» » Автомобиль-солдат (армейский полноприводный автомобиль Willys). Jeep Виллис – американская военная легенда Willys MB Виллис джип габариты и размеры

Автомобиль-солдат (армейский полноприводный автомобиль Willys). Jeep Виллис – американская военная легенда Willys MB Виллис джип габариты и размеры

По сообщениями британских СМИ, недавно коллекционер из Англии сумел приобрести за 60 тысяч фунтов на одном из интернет-аукционов редкий автомобильный раритет — новенький оригинальный внедорожник Willys MB Jeep 1944, т.е. времен Второй мировой войны. Повезло вдвойне, что выпущенный более семидесяти лет назад «Виллис» оказался в превосходном состоянии, ведь коллекционеру достался не просто внедорожник, а кит-кар или автомобиль для самостоятельной сборки, много лет назад надежно упакованный в большой ящик из дерева.



Во время Второй мировой войны Ford и Willys выпустили примерно 648 тысяч джипов и легких грузовых автомобилей. Основную часть из них, а точнее чуть более 361 тысячи штук, составляли внедорожники Willys MB Jeep. Эти автомобили использовались во время боевых действий арии США практически во всех уголках мира. Например, судя по заводскому номеру, купленный коллекционером джип предназначался для оправки в Европу или в тихоокеанский регион. Кстати, как раз в виде кит-каров внедорожники Willys MB Jeep поступали в СССР по лендлизу в годы Великой Отечественной войны.



Водная транспортировка автомобилей в виде кит-каров позволяла выставлять деревянные ящики друг на друга. Таким образом удавалось перевозить гораздо больше автомобилей, кроме того сами автомобили были лучше защищены от попадания воды.

Собирались джипы очень быстро:

К счастью сохранились кадры военной хроники, на которых можно увидеть как верой и правдой неприхотливые Виллисы служили во время боевых действий:

Наш «новенький» семидесятилетний Willys MB Jeep оказался ничем не хуже своих остальных собратьев. После небольшого техосблуживания раритетный внедорожник стал радовать нового хозяина своей преданной службой, на этот раз уже в мирных целях.


Если вам понравилась эта история, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

Толидо США 1916-1963

Американская компания «Виллис-Оверленд» (Willys-Overland) стала знаменитой как изготовитель самого известного во времена Второй мировой войны легкого полноприводного разведывательного автомобиля «Виллис-МВ» (4x4), вошедшего в историю под названием «Джип» (Jeep). Между тем наибольшую часть своей жизни компания занималась изготовлением гражданских легковых машин и небольших грузовиков. В 1909 г. ее основал Джон Норт Уиллис (John North Willys), приобретя небольшую фирму «Оверленд» (Overland), выпускавшую легковые автомобили с 1905 г. Свои первые армейские пикапы компания «Виллис-Оверленд» начала изготовлять в разгар Первой мировой войны. В то время они входили в небольшое стандартизованное семейство легких грузовиков армии США и выпускались сразу тремя фирмами. Все машины оснащали 38-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой передач.


Виллис Куод, 4X4,1940 г.


Виллис-МА, 4X4,1941 г.



Виллис-МВ «Джип», 4X4,1943 г.


После этого в военной истории компании «Виллис-Оверленд» наступил долгий перерыв, длившийся до июня 1940 г., когда от управления Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США поступило предложение разработать легкий 3-местный полноприводный разведывательный автомобиль с полезной нагрузкой 250 кг. Машина с простым открытым кузовом без дверей должна была нести на себе пулемет, иметь колесную базу 80 дюймов (2032 мм) и развивать скорость 50 миль в час (80 км/ч). Ее сухая масса первоначально оценивалась в 1200 фунтов (545 кг), потом ее увеличили до 1275 фунтов (580 кг), а впоследствии довели до 2160 фунтов (980 кг). Прототип следовало представить на испытания через 49 дней, а в течение следующего месяца изготовить еще 70 машин. Такие приглашения разослали 135 американским фирмам, но положительный ответ дали только две, в том числе «Виллис-Оверленд». К тому времени фирма находилась в состоянии тяжелого кризиса, а перспектива получения крупного государственного заказа могла бы спасти ее от банкротства.

В установленный срок свою машину представила лишь небольшая фирма «Америкэн Бантам» (American Bantam), давно сотрудничавшая с военным ведомством. Первый образец «Виллиса», разработанный главным инженером Делмаром Барни Роосом (Delmar Barney Roos), поступил на испытания только 11 ноября 1940 г. Автомобиль получил название «Куод» (Quad) и внешне напоминал машину главного конкурента «Бантама». Его силовым агрегатом стал надежный и проверенный временем 4-цилиндровый двигатель «Виллис-441» (2199 см3, 54 л.с), работавший с 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. «Куод» оснащался лонжеронной рамой, рессорными подвесками обоих неразрезных мостов, барабанными тормозами с гидроприводом, электрооборудованием напряжением б В и колесами с шинами размером 6.00~16. Машину построили в двух экземплярах, причем один из них получил также задние управляемые колеса.

В ноябрьских испытаниях 1940 г. принимал участие и прототип «Пигмей» (Pygmy) компании «Форд» (Ford), который и был признан победителем конкурса, а «Виллис Куод» оказался самым тяжелым: он весил 1100 кг – на 120 кг выше нормы. В результате этой доработки и уменьшения массы появился второй образец «Виллис-МА» с плоской решеткой радиатора и более угловатым капотом, весивший 980 кг и оказавшийся наиболее приемлемым для серийного производства. Во избежание нездоровой конкуренции между тремя фирмами, в начале 1941 г комиссия под председательством президента Рузвельта приняла решение выдать каждой из них заказ на партию из 1500 автомобилей. Выпуск «Вилли-са-МА» начался в июне 1941 г Помимо многоцелевого варианта он предлагался в санитарном исполнении и как зенитная установка Т54 со спаренные 12,7-мм пулеметом. Тем временем бушевавшая в Европе Вторая мировая война и перспектива вступления в нее Соединенных Штатов заставили военное ведомство США вмешаться в эти работы и дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. 1 июля 1941 г., вопреки надеждам компании «Форд» построившей улучшенный вариант GP, за основу был принят модернизированный «Виллис-МВ». Серийное производств машины на заводе «Виллис» в Толидо, штат Огайо, началось 18 ноября, а «Форд» приступил к ее выпуску под индексов GPW лишь в начале следующего 1942 г.


