» » Урок физкультуры 21 века. Урок Физкультуры XXI века

Урок физкультуры 21 века. Урок Физкультуры XXI века

«Современный урок физической культуры.

Каким он должен быть?»

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Наши питомцы должны овладеть физической культурой. Вот это особенно важно.

Я считаю, что нельзя по отдельным, возможно нерадивым ученикам судить о постановке физического воспитания в нашей школе. Если команда школы занимает призовые места – хвалят всю школу, считают ее передовой. Заняли место с конца – значит, учитель бездельник. Ведь за успешное выполнение учебной программы грамот и медалей не вручают. От работы по учебной программе быстрых результатов не получить, результаты соревнований сразу видны каждому. Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы.

Хотя, конечно, неизменной остается первенствующая роль урока, который остается главной формой обучения детей.

Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.

Требования к современному учителю высокие.

учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании.

Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.

Много, очень много проблем у современного учителя физкультуры. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям. Настоящий педагог каждое утро идет к детям как на праздник, с запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств.

Проблемой выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей.

Отсюда берут начало многие болезни, отсюда идут многие беды школьной физкультуры. Далеко не все нынешние школьники достаточно физически развиты, не все готовы вступать в единоборство со своими сверстниками.

На протяжении ряда лет в НИИ физиологии детей и подростков изучили режим дня учащихся различных городов и сел страны. Результаты этих исследований говорят о сокращении из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, об уменьшении их игровой и в целом двигательной активности.

Ребенок дошкольного возраста двигается почти непрерывно. С поступлением же в школу эта активность сокращается почти вдвое. Уроки, домашние задания, телевизор, компьютер забирают все дневное время.

В школе мало спортивных секций для детей младшего возраста. Дети испытывают настоящий двигательный голод!

Исследования показывают, что младший возраст – самый благоприятный для формирования основных двигательных умений, развития двигательных функций, для воспитания интереса к физической культуре.

Не менее важная проблема – повышение эффективности физического воспитания, улучшение качества знаний. Для этого и учителю, и родителям необходимо знание возрастных закономерностей развития моторики детей и подростков, чтобы не упустить самое благоприятное время, использовать его для поднятия общего уровня развития ребенка, да и для роста его спортивных результатов.

Самые существенные изменения двигательного аппарата ребенка происходят в возрасте 8 – 12 лет.

Главные задачи в школе надо успеть, как можно полнее решить именно за 5 – 7 лет обучения детей, иначе будет упущено самое продуктивное время для развития двигательных возможностей школьников.

Подростковый возраст – это важнейший период, когда с помощью физкультуры можно значительно поднять не только общефизическую подготовку, но и уровень силы, выносливости. Но в этот же период идет биологическая перестройка детского организма. НЕОБХОДИМА СТРОГАЯ ПОСТЕПЕННОСТЬ В ПЛАНИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПОДРОСТКОВ. За счет интенсивного развития быстроты движений подростки очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать отличные результаты в беге.

Эффективность физического воспитания детей значительно повысится, если его акцент будет приходиться на более благоприятные периоды естественного ускоренного развития двигательной системы ребенка. КОГДА ПРОЯВЛЯЮТСЯ ДОСТАТОЧНО БОЛЬШИЕ РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ.

Физические нагрузки школьников любого возраста должны быть только оптимального уровня, без максимальных напряжений. Максимальная физическая нагрузка не дает эффекта.

ИГРЫ ВЗРАСТЯТ ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

МЫ ЖДЕМ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ И РЕКОРДОВ

29 лет назад, когда в Москве впервые в воздух поднялся олимпийский мишка, слезы на глазах пропустили у всей страны. Это всенародная гордость за великую державу, которая во все времена неизвестно откуда, назло врагам отыскивала скрытые резервы, демонстрируя свою мощь и могущество.

Тогда, в 1980 году, провожая взглядом, символ народного единства, каждый из нас в душе надеялся на его возвращение. И этот час настал.

Олимпийские игры всегда были самым действенным инструментом пропаганды спорта и здорового образа жизни.

После каждой олимпиады в стране, ее проводящей, начинается настоящий спортивный бум – и нам от этого, к счастью, никуда не деться.

Ведь это наши дети, увидев – кто в живую, кто по телевизору – выступления лучших спортсменов, заставят отвести их в спортивные школы, на катки, купить коньки, лыжи, и т.д. И кто-то из этих ребят обязательно станет новой спортивной звездой – поколение Московской Олимпиады – 80 дало свой медальный урожай в начале 90-х, поколение ИГР – 2014 взрастит свои плоды уже в 20-х годах 21 века.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Физическое воспитание – многогранный процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразия взаимообусловленных форм организации занятиями физическими упражнениями.

Особое значение в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная для всех школьников форма организации физического воспитания.

На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высоко производительному труду, защите Родины и участию в общественно – политической жизни страны.

Важной стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям.

Формирование двигательных умений осуществляется в единстве с развитием основных двигательных качеств.

