» » Газ 14 чайка универсал технические характеристики. Музей легенды ссср

Газ 14 чайка универсал технические характеристики. Музей легенды ссср

В СССР существовало множество легендарных автомобилей. Большинство из них уже нельзя встретить на улицах городов. И сегодня мы уделим внимание Этот завод выпускал помимо волг и грузовых газонов еще одну легендарную модель. Это автомобиль ГАЗ-14 "Чайка". Машина относится к представительскому классу. Сборка модели осуществлялась вручную, мелкими партиями. Всего за период производства (а это 1977-1988 годы) было выпущено чуть более тысячи таких машин. Что представляет собой ГАЗ-14? Фото, технические характеристики и особенности советской "Чайки" смотрите в нашей сегодняшней статье.

Дизайн

Это далеко не первая «Чайка» в стал преемником уже устарелой модели 13, выпуск которой осуществлялся в период с 1959-го по 1981 год. Одним из главных решений сменить эту модель на более новую стал устарелый дизайн. Не секрет, что 13-я «Чайка» была создана по мотивам американской моды 50-х. Но время не стоит на месте, и к 70-м внешность американских машин существенно изменилась. С «Чайкой» нужно было что-то делать. Поэтому в начале 70-х годов на заводе было принято решение о разработке совершенно новой модели, которая станет эталоном качества и дизайна. Как выглядит ГАЗ-14 "Чайка"? Фото данной машины представлено в нашей статье.

Любители американских ретро-машин сразу подчеркнут, что дизайн новой 14-й «Чайки» также был создан по канонам автомобильной моды США. Внешне советский ГАЗ был очень похож на «Шевроле Импалу». Правда, последняя выпускалась только в кузове купе. Если говорить непосредственно о «Чайке», ее внешность стала более строгой. В машине отсутствуют прежние, дутые формы, гладкое лобовое стекло, массивные крылья и обилие хрома. Кстати, производился данный автомобиль зачастую в одном цвете - черный глянец. Автомобиль оснащался хромированными дисками с боковыми флипперами. Спереди - четырехглазая оптика и массивная решетка радиатора, что тянется по всей ширине кузова. В переднем бампере размещены желтые противотуманные фары. Сквозь всю длину кузова тянется полоса хромированного молдинга.

Весьма необычно выглядит размещение боковых зеркал. Так, с водительской стороны зеркало закреплено на привычном месте. А правой стороны оно размещено на крыле. Таким образом, водителю меньше приходится вращать головой, чтобы контролировать ситуацию, происходящую сзади на дороге.

ГАЗ-14 редко можно увидеть на дорогах. Это в основном музейные экспонаты. Но при выезде на улицу такая машина однозначно будет привлекать внимание всех: и пешеходов, и водителей. Отметим, что большинство автомобилей «Чайка» ГАЗ-14 находятся в хорошем состоянии. Спустя годы металл кузова не берет коррозия. Покрашена машина довольно качественно. Правда, на некоторых экземплярах тускнеет лак со временем.

Размеры, клиренс

По советской классификации данная модель автомобиля принадлежит к большому классу. Длина кузова составляет 6,11 метра, ширина - 2,02, высота - 1,53 метра. Автомобиль имеет безумные габариты и по маневренности близится к лимузину. Величина колесной базы - 3,45 метра. Снаряженная масса составляет 2,6 тонны. При полной нагрузке масса достигает 3,16 тонны. Величина клиренса у автомобиля ГАЗ-14 "Чайка" - порядка 22 сантиметров. Однако ни о какой проходимости не может идти речи. Этот автомобиль создан исключительно для передвижения по ровному и желательно сухому асфальту.

Салон

Посадка в автомобиль удобная - двери открываются на очень большой угол. Дизайн интерьера соответствует статусу модели. В отделке применен качественный пластик, велюр, металл, а также дерево. Что примечательно, передняя панель по своему дизайну напоминает «Волгу» модели 24-10. Здесь такие же «колодцы» со стрелочными указателями. Кстати, руль с «Чайки» идеально вставал на «Волгу».

Большинство моделей, что дожили до наших дней, сохранились в хорошем состоянии. Однако на это повлиял не только маленький пробег, но и качество самих материалов. Собран салон очень хорошо, практически на века.

Стоит отметить также одну особенность. ГАЗ-14 предназначался для перевозки высших чинов и давался государством бесплатно, с личным водителем. На заводе не сильно заморачивались над комфортом самого водителя. Здесь даже сиденье не оснащено регулировками. А летом водители погибали от жары, поскольку кондиционер был подведен только назад и от автоматической КПП шел неимоверный жар. Таким образом, комфортно сидеть здесь было только сзади (впрочем, для этого «Чайка» и создавалась).

В плане оснащения «Чайка» не уступала более старшему ЗИЛу. Так, в ГАЗе присутствует:

  • Система вентиляции сидений (разумеется, задних).
  • Электрические стеклоподъемники.
  • Раздельный отопитель.
  • Кондиционер.
  • Автоматизированный привод заслонок.
  • Стереофонический радиоприемник «Блаупункт» производства ГДР. Также «Чайка» комплектовалась вильнюсским радиоприемником «Вильма» с кассетной приставкой. В обеих случаях приемники шли с пультом дистанционного управления. Данный пульт располагается в подлокотнике заднего дивана.
  • Система центрального запирания дверей.
  • Пепельницы с прикуривателем в общем количестве 4 штук.
  • Радиотелефон «Алтай» или спутниковый «Кавказ».
  • Атермальные гнутые боковые стекла, которые не пропускают ультрафиолетовое излучение в салон.
  • Обогрев заднего стекла.

Как видите, уровень оснащения данной модели весьма обширный. Для работы всех дополнительных систем в салоне устанавливались 17 электродвигателей разной мощности. Что примечательно, вся электроника была советского производства (за исключением гэдээровского радиоприемника). ГАЗ-14 является одним из немногих советских авто, которые в те года оснащались штатно музыкой.

Среди положительных моментов стоит отметить и отличную звукоизоляцию. По данным прессы тех лет, уровень шума в салоне составлял до 73 дБ при движении на скорости 80 километров в час. Также большое внимание было уделено вопросу безопасности. В автомобиле присутствуют трехточечные ремни и силовые пояса в дверях. Однако подушек безопасности здесь нет. Ведь разработана машина была в начале 70-х годов. Тогда не каждый автомобиль оснащался даже ремнями.

