» » А.П. Платонов

А.П. Платонов

«Писатель Платонов» - Война и послевоенное творчество. Фильм получил приз жюри "Бронзовый леопард" МКФ в Локарно-87. Платонов (Климентов) Андрей Платонович. Воронеж. Тридцатые годы. Рабочий-интеллигент. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

«Платонов Юшка» - Работа. Тайна имени. Литературный жанр произведения-рассказ. Жизненный круг героя. Истина-тайна, всегда тайна. Характер литературного героя. Портрет (описание Юшки). Сокровенный человек Ефим Дмитриевич (по рассказу А. Платонова «Юшка»). Взаимоотношения с жителями. А как вы понимаете имя Юшка? О каком событии рассказывается в произведении «Юшка»?

«Платонов Разноцветная бабочка» - «Разноцветная бабочка». Литературная викторина. «На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Урок чтения. по произведению А.П. Платонова «Разноцветная бабочка». «Неизвестный цветок». Определить партитуру: Назовите рассказы из сборника А. Платонова «Июньская гроза». «Неизвестный цветок», «Корова», «Никита», «Еще - мама» и др.

«Урок по рассказу Платонова Юшка» - Быть человеком! Забраковали. Признать негодным из-за изъяна, брака, а также вообще признавать плохим, отвергать. Какое значение больше походит к нашему случаю? Андрей Платонов (1899 - 1951). «Человек есть тайна». Отвергать. Спешите делать добро, пока не стало поздно. Научиться ценить человеческую жизнь по рассказу А.Платонова «Юшка».

«Жизнь Платонова» - Семафоры. Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г. «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1926 -1927) Впервые издана в в 1928 году. Инженер, поэт, журналист. Индустриализация. И. Мотяшов Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях. Идея - преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда.

«Платонов биография» - Андрей Платонов в годы войны. Андрей Платонов с дочерью. М. А. Платонова, А. П. Платонов с дочерью. Рисунок Платонова 40-е годы. Андрей Платонович Платонов. (1899-1951) Использован материал сайта «Всё об Андрее Платонове. Иллюстрации учащихся к рассказу «Неизвестный цветок». Биография» a-platonov.narod.ru.

Всего в теме 38 презентаций

«Неизвестный цветок Платонов» - Первая остановка. 1. Сможет ли земля отблагодарить ребят? Андрей Платонович Платонов (Климентов). Герой. Итоговые вопросы. Большая часть произведений Платонова всё ещё находится в рукописях. Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Была ли у цветка с самая главная цель в жизни? Урок литературы в 6 классе.

«Платонов жизнь и творчество» - Люди в произведении А. Платонова «Котлован». Творчество… Андрею Платонову был воздвигнут памятник. Мать, отец и детская “орда ” – беззащитная, но по-своему властная. Личность. Идеи творчества: Судьбы людей в 20-30-е годы XX века. Идея творчества - познание тайны человека. Смысл названия повести. Платонов Андрей Платонович.

«Юшка Платонов» - Фото Платонова А.П. 1924 год. Воспитывающие: Воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать. В 1924 году поступил на историко-филологический факультет университета. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий!». А.П.Платонов (Климентов) родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899 году, 28 августа.

«Платонов Юшка» - Сокровенный человек Ефим Дмитриевич (по рассказу А. Платонова «Юшка»). Сокровище. Жизненный круг героя. Занятие (работа). Взаимоотношения с окружающими: Юшка и дети; Юшка и взрослые. Образ одухотворенной природы. Портрет (описание Юшки). Семья-основа художественного мира. Работа. Цель урока: А. Платонов.

«Платонов Возвращение» - Мотивы, звучащие в рассказе: «Возвращение»; «дом» и «дорога»; «память сердца» и «свет жизни». За годы войны выпустил 6 книг прозы. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Психологический рассказ. Развязка действия. Возвращение. Решение скорее приняться за дело.

МКОУ «ТАБАЧНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дембицкая О.В., учитель ИЗО

Шмидт В.и., учитель литертуры

БИНАРНЫЙ УРОК (ИЗО + литература) по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»

Тема урока: Искусство иллюстрации. Слово и изображение в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок»

Цели урока :

Создать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей для раскрытия взаимосвязи и взаимодействия литературы и живописи;

Формировать знания учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением, развивать навыки работы над иллюстрацией;

Обобщить и закрепить знания о средствах художественной изобразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение);

Учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками, карандашами; воспитывать художественный, эстетический вкус;

Развивать творческое воображение, образное мышление через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою;

Научить детей отражать в рисунке основные образы художественного произведения;

Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую и познавательную активность;

Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.