Физиологический механизм основных движений формируется в процессе обучения и воспитания человека.

Образовательными задачами определяются те знания, умения и навыки, которые должны быть приобретены.

Задачи выработки двигательных качеств показывают, развитию каких систем организма надо содействовать в процессе физического воспитания. Каждый школьник уже обладает определенными двигательными качествами – силой, быстротой, выносливостью, гибкостью – и имеет тот или иной двигательный опыт. Его можно научить только тем двигательным действиям, которые он сам сможет выполнить с учетом степени развития функциональных систем его организма и имеющегося запаса приобретенных движений.

Как правило, существует прямая связь между уровнем владения техникой движений и степенью развития необходимых для этого двигательных качеств. Случаи несовпадения бывают не часто, они, скорее всего, обусловлены недостаточной координацией движений, умением управлять своими движениями. В процессе обучения и тренировки эти несовпадения исчезают тем быстрее, чем правильнее педагог определит недостаточно развитые качества и точнее выберет средства педагогического воздействия.

Внесение необходимых уточнений в задачи на год в связи с особенностями физического развития учащихся (длина и вес тела. Окружность грудной клетки, телосложение, состояние костно-мышечной системы) и их физической подготовленности – это непосредственная и прямая обязанность учителя физической культуры.

На уроках физической культуры решаются преимущественно образовательные задачи: подбор упражнений и методических приемов подчиняются оздоровительным задачам. Развитие двигательных качеств происходит в процессе обучения движениям и двигательным действиям, но в полной мере оно может быть осуществлено только при дополнительных занятиях во внеурочное время.

Задачи уроков физической культуры применительно к старшеклассникам можно сформулировать следующим образом:

  1. совершенствовать навыки основных видов движений и двигательных действий, приобретенных на уроках в предыдущих классах;
  2. повышать уровень физической работоспособности;
  3. содействовать поддержанию высокого уровня умственной работоспособности;
  4. развивать силовую, статистическую и скоростную выносливость;
  5. сообщить определенный круг знаний по основам спортивной тренировки, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и по биомеханической структуре движений;
  6. формировать умения самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с целью личного совершенствования и для проведения занятий с группой товарищей.

КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТСЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ:

  1. «Спортивность». Тут и физическое развитие, и физическая подготовленность, и спортивное мастерство, мужество, стойкость;
  2. Смелость, решительность;
  3. настойчивость, упорство в достижении цели;
  4. чувство собственного достоинства, да и просто самоуважение;
  5. Чувство красоты, эстетическое чувство;
  6. Чувство гармонии – согласованность, соразмерность мыслей и поступков.

КАЧЕСТВА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОКРУЖАЮЩИЙ СПОРТСМЕНА МИР.

  1. Дружелюбие, готовность к дружбе, поиск друзей;
  2. Доброжелательность, добрая воля;
  3. Уважение к соперникам, судьям, зрителям;
  4. Честность, добродетельность, порядочность, правдивость, искренность;
  5. Благородство, великодушие;
  6. Взаимопонимание судьям из других стран и народов.

    Введение…………………………………………………………………………………3

    Теоретическая часть……………………………………………………………………..5

    Практическая часть……………………………………………………………………...7

    1. Урок физической культуры с элементами брейк-данс………………………………..9

    Выводы………………………………………………………………………………….15

    Список литературы…………………………………………………………………….16

Введение

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.

Мы - учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами, однако, как говорится в пословице: «Всё новое – это хорошо забытое старое», поэтому нам необходимо в своих новых подходах брать всё то лучшее, что было у нас, и правильно, рационально использовать их в обучении детей в соответствии требованиям современного мира. Жизнь идет вперед, появляются новые виды спорта, увлечения. И не учитывать это нельзя. Поэтому возникла необходимость помимо традиционных четырех-пяти опорных видов спорта предусмотренных программой, искать новые технологии. В этом и заключается актуальность нашей методической разработки.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Многие из таких школьников теряют интерес к урокам и всячески от них отлынивают, либо выполняют упражнения спустя рукава. Отсюда проявляется проблема недостаточной активности детей, следствием которой являются началом многих болезней. Поэтому для учителей становится все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся. Новые программы должны быть и привлекательными для здоровья и, что очень важно, для жизни. Сможет ли ребёнок самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Гипотеза: Чтобы двигательная активность детей стала на более высоком уровне, в следствии чего это приведёт к общему укреплению здоровью ребёнка и снижению болезней в целом, необходимо применять новые технологии, так же, для заинтересованности учащихся, и для того, чтобы ребёнок осознавал необходимость в занятиях спорта, как одной из основополагающих основ его развития, что положительно скажется в его дальнейшей жизнедеятельности.

Цель нашей разработки: Заинтересовать учащихся к занятиям физической культуры, и полностью их вовлечь в данный предмет, используя новые подходы к процессу обучения.

