» » Опасные ошибки на дороге. Советы водителям

Опасные ошибки на дороге. Советы водителям

В данной статье мы расскажем о том, какие факторы отрицательно сказываются на способности водителя управлять транспортным средством.

Главный фактор, негативно влияющий на состояние водителя — это пьянство за рулем; об этом мы слышим чуть ли не с детского сада. Причем распространенной ошибкой является то, что многие полагают: если принять «на грудь» совсем немного алкоголя, ничего плохого не случится.
Так нет же: многочисленные официальные исследования подтверждают, что для водителя опасны как большие, так и малые дозы алкоголя. Учтите: прием 50 г водки увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия в 2 - 3 раза. Распространенные мнения об отрезвляющем действии нашатырного спирта, кофе, чая, кратковременного сна, и т.п. не имеют под собой никаких оснований.

ВНИМАНИЕ
Результаты исследований, проведенных с помощью меченых изотопов, показали наличие алкоголя в коре головного мозга даже через 20 дней после его приема. Получается, что даже по истечении такого времени алкоголь может оказывать свое пагубное воздействие на состояние водителя. А ведь многие любят сесть за руль «после вчерашнего», с чувствительным «выхлопом» изо рта, полагая, что они в «полном порядке» и забывая о своей сниженной реакции и значительном содержании остатков алкоголя в организме.
Почему нетрезвый водитель считается более опасным для окружающих, нежели нездоровый или просто переутомленный? Ответ прост: в последних двух случаях человек осознает, что его возможности ограничены, и старается соблюдать повышенную осторожность. Пьяный же ведет себя как минимум неосмотрительно, а нередко — еще и агрессивно, и не в состоянии адекватно оценивать свои действия.

ВНИМАНИЕ
Пьяному водителю кажется, что до объекта на дороге (до пешехода, до другой машины, и др.) около 30 метров, тогда как в реальности это расстояние не превышает 15 - 18 метров. Он полагает, что нажал на тормоз мгновенно, а на самом деле — с заметным опозданием. Уже после приема 25 г алкоголя появляется труднопреодолимое и необоснованное желание рискнуть на дороге.
В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации указано, что под состоянием алкогольного опьянения подразумевается наличие этилового спирта в концентрации 0,3 грамма и более на один литр крови и 0,15 миллиграмма и более на один литр выдыхаемого воздуха (примечание к статье 27.12).

Еще один отрицательный фактор — это курение за рулем. Вспомните: в момент прикуривания вы смотрите на кончик сигареты, а не на дорогу. А ведь дорожная ситуация изменяется постоянно, и может хватить одного мгновения, чтобы вовремя не заметить появившееся препятствие на дороге!

Также водитель отвлекается на то, чтобы достать спички или зажигалку, либо стряхнуть пепел в пепельницу. При этом ему кажется, что он мгновенно перемещает взгляд с одного объекта на другой, а реально на это уходит около 1 секунды.
Помните: на скорости 70 км/ч автомобиль за одну секунду проходит около 20 метров! А поскольку вы переводите взгляд не только с дороги на сигарету (пепельницу, зажигалку и др.), но и обратно, то это расстояние следует удвоить.

Еще одна проблема — разговоры водителей по мобильному телефону во время движения. Недаром в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание за разговор по мобильному телефону во время управления транспортным средством без использования системы «хэндс-фри».
Одной из наиболее распространенных причин возникновения тяжких дорожно-транспортных происшествий является переутомление водителя. Всегда следует помнить незыблемое правило водителя: устал — отдохни! Если вы чувствуете, что переутомились (особенно при длительной поездке) — выберите подходящее место, остановитесь и отдохните, хотя бы недолго.

Существует три степени водительского утомления. Легкая степень характеризуется зевотой и тяжестью век. При средней степени появляется резь в глазах, сухость во рту, какие-то фантазии; по телу может проходить теплая волна, и кажется, что другие машины едут очень медленно. При сильной степени утомления клонится вперед голова, руки сползают с руля, в глазах рябит, человек потеет и ему кажется, что все это происходит не с ним.

Вы можете снять легкое утомление, умывшись прохладной водой, либо немного отдохнув, либо выпив крепкого чаю. Но при среднем или сильном утомлении вам поможет только сон.
Если вы планируете отправиться в дальнюю дорогу — поспите перед тем, как выехать, не менее 7 часов, и не принимайте никакие успокоительные препараты. В пути периодически отдыхайте: остановитесь, выйдите из машины, разомнитесь. По возможности не ездите ночью, и не наедайтесь слишком сильно перед дорогой — это способствует сонливости.

В правилах дорожного движения написано черным по белому: «Пассажирам запрещается: отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения; при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов; открывать двери транспортного средства во время его движения».

С открыванием дверей и стоянием на платформе все понятно: думаю, никто не захочет открыть дверь автомобиля, движущегося на скорости 60 км/ч, и выйти. А вот что значит замечательно лаконичная фраза – отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения, и как именно пассажир может отвлечь водителя, с какими последствиями – не всем ясно. Хотя нет, последствия очень просты – авария. Итак, давайте разберемся, какие ситуации входят в понятие «отвлекать водителя».

«Я лучше знаю»

Зачастую водитель, временно занимающий место пассажира, начинает «подсказывать» куда и как ехать: «Давай, сейчас в этот ряд!», «Да не тормози, не тормози!». Особо нервные могут и руль начать выхватывать. Такие фразы существенно мешают водителю комфортно управлять машиной. Помните, у каждого водителя есть свой план движения, свой стиль, свои привычки. В конце концов, это его машина! Своими «подсказками» вы отвлекаете его от управления, что может привести либо к тому, что водитель попросит вас замолчать, причем грубо, либо к аварии. Даже если водитель новичок, а у вас за плечами долгие годы практики, не надо в процессе движения «учить». Лучше скажите потом, когда водитель остановится.

«Поиск маршрута»

Представьте себе ситуацию – вы и ваш водитель в незнакомом район или городе. GPS в машине нет. Зато есть карта, которая удобно расположилась на коленях у пассажира. Если пассажир ас в чтении карт, то особых проблем не возникнет. А вот если с картами пассажир сталкивается раз в два года, то некоторые недоразумения будут. «Поверни вот тут, нет, вот там», «Э, кажется, мы проехали поворот», «Вот, посмотри сам». Такие фразы нервируют водителя, а уж подсовывать ему карту, когда он ведет машину и смотрит на дорожные знаки и разметку, и вовсе не стоит. Это опять же может привести к аварии.

«Ссора»

Будь моя воля, я бы вообще не рекомендовала садиться за руль после ссоры или во время ссоры с пассажиром. Раздражительность, злость, обида – не лучшие помощники во время руления. А если человек, с которым вы ссоритесь, сидит рядом, то это кошмар не только для вас, но и для остальных участников дорожного движения.

«Стрессовые ситуации»

Стрессовые ситуации на дороге происходят ежеминутно. Автомобилисты подрезают друг друга, «лезут» вне очереди, не уступают «помехе справа», сигналят в пробках и на светофоре. Пассажиру не стоит после каждой такой ситуации кричать, плакать и биться в истерике. Напротив, он должен сохранять спокойствие и попытаться успокоить водителя, если это потребуется. Держите себя в руках, не программируйте аварий и будьте готовы ко всему.

Конечно, есть еще масса примеров, как можно помешать водителю, даже не желая этого. Не стоит испытывать их на практике. Лучше не отвлекайте его, ведь от него зависит безопасность многих людей, в том числе и ваша.

Ответ на вопрос, поставленный в заголовке статьи, по сути однозначен: в процессе управления водителю мешает все, что не имеет отношения к нему (процессу управления автомобилем). На дороге следует быть максимально сконцентрированным на езде - так учат нас в школе вождения.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся факторы, отвлекающие водителей от дороги, либо ухудшающие внимательность, реакцию, способность быть сконцентрированным и принимать адекватные решения.Фактор первый: алкоголь Извечная беда российских автовладельцев. Алкоголь в любом случае и в любых дозах отрицательно влияет на способность шофера управлять транспортным средством. И никаких оговорок при этом быть не может. Многие ошибочно надеются на крепость своего организма, полагая, что 50 граммов водки либо бокал пива не повлияют на их состояние. Это не так! Те, кто хоть раз участвовал в тестах на специальных стендах, моделирующих процесс езды, глазам своим не верят, когда смотрят на результаты тестирования!Уже после 25 граммов водки появляется неосознанное желание полихачить. После 50 граммов водки скорость реакции и прочие медико-биологические показатели человека существенно снижаются; вероятность возникновения ДТП при этом возрастает в 2 - 3 раза. После более существенной дозы водитель становится не в состоянии правильно оценить расстояние от его автомобиля до препятствия (например, до пешехода). Водителю кажется, что перед ним 30 метров, на самом деле — всего 15.Двух мнений быть не может: алкоголь за рулем опасен в любом количестве. И даже думать не следует о понятиях типа «максимально допустимая доза». К слову, традиционные представления об отрезвляющем эффекте некоторых препаратов - например, кофе, чая либо нашатырного спирта, на практике себя не оправдывают. «На практике» — это значит, в процессе медицинского освидетельствования водителя после задержания его сотрудниками ГИБДД. Рецепт здесь может быть один: длительный отдых. «После вчерашнего» за руль садиться категорически не рекомендуется. Разве что «после позавчерашнего», да и то следует помнить, что алкоголь хранится в организме в течение нескольких суток, что также может быть определено медицинским путем.Фактор 2. Курение за рулем Сколько процентов населения России курит? Столько же и на дороге курящих водителей (среди мужчин этот процент выше). Курение за рулем - явление настолько частое, что обходить его вниманием не следует, тем более что оно также нередко становится причиной ДТП.Практически никто из курящих водителей в момент прикуривания не смотрит на дорогу - взгляд направлен на кончик сигареты и огонек зажигалки. Длится это в течение 2-3 секунд. Для аварии — более чем достаточно, так как ситуация на дороге меняется каждое мгновение. Уже на скорости 60 км/ч за одну секунду машина проходит 16,6 метров. Лишние секунды невнимательности возникают и из-за того, что приходится доставать зажигалку, стряхивать пепел в пепельницу или отвлекаться на то, чтобы опустить на ходу стекло.Фактор 3. Разговоры по телефону Об этой проблеме более чем доходчиво повествует соответствующая глава в новой редакции «Кодекса об административных правонарушениях». Беседы по мобильнику во время езды без использования системы «hands-free» чреваты серьезными штрафами именно по причине их опасности.Да и вообще, разговоры по телефону (даже по правилам), впрочем, как и разговоры в машине с пассажирами, также являются отвлекающим фактором. Расхожий литературный образ «подпрыгнуть до потолка, услышав сногсшибательную новость» в условиях езды воплощается во вполне реальное дорожно-транспортное происшествие.То же самое можно сказать об отвлекающем эффекте музыки и аудиокниг, не говоря уже об автомобильном телевизоре. Отвлекшись, на неприятность можно нарваться даже в «стоячей» пробке.Фактор 4. Переутомление Очередная водительская аксиома: устал, не выспался - отдохни! Не боритесь с организмом, выберите место для парковки, остановитесь и вздремните хотя бы ненадолго. Вспомните смертельно уставшего Штирлица, спешащего по делам. «Он спит, но ровно через двадцать минут он проснется и поедет в Берлин». Поступите и вы точно так же…Сонливость возникает, в частности, после переедания, после приема сильнодействующих успокоительных препаратов. Легкая степень утомления, сонливость снимается при помощи холодного умывания, крепкого чая, кофе. Помогает также физкультурная разминка на обочине - буквально несколько упражнений. Успокоительному действию мягкого водительского кресла препятствует массажер. Однако при средней и сильной степени утомления помогает исключительно сон.Фактор 5. Автомобильные безделушки Казалось бы, мелочь и, тем не менее… Висящие на зеркале перед водителем брелоки, разного рода украшения в салоне также могут служить отвлекающим фактором. Тем более, если висячие безделушки закрывают шоферу обзор через лобовое стекло. Постарайтесь без всего этого обойтись. Для водителя в машине все должно быть посвящено езде - и только езде. Кстати, серьезно помешать обзору может даже неграмотно выбранное панорамное зеркало заднего вида.Напоследок, совет начинающим водителям: свои первые 1000 км постарайтесь не отвлекаться ни на что, кроме того, что имеет непосредственное отношение к управлению транспортным средством.Игорь Маслов, www.rulish.ru

Водителя нервируют другие водители и пешеходы? Известно, что существует три стадии опытности водителя:1. Я всем мешаю. 2. Мне все мешают. 3. Никто никому не мешает. До третей стадии доходят единицы. Я уже сто раз говорил о том, что водители, которые страшно матерятся, ругаются за рулём на других водителей, что те, мол, мешают им ехать плохо водят машину. Я всегда говорю и буду говорить, что это первый признак, что перед вами неважный водитель. А чем он лучше тех, кто ему помешал? И помешал ли ему кто-то вообще, или он сам так неумело ведёт машину, что сам ставит себя в неудобные ситуации? Думаю, всё дело здесь в гиперболизированном эго, в мнимой завышенной значимости своей собственной персоны, в непреодолимом желании возвысить свою персону над всеми окружающими. Это большая психологическая проблема. На самом деле водитель должен полностью подстраиваться под действия окружающих его участников движения: водителей автомобилей, мотоциклов, велосипедов и простых пешеходов. Вся изюминка секрета в том, что установка о соблюдении правил – это не главное. Главное - исправлять последствия нарушений других участников движения. И не задумываться при этом над причинами этих нарушений, и не смотреть в лица нарушителей! Боже упаси, от желания кого-то проучить! Нарушителем может оказаться и беременная женщина, и еще зеленый, не оперившийся новичок, а может - это инвалид на авто с ручным управлением (этому вообще ездить непросто), или иногородний водитель с трудом ориентирующийся в чужом городе. Если вы сможете изменить, таким образом, свой образ мыслей, то с удивлением обнаружите, что вам больше никто не мешает на дороге. Ругаться больше не на кого!

Что не нравится лично мне:
Странные телодвижения вокруг проблемы «тюнинга» людей, которые так и не разобрались в сущности вопроса.
Отдельная тема, когда вас подпирают сзади или обгоняют по правой обочине. Здесь не хватает вмешательства ГИБДД на вашей стороне. Проезд автотранспорта - отдельная тема. Поток, идущий в населённом пункте со скоростью 79 км/ч при знаке 60 км/ч - безобразие! Главный бич автошкол - недостаточное образование автоинструкторов.

Организация движения. По этому вопросу говорить можно бесконечно. Не буду. То, как у нас всё организовано на дорогах - это данность. Да, есть ловушки для невнимательных, но вождение автомобиля всегда требует повышенного внимания. И к ловушкам и к ямам и к бетонным блокам. Меня, например, расстраивают опасные торцы ограждений на построенных и строящихся дорогах, в том числе автомагистралях. Приводят в недоумение действия по стиранию вместе с верхним слоем асфальта неверно наложенной разметки и прочие ляпы. Предлагать дорожникам работать по-тщательней? Нет, это не ко мне.

Итак, что я предлагаю:
1) Внести в ПДД чёткое разъяснение требования «уступить дорогу» спец транспорту (включая скорую помощь). Существующее сегодня определение устарело и не предписывает водителям освобождать левый ряд при приближении спецтранспорта с проблесковым маячком и сиреной: «Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
2) Внести в ПДД понятие «обгон справа» и приравнять к нему опережение справа вне населённых пунктов на автомагистралях. Так же расценивать обгон по правой обочине как «обгон справа». Штраф от 5 000 руб и ли лишение прав до 4 до 6 месяцев.
3) Отменить дельту ненаказуемого превышения ограничения скорости в 20 км/ч в населённых пунктах, оставив её вне населённых пунктов.
4) Предложить разработать более безопасные меры для ограждения торцов отбойников на дорогах, особенно на развилках.
5) Разрешить учебную езду на автомагистралях. Ввести обязательные практические занятия по вождению в программу автошкол на загородных шоссе, в ночное время и на автомагистралях.
6) Разработать подробное и современное методическое пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения автошкол.