Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей в АТП представляет собой достаточно сложный технологический процесс, состоящий из отдельных, последовательно выполняемых технических воздействий.
Схема организации технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей на автотранспортном предприятии приведена на рис. 6.1. Сплошными линиями показан основной путь следования автомобилей с момента их прибытия до выпуска на линию.
Рисунок 6.1 – Схема организации ТО и ТР автомобилей в АТП
Из схемы видно, что автомобили, поступающие на АТП, проходят первичный контроль на контрольно-техническом пункте (КТП) и направляются в зону ежедневного обслуживания (ЕО) или при отсутствии потребности в ЕО – в зону ожидания, на стоянку или на участок Д-1.
На участок Д-1 следуют автомобили, подлежащие дополнительному или выборочному контролю механизмов; в зону ожидания – подлежащие ТО-1, ТО-2 или заявочному ремонту; на стоянку – все остальные.
Автомобили, попавшие на участок Д-1, сортируются на исправные и неисправные (требующие ремонта). Исправные автомобили уходят на стоянку, а неисправные через зону ожидания – в ремонт. Остальные автомобили, находящиеся в зоне ожидания, перемещаются через Д-1 на ТО‑1, на участок Д-2 и при явной потребности – в ремонт, на участок ТР.
Контрольно-технический (рис. 6.2) пункт предназначен для контроля технического состояния автомобилей при выезде на линию и возврате с нее, проверки и оформления документации (путевой лист и др.). Он располагается у въездных ворот АТП. КТП должен иметь помещение для дежурного механика, посты для осмотра автомобилей, горизонтальную площадку, на которой при необходимости можно проверить исправность автомобиля на ходу, связь с диспетчером производства, приборы для проверки технического состояния рулевого управления и фар, деселерометр, газоанализатор (дымомер), линейку для проверки количества топлива и др. Продолжительность осмотра автомобиля составляет 2 – 4 мин.
Рисунок 6.2 – Схема контрольно-технического пункта
После осмотра автомобиля на КТП водитель получает путевой лист и выезжает на линию. Когда автомобили возвращаются в АТП, они снова подвергаются осмотру. При этом водитель сообщает механику о всех изменениях технического состояния автомобиля. Механик KТП в присутствии водителя устанавливает комплектность автомобиля, потребность в ТО или ТР, записывает показания спидометра и время возврата автомобиля. Одновременно с осмотром автомобиля оформляется принятая на АТП учетная документация. Осмотр автомобилей выполняется по определенному перечню работ, который составляется на АТП с учетом конструкции и условий эксплуатации автомобилей.
При неисправности выписываются листки учета, которые передаются диспетчеру производства и находятся у него до окончания ТО или ремонта соответствующего автомобиля.
Основным недостатком в организации работы КТП является неритмичность поступления автомобилей, что обуславливает иногда низкое качество контроля технического состояния автомобилей.
Одним из основных условий качественного выполнения ТО является своевременное его выполнение. Преждевременное выполнение обслуживания приводит к нерациональному расходованию труда, средств и материалов, а выполнение обслуживания через больший пробег по сравнению с принятой периодичностью приводит к тому, что обслуживание утрачивает свое профилактическое значение.
Известны несколько методов оперативного планирования ТО автомобилей: по календарному времени, по фактическому пробегу и др. При первом методе составляется график выполнения ТО на определенный период времени. В нем выделяют день выполнения ТО по каждому автомобилю исходя из принятой периодичности и среднесуточного пробега, который может значительно отличаться от планового. Указанный метод приемлем при условии стабильных пробегов и коэффициента использования автомобилей.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http :// www . allbest . ru /
Лекции
по дисциплине «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта ТиТТМО»
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Основой рациональной организации и управления на автомобильном транспорте при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей является производственный процесс.
1.1 Понятия : технологический и производственный процессы , операция , переход . Их системная связь
Технологический процесс представляет собой совокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над автомобилем (агрегатом). Технологический процесс технического обслуживания и текущего ремонта - это часть производственного процесса, состоящая из подсистем предметов труда, производственно-технической базы, исполнителей, осуществляющих процесс и управляющих им, и документации для изменения состояния предметов труда в данных условиях производства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Производственный процесс - это совокупность технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта. Производственный процесс представляет собой совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для поддержания технической готовности подвижного состава автомобильного транспорта.
В рассматриваемом случае технология технического обслуживания и ремонта представляет собой упорядоченный перечень операций, обязательных при выполнении того или иного вида воздействий и составленных на основе анализа особенностей конструкции и надежностных характеристик деталей, агрегатов и систем автомобилей.
Под производственно-технической базой (ПТБ) АТП понимается совокупность зданий, сооружений, технологического оборудования, предназначенных для хранения, ремонта автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами.
Техническое обслуживание (ТО) - это совокупность работ определенного назначения, состоящих из операций, выполняемых в определенной технологической последовательности.
Работа, группа работ - это совокупность операций, объединенных по своему назначению, характеру, условиям выполнения, применяемому оборудованию, инструменту и квалификации исполнителей (уборочно-моечные и обтирочные, контрольно-диагностические, контрольно-крепежные, регулировочные и т.п.).
Под организационными формами технологического процесса (ОФТП) понимается распределение работ по зонам, их производственным подразделениям и блокам, другим структурным элементам производства в соответствии с технологическими особенностями операций ТО и ремонта и видам работ, а также последовательность проведения работ в процессе технических воздействий на автомобиль.
Превращение предмета труда в готовую продукцию в соответствии со специализацией предприятия называется основным процессом производства . Для технической службы комплексного АТП основным процессом производства являются ТО и ремонт (Р) транспортных средств.
Производственный процесс, осуществляемый для удовлетворения нужд основного производства, называется вспомогательным процессом (например, ремонт технологического оборудования).
Производственные процессы, осуществляемые в АТП, в основном очень сложные, и для удобства анализа их можно разделить на организационно и технически обособленные части - частичные процессы . Частичные процессы, в свою очередь, состоят из комплекса производственных операций.
Комплексом операций называется группа операций по изготовлению (восстановлению, обслуживанию) одной продукции (детали, узла или агрегата) на одном производственном участке.
Операция - законченная часть производственного процесса, выполняемая одним или группой рабочих на одном рабочем месте и охватывающая все их действия по выполнению заданной работы.
Технологически операция представляет комплекс последовательных переходов по обслуживанию агрегата или группы агрегатов автомобиля (регулировка свободного хода педали тормоза, смена масла в картере двигателя и т.д.).
1.2 Система технического обслуживания и ремонта автомобилей , принятая на автотранспорте
В процессе эксплуатации автомобиля вследствие изнашивания деталей происходит постепенное ухудшение технологического состояния автомобиля, что приводит к снижению его производительности и повышению себестоимости перевозок.
Для того чтобы использование автомобиля было рентабельным в течение всего периода эксплуатации, его необходимо регулярно подвергать определенному комплексу технических воздействий, которые в зависимости от значения и характера выполняемых работ можно разделить на две группы:
1) воздействия, направленные на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии в течение как можно большего периода эксплуатации и подготовку его к работе.
2) воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатами, механизмами и деталями автомобиля.
Комплекс профилактических мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания, а второй - систему восстановления и ремонта автомобилей.
В нашей стране принята планово-предупредительнаясистема технического обслуживания и ремонта автомобилей .
Принципиальными положениями такой системы ТО и ремонта являются следующие:
Выполнение в принудительном порядке постоянного комплекса работ по ТО после установленного пробега;
Выполнение ремонта автомобиля по потребности , которая выявляется в процессе диагностики или в процессе выполнения ТО.
Каждый вид технического обслуживания включает строго установленную номенклатуру работ, которые должны быть выполнены обязательно.
Принудительное выполнение обслуживаний позволяет своевременно выявлять и устранять неисправности, возникающие в механизмах и агрегатах автомобиля, или причины, которые могут повлечь за собой неисправности.
Следовательно, техническое обслуживание автомобилей является предупредительным мероприятием, направленным на предупреждение возникновения и развития неисправностей, аварийных износов и поломок деталей.
Применение планово-предупредительной системы позволяет:
Обеспечить в процессе эксплуатации уровень надежности, предусмотренный при проектировании и изготовлении автомобиля;
Обеспечить высокий коэффициент технической готовности автомобиля;
Повысить безопасность движения;
Обеспечить экономичную работу автомобиля.
Рационально организованная система ТО и ремонта предусматривает также проведение обкатки новых и капитально отремонтированных автомобилей, а также их агрегатов перед вводом в эксплуатацию.
