» » Схема подключения двигателя планета 5. Схема электрооборудования мотоцикла иж планета спорт

Схема подключения двигателя планета 5. Схема электрооборудования мотоцикла иж планета спорт

«Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе.

(нажмите на картинке, для увеличения)

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

I — лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II — включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, включатель звукового сигнала; 20 — свеча зажигания; 21 — катушка зажигания; 22 — включатель стоп-сигнала ножного тормоза; 23 — генератор; 24 — аккумуляторная батарея; 25 — предохранитель; 26 — выпрямитель; 27 — датчик давления масла; 28 — задние фонари указателей поворота; 29 — задний фонарь.

Совершенствуя машину, завод внес в нее ряд изменений. В частности, улучшены фиксация и четкость срабатывания переключателей ИЖ П101 и ИЖ П102 и выключателя на руле. Оптический элемент фирмы «Хелла» в фаре заменен советским ФГ 137, а фонари ИЖ УП1 указателей поворота — унифицированными фонарями 16.3726. Есть и другие новшества.

12-вольтовым оборудованием оснащается теперь и «Юпитер—4». Завод готовит к производству и новую модель «Планеты-спорт», электрооборудование которой унифицировано с «Юпитером— 4».

Однако уже сейчас владельцы «Планеты-спорт» могут использовать ряд электроприборов ИЖ Ю-4 без значительных переделок. К ним относятся генератор 28.3701 (если он продается без прерывателя и конденсатора, их можно взять со старого ИЖ ГП1); фонари указателей поворота 16.3726; оптический элемент фары ФГ 137; задний фонарь ФП146; спидометр СП102; аккумуляторная батарея 6МТС-9.

Чтобы установить прерыватель указателей поворота ИЖ РП2СМ-10 в корпус фары, надо изготовить из стальной полоски толщиной 1 —1,5 мм дополнительный кронштейн и заменить штек-керные наконечники круглыми. После такой же переделки наконечников можно применять на «Планете-спорт» и комбинированные переключатели ИЖ П101-20 и ИЖ П102-20 от мотоцикла ИЖ Ю-4. Для этого, отжав шилом или спицей фиксирующие усики, вынимают штеккерные наконечники. Отрезают их и на зачищенных концах проводов обжимают и припаивают круглые наконечники. У переключателя ИЖ П101-20 к черному проводу припаивают еще голубой отводящий провод длиной 130 —150 мм со штеккерным наконечником.

Совершенствование электрооборудования мотоциклов и применение новых приборов привели, естественно, к некоторому усложнению электрической схемы. Давайте познакомимся с ее основными элементами на примере электрооборудования схемы «Планета-спорт», во многом схожей со схемами других ижевских мотоциклов.

Система зажигания . Это, пожалуй, главная система, потому что без нее не может работать мотор. Проследим и запомним ее электрическую цепь. От аккумуляторной батареи 24 через предохранитель 25 и выпрямитель 26 питание поступает на клемму (2) соединительной панели в корпусе фары и далее на клемму (3) замка зажигания 9. При повороте его ключа в положение I замыкаются клеммы (3—2 — 1 и 5—6). Теперь с клеммы (1) замка ток идет на клемму (5) соединительной панели, от нее на аварийный выключатель 11 зажигания, а через его замкнутые контакты на клемму (1) соединительной панели и далее в первичную обмотку катушки зажигания 21 (второй конец первичной обмотки — клемма «—» соединена с прерывателем). Таким образом, включается цепь системы зажигания мотоцикла.

Если двигатель не работает из-за отсутствия искры на свече, проверьте, подается ли к ней высокое напряжение. Для этого выньте провод из колпачка и поднесите к ребру цилиндра с зазором 2—3 мм. Если при вращении коленчатого вала кик-стартером искра между проводом и цилиндром не появится — высокого напряжения нет. Причину этого находят следующим образом. При включении зажигания 12-вольтовой контрольной лампочкой проверяют, поступает ли питание на клемму «+» катушки зажигания. Если нет, то проверяют всю цепь, начиная от аккумуляторной батареи. Обычной причиной отсутствия напряжения является ослабление крепления клемм или их окисление, а также неисправность предохранителя.

