» » Прошивка машины своими руками. Как делают чипы? Что нужно для самостоятельного чип-тюнинга

Прошивка машины своими руками. Как делают чипы? Что нужно для самостоятельного чип-тюнинга

FAQ для Начинающих:

1.
Вопрос: В чем смысл тюнинга?
Ответ: Представим что двигатель это насос по перекачке воздуха. Каждый заводской двигатель имеет свой объем и свои особенности конструкции. Для примера возмём 2 двигателя, это 8кл. двигатель 2111 и 16кл. двигатель 2112. Если снять логи с каждого из этих двигателей и проанализировать их, то мы увидим что 16кл. двигатель 2112 потребляет больше воздуха чем 8кл. 2111, может быть не во всем диапазоне оборотов, но по крайней мере на высоких оборотах дв.2112 потребляет больше воздуха. Соответственно автомобиль с дв.2112 будет быстрее ехать и быстрее разгоняться. Потому что у дв.2112 большее потребление воздуха (4 клапана на цилиндр), вместо 2-х у дв.2111. Таким образом когда мы ставим тюнинг железки, распредвалы, ресивер, дроссель, прямоточный выпуск, растачиваем каналы ГБЦ, увеличиваем объем двигателя или ставим турбину мы тем самым добиваемся 2-х факторов, это более большего потребления воздуха двигателем и более лучшей пропускной способности. Чем больше двигатель потребляет воздуха тем выше его мощность и момент. Для примера заводской 16кл. двигатель 2112 потребляет около 320 кг воздуха/час, турбированный уже около 900 кг воздуха/час.
Итог: больше воздуха>больше мощности, меньше воздуха>меньше мощности.

2.
Вопрос: Зачем после тюнинга надо калибровать прошивку?
Ответ: У каждого заводского инжекторного автомобиля в электронный блок управления записана прошивка, которая была откалибрована в соответствии с конфигурацией двигателя. Т.е прошивка была откалибрована в соответствии с объемом двигателя, параметрами распредилительных валов, фазой распредилительных валов, конструкцией ресивера, конструкцией дроссельного узла, выпускной системы, производительностью форсунок и т.д. Двигателем управляет прошивка, углом опережения зажигания, составом смеси, хол. ходом и тд. И когда мы ставим скажем тюнинг распредвалы и ресивер, мы тем самым кардинально меняем систему впуска и систему газораспределения двигателя. Таким образом после тюнинга мы получили новые динамические характеристики двигателя, это требует новой калибровки прошивки, под нашу новую конфигурацию двигателя. Потому что заводская прошивка была настроена на заводскую конфигурацию, и на новой тюнинг конфигурации она не будет правильно работать. Будут рывки и провалы в движении, авто не будет развивать максимальной мощности и максимальной скорости, хол. ход будет не стабильным. Кроме того работа двигателя на не настроенной прошивке может вызвать продолжительную детонацию, это прогар клапанов, раскол поршней, повреждение шатунов и стенок цилиндров, в общем в лучшем случае ремонт двигателя в худшем его замена.
Итог: прежде чем тюнить авто, надо найти настройщика или самому обладать хотя бы начальным уровнем знаний. И конечно иметь оборудование для калибровки прошивки. В идеале любая установка тюнинг железки на двигатель, например прямоточного выпуска ТРЕБУЕТ новой калибровки прошивки.

3.
Вопрос: Какое оборудование мне нужно для калибровки прошивки?
Ответ: Когда мы нафаршировали двигатель кучей нестандартного железа, распредвалы, ресивер, выпуск и тд., мы выполнили только 50% работы. Нихрена все это никуда не поедет без калибровки прошивки. Остальные 50% это настройка всего этого фарша) Так вот, для этого нужна система, которая позволит нам все это дело настроить. Под словом система я имею ввиду инженерый блок управления двигателя и проводка к нему до датчиков двигателя. Инженерный блок управления отличается от обычного тем, что на инженернике можно калибровать прошивку в режиме реального времени, этот режим называется онлайн. Т.е. едите вы за рулем, а настройщик в это время сидит рядом с вами с ноутбуком, подключившись через адаптер к вашему эбу и калибрует прошивку получая данные в реальном времени, такие как состав смеси, угол опережения зажигания, температуру впускного воздуха и тд. и соответственно также изменяет эти параметры в реальном времени. Систем для калибровки прошивки в режиме онлайн масса, это январь, корвет, мегасквирт, инвент и тд. Суть у них одна, настраивать прошивки в режиме онлайн. Далее, одного инженерника мало, нужен еще широкополосный датчик кислорода чтобы видеть состав смеси в выпускном коллекторе. Обычного заводского датчика кислорода будет мало, он видит лишь состав смеси равной 14.7, это означает что чтобы сжечь одну часть бензина, нужно 14.7 частей воздуха, а шдк видит смесь от 10 до 20, как раз таки в этом диапазоне смеси работают 99% двигателей. Для всего этого оборудования нужна прошивка и программы, которые позволят нам все это дело настроить, без программ любое оборудование куча бесполезного металла и пластика. Как правило всегда при покупке оборудования в комплекте идут программы и прошивки, либо продаются отдельно. Это минимальный набор настройщика. Существует еще масса устройств для облегчения настройки прошивки, в частности датчик ЕГТ который вкручивается в выпускной коллектор и позволяет видеть температуру выхлопных газов, это нужно для настройки зажигания.
Итог: для калибровки онлайн нужны, инженерный блок с проводкой, шдк, набор кабелей для подключения/перепрошивки блока, программное обеспечение и прошивки. Ну и знания всего этого дела)