Задачи урока:

- личностные - формировать бережное отношение к Земле, трудолюбие;

- метапредметные – развивать познавательный интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;

- предметные - -формировать творческий интерес, эстетический вкус,

усидчивость, аккуратность.
Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, листы А – 3 с текстом, карточки для самооценки, акварель, карандаши (простой, цветные), восковые мелки;

На доске эпиграф:

Если бы каждый человек

земля наша!

А.П.Чехов

Ход урока

I . Оргмомент. Приветствие

II . Мотивационное начало урока

Учитель ИЗО -

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Учитель литературы-

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!
Учитель ИЗО: У нас сегодня необычный урок – бинарный. Это два в одном: урок изобразительного искусства и урок литературы. На уроках ИЗО вы уже познакомились с работами художников, которые создают законченный образ литературным произведениям. Через них учимся воспринимать красоту мира.

Учитель литературы : На уроках литературы мы познакомились с произведениями А.Платонова, который призывал любить людей, украшать Землю. Он справедливо считал, что только любовь и труд смогут объединить распавшуюся Вселенную.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: Слайд 1


Если бы каждый человек

на куске земли своей сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы

земля наша!

А.П.Чехов
А что такое эпиграф?

(ответы детей ) В данном случае произведением будет являться наш с вами урок.

Основная мысль урока - наша земля и человек, живущий на ней, прекрасны! Только надо трудиться, чтобы земля цвела. Обобщив знания о средствах художественной изобразительности, которые использовал Платонов в рассказе «Неизвестный цветок», постараемся отразить в рисунке основные образы произведения .
Учитель ИЗО: Сего дня на уроке мы будем говорить об иллюстрации как о форме взаимосвязи слова и изображения. Слайд 2. Каждый из вас на уроке будет художником – иллюстратором и создаст иллюстрацию к отрывку из произведения Андрей Платонова «Неизвестный цветок». - -Какие ассоциации у вас возникают со словом «цветы»? Цветы это чудесное творение природы . Они ассоциируются с чем – то добрым, светлым, радостным. Они вдохновляли многих мастеров искусства. Музыканты раскрывали их красоту – языком звука (Слайд 3) , писатели – языком слова, а художники – языком цвета и линий. Я приглашаю вас на выставку «Известные цветы». Многие великие художники рисовали цветы на протяжении всей своей жизни: садовые, полевые цветы, реже – срезанные цветы в вазах.

Охарактеризуйте увиденные « известные » цветы, с помощью прилагательных - эпитетов.


“Известные” цветы

Определения (эпитеты)

Клод Моне “Ваза с пионами” Слайд4

Нежные, пушистые, живые

«Подснухи» Винсент Ван Гог Слайд 5

Сочные, яркие, крепкие, осенние

«Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой Слайд 6

Нежные, тонкие, хрупкие, красивые, царственные

«Неизвестный цветок» Слайд 7

Тоненький, одинокий, слабенький

Учитель ИЗО. Среди цветов знаменитых мастеров есть один –НЕИЗВЕСТНЫЙ. Подберите к его описанию эпитеты.

Учитель литературы : Вы заметили какую-то особенность при подборе эпитетов к образам цветов, изображённых кистью художников, и к образу неизвестного цветка? (1- эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, 2 - эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветка, его характер). Почему?

Он наделён чувствами, которые испытывает живое существо, борется, как настоящий герой.

III . Работа над темой урока

1. Актуализация знаний

Учитель ИЗО.

Как вы думаете, какая работа на нашей выставке лишняя? Слайд 8 Почему? (это иллюстрация)

Для кого А.Платонов писал свою сказку? Слайд 9 (В руках держу две книги). Что отличает книгу для детей, от взрослой книги? (Иллюстрации). - Из каких двух главных составных частей состоит детская книга? (текст и иллюстрация) - Как они взаимосвязаны в книге? (иллюстрация дополняет, поясняет текст)

Иллюстрация сопровождает текст и привязана к его содержанию. Что же может узнать по иллюстрации читатель? (место действия, эпоху, костюмы, образ героев, портрет, приметы исторической эпохи)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ – это изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи. Слайд 10 - Какие основные требования может предъявлять ребёнок к иллюстрации? (ясность, простота, выразительность). В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нём лежит огромная ответственность не только за то, чтобы образы соответствовали содержанию, были яркими и точными, но и учили добру, справедливости, смелости и всему хорошему. – Мы можем гордиться работами таких российских мастеров книжной графики, как Васнецов, Е.И.Чарушин, Александр Лебедев и др., вошедших в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. (Слайды 11-13)

2. Подготовка к работе в группах

С чего надо начать работу над созданием иллюстрации? 1)Знакомство с содержанием текста.

Учитель литературы: Сказка-быль «Неизвестный цветок - это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера. В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова: о победе человека над смертью , об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной. О чём эта сказка?

Чтение отрывков на фоне демонстрации видеоролика.

Учитель ИЗО: 2) Чтобы иллюстрация стала украшением книги, необходимо обдумать её замысел.

Учитель литературы: Беседа с классом. Работа с текстом.

К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (автор использует такой литературный прием, как олицетворение ) .

Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

Постарайтесь и вы вдохнуть жизнь в свои иллюстрации.

Как описывается место, где вырос цветок? Образы – старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь

Каким запомнился вам цветок? Какое сравнение помогает понять его красоту? (Большие листья, венчик светлый, как звезда, лепестки разноцветные)

Маленький цветок – на огромной земле
Учитель ИЗО: 3) Итак, вы приступаете к выполнению линейной композиции иллюстрации.

Две группы у нас будут оформлять книгу. I группа «Графики» - работает простым карандашом. II группа «Художники» – работает в цвете; III группа «Дизайнеры» – будет заполнять будет заниматься ландшафтным дизайном, заполнять пустырь цветами, создавая свой образа. В конце урока каждая группа представит свой продукт.

Учитель литературы:

Как жаль - я не умею рисовать,

И краской на холсте не воссоздать

Ни красоту цветов, ни прелесть неба.

Мне не подвластны кисть и карандаш,

Пастель не подчиняется мне тоже,

А на словах, увы, не передашь,

На что цветок становится похожим!
Вы умеете рисовать, у вас всё получится!
3. Работа в группах, оформление иллюстрированных книг.

4.Обобщение.
Учитель литературы:

А.Платонов высказал заветную мечту о совершенном будущем человечества , где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы. На чём должно держаться это будущее?

Слайд 14

Любовь. Труд. Единение. Добро. Сила духа и …
Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым? (Благодаря цветку-отцу )

Прекрасно, когда дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего? О родителях! Что поможет не забыть их?

Память!
Учитель ИЗО: Платонов верит, что любовь и добро помогает людям объединиться и преодолеть все преграды.

Вы тоже на уроке помогали друг другу и справились со своим заданием. Если люди во всём мире научатся решать проблемы мирным путём, то планета Земля будет благоухать травами и цветами. Она расцветёт, как наш пустырь. Таким его сделала группа «Дизайнеры». Ребята из групп «Графики» и «Художники» создали свои иллюстрированные книгу. Думаю, вашу работу оценят гости, а вы оцените свою работу на уроке с помощью карточек – цветков.



teachers -> С. Н. Баранова, учитель математики высшей категории, руководитель шмо мбоу «Лицей №36» г. Калуги Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований фгос в образовательном процессе

Поэтому давай и мы с Тобой сегодня попробуем нарисовать несколько цветочков и сделать приятное друзьям, подарив им шедевр на бумаге. А заодно и кое-что новое узнаем. Договорились?

Божественные ирисы

Символ мудрости, доверия, надежды. Сам Ван Гог писал их на своих знаменитых полотнах. А Клод Моне не только изображал ирисы на картинах, а также искусно украсил ими собственный сад.

Чарующие маки

Символ вечной молодости и неувядающей красоты. Этот прекрасный цветок растет и в Европе, и в Северной Америке, и в некоторых регионах Азии (Китай и Индия). Рисунок изящных маков - прекрасный подарок для мамы, бабушки или сестры.

Рисуем васильки

А этот голубой цветочек символизирует душевную чистоту, скромность и нежность. Говорят, васильки обладают магической силой и оберегают дом от злых сил.

Важные подсолнухи

Являются символом труда, изобилия, и, конечно же, Солнца - это в его сторону они всегда поворачивают голову. А еще подсолнечник - символ Родины. Так же как он всегда тянется к Солнцу, так и человек всегда мыслями с родиной.

Хрупкие колокольчики

Это намек, что кто-то думает о Тебе. Поэтому, если хочешь сделать другу приятный сюрприз, нарисуй именно этот цветок как знак того, что Ты часто вспоминаешь о нем.

Самовлюбленные нарциссы

По мнению греков, они символизируют гордыню и тщеславие. А вот японцы считают их знаком безмолвной красоты и радости.

Любишь нарциссы? Тогда держи еще и видеоурок рисования этих чудесных цветов!

Загадочная горечавка

Символ летнего тепла. Издавна считалась волшебным зельем . Даже легенда существует о сообразительной девушке, которая украсила голову венком из горечавки и не далась в жены черту, который превратился в парня. Не мог черт приступить к девушке - настолько сильным оказалась действие оберега. «Если бы не горечавка и тоя (название цветка) - то и девушка была бы моя» , - разочарованно кричал нечистый. Вот какой вот хитрый цветок горечавки!

Цветок-фантазия

Если любишь придумывать что-то новое, таинственное, цветок-фантазия облегчит твои старания. Эта красавица украсит любой рисунок.

Шиповник

А что за яркое пламя на колючих ветвях? Да ведь это шиповник - символ молодости, красоты и здоровья.

Красная роза

Повелительница цветов символизирует страстную любовь, небесное совершенство и страсть. В мировой символике золотая роза означала совершенство, красная - красоту, белая - невинность, голубая - недосягаемость.

Предлагаю также посмотреть видео, как нарисовать шикарную розу карандашом.

Отцветший одуванчик

Хрупкий и светлый, этот цветочек красив даже тогда, когда утрачивает свою свежесть и ярко-желтую краску. Так и хочется подуть на него, чтобы его невесомый пух полетел далеко-далеко с летним ветром. Одуванчик - символ открытости и тепла.

Тигровая лилия

Очень яркая и даже немножко хищная тигровая лилия - символ энергии и энтузиазма. Еще бы - она утонченная и в то же время экстравагантная, а расцветкой намекает еще и на свою необыкновенную силу!

Хочешь еще цветов? здесь ищи нежные весенние первоцветы, - гордые тюльпаны, а - чудесные акварельные подснежники!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.П. Платонов Литературный портрет писателя. « Неизвестный цветок» Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) Самобытный русский писатель, прозаик, драматург. С 1946 года его произведения перестают печатать. Его частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 1950 года, а возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представился с конца 1980-х годов. Большая часть произведений Платонова всё ещё находится в рукописях. Сказка-быль «Неизвестный цветок » (1950) - последнее произведение автора.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено. От сказки душе счастье, а уму раздумье. А. Платонов

Сказка -быль 1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…» 2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать. 3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость. Повествование о Даше и детях.

Чтение с остановками, осмысление, поиск ключевых слов и фраз 1. Как жил цветок до встречи с Дашей: Были ли у цветка минуты радости, какие? Была ли у цветка с самая главная цель в жизни? Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? 2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы? 3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка? Как вы понимаете значение слова «благоухание»?

Вопросы Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу? Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама? О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

Цветок Даша Необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый…. Какой? Одинокая, добрая, заботливая, внимательная… страдает, живёт, борется, трудится…. Что? удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает…. жить, дать жизнь сыну Зачем? Улучшить жизнь

Вопросы Как вы полагаете, что сделают дети? Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной? Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? Ч еловек рождается дважды, жизнь – вечный труд. Как вы думаете, это конец истории? ПЗ: А вы как бы её закончили?

Вопросы Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год? Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь? Как вы думаете, что же будет с цветком потом?

Итоги урока Какую мудрость веками хранимую русским народом, передаёт нам писатель? Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть, что никто до неё не замечал? Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?

Синквейн Существительное - тема 2 прилагательных – описание темы 3 глагола – описание действия 4 слова – отношение к теме 1 слово – суть темы 1 вариант – Даша, 2 вариант – цветок Даша Добрая, отзывчивая Грустит, сострадает, поддерживает Она помогает цветку Друг Цветок Одинокий, терпеливый Страдает, борется, стремится Он любит жизнь. Герой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - зачёт по теме " Цветок". Материал 6 класса. Технология сотрудничество. Игра - это та форма рабрты с детьми, которая всегда проходит наиболее результативно. Именно благодаря игре можно не только...

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....