Добившись того, что на клемме «+» катушки зажигания появится нормальное напряжение, аккуратно зачистите контакты прерывателя, проверьте и установите между ними зазор 0,4— 0,6 мм и отрегулируйте начальный угол опережения зажигания.

Если двигатель при пуске дает лишь отдельные вспышки, а на контактах прерывателя появился белый налет — значит, вышел из строя конденсатор (редко, но такое бывает).

При правильном зазоре, чистых контактах прерывателя и исправном конденсаторе причиной отсутствия искры на свече может быть неисправность ее пластмассового колпачка (пробой на «массу») или катушки зажигания (она неразборная, поэтому ее заменяют). Недоброкачественная свеча может вызывать перебои в работе двигателя или затруднять его пуск. Система сигнализации и освещения

Указатель поворотов . При включении зажигания (ключ в положении I) электроэнергия от аккумуляторной батареи 24 (или выпрямителя 26 при работающем двигателе) подается через клеммы (3 и 1) замка зажигания 9 на клемму (5) соединительной панели. К ней подведен провод питания реле 6 указателей поворота, звукового сигнала 18 и «плюсовой» провод включателя света 11, расположенного на руле. От реле 6 питание на фонари подается через клемму (9) соединительной панели и далее на переключатель 19 указателей поворота. С него через клеммы (6 и 7) соединительной панели оно идет на фонари 10 и 28 указателей поворота. Контрольная лампа 16 указателей поворота подключена также к клеммам (6 и 7) соединительной панели через блок диодов 7.

Причиной отказа в работе указателей поворота чаще всего бывает отсутствие «массы» в фонарях при ослаблении их крепления к раме, окисление или ослабление соединений наконечников с проводами, контактов в патронах ламп.

Чтобы ускорить поиск неисправности, цепь проверяют от неработающего потребителя к источнику питания. Для выяснения работоспособности реле 6 указателей поворота без его демонтажа надо сначала убедиться в том, что на клемму (5) соединительной панели поступает напряжение, а коричневый провод реле надежно соединен с «массой». Затем проверьте исправность цепей, идущих к фонарям указателей поворота, замкнув отдельным проводом клемму (5) с клеммами (6 и 7) соединительной панели. Фонари правого (клемма 6) или левого борта (клемма 7) и контрольная лампа 16 при исправных цепях должны гореть, не мигая. Затем отсоедините розовый провод реле от клеммы (9) и подключите его к клеммам (6 и 7) соединительной панели. При исправном реле фонари правого или левого борта должны мигать с частотой от 60 до 120 в минуту.

Снятое с мотоцикла реле проверяют при помощи двух контрольных ламп А12-21-3 (мощность каждой 25 Вт), соединенных параллельно. К красному проводу его подключите «плюс» постоянного напряжения 12 вольт, к коричневому — «минус», а к розовому — контрольные лампы. При исправном приборе лампы должны мигать с частотой 90 ±30 в минуту.

Фара . В ней размещена основная часть монтажной схемы, реле указателей поворота, контрольные лампы нейтрали 3 и давления масла 5, лампа 8, освещающая шкалу спидометра, лампа 1 стояночного света, лампа 2 головного света, замок зажигания 9 и спидометр.

На последних моделях мотоциклов прерыватель указателей поворота смонтирован на раме под бензобаком.

Рассмотрим электрическую цепь головного, стояночного и габаритного света. При включенном зажигании (ключ в положении I) питание подается на клемму (4) соединительной панели, затем через контакты включателя 11 света — на центральный контакт переключателя 19 дальнего-ближнего света. Далее через клеммы (11 и 12) соединительной панели — на нить дальнего или ближнего света лампы 2.

Габаритный свет в фаре (лампа 1) и в заднем фонаре 29 загорается при срабатывании включателя 11 и поступлении тока через контакты (5 и 6) замка зажигания 9.

Если ключ в замке зажигания повернут в положение II (стоянка), то эти лампы получают питание через его контакты (3 и 5) независимо от положения переключателей на руле.

Слабо светящие при неработающем двигателе лампы свидетельствуют о неполной заряженности аккумуляторной батареи. Если это наблюдается на всех режимах работы двигателя, значит, сильно падает напряжение в цепи питания ламп. В этом случае проверьте электрические соединения проводов питания и «массы», очистите и подтяните винтовые и штеккерные разъемы, контакты в патронах ламп фары и фонарей. Проверьте исправность и надежность контактов в переключателях и предохранителе.

Поскольку мотоцикл в процессе производства постоянно совершенствуется и его электрическая схема изменяется, целесообразно внести в напечатанную здесь схему отличия вашего мотоцикла, чтобы, пользуясь ею, можно было всегда легко и быстро найти нужную цепь и определить неисправность.

В. САМОЙЛОВ, инженер
г. Ижевск

Мотоцикл ИЖ Юпитер 3 создавался как усовершенствованная модель ранее производившегося ИЖ Юпитер 2. На данной модели впервые в отечественной практике были установлены поворотники, из-за чего в схему электропроводки ИЖ Юпитер 3 были внесены изменения.

В большинстве случаев проводка ИЖ Юпитер 3 купленного с рук практически отсутствует. Не работает фара, стоп-сигнал, да в принципе кроме зажигания ничего не работает. Необходим ремонт или в редких случаях замена проводки.

Для начала работы необходима схема проводки ИЖ Юпитер 3, такую информацию легко найти в сети интернет.

Старые советские провода намного лучше современных аналогов, поэтому не нужно выкидывать их. После визуального осмотра проводки и определения явных дефектов следует отобранные провода прозвонить тестером на наличие внутренних обрывов.

Необходимо тщательно проверить генератор и систему зажигания, При долгом простое техники контакты кулачков прерывателя окисляются. Зачистка делается просто, сложенная пополам наждачная бумага "нулевка" вставляется между контактами и затирается до полного удаления нагара и ржавчины. Для замены высоковольтного провода "бронепровода " подходят автомобильные высоковольтные провода. Старая свеча зажигания при сильном загрязнении чистится тонкой металлической проволокой, вычищается вся грязь между центральным электродом и стенкой. Зачистка контактов свечи, как и зажигания делается наждачной бумагой. Зазор выставляется щупами в диапазоне от 0,5 до 1 миллиметра.

Неправильная работа системы зажигания может быть вызвана пробоем изоляции конденсатора, что приводит к замыканию первичной обмотки катушки зажигания на массу. Обрыв выводных проводов конденсатора приводит к сильному искрению на контактах и слабой искре на свече. Из за чего двигатель работает с перебоями и заводится с трудом. Если конденсатор имеет вздутие и механические повреждения, его придется заменить.
Для правильного обслуживания и ремонта, схема проводки ИЖ Юпитер 3 6 вольт должна быть доступна на бумаге. Под бензобаком и сиденьем пролегал кабель идущий к задним поворотникам и стоп-сигналу необходимо дополнительно защитить, к примеру замотать тонкой резиной от велосипедной камеры. При необходимости недостающие части проводки докупаются в ближайшем магазине автозапчастей. Так как приобрести " родные" поворотники и стоп-сигналы очень сложно, имеет смысл подобрать подходящие по дизайну и качеству.

Проводка должна быть цельной, не нужно скручивать концы рукой и изолировать изоляционной лентой. Если все же этого не избежать, места соединений должны быть пропаяны и заизолированы термоусадочной трубкой.

Клеммы аккумуляторной батареи желательно поставить свинцовые с затяжкой болтом. В старых моделях аккумуляторов не редко откручивались пробки банок и электролит выплескивался наружу. В результате провода и клеммы сильно окислялись.

Регулировка зажигания

Для начала нужно определить какой контакт используется для какого цилиндра. Выставить зазоры контактов 0,4 миллиметра, если кулачок сильно изношен уменьшить зазор до 0,3 миллиметра. Далее выкрутить свечи зажигания и выставить в одном цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку. Любую чистую палочку вставить вместо свечи и поставить отметку. От этой отметки отмерить 3 миллиметра, и выставить поршень по новой отметке. Отверткой ослабить пластину контакта данного цилиндра. Между контактами вставить папиросную бумагу и поворачивая пластину против хода до тех пор пока бумагу не получится вытащить. Вместо бумаги можно подключить лампочку, один провод на массу, второй на контакт. Поворачивать пластину до момента загорания лампочки. Второй цилиндр регулируется аналогично первому.

После всех процедур остается залить масло и бензин, мотоцикл готов к использованию. Исправная проводка - это залог долгой и безупречной работы Иж Юпитер 3.

Возможные неисправности, способы их обнаружения и устранения.

При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа на фаре горит слабым накалом. Проверить степень зарядки аккумуляторной батареи, подсоединить к ее клеммам лампу стоп-сигнала из заднего фонаря или большую лампу фары. При исправном состоянии аккумуляторной батареи лампа должна гореть нормальным накалом. Проверить надежность соединения контактов электропроводов в цепи аккумуляторная батарея - центральный переключатель.

Контрольная лампа горит на всех оборотах двигателя ровным накалом. В первую очередь проверить работу генератора, для чего клемму «Ш» генератора соединить с «массой» и присоединить лампу к клеммам «Я» и «Ш». Если при работающем двигателе лампа не горит или горит слабым накалом, то неисправен генератор, и в этом случае необходимо проверить:

1. Легкость перемещения щеток в щеткодержателе. В случае заедания прочистить щеткодержатель.

2. Наличие контакта между щеткой и токонесущим проводом - наружный осмотр. При необходимости щетку заменить.

3. Наличие контакта между щетками и коллектором, отсутствие зависания щетки в щеткодержателе на проводе - наружный осмотр, при отсутствии контакта из-за большого износа щетку заменить.

4. Состояние поверхности коллектора - наружный осмотр, в случае загрязнения или замасливания поверхности ламелей коллектор промыть бензином или зачистить стеклянной шкуркой.

5. Проверить исправность катушек возбуждении статора генератора. Отсоединить от клемм «М», «Я», «Ш» генератора провода, идущие от пучка, не снимая с клемм «Я» и «Ш» выводных проводов катушек возбуждения. Отсоединить выводной провод катушек возбуждения (дополнительное сопротивление) от «массы». Затем подсоединить одну клемму аккумуляторной батареи к клемме генератора «Я» или «Ш». Ко второй клемме аккумуляторной батареи последовательно подсоединить любую лампу мотоцикла, а второй контакт лампы-к свободной клемме «Я» или «Ш».

Если лампа не горит, значит, есть обрыв в катушках возбуждения (обычно из-за отсутствия контактов в местах соединения катушек возбуждения). Необходимо проверить места соединений катушек, а при необходимости - припаять.

Если обрыва в обмотках возбуждения нет, т. е. лампа горит, то необходимо дополнительно проверить отсутствие замыкания обмоток возбуждения на «массу». Для этого одну клемму аккумуляторной батареи подсоединить к «массе» генератора, а вторую - через лампу к клемме «Я» или «Ш». Если лампа не горит, то замыканий нет и статор генератора исправен. Если лампа горит, то следует найти место замыкания. Для этого снять статор с двигателя и повторно проверить отсутствие замыкания на «массу» катушек статора указанным выше спо собой. Если замыкание после снятия статора устраняется, значит оно вызывалось контактом винтов крепления генератора с катушкой возбуждения из-за нарушения изоляции или контактом винтов с проводами катушек возбуждения в местах соединений. Неисправность устранить. Если при снятом статоре лампа горит, то замыкание катушки возбуждения вызывается контактом с полюсом. Для определения места повреждения, поочередно разъединяя между собой катушки возбуждения, каждую проверять на отсутствие замыкания с «массой» указанным выше способом. Поврежденную катушку спять, отвернув винты крепления полюса, и на место повреждения наложить изоляцию, катушку с полюсом надежно закрепить на статоре.

Следует иметь в виду, что при недостаточной затяжке винтов крепления полюса возможно задевание его о якорь. Если статор исправен, а генератор не работает, то неисправен якорь. Якорь необходимо заменить.

Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом на всех оборотах двигателя. Проверить работу реле-регулятора. Вначале при работающем двигателе проверить, происходит ли замыкание контактов реле обратного тока. Если замыкание контактов есть, т. е. якорь подтягивается, то необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание и при отключенной аккумуляторной батарее лезвием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока. Недопустима зачистка серебряных контактов реле наждачной или стеклянной шкуркой, так как в этом случае абразив врезается в металл и нарушает электрический контакт.

Если контакты реле не замыкаются, а якорь притягивается , то следует проверить регулировку зазоров и момента срабатываний (раздел «Реле-регулятор»). В том случае, когда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются, проверить регулировку регулятора, так как при пониженном напряжении реле обратного тока может не срабатывать.

Контрольная лампа гаснет только на больших оборотах двигателя. Причина - в пониженном напряжении, поддерживаемом реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения.

При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают - из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения.

Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом . Неправильно подсоединена аккумуляторная батарея (обратная полярность присоединения клемм аккумуляторной батареи) или переполюсован генератор.

Проверить и при необходимости правильно подсоединить аккумуляторную батарею в цепь электрооборудования. Если аккумуляторная батарея включена в цепь электрооборудования правильно, то переполюсован генератор. Для переполюсовки генератора необходимо вскрыть реле-регулятор и при включенном зажигании, но неработающем двигателе кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока.

При включении зажигания без нажатия на кнопку сигнал звучит. Происходит замыкание провода сигнала на «массу». Спять переключатель света с руля и, если сигнал продолжает звучать, найти место замыкания провода сигнала. Если при снятии переключателя света с руля звучание сигнала прекращается, значит замыкание на «массу» происходит в переключателе.

При нажатии на педаль ножного тормоза не горит лампа стоп-сигнала заднего фонаря. Проверить лампу. Если она исправна, проверить правильность установки или регулировки включателя стоп-сигнала.

При одном из положений центрального переключателя и переключателя света не горит лампа, соответствующая этому положению. Причина- перегорание лампы или нарушение контакта в местах соединения проводов. Лампу проверить с помощью аккумуляторной батареи, при необходимости заменить. При исправном состоянии лампы, пользуясь электрическими схемами, проверить наличие контактов в патронах ламп и надежность закрепления проводов в местах соединения.

Легко устраняя поломки механической части, мотолюбители испытывают затруднения, если отказала электрика. Совершенно зря, схема проводки планета Иж 5 несложная, разобраться просто.

Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.

Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Схема проводки Иж Планета позволяет легко найти оборванный провод или повреждение изоляции (например, плохой контакт всегда греется).

Но обратите особое внимание на то, что схема электрооборудования рассчитана не только на 12 вольт, есть еще высоковольтный кабель (соединяющий катушку и свечу) обычным омметром его не проверишь.

В этом случае смотрим - есть ли искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Рассмотрим подробно о главных узлах проводки Иж планета.

Генератор


Сердцем является генератор (иногда его называют магнето, но на Иж Планета они никогда не использовались). Три обмотки вырабатывают переменный ток. Для возбуждения используется вместо постоянного магнита дополнительная катушка. Поэтому невозможно завести мотоцикл с «раскачки» при полностью посаженном или отсутствующем аккумуляторе.

На генератор Иж Планета 5 монтируют диодной мост для выпрямления тока и регулятор напряжения собранные одним блоком (в руководствах по схемам электропроводки Иж Планета их даже не выделяют).

Возможные поломки в данном узле:

  1. Проверяется замером их сопротивления токоведущих жил и изоляции. При повреждении генератора он будет ощутимо греться.
  2. - на выходе напряжение будет значительно отличаться от номинального уровня или отсутствовать.
  3. Хотя электро-схема включает защиту от короткого замыкания, случается, что автоматика не срабатывает и чаще всего выгорает выходной транзистор.

Аккумулятор


Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.

Возможные неисправности батареи:

  1. - корпуса, пластин, вытекание электролита.
  2. - определяется замером с помощи ареометра.
  3. - выявляется замером сопротивления.
  4. минус не на корпус (раму) мотоцикла - не будет работать вся электроника.

Система зажигания


Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.

Основные неисправности данного узла:

  1. Обгорание контактов прерывателя - определяется визуально.
  2. Выход из строя датчика или элементов коммутатора - для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
  3. Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.

Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.

Лампы фонарей фар и сигнализации.


Используются обычные лампы накаливания, найти сгоревшую спираль нетрудно.

Элементы коммутации.

К ним относятся переключатели (дальний-ближний, повороты, стоп двигателя и т. п.) а также датчики тормоза и нейтрали и замок зажигания. Их легко можно «прозвонить» тестером, выяснив - какая контактная группа не работает.

К коммутации относится и электронное реле поворотов Иж. Его неисправность видна по отсутствию прерывания или вообще подачи напряжения на поворотники.

Как видно из всего вышесказанного проводка на Иж Планета без особых секретов и сложных элементов, все ее части легко диагностируются и ремонт не должен вызвать затруднений.

А теперь советуем посмотреть видео, в котором подробно и ясно показана сборка схемы иж планеты 5.

Принципиальная электрическая схема мотоцикла ИЖ Юпитер 3 со схемой реле указателей поворотов.

Условные обозначения:

В - батарея аккумуляторная; В1 - центральный переключатель; В2 - ключ зажигания; ВЗ- переключатель света (дальний, ближний); ,В4 и В5 - прерыватель цепи зажигания; Вб включатель контакта нейтрали; 07 - включатель стоп-сигнала; В8-включатель (кнопка) звукового сигнала; В9 - переключатель указателей поворота; Г - генератор; Д1 и Д2 - диоды полупроводниковые Д9В; Зв-звуковой сигнал; Л1- контрольная лампа; Л 2-лампа стояночного света; ЛЗ- лампа главного света двухнитевая (дальний, ближний); Л4 - лампа заднего фонаря и освещения номерного знака; Л5 - лампа
подсветки шкалы спидометра; Л6 - лампа нейтрали; Л7 -лампа сигнала торможения (стоп-сигнала); Л8, Л9, Л10, Л11 - лампы указателей поворота; ОВ- обмотка возбуждения генератора; ОК - обмотка компенсационная; ОС- обмотка сериесная; ОШ - обмотка шунтовая; ПР - предохранитель плавкий;
Р1 - реле-регулятор; Р2 - реле указателей поворота; РЗ - реле; Рр1 - Рр2 - свеч и зажигания; РН - регулятор напряжения; РОТ - реле обратного тока; С1 и С2 - конденсаторы генератора 0,25 мкФ х 400 В; СЗ, С4, С5 - конденсаторы 20,0 мкФ х 6 В; Т1, Т2, Т3 - транзисторы МП13; ТР1 и ТР2 - трансформаторы (катушки зажигания); Р1 - резистор 4,4 Ом; Р2 - резистор 1,2 оМ; РЗ и Р6 - резисторы 1 кОм; Р4 и Р5 - резисторы 18 кОм; Р7 - резистор 150 Ом; Р8 - резистор 3 Ом.

Принцип работы и ремонт реле-регулятора.

РОТ - реле обратного тока; РН - регулятор напряжения; ШО- шунтовая обмотка; СО - сериестая обмотка; КО- компенсационная обмотка; 1 и 2 - контакты РОТ; 3-якорек РОТ; 4-сердечник электромагнита; 5-контакты РН; 6 - якорек РН; 7 - сердечник электромагнита; 8-возвратная пружина якорька РН; 9 - ускоряющее сопротивление; 10 - добавочное сопротивление; 11 - обмотка возбуждения генератора; 12 - возвратная пружина якорька РОТ; 13 - ярмо РОТ; Б - батарея; Я - якорь; Ш - шунт; М - масса.

Реле обратного тока . В системе электрообо­рудования мотоцикла аккумуляторная батарея и гене­ратор соединены между собой параллельно. С увеличе­нием числа оборотов коленчатого вала двигателя повышается число оборотов якоря генератора, а следова­тельно, и его напряжение. Поэтому, если в цепи гене­ратор-аккумуляторная батарея не будет никакого регу­лирующего устройства, то аккумуляторная батарея при повышении напряжения генератора будет систематичес­ки перезаряжаться, что приведет к выходу ее из строя. Если же напряжение генератора будет ниже напряже­ния аккумуляторной батареи, то последняя будет раз­ряжаться через генератор, который при этом может также прийти в негодность.

Функции такого регулирующего устройства выпол­няет реле обратного тока (РОТ). Для обеспе­чения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального режима заряда аккумуляторной батареи в заданных пределах в один блок с реле обратного тока включен специальный при­бор- регулятор напряжения (РН).

Реле обратного тока состоит из сердечника электро­магнита 4, якорька 3 с пружиной 12, двух контактов 1, 2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкая шунтовая (ШО) и толстая сериесная (СО). В свободном состоянии и при холостых (малых) оборо­тах двигателя контакты находятся в разомкнутом со­стоянии и все потребители получают питание от акку­муляторов. При возрастании числа оборотов якоря ге­нератора повышается напряжение в сети. Соответствен­но повышается сила тока, проходящая через тонкую обмотку (ШО), сила притяжения сердечника преодоле­вает усилие пружины, якорек притягивается к сердеч­нику, контакты замыкаются, и электрический ток от ге­нератора идет на зарядку аккумуляторной батареи и к другим потребителям. Как только напряжение генера­тора станет меньше напряжения батареи, контакты реле под действием пружины разомкнутся.

Регулятор напряжения состоит из сердечни­ка электромагнита 7, якорька 6, неподвижных и под­вижного контактов 5, возвратной пружинки 8 и сопро­тивлений 9, 10. На сердечник регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунтовая - ШО, компенсаци­онная - КО и сериесная - СО. Когда якорь генерато­ра не вращается или вращается с малым числом оборотов, двухсторонний подвижный контакт регулятора напряжения усилием пружины якорька прижат к верх­нему неподвижному контакту, соединенному с массой. В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединяется с массой через компенсационную обмотку КО и контакты 5 регулятора.

С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягива­ет якорек 6 регулятора и его двухсторонний контакт 5 перемещается в среднее положение, то есть размыкает­ся. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и компенсационной обмотки включаются соединенные по­следовательно сопротивления 10 и 9 на 4,4 и 1,2 Ом. При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупре­ждения возрастания напряжения генератора сверх за­данного предела. Якорек 6 сильно притягивается к электромагниту и двухсторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая нако­ротко обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорек регулятора напряже­ния возвращается в среднее положение или замыкается с верхним неподвижным контактом. Вибрируя, якорек 6 с двухсторонним контактом поддерживает напряже­ние генератора в пределах 6,5-7 В.

При перегрузке генератора сериесная обмотка регу­лятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.

Возможные неисправности регулятора напряжения и уход за ним. Регулятор на­пряжения отрегулирован на заводе-изготовителе и на­рушать эту настройку без надобности не следует. Уход сводится к наблюдению за состоянием крепления про­водов к клеммам реле и содержанию его в чистоте.

Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей системы электрооборудования. Основными признаками неисправности являются: яркое горение ламп или перегорание их. Выкипание электролита и быстрый разряд аккумулятора, особенно при эксплуа­тации мотоцикла в ночное время. Во время эксплуата­ции мотоцикла контроль за работой регулятора осуществляется по красной контрольной лампочке, распо­ложенной в фаре.

Включение контрольной лампы на оборотах (1100 - 1200 об/мин) свидетельствует о неправильной работе регулятора или генератора.

Эксплуатация мотоцикла при включенной контроль­ной лампе ведет к разрядке аккумуляторной батареи. Реле-регулятор - очень чувствительное устройство и доверить регулировку его можно специалисту, имеющему высокую квалификацию.

Проверка и регулировка регулятора напряжения производится на холостом ходу генерато­ра, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому между контактами 1 и 2 реле обратного тока необходимо про­ложить изоляционную прокладку из бумаги. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккуму­ляторной батареи. К клеммам «Я» и «М» подсоединить вольтметр. Запустить двигатель. На средних оборотах двигателя напряжения должно быть в пределах 7,3- 7,8 в. Если напряжение выходит из этих пределов, то вначале следует зачистить контакты 5 стальной плас­тиной (лезвием бритвы), толщиной 0,05-0,1 мм, но ни в коем случае не наждачной шкуркой. Зачистку произ­водить только при неработающем двигателе. Если зачистка не дала положительных результатов, следует проверить зазор между якорьком и сердечником элек­тромагнита 7 (0,9-1,1,мм), а также между контакта­ми 5.

Величина зазора между контактами 5 проверяется следующим образом: между якорьком 6 и сердечником электромагнита 7 вставить щуп толщиной 1 мм и при­жать якорек к сердечнику. В этот момент зазор между контактами 5 должен быть 0,25-0,30 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо подогнуть держатель верхнего контакта. Снова проверить зазоры и напряжение. При необходи­мости напряжение можно отрегулировать, изменяя на­тяжение пружины 8 якорька путем подгибки нижнего держателя пружины. С увеличением натяжения пружи­ны напряжение в цепи будет увеличиваться, с ослабле­нием - уменьшаться. Подгибать держатель пружины надо при неработающем двигателе, а при проверке на­пряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах.

После окончания регулировки регулятора напряже­ния следует убрать изоляционную прокладку из зазора между контактами реле обратного тока.

Проверка и регулировка реле обратного тока. Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) нужен амперметр с нулевым положением стрелки в середине шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подсоединяется так же, как и при регулировке регуля­тора напряжения, а амперметр - последовательно к ак­кумуляторной батарее.

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо проверить соответствие зазоров, величина которых дол­жна быть: между контактами 1 и 2-0,25-0,35 мм и между якорьком 3 и сердечником электромагнита - 0,6-0,8 мм. При необходимости регулировки зазора между якорьком и сердечником следует сместить дер­жатель контакта при ослабленных винтах.

Зазор между контактами реле регулируется подгиб­кой стойки контакта. Для проверки напряжения надо запустить двигатель и, плавно, добавляя обороты, заме­тить напряжение, при котором контакты 1 и 2 замкнут­ся. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при напряжении в 6,0-6,4 в. Обратный ток включения ре­ле при правильно установленных зазорах и напряже­нии включения должен быть в пределах 0,5-4 А. Если замыкание контактов происходит при большем напря­жении, то нижний держатель пружины 12 надо подог­нуть вверх, ослабляя усилие пружины. Если при мень­шем, то держатель пружины отогнуть вниз. Регулиров­ка производится на малых оборотах.