» » Брдм 2 и ее модификации на гражданке. Бронированная разведывательно-дозорная машина

Брдм 2 и ее модификации на гражданке. Бронированная разведывательно-дозорная машина

Более полувека назад на вооружение Советской армии поступила БРДМ-2. Россия продолжила создание военной техники. Данную машину можно встретить на военных полигонах до сих пор. Причем не только в России, но и в других странах. Имеется даже возможность приобрести БРДМ-2 с консервации в личное пользование. Правда, в такой ситуации неизвестно, как будет вести себя машина после спячки продолжительностью несколько десятков лет. Такая машина прекрасно справляется с возложенными на нее задачами. Ее можно считать лучшим вариантом транспортного средства, которое "может все".

Бронированная машина обладает высокой проходимостью по суше, водным преградам, в условиях бездорожья, по оврагам и траншеям. Выехать из любого места помогут дополнительные колеса, которые можно подключить при необходимости. Если они не справятся, поможет лебедка. Автомобиль обладает высокой степенью вооружения и защиты от внешних повреждений. Боевой модуль включает пулеметы, гранатометы и другое оружие разного калибра.

Производитель

Бронированная разведывательно-дозорная машина-2 (БРДМ-2) производилась на Горьковском автомобильном заводе в период с 1963 по 1982 г. После этого еще 7 лет машина выпускалась на Арзамасском машиностроительном заводе. Одновременно с этим производство было налажено и в других странах. Среди них были Польша, Чехословакия, Югославия.

История создания

В 1962 году существующие бронеавтомобили России дополнились новой моделью, которая получила название БРДМ-2. Она была разработана конструкторами Специального бюро Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Дедкова. Данная боевая машина должна была стать заменой устаревшей к тому времени БРДМ-1.

Первая модель характеризовалась наличием существенных недостатков. Среди них были расположенный спереди мотор с мощностью всего 90 л. с., слабая огневая мощь, большой вес, не позволяющий укомплектовать машину дополнительным вооружением. Поэтому в начале 1959 года бронетанковое управление страны выдало техническое задание машиностроительному заводу на создание машины с улучшенными показателями.

Военные автомобили БРДМ-2 должны были преодолевать водные преграды и широкие траншеи. С этой целью машина оснащалась водометным движителем на корпусе, выдвижными катками, которые приводились в действие основным двигателем.

В это время на предприятии началось производство грузовика ГАЗ-66 (известного больше под названием «Шишига»). Благодаря этому конструкторы могли взять более усовершенствованные элементы для создания БРДМ-2. Тюнинг базовой модели производился с использованием многих деталей от «Шишиги». Это были мосты, трансмиссия, силовой агрегат и другие узлы.

Отличие новой модели от базовой версии

Колесные вездеходы двух поколений отличались между собой техническими характеристиками. БРДМ-2 обладала рядом преимуществ перед своим предшественником:

  • Улучшенные ходовые качества.
  • Усиленные боевые возможности.
  • Высокая степень безопасности.
  • Имелась противоатомная защита.
  • Двигатель установили сзади, благодаря чему улучшилась проходимость по водным преградам.
  • Для работы с информацией (ее получением, передачей) использовалась система радиосвязи.

Такими характеристиками отличалась новая модель БРДМ-2. Фото подскажет изменения, которые затронули внешний облик автомобиля. Бронезащитные корпуса были готовы к середине 1960 года. Но новые элементы ходовой части и трансмиссии были еще не изготовлены. Поэтому их пришлось брать те же, что и в предыдущей версии. В такой комплектации военные вездеходы поступили на испытания. Но привело это к массе отрицательных отзывов.

Недостатки модели и их устранение

Военные автомобили в ходе испытаний получили следующие отзывы:

  • Крутящий момент, который вырабатывался более мощным мотором, передавался трансмиссией не в полном объеме.
  • Машина оказалась неустойчивой на поворотах. Этому способствовала узкая автомобильная колея, которая образовывалась за счет установленных мостов от «шишиги». По этой же причине автомобиль не мог двигаться по танковой колее.
  • Открытая турель, на которой размещалось вооружение, не защищало стрелка. Кроме этого, открытый участок сводил на нет противоатомную защиту.
  • Внутри машины было очень мало места, которого было недостаточно для работы экипажа.
  • Плохой обзор, который закрывался корпусом машины (вид сзади) и водителем (вид справа).

Опытные образцы БРДМ-2, тюнинг которых продолжился далее, были приняты на вооружение армии. Но что удивительно, серийное производство так и не началось. Этому мешали споры по поводу открытой турели, которая не устраивала военных. Поэтому конструкторам пришлось внести изменения в свой проект. Они установили спарку и КПВТ прямо посередине корпуса машины. Такое расположение не оказывало влияния на проходимость (в том числе и по водным преградам). Но при этом стрелок был спрятан внутри машины, мог вести круговой обстрел. Работа системы противоатомной защиты не нарушалась. Недостатком стало уменьшение количества экипажа на 1 человека. Внутренне пространство стало еще меньше.

Серийное производство шло очень медленно. За 25 лет было выпущено всего 9,5 тысячи машин.