Задний ряд сидений рассчитан на двоих человек. Диван достаточно мягкий и оснащен подголовниками. По центру спинки есть выдвижной подлокотник. Также заднее и боковые стекла оснащены ручными шторками. А для гостей предусматривался раздвижной стул, что выдвигался из водительской перегородки. За счет длинной базы в автомобиле очень много свободного места.

ГАЗ-14 "Чайка": технические характеристики

На данный автомобиль устанавливался советский восьмицилиндровый бензиновый двигатель марки ЗМЗ с карбюраторной системой питания. В моторе установлены два карбюратора марки К-114Б. На некоторые модели устанавливались механизмы К-114В. Рабочий объем данного агрегата - 5526 кубических сантиметров. Расположение клапанов - верхнее. Максимальная мощность двигателя - 220 лошадиных сил. Крутящий момент - 452 Нм при 2,8 тысячи оборотов. Двигатель ГАЗ-14 имеет алюминиевый блок цилиндров с алюминиевой головкой. Расположение ДВС - продольное. Система ГРМ - 16-клапанная, с цепным приводом.

Какие имеет ГАЗ-14 "Чайка" характеристики динамики? При высокой снаряженной массе данный автомобиль разгоняется до сотни за 15 секунд. Максимальная скорость автомобиля составляет 175 километров в час. Расход топлива, по паспортным данным, - 29 литров на 100 километров в городе. В смешанном цикле автомобиль потребляет не менее 24 литров. При движении по трассе машина расходует 22 литра по паспортным данным. Рекомендованный бензин - А-95 «Экстра».

Конструктивные особенности

Стоит отметить, что данный силовой агрегат имеет такую же основу, что и ГАЗ-13. Однако в конструкции были изменены фазы газораспределения. Еще среди изменений необходимо отметить наличие нового выписного и впускного коллектора, а также модернизированной системы питания (ранее в конструкции использовался всего лишь один карбюратор). Благодаря данным изменениям технические характеристики у ГАЗ-14 существенно возросли. Мощность увеличилась на 25 лошадиных сил при таком же рабочем объеме.

Интересный факт: данный силовой агрегат оснащен гидравлическими компенсаторами тепловых зазоров клапанов. Наличие данных механизмов позволило снизить трудоемкость работ технического обслуживания и увеличить устойчивость работы ДВС.

Шкив коленвала снабжен гасителем крутильных колебаний. Данное свойство позволило снизить лишние вибрации при работе силового агрегата. Также заменены уплотняющие манжеты и установлена газов закрытого типа.

Трансмиссия

По сравнению с предыдущей моделью у ГАЗ-14 характеристики мощности и сама снаряженная масса существенно возросли. Все это требовало усиления узлов трансмиссии. Так, на ГАЗ-14 устанавливается автоматическая трансмиссия с трехдиапазонным гидротрансформатором. Задний мост стал с балкой-картером. Передаточное число главной передачи - 3,58. Кстати, задний мост на ГАЗ-14 не имеет прямого отношения к устанавливаемому на «Волгах» с 1990 года мосту, который в простонародье называют «чайковским».

Новая коробка передач получила более длинные скорости. Так, первая и вторая имеет передаточное число 2,64 и 1,55 соответственно. Третья же является прямой. Передаточное число ее - 1,0. А вот задний мост укорочен с 1,72 до 2,0. Короткая главная пара была компенсировала широкими колесами. Так, на новую «Чайку» устанавливались покрышки размером 9,35-15".

Сама конструкция АКПП была схожей с гидромеханической передачей ГАЗ-13, которая, в свою очередь, являлась копией американской «Круиз-Матик», что ставилась на «Форды» тех лет. Изменился селектор на кожухе трансмиссионного тоннеля. Последовательность выбора режимов была международной:

  1. «Паркинг».
  2. «Реверс».
  3. «Нейтраль».
  4. «Драйв».

Также были режимы, позволяющие ехать только на первой либо второй передаче. Переключение передач осуществлялось очень плавно, без рывков. Однако на доживших до сегодняшнего дня экземплярах коробки могут пинаться. Виной тому является перегрев, которому сильно подвержены данные АКПП.

Основа АКПП - редуктор типа Равинье, состоящий из солнечных шестерен в количестве двух штук. Они были в зацеплении с двумя группами сателлитов, что находятся на общей каретке. Так называемые длинные сателлиты находятся в зацеплении с кольцевой, внешней шестерней. Она же формирует и вторичный вал. В конструкции коробки применялось два сцепления, каждое из которых работало от турбинного колеса гидротрансформатора.

При слабом газе переключение на вторую скорость происходило на скорости в 10-15 километров в час. На полном же двигатель раскручивался по максимуму, и вторая передача включалась лишь на 52 километрах в час. В работе АКПП ГАЗ-14 предусматривался кикдаун. Так, при резком нажатии на акселератор коробка автоматически переходила на более низшую передачу. Эта особенность предусматривалась для выполнения резких обгонов.

Ходовая часть

В этой части ГАЗ-14 стал модернизированным вариантом предыдущей «Чайки». Благодаря доработкам снизился центр тяжести автомобиля на 95 миллиметров и повысилась устойчивость на высоких скоростях. Сама рама являет собой Х-образную конструкцию с хребтовым тоннелем.

Передняя подвеска состоит из двойных поперечных рычагов. Однако вместо балки, как на ГАЗ-13, у преемника появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Сзади подвеска тоже подверглась изменениям. Здесь применен мост с малолистовыми рессорами. Была значительно усовершенствована амортизация, что увеличило плавность хода и комфортабельность автомобиля.

Автомобиль ГАЗ 14 создавался для обслуживания правительственных учреждений, дипломатических и торговых представительств у нас в стране и за рубежом используются специальные легковые автомобили. Конструкция таких машин отвечает последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности. Автомобиль “Чайка ” Горьковского автозавода по праву относится к этой категории. К середине 60-х годов конструкция устарела, и завод начал работу по созданию новой модели - ГАЗ-14 . Главными задачами проектирования были: полное обновление внешнего вида автомобиля с учетом тенденций развития, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей, повышение безопасности, надежности, долговечности и снижения трудоемкости обслуживания. При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с находящимися в производстве.

В основу архитектурного решения кузова “четырнадцатой” модели были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Для придания “Чайке” современного внешнего вида наряду с понижением крыши и колесной линии был увеличен наклон ветрового стекла, применены более плоские наружные панели, гнутые боковые стекла. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на оснастку в производстве и малый объем выпуска автомобиля.
Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме, двигатель ГАЗ-14 располагался впереди, привод на задние колёса, так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. На фото ГАЗ-14 .

фотография ГАЗ-14 Чайка

Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель , системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов. Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием. За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков. Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач -с гидравлической системой управления.

Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза-барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего. Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей - по одному в каждом контуре. Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др. Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля.

Сборка автомобилей ГАЗ-14 «Чайка».


фотография ГАЗ-14 Чайка

Сборка автомобилей "Чайка" производилась практически вручную на специально созданном для этих целей на Горьковском заводе ПАМС. Чайка была разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 ЗИМ. Над созданием "Чайки" работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков (и еще Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте). Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего.

Двигатель ГАЗ-14

Двигатель для нового автомобиля взяли от предшественника ГАЗ-13 , но его кардинально модернизировали. За счет изменения фазы газораспределения, замены впускного коллектора и других мер удалось повысить мощность с 195 до 220 л.с. Это существенно улучшило динамические показатели ГАЗ-14 "Чайка", возросли скорость и приемистость автомобиля.


фотография двигатель ГАЗ-14 Чайка

Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство "Чайки" второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года. Кузовные детали имелись штампы, и элементы Чайки ГАЗ 14 были взаимозаменяемыми, сборка кузова требовала много ручного труда и большой аккуратности. Так в процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузов собирался и разбирался несколько раз. После того как кузов был окончательно собран, для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все - вручную. Покраска автомобиля производилась на заводе специальной нитрокраской радикально черного цвета. После нанесения каждого слоя автомобиль тщательно полировали. Всего могло быть до пятнадцати слоев.
Большинство Чаек ГАЗ-14 имело четыре двери и три ряда сидений. Передние места были отгорожены массивной перегородкой. На некоторые машины по спецзаказу на эту перегородку устанавливалось стекло с электроподъемным механизмом. Некоторые такие машины, принадлежащие именитым владельцам, были подвергнуты скрытому бронированию.


фотография органы управления ГАЗ-14 Чайка


фотография салона ГАЗ-14 Чайка

Салон автомобиля был шикарно оснащен по советским меркам. Электрические стеклоподъемники, блокировки дверных замков, инерционные ремни безопасности, прикуриватели, пепельницы, обогрев боковых дверных и заднего стекол - все это было в новинку советскому гражданину. Советский автомобиль был также оборудован стереофоническим приемником высшего класса фирмы "Радиотехника" и кассетной приставкой "Вильма". Для обивки сидений использовалась сверхтонкая итальянская кожа особой выделки, Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.

Технические особенности ГАЗ-14 «Чайка».


фотография ГАЗ-14 Чайка

С технической точки зрения автомобиль, по сути, был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее. По сравнению с ГАЗ-13, высота автомобиля была снижена на 95 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. Рама осталась Х-образной, как у предыдущей модели. Двигатель остался в основе тем же, что и на ГАЗ-13, но за счет изменения фаз газораспределения, новых впускного и выпускного коллекторов, введения системы питания с двумя карбюраторами и других мер, максимальная мощность поднялась со 195 до 220 л.с., что ощутимо улучшило динамику - на четверть уменьшилось время разгона до 100 км /ч, возросла максимальная скорость. Автоматическая коробка передач в целом унаследована от модели-предшественника, но были изменены передаточные числа её планетарной части, а наиболее заметным отличием было расположение селектора режимов работы автоматической коробки передач - если на ГАЗ-13 он был кнопочным и располагался слева на панели приборов, то на ГАЗ-14 был введён более современный напольный в виде рычага.
Передняя подвеска сохранила лишь общую схему и была полностью переработана - вместо шкворней и резьбовых втулок в ней появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Усовершенствована была и задняя рессорная зависимая подвеска. Тормоза также были модернизированы и вполне соответствовали требованиям тех лет. Впереди появились массивные вентилируемые дисковые механизмы. На ГАЗ 14 применили дисковые тормоза с внутренней вентиляцией и двумя ступенями усиления английской фирмы «Гирлинг».
Автомобиль был весьма обильно снабжен различными устройствами, повышающими комфорт для водителя и пассажиров. К их услугам были очень сложная система вентиляции и отопления с двумя отдельными отопителями, электромеханическим приводом заслонок воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивавшая индивидуальный микроклимат на переднем и заднем сидении. Центральный замок, четыре пепельницы. Гнутые атермальные боковые стекла с легкой сине-зеленой тонировкой не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение. Заднее стекло и некоторые боковые имели электрообогрев. Имелся и фароочиститель струйного типа.

Модификации ГАЗ-14 «Чайка».


фотография ГАЗ-14-05 Чайка парадный фаэтон.

Модификация ГАЗ-14-05 - парадный фаэтон выпускалась с 1982 по 1988 год, всего их было выпущено 15 экземпляров, самый первый хранится в музее ОАО «ГАЗ». Фаэтон имел локально усиленную несущую систему кузова. Вместо полноценного кабриолетного механизма подъемных боковых стекол и убираемого электрогидравлическим приводом тента, характерных для ГАЗ-13Б, у него имелись стекла лишь на передних дверях и простой тент, устанавливаемый вручную над передним сидением. Он служил для профилактических обкаток автомобиля во время хранения. В качестве дополнительного оборудования он имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки.

ГАЗ-РАФ-3920 . Санитарный автомобиль на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФ-е, уже после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту - РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для Правительства Фиделя Кастро.


фотография РАФ-3920 Чайка санииарный

ГАЗ-14-07 . К концу 1980-х гг. стало очевидно, что советские автомобили высокого класса явно уступают зарубежным аналогам, причем не только в эстетическом смысле, но и технически. Именно с такой мотивацией и началась работа ЗАМСа над новой «Чайкой». Модель получила заводской индекс ГАЗ-14-07. Было проведено небольшое обновление, автомобиль получил имитированную под ГАЗ-3102 решётку радиатора, и новые пластиковые очки для блока передних фар. В остальном внешний вид лимузина никаких изменений не претерпел.


Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-14 "Чайка"

В середине 60-х годов ГАЗ получил задание обновить "Чайку" в соответствии с требованиями времени. Это касалось не только экстерьера, но и комфорта, и безопасности пассажиров. Поскольку предстояло выполнить "особо важное государственное задание", работы возглавил главный конструктор Горьковского автозавода А.Д.Просвирнин.

К конструированию второй серии прототипов подошли более "демократично". Колесную базу увеличили на 20 см, колею - на 5 см. Поскольку высоту капота "в административном порядке" ограничили одним метром, необходимо было по-другому крепить двигатель и размещать его агрегаты. Все это потребовало изменения архитектуры Х-образной рамы.

На проект экстерьера был объявлен конкурс, который выиграл молодой горьковский дизайнер, недавний выпускник Мухинского уличища Станислав Волков. Ему удалось создать самобытный экстерьер, стилистически ничуть не напоминавший на сановный лимузин ЗИЛ-114, ни зарубежные аналоги.

В 1968 году макет новой "Чайки" вместе с первым прототипом будущей "Волги" ГАЗ-3102 обсуждался на заседании художественно-конструкторского совета КЭО (Конструкторско-экспериментального отдела) ГАЗа, а в 1969 году проект был утвержден макетной комиссией. Опытные образцы подвергли стендовым и дорожным испытаниям.

К моменту начала производства конструкция ГАЗ-14 выглядела так. Полунесущий кузов крепился к Х-образной хребтовой раме, лежащей в основе всей "монументальной" композиции. Автомобиль имел классическую компоновку, что позволило использовать академические решения основных узлов. Так, схема подвесок, по сравнению с ГАЗ-13, принципиально не изменилась, но была усовершенствована. Благодаря этому почти трехтонная машина славилась мягкостью и плавностью хода.
Не претерпели принципиальных изменений ни рулевое управление с червячным механизмом и гидроусилителем, ни тормозная система. Передние тормоза остались дисковыми, задние - барабанными. Их гидравлический привод осуществлялся двумя автономными контурами, каждый из которых действовал на "свои" тормозные скобы обеих передних колес и одно из задних. Сдвоенный главный тормозной цилиндр оснащался центральным вакуумным усилителем, а каждый из рабочих контуров - гидровакуумным.


Поскольку в техническом задании значилось улучшение динамических показателей, а разработка нового двигателя не планировалась, взялись за модернизацию V-образной "восьмерки", прекрасно зарекомендовавшей себя на ГАЗ-13. За счет применения двухкарбюраторной системы питания, изменения конструкции впускного и выпускного коллекторов и фаз газораспределения мощность мотора выросла со 195 до 220 л.с., а крутящий момент - с 42 до 46 кгс.м. В результате потяжелевшая на полтонны "Чайка" получилась значительно резвее. Максимальная скорость возросла со 160 до 175 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось с 20 до 15 секунд.

Кнопочная селекция режима работы КПП уступила место более привычной рычажной. Рычаг имел шесть фиксированных положений: нейтраль, движение, задний ход, первая передача, вторая передача (запрет включения третьей), стоянка. Столитровый бензобак располагался под полом багажника.

Подлинным шедевром дизайнерской и инженерной мысли стал новый кузов. Станиславу Волкову удалось создать автомобиль, в котором стремительность и динамичность линий удивительным образом сочетались с монументальностью и величием, положенными машинами такого класса "по протоколу". Хотя высота новой "Чайки" уменьшилась почти на 10 см по сравнению с ГАЗ-13, входить в салон было очень удобно: рамная конструкция позволила сделать дверные проемы без порогов и, кроме того, посадка автомобиля стала ниже. Благодаря понижению центра тяжести машина стала более устойчивой, улучшилась аэродинамика, сократился расход топлива.
Кроме того, впервые в отечественной практике автомобиль получил не только передние, но и задние противотуманные фонари, фароочистители струйного типа и дворники, в неработающем положении убирающиеся под кромку капота.

Интерьер новой "Чайки" также разрабатывал Станислав Волков. Салон получился стильным и гармоничным. Сиденья и большая часть кузовных панелей обивались охристо-бежевым или серо-зеленым велюром. Солидности салону придавало умеренное использование вставок, декорированных под шпон дорогих пород дерева. Хромированных элементов было немного.
Для поддержания микроклимата салон был оборудован двумя эффективными отопителями (при - 25 С на улице салон прогревался до +25 С за 10 минут) и японским кондиционером. Поскольку кондиционер располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья, в машине не пришлось обустраивать никаких специальных воздуховодов. "Сливки" от работы кондиционера снимали высокопоставленные пассажиры, а водителю доставалось... то, что оставалось.

Подобным образом была организована и работа аудиосистемы. Основное управление аудиосистемой осуществлялось с пульта в подлокотнике заднего дивана. Разумеется. стеклоподъемники и механизм выдвижения антенны были электрическими; водитель мог использовать центральную блокировку замков. Салон был буквально нашпигован всевозможными гаджетами, для обеспечения работы которых понадобилось в общей сложности 17 электродвигателей!

Обилие электроники привело к появлению под капотом второго аккумулятора, что впоследствии породило миф о дублировании системы зажигания, хотя на самом деле "Чайка" этой опции не имела.
Стоит отметить, что вся эта роскошь скрывалась за тонированными стеклами - ветровым и задним, при этом ветровое было дополнительно азтемнено в верхней части.

ГАЗ-14 с символичным заводским номером "1" решили предподнести в подарок главе государства: 19 декабря 1976 года страна готовилась отмечать 70-летие Леонида Ильича Брежнева . На поток производство новых "Чаек" было поставлено лишь в 1977-м. В год таких машин собирали около сотни. При этом параллельно - вплоть до 1981 года - продолжался и выпуск "Чаек" предыдущего поколения.
В конце 80-х, в самый разгар перестройки, Михаил Горбачев , начавший борьбу с привилегиями партийных работников и государственных служащих, в величественном черном автомобиле усмотрел символ социальной несправедливости. Чиновники, "утопавшие в роскоши", в приказном порядке были пересажены на автомобили попроще, а производство ГАЗ-14 прекращено. Последняя "Чайка" сошла со "стапелей" Горьковского автозавода 24 декабря 1988 года.

Решив окончательно вычеркнуть ГАЗ-14 из памяти народа, Горбачев приказал уничтожить необходимое для производства "Чайки" технологическое оборудование и техническую документацию. Под пресс пошли даже формы для сувенирных масштабных моделей "Чайки".

"Прерванный полет" - иначе не назовешь историю одного из самых удачных представительских автомобилей, когда-либо выпускавшихся в СССР.


Создатели ГАЗ-14 слегка покривили душой, представляя новую машину семиместным седаном.
Во-первых, внутри не было стеклянной перегородки, отделявшей передний ряд сидений от VIP-салона. Но сплошная панель, объединявшая спинки "партера" с укрытием для сложенных страпонтенов, позволяла устанавливать перегородку по просьбе заказчика.
А во-вторых, хотя ширины заднего дивана вполне хватало для троих, анатомическая форма подушки была рассчитана на двоих пассажиров. Третьему пришлось бы восседать на высоком центральном "горбе".
Фактически автомобиль был шестиместным: водитель, его "сосед", два человека на откидных страпонтенах и еще двое на "представительском" заднем диване.
"Не будите спящую собаку" (реж. А.Бобровский, 1991 год)

Вадим Фуфачев, "серьезный" человек с криминальным прошлым, оказался "на мушке" у ловкого афериста Чибиса: перед ним разыгрывают спектакль с вызовом к следователю, опечатыванием квартиры и т.д. Испуганный Фуфачев ищет связи в прокуратуре, и его знакомят с референтом из Министерства юстиции, который за большие деньги обещает замять дело.
В роли референта выступает Чибис. Чтобы произвести впечатление на "клиента", он "арендует" на несколько минут министерскую "Чайку" ГАЗ-14 . Великолепный автомобиль становится последним доказательством могущества мнимого референта, и Фуфачев отдает деньги. Афера удалась, но в конце концов аферист и его жертва оказываются вместе - в одной камере!


СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Многие элементы оформления салона ГАЗ 14 позже были использованы на автомобиле классом ниже - ГАЗ-3102 "Волга": например, контрольные приборы, сблокированные в два больших круглых циферблата и прикрытие конусным антибликовым стеклом Всеволновый приемник был создан специально для ГАЗ-14 на рижском заводе "Радиотехника" Ручка селектора автоматической коробки передач с деревянным набалдашником

Салон новой "Чайки" выглядит солидно и по-своему роскошно
Новая "Чайка" первой среди советских автомобилей обзавелась стеклоомывателем фар: на снимке - поздний вариант системы с форсунками, встроенными прямо в бампер Эмблема ГАЗа с оленем, символ города Горький, неизменно красовалась на всех легковых автомобилях Горьковского автозавода Правое зеркало заднего вида в хромированном корпусе, вынесенное на переднее крыло, на деле оказалось не очень практичным
Ручки дверей отвечали современным требованиям безопасности - в случае наезда не ранили пешеходов Блок управления климатом в салоне Огромные рифленые задние фонари "Чайки" по дизайну напоминали задние фонари Mercedes-Benz семейств W123 и W126
Конструкторы легковых автомобилей представительского класса уделяют максимум внимания комфорту пассажиров заднего дивана Из складных страпонтенов легко получался дополнительный ряд сидений, рассчитанный на двоих пассажиров Большой багажник министерской "Чайке" был ни к чему, поэтому в нем разместили огромное запасное колесо и кондиционер
Продублированные емкости для тормозной жидкости двухконтурной тормозной системы: при неисправности одного из контуров автомобиль все равно сохранял способность тормозить Распределитель зажигания восьмицилиндрового двигателя Корпус воздушного фильтра на ГАЗ-14, рассчитанный сразу на два фильтрующих элемента, объединенных в один блок, имел своеобразную форму
Ручки пассажирских дверей расположены с двух сторон, чтобы двери было удобно открывать как с заднего дивана, так и со страпонтенов В подлокотнике для высокопоставленных пассажиров располагается собственный блок управления радиоприемником Для лучшего питания двигателя ГАЗ-14 воздушно-топливной смесью на него установили сразу два запараллеленных карбюратора

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля ГАЗ-14 "Чайка"

Технические характеристики ГАЗ-14 "Чайка" Масса:
Число мест 7 снаряженная 2590 кг
Максимальная скорость 175 км/ч полная, в том числе: 3150 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 43,2 м на переднюю ось 1530 кг
Расход топлива при скорости 90 км/ч 17,5 л/100 км на заднюю ось 1620 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея, 2 шт. 6СТ-55 Дорожные просветы:
Генератор Г-284 под передней осью 210 мм
Реле-регулятор РР-350Б под задней осью 210 мм
Стартер СТ230-Г
Прерыватель-распределитель Р-141 Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А14ДВ по оси следа внешнего переднего колеса 7,5 м
Размер шин 9,35-15 наружный габаритный 8,2 м
  • Подвеска передняя: независимая, рычажная, на двух вертикальных цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное отношение 18,2
  • Тормоза: рабочий - передний дисковый, задний барабанный; привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на оба передних и одно заднее колесо. Система снабжена одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
    стояночный - колодочный, на задние колеса, с механическим приводом от ножной педали
  • Коробка передач: гидравлический транформатор (максимальный коэффициент транформации 2,35), работающий совместно с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач
  • Передаточные числа: I - 2,64; II - 1,55; III - 1,00; задний ход - 2,00
  • Главная передача: одинарная, гипоидная, передаточное число - 3,58
  • Карбюратор: К-114Б и К-114В
  • Максимальная мощность: 220 л.с.при 4200 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 46,0 кгс.м при 2700-2800 об/мин

Более новой моделью специалисты автозавода «ГАЗ» приступили к созданию новой «Чайки» под индексом ГАЗ-14.

До середины 70-х годов автозаводом было выпущено несколько опытных образцов, которые отличались вариантами оформления. Дизайн прототипов постепенно приближался к дизайну серийной модели. В 1975 году предсерийные ГАЗ-14 прошли испытания, в ходе которых были выявлены некоторые недостатки. Недостатки опытных моделей исправляли в течение года и в 1976 году прошли государственные приемочные испытания и были рекомендованы к серийному производству

Самый первый уже серийный автомобиль был выпущен в конце 1976 года и был передан генеральному секретарю КПСС Л.И. Брежневу в качестве подарка на его 70-й день рожденья. Это был единственный автомобиль, окрашенный в вишневый цвет. Относительно массовое серийное производство автомобилей ГАЗ-14 «Чайка» стартовало в начале 1977 года.

