» » Какие свечи лучше на ВАЗ? Многоэлектродные свечи зажигания. Зачем нужны

Какие свечи лучше на ВАЗ? Многоэлектродные свечи зажигания. Зачем нужны

Какие свечи зажигания лучше поставить на свой автомобиль ? Наверняка каждый автовладелец хотя бы раз задавался этим вопросом. Ведь на выбор влияют несколько факторов - размер свечи, калильное число, ее вид, объем и тип двигателя (карбюратор/инжектор), используемое топливо (газ/бензин) и так далее. Также следует учитывать рекомендации автопроизводителя. В настоящее время существуют свечи, изготовленные как по классической технологии, так и более современные варианты - платиновые, иридиевые, плазменно-форкамерные. Они отличаются не только более продолжительным сроком эксплуатации, но и лучшими и стабильными показателями искры. Поэтому ответ на вопрос о том, какие должны быть свечи зажигания, состоит из множества компонентов.

При выборе той или иной свечи нужно ориентироваться не на популярность марки или ее модели, а на фактические данные свечей. В частности, размеры (длину, высоту, тип и шаг резьбы), материал изготовления электродов, их тип, калильное число, зазор между электродами. И лишь на основании этих данных нужно проводить выбор между различными марками свечек, благо их выбор в настоящее время просто огромен.

А уже потом ориентироваться на максимально продуктивные характеристики исходя из того сколько на свече будет боковых электродов, из какого материала эти электроды, какой между ними зазор. И чтобы разобраться как влияют эти характеристики вкратце рассмотрим особенности каждого из этих показателей.

Количество и типы электродов

Сперва коснемся боковых электродов, поскольку именно по этой части свечи различаются больше всего. Они выполняются из разных материалов, имеют различный размер и конструкцию.

Боковые электроды

Свечи с несколькими электродами

У классических свечей старого образца имеется один центральный и один боковой электрод. Последний изготавливается из стали, легированной марганцем и никелем. Однако в настоящее время становятся в се более популярными свечи с несколькими боковыми электродами . Они обеспечивают более мощную и устойчивую искру, что для свечи критически важно. Кроме этого, несколько боковых электродов не так быстро загрязняются, реже требуют чистки и дольше служат.

Аналогичными качествами обладают и свечи, электроды которых покрыты следующими металлами - платиной и иридием (второй является переходными металлом платиновой группы), или их сплавом. Такие свечи обладают ресурсом до 60...100 тысяч километров пробега (в некоторых случаях даже больше, однако это зависит от многих других факторов - условий эксплуатации машины, используемого горючего, мощности двигателя и так далее). Кроме этого, такие свечи нуждаются в более низком напряжении искрообразования.

Свечи на основе платины и иридия никогда не чистят механическим методом.

Отличительной особенностью плазменно-форкамерных свечей является то, что роль бокового электрода играет корпус свечки. Также такая свеча обладает большей мощностью горения. А это, в свою очередь, увеличивает мощность двигателя и уменьшает количество токсичных элементов в выхлопных газах машины.

Платиновые, иридиевые и плазменно-форкамерные свечи стоят значительно дороже классических. Однако учитывая их высокий КПД и продолжительность эксплуатации их имеет смысл устанавливать на машины среднего и дорогого класса. Так вы сохраните ресурс не только непосредственно свечей, но и других элементов двигателя вашего авто.

Центральный электрод

Его наконечник изготовлен из железо-никелиевых сплавов с добавлением хрома и меди. На более дорогих свечах, как и в случае с боковыми электродами, на наконечник может быть нанесена платиновая напайка, или вместо него использоваться тонкий электрод из иридия. Поскольку центральный электрод - это наиболее горячая часть свечи, то у автовладельца периодически возникает необходимость в выполнении очистки. Однако в данном случае речь лишь о классических свечах старого образца. Если на электрод нанесена платина, иридий или иттрий, то необходимость в очистке отпадает , поскольку нагара практически не образуется.

Следующий фактор, на который необходимо обращать внимание, - это размер зазора между центральным и боковым(и) электродами.

Чем больше зазор между электродами свечи - тем большее значение напряжения необходимо того, чтобы появилась искра.

Зазор на свечах разных типов

Вкратце рассмотрим факторы, на что это влияет:

  • Большой зазор вызывает искру большого размера . В свою очередь, большая искра, во-первых, с большей долей вероятности поджигает топливовоздушную смесь, а во-вторых, а также повышает равномерность работы двигателя.
  • Очень большой воздушный зазор тяжелее пробить искрой . Кроме этого, при наличии загрязнений электрический разряд может найти для себя другой путь - через изолятор или высоковольтные провода. Это может привести к аварийной ситуации.
  • Форма центрального электрода напрямую влияет на напряженность электрического поля в свече . Чем тоньше их кончики, тем больше значение напряженности. У упомянутых платиновых и иридиевых свечей электроды сами по себе тонкие, поэтому они обеспечивают качественную искру.

Стоит добавить, что расстояние между электродами имеет переменное значение. Во-первых, в процессе эксплуатации свечи электроды естественным образом выгорают, поэтому нужно либо регулировать расстояние, либо покупать новые свечки. Во-вторых, если вы установили на вашу машину ГБО (газобаллонное оборудование), то нужно также установить требуемый зазор между электродами для качественного сжигания этого вида топлива.

Российская промышленность выпускает свечи со следующими калильными числами - 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. В других странах существуют свои стандарты, однако единого унифицированного правила классификации свечей в мире не существует. В среднем же, свечи принято условно делить на:

  • «горячие» (имеющие калильное число 11...14);
  • «средние» (аналогично, 17...19);
  • «холодные» (аналогично, от 20 и более);
  • «универсальные» (их калильное число находится в диапазоне от 11 до 20).

В общих чертах стоит отметить, что «горячие» свечи предназначены для использования в низкофорсированных двигателях. У таких агрегатов процесс самоочищения происходит при относительно низких температурах. И наоборот, «холодные» свечи применяются в высокофорсированных двигателях, то есть там, где температура достигается при максимальной мощности движка.

Важно выбирать свечи с калильным числом, которое указано в мануале к вашему автомобилю. Если вы выберете свечку с числом, которое больше, чем указанное в документе (то есть, установите более “холодную” свечу), то, во-первых, машина потеряет в мощности, поскольку не все топливо будет сгорать, а во-вторых, на электродах скоро появится нагар, поскольку температуры будет недостаточно для того, чтобы выполнялась функция самоочищения. И напротив, если установить более “горячую” свечу, то аналогично машина потеряет в мощности, однако искра будет очень мощной, и свеча будет как бы выжигать саму себя. Поэтому всегда следуйте рекомендациям производителя, и покупайте свечу с соответствующим калильным числом !

Размеры свечей

По размерам свечки делятся по нескольким параметрам. В частности, длине резьбы, диаметру, типу резьбы, размером головки под ключ. Для краткости рассмотрим лишь два первых параметра. Так, по длине резьбы свечи делятся на три основных класса:

  • короткие - 12 мм;
  • длинные - 19 мм;
  • удлиненные - 25 мм.

Если двигатель малогабаритный и маломощный, то на него могут устанавливаться свечи с длиной резьбы до 12 мм. Что касается длины резьбы, то в автомобильной технике самым распространенным соответствующим значением является 14 мм .

Всегда обращайте внимание на указанные размеры. Если вы попытаетесь вкрутить свечу с размерами, не соответствующими двигателю вашего авто, то рискуете повредить резьбу посадочного места свечки или повредить клапана. В любом случае это приведет к дорогостоящему ремонту.

Теперь, когда выяснили по каким техническим параметрам необходимо выбирать свечи, перейдем непосредственно к описанию конкретных производителей и марок. Так автовладельцам будет легче ориентироваться в огромном ассортименте, предлагаемом автомагазинами в настоящее время.

Нюансы выбора свечей

Кратко разберем информацию о том, свечи какого типа подходят для инжекторного, карбюраторного двигателя, а также для машины с ГБО. Начнем с самого простого типа - карбюраторного. Обычно на них ставят недорогие свечки, электроды которых выполнены из никеля или меди. Это обусловлено их невысокой ценой и невысокими же требованиями, которые предъявляются к свечам. Как правило, ресурс таких изделий составляет около 30 тысяч километров пробега.

Что касается инжекторных двигателей, то здесь уже действуют другие требования. В данном случае можно устанавливать как недорогие свечи из никеля, так и более продуктивные платиновые или иридиевые аналоги. Они хоть и будут стоить дороже, однако имеют больший ресурс, а также эффективность работы. Поэтому менять свечи вы будете гораздо реже, а топливо будет сгорать в более полном объеме. Это положительно скажется на мощности двигателя, его динамических характеристиках, снижении расхода топлива. Также помните, что платиновые и иридиевые свечи не нужно чистить, у них есть функция самоочищения. Ресурс платиновых свечей составляет 50...60 тысяч, а иридиевых - 60...100 тысяч километров пробега. Учитывая тот факт, что в последнее время конкуренция между производителями возрастает, цена платиновых и иридиевых свечей постоянно снижается. Поэтому рекомендуем вам пользоваться указанными изделиями.

Что касается машин с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО), то на них должны устанавливаться свечи с небольшими конструктивными особенностями. В частности, в связи с тем, что топливовоздушная смесь, образованная газом, менее насыщенная, то нужна более мощная искра для ее воспламенения. Соответственно, в такие двигатели необходимо устанавливать свечи с уменьшенным зазором между электродами. Существуют специальные модели для газовых установок. Однако, если свечу можно отрегулировать своими руками, то это можно сделать и с обычной “бензиновой” свечой, уменьшив упомянутый зазор приблизительно на 0,1 мм. После этого ее можно устанавливать в двигатель, работающих на газу.

Какие лучше купить свечи зажигания (обзор производителей)

Представляем для вас свечи зажигания, популярные среди отечественных автолюбителей в период зимы 2017/2018 годов. Наиболее распространенными в нашей стране являются изделия производителей BOSCH, Nippon Denso, NGK, Brisk. О каждой торговой марке и их изделиях мы расскажем более подробно.

BOSCH

Компания BOSCH выпускает самые разные технические изделий и запасные части, среди которых есть и свечи зажигания. Они используются в различных автомобилях - Ford, Mitsubishi, Toyota, Peugeot, Audi, Fiat и другие. Существует четыре популярные серии от этой торговой марки:

  • BOSCH Super . Отличительной особенностью таких свечей является то, что их центральный электрод выполняется из меди, а покрывается сплавом из хрома и никеля. Он защищает поверхность от коррозии, делает ее устойчивой к высокой температуре, а также повышает срок эксплуатации.
  • BOSCH Super Plus . Здесь центральный электрод выполнен из легированной стали, имеющей покрытие из никеля. Такая комбинация также защищает свечу от коррозии, повышает эксплуатационные характеристики и продлевает срок ее эксплуатации.
  • BOSCH Super Plus 4 . Отличительной особенностью данной линейки является наличие четырех боковых электродов, имеющих покрытие из серебра. Это не только позволяет увеличить эксплуатационные характеристики, но и увеличить мощность искры на 60%.
  • BOSCH Platinum . Центральный электрод такой свечи выполнен из платины. Поэтому ее ресурс значительно выше традиционных - от 60 тысяч километров и более (в зависимости от дополнительных факторов). Также свечи устойчиво работают в условиях даже очень низких морозов .

Представляем информацию о популярных свечах упомянутой торговой марки. Для наглядности она сведена в таблицу.

NGK Spark Plug Co

Компания NGK Spark Plug Co., Ltd. - это один из мировых лидеров по производству свечей зажигания, свечей накала, лямбда-зондов и другой аналогичной продукции. Расположена на территории Японии. Свечи этой компании устанавливаются на автомобили марок Volvo, Audi, Ferrari, BMW, Volkswagen, Fiat, Honda, General Motors, Mazda и других. Отличительной особенность свечей торговой марки NGK является качественная керамика изолятора .

Самая популярная линейка этой компании для европейских стран является V-Line. В настоящее время сюда входит 45 типов свечей, в том числе платиновых и двойных платиновых. Отличительной особенностью свечек является наличие V-образного выреза центрального электрода, 22 из упомянутых типов имеют его. Такой вырез оптимизирует сгорание топлива. Перечислим наиболее популярные свечи, принадлежащие к линейке V-Line.