БРДМ-2: тюнинг на заводе

За время своего производства машина несколько раз была усовершенствована. Даже при внешнем осмотре можно отличить модели первых и последних лет.

Так, ранние военные вездеходы имели два лючка, по которым поступал воздух. Имея трапециевидную форму, они закрывались крышками, которые открывались назад. В середине производства два люка имели прямоугольную форму и закрывались жалюзи. В моделях, выпущенных в семидесятых, над люками размещались 6 колпаков, внешне напоминающих гриб. Подобная конструкция позволяла защитить двигатель.

Экипаж

Бронеавтомобили России укомплектовывались экипажем из 4 человек:

  • Командир.
  • Водитель-механик.
  • Разведчик.
  • Разведчик, который одновременно является стрелком пулемета.

Командир вместе с водителем в походных условиях проводит наблюдение через смотровые окна, которые при необходимости могут закрываться бронированными крышками. Во время боевых действий для наблюдения командир пользуется перископом. В дополнение имеются призменные приборы. Их 4 единицы для командира, и еще 6 - для механика. Для осмотра местности в ночное время командир и водитель-механик пользуются ТВН-2Б и ТКН-1С соответственно. Проникнуть в салон можно через люки, расположенные сверху кузова.

Разведчики размещаются у бортов боевого отделения. Для каждого из них предусмотрено полужесткое сиденье. Наблюдение за горизонтом осуществляется сквозь ниши с расположенными внутри них тремя призменными приборами. Рядом расположены лючки с крышками, которые используются для ведения огня из личного оружия.

Особенности конструкции

Компоновка БРДМ-2 выглядит следующим образом:

  • Спереди - отделение управления. Здесь находятся органы управления, радиостанция, приборы для навигации, места для расположения водителя и командира, приборы для наблюдения за местностью.
  • В середине - боевое отделение. Центром его является башня, на которой установлен пулемет. Там же расположены боекомплект, гидроподъемники дополнительных колес, два сиденья для разведчиков.
  • В корме - моторный отсек. Он изолирован от остальной части машины герметичной перегородкой с фильтровентиляционной установкой. Попасть к силовому агрегату можно через откидные дверцы.

Сам корпус изготавливается из катаных стальных листов, покрытых слоем брони (6-10 мм). Это защищает машину от осколков, стрелкового оружия и разрыва мин малого калибра.

Технические характеристики БРДМ-2

Двигатель для машины используется карбюраторный V-образный с 8 цилиндрами. Мощность мотора составляет 140 л. с. Без дозаправки машина может проехать 750 км по суше или 15 часов при движении по воде. Объем топливного бака 280 л. Имеется привод ручного пуска двигателя.

Охлаждение жидкостное, закрытого типа. Хладагент циркулирует по системе принудительно.

Ходовую часть БРДМ-2 тюнинг мало затронул. В целом она очень похожа на части БРДМ. Машина работает на двух ведущих мостах. При движении по бездорожью имеется возможность подключить еще два моста. Сделать это можно с помощью гидропривода.

Габаритные размеры машины:

  • Высота - 2395 мм.
  • Ширина - 2350 мм.
  • Длина - 5750 мм.
  • Колесная база - 3100 мм.
  • Клиренс - 330 м.
  • Передняя колея - 1840 мм.
  • Колея задних колес - 1790 мм.

Весит машина порядка 7 тонн. При этом давление на грунт составляет 0,5-2,7 кг/см 2 .

Подвеска рессорная. Рессоры имеют полуэллиптическую форму. Колесная формула - 4х4, при подключении дополнительных двух мостов - 8х8.

Давление в колесах можно проверить централизованно. Останавливаться для этого вовсе не обязательно, выполнить регулировку можно даже на ходу. При движении по снегу, слой которого не превышает 30 см, давление в шинах уменьшать не нужно. Машина проваливается сквозь снег, и колеса сцепляются с грунтом.

Спереди корпуса установлена лебедка. Она позволяет машине самовытаскиваться. Лебедка обладает тяговым усилием 3,9 т. Длина ее троса составляет 50 м.

Скорость движения, которую развивают колесные вездеходы при движении по дороге, составляет 95-100 км/час. При движении по воде данный параметр снижается до 8-10 км/час.

Машина способна преодолевать преграды, высота которых достигает Глубина рва, который может преодолеть машина, достигает 1,22 м. Преодолимый подъем равен 30 градусам.

Модификации

Выпускаются колесные вездеходы БРДМ-2 в нескольких модификациях. Они производились в различных странах.

На кроме базовой версии выпускалась также версия БРДМ-2М(А). В данной модели колесные бортовые механизмы заменены на трапециевидные двери. Это позволило снизить массу машины. Подвеска позаимствована от БТР-80. В качестве силового агрегата установлен дизельный двигатель с турбонаддувом. Его мощность составляет 136 л. с. Версия БРДМ-2А дополнена радиостанциями двух видов на выбор. Вооружение представлено пулеметом (7,62 и 14,5 мм).

