» » Как снять демпферный шкив с коленвала. Шкив коленвала: процедура снятия и установки

Как снять демпферный шкив с коленвала. Шкив коленвала: процедура снятия и установки

Каждый второй автолюбитель, который старается проводить ремонт своего любимого четырёхколёсного друга своими руками, сталкивался с проблемой, как снять шкив коленвала. После прочтения инструкции в руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, на первый взгляд, процедура не кажется сложной, однако, при первой попытке открутить злосчастный болт, оказывается, что сделать это не так уж просто. Совершенно непонятно, как зафиксировать коленчатый вал, чтобы он не вращался. Другая проблема – откуда лучше подобраться к заветному болту. Немало хлопот доставляет снятие шкива коленвала из-за сильной затяжки. Велика вероятность повредить много деталей моторного отсека или лакокрасочное покрытие кузова.

Проблема заключается в том, что болт шкива коленвала (или гайка, в зависимости от модели) при установке закручивается с большим усилием. Делается это для того, чтобы он самопроизвольно не раскрутился, так как в случае отвинчивания не избежать серьёзных поломок и дорогостоящего ремонта. Степень затяжки постепенно увеличивается при работе и усугубляется залипанием, коксованием, коррозией.

В действительности весь процесс демонтирования может занять 10-15 минут, но необходимо знать и использовать некоторые приёмы. В разных моделях моторов для закрепления шкива используют либо болт, либо гайку. Следует рассмотреть каждый из вариантов.

Как открутить гайку шкива коленвала?

Гайка на конце коленчатого вала, удерживающая шкив – это признак мотора классической компоновки заднеприводной машины типа ВАЗ от модели 2101 до 2107, «Нива» и им подобные. Такую гайку ещё называют «храповиком», так как она может иметь уступы для «кривого стартера».

Выполнять работу лучше над смотровой ямой. Коленчатый вал следует зафиксировать постановкой КПП на 4-ю передачу и включением стояночного тормоза. Заранее следует запастись таким инструментом:

  • торцовый или накидной ключ на 36 (или 38);
  • удлинитель рычага в виде отрезка трубы.

Находясь под автомобилем следует попытаться открутить гайку ключом с достаточно длинным рычагом. Если попытка не удалась, ставим на нейтральную передачу и поступаем таким образом:

  • снимаются насвечники;
  • находясь в яме, устанавливается ключ и удлинитель таким образом, чтобы конец упирался в пол или лонжерон по ходу вращения вала;
  • поворотом ключа в замке зажигания подаётся кратковременный импульс.

Как правило, с первой или второй попытки гайка срывается и далее отвинчивается обычным ключом. Следует не забыть ослабить и снять .

Как открутить болт шкива коленвала?

Болт, удерживающий шкив, преобладает у моторов в автомобилях с передним приводом, когда блок расположен перпендикулярно оси автомобиля. В этом случае повозиться придётся больше, так как подобраться к болту сложнее. Для работы следует подготовить:

  • домкрат;
  • «козелок» (пенёк);
  • торцовую головку по размеру болта с удлинителем и рычагом;
  • набор автомобильных инструментов.

В поисках ответа на вопрос о том, как снять шкив коленвала, многие автолюбители начинают искать возможность сделать это без предварительной подготовки. По определению, такие попытки удачными быть не могут.

Для того, чтобы правильно извлечь шкив, необходимо проделать следующие манипуляции :

  • правая передняя часть автомобиля поднимается, снимается колесо;
  • автомобиль устанавливается на «козелок»;
  • сверху со стороны капота снимаются все детали, препятствующие доступу: воздушный фильтр и грязезащитный щиток мотора;
  • снимается ;
  • для фиксации коленчатого вала открывается заглушка на блоке сцепления и в образовавшееся окно вставляется монтировка для заклинивания зубьев маховика;
  • под колёсной аркой на болт шкива надевается головка с удлинителем и рычагом;
  • болт откручивается против часовой стрелки.

В подавляющем большинстве случаев болт удаётся открутить. Если он не поддаётся, то можно добавить длину рычага. Если и это не помогло, то следует воспользоваться помощью стартера так, как это описано для гайки шкива в «классике».

Снимаем шкив используя народно-автомобильный опыт

Любое резьбовое соединение, даже при условии сильной затяжки. можно раскрутить с меньшими усилиями, если воспользоваться некоторыми народно-автомобильными хитростями. Проблема как открутить шкив коленвала перестаёт быть таковой, если заблаговременно смочить головку болта или гайку специальным маслом типа «WD», уксусом или тормозной жидкостью. Иногда помогают несильные постукивания по граням гайки.

