» » Номер машины штирлица в фильме. На каком автомобиле ездил Штирлиц? Небольшие «ляпы» фильма

Номер машины штирлица в фильме. На каком автомобиле ездил Штирлиц? Небольшие «ляпы» фильма

11 августа 1973 года начался показ первого советского сериала «17 мгновений весны». Немецкий журналист Ангемальнс писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». И это было действительно так: во время показа серий в СССР регистрировалось максимальное потребление электроэнергии и минимальное - воды.

В честь дня рождения культового советского сериала мы собралм самые интересные истории со съемочной площадки.

Вячеслав Тихонов мог быть арестован

Актер однажды чуть не сорвал съемки - он вышел из гостиницы и пошел на съемочную площадку в форме штандартенфюрера СС (недалеко ведь, зачем время терять). Жители Берлина подняли шум и хотели сдать «фашиста» Тихонова в полицию. Членам съемочной площадки с трудом удалось отстоять актера перед разозленной толпой.

Шутка Льва Дурова



Убийство гестаповского провокатора Клауса пришлось снимать не в ГДР, а в подмосковном лесу. Дело в том, что актер Лев Дуров решил подшутить над выездной комиссией - его попросили описать советский флаг и назвать столицы союзных республик, а он описал «Веселого Роджера» и назвал русские города, к столицам никакого отношения не имеющие. Комиссия шутки не поняла, и для актера был закрыт выезд из страны.

Руки Тихонова старались не снимать


Каждый раз, когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, Вячеслава Тихонова заменял дублер. Дело в том, что на тыльной стороне руки у Тихонова красуется наколка «СЛАВА», которую он сделал еще в молодости. Наколку было видно из-под грима, поэтому рисовал картинки или выкладывал фигурки из спичек ассистент художника Феликс Ростоцкий. Кроме этого, художник писал телеграммы за Плейшнера, так как у актера Евгения Евстигнеева был ужасный почерк.

Небольшие «ляпы» фильма


Режиссеру Татьяне Лиозновой стоило немалых усилий добиться эффекта документального повествования - она часами просматривала хронику военных лет. Тем не менее, несколько явных неточностей все-таки было допущено. Так, по пути к границе Штирлиц слушает песни Эдит Пиаф, которые будут написаны только в 60-е годы, а в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР», с замазанным чернилами гербом.

«Актер», которого не было в сценарии


Некоторые сцены в «17 мгновениях весны» были абсолютной импровизацией. Так, когда Штирлиц загонял свой «Мерседес-Бенс» во двор коттеджа, к нему подбежала дворняжка, которую хозяин отпустил с поводка. Камеры продолжали работать. Импровизируя, Тихонов сказал «Чей же ты, дурашка?», а пес просто подошел и положил морду в руки актеру.

Причина нервного тика у Мюллера


В фильме можно увидеть характерное движение шеи у Мюллера, похожее на нервный тик. Режиссера картины Татьяну Лиознову восхищало умение актера Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. Позже оказалось, что всему виной узкий воротничок рубашки, который очень раздражал актера. Но движение получилось на столько выразительным, что было решено его оставить.

«Собирательные» сцены


Многие сцены снимались в разных местах и появлялись уже при монтаже. Например, за несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

Сцену свидания с женой придумал Тихонов


Знаменитой сцены свидания в кафе не было в изначальном сценарии. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков (оказалась похожая практика дейстивительно сущестовала). Предполагалось, что в кадре окажется не только разведчик с женой, но и их маленький сын, но режиссер решила что ребенок будет отвлекать внимание на себя.

Замечательный прием актерского мастерства


Зрители и члены съемочной группы были впечатлены искренним задумчивым взглядом Штирлица. Тихонов признавался, глядя так пронзительно, он вспоминал таблицу умножения.

Письма из Германии для Олега Табакова


Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что после выхода фильма актеру пришло письмо из Германии, от племянницы Шелленберга, в котором его благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».

Сто белых рубашек Штирлица


К костюмам актеров подходили очень серьезно, они были сделаны на заказ в генеральских ателье. А вот немецкая сторона подвела - статистов для массовки одели очень безграмотно. К счастью, у художника по костюмам было 60 ящиков одежды для актеров - в том числе сто белых рубашек для Тихонова, чтобы Штирлиц всегда выглядел безупречно.

Шесть детей радистки Кэт


Роль ребенка радистки Кэт исполняли шесть разных малышей. Дело в том, что бутафорский младенец выглядел бы не натурально, а дети-актеры просто успевали вырасти за время съемок.

В правительстве Кубы посмотрели все серии за день


Говорят, что Фидель Кастро был большим фанатом сериала. Однажды он заметил на вечернем заседании правительства отсутствие нескольких ключевых министров. Оказалось, что они не пришли, чтобы успеть посмотреть очередную серию «17 мгновений». Кастро потребовал привезти ему копию кинофильма и устроил коллективный просмотр для всех членов правительства. 12 серий показали за один сеанс, который длился почти 14 часов.