На территории Украины было выпущено сразу несколько модификаций. В 1999 году в Николаеве собрана версия БРДМ-2ЛД с новым двигателем. Эта модель была использована во время военного конфликта в Косово. Спустя 6 лет в Николаеве выпустили еще одну модификацию - БРДМ-2ДИ «Хазар». Установлен дизельный двигатель «Ивеко» с предпусковым подогревом, тепловизор и новое вооружение.

Еще две модификации были собраны в Киеве. Первая получила название БРДМ-2ДП. Она отличалась меньшим весом, для чего были сняты боковые механизмы повышения проходимости. Вместо этого были установлены новый двигатель, конструкция для преодоления окопов (траншей), дверь сбоку кузова для десантников. Изменился комплект вооружения. Вторая киевская модификация появилась в 2013 году. Дополнительные колеса сняты. Добавились радиостанция, дизельный мотор с мощностью 155 л. с., габаритные фонари сзади и спереди, люки для десантников. Изменены боевые модули.

Несколько модификаций предложила Польша. Первая БРДМ-2М-96И появилась в 1997 году. Она отличалась новой тормозной системой и дизельным двигателем «Ивеко» с 6 цилиндрами. Вторая модификация появилась в 2003 году. Она получила название БРДМ-2М-96ИК «Шакал». Установлен новый улучшенный дизельный двигатель «Ивеко» с 6 цилиндрами. Дополнилась машина радиостанцией, кондиционером, противокуммулятивными решетчатыми экранами. Изменен калибр установленного пулемета. Последняя модификация, произведенная на территории Польши - БРДМ-2М-97 «Збик Б». На данную модель кроме нового шестицилиндрового дизельного мотора «Ивеко» установили новую трансмиссию и другое дополнительное оборудование.

Еще одна модификация была собрана в Беларуси. Она получила название БРДМ-2МБ1. На ней сняли дополнительные колеса и движители, позволяющие ездить по воде. Оснащалась модель 155-сильным дизельным мотором, радиостанцией, видеонаблюдением, люками для десантников по бокам кузова. Изменено вооружение. Экипаж увеличен до 7 человек.

В 2013 году свою версию «Зубастик» предложил Азербайджан. и дополнительные колеса сняты. Установлен силовой агрегат мощностью 150 л. с. Улучшена противоминная защита. Установлены люки для десантников, пулемета, башни для военных модулей (гранатометов разного калибра, двуствольной пушки).

Казахстан предложил свою модификацию в том же году. Силовой агрегат заменен на дизельную установку «Ивеко». Заменены мосты. Их взяли от БТР-80. За счет этого увеличилась колея. Подвеска рессорная осталась от базовой версии. Модификация получила название БРДМ-КЗ.

Своя модификация была в Чехии (LOT-B, LOT-V), Сербии (Курјак).

БРДМ-2 как основа для создания автомобилей

На базе БРДМ-2 (фото которой можно было увидеть в данной статье) начали разрабатываться машины специального назначения. Началось это практически сразу после начала производства БРДМ-2.

Уже в 1964 году конструкторы начали разработку модели для химической разведки. Она получила название БРДМ-2РХ или «Дельфин». Данная машина разрабатывалась с целью ведения разведки химической, бактериологической, радиационной направленности. Особенностями комплектности данной версии являлись:

  • Прибор для измерения степени заражения воздуха радиацией (радиометр).
  • Анализатор газа, работающий в автоматическом режиме.
  • Рентгенометр.
  • Устройство для обнаружения химических загрязнений, работающее в полуавтоматическом режиме.
  • Автоматический сигнализатор, который определял в воздухе наличие примесей бактериального характера.

Воздух для проведения анализа поступал к приборам по воздухопроводу. После испытания воздух выводился наружу. Процесс подачи и выброса анализируемого воздуха контролируется водителем. Для этого перед ним находятся два рычага. После себя машина оставляла след из ограждающих знаков. Они представляли собой надпись «Заражено» на флаге желтого цвета. Это делалось с целью определения безопасного маршрута. Флажки устанавливались специальным механизмом машины, управлять которым можно было из кабины.

Кроме описанных выше отличий «Дельфин» отличался пулеметом другого калибра. Количество человек экипажа сокращено до трех: командира, водителя (который дополнительно выполнял работу механика), разведчика (по сути являлся химиком).

В 1967 году на основе БРДМ-2 была разработана машина для командного состава. На ней не было башни. Вместо нее установили люк, открывающийся вперед. Внутреннее пространство вмещало командира, радиста.

В восьмидесятых появилась версия БРДМ-2У. Она интересна тем, что вместо электронного оборудования (которое было сокращено) установили башню для оружия.

Разрабатывались также звуковещательные машины, которые обладали средней мощностью передачи звуков. Это были модели:

  • 3С-72Б, на которой не устанавливали вооруженные модули. Башня в ней заменена на штангу с громкоговорителем. Производитель предусмотрел дальность вещания 7,5 км. Передавать сообщения можно было даже дистанционно. Только при этом диктор должен был находиться на расстоянии не более полукилометра от машины.
  • 3С-82, на которой были установлены боевые модули. Правда, сохранили на башне только один пулемет. Рядом с ним на башне был закреплен громкоговоритель, который было слышно на расстоянии до 6 км.

Были разработаны также машины для транспортировки ракетных комплексов («Малютка-М», «Конкурс», «Глаз», «Фаланга-П» и других), аварийно-транспортные, транспортные с возможностью преодоления водных преград, инкассаторская модель. Обучаться экипаж мог на специально разработанном учебном стенде.

Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) - является дальнейшим развитиемБРДМ-1. Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательныхподразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище “Бардак”. В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания и производства

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

  • БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) - базовая модель. Выпускалась с 1963 года
  • БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) - базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения
  • БРДМ-2А - модернизированная

Описание конструкции

БРДМ-2 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, боевого отделения - в средней, а моторного отделения - в кормовой части машины. Экипаж БРДМ состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

Броневой корпус и башня

Отделение управления

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной, а также следующее оборудование:

  1. Сиденья командира и механика-водителя;
  2. Контрольно-измерительные приборы;
  3. Радиостанция;
  4. Приборы наблюдения.

Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе .

Боевое отделение

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка, в которой установлены специальные люки.

В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух, под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

Отделение силовой установки

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются:

  1. Привод ручного пуска двигателя;
  2. Двигатель;
  3. Топливный бачок пускового подогревателя;
  4. Генераторная установка;
  5. Фильтровентиляционная установка;
  6. Коробка передач;
  7. Воздушные баллоны;
  8. Водяные и масляные радиаторы;
  9. Аккумуляторная батарея;
  10. Водяные и масляные теплообменники;
  11. Карданный привод водомётного движителя;
  12. Компрессор;
  13. Клапан откачки;
  14. Пусковой подогреватель;
  15. Водооткачивающий электронасос.

Вооружение

Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ , имеющих увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров. КПВТпредназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённыхбронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 итрассирующей БСТ , а также зажигательной ЗП . Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Как средство разведки, БРДМ-2 обладает развитым комплексом средств наблюдения. Командир машины располагает бинокулярной перископическойтанковой панорамой ТПКУ-2Б , обеспечивавшей увеличение 5× при поле зрения в 7,5°, что позволяло осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров, и дававшей круговой обзор. В ночное время на месте ТПКУ-2Б устанавливался монокулярный прибор ночного видения ТКН-1С , имевший увеличение 2,75× и поле зрения в 10° и обеспечивавший наблюдение на дальности до 250-300 метров при подсветке инфракрасным осветителем ОУ-3 . Помимо них, командир имеет четыре неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б , обеспечивающие обзор лобового и правого бортового сектора. Механик-водитель располагает шестью перископическими смотровыми приборами: двумя ТНПО-115 и четырьмя ТПН-Б , обеспечивающими обзор лобового и левого бортового сектора. В ночное время центральный прибор ТНПО-115 заменяется бинокулярным неподвижным прибором ночного видения ТВНО-2Б , обеспечивавшим наблюдение в секторе 30° на дальности 50-60 метров. В небоевых условиях командир и механик-водитель могли вести наблюдение через смотровые люки в лобовом листе корпуса. Наблюдатель на каждом из своих мест имел по три перископическихприбора ТПН-Б , обеспечивавших обзор соответствующего бортового сектора. ТПН-Б и ТНПО-115 имели однократное увеличение и отличались наличием у последних электроподогрева, улучшавшего видимость через них при низких температурах. Башенный стрелок, помимо прицела пулемётной установки, использовавшегося им в качестве основного средства наблюдения, имел перископический прибор ТНПТ-1 , устанавливавшийся в крыше башни и обеспечивавший наблюдение кормового сектора в 52°.

Двигатель и трансмиссия

Подвеска рессорная с продольными полуэллиптическими рессорами.

На БРДМ-2 установлен четырёхтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41. Мощность двигателя составляет 140 л.с. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров.

Трансмиссия механическая. Имеет 4 передних и одну заднюю передачу. Сцепление однодисковое, демпферное с наружным диаметром ведомого диска 300 мм.

Ходовая часть

Ходовая часть колёсная. Угол развала колёс составляет 0°45′. На колёсах применяются шины с регулируемым давлением. Подвескарессорная с продольными полуэллиптическими рессорами. Концы рессор установлены в резиновые подушки. На каждом мосту имеется по два гидравлических амортизатора телескопического типа с двусторонним действием.

Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления - поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи..

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс.Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