Отвинчивание болта или гайки далеко не всегда решает проблему, так как шкив достаточно прочно удерживается на валу. Снять шкив можно с помощью обычной монтировки, аккуратно поддевая его с разных сторон. Важно, чтобы точка приложения усилия была как можно ближе к валу. Для безнадёжных случаев необходимо использовать съемник шкива коленвала. Это специальное устройство, представляющее собой шпильку с гайкой, на которой прикреплены 2-3 захвата. Концы захватов закрепляются за края шкива, а в центр вала упирается конец шпильки. Закручивая её по часовой стрелке можно добиться постепенного стягивания шкива с вала.

Не следует быть уверенным в том, что во всех без исключения автомобилях коленвал вращается по часовой стрелке.

К примеру, в некоторых автомобилях Honda коленчатый вал вращается против часовой стрелки. Из этого следует, что резьба на гайке (болте) шкива будет левой.

Шкив коленвала - важная деталь двигателя, неисправность которой ведет к невозможности эксплуатации всего автомобиля в целом. Как и все элементы, шкив коленвала предназначен для выполнения определенных функций и задач, перечень которых представлен ниже:

  • уменьшение амплитуды резонирующего коленвала;
  • понижение шума от работающего мотора;
  • вращение механизмов работающего двигателя;
  • передача импульсов о количестве оборотов коленвала на бортовой компьютер.

Работа ДВС и всего автомобиля в целом становится невозможной без исправно работающего шкива коленвала. В связи с большим функционалом и объемом выполняемых работ, данная деталь, как никакая другая, подвержена действию износа. В результате этого замена шкива коленвала становится логичным шагом ответственного автолюбителя.

Причины, по которым может потребоваться замена шкива коленвала

В ходе длительной эксплуатации транспортного средства замена шкива коленвала может потребоваться в следующих случаях:

  • течь масла в переднем сальнике коленчатого вала;
  • появление сильного резонанса;
  • появление люфта демпфера;
  • механическое повреждение гнезда демпфера;
  • при демонтаже коленвала.

Стоимость замены шкива коленвала

Записаться на бесплатную диагностику двигателя

Все выявленные неполадки обязательно устраняются в надлежащих условиях:

Результат, к которому может привести вовремя не произведенная замена шкива коленвала, весьма плачевный – это может быть и расслоение ремня навесного оборудования, и проникновение струн испорченного ремня под ремень ГРМ, что в свою очередь может стать причиной загиба клапанов. Все это ведет к сложному, дорогому ремонту, трате личного времени и нервов.

Эксплуатационный период работы шкива коленвала и признаки его неисправности

При наступлении времени планового техобслуживания следует производить контроль исправность ремня аксессуаров. Плановое ТО для многих автомашин назначено на каждые 60 тысяч километров, в процессе его проведения советуют выполнить демонтаж демпферного шкифа коленчатого вала. Следует также отметить базовые признаки его неисправности:

  • расслоение демпфирующей резины;
  • смещение наружной обоймы шкива к полимерной крышке мотора;
  • видимые следы от перегрева;
  • чрезмерный износ либо механические дефекты на ремне аксессуаров.

ДВС оснащены дополнительным оборудованием - это генераторы, компрессоры кондиционеров, помпа для охлаждающей системы. Все эти устройства получают крутящий момент от коленчатого вала через шкив. Последний со временем из-за естественного износа приходит в негодность. В результате автомобилю требуется замена шкива коленвала. Давайте посмотрим, как выполнить данную операцию.

Назначение

Шкив предназначен для передачи крутящего момента на дополнительные агрегаты. Для этого эти самые агрегаты имеют ответный шкив. К коленчатому валу его крепят посредством шпоночного соединения, а фиксация осуществляется гайкой, либо болтом.

Шкив представляет собой плоское колесо со специальным каналом, в который устанавливается резиновый ремень. При достаточной натяжке ремня он входит в плотное зацепление со шкивом, и за счет этого ременная передача работает и передает вращение. Данные элементы для современных автомобилей изготавливают преимущественно из стали, алюминия, реже - из чугуна.

Неисправности и проверка

Прежде чем выполнять замену шкива коленвала, необходимо оценить состояние детали. Шкивы и ременные передачи работают благодаря силе терния, возникающей между контактирующими поверхностями. Одна из самых распространенных причин неисправности - это выработка вследствие естественного износа на рабочих поверхностях. Из-за постоянных динамических нагрузок металл покрывается трещинами, скалывается.

Еще одна типичная неисправность - это люфт шпонки в шпоночном соединении шкива и коленчатого вала. Причиной люфтов является изношенная посадка элемента с валом. Крепление из-за вибраций постоянно раскручивается, что еще больше увеличивает люфт.

Если длительно использовать такой шкив, то шпоночный паз выработается еще сильней, а в конце концов просто разрушится. Часто это сопровождается откручиванием болта шкива коленвала. Затем узел проворачивается, полностью разрушая корпус шкива, соединение, а также коленчатый вал.

Как диагностировать?

Для проверки состояния шкива следует снять ремни, оценить визуально состояние кромок и корпуса - нужно попытаться увидеть трещины и следы износа. Далее следует пошатать шкив - если есть критические люфты, это будет хорошо чувствоваться. В инструкции к двигателю обязательно имеются параметры и размеры допустимого износа. Не лишним будет проверить соответствие деталей этим размерам.

Что мешает снять механизм?

Итак, диагностика показала, что требуется замена шкива коленвала. В любых книгах по ремонту авто данная процедура описана очень кратко, что наталкивает на мысли о простоте операции. Однако, это не так.

Процесс затрудняется неудобным расположением данного шкива под капотом автомобиля. Механизм скрыт за генератором. Доступ к нему сильно ограничен. Шкивы бывают демпферными и обычными - первые оснащены внешним кольцом для гашения вибраций. Для того чтобы получить доступ к креплению шкива, следует ослабить болты натяжения ремней на приводы дополнительного оборудования. При демонтаже требуется осторожность в плане приложения силы. Важно не сломать элементы, которые окружают шкив.

При монтаже шкива на заводе его зажимают болтом или гайкой с большим усилием для обеспечения надежного крепежа. В процессе эксплуатации ДВС правая резьба на коленчатом валу и, соответственно, гайке или болте шкива, способствует дальнейшему усилению зажима. Высокие температуры, окружающая среда, время - все это ускоряет процесс разрушения. Стоит также добавить сюда воздействие масла и коррозию. Открутить гайку шкива коленвала без знания специальных приемов бывает довольно трудно.

Если выключить сцепление, то коленчатый вал можно легко провернуть ключом. Поэтому, прежде чем пытаться откручивать гайку, нужно надежно зафиксировать шкив - так исключают проворачивание в процессе откручивания гайки. В СТО для этого есть специальные приспособления - элемент прикручивается в технологические отверстия и образуется упор от проворачивания.

Если приспособлений нет, тогда проблему решают надежными упорами под колеса и включением четвертой передачи на КПП. Можно также зафиксировать маховик большой отверткой или монтировкой.

Как открутить шкив?

Обычно данный механизм закрепляется на конце вала силовым болтом, либо гайкой. Последнюю можно встретить на заднеприводных авто, она может иметь специальные выступы для установки «кривого стартера». Чтобы сорвать гайку, специалисты применяют ключи на 36 или 38 с приваренной длинной трубой. Также применяются различные приспособления, фиксирующие шкив. В домашних условиях порядок работ по замене шкива коленвала будет следующим.

Первым делом, автомобиль устанавливают на яму либо эстакаду. Затем на КПП включают четвертую передачу - это делается, чтобы исключить проворачивание коленвала в процессе отворачивания гайки или болта. Также не лишним будет затянуть ручник.

Болт или гайку обстукивают молотком, предварительно можно залить крепеж жидкими ключами. При наличии газовой горелки можно попытаться аккуратно нагреть болт или гайку. Далее торцовой головкой по размеру из набора ключей и удлинителем резким сильным движением по направлению против часовой стрелки гайку или болт сдвигают с ее места. Далее можно откручивать механизм.

Второй способ

Если в первом случае ничего не получилось, предлагается следующий метод. КПП устанавливают в нейтральное положение, затем снимают клемму с коммутатора или свечные провода со свечей, чтобы исключить образование искры.

Далее накидывают головку ключа на гайку и упирают рычаг в землю, либо в лонжероны таким образом, чтобы у шкива не было возможности поворота вправо. Кратковременно включая стартер, коленчатый вал будет вращаться. Обычно достаточно нескольких попыток, чтобы гайка сорвалась со своего места.

Как открутить болт на шкиве?

На большинстве переднеприводных моделей вместо гайки установлен болт. Здесь инструкция замены шкива коленвала будет немного отличаться.

Первым делом приподнимают правую часть авто домкратом, демонтируют колесо. Затем убирают воздушный фильтр вместе с блоком, удаляют приводной ремень генератора, демонтируют все элементы, которые могут мешать легкому доступу к шкиву. Для фиксации механизма в картере сцепления блокируют маховик.