Культовые образы и фразы


Невероятную известность приобрели многие фразы из фильма. Даже те, кто не смотрел сериал, наверняка слышали «Штирлиц!.. А вас я попрошу остаться».

Кроме того, после выхода фильма появилось множество анекдотов, обыгрывающих нестандартное мышление Штирлица:
Штирлиц вышел на улицу. Рядом упал кирпич. «Вот те раз!» - подумал Штирлиц. «Вот тебе два!» - подумал Мюллер и кинул второй кирпич.

— Где вы научились так водить машину, Штирлиц? —
спросил как-то Мюллер.
— В ДОСААФ, — ответил Штирлиц и подумал: «А не
сболтнул ли я чего-нибудь лишнего?»


В романе Юлиана Семёнова штандартенфюрер Макс О́тто фон Штирлиц перемещается на шикарном Хорьхе. Если даже перечитаете весь роман — не найдете упоминания о том, на какой конкретно модели Хорьха он ездил.

Отрывок из романа: " Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его "Хорьха" заурчал ровно и мощно. "Поехали, машинка", — подумал он по-русски и включил радио. Передавали легкую музыку. Во время налетов обычно передавали веселые песенки."

Еще отрывок: "Штирлиц резко нажал на педаль акселератора — "хорьх" резко взял с места. Штирлиц понесся к Александерплац..."

В любом случае — Хорьх по-определению был элитарной маркой. И для штандартенфюрера (по нашему, примерно, полковника) был слишком крут. Видимо, у Юлиана Семенова были основания для такой неточности.

У известного московского коллекционера Александра Ломакова удалось найти "Хорьх-853" . Но его машина была нарасхват (снималось много других фильмов), а Лиознова собиралась снимать целых 12 серий, да и с началом съемок, как всегда, задержались. Поэтому получить Хорьх не удалось.

Так бы выглядела машина Штирлица, если бы удалось договорится с Ломаковым.
(кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тетя")


Возможные варианты:


Машина Штирлица в фильме

В фильме "17 мгновений весны" Штирлиц ездит на черном Мерседесе. Не договорившись по Хорьху — закупили трофейный Mercedes МВ-230 1938 года. C ним тоже была история. Машину отправили для съемок в Берлин — а там выяснилось, что у нее пробита головка блока и сниматься этот автомобиль никак не может.
Стали искать такой же в Берлине и... нашли, арендовали у немецкого коллекционера. Но арендованную машину не возьмешь с собой везде, а съемки планировались не только в Берлине.

Для съемок в Риге искали такой же в Риге и... нашли. Правда, он чуть-чуть отличался оптикой.
А основную машину все это время чинили, и поездить в кадре Тихонову на ней не удалось. Ее использовали в Москве для комбинированных съемок и теперь она стоит в музее Мосфильма — хотя она то как раз почти и не снималась.

Кадр из 9-ой серии:

Кадр из 10-ой серии:

В фильме Штирлиц ездил на Мерседес МВ-230 w143

Для старшего офицера эСДэ эта машина была слишком проста. Mercedes-230 был обычным автомобилем среднего класса в довоенной Германии. Четырех-дверный, передние двери открывались вперед. Спидометр проградуирован до 160 км\ч.

В 1936 году на шасси типа "200" был установлен двигатель 2,3 литра. Коробка передач — 4-скоростная. Машина получила индекс 230.

Двигатель мощностью 55 л.с., вес около 1,5 т. Максимальная скорость 120 км\ч.
Всего выпускалось 9 типов кузовов, включая версию для ралли.

Трофейных 230-ых Мерседесов было много в послевоенных Москве и Ленинграде. Но с запчастями становилось все хуже (выпускать их перестали еще 1943 году), и в пятидесятых годах в СССР приобрести такой экземпляр можно было сравнительно дешево. По крайней мере — дешевле, чем новый Москвич.

В 1971 году (когда начали снимать фильм) найти Мерседес подходящей эпохи было уже сложнее, но именно 230-ый был доступнее всего. Видимо, поэтому, на нем остановили свой выбор.

Кадры из фильма:





«Надев черный мундир с дубовыми листьями штандартенфюрера на квадратных петлицах, Штирлиц, позавтракав, вышел из дома. Сев за руль, он хлопнул открывающейся назад передней дверкой и повернул ключ зажигания. 55-сильный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 2229 куб. см завелся лишь с третьей попытки – конструкторы машины в мирном 1935 году не могли даже предположить, что в бак их детища будут заливать искусственный бензин, производимый из каменного угля.»

Именно тогда, в тридцать пятом, главный конструктор «мерседесов» доктор Ганс Нибель решил усовершенствовать двигатель модели Mercedes-Benz 170v и полностью изменить ходовую часть машины. Вскоре была создана Х-образная рама с двумя поперечными полуэллиптическими рессорами независимой передней подвески и цилиндрическими пружинами задней. Что же касается двигателя, то Нибель, оставив прежний диаметр цилиндров 72,5 мм, уменьшил ход поршня со 100 до 90 мм, а количество цилиндров увеличил с четырех до шести, доведя рабочий объём до 2229 куб.см. Уменьшение хода поршня позволило с 3200 до 3500 увеличить число оборотов, а изменение формы поршня сократило объем камеры сгорания, в результате чего степень сжатия не только не снизилась, а наоборот повысилась с 6 до 7,25 единиц. Все это вместе привело к росту мощности до тех самых 55 л.с.








Новый Mercedes-Benz 230 был представлен на Берлинском автосалоне в феврале 1939 года. Машина первоначально предполагалась только на экспорт, и Штирлицу, бывшему тогда еще штурмбанфюрером, приходилось ездить на «Адлере» модели «Стандарт». Но грянула новая мировая война, и всё, что предполагалось на экспорт, пришлось пустить на внутренний рынок. Именно тогда Штирлицу и удалось приобрести этот замечательный автомобиль, и вот уже пять лет он наслаждался ездой на одном из лучших образцов автомобильной промышленности ставшего для него за много лет родным Германского Рейха.

«Штирлиц отпустил педаль, и сухое однодисковое сцепление Comet-Mecano соединило двигатель с четырехскоростной коробкой передач. Машина плавно тронулась с места, и Штирлиц, не спеша, поехал на Инвалиденштрассе, к музею природоведения. Ехал он медленно, кружа по улицам, перепроверяя на всякий случай, нет ли за ним хвоста. Расположенное очень низко сиденье водителя и толстые передние стойки кузова сильно ограничивали обзор.»








Mercedes 230 с кузовом типа пулльман-лимузин, стоивший 6725 рейхсмарок, в отличие от своего собрата Mercedes-Benz 540 К, не пользовался успехом ни у кинозвезд, ни у спортсменов, ни у крупных функционеров НСДАП. 230-й стал автомобилем для среднего германского обывателя, хорошо сконструированный и добротно сработанный. Именно на таком автомобиле и должен был ездить инженер с химического народного предприятия имени Роберта Лея господин Бользен.

«И тут Штирлиц, машинально посмотрев в зеркальце, удивленно присвистнул: тот «вандерер», что пристроился за ним на Фридрихштрассе, продолжал неотступно идти следом. «Ничего страшного, – успокаивал себя штандартенфюрер, – это обыкновенная паранойя. У разведчиков такое бывает. Вот окончится война, напишу Шелленбергу рапорт об отставке и махну на Волгу. Давненько я там не рыбачил. А может, сдают нервы? Тоже, между прочим, резонное объяснение. Надо проверить». Как это проверить, он знал еще с детства: «Когда кажется, креститься надо», – любил говаривать его дед.»



«Значит, это не паранойя», – подумал Штирлиц и решительным движением руки включил овердрайв. Скрипнув синхронизатором, включилась четвертая повышающая передача, и черный 230-й Мерседес на 118-километровой максимальной скорости понесся к Александерплац, потом повернул к Бергштрассе, мимо кладбища, вывернул на Ветераненштрассе. Там Штирлиц оглянулся и понял, что хвост отстал. Штирлиц сделал еще один контрольный круг и затормозил около своего любимого ресторанчика «Грубый Готлиб». Истошно завизжали колодочные тормоза, и автомобиль, вильнув напоследок покатым задом багажника, остановился у входа в пивную. Вдоволь нахлебавшись баварского пива, по пути домой Штирлиц остановил машину у озера. Он не видел в темноте озера, но знал, что оно начинается там, за этими соснами. Он любил приезжать сюда летом, когда густой смоляной воздух был расчерчен желтыми стволами деревьев и белыми солнечными лучами, пробившимися сквозь игольчатые могучие кроны. Он тогда уходил в чащу, ложился в высокую траву и лежал недвижно часами. Но сегодня Штирлиц был не настолько пьян, чтобы часами недвижно лежать на траве. Да и уходить вглубь чащи, ввиду наступившей темноты, не было теперь никакой необходимости. Поэтому, постояв с минуту у дерева, глядя вверх, на крупные звезды, которые издевательски подмигивали ему сквозь верхушки сосен, Штирлиц сделав пешком небольшой круг, чтобы убедиться, что за ним никто не следит, сел в машину. Выдвинув красный флажок с лампочкой из левой центральной стойки, он проинформировал едущих по дороге о намерении повернуть налево, и неожиданно для всех повернув направо, поехал домой в Бабельсберг.»

Есть писатели, создающие миры. По Средиземью Дж.Р.Толкина или по городу Ершалаиму из "Мастера и Маргариты" можно путешествовать, не боясь провалиться в какую-нибудь дырку в сюжете или наступить на явный ляп. Все увязано, все аккуратно уложено в канву сюжета.

Юлиана Семенова с такими писателями сравнивать нельзя. В своих произведениях он никогда не гнался за . В самом знаменитом романе Ю.Семенова "Семнадцать мгновений весны" знатоки и фанаты находят большое количество "ляпов". Специалисты же, изучающие нацистский период в истории Германии, не придираются к мелочам, а бьют по крупным целям и обнаруживают в культовой книге груды небывальщины. По их словам, описанные Ю.Семеновым приключения Штирлица могли бы свободно произойти на Лубянке в Москве, но никак ни на Принц Альбрехт штрассе в Берлине. Не та культура, не то воспитание, не те привычки. Да и структура двух, казалось бы, схожих карательных органов существенно различалась. Так что Штирлица можно рассматривать одновременно и как "кривое зеркало Третьего Рейха ", и как "кривое зеркало Лубянки".

О том, что Ю.Семенов к историческим реалиям относился без особого пиетета, свидетельствует даже марка автомобиля, в который он усадил своего героя.

Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его "Хорьха" заурчал ровно и мощно. "Поехали, машинка", - подумал он по-русски и включил радио. Передавали легкую музыку. Во время налетов обычно передавали веселые песенки.

Итак, Макс Отто фон-Штирлиц по воле Ю.Семенова по просторам романа разъезжает на автомобиле "Хорьх-853".

Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу! Роскошный представительский автомобиль был для него явно "чужими санями". Звание штандартенфюрера СС соответствовало всего-навсего армейскому полковнику, а на "Хорьхе-853" ездили нацистские начальники более высокого ранга. Потому этот автомобиль стал даже своеобразной легендой, о которой будет рассказана ниже.

Но сначала о человеке, который дал этой легенде свое имя. Об Августе Хорьхе (August Horch) (1868 -1951) ,

В свое время я работал в коллективе, где одним из моих коллег был человек по фамилии Ойхер. Из-за не вполне благозвучной для русского уха фамилии, над ним все беззлобно подшучивали. Хотя, как он сам говорил, фамилия эта была немецкого происхождения и в оригинали писалась как "Horcher", что в вольном переводе означает "слухач". Таким образом, фамилия этого коллеги была одного корня с фамилией знаменитого автопромышленника. "Хорьх" по-немецки означает "слушать".

А.Хорьх родился в семье кузнеца в небольшом городке Винненден (Winnenden) неподалеку от Штутгарта. Закончив школу в тринадцать лет, он три года помогал отцу. И, кстати, в отцовской кузнице, Август построил свое первое транспортное средство, велосипед. В двадцатилетнем возрасте юноша поступил в техникум в маленьком городке Миттвайда (Mittweida) в Саксонии и через три года стал дипломированным инженером. С 1891 по 1896 год он работал инженером в Лейпциге и на верфях в Ростоке.

В 1896 году А.Хорьх увидел впервые автомобиль К.Бенца и влюбился в только-только нарождающийся вид транспорта. Не долго думая, он написал К.Бенцу письмо с просьбой о приеме на работу, и уже с 1896 года трудился на автозаводе в Мангейме. В 1899 году он стал директором этого завода, но решил начать собственное автомобильное производство. В 1899 году открывается предприятие "Horch & Cо Motorwagenwerke A.G." в Кельне. В 1900 году из ворот этого предприятия выходит первый автомобиль Хорьха. На нем стоял двухцилиндровый бензиновый мотор мощностью 4-5 л.с.

А в 1902 году А.Хорьх переносит свой завод на восток Германии, в Саксонию, в городок Цвиккау. Производство автомобилей в Цвиккау оказалось успешным. Качество автомобилей "Хорьх" успешно конкурировало с качеством известных уже на рынке автомобилей "Бенц" и "Мерседес" конструкторов К.Бенца и Г.Даймлера.

Завод "Хорьх" был акционерным обществом. Стремление А.Хорьха интенсивно совершенствовать автомобили вошло в конфликт с желанием акционеров вкладывать больше денег в развитие производства, чтобы получать прибыль от продажи уже зарекомендовавших себя автомобилей. Судя по всему, А.Хорьх был человеком горячим и хладнокровно "разрулить" возникший конфликт не смог. Поссорившись с советом директоров предприятия, А.Хорьх в 1909 году решил основать новую компанию и ушел из созданной им фирмы. Потеряв при этом не только хорошее место работы и жирный кусок бонусов, но не имея даже права распоряжаться собственным именем. Право использовать название автомобилей "Хорьх" осталось за заводом в Цвиккау.