Модификации

  • БРДМ-2-23М – армянский вариант модернизации. Установлен дизельный двигатель СМД-21-08. Пулемёты КПВТ и ПКТ заменены на 23-мм автоматическую пушку 2А14, для отвода пороховых газов на башне установлен вентиляционный клапан.
  • БРДМ-2М(А) - модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель - Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена - сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80. Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136 л.с.. БРДМ оснащён башней БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ (причем угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.
  • БРДМ-2ЛД - украинская модернизация БРДМ-2 (с дизельным двигателем СМД-21-08 украинского производства), разработана по программе ОКР “Бульб” в 1999 году ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». 10 шт. использовались украинским контингентом в Косово. Выпуск прекращён в связи с банкротством завода “Серп и молот” (изготовителя двигателей серии СМД)
  • БРДМ-2ДИ «Хазар» - украинская модернизация БРДМ-2, разработана в 2005 году на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», установлены дизельный двигатель FPT IVECO Tector с предпусковым подогревателем, тепловизор и новый комплекс вооружения.
  • БРДМ-2ДП - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная ОАО «Завод „Маяк“» (г.Киев). Облегчённая модификация (снята башня и бортовые колесные механизмы повышения проходимости), оборудована боковая дверь для десанта, установлены дизельный двигатель и устройство для преодоления траншей и окопов, изменено вооружение (поставлены носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ). Также машина может быть оборудована съёмными противокумулятивными сетками.
  • БРДМ-2Т - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная в 2013 году компанией ООО НПК «Техимпекс» (Киев). Демонтированы дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, как у БТР-70, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-70, новые колёса с бескамерными шинами. Башня демонтирована, установлены 12,7-мм пулемёт НСВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ. Также возможна установка боевых модулей.
  • БРДМ-2МБ1 - белорусская модернизация БРДМ-2, производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., боевой модуль Адунок и система видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.
  • ZKDM «Зубастик» – модернизированный вариант, разработанный в Азербайджане. Оснащена усиленной противоминной защитой, новой башней (в которой установлены 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 7,62-мм пулемёт, 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 и четыре 81-мм дымовых гранатомета – по два на каждой стороне башни), новым дизельным двигателем Д-245.30E2 мощностью 150 л.с. Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта Один демонстрационный образец был разработан в сентябре 2013 года, в декабре 2013 он был направлен на испытания
  • BRDM-2 – вариант модернизации, предложенный НТЦ “Дельта”. Водомётные движители и дополнительные колёса демонтированы, на машину установлены боевой модуль (с 23-мм автоматической пушкой 2А14 и 7,62-мм пулемётом ПКТ) и два четырёхствольных дымовых гранатомёта. Одна машина представлена 24 мая 2014 на военном параде в Тбилиси в честь дня независимости Грузии.
  • БРДМ-КЗ – модернизированный вариант, разработанный в 2013-2014 гг. казахстанскими компаниями “Semey Engineering” и “Kazakhstan Aselsan Engineering”. Колея расширена за счёт установки мостов от БТР-80, установлен дизельный двигатель Iveco. В мае 2014 на выставке KADEX-2014 был представлен один демонстрационный образец [
  • BRDM-2M-96i - модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040 , новые тормоза
  • BRDM-2M-96ik «Szakal» - модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040SRC , новая радиостанция RRC-9500 , кондиционер и решётчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.
  • BRDM-2M-97 «Żbik-B» - дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена четырёхцилиндровым дизельным двигателем Iveco Aifo 8040 SRC-21.11 , новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.
  • Курјак - модернизированный вариант производства Сербии.
  • LOT-B - чешская модернизированная версия.
  • LOT-V - командирская версия LOT-B.

Машины на базе БРДМ-2

Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ

ЗС-82 в Афганистане в конце 1980-х гг.

  • 9П19 - боевая машина ПТРК «Глаз»
  • 9П122 - боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»
  • 9П124 - боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»
  • 9П133 - боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»
  • 9П137 - боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»
  • 9П148 - боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»
  • БРДМ-2РХБ «Дельфин» - машин химической разведки, с автоматическим газосигнализатором ГСА-12, ВПХР, измерителем ДП-5В, рентгенометром ДП-3Б
  • БРДМ-2У - машина управления командира батальона. С дополнительной радиостанцией Р-123. Без башни
  • 9А31 - боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
  • ЗС-72Б
  • ЗС-82 - звуковещательная станция средней мощности
  • Алеся-1 - белорусская аварийно-транспортная машина, экипаж 8-10 человек
  • АТМ-1 - универсальная аварийно-транспортная машина
  • ТМ-1П - российская плавающая транспортная машина
  • БИ-1 - российская бронированная инкассаторская машина
  • ПСМ-8 - поисково-спасательная машина
  • УДДС-БРДМ - учебно-действующий стенд
  • ГАЗ-41Д - опытная, 1962-64 гг. Десантная, с башней БМП-1. Экипаж – 2 чел. Двигатель ЯМЗ, дизель
  • БРДМ-2Д - вариант модернизации (1999 г.), с двигателем мощностью 195 л.с., без дополнительных катков
  • БРДМ-2М - вариант модернизации (2001 г.), с дизельным двигателем ЯМЗ-3460 мощностью 160 л.с.
  • БРДМ-2М - вариант модернизации (АО «Муромтепловоз», 2005 г.), с четырёхцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. Без дополнительных колес
  • БРДМ-2М - вариант модернизации. С башенной пулеметной установкой МА7 (12,7 мм «Корд»; 7,62 мм ПКТ)

Операторы

Современные

БРДМ-2 стоит на вооружении следующих стран:

  • Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - некоторое количество БРДМ-2
  • Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Египет - 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард), по состоянию на 2010 год
  • Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
  • Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на2010 год
  • Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
  • Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Палестинская национальная администрация - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из Россиив 2007 году
  • Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Приднестровье - некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
  • Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • США - 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
  • Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Хорватия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
  • ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

Бывшие

  • СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
  • Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
  • ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2 , перешли к Германии
  • Германия - сняты с вооружения
  • Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
  • Латвия - 2 БРДМ-2, списаны
  • Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
  • Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
  • Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
  • Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
  • Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
  • Эстония - сняты с вооружения
  • Югославия - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
  • НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 являлась дальнейшим развитием БРДМ-1. Она была разработана конструкторским бюро ОАО «Горьковского автомобильного завода», во главе с В.А. Дедковым (ведущий конструктор В. К. Рубцов) и серийно производилась с 1965 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом.. Машина была принята на вооружение в 1966 году.

БРДМ-2 имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ-1 позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму.

Наименьший радиус поворота машины равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина, - 30°, наибольший угол крене составляет 25°.

Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм, что обеспечивало защиту от пуль стрелкового оружия и осколков.

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной а также сиденья командира и механика-водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция и приборы наблюдения. Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка в которой установлены специальные люки. В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются привод ручного пуска двигателя, двигатель, топливный бачок пускового подогревателя, генераторная установка, фильтровентеляционная установка, коробка передач, воздушные баллоны, водяные и масляные радиаторы, аккумуляторная батарея, водяные и масляные теплообменники, карданный привод водомётного движителя, компрессор, клапан откачки, пусковой подогреватель и водооткачивающий электронасос.

В качестве вооружения используется установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Наведение в горизонтальной плоскости возможно в пределах 180° и осуществляется вращением башни, в вертикальной плоскости от -5° до +30° осуществляется вручную при помощи винтового механизма. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6? при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров.

Боекомплект БРДМ-2 состоит из 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Экипаж БРДМ-2 состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

В ночное время механику-водителю устанавливается прибор ночного видения ТВНО-2Б, а командиру машины вместо дневного прибора наблюдения ТПКУ-2 - ночной ТКН-1С. В качестве средства связи использовалась радиостанция Р-123.

На машине установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41V-8, мощностью 140 л.с. Удельная мощность – 20 л.с./т.. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров. Запас хода 750 км.

Трансмиссия механическая. Все колеса БРДМ-2 - ведущие. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 4х4. Дополнительные пневматические колеса, располагаютя в средней части корпуса по два на каждом борту. Они опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъемников подобно шасси самолета. Дополнительные колеса выполняются ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству были одинаковыми с аналогичными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Передний мост отключаемый с места водителя. Водомет и привод на ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно.

На воде машина перемещается при помощи установленного в корме водометного движителя. Четырехлопастный винт диаметром 500 мм засасывает воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывалось специальной бронированной заслонкой. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач. Задний ход обеспечивался изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служили водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность движения на воде обеспечивали волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая система.

Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс. Дополнительное оборудование машины включало навигационную аппаратуру ТНА-2, систему ПАЗ, отопитель.

Модификации БРДМ-2

Модернизированный вариант БРДМ-2. Отличительной чертой машины является дизельный двигатель Д-245.9, мощностью 136 л.с., установленный вместо бензинового.

Технические характеристики БРДМ-2.

БРДМ-2 состоит (состояли)на вооружении следующих стран:

  • Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Египет - 300 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
  • Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Латвия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
  • Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Палестина - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
  • Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Хорватия - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении
  • Бывшие СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
  • Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
  • ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2, перешли к Германии
  • Германия - сняты с вооружения
  • Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
  • Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
  • Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
  • Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
  • Сербия и Черногория - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
  • Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
  • Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
  • Эстония - сняты с вооружения
  • Югославия - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году

Является дальнейшим развитием БРДМ-1 . Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище Бардак. В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания и производства

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

Состоит на вооружении

Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - некоторое количество БРДМ-2
-Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Египет - 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард, по состоянию на 2010 год
-Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
-Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
-Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
-Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Палестинская национальная администрация - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
-Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Приднестровье - некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
-Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
-Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-США - 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
-Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Хорватия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
-ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

Боевое применение

Операция «Дунай»
-Война Судного дня Одно из крупнейших сражений с участием БРДМ-2, вооружённых ПТУР «Малютка», произошло 6 октября 1973 года, когда египетская армия форсировала Суэцкий канал. Перешедшие канал египетские войска были атакованы израильскими танками M48 Patton и M60 Patton 252-й бронетанковой дивизии. Танки шли без предварительной разведки и без пехоты, что привело к их разгрому. Египетские БРДМ и пехота подбили и сожгли 165 израильских танков M48 и M60. Сожжённые танки усеяли пустыню перед египетскими позициями. Десантные машины применялись также и на сирийском фронте. В частности, 12 октября сирийские БРДМ-2 и пехота остановили наступление израильских танков 188-й резервной бригады вдоль шоссе Эль-Кунейтра-Дамаск, при этом израильтяне понесли тяжёлые потери.
-Китайско-вьетнамская война
-Афганская война (1979-1989)
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии - по данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, российские войска потеряли 3 БРДМ. Один из механиков-водителей российских БРДМ-2, Олег Рудель был награждён медалью «За отвагу».
-Вооружённый конфликт на востоке Украины.

Характеристики

Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
-Боевая масса, т: 7,0
-Экипаж, чел.: 4
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5750
-Ширина корпуса, мм: 2350
-Высота, мм: 2395
-База, мм: 3100
-Колея, мм: 1840 спереди 1790 сзади
-Клиренс, мм: 330
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
-Борт корпуса, мм/град.: 7
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Днище, мм: 2..3
-Крыша корпуса, мм: 7
-Лоб башни, мм/град.: 10
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7
-Крыша башни, мм: 7
-Вооружение:
-Углы ВН, град.: -5..+30
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ) 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: ПП-61АМ
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм ПКТ
-Подвижность:
-Двигатель: Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-41 Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 5530 куб.см. Максимальная мощность: 103 кВт (140 л.с.), при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 350 Н·м, при 2500 об/мин Конфигурация: V8 Цилиндров: 8 Диаметр цилиндра: 100 мм Ход поршня: 88 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8 Максимальные обороты: 3650 Рекомендованное топливо: А-76
-Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: до 750
-Удельная мощность, л. с./т: 20,0
-Колёсная формула: 4х4 (8х8)
-Тип подвески: на полуэллиптических рессорах
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,5..2,7
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,4
-Преодолеваемый ров, м: 1,22
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Более полувека назад на вооружение Советской Армии поступила бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Такая техника выпускалась серийно в течение длительного времени, было построено более 9 тыс. единиц; ее поставляли более чем в 60 стран мира. Однако к настоящему времени БРДМ-2 морально устарела. Исходя из соображений экономии, разные страны не торопятся заменять такую технику новой, но выполняют ее модернизацию тем или иным образом.

БРДМ-2М в версии Арзамасского машиностроительного завода. Фото Vitalykuzmin.net

Проблемный образец

Серийные БРДМ-2 успели устареть как морально, так и физически. Последнюю проблему можно решать путем своевременного капитального ремонта, но вопрос несоответствия современным требованиям оказывается более сложным. В этом контексте требуется замена агрегатов, перестройка конструкции и т.д.

По сути, БРДМ-2 в исходном виде не отвечает нынешним требованиям к бронетехнике для армий. Машина имеет слабое противопульное бронирование, а штатное вооружение состоит только из пулеметов, что ограничивает круг решаемых задач. Силовая установка и трансмиссия построены на устаревших компонентах и затрудняют эксплуатацию. Также существуют претензии к эргономике обитаемого отсека.

В последние десятилетия в России и за рубежом неоднократно предлагались проекты модернизации БРДМ-2 с улучшением разных качеств и повышением характеристик. В этих проектах предусматривалась переработка всех основных элементов машины, от моторного отсека и ходовой части до корпуса и вооружения. Рассмотрим основные способы улучшения техники.

Доработка корпуса

Претензии к исходному корпусу БРДМ-2 связаны с недостаточной защитой и удобством экипажа. Проблема защищенности решается как при помощи дополнительного бронирования, так и за счет полной перестройки корпуса. Разные разработчики проектов использовали оба этих подхода.


Вариант модернизации с накладным бронированием. Фото Vpk-news.ru

Не так давно стало известно о новом российском проекте модернизации, который, среди прочего, предусматривает использование накладных панелей дополнительного бронирования. С помощью новых деталей прикрывается лобовая проекция, а также часть бортовых элементов корпуса. После такого обновления БРДМ-2 может выдержать не только малокалиберные автоматные пули и осколки.

Однако возможна и переделка корпуса. Так, белорусский проект «Кайман» предусматривает кардинальную переработку всего корпуса, после чего тот приобретает новые формы. Результатом этого стало увеличение площади лобового остекления и появление полноценной противоминной защиты днища. Похожий подход используется в украинском проекте БРДМ-НИК. В этом случае угловатый лоб корпуса закрыли сплошной наклонной деталью, а также использовали накладное бронирование. Азербайджанский проект ZDKM предусматривает как перестройку лба, так и обновление днища.

В БРДМ-2 изначально можно было попасть только через верхние люки. Множество проектов модернизации предусматривает установку дополнительных бортовых дверей. Для монтажа боковых люков приходится убирать дополнительные бортовые колеса с подъемным механизмом. Проект БРДМ-2М(А) от Арзамасского машиностроительного завода предлагал установку люков от БТР-70. Уже упомянутый «Кайман» получил полноразмерные двери с небольшим остеклением. В прочих проектах модернизации используются двери и люки разных размеров и форм.

За счет переработки корпуса и удаления «лишних» агрегатов удается увеличить доступный объем, вследствие чего БРДМ-2 становится бронетранспортером. Так, «Кайман» вмещает шесть человек, а в украинском «Гекконе» удалось разместить девятерых, включая экипаж. Впрочем, в большинстве проектов модернизации предполагается сохранение исходной роли разведывательно-дозорной машины с минимально необходимым экипажем.


Азербайджанский вариант модернизации - ZKDM. Фото Bmpd.livejournal.com

Двигатель и подвижность

Штатный двигатель ГАЗ-41 (140 л.с.) и механическая трансмиссия соответствовали изначальным требованиям, но к настоящему времени устарели. В связи с этим едва ли не все современные проекты модернизации БРДМ-2 предусматривают замену двигателя и перестройку трансмиссии.

Арзамасский проект предлагал использование дизеля Д-245.9 мощностью 135 л.с. В украинском проекте БРДМ-2ЛД использовался двигатель СМД-21-08 сопоставимой мощности, а на БРДМ-НИК установили 150-сильный FPT IVECO Tector. «Кайман» комплектуется дизельным двигателем Д-245 минского производства. Трансмиссии в разных проектах дорабатываются либо заменяются системами схожей архитектуры.

Все модернизации БРДМ-2, предусматривающие замену двигателя, имеют общую черту. В них используется силовая установка, соответствующая основным требованиям и доступная разработчику проекта. Подобную модернизацию в известной мере облегчает значительный объем моторного отсека. Кроме того, в ряде случаев упрощается трансмиссия – при отказе от дополнительных бортовых колес.

БРДМ-2 сразу получила ходовую часть с продольными полуэллиптическими рессорами, дополненными гидравлическими амортизаторами. Под бортами корпуса имелось две пары дополнительных опускаемых колес для преодоления препятствий. В корме монтировался водометный движитель.


Опытный образец БКМ "Геккон" украинской разработки. Фото Wikimedia Commons

Для установки бортовых люков требуется демонтаж дополнительных колес, что предусматривает целый ряд проектов модернизации. Также в нескольких проектах предлагается изменение подвески. Так, «Кайман» получает агрегаты от БТР-60, а БРДМ-2М(А) комплектуется узлами от БТР-80. При этом обе машины получают торсионы и гидравлические амортизаторы, дающие определенные преимущества.

В большинстве случаев модернизированная БРДМ-2 сохраняет водомет, однако имеют место и иные примеры. Так, азербайджанский проект ZKDM был разработан с учетом требований своей армии, вследствие чего машина лишилась водомета. Освободившийся объем использовали для оптимизации компоновки моторного отсека и для установки кондиционера. Несколько проектов предлагали замену штатного водомета схожими устройствами иной конструкции.

Огневая мощь

Штатная башенная пулеметная установка с изделиями КПВТ и ПКТ обеспечивает высокую огневую мощь. Однако нередко предлагаются варианты модернизации комплекса вооружения, в том числе с переходом на модульный принцип оснащения.

Пожалуй, самый интересный вариант вооружения используется на машине ZKDM. Азербайджанские инженеры выбрали 23-мм пушку ГШ-23, 30-мм автоматический гранатомет, 7,62-мм пулемет, а также пусковую установку неуправляемых ракет. Все смонтировано на измененном куполе БПУ.


Украинская машина БРДМ-НИК. Фото Wikimedia Commons

В некоторых проектах предусматривается сохранение башни с монтажом пусковой установки для противотанковых ракет. В зависимости от доступных средств и ресурсов, разработчики применяют крупнокалиберные пулеметы новых типов. Так, ряд украинских проектов предусматривает замену 14,5-мм КПВТ менее мощным НСВ.

Существует теоретическая возможность организации посадочного места для боевых модулей готовых моделей, но ее используют лишь в отдельных проектах. При этом разработчики нередко указывают на возможность замены комплекса вооружений по желанию заказчика.

БРДМ-2 использовалась в качестве базы для техники различного назначения с тем или иным оснащением. Ее модернизированные варианты могут сохранять такие возможности. Такая техника может быть носителем ПТРК, средств связи, специального оборудования и т.д. Впрочем, на выставках чаще фигурируют опытные образцы с вооружением для решения огневых задач, а количество прототипов со специальным оснащением невелико.

Будущее платформы

Сейчас на вооружении полусотни стран имеется несколько тысяч БРДМ-2 и машин на их базе. Вся эта техника продолжает службу, однако может не в полной мере устраивать эксплуатанта. В связи с этим едва ли не все армии нуждаются в том или ином обновлении морально устаревших машин, позволяющем сохранять их на службе и в будущем.


Машина связи "Кайман-КАС" белорусской разработки. Фото Wikimedia Commons

В связи с этим образуется определенный рынок для разработчиков проектов модернизации устаревшей техники. Именно этим обуславливается появление значительного количества таких проектов в последние годы. Впрочем, лишь отдельные разработки такого рода дают желаемые результаты. В серию запущены только несколько проектов, тогда как другие не продвинулись дальше демонстрации прототипов на выставках.

Правильная модернизация БРДМ-2 позволяет не только продлить срок службы, но и сократить отставание машины от современных требований. После капитального ремонта и перестройки в строй должна возвращаться бронемашина, способная решать задачи в современных условиях с меньшими рисками. При всех своих преимуществах, современные проекты модернизации БРДМ-2 имеют недостатки, связанные с ограничениями базовой платформы. Конструкторам приходится выбирать между высокими характеристиками и простотой обновления техники, а также учитывать потребности и возможности потенциальных клиентов.

Впрочем, БРДМ-2 уже показала себя в качестве удачной платформы для размещения различного вооружения и оснащения. Кроме того, эта машина оказывается хорошей базой для проведения различных модернизаций, в том числе глубоких. Есть все основания считать, что в будущем нас ожидает появление новых вариантов модернизации БРДМ-2. Они будут разрабатываться до тех пор, пока такая техника остается в эксплуатации.