Автоматическая коробка передач значительно упрощает процесс управления автомобилем, позволяя водителю сконцентрироваться на дороге, а не на включении/отключении сцепления и дергании рычага КПП. На стандартной автоматической коробке передач присутствует несколько режимов езды, среди которых имеется режим N – нейтраль.
Как известно, при положении рычага коробки передач в нейтральном положении, крутящий момент от двигателя не идет к колесам, вследствие чего машина не движется. Нейтральная передача на механической коробке используется водителем едва ли не на каждом светофоре, но на автомате ее роль значительно меньше, а сценарии использования строго ограничены.
Оглавление:Для чего нужна нейтральная передача в АКПП
Многие водители автомобилей с автоматической коробкой передач могут за все время эксплуатации ни разу не переключиться на нейтраль. Несмотря на это, нейтральная передача (или другой режим АКПП, моделирующий ее) обязательно должна присутствовать в коробке передач. Это необходимо для буксировки машины.
Если ознакомиться с руководством по техническому обслуживанию автомобиля с автоматической коробкой передач, в нем можно обнаружить информацию о правилах буксировки машины. Производители рекомендуют при буксировке включать на буксируемом автомобиле с АКПП нейтральную передачу и двигаться со скоростью не более 50 километров в час. При этом чаще всего в рекомендациях по буксировке также указывается, что автомобиль с АКПП не должен буксироваться далее 50 километров, а если до точки назначения необходимо преодолеть расстояние более 50 километров, лучше использовать эвакуатор или буксировку с поднятыми ведущими колесами автомобиля.
Еще один сценарий, где может быть использована нейтральная передача АКПП, – это стоянка. Оставлять автомобиль на нейтрали с ручником на стоянке рекомендуется только в тех случаях, когда имеются проблемы с работой режима паркинга – P. Стоит отметить, что если машина стоит на нейтрали, для пуска двигателя потребуется выжать педаль тормоза.
Включать ли нейтраль на автомате на светофоре и в пробке
Пожалуй, одно из главных заблуждений водителей машин с автоматической коробкой передач, которые ранее управляли автомобилем на «механике», это необходимость переключения рычага передач на нейтраль во время остановки на светофоре. При управлении машиной с механической коробкой передач, водитель переключает рычаг в нейтральное положение, чтобы можно было убрать ногу с педали сцепления. Однако в автоматической коробке передач ее нет, как и нет необходимости переходить на нейтральную передачу.
Если разбираться в механике процесса, нужно сказать, что при включенном режиме D («драйв») гидротрансформатор автоматической коробки передач нагнетает давление, за счет которого передается крутящий момент. В данном режиме происходит активное смазывание элементов коробки передач. Если педаль акселератора не нажата, то гидротрансформатор находится в «зеленой зоне», при которой происходит его смазывание и более не выполняются никакие процессы. Переключившись на нейтральную передачу, водитель разомкнет входной и выходной валы, тем самым прервав смазывание элементов коробки передач. Когда загорится зеленый сигнал светофора, переключение обратно в режим «драйв» станет стрессовым для агрегатов коробки, поскольку изменится давление. Соответственно, элементам коробки придется выполнить лишние движения, что негативно на них скажется и приблизит момент выхода из строя.
Схожим образом следует рассматривать вопрос нахождения автомобиля в пробке. Нет необходимости в заторе переключать рычаг автоматической коробки с режима D на N. В крайнем случае, если движение в потоке полностью отсутствует, можно переключить рычаг в положение P («паркинг») или просто выключить двигатель.
Можно ли ехать накатом на автомате
В желании сэкономить топливо при движении с горки водители автомобилей с автоматической коробкой передач могут рассматривать вариант с переключением рычага в положение N. Делать этого ни в коем случае нельзя, по нескольким причинам:
- В положении «нейтраль» агрегаты коробки передач не смазываются должным образом, что необходимо при движении машины;
- У водителя существенно снижаются варианты маневрирования, при необходимости он не сможет увеличить скорость автомобиля, например, чтобы обойти препятствие;
- Переключение в режим D из положения N при движении автомобиля строго запрещено из-за резкого перепада давления. Это может привести к выходу автоматической коробки передач из строя.
Двигаться накатом на автомобиле с автоматической коробкой передач следует в режиме D, чтобы избежать проблем со скорым выходом деталей АКПП из строя.
N - Neutral - нейтральная передача. В этом положении селектора автомобиль, также, как и на "P", можно заводить, но блокировки вала не происходит. Однако он отличается от режима нейтрали на ручных коробках. В этом режиме нельзя катиться под уклон или буксировать машину с выключенным двигателем без риска повредить автомат. Дело в том, что масляный насос находится на первичном валу АКПП, поэтому при выключенном двигателе он работать не будет, а значит не будет и циркуляции ATF и коробка может перегреться.* Бытует мнение, что, стоя на светофоре, следует перейти в "N", поскольку в режиме "D" что-то там пробуксовывает и изнашивается. На самом деле это не так, все элементы коробки обездвижены, фрикционы зажаты, включена первая передача и лишь насос вхолостую перекачивает трансмиссионную жидкость. Движение в этом случае начинается без пробуксовки пар трения, которые вступают в работу лишь при переходе на вторую передачу. Переход же с режима "N" в "D", напротив, заставляет их лишний раз потрудиться.
Кроме того, переводя селектор из режима "N" в "D" не следует сразу нажимать на газ, а необходимо дождаться характерного толчка, который покажет, что коробка вошла в режим движения и выбрала нужную передачу, а в пылу спешки об этом можно забыть.
Так что не рекомендуется использовать режим "N", кроме случаев перезапуска заглохшего мотора, а также буксировки автомобиля или перекатывания его вручную с выключенным двигателем. На коротких остановках, например на светофоре, не следует перемещать селектор ни в положение "N", ни в положение "Р", а удерживать автомобиль на месте в таких случаях следует с помощью тормозов. Если же при длительных остановках в уличных пробках у вас устала нога, то лучше выставить сразу режим "P". Также можно поступить при остановке в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева ATF в коробке.
* При движении на длинных спусках устанавливать рычаг селектора в положение "N" не рекомендуется. Это не приведет к экономии топлива, но может вызвать перегрев коробки при возвращении в D на высокой скорости.
Так что двигаясь накатом селектор лучше оставить в том положении, в котором он находился до этого. При этом коробка перейдет на высшую из разрешенных передач и обеспечит минимальное торможение двигателем. Если же вы катились в режиме "N", последующий переход в "D" заставит повременить коробку с выходом в режим движения, так как ей необходимо время для переключения на нужную передачу. взял из старой темы. раньше тоже в накат нейтраль врубал, пока не прочитал) в той темедаже было написано что еще ее и завести можно с толкача. но думаю это ни к чему хорошему не приведет. в общем советую ездить как советует завод субару в режиме R D и 1 2 3)
Водитель, впервые купивший автомобиль с АКПП, неизменно задается вопросом, можно ли катиться на нейтралке на автомате? Этот вопрос возникает из-за давней привычки «экономии топлива» – перевода в нейтральное положение рычага переключения скоростей на МКПП во время длительных спусков, или «докатов» до места.
Устройство современных двигателей позволяет экономить топливо, не переключая передачу в процессе движения на длительных спусках.
Теоретически это ведет к значительной экономии топлива. Практически – вопрос спорный.
Впрыскивание топлива в двигатель практически полностью прекращается при отпущенной педали газа, вне зависимости от положения рычага. И это актуально не только для автомата, но и для механики.
Можно ли двигаться на нейтрали с АКПП
В то же время, если перевод на нейтраль для механики во время движения – не опасен, то для автоматики это действие – медленная смерть. Конечно, в случае единичного переключения ничего не произойдет, да и переключение на скорости с «D» в «N» пройдет для автомата безболезненно. А вот обратный процесс может быть губительным для всей коробки, если не выполнить главное правило – полностью остановиться, и только после этого включить драйв. Это связано со значительным понижением давления масла в нейтральном режиме. Если же переключить с «нейтралки» на «драйв» во время движения, резкое возрастание давления масла может значительно повредить коробку передач.
Можно ли подумать, что ехать на нейтралке на автомате с горы до полной остановки безопасно для системы переключения скоростей? Нет, так думать нельзя. Не только переключение с нейтрального в драйверный режим опасно для коробки, но и само движение недопустимо.
Частый перевод на нейтралку и обратно вырабатывает ресурс коробки.
Это результат отличного от механической коробки устройства смазывания внутренних элементов маслом. В автомате оно происходит только во время движения с включенной скоростью. То есть перевод рычага в нейтральное положение грозит износом деталей, которым приходиться работать «на сухую».
Износ большинства автоматических коробок передач определяется установленным количеством переключения режимов передач.
Для чего нужно положение «N»?
Естественно, что возникает вопрос об использовании нейтралки. Данный режим предполагает использование во время буксировки автомобиля с выключенным двигателем. Также он используется во время раскачивания застрявшего авто и во время сервисного обслуживания.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что водители так и не пришли к однозначному заключению можно или нет ехать на нейтралке на автомате. А вот мнение производителей и работников автосервисов по этому поводу совпадает. Они дружно утверждают, что езда на нейтральной передаче на АКПП чревата серьезными последствиями.
Нередко новичками, едва получившими права, поднимается вопрос, можно ли ездить на нейтралке на автомате. Сама по себе АКПП очень удобна: даже традиционалисты, пусть неохотно, но признают ее некоторые преимущества перед механикой. Но тот, кто долго ездил с прежним вариантом коробки передач, с трудом отказывается от въевшихся в сознание привычек.
Катиться с горки накатом кажется настолько естественным, что водитель пытается экстраполировать свои обыкновения и на автомат. И то и дело одергивает себя, боясь навредить непривычному механизму.
При этом остается надежда, что устоявшаяся манера езды является правильной и на АКПП. Опять же, считается, что нейтралка в накате обеспечивает значительную экономию топлива, что неизменно греет душу, особенно при нынешних ценах. Но если взглянуть на ситуацию еще с одной стороны, экономия может обратиться неприятной стороной: если применение нейтралки на дороге окажется труднопереносимым для АКПП, то ее ремонт обойдется куда дороже выигрыша на сэкономленном бензине.
Можно ли ездить на нейтралке на автомате, до сих пор считается спорным моментом. Во всех руководствах по эксплуатации указано, что переводить рычаг в положение N в процессе движения запрещается. Некоторые производители дополняют указание словами «это может быть очень опасно». Но многие водители это делают, и уверяют, что ничего страшного с АКПП не случается. Так ли это? Опытные владельцы, освоившие АКПП давно, приводят доводы в пользу того, что все же нужно прислушиваться к рекомендациям производителя.
Причина первая
Смазочная система коробки-автомата кардинально отличается от устройства ее механического собрата. Если МКП постоянно буквально купается в масле, то АКПП получает его непосредственно от движка. В стоящей машине и детали неподвижны; когда же она катится – запчасти принудительно вращаются и соприкасаются. Даже школьнику понятно, что с ними происходит в отсутствие смазки. Заклинивание коробки, работающей всухую, имеет единичные случаи. Однако ее быстрое изнашивание у любителей катиться на нейтралке – вещь весьма распространенная.
Поклонники наката могут обратить внимание на то, что даже буксировка на нейтралке разрешена только на расстояние, не превышающее 50 км. Причем в большинстве мануалов даже разъяснение присутствует, и связано оно как раз со смазкой. Если автосервис расположен дальше – извольте вызывать эвакуатор. Или готовьтесь к скорому капитальному ремонту коробки.
Причина вторая
Во многих моделях ресурс автоматической коробки передач рассчитан на определенное количество включений/выключений положения N. Чем чаще вы пользуетесь этим режимом, тем быстрее ресурс вырабатывается. Полностью АКПП, скорее всего, не посыплется, однако определенный набор ее узлов начнет по очереди выходить из строя. По отдельности ремонты будут не слишком дороги, но по совокупности влетят в немалую копейку.
Развеиваем мифы: Что касается экономии топлива, то рядом водителей были проведены любопытные замеры при содействии бортового компьютера. Выяснилось, что, катясь с горки в режиме D, но с отпущенной педалью газа, расход бензина равен 0. А вот если включить нейтраль, топливо все же подъедается, пусть и в небольшом количестве.
Неизвестно, работает ли экономия на механике: таких экспериментов владельцы машин с МКП почему-то не проводили (или не поделились наблюдениями). Но с автоматом установлено точно: помимо риска угробить коробку, накат обеспечивается еще и определенными топливными затратами.
Дополнительные нюансы
Хотя ерундой их назвать будет неправильно: эти мелкие подробности могут серьезно сказаться как на здоровье машины, так и на самочувствии ее ездоков.
Переключение с режима D на режим N во время езды происходит безболезненно. А вот обратное действие чревато уже серьезными повреждениями коробки. Для безопасности придется остановиться. И где в этом случае смысл использования нейтралки? Вы теряете во времени; к тому же застопиться не всегда предоставляется возможность.
Остается вероятность того, что внезапно заглохнет движок. При включенной скорости это нестрашно. На нейтралке же моментально отключается ГУР, и машина значительно теряет управляемость. Чем это может грозить, разъяснять не надо.
Возражения по поводу того, что если бы нейтралка была столь опасна, то ее заблокировали бы при спуске с конвейера или вовсе б не включали в набор, некорректны. Режим N необходим для сервисного обслуживания и раскачки застрявшей машины. В езде же он неприменим. Из всего вышесказанного можно сделать вполне определенные выводы.
Четкий ответ на вопрос, можно ли ездить на нейтралке на автомате – нет, если вы не готовы оплачивать регулярные ремонты. А если уж вам так дорог спуск накатом, то почему бы не поменять свою машину на аналогичную модель с механикой? На ней не придется выбирать другую манеру езды и привыкать к новым правилам, с которыми все же считаться приходится.
Стоит сходу развеять миф о том,
что существует экономия бензина на найтрале. Когда отпущена педаль акселератора, в
камеру сгорания направляется малое количество горючей консистенции, потому особенного
смысла перебегать на нейтральную передачу нет никакого. Скажем даже больше, это
утверждение животрепещуще не только лишь для машин с автоматической коробкой переключения
передач. На современных авто с ручной коробкой при переводе в ручки КПП в
нейтральное положение экономии не наблюдается.
Экономия бензина на нейтральной
передаче имеет место быть лишь на старенькых автомобилях с карбюратором, а с
возникновением «электронных систем» в моторе, утверждение об экономии потеряло собственный
смысл.
Охото отметить, что при маленьких
остановках, например, у светофора, переключать рычаг КПП на «нейтралку» не
советуют — это только только приведет к излишним переключениям самой коробки, что
уменьшает срок ее службы.
На данный момент хотелось бы коснуться устройства самой Коробка автомат.
Тщательно стоит разглядеть саму
работу автоматической коробки переключения передач в нейтральном режиме работы.
Напомним, что в Коробка автомат мощность
от мотора передается с помощью гидротрансформатора (конкретно он и является
собственного рода сцеплением) на входной вал коробки.
Для того чтоб образовались
разные передаточные числа, часто употребляют планетарные ряды – это
механизм, состоящий из некого количества шестерен — сателлитов, которые
крутятся вокруг центральной шестерни, при всем этом
все передаточные дела будут достигнуты методом фиксации различных
деталей друг к другу.
Конкретно само переключение
передач (фиксация разных частей) производится электрической либо гидравлической
системой управления. Автоматика беспрерывно считывает данные с выходного вала
Коробка автомат и мотора, анализируя их выбирает подходящую передачу.
Клапан выбора спектра соединен рычагом селектора Коробка автомат, а он, исходя из
положения рычага, не дает способности включения определенных передач.
Масляным насосом создается давление
масла для того, чтоб производилось управление Коробка автомат. Трансмиссионная жидкость либо
же просто масло как и в моторе, делает список функций в том числе функцию
отвода тепла и смазки.
Что произойдет,
если мы включим «нейтраль»? Для начала необходимо отметить
последующие моменты: для того, чтоб
переместить селектор автоматической коробки переключения передач в нейтральное
положение, первичный вал автоматической коробки отсоединяется от ведомого
(вторичного) вала.
Мотор начинает работать в
режиме холостых оборотов (750-850 об/мин), давление в системе смазки «автомата»
снижается кое-где в 2 раза, в отличие от давления в режиме езды.
На
нейтральной передаче можно передвигаться со скоростью менее чем 40 км/ч.
Поэтому как нет жесткой связи кручения
колес и оборотов мотора, вращающий момент от колеса передается на ведомый вал
коробки переключения передач, а если нейтральная передача была включена на
высочайшей скорости – ведомый вал будет вертеться существенно резвее ведущего. В
этот момент ведомый вал мотора и сопряженные с ним редуктор, подшипники,
шестерни будут подвергаться увеличивающимся со скоростью нагрузкам.
Из-за того, что в масляной
системе давление устанавливается наименьшим, то на большой скорости на ведомом
валу «автомата» и практически всем сопряженных с ним устройств возникнет и будет возрастать
масляное голодание. Как результат — локальный деформации, перегрев частей,
сокращение времени работы коробки.
Если вы будете часто
двигаться на больших скоростях со включенной нейтральной передачей, то коробка
скоро выйдет из строя.
Сейчас стоит обусловиться что
такое «большие скорости», а что ими не является. Для этого необходимо заглянуть в
аннотацию по эксплуатации вашей машины. Фактически во всех таких книжечках
обозначено, что буксировать машину с Коробка автомат можно менее 40 км со
скоростью менее чем 40
км/ч (время от времени эта цифра снижена до 30 кмч). На неких
моделях автомобилей буксировка совсем воспрещается.
Это происходит оттого, что
давление давления масла после 40 кмч будет уже не достаточно и недостаточно для смазки
устройств, а коробка станет очень нагреваться. Когда скорость не превосходит 40 км/ч — давление тоже будет малым, коробка будет
нагреваться, но 40 км
все таки сумеет преодолеть без значимых последствий. После этого необходимо дать
машине несколько часов отдохнуть и продолжать движение снова до 40 кмч.
Как следует, на нейтральной
передаче все таки двигаться можно (если в аннотации нет воспрещения этим
действиям), но скорость должна быть не выше 40 км/ч.
Что будет если
переключить рычаг в режим «драйв»
Если шофер автомобиля с
автоматической коробкой переключения передач едет конкретно на «нейтрале», рано
либо поздно нужно будет включить «драйв». Здесь опять нужно вспомнить разницу
скоростей вторичного и первичного вала коробки переключения передач.
Режим
«драйв» идеальнее всего включать автомобиль
находится в статичном положении.
Электрическое управление коробкой
передач, естественно, изберет подходящую передачу, которая будет соответствовать
скорости (но не нужно надежды на электронику, потому что она может включить и
1 передачу). Все, кто ездил на автомате, знают, что включение режима «драйв» на
стоящем автомобиле вызывает чуть осязаемый толчок – это входят в зацепление
шестерни.
Если же режим «драйв» после
режима «нейтрали» включить на авто, которое находится в движении, кроме того,
что момент вхождения в зацепление шестерней будет значительнее, возрастет и
нагрузка на КПП из-за того, что ей нужно будет согласовывать скорости вращения валов.
Потому «драйв» лучше
включать все-же на стоящем автомобиле.
Естественно, единоразовый перевод рычага меняя режимы на
передвигающейся машине навряд ли приведет большим последствиям, а вот если вы будете часто
«играться передачами», то полностью мозможно, что выведите Коробка автомат из строя (для
любителей попереключаться мы рекомендуем приобрести машину с механической КПП).
В конечном итоге
охото сказать:
- «Нейтраль» не призвана стать
панацеей в экономии горючего. - На «нейтрали» необходимо передвигаться
на скорости ниже 40 км/ч,
чем больше скорость, тем резвее наступит нехватка масла и перегрев КПП. - Режим «драйв» идеальнее всего
включать на автомобиле которой находится в статичном положении (не едит). - «Нейтраль» на авто с Коробка автомат нужна
только для буксировки машины (менее чем на 40 км и с обозначенной в аннотации по эксплуатации
скоростью). Для других целей воспользоваться нейтральной передачей смысла нет.