература
1. Ксенофонтов И. В. «Основы управления мотоциклом и безопасность движения»

Издательство «За рулём» и ИЦ «Академия» 2004г.

Электронные учебно-наглядные пособия
1. Мультимедийная программа «Автолектор-профтехнология» для обучения и подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В», «ВЕ». ООО «Компания Профтехнология», 2009.

2. Интерактивная мультимедийная программа для подготовки водителей ТС «Автополис-Медиа». ООО «Компания «Автополис-Плюс», 2010.

4.2.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств подкатегории "А1" (для транспортных средств с механической трансмиссией).

Распределение учебных часов по темам


Наименование заданий

Количество часов практического обучения

Первоначальное обучение вождению

1. Посадка, действия органами управления

2

2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя

2

3. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения

6

4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении

4

5. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

4

Итого

18

Распределение учебных часов по занятиям

Раздел 1. Первоначальное обучение вождению.
Тема 1 Посадка, действия органами управления.

Практическое занятие 1 по теме 1

Посадка, действия с органами управления: посадка на транспортное средство, ознакомление с органами управления, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами; удержание равновесия на неподвижном транспортном средстве

Тема 2 Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.

Практическое занятие 2 по теме 2

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и включении двигателя; действия при включении 1-й передачи и начале движения; действия при остановке и включении нейтральной передачи; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении с 1-й на 2-ю передачу, переключении с 2-й передачи на 1-ю, остановке, выключении двигателя.

Тема 3 Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения.

Практическое занятие 3 по теме 3

Практическое занятие 4 по теме 3

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Практическое занятие 5 по теме 3

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Тема 4 Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении.

Практическое занятие 6 по теме 4

Практическое занятие 7 по теме 4

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; подача предупредительных сигналов рукой при поворотах, развороте и остановке.

Тема 5 Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование.

Практическое занятие 8 по теме 5

Практическое занятие 9 по теме 5

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: проезд "габаритного коридора"; движение по "габаритному полукругу"; движение по траектории "змейка"; проезд по "колейной доске"; движение по "габаритной восьмерке"; движение по наклонному участку, остановка на подъёме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске.

Контрольное задание №1

Проверка навыков управления транспортным средством.
Литература
1. Кейт Код «Техника вождения мотоцикла» Издательство «West» 2007г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ дорожно-транспортных происшествий в поселке Ремонтное. Геометрические параметры и состояние покрытия проезжей части исследуемого участка. Обеспечение удобства и безопасности движения пешеходов. Нанесение разметки и установка дорожных знаков.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2012

    Понятие и виды дорожно-транспортного происшествия. Особенности и причины нарушений правил дорожного движения среди школьников. Изучение статистики детского травматизма в Вологодской области. Анализ школьной программы по безопасности жизнедеятельности.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Причины роста числа дорожно-транспортных происшествий. Значение в трудной дорожной ситуации уровня психологической подготовки людей. Автошкола - главное звено системы "человек - автомобиль - дорога", ее роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

    статья , добавлен 27.03.2015

    Основные мероприятия решения проблемы безопасности дорожного движения исходя из схемы "водитель – транспортное средство – дорога – окружающая среда". Цели и задачи, решаемые технической службой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2014

    Сущность дорожно-транспортного происшествия, особенности, классификация причин и тяжести последствий, которые оно за собой влечет. Характеристика дорожно-транспортных происшествий, их статистика. Специфика экспертизы дорожно-транспортных происшествий.

    реферат , добавлен 07.05.2010

    Разновидности ущерба от дорожно-транспортных происшествий. Травматизм уличный, правила предупреждения. Активные и пассивные меры обеспечения безопасности. Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий. Правила дорожного движения.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2011

    Анализ, оценка и обоснование мероприятий по совершенствованию организации и повышению безопасности движения на сети дорог местного значения Харьковского района на примере автодороги Харьков-Липцы-Борисовка с выявление участков и мест концентрации ДТП.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2011

    История создания первых велосипедов. Статистика аварий с велосипедистами в России. Деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма согласно Федеральной программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.".

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

Причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами.

Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды).

Примеры звуковых сигналов.

Звуковые сигналы применяются для привлечения внимания водителей и пешеходов. Если вам нужно обратить на себя внимание, чтобы показать жестами или светом фар необходимую информацию, нажимайте на клаксон. Иногда звуковой сигнал подается как средство выражения возмущения. На трассе после вашего сигнала «СПАСИБО!» с помощью аварийной сигнализации, водитель следующего за вами автомобиля или грузовика может подать короткий звуковой сигнал в качестве одобрения или «Пожалуйста!».

Примеры жестов на дороге:

  • Указание рукой на обочину – у автомобиля заметна какая-то неисправность.
  • Кисть руки описывает круг и указывает вниз – у вашего автомобиля спущено колесо.
  • Водитель встречной машины поднимает руку ладонью навстречу вам – это благодарность.

Почти половина (46%) случаев смерти в результате ДТП в мире приходится на долю пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов, именуемых “уязвимыми участниками дорожного движения”. Они особо уязвимы потому, что у них нет защиты в виде кузова автомобиля и его систем безопасности. Дети, пожилые люди и инвалиды при этом могут иметь ограничения в движениях, в восприятии дорожной обстановки и в принятии адекватного решения.

Именно поэтому эти категории участников дорожного движения требуют особого внимания и помощи. Это не только правило закона пропустить пешехода, это и этическая норма водителя автомобиля быть внимательным и своевременно реагировать на действия уязвимых участников движения, все маневры своего автомобиля совершать с учетом присутствия уязвимых участников движения на дороге.

Зачем пропускать автомобили Скорой помощи, оперативных служб МВД и МЧС, знает каждый. Потому что эти автомобили спешат туда, где случилась большая или небольшая беда. Потому, что это может случиться с каждым из нас или близкими нам людьми. И тогда каждая минута может быть решающей для жизни и здоровья людей, к которым движутся эти автомобили. Все это знают, но не все об этом задумываются. Важно вспомнить зачем нужны автомобили со спецсигналами, когда мы раздражены стоянием в пробке, и сделать все от нас зависящее, чтобы эти автомобили быстрее добрались до места назначения. Это этическая норма для каждого водителя.

В жилых зонах и местах парковки не зря ограничена скорость до 5 км/час. Именно эта скорость обеспечивает немедленную остановку автомобиля. Это нужно потому, что каждую секунду может выбежать на дорогу ребенок, выкатиться мячик, из-за угла появиться человек, беседующий по телефону и не видящий вас, может выйти на проезжую часть двора бабушка с собачкой… Могут случаться любые неожиданности. Жилая зона воспринимается людьми как место безопасное. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Люди расслабляются и перестают контролировать ситуацию на проезжей части. Даже водители, которые только что припарковали свой автомобиль на местах для парковки расслабляются и снижают бдительность. Следовательно, те, кто находится в этот момент за рулем должны быть максимально внимательны и осторожны.


Автор статьи — главный редактор журнала «Вестник Автошкол», член Правления НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» Г.Б. Громоковский, предлагает читателям познакомиться с некоторыми положениями международного доклада под таким, на первый взгляд, неожиданным названием. «Стремление к нулю», имеется в виду радикальное сокращение числа погибших на дорогах. Что это? Заоблачная мечта или неудачная шутка? Какой может быть ноль, если ежегодно на дорогах погибает более миллиона человек? Так мир расплачивается за принятую им возможность владеть автомобилем. Не слишком ли дорого платим? Не пора ли задуматься и, наконец, усомниться в однозначной необходимости именно такой цены? Не пора ли, используя трудно добытый опыт, искать совершенно новые подходы к решению одной из самых насущных проблем современности: сделать автомобиль безопасным для человека. Ведь нет таких вершин, которые человечество не пыталось бы преодолеть. Просто надо двигаться вперед, но прежде необходимо изучить «маршрут». Мы же — автомобилисты, а поэтому обязаны знать, куда и как собираемся двигаться. Если поставить задачу именно так, то стремление к нулю вовсе не покажется безумной идеей. Достичь нуля может быть и не удастся, но направление, вектор движения будет задан.

Итак, «Стремление к нулю:высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения». В докладе подводятся итоги новейших достижений и инициатив в странах-членах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и МТФ (Международного транспортного форума) в области реализации задач по повышению дорожной безопасности. В состав членов МТФ входит 51 страна, в том числе и Россия. Доклад в первую очередь касается вопросов сокращения рисков для всех участников дорожного движения. Поэтому, на наш взгляд, он заслуживает пристального рассмотрения и внимания.

С точки зрения разработчиков доклада, системный подход к безопасности – это единственный способ достичь в перспективе нулевого уровня смертности и тяжелого травматизма на дорогах. Для него требуется проектирование такой дорожной системы, которая предусматривает и учитывает человеческие ошибки.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К БЕЗОПАСНОСТИ

1. Признает , что, несмотря на все профилактические усилия, пользователи дорог будут по-прежнему совершать ошибки, и аварии будут происходить.

2. Подчеркивает, что участники проектирования системы дорожного транспорта должны принимать и разделять ответственность за безопасность системы, а пользователи системы должны принимать ответственность за соблюдение правил и ограничений системы.

3. Увязывает решения по управлению безопасностью с более широкими решениями в области транспорта и планирования, направленными на достижение более общих экономических, человеческих и экологических целей.

4. Способствует формированию мер, направленных на долгосрочные цели, вместо того, чтобы полагаться на «традиционные» меры, которые накладывают ограничения на любые долгосрочные цели.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К БЕЗОПАСНОСТИ

Фундаментальная стратегия заключается в обеспечении того, чтобы в случае ДТП энергия столкновения оставалась ниже порога, за которым вероятна гибель, либо тяжелая травма. Этот порог различается для разных сценариев ДТП (в зависимости от уровня защиты, который предложен для пользователей дорог). Например. Шансы на выживание для незащищенного пешехода, сбитого автомобилем, стремительно уменьшаются при скорости, превышающей 30 км/ч. В то же время, для пристегнутого водителя или пассажира автомобиля критическая скорость при боковом столкновении составляет 50 км/ч, а при лобовом столкновении 70 км/ч.

При предлагаемом в докладе всестороннем подходе к безопасности, система дорожного движения должна рассматриваться как единое целое. Должны учитываться все взаимосвязи между пользователями дорог, транспортными средствами, дорожными условиями и скоростью движения.

Так, к примеру, необходимо учитывать, что человек будет совершать ошибки в процессе дорожного движения, как бы он не старался соблюдать все действующие правила. От проектировщиков необходимо требовать, чтобы они создавали транспортную систему, которая обеспечивает наивысший возможный уровень безопасности для всех участников дорожного движения.

Системный подход к безопасности пригоден для стран с любым уровнем безопасности дорожного движения. Безусловно, полное устранение смертности и тяжелого травматизма представляет собой долгосрочную цель. Но процесс достижения этой цели вполне можно сочетать с традиционными мерами, применяемыми на промежуточных этапах для достижения быстрого положительного эффекта в разумные сроки.

МЕРЫ, СПОСОБНЫЕ ПРИВЕСТИ К СУЩЕСТВЕННЫМ И БЫСТРЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Повышение уровня использования ремней безопасности.

Ежегодно на дорогах во всем мире погибают 1 миллион 200 тысяч человек. Из них на долю стран с низким уровнем использования ремней безопасности и детских сидений приходится 80% смертельных случаев. В основном это относится к странам с малым или средним уровнем дохода. В промышленно развитых странах повышение уровня использования ремней безопасности с 1980 г. позволило спасти 300 тысяч жизней и предотвратило 9 миллионов травм.

Сегодня уровни пристегивания ремней безопасности в 25 странах Европы находятся в диапазоне:

— для передних сидений: 59% — 97% (Венгрия — Франция)

— для задних сидений: 21% — 90% (Эстония — Германия).

В решении проблемы использования ремней применяется эффективная стратегия, которая сводится к реализации следующих мер:

  • Усиление правоприменения ремней безопасности, подкрепленное законодательством и штрафами. Это сможет повысить уровень их использования на 20% в городских зонах и на 16% в сельской местности.
  • Использование систем напоминания о непристегнутом ремне. Это служит профилактикой такой человеческой ошибки, как забывчивость.
  • Введение блокировки зажигания при непристегнутом ремне. Эта мера, уже используемая в промышленной среде, может полностью решить проблему, если получит поддержку общественности и автомобилестроителей.
  • Внедрение просветительских программ и компаний в СМИ с целью раскрытия риска травматизма при непристегнутых ремнях.

Сокращение случаев вождения в нетрезвом виде.

Вождение под воздействием алкоголя является одной из основных причинаварий со смертельным исходом в большинстве стран мира.Порядка 25% всех смертельных случаев на дорогах Европы связаны с алкоголем, и около 1% километража европейские водители проезжают при уровне алкоголя в крови не ниже 0,5 г/л. В связи с этим Европейский наблюдательный Совет по безопасности дорожного движения (ERSO) рекомендуетследующие меры по сокращению случаев вождения в нетрезвом виде:

  • Проводить выборочную проверку на алкоголь всех водителей, а не только «подозреваемых».
  • Сокращать доступность алкогольных напитков, например, вводя запрет на продажу алкоголя на автозаправочных станциях.
  • Устанавливать антиалкогольные блокираторы на автомобили водителей, совершивших подобное нарушение. Исследования показывают, что блокировка обладает значительным потенциалом, если ее устанавливать практически сразу после нарушения и если установка сопровождается медицинскими программами консультирования и лечения алкоголизма. В Швеции собираются ввести обязательную антиалкогольную блокировку на всех новых автомобилях с 2012 года.
  • Совершенствовать образовательно-просветительные программы для общественности, предназначенные для всех возрастных групп.

Обеспечение наиболее безопасного скоростного режима.

Скорость является центральным фактором проблем с дорожной безопасностью. Модель корреляции аварийности и скорости, построенная Нильсоном показывает, что увеличение средней скорости на 5% ведет к увеличению примерно на 10% числа ДТП с травматическим исходом и на 20% — со смертельным исходом. При снижении средней скорости на 5%, аналогичным образом снижаются показатели ДТП на 10% и 20%.

Эффективная программа управления скоростным режимом должна включать следующие элементы:

  • Пересмотр существующих ограничений скорости. В городской зоне лимит скорости не должен превышать 50 км/ч, а для территорий, где подвергаются риску уязвимые пользователи дорог, рекомендуется создавать зоны с ограничением скорости до 30 км/ч.
  • Инфраструктурные улучшения, направленные на создание безопасных «интуитивно понятных» дорог, где конструкция, разметка и оформление дороги обеспечивают непрерывные визуальные указания по выбору безопасной скорости.
  • Обеспечение достаточного уровня традиционного и автоматического (электронного) контроля скорости. Использование мобильных камер и секционного контроля скорости (замер средней скорости на определенном отрезке дороги).
  • Совершенствование конструкций автомобилей за счет применения таких технологий, как системы предупреждения столкновений. В странах с низким и средним уровнем доходов, следует подумать об обязательной установке ограничителей скорости на тяжелых грузовиках и междугородних автобусах.
  • Постепенное внедрение систем интеллектуальной адаптации скорости (ISA). Эта система, установленная в транспортном средстве, поможет водителю соблюдать установленный режим скорости за счет «считывания» ограничений скорости действующих на маршруте. Исследования, проведенные в Швеции и Великобритании, показывают, что добровольная установка ISA в общенациональном масштабе на базе рыночного подхода способна уменьшить число серьезных аварий примерно на 20%, а обязательное использование этой системы — до 50%.

Улучшение дорожной и прилегающей к дорогам инфраструктуры.

Многие отдельные характеристики дорог напрямую связаны с аварийностью. Так, например, аварии на сельских дорогах отличаются большей степенью тяжести, чем на городских дорогах, особенно при отсутствии разделительной полосы. Средний уровень ДТП со смертельным исходом на двухполосных сельских дорогах может превышать уровень ДТП на автомагистралях в 6 раз. Однако большая часть аварий, ведущих к травмам, происходит в городе. Тяжесть последствий аварий в значительной степени зависит и от интенсивности движения. Таким образом, для каждого типа дорог необходима своя конструкция, позволяющая свести к минимуму число вероятных аварий и смягчить тяжесть травм. Конструкция дороги должна также учитывать ограниченность способностей и возможностей человека, участвующего в дорожном движении. Перспективные программы совершенствования инфраструктуры должны быть направлены на создание более «мягких» дорог (терпимых к ошибкам пользователей) и нацелены на решение проблем, возникающих на участках повышенного риска.

Оценка конкретных мер по улучшению дорожной инфраструктуры показала:

  • Проверенным решением для обеспечения безопасности при проезде перекрестков являются кольцевые пересечения.
  • Очень высок потенциал повышения уровня безопасности за счет устранения помех на обочинах. Предпочтительно, чтобы придорожная зона, свободная от помех, составляла от 4 до 10 метров.
  • Упругие ограждения вдоль обочин и на разделительной полосе эффективно гасят кинетическую энергию, не вызывая серьезных повреждений транспортных средств и не допуская тяжелых травм.

Повышение безопасности уязвимых участников дорожного движения.

Смертность пешеходов и велосипедистов в Европе снизилась с 1980 года, соответственно, на 65% и 55%. Однако на долю пешеходов все еще приходится примерно 17% всех погибших на дороге. Исследователи из Швеции, Норвегии и Нидерландов считают, что при совместном применении мер по усовершенствованию дорог и по снижению вероятности столкновения на скорости, превышающей 30 км/ч, число погибших уязвимых пользователей дорог сократится на величину от 25% до 35%.

Улучшение медицинского обслуживания участников аварий.

Обзор европейских исследований смертности в результате ДТП показал, что около 50% смертей наступает в течение нескольких минут после аварий: либо на месте ДТП, либо по дороге в больницу. Если медицинскую помощь оказывать быстрее, то много смертей можно было избежать. Факторами риска на стадии до госпитализации являются: отсутствие связи, а также отсутствие эффективных и своевременных спасательных служб.

Системы оповещения, используемые в некоторых странах, значительно сокращают время между ДТП и предоставлением медицинской помощи. В Европе сейчас вводится автоматическая система аварийного вызова («Проект ecall»), которая дополняет систему оповещения тем, что предоставляет спасательным службам важную информацию о месте, тяжести аварии и о характере полученных травм. В Финляндии подсчитано, что данная система помогает снизить смертность на 5 — 10%. В странах с более высокими доходами свою рентабельность доказало использование вертолетов, особенно в радиусе до 200 км от крупных госпиталей.

Другой эффективной контрмерой на стадии до госпитализации является обучение спасательного персонала основам оказания экстренной медицинской помощи и травматологии.

Пропаганда более безопасных транспортных средств.

Техническое усовершенствование транспортных средств способно повысить безопасность на двух уровнях: смягчить серьезность травм, полученных в результате ДТП (система пассивной безопасности) и предотвратить ДТП (система активной безопасности). Темп проникновения на рынок транспортных средств улучшенной конструкции можно повысить за счет просвещения пользователей. Эту задачу, в первую очередь, должны решать преподаватели автошкол и СМИ.

Представители автошкол Великобритании утверждают, что если бы все автомобили были оборудованы «лучшими из имеющихся» средств противоаварийной защиты, можно было бы избежать 50% травм, ведущих к смерти или инвалидности.

Применение новых систем электронного контроля устойчивости (ESC) обещает привести к значительному прогрессу в области активных мер безопасности дорожного движения. Эти системы все чаще устанавливаются на новые транспортные средства. Около 50% автомобилей, продаваемых в Европе и 96% автомобилей, продаваемых только в Швеции, имеют такую систему. Достигнуто соглашение между европейскими странами об оснащении системами ESC всех новых пассажирских автобусов и тяжелых грузовиков, начиная с 2010 года. В США принят новый федеральный стандарт безопасности, который требует, чтобы все новые пассажирские транспортные средства были оборудованы ESC, начиная с 2011 года.

Градуированная выдача водительских прав начинающим водителям.

Данная мера, на наш взгляд, представляет особый интерес, хотя она совершенно не используется в современной практике подготовки водительских кадров в России.

В рассматриваемом нами докладе отмечается, что дорожные аварии стали главной причиной гибели молодежи в возрасте до 24 лет. Доля молодых водителей в статистике аварийности и травматизма любой страны чрезмерно велика. На каждых трех погибших молодых водителей приходится еще 4 человека, погибших вместе с ними.

ДТП с участием молодых водителей отличаются от аварий с участием водителей более опытных. Они с большей вероятностью происходят ночью из-за потери управления, превышения скорости и алкогольного опьянения. Причиной таких ДТП чаще всего являются незрелость, неопытность, желание рискнуть, физические расстройства, отвлечение внимания, а также образ жизни, различный для водителей разного возраста и пола. Молодые мужчины часто бывают чрезмерно самоуверенны в оценке своего водительского мастерства.

Всесторонний анализ проблемы повышенной смертности в ДТП начинающих водителей показал, что у этой проблемы нет одного-единственного решения, которое в нашей стране сводится только к повышению качества начальной подготовки. Для сокращения ДТП с участием начинающих, особенно молодых водителей необходима комбинация различных контрмер. Они должны включать процесс выдачи водительских прав, применение новых методов обучения и форм дополнительной подготовки в зависимости от ошибок, совершаемых начинающими водителями.

В частности, свою эффективность доказали схемы градуированной выдачи водительских прав. Они включают порядок выдачи водительских удостоверений различного уровня по мере приобретения новичком водительского опыта и управляют постепенным ростом водительского мастерства, одновременно выявляя и сдерживая тенденции к опасному вождению. В состав градуированного получения водительских прав до получения полноценного водительского удостоверения могут входить:

  • ограничения на вождение в темное время суток;
  • снижение предельно допустимых скоростей движения;
  • уменьшение количества перевозимых пассажиров;
  • введение градуированных штрафных баллов во время испытательного срока;
  • дополнительное обучение вождению под надзором (в различных дорожных и погодных условиях) перед получением полноценных водительских прав.

В поддержку необходимости введения периода обучения под надзором можно привести исследования, проведенные в Швеции, согласно которым практический опыт вождения ученика под надзором опытного водителя или инструктора заметно снижает вероятность участия в ДТП молодого водителя.

К сожалению, в нашей стране подобные формы дополнительной подготовки начинающих водителей не применяются и, самое главное, — не апробируются. А это означает, что на сегодняшний момент автошколы не готовы к проведению таких занятий, даже если они будут приняты обязательными для проведения, поскольку на данный момент в автошколах нет педагогических кадров, способных квалифицированно решить данную задачу.

Редакция журнала планирует в последующих номерах публиковать материалы, которые дадут возможность нашим читателям познакомиться с принципиально новыми подходами к обучению вождению автомобиля, и в дальнейшем обсудить результаты их пробного использования.

Обзор представленных материалов подготовлен
на основе положений международного доклада
«Стремление к нулю».

журнал «Вестник Автошкол»
http://www.vestnikauto.ru/

________________________________________

Об авторе
Громоковский Геннадий Борисович – соавтор и составитель экзаменационных билетов, автор книг и пособий по Правилам и основам безопасности дорожного движения, главный редактор Всероссийского журнала «Вестник автошкол», создатель отдельного направления в области обучения начинающих водителей, разработчик методики для опытных водителей «Защитный стиль управления автомобилем в различных дорожных условиях». Его перу принадлежит большое количество научных трудов, статей, педагогической и прикладной литературы, учебно-методических пособий, многие из которых получили международное признание.