4.
Вопрос: С чего начать тюнинг, что сделать в первую очередь?
Ответ: Прежде чем тюнинговать свою тачку нужно перейти на систему позволяющая настроить прошивку в режиме онлайн. Под словом система имеется ввиду электронный блок управления. Например если у вас на авто с завода идет блок управления бош 7.9.7, то прежде чем тюнить свою тачку нужно заменить этот блок на Январь 7.2, если у вас блок бош 7.9.7 или 7.9.7+ то просто покупаем Январь 7.2 и ставим его т.к. проводка между этими 3-мя блоками взаимозаменяемая. Если у вас блок скажем м74 с электронной педалью газа, то здесь нужно произвести эти же действия, установить эбу Январь 7.2 или 5.1 но с заменой проводки, потому что проводка от м74 не подходит к любому из Январей. Т.к любой из Январей не поддерживает е-газ, то соответственно нужно будет перейти на механический дроссель, да и вообще е-газ это сплошная головная боль, от него больше гемороя чем пользы. Когда вы перейдете на любой из эбу Январь, уже можно ставить тюнинг железки. Первым что нужно сделать это установить выпускную систему паук 4-1 или 4-2-1 или вставку вместо катализатора, тем самым вы дадите лучше дышать двигателю, это сыграет огромную роль в дальнейшем тюнинге. А потом когда у вас уже будет конфигурация двигателя по серьезнее, вы без труда сможете обратиться практически к любому настройщику чтоб он вам настроил прошивку. При этом эбу Январь у вас может быть обычный(заводской, не инженерный), когда настройщик настроит вам прошивку на своем инженерном эбу эта прошивка будет прекрасно работать на вашем заводском эбу. Правильно настроенная прошивка при тюнинге это залог успеха. Скачивая уже готовые прошивки на просторах интернета для тюнинг конфигурации двигателя, вы совершаете ошибку и занимаетесь онанизмом, машина может будет ехать но не так как она должна ехать. Будет дерготня, рывки и провалы во время движения, увеличенный расход. Прошивка настраивается индивидуально для каждого двигателя это еще один залог успеха. Бесплатный халявный сыр бывает только в мышеловке. А хороший и вкусный сыр покупается за средства.
Итог: сначало переходим на эбу Январь 5.1/7.2, потом ставим выпуск паук, а потом уже распредвалы/ресивер/дроссель и на последок четыре турбины, на каждый цилиндр)


Спасибо за статью

Ноутбук, теоретические знания и большое желание сделать свой автомобиль быстрее и мощнее – это «три кита» успешного чип тюнинга своими руками. Прошивки для чип тюнинга можно найти в сети.

В обязательном порядке до проведения чип тюнинга нужно провести диагностику всех систем в автомобиле, чтобы исключить другие факторы (например, забился воздушный фильтр, и стандартная прошивка не может обеспечить правильный состав топливовоздушной смеси из-за ухудшения поступления воздуха).

Также необходимо точно знать, что блок управления поддерживает тюнинг и различные прошивки.

  • Приобретаем готовый (цена вопроса около 200грн.) или изготавливаем K-line адаптер. «К» линия – это канал, посредством котрого передаётся информация об ошибках и общая диагностическая и техническая информация;
  • Находим необходимую прошивку для Электронного Блока Управления. Выбираем прошивку аккуратно, проверяя, чтобы совпадали все детали маркировки, иначе не поедет;
  • Следующий шаг – сборка адаптера. Если в ноутбке есть COM порт, это хорошо, и вы выходите на самый лёгкий вариант. Если COM порта нет, можно изготовить адаптер на основе дата кабеля мобильного телефона, взяв за основу микросхемы PL 2303 и L9637D. На прошивке Январь 7.2 эта схема работает, только необходимо прописать дополнительно строку параметров под нестандартные скорости ЭБУ.

  • Для разъёма подойдут две колодки от IDE шлейфа. Его нужно разрезать на два куска по 10 см. Можно ещё использовать три микротумблера + 12В, и зажигание с обязательным переводом в режим программирования. Второй и третий тумблеры обязательно перезагружать – выключать и включать, соблюдая очерёдность 2,3 – 3,2. Обязательное питание для адаптера можно брать с автомобиля.
  • Для перепрошивки используем программы Chiploader 1.6 и Combiloader 2.18. Возможно, сразу не удастся считать программу из контролёра (она сотрется), поэтому лучше иметь в запасе несколько прошивок. Стандартная калибровка, которую нужно при себе иметь на всякий случай, для большинства авто называется ADE1I52;
  • Для прошивки хорошо использовать программу KIA — или Hiundai Flasher. Эти программы работают только под XP. Если на компьютере установлена Wіndоws 7, понадобится скачать программу Vіrtual PC, с помощью которой устанавливаем виртуальную ОС;

Панюшкин В.В.

(«ХиЖ», 2014, №4)

Производство крошечных чипов, дающих жизнь ноутбуку, — одно из самых сложных и изощренных. Оно состоит более чем из трех сотен операций, и один производственный цикл может длиться до нескольких недель. Как выглядит этот процесс в упрощенном виде?

Наносим слой кремния

Первое, что необходимо сделать, - создать на поверхности кремниевой подложки диаметром в 30 см дополнительный слой. Атомы кремния наращивают на подложку методом эпитаксии: они постепенно оседают на кремниевую поверхность из газовой фазы. Процесс протекает в вакууме, ничего лишнего здесь нет, поэтому в результате на поверхности образуется тончайший слой чистейшего кремния с той же кристаллической структурой, что и кремниевая подложка, только еще чище. Иными словами, мы получаем несколько улучшенную подложку.

Наносим защитный слой

Теперь на поверхности подложки надо создать защитный слой, то есть попросту окислить ее, чтобы образовалась тончайшая пленка оксида кремния SiO 2 .

Ее функция очень важна: оксидная пленка в дальнейшем будет мешать электрическому току утекать с пластины. Кстати, в последнее время вместо традиционного диоксида кремния компания Intel стала использовать high-k-диэлектрик на основе оксидов и силикатов гафния, у которых более высокая по сравнению с оксидом кремния диэлектрическая проницаемость k. Слой high-k диэлектрика делают примерно в два раза толще, чем слой обычного SiO 2 , за счет сужения соседних областей, но благодаря этому при сравнимой емкости ток утечки удается уменьшить в сто раз. Это позволяет продолжать миниатюризацию процессоров.

Наносим слой фоторезиста

На защитный слой оксида кремния необходимо нанести фоторезист - полимерный материал, свойства которого изменяются под воздействием излучения. Чаще всего в этой роли выступают полиметакрилаты, арилсульфоэфиры и фенлформальдегидные смолы, которые разрушаются под воздействием ультрафиолета (этот процесс называется фото- литографией). Их наносят на вращающуюся подложку, опрыскивая ее аэрозолем упомянутого вещества. В принципе можно также использовать электронный луч (электронно-лучевую литографию) или мягкое рентгеновское излучение (рентгеновскую литографию), подбирая к ним соответствующие чувствительные вещества. Но мы рассмотрим традиционный процесс фотолитографии.

Облучаем ультрафиолетом

Теперь подложка готова к контакту с ультрафиолетом, но не прямому, а через посредника - фотомаску, которая играет роль трафарета. По сути, фотомаска - это рисунок будущей микросхемы, только увеличенный в несколько раз. Чтобы спроецировать его на поверхность подложки, используют специальные линзы, уменьшающие изображение. Это дает поразительную четкость и точность проекции.

Ультрафиолет, проходя через маску и линзы, проецирует изображение будущей схемы на подложку. На фотомаске будущие рабочие участки интегральной микросхемы прозрачны для ультрафиолета, а пассивные участки - наоборот. В тех местах на подложке, где должны быть расположены активные структурные элементы, облучение разрушает фоторезист. А на пассивных участках разрушение не происходит, потому что туда ультрафиолет не попадает: трафарет он и есть трафарет. Химическая реакция, которая происходит в слое под воздействием ультрафиолета, очень похожа на реакцию в пленке, происходящую во время фотографирования. Разрушенный фоторезист легко растворяется, поэтому убрать с подложки продукты разложения несложно. Кстати, для создания одного процессора бывает необходимо до 30 различных фотомасок, поэтому этап повторяют по мере нанесения слоев друг на друга.

Травим

Итак, рисунок будущей схемы со всеми элементами размером вплоть до нескольких нанометров перенесен на поверхность подложки. Области, где защитный слой разрушился, теперь должны быть вытравлены. При этом пассивные участки не пострадают, поскольку они защищены полимерным слоем фоторезиста, который не разрушился на предыдущей стадии. Облученные области вытравливают либо химическими реагентами, либо физическими методами.

В первом случае, чтобы разрушить слой диоксида кремния, используют составы на основе фтористоводородной кислоты и фторида аммония. Жидкостное травление - дело хорошее, но есть проблема: жидкость так и норовит затечь под слой резиста на соседних пассивных участках. А в результате детали вытравленного рисунка по размеру оказываются больше, чем предусмотрено маской. Поэтому предпочтительнее сухой физический метод - реактивное ионное травление с помощью плазмы. Для каждого материала, подвергаемого сухому травлению, подбирают соответствующий реактивный газ. Так, кремний и его соединения травят хлор- и фторсодержащей плазмой (CCl 4 + Cl 2 + Ar, ClF 3 + Cl 2 , CHF 3 , CF 4 + H 2 , C 2 F 6). Правда, у сухого травления тоже имеется недостаток - меньшая по сравнению с жидкостным травлением селективность. К счастью, на этот случай есть универсальный метод - ионно-лучевое травление. Оно пригодно для любого материала или сочетания материалов и обладает наивысшей среди всех методов травления разрешающей способностью, позволяя получать элементы с размером менее 10 нм.

Легируем

Теперь настало время ионной имплантации. Она позволяет внедрить практически любые химические элементы в необходимом количестве на заданную глубину на протравленных участках, где обнажилась кремниевая подложка. Цель этой операции - изменить тип проводимости и концентрацию носителей в объеме полупроводника для получения нужных свойств, например - требуемой плавности p-n-перехода. Самые распространенные легирующие примеси для кремния - это фосфор, мышьяк (обеспечивают электронную проводимость n-типа) и бор (дырочную проводимость p-типа). Ионы имплантируемых элементов в виде плазмы разгоняют до высоких скоростей электромагнитным полем и бомбардируют ими подложку. Энергичные ионы проникают в незащищенные участки, погружаясь в образец на глубину от нескольких нанометров до нескольких микрометров.

После внедрения ионов фоторезистивный слой удаляют, а полученную конструкцию отжигают при высокой температуре, чтобы восстановилась нарушенная структура полупроводника и ионы лиганда заняли узлы кристаллической решетки. В целом первый слой транзисторов готов.

Делаем окна

Поверх полученного транзистора необходимо нанести изолирующий слой, на котором тем же методом фотолитографии вытравливают три «окна». Через них в дальнейшем будут создаваться контакты с другими транзисторами.

Наносим металл

Теперь всю поверхность пластины покрывают слоем меди с помощью вакуумного напыления. Медные ионы проходят от положительного электрода (анода) к отрицательному электроду (катоду), роль которого играет подложка, и садятся на него, заполняя окна, созданные с помощью травления. Затем поверхность полируют, удаляя лишнюю медь. Металл наносят в несколько этапов, чтобы создать межсоединения (их можно представить как соединительные провода) между отдельными транзисторами.

Раскладка таких межсоединений определяется архитектурой микропроцессора. Таким образом в современных процессорах устанавливаются связи между примерно 20 слоями, формирующими сложную трехмерную схему. Количество слоев может меняться в зависимости от типа процессора.

Тестируем

Наконец наша пластинка готова к тестированию. Главный контролер здесь - зондовые головки на установках автоматической разбраковки пластин. Прикасаясь к пластинкам, они измеряют электрические параметры. Если что не так - помечают бракованные кристаллы, которые затем отбрасывают. Кстати, кристаллом в микроэлектронике называют единичную интегральную микросхему произвольной сложности, размещенную на полупроводниковой пластине.

Режем

Далее пластины разделяют на единичные кристаллы. На одной подложке диаметром 30 см помещается около 150 микросхем размером примерно 2х2 см. Для разделения пластину либо надрезают алмазным резцом или лазерным лучом, а потом разламывают по готовым надрезам, либо сразу разрезают алмазным диском.

Процессор готов !

После этого соединяют контактную площадку, обеспечивающую связь процессора с остальной системой, кристалл и крышку, отводящую тепло от кристалла к кулеру.

Процессор готов! По моим (наверняка очень неточным) прикидкам, на изготовление одного современного процессора, такого, например, как четырехъядерный Intel Core i7, необходимо затратить около месяца работы сверхсовременной фабрики и 150 кВт.ч электроэнергии. При этом масса кремния и химикатов, расходуемых на один кристалл, исчисляется максимум граммами, меди - долями грамма, золота для контактов - миллиграммами, а лигандов вроде фосфора, мышьяка, бора - и того меньше.

Словарик

Для тех, кто рискует запутаться в подложках, чипах, процессорах и кристаллах, приводим маленький словарик терминов.

Подложка - круглая монокристаллическая кремниевая пластина диаметром от 10 до 45 см, на которой выращивают полупроводниковые микросхемы методом эпитаксии.

Кристалл, чип, интегральная микросхема - не связанная с другими часть подложки с выращенной на ней многослойной системой транзисторов, соединенных медными контактами. В дальнейшем используется как основная часть микропроцессора.

Лиганд (легирующая примесь) - в случае полупроводниковых материалов вещество, атомы которого встраиваются в решетку кристалла кремния, изменяя его проводимость.

Процессор, микропроцессор - центральный вычислительный элемент современных компьютеров. Состоит из кристалла, помещенного на контактную площадку и закрытого теплоотводящей крышкой.

Фотомаска - полупрозрачная пластина с рисунком, сквозь который проходит свет при облучении фоторезиста.

Фоторезист - полимерный светочувствительный материал, свойства которого, например растворимость, изменяются после воздействия на него определенного типа излучения.

Эпитаксия - закономерный ориентированный рост одного кристалла на поверхности другого. В данном случае слово «кристалл» употребляется в своем основном значении. Существует множество методов получения упорядоченных кристаллов, основанных на эпитаксиальном наращивании.

Водители подходят к выбору автомобиля достаточно ответственно и с большим трепетом. Тем не менее со временем может оказаться недостаточно. С другой стороны, покупка новой и более мощной машины - это крайне недешевое решение. Идеальным выходом из этой неприятной ситуации является чип-тюнинг двигателя, который в последние годы набрал действительно бешеную популярность. В этой статье мы расскажем о том, как произвести чип-тюнинг своими руками и что необходимо знать и уметь начинающему мастеру, чтобы не допустить досадных ошибок и не загубить программную начинку дорогостоящих узлов.

Идеальная альтернатива

Не так уж давно сделать чип-тюнинг казалось невозможным. Почему? Дело в том, что современные ДВС в обязательном порядке комплектуются ЭБУ, или попросту электронными блоками управления. Электронная начинка позволила программным методом регулировать характеристики как самого ДВС, так и каждого отдельного его узла.

У ДВС автомобилей старого образца такой электроники нет, поэтому все настройки производятся исключительно механическим путем. Что же является прародителем чип-тюнинга, и какие методы были популярны до появления электроники в конструкции современных двигателей? К таким операциям по модификации моторов можно отнести применение турбонаддува, поршней и шатунов, изготовленных из облегченных материалов, и другие виды вмешательства в штатную конструкцию.

Сделать такую операцию самостоятельно без определенных навыков и оборудования практически невозможно. Кроме того, не стоит забывать и об элементарных рисках: любой ремонт, проведенный неграмотно, может плачевно сказаться на состоянии как двигателя, так и автомобиля в целом.

По этой причине произвести чип-тюнинг оказывается гораздо проще. Кроме того, в этом случае не придется вмешиваться в конструкцию ДВС, изменять параметры его составляющих и разбирать сложный и чувствительный механизм.

Самостоятельно чип-тюнинг ДВС производят не всегда, однако в любом случае эта операция проще и быстрее привычных способов модернизации ДВС. В чем же она заключается?

Дело в том, что электронный наделяется программой, которая представляет собой транслированный двоичный код и при помощи компьютера записывается на встроенный носитель данных. Эта программа, по сути, контролирует и изменяет режимы работы ДВС, позволяя ему раскрывать свой потенциал в той или иной степени.

Современная автомобильная промышленность старается сделать автомобиль транспортом не столько мощным и комфортным, сколько экологичным и безопасным для окружающей среды. По этой причине многие модели моторов не пытаются сделать максимально мощными, урезая их характеристики искусственно в угоду более низкому расходу топлива и выбросам продуктов горения в окружающую среду.

Чтобы вернуть мотору тот потенциал, которым он обладает, разработчики прошивок изменили стандартные программы блоков управления таким образом, чтобы ДВС выдавал свои максимальные параметры. При этом количество выбросов повышается, но, несмотря на это, расход топлива становится меньше, а комфорт управления и динамика разгона несравнимы с теми, что были до процедуры перепрошивки.

Как это делается?

Чтобы произвести чип-тюнинг своими руками, помимо самого автомобиля, необходимо иметь две важные составляющие, без которых эта операция, по сути, не может быть выполнена. Первая составляющая - это специальный адаптер. Его задача - производить взаимодействие ноутбука или персонального компьютера с машиной посредством подсоединения к ее диагностическому разъему. Обычно такой разъем нужно искать под рулевой колонкой, однако не лишним будет уточнить этот момент в прилагаемой к машине документации.

Вторая составляющая - это программное обеспечение и программа прошивки, которая и будет в конечном счете внедрена в электронный блок управления двигателем. Программное обеспечение, которое должно быть установлено на компьютере, обычно прилагается на компакт-диске в комплекте с самим адаптером. Если такого диска нет, обычно в инструкции по эксплуатации указывается сайт, с которого можно скачать нужный дистрибутив.

Со второй частью все несколько сложнее. Несколько программ обычно поставляются на том же компакт-диске, где располагается установочный файл компьютерной программы. Но проблема заключается в том, что для каждой отдельной модели двигателя применяется своя программа, которая может не находиться в открытом доступе. Обычно в этих случаях программу приобретают на специализированных сайтах, а потом переносят ее на компьютер и производят прошивку.

Как же производится сама процедура? Первым делом необходимо отыскать диагностический разъем и подключить к нему адаптер. Затем к адаптеру подключают ноутбук с запущенной программой и ждут, пока ПО «найдет» машину и подключится к ее блоку для записи.

Приложенная программа позволяет читать файлы только определенного формата. По этой причине не стоит удивляться, если неправильно подобранный файл не будет загружаться или станет вызывать ошибку памяти, что будет свидетельствовать о невозможности перепрошивки.

Если с форматом нет никаких проблем, то следующим этапом будет непосредственно процесс запуска прошивки, который может продлиться от 5 до 10 минут, в зависимости от модели ДВС, адаптера и версии программного обеспечения. В это время глушить и запускать двигатель категорически запрещается. Также стоит контролировать состояние заряда батареи самого ноутбука, ведь если процесс внезапно прервется, ЭБУ запросто может превратиться в «кирпич».

По окончании процесса программа выведет сообщение об успешно завершенной операции. Если все хорошо, то ДВС запустится без проблем и не будет издавать посторонних шумов. Обычно разница чувствуется при разгонах: машина начинает ехать быстрее, а ее динамика становится на порядок лучше старой.

Стоит или нет?

Безусловно, сделать чип-тюнинг бесплатно не выйдет в любом случае. Если производить его своими силами, то в копеечку обойдется адаптер, который в свободной продаже не всегда найти достаточно просто. Если обратиться в стороннюю фирму, это будет стоить дешевле. Так, обычно стоимость прошивки варьируется до 5 до 30 тысяч рублей, в зависимости от марки и модели автомобиля.

Если прошивается мотор, который не наделен турбиной, эффект будет не столь ощутимым. Так, в среднем прирост по мощности и крутящему моменту составляет 10–15 процентов, а расход топлива снижается не более чем на один литр на сто километров пути. Правда, и цена такой прошивки будет минимальной.