Задачи:

Рациональное и пошаговое использование новых подходов в процессе обучения;

Повышать уровень физической работоспособности детей;

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений;

Пропаганда здорового образа жизни;

Проведение спортивных праздников, соревнований как внутриклассного, так и общешкольного характера;

Поддержка положительного эмоционального фона детей

Показать новые подходы, на примере открытого урока в МАОУ «Лицей №58», описанной в практической части

Методы исследования: Анализ научно-методической литературы;

Метод педагогического эксперимента;

Теоретическая часть

В своём исследовании мы использовали следующие методики: Технологию смешанного обучения, групповые технологии и методы, способствующие развитию двигательных качеств. Давайте узнаем, что же из себя представляет каждая из них.

Технология смешанного обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. Учитель при этом оказывается в роли организатора, партнёра помощника. Таким образом в нашей школе создаются условия для динамичного, гибкого, персонализированного обучения. Ключевые компоненты смешанного обучения – это самообразование, опосредованное и личное взаимодействие учителя и ученика.

Из множества моделей смешанного обучения мы остановились на основных: модели группы «Ротация», общим для которой является то, что смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование очного и дистанционного взаимодействия учителя и обучающихся. Также мы использовали модель «Автономная группа». Здесь мы делим детей на 2 группы, каждой из которых даётся определенное задание. В каждой из них есть один ответственный ребёнок, причём на каждый урок ответственные меняются, который проводит данный процесс. Работая в этой модели, учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами, уметь организовывать деятельность обучающихся через систему индивидуальных или групповых заданий, выполняя функцию помощника при выполнении заданий. Конечно, пока что эту методику тяжело использовать именно на уроках физической культуры, однако можно и нужно постепенно её внедрять. В недалёком будущем можно также использовать и элементы электронного обучения. Например, при помощи онлайн трансляции проводить урок с детьми, которые находятся на домашнем обучении.

Следующая методика которую мы используем – групповые технологии.

По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную и индивидуальную. При этом доминирующее значение значение имеет именно групповое общение. Основные цели: Обеспечение активности учебного процесса, достижение высокого уровня усвоения содержания. Особенности:

1) класс делится на группы для решения конкретных задач;

2) каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо разное);

3) состав группы непостоянный.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, контролирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь учащимся.

Методы, способствующие развитию двигательных качеств, а именно, методы строго регламентированного упражнения.

Методы данной группы характеризуются, прежде всего, многократным выполнением упражнений в условиях строгой регламентации, а именно:

Строгого состава движений и их связи между собой;

Строго нормированной нагрузки;

В строгом регулировании интервалов отдыха и порядке чередования отдыха и нагрузки.

В качестве примера здесь можно привести ряд методов:

1.Метод стандартного упражнения (повторный, непрерывный, интервальный)

2.Метод переменного упражнения (прогрессирующий, нисходящий, варьирующий метод)

3.Комбинированные методы – повторно-переменный

4.Метод круговой тренировки (непрерывный и интервальный)

Методы частично регламентированного упражнения

К данным методам относятся игровой и соревновательный.

Для игрового метода характерны:

Сюжетность действий

Разнообразность способов достижения целей (выигрыша), так как существуют различные пути к цели во время игры.

Возможность комплексного применения различных двигательных действий.

Важная особенность игры – это эмоциональность и ограниченная возможность дозировки нагрузки.

Так же для физкультуры 21 века необходимы нетрадиционные уроки, такие как, например, фитнесс-уроки, Олимпийские уроки с чемпионом, уроки теоретической направленности, а так же Мастер-классы профессиональных спортсменов. Необходимо забывать и о внеклассных спортивных мероприятиях: различные спортивные секции, общешкольные спортивные праздники и соревнования.

Как же используются эти методики, и вообще, как по нашему мнению должен проходить урок 21 века, мы постарались описать в практической части нашей разработки, на примере открытого урока, а так же небольшого исследования, проводимого нами на протяжении 2013-2014 учебного года.

Практическая часть

Сначала об эксперименте. В начале учебного года из параллелей 5-х классов, я выбрал себе один из них для применения новых технологий в учебном процессе. Это 5 «В» класс. У остальных же классов я проводил уроки традиционным образом (5 «А», 5 «Б»,

5«Г»,5«Д»). Целью данного эксперимента было сравнить эффективность новых технологий с традиционными подходами. Конкретно для сравнения были выбраны следующие показатели: Успеваемость детей и Количество пропусков занятия. Опять-таки не забываем и нашу основную цель разработки, и её гипотезу, где ключевое слово заинтересованность.

В работе с 5 «В» классом я использовал различные методики (Технологию смешанного обучения, групповые технологии и методы, способствующие развитию двигательных качеств), проводил нетрадиционные уроки с чемпионами, теоретические уроки, фитнесс-уроки с элементами танцевальных движений. В данном классе некоторые уроки проходили совсем по-другому сценарию, отличные от стандартного. Требовалось проявлять творческий подход и придумывать всё более интересные задания.

И вот к какому же результату мы пришли на III четверть:

Успеваемость детей

По данным результатам можно сделать вывод, что самый высокий процент успеваемости у 5 «В» и 5 «А» класса.

Количество пропусков занятий

5 «В» - 29 пропусков

5 «А – 65 пропусков

5 «Б» - 51 пропуск

5 «Г» - 46 пропусков

5 «Д» - 76 пропусков

Делаем вывод, что меньше пропусков занятий у 5 «В» класса. Отсюда можно констатировать тот факт, что новые технологии действительно дают высокую эффективность и положительные результаты, а значит за ними будущее преподавания.

И как ещё один пример использования новых технологий – разработка одного урока физической культуры у 5 «В» класса.

Урок физической культуры с элементами брейк-данс

Цель урока: Развитие физических особенностей и двигательной активности учащихся.

Задачи урока:

1) Развитие координационных и силовых способностей, выносливости, гибкости, прыгучести;

2) Воспитание требовательности к себе, трудолюбия, дисциплинированности;

3) Пропаганда здорового образа жизни;

4) Изучение и совершенствование комплекса элементов брейк-данса.

5) Поддержка положительного эмоционального фона детей

Ход урока:

1)Вводная часть

а) Построение. Здесь вспоминаем пословицу, что «новое – это хорошо забытое старое». В нашей школе, благодаря преемственности учителей физической культуры, осталась добрая традиция: спортивная форма школьника – белый верх, красный (чёрный) низ!

Физорг сдает рапорт учителю о готовности группы к занятию. Его можно выбирать как на каждый месяц, так и на весь учебный год. В данном классе физорги меняются каждый месяц.

б) Устный опрос. Детям предложено ответить на вопрос: Что такое Здоровый Образ Жизни? Как они понимают этот термин?

в) Ходьба (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, полуприсядом, полным присядом)

г) Чаще шаг, равномерный бег (по свистку замыкающий становится первым, дети бегут в обратную сторону. Количество и частота свистков на усмотрение). Бег приставными шагами правым, левым боком, спиной вперёд.

д) Комплекс специальных беговых упражнений (Бег с высоким подниманием бедра, бег с «захлёстом», прыжки вверх на каждый шаг, упражнение «колесо» ногами, 2-3 ускорения по прямой)

е) Разминка. На разминку мы делим ребят на две группы (Можно поделить на первый-второй, или на мальчиков-девочек). В данном случае мы поделились на первый-второй. В каждой группе мы назначаем ответственного, который будет проводить разминку на оценку. Учитель же в данном случае наблюдает за процессом и при надобности помогает детям.


Итак, мы провели разминку и теперь можно приступать к основной части урока.

2) Основная часть.

Наш сегодняшний урок будет посвящён элементарным движениям брейк-данса. Прежде всего нужно познакомить детей с этим понятием, что оно означает. Break-dance или b-boying (англ. breakdance) - уличный танец, одно из течений хип-хоп культуры.

Для проведения урока нам потребуется зажигательная музыка.

Для начала мы разучим несколько основных движений брейк-данса.

а) Горизонтальная волна руками, вертикальная волна туловищем.

б) Turtle - в русскоязычном варианте: черепашка - Горизонтальное вращение тела на согнутых руках, которые упираются локтями в пресс. Вращение заключается в перетаскивании тела с одного локтя, который упирается в определённую часть пресса (правую или левую), на другой опорный локоть с одновременным направлением тела в сторону движения


в) Sixsteps(FootWork ) - на русский переводится как «Шесть Шагов». Называется он так, потому что состоит из шести движений ног. Руки в данном элементе являются опорой. Происходит перемещение ног в разном положении, к тому же, переставляя ноги, их два раза надо скрещивать. В итоге получатся круговые пробежки ногами по полу.

г) Так же мы рассмотрели простую «вертушку», «стрелку» . Сюда так же могут входить элементы акробатики. (Стояние на голове, на руках, «Волна», «Колесо» и др.).

3) Заключительная часть. В завершении нашего урока мы закрепим пройденный материал при помощи танцевального батла. Мы делим учеников на две команды и рассаживаем их по кругу. Получается импровизированная сцена.

После чего каждый по очереди, сначала с одной команды, потом с другой, выходит в центр круга и выполняет танцевальные движения под музыку. Следующий должен повторить эти движения ещё лучше. Получается соревнование «Кто кого перетанцует». Продолжительность батла – 5-7 минут.

После чего мы выявляем победителя. Сегодня у нас победила ДРУЖБА!

Затем заключительное построение детей. Подведение итогов.

4) Результаты открытого урока.

Цель и задачи нашего урока мы успешно выполнили. Ребята активно физически поработали, их двигательная активность сегодня была на высоком уровне. Был созданздоровый микроклимат в коллективе, доброжелательное взаимопонимание друг к другу. На протяжении всего урока сохранялся позитивный эмоциональный фон. Не осталась без внимания и пропаганда здорового образа жизни. Сначала дети рассказали как они понимают этот термин, а затем мы закрепили эти знания на практике. И наконец, мы познакомились с понятием «брейк-данс» и изучили основные элементы этого танца.

Выводы

    Новые технологии действительно дают высокую эффективность и положительные результаты. Это было выявлено в результатах нашего эксперимента описанного выше.

    Уровень физической работоспособности детей повышается благодаря рациональному и пошаговому использованию новых подходов в процессе обучения.

    Дети сознательно тали относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, т.е. научились понимать для чего они нужны и как они потом пригодятся в жизни.

    Пропаганда здорового образа жизни в нашей школе стала на более высоком уровне.

    Благодаря новым технологиям повысился общий эмоциональный фон уроков, дети стали меньше пропускать уроков и стали больше заинтересовываться процессом обучения физической культуры.

Тем самым можно сказать, что все цели и задачи нашей разработки были выполнены, гипотеза доказана.

Список литературы

    Физическая культура: 5-7 класы: учеб. Для учащихся общеобразоват. Учреждений/ под ред.М.Я Виленского. – 4-е изд., испр.- М: Просвещение, 2008.

    Смешанное обучение: образовательная технология современности – М: Просвещение,2013.

    Физическая культура: программа: 5-9 классы/ Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н. В. Полянкая, С.С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64 с.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – 185 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Кафедра теории и методики физического воспитания, ОБЖ и технологии

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

По теме: «Урок физической культуры XXI века»

Выполнил: Шекунов С.А.

учитель физической культуры

Проверил:

Уфа – 2015

    Введение…………………………………………………………………3

    Теоретическая часть……………………………………………………5

    Практическая часть…………………………………………………….7

    Выводы…………………………………………………………………17

    Список литературы……………………………………………………18

Введение

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.

Мы - учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами, однако, как говорится в пословице: «Всё новое – это хорошо забытое старое», поэтому нам необходимо в своих новых подходах брать всё то лучшее, что было у нас, и правильно, рационально использовать их в обучении детей в соответствии требованиям современного мира. Жизнь идет вперед, появляются новые виды спорта, увлечения. И не учитывать это нельзя. Поэтому возникла необходимость помимо традиционных четырех-пяти опорных видов спорта предусмотренных программой, искать новые технологии. В этом и заключается актуальность нашей методической разработки.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Многие из таких школьников теряют интерес к урокам и всячески от них отлынивают, либо выполняют упражнения спустя рукава. Отсюда проявляется проблема недостаточной активности детей, следствием которой являются началом многих болезней. Поэтому для учителей становится все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся. Новые программы должны быть и привлекательными для здоровья и, что очень важно, для жизни. Сможет ли ребёнок самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Гипотеза: Чтобы двигательная активность детей стала на более высоком уровне, в следствии чего это приведёт к общему укреплению здоровью ребёнка и снижению болезней в целом, необходимо применять новые технологии, так же, для заинтересованности учащихся, и для того, чтобы ребёнок осознавал необходимость в занятиях спорта, как одной из основополагающих основ его развития, что положительно скажется в его дальнейшей жизнедеятельности.

Цель нашей разработки: Заинтересовать учащихся к занятиям физической культуры, и полностью их вовлечь в данный предмет, используя новые подходы к процессу обучения.

Задачи:

Рациональное и пошаговое использование новых подходов в процессе обучения;

Повышать уровень физической работоспособности детей;

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений;

Пропаганда здорового образа жизни;

Проведение спортивных праздников, соревнований как внутриклассного, так и общешкольного характера;

Поддержка положительного эмоционального фона детей

Показать новые подходы, на примере открытого урока в МАОУ «Лицей №58», описанной в практической части

Методы исследования: Анализ научно-методической литературы;

Метод педагогического эксперимента;

Теоретическая часть

В своём исследовании мы использовали следующие методики: Технологию смешанного обучения, групповые технологии и методы, способствующие развитию двигательных качеств. Давайте узнаем, что же из себя представляет каждая из них.

Технология смешанного обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. Учитель при этом оказывается в роли организатора, партнёра помощника. Таким образом в нашей школе создаются условия для динамичного, гибкого, персонализированного обучения. Ключевые компоненты смешанного обучения – это самообразование, опосредованное и личное взаимодействие учителя и ученика.

Из множества моделей смешанного обучения мы остановились на основных: модели группы «Ротация», общим для которой является то, что смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование очного и дистанционного взаимодействия учителя и обучающихся. Также мы использовали модель «Автономная группа». Здесь мы делим детей на 2 группы, каждой из которых даётся определенное задание. В каждой из них есть один ответственный ребёнок, причём на каждый урок ответственные меняются, который проводит данный процесс. Работая в этой модели, учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами, уметь организовывать деятельность обучающихся через систему индивидуальных или групповых заданий, выполняя функцию помощника при выполнении заданий. Конечно, пока что эту методику тяжело использовать именно на уроках физической культуры, однако можно и нужно постепенно её внедрять. В недалёком будущем можно также использовать и элементы электронного обучения. Например, при помощи онлайн трансляции проводить урок с детьми, которые находятся на домашнем обучении.

Следующая методика которую мы используем – групповые технологии.

По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную и индивидуальную. При этом доминирующее значение значение имеет именно групповое общение. Основные цели: Обеспечение активности учебного процесса, достижение высокого уровня усвоения содержания. Особенности:

1) класс делится на группы для решения конкретных задач;

2) каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо разное);

3) состав группы непостоянный.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, контролирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь учащимся.

Методы, способствующие развитию двигательных качеств, а именно, методы строго регламентированного упражнения.

Методы данной группы характеризуются, прежде всего, многократным выполнением упражнений в условиях строгой регламентации, а именно:

Строгого состава движений и их связи между собой;

Строго нормированной нагрузки;

В строгом регулировании интервалов отдыха и порядке чередования отдыха и нагрузки.

В качестве примера здесь можно привести ряд методов:

1.Метод стандартного упражнения (повторный, непрерывный, интервальный)

2.Метод переменного упражнения (прогрессирующий, нисходящий, варьирующий метод)

3.Комбинированные методы – повторно-переменный

4.Метод круговой тренировки (непрерывный и интервальный)

Методы частично регламентированного упражнения

К данным методам относятся игровой и соревновательный.

Для игрового метода характерны:

Сюжетность действий

Разнообразность способов достижения целей (выигрыша), так как существуют различные пути к цели во время игры.

Возможность комплексного применения различных двигательных действий.

Важная особенность игры – это эмоциональность и ограниченная возможность дозировки нагрузки.

Так же для физкультуры 21 века необходимы нетрадиционные уроки, такие как, например, фитнесс-уроки, Олимпийские уроки с чемпионом, уроки теоретической направленности, а так же Мастер-классы профессиональных спортсменов. Необходимо забывать и о внеклассных спортивных мероприятиях: различные спортивные секции, общешкольные спортивные праздники и соревнования.

Как же используются эти методики, и вообще, как по нашему мнению должен проходить урок 21 века, мы постарались описать в практической части нашей разработки, на примере открытого урока, а так же небольшого исследования, проводимого нами на протяжении 2013-2014 учебного года.

Практическая часть

Сначала об эксперименте. В начале учебного года из параллелей 5-х классов, я выбрал себе один из них для применения новых технологий в учебном процессе. Это 5 «В» класс. У остальных же классов я проводил уроки традиционным образом (5 «А», 5 «Б»,

5«Г»,5«Д»). Целью данного эксперимента было сравнить эффективность новых технологий с традиционными подходами. Конкретно для сравнения были выбраны следующие показатели: Успеваемость детей и Количество пропусков занятия. Опять-таки не забываем и нашу основную цель разработки, и её гипотезу, где ключевое слово заинтересованность.

В работе с 5 «В» классом я использовал различные методики (Технологию смешанного обучения, групповые технологии и методы, способствующие развитию двигательных качеств), проводил нетрадиционные уроки с чемпионами, теоретические уроки, фитнесс-уроки с элементами танцевальных движений. В данном классе некоторые уроки проходили совсем по-другому сценарию, отличные от стандартного. Требовалось проявлять творческий подход и придумывать всё более интересные задания.

И вот к какому же результату мы пришли на III четверть:

Успеваемость детей

По данным результатам можно сделать вывод, что самый высокий процент успеваемости у 5 «В» и 5 «А» класса.

Количество пропусков занятий

5 «В» - 29 пропусков

5 «А – 65 пропусков

5 «Б» - 51 пропуск

5 «Г» - 46 пропусков

5 «Д» - 76 пропусков

Делаем вывод, что меньше пропусков занятий у 5 «В» класса. Отсюда можно констатировать тот факт, что новые технологии действительно дают высокую эффективность и положительные результаты, а значит за ними будущее преподавания.

И как ещё один пример использования новых технологий – разработка одного урока физической культуры у 5 «В» класса.

Урок физической культуры с элементами брейк-данс

Цель урока: Развитие физических особенностей и двигательной активности учащихся.

Задачи урока:

1) Развитие координационных и силовых способностей, выносливости, гибкости, прыгучести;

2) Воспитание требовательности к себе, трудолюбия, дисциплинированности;

3) Пропаганда здорового образа жизни;

4) Изучение и совершенствование комплекса элементов брейк-данса.

5) Поддержка положительного эмоционального фона детей

Ход урока:

1)Вводная часть

а) Построение. Здесь вспоминаем пословицу, что «новое – это хорошо забытое старое». В нашей школе, благодаря преемственности учителей физической культуры, осталась добрая традиция: спортивная форма школьника – белый верх, красный (чёрный) низ!

Физорг сдает рапорт учителю о готовности группы к занятию. Его можно выбирать как на каждый месяц, так и на весь учебный год. В данном классе физорги меняются каждый месяц.

б) Устный опрос. Детям предложено ответить на вопрос: Что такое Здоровый Образ Жизни? Как они понимают этот термин?

в) Ходьба (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, полуприсядом, полным присядом)

г) Чаще шаг, равномерный бег (по свистку замыкающий становится первым, дети бегут в обратную сторону. Количество и частота свистков на усмотрение). Бег приставными шагами правым, левым боком, спиной вперёд.

д) Комплекс специальных беговых упражнений (Бег с высоким подниманием бедра, бег с «захлёстом», прыжки вверх на каждый шаг, упражнение «колесо» ногами, 2-3 ускорения по прямой)

е) Разминка. На разминку мы делим ребят на две группы (Можно поделить на первый-второй, или на мальчиков-девочек). В данном случае мы поделились на первый-второй. В каждой группе мы назначаем ответственного, который будет проводить разминку на оценку. Учитель же в данном случае наблюдает за процессом и при надобности помогает детям.


Итак, мы провели разминку и теперь можно приступать к основной части урока.

2) Основная часть.

Наш сегодняшний урок будет посвящён элементарным движениям брейк-данса. Прежде всего нужно познакомить детей с этим понятием, что оно означает. Break-dance или b-boying (англ. breakdance) - уличный танец, одно из течений хип-хоп культуры.

Для проведения урока нам потребуется зажигательная музыка.

Для начала мы разучим несколько основных движений брейк-данса.

а) Горизонтальная волна руками, вертикальная волна туловищем.

б) Turtle - в русскоязычном варианте: черепашка - Горизонтальное вращение тела на согнутых руках, которые упираются локтями в пресс. Вращение заключается в перетаскивании тела с одного локтя, который упирается в определённую часть пресса (правую или левую), на другой опорный локоть с одновременным направлением тела в сторону движения


в) Sixsteps(FootWork ) - на русский переводится как «Шесть Шагов». Называется он так, потому что состоит из шести движений ног. Руки в данном элементе являются опорой. Происходит перемещение ног в разном положении, к тому же, переставляя ноги, их два раза надо скрещивать. В итоге получатся круговые пробежки ногами по полу.

г) Так же мы рассмотрели простую «вертушку», «стрелку» . Сюда так же могут входить элементы акробатики. (Стояние на голове, на руках, «Волна», «Колесо» и др.).


3) Заключительная часть. В завершении нашего урока мы закрепим пройденный материал при помощи танцевального батла. Мы делим учеников на две команды и рассаживаем их по кругу. Получается импровизированная сцена.

После чего каждый по очереди, сначала с одной команды, потом с другой, выходит в центр круга и выполняет танцевальные движения под музыку. Следующий должен повторить эти движения ещё лучше. Получается соревнование «Кто кого перетанцует». Продолжительность батла – 5-7 минут.

После чего мы выявляем победителя. Сегодня у нас победила ДРУЖБА!

Затем заключительное построение детей. Подведение итогов.

4) Результаты открытого урока.

Цель и задачи нашего урока мы успешно выполнили. Ребята активно физически поработали, их двигательная активность сегодня была на высоком уровне. Был создан здоровый микроклимат в коллективе, доброжелательное взаимопонимание друг к другу. На протяжении всего урока сохранялся позитивный эмоциональный фон. Не осталась без внимания и пропаганда здорового образа жизни. Сначала дети рассказали как они понимают этот термин, а затем мы закрепили эти знания на практике. И наконец, мы познакомились с понятием «брейк-данс» и изучили основные элементы этого танца.

Выводы

    Новые технологии действительно дают высокую эффективность и положительные результаты. Это было выявлено в результатах нашего эксперимента описанного выше.

    Уровень физической работоспособности детей повышается благодаря рациональному и пошаговому использованию новых подходов в процессе обучения.

    Дети сознательно тали относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, т.е. научились понимать для чего они нужны и как они потом пригодятся в жизни.

    Пропаганда здорового образа жизни в нашей школе стала на более высоком уровне.

    Благодаря новым технологиям повысился общий эмоциональный фон уроков, дети стали меньше пропускать уроков и стали больше заинтересовываться процессом обучения физической культуры.

Тем самым можно сказать, что все цели и задачи нашей разработки были выполнены, гипотеза доказана.

Список литературы

    Физическая культура: 5-7 класы: учеб. Для учащихся общеобразоват. Учреждений/ под ред.М.Я Виленского. – 4-е изд., испр.- М: Просвещение, 2008.

    Смешанное обучение: образовательная технология современности – М: Просвещение,2013.

    Физическая культура: программа: 5-9 классы/ Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н. В. Полянкая, С.С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64 с.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – 185 с.

План-конспект урока в 5 классе

Тема урока : Развитие физических качеств с элементами тестирования уровня физической подготовленности.

Актуальность урока заключается в том, что на современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости.

Поскольку современный школьник систематически недополучает необходимый (оптимальный) объем моторики, необходимо разработать концепцию новаторского урока по физической культуре с применением современных оздоровительных технологий, приемов, методов и средства физической культуры и спорта для того, чтобы компенсировать дефицит физических нагрузок.

Инновационность методики: Развитие физических качеств с элементами тестирования уровня физической подготовленности посредством спортивных эстафет.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

  • Развитие физических качеств с элементами тестирования уровня физической подготовленности.
  • Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • Использование физической культуры и спорта как средства укрепления здоровья;
  • Агитация и пропаганда здорового образа жизни и оздоровления учащихся .

Задачи урока:

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. провести тестирования уровня физической подготовленности посредством эстафет;
  2. проверить уровень знаний, умений и навыков по физической культуре.

II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. развивать силу мышц рук и ног;
  2. развивать силу мышц брюшного пресса;
  3. развивать быстроту реакции и координацию движений.

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. воспитывать патриотизм у юного поколения.
  2. воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручку;
  3. воспитывать чувство ответственности за порученное задание.

Межпредметные связи : Медицина, врачебный контроль.

Принципы:

  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постоянного наращивания развивающе-тренирующих воздействий;
  • адаптированного сбалансирования динамики нагрузок;

Ожидаемые результаты:

  • Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • Введение оптимального режима труда и отдыха детей;
  • Повышение уровня физического, а отсюда психического и социального здоровья детей.

Практическая значимость:

  • Рекомендовать введение в учебный процесс спортивных эстафет с элементами тестирования уровня физической подготовленности, способствующих развитию физических качеств, развитию чувства коллективизма и навыков работы в команде

Форма проведения: Спортивные эстафеты.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, обручи, скакалки, фишки, кубики, мячи, канат.

Пособия: свисток, секундомер.

Частные задачи

Дозирование нагрузки

Организационно- методические указания

I. Подготовительная часть (8 мин)

1. Организовать
детей к уроку

2. Торжественная часть

1) Построение, приветствие.
2) сообщение задач урока, формы его проведения;
3) психологический настрой детей на предстоящее занятие;
1) Выступление лидеров партии «Единая Россия»;

30 сек

30 сек

1 мин

6 мин

Обратить внимание на форму!
Формы организации: фронтальная.

II. Основная часть (29 мин)

ПРОГРАММА:

1. конкурс команд:

I этап - Челночный бег 4х9 м (оценивается по скорости выполнения);

II этап - «Челночный бег» (с кубиками);

ІІI этап - «Челночный бег» (смена кубиков);

IV этап - «Поднимание туловища»: по сигналу участники в парах бегут до мата. Один из них выполняет поднимание туловища 5 раз. То же самое выполняет другой участник. (оценивается по скорости выполнения);

V этап - «Чехарда» (прыжки друг через друга) в парах, назад возвращаются бегом;

VI этап - «Кенгуру» (ребенок сидя на мяче, прыгает до стойки, возвращается бегом и предает мяч (оценивается скорость выполнения));

VII этап - «Млечный путь» (преодоление препятствия – прыжки через скакалку);

VIII этап - эстафета “хоккеисты”. Члены команды поочередно хоккейной клюшкой обводят мяч вокруг стоек. (скорость выполнения);

IX этап - Прыжки в длину с места (какая команда дальше прыгнет);

Х этап - “Дружная семья” (перетягивание каната).

2. Конкурс болельщиков (освобожденных):

I этап – Нарисовать эмблему для Олимпиады – Сочи 2014;

II этап – Составить спортивные частушки;

ІІI этап – «Подтягивание» (один участник от болельщиков);

IV этап – Разгадать кроссворд, посвященный Олимпийским играм;

IV этап – «Бой петухов»;

V этап – Составить наибольшее количество слов из слова:

III. Заключительная часть (3 мин)

1. Восстановле-
ние дыхания,
снижение
ЧСС.

2. Организо-
ванное
завершение
урока

Соревнования завершены, судейская бригада подсчитывает очки.

1) Построение в шеренгу;
2) Релаксация;

3) Подведение итогов урока;

4) Домашнее задание

5) Организованный уход из зала

30 сек

30 сек

30 сек

1 мин

30 сек

Закрыть глаза, расслабиться, выполнить полный вдох и медленный протяжный выдох.

Оценить работу учащихся на уроке, их активность;

Силовые упражнения

Приложение 1

Спортивные частушки:

Начинается игра,

Очень рада детвора.

Любим спортом заниматься

И здоровьем наполняться!

Началась Олимпиада!

Это здорово, ребята!

Будем здесь соревноваться

И успехов добиваться!

Кроссворд:

По горизонтали:

  1. Как называется вид легкой атлетики, включающий в себя несколько легкоатлетических видов. (Многоборье)
  2. Что дают (произносят) спортсмены и судьи на Олимпийских играх? (Клятву).
  3. Как называют судью в боксе? (Рефери)
  4. Как называют человека, лазающего по скалам? (Скалолаз)
  5. Как по другому называется игра в ручной мяч? (Гандбол)

По вертикали:

  1. Назовите столицу XXII Олимпийских игр? (Москва).
  2. Как называют вратаря? (Голкипер).
  3. Что у туриста находиться за душой? (Рюкзак).
  4. Как называется борьба на руках? (Армреслинг).

Приложение 1