Свечи Цена на зиму 2017/2018 года, руб Размеры: длина/диаметр резьбы и размер ключа, мм Количество боковых электродов, шт Зазор между электродами, мм Машины, в которых может использоваться

Арт. BKUR6ET-10

260 19/14/16 3 1,0 5 Audi: 100, 80, A2, A3, A4, A6, A8, Cabriolet, Coupe; Mercedes-benz: C-class, Clk, E-class, Slk; Seat: Alhambra, Altea, Arosa, Cordoba, Ibiza, Inca, Leon, Toledo; Skoda: Fabia, Octavia, Superb; VW: Bora, Caddy, Golf, Jetta, Multivan, New, Passat, Polo, Sharan, Touran, Transporter, Vento.

Арт. BKR6E11

200 19/14/16 1 1,1 6 Chevrolet; Daewoo; Daihatsu; Honda; Isuzu; Kia; Mazda; Mitsubishi; Nissan; Peugeot; Rover; Subaru; Suzuki.

Арт. 91691

750 19/14/16 1 0,8 6 Citroën; Mercedes-benz; Nissan; Peugeot; Renault; Rover.

Арт. BPR6ES-11

120 19/14/20,8 1 1,1 6 Lada 2108/2109/21099; Lada 113/114/115.

Арт. BKR5E-11

100 19/14/16 1 1,1 5 Chevrolet; Chrysler; Daewoo; Daihatsu; Hyundai; Mazda; Mitsubishi; Nissan; Subaru.

Арт. BKR5EK

220 19/14/16 2 0,8 5 Citroen; Daewoo; Fiat; Lancia; Opel; Peugeot; Saab.

Арт. BCPR6ES11

140 19/14/16 1 0,8 6 Citroen; Fiat; Ford; Lada; Lancia; Mazda; Nissan; Opel; Peugeot; Rover; Skoda; Volvo.

Арт. 3811

140 25/14/16 1 1,3 5 Ford; Mazda.

BRISK

Еще один производитель свечей, чья продукция весьма популярна среди отечественных автолюбителей. Акционерное общество «BRISK Tábor» расположено на юге Чехии, и выпускает свечи с 1935 года. В настоящее время существует несколько линеек его продукции:

  • Classic . Это самые простые и дешевые свечи, отлично подходящие для карбюраторных двигателей с контактной системой зажигания. Их основное достоинство - приемлемая цена.
  • Extra . Свечи, относящиеся к данной линейке, имеют 2 или 3 боковых электрода (в зависимости от конкретной модели). Эти изделия используются в двигателях многих известных машин - Opel, VW, Audi, BMW и других
  • Premium . Это самые дорогие свечи торговой марки Brisk. Отличаются высокой производительностью, стабильностью искры и долговечностью.
  • Silver . Эти свечи созданы специально для машин с двигателями, работающими на газу (ГБО).
  • Forte . Отличительной особенностью этой серии является увеличенный диаметр центрального электрода. Кроме того, корпус свечи имеет гальваническое покрытие, а разрядник нестандартную форму. Благодаря этому свечка имеет длительный срок эксплуатации.

DENSO

Свечи DENSO являются также одними из самых популярных. Существует несколько линеек этой торговой марки, каждая из которых имеет свои особенности.

Nickel TT . Технология Тwin Tip позволяет изготовить центральный и боковой электроды свечи с диаметром 1,5 мм. Уменьшенный диаметр позволяет добиться появления мощной искры, что особенно важно для использования машины в холодную погоду. Свечи этой серии позволяют уменьшить расход топлива на 5% по сравнению со стандартными при условии сохранения прочих равных условий. В линейке представлены следующие свечи:

Iridium TT . Это иридиевые свечи, диаметр центрального электрода составляет всего 0,4 мм, а бокового - 0,7 мм. Особенностью свечей является увеличенный срок их эксплуатации - свыше 120 тысяч километров (зависит от других факторов). Выдают мощную искру, благодаря чему увеличивается ресурс и мощность двигателя, а количество токсичных газов уменьшается. Используются в следующих автомобилях:

Стандартные . Они самые простые и недорогие свечи из всех линеек DENSO. Здесь вы найдете огромный выбор для большинства машин, использующихся в нашей стране (как «холодные», так и «горячие»). Представляем таблицу соответствия калильных чисел разных марок, чтобы вы могли подобрать именно ту свечу DENSO, которую рекомендуем автопроизводитель.

DENSO NGK BOSCH
16 5 8
20 6 7,6
22 7 5
24 8 4
27 9 3
29 9,5 2
31 10 -
32 10,5 -
34 11 -
35 11,5 -

Platinum Longlife . Центральный и боковые электроды таких свечей покрыты платиной. Это дает возможность эксплуатировать устройства при пробеге 100 тысяч километров и более (зависит от других условий эксплуатации). Свечи выдают мощную искру, позволяющую сжигать рабочую смесь даже при низких температурах воздуха.

Iridium Power . Имеют центральный электрод диаметром 0,4 мм, покрытый иридием. В соответствии с проводимыми компанией DENSO испытаниями такие свечи позволяют увеличить мощность двигателя приблизительно на 1,4%. А количество потребляемого топлива снижается на 5%.

Iridium Tough . Как и в предыдущей серии диаметр электрода составляет всего 0,4 мм. Однако вместо конического бокового электрода с пазом U-образной формы в данном случае на электроде имеется платиновая накладка. Срок эксплуатации свеч составляет 100 и более тысяч километров пробега. Они также позволяют сэкономить топливо приблизительно на 5%. Существует специальная серия под названием Iridium Tough LPG, предназначенная для двигателей, работающих на сжиженном газе.

Iridium Racing . Это наиболее технологичные и дорогие свечи. Их используют в форсированных и спортивных автомобилях. Они не только обладают высоким ресурсом, но и способностью работать в тяжелых условиях.

Свечи для двигателей с ГБО

Свечи для ГБО

Напоследок несколько слов о свечах, которые можно использовать с газобаллонным оборудованием. На самом деле таких устройств много, однако на практике в соответствии с проведенными стендовыми испытаниями самыми лучшими свечами считаются:

  • Denso Iridium IW20;
  • NGK LPG Laser Line №2;
  • Bosch Platinum WR7DP.

Эти же модели свечек могут использоваться и на двигателях, использующих в качестве топлива бензин.

Основным отличием “газовых” свечей от “бензиновых” является то, что у них меньше зазор между электродами приблизительно на 0,1 мм . Поэтому, если в вашей машине стоит установка ГБО, то для вас имеет смысл выбирать аналогичные свечи, однако с меньшим зазором. Или, если есть такая возможность, самостоятельно его подрегулировать.