Владельцы турбированных ДВС ощутят разницу практически во всех случаях. В среднем прирост характеристик составляет от 30 до 40 процентов: в два раза больше, чем у любого атмосферного ДВС. Кроме того, снижение расхода топлива также более ощутимо: в различных случаях разница может составлять до 30 процентов во всех ездовых режимах.

Резюме

Подводя итоги, можно уверенно сказать одно: чип-тюнинг является самым современным и безопасным способом увеличить потенциал автомобиля и его характеристики. Несмотря на то, что такая процедура стоит недешево, она позволяет не вмешиваться в механику работы ДВС и повышать его возможности. Главное - не экономить и приобретать официальное оборудование и программное обеспечение: в этом случае проблем с прошивкой обычно не возникает.

Рано или поздно, но в жизни многих владельцев авто с «компьютером» наступает момент, когда чип тюнинг двигателя превращается в необходимость, от которой невозможно отвертеться.

И надо ли это. В этой статье хотелось бы отметить главные нюансы и привести некоторые примеры, а также интересную информацию по этому поводу. Начну с того, что чип тюнинг уже давно планировалось сделать, однако, как и многих (если не всех), терзало сомнение, да и свои кровные не горел желанием отдавать. Судите сами, у специалистов (иногда даже знакомых) эта процедура будет стоить не меньше 3 000 рублей, а то и больше.

Немалая сумма за десятиминутную процедуру. Однако рациональность победила с приходом лета, когда под влиянием жары машины начала «тормозить» с кондиционером. Было принято решение действовать самому, хорошо, что в наличии был K-Line адаптер. Здесь я не собираюсь расписывать, что такое чип тюнинг длинными историями наподобие «маленьких» научных диссертаций. Хотелось бы только отметить самые главные, основные нюансы.

Зачем это всем нам нужно

Термин чип тюнинг подразумевает оптимизацию (усовершенствование) работы программ двигателя. Проще говоря, ничего плохого от этого вашему авто не будет. Если понадобится более подробная информация, гугл всегда готов вам помочь. А теперь я означу только главные плюсы этого процесса.

К преимуществам чип тюнинга можно отнести:

  • увеличиваются возможности для ускорения во время обгона на трассах, где присутствует интенсивное движение;
  • обеспечивается значительно более комфортное вождение по улицам города благодаря несколько увеличенным тягово-скоростным характеристикам;
  • чип тюнинг - более быстрый и легкий способ тюнинга двигателя автомобиля по сравнению с форсированием мотора;
  • возможность более легкого движения при полностью загруженном автомобиле
  • экономия топлива.

Полезная информация


Готовясь к проведению чип тюнинг авто своими руками, я перечитал множество информации в Интернете, которая, преимущественно, сводилась к описанию термина чип тюнинг и другой «общеполезной» информации. Но вот однажды нашел интересный опрос, который провела редакция одного автомобильного сайта. Были опрошены три водителя (это же не глобальный опрос касательно потепления во всем мире), которые совсем недавно провели чип-тюнинг своей машины. В своем «интервью» они назвали главной причиной проведения этой процедуры, внимание:

  • малый разгон;
  • резвость;
  • мощность автомобиля.

По результатам опроса двое из троих владельцев провели все сами, не обращаясь ни в какие салоны. О чем это может информировать нас, обычных, «неотчипованных» владельцев? Ответ очевиден. Зачем платить больше или вообще платить, если всю дорогостоящую процедуру можно провести самому. В ней нет ничего сложного. И действительно, если вдуматься в цифры, которые сегодня предлагают различные специализированные компании, то, можно сказать, что они несколько впечатляют, скажем так.

Средняя стоимость чип-тюнинга на атмосферный двигатель начинает отсчитываться от 150 долларов, для турбированных - от 300 долларов. Для автомобилей со стажем, которым «грозит» чип-тюиннг, понадобится уплатить от 450 долларов за «чипирование» атмосферного мотора» и от 750 долларов - для турбированных двигателей.

Общая инструкция по проведению чип тюнинга

Перед тем, как приступить к выполнению чип тюнинга своими руками, необходимо учесть следующее:

  1. зачем вам это нужно;
  2. хорошо подготовиться в «теории»;
  3. иметь под рукой матчасть (купить или изготовить К-лайн адаптер), обязательно присутствие проверенного «компа», а также нужно иметь все остальное для замены ПО;
  4. важно: найти и скачать софт, который будет использоваться на вашем компьютере;
  5. обязательно найти прошивки для ЭБУ (электронного блока управления).
  1. Чаще всего необходимость в прошивке возникает в том случае, если нужно исправить присутствующие баги заводского ПО (программного обеспечения), а также, если есть желания прибавить динамики машине и сэкономить топливо. Это необходимо и при использовании как топлива наравне с бензином сжиженного газа. Некоторые умельцы проводят чип тюнинг для изучения устройства и работы системы управления двигателями.
  2. Подготовку проводить лучше постепенно . Не нужно стараться сразу все охватить. Очень важно понимать, как работать с электроникой и электрикой, уметь пользоваться компьтером на уровне установки драйверов и программ. Во всем остальном сможет помочь «умный» друг - поисковик, а также умелые руки и серое вещество в голове. Необходимо ознакомится с разновидностями ЭБУ и их маркировкой, для какого мотора нужна какая прошивка. Попробуйте разобраться по поводу вопроса об иммобилайзере. Когда вы все поймете (или у вас возникнет такое ощущение), следует не стесняясь попробовать обсудить с мастером на сервисе виртуальную тему «как заменить прошивку авто, а также как отключить (деактивацию) иммо". Расспрашивать мастера слишком долго не рекомендую, поскольку вы заберете у занятого человека драгоценное время и, скорее всего, новые вопросы потекут сами по себе. А вот ответы на них лучше постараться найти самому. Это будет очень полезно.
  3. Если ваши руки иначе как умелыми не назвать, то теперь можно перейти к сборке адаптера . Самый обычный и простой, который подойдет для железного СОМ-порта, работает на базе К1533ЛН1, МАХ232 и КТ3102 (схемы адаптеров представлены на фото ниже). Обойдется он вам не дорого, близко сотни вся комплектация. Брать можно на радио-базаре. Однако здесь присутствует маленькая проблемка - не все «системники» оснащены стандартным СОМ портом, и иногда даже те, у которых он есть - могут не работать. Часто случается, что компорт работает нормально, программы, к примеру, ПОБЕДИТ (спутниковые ОПЕНЫ) работают, но специальные программы-прошивальщики просто не идут. Изменения настроек и возня с драйверами могут ничего не дать, как и установка новых операционок. В такой ситуации может подойти вариант с чужим компом, на котором, «как ни странно», все вдруг, волшебным образом, начинает работать. В этом случае поможет уже использованный дата-кабель от мобильного телефона на основе микросхемы PL 2303 и плюс одна мс L9637D. Данная схема на все сто процентов работает (Январь 7.2), но необходимо реестр драйверов дополнить одной строкой с параметрами под нестандартные скорости электронного блока управления. В итоге, получится USB-K-Line адаптер. Добавьте еще два транзистора и несколько деталей, и получите еще и L-линию.

В качестве разъема можно использовать две колодочки от IDE шлейфа компьютера без переделок. Данный шлейф порезать на два куска по 10-15 см. Так они хорошо входят на Январях 7.2 под верх и низ гнезда ЭБУ (два пустые пина колодок, в результате, останутся внизу или вверху ножек блока), однако, при последующих подключениях важно не спутать их месторасположение, потому спалите блок.

Применять также можно три микротумблера – общий+ 12В, а также зажигание+ с обязательным перевод в режим программирования +. Потом, перед началом любой операции следует выключать второй и третий тумблеры и включать в порядке три, потом два. Иногда, чтобы получить связь, приходится снимать на некоторое время общий +. Обязательное питание брать можно с авто, при выполнении работ на столе - от «практичного» адаптера на ток близко 500 мА.

Чтобы выполнить перепрошивку. понадобятся следующие программы: чиплодер 1.6 (более расширен по блокам 1.96) и комбилодер 2.18. Вторая «прога» идет в комплекте с Сtp321-full (это бесплатный лодер, который запускается при подключенном адаптере). Однако бывает, что он выпадает из работы или просто не может закончить процесс до конца заливки.

Первая программа работает хорошо. Вторая нужна, преимущественно, чтобы убирать защиты с прошивок, найденных вами, а также для установки такой защиты во время заливки ПО в ЭБУ. Без проблем считать защищенное программное обеспечение из контроллера не выходит - происходит стирание. Рекомендуется подготовиться к этому и иметь в запасе несколько (найденных в разных местах) заводских прошивок.

Каталог Сtp321-full после установки имеет стандартные и тюнинговые прошивки, так что может что-то и подойдет. Понадобится еще «прога» чипэксплоер 1.6. С ее помощью можно просмотреть прошивки, которые вы найдете, а также их редактировать и сравнивать. Перед началом выполнения всех действий помните, что вся ответственность в последствие ложиться только на вас. Если на сто процентов в себе не уверенны или боитесь что-то испортить, обдумайте альтернативные варианты.

Как провести чип тюнинг: практика

Всем, кто хочет провести чип тюнинг двигателя своими руками, но не знает как, будет полезно прочитать этот материал. Для примера выбрана машина Hyundai Accent AT-5. Хороший седан, выполненный умелыми руками южнокорейских мастеров. Итак, приступаем к «чипированию» своими руками.

  • Для начала понадобится разобрать теоретическую часть процедуры. Для этого прекрасно подойдет вариант с изучением форумов умельцев проведения чиптюнинга. Так как в авто есть ЭБУ Kefico, то прошивку можно выполнить двумя способами: с доработкой (для этого нужно впаивать резисторы), и без нее, с помощью диагностического разъема ODB-II. На практике применяем второй способ.
  • Поиск проверенной калибровки и хорошего софта, что присутствует в открытом доступе.

На одном форуме была найдена калибровка «матизовская», которая прекрасно зарекомендовала себя на практике. Машина «не тормозит» с кондиционером, двигается без провалов, присутствует экономичный расход топлива и более динамичный разгон.

Для прошивки можно использовать KIA Flasher, которая лучше будет работать в сочетании с Орионовским адаптером. Использовать можно и Hyundai Flasher. Эти программы идентичны на процентов 99%, главное их отличие состоит в названии.

Мною были скачаны и калибровки, и программа. Далее их запустил на компе с ОС Windows 7, оказалось - не работает. В чем проблема? Получается, программе нужна только XP. Снова запустил компьютер, программу, файл калибровок - отображает "размер файла неверный ".

Пришлось возвращаться на форум, оказывается, не все выяснил. Hyundai Flasher, по результату изучения сообщений, работает с калибровками, которые занимают 512Кбайт, скачанные же - размером 218. Но решение есть. Нужно скачать программу под названием «Распаковщик SMS Enigma new v 1.10». На нее реагируют все антивирусы, однако не бойтесь, это реакция на ее шифровку, вирусы в ней отсутствуют.

Итак: скачал, запустил, нажал распаковать, а потом выбрал файл. В итоге, калибровка заняла подходящие 512Кбайт, программа KIA Flasher прекрасно ее видит.

Подготовка оборудования к работе.

Необходимо найти компьютер с ОС ХР. Это очень важно, поскольку этот нюанс несколько облегчит вам работу в дальнейшем. Если же все-таки не нашли, следуем по порядку.

Устанавливаем виртуальную ХР

  • Для этого нужно скачать программу Virtual PC и установить её.
  • Потом придется скачать ISO образ Windows XP
  • Далее следует установка и обязательная настройка виртуальной XP

(Понятнее будет с картинками).

Для начала следует запустить Virtual PC

>

После нажатия финиш настройка виртуальной ОС будет завершена.

В окне виртуальной «системы», после ее запуска, появится окно биоса, на его верхней панеле нужно нажать CD-Capture ISO Image, и, при этом, указать образ со своей Windows XP. Потом начнется установка. После установки загружаем виртуальную ось. Нажимаем на верхней панели Action-Install or Update Virtual Machine Addons.

Дале нужно снова установить, перезагрузить и закрыть виртуальную машину. К компьютеру подключаем K-Line адаптер и сразу устанавливаем драйвера. После этого переходим в Диспетчер Устройств, который размещен в панели управления.

Выбираем свойства порта

Запускаем в своей виртуальной машине Windows XP. Расшариваем софт для самого чип тюнинга и папку с драйверами на K-Line адаптер.

В папке "Мой компьютер" должен появится новый диск, который будет содержать файлы с расшаренной папки. Перекидываем на рабочий стол папку.

Теперь установить нужно драйвера адаптера, а также проверить работоспособность KIA Flasherа. Необходимо в настройках указать порт COM-1. Теперь можно закрыть виртуальную XP. После этого можно переходить к загрузке калибровок в ЭБУ.

Подготовка на месте проведения операции

Как выбрать место:

  1. Автомобиль нужно поставить в таком месте, чтобы никому не мешать.
  2. Важно, даже обязательно, наличие электричества 220 Вольт для компьютера.

Приступим. Ноутбук поставим на ровное место, к нему подключаем электропитание и контролируем, чтобы компьютер не упал, а также не отключилось питание, нужно также, чтобы адаптер не выпал из разъема.

Подключаем к Диагностическому порту колодку адаптера, выключив, предварительно, зажигание автомобиля.

Адаптер подключаем к USB порту ноутбука, запускаем на нем Виртуальную Windows XP (напомню, это для тех, кто имеет на ноутбуке операционной системы Windows 7). Потом включаем зажигание. Вот так просто. Подготовка завершена.

Загрузка калибровок

Важно все хорошо запомнить (можно записать) и удалить. Если вы сделаете правильно этот шаг, то все будет работать хорошо, вы установите соединение. Далее нужно выбрать пункт "Загрузка" и указать файл калибровок. Придется подождать окончания операции.

Загрузка может занять около 20 минут. Когда загрузка закончится, нужно выключить зажигание и подождать 5 минут. Адаптер в это время можно отключить, ноутбуку уже можно выключить. Возможно, во время загрузки произойдет ошибка или случатся обстоятельства, которые ее прервут.

В этой ситуации нужно выключить зажигание, устранить причину, что вызвала прерывание и начать процедуру заново. Через пять минут включите зажигание автомобиля, заведите мотор и наслаждайтесь. Можно, как запасной вариант, взять с собой заводскую калибровку, которая для большинства называется ADE1I52.

Впечатления после выполнения процедуры

С первых мгновений замечаешь, что автомобиль ведет себя по-другому - звук двигателя изменился, также изменилась динамика. В общем можно сказать, что автомобиль начал вести себя заметно резвее.

С включенным кондиционером машина ведет себя как до чип тюнинга без него. Машина соответствует экологическому стандарту Евро-2. В целом, после проведения этой операции, остался доволен, учитывая, что все это совершенно бесплатно.

На последок хочется добавить, что этой статьей я ни в коем случае не призываю вас сразу же делать чип тюнинг самостоятельно, а также не несу ответственности за будущие (возможные) повреждения машины в процессе чип тюнинга, выполненного самостоятельно. Эта статья – не призыв к установке именно этих калибровок, можно установить любую другую, найденную вами. Это просто один из возможных вариантов, которым я решил поделится с вами.

Вконтакте

Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter