» » Мотор, диктующий новые стандарты.

Мотор, диктующий новые стандарты.

Серийный выпуск топливных насосов типа Common Rail для двигателей ЯМЗ-530 стартовал на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) в этом году. ТНВД создает давление 2000 атмосфер и имеет резервы форсирования до 2500 атмосфер, что обеспечивает качественное распыление топлива и устойчивую работу двигателя. Этот запас по величине давления при соответствующем изменении программы блока управления и настройке системы нейтрализации расширяет маневр для конструкторов. «С отечественной топливной аппаратурой двигателестроители не только добились уровня Евро-5, но и работают над соответствиями нормам Евро-6», - рассказал Григорий Войсков, инженер-конструктор ОАО «Авто дизель». Выход на уровень Евро-6, говоря официальным языком, дает российским автопроизводителям некий карт-бланш для экспорта отечественной продукции на крупные рынки, защищенные особыми техническими требованиями. Инвестиции в проект составляют около 500 млн руб.

Элементы системы топливоподачи Bosch

ТНВД ЯЗДА мод. 531 прошел испытания на современных стендах, введенных в эксплуатацию в конце 2014 года. Работа насоса и его узлов оценивалась во всех возможных режимах, в том числе с превышением номинальных параметров. Конструктивные решения, использованные в насосе, обеспечивают двигателю низкую требовательность к качеству топлива, что делает силовой агрегат более приспособленным к нашим условиям эксплуатации. При этом продукт примерно на 20 % дешевле зарубежных аналогов, отмечают в ООО «Силовые агрегаты - Группа ГАЗ». ТНВД аксиального типа имеет шестеренчатый привод и объединен с подкачивающим насосом. Выпускается два типа ТНВД ЯЗДА 530 - одноплунжерный (для двигателя Р4) и двухплунжерный (для двигателя Р6).

В состав модернизированной топливоподающей системы дизеля ЯМЗ-530 включен новый ТНВД производства Ярославского завода дизельной аппаратуры

Принятый на «Авто дизеле» вектор импортозамещения, естественно, не ограничился только «железом». Электронный блок управления двигателем теперь тоже российский - его производит московская фирма НПП «Ителма». В комплектации Евро-5 охлаждаемый топливом микропроцессорный контроллер не только осуществляет управление двигателем, но и выполняет функции бортовой диагностики, ограничивает максимальный крутящий момент, а также отвечает за работу круиз-контроля.

Электронный блок управления тоже российского производства

Для достижения экологического уровня Евро-5 и повышенных технико-экономических показателей в двигателях семейства ЯМЗ-530 в паре с новой топливной аппаратурой применены система EGR плюс каталитический нейтрализатор-глушитель с сажевым фильтром или нейтрализатор SCR с впрыском реагента AdBlue (для двигателя Р6). Также используется модернизированная система наддува с турбокомпрессором, которые делает НПО «Турботехника» в подмосковном Протвино.

Для достижения уровня Евро-5 применена система EGR

Между тем, полный отказ от импортных компонентов в топливной системе ЯМЗ-530 пока только в планах. На сегодняшний день топливная рампа, инжекторы и некоторые датчики системы управления двигателем поставляет Bosch. Однако найти замену этим комплектующим - дело времени. Например, свою продукцию - электронно-управляемые топливные форсунки уже сегодня готов предложить Алтайский завод топливной аппаратуры (Барнаул).

Испытания двигателей ЯМЗ-530 стандарта Евро-5 с новыми насосами проходили в составе грузовиков «ГАЗон NEXT»

Новое поколение многоцелевых ярославских двигателей ЯМЗ-530 выпускается на ОАО «Автодизель» с 2013 года и сегодня представлено широким рядом модификаций и комплектаций с высокой степенью унификации в диапазоне мощности 136–330 л. с. Это обеспечивает применяемость семейства в составе изделий различного класса, включая грузовики и автобусы, а также специализированный подвижной состав, сельскохозяйственную, железнодорожную технику и морские суда. Сейчас заканчиваются дорожные испытания двигателей ЯМЗ-530 стандарта Евро-5 с новыми насосами в составе грузовиков «ГАЗон NEXT» и автобусов производства Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ». Ярославские насосы в составе топливной аппаратуры типа Common Rail прошли сертификационные испытания в двигателях КАМАЗ.

Ярославский завод дизельной аппаратуры первым из отечественных производителей разработал топливные системы Common Rail. Этот проект призван обеспечить конкурентоспособность продукции ЯЗДА на многие годы вперед. Реализация проекта позволит увеличить объемы производства Ярославского завода дизельной аппаратуры: к 2021 году компания планирует занять до 70 % российского рынка систем Common Rail. Новые топливные насосы с экологическими параметрами Евро-5 предназначены для рядных и V-образных двигателей, производимых на российских двигателестроительных предприятиях. К слову, помнится, специалисты ЯМЗ говорили, что V-образные моторы не будут доводить даже до уровня Евро-4 и постепенно свернут производство. Среди причин называли большую, чем у рядных «шестерок» массу и относительно невысокую литровую мощность. Но с начала 2013 года эти моторы выпускают в исполнении Евро-3, Евро-4, а теперь и Евро-5. И на каждую версию есть свой потребитель.

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что уже через два года все главные автомагистрали города будут оборудованы системами видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Эта мера, по мнению московского главы, позволит снизить в Москве число автомобильных аварий. Действительно, водители, зная, что «Большой брат» следит за ними, будут ездить по правилам, соблюдая требования дорожных знаков и скоростной режим.

Эффективность камер видеофиксации нарушений ПДД в Москве можно будет в полной мере оценить через два года, а вот в подмосковной ГИБДД уже выразили свою поддержку практике использования на дорогах видеослежения за водителями. Так, по словам начальника управления ГИБДД Московской области Сергея Сергеева, на отдельных участках дорог, где установлены камеры видеослежения, аварийность снизилась на 80% и более.

Премия «Лучшая инновация/технологический прорыв» была в 2010 году присуждена Институтом Адама Смита Ярославскому моторному заводу именно за осуществление проекта по разработке и внедрению в серийное производство качественно нового, современного семейства 4х и 6ти-цилиндровых дизельных двигателей «ЯМЗ-530».

Одна из основных моделей данной серии – это L-образный четырёхцилиндровый турбированныймотор «ЯМЗ-534» Евро-4. Это самый первый серийный российский дизельный двигатель подобного класса.

Предшественник и основные особенности двигателя «ЯМЗ-534»

Двигатель «ЯМЗ-534» Евро-4 представляет собой дизель рядного типа, четырёхтактный, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском, с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».На каждый из цилиндровдвигателя приходится по четыре клапана.

Хотя в модельном ряду Ярославского моторного уже был 4х-цилиндровый двигатель «ЯМЗ-204», снятый с производства уже более двадцати лет тому назад, это, как говорится, была «совсем другая история». Потому что тот мотор относился к числу тяжёлых дизельных двигателей. И конструктивно даже не предусмотрено было его оснащение системой турбонаддува. Поэтому чётырёх-цилиндровый «ЯМЗ-204» можно назвать предшественником «534-го», но лишь с натяжкой.

Ведь «ЯМЗ-534» представляет собой средний дизельный двигатель рядного типа, разработанный, что называется, «с нуля», конструкторским бюро Ярославского моторного завода, совместно с австрийским инжиниринговым бюро «A.V.L.ListGmbh».

Отличительными особенностями «ЯМЗ-534» являются соблюдение современных экологических стандартов «Евро-4»; наличие электронного блока управления (ЭБУ) и применение современной системы непосредственного впрыска, с использованием аккумуляторной топливной системы «CommonRail».

Достижение высокого уровня экологического стандарта стало возможным во многом благодаря использованию системы рециркуляции отработавших газов «EGR». Одно из достоинств такого решения – упрощение, а значит, удешевление размещения двигателя на автомобиле.

«ЯМЗ-534» – это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).

Грузовой автомобиль Газон Next с двигателем ЯМЗ 53441-2 (150 л.с)

Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ – ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные – «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода.

Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Данная современная промышленная площадка обладает практически 90%-ным уровнем автоматизации производства, а всё производственное оборудование на нём – от ведущих мировых производителей. Кроме новых дизелей 530-й серии, здесь собирают также немецкие двигатели для микроавтобусов «Мерседес Спринтер».

Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика – такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие.