Автомобили ГАЗ-14 «Чайка» собирали вручную до 1988 года, но после выхода закона «О борьбе с привилегиями» его производство было запрещено, а все оборудование и незаконченные экземпляры автомобилей были уничтожены. Все выпущенные модели автомобилей ГАЗ-14, которых было выпущено 1120 экземпляров в отличие от «Брежневской» красили исключительно в черный цвет.

Дизайн и конструкция

По сравнению с «Чайкой» предыдущего поколения (ГАЗ-13) автомобиль ГАЗ-14 существенно изменился. Изменилась высота автомобиля, она была уменьшена на 95 мм, увеличилась колесная база на 200 мм, а длина автомобиля перевалила за 6 метров. Повысилась плавность хода, благодаря новым амортизаторам, снизилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. Автомобиль получил новые дисковые вентилируемые тормоза на передние колеса с двумя суппортами на колесо. Так же изменился и способ переключения передач автоматической коробки, у ГАЗ-13 переключения происходило с помощью кнопок, а на ГАЗ-14 с помощью напольного рычага, который получил международную систему переключения режимов: P-R-N-D-2-1.

Несмотря на большие габариты по сравнению с предшественником, динамика автомобиля улучшилась благодаря изменению фаз газораспределения, новому впускному и выпускному коллектору, системе питания с двумя карбюраторами и некоторым другим изменениям. Благодаря этим изменениям мощность двигателя (который, по сути, был тот же что и у ГАЗ-13) удалось увеличить с 195 до 220 лошадиных сил, а максимальная скорость повысилась со 160 до 175 км/ч.

Как и предшественник ГАЗ-14 отличался богатой комплектацией. Автомобиль снабжался кондиционером, двумя отопителями и электромеханическим приводом заслонок воздухозаборника, это позволяло поддерживать индивидуальный температурный режим для передних и задних пассажиров. Регулировка сидений производилась по горизонтали, по углу наклона и высоте. Стеклоподъемники, как и у предыдущей модели, были снабжены электроприводом. На ГАЗ-14 стояла самая передовая по тем меркам радиосистема высшего класса Рижского радиозавода с кассетной приставкой Литовского («Vilma») или Германского («Blaupunkt») производства и пультом дистанционного управления для задних пассажиров, а некоторые модификации оснащались и радиотелефоном «Алтай» или спутниковым «Кавказ». ГАЗ-14 оснащался подогревом не только заднего стекла, но и боковых стекол, гидроусилителем руля, фараочистителем, центральным замком и мощной шумоизоляцией.

Модификации

ГАЗ-14-05

Парадный автомобиль с открытым кузовом типа фаэтон. Выпускался в период с 1982 по 1988 год, всего было выпущено 15 экземпляров. Данный автомобиль в отличие от своего предшественника ГАЗ-13Б имел боковые стекла лишь на передних дверях, тент натягивался не с помощью электрогидравлической системы, а вручную и только над передним сиденьем. В качестве дополнительного оборудования автомобиль имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки. По имеющейся информации, один из фаэтонов был подарен Фиделю Кастро, а самый первый автомобиль ГАЗ-14-05 хранится в музее ОАО «ГАЗ»

ГАЗ-14-07

Не вошедший в серийное производство автомобиль с кузовом типа лимузин, внешне отличался имитированной под ГАЗ-3102 решёткой радиатора, и новыми пластиковыми очками для блока передних фар. На данный автомобиль была установлена первая Советская климатическая установка «Весна», которая управлялась кнопочным блоком управления с дисплеем позволяющим задавать различные настройки циркуляции и температуры воздуха в салоне. Теперь не только отопитель, но и кондиционер обслуживали весь объём салона. Сидения оснастили электрорегулировками с памятью на 2 персоны, а также встроенным подогревом. Ко всему прочему, электропакет пополнился электроприводами регулировки зеркал заднего вида и электрошторками. Комфорт водителя был улучшен регулируемой по высоте рулевой колонкой.

Двигатель ГАЗ-14-07 доработали, добавили ещё по одной свече на каждый цилиндр, что повлекло за собой увеличение числа клапанов до 32. На автомобильный двигатель, впервые в СССР были установлены два инжектора ИС-52. В результате этих доработок мощность двигателя возросла с 220 до 485 лошадиных сил, а максимальная скорость увеличилась с 175 до 220 км/ч. С увеличением максимальной скорости двухконтурную тормозную систему дополнили задними дисковыми тормозами.

Пустить данный автомобиль в серийное производство не удалось в связи с постановлением М. С. Горбачёва о снятии автомобилей «Чайка» с производства.

ГАЗ-РАФ-3920

Санитарный автомобиль, построенный заводом РАФ на базе ГАЗ-14. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу. Остальные автомобили были окрашены в чёрный цвет.

Фотографии

Некогда суперпопулярный в узких кругах партийно-государственной номенклатуры представительский автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» уже в 1960-х годах начал терять свою привлекательность. Претенциозная машина с дизайном конца 1940-х годов, изобилующая самолётными килями, хромированными молдингами и вычурными решётками, стала казаться вчерашним днём быстротекущей автомобильной моды. Художники-конструкторы ГАЗа попытались видоизменить внешность «Чайки» (известна, например, фотография модификации ГАЗ-13 с четырьмя фарами, мелкоячеистой решёткой радиатора и более плоским бампером), однако инициатива заводских дизайнеров не была поддержана «верхами».

Работа по созданию нового, третьего по счёту представительского автомобиля большого класса началась на ГАЗе лишь в 1967 году. Главными задачами проектирования стали полное обновление внешнего вида автомобиля с учётом мировых тенденций развития автодизайна, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей, повышение безопасности, надёжности и долговечности, а также снижение трудоёмкости обслуживания. Однако, по сути, ГАЗ-14 оказался всё же лишь радикально модернизированным вариантом предыдущего представительского автомобиля ГАЗ-13 «Чайка».

В 1968 году был готов полноразмерный макет нового ГАЗ-14, выполненный дизайнерами в соответствии с тенденциями мировой автомобильной моды на представительские автомобили того времени. Не прошло и года, как проект был утверждён макетной комиссией, что стало разрешением на изготовление автомобилей-прототипов.

Первые прототипы создавались на базе ГАЗ-13, однако «спрятать» в автомобиль с низким силуэтом раму с высокорасположенным двигателем оказалось непросто, поэтому ходовую часть автомобиля пришлось проектировать заново.

Дизайн ходового прототипа второй серии прорабатывался художником-конструктором Станиславом Волковым, выпускником Художественнопромышленного училища имени В.И. Мухиной. Опытный образец по его проекту был создан в 1971 году. Машина получила раму с увеличенной на 200 мм колёсной базой, а также двигатель с уменьшенной высотой. За первым образцом последовало ещё несколько прототипов с различными вариантами внешнего вида.

В 1975 году предсерийные машины были направлены в испытательный пробег по дорогам Кавказа и Крыма, а годом позже на тех же трассах состоялись государственные испытания, результатом которых стала рекомендация автомобиля к серийному производству.

Первая промышленная партия ГАЗ-14 была выпущена в 1977 году.

Некоторые знатоки автостарины утверждают, что один из них, окрашенный в вишнёвый цвет, был собран досрочно, ко дню рождения генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

Компоновка автомобиля выполнена по классической рамной схеме с передним расположением двигателя и ведущими задними колёсами. Рама практически такая же, как на ГАЗ-13 – хребтовая, Х-образная. Колёсная база по сравнению с предыдущей «Чайкой», была увеличена до 3450 мм, что позволило пассажирам с удобством пользоваться креслами-страпонтенами среднего ряда. Высота нового автомобиля была уменьшена до 1525 мм, что привело к снижению его центра тяжести, уменьшению лобового сопротивления и повышению устойчивости машины на высоких скоростях.


Восьмицилиндровый V-образный двигатель незначительно отличался от того, что был установлен на ГАЗ-13 (добавлю, подобные моторы стояли также на грузовиках и самоходных орудиях, выпускаемых ГАЗом), однако изменение фаз газораспределения, установка новых впускного и выпускного коллекторов, а также двух карбюраторов вместо одного позволило поднять мощность мотора со 195 до 220 л.с. В результате несколько улучшилась приёмистость «Чайки», и до 175 км/ч возросла её максимальная скорость. Утверждают также, что для уменьшения высоты двигателя был несколько увеличен развал блока цилиндров.

Коленчатый вал оснастили гасителем крутильных колебаний, что снизило уровень вибраций, а толкатели клапанов сделали гидравлическими. Система зажигания машины стала электронной, что повысило надёжность и стабильность работы двигателя на высоких оборотах.

Стоит напомнить, что на ГАЗ-13 сиденье водителя и переднего пассажира представляло собой единый диван, ну а на ГАЗ-14 это были уже раздельные сиденья ковшеобразной формы, положение которых можно было регулировать по горизонтали, высоте и углу наклона. Правда, на «чайках» с перегородкой между передней и задней частью салона регулировка положения кресла была минимальной – чаще приходилось подбирать шофёра под размеры рабочего места водителя.

Автоматическая коробка передач ГАЗ-14 несколько отличалась от АКП предыдущей «Чайки» – она имела иные передаточные числа в ступенях планетарного редуктора, а также совсем другой селектор режимов работы АКП: прежний кнопочный, располагавшийся на панели приборов, был заменён напольным рычагом, практически таким же, как на современных машинах с коробками-автоматами. Соответственно, АКП имела три передачи для движения вперёд и одну – для движения задним ходом. Передачи включались с помощью двух многодисковых механизмов сцепления, двух ленточных тормозов и муфты свободного хода.

Передняя подвеска автомобиля – независимая, бесшкворневая, пружинная, на поперечных рычагах, с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и со стабилизатором поперечной устойчивости. В общих чертах подвеска осталась почти такой же, как на ГАЗ-13, однако ряд её узлов был основательно модернизирован. В частности, шкворни и резьбовые втулки были заменены шаровыми опорами и сайлент-блоками (резинометаллическими шарнирами).

Основа задней подвески – две продольные листовые несимметричные рессоры. Для гашения колебаний использовалась пара телескопических амортизаторов двустороннего действия. Рессоры и задний мост машины соединялись стремянками через резиновые подушки, изолирующие салон от шума и вибраций.

ГАЗ-14 был оборудован рабочими и стояночными тормозами. Первые, с гидравлическим приводом, устанавливались на всех колёсах автомобиля, стояночные же с помощью механического привода стопорили только задние колёса.

Тормозные устройства передних колёс были дисковыми, вентилируемыми, задние – классическими барабанными. Гидропривод тормозов был двухконтурным, причём каждый из контуров был задействован на два передних и одно заднее колесо. Ко всему, каждый контур оснащался собственным гидровакуумным усилителем, а вся тормозная система в целом – центральным вакуумным усилителем.

1 – патрубки системы вентиляции и отопления; 2 – переключатель фар и указателей поворота; 3 – рулевое колесо, 4 – приборная панель; 5 – рычаг управления АКПП; 6 – рычаги регулировки отопления и вентиляции; 7 – предохранители; 8 – перчаточный ящик; 9 – пепельница и прикуриватель; 10 – выключатели; 11 – педаль акселератора; 12 – выключатель массы аккумулятора; 13 – замок зажигания и противоугонного устройства; 14-тормозная педаль; 15-рукоятка привода замков капота; 16-рукоятка управления жалюзи радиатора; 17 – включатель насоса подачи стеклоомывающей жидкости; 18 – педаль включения стояночного тормоза; 19 – рукоятка отключения стояночного тормоза

1 – комбинация контрольных приборов; 2 – головка перевода стрелок часов; 3 – часы; 4 – спидометр; 5 – кнопка сброса суточного пробега; 6 – выключатель вентилятора переднего отопителя; 7 – выключатель вентилятора заднего отопителя; 8 – выключатель стояночных фонарей; 9 – радиоприёмник; 10 – регулятор кондиционера; 11 – переключатель вентилятора кондиционера; 12 – выключатель аварийной сигнализации; 13 – выключатель стеклоочистителя; 14 – контрольная лампа системы обогрева заднего стекла; 15 – кнопка управления воздушными заслонками карбюратора; 16 – контрольная лампа включённого дальнего света; 17 – контрольная лампа работы указателя оборотов; 18 – включатель обогрева заднего стекла; 19 – включатель противотуманных фар; 20 – центральный переключатель света; 21 – включатель очистителя фар

1 – контрольная лампа состояния аккумулятора; 2 – контрольная лампа резервного остатка топлива в баке; 3 – указатель количества топлива в баке; 4 – контрольная лампа неисправности рабочих тормозов; 5 – контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 6 – указатель давления масла в системе смазки двигателя; 7 – контрольная лампа-дублёр; 8 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 9 – контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости; 10 – контрольная лампа включённого стояночного тормоза; 11 – амперметр

В отличие от ГАЗ-13, где стояночный тормоз стопорил выходной вал коробки передач, на ГАЗ-14 он с помощью небольшой педали под левой ногой водителя затормаживал задние колёса.

Рулевое управление автомобиля состояло из редуктора, тяг и гидроусилителя. Наличие последнего значительно уменьшало усилие на рулевом колесе и существенно повышало безопасность движения, а также комфортабельность управления легковой машиной полной массой более трёх тонн.

Рулевой редуктор, в который входили глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, имел среднее передаточное число 18,2.

Гидроусилитель рулевого управления состоял из лопастного насоса, распределителя и силового цилиндра, при этом насос устанавливался на двигателе и приводился во вращение двухручьевой клиноременной передачей от шкива на коленчатом валу двигателя.

1 – пружина; 2 – нижний рычаг подвески; 3 – буфер хода сжатия; 4 – гайка; 5 – нижний шаровой шарнир; 6 – регулировочная гайка затяжки подшипников ступицы колеса; 7 – колпак колеса; 8 – колпак ступицы; 9 – цилиндр тормоза; 10 – ступица с тормозным диском; 11 – стойка; 12 – верхний шаровой шарнир; 13 – болт верхних рычагов; 14 – буфер хода отдачи; 15 – верхние рычаги; 16 – регулировочные прокладки; 17 – ось верхних рычагов

1 – лонжерон рамы; 2 – задний мост; 3 – колесо; 4 – передний кронштейн рессоры; 5 – буфер хода сжатия; 6 – верхние рычаги; 7 – рессора; 8 – серьга

Рулевое управление ГАЗ-14:

1 – масляный насос; 2 – дополнительный бачок насоса; 3 – основной бачок; 4 – рулевой редуктор; 5 – соединительная муфта; 6 – рулевая колонка; 7 – рулевое колесо; 8 – правая рулевая тяга; 9 – маятниковый рычаг; 10 – средняя рулевая тяга; 11 – цилиндр гидроусилителя; 12 – кронштейн; 13 – золотниковый механизм; 14 – левая рулевая тяга; 15 – поворотный рычаг стойки

В отличие от предшественника, в оснащение ГАЗ-14 входило немало устройств, повышающих комфорт и безопасность. Так, машина была оснащена разветвлённой системой отопления и вентиляции с тремя (!) отопителями, встроенным кондиционером, дистанционным электроприводом заслонок воздухозаборников, стеклоподъёмниками с электроприводом, а также стереофонической аудиосистемой «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма» и пультом дистанционного управления в левом подлокотнике заднего дивана.

К средствам пассивной безопасности относились силовые пояса в дверях, мягкая обивка внутренней части салона, задние противотуманные фонари, а также редко в то время встречавшиеся трёхточечные ремни безопасности. Помимо этого следует упомянуть фароочистители, систему блокировки дверей с места водителя. Зеркало заднего обзора на «Чайке» было только внутриса-лонное, однако пользы от него было немного, поскольку у большинства «чаек» заднее и задние боковые окна зашторивались. Внешнее водительское зеркало было установлено на машине лишь в середине 1980-х годов.

В завершение следует заметить, что автомобиль, запущенный в серию в 1977 году, выглядел вполне современным, отвечавшим стилистическим направлениям мирового автодизайна. Монтаж ГАЗ-14 осуществлял ПАМС (производство автомобилей малых серий), подразделение Горьковского автозавода.

Сборка машин производилась на стапелях, вручную, бригадным методом, с производительностью около сотни ГАЗ-14 в год. Те; ология сборки была весьма сложно, так, в её процессе монтажникам приходилось несколько раз собирать и разбирать каждый автомобиль. Машины окрашивались пятнадцатью слоями чёрной нитроэмали с промежуточной шлифовкой слоёв, после чего проходили приёмочные испытания на различных трассах протяжённостью в сотни километров.

Производство представительского автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» продолжалось вплоть до 1988 года, за неполные 11 лет было выпущено 1120 таких машин нескольких модификаций.

Завершение выпуска последней «Чайки» оказалось весьма печальным. В 1988 году в стране разгорелась нешуточная «борьба с привилегиями», в рамках которой автомобиль был снят с производства, а последняя полусобранная машина отправлена в металлолом. Мало того, чуть ли не впервые в истории ГАЗа, одновременно были уничтожены рабочая документация на автомобиль, технологическая оснастка, сборочные стапели и кузовные штампы. Несколько лет назад Техсовет ОАО «ГАЗ» обсуждал идею возобновления производства ГАЗ-14 – внешний вид представительского автомобиля мог бы ещё много лет соответствовать современной автомобильной моде. Однако без уничтоженных документов и оснастки воссоздание «Чайки» влетело бы в такую копеечку, что о рентабельности её выпуска не могло быть и речи.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-14 «ЧАЙКА»

Длина, мм……………………………………….6114
Ширина, мм……………………………………2020
Высота, мм……………………………………..1525
База, мм………………………………………….3450
Колея, мм……………………………………….1580
Дорожный просвет, мм……………………..180
Снаряжённая масса, кг……………………2605
Полная масса, кг……………………………..3165
Ёмкость топливного бака, л………………100
Рабочий объём двигателя, л……………..5.53
Мощность, л.с…………………………………..220
Передние тормоза…………………….дисковые
Задние тормоза……………………барабанные
Передняя подвеска…………….независимая, пружинная
Задняя подвеска…………………….зависимая, рессорная
Максимальная скорость, км/ч……………175
Время разгона до 100 км/ч, с……………….15
Расход топлива, л/100 км…………..17,5 – 29