» » Храм императора александра 2 в крыму. Памятники и храмы в честь Александра II

Храм императора александра 2 в крыму. Памятники и храмы в честь Александра II

Немного о памятниках и храмах в честь Александра II. История рязанского храма, основанного в честь Царя-Освободителя.

130 лет назад от рук террористов погиб Император Александр II (1818-1881).
В память об убиенном Государе были воздвигнуты памятники в России.
Так, известный скульптор А.М.Опекушин поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим; по оценкам, «очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения». Увы, после 1917 большинство из созданного Опекушиным было уничтожено.

Большевики варварски уничтожали памятники Царю-освободителю по всей стране. Теперь, когда оценены заслуги Государя Императора Александра II, в России пытаются возродить разрушенные памятники.

Водолазы не смогли обнаружить на дне Волхова в Великом Новгороде сброшенный в реку коммунистами памятник императору Александру II. Предмет, который при гидроакустическом сканировании дна в 2004 году, был принят за монумент, оказался причудливым нагромождением бревен.
Каменный памятник Александру II был установлен на Торговой стороне Новгорода в конце XIX веке. В мае 1920 года участники коммунистического субботника сбросили монумент в Волхов.
(отсюда)

Свою историю имеет памятник Государю в Москве. 14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны.

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента. При сносе памятника лысый кровавый коротышка Ленин, кипя от злобы накидывал веревку на шею скульптуры... Полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

Но историческая справедливость восторжествовала. В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника — Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Больше повезло тем памятникам, которые находились за рубежом.
Например, в Болгарии Александр ІІ известен как Царь-освободитель. Его манифест от 12 (24) апреля 1877 об объявлении войны Турции изучается в школьном курсе истории. Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 принёс свободу Болгарии, после пятивекового османского ига, которое началось в 1396 году.
И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время Великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле брани за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

Памятник Царю-Освободителю в Софии

В столице Великого княжества Финляндского Гельсингфорсе, на Сенатской площади, перед кафедральным евангелическо-лютеранским собором 17 апреля 1894 года был открыт памятник Александру II, работы Вальтера Рунеберга, отлитому по модели скульптора Таканена. Памятником финны выразили благодарность за укрепление основ финской культуры и, в том числе, за признание финского языка государственным.

Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки

Помню, когда-то друг показывал фотографии, которые он наснимал в Хельсинки. И очень удивился, когда я объяснил ему, что на одном из снимков он запечатлел памятнику Императору Александру II ...

Своеобразным памятником Государю-Освободителю стали храмы.
Например, в Санкт-Петербурге на месте гибели царя на средства, собранные по всей России, был возведен Храм Спаса-на-Крови. Собор был построен по приказу Императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), и освящен 6 августа 1907 года — в день Преображения.

В Рязани был построен храм - в честь чудесного спасения Государя от покушения. Но пока храм строился, террористы все-таки убили Императора Александра II. И рязанский храм стал одним из первых храмов в память убиенного Государя.

30 августа 1879 года в Рязанской пригородной Троицкой слободе состоялась закладка храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. Преосвященный Василий - епископ Михайловский, викарий Рязанский при этом выразил свою мысль в таких словах:
«С молитвенным призыванием Божия благословения положено основание храма Божия среди крестьянских жилищ… Построение начинаемого храма в здешней местности, кроме желания иметь в нем удобнейшее удовлетворение своих духовных нужд, предпринято благочестивыми жителями этой местности и с тою целью, чтобы увековечить в потомстве память о явлении величайшей Божией милости к русскому народу в чудесном спасении драгоценной жизни возлюбленного нашего Монарха, благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича от руки гнусного злодея. Поэтому храм сей строится с высочайшего соизволения, посвящается имени св. благоверного великого князя Александра Невского. Основание этого храма благоприлично полагается в день тезоименитства его Величества».

И еще в своей речи епископ затронул мысль о том, что жители пригородной слободы г.Рязани, озабоченные будущим своих детей, без чьего либо указания решили построить этот храм именно в этом месте. «Чутьем здравого смысла они предполагают, что их детям грозит беда (как они были правы!)- и вот они спешат для отвращения этой беды, создать Божий храм, в котором дети их научились бы бояться Бога и почитать царя…»

Храм в Троицкой слободе был задуман в честь чудесного спасения императора Александра II, которое произошло 2 апреля 1879 года. История трагедии и чудного спасения государя такова. Александр II как всегда прогуливался утром около Зимнего дворца. Вдруг неизвестный человек, неожиданно появившийся, выхватил револьвер и сделал в государя несколько выстрелов. К счастью, пули не задели помазанника Божия - государь остался и на сей раз жив, а злоумышленник был пойман. «Почему на сей раз?»- спросите вы. Да потому, что на жизнь государя было совершено шесть покушений. Последнее, совершенное в 1881 году, оборвало его жизнь.

«Перед мысленным взором», - писал И.С.Аксаков в дни народной скорби по царю Александру ІІ - освободителю крестьян: «неуклонно стоит окровавленный образ Царя доброго, кроткого, благодушного, убитого среди бела дня… На тесных полицейских санях везут его, первого человека Русской земли, уже полумертвого, с обнаженной, склоняющийся от слабости головой, везут освободителя миллионов людей своего и чужих народов, давшего всей России новое бытие, даровавшего такой простор жизни, которого она еще не знала… Стыдно и совестно становится русскому глядеть на свет Божий. Точно будто кто совершил над нами публичное поругание, всенародно осрамил нас самым бесстыдным срамом, и мы, оскверненные, стоим перед всем миром, перед тем миром, где повсюду имя усопшего чтится с благоговением…»

Прошло почти 5 лет с момента закладки храма в Рязани и 2 года - с момента последнего покушения на императора и его трагической страшной кончины. И вот 8 сентября 1884 года преосвященный Феоктист (Попов), Епископ Рязанский и Зарайский производил освящение «в Новоалександровской (Троицкой тож) слободе вновь выстроенный жителями слободы храм в память избавления от опасности жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра II каменный храм во имя Пресвятой Троицы».

В этом торжестве участвовали настоятель рязанского Троицкого монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов), кафедральный протоиерей Х. Романский, ректор семинарии, протоиерей Иоанн Смирнов, а также большое количество протоиереев монастырей и храмов г.Рязани. Храм этот был особенный, о чем не раз подчеркивалось в речах выступающих. Освящение было завершено торжественными словами священника Иоанна Алякрова. Храм еще не был готов полностью, и основные торжества предусматривались в будущем. Но и этот день получился светлым.

В торжественном слове оратор выразил надежду на то, что жители слободы смогут увидеть вскоре храм полностью законченным с еще двумя престолами во имя благоверного князя Александра Невского и святителя и чудотворца Николая. «Искренняя любовь к государю не допустит оставить недоконченным построение священного памятника сего» сказал оратор напоследок.

И вот 23 ноября 1884 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Преосвященный Феоктист (Попов) уже освящал два новых предела. По случаю такого торжества слобода, которая называлась Троицкой, т.к. прилегала к Троицкому монастырю, по Высочайшему повелению стала называться с 31 марта 1883 года Ново-Александровской.

«Рязанские епархиальные ведомости» отмечали, что новоосвященный храм по своему историческому значению был первым храмом в России - памятником спасению государя-императора. А потому и торжество получилось грандиозное для Рязани.

Освящение проходило в присутствии большого количества народа, войск и священнослужителей. Православные стекались к храму со всей Рязани и местных селений. По свидетельствам очевидцев, оставивших свои незабываемые впечатления на страницах «РЕВ», два прекрасных хора сопровождали торжество освящения, которое проводил сам Владыка. После литургии был концерт и произнесено много хороших и теплых слов в адрес строителей и благоукрасителей храма. Все желающие не могли разместиться в храме, хотя он был очень просторным.

По окончании богослужения войскам было предложено угощение, которое сопровождалось музыкой, пением народных гимнов. Почетные гости были приглашены на праздничный обед в дом председателя комитета по построению храма купца I гильдии Павла Александровича Хрущева, который много сил положил на то, чтобы храм этот был возведен.

Жителям же Александро-Невской слободы угощение было предложено на площади около новоосвященного храма. Автор статьи говорил не о разгульном веселии, которое может представиться читателю этих строк. Именно о высоком духовном торжестве шла речь, о неподдельном патриотизме и любви к России и государю. Можно поблагодарить автора строк - он остановился не только на внешней стороне праздника и высоком духовном подъеме русского народа. Он ввел нас внутрь храма, храма, которого уже, к сожалению, нет.

«При входе в храм, он поражает всякого своим величественным устройством, изяществом работы резного деревянного иконостаса, прекрасною выразительной живописью икон и, главное, полнотою и законченностью идеи, которую старались в нем выразить строители и опытные руководители…. Без слов он красноречивее всяких слов выражает идею, которую можно формулировать следующими словами: «Бога бойся, Царя чтите, и уставы церковные храните».

На левой стороне от западных дверей поражала всех картина распятия Христа Спасителя, на правой - изведение из ада бывших там до Воскресения праведников. На горнем месте в глубине алтаря на полотне было выполнено изображение Воскресшего Христа, а на куполе над самым престолом, куда взор молящегося не мог проникнуть - изображение Господа Саваофа. Храм был устроен так, что сразу обнимал взором иконостас всех трех пределов.

В каждом же пределе иконы располагались таким образом, чтобы увековечить события, произошедшие с Царем-Освободителем, царем мучеником Александром II, которого Божий промысел не раз хранил от рук убийц, надеясь, что народ русский не потеряет свой разум до конца. Нет, не случилось этого. Поэтому, изумленно и печально смотрела на молящихся с иконы в Александро - Невском пределе преподобно-мученица Евдокия «пораженная ужасом неслыханного злодеяния… Кисть художника старалась выразить на лице ее самое страшное событие в ряду исчисленных злодейств…».

Престол во имя Николая чудотворца символизировал единую церковь, выполнение правил которой помогает людям стать истинным христианином. Икона Преображения Господня над Царскими вратами как бы символизировала, что, уподобляясь в молитве своей Богу, мы, как Он, будем преображаться.

И так, храм был задуман и выполнен как символ единения Бога (Троицкий предел)- царя-помазанника Божия (предел Александра Невского) - и Церкови, ее уставов (Николаевский предел) и отражал историю христианства, Русского государства и русской православной церкви. Долгие годы храм радовал своей красотой прихожан слободы.

В 1906 году в «Рязанских епархиальных ведомостях» отмечалось, что Троицкая церковь - лучшая церковь г.Рязани. Много мыслей и чувств вызывал этот храм. Ведь его строители и благоукрасители открыто объявили войну неверию, о чем неоднократно говорилось в произносимых словах при освящении храма. Устроители верили и в то, что еще многие годы Троицкий храм «будет служить знамением борьбы веры с неверием и меркою гражданского и политического благосостояния и могущества народа» (вдумайтесь в эти слова, произнесенные в 1884 году). Храм был любим. Его прихожане не стеснялись делать жертвы, ведь они это делали Богу. Рядом с храмом было расположено кладбище, землю в 2 десятины под которое тоже пожертвовали благодетели.

Рядом с храмом был вырыт колодец, который обеспечивал чистой водой слободу. Близ колодца была воздвигнута часовня. Еще одна часовня, приписанная к храму, была сооружена в память спасения жизни Александра II, и находилась близ станции «Рязань». В приходе были двухклассное образцовое мужское и женское училище, которое содержалось на средства Общества Рязанско - Уральской железной дороги, двухклассное Министерское училище при ст. «Рязань», Александровская Учительская семинария и начальное земское училище. Жители Троицкой слободы были довольны своим приходом.

К 1917 г. храм имел три престола. Главный - во имя Животворящей Троицы, правый - во имя благоверного князя Александра Невского, левый - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Утварью он был достаточным. В нем по штату полагалось иметь трех священников, диакона и трех псаломщиков, которым жалования не платилось.

Земли у церкви было 3 ½ десятины.

В 1923 году Троицкий храм в документах описывался так: «Церковь каменная, с таковою же колокольней с 11 колоколами на ней, крытая железом, прочная, с тремя престолами и иконостасами». «Церковь имеет над собой купол каменный с железным крестом. Окон в нем 18. Церковь обнесена каменной оградой» Одиннадцать колоколов храма долго разносили свой звон над городом. Кому-то они мешали, а многим помогали выжить в тот страшный период.

С.Д.Яхонтов - рязанский историк, архивист вспоминал после пребывания в Рязанской тюрьме в 1929 г.: «…Особенно тяжело мне было под праздники. Становясь перед окном в сторону Троицкого храма, когда оттуда слышался благовест, я скорбел от удаления от храма. Там молятся, открывают свою душу в молитве и тем облегчают свое горе, а я лишен этого лекарства. Одиночество было бы не под силу, если бы не религиозное стремление. Храм! Храм! Как долго я так простаивал, воображая себя в храме и слезы… слезы! Господь услышал меня, и увидел слезы. Это спасло меня от отчаяния. Это была моя жизнь, невидимая для других. Берегите Бога!…Кто не имеет религии, тому худо приходилось». Для православных это было трудное время. Не верьте, что храмы закрывались без христианских слез. Их много было, наших родственников, кто душой скорбел, когда никли главки храмов…

В этот период стали закрываться многие домовые храмы и городские монастыри. С.Д.Яхонтов писал: «В начале революции - уничтожены были в Рязани все домовые храмы. Назову некоторые из них, чтобы не исчезли они совсем из памяти истории: 1 - При Епарх.ж. уч., 2. духовном мужск. Учил. 3. При архри. Предтеч. 4.Св. Стратига при Архиер. же доме 5.Технич. город. Училище, 6. При доме Труда, 7.При тюрьме. 8.Епарх. епарх. викариатстве,9.Богодельне дворянской, 10.гимназич. пансион, 11 Семинарии. 12.Полковой храм.»

Из учреждений и с улиц стали убираться иконы, которые собирали еще действующие храмы и монастыри. Троицкий храм принял святые иконы со станции «Рязань» и из депо. Когда закрывался Казанский женский монастырь в Рязани и решался вопрос об его имуществе, совет храма сделал на письме о приеме имущества монастыря интересную приписку карандашом: «Желательно иметь у себя св. икону Казанской Божией Матери». Других икон храм, к сожалению, принять не мог. А чудотворная икона была передана в Воскресенский храм г.Рязани.

С января 1924 года в Рязань прибыл епископ Глеб (Покровский). В его архивно-следственном деле остались воспоминания о Троицком храме. Они трогательны, и невольно переносят нас в те времена: «Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, со строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он, скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».

Настоятелем Троицкого храма долгое время был протоиерей Николай Михайлович Урусов. На его долю выпали трудные годы гонений на церковь Христову. И он испытал эти гонения одним из первых в нашей епархии.

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось письмо, написанное архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием, протоиереем Троицкой церкви г.Рязани Николаем Урусовым и иереем. Солотчинского храма Феодором Орлиным Владыке Иоанну (Смирнову), в котором они поздравляли Владыку с днем Ангела и благодарили за помощь, оказанную им, заключенным Покровского лагеря. «С искреннею сыновней любовью и преданностью поздравляем Вас с Днем Ангела и усердно просим Вашего Архипастырского благословения и святительских молитв о нас заключенных узниках». Заключенные благодарили и Патриарха Тихона, который также проявил о них отеческую заботу, и сообщали: «В Покровском лагере в числе заключенных духовных лиц один из Петрограда, а остальные все рязанцы. Из Рязанцев четверо - в Нижнем Новгороде - священники Михаил Озерский, Гавриил Спешнев, Иоанн Мостинский и Андрей Тимофеев, и один в Яузинской больнице Николай Волынский. 1919 г. Сентбрь26/октябрь 9»
Это письмо бесценно, так как приоткрывает некую тайну о священстве, которую хотели от нас скрыть. Священномучеников много, многих из них мы не знаем, но Бог приоткрывает эти тайны…

Николай Михайлович Урусов после лагеря вернулся в родной храм. Много трудов он положил на этом поприще. В 1926 году он был несправедливо уволен от своих обязанностей постановлением членов общины, среди которых стали появляться люди, далекие от религии. С этим не могли смириться возмущенные прихожане Троицкого храма. Они просили восстановить справедливость и вернуть о. Николая. Писем было написано много, и во всех - просьба вернуть любимого пастыря. На сей раз, справедливость была восстановлена. Был уже 1928 год.

В 1935 году храм был передан обновленцам, якобы, по просьбе прихожан. Еще более возмущенные прихожане написали протест, но на этот раз все было тщетно. Обновленцы обосновались в храме, не им принадлежащем. Прихожане забыли дорогу туда, и решением Рязгорисполкома от 16.09.35 года он был передан под клуб МКЖД. Через много лет его снесли, так как красота была превращена ни во что. На месте, где некогда был храм царю-освободителю воздвигнут был дворец профсоюзов, позже переименованный в МКЦ - муниципальный культурный центр.

Отсюда: Синельникова Т.П.

19 февраля (3 марта) исполнятся 150 лет подписания Императором Александром II Манифеста об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
1 (13) марта - 130 лет со дня гибели Александра II от руки террориста.
Давайте, посмотрим на сегодняшнее состояние петербургских памятников Императору-Освободителю



На Суворовском
Этот памятник был открыт 31 мая 2003 г. перед зданием бывшей Николаевской академии Генерального штаба на Суворовском пр., 32б. Он является подарком Украины к 300-летию Санкт-Петербурга и точной копией статуи, созданной скульптором Марком Антокольским (1843-1902).
Газета "Киевлянин" от 23 ноября 1910г. сообщала: "Вчера, 22 ноября, Киевским городским головой получено уведомление от барона В.Г.Гинзбурга о том, что он намерен принести в дар гор. Киеву статую Императора Александра II, модель которой изготовлена известным скульптором Антокольским. Статуя эта будет изготовлена из бронзы и на днях будет отлита в Париже, после чего она будет прислана в Киев. Барон Гинзбург изъявляет желание чтобы статуя Императора Александра II была установлена в зале публичной городской библиотеки" (ныне -- Парламентская библиотека в Киеве).

Оригинал статуи был установлен в 1910г. в вестибюле городской публичной библиотеки, а ныне пребывает во дворике Киевского музея русского искусства.

Это единственный из 3-х памятников Александру II в Киеве, сохранившийся до наших дней. Гипсовый авторский вариант скульптуры, изготовленный в конце 1890-х гг., находится в коллекции ГРМ в Санкт-Петербурге.

Возле Центробанка
Памятник императору Александру II на ул.Ломоносова возле Главного управления Центробанка по Санкт-Петербургу был открыт 1 июня 2005г. Красную ленточку перерезал тогдашний глава российского Центробанка Виктор Геращенко. Александр II считается основателем Государственного банка Российской империи (1860г.), от которого ведет свою историю нынешний Центробанк РФ

Бронзовый бюст Императора, по имеющейся информации был отлит еще до революции и является копией работы скульптора Матвея Чижова (1838-1916), оригинал которой также находится в ГРМ. На табличке постамента надпись: «...Государственному Коммерческому Банку согласно с утвержденным Нами Уставом, дать новое устройство и наименование Государственного Банка...» .
Архитектор проекта - член-корреспондент Российской Академии художеств петербуржец Вячеслав Бухаев.


Выбор места объясняется тем, что лишь финансовая помощь Центробанка в деле установки памятника позволила довести ее до конца.

Во дворе Университета
Бронзовая композиция работы скульптора Павла Шевченко была установлена во дворе Филологического факультета СПб ГУ 1 марта 2008г.

По мысли автора она воссоздает трагический момент - террористический акт. Смысловой центр композиции - копия посмертной маски царя-мученика. Рядом с фигурой Александра II изображены крест, крыло словно бы отвернувшегося от него Ангела-хранителя и разорванный герб Российской империи.
Здание Филологического факультета было возведено по указу Александра II, который также передал Университету соседние Коллегии - нынешний административный корпус. В период правления царя-реформатора был принят устав Императорского университета.
Как выглядит монумент целиком, можно видеть .

Мне этот памятник откровенно не нравится. Замысел я считаю кощунственным, а исполнение и место установки – не соответствующими масштабу личности и историческому значению Государя.

Руины
На набережной Фонтанки, 132 находится занесенный снегом полуразрушенный постамент

Это все, что осталось от памятника Александру II, открытого здесь в 1892г. Скульптор - Н.А.Лаврецкий, архитектор - П.А.Самсонов.

В доме 132 находилась Александровская больница для чернорабочих в память 19 февраля 1861г. Она была открыта в 1866г. на личные средства Императора. Здание больницы построено в 1864-66гг. по проекту арх. И.В.Штрома.

Бронзовый бюст Императора был установлен на фигурной подставке и высоком ступенчатом постаменте из блоков цветного гранита. Он был изображен в гусарском мундире, с лентой и аксельбантом, в погонах, с Георгиевским крестом, орденами и звездами. Надписи на постаменте: с лицевой стороны: «Императору Александру II. Основателю больницы»; на боковых гранях: «Больница основана в память 19-го февраля 1861 г., Сооружен Городским Общественным Управлением в 1892г.»

Памятник был уничтожен в 1931г. На его постаменте долгое время красовался вождь мирового пролетариата. Затем и он исчез, но появилась надпись - «Человек-невидимка». С таким названием объект вошел в городской фольклор.

По информации газеты «Мой район»
над воссозданием монумента с 1996г. работает скульптор Станислав Голованов.

Однако за 15 лет требуемых на изготовление бюста 2 млн.рублей так и не нашлось. Очень хотелось бы достучаться до городских властей в этот юбилейный год. Хотя я не верю в такую возможность.

Теперь давайте пройдемся по ближайшим пригородам Петербурга.

Так выглядел памятник Царю - Освободителю в с.Мурино, открытый в 1911г. рядом с часовней св. блгв. князя Александра Невского

Это современный вид часовни. Дерево выросло, а заснеженный холмик слева - судя по всему, остатки постамента памятника.

Исчезнувшие
В том же 1911г. были открыты бюсты Императору Александру II:
- в Парголово, тоже перед часовней. При советской власти были уничтожены и памятник и часовня

В Старой Деревне, уничтожен

В Ропше, уничтожен.

В Ялте стоит прекрасный собор во имя Александра Невского. Он вызывает неподдельное восхищение у всех, кто его видит.

В 80-х годах XIX века по всей Руси строились храмы в память царя-мученика Александра II, погибшего 1 марта 1881 года от бомбы, разорвавшейся у его ног. Их освящали в честь Александра Невского, который был небесным покровителем русских царей. В Крыму в честь этого святого были построены храмы в Симферополе и Феодосии. Решили и ялтинцы возвести большой собор, тем более что город рос и храм Иоанна Златоуста стал тесен. Намерение горожан поддержал император Александр III.


Портрет императора Александра II

1 марта 1890 года учредили строительный комитет, который возглавил известный инженер, ученый, краевед А.Л. Бертье-Делагард. В состав комитета вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер, сын архитектора, построившего дворец в Ореанде.

Комитет обратился к Ялтинской городской управе с просьбой отвести для строительства место у Ливадийского моста. Но оказалось, что это место приносило городу хороший доход, поэтому предложили другое, в центре города, на пересечении улиц Садовой и Морской у подножия горы Дарсан. Большой участок земли, расположенный рядом, пожертвовал барон А.Л. Врангель. На храм жертвовали разные люди: городская управа выделила на строительство 6000 рублей, такую же сумму пожертвовал генерал-майор Богдан Васильевич Хвощинский, винопромышленник И.Ф. Токмаков 1000 рублей. А простые ялтинцы приносили кто сколько мог.


Первый проект храма разработал в 1889 году архитектор К.И. Эшлиман, но он не был утвержден. Новый проект поручили сделать Н.П. Краснову, который работал в соавторстве с П.К. Теребеневым. 1 марта 1891 года в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II состоялась торжественная закладка фундамента нового храма. Архиепископ Мартиниан отслужил молебен прямо на строительной площадке. Первый камень в основание будущего храма положила императрица Мария Федоровна.

Для храма архитектор выбрал древнерусский стиль, применив множество декоративных архитектурных элементов: пилястров, порталов, киотцев, сердечек. Собор построили двухъярусным, с открытыми галереями и шатровым крыльцом. Окрасили в бело-розовые тона, что сделало его нарядным, праздничным. Иконы для храма изготовили в Мстере Владимирской губернии.

11 колоколов для трехъярусной колокольни собора отливали в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Все колокола храму подарил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев.

Собор Александра Невского. Ялта

Освящение собора состоялось 4 декабря 1902 года архиепископом Николаем, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов. Новый храм поразил своей оригинальностью: «Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение комиссии, принимавшей храм.

В одиннадцать часов из Ливадии прибыла императорская семья. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, она прислала телеграмму: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе. Провозгласили многолетие и строителям храма и всем православным христианам.

Пышность и необыкновенная красота внешнего облика храма должны были сочетаться с внутренним оформлением. Поэтому в 1901 году провели всероссийский конкурс, победитель которого смог бы оформить интерьер Александро-Невского собора. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. По проектам Н.П. Краснова киевский художник И. Мурашко расписал иконостас, им же выполнена сплошная роспись купола и стен в византийском стиле. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Мозаика была выполнена учениками венецианского мастера Антонио Сальвиати.





Храм двупрестольный: верхний престол освящен во имя святого Александра Невского, а нижний - во имя святого Артемия, этого святого церковь чествует 20 октября, в этот день умер император Александр III. Все купола собора покрыли золотом. А особенной гордостью являлись одиннадцать колоколов, их малиновый перезвон разливался над Ялтой, окрестными горами и морем.


В одном из писем А.П. Чехов так отозвался о новом соборе: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию".

В едином стиле с храмом позже был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908 годах построили еще один дом в три этажа, здесь находился большой актовый зал для Александро-Невского братства. В этом доме разместилась церковноприходская школа и приют для слабогрудых больных. Школу назвали именем цесаревича Алексея.

Православное братство святого благоверного князя Александра Невского было создано по указу императора Александра III и Таврической Духовной консистории при симферопольском кафедральном соборе 23 ноября 1868 года. Основателем братства стал архиепископ Гурий (Карпов). Задачи братства были разнообразны: создавать церковно-приходские школы, оказывать им и храмам материальную помощь, возводить новые церкви, заботиться о бедных, престарелых и сиротах, бороться с расколами и сектантством. Во время Первой мировой войны Александро-Невское братство и община сестер милосердия Красного Креста собирали подарки, лекарства, лекарственные травы для солдат, устраивали лазареты и санатории для раненых. Братство пользовалось заслуженным авторитетом, его отличал дух милосердия и благочестия.


Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, прежде служивший в храме Иоанна Златоуста. Собор стал любимым храмом ялтинцев. Сюда приходили в праздничные дни и в дни горя. Храм разделил с прихожанами тяготы революции и гражданской войны, здесь не только поддерживали веру в людях, собор охранял, оберегал жизни людей. В 1918 году во время обстрела Ялты красногвардейцами в его стенах укрывались жители города.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Ф.М. Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Аутке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский.

В 1938 году собор закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку. В храме организовали спортивный клуб.

Богослужение в Александро-Невском соборе было возобновлено в 1945 году и с тех пор не прекращалось. Храму возвратили здание церковно-приходской школы, где раньше находился дом учителя. Теперь здесь вновь священники ведут беседы с детьми, при школе есть детский хор.

6 (18) октября 1883 г. в Петербурге был заложен храм «Спаса на Крови» (храм Воскресения Христова). Он был возведён по указу императора Александра III на месте, где 1 марта 1881 г. бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II . Собор стал памятником императору-преобразователю и символом покаяния народа России в его убийстве.

Храм «Спаса на Крови» является образцом позднего этапа эволюции «русского стиля». Его проект был разработан архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым), настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII в.

На 20-ти гранитных досках на фасаде храма высечены главные события царствования и указы Александра II. Украшением собора являются мозаики, выполненные по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина. Главное место в храме занимала сень (навес) на яшмовых колоннах, увенчанная топазовым крестом. Её расположили над местом, где произошло цареубийство. Под сенью сохранили фрагмент булыжной мостовой, на которую пролилась царская кровь.

Строительство храма-памятника велось при активном участии народа, присылавшего пожертвования со всех концов страны, и продолжалось 24 года. Собор был освящён 6 (19) августа 1907 г., в день Преображения.

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II, и ежедневно произносились проповеди. Однако собор не являлся приходским и не был рассчитан на массовые посещения. Он находился в ведении Министерства внутренних дел, и вход сюда осуществлялся по пропускам.

С 1923 по 1930 гг. храм являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии, затем был закрыт, а после войны длительное время использовался как склад. В 1970 г. было решено разместить в здании собора филиал музея, поэтому были начаты реставрационные работы, первый этап которых завершился только в 1997 г.

19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» вновь открылся для посетителей.

Лит.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000; Кальницкая Е. Я. Времена не выбирают... Неизвестные материалы из истории «Спаса на Крови» // История Петербурга. 2003 . № 1.

См. также в Президентской библиотеке:

Процесс 1-го марта 1881-го года: [дело об убийстве Императора Александра II: заседание особого Правительствующего сената для суждения дел о государственных преступлениях]. СПб., 1906 ;

Золотые купола главного православного собора Ялты невозможно не заметить, прогуливаясь по одной из самых живописных улиц города - Садовой. Собор Святого благоверного князя Александра Невского - не только один из красивейших храмов в Крыму, это еще и памятник отечественной истории, связанный с именами трех русских императоров.

Всем миром

Возведение златоглавого собора Александра Невского в Ялте связано с трагической смертью российского императора Александра-Освободителя, погибшего от рук народовольцев. В честь десятилетия со дня смерти Александра II ялтинской народной громадой было решено увековечить память о нем, построив новый собор. В это время по всей России строились храмы в честь Святого князя Александра Невского, являющегося небесным покровителем Дома Романовых. Эту идею поддержал император Александр III. С его благословения 1 марта 1890-го года был учрежден строительный комитет, который возглавил известный инженер и ученый А.Л. Бертье-Делагард. В состав также вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер. Средства на строительство собирали всем миром. Значительные суммы были пожертвованы знатными горожанами Б.В. Хвощинским и И.Ф. Токмаковым, а участок земли под строительство подарил барон А. Л. Врангель. Отлив колоколов для храма, который происходил в Москве, оплатил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев. В итоге, звонницу украсило 11 колоколов, один из которых весил 428 пудов, это более 6-ти тонн.

Первоначальный проект разработал архитектор К. И. Эшлиман. Однако этот вариант не был утвержден. Государь отметил, что в нем «было мало русского элемента». Напротив, проект известного в Крыму зодчего П. К. Теребенева пришелся всем по вкусу. Двухъярусное, пятикупольное здание, оснащенное трехъярусной колокольней, щедро украшенное открытыми наружными галереями и обилием колоритного русского узорочья в виде пилястров, крылец, сердечек и киотцев - таким предстал в последнем варианте будущий храм. Было решено возвести нечто сказочно красивое в древнерусском стиле.

Реализацию выполнения задуманного и общее руководство сооружением безвозмездно принял на себя военный инженер, строитель ялтинского мола А.Л. Бертье-Делагард. Строительный надзор был поручен известному архитектору Н.П. Краснову.

Более 10 лет ушло на строительство. За это время было построено два этажа, имеющие в своем составе две церкви: нижнюю во имя Св. Великомученика Артемия, и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского.

Необыкновенной красоте внешнего облика храма не уступало его внутреннее убранство. Для осуществления росписей и мозаичных работ были приглашены лучшие мастера. В 1901-м году прошел всероссийский конкурс, победителю которого было доверено оформление святая святых Александро-Невский собор. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. Иконостас изготавливался по проектам Н.П. Краснова, роспись купола и стен в византийском стиле выполнил киевский художник И. Мурашко. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Эту филигранную работу выполнили ученики венецианского мастера Антонио Сальвиати.

И вот, после долгой и кропотливой работы чудо-церковь была готова. В декабре 1902-го года на ее освещение прибыл сам император Николай II вместе со свитой. Это было знаменательное событие для Крыма, которое собрало огромное количество народу. Обряд освещения проводил архиепископ Николай, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов.

«Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение приемной комиссии и всех присутствующих и впервые увидевших новую Ялтинскую святыню. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, однако она прислала телеграмму, которая гласила: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Позже в газетах напишут: «Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Затем был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе…».

Позже рядом с храмом был построен двухэтажный дом-причта, напоминавший русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908-м годах на церковной территории построили еще один трехэтажный дом, здесь находился актовый зал для Александро-Невского братства. Здесь же разместилась церковноприходская школа, названная в честь цесаревича Алексея и приют для людей, страдающих легочными заболеваниями. Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, который до этого служил в храме Иоанна Златоуста.

Собор Александра Невского стал любимым местом крымчан. В одном из писем А.П. Чехов так охарактеризовал собор: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию». И в праздники, и в горестные минуты двери церкви были открыты для людей. Здесь крестились, венчались, проводили заупокойные службы.

Смутные времена

Храм разделил страдания и горести своих прихожан в лихие времена революции и гражданской войны. Словно остров, окруженный бушующим океаном, он стал прибежищем и утешением для страждущих. Собор охранял, поддерживал веру, оберегал жизни людей. В 1918-м году во время обстрела Ялты в его стенах укрывались жители города.

Во время революции здание уцелело, но не все богатое убранство. Под крики: «религия - опиум для народа!», колокола бесцеремонно сбросили и отправили в переплавку. В 1938-м году собор закрыли, а в его здании организовали спортивный клуб. До сих пор неизвестно, где находится иконостас. Позже, его реконструкция проводилась по фотографиям из личного архива архитектора Н.П. Краснова.

Богослужения были возобновлены в 1942-м году. В послевоенные годы в соборе служил выдающийся врач, философ и богослов ныне известный как святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский (В. Ф. Войно-Ясенецкий), а настоятелем, с начала 50-х годов, был его сподвижник и друг, митрофорный протоиерей Михаил Семенюк.

В 2002-м году крымчане отметили 100-летие со дня освящения Александра Невского собора. К этой знаменательной дате по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, при участии городской мэрии, а также руководителей всех здравниц и предприятий Большой Ялты, предпринимателей и простых людей, прошли работы по золочению куполов храма и проведена реставрация росписи иконостаса. В 2005-2006-м годах при непосредственном участии прихожан и городских властей был отреставрирован фасад собора. В настоящее время в соборе, как и в старые добрые времена, совершаются богослужения. С 1995-го года при храме действует общеобразовательная школа, в которой обучаются около 100 детей.