Заключение

Основное правило, которым вы должны пользоваться при выборе той или иной свечи, - рекомендации производителя вашего авто. Их можно найти в мануале или дополнительной справочной литературе. В частности, важны размеры свечи, а также калильное число. Если вы являетесь обладателем бюджетной машины, то для вас вряд ли имеет смысл покупать дорогие платиновые или иридиевые свечи, ведь стоят они недешево, но для них не будет возможности показать свои способности в полной мере. Напротив, если у вас дорогая иномарка, а тем более спортивная машина с мощным двигателем, то рекомендуем вам пользоваться дорогими иридиевыми или платиновыми свечами. Это не только позволит вам ощущать комфорт от езды, но и продлит ресурс всего двигателя машины. Также старайтесь покупать свечи в проверенных магазинах, имеющих соответствующие лицензии и разрешительные документы. В противном случае вы рискуете нарваться на подделку, особенно при покупке дорогих свечей.

В системе зажигания ВАЗ-2114 свечи стоят на лидирующем месте, ведь именно от них зависит, как пройдёт запуск двигателя, после поворота ключа зажигания. Поэтому именно к этой детали, как ни к какой другой, следует уделять куда больше внимание во время выбора. И в этой статье мы подробно расскажем вам, о конструкции свечи зажигания для ВАЗ-2114, а также как правильно подойти к её выбору.

Видео о выборе свечей зажигания на инжекторный двигатель

Особенности и конструкция свечи зажигания ВАЗ-2114

Свечи зажигания Bosch с белым нагаром снятые с ВАЗ-2114

Свечи зажигания для автомобилей ВАЗ, и ВАЗ-2114 в частности ничем друг от друга не отличаются, они точно также, получая сигнал в 24 Кв генерируют искру, поджигая тем самым топливо в камере сгорания. Однако основным и самым важным конструктивным элементом в каждой свече будет центральный электрод, потому как именно он будет обеспечивать воспламенение топлива на определённом этапе запуска.

Электрод должен быть выполнен из термоустойчивого, пластичного и стойкого к коррозии материала.

Обычно его изготавливают из всевозможных сплавов никеля, однако модели с ценником «подороже», с целью повышения КПД, могут иметь в своём составе палладий, медь, иридий, платину, серебро и даже золото. Всё это, как утверждают производители создано для облегчённого запуска и приобретением свечи отдельных свойств.

Когда менять свечи?

Если вы захотели поменять свечи зажигания, то к этому вопросу следует подходить крайне внимательно и тщательно, потому как именно от этого выбора зависит эффективность их работы, общий расход топлива и передаваемая мощность от двигателя к колёсам.

  • Многочисленные тесты показывают, то, что правильно подобранные свечи, для определённого типа двигателя, не только продлевают его общий ресурс, но и поднимают его показатели.

Пробой на изоляторе свечи

Мануал от ВАЗ-2114 гласит, что свечи зажигания должны меняться через каждые 30 000 километров пробега , потому как после этого износ электродов заводских свечей меняется и автомобиль ведёт себя совершенно по другому на дороге, ввиду увеличения расхода топлива и снижения мощности.

О состоянии свечи и системе зажигания можно с уверенностью сказать по её внешнему виду, в зависимости от состояния электрода (наличия нагара, сажи, цвета – прим.).

Визуальный осмотр свечей

Эта таблица поможет вам примерно узнать, каким бывает нагар:

Свечи с разным типом нагара

Какие лучше поставить свечи зажигания на ВАЗ-2114 (опрос)?

На сегодняшний день, выбор свечей зажигания очень велик, и выбрать те, которые нужно поставить не так-то просто. На большинстве форумов, владельцев автомобилей ВАЗ-2114 чаще всего советуют производителей: «NGK», «Finwhale» «Champion» «Brisk Premium» «Bosch Platinum», «DENSO» .

Помните, что самую лучшую искру и наибольшее количество тепла, даст та свеча, которая имеет самый тонкий электрод, размером 0,4-0,8 мм, и изготовлены они, как правило, из сплавов иридия, платины, палладия и золота.

Также, наилучшим образом сказывается положение с искрой, имеющей на своём корпусе напыление платины, серебра или золота. Для сравнения, «стоковая» свеча от «ДВРМ» имеет толщину в 2,5 мм, когда как на импортных аналогах она едва превышает 0,6-0,8 мм, поэтому говорить о какой-либо конкуренции тут и не стоит.

Видео о том, как не нарваться на поддельные свечи

Обращайте особое внимание на целостность упаковки, а также на стоимость товара, потому как подделки, которые на сегодняшний день встречаются довольно часто, могут продаваться по заниженной от средней рыночной цены. Поэтому всегда доставайте каждую свечу из индивидуальной коробки и осматривайте её более внимательно.

Производители свечей зажигания

Ниже, мы представим каждого производителя свечей зажигания в отдельности, для того, чтобы выбрать вам было легче.

Свечи зажигания – одна из наиважнейших деталей в системе зажигания любого , поэтому к их выбору и дальнейшей эксплуатации следует подходить очень ответственно. В зависимости от выбранного типа свечей и качества их установки будет зависеть то, насколько стабильным и, главное, своевременным будет искрообразование, влияющее непосредственно на качество работы двигателя.

Рассмотрим основные характеристики свечей:

  • Калильное число. Эта характеристика не случайно стоит первой в нашем списке – акцентируйте именно на ней свое внимание при покупке свечей. Она показывает давление в двигательном цилиндре, при котором происходит калильное зажигание. Показатель обязательно должен соответствовать параметру, заданному для двигателя вашей машины.

Совет. Если вы не смогли найти свечи с нужным калильным числом, а машина срочно должна быть на ходу, допустима непродолжительная эксплуатация свечей с большей величиной калильного числа. Не допускайте использование в вашем автомобиле свечей с параметром, не соответствующим заданному – это чревато прогоранием клапанов, поломкой головки двигательного цилиндра и т.д.

  • Зазор. Это – расстояние между «сердечником» и боковым электродом. Если каким-либо образом он изменился, то восстановить прежнее расстояние можно вручную, но лучшим выходом в данном случае будет замена свечи (как говорится, «от греха подальше»).
  • Боковые электроды. В стандартной конструкции свечи зажигания представлен один электрод. Но во многих современных моделях есть несколько боковых электродов (2,3,4 штуки). Некоторые ошибочно полагают, что чем больше боковых электродов, тем больше число создаваемых искр. Это в корне неверное мнение. Искра по-прежнему будет лишь одна – процесс ее образования станет устойчивее, соответственно, при малых оборотах двигатель будет работать более стабильно. С недавних пор в продажу поступили свечи без боковых электродов. В таких моделях действительно искра образуется несколько раз, с разными промежутками времени. Таким образом, создается так называемая «гуляющая» искра, которая обеспечивает более качественное воспламенение смеси. Из-за используемой при создании таких свечей технологии (более сложной) цена продукта существенно выше традиционных моделей.

  • Рабочая температура. Она колеблется в диапазоне от 500 до 900 градусов при любом режиме работы двигателя. Если температура опустится ниже минимального предела, то на свечном изоляторе образуется нагар – он может закоротить свечной зазор. При повышении температуры более максимально допустимого предела появится калильное зажигание. Поскольку этим процессом невозможно управлять, то он способен приводить к сбоям в работе мотора.
  • Тепловая характеристика. Она выражается в зависимости изоляторного конуса и сердечника от работы двигателя. Свечи подразделяются по данному критерию на две основные категории: «холодные» и «горячие». Первый вариант применяется в случае, если температура нагревания свечей должна быть ниже температуры калильного зажигания, а мощность двигателя может быть при этом максимальной. Второй вариант используется в двигателях, в которых самоочищение свечей должно запускаться при небольших температурных нагрузках.

Рейтинг лучших производителей свечей для карбюраторных автомобилей ВАЗ-2112, 2115 и Нива

Поскольку Нива и некоторые модели ВАЗ (2101-2107, 2112 и 2115) имеют довольно большое количество схожих деталей в своей конструкции (подразумеваются лишь автомобили с карбюратором), то для них вполне подойдут одни и те же свечи зажигания. Рассмотрим лучших производителей свечей для карбюраторных ВАЗ 2112, 2115 и Нивы:

  1. Bosch W7DTC. При их использовании наблюдается очень стабильная работа двигателя и незначительный прирост его мощности. Топлива расходуется довольно много.
  2. Brisk LR15TC. Самый бюджетный вариант из всех представленных в списке. Свечи показывают неплохие результаты при эксплуатации. Расход топлива несколько выше при их использовании по сравнению с остальными вариантами, тем не менее, для своей ценовой категории это вполне неплохой продукт.
  3. NGK BUR6E. При их использовании двигатель работает довольно-таки устойчиво. Свечи практически нетоксичны, выполнены весьма качественно, благодаря чему стойки к износу. При максимально открытой дроссельной заслонке повышают мощность двигателя.
  4. Champion N9BYC4. Свечи в своей конструкции содержат три боковых электрода. Они отлично снижают расход топлива, устойчивы к износу, незначительно повышают мощность работы двигателя.

Рейтинг лучших свечей зажигания для инжекторных автомобилей ВАЗ-2112, 2115

Большинство производителей указывают различные сроки замены своих свечей зажигания. В принципе, для ВАЗовского автопрома характерен общий показатель в 25-30 тысяч километров пробега машины.

Совет. Конечно, если вы заметили какие-то неполадки в работе своего автомобиля или выход из строя одной из свечей при меньшем пробеге, то желательно осуществить замену этой детали незамедлительно.

Свечи, которые устанавливают на ВАЗ-2112 и 2115 практически идентичны между собой, поэтому мы будем рассматривать общий для обеих моделей автомобиля рейтинг свечей. Они могут несколько отличаться по своему составу, внешнему виду и т.д. Но вот характеристики у них одинаковые. Предлагаем вашему вниманию пятерку наиболее популярных производителей свечей для инжекторных ВАЗ-2112 и 2115:

  1. Champion RC9YC. Свечи английского производства. Наблюдается невысокий расход топлива, отличаются «выносливостью» и немалой мощностью, когда двигатель работает на высоких оборотах.
  2. NGK BCPR6ES-11. Отличаются доступной ценой и при этом впечатляющей работой: стойки к износу, стабилизируют работу двигателя, а также способны повысить его мощность при условии, что дроссельная заслонка будет открыта «на максимум».
  3. Brisk DR15YC. Недорогая модель инжекторных свечей чешского производства отлично подойдет для автомобилей, эксплуатируемых по большей части в городской черте: благодаря удлиненному изолятору сердечники свечи быстро и отлично самоочищаются.
  4. Bosch FR7DCU. Производитель, зарекомендовавший себя наилучшим образом. В конструкции свечей представлен медный центральный электрод, покрытый хромоникелевой оболочкой – это повышает его устойчивость к коррозийным процессам и эрозии. Бошевские свечи при тестах показывают не очень высокие, но достаточно стабильные результаты.
  5. Beru 14FR-7DU. По своей конструкции эти свечи очень схожи с бошевскими: сердечник покрыт никелевой оболочкой, что делает свечи также устойчивыми к коррозии и эрозийный процессам. А благодаря юбке конической формы свечи довольно быстро самоочищаются. Кроме того, свечи от Beru отличаются одно «фишкой»: они дают искру высокой мощности – топливо сгорает очень эффективно и максимально.

Мы представили вашему вниманию список лучших производителей свечей зажигания для автомобилей серии ВАЗ-2112, 2115 и Нива. Обязательно обращайте внимание на внешний вид свечей при выборе подходящей модели. Уверены, вы сможете сделать хороший выбор. Желаем удачи!

Замена свечей зажигания: видео

Статья о свечах зажигания для двигателя автомобиля - разновидности, критерии выбора. В конце статьи - интересное видео о том, как чистить свечи от нагара.

Содержание статьи:

Работа двигателя во многом зависит от свечей зажигания, а рабочие характеристики последних - от компании-производителя и технологии изготовления. Рейтинг свечей зажигания чаще всего возглавляют признанные лидеры рынка вроде Bosch, Denso, Beru и некоторых других. Эти компании поставляют свою продукцию автоконцернам, поэтому строго следят за качеством и соблюдением технологий.

Свечи зажигания - разновидности и особенности


Основное значение при выборе имеет материал из которого изготавливаются электроды, а также их число.

По количеству искрообразователей свечи зажигания делятся на двух- и многоэлектродные (плюс плазменно-форкамерные, являющиеся новинкой на рынке).

Двухэлектродные

Имеют основной (центральный) и боковой электроды. Свечи этого типа представляют собой классическую разновидность. При запуске между электродами формируется искра, которая зажигает топливную смесь.

Многоэлектродные

Кроме центрального имеют два и более боковых искрообразователя. Принцип действия тот же, но конструкция позволяет стабилизировать образование искры и работу двигательной системы.

Плазменно-форкамерные

Такие свечи оявились на рынке автозапчастей примерно в 2000 году и до сих пор провоцируют дискуссии. Ни специалисты, ни рядовые автомобилисты так и не пришли к единому мнению о том, что собой представляет эта новинка - то ли очередной шаг к повышению эффективности, то ли бесполезную попытку усовершенствования.

Форкамерные свечи отличаются от традиционных тем, что роль бокового электрода выполняет корпус изделия, оснащенный специальной термоустойчивой насадкой. Именно с ее помощью и происходит образование искры.

Но несмотря на подобное усовершенствование, лучшие свечи зажигания, по рейтингам и отзывам потребителей, все же традиционные электродные.

Классификация по материалу изготовления электрода

Медные/никелевые

Основные характеристики свечей зажигания- качество и бюджетность. Конечно, по рабочим параметрам изделиям далеко до тех, о которых речь пойдет ниже, но для своего ценового сегмента они имеют достойные показания. В среднем, медноэлектродной свечи зажигания хватает на 20 - 30 тысяч километров пробега, после чего требуется замена.

Платиновые (иногда изготавливаются из других драгоценных металлов)

Электроды изделий имеют платиновое напыление, за счет чего увеличивается их эксплуатационный срок и улучшаются качества. Такая свеча рассчитана на пробег 50 тыс. км.

Иридиевые

Ресурс составляет до 100 тыс. км, а качественные показатели в разы лучше, чем у предыдущих вариантов. Но и стоимость у продукта соответственная.

Рейтинг лучших свечей зажигания

Лидеры рынка определились уже давно. Результаты испытаний, голосований потребителей мнения экспертов иногда разнятся, но верхние позиции рейтингов почти всегда занимают одни и те же бренды.

1. Bosch


Продукцию компании можно охарактеризовать двумя словами - немецкое качество. Не даром бренд уверенно лидирует во всех топовых подборках свечей зажигания. Продукцией Bosch комплектуются такие автомобили, как Fiat, Audi, Toyota, Mitsubishi и прочие. Выбор фирма предоставляет немалый, но некоторые модели пользуются особой популярностью.

Какие свечи зажигания лучше и в чем их особенности?

Модель Bosch WR7DP

Количество электродов: 2.
Материал покрытия: платина.
Плюсы:

  • стабильное функционирование даже при низком заряде аккумулятора;
  • высокий показатель экологичности,
  • длительный срок службы (около 60 тыс. км пробега);
  • хорошие показатели при работе с ГБО;
  • универсальность (модель совместима с большинством автомобилей, в том числе и отечественного производства).
Минусы:
  • высокая стоимость.

Модель Bosch FR7DC+


Материал покрытия: иттрий.
Плюсы:

  • ресурс выше, чем у других бюджетных вариантов;
  • невысокая стоимость;
  • повышенная устойчивость к искровым повреждениям.
Минусы:
  • чувствительность к топливу низкого качества.

2. Denso


Еще один несомненный лидер рынка, делающий упор на новейшие технологии.

Модель Denso PK20PR-P8

Количество электродов: 2.
Материал покрытия: платина.
Плюсы:

  • невысокая стоимость в сравнении с другими платиновыми изделиями;
  • длительный срок службы;
  • универсальность (свечи подходят для большинства автомобилей, в том числе и к моделям, которые были сняты с производства);
  • на высоких оборотах происходит эффективный процесс самоочищения;
  • элементы конструкции обладают высокими качественными характеристиками.
Минусы:

Модель Denso K20TXR

Количество электродов: более 2-х.
Материал покрытия: никель.
Плюсы:

  • стабильное функционирование;
  • устойчивость к искровым повреждениям;
  • идеальное соотношение цены и качества;
  • повышенная устойчивость к окислению.
Минусы:
  • не лучший вариант для установки на автомобиль, работающий на газу.

3. NGK


Объем продаж на мировом рынке превышает показатель в 450 миллионов и продолжает расти. Компания поставляет свою продукцию таким автозаводам, как Ferrari, Volvo, BMW, Volkswagen и т.д.

Модель NGK BKR6EIX

Количество электродов: 2.
Материал покрытия: иридий.
Плюсы:

  • длительный срок службы (до 50 тыс. км пробега и более);
  • стабильная работа даже при низком заряде аккумулятора;
  • повышенная устойчивость изолятора центрального электрода к повреждениям.
Минусы:
  • высокая стоимость;
  • повышенная чувствительность к качеству топлива.

Модель NGK BUR6ET

Количество электродов: более 2-х.
Материал покрытия: никель.
Плюсы:

  • устойчивость к поражению коррозиями;
  • адекватная стоимость;
  • стабильное функционирование как при высоких, так и при низких оборотах;
  • экономичность;
  • неплохой процент увеличения мощности по сравнению с аналогами;
  • устойчивость к воздействию горючего низкого качества.
Минусы:
  • низкий показатель экологичности.
На вопрос «Какие свечи зажигания лучше для двигателя?» можно с уверенностью ответить, что NGK. Их особенность заключается в никелевом напылении и приемлемой цене с учетом качества. Никель обладает отличными защитными свойствами, поэтому элементы свечей минимально подвержены различным коррозиям и повреждениям.

4. Brisk


Бренд имеет несколько узкоспециальных линеек. Например, линейка Classic разработана для совмещения с карбюраторными двигателями, а Silver идеально сочетается с автомобилями, работающими на газу.

Модель Brisk Premium LOR15LGS

Количество электродов: 5.
Плюсы:

  • длительный срок службы (от 50 тысяч км пробега);
  • экономичность;
  • стабильное функционирование в любых условиях благодаря четырем боковым электродам;
  • высокий показатель мощности;
  • устойчивость к воздействию топлива низкого качества.
Минусы:
  • высокая стоимость (это одна из самых дорогих свечей зажигания).

5. Champion


Комплектует такие марки автомобилей, как Suzuki, Jaguar, Alfa Romeo.

Модель Champion RN9YCC4

Количество электродов: 2.
Электроды имеют медный сердечник.
Плюсы:

  • более стабильная работа в сравнении с аналогами;
  • хороший показатель экономичности при работе на высоких оборотах,
  • высокий уровень экологичности.
Минусы:
  • завышенная стоимость;
  • нестабильное функционирование при низких оборотах;
  • совместимость с ограниченным числом автомобилей.

6. Beru


Продукция компании отличается качеством и хорошими эксплуатационными характеристиками, хотя в некоторых пунктах и проигрывает «мэтрам».

Модель Beru Ultra-X79

Количество электродов: 4.
Плюсы:

  • оптимальное соотношение цены и качества;
  • высокий уровень экологичности;
  • стабильная работа в автомобилях как на бензиновом топливе, так и на газу;
  • высокий показатель экологичности;
  • устойчивая искра даже при сильном нагаре.
Минусы:
  • невысокий процент прибавки мощности при открытой заслонке дросселя.

Какие свечи зажигания лучше поставить для двигателя на газу


Особенность газа в том, что температура его сгорания несколько выше. Это провоцирует интенсивное образование нагара и появление окисей на электродах. Поэтому для автомобилей на газу рекомендуется устанавливать изделия с платиновыми или иридиевыми искрообразователями.

При использовании на машинах с ГБО хорошие результаты показали:

  • Denso Iridium IW20;
  • NGK LPG Laser LineN2;
  • Bosch Platinum WR7DP.

Заключение

Самое важное, выбирая свечи зажигания для двигателя - не приобрести подделку. Кустарные предприятия выбрасывают на рынок огромное количество контрафакта самого низкого качества. Поэтому, покупая свечи, следует обращать внимание на репутацию торговой точки, а также проверять деталь и упаковку на принадлежность к оригиналу.

Видео о том, как чистить свечи зажигания от нагара:

Для правильной работы бензинового двигателя состояние и качество свечей зажигания играют определяющую роль. К примеру, нестабильная искра даст пропуски воспламенения, которые не только выдадут себя потряхиванием на низких оборотах и езде внатяг, но и приведут к попаданию горючей смеси в катализатор – а это уже риск его перегрева и выхода из строя. Не зря уже начиная с эконорм Евро 3 в программах ЭБУ впрыска отечественных автомобилей предусмотрена диагностика неравномерности вращения коленвала и отключение подачи топлива в сбоящие цилиндры.

Конструктивные особенности свечей зажигания

  1. Калильное число характеризует скорость теплоотвода от электродов к юбке свечи. При работе свеча должна разогреваться до такой температуры, чтобы нагар на ней окислялся, не успевая нарастать, но и перегрев ей опасен: возможно возникновение калильного зажигания, сами электроды начнут ускоренно разрушаться. Проблема в том, что сама тепловая нагрузка на свечу неравномерна – при езде на низких оборотах нагрев значительно меньше, чем при езде «педаль в пол». Свечи со штатным калильным числом в обоих этих случаях будут работать на крайней точке оптимального режима – недо- и перегреваться соответственно.
  2. Искровой зазор зависит в первую очередь от мощности штатной системы зажигания и максимального давления в цилиндре в конце такта сжатия: он должен быть таким, чтобы обеспечить уверенный пробой искры даже при низком напряжении в сети (прокрутка стартером на подсевшем аккумуляторе). А разница в этом случае очевидна: обычно коэффициент трансфомации у катушек зажигания около 2000, то есть при работающем генераторе они могут выдать до 28 киловольт, при запуске же – всего 14! Следовательно, приобретаемый комплект свечей должен иметь именно тот зазор, что установлен производителем автомобиля: увеличенный означает риск пропусков зажигания (зато в пределах возможностей катушки обеспечит более мощную, лучше воспламеняющую смесь искру), уменьшенный гарантирует возможность запуска с севшей батареей, но чреват перебоями уже из-за снижения энергии искры.
  3. Вылет электродов также многое значит для работоспособности свечи в конкретном моторе. Например, на восьмиклапанных моторах, где свеча стоит сбоку камеры сгорания, увеличение вылета оптимизирует воспламенение смеси: зона, прилегающая к стенкам камеры сгорания, хуже вентилируется, в то время как вынос электродов дальше гарантирует, что в искровом зазоре будет качественная, легко воспламеняющаяся смесь. Для ВАЗовских восьмиклапанников, где вентиляция камеры сгорания ухудшена конструктивно (впускные и выпускные каналы расположены в одном направлении, а не друг напротив друга), это достаточно чувствительно. Свечи же с заглубленными внутрь электродами применяются, как правило, на многоклапанных моторах с минимальным объемом камеры сгорания, иначе они могут столкнуться с клапанами или поршнем.
  4. Количество электродов в реальной эксплуатации мало принципиально. Многоэлектродные свечи теоретически имеют увеличенный ресурс – когда эрозия разрушает один из боковых электродов, искра начинает бить в другой (в отличие от распространенного заблуждения, одновременно между несколькими электродами искра не возникает). На практике же обычно искра «плавает» (именно поэтому кажется, что их несколько) – в условиях плохого распределения смеси по цилиндру искра может переходить из рабочей зоны в «затененную», то есть загрязненную остаточными отработанными газами. Как итог вместо улучшения ресурса мы получим ухудшение работы мотора, что, опять-таки, принципиально для ВАЗовского восьмиклапанника, и так отвратительно работающего на холостом ходу с предписанной нынешними эконормами обедненной смесью.

Видео: Тест свечей зажигания на стенде.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Благородные металлы: практический смысл применения

Как мы уже сказали в последнем пункте, большой практической пользы в увеличении ресурса свечей переход на многоэлектродную схему не принес. Фактически при этом борьбу с самой причиной естественного износа свечей, то есть эрозией контактов, заменили паллиативом – подстановкой «запасных». Для увеличения же непосредственно надежности электродов конструкцию свечей ощутимо переработали.

В «платиновых» и «иридиевых» свечах зажигания главная особенность, бросающаяся в глаза – это очень тонкий центральный электрод, точно локализующий точку возникновения искры – напротив него на боковом электроде напаяна бляшка из соответствующего металла, им же покрыт и центральный электрод.

Плюсы подобных свечей очевидны: электроды имеют срок службы, в нормальных условиях в два-три раза превосходящий таковой у обычных свечей. Тонкий центральный электрод прекрасно самоочищается, что также способствует надежности работы.

Минусы, увы, тоже существенны. Первый – это цена: комплект с надписью Platinum или Iridium обойдется минимум в два-три раза дороже обычных свечей. Второй, как ни странно, это нежность: невыгорающий нагар моментально убивает подобные свечи, а механическая чистка им противопоказана, как и дедовский прожиг горелкой. В первую очередь мы, конечно, говорим о печально известном ферроцене, нарваться на который не редкость и до сих пор.

Нетрадиционные схемы

Часть конструкторских решений в свечах зажигания нетрадиционной схемы можно называть условно рабочими – улучшая что-то одно, они ухудшают другое. Простейший пример – это серия свечей NGK V-Line: центральный электрод у них имеет канавку, соответственно, искра всегда проскакивает между краем электрода и боковым. В теории это улучшает воспламенение смеси за счет выноса искры в лучше вентилируемое пространство и стабилизации точки искрообразования, но и эрозия такого центрального электрода ускоряется.

Часть же свечей на рынке нельзя отнести никак иначе чем к «гербалайфу» от авторынка: всевозможные «форкамерные», «факельные» и так далее свечи в лучшем случае работают не лучше штатных, в худшем – ускоренно разрушается. Например, в печально известных свечах «Бугаец» напаянная юбка не только ухудшала вентиляцию искрового промежутка, но и выгорала, а иногда и уходила в «свободный полет» в камеру сгорания. Из работоспособных, но бесполезных в практике обычного автомобилиста конструкций отметим разве что свечи, не имеющие бокового электрода вообще – они изначально создавались для работы в моторах сверхвысокой форсировки, чтобы избежать перегрева выступающих боковых электродов, в обычном городском цикле на моторе «гражданской» степени форсирования они отвратительно самоочищаются и гарантируют перебои на холостом ходу даже на идеального качества бензине.

Выбираем свечи зажигания для ВАЗ

Поговорим о свечах зажигания на конкретном примере – 16-клапанном моторе ВАЗ-2110, который с завода комплектуется свечами А17ДВРМ Энгельсовского завода. Этот же завод, кстати, производит оригинальные свечи и для других российских конвейеров: маркировку «ЭЗ» можно увидеть на свечах Renault Original, к примеру. Для удобства будем ориентироваться именно на эти свечи.

ЭЗ А17ДВРМ

Главный плюс этих свечей зажигания – стабильность качества: встретить в оригинальном комплекте большой разнобой по сопротивлению или величине искрового зазора трудно. Мы не зря упомянули слово «оригинальный» — увы, рынок наводнен то ли подделками, то ли уходящей в свободную продажу отбраковкой. Свечи имеют неплохой запас по прекращению искрообразования, со штатной системой зажигания выдерживая прокрутку при падении напряжения до 6В без прекращения искрообразования. Стабильно работают они и на режимах максимальных нагрузок – пропуски воспламенения, которые можно «выловить» чувствительным газоанализатором, минимальны.

Что касается ресурса, то своей задаче – отработать от ТО до ТО – они отвечают с уверенностью. С учетом низкой цены и распространенности они явно достойны рекомендаций.

Трехэлектродная версия уже знакомых А17ДВРМ. Теоретический выигрыш в ресурсе принес тут и свой минус: параметры свечей «плавают» сильнее, а это в первую очередь нестабильный зазор, отсюда некоторое ухудшение моторных характеристик. Но надо заметить, что это ухудшение можно «выловить» только на измерительном стенде, в реальной эксплуатации нельзя сказать, что трехэлектродные свечи из Энгельса будут хуже одноэлектродных.

Отличные свечи от одного из мировых лидеров в их производстве: высокое и стабильное качество изготовления, уверенная работа в любых режимах и хороший ресурс. Свечи уверенно выдерживают просадку напряжения при запуске до 6,5 В (неожиданно проиграв отечественным!), пропуски воспламенения с ними минимальны.

В их конструкции применено то же решение, что и у NGK в серии V-Line, но с точностью до наоборот: канавка проштампована в боковом электроде. Это определенно выгоднее в плане производства, так как не нужно строго ориентировать боковой электрод относительно центрального, но вот и практической пользы от такой конструкции, очевидно, меньше.

Свечи с увеличенным вылетом центрального электрода ожидаемо не показали увеличение моторных характеристик на 16-клапанном двигателе: это решение было бы более «рабочим» на восьмиклапаннике. По всем показателям это крепкий «середняк», но вот цена ощутимо выше, чем у конкурентов с теми же самыми качествами. Отметим только хороший результат по запуску на севшем аккумуляторе: 6,2В – это отличный результат… но оригинальные свечи из Энгельса и дешевле, и, как ни странно, лучше чешских.

Маркетологи компании явно ошиблись, отнеся эти свечи к серии V-Line: центральный электрод у них лишен канавки. Скажем сразу: оригинальный комплект - это крепкий «середнячок», ничем не выделяющийся, но и не проваливающий испытания. Определенно не нравится заметная грубость изготовления – даже маркировка Made in France всегда набита неравномерно, неровно обычно напаян боковой электрод. Складывается впечатление, что технологию изготовления специально загрубили в угоду низкой себестоимости, а ведь эти свечи могли бы быть и лучше.

Главный же минус у NGK – это не они сами, а чудовищное количество подделок на рынке. Достаточно набрать в поиске на Ebay или AliExpress «spark plug» без уточнения марки, как тут же появится многостраничный список «типа NGK» из Китая.

Bosch WR7DPX

Эти свечи оставим вне рейтинга, учитывая, насколько серия Platinum дороже собратьев, не содержащих благородные металлы. Однако же именно эти свечи демонстрируют наилучшие результаты по всем моторным испытаниям – на это в первую очередь играет тоненький центральный электрод, полностью срытый в изоляторе: мотор заводится при снижении напряжения в бортсети менее 6В, что другим свечам недоступно, минимальная токсичность явно указывает на наименьшее количество пропусков воспламенения.

Перегреть центральный электрод при максимальных нагрузках придется постараться – конструкция гарантирует надежность теплопередачи от него в изолятор и далее на юбку. Значит, эту свечу можно посоветовать и владельцам разъездных автомобилей, и любителям агрессивной езды. Если, конечно, не остановит цена.