Далее с помощью подходящий торцевой головки из набора ключей с удлинителем несколькими резкими усилиями в левую сторону удается сорвать болт. Если же попытка отворачивания вручную ни к чему не привела, можно попробовать вышеописанный опыт со стартером.

Как снять шкив?

Для замены шкива коленвала нужно его снять непосредственно с вала. Он очень плотно закреплен на ступице, а также фиксируется шпоночным соединением. Просто от руки шкив с вала не сойдет.

Рекомендуется применить специальный съемник. Приспособление имеет лапки для захвата краев шкива и центральный упор, который упирается в центр вала. Если нет съемника, то снять шкив можно двумя монтировками. Важно при демонтаже не прилагать чрезмерных усилий и не повредить шпонку и паз для нее.

Обратно устанавливать на вал новый шкив нужно лишь после смазки посадочных мест, чтобы не прилагать большого усилия и не перекосить шкив на валу.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, как заменить шкив коленчатого вала. Как видите, данную операцию вполне можно осуществить своими руками.

Рано или поздно наступает такой момент, когда владельцу автомобиля приходится ремонтировать своего четырехколесного друга. Чтобы не пачкать руки, как вариант, можно отогнать машину на станцию технического обслуживания. Но можно ее отремонтировать самостоятельно.

Итак, допустим, необходимо разобраться, как снять шкив коленчатого вала. Это не простая задача, особенно когда это происходит в первый раз. Давайте разберемся, как открутить шкив коленвала, и при этом не разлюбить свой автомобиль?

Снятие шкива – это само по себе затруднение даже для специалиста, что уже говорить о новичке. Трудность может возникнуть при снятии болта или гайки, соединяющего шкив и коленвал. Дело в том, что направление резьбы при его откручивании совпадает с направление работы крутящегося момента во время работы двигателя. Таким образом, в момент работы двигателя болт постоянно затягивается, что в результате при демонтаже болта представляется серьезной проблемой. Трудность также может возникнуть при отсутствии нужного инструмента.

Откручиваем гайку шкива

Гайка, которая удерживает шкив на конце коленвала, говорит о том, что имеем работу с мотором классической версии, а именно машиной типа ВАЗ. Итак, перед стартом работы необходимо приготовить нужный инструмент, а именно торцевой или накидной ключ на “36” или на “38”, также необходимо приготовить отрезок трубы примерно 30 см (позже узнаете зачем). Работу лучше выполнять над смотровой ямой. Если же нет такой возможности, то лучше использовать домкрат и обязательно пенек (лучше перестраховаться).

Рычаг коробки передач устанавливаем в положение четвертой передачи и включаем режим стояночного тормоза (ручник). Пробуем открутить гайку, используя ключ с длинным рычагом, находясь под автомобилем. Если попытка провалилась, нужно использовать другой вариант.

Рычаг коробки передач устанавливаем в нейтральное положение, снимаем насвечники. Ключ устанавливаем так, что бы он уперся (в том случае, когда длины ключа не достаточно, применяется труба) в пол или в задний лонжерон по направлению движения коленвала. Когда требования выполнены, необходимо поворотом ключа зажигания подавать кратковременные импульсы. Иногда гайка сидит так плотно, что с первого раза не получается ее сорвать. В основном она отпускается с третьей или четвертой попытки. После того, как гайка сорвана, ее можно скрутить ключом.

Как открутить болт?

  • Как правило, шкив крепится к коленвалу болтом только на переднеприводных автомобилях. Что бы открутить болт, удерживающий шкив на коленчатом вале, придется изрядно потрудиться, потому что добраться до болта, не просто. Перед началом необходимо приготовить необходимый инструмент: домкрат, головку под размер болта и рычаг с удлинителем, набор инструмента для автомобилиста и «козелок» (в роли козелка можно использовать пенек). Этап снятия выглядит примерно так:
  • С правой стороны автомобиля в районе переднего колеса устанавливаем домкрат. Поднимает домкратом машину, и снимаем колесо;
  • Под машину, возле домкрата подсовываем козелок или пенек (что есть под рукой). Это обеспечит надежность и безопасность выполнения снятия болта;
  • В процессе работы уже будет понятно, что к болту не добраться. Открываем капот машины и снимаем все детали, которые препятствуют полноценному доступу. Снимаются, обычно, воздушный фильтр, защитный щеток мотора автомобиля и ремень генератора;
  • Что бы открутить болт нужно зафиксировать коленвал. Для этого нужно застопорить зубья маховика. На блоке сцепления открываем заглушку и в образовавшееся отверстие вставляем монтировку или отвертку. Выполнять действия по удержанию блокировки маховика и при этом откручивать болт не совсем удобно одному. Можно попросить у кого-то помощи;
  • Берем головку, подобранную под размеры болта, с удлинителем и дополнительным рычагом, просовываем ее под колесную арку и одеваем на болт;
  • Поворачиваем рычаг против стрелки часов.

Кстати, не на всех автомобилях коленчатый вал движется по направлению стрелки часов. В некоторых моделях Хонда он имеет обратное направлении, а это значит, что болт нужно откручивать вправо.

В общей массе случаев болт поддается сразу, но если он еще на месте, то можно использовать рычаг немного длиннее, тогда точно получится.

Народные хитрости

Рассмотрим несколько народных автомобильных хитростей, которые помогли не одному водителю.

  1. Каждое резьбовое соединение, кстати, не только по части автомобиля, можно раскрутить, предварительно смазав его специальным маслом, к примеру: ВД, подсолнечное масло, уксус тормозная жидкость.
  2. В редких случаях помогают легкие постукивания по граням болта и гайки молотком или ключом.
  3. Снятие болта или гайки – это еще не значит снятие шкива. Как открутить шкив коленвала без специального ключа? Шкив очень прочно сидит на валу, его можно снять при помощи монтировки или отвертки, аккуратно поддеть его в нескольких местах.

Видео “Как открутить шкив коленвала на Toyota”

Показано, как просто можно открутить гайку со шкива коленвала и заменить сальник на
Toyota Town Ace Noah 3S-FE / Crankshaft Pulley Removal

Каждый автолюбитель прекрасно знает, что большинство поломок и технических операций можно выполнить самостоятельно, сэкономив при этом хорошие деньги. В данной статье мы поговорим о том, как снять шкив коленвала без обращения в сервисный центр. Детально рассмотрим все нюансы, разберём основные проблемы и методы их решения.

Где находится шкив коленвала

Шкив коленвала скрывается за генератором. В нижней части моторного отсека размещён диск, который плотно зафиксирован на валу сцепления, он и является шкивом. По конструкции этот сегмент разделяется на два вида: обычные или с демпфером. Последние имеют дополнительное внешнее массивное кольцо с резиновой прокладкой, что обеспечивает улучшенное поглощение вибрации. На первый взгляд процедура может показаться абсолютно простой. Однако есть несколько нюансов.

Необходимо зафиксировать коленвал так, чтобы он не вращался. Высокая сила сжатия крепёжных элементов также доставляет немало хлопот. При установке болт шкива закручивается с достаточно большим усилием. Чтобы он самопроизвольно не откручивался, степень зажатия постепенно увеличивается в процессе работы силового агрегата. Такая система крепления обуславливается необходимостью повышенной надёжности фиксации гаек. Ведь при случайном отвинчивании может произойти серьёзная поломка, из-за которой не избежать дорогостоящего ремонта.

Как открутить гайку шкива в заднеприводных моделях

Шкив удерживается гайкой, которая размещена на конце коленчатого вала. Такое конструктивное решение представлено во всех заднеприводных автомобилях ВАЗ в моделях от 2101 до 2107, «Нива» и т. п. Этот крепёжный элемент также называют храповиком из-за наличия уступа для кривого стартера.

Для максимального удобства выполнения данной работы рекомендуется поместить машину над смотровой ямой. Для фиксации коленчатого вала нужно поставить КПП в положение 4-й передачи и включить ручной тормоз. В процессе работы нам потребуются такие инструменты:

    Торцевой или накладной ключ на 38 или 36, в зависимости от крепёжного узла.

    Удлинитель рычага. Это может быть монтировка или отрезок трубы, который позволит облегчить процесс, увеличив эффективность ваших усилий.

Если открутить гайку с помощью рычага не получается, делаем следующее:

    Снимаем насвечники, а ключ с рычагом устанавливаем так, чтобы его конец упёрся в пол, предотвращая вращательные операции.

    Затем нужно подать кратковременный импульс на деталь. Для этого поворачиваем ключ в замке зажигания.

Гайка должна сдвинуться если не с первой, так со второй попытки. После этого её легко можно будет открутить с помощью обычного ключа.

Как открутить болт шкива в переднеприводных моделях

Болт в качестве крепёжного элемента шкива коленвала используется в машинах с передним приводом. В таких моделях блок размещается перпендикулярно оси автомобиля. В отличие от демонтажа гайки в заднеприводных модификация, данный метод требует больше времени из-за необходимости снятия дополнительных деталей. Для выполнения работ нужно подготовить следующие инструменты: