«Морская коллекция» - это периодическое подписное издание, специально адресованное любителям истории флота и судомоделистам. Включает справочники по корабельному составу флотов и монографии о конкретных кораблях всех эпох и всех стран мира.
Эсминец «Неустрашимый» (проект 41) - 1 единица
Экспериментальный эсминец с паротурбинной энергетической установкой нового типа. Несмотря на прогрессивную компоновку, имел ряд недостатков и в серию не пошел. Хотя в целом корабль практически ни в чем неуступал своим серийным преемникам - эсминцам проекта 56. В ходе эксплуатации 25-мм автоматы были сняты, стабилизированные спаренные 45-мм орудия СМ-16 заменены на счетверенные 45-мм СМ-20-ЗИФ, а бомбометы БМБ-2 -на 2РБУ-2500.
НЕУСТРАШИМЫЙ (заводской № 614). 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.7.1950 г. заложен назаводе № 190, спущен 29.1.1951 г., вступил в строй 31.1.1955 г. (окончательно принят от промышленности 27.12.1957 г.) и 26.7.1955 г. включен в состав 4-го ВМФ. С 24.1 2.1955 г. входил в состав КБФ. В период с 21.5.1962 г. по 23.12.1963 г. и с 10.10.1967 г. по 6.1.1969 г. прошел в Лиепае капитальный ремонт. 25.1.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а 22.2.1974 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 12.3.1974 г. расформирован и в 1974 - 1975 гг. на базе «Главвторчермета» в Ленинграде разделан на металл.
Водоизмещение: полное 3830, стандартное ЗОЮ т; длина 133,83 м, ширина 13,57 м, осадка 4,42 м. Мощность ПТУ 2x32 100л.с.; скорость хода: максимальная 33,55, экономическая 17,9 уз; дальность плавания экономическим ходом 5210 миль.
Вооружение: 2x2130-мм СМ-2-1,4x2 45-мм СМ-16 и 2x4 25- мм 4М-120 орудий, 2x5 533-мм ТА, 6 БМБ-2,2 бомбосбрасывателя (105 глубинных бомб). Принимал на борт 48 мин КБ- «Краб». Экинаж 305 человек.
Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Тактико-техническое задание на его разработку было утверждено 14 июня 1947 года, и она поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург). Главным конструктором назначили В. А. Никитина - без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего и в последующие годы большой вклад в строительство отечественного надводного флота. Группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.
Эскизное проектирование длилось год, и 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совмина СССР, а 28 августа 1949 года утвержден и технический проект. Одновременно решили: “В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии”.
Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском судостроительном заводе № 190 НКСП имени А. А. Жданова (ныне ПО “Северная верфь”). Эсминец получил наименование “Неустрашимый”. В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Спуск на воду был произведен 29 января 1951 года, а через год - 26 января 1952 -эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Если в боевом отношении корабль как бы повторял эсминцы предыдущих типов, то в техническом являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса, но и отечественного надводного кораблестроения вообще.
Согласно проекту, “Неустрашимый” имел стандартное водоизмещение 3010 т, полное-3830 т; главные измерения корпуса: наибольшие длину-133,83 м, ширину-13,57 м и осадку-4,42 м. Корпус впервые был выполнен гладкопалубный, с небольшой седловатостью в средней части. На верхней палубе, кроме одной носовой надстройки, машинно-котельных кожухов и тамбуров, других надстроек либо конструкций (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), и вообще эсминец в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты того времени к надводным боевым кораблям. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объемных, полуобъемных и плоскостных секций, как и при постройке первых сварных кораблей - ЭМ проекта 30-бис.
Непотопляемость на ЭМ проекта 41 была значительно выше, чем на их предшественниках. Выше оказалась и остойчивость, что сделало корабль менее валким. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы, торпедные аппараты, стабилизированный пост наводки орудий защищались броней толщиной от 8 до 20 мм.
Кардинально отличной от предыдущих проектов была главная энергетическая установка. Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, имелись свои главный турбозубчатый агрегат типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных паровых котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 позволяли осуществлять форсированное дутье непосредственно в топку (впервые на наших эсминцах) и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см2. В отличие от менее мощной энергетической установки ЭМ проекта 30-бис, ГЭУ эсминца проекта 41 была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую маневренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенные вес и габариты. Кроме того, на экономическом ходу был, примерно на 20%, снижен расход топлива. Электроэнергетическая система впервые была выполнена на трехфазном переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. В качестве источников электроэнергии на корабле применяли два турбогенератора мощностью по 400 кВт каждый и два дизель-генератора (по 200 кВт), а также стояночный турбогенератор на 100 кВт.
В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две новейшие двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1, каждая из которых оснащалась собственными радиолокационным дальномером и оптическим прицелом. Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не имели. Они заряжались унитарными патронами полуавтоматически и вручную. При полуавтоматическом заряжании скорострельность установок составляла 14 выстрелов в минуту. Предельная дальность стрельбы достигала 153 кабельтовых, потолок - 20 км. В каждом из двух погребов (носовом и кормовом) имелось по 800 патронов и в кранцах первых выстрелов - по 50. Данные для стрельбы поступали от РЛС “Якорь-М” со стабилизированным постом наводки СПН-500 (как и на 100-мм установках крейсеров пр. 68-бис) и дальномеров ЗДМС-4, которые обрабатывались системой ПУС “Зенит-41”. Достигнутая универсальность артиллерии главного калибра (этим качеством предыдущие эсминцы не обладали) считалась большим успехом в свете опыта второй мировой войны.
Зенитная артиллерия включала четыре спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автомат СМ-16 обеспечивал дальность стрельбы по горизонту 10,5 км, по высоте - 6,9 км. Управление огнем осуществлялось либо с местного поста, либо от ПУС МЗА, получавших данные от РЛС “Фут-Б”. Каждая полубатарея из двух автоматов СМ-16 имела свой артпогреб на 4000 патронов. Автоматы 4М-120 управлялись только вручную, обладали дальностью стрельбы по горизонту 4,8 км, по высоте - 3,6 км и скорострельностью каждого ствола 275-300 выстрелов в минуту. Для них имелся один общий погреб на 20000 патронов.
Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами типа ПТА-53-41 с системой ПУТС “Сталинград Т-41”, получавшей данные от РЛС “Заря”. В целом оно было идентичным аналогу, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр. 68-бис. Корабль мог произвести два пяти- или один десятиторпедный залп либо стрелять торпедами в любых других количественных сочетаниях.
На минных рельсах можно было разместить в перегруз 48 мин ЕВ или же 48 контактных минных защитников ГМЗ. В целях ПЛО корабль оснащался шестью бомбометами БМБ-1 (по три на борт), управление которыми (дистанционное или ручное) обеспечивала система ПУСБ “Шар-Б”. В кормовой части также были оборудованы подпалубные бомбосбрасыватели на 9 бомб каждый. Полный запас больших глубинных бомб ББ-1 составлял 105 шт. Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей («Фут-Н»), надводных целей («Риф») и гидроакустическую станцию «Пегас».
Экипаж корабля насчитывал 305 человек и размещался в двух жилых комплексах - носовом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 кубриков). Впервые для наших кораблей в целях обогрева помещений было применено калориферное отопление, а по существу - кондиционирование.
Проведенные испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя. Из-за узких образований носовых шпангоутов в подводной части и развала их надводную носовую оконечность сильно забрызгивало, что затрудняло использование носовых 130-мм и 45-мм артустановок. На заднем ходу корабль плохо слушался рулей. Недостатком оказалась и довольно сильная вибрация главных механизмов, кормы и подкреплении кормовой башни ГК. Побортное размещение 45-мм автоматов препятствовало их совместному использованию в носовой и кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 не являлись серийной продукцией, а предсерийная РЛС “Фут-Б” также оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии все они были заменены на другие, новые счетверенные 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ, 25-мм автоматы были сняты, а опытная система “Фут-Б” была заменена на отработанную серийную.
Однако самый большой сюрприз заключался в недоборе скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 уз (фактически получили-33,5 уз) при полной мощности ЭУ 62400 л.с., автономность- 20 суток. Дальность плавания технико-экономическим ходом (14 уз) должна была составить 5500 миль, но на испытаниях с трудом удалось выжать 5210. Анализ причин данных недостатков тогда оказался поверхностным. В приемном акте отметили недостаточную проектную мощность механической установки и ошибки в методике расчета ходкости корабля. В этой связи специалисты определили “Неустрашимый” “избыточно большим”, хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию кораблем (причем эта точка зрения стала господствующей еще задолго до начала испытаний). В результате этого в июне 1951 года постановлением Совмина серия проекта 41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.
Эскадренные миноносцы проекта 41 "Неустрашимый"
Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Тактико-техническое задание на его разработку было утверждено 14 июня 1947 г., и она поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург). Главным конструктором назначили В. А. Никитина - без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего и в последующие годы большой вклад в строительство отечественного надводного флота. Группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.
Эскизное проектирование длилось год, и 19 августа 1948 г. его результаты были утверждены постановлением Совмина СССР, а 28 августа 1949 г. утвержден и технический проект. Одновременно решили: «В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии».
Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 г. на ленинградском судостроительном заводе № 190 НКСП имени А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Спуск на воду «Неустрашимого» был произведен 29 января 1951 г., а через год-26 января 1952 г.-эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Если в «боевом отношении» корабль как бы повторял эсминцы предыдущих типов (ЭМ пр. 30-к и 30-бис), то в «техническом» являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса., но и отечественного надводного кораблестроения вообще.
Согласно проекту «Неустрашимый» имел стандартное водоизмещение 3010 т, полное-3830 т; главные размерения корпуса: наибольшие длину-133,83 м, ширину-13,57 м и осадку-4,42 м. Корпус впервые был выполнен гладкопалубньй, с небольшой седловатостью в средней части. На верхней палубе, кроме одной носовой надстройки, машинно-котельных кожухов и тамбуров, других надстроек либо конструкций (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), и вообще эсминец в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты того времени к надводным боевым кораблям. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объемных, полуобъемных и плоскостных секций, как и при постройке первых сварных кораблей - ЭМ пр. 30-бис.
Непотопляемость на ЭМ пр. 41 была значительно выше, чем на их предшественниках. Выше оказалась и остойчивость, что сделало корабль менее валким. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы, торпедные аппаоаты, стабилизированный пост наводки орудий защищались броней толщиной от 8 до 20 мм.
Кардинально отличной от предыдущих проектов была главная энергетическая установка. Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, имелись свои главный турбозубчатый агрегат типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных паровых котла со всеми обслужигающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 позволяли осуществлять форсированное дутье непосредственно в топку (впервые на наших эсминцах) и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см2. В отличие от менее мощной энергетической установки ЭМ пр. 30-бис, ГЭУ эсминца пр. 41 была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую маневренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенные вес и габариты. Кроме того, на экономических ходах был примерло на 20% снижен расход топлива. Электроэнергетическая система впервые была выполнена на трехфазном переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. В качестве источников электроэнергии на корабле применяли два турбогенератора мощностью по 400 кВт каждый и два дизель-генератора (по 200 кВт), а также стояночный турбогенератор на 100 кВт.
В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две новейшие двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1, каждая из которых оснащалась собственными радиолокационным дальномером и оптическим прицелом. Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не имели. Они заряжались унитарными патронами полуавтоматически и вручную. При полуавтоматическом заряжании скорострельность установок составляла 14 выстр./мин. Предельная дальность стрельбы достигала 153 каб, потолок - 20 км. В каждом из двух погребов (носовом и кормовом) имелось по 800 патронов и в кранцах первых выстрелов - по 50. Данные для стрельбы поступали от РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 (как и на 100-мм установках крейсе-ров пр. 68-бис) и дальномеров ЗДМС-4, которые обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Достигнутая универсальность артиллерии главного калибра (этим качест-вом предыдущие эсминцы не обладали) считалась большим успехом в свете опыта второй мировой войны.
Зенитная артиллерия включала четыре спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автомат СМ-16 обеспечивал дальность стрельбы по горизонту 10,5 км, по высоте - 6,9 км. Управление огнем осуществлялось либо с местного поста, либо от ПУС МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Каждая полубатарея из двух автоматов СМ-16 имела свой артпогреб на 4000 патронов.
Автоматы 4М-120 управлялись только вручную, обладали дальностью стрельбы по горизонту 4,8 км, по высоте - 3,6 км и скорострельностью каждого ствола 275-300 выстр./мия. Для них имелся один общий погреб на 20000 патронов.
Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппарата-ми типа ПТА-53-41 с системой ПУТС «Сталинград Т-41», получавшей данные от РЛС «Заря». В целом оно было идентичным аналогу, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр. 68-бис. Корабль мог произвести два пяти- или один десятиторпедный залп либо стрелять торпедами в любых других количественных сочетаниях.
На минных рельсах можно было разместить в перегруз 48 мин ЕВ или же 48 контактных минных защитников ГМЗ. В целях ПЛО корабль оснащался шестью бомбометами БМБ-1 (по три на борт), управление которыми (дистанционное или ручное) обеспечивала система ПУСБ «Шар-Б». В кормовой части также были оборудованы подпалубные бомбосбрасыватели на 9 бомб каждый. Полный запас больших глубинных бомб ББ-1 составлял 105 шт.
Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей («Фут-Н»), надводных целей («Риф») и гидроакустическую стан-цию «Пегас».
Экипаж корабля насчитывал 305 человек и размещался в двух жилых комплексах - носовом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 кубриков). Впервые для наших кораблей в целях обогрева помещений было применено калориферное отопление, а по существу - кондиционирование.
Проведенные испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя. Из-за узких образований носовых шпангоутов в подводной части и развала их надводную носовую оконечность сильно забрызгивало, что затрудняло использование носовых 130-мм и 45-мм артустановок. На заднем ходу корабль плохо слушался рулей. Недостатком оказалась и довольно сильная вибрация главных механизмов, кормы и подкреплении кормовой башни ГК. Побортное размещение 45-мм автоматов препятствовало их совместному использованию в носовой и кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 не являлись серийной продукцией, а «предсерийная» РЛС «Фут-Б» также оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии все они были заменены на другие, новые счетверенные 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ, 25-мм автоматы были сняты, а опытная система «Фут-Б» была заменена на отработанную серийную.
Однако самый большой сюрприз заключался в «недоборе» скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 уз (фактически получили-33,5 уз) при полной мощности ЭУ 62400 л.с., автономность- 20 суток. Дальность плавания технико-экономическим ходом (14 уз) должна была составить 5500 миль, но на испытаниях с трудом удалось «выжать» 5210. Анализ причин данных недостатков тогда оказался поверхностным. В приемном акте отметили недостаточную проектную мощность механической установки и ошибки в методике расчета ходкости корабля. В этой связи специалисты определили «Неустрашимый» «избыточно большим», хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию кораблем (причем эта точка зрения стала господствующей еще задолго до начала испытаний). В результате этого в июне 1951 г. постановлением Совмина серия пр. 41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.
Новому главному конструктору проекта, сменившему В. А. Никитина,-А. Л. Фишеру (главным наблюдающим от ВМФ остался М. А. Янчевский) было предписано «модернизировать проект 41 в основном в направлении снижения водоизмещения и изменения формы корпуса». . Проектирование начали сразу с этапа техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике, системам и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал более коротким и обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы «выдавлена» на верхнюю палубу - это определило более развитый комплекс корабельных надстроек.
Эскадренные миноносцы проекта 41 (типа «Неустрашимый») |
|
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | стандартное 3 010 полное 3 830 т |
Длина | 133,83 |
Ширина | 13,57 м |
Осадка | 4,42 м |
Двигатели | 2 ГТЗА ТВ-8 |
Мощность | 64 200 л. с. 47 187 кВт |
Скорость хода | максимальная 33,55 узлов экономичная 17,9 узлов |
Дальность плавания | 5210 миль на 17,9 узлах |
Автономность плавания | 20 суток |
Экипаж | 305 (в том числе 19 офицеров) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | РЛС «Нептун » |
Радиолокационное вооружение | РЛС «Фут-Н » РЛС «Риф-1» |
Артиллерия | 2 × 2 130 мм СМ-2-1 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 45 мм СМ-16 2 × 4 25 мм 4М-120 |
Противолодочное вооружение | 6 БМБ-2 |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 5 ПТА-53-41 |
История проектирования
Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 14 июня 1947 года. Разработка поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро). Главным конструктором был назначен Никитин В. А. , а группу наблюдения от ВМФ СССР возглавлял инженер-капитан 2-го ранга Янчевский М. А. Эскизное проектирование длилось год. 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совета Министров СССР. 28 августа 1949 года был утверждён технический проект. Одновременно решили: «В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии».
История строительства
Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском кораблестроительном заводе № 190 НКСП (Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности) им. А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объёмных, полуобъёмных и плоских секций. 29 января 1951 года «Неустрашимый» был спущен на воду. 26 января 1952 года - вышел на заводские ходовые испытания.
Конструкция
Корпус
Согласно проекту 41 «Неустрашимый» имел стандартное водоизмещение 3010 тонн (полное - 3830 т). Наибольшая длина корпуса - 133,83 метра, ширина - 13,57 м, осадка - 4,42 м. Корпус зсминца впервые в истории отечественного надводного кораблестроения был выполнен гладкопалубным, с небольшой седловатостью в средней части . Кроме одной носовой надстройки, котельных кожухов и тамбуров других конструкций на верхней палубе (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), в результате чего «Неустрашимый» в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы и стабилизированный пост наводки орудий были защищены броней толщиной от 8-10 до 20 мм .
Энергетическая установка
Одной из особенностью эсминцев проекта 41, в дальнейшем использованной в других проектах, являлась главная энергетическая установка (ГЭУ) . Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, размещался один из главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л. с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку, вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см². Такая ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты. Кроме того, на экономических ходах расход топлива оказался на 20 % ниже, чем у ЭМ проекта 30-бис .
Начиная с эсминцев проекта 41, электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена на трехфазном переменном токе 220 в 50 Гц . Источником электроэнергии служили 2 турбогенератора мощностью по 400 кВт, 2 дизель-генератора по 200 кВт и стояночный турбогенератор на 100 кВт.
Вооружение
Изначально «Неустрашимый» был оснащен тремя артиллерийскими комплексами :
- Две двухорудийные 130-мм установки СМ-2-1 с РЛС управления огнём «Якорь-М »;
- Четыре четырёхствольных стабилизированных спаренных 45-мм орудия СМ-16 с РЛС управления огнём «Фут-Б»;
- Два четырёхствольных 25-мм автомата 4М-120.
Так же имелось шесть бомбомётов БМБ-2 и два бомбосбрасывателя на 105 глубинных бомб .
В ходе эксплуатации было решено заменить СМ-16 на счетверённые 45-мм СМ-20-ЗИФ , вместо бомбомётов были установлены две реактивные бомбомётные установки РБУ-2500 «Смерч», а 25-мм автоматы сняты вообще .
В качестве торпедного вооружения на «Неустрашимом» были установлены два 533-мм торпедных аппарата (ТА) ПТА-53-41. Минное вооружение составляли мины КБ «Краб» (до 48 штук ).
Радиоэлектронное вооружение составляли:
- Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Планшет-41»;
- РЛС обнаружения надводных целей «Риф-1»;
- РЛС обнаружения воздушных «Фут-Н »;
- Навигационная РЛС «Нептун »;
- Гидроакустическая станция (ГАС) «Пегас»;
- Командно-дальномерные посты СПН-500;
- аппаратура радиотехнического госопознавания;
- другое оборудование.
Схема преемственности проекта
Преемственность проектов эсминцев СССР
|
1969 | ||||||||||||||||
1967 | |||||||||||||||||
1965 | |||||||||||||||||
1963 | |||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
1961 | ||||||||||||||||
|
1959 | ||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
1957 | ||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|