Ремонтная мастерская на шасси «Виллис-МВ», 4X4,1944 г.


Бронеавтомобиль Т25 на шасси «Виллис-МВ», 4x4,1943 г.


Виллис-МВ «Джип», 4X4,1942 г.


Виллис-WAC, 4X4,1943 г.


Виллис Супер Джип, 6X6,1943 г.


«Виллис-МВ» был универсальной, прочной и надежной машиной, которую можно было легко приспособить для разнообразных военных нужд, перевозки и установки различного военного оборудования и вооружения. Внешне от модели МА он отличался фарами, перенесенными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. В техническом отношении 4-местный «Виллис-МВ» был практически идентичен своим предшественникам, хотя и получил мо дернизированный двигатель «442», развивавший прежние 54 л.с.

Он имел колесную базу 2032 мм, колею – 1230 мм, габаритную длину – 3378 мм, ширину – 1574 мм и высоту по тенту -1778 мм. Его сухая масса составляла 1108 кг, полная -1657 кг. Максимальная скорость – 105 км/ч, средний расход топлива – 11-12 л на 100 км. Этот автомобиль произвел настоящий переворот в военном деле и автомобильной технике, недаром популярный «Виллис-МВ» получил звание «Автомобильный герой XX века», но луч ше всего он известен под именем «Джип». Происхождение этого слова до сих пор точно неизвестно, но главной считается версия, что это был измененный вариант произношения аббревиатуры GP (General Purpose) -«джи-пи», обозначавшей новый класс «многоцелевых автомобилей общего назначения».

Легендарный «Виллис-МВ» выпускался в основном в универсальном исполнении с открытым кузовом и брезентовым тентом. Во время войны на его базе создали огромное количество различных вариантов: штабные и санитарные, с различным вооружением, бронированные, авиадесантируемые, 10-местные длиннобазные, гусеничные, полугусеничные или на железнодорожном ходу. Наиболее известными боевыми машинами на таком шасси стали самоходные установки Т47 с 12,7-мм пулеметом и Т21 с75-мм безоткатным орудием, 8-зарядная система залпового огня ТЗб, зенитные комплексы SAS и легкие бронеавтомобили серии Т25. В СССР на них испытывалась самая легкая «катюша» – реактивная установка БМ-8-8 с 8 ракетами калибра 80 мм. В США в разгар войны появились опытные образцы сверхлегких джипов «Виллис-MBL» или «Пилот» (Pilot) с 5-ступенчатой коробкой передач и деревянными кузовами, весившие около 700 кг, а также «Виллис-WAC» (Willys Air Cooled) или «Джиплет» (Jeeplet) особой конструкции с мотоциклетным 2-цилиндровым 24-сильным мотором воздушного охлаждения центрального расположения, независимой подвеской и алюминиевыми панелями кузова. Масса мини-джипа составляла всего 450 кг. В 1944 г. он стал базой легкой открытой транспортной тележки WAC-3, предшественника не менее известного «Механического мула». Одновременно велась работа по созданию тяжелых машин MLW (4x4) грузоподъемностью 750 кг и 1-тонного «Супер Джипа» (Super Jeep) 6х6 с 60-сильным мотором. На его базе была изготовлена партия санитарных машин, полугусеничных артиллерийских тягачей Т29/Т29Е1, 37-мм зенитных установок Т14 и бронеавтомобилей Т24 с открытым верхом и 12,7-мм пулеметом, весивших около 2,5 т.

«Виллис-МВ» стал самым массовым автомобилем периода Второй мировой войны, первой в мире серийной полноприводной машиной и самым популярным легким военным автомобилем всех времен.

В общей сложности до августа 1945 г. компании «Виллис» и «Форд» по государственным заказам изготовили 626727 джипов, из которых 348849 экземпляров пришлось на «Виллис», а с учетом иных поставок -359851 автомобиль. С появлением «Виллиса-МВ» практически вся партия выпущенных к тому времени машин серии МА была поставлена в СССР по ленд-лизу. В ходе войны к ним присоединились еще 52 тыс. джипов «Виллис-МВ» и «Форд GPW», часть из которых собирали в Коломне и Омске, а на «Виллисе» выпускали также амуницию и комплектующие для самолетов.


Виллис CJ2A, 4x4, 1948 г.


«Виллис-МО (М38) с безоткатной пушкой М27,1953 г.


«Виллис-MD» (М38А1С) с противотанковыми ракетами «Дарт»




Окончание войны для компании «Виллис», прочно привязанной к производству армейских джипов, стало предвестником трудных времен. С прекращением потока крупных военных заказов она так и не смогла разработать ничего нового и долгое время модернизировала свой вариант MB, превращая его в очередные военные и гражданские модели, судьбы которых тесно переплелись между собой. Еще в 1944 г. «Виллис» разработал гражданский вседорожник CJ (Civilian Jeep) или СJА, выпускавшийся с 1946 г. в улучшенном исполнении CJ2A, которое уже через два года поступило в армию США. Потребности вооруженных сил в таких машинах и привычка к джипам военных времен оказались столь сильными, что зимой 1950 г. на гражданском шасси G3A началось изготовление нового джипа «Виллис-МС», более известного под военным индексом М38. Он получил усиленную ходовую часть, шины размером 7.00-16, цельное лобовое стекло, ограждение указателей поворота, 24-вольтовое электрооборудование, переднюю лебедку и весил 1250 кг. До 1953 г. изготовили около 60 тыс. таких машин, в выпуске которых участвовал также канадский завод компании «Форд». Одним из немногих вариантов серии М38 был опытный авиадесантируемый «Аэро Джип» (Aero Jeep) или «Бобкэт» (Bobcat), весивший 700 кг.

Практически одновременно с джипом М38 фирма разработала более солидный вариант «Виллис-MD» или М38А1. Он отличался верхнеклапанным двигателем «Харрикэйн» (Hurricane) прежнего рабочего объема, развивавшим мощность 67 л.с. и определившим более высокое расположение капота, удлиненной на 1 дюйм колесной базой (2057 мм), более широкими шинами размером 7.50-16 и увеличенными габаритами. В 1952 г. «Виллис» приступил к его серийному производству и выпускал этот джип до последних дней своего существования. Усиленное шасси М38А1С использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет «Дарт» (Dart). С 1954 г. в программу входил длиннобазный 6-местный джип «Виллис-MDA» (база 2565 мм), шасси которого применялось в основном для санитарных машин М170. В общей сложности автомобилей серии М38А1 построили около 100 тыс. экземпляров.

С 1953 г. на гражданском, шасси CJ3B с верхнеклапанным 62-сильным мотором изготовлялся армейский джип М606, предназначенный в основном для экспорта и сборки по лицензиям во многих странах мира. В свою очередь, военные серии MD и MDA послужили основой гражданских вседорожников CJ5 и CJ6, остававшихся в производстве до середины 80-х гг., а в конце 50-х гг. модель CJ5 стала базой обновленного джипа М606А2.. С конца 40-х гг. в вооруженные силы США поступали так-же доработанные варианта гражданских полноприводных пикапов и грузопассажирских автомобилей «Стэйшн Вэгон» (Station Wagon).

Столь глубокая взаимозаменяемость и многообразие моделей, практически не отличавшихся друг от друга, отражали тяжелое положение «Виллиса», не способного самостоятельно создать принципиально новые полноприводные автомобили.


Виллис М274А1 «Механический мул», 4X4,1960 г.


Виллис ХМ676 (FC170), 4X4 1958 г.


Виллис ХМ443Е1, 4X4,1958 г.


28 апреля 1953 г. его выкупила промышленная корпорация «Кайзер Индастриз» (Kaiser Industries), превратив в свое отделение «Кайзер-Виллис» (Kaiser-Willys Division), но сохранив прежнюю торговую марку. Приток крупных финансовых средств позволил «Виллису» заняться созданием принципиально новой военной техники. Развитием опытных работ конца Второй мировой войны стала а в иа десантируемая транспортная тележка «Механический мул» (Mechanical Mule) 4x4 грузоподъемностью 500 кг с колесной базой 1448 мм, трубчатой алюминиевой рамой, двумя или четырьмя управляемыми колесами. Откидное рулевое колесо можно было устанавливать как в передней и задней частях грузовой платформы либо сбоку от нее, так и под машиной, что позволяло управлять ею, следуя рядом или ползком под автомобилем, высота которого составляла всего 685 мм. Прототип ХМ274 появился в 1951 г., а серийное производство «Механического мула» М274 началось только в 1956 г. В задней части под платформой помещались 4-цилиндровый оппозитный двигатель «Виллис АО-53» (876 см3, 15 л.с.) воздушного охлаждения и 3-ступенчатая коробка передач.

Вариант М274А1 получил 17-сильный мотор с усиленным охлаждением. Развитием «Механического мула» в 1958 г. стал опытный многоцелевой бескапотный грузопассажирский автомобиль ХМ443 с полезной нагрузкой 750 кг, оснащенный 4-цилиндровым оппозитным мотором жидкостного охлаждения (2,7 л, 72 л.с), расположенным в центральной части шасси, независимой пружинной подвеской и открытым алюминиевым кузовом. Вариант ХМ443Е1 предлагался также в виде многоцелевой тележки. Из опытной стадии фактически не вышла и серия многоцелевых военных автомобилей на базе стандартной 1-тонной бескапотной серии FC (4x4). В конце 50-х гг. на шасси FC170 с 4-цилиндровым дизелем, 3-ступенчатыми основной и раздаточной коробками

«Виллис» изготовил опытные образцы пикапов ХМ676 и ХМ677 (с двойной кабиной) и фургонов ХМ678/ХМ679 с цельнометаллическими кузовами, которые были испытаны в ВМС США.

С появлением в начале 60-х гг. более совершенного и дешевого джипа М151 компании «Форд» финансовое положение «Виллиса» стало резко ухудшаться. Эта марка прекратила существование в 1963 г., когда отделение «Кайзер-Виллис» было преобразовано в компанию «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep). Впоследствии она перешла к концерну «Америкэн Моторс» (American Motors), и в настоящее время прямым наследником «Виллиса» является компания «Джип» (Jeep), входящая в корпорацию «ДаймлерКрайслер» (Daimler-Chrysler).

– американский внедорожник повышенной проходимости, который производился в период Второй мировой войны (1941-1945 гг). Данная модель армейских автомобилей сходила с конвейеров таких заводов, как Willys-Overland Motors и Ford (имея другое имя - Ford GPW).

Немного истории о первом армейском внедорожнике

Весной 1940 году главой американской армии было выдано задание на срочное изготовление армейского автомобиля с его дальнейшим использованием на фронте. Сложность заключалась и в очень сжатых строках, и в самих технических характеристиках будущего «коня». Было строго заявлено, что внедорожник должен иметь максимальную скорость не менее 80 км/час, преодолеваемую глубину бродов - от 29 см, привод на всех колесах, снаряженную массу – не более 585 кг, дорожный просвет – 16 см, а грузоподъемность – не менее 270 кг. Кстати, в процессе написания задания ни на какие уступки заказчики не шли, хотя масса все же пересматривалась, как в большую, так и в меньшую сторону. Предложения на изготовления будущих машин получили около ста предприятий и только три из них пошли на риск выручить свою армию. Ими стали American Bantam, Willys-Overland и немецкая компания Ford Motor.


Спустя 4 месяца «на суд» был представлен первый экземпляр от компании American Bantam – внедорожник Bantam BRC, созданный на базе Bantam 60. Хотя с заданием инженеры в принципе справились, единственным минусом было сильное отклонение веса автомобиля от нормы. Несмотря на это все же удалось выпустить 2605 единиц, но все до единой ушли на другой континент. За тест-драйвом модификации BRC наблюдала не только комиссия, но и специалисты компании Форд и Виллис. На тот момент у «виллисовцев» вариант автомобиля был еще не до конца готов. Они создали надежную конструкцию кузова, поставили мощный двигатель, но вот создать подходящую подвеску так и не удалось. После того, как инженеры собственными глазами увидели Bantam BRC, они решили скопировать некоторые элементы и уже спустя пару месяцев представили собственный вариант внедорожника.



Кстати, интересный факт: спустя несколько лет было официально доказано «воровство» компанией Willys конструкции и характеристик автомобиля от Bantam. Но на тот момент компания American Bantam уже не существовала, поэтому конфликт быстро утих. Но вернемся к истории… Willys Quad также получился весьма тяжелым (почти 1100 кг), поэтому модель модернизировали в Willys МА с весом 980 кг. Примерно в то же время компанией Ford выл презентован внедорожник Pygmy, также удовлетворивший комиссию. Подбивая итоги работ всех трех компаний, комиссия поставила «удовлетворительные оценки» всем и разрешила произвести по небольшой пробной партии каждой из них. Но истинный «победитель» должен быть один, поэтому пришлось выбирать… Хоть сам Bantam BRC по характеристикам и управляемости показывал лучшие результаты, соответственно и цена его оказалась наивысшей. Чуть дешевле были фордовские автомобили и самыми дешевыми оказались Виллисы – всего 738 долларов и 74 цента. Все три варианта автомобилей были почти идентичными и лишь отличались мелкими деталями, поэтому решающую роль, как ни удивительно, сыграла именно цена.


Контракт был подписан с компанией Виллис и после того, как она спустила с конвейера последний экземпляр Willys МА, сразу же запустила серийное производство на заводе в Толидо Willys Military серии В. Кстати, на тот момент, у компании Willys дела шли не лучшим образом, а если точнее – они находились на грани банкротства. Подписывать контракт на изготовление столь огромного количества автомобилей, тем более для такой важной цели, было очень рискованно, поэтому обратилось за помощью к компании Ford и также заключила с ними контракт. Вскоре вся необходимая документация была отправлена им, которые начали производить копию Виллиса – внедорожник Ford GPW


Эти автомобили использовались не только на отечественных землях, но и массово поставлялись в страны союзников. Кстати, на протяжении всего периода производства только «Красной армии» было поставлено около 52000 экземпляров, где их использовали командиры в качестве разведывательных машин или тягачей противотанковых пушек. С учетом фордовских копий всего с конвейера сошло 659 031 автомобилей, многие из которых живут и по сей день.

Жизнь Willys MB на фронте

Великобритания и СССР были основными «центрами сбыта» Виллиса МБ. Их любили и уважали, с ними продвигались вперед к победе и всегда были уверенны в надежности и неубиваемости. Как правило, Красной армии поставляли полуразобранные автомобили в специальных упаковках. Это и упрощало перевозку, и гарантировало их целостность. Нельзя сказать, что отправлялись обычные коробки «с железом», ведь перед отправкой каждый автомобиль полностью собирался и даже проходил небольшую обкатку, а потом снова разбирался.


Советский союз начал получать автомобили с лета 1942 года, после чего они отправлялись сборку на Коломенский завод №4 и завод им. Горького. Спустя год в СССР наконец то решили испытать Виллис МБ. Происходило действие недалеко подмосковной Кубинки на большом полигоне. Автомобиль показал себя с лучшей стороны, и даже сравнивая его с отечественным , солдаты отметили лучшую гидравлику, более легкую управляемость и комфортабельность. Но факт остается фактом – Виллисы часто выходили из строя, даже не достигая пробега 20 тыс. км, а причиной тому были ненадлежащее обслуживание и низкое качество бензина. Американские автомобили отличались просто безупречным качеством и долговечностью, но в ответ требовали бензина с октановым числом минимум 66, а также – регулярной смазки деталей. На территории Советского союза этими факторами часто пренебрегали, да и дефицит качественного сырья давал свой отпечаток.


Изучая историю Второй мировой и, собственно, историю Willys MB, можно увидеть этот автомобиль в самых разных неофициальных модификациях, которые переделывались «на свой лад» советскими инженерами. К примеру, часто на автомобиль прикрепляли пулеметы с калибром 12,7 или 7,62 мм, противотанковые пушки или уникальные «отражатели» для уничтожения немецких проводов-ловушек.

В 1943 году журналом Popular Science при поддержке конгрессмена от Алабамы Картера Маласко был организован конкурс на лучшую идею по применению армейского Виллиса в мирное время, в самых разных направлениях. Вице-президенту компании Виллис был даже отправлен запрос на дальнейшее сотрудничество, но руководство не видело никаких перспектив, да и, собственно говоря, хотело подальше отойти от производства внедорожников подобного типа, сконцентрировавшись на более востребованных типах автомобилей. Но вот в 1944 году ситуация резко поменяла свое направление, когда президентское кресло Willys-Overland занял один из бывших управленцев . Он стал активно популяризировать тему приспособления армейского внедорожника для сельского хозяйства и продвигать свой универсал «Station Wagon». Вскоре этими автомобилями обогатилась американская армия, а гражданская модификация Willys MB получила название CJ1А и уже начала массово выпускаться со средины 1944 года.


Технические и конструктивные особенности Willys MB


Теперь управлять автомобилем нужно было не только с помощью одного рычага КП, но и еще двумя – рычагами раздаточной коробки, один из которых служил для подключения переднего моста, а другой – для отключения и перехода на пониженную передачу. Тормозная система автомобиля была гидравлической и распространялась на 4 колеса, что являлось огромным плюсом. Несмотря на то, что все колеса были ведущими, инженерами почему-то не был предусмотрен дифференциал между осями, поэтому момент между передним и задним мостами не распределялся. Тяга распределялась только между самими колесами, причем обычными коническими дифференциалами без блокирующих узлов. Так как автомобиль был предназначен для самых сложных и экстремальных условий, ему не раз приходилось преодолевать глубокие броды, которые в некоторых случаях достигали почти полтора метров. Поэтому, конструкторы решили в дне кузова сделать сливное отверстие, которое закрывалось пробкой.

Технические характеристики автомобиля Willys MB

Год производства 1941-1945 гг.
Кузов Несущий, открытый, бездверный
Габариты (д/ш/в) 3335/1586/1830 мм
Вес 1020 кг
Грузоподъемность 250 кг (с водителем и пассажиром – 363 кг)
505/515 кг
Максимальная скорость 104 км/час
Расход топлива 13,2 л/100 км.
Углы въезда/съезда 45/35 градусов
Буксируемая масса (макс) 453 км
Радиус поворота 5,3 м
Двигатель 4-цилиндровый, бензиновый, нижнеклапанный
Диаметр цилиндров 79,37 мм
Габариты двигателя (д/ш/в) 680/570/670 мм
Рабочий объем 2,2 л.
Макс. мощность (при 3600 об/мин) 60 л.с.
Степень сжатия 6,48
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Смазочная система Смешанная
Шестерёнчатый, с внутренним зацеплением
Система охлаждения Водяная, с принудительной циркуляцией
Вентилятор 4-лопастныйс клиновидным ремнём от шкива
Центробежный
Модель карбюратора "Картер", модель WO-539-S
Топливный насос Диафрагменный
Воздушный фильтр С масляной ванной и фильтрующей набивкой, модель А-19386,
Топливный фильтр Пластинчатый с отстойником
Сцепление Однодисковое, сухое с амортизационными пружинами
Коробка передач Механическая, 3-ступенчатая
Главная передача Гипоидная, одинарная с коническими шестеренками со спиральными зубьями
Раздаточная коробка Механическая, 2-ступенчатая, с демультипликатором
Карданные валы Жесткие, трубчатые, с игольчатыми подшипниками
Мост задний/передний Ведущий, с разгруженными полуосями
Колеса Дисковые
Размер шин 16 дюймов
Подвеска Продольная, с полуэллиптическими рессорами (4 шт) и гидравлическими амортизаторами двустороннего действия (4 шт)
Рулевое колесо Трехспицевый червяк, модель Т-12
Тормоз ножной/ручной Гидравлический, колодчатый, на 4 колеса/ Механический, ленточный
Рама Штампованная, клёпанная

Главные отличия между автомобилями Ford GPW и Willys MB

Внешне эти автомобили были практически идентичны и в Советском союзе обе модификации называли Виллисами, но на самом деле они и имели ряд отличий, которые проявляются не только в технической, но и конструктивной части. На самом деле, чтобы идентифицировать ту или иную модель, требуются большие усилия, так как не всем известно, что как линейка Виллисов МБ, так и линейка Фордов ГПВ имели по три модификации: Виллис ранний (11.1941-03.1942 гг), Виллис стандартный (03.1941-12.1943 гг) и Виллис композитный (12.1943-10.1945 гг); Форд стандартный (04.1942-12.1943 гг), Форд переходной (12.1943 - 01.1944 гг) и Форд композитный (01.1944-06.1945 гг). Дополнительную сложность доставляет отсутствие точных данных о дате изменения или внесения новых деталей. На протяжении четырех лет как Willys, так и Ford постоянно модернизировались, поэтому максимально точно их сравнить, к сожалению, не удастся, зато главные отличия собрать все-же удалось.


Для начала возьмем раму: у Виллиса передняя поперечная балка была трубчатой формы, а кронштейны амортизаторов - прямоугольно-коробчатые, тогда как у Форда балка была прямоугольная (как перевернутая буква U), а кронштейны были в виде наплыва. Подставка под аккумулятор также имела отличия – у американца она была в виде прямоугольного пласта металла, а у немца дополнительно имела в центре овальное отверстие. Сравнивая оба автомобиля, можно заметить отличия в изображении номерных знаков рамы и двигателя. Кстати, именно по номеру двигателя можно было максимально точно определить автомобиль: у Willys MB номер состоял из индекса MB и шести цифр, а у Ford GPW – из индекса GPW и тех-же шести цифр.

С кузовом дела происходят немного сложнее. Так Ранний Виллис имел рельефную штамповку своего названия на задней панели кузова, радиатор был из 10 спиц, а бардачок отсутствовал. Штамповка Стандартного Виллиса уже располагалась на арке колеса под замок ниши для инструмента. Он же обзавелся бардачком, дном из двух усилительных ребер, опорой для ног и прямоугольным кронштейном заднего сидения. Что касается Форда, то его модификация «стандарт» имела передний опорный кронштейн типа ACM II, номер кузова отсутствовал, штамповка имени была в арке колеса под замок ниши, а логотип - на задней панели; заднее сиденье имело треугольный кронштейн, а задние фонари – вертикально установленные кронштейны. Кроме того, по сравнению с Виллисом, ранние модели Форда уже имели и бардачок, и дно с двумя усилительными ребрами, и опору для ног задних пассажиров. Переходной Форд обзавелся треугольным усилителем задней панели кузова, на заднее сиденье установлен прямоугольный кронштейн, зато исчезли штамповки названия автомобиля на боковых частях колесной арки по обе стороны от кронштейна заднего сиденья. Точные видоизменения, которые произошли с Композитными Виллисом и Фордом, были малосущественными, поэтому их можно опустить.

  • Двигатель Виллиса «Go-Devil» установил новый мировой рекорд по «длинноходности», ведь ход его поршня составляет 111,1 мм, при диаметре цилиндра всего 79,4 мм.
  • Во время испытаний Виллиса на просторах Советского союза, Виллис показывал худшие характеристики, нежели были заявленные производителем. Дело касалось крутящего момента и самой мощности, которая едва достигала 56.6 л.с. Виной всему этому было регулярное использование ГСМ очень низкого качества.
  • Передняя панель приборов имела специальную табличку из металла, на которой изображались разрешенные скорости движения. К примеру, если активировать «понижайку» во время движения передним ходом, то она уменьшала скорость авто в 2 раза, а на понижающей ступени в РК в режиме заднего хода скорость движения должна была составлять не более 9 миль/час. Кстати, при езде по твердым покрытиям (асфальт), передний мост подключать не рекомендовалось.
  • В последующие годы все внедорожники Willys обрели новое название – Jeep, которое появилось вследствие аудирования (восприятия на слух) сочетания слов «General Purpose».
  • Внедорожники Willys MB поставлялись большими партиями разным странам-союзникам. Но это были не «подарки», не помощь и не продажа. Автомобили предоставлялись в аренду, а после войны американским правительством было заявлено вернуть Виллисы в полной комплектации и исправном состоянии.
  • Американскими Виллисами восхищался почти весь мир, да и сейчас эти автомобили уверенно могут преодолевать самое суровое бездорожье. Как результат, после войны некоторые страны «выпросили» право на лицензионный выпуск копий под своим именем (француз Hotchkiss, японец Mitsubishi, испанец Ebro и т.д.).

ПриобретенныйВиллис стоял в гараже в ожидании нашего решения - что и как с ним делать. Я не был профессиональным рестовратором и даже мастером по ремонту автомобилей, занимался этим в свободное от работы время - это было моим увлечением. Техническое творчество, мое хобби, которым я занимаюсь всю свою жизнь с большим удовольствием, поэтому я сам с нетерпением ждал выходного дня,
чтобы обследовать автомобиль и составить план его восстанавления.
И вот наконец это время пришло, автомобиль был тщательно обследован, все результаты подробно описаны. Из-за сильной коррозии требовалось произвести усиление рамы с заменой передней части, замена пола и нижней части бортов кузова, замена крыльев, ремонт капота и передней решетки, ремонт и восстановление мостов, карданов, рессор и много - много другого. Проще сказать, что все детали автомобиля требовали внимания. Кроме того, необходимо было найти родные двигатель и коробку передач - (они стояли от ГАЗ 69), найти задние сидения, дуги тента и т.д. Короче - работа по восстановлению этого автомобиля, требовала много времени и сил, которых у нас и не хватало. Это нас не смущало, так как было желание сделать это и не было сроков.
Работу начали весной, так как наступившей зимой 2000 года, в неотапливаемом гараже работать было неуютно. Автомобиль был весь разобран до винтика, пронумерованы и сложены все детали на полки, выявлены дополнительные дефекты. Была добыта литература по ремонту этого автомобиля. Это было краткое руководство по автомобилю Виллис 1945 года.

Первый технический документ найденный нами на джип Willys .
Затем найдено другое руководство, более подробное, другие материалы и фотографии, необходимые для проведения намеченных восстановительных работ.

Первой была начата работа по восстановлению рамы. Произведены все измерения по условно контрольным точкам - выявлена серьезная деформация, составлена схема. Передняя часть рамы имела множественные очаги сквозной коррозии, следы грубого ремонта и значительное утончение металла. Средняя и задняя части были более-менее в терпимом состоянии, но с утончением металла.Таким образом, вся рама требовала усиления, требовалась замена передней части и восстановление элементов задней.

Виллис примерка кузова на раме.

Были срезаны все заклепки, рама была разобрана на элементы. Для усиления вертикальной полки С- образного профиля рамы, иготовлены пластины вырезанные из металла толщиной 3 мм по профилю контура. Изготовлены передние элементы рамы (лонжероны) с местамы крепления двигателя, изготовлены заклепки и другие недостающие детали. Все было очищено от ржавчины, отпескоструено и загрунтовано, готово к самой ответственной операции по раме - сборке. Сборку рамы производили на майские праздники. Ее собрали, наживили заклепками, промерили и проклепали, "обмыли".


Виллис произведена замена всего днища и наза бортов.

Следующий этап - восстановление ходовой части. Были разобраны мосты и проревизированы. Внимания требовали все детали, а некоторые, такие как передние полуоси, редуктор переднего моста и передний кордан, отсутствовали вообще. Из приложенных к покупке "запчастей", были выделены фрагменты недостающих деталей, которые и были использованы в работе. Начат поиск остальных недостающих деталей. Рессоры были разобраны, отрихтованы, часть листов заменены (подошли от Газ 69), зачищены, покрашены и собраны. Изготовлены новые узлы крепления рессор. Первым был восстановлен задний мост, который сразу-же водрузили на раму. Затем, без внутренней начинки был восстановлен передний мост, который так-же занял свое место на раме. Вся конструкция была поставлена временно на колеса от Газ 24. Восстановлен и смонтирован рулевой механизм и аммортизаторы. Все это уже имело внушительный вид и вдохновляло к дальнейшей работе. На раму привезли и набросили кузов
Замерив кузов на раме по местам крепления и примыкания узлов, составлена схема. Работу по восстановлению кузова начали с удаления и замены проржавевших участков, которые составили более 50% .

Больше 50% "железа" кузова было заменено .

После проварки кузов полностью отпескоструили и загрунтовали. Началась самая трудная и долгая работа по поиску и восстановлению двигателя, коробки передач и других недостающих комплектующих (на купленом автомобиле были двигатель и коробка передач от Газ 69). На это потребовались годы. Двигатель с коробкой были найдены в глухом селении Калмыкии, где они выполняли ответственную роль, подпирая угол ветхого сарая, не давая ему развалиться. Истории поиска других деталей, были аналогичны и могли быть темой отдельных рассказов.


Виллис ступица передних колес .

Найденный нами двигатель, представлял собой огромный кусок монолитной ржавчины, в котором с трудом узнавались контуры автомобильного мотора. Я до сих пор не могу понять, как мы его нашли. Но это действительно был он, как и утверждал хозяин сарая и когда то автомобиля Виллис. Кроме двигателя с коробкой передач на этой "усадьбе" нам удалось "поживиться" и другими деталями этого легендарного автомобиля.
Первым делом, доставленную в мастерскую глыбу ржавчины, подвергли пескоструйной обработке, предварительно заткнув все существующие отверстия. Было приятно наблюдать как на глазах эта глыба приобретает четкие серебристые черты желанного двигателя. После очистки, мотор казался как новый, однако мы знали, что вскрытие покажет, какая работа нас еще ждет. Произведя разборку мы убедились, что внутри все значительно хуже чем снаружи... Предстояла долгая, кропотливая и творческая работа.

Виллис 1942 года, коробка передач и раздатка.

Двигатель был разобран до винтика, тщательно очищены все каналы и проходы, расточены и отполированы цилиндры, изготовлены новые поршня под кольца Газ 51, наплавлен и отшлифован коленвал, изготовлены коренные и шатунные вкладыши из деталей Газ 51, изготовлены клапана и направляющие к ним из деталей Зил, обработаны и притерты седла клапанов- подобраны к ним пружины, отшлифован распредвал, отшлифована поверхность примыкания блока и головки и т. д. все-все... Короче сказать, нет ни одной детали этого автомобиля, которую не "обласкали" наши руки. После сборки и покраски, двигатель выглядел как с завода.

Двигатель для нашего Willys MB оригинальный.

С коробкой передач проделали такую-же работу как и с мотором. Изготовили новую блок-шестерню, заменили подшипники, фиксаторы, вилки переключения и т.д... Очень хотелось как можно быстрей собрать силовой моноблок, состоящий из двигателя, коробки передач и раздаточной коробки, и водрузить его на раму. Однако, сборке моноблока предшевствовала работа по изготовлению механизма сцепления, детали которого частично имелись в наличии и подгонки крепления раздаточной коробки к раме. Наконец моноблок собран и установлен на раму, установлен корданный вал.
После установки кузова, началась активная сборка автомобиля. К этому времени, почти все комплектующие автомобиля уже имелись в наличии и были подготовлены для монтажа. Работа закипела с большей силой.


Виллис 1942 года передний мост.

И вот весной 2008 года автомобиль был готов к первому испытанию. Двигатель запустился с первого включения, заработал четко, ровно, как будто и не было в его жизни многих лет забвения. Очень радостно было слышать уверенное мощное урчание этого воскресшего 60-сильного мотора - Go Devil (вперед, дьявол!) , за что и получившего это название. Параллельно с пуско-наладочными работами на двигателе, велись рабаты и по доводке остальных узлов и агрегатов к проведению основных испытаний. После обкатки двигателя, были намечены ходовые испытания.
И вот, перед майскими праздниками были начаты ходовые испытания. Привычно урчал окрепший после обкатки мотор, автомобиль напрягся в ожидании движения, величаво красуясь в ярких весенних лучах солнца. Это был солдат возвращающийся после лечения от тяжелых ранений, еще не совсем окрепшим, но уже рвущимся в бой.


Виллис 1942 года задний мост.

Дизайн машины просто безукоризнен. Автомобиль скомпанован практически идеально. Кузов и сегодня обладает неповторимым обаянием. Он красив, как красива вещь, соответствующая своему назначению - ни убавить, ни прибавить.
Испытание решил проводить сам. Втиснувшись в кресло водителя и посмотрев на показания приборов, я выжал сцепление и включил первую передачу, прибавляя обороты двитателя, плавно отпустил сцепление. Автомобиль медленно но уверенно двинулся вперед. Прибавив газ, сразу почуствовал динамику, разгонялся легко. Разогнался до 50 км\час, используя все три передачи - ход нормальный. Сделав три круга на 100-метровой площадке остановился. Я был удовлетворен.

Виллис 1942 года, капот с военной символикой.

В течении последующих трех месяцев, работы по восстановлению продолжались: произведена покраска автомобиля матовой краской оливкового цвета, установлена канистра, запасное колесо, топор и лопата и многое другое, необходимое для его боевого оснащения. К концу лета 2008 года, автомобиль был готов для своей демонстрации.


Willys готов к публичной бемонстрации.

Первый после реставрации запуск двигателя, первый выезд и испытание нашего джипа запечатлено на Видео . Публичная же демонстрация автомобиля - солдата"Willys MB" 1942 года, не заставила себя долго ждать...

Во время Великой Отечественной войны американская автомобильная марка Виллис стала в нашей стране именем нарицательным - этим словом называли машины невиданного прежде в Советском Союзе типа.

История марки Willys началась в 1908 году в штате Индиана, когда Джон Виллис, решив сделать бизнес на продаже автомобилей, вложил свои средства в небольшой автозавод Overland. Через несколько лет марка Willys Overland заявила о себе началом конвейерного производства недорогих автомобилей - в этом Д.Виллис взял пример с Генри Форда. В 20-30-е годы компания Willys стабильно выпускала легковые автомобили различных моделей, но ее дела не всегда шли успешно. Особенно много проблем было у Willys в результате кризиса «Великой депрессии». Звездный час этого предприятия наступил с началом Второй мировой войны, когда его администрация приняла решение участвовать в объявленном командованием американской армии конкурсе на лучшее малогабаритное транспортное средство повышенной проходимости.

Военные разослали предложение к сотрудничеству более ста американским фирмам, но только три автомобилестроительных компании - American Bantam, Ford Motor и Willys Overland - решились разрабатывать машины, соответствующие техническому заданию, чтобы выставить их на конкурс. По требованиям командования новый автомобиль должен был развивать максимальную скорость не менее 80 км/ч, преодолевать брод до 29 см, обладать углом въезда 45 и углом съезда 35 градусов, иметь снаряженную массу всего 585 кг, но при этом перевозить на себе не менее 270 кг. А главное он был обязан обладать новым для мирового автомобилестроения тех лет приводом на все на четыре колеса. Регламентировались также колесная база 2032 мм, колея 194 мм и дорожный просвет 60 мм. Интересно, что массу автомобиля сам заказчик не раз пересматривал как в меньшую, так и в большую сторону.

Опередив конкурентов, в сентябре 1940 года опытный образец автомобиля представила компания Bantam. Через два месяца свои прототипы завершили Willys Overland и Ford Motor. Первые варианты существенно отличались от будущих серийных автомобилей. Модель Willys называлась Quad (Четверть), модель Ford - Pigmy (Пигмей). К лету 1941 года все три автомобиля прошли испытания в армии США, и были признаны пригодными к принятию на вооружение.




Кстати, образец фордовского «Пигмея» вскоре после своего появления на свет попал в СССР на испытания, и конструктор ГАЗа Виталий Грачев написал руководству докладную записку о преимуществах автомобиля «Пигмей» перед мотоциклом с коляской, о необходимости создания отечественной модели подобного типа. В результате, в Советском Союзе в предвоенные месяцы 1941 года состоялся такой же конкурс, как в Америке - в нем участвовали ГАЗ и НАТИ. Горьковский прототип ГАЗ-64 создавался под руководством В.А. Грачева, а Ведущим конструктором московского варианта НАТИ-АР стал А.Ф. Андронов, будущий Главный конструктор завода МЗМА.

Тем временем, в первые месяцы 1941 года компания Willys Overland доработала свой прототип, и новый вариант МА (в современных источниках эта аббревиатура обычно расшифровывается как «Military, модель A») американские военные признали лучшим из трех образцов. Он же обладал самой низкой ценой 738 долларов 74 цента.


Однако, армии требовалось большое количество автомобилей в кратчайший срок, поэтому заказ разместили на всех трех фирмах. Компания American Bantam владела автозаводом небольшой мощности, поэтому сумела выпустить совсем немного - всего 2605 экземпляров оригинальных автомобилей Bantam BRC40 конструкции Карла Пробста. Правда, часть этих машин была поставлена даже в Красную армию. Среди советских военных машины «Бантам» получили прозвище «Бантик». Оценив ограниченность своих производственных мощностей, фирма Bantam решила сделать бизнес на поставке в армию грузовых прицепов к машинам конкурентов Willys и Ford, и перешла на их выпуск.

В то же время Willys освоил окончательный вариант своего автомобиля с индексом МВ («Military, модель В»). Она отличалась от МА фарами, установленными не отдельно на крыльях, как было принято в те годы, а перенесенными за облицовку, под капот. Фары поставили на поворотные кронштейны. В случае ремонта двигателя ночью, фару стало можно повернуть вокруг своей оси и навести свет на двигатель. Также немного увеличились длина и ширина машины. Традиционная для американского автопрома смена модельного года один раз коснулась и Willys МВ. Модернизированный вариант 1942 года отличался от предшественника 1941 года штампованной облицовкой вместо набранной из полос и дополнительной фарой на левом крыле.

В то же время концерн Ford Motor company решил не терять выгодный заказ на массовое производство необходимых во время войны автомобилей. Но военные соглашались закупать строго одинаковые стандартные машины. Поэтому Ford пришлось купить у Willys лицензию на производство модели МВ. С конвейера в Детройте идентичный автомобиль пошел под маркой Ford GPW. Первые две буквы этого обозначения породили разговорное слово «Джип».




Все машины всю войну оснащались 4-цилиндровым двигателем 441/442 разработки Willys. Он обладал солидной мощностью и внушительным крутящим моментом при нижнем диапазоне оборотов. Это существенно повышало динамику и проходимость автомобиля, позволяло использовать его в качестве тягача тяжелых артиллерийских орудий большого калибра. Американцы звали такой мотор Go-Devil - «иди к дьяволу». Но в Красной армии возникали проблемы с эксплуатацией таких моторов, так как катастрофически не хватало бензина с октановым числом не ниже 66 и масла подходящего качества. В Советском Союзе приходилось отправлять двигатели Willys в капитальный ремонт после 15 тысяч километров пробега. Правда, в условиях боевых действий не каждый автомобиль успевал «дожить» до такого пробега.




Узлы автомобиля Willys были максимально простые, пригодные для ремонта в полевых условиях. В основе машины, разумеется, лежала обычная крепкая рама лестничного типа. Силовой агрегат находился полностью в пределах колесной базы. Это, вынудило отказаться от любого багажного отделения сзади и разместить заднее сиденье между арок колес, зато обеспечило выгодную развесовку - распределение веса между передними и задними колесами.

Коробка передач, конечно же, механическая трехступенчатая. Однако, в отличие, к примеру, от автомобилей ГАЗ, у нее был синхронизатор второй и третьей передач. Раздаточная коробка стыковалась непосредственно с коробкой передач. Водитель управлял трансмиссией с помощью трех рычагов. Один, как обычно, переключал передачи, два других управляли раздаточной коробкой: подключением переднего моста и переходом с основной ступени на понижающую. Межосевой дифференциал отсутствовал, простые симметричные конические дифференциалы мостов не блокировались. Поэтому на дорогах с твердым покрытием подключать передний мост и не рекомендовалось. Гидравлический привод тормозов в 30-40-е годы считался более передовым, чем механический. Но на войне не всегда была в наличии тормозная жидкость.

Застрявшую на бездорожье легкую компактную машину экипаж мог вытолкнуть собственными силами. Для этого к бортам были приварены металлические скобы. Willys преодолевал брод глубиной до полуметра, а со специальным оборудованием - до полутора метров. Чтобы не вычерпывать попавшую в коробчатый кузов воду, в днище была предусмотрена сливная пробка. Облик «Виллиса» немыслим без входивших в штатную комплектацию лопаты и топора на левом борту и канистры на заднем. Как и у других американских военных машин, на кузов устанавливались отражатели света - катафоты.

В Красную армию машины Willys по договору Ленд-Лиза начали поставлять летом 1942 года. Обычно машины приходили в полуразобранном виде в транспортных деревянных ящиках. Однако это был не полуфабрикат. Перед отправкой с автомобилей, прошедших обкатку, снимали колеса и оборудование - получалась компактная упаковка. Сборкой в СССР занимались Коломенский завод №4, автозавод в Горьком и другие предприятия.

По официальным данным, всего выпущено 350 349 Willys MB и 277 896 Ford GPW. В Англию поставлено 104 430 штук, в СССР - 50 501, во Францию - 9736. Лицензию на производство таких машин Willys продал также французской компании Hotchkiss.

После войны конструктивные решения, воплощенные в Willys MB, легли в основу многочисленных моделей военных и гражданских джипов, выпускавшихся автомобилестроительными фирмами всего мира.


Техническая характеристика

Число мест 4
Грузоподъемность 250 кг
Габаритные размеры 3335х1585х1830 мм
База 2030 мм
Дорожный просвет 210 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный рядный, четырехцилиндровый
Рабочий объем 2199 см 3
Мощность 60 л.с.
Снаряженная масса 950 кг
Максимальная скорость 105 км/ч
Расход топлива 12 л/100 км