Отливка блока и головки цилиндров осуществляется в Германии, на предприятии«FritzWinter».

Однако новые ярославские четырёхцилиндровые дизели вовсе не полностью состоят из импортных комплектующих и компонентов, как это может показаться. К примеру, топливная аппаратура «CommonRail» – российского производства, от Ярославского завода дизельной аппаратуры.

Электронный блок управления и, что особенно характерно – программное обеспечение к нему – были разработаны питерской компанией «АБИТ», а производство самого ЭБУ освоено на Старооскольском заводе автотракторного электрооборудования.

Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле.

В настоящее время в прайс-листе Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG», ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort».

Обзор модификаций «ЯМЗ-534» и сфера их применения

По своим возможностям, двигатели «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.

Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».

Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ – электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.

Более предметно обзор конкретного применения модификаций данных моторов выглядит следующим образом:

  • «ЯМЗ-5340» – базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн – Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
  • «ЯМЗ-53402» – разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».

Грузовой автомобиль «Урал-432065» с двигателем «ЯМЗ-53402» (190 л.с)

  • «ЯМЗ-5341» – этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
  • «ЯМЗ-5341/10» – данный мотор используется в качестве силового агрегата для автобусов семейства «ПАЗ-320412», с полной массой до 11-ти тонн. Имеется также специальная модификация «ЯМЗ-5341/11», под установку компрессора кондиционера.
  • «ЯМЗ-5342» – применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
  • «ЯМЗ-5344» – модификация для автобусов марки «ПАЗ-32053».
  • «ЯМЗ-5344-10» – вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
  • «ЯМЗ-53442» – специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
  • «ЯМЗ-534/CNG» – самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе – самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.

Кроме того, с мая месяца 2014 года на заводе было запущено серийное производство форсированной модификации –«ЯМЗ-53472-10» , с мощностью 215 лошадиных сил при 2600 оборотах в минуту, специально предназначенной для новых армейских бронированных автомобилей«ГАЗ-233036» (он же «СМП-2 «Тигр»).

Технические характеристики двигателя «ЯМЗ-534»

Все указанные модификации новых четырёхцилиндровых дизелей максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 136-ти до 215-ти лошадиных сил. При этом показатель минимального удельного расхода топлива составляет, по данным производителя, 145 г/л.с.ч. И это число является весьма хорошим, по современным меркам показателем, соответствуя самым актуальным нормам топливной эффективности.

Благодаря наличию инновационной аккумуляторной топливной системы непосредственного впрыска «CommonRail», снабжённой ЭБУ – электронным блоком управления, достигается точные параметры калибровки подачи топлива, для целого ряда разноплановых режимов работы. Это позволяет одновременно обеспечивать как снижение расхода горючего, так и повышение коэффициента полезного действия двигателя.

Некоторые технические показатели в конкретном выражении:

  • Рабочий объём – 4430 кубических сантиметров;
  • Мощность – от 136 до 215 л./с., в зависимости от модификации, при 2300-2600 оборотах в минуту;
  • Число и расположение цилиндров – 4, «L»;
  • Диаметр цилиндра/Ход поршня, в миллиметрах – 105/128;
  • Степень сжатия – 17,5;
  • Максимальный крутящий момент, Нм (кг/с.м) – 735 (75);
  • Частота вращения при максимальном крутящего моменте – 1300-1600 оборотов в минуту;
  • Высота оси коленчатого вала – 300 мм;
  • Экологические показатели – Евро-4 (EGR + POC);
  • Габаритные размеры (Длина/Ширина/Высота), в миллиметрах: 972/712/836;
  • Вес двигателя, в незаправленном виде: 480 кг.;
  • Порядок работы цилиндров:1 – 3 – 4 – 2;
  • Система питания: непосредственный впрыск CR.

Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.

Можно надеяться на то, что новый двигатель «ЯМЗ-534» станет ещё одним примером надёжного, неприхотливого и долговечного решения для силового агрегата. Ведь Ярославский моторный завод уже более полувека является самым крупным игроком отрасли и себе не изменяет. В том плане, что классическая его продукция – двигатели семейства « », « » имеют безупречную репутацию моторов чрезвычайно долговечных и надёжных, этаких «вечных двигателей» среди дизелей.

Двигатель «ЯМЗ 534» в сборочном цехе завода

Новый силовой агрегат, «ЯМЗ-534», по данным производителя, имеет прогнозируемый рабочий ресурс до капитального ремонта от 700 тысяч до 1 млн. км.; с необходимостью технического обслуживания каждые 30 тыс. км. (или же 1000 часов работы).

Показатель расхода масла на угар составляет не более 0,1% от расхода солярки, что соответствует самым передовым образцам подобной техники от ведущих мировых производителей.

Гарантия завода-изготовителя на силовые агрегаты данной серии составляет два года, либо 100 тысяч километров пробега.

Моторы «ЯМЗ-534» являются весьма востребованными на рынке: объёмы их производства исчисляются десятками тысяч единиц в год. При этом первое техническое обслуживание запланировано через 15 тыс. км (или 500 часов), второе и последующие ТО двигателя – через 30 тыс. км (или 1000 часов)

Опыт эксплуатации и отзывы владельцев «ЯМЗ-534»

Опыт владельцев автомашин с двигателями «ЯМЗ-534», выпущенных в 2011-2013 годах и уже, так сказать, «понюхавшими пороху», т.е. показавшими себя в условиях интенсивной эксплуатации, говорит о том, что мотор это хороший. А конкретнее: надёжный; когда надо – тяговитый, когда надо – резвый и оборотистый; работает тихо; и, что особенно важно в наше время, экономичный (порядка 15ти-17ти литров).

У каждого покупателя дизельной техники данного типа есть два варианта: «ЯМЗ-534» или «Камминз» китайского производства.

Ярославский мотор, судя по опыту и отзывам, куда лучше: более неприхотлив, безотказен, и, хотя и не отличается особой дешевизной; всё-таки по цене на запчасти и на сам двигатель будет предпочтительнее. А «ЯМЗ-534» не могут похвастать недорогой ценой вполне закономерно: ведь немалая часть узлов и агрегатов на нём – от европейских производителей.

Впрочем, «ура-патриотизм» в сфере новых технических разработок в современную нам эпоху неуместен. И использовать технологии и готовые агрегаты от мировых лидеров отрасли – это, пожалуй, верное решение. Так как с их применением получается, как говорится, «совсем другая песня».

Стоимость «ЯМЗ-534» на современном рынке

Цена нового двигателя «ЯМЗ-534», озвученная в официальном прайс-листе Ярославского моторного завода, в зависимости от модификации, варьируется в пределах 520-560 тысяч рублей . Вторичного рынка подержанных двигателей этой марки, ввиду новизны данной разработки, ещё не сложилось.

В середине этого года, а именно в июле 2015-го, входящий в состав «Группы ГАЗ» концерн «Автодизель» официально сообщил о том, что со следующего года класс ЯМЗ Евро поднимется еще на одну ступеньку. Если быть точным, то практический подъем уже дело решенное, остается лишь закончить последние испытания, и можно будет переходить к реализации проекта по выпуску дизель-моторов, соответствующих стандарту Евро-5…

Перспективные модели

Когда Ярославский Моторный Завод только начинал свою деятельность на ниве моторостроения, ни о каких подобных экологических нормах еще почти никто не задумывался. Что впрочем, совсем неудивительно, так происходило становление предприятия более полувека назад. И если мерить современными экостандартами, то базовая продукция семейств 236/238 максимум «натягивала» на то, что мы сегодня называем Евро-0.

Совершенствование отдельных узлов со временем позволило получить дизеля Евро-1, причем главной заслугой подъема стало всего лишь применение турбонаддува. Конечно, это только на словах выглядит только как добавление турбины к базовой модели, а в реальности пришлось изменить многое. Как бы там ни было, но повышение качества сгорания снизило количество вредных выбросов.

Время шло, обнаружили, что если воздух не просто подавать напором в камеры, но предварительно охлаждать его, то это не только снижает затраты на закачку максимального количества воздуха, но опять таки, улучшает сжигание топливосмеси. Результат тот же, что и в предыдущей версии, только на порядок выше. Естественно, получение ЯМЗ класса Евро-2 предусматривало еще ряд вмешательств, но охлаждающая установка (кстати, она выносная и монтируется на шасси) один из главных факторов.

Евро-3 пришлось ждать намного дольше. Сначала практиковалась установка катализаторов и химических очистителей, но соответствие установленному стандарту было весьма условным, и могло касаться только агрегата в сборе, в чистом же виде ЯМЗэшные дизель-моторы с их механической топливной аппаратурой до «планки» не дотягивали. Прорывом стала покупка у французов (Renault) лицензии на изготовление рядного DCi11, ставшего у нас ЯМЗ-650, где применялось второе поколение системы топливоподачи типа Коммон Рейл. С учетом полученных навыков, уже существующие в то время 656-е и 658-е получилось доработать, и завод получил сразу два полноценных семейства с должными показателями.

«Замерев» на некоторое время на достигнутой отметке, в 2009-ом Ярославль сделал еще один широкий шаг – в этом году прошли испытания, а в 2011-ом были запущены в серию рядные 4-ех и 6-ти цилиндровые дизеля ЯМЗ-530. Их базовые показатели отвечали требованиям Евро-4. а все потому, что к уже имеющимся «чистящим средствам» была добавлена система рециркуляции выхлопа (EGR). Это означает, что выхлопные газы не просто проходят через эффективные фильтры – перед этим они пропускаются через камеру сгорания вместе со «свежим воздухом». Благодаря новшеству удалось также обойтись без расходов на AdBlue.


Хотя, перечисляя поводы «наградить» эти ЯМЗ Евро нормой четвертой категории, конечно, нельзя умалять и достоинства Bosch-евской системы топливоподачи аккумуляторного типа, способной выдать давление на впрыск до 1800 бар. А также большую точность цилиндропоршневой группы, что снизило непредвиденные потери и утечки. Причем полученная «четверка» была настолько твердой, что давала серьезные основания надеяться, что уже имеющегося потенциала при минимуме вмешательства хватит для повышения показателей в дальнейшем вплоть до Евро-6.

Перспектива развития

Возможно, насчет «шестерки» руководство в своих обещаниях и погорячилось… а может быть и нет, особенно с учетом той новости, которая стала анонсом для статьи. И похоже, сейчас самое время эту новость представить вам подробнее.

Итак, речь идет о новых топливных насосах высокого давления типа CR, разработанных в КБ ЯЗДА. И не просто спроектированных, но уже сделанных в определенном количестве и полным ходом показывающих свои возможности в сочетании с топливоподающими элементами Bosch на опытной партии ЯМЗ-534. В качестве «испытательных» машин были выбраны «ГАЗон NEXT» и некоторые модели ПАЗ, причем перед этим саму топливную аппаратуру-новинку успели протестировать в реальных условиях (режим сертификации) с КамАЗовскими дизелями. Это, кстати, вторая новость нашей заметки – помимо ярославских агрегатов «Автодизель» держит под прицелом как потенциального клиента и Камский завод.



Точные характеристики, как и ясная конструктивная схема широкой публике пока не доступны, но уже известно, что рабочее давление новой аппаратуры будет порядка 2000 атмосфер с потенциалом резервов до 2500 единиц. При этом используется базовая версия устройства, при конструировании которого были предусмотрены возможности повышения показателей за счет резерва и некоторых изменений настроек систем нейтрализации выхлопных газов и блока управления. Так что ни за качество распыления, ни за устойчивость работы силовой установки волноваться не приходится. В планах промышленного объединения выпуск еще одной опытной партии новых ТНВД осенью, и если результаты будут удовлетворительными, то запуск в серию рассчитывают в Ярославле начать уже в начале 2016-го года.

А нам остается лишь напомнить, что качественные комплектующие для уже существующих серийных узлов-агрегатов от ЯМЗ и других отечественных производителей, вы всегда сможете найти и купить в интернет-магазине нашего торгового дома «СпецМаш».

Все товары проверенные, одобрены автопроизводителями и прошли сертификацию в РосТест. Цены адекватные, при оптовых заказах скидки, постоянным клиентам бонусы. Для оплаты можно использовать наличные и безнал, предусмотрены отсрочки (условия уточняйте при заказе). Заявки принимаем по телефону, Е-мэйл и на сайте. Может быть организована пересылка покупок в любой российский регион, причем примерно в 100 городов доставка бесплатная.

Ярославский моторный завод «Автодизель» «Группы ГАЗ», входящей в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», получил сертификаты соответствия «Евро-5» на шестицилиндровые двигатели ЯМЗ-530. Это расширяет возможности экспорта автомобилей, на которые устанавливаются двигатели ЯМЗ-530, в страны с высокими экологическими требованиями к эксплуатируемой технике.

Ярославский завод «Автодизель» «Группы ГАЗ» успешно завершил испытания и сертификацию двигателей на соответствие нормативам экологического класса 5 («Евро-5»). Широкая гамма модификаций и комплектаций шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 получила сертификаты соответствия техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в части удовлетворения требованиям «Евро-5», установленных правилами ООН № 24-03 и № 49-05В2(G).

Производство двигателей семейства ЯМЗ-530 организовано на новой площадке (около 56 тыс. кв. м) Ярославского моторного завода.

Линейка шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-530 «Евро-5» имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности (240 — 330 л.с.) и крутящего момента (900 — 1370 Н.м.). Конструктивно новые двигатели ЯМЗ-530 максимально унифицированы с аналогами «Евро-4», а выполнение более жестких экологических нормативов достигается для шестицилиндровых моделей за счет применения системы SCR (система селективного каталитического восстановления) и селективного каталитического нейтрализатора, которые устанавливаются на транспортные средства.

Первые двигатели ЯМЗ-536 «Евро-5» направлены для сертификации транспортных средств стратегическим партнерам предприятия для установки на грузовые автомобили «Урал» и МАЗ, городские и пригородные автобусы ЛИАЗ.

Производство двигателей семейства ЯМЗ-530 организовано на новой площадке (около 56 тыс. кв. м) Ярославского моторного завода. В двигателях ЯМЗ-530 использованы передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность. Серийный выпуск двигателей семейства ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-4» начат в 2013 году. Двигатели ЯМЗ-530 обладают рядом преимуществ перед большинством зарубежных и отечественных аналогов по таким показателям как мощность и крутящий момент при более низком расходе топлива. Ресурс двигателя — до 1 млн км.

Андрей Матюшин, генеральный директор Ярославского моторного завода «Автодизель»:

— В нашей работе мы постоянно стремимся к более высокому уровню инженерно-конструкторских решений, к повышению качества выпускаемой продукции, к оптимальному балансу соотношения цены и качества. Обеспечивая рынок двигателями стандарта «Евро-5», ЯМЗ расширяет и возможности экспорта автомобилей в страны с высокими экологическими требованиями к эксплуатируемой технике.

Дизельный двигатель ЯМЗ 534 — это современный четырехцилиндровый рядный агрегат с турбонадувом, выпускаемый Ярославским моторным заводом. Разработан он в тесной кооперации с компанией AVL (Австрия). По экологическим нормам двигатель полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕВРО-4.

1.1 Дизельный двигатель ЯМЗ 534

Ярославский завод применил в этом 4 цилиндровом двигателе, как и в других моделях семейства 530-х принципиально новую систему подачи топлива. Непосредственный впрыск топлива происходит в индивидуальных секциях под высоким давлением.

Секции расположены в блоке цилиндров. Привод производится распредвалом двигателя. Секции ТНВД имеют механический регулятор. Регулировка подачи топлива дублируется электромагнитом с микропроцессорным блоком управления. Турбинный компрессор снабжен перепускным газовым клапаном. Мотор работает с воздухонаддувочными охладителями.

Двигатель имеет вмонтированный масляный радиатор и комплектуется 1 или 2 кВт генератором. В задней и передней части двигателя устанавливаются гидравлические шестеренчатоприводные насосы (отключаемые или неотключаемые). В мотор встроен и компрессор пневматических тормозов производительностью до 200 л/мин.

Впускной коллектор оснащен воздушной заслонкой аварийной остановки двигателя с ручным и электрическим приводом. Конструкция картера и маховика выполняется в нескольких вариациях адаптированных под установку коробок передач российского и зарубежного производства.

Двигатель дизель ЯМЗ 534 имеет следующие технические характеристики:

  • тип двигателя — дизельный, четырехтактный, турбонаддувный, с жидкостным и воздухонаддувным охлаждением;
  • количество цилиндров – 4;
  • рабочий объем, л – 4;
  • масса двигателя, кг – 420;
  • габаритные размеры, мм – длина-972, ширина-712, высота-836, высота оси коленвала – 300;
  • диаметр и ход поршня, мм – 102/122;
  • мощность при частоте оборотов 2400 в минуту, кВт/л с – 117/160;
  • mах крутящий момент при частоте вращения 1100—1300 об/мин, Нм/кгс м – 588/60;
  • расход масла, % к расходу топлива – 0,3;
  • min удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л с ч) – 201 (148);
  • рабочий ресурс, тысяч км – 700;
  • периодичность ТО – 1 раз на 20 000 км;
  • уровень внутреннего шума в кабине, дБ – 75.

Для всех моделей двигателя применяется топливный фильтр тонкой очистки Евро 4 WDK 962/1собственного производства с максимальным ресурсом, унифицирован с фильтрами других производителей.

2 Принцип работы газового двигателя ЯМЗ 534 СNG

СNG – compressed natural gas,обозначает сжиженный природный газ.

Перспективный двигатель ЯМЗ 534 СNG, работающий на газе разработан совместно с канадской компанией Westport, мировым лидером в проектировании газовых систем для транспортных средств. Агрегат запущен в серийное производство в начале 2016 года. Унификация газового агрегата с базовым дизельным вариантом 530 модели составляет 90 %. Несмотря на это двигатели имеют существенные различия. Прежде всего, у них принципиально разные системы запуска.

Газ через запорный клапан поступает в фильтр высокого давления. Из него он попадает в газовый редуктор, который оснащен датчиком давления. В редукторе давление газа понижается с 200 атмосфер до 6. Дальше газ следует в фильтр низкого давления и оттуда попадает в рампу, имеющую датчики температуры и давления. Из рампы газ через форсунку следует в камеру сгорания, где встречается с воздухом, образуя газо-воздушная смесь. Воздух попадает туда, проходя путь через дроссель, впускной нагреватель и также как газ сквозь рамповые датчики давления и температуры.

Поджигание газо-воздушной смеси в камере сгорания происходит посредством свечи при степени сжатия 12,5 атмосфер. Свеча установлена непосредственно в коробке с клапанами. Для замены свечи, в отличие от дизельного агрегата, требуется снятие клапанной крышки.

2.1 Особенности комплектации моторов ЯМЗ 534 СNG

Экономической целесообразностью, при создании нового газового двигателя, продиктовано применение отдельных деталей, производимых ведущими мировыми компаниями. В комплектации газового агрегата ЯМЗ 534 СNG используются следующие компоненты таких производителей:


Газовый мотор создан без потери мощности, в сравнении с дизельными сородичами. Этот важный параметр сохранен.

2.2 Технические характеристики газового агрегата ЯМЗ 534 СNG

Этот газовый мотор обладает такими техническими параметрами:

  • мощность, кВт/л с – 140/190;
  • частота вращения, об/мин – 2300;
  • maх крутящий момент, Нм/кгс. м – 750/80;
  • частота при max крутящем моменте, об/мин – 1200—1600;
  • min удельный расход топлива, г/кВт ч(г/л с ч) – 197 (145);
  • масса, кг – 480;
  • габаритные размеры, мм – длина-890, ширина-720, высота-960;
  • моторесурс, тысяч км – 700.

Данный мотор, работающий на газе, имеет свой линейный ряд. Все двигатели этой линейки широко востребованы и устанавливаются на автобусы среднего класса и среднетоннажные автомобили.

Периодичность технического обслуживания зависит от условий эксплуатации. Для транспортных средств, эксплуатируемых в городе пробег до ТО № 1рекомендован 15 000 км, для междугородного транспорта 25000 км. Последующая периодичность такова:

  • городской транспорт – 30 000 км;
  • междугородный транспорт – 50 000 км.

Цена газового мотора дороже дизельного на 30 %. В свою очередь, экономия на топливе составляет от 40 до 50%, в зависимости от условий эксплуатации.

На все двигатели, выпускаемые Ярославским моторным заводом, распространяется гарантия – 2 года или 100 тыс. км пробега.

2.3 Производство дизельных двигателей ЯМЗ-530 стандарта «Евро 5» (видео)