» » Сообщение на тему многообразие рыб по биологии. Многообразие рыб: форма, размер, цвет

Сообщение на тему многообразие рыб по биологии. Многообразие рыб: форма, размер, цвет

Представителей отряда осетровые относят к подклассу хрящекостные. Это наиболее древние по происхождению костные рыбы, некоторыми чертами напоминающие акуловых. Осевой скелет их представлен хордой, сохраняющейся пожизненно. Тела позвонков неразвиты, но заложены их хрящевые дуги. Но у осетровых есть жаберные крышки, плавательный пузырь, костные части скелета. Современные хрящекостные рыбы - придонные формы. Сюда относятся стерлядь , осетр , севрюга , белуга , калуга . В отличие от хрящевых рыб, у них образуются накладные кости черепа, костные жаберные крышки, костное основание черепа, снаружи вдоль тела располагаются три или пять рядов крупных костных бляшек и костных мелких зернышек между ними. Осетровые питаются животной пищей, чаще всего - беспозвоночными. Пищу собирают при помощи рострума, роясь на дне. Крупные осетровые (белуга и калуга ) могут питаться рыбами, а иногда молодыми тюленями. Белуга живет в водах Волго-Каспийского бассейна иногда до 100 лет и достигает массы до 1 000 кг. По величине ей не уступает дальневосточная калуга - «царица Амура».

Типичный представитель осетровых - русский осетр , обитатель Волго-Каспийского и Черноморского бассейнов. Это проходная рыба, живущая в море, но на нерест уходящая в реки. Зубов у осетра нет, и пищу он нащупывает усиками, а затем вытягивает рот (рострум) и втягивает ее в глотку. Питается моллюсками. На зиму залегает в глубокие ямы, чаще всего в предустье реки. Весной против течения идет в реки для нереста. Икра развивается в придонном слое воды. Молодь скатывается по течению рек в моря, где и живет до наступления зрелости.

Стерлядь , в отличие от других осетровых, всю жизнь проводит в пресной воде. Она самая мелкая из них. Питается насекомыми. Вес ее достигает 3-6 кг.

Осетровые имеют большое промысловое значение. В пищу употребляется мясо, икра (черная) и даже хорда. Но из-за чрезмерного вылова и ряда изменений в окружающей среде численность осетровых рыб значительно снизилась. Поэтому промысел на них уменьшился. Некоторые виды — стерлядь, осетр, белуга черноморская - занесены в Красную книгу.

Отряд сельдевые

Представители отряда сельдевых имеют плоское тело серебристого цвета, очень короткую боковую линию, или она совсем отсутствует. Голова сельдевых не покрыта чешуей, плавники мягкие. Плавательный пузырь постоянно связан с кишечником.

Большинство сельдевых живут в толще воды, питаются планктоном. Известно около 300 видов этих ценных промысловых рыб. Наиболее распространены атлантическая и тихоокеанская сельдь . Длина тела их 40-50 см. Атлантическая сельдь , обитающая в Балтийском море, называется салакой . В Черном море обитает черноморская сельдь (длина тела до 40 см, масса до 1 кг). Часть особей, уходящая на нерест в р. Дунай, называется дунайской сельдью. В Черном море встречается черноморская килька , тюлька и др. К сельдевым относятся анчоусовые рыбы : европейский анчоус , или хамса , имеющие большое промысловое значение.

Отряд лососевые

Тело их округлое или немного стиснутое с боков. Характерная особенность - наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником.

Большинство лососевых - проходные рыбы (семга ), но некоторые виды постоянно живут в пресных водоемах (форель , сиг , омуль и др.). Много лососевых распространено на Дальнем Востоке, например кета , горбуша , нерка , чавыча и др. Во время нереста они мигрируют на расстояние нескольких тысяч километров (кета - 1 000 км, чавыча - 4 000 км). В водоемах стран СНГ водятся такие лососевые, как хариус европейский , форель , дунайский и черноморский лосось . Форель живет в горных речках, ее искусственно разводят в Закарпатье, Крыму.

Лососевые - промысловые рыбы, высоко ценятся за высококачественное мясо («красная рыба») и красную икру.

Отряд карповые

Отряд карповые насчитывает около 3 000 видов, большинство которых обитает в пресных водоемах. Некоторые из них уходят на нерест в моря (вобла , тарань ). Имеют мягкие плавники, плавательный пузырь как и у сельдевых. Зубы отсутствуют, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи.

Наиболее известен домашний карп , предком которого является сазан , живущий в пресных водоемах. Карпа искусственно разводят давно. Селекционерами выведены разнообразные породы карпа: зеркальный, украинский и др. Карп может иметь вес до 20 кг, длину 1 м. Выращивают его в рыбных хозяйствах до товарного веса 500-2 000 г за 2-3 года. Карп становится половозрелым за 3-5 лет. Очень плодовит: откладывает 600 000-800 000 икринок. Из карповых в наших водоемах встречаются: карась , линь , лещ , плотва , белый амур , толстолоб , синец , густера , чехонь и др. Карповые - прекрасные объекты промысла и спортивного рыболовства .

Отряд окуневые

Отряд окуневые — около 6 500 видов. Характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно. Плавники с колючками. Длина тела от 1 см до 5 м, а вес достигает 500 кг. Например, меч-рыба — длина 4 м, вес 300 кг. Она, преследуя добычу, может развивать скорость до 120 км в час. К окуневым относятся тунец (до 3 м длиной и 680 кг весом), ставрида , бычки .

В Черном море встречаются: скумбрия обычная , ставрида обыкновенная , тунец обыкновенный , бычки . В пресных водоемах страны распространены такие промысловые виды, как окунь речной , судак . Ряд представителей окуневых - бычок-рыжик обыкновенный, бычок золотистый, ерш полосатый - занесен в Красную книгу .

Подкласс кистеперые

Подкласс кистеперые представляет собой древнюю и почти целиком вымершую ветвь позвоночных, обитавших в мелководных пресных водоемах. В настоящее время известен лишь один вид ныне живущих кистеперых - латимерия , или целокант . Открытие этой рыбы в 1938 г. вызвало настоящую сенсацию в ученом мире, так как в то время считалось, что кистеперые вымерли. С тех пор несколько экземпляров этих рыб было поймано у восточных берегов Южной Африки (1952). При изучении их оказалось, что в связи с переселением диких предков латимерии в океан и оживанием ими придонных пространств некоторые детали аппарата дыхания у них исчезли: нет сквозных ноздрей, легкое заполнено жиром. Однако парные плавники, как органы передвижения по грунту, полностью сохранили особенности строения, свойственные древним кистеперым. Латимерия - хищник, живущий на глубине 400-1 000 м, длина ее до 180 см. масса — до 90 кг. Имеет большое значение для изучения происхождения наземных позвоночных животных.

Подкласс двоякодышащие

Подкласс двоякодышащие - это немногочисленная группа рыб, совмещающая черты примитивной организации с чертами специализации и приспособленности к жизни в водоемах, обедненных кислородом. Представитель двоякодышащих - неоцератод - самая крупная из ныне живущих рыб этой группы (длина до 175 см). Наряду с жабрами у неоцератода имеется и орган дыхания атмосферным воздухом - легочный мешок. Эта рыба обитает в реках Восточной Австралии. Летом, когда водоемы мелеют и обедняются кислородом, она дышит преимущественно легкими, часто поднимается на поверхность и заглатывает воздух. Проводя жизнь в непересыхающих водоемах, неоцератод в спячку не впадает. В отличие от него, распространенный в пресных водах Африки другой представитель двоякодышащих - протоптерус - при пересыхании водоема зарывается в ил и впадает в спячку, которая длится около 5 месяцев. В это время он дышит только парным легким.

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Акулы Хрящевые - современная группа рыб, включающая не более 700 видов животных. Скелет у них пожизненно остается хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуей, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек, как у костных рыб, нет, и жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две неравные лопасти, из которых верхняя - более крупная. Плечевой пояс конечностей представлен цельной хрящевой дугой, охватывающей тело с боков и снизу. Плавательного пузыря нет. Представители класса - морские обитатели акулы и скаты. Акула полярная




Самые крупные - гигантская (до 15 м) и китовая (до 20 м) ­ питаются мелкими планктонными организмами, процеживая воду сквозь жабры; опасности они не представляют. Другие акулы питаются рыбой; часто, сопровождая корабли, подбирают отбросы. Гигантская акула КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Акулы


В нашей стране в Черном и Японском морях промышляют акулу-катран (до 1 м в длину). Все акулы - морские жители, в пресные воды в тропиках заходят лишь единичные представители. КАТРАН (МОРСКАЯ СОБАКА, КОЛЮЧАЯ АКУЛА.


КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты Скаты внешне не похожи на акул: их тело уплощено в спинно­ брюшном направлении. Это обычно донные рыбы. Жаберные щели уних переместились на брюшную сторону, поэтому воду для дыхания они набирают через брызгальца, чтобы не засорять жабры песком.


КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты Скаты питаются донными организмами и рыбой. Во многих местах их промышляют и считают очень вкусными. У скатов- хвостоколов у основания хвоста сверху имеется длинная (около 35 см) игла, нередко зазубренная, с бороздкой, выделяющей яд. Уколы тропических скатов порой приводят к смерти. Крупный, до 2,5 м в длину, хвостокол (морской кот) обитает в Черном море, есть хвостоколы и у берегов Южного Приморья. В тропиках, в Южной и Центральной Америке, хвостоколы живут и в реках.


Электрические скаты имеют по бокам тела электрические органы - видоизмененные мышцы, генерирующие разряд до 220 в. Ударом тока скат убивает добычу, обычно мелких рыб, и может оглушить прикоснувшегося к нему человека. Обитают они в теплых водах, доходя до Средиземного моря. Электрический скат КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты


Некоторые скаты перешли к жизни в толще воды, питаясь мелкой рыбой. Таковы скаты-орляки, мобулы и манты (морские дьяволы). Манты - самые крупные скаты, ширина их тела достигает 7 м, а масса - 2 т. скат-манта


КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ. ПОДКЛАСС ЛУЧЕПЁРЫЕ. Щукообразные wikipedia Костные рыбы характеризуются тем, что их скелет частично или полностью становится костным. К этому классу относится ряд крупных групп рыб, отличающихся характерными особенностями организации, уже описанными выше. Щука
















ПОДКЛАСС ХРЯЩЕКОСТНЫЕ РЫБЫ Это небольшая древняя группа рыб (в числе которых широко известные осетровые - белуга, осетр, стерлядь), имеющих ряд общих черт организации с хрящевыми рыбами. Хвостовой плавник у них, как у акул, неравнолопастный. Плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных блях. Основу осевого скелета составляет пожизненно сохраняющаяся хорда, одетая толстым футляром. белуга



ПОДКЛАСС ДВОЯКОДЫШАЩИЕ РЫБЫ Большая часть скелета у современных представителей в течение всей жизни остается хрящевой; сохраняется хорда, а позвоночный столб представлен зачатками позвонков. Характерная особенность двоякодышащих - наличие кроме жаберного еще и легочного дыхания. В качестве органов легочного дыхания функционируют один или два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода. Обитают двоякодышащие в пересыхающих водоемах Африки, Австралии и Южной Америки. В жаркий сезон года они выкапывают на дне водоема норку, забираются в нее и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем. После этого животное образует грязевой кокон, обезвоживается, впадает в спячку. Когда в водоеме вновь появляется вода, рыба «просыпается». sporeclub.ru Древняя и своеобразная группа пресноводных рыб.


ПОДКЛАСС КИСТЕПЕРЫЕ РЫБЫ Кистеперые рыбы - древняя группа рыб. Единственный вид, доживший до наших дней, - латuмерuя - обнаружен только в районе Коморских островов. Эти животные избегают освещенных участков. Кистеперые - хищники, рот их вооружен острыми зубами. Длина тела у взрослых особей достигает см, масса ­ кг. Позвонки зачаточные, и хорда сохраняется в течение всей жизни. Череп в основном остается хрящевым на протяжении жизни. Плавники мясистые, похожие на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. 4. Целакант, или латимерия. video.com.ua/index.php?showtopic=18448&pid=246609&mode=threaded&start=



Разделы: Биология

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с учебником,
  • соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,
  • раскрыть относительный характер приспособленности,
  • доказать естественное происхождение рыб,
  • познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения,
  • показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование:

  • таблицы,
  • рисунки

Форма проведения урока: урок-конференция ТСО. Компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент на протяжении всего урока.

“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды...”

Ф.И. Тютчев

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова Ф.И. Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения. Мы будем проводить наш урок в виде конференции. Для этого мы пригласили различных представителей, которых также интересуют наши задачи, на которые они смогут дать более полные ответы, так как являются специалистами в данной области.

Представляю наших гостей:

СПЕЦИАЛИСТЫ:

  • Эволюционист,
  • Систематик,
  • Ихтиолог,
  • Эколог,
  • Инженер рыбнадзора,
  • Шеф-повар из ресторана "Рыбный рай",
  • Искусствовед,
  • Врач-диетолог,
  • Специальные корреспонденты 2-х журналов: "Юный натуралист " и "Рыболов-спортсмен ",
  • Рыбак-затейник, который будет участвовать в проведении конкурса "Рыбак рыбака видит издалека".

А остальная часть нашей аудитории будет внимательно слушать вместе со всеми, участвовать в конкурсах, а в конце нашей конференции мы подведём итоги. Для этого вы будете зарабатывать очки (рыбки).

2. Изучение нового материала.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение. ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены), ПЛОСКИЕ (скаты, камбала), ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна), ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы), ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

Что же определяет окраску рыб? Давайте спросим об этом у ихтиолога.

Рыбак-затейник:

Но для начала скажите, как называется наука, изучающая рыб. (Ихтиология. Учёный-специалист, который этим занимается - ихтиолог).

Специалист-ихтиолог:

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.

Рыбак-затейник:

Давайте спросим у ребят, как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).

Ихтиолог:

Правильно! Тёмная спина и белый или серебристый низ делают рыбу малозаметной. Очень искусно маскируются под цвет грунта донные рыбы. Одни из самых умелых мастеров камуфляжа - обыкновенная камбала, которая с лёгкостью хамелеона подделывает свою окраску под камни, песок, ил. Иногда рыбы достигают такого совершенства, что имитируют окружающие предметы не только по цвету, но и по форме. Например, амазонская рыба-лист удивительно напоминает побуревший опавший лист дерева. Не уступает ей и морской конёк-тряпичник, сливающийся с водорослями, в которых обитает. Таким же затейливым образом маскируется саргассовый морской клоун, покрытый длинными кожными выростами вроде нитей, имитирующими стебли растений.

Спасибо за обстоятельный рассказ.

Скажите, какие ещё признаки, помимо окраски, характерны для рыб? (Форма тела, по которой они отличаются, поведение, образ жизни).

На самом деле рыбы имеют много признаков, которые помогают им существовать, но все эти признаки носят относительный характер приспособленности, так как помогают им выживать в определённых условиях существования; если условия жизни меняются, то эти приспособления оказываются бесполезными.

Мы уже знаем, что в природе существует огромное количество современных видов рыб, для этого их предки прошли очень длительный этап эволюции. Что нам по этому поводу скажет учёный-эволюционист?

Специалист-эволюционист:

Прежде я хотел бы спросить у ребят, что обозначает термин "эволюция "? Каждому биологу ясно, что знания о происхождении и эволюции какой-либо ныне живущей группы организмов нужны не только потому, что “это интересно”, но и потому, что эти знания помогают лучше разобраться в родственных отношениях современных организмов, стратегии их приспособленности к условиям жизни, в том числе, к всё более возрастающему воздействию антропогенного фактора. Эти знания нужны для экономически грамотных постановок и решения задач по рациональному использованию ресурсов современной флоры и фауны. К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

Разрешите задать вопрос! Каковы причины этого?

Специалист-эволюционист:

Причин этому несколько, но главная из них - сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

Корреспондент журнала “Юный натуралист”:

Какие находки чаще всего попадаются?

Специалист-эволюционист:

Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.

Благодаря эволюционным преобразованиям произошёл расцвет рыб. Что по этому вопросу скажет нам учёный-систематик?

Учёный-систематик:

Впроцессе эволюции (на протяжении 500 млн. лет) происходила не только смена видов рыбообразных и рыб, но, самое главное, изменялись их внешнее и внутреннее строение, физиология, образ жизни, появились разнообразные систематические группы рыб, видов которых около 25 тысяч. Давайте спросим у ребят, как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства? (Систематика). Каковы основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид. Хордовые, черепные или позвоночные).

Надкласс рыбы. Подкласс - хрящевые и костные.

Отряд акулы - костно-хрящевые.

Отряд скаты - двоякодышащие.

Кистепёрые.

Костистые.

Ребята, с учебником дома заполнить "Систематика группы рыб".

Сходство разных видов рыб может объясняться или близким родством (систематизация признаками), или сходными чертами поведения, образа жизни (биологическими признаками).

Главный вывод:

Многообразие рыб - результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана. Продолжим дальше нашу работу. Мы уже с вами знаем, что рыбы заселяют практически все водоёмы, различающиеся по солёности воды, насыщенности её кислородом и температуре. С возрастанием глубины водоёмов увеличивается сила давления воды, уменьшается освещённость, обедняются кормовые условия. В процессе исторического развития выживают те рыбы, у которых выработались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах и их частях. Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

Я вижу, у журналистов уже возникли вопросы, предоставляем им слово.

Журналист:

Спецкор журнала “Юный натуралист”. Мой вопрос специалисту-систематику. Объясните, почему так велико разнообразие рыб в водоёме?

Систематик:

По этому вопросу я уже говорил, но я ещё продолжу. Большинство видов рыб обитает в морях. Морские пресноводные виды можно встретить в толще воды, придонных слоях и на дне. Рыбы, обитающие в толще воды и у её поверхности, обычно имеют обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник. Это позволяет им быстро плавать, спасаясь от преследования. Придонные плавают медленно, их уплощённое тело малозаметно и для добычи, и для врагов. Рыбы, живущие среди ярких зарослей, имеют яркую окраску; в водоёмах пещер, в условиях темноты обитают бесцветные рыбы. Как мы уже говорили, рыбы по-разному могут приспосабливаться к условиям окружающей среды, сохраняя свою численность.

Свой вопрос желает задать спецкор журнала “Рыболов-спортсмен”.

Журналист:

Яхотел бы задать вопрос экологу. Каково значение рыб в природе?

Ни для кого не секрет, что рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных. Рыбы часто служат кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Таким образом, рыба является важным звеном в целях питания живых организмов.

Рыбак-затейник:

Я рыбак, и рыбака вижу издалека. Поэтому предлагаю справиться со следующим испытанием: составить цепи питания обитателей водоёма.

Слово журналисту:

Спецкор журнала “Юный натуралист”. Наши читатели хотели бы узнать, каково практическое значение рыб для человека.

Кто, как не шеф-повар, ответит на этот вопрос.

Шеф-повар:

Значение рыб в жизни человека исключительно велико: общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках. Мясо рыбы не уступает по питательности свойствам мяса крупного рогатого скота. Белые рыбы с меньшими энергозатратами перевариваются и почти полностью усваиваются в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба - богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.

Нашу беседу продолжит врач-диетолог.

Врач-диетолог:

Рыбак-затейник:

Я рыбак, рыбака вижу издалека. Вот вам следующее задание: составьте меню из трех рыбных блюд.

Ведущий:

Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Только несведущему человеку кажется, что рыбы и искусство - это вещи не вполне совместимые, вот наш искусствовед думает по-другому.

Искусствовед:

Конечно, рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша) , город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

  1. Крылья есть, а не летает? (Рыба).
  2. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине, и щука не проглотит. (Ерш).
  3. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины.
    Имеет он глубокий рот, а глазки чуть видны. (Сом).

Есть рыбы, которые носят название светил небесных - Луна-рыба, рыба-солнце.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

Слово предоставляется специалисту по рыбнадзору.

Инженер рыбнадзора:

Воздействие человека на естественную природную среду постоянно растёт, в результате под угрозой исчезновения оказалось существование многих видов животных и растений. У нас в стране принят закон “Об охране и использовании животного мира. Отдельная глава, посвященная рыбам, предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определённого размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушить рыбу взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы.

Человек сокращает и уничтожает место обитания рыб своей хозяйственной деятельностью. Строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоёмы - нет рыбам пристанища! К сожалению, всё больше видов рыб попадает на страницы Красной книги, и в этом виноват человек.

Журналист (спецкор журнала “Юный натуралист”):

Я хочу задать вопрос экологу: есть ли на страницах Красной книги Брянской области рыбы, подлежащие охране?

ВКрасную книгу редких и исчезающих животных Брянской области занесены 8 видов рыб.

  • стерлядь (осетровые),
  • обыкновенный сом (сомообразные),
  • жерех (карпообразные),
  • судак,
  • обыкновенный подуст,
  • подкаменщик,
  • обыкновенный усач,
  • сырть (окунеобразные).

Численность этих видов резко падает.

Ещё Роберт Бернс предвидел беду, нависшую над классом "Рыб ", в своём стихотворении.

Живая быстрая форель в стремительном полёте
Обречена попасть на мель, барахтаться в болоте.
Увы! Ничем я не могу помочь своей форели -
Она лежит на берегу и дышит еле-еле.

Журнал "Рыболов-спортсмен", вопрос:

Кто желает на это ответить?

Рыбнадзор:

Ядумаю, смогу ответить на этот вопрос. Большое внимание уделяется вопросу очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в водоёмы воды, загрязнённой отходами заводов. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути, а также лифты. Чтобы увеличить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах, создавая благоприятные для размножения условия. (См. схему развития рыб, рис.1).

Наша конференция подходит к концу, мы обменялись мнениями, постарались ответить на многие вопросы. Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:

А теперь подведём итоги конкурса “Рыбак рыбака видит издалека”.

3. Заключение.

Подведение итогов, выставление оценок, сбор карточек, жетонов.

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!

Урок биологии в 7 классе.

Тема: «Многообразие рыб»

Цель : показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в разнообразных условиях водной среды. Определить признаки основных классификационных групп рыб.

Познавательный аспект:

  • формировать первоначальные знания классификации рыб;
  • определить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы.

Развивающий аспект:

  • развитие способностей самостоятельно отыскивать решения к поставленной учебной проблеме;
  • развитие поисковой мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

  • воспитание толерантности, уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитание к общебиологической культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор , экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Не хожу. И не летаю.

А попробуй догони.

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!!

О ком эта загадка? (о рыбах)

Сегодня мы продолжим изучение Надкласса Рыбы.

Повторение изученного материала по следующим вопросам:

  • Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба?
  • Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы?
  • Для чего рыбе плавники?
  • Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь?
  • Что такое боковая линия?
  • Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое?
  • Чем защищен головной мозг? Где находится спинной?
  1. Изучение новой темы:

Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных.Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс.

Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам?

Рыбы это водные животные, условие их обитания, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику. Что изучает наука систематика? Что же нам еще нужно изучить, что бы больше узнать о рыбах??

Тема урока.

Надкласс рыбы состоит из двух классов: хрящевых и костных рыб. Попробуем составить схему «Классификация рыб».

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Представители:

Акулы, скаты, мантии

  • Заполнить таблицу. Работа в группах

задание группе №1 Костно-хрящевые

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костно-хрящевых, или осетровых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

задание группе №2 Двоякодышащие рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Двоякодышащих рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №3 Кистеперые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Кистеперых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Наклеить отобранные признаки на лист.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №4 Костистые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костистых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

  • Проверка таблицы:

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

чешуя плакоидная, имеет зубообразные выросты, 5-7 пар жаберных щелей, жаберных крышек нет, нет плавательного пузыря, скелет хрящевой, сохраняется в течение всей жизни

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Жаберные крышки имеются, вдоль тела 5 рядов крупных костяных пластин, между ними-мелкие. Скелет-костно-хрящевой.хорда-сохраняется в течение всей жизни. Есть плав.пузырь

Чешуя мелкая костная, скелет-костный, у большинства имеется плавательный пузырь.

Чешуя костная крупная, имеют легкие. Образовавшиеся из плавательного пузыря, сохраняется хорда и не развиваются тела позвонков.

Плавники (особенно парные!!!) похожи на мясистые лопасти покрытые чешуей. Скелет в основном хрящевой, имеется хорда,плавательный пузырь развит плохо

Представители:

Акулы, скаты, мантии

Представители:

осетры, белуга, стерлядь, севрюга

Представители:

сельди, сардины, кета, горбуша, плотва, лещи, сазан

Представители:

австралийский рогозуб,

Представители:

Латимерия

  • IV. Закрепление материала: (за правильный ответ - 1балл)

Упражнение №1 Найдите лишних в ряду:

  • Лещ, пескарь, плотва, сазан, осётр .
  • Сельдь , гигантская акула, манта, скат.
  • Сельдь, сардина, лещ, акула .

Упражнение №2 Выберите правильные суждения:

1) у акул и скатов - хрящевой скелет;

2) все хрящевые рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками;

3) У двоякодышащих рыб хорда сохраняется всю жизнь. Тела позвонков не развиваются.

4) Представителем двоякодышащих является австралийский рогозуб.

5) Латимерия - представитель Хрящевых рыб.

Результаты рефлексии:

оценка «5» - 6 баллов

оценка «4» - 5 баллов.

оценка «3» - 4 баллов

V. Выводы. Итог урока.

Домашнее задание:

подготовить доклад и презентацию по промысловым рыбам


Сколько живет на земном шаре отдельных экземпляров рыб, не знает никто. Другое дело - отдельные виды, т. е. группы, организмов, близких по внешнему облику, внутреннему строению, поведению и жизнедеятельности, распространенных в определенной области и способных при скрещивании между собою производить плодовитое потомство.

Все или почти все виды ныне живущих рыб поименованы и подробно описаны; специалисты насчитывают около 20 тыс. видов рыб - больше чем зверей, птиц, пресмыкающихся и земноводных, вместе взятых. Если принять во внимание и ископаемые виды, то многообразие рыб покажется еще поразительнее.

Каждый вид рыбы, равно как и всех других животных и растений, получил латинское название, состоящее из двух слов, например: - золотистый морской окунь буквально означает «красивый, великолепный», отсюда происходит название города «Севастополь»; «таппиз» означает «морской», отсюда «ультрамарин», «субмарина», «маринист», имя «Марина». Так что латинское название можно перевести словами «морской красавец».

Нужно отметить, что и народные названия растений или животных иногда бывают двойными, например, «заяц-русак» и «заяц-беляк», «ястреб-тетеревятник» и «ястреб-перепелятник». Латинская номенклатура позволяет специалистам всех стран безошибочно понимать друг друга.

Если бы ученые пользовались только народными названиями рыб, путаница была бы неизбежна. Ведь даже в одной стране какая-либо широко распространенная рыба обычно имеет несколько названий. Так, быстрого хищника наших больших рек зовут и «шереспер», и «жерех», и «конь», и «белизна». Во внутренних водах страны распространены около 400 видов рыб, носящих более тысячи местных названий.

Кроме того, многие чужеземные, глубоководные или редкие рыбы вообще не имеют народных названий. Когда таких рыб начинают ловить, разводить или содержать в аквариумах, они становятся знакомыми широким кругам и латинское название зачастую употребляется уже на правах русского слова (аргентина, макрурус, путассу, нототения, гамбузия, пецилия, гуппи, гурами, макропод и др.).

Нужно подчеркнуть, что и ученый и практик отнюдь не произвольно расчленяют мир растений или животных на любое количество видов. Например виды (также как например, химические элементы) существуют в действительности, а не в воображении человека. Виды существовали и до появления человека на земле. Их реальность хорошо видна из следующего примера.

На острове Новая Гвинея ученые описали 138 видов птиц. Туземное население различает 137 новогвинейских птиц. Следовательно, за исключением одного спорного случая, приезжие натуралисты и местные охотники независимо друг от друга пришли к совершенно одинаковым выводам относительно многообразия птиц на острове.

В отличие от химических элементов, виды на земле постепенно сменяют друг друга, но так медленно, что правильно сделанное их описание не устареет на протяжении многих столетий. Правда, ученые часто вносят поправки в существующую систематику, но не потому что виды исчезают или появляются, а с целью устранения допущенных ранее неточностей или в случае открытия новых видов, до того неизвестных науке.

Близкие, родственные виды объединяют в роды. Например, рыбаки различают несколько видов кефалей: лобан, сингиль, остронос, пиленгас. Эти виды признает и научная систематика. Все они относятся к одному роду.

Сходные между собой по анатомии и образу жизни дальне-восточные лососи - кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч и сима - все относятся к одному роду. Или, скажем, лещ и синец.

В свою очередь близкие роды сводятся в семейства. Например, речной окунь, ерш, судак - это роды (каждый из них включает по два вида), принадлежащие к одному семейству окуневых.

Семейства объединены в отряды, отряды - в классы, а классы - в типы.

Среди позвоночных животных общеизвестны следующие классы: млекопитающие (или звери), птицы, пресмыкающиеся (рептилии), земноводные (амфибии).

А всех остальных позвоночных - миног, акул, скатов, осетров, сельдей, камбал и др. - не специалисты часто относят к рыбам. На самом же деле миноги отличаются от рыб (и всех других позвоночных) многими коренными чертами. Так, у миног вовсе нет челюстей, а рот представляет собою круглую присоску, усаженную по краям роговыми зубчиками.

Скелет миноги состоит из хряща, слизистая кожа лишена чешуи, нет парных плавников, органы дыхания - мешочки, открывающиеся наружу отдельными круглыми отверстиями, а внутри соединенные с особой трубкой, лежащей под пищеводом.

Но и собственно рыбы не «укладываются» в один класс. Большинство специалистов справедливо считают, что хрящевые рыбы - акулы, скаты, химеры - настолько своеобразны, что представляют собою особый класс.

Отличительные особенности хрящевых рыб таковы. Скелет полностью хрящевой, в том числе череп и челюсти, имеющие очень простое строение: каждая состоит из одного крупного хряща. Рот находится на нижней стороне головы, довольно далеко от конца рыла, которое обычно вытянуто вперед в виде острого выроста.

Обонятельные ямки («ноздри») лежат на нижней стороне головы, а не на верхней, как у костных рыб. Жаберные щели, обычно в количестве пяти пар, расположены у акул на боках, а у скатов - на брюшной стороне, и не прикрыты жаберными крышками; у химер имеются кожистые жаберные крышки. Кожа у акул покрыта многочисленными острыми зубчиками, у скатов голая или с крупными шипами, сидящими вразброс. Плавательный пузырь у всех хрящевых рыб отсутствует.

Многие акулы живородящие, самка мечет несколько десятков крупных детенышей. Другие акулы, скаты и химеры откладывают яйца, защищенные прочной скорлупой и содержащие много питательного желтка.

Среди костных рыб очень интересна группа двоякодышащих. Их главная отличительная черта - наличие легких, расположенных под пищеварительным трактом, т. е. на брюшной стороне тела (у остальных костных рыб плавательный пузырь, иногда напоминающий легкое по строению и функции, лежит выше пищеварительного тракта, т. е. ближе к спине). «Ноздри» двоякодышащих соединяются с ротовой полостью; эта черта разобщает двоякодышащих с большинством костных рыб, но сближает с наземными позвоночными.

Двоякодышащие отличаются от прочих рыб строением чешуи, зубов, кровеносной системы, мозга. Несколько видов современных двоякодышащих распространены в Австралии, Африке, Южной Америке. Это довольно крупные малоподвижные обитатели стоячих, нередко пересыхающих водоемов, плавающие и ползающие среди густых водных зарослей. Парные плавники двоякодышащих по строению скелета напоминают елочку или кисть. Эту особенность разделяют с двоякодышащими так называемые кистеперые рыбы, вообще во многом очень сходные.

Кистеперые считались полностью вымершими, но в 1938 году у берегов Африки был пойман живой представитель этой группы - латимерия. Затем удалось найти еще несколько экземпляров. Увлекательную историю их поимки и изучения излагает известный ихтиолог Дж. Смит в книге «Старина четвероног».

Все остальные костные рыбы входят в класс лучеперых. Лучи грудного плавника у них радиально (веерообразно) расходятся от основания примерно так, как слегка растопыренные пальцы на руке человека. Такой тип строения грудных плавников обеспечивает рыбе высокую маневренность, поворотливость.

К лучеперым рыбам относится подавляющее большинство современных видов, родов, семейств и отрядов. Главнейшие отряды - осетрообразные, сельдеобразные, карпообразные, кефалеобразные, окунеобразные, трескообразные, камбалообразные.

Систематика и многообразие рыб (и вообще биологическая систематика) может показаться излишне сложной, громоздкой. Но без нее было бы невозможно изучать, описывать и опознавать виды. В современной системе рыб каждый вид находит оправданное, узаконенное место - как книга в библиотеке с образцовым каталогом или как солдат в воинском соединении, состоящем из взводов, рот, батальонов, полков и дивизий.

Например, почти во всех морях водится мелкая акула с острыми колючками в спинных плавниках. Ее местные названия - катран, нокотница, колючая, собачья; латинское название ее - указывает род и вид. Эта акула относится к семейству, которое вместе с несколькими другими семействами принадлежит к отряду, входящему в класс хрящевых рыб, объединяющий также других акул, скатов и химер.