1.3 Нормативные документы по организации технологических процессов
Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей является применение обоснованных нормативов выполнения профилактических и ремонтных работ. В технической эксплуатации существуют нормативы: периодичности ТО, трудоемкости ТО и ремонта, продолжительности ТО и ремонта, а также ресурса до капитального ремонта.
Основополагающим нормативным документом, регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (далее - Положение).
В современных условиях контроль качества выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспечивается благодаря существующей системе сертификации производственно-технической базы (ПТБ) и полноте услуг по обслуживанию и ремонту. Нормативное регулирование для субъектов на рынке транспортных и сервисных услуг осуществляется системой лицензирования.
Для оперативного учета изменений конструкций автомобилей и условий их эксплуатации в Положении предусматриваются две части .
В первой части содержатся основные положения по организации ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавливаются: система и виды ТО и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства ТО и ремонта в АТП; типовые перечни операций ТО и другие основополагающие материалы.
Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С целью объективного учета изменения выпускаемых автомобилей помодельно (отечественного производства) данная часть разрабатывается и дополняется с периодичностью 3-5 лет в виде отдельных приложений к 1-й части.
Нормативы ТО и ремонта , установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых моделей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50-75 % от нормы пробега до капитального ремонта, в условиях эксплуатации I категории в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При этом предусматривается, что ТО и текущий ремонт выполняются на предприятии, имеющем ПТБ для обслуживания 200-300 автомобилей, составляющих не более трех технологически совместимых групп.
При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменяются безопасность и долговечность автомобилей, а также трудовые и материальные затраты на обеспечение их работоспособности. Поэтому нормативы ТО и ремонта корректируются.
Все виды ТО автомобилей проводятся в объеме приведенных ниже примерных перечней основных операций технического обслуживания. При обнаружении в ходе ТО неисправностей, не устраняемых регулировкой, производится ремонт или замена соответствующих деталей (узлов).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО ) проводится ежедневно и включает в себя следующие виды работ:
Контрольно - осмотровые работы . Осмотр автомобиля и выявление наружных повреждений, проверка его комплектности, состояния кабины, платформы (кузова), стекол, зеркал заднего вида, капота двигателя и багажника, состояние подвесок, колес, шин и др. Проводится контроль действия приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей и т.д.; проверка свободного хода рулевого колеса, приводов тормозов, систем двигателя, работы агрегатов, узлов, систем и контрольноизмерительных приборов автомобиля на месте и на ходу.
Уборочные и моечные работы (УМР ) . Уборка кабины (салона) и платформы (кузова). Мойка и сушка автомобиля, в случае необходимости - санитарная обработка; протирка зеркал заднего вида, фар, подфарников, указателей поворотов, задних фонарей и стоп-сигналов, стекол кабины, а также номерных знаков.
Смазочные , очистительные и заправочные работы . Проверка (доливка) уровня масла в двигателе. Проверка (доливка) уровня жидкости в системе охлаждения; проверка уровня топлива (заправка).
Первое техническое обслуживание (ТО -1) включает всебя следующие виды работ:
Контрольно - диагностические , , которые, в свою очередь, делятся по специализации:
Проверка (регулировка) свободного хода педали сцепления, люфта в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, при необходимости закрепление фланцев карданного вала;
Проверка герметичности усилителя рулевого управления, крепления шаровых пальцев и люфта рулевого колеса, шарниров рулевых тяг и др.;
Проверка (регулировка) эффективности действия тормозной системы, свободного и рабочего хода педали тормозной системы, а также действия стояночной тормозной системы;
Проверка состояния узлов и деталей подвески, состояния шин и давления воздуха в них;
Проверка замков, петель и ручек дверей кабины и другие работы;
Проверка состояния приборов и приводов системы питания, герметичности их соединений;
Очистка и проверка работоспособности аккумуляторной батареи, генератора, приборов и электропроводки.
Смазочные и очистительные работы . Смазка узлов трения и проверка уровня масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с картой смазки.
тягачам , требующие проверки состояния несущих элементов, соединений и коммуникаций, проверки уровня масла в баке механизма подъема платформы и др.
Второе техническое обслуживание (ТО -2) включает следующие виды работ:
Контрольно - диагностические , крепежные и регулировочные работы :
Проверка герметичности систем охлаждения (отопления); проверка состояния цилиндро-поршневой группы двигателя; проверка крепления трубопроводов и приемных труб глушителя, поддона картеров двигателя и сцепления;
Проверка действия пружины сцепления, свободного и полного хода педали, работа сцепления; проверка люфта в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи; проверка состояния картеров ведущих мостов;
Регулировка схождения передних колес, развала, продольного и поперечного наклонов шкворней и углов поворота передних колес, а также их балансировка и т.д. Проверка степени износа тормозных барабанов или дисков, колодок, накладок, свободного и рабочего ходов педали тормоза, состояние пружин, подшипников, колес и др. При необходимости замена узлов или деталей;
Проверка состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, их регулировка; проверка параметров работы тормозной системы; проверка работоспособности других элементов, обеспечивающих тормозные свойства автомобиля.
Проверка состояния несущих конструкций и элементов автомобиля, правильности расположения заднего моста; проверка состояния колесных дисков и крепления колес, состояния шин.
При необходимости - выполнение регулировочных операций;
Проверка состояния поверхности кабины, кузова, оперения; проверка состояния систем вентиляции и отопления салона, а также уплотнителей дверей и вентиляционных люков.
Проверка всех внешних и внутренних креплений кузова, креплений брызговиков. При необходимости - выполнение косметического ремонта;
Проверка крепления, соединений и герметичности ответственных элементов и коммуникаций системы питания бензиновых двигателей. Проверка качества приготовляемой горючей смеси и при необходимости регулировка элементов системы питания;
Проверка крепления, герметичности и исправности ответственных элементов и коммуникаций топливного бака, трубопроводов, топливных насосов, форсунок системы питания дизельных двигателей. При необходимости - устранение неисправностей и другие работы;
Проверка работоспособности аккумуляторной батареи;
Проверка состояния контактных элементов (контактных колец, щеток), подшипников, при необходимости - разборка генератора и замена изношенных деталей (щеток, нажимных пружин). Проверка работы стартера и реле-регулятора. Регулировка напряжения реле-регулятора с учетом времени года, если это предусмотрено его конструкцией;
Проверка свечей и катушки зажигания, прерывателя распределителя. При необходимости - регулировка зазоров в приборах зажигания;
Проверка работоспособности и регулировка приборов освещения и сигнализации.
Смазочные и очистительные работы. Смазка узлов трения автомобиля, проверка уровня масла в элементах двигателя, проверка и замена фильтрующих элементов.
Дополнительные работы по специальным автомобилям и тягачам . Проводятся в соответствии с особенностями конструкций этих автомобилей.
Перед выполнением работ по специализациям каждого вида ТО необходимо провести общий осмотр автомобиля.
Во всех видах ТО, кроме указанных видов работ, предполагается выполнение специфических работ по автобусам и легковым автомобилям.
Ежедневное обслуживание выполняется один раз в сутки после работы подвижного состава на линии и должно включать в себя общий внешний контроль автомобиля, направленный на обеспечения безопасности, поддержание внешнего вида и заправку его топливом, маслом и водой.
Периодичность первого и второго технического обслуживания устанавливают по пробегу в зависимости от условий эксплуатации.
Основное назначение первого и второго технических обслуживаний - снизить интенсивность изнашивания деталей своевременным выполнением контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ, а также своевременно выявить и устранить неисправности или причины, которые могут повлечь возникновение неисправностей.
Сезонное техническое обслуживание (СО ) проводят два раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в зимнее или летнее время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно с ТО-2.
В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата и районах Крайнего Севера.
К зоне холодного климата относятся: Мурманская, Архангельская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Томская области, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская, Читинская, Амурская область, Хабаровский край, Камчатская область, Приморский край, Сахалинская область.
К районам Крайнего Севера относят: Якутию, Магаданскую область и др., где температура января (-35 oС) и ниже.
Дополнительно к работам ТО-2 при СО промывают системы охлаждения двигателя, предпускового подогревателя, проверяют состояние и действие сливных кранов систем охлаждения и питания, тормозной системы, производят замену масла в двигателе, трансмиссии, механизме рулевого управления на соответствующие (зимние или летние) масла. Подзаряжают аккумуляторные батареи (в зимнее время года плотность электролита должна быть больше), утепляют их.
Необходимо также проверить работу реле-регулятора и при необходимости его отрегулировать, очистить и продуть внутренние полости генератора и стартера, при необходимости их разобрать, заменить изношенные детали и смазать подшипники.
Кроме того, проверяют стеклоочистители, термостат и жалюзи радиатора, работу датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения и датчиков аварийных сигнализаторов температуры охлаждающей жидкости и давления масла в смазочной системе, уплотнение дверей и окон.
Необходимо также очистить от продуктов коррозии поверхности кузова, кабины и крыльев, окрасить их; нанести на нижние поверхности крыльев и кузовов автобусов и легковых автомобилей антикоррозийную мастику; отрегулировать карбюраторы и топливные насосы высокого давления для работы зимой; укомплектовать автомобили цепями противоскольжения, утеплительными чехлами капота и радиатора, и буксировочными тросами.
Виды ремонтов
В соответствии с планово-предупредительной системой Положением предусматриваются текущий ремонт и капитальный ремонт автомобиля и его агрегатов, узлов и механизмов.
Текущий ремонт (ТР ) выполняется в АТП и на станциях технического обслуживания автомобилей (СТО).
ТР включает: контрольно-диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, кузнечные, сварочные, жестяницкие, обойные, электротехнические, шиноремонтные, малярные и другие работы.
Текущий ремонт автомобиля выполняется для устранения возникших отказов и неисправностей и поддержания автомобиля в рабочем состоянии до капитального ремонта. При выполнении ТР агрегатов допускается замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых. При этом могут заменяться отдельные детали, механизмы и агрегаты.
ТР направлен на обеспечение безотказной работы агрегатов и узлов автомобиля до очередного ТО-2. Нормативными документами регламентируется трудоемкость ТР в человеко часах на 1000 км пробега автомобиля, затраты в рублях на ТР на 1000 км пробега автомобиля, а также используемая рабочая сила, количество запасных частей и материалов. Часть операций ТР (сопутствующий ТР) может совмещаться с ТО-2. Некоторые работы предупредительного ремонта, направленные на поддержание исправного состояния кузовов, кабин, рам автомобиля, выполняются как самостоятельные операции два-три раза за весь срок службы автомобиля и включают в себя следующее:
Углубленный контроль технического состояния некоторых элементов;
Восстановление или замену деталей, достигших предельного состояния;
Работа по обеспечению герметичности и прочности сварных швов;
Удаление продуктов коррозии и нанесение антикоррозийного покрытия;
Устранение вмятин и трещин;
Работы по обеспечению комфортных условий для водителя и пассажиров;
Полную или частичную окраску кузова, кабины, рамы.
Текущий ремонт производится по потребности .
Капитальный ремонт (КР ) направлен на восстановление потерявшего работоспособность автомобиля и его агрегатов и обеспечение их работоспособности до следующего ремонта или списания.
КР какого-либо агрегата предусматривает его полную разборку, определение причин неисправности, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание данного агрегата.
Агрегат направляется на КР в случаях, когда базовым и основным деталям (табл. 1.1) необходим ремонт с полной разборкой агрегата или работоспособность агрегата не может быть восстановлена путем проведения ТР.
Основные детали обеспечивают выполнение функциональных свойств агрегата и определяют эксплуатационную надежность. Поэтому при восстановлении основных деталей при капитальном ремонте должен обеспечиваться уровень качества, близкий к качеству новых изделий.
К базовым или корпусным деталям относятся детали, составляющие основу данного агрегата. Они должны обеспечивать правильное размещение и функционирование всех остальных деталей и самого агрегата. Работоспособность и ремонтопригодность базовых деталей, как правило, определяют срок службы агрегата и условия его списания.
Капитальный ремонт должен проводиться на специализированных автотранспортных предприятиях.
Решение о проведении КР должно основываться на результатах анализа технического состояния автомобиля с применением средств контроля и диагностики, с учетом пробега автомобиля и затрат на его выполнение.
Как правило, легковые автомобили и автобусы направляются на капитальный ремонт, если есть необходимость в капитальном ремонте кузова; грузовые автомобили - при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех основных агрегатов автомобиля в любом их сочетании, к которым относятся двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, мосты, передняя ось и рулевой механизм.
За срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту, не считая капитального ремонта агрегатов и узлов до и после капитального ремонта автомобиля.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТО И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей в АТП и на СТО представляет собой достаточно сложный технологический процесс, состоящий из отдельных, последовательно выполняемых технических воздействий (рис. 2.1).
На рис. 2.1 сплошными линиями показан основной путь следования автомобилей через соответствующие производственные участки с момента их приема и до выпуска на линию.
Прибытие автомобилей в ремонтную зону обычно происходит в течение относительно короткого времени, а пропускная способность зоны ЕО рассчитывается на одну или две рабочие смены.
В то же время большая часть автомобилей после приема направляется в зону хранения, откуда в порядке очереди они поступают в зону ЕО и далее в соответствии с графиком на посты ТО-1 и ТО-2 или в зону хранения.
В зоны ТО-1 и ТО-2 подвижной состав поступает после определенного пробега по плану, регламентированному графиком ТО автомобилей на предприятии. Для обеспечения высокой технической готовности парка рабочие зоны должны полностью выполнять суточную программу ТО-1 и ТО-2 при качественном проведении всех операций данного вида обслуживания на каждом автомобиле. Для этого необходимо провести общее диагностирование, называемое Д-1, и поэлементное диагностирование, называемое Д-2.
Выполнение суточной программы ТО при правильном диагностировании и планировании позволяет соблюдать требуемую периодичность ТО-1 и ТО-2.
Рис. 2.1. Принципиальная схема технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей
Таким образом, зонам ТО количество обслуживаний планируют, а объемы работ (чел.-ч) по каждому автомобилю в значительной степени выявляют сами исполнители. Нормы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 установлены как средние величины при выявленных статистических коэффициентах повторяемости исполнительных частей операций для автомобилей основных моделей.
2.1 Методы организации труда при выполнении ТО и ТР автомобилей
Наибольшее применение в АТП получили три метода организации труда:
Метод специализированных бригад;
Метод комплексных бригад;
Агрегатный метод.
Метод специализированных бригад , предусматривающий формирование по признакам специализации и технического воздействия на автомобиль, состоит в том, что создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируются определенное количество рабочих необходимых специальностей (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Схема обслуживания подвижного состава методом специализированных бригад
Специализация бригад по видам воздействий: ЕО, ТО-1, ТО-2, диагностирование, ТР, ремонт агрегатов способствует повышению производительности труда рабочих за счет применения прогрессивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры технологических операций.
При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим оборудованием и инструментом, упрощаются учет и контроль выполнения тех или иных видов технических воздействий.
Существенным недостатком данного метода организации производства является слабая персональная ответственность исполнителей за выполненные работы. В случае преждевременного отказа сложно проанализировать все причины, установить конкретного виновника снижения надежности, так как агрегат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Это приводит к значительному увеличению числа отказов и простоям автомобилей в ремонте. Эффективность данного метода повышается при централизованном управлении производством и применении специальных систем управления качеством ТО и ТР.
Метод комплексных бригад состоит в том, что создаются бригады, на каждую из которых закрепляются подразделения по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определенной группы автомобилей (например, автомобилей одной колонны, автомобилей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым бригада проводит ТО-1, ТО-2 и ТР (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Схема обслуживания подвижного состава методом комплексных бригад
При этом централизованно, как правило, выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов. Метод комплексных бригад характеризуется тем, что каждое из подразделений (например, автоколонна) крупного АТП имеет свою комплексную бригаду, выполняющую ТО-1, ТО-2 и ТР закрепленных за ней автомобилей. Централизованно выполняются только ЕО и ремонт агрегатов. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ.
При такой организации недостаточная ответственность за качество ТО, а следовательно, и увеличение объема работ по ТР остаются, как и при специализированных бригадах, но ограничиваются размерами комплексной бригады.
Кроме того, данный метод затрудняет организацию поточного ТО автомобилей.
Материально-технические средства (оборудование, оборотные агрегаты, запчасти, материалы и т.п.) распределяются по бригадам и, следовательно, используются неэффективно.
Однако существенным преимуществом этого метода является бригадная ответственность за качество проводимых работ.
Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей (автослесарями, слесарями регулировщиками, электриками, смазчиками) для выполнения закрепленных за бригадой работ.
Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней рабочие места, посты для ТО и ремонта, свое, в основном, универсальное технологическое оборудование и инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит сокращение программы и распыление материальных средств АТП, что усложняет организацию производства технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Сложности управления при этом методе объясняются трудностями маневрирования производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам. Возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной бригады перегружены, а другой - недогружены, но бригады не заинтересованы во взаимопомощи.
Однако существенным преимуществом этого метода является бригадная ответственность за качество проводимых работ по ТО и ТР.
Агрегатный метод выполнения ТО и ТР. Главное в этом методе заключается в том, что выполнение всех работ по ТО и ТР производится по результатам диагностики.
Преимущества метода следующие:
1. Выполнение всех работ по ТО производится в межсменное время работы автомобилей.
2. Выполнение ТР методом замены агрегатов позволяет получить высокое качество работ.
Недостатки метода следующие:
1. Сложная организация планирования производства.
2. Требуется большой запас агрегатов и запчастей автомобилей.
Выбор метода .
При выборе метода организации труда ТО и ТР нужно учитывать следующие факторы:
Характеристику, численность и условия эксплуатации автомобилей;
Программу ТО;
Уровень квалификации рабочих;
Техническую оснащенность АТП;
Прогрессивность технологии;
Внедрение диагностики.
Правильно подобранная организация труда дает следующие результаты:
Высокие показатели использования рабочего времени исполнителей;
Минимальный простой автомобилей в ТО и ТР;
Высокий коэффициент технической готовности (КТГ);
Минимальная стоимость работ ТО и ТР.
2.2 Методы и формы организации ТО автомобилей в АТП
Одним из путей повышения производительности труда и снижения простоев автомобилей в ТО и ТР является рациональная организация рабочих мест и, следовательно, улучшение их использования.
Рабочее место - это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке: все виды работ по ТО и ТР начинают и заканчивают на автомобиле. Для проведения работ на автомобиле организуют рабочие посты. Рабочим местом рабочего или бригады рабочих называется участок производственной площадки, оснащенный необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом для выполнения определенного комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Рабочие места ремонтных рабочих располагаются на постах ЕО, ТО-1 и ТО-2, в зонах текущего ремонта и в цехах производственного корпуса АТП.
Рабочий пост - это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Таким образом, при организации рабочих мест на АТП применяются два метода их размещения - на рабочем посту, т.е. около предмета труда и около орудия производства - у стенда, станка, верстака.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различаются два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах.
Метод ТО автомобилей на универсальных постах заключается в выполнении всех работ ТО (кроме УМР) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих универсалов, где исполнители выполняют свою часть работ в определенной технологической последовательности. При данном методе организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. Тупиковые посты в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2. Проездные - преимущественно при ЕО.
Недостатками метода (при тупиковом расположении постов) являются следующие: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработанными газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезда с них; необходимость неоднократного дублирования одинакового оборудования.
Сущностью метода ТО автомобилей на специализированных постах является распределение объема работ данного вида ТО по нескольким постам. Посты, рабочие и оборудование на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости.
Поточный метод основан на применении поточной линии - такой совокупности постов, при которой специализированные посты располагаются последовательно по одной линии.
Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов), которая обеспечивается при различных объемах выполняемых работ по постам соответствующим количеством рабочих при соблюдении условия
где t - продолжительность простоя автомобиля на посту (такт поста), ч; t 0 - объем работ по ТО, выполняемых на посту, чел.-ч;
Р - число рабочих на посту, чел.
При поточном методе специализированные посты могут быть расположены прямоточно, как это организуется при ЕО (рис. 2.4), и поперечно по отношению к направлению движения потока.
Рис. 2.4. Технологическая планировка поста уборки и мойки автомобиля:
1 - контейнер для мусора; 2 - электротельфер; 3 - установка создания воздушной завесы; 4 - пульт управления; 5 - огнетушитель углекислотный; 6 - ящик для песка; 7 - ларь для обтирочного материала; 8 - ворота механизированные; 9 - барабан с самонаматывающимся шлангом и пистолетом для воды; 10 - автоматическая моечная установка; 11 - воздухораздаточная колонка; 12 - знаки безопасности; 13 - щит для инвентаря; 14 - пылесос; 15 - конвейер
Достоинствами метода являются: сокращение потерь времени на перемещение автомобиля (рабочих) и экономное использование производственных площадей. Недостатком является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусмотреть для этой цели резервных (скользящих) рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить соблюдение такта линии. Часто функции скользящих рабочих возлагаются на бригадиров.
При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия. Потоком непрерывного действия (применяется только для работ ЕО) называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится на непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях. Скорость конвейера при этом выбирают в пределах 0,8-1,5 м/мин. Расстояние между перемещаемыми друг за другом автомобилями А (2-4 м) в зависимости от скорости конвейера) выбирается с учетом того, что оно является частью длины рабочей зоны L р . з . = L а + А , где L а - длина автомобиля.
Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой (скорость конвейера - до 15 м/мин, А = 1 м).
При операционно - постовом методе обслуживания объем работ данного вида ТО распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными постами, за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем (например: механизмы передней подвески и переднего моста; задний мост и тормозная система; коробка передач, сцепление и карданная передача). Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах.
Преимуществами данного метода являются: возможность специализации оборудования, повышение уровня механизации, повышение качества работ и производительности труда, более оперативная организация технологического процесса (независимость постановки автомобилей на пост). Недостатком метода является то, что необходимость перестановки автомобилей с поста на пост требует маневрирования автомобиля, что вызывает увеличение непроизводительных потерь времени, а также загазованность помещений отработавшими газами.
При данном методе ТО целесообразно организовывать в несколько приемов (заездов), распределив все работы ТО на несколько дней.
Организация ТО -1 иТО -2 на универсальных постах . При небольшом списочном составе парка АТП, а следовательно, небольшой программе ТО не удается использовать поточный метод обслуживания. В этом случае ТО проводят на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2) на каждом из них.
При выполнении ТО автомобилей на универсальных постах применяется частичная или полная специализация исполнителей - по видам работ или группам агрегатов.
Посты используются тупикового и проездного типов. Проездные посты, позволяющие сохранить маневрирование подвижного состава, наиболее предпочтительны для обслуживания автопоездов и автобусов сочлененного типа.
При программе обслуживания до восьми автобусов в сутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальном проездном посту (рис. 2.5).
На таких постах выполняются контрольные, регулировочные и крепежные работы по агрегатам и механизмам автомобиля, а также работы электротехнические, по системе питания и шинам. При этом выполнение смазочных, заправочных и очистительных работ предусматривается на отдельном посту смазки.
Рис. 2.5. Технологическая планировка универсального поста для ТО-1 автобусов:
1 - тележка для сброса фильтрующих элементов; 2 - стол-ванна для промывки фильтров; 3 - стол-ванна для чистого масла на подставке; 4 - ларь для чистых обтирочных материалов; 5 - наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга; 6 - стационарная установка; 7 - направляющие для колес автобуса; 8 - подъемник с креплением на стенке канавы; 9 - подставка для работы в осмотровой канаве; 10 - переносной ящик для инструментов и крепежных деталей; 11 - маслораздаточный бак; 12 - электромеханический солидолонагнетатель; 13 - маслораздаточная колонка; 14 - стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 15 - слесарный верстак
Организация ТО -1 на потоке . К основным условиям, при которых достижима эффективность поточного метода, относятся:
Достаточная для полной загрузки поточной линии суточная или сменная программа обслуживания;
Строгое выполнение всего комплекса операций определенного для данного вида обслуживания автомобиля и условий его работы;
Четкое распределение перечня операций по отдельным исполнителям;
Правильный расчет такта линии и строгое его выполнение; максимальная механизация и автоматизация работ, включая передвижение автомобиля с поста на пост;
Максимально возможная специализация отдельных постов по виду выполняемых работ при большой программе обслуживания, совмещение работ различного вида на одном посту при относительно небольшой программе;
Хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми деталями, материалами и инструментом, хранящимся вблизи от рабочих постов или непосредственно на постах;
Возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции или оказания помощи в работе соседним постам (особенно при разномарочном составе автомобилей), а также наличие необходимости дополнительного поста для завершения работ, по каким-либо причинам не выполненных на самой линии.
Типаж поточных линий включает два типа линий: на два и три рабочих поста (рис. 2.6). Для трехпостовой поточной линии с производительностью 17-20 автомобилей в смену, при семи рабочих на постах, распределение видов работ по постам может иметь следующий вид.
Первый пост предназначен для выполнения контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных работ, связанных с вывешиванием колес автомобиля (по переднему и заднему мостам, тормозной системе, рулевому управлению и подвеске автомобиля). На втором посту выполняются контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы, не связанные с вывешиванием колес автомобиля (по электрооборудованию, системе питания, КПП, сцеплению и др.). На третьем посту производятся работы по двигателю, смазочные, заправочные и очистительные операции по всему автомобилю.
На линии может быть предусмотрен нерабочий пост, который чаще всего используется для стоянки автомобиля, ожидающего ТО.
Рис. 2.6. Технологическая планировка поточной линии ТО-1 на трех постах:
1 - направляющий ролик; 2 - конторский стол; 3 - слесарный верстак; 4 - регулируемые подставки под ноги; 5 - стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 6 - переходный мостик; 7 - передвижной пост электрика; 8 - тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 9 - ящик для инструмента и крепежных деталей; 10 - гидравлический передвижной подъемник; 11 - гайковерт для гаек колес; 12 - стол-ванна для промывки фильтров; 13 - воздухораздаточная автоматическая колонка; 14 - маслораздаточная колонка; 15 -передвижной пост смазчика-заправщика; 16 - маслораздаточный бак; 17 - ларь для обтирочных материалов; 18 - установка для отсоса отработавших газов; 19 - механизм привода ворот; 20 - лари для отходов; 21 - воронка для слива отработавших масел; 22 - установка для заправки трансмиссионным маслом; 23 - передвижной нагреватель смазки; 24 - передвижной пост слесаря-авторемонтника; 25 - гайковерт для гаек стремянок рессор; 26 - установка для тепловой воздушной завесы ворот
Организация ТО -2 на потоке . ТО-2 на потоке имеет следующие основные особенности:
Распределение всего комплекса операций ТО-2 по месту их выполнения (специализированным постам), исходя из технологической разнородности различных групп операций, технологической последовательности их выполнения, специфичности применяемого оборудования, санитарных и других условий;
Включение в ТО-2 операций ТР малой трудоемкости, не нарушающих ритмичности выполнения собственно обслуживания (по разработанному примерному перечню таких операций);
Вариантность технологических схем, предусматривающая возможность их использования различными по масштабу АТП, с выполнением обслуживания как на постах тупикового типа, так и на поточной линии (на наиболее крупных предприятиях);
Возможность унификации поточных линий ТО-2 в целях проведения работ на них в различные смены (на одних и тех же производственных площадях).
В зависимости от масштаба производственной программы могут применяться различные организационные схемы обслуживания ТО-2 на потоке с делением поступивших автомобилей на четыре группы.
По первой из этих схем после выполнения контрольно-диагностических операций на посту диагностики (рис. 2.7) автомобили 1-й группы следуют в зону ТО-2 на посты тупикового типа, где выполняются операции 2-й и 3-й групп. Смазочно-очистительные операции 4-й группы выполняются на посту смазки зоны ТО-1 или на соответствующем посту поточной линии ТО-1.
По второй и третьей схемам все операции, кроме контрольно-диагностических, выполняются на четырех- или пятипостовой поточной линии ТО-2.
Рекомендациями по выбору схемы организации ТО-2 устанавливаются, что при программе, равной 2-3 обслуживаниям грузовых автомобилей в смену, принимается первая схема с постами тупикового типа. При программе на 4-5 обслуживаний применима вторая схема - с четырехпостовой поточной линией.
При программе на 6-7 обслуживаний - пятипостовая линия.
Рис. 2.7. Технологическая планировка поста диагностирования Д-2:
1 - вывод отработавших газов; 2 - раковина для мытья рук; 3 - шкаф для одежды; 4 - пульт управления стендом; 5 - стол; 6 - стул; 7 - подвод сжатого воздуха; 8 - прибор для проверки системы зажигания; 9 - верстак с параллельными тисками; 10 - переносная лестница; 11 - площадочный винтовой подъемник; 12 - вентилятор для охлаждения; 13 - второе положение автомобиля; 14 - шкаф для переносного оборудования; 15 - передвижной подъемник; 16 - первое положение автомобиля; 17 - осмотровая канава; 18 - стенд для диагностики тягово-экономических показателей; 19 - раздвижные ворота
При проведении ТО-2 допускается выполнение сопутствующих ремонтных операций, имеющих относительно малую трудоемкость (до 0,3 чел.-ч), при общем их объеме не более 20% от нормативного объема работ ТО-2. К таким операциям относятся: замена рулевых тяг, топливного насоса, тормозных колодок, карданного вала и т.п.
Для обеспечения ритмичности в работе поточной линии предусматривается выделение нескольких «скользящих» слесарей-ремонтников.
Распространению поточных линий ТО-2 препятствует значительная сложность организации их работ. Наиболее трудно сохранить заданную расчетом ритмичность в работе поточной линии, так как выполнять ТО-2 без операций ремонта не удается (объем работ ремонта при ТО-2 достигает 50 % и более от трудоемкости самого обслуживания).
Таким образом, основными показателями для применения ТО-2 на потоке должны стать: улучшенная организация снабжения запасными частями; большая равнопрочность и долговечность узлов и агрегатов автомобиля (что позволит уменьшить объем ремонтных работ и стабилизировать перечень операций при ТО-2); применение углубленной диагностики автомобилей перед постановкой их на ТО-2 с целью уточнения состава требуемых операций ремонта; увеличение в АТП количества зданий, позволяющих оборудовать поточные линии в соответствии с рациональной технологией обслуживания.
Операционно - постовой метод ТО -2. Основными идеями метода являются: выполнение всего объема ТО-2 и сопутствующего ремонта (ТРСОП) только в межсменное время, в несколько приемов-заездов, осуществляемых в течение ряда следующих друг за другом дней; распределение и специализация рабочих по определенным группам обслуживаемых и ремонтируемых агрегатов и систем автомобиля.
Практически весь объем ТО-2 по данному методу распределяется на шесть групп операций («постов»), каждая из которых выполняется рабочими определенного поста. Число приемов-заездов на обслуживание ограничивается четырьмя или двумя, в каждый из которых работы на автомобиле выполняются сразу несколькими «постами».
Под словом «пост» при операционно-постовом методе понимается не место рассматриваемое в плане габаритных размеров автомобиля, а группа операций, выполняемая рабочими определенной специализации. Специализация автомобилемест (за исключением работ по кузову) не осуществляется. Сутью метода является не перестановка автомобиля в процессе выполнения работ ТО-2 с поста на пост, а перемещение по постам передвижных групп исполнителей. В состав общей бригады ТО-2, кроме закрепленных специалистов, могут входить некоторые специалисты, не закрепленные за отдельными постами, - арматурщики, электрики и др.
Внедрение операционно-постового метода позволяет довести КТТ автомобилей парка до 0,97.
Недостатками метода являются: отсутствие специализации автомобилемест, свойственной поточному методу; отсутствие строгой технологической связи между автомобилеместами и производственными цехами; нечеткое распределение функций между основной бригадой, выполняющей ТО-2 и большую часть ремонтов, и вспомогательной бригадой, выполняющей только ТР, что снижает ответственность отдельных исполнителей за качество работ и, как следствие, способствует излишней повторяемости ремонта.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Организация текущего ремонта подвижного состава является одной из наиболее актуальных задач АТП. Простои автомобилей в ремонте и ожидании его очень высоки, вследствие чего до 25% автомобильного парка ежедневно не выпускается на линию. Снижение качества ТР вследствие его слабой организации ведет к уменьшению межремонтных пробегов и, следовательно, к росту объема ТР. На рис. 3.1 представлена схема процесса ТР автомобилей.
Следовательно, важнейшей задачей организации ремонта является снижение времени простоя автомобилей в ТР и его ожидании.
В обеспечении качества ТР особую роль играет установление прямой связи между результатами труда и заработной платой персонала. Кроме того, дополнительным условием своевременного выполнения ТР является наличие на складах АТП фонда оборотных агрегатов, узлов и механизмов, а также необходимых материалов, деталей и приборов.
Текущий ремонт автомобиля производится одним из двух методов: агрегатным или индивидуальным.
При агрегатном методе ремонт автомобилей производится путем замены неисправных агрегатов исправными, ранее отремонтированными или новыми из оборотного фонда. Неисправные агрегаты после ремонта поступают в оборотный фонд.
В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целесообразнее устранить непосредственно на автомобиле в межсменное время (когда для производства ремонта достаточно межсменного времени), замены обычно не производят.
...Подобные документы
Организация технологического процесса, диагностирования, обслуживания и ремонта рулевого управления. Расчет коэффициента технической готовности и суммарного годового пробега автомобиля. Охрана труда и техника безопасности на таксомоторном предприятии.
дипломная работа , добавлен 13.06.2015
Эффективность при эксплуатации подвижного состава автотранспортного парка. Методы группировки операций по видам технического обслуживания, с целью уменьшения материальных и трудовых затрат. Определение коэффициента технической готовности автомобилей.
контрольная работа , добавлен 22.09.2011
Характеристика СТО и объекта проектирования. Выбор и обоснование метода организации технологического процесса. Выбор и корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей. Расчет коэффициента технической готовности автомобилей.
дипломная работа , добавлен 24.06.2015
Расчет периодичности технического обслуживания и ремонта, определение периодичности циклового пробега автомобилей. Расчет коэффициента технической готовности, определение коэффициента использования парка. Техническая документация системы обслуживания.
курсовая работа , добавлен 16.05.2010
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей: составляющие, назначение, требования, нормативно-технологическая документация. Составление операционно-технологической карты ТО-2 автомобиля КамАЗ-5311. Расчёт трудоёмкости работ для данного АТП.
курсовая работа , добавлен 23.08.2011
Понятие и функции процесса восстановления. Сущность и свойства простейших и циклических процессов. Определение параметров функционирования заданной системы массового обслуживания. Организация технологического процесса технического обслуживания и ремонта.
курсовая работа , добавлен 08.04.2011
Восстановление работоспособности автомобиля или его составных частей. Определение коэффициента технической готовности машины, годового ее пробега. Выбор исходных нормативов режима технического обслуживания и ремонта. Расчет общей годовой трудоемкости ТО.
курсовая работа , добавлен 19.04.2015
Характеристика автотранспортного предприятия. Определение коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей. Выбор режима работы зон технического обслуживания и ремонта производственных подразделений. Расчет количества постов.
курсовая работа , добавлен 08.02.2013
Характеристика подвижного состава автотранспортного предприятия, условия его эксплуатации. Разработка технологического процесса технического обслуживания. Расчетное количество ТО по видам обслуживания и маркам автомобилей. Годовая трудоемкость работ.
курсовая работа , добавлен 12.12.2014
Анализ организации технического обслуживания и ремонта автомобилей. Расчет объема работ и количество рабочих. Разработка устройства для слива масла из силовых агрегатов транспортных средств. Мероприятия по безопасности жизнедеятельности и охране труда.
При организации процессов ТО и ремонта широко используют технологические карты, обуславливающие рациональное использование рабочего времени и рабочих мест, соблюдения требований качества, обеспечение синхронности постов и т. п.
На АТП используют обычно технологические карты двух видов: операционно-технологические и постовые.
Операционно-технологические карты содержат перечень работ, выполняемых на данном посту, на каждом рабочем месте. Номера операций из операционно-технологических карт соответствуют порядковому номеру операций постовых карт. Технологические карты разрабатывают на предприятии или принимают на основе справочных данных.
Снижение объемов работ по ТО недопустимо. Недопустимо также выполнять работы по ТР, не входящие в перечень работ ТР, рекомендуемых для выполнения совместно с ТО.
Поточная линия ТО - 1 предназначена для выполнения всего объема профилактических работ по ТО - 1, а также для выполнения сопутствующих работ по ремонту.
Линия состоит из двух постов.
Перед постановкой автомобиля на первый пост, автомобиль загоняется на пост подпора для обогрева и сушки.
Первый пост предназначен для выполнения работ по тормозному механизму, колесам, подвеске, трансмиссии и смазочным работам. На посту работают двое слесарей по ремонту автомобилей 3 и 4 разрядов.
Второй пост предназначен для выполнения работ по двигателю, сцеплению, рулевому механизму и электрооборудованию. На посту работают: слесарь по ремонту автомобиля 4 разряда и слесарь - электрик 4 разряда.
Посты ТО - 2 предназначены для выполнения смазочных работ и работ по трансмиссии и т. п., для выполнения всего объема профилактических работ по ТО- 2, а также для выполнения сопутствующих работ по ремонту.
Таблица 2.10 - Перечень работ при ТО двигателя
Заменяемый узел |
Трудоемкость, чел.- мин. |
Болт крепления задней опоры двигателя |
|
Болт крепления передней опоры ДВС |
|
Ремни привода компрессора и насоса гидроусилителя руля |
|
Ремень привода насоса водяного охлаждения и генератора |
|
Ремень привода вентилятора |
|
Ремень промежуточного вала вентилятора |
|
Прокладка клапанной крышки |
|
Краник слива охлаждающей жидкости |
|
Шланг системы вентиляции картера |
|
Хомут крепления труб системы выпуска |
|
Прокладка корпуса масляного фильтра |
Таблица 2.11 - Перечень работ при ТО системы питания
Таблица 2.12 - Перечень работ при ТО сцепления
Таблица 2.13 - Перечень работ при ТО трансмиссии
Таблица 2.14 - Перечень работ при ТО колес и ступиц
Таблица 2.15 - Перечень работ при ТО подвески
Таблица 2.16 - Перечень работ при ТО кузова и кабины
Таблица 2.17 - Перечень работ при ТО тормозной системы
Таблица 2.18 - Перечень работ при ТО электрооборудования
Заменяемый узел |
Трудоемкость, чел.- мин. |
Электордвигатель насоса системы обмыва стекол |
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
|
Датчик давления масла |
|
Датчик давления масла аварийный |
|
Датчик уровня топлива |
|
Оптический элемент |
|
Рассеиватель указателя поворота |
|
Рассеиватель заднего фонаря |
|
Лампа фары |
|
Лампа плафона кабины |
|
Свеча зажигания |
|
Ночной переключатель света |
|
Колпачек свечи или распределителя |
|
Провод высокого напряжения |
|
Крышка распределителя зажигания |
|
Предохранитель |
Его узлов выполняется по определенной технологии.
Технология ТО, ТР и диагностирования автомобиля - это совокупность методов определения и изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности.
Технологический процесс - это совокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над транспортным средством (агрегатом).
Операция - законченная часть технологического процесса, выполняемая над данным объектом (транспортным средством) или его элементом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.
Часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого оборудования или инструмента, называется переходом.
На проведение технических обслуживаний, диагностирования, текущих ремонтов специализированными проектными организациями разрабатываются типовые технологии, которые для каждого конкретного АТП требуют привязки с учетом категории условий эксплуатации и особенно состояния производственно-технической базы.
При внедрении технологических процессов следует учитывать оснащенность рабочих постов оборудованием, инструментом, приборами, технологической документацией, проводить обучение исполнителей выполнению закрепленных операций и соблюдению технических условий.
Правильно организованный технологический процесс обеспечивает оптимальные затраты и безопасность труда, высокое качество работ, сокращение передвижения исполнителей, особенно, если 1 человек выполняет несколько операций, уравнивание загрузки между исполнителями и постами, персональную ответственность за качество выполнения закрепленных операций.
Производственный процесс — это совокупность технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта представляет собой.
Рациональная последовательность выполнения работ обеспечивается технической документацией в виде технологических карт, технологических и заводских инструкций, технических условий и т. п.
Соответствие рабочего места данным условиям выясняется на основании его аттестации. Она позволяет сократить долю ручного и тяжелого физического труда, ликвидировать малоэффективные рабочие места, увеличить коэффициент сменности оборудования.
Аттестация проводится по четырем показателям:
- оснащенности рабочего места технической документацией и технологическим оборудованием
- планированию и условиям работы
- разделения или кооперации объемов работ
- нормирования труда
Исходной документацией являются табели стандартизованного оборудования с рекомендациями о размещении их по технологическому принципу, а также типовые технологии на техническое обслуживание и текущий ремонт.
Основой типовых технологий являются технологические карты.
Технологическая карта - это форма технологического документа, в которой записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в определенной последовательности операции, их составные части, профессия исполнителей и их местонахождение, технологическая оснастка, нормы времени, технические условия и указания.
Технологические карты являются первичными документами, на базе которых строится вся организация производства. Они подразделяются на операционные и постовые. Операционные карты содержат перечень воздействий по агрегатам, узлам, системам автомобиля. Постовые карты содержат перечень воздействий, выполняемых на конкретном посту (рабочем месте).
Для координации работ нескольких постов, технологически связанных друг с другом, например, на поточной линии технического обслуживания используют карты-схемы. Они содержат по каждому посту: общую характеристику работ и номера операций (согласно операционным картам), число исполнителей, места их расположения, трудоемкость работ.
Карты-схемы позволяют также совершенствовать производственный процесс путем перераспределения работ по постам, обоснования целесообразности создания специализированных постов.
Технологические карты входят в различные виды нормативно-технической документации, разрабатываемой автотранспортными объединениями, ассоциациями, вплоть до министерств.
Для описания технологии проведения гостехосмотра в настоящее время используется технологическая инструкция, представляющая собой набор технологических карт, описывающих порядок проведения отдельных видов контрольно-диагностических работ.
10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ10.1. Понятие о технологическом процессе
Данные по надежности автомобилей, систематизированные в виде соответствующих рекомендаций (система ТО и ремонта, виды ТО и ремонта, нормативы периодичности ТО и ресурса агрегатов, перечни операций ТО и ремонта и др.) определяют, что необходимо сделать для обеспечения работоспособности автомобилей. Эти технические воздействия можно выполнить различными способами (последовательность, оборудование, персонал и т.д.), т.е. применяя соответствующую технологию, устанавливающую, как при техническом обслуживании и ремонте следует обеспечивать необходимый уровень технического состояния автомобилей.
В общем виде технология (от греч. τεχνοσ – искусство, мастерство, умение + λογοσ – понятие, учение, наука, сфера знаний) представляет собой совокупность знаний о способах и средствах изменения или обеспечения заданных состояния, формы, свойства или положения объекта воздействия.
Применительно к технической эксплуатации автомобилей цель технологии – обеспечить заданный уровень работоспособности автомобиля или парка наиболее эффективными способами.
Технологический процесс – это определенная совокупность воздействий, оказываемых планомерно и последовательно во времени и пространстве на конкретный объект. В технологических процессах ТО и ремонта определены объекты воздействия (автомобиль, агрегат, система, узел, деталь, соединение или материал), место, содержание, последовательность и результат проводимых воздействий, их трудоемкость, требования к оборудованию, квалификации персонала и условиям труда.
Совокупность технологических процессов представляет собой производственный процесс предприятия. Оптимизация технологических процессов позволяет применительно к конкретным условиям производства определить наилучшую последовательность выполнения работ, обеспечивая высокую производительность труда, максимальную сохранность деталей, экономически оправданный выбор средств механизации и диагностики.
Завершенная часть технологического процесса, выполняемая одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте называется технологической операцией (чаще - операцией).
Часть операции, характеризуемая неизменностью оборудования или инструмента, называется переходом. Переходы технологического процесса могут быть расчленены на движения исполнителя. Совокупность этих движений представляет собой технологический прием.
Для выполнения технологических процессов необходимы технологическое оборудование, оснастка, инструмент.
Технологическое оборудование – это орудия производства ТО и ремонта автомобилей, используемые при выполнении работ от начала до окончания технологического процесса. Оборудование подразделяется на специализированное, изготавливаемое непосредственно для целей технической эксплуатации автомобилей (моечные машины, подъемники, диагностические приборы, смазочно-заправочные устройства и пр.), и общего назначения (металлорежущие и деревообрабатывающие станки, прессы, кран-балки и пр.).
По назначению технологическое оборудование подразделяется на подъемно-осмотровое, подъемно-транспортное, специализированное для ТО и специализированное для ТР.
Первая группа включает оборудование и устройства, обеспечивающие удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля. Сюда входят осмотровые канавы, эстакады, подъемники, опрокидыватели, гаражные домкраты.
Вторая группа включает оборудование для подъема и перемещения агрегатов, узлов и механизмов автомобиля. Это передвижные краны, электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и конвейеры.
Третья группа – это оборудование, предназначенное для выполнения конкретных технологических операций ТО: уборочно-моечных, крепежных, смазочных, диагностических, регулировочных, заправочных.
Четвертая группа – оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТР: разборочно-сборочных, слесарно-механических, электротехнических, кузовных, сварочных, медницких, шиномонтажных, вулканизационных и т.д.
Технологическая оснастка - орудия и средства производства, добавляемые к технологическому оборудованию для выполнения определенной части технологического процесса.
10.2. Автомобиль как объект труда при техническом
обслуживании и ремонте
Исходной базой при проектировании технологических процессов является информация по автомобилю как объекту воздействий при ТО и ремонте, включая особенности и специфику его эксплуатации (режимы работы на линии, ограничения по продолжительности ТО и ремонта, оборудованию и др.).
Автомобиль является сложным объектом труда, и выполняемые по нему работу при техническом обслуживании и ремонте не всегда совместимы; они могут выполняться в различных производственных подразделениям предприятия автомобильного транспорта с использованием исполнителей различной специальности и квалификации. Поэтому автомобиль как любое изделие обладает свойством технологичности, что очень важно для обеспечения его работоспособного состояния в процессе ТО и ремонта.
Технологичность – соответствие изделия требованиям производства и эксплуатации. Технологичность обеспечивается на стадии разработки конструкции автомобиля и должна обеспечить простоту компоновки, совершенство форм, удобство и минимальную трудоемкость при ТО и ремонте.
Трудоемкость технологического процесса – показатель, характеризующий затраты рабочего времени на выполнение элемента работы (операции, перехода и т.д.) или всего технологического процесса в целом. Трудоемкость выполнения работ по ТО и ремонту автомобилей зависит как от типа (легковые, грузовые, автобусы) и состояния автомобиля (пробег с начала эксплуатации, условия эксплуатации, особенности конструкции), так и от совершенства производственно-технической базы (производственные площади, оборудование и оснастка) предприятия и квалификации персонала.
В зависимости от типа подвижного состава работы по автомобилям, выполняемые в процессе ТО и ремонта распределяются неодинаково по видам технических воздействий в автотранспортном предприятии (рис. 10.1).
Рис.10.1 – Распределение суммарной трудоемкости ТО и ремонта по видам транспортных средств, %: а – грузовые и легковые автомобили; б - автобусы
Работы технологических процессов ТО и ремонта автомобилей месту выполнения подразделяются на выполняемые сверху, снизу, в кабине или салоне. Количественное распределение данных работ зависит от типа подвижного состава (рис. 10.2). Для грузовых автомобилей количество работ, выполняемых в кабине значительно меньше, чем для легковых автомобилей и автобусов в кузове.
На формирование технологических процессов влияет ряд факторов (рис. 10.3). Эти факторы в первую очередь определяются конструкцией автомобиля, сложность и технологичность которой устанавливает требования по производственным площадям, технологическому оборудованию и оснастке, персоналу и др.
Рис. 10.2 – Распределение работ по месту выполнения, %: а – легковые автомобили; б – грузовые автомобили; в - автобусы
Рис. 10.3 – Факторы, влияющие на проектирование технологических процессов ТО и ремонта
10.3. Классификация технологических процессов
технического обслуживания и ремонта автомобилей
Основные признаки классификации и направления совершенствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей следующие:
1. По целевой функции. Разделяют технологические процессы поддержания и восстановления работоспособности автомобилей.
Технологический процесс поддержания работоспособности представляет собой комплекс работ, обеспечивающий нормальное функционирование технически исправных систем, с целью поддержания эксплуатационных параметров в пределах, обеспечивающих заданный уровень безопасности, экономичности и эстетичности.
Технологический процесс восстановления работоспособности представляет собой комплекс работ с целью устранения конкретного отказа или неисправности технической системы в тех случаях, когда какой-либо из параметров безопасности, экономичности или эстетичности не соответствует полю допустимых значений или достигает предельного значения.
2. По характеру выполнения ремонтных воздействий. Разделяют технологические процессы технического обслуживания и ремонта.
Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности автомобиля, включающий в себя контрольно-диагностические, крепежные и другие работы, не регламентирующие глубокую подразборку объекта ремонта.
Ремонт – комплекс операций по восстановлению или поддержанию работоспособности с восстановлением ресурса изделия и включающий в себя комплекс разборочно-сборочных работ.
3. По методу организации технологического процесса. Различают индивидуальный и агрегатный методы ремонта.
При индивидуальном методе ремонта технологический процесс построен так, что ремонтируемые агрегаты, системы и узлы не обезличиваются и устанавливаются после проведения работ на тот же автомобиль.
Агрегатный метод ремонта – метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойством полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например, двигатель, редуктор, насос и т.д. Замена агрегата может выполняться после отказа или по плану. Перечень заменяемых агрегатов, порядок проведения замен и указания по организации ремонта устанавливаются типовой нормативно-технологической документацией.
4. По степени привязки технологического процесса к базовому подвижному составу. Имеют место технологические процессы ТО и ремонта семейства автомобилей на основе базовой модели и унифицированные технологические процессы ремонта автомобилей не зависимо от их марки. Например, технология ТО является типовым технологическим процессом, а малярные работы – унифицированным.
5. По степени участия в технологической системе в целом, различают технологические процессы основного производства, процессы подготовки производства и вспомогательные технологические процессы.
Основными технологическими процессами являются все процессы, регламентирующие непосредственное воздействие на агрегаты и узлы автомобиля, обеспечивающие его работоспособность и безопасность.
Примерами вспомогательных процессов являются уборочно-моечные работы, а комплекс подготовки производства обеспечивает складирование, хранение, выдачу и учет запасных частей, инструмента и пр.
6. По степени механизации и автоматизации операций ТО и ремонта. Различают комплексы ручных работ, механизированные операции и автоматизированные технологические процессы.
Ручные работы – это работы, выполняемые с использованием комплекта стандартного инструмента и приспособлений.
Механизированные операции выполняются с применением стандартного гаражного оборудования, например, подъемник, шиномонтажный стенд и т.д.
Автоматизированные технологические процессы осуществляются с применением, например, автоматизированных диагностических стендов.
7. По уровню безопасности технологических процессов. Различают технологические процессы, обеспечивающие нормальные условия труда, травмоопасные, пожароопасные и электроопасные.
Например, к травмоопасным относятся все комплексы разборочно-сборочных работ, пожароопасные – малярные работы, электроопасные – работы в аккумуляторном цехе.
8. По уровню экологической безопасности. Различают технологические процессы, влияющие на экологию почвы, водного бассейна, воздушного бассейна. Характерным примером технологического процесса, влияющего на экологию почвы является комплекс смазочно-очистительных работ, водного бассейна – уборочно-моечные работы, воздушного бассейна – аккумуляторные.
9. По месту выполнения ремонтного воздействия.Технологические процессы разделяются на постовые и цеховые.
10. По степени специализации постов и рабочих мест – в цехах. Различают универсальные и специализированные технологические процессы.
11. По методу организации движения автомобиля по посту. Выделяются технологические процессы, обеспечивающие работу на тупиковых постах, проездных постах и технологических линиях.
12. По методу организации постовых работ под днищем кузова. Различаются технологические процессы, реализуемые на канавных постах и с применением подъемников.
10.4. Этапы разработки технологических процессов
Исходными данными для разработки технологических процессов ТО и ремонта автомобилей являются:
1. Вид выполняемого технического обслуживания и ремонта.
2. Объект выполнения воздействия (автомобиль, агрегат, узел, деталь).
3. Сборочный чертеж изделия, который должен содержать всю необходимую информацию для проектирования ТП:
проекции и разрезы, обеспечивающие быстрое и полное освоение конструкции;
спецификации всех деталей, узлов и сборок, входящих в состав разбираемого изделия;
размеры технические условия, которые необходимо соблюсти при сборке или регулировке.
5. Производственная программа (годовая или суточная), от величины которой зависит степень экономически оправданной механизации операций.
6. Сведения о применяемом оборудовании и инструменте.
7. Сведения о надежности деталей изделий, возможных сопутствующих ремонтах.
8. Масса изделия или автомобиля для выбора подъемно-транспортных средств.
Техническое условие (ТУ) – нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретному изделию. Он является неотъемлемой частью требований к изделию и чаще всего устанавливается при отсутствии стандартов технических условий. ТУ являются основным правовым документом, характеризующим качество ТО и ремонта при сдаче выполненных работ, заключении договоров на услуги по ТО и ремонту, а также предъявления рекламаций.
Последовательность (алгоритм) разработки технологического процесса следующий:
изучается конструкция изделия,
составляется план проведения работ,
определяется последовательность операция и переходов,
устанавливается темп (такт) выполнения работ,
определяютсянормы времени на выполнение каждой операции,
выбираются оборудование, исполнители, приспособления и инструмент,
оформляетсятехнологическая документация.
Продолжительность выполнения работ технологического процесса называютнормой времени. Техническая норма времени – это регламентированное время выполнения технологической операции в определенных организационно-технических условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации.
Норма времени определяется аналитически-исследовательским, аналитически-расчетным и укрупненно-комплексным методами. Первый метод основан на данных, полученных при помощи фотографии рабочего дня или хронометража, полученных на рабочем месте, второй – на расчетных данных с учетом производительности оборудования. На автомобильном транспорте чаще всего используется третий метод, при котором нормы времени определяются по укрупненным комплексам приемов работы. Данное нормирование основано на использовании операционных карт на типовые операции, ранее пронормированные расчетами и хронометражем с последующим корректированием применительно к новой конструкции изделия.
Последовательность выполнения работ технического обслуживания и ремонта автомобилей отражается в первичном документе ТП – технологической карте. В карте также указывается оборудование, инструмент, приспособления, применяемые при каждой операции или переходе; квалификация исполнителей, норма времени на отдельные операции и переходы и на всю технологию в целом.
Проектируя технологический процесс, необходимо рассматривать возможные варианты выполнения работ, предусматривая их совмещение по времени, месту и исполнителям с учетом применяемого оборудования. Правильно выбранный вариант позволяет выстроить операции и переходы в такой последовательности, когда для выполнения ТП потребуются минимальные затраты времени при гарантированном качестве проведения работ.
При разработке ТП необходимо с учетом объема выполняемых работ и их повторяемости стремиться к наиболее полной и экономически оправданной механизации, всемерному сокращению ресурсных, энергетических и трудовых затрат, облегчению ручного труда.
Оптимальный вариант технологического процесса ТО и Р автомобилей позволяет получить следующие преимущества:
высокую производительность труда и качество работ;
исключить пропуски или повторения отдельных операций и переходов;
рационально использовать средства механизации;
выполнить требуемую организацию и обустройство рабочих мест.
Рабочие места включают в себя основное и вспомогательное производственное оборудование, технологическую и организационную оснастку, приспособления и инструмент. При организации рабочих мест учитываются антропометрические данные, достижения в области научной организации труда, передовой опыт, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования охраны труда, эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.
В зависимости от численности исполнителей, закрепленных технологическим процессом за рабочим местом, рабочие места бывают индивидуальные и коллективные.
Рабочий пост представляет собой рабочее место, на площади которого устанавливается автомобиль или несколько автомобилей, т.е. рабочий пост является разновидностью рабочего места.
На автомобильном транспорте рабочие места могут быть классифицированы следующим образом:
по категории работников – рабочих, руководителей, специалистов, служащих;
по профессии – т.е. по основным рабочим профессиям (автослесарей, диагностов, электриков, аккумуляторщиков, сварщиков и т.д.);
по виду производства ТО и ремонта (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и т.д.);
по степени механизации выполняемых операций – автоматические, полуавтоматические, машинные, механизированные (машинно-ручные) и ручные (немеханизированные) процессы;
по размещению в пространстве – неподвижные и подвижные (маршрутные);
по расстановке рабочих – индивидуальные и комплексные (бригадные);
по числу обслуживаемых постов – однопостовые и многопостовые;
по числу смен;
по условиям труда – нормальные, с тяжелым физическим трудом, с вредными условиями производства.
10.5. Оформление технологической документации
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты. На основании карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операция и переходов) между исполнителями.
Важнейший закон производства – соблюдение технологической дисциплины. Технологическая карта является руководством для каждого исполнителя и служит документом для технического контроля выполнения работ технического обслуживания и ремонта. На практике можно встретить следующие виды технологических карт:
для специализированного поста (постовая карта);
для работ по диагностированию автомобиля (диагностическая карта);
специализированного переходящего звена (бригады) рабочих при использовании на предприятии метода специализированных постов;
технологическая карта на определенный вид работ ТО, ТР, диагностирования (операционная карта);
технологическая карта на определенную операцию, выполняемую одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте (карта на рабочее место).
Разработчиками технологической документации принято типовые технологические карты объединять в единый документ – руководство по ТО или ремонту автомобиля определенной модели. При этом технологии текущего ремонта разделяют для постовых и цеховых (участковых) работ.
Типовые технологии и руководства на ТО и Р автомобилей могут включать в себя дополнительную информацию, которая будет необходимой при организации технологических процессов на автотранспортном предприятии. Например, к данной информации относится перечень оборудования, инструмента и приспособлений для выполнения работ; данные о возможных сопутствующих ремонтах или потребность в запасных частях. Кроме этого, технологические карты имеют иллюстрации в виде рисунков, чертежей, схем и др.
Вся технологическая документация обязательно оформляется на листах со стандартной рамкой и основной надписью.