» » Габаритная подготовка. Парковочный тренинг и габаритная подготовка

Габаритная подготовка. Парковочный тренинг и габаритная подготовка

Многим начинающим водителям интересно, как научиться чувствовать габариты автомобиля. Ведь это очень важный навык, необходимый для правильного и безопасного вождения. В первую очередь, умение ощущать габариты требуется для безопасной парковки. Ведь самыми частыми ДТП у новичков являются последствия неудачной парковки. Также неплохо понимать расстояние до ближайшего автомобиля при движении в плотном потоке.

Это позволяет делать маневры, не опасаясь попасть в аварию. Как видите, такое умение очень важно на дороге. Это подтверждают все опытные водители. Кстати, в программу обучения входят упражнения для развития этого чувства.

Как научиться чувствовать габариты автомобиля? Для начала давайте определимся, что такое габариты и зачем они нужны. Существует два немного отличающихся описания этого понятия:

  • Под статическими габаритами подразумевают передний и задний бампера, а также бока машины. Но, сюда же относят всю переднюю и заднюю часть автомобиля;
  • На практике, чаще приходится иметь дело с динамическими габаритами. Под ними подразумевается расстояние до ближайших предметов с учетом особенностей движения.
По сути, ощущение габаритов, это умение водителя не только понимать, где кончается его автомобиль, но и понимать, насколько он может безопасно сместиться в любую сторону.

Методы выработки

Начинающий водитель зачастую опасается всего. Отсутствие опыта отрицательно сказывается на нервном состоянии человека, в итоге, парковка в плотно заставленном дворе может привести к панике и плохо контролируемым реакциям. Избежать этого молодой водитель практически не в состоянии. Ведь его готовили только к экзаменам, а после он оказывается наедине с автомобилем и дорогой. Проблему усугубляет необходимость наработки опыта, только так можно научиться ощущать машину.

Но, что делать автолюбителю, который только выехал на дорогу. Ведь опыт, конечно, дело наживное. Но, желательно приобретать его без лишней нервотрепки. Лучше озаботиться ускорением выработки рефлексов. Для этого существует несколько методик:

  • Индивидуальная подготовка машины;
  • Практические занятия на оценку габаритов с использованием подручных средств;
  • Использование электронных систем, для изучения на практике габаритов;
  • Теоретические материалы.
Комплексное применение этих обучающих компонентов позволит значительно ускорить процесс выработки навыков уверенного вождения. Но, в любом случае, уверенно ездить вы сможете, не ранее, чем через год постоянных поездок.

Подготовка машины

Зачастую, начинающие водители при попытках запарковать машину, то и дело выглядывают в окно, поворачиваются, стремясь разглядеть габариты. Такое поведение свидетельствует о полном отсутствии навыков в ощущении своего автомобиля. Это довольно опасно. Ведь в любой ситуации на дороге у вас будут считанные секунды для принятия правильного решения. Ерзание на месте не дает возможности быстро реагировать, а также делает ошибки более вероятными. Чтобы избежать лишнего напряжения, обязательно нужно сделать место водителя максимально комфортным.

В таком случае, вам не придется тянуться, чтобы сделать какое-либо действие. При правильной настройке рабочего места водителя, снижаются раздражающие факторы, человек меньше устает.

В комплекс по подготовке машины входят несколько пунктов. Все они одинаково важны. Сразу после покупки новой машины нужно проделать следующие действия:

  • Для оптимальной работы с педалями нужно добиться идеального расстояния до кресла. Для этого, нужно выжать сцепление до упора, и подвигать сиденье. В идеале ноге должно быть комфортно, и при этом не приходилось тянуться к педалям (см. статью " ");
  • Подгоняем рулевое колесо. Идеальным вариантом будет, если ваша ладонь, поставленная на ребро, будет касаться и руля и колен. По вылету отрегулировать нужно так, чтобы вытянутая рука, положенная на рулевое колесо, касалась его запястьем;
  • Боковые зеркала также нужно правильно отрегулировать. Положение этих элементов во многом зависит от роста водителя и положения сиденья. В идеале, в зеркале вы должны видеть конец заднего крыла автомобиля. По высоте это должна быть середина (см. статью " ");
  • Салонное зеркало заднего вида имеет меньше требований к настройке. Нужно его вывести так, чтобы вы смогли увидеть свое правое ухо.
  • Проведя настройку по всем этим параметрам, вы сможете максимально комфортно управлять машиной.

Практические занятия с использованием подручных средств

Вам понадобится ровная площадка, на которой нет машин и пешеходов. Также пригодится баллончик с краской. Лучше всего использовать белый цвет. Далее рисуем вокруг машины на асфальте линии габаритов. Садимся в машину и пытаемся их визуально оценить. После того, как вы осмотритесь, можно приступать к выполнению специальных упражнений:

  • Оцениваем передние габариты. Для этого, вам необходимо ехать вдоль линии колес. После чего останавливаемся в точности перед линией. Правильность выполнения можно контролировать с помощью маркеров или других пометок;
  • Оцениваем положение колес. Суть этого упражнения проехать по небольшому предмету колесом. Чаще всего, используются доски, соответствующие по ширине шине. Такое упражнение позволяет без ущерба для автомобиля отработать навык объезда ям на дороге;
  • Оценка заднего и переднего габарита по ограничителям. Для отработки ставим препятствие в виде конуса, и стремимся подъехать к нему, как можно ближе. Не стоит пытаться заглядывать вперед. Просто сидите и управляйте автомобилем. При движении назад ориентируйтесь по зеркалам. Чем быстрее вы научитесь ездить по зеркалам, тем лучше;
  • Боковые габариты. Для отработки этого навыка идеально подойдут упражнения «восьмерка» и «змейка». Старайтесь постепенно увеличивать скорость прохождения дистанции.
Регулярная тренировка позволит вам значительно ускорить выработку навыков по ощущению габаритов автомобиля.

Практические занятия с парктроником

Этот электронный помощник, способен научить вас чувствовать габариты. Для этого, просто при парковке вы должны контролировать положение автомобиля, обращая внимание на его положение на парктронике и действительное положение в пространстве. При вдумчивой эксплуатации можно быстро изучить парковку задним ходом, и потом обходиться без дополнительных устройств.

Каждый начинающий водитель сталкивается с необходимостью припарковаться. А сделать это в условиях современного мегаполиса не всегда бывает просто. Например: Вам необходимо припарковаться в центре города, на одной из узких улочек способом "ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА" , когда за Вами следует плотный поток машин. Или Вы приехали в офисный или торговый центр, оснащённый подземным паркингом, а как извесно во всех подземных паркингах пространство настолько ограниченное, что приходится проезжать в считанных сантиметрах от стен и углов, правильно рассчитывая траекторию поворота спускаясь или поднимаясь по винтовому пандусу. Или вы паркуетесь около дома способом "ВЪЕЗД В БОКС" с узкой придворовой территории так же заставленной машинами. Во всех этих ситуациях Вам просто жизненно необходимо научиться парковаться хорошо, а чтобы научиться хорошо парковаться, для начала нужно полностью понять и ощутить габариты своего автомобиля. В этом нам поможет: "ГАБАРИТНАЯ ПОДГОТОВКА".

ГАБАРИТНАЯ ПОДГОТОВКА - Это специальный тренинг, включающий в себя ряд упражнений на площадке, благодаря которому

Вы научитесь:

  • чувствовать правый и левый борт автомобиля,
  • где заканчивается капот, левое и правое крыло и передний бампер,
  • где находится центр автомобиля и проходят левое и правое колёса.

Это позволит:

  • увереннее разьезжаться с встречными машинами в узких местах,
  • вплотную прижиматься к бордюру во время парковки вдоль проезжей части,
  • объезжать, а при необходимости пропускать между колёс ямы,
  • мякго проезжать через "лежачих полицейских",
  • уверенно маневрировать на узких пандусах подземных парковок,
  • при необходимости близко прижиматься к окошкам оплаты или терминалу оплаты при вьезде на платную дорогу или платную парковку или в макавто).

Теперь после прохождения ТРЕНИНГА ПО ГАБАРИТНОЙ ПОДГОТОВКЕ можно приступать к ПАРКОВОЧНОМУ ТРЕНИНГУ!


На ПАРКОВОЧНОМ ТРЕНИНГЕ

Вы научитесь:

  • Парковаться задним ходом между машинами (Заезд в бокс),
  • Парковаться задним ходом между автомобилями в ограниченном пространстве,
  • Маневрировать задним ходом меняя траекторию движения,
  • Двигаться и проходить повороты в узком коридоре,
  • Парковаться параллельно вдоль бордюра,
  • Парковаться задним ходом между машинами, стоящими вдоль бордюра (параллельная парковка),
  • Парковаться параллельно задним ходом в ограниченном пространстве между автомобилями (методом перестановки)
  • Парковаться передом под углом 45* к бордюру.

Габаритная подготовка.

Упражнение 2. Торможение у препятствия.

Упражнение 3. Габаритные коридоры.

Упражнение 4. Туннельные ворота задним ходом.

Упражнение контрольное:

Упражнение 5. Габаритные ворота.

Тема N 4. Контраварийная подготовка.

Упражнение 1. Торможение - занос - выравнивание;

Упражнение 2. Стабилизация автомобиля при заносе задней оси;

Упражнение 3. Стабилизация автомобиля при сносе передней оси;

Упражнение 4. Стабилизация автомобиля при ритмичном заносе.

Контрольное занятие.

Примечание: Кроме приведенных в программе упражнений могут применяться и другие упражнения согласно образовательной программе, утвержденной организацией, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств.

Приложение

к примерной программе подготовки

водителей транспортных средств

для подачи специальных

световых и звуковых сигналов,

утв. приказом Министерства

образования и науки РФ

Перечень
учебно-методических материалов для подготовки водителей к управлению транспортными средствами, категории "В", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Наименование учебно-методических материалов

Единица измерения

Количество, не менее

Учебно-программная и методическая документация

Примерная программа подготовки водителей, утвержденная в установленном порядке

Образовательная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденная руководителем образовательного учреждения

Комплект

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения

Комплект

Учебно-наглядные пособия

Правила дорожного движения Российской Федерации

Дорожно-транспортные ситуации, возникающие при движении транспортного средства категории "В" с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

Комплект

Системы активной безопасности транспортного средства категории "В"

Комплект

Перечень учебной литературы определяется образовательным учреждением или организацией, осуществляющей подготовку

Примечание. Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, электронного учебного издания, кинофильма, видеофильма, диафильма и так далее.

Приложение N 3

Примерная программа
подготовки водителей транспортных средств категории "С", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2010 г. N 866)

I. Общие положения

Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "С", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (далее - примерная программа), представляет собой минимум требований к содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей к управлению транспортными средствами категории "С", оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Структура и содержание Примерной программы представлены примерным учебным планом по Примерной программе, примерными тематическими планами по учебным предметам, примерными программами по учебным предметам.

В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В примерной программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом Примерной программы.

Обучение проводится в соответствии с перечнем учебно-методических материалов для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории "с", оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (приложение к настоящей примерной программе).

II. Структура и содержание примерной программы

Примерный учебный план подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории "С", оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Предметы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения

Основы психологии и этики водителя

Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории "С"

Правила пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (далее - Первая помощь) (зачет)*

Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории "С" в различных условиях

Итоговая аттестация: комплексный экзамен

______________________________

* Зачет проводится за счет учебного времени, отводимого на изучение предмета.

III. Примерный тематический план предмета "Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения"

Наименование тем

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Обзор нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения

Порядок использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Итого по предмету

Примерная программа предмета "Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения"

Тема 1. Обзор нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196), Правила дорожного движения (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700, ст. 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, ст. 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3582, 3601, 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52, ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2767, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст. 3597, 3599, 3642, 3635; N 30, ст. 3735, 3739; N 45, ст. 5265, 5267; N 48, ст. 5711, 5724, 5755; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, 1176; N 15, ст. 1743, 1551; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530; N 23, ст. 2790; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416, 3429; N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4000, 4002, 4005, 4006, 4007; N 31, ст. 4155, 4164, 4191, 4192, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208; N 32, ст. 4298), Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871, 873; N 11, ст. 1255; N 12, ст. 1407; N 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2587, 2588; N 33, ст. 3424; N 47, ст. 4404, 4405; N 53, ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966; N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793, 1795; N 26, ст. 2518; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954; N 15, ст. 1304; N 27, ст. 2708, 2712; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4848, 4855; 2004, N 30, ст. 3091, 3092, 3096; 2005, N 1, ст. 1, ст. 13; N 30, ст. 3104; N 52, ст. 5574; 2006, N 2, ст. 176; N 31, ст. 3452; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1822, 1826; N 21, ст. 2456; N 31, ст. 4000, 4011; N 45, ст. 5424; N 49, ст. 6079; N 50, ст. 6246, 6048; 2008, N 7, ст. 551; N 15 ст. 1444; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3601; N 48, ст. 5513; N 52, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 7, ст. 788; N 18, ст. 2146; N 23, ст. 2761; N 26, ст. 3139; N 31, ст. 3921, 3922; N 44, ст. 5170; N 45, ст. 5263, 5265; N 51, ст. 6161; N 52, ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 786; N 14, ст. 1553; N 15, ст. 1744, 1756; N 19, ст. 2289; N 21, ст. 2525, 2530; N 25, ст. 3071; N 27, ст. 3431; N 31, ст. 4164, 4166, 4193), часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 167; N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, 39, 43; N 27, ст. 2722; N 30, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31, ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5497, 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; N 31, ст. 3993; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616, 3617; 2009, N 1, ст. 14, 19, 20, 23; N 7, ст. 775; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582, 3618; N 52, ст. 6428; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4163).

О требованиях к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.

Тема 2. Правила пользования устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маяком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств, предупредительные надписи и обозначения.

IV. Примерный тематический план предмета "Основы психологии и этики водителя"

Наименование тем

Количество часов

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого по предмету

Примерная программа предмета "Основы психологии и этики водителя"

Раздел 1. Психология управления транспортным средством категории "С"

Тема 1. Профессиональная надежность водителя.

Требования профессии к человеку. Профессионально важные качества водителя транспортного средства категорий "С", оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональная надежность водителя и условия ее развития.

Тема 2. Управление транспортным средством категории "С" в экстремальных условиях деятельности.

Экстремальные условия профессиональной деятельности водителя транспортного средства категории "С", оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональный стресс и способы его профилактики.

Раздел 2. Этические основы управления транспортным средством категории "С" и безопасность движения

Тема 1. Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения.

Этика, мораль и нравственность, основные функции морали. Нормы и принципы как элементы морали и нравственности, их проявления в деятельности водителя специальным транспортным средством. Нравственная регуляция поведения человека в профессиональной деятельности. Этические качества личности.

Тема 2. Профессиональная этика водителя.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1 г.

  • " Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "

    Программа

    Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "A" (далее - Примерная программа) представляет собой усовершенствованную примерную программу подготовки водителей данной категории (утверждена 29 декабря 1998 г.

  • Примерная программа подготовки водителей транспортных средств ка тегории " с" n 636)

    Примерная программа

    В примерном учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

  • Инструкция

    Опытные водители чувствуют габариты автомобиля на интуитивном уровне. Но если вы недавно сели за руль, то вы естественно еще только начинаете адаптироваться и к активному движению на дороге, и к своему автомобилю. Новичку непосредственно из салона, да еще и без видимых опознавательных знаков достаточно трудно ощущать габариты автомобиля. Помните, что для того, чтобы понять, где заканчивается какая-либо часть вашей машины, совсем не нужно тянуться и смотреть на нее. Чувство габаритов приходит с опытом. Но существуют рекомендации, которые необходимо учитывать, если вам потребуется проехать в достаточно узком месте или же в ограниченном пространстве припарковаться.

    Большинство неопытных водителей на дороге можно отличить по их желанию сильно вытянуть шею. Они стремятся перед машиной увидеть даже асфальт. Они уверены, что так будет намного проще контролировать расстояние до другого транспортного средства. Однако на дороге нельзя смотреть себе под колеса, смотрите только на перспективу. При этом учтите, что есть бампер, который немного выдается вперед. Расстояние до ближайшего препятствия соблюдайте с учетом бампера. Если вам трудно понять, где он заканчивается, то попробуйте врезать в его конец антенну.

    При движении задним ходом автомобиль чувствовать еще сложней. На хетчбеке попробуйте за ориентир брать заднюю щетку. На седане лучше врежьте антенну в задний бампер. А при парковке постарайтесь настроить зеркала заднего вида так, чтобы в них отражались колеса. Так будет проще рассчитать расстояние до препятствия.

    По боковым зеркалам заднего вида очень легко можно определить боковые габариты корпуса машины. Для этого просто ориентируйтесь на самую крайнюю часть зеркала.

    Если в плотном потоке машин вам нужно перестроиться, то в этой ситуации очень важно не зацепить едущий за вами автомобиль. Посмотрите в боковое зеркало. Если в нем машина полностью видна, то можно не беспокоиться и начать перестраиваться. А вот если в зеркале отражается лишь часть автомобиля, то это означает, что он уже слишком близко подъехал к вам.

    Начинающему водителю бывает нелегко на дороге. И даже если он выучил все правила дорожного движения назубок и хорошо владеет рулем и коробкой передач, нередки случаи дорожных недоразумений. Не вписался в парковку, к примеру, или поцарапал машину, въезжая в гараж. Просто вам нужно научиться чувствовать габариты вашего автомобиля.

    Инструкция

    Обратите внимание на ваше ощущение спереди. У новичков часто создается впечатление, что заканчивается водительским креслом. Однако вас еще нос машины длиной не менее метра. Бывает, что покатый нос, и с водительского кресла его край не просматривается. В этом случае вам необходимо зафиксировать в голове, что впереди вас еще нос машины длиной около метра. К примеру, при движении в пробке держите дистанцию до впереди стоящего транспортного средства с учетом этого обстоятельства.

    Теперь подумайте, что у вас слева. Дабы не заезжать на соседнюю полосу движения, следите за тем, чтобы прерывистая или сплошная линия разметки, разделяющая полосы, проходила по левому нижнему углу вашего лобового стекла. Это значит, что до края полосы у вас примерно 70 сантиметров.

    При ощущении габаритов справа также ориентируйтесь на нижний правый угол лобового стекла. Там при движении должна проходить полоса бордюрного камня. Особенно это важно при парковке, иначе вы рискуете наехать на бордюр или поставить машину слишком далеко от края проезжей части.

    Расстояние сзади лучше всего определять по зеркалам заднего вида. В левое зеркало вы увидите весь ваш автомобиль полностью - от водительского кресла до хвоста. Держите в голове, что это расстояние приблизительно равно трем метрам.

    Видео по теме

    Безопасно ездить и совершать маневры на автомобиле без знания и чувства габаритов невозможно. В плотном потоке необходимо уметь перестраиваться, не зацепив другие автомобили, на стоянке парковаться, не поцарапав бампер. Какие хитрости можно придумать, чтобы избежать этих неприятностей.

    Инструкция

    Чувство габаритов автомобиля – интуитивное. Для того, что бы знать, где заканчивается капот, не нужно тянуться и смотреть на него. Но первые месяцы – это период адаптации не только к дорожной ситуации, но и к автомобилю. Новичку сложно чувствовать габариты автомобиля без каких любо видимых из салона опознавательных знаков. Это приходит с опытом. Но есть моменты, которые нужно учитывать, если вы хотите проехать в узком месте или припарковаться в .

    Всех новичков на дороге выдает их желание так вытянуть шею, чтобы увидеть асфальт перед машиной. Им кажется, так проще контролировать расстояние перед другой машиной – видеть свой бампер. Но как бы парадоксально не звучало, на дороге не нужно смотреть на дорогу прямо перед собой, только на перспективу. И передний бампер при всем старании не разглядеть. Нужно понимать, что он есть, немного выпирает вперед и поэтому дистанция перед м или препятствием соблюдается с учетом бампера. Можно врезать в бампер антенну, которая будет хорошо видна с водительского места и указывать, где заканчивается бампер.

    Сложнее чувствовать автомобиль при движении задним ходом. Если автомобиль – хетчбек, то можно ориентироваться на заднюю щетку. Если автомобиль , то можно так же врезать антенну в так, чтобы она была видна из водительского зеркала заднего вида. При парковке можно настраивать зеркала так, чтобы вам были видны колеса. По колесам проще рассчитать и увидеть расстояние до препятствия, особенно, если это бордюр.

    Боковые габариты корпуса автомобиля можно определять по боковым зеркалам заднего вида. Самая крайняя часть корпуса зеркала и есть ширина автомобиля. Поэтому, когда вам необходимо проехать узкое место или припарковать автомобиль параллельно, ориентируйтесь именно на край зеркала. Оцените расстояние между предметом и краем зеркала. Даже если вы чувствуете, что проходите очень-очень близко, ничего страшного. До предмета есть еще допустимое расстояние.

    При перестроении в плотном потоке важно не зацепить идущую сзади машину. А для этого необходимо оценить расстояние до едущего за вами автомобиля и учесть длину вашей машины. Если в боковое зеркало вы отлично просматриваете автомобиль за вами, то вы можете начать перестроение. Если видна только часть автомобиля, значит, он находится слишком близко от вас.

    Чтобы не просто ездить на машине от пункта А до пункта Б, а реально получать от вождения авто настоящий драйв, при этом сведя к минимуму все опасности и риски на дорогах, научитесь чувствовать свой автомобиль. Это значит, ощущать его как часть самого себя. Понимать его так, как лучшего друга, и любить, как женщину. Тогда он ответит вам тем же: любовью, верностью и пониманием.

    Инструкция

    Из чего состоит "чувствование машины"? Из множества составляющих: зрительного восприятия, мышечно-двигательных, вестибулярных и слуховых ощущений, скорости обработки информации мозгом водителя, мышечной реакции и т.д. Но самое главное - это интуитивное, т.н. "шестое" чувство, которое приходит с опытом вождения автомобиля.

    Чтобы научиться чувствовать , попытайтесь при помощи достаточно простых упражнений развить некоторые из , которые необходимы для овладения искусством автовождения в полной мере. Идеально, если помимо этих упражнений вы сможете также взять практические у профессионального автоинструктора вождения.

    Из всех органов чувств, которые использует водитель при управлении машиной, особую роль играет зрение. Поскольку с помощью зрения он воспринимает приблизительно 90 % всей необходимой информации.

    При езде на высокой скорости неопытный водитель смотрит на стоп-сигналы машины впереди себя. Совсем иначе ведет себя водитель с богатым "дорожным" опытом. Он как будто "едет" перед впереди едущим авто и при этом видит все, происходящее далеко впереди: например, светофор, который готовится к переключению света; пешехода, идущего вдоль обочины и как-то странно косящегося на дорогу; кошку, которая собралась перебежать проезжую часть перед несущейся автомашиной на расстоянии машин за 5-6 перед водителем. Многие такие рискованные и опасные ситуации можно спрогнозировать мгновенно, используя боковое зрение. Хотя оно и не дает четко рассмотреть объект, который находится в стороне от проезжей части, но зато позволяет увидеть силуэт, контур, а также моментально оценить направление и скорость его перемещения.

    Упражнение 1. При движении по прямому участку дороги на безопасной скорости поверните голову вправо и постарайтесь зафиксировать взгляд на каком-либо предмете или детали пейзажа - к примеру, на строении или дереве. Как только получилось четко "схватить" взглядом этот предмет, сразу же поверните голову налево и таким же образом зафиксируйте взгляд на предмете/детали пейзажа слева от проезжей части. Продолжайте это упражнение, поворачивайте голову то вправо, то влево, не останавливая ее в прямом положении. Со временем вы убедитесь в своей способности при таких условиях сохранять контроль направления движения и удивитесь сами себе. Когда вы привыкнете к этому ощущению, вы почувствуете себя намного более уверенно.

    Упражнение 2. Немного усложните задачу. При движении опять же по прямой на безопасной скорости, попробуйте посмотреть какой-либо предмет справа от себя, не поворачивая голову и стараясь не косить глаза. Само собой, четко предмет вы не увидите. Но все же попытайтесь по увиденному силуэту или контуру определить: что это за предмет, его размеры, форму, расстояние до него. А затем тут же поверните голову в сторону этого предмета, моментально оцените, правильно ли вы его определили с помощью бокового зрения, и сразу поверните голову прямо.

    Кроме зрения, для водителя важно и слуховое восприятие. По звуку работы двигателя или, к примеру, по шелесту шин на асфальте он также может судить о том, как ведет себя его машина. Кроме того, опытный водитель обращает внимание не только на "голос" автомобиля, но и на звуки дороги.

    Упражнение 3. Во время вождения машины вслушайтесь в ее звуки своей и посчитайте их источники - магнитола, двигатель, гидроусилитель, подвеска. Находите все больше источников звука, привыкайте к их тональности.

    Упражнение 4. Снова немного усложните задачу. Как в предыдущем упражнении, начните считать источники внешнего звука. Отделите слышимые звуки друг от друга, определите источник каждого из них.

    Кроме того, также есть и другие каналы чувствительности, которые используют опытные водители. Например, вестибулярный аппарат позволяет тонко реагировать на ускорения, которые возникают . О них водитель судит также и по степени прижатия к сиденью тела. Поэтому важно тренировать свой вестибулярный аппарат, мышечные ощущения.

    Упражнение 5. Найдите как можно более удобное положение на водительском сидении. В этом положении вы сможете ощущать свои части тела (руки, шею, ноги) и при этом не испытывать напряжения мышц или утомления. Рекомендации здесь дать трудно, поскольку позу для вождения и положение кресла каждый находит по своим ощущениям. Двигаясь на небольшой скорости по более-менее свободной дороге, пытайтесь ощутить каждое свое движение. Ваша задача - привыкать чувствовать себя, свое тело.

    Мышечные ощущения, которые испытывает водитель от руля машины, - это очень полезный для него канал информации. Сигналы от него проходят в центральную нервную систему в несколько раз быстрее, чем посредством зрительного или слухового канала. Поэтому водителям можно посоветовать обращать больше внимания на ощущения, которые воспринимаются от руля. Благодаря этому каналу чувствительности вы будете лучше чувствовать машину.

    Ко всему прочему, важную роль играет также обоняние. Вам предстоит разобраться во всех запахах своего "железного друга" - бензин, выхлоп, перегорающее сцепление, перегретый тосол, также раскаленные тормозные колодки. В случае присутствия в машине постороннего подозрительного запаха нужно проконсультироваться со специалистом.

    Тренируйте свои ощущения, органы чувств, и со временем ваше авто станет для вас открытой книгой. Тогда ухо будет улавливать шелест шин, а не визг тормозов, по какой дороге и как быстро вы бы ни направлялись на автомобиле. Кроме того, ваш автомобиль станет для вас как бы продолжением тела. И когда это произойдет, вы начнете по-настоящему чувствовать машину, будете как бы сосуществовать вместе с ней. При этом она станет быстро и легко реагировать на самые разные нюансы вашего движения. И вот тогда-то можно будет разглядеть искусство и ваш «почерк» как водителя.

    Видео по теме

    Источники:

    • Автошкола Expert Drive в 2019

    Чувство габаритов автомобиля – первое, от чего зависит правильное и безопасное вождение. Ведь для совершения любого манера вы должны знать, где заканчивается капот, багажник и сможете ли вы ювелирно протиснуться между припаркованными во дворе автомобилями. К каким хитростям можно прибегнуть, чтобы лучше почувствовать свой автомобиль.

    Инструкция

    Чувство автомобиля включает в себя несколько факторов: чувство , скорости, работа . Без этих азов сложно научиться управлять автомобилем даже на пустынной дороге. А начать «знакомство» со своим автомобилем лучше с габаритов. При выборе учитывайте и ее размеры. Лучше если это будет полноценный или хетчбек. А вот маленькая , несмотря на все ее плюсы, не лучший вариант. Огромный внедорожник, помимо своих размеров еще и плохо управляется – такие машины требуют особенного мастерства. Обязательно перед покупкой сделайте тест-драйв автомобиля. Вы должны обратить внимание на обзорность машины, зеркала, которые должны быть большими и передавать изображение без искажений (удалений или приближений). Заднее стекло не должно быть маленьким, а передние стойки не должны мешать обзору при повороте.

    Для быстрого привыкания к габаритам автомобиля лучше почаще практиковать парковку в ограниченном пространстве. Такое упражнение рассчитано на то, чтобы лучше почувствовать, где заканчивается автомобиль и как он ведет себя при маневре. Для отработки элементов парковки лучше воспользоваться не реальной дорожной ситуацией, а выставить пластиковые дорожные конусы и тренировать въезд между ними.

    Если регулировка водительского сидения позволяет поднять его повыше, вам будет удобнее следить за дорогой. Не смотрите на капот, смотрите на дорогу и впереди едущий автомобиль. А чтобы лучше понять, где заканчивается капот, попрактикуйте упражнение «разгон-торможение», суть которого заключается в том, чтобы остановиться строго перед обозначенной линией.

    Боковые габариты можно определять по зеркалам автомобиля. Внешний край зеркала и есть боковая часть машины. Поэтому когда вам надо проехать в ограниченном пространстве, сначала прикиньте, а проходят ли зеркала.

    В первую очередь проверьте, не слишком ли низко расположено водительское кресло. Если его немного приподнять, обзор увеличится, а ощущение габаритов машины улучшится. Обязательно отрегулируйте зеркала. Например, если вы сменили левый руль на правый, максимально точно отрегулируйте левое боковое зеркало, чтобы хорошо видеть дорожную разметку слева от автомобиля. Прикрепите на боковые части бампера светодиоды: они помогут вам безошибочно определять габариты машины в темное время суток.

    Как можно чаще практикуйтесь, оттачивайте навыки вождения. Например, можно построить из картонных коробок подобие ворот и проезжать через них. Со временем расстояние между коробками рекомендуется уменьшать, а скорость – увеличивать. Таким же образом можно учиться парковаться.

    Попробуйте такое упражнение: прочертите мелом линии от передних колес примерно на семь метров вперед. Линии должны быть строго параллельны оси автомобиля. Затем сядьте за руль, выберите любой неподвижный объект, находящийся у вас перед глазами (например, выступ на приборной панели) и мысленно свяжите его с линией, прочерченной от правого колеса. Затем точно так же визуально отметьте положение левого колеса. Таким образом вам станет гораздо легче чувствовать габариты машины. Попрактикуйтесь: попробуйте отъехать от нарисованных линий на несколько метров, а затем заехать на линии колесами. Чем больше вы практикуетесь, тем точнее сможете определять расположение колес вашего автомобиля.

    Прочертите линию на асфальте и попробуйте подъехать к ней максимально близко, но не при этом не коснуться ее колесами. Если упражнение слишком сложное, то сначала в качестве стоп-линии можно использовать коробки или бутылки. Практикуйтесь до тех пор, пока не сможете точно определять расстояние от стоп-линии до автомобиля.

    С чего начать?

    Прежде всего нужно проверить, насколько удобно расположено водительское кресло. Оно не должно располагаться слишком низко, достаточно его немного приподнять, чтобы увеличить обзор и улучшить ощущение габаритов машины. Тщательно отрегулируйте зеркала, особенно если вы сменили праворульную машину на леворульную или наоборот. Очень точно отрегулируйте оба боковых зеркала, чтобы видеть дорожную разметку. Не забудьте и о зеркале в салоне, отрегулируйте его с учетом изменения высоты водительского кресла. На боковые части бампера имеет смысл прикрепить светодиоды, они хорошо помогают определять габариты автомобиля в темноте.

    Практические упражнения

    Потратьте время на практику. Постройте из легких коробок что-то вроде ворот и попробуйте проехать в них. Стоит уделить этому занятию пару часов. Если вы чувствуете, что легко справляетесь с заданием, уменьшите расстояние между коробками и увеличьте скорость. Примерно по этому же принципу можно учиться парковать новую машину - достаточно обозначить коробками пространство, в которое нужно въехать.

    Попробуйте и другие упражнения. Начертите линию на асфальте, а затем попробуйте подъезжать к ней вплотную, но при этом не касаться колесами. Если это упражнение кажется вам слишком сложным, опять же воспользуйтесь коробками или пластиковыми бутылками. Это упражнение нужно выполнять до тех пор, пока вы не сможете легко и быстро определять расстояние между колесами машины и подобной стоп-линией. Это упражнение можно и нужно делать не только для передних, но и для задних колес.

    Есть и другие эффективные упражнения. Начертите мелом прямые линии от передних колес автомобиля примерно на семь метров перед ними. Линии должны быть параллельны. После этого сядьте за руль, найдите взглядом какой-либо неподвижный объект, который постоянно находится перед глазами (подойдет выступ на приборной панели), свяжите этот объект с линией, которая прочерчена от правого колеса, затем по той же схеме отметьте положение левого колеса. Это упражнение позволяет почувствовать габариты автомобиля. Попробуйте немного отъехать от прямых линий назад, а затем снова наехать на них колесами. Усложняйте упражнение, отъезжайте назад со смещением в сторону и снова возвращайтесь на линии. Совмещение всех указанных упражнений позволяет очень быстро решить проблемы с привыканием к габаритам новой машины.

    Номер:
    №28 (ноябрь, 2009) №27 (май, 2008) №26 (апрель, 2008) №25 (март, 2008) №24 (январь, 2008) №23 (декабрь, 2007) №22 (ноябрь, 2007) №21 (октябрь, 2007) №20 (сентябрь, 2007) №19 (июль, 2007) №18 (июнь, 2007) №17 (май, 2007) №16 (апрель, 2007) №15 (март, 2007) №14 (февраль, 2007) №13 (январь, 2007) №12 (декабрь, 2006) №11 (ноябрь, 2006) №10 (октябрь, 2006) №9 (сентябрь, 2006) №8 (август, 2006) №7 (июль, 2006) №6 (июнь, 2006) №5 (май, 2006) №4 (апрель, 2006) №2 (февраль, 2006) №1 (январь, 2006) №1 (ноябрь, 2005)
    Рубрика:
    Все рубрики номера Актуальная тема Реалии безопасности Мастер-Класс Мировая практика Дела технические Информационная безопасность Учебный проект Авторубрика Кадры решают все Де-юре Доверяй, но проверяй ДСП (для семейного пользования)

    ОСНОВЫ КОНТРАВАРИЙНОГО ВОЖДЕНИЯ

    Многие автолюбители слышали о "безопасном" или "антиаварийном" вождении. Но большинство имеет об этом весьма смутное представление.

    Правильнее будет - контраварийное вождение. И этим все сказано. Подобные навыки помогают водителю справиться с нестандартными дорожными ситуациями: выйти из заноса и вращения, осуществить экстренное торможение на скользкой дороге или экстренный объезд препятствия и многое другое.

    НОВИЧКАМ НА ЗАМЕТКУ

    Конечно, технический прогресс не стоит на месте, и в области автомобилестроения созданы различные системы стабилизации, которые не позволяют автомобилю уходить в занос; очень удобная коробка-автомат, при наличии которой в автомобиле существуют всего 2 педали, антиблокировочная система тормозов, которая тормозит за нас. В автомобилях устанавливается много приборов и датчиков, которые сообщают нам об изменении покрытия, некачественном топливе, любой поломке в авто и о многом другом.

    Однако количество аварий не уменьшается, и безопасное вождение по-прежнему зависит от водителя. Контраварийное обучение необходимо для того, чтобы водитель мог контролировать, предвидеть, предупредить критическую ситуацию на дороге. Конечно, человек, прошедший подобный курс, не может быть застрахован от любых аварийных ситуаций, но он не растеряется, а сделает все возможное, чтобы спасти свою и чужую жизнь.

    Существуют общие рекомендации по безопасному управлению автомобилем, но чтобы дать правильный совет, нужно рассматривать каждую ситуацию в отдельности, потому что на поведение автомобиля влияют такие факторы, как покрытие, состояние и качество резины и др. И, конечно же, учиться ездить и повышать уровень вождения нужно на закрытой территории и под присмотром инструкторов, не подвергая риску чужие жизни.

    Начинать следует с мелочей. К сожалению, в большинстве автошкол не уделяют должного внимания таким простым вещам, как правильная посадка, положение рук на руле (каждый держит руль, как ему удобно, не задумываясь о том, сможет ли он удержать его в случае попадания в яму или столкновения), как быстро остановить автомобиль в случае необходимости. Как показывает практика, в экстремальной ситуации большинство тестируемых просто впадают в состояние "ступора" и давят педаль газа в пол, вследствие чего автомобиль не только не останавливается, но еще и становится неуправляемым. Поэтому главная задача инструктора - научить водителя принимать верное решение при дефиците времени.

    Начальным этапом контраварийной подготовки является овладение рациональной техникой управления рулевым колесом. Специальные упражнения обучаемые проходят в автомобиле, который находится на "блинчиках". Приемы скоростного руления применяются для компенсации допущенных водителем ошибок за счет быстрого вращения рулевого колеса. Неопытный водитель часто обладает поздней реакцией на занос. Поэтому, чем ниже квалификация и опыт водителя, тем более высокими показателями скоростного руления он должен обладать, чтобы стабилизировать автомобиль при потере управляемости.

    В процессе контраварийного курса кроме навыков прямых действий водителю должно быть привито правильное пространственное восприятие. Благодаря габаритной подготовке водитель лучше ощущает продольные и поперечные габариты автомобиля, а правильная работа с зеркалами способствует точности маневрирования при парковке и на загруженной улице с интенсивным движением.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

    Прежде чем приступить к контраварийной подготовке, необходимо пройти тестирование, после чего составить индивидуальную программу обучения. Такой подход позволяет экономить время и работать только над теми аспектами, которые необходимы именно Вам.

    Опытному инструктору для проведения теста достаточно 15-20 минут. Вам предложат выполнить такие элементы вождения, как парковка, торможение, прохождение поворота, задний ход, заезд в гараж, тронуться под горку и многое другое, то есть те элементы вождения, которые водитель делает ежедневно. После этого инструктор видит, над чем ученику необходимо работать.

    Часто сами ученики просят внести в программу обучения те элементы, которым они бы хотели научиться. Каждый приходит со своими проблемами: кто-то попал в аварию и теперь боится сесть за руль, кто-то очень давно не ездил, кто-то купил права и хочет научиться ездить. Благодаря индивидуальному подходу каждый получает то, за чем он обратился. Если приходит 18-летняя девушка, которая только вчера получила права и заявляет, что видела, как ездят наши инструкторы, и что ей хочется научиться делать "полицейский разворот" (разворот автомобиля на 180 градусов), то к 10-му занятию у нее это получится.

    Для каждого из курсов и направлений существует своя стандартная программа обучения. К нам обращаются люди с разным опытом и уровнем вождения. После определения уровня подготовки им предлагается начальный, базовый или специальный курс.

    Начальный курс рассчитан на тех, кто еще не сталкивался с управлением автомобилем. Курсантов учат как трогаться с места, какая передача используется в том или ином скоростном режиме и другим элементам, без знания которых управление автомобилем невозможно. Обычно на это уходит не более 1-3 занятий, а далее дается программа базового курса, который рассчитан на тех, кто уже владеет элементарными навыками вождения, и тех, кто хочет поднять свой уровень вождения.

    В программу входят следующие элементы:

    • навыки скоростного руления;
    • габаритная подготовка;
    • работа по зеркалам (скорость реакции);
    • парковка;
    • задний ход;
    • различные виды торможения в зависимости от покрытия;
    • экстренное торможение;
    • экстренное торможение с уходом от препятствий;
    • прохождение поворотов различной категории сложности в различных скоростных режимах;
    • выбор правильной траектории прохождения поворота;
    • ознакомление с ситуацией, когда автомобиль попадает в занос, и выход из нее.

    Курс рассчитан на 10 занятий по 1,5 часа. Но индивидуальная программа может корректироваться в процессе обучения. Каждый человек воспринимает материал по-разному: кому-то легче дается торможение, кому-то - прохождение поворотов и парковка.

    Инструктор по ходу занятий видит, какой материал необходимо давать в большем объеме. Если обучаемый усвоил элемент программы быстрее, чем предполагалось, наступает время перехода к более сложным приемам.

    Также на каждом из курсов даются теоретические и практические знания о работе переднеприводного и заднеприводного автомобиля, особенности управления полноприводным автомобилем.

    ПЕРВЫЕ ШАГИ

    В первую очередь, каждый водитель, устраиваясь на сидении автомобиля, должен чувствовать себя комфортно. Садясь за руль, необходимо настроить кресла и зеркала под себя. Туловище должно иметь лишь незначительный уклон назад.

    На первый взгляд, связь между посадкой водителя и его способностью чувствовать автомобиль и одновременно точно ориентироваться в обстановке неочевидна. Однако только правильная посадка обеспечивает минимальное напряжение скелетной мускулатуры и постоянную готовность к действиям в критической ситуации.

    • Сесть, откинув спинку сидения, выжать педаль сцепления до пола. Подогнать сидение так, чтобы левая нога в этом положении была слегка изогнута в коленном суставе.
    • Вытянуть руки прямо перед собой. Кисти рук должны находиться за верхней точкой рулевого колеса. Плотно подогнать спинку сидения.
    • Чтобы проверить правильно ли Вы настроили сидение, пристегнитесь ремнями, левой рукой возьмите рулевое колесо в верхней точке, а правой попробуйте включить дальнюю на рычаге передачу.

    Регулировка сделана правильно, если спина при этом не оторвалась от спинки сидения. В нашей школе не случайно уделяется много внимания посадке водителя. Ведь, как правило, в самые напряженные моменты зрительная информация становится вторичной. На первый план выступает "чувство машины", которое способно в эти мгновения с высочайшей точностью дать представление о реальном положении дел. И чем больше площадь контакта с сидением, тем точнее сведения, получаемые водителем. При этом масса всего тела должна восприниматься только креслом. Ноги и руки должны быть полностью разгружены. И если водитель стремится принять более удобное положение, значит, сидение выставлено неправильно.

    РУЛЬ ВСЕМУ ГОЛОВА

    Существует множество различных способов удержания рулевого колеса. Учитывая, что водитель должен быть постоянно готов к активным действиям в критической ситуации, мы рекомендуем закрытый хват, он естественнее и физиологичнее. Используя такой способ удержания, Вы можете удержать руль даже при неожиданном ударе о какое-либо препятствие (камень на дороге, попадание колеса в яму).

    Закрытый хват позволяет водителю держать руки расслабленными, что повышает уровень маневренности, и чувствовать себя более комфортно.

    Неполный хват применим только для больших скоростей, где требуется высочайшая скорость руления. Благодаря тому, что большие пальцы упираются в обод, возрастает "чувство руления".

    ТОРМОЗИТЬ ИЛИ НЕ ТОРМОЗИТЬ?

    Одним из наиболее важных элементов контраварийного обучения является торможение. Общие рекомендации давать очень сложно, нужно рассматривать каждый случай. Имеют значение такие факторы, как состояние дороги, погода, выбор резины, оснащен ли Ваш автомобиль антиблокировочной системой тормозов или нет.

    Экстренное торможение

    Оно используется при дефиците времени и малом пути торможения. При его выполнении необходимо обратить внимание на первоначальное усилие, прикладываемое к педали. Ошибка здесь обходится очень дорого. Предположим, водитель сильно нажал на педаль. Колеса заблокировались. Это неминуемо приведет к необходимости разблокировать колеса и начинать новую попытку. Начинающий водитель может так и продолжать держать педаль тормоза, а это приведет к тому, что автомобиль станет неуправляемым.

    Нужно научиться прикладывать к педали газа начальное усилие, плавно и быстро увеличивая его до кратковременной блокировки колес, а лучше - до первых ее признаков. Затем, предотвращая юз, следует чуть ослабить усилие на педали и снова увеличить его. Со временем, когда появится опыт и процесс торможения будет контролироваться подсознательно, изменение усилий на педали станет минимальным.

    Нестандартные приемы торможения

    Если при полном отказе тормозов имеется отрезок пути, достаточный для безопасной остановки, то лучше всего использовать торможение двигателем. Последовательно спускаясь с "перегазовкой" по ступеням передач, следует дойти до первой, выключить зажигание и открыть дроссель. При этом важно помнить, что при неаккуратном применении на скользкой дороге торможения двигателем с переходом на низшие передачи может возникнуть блокировка колес со всеми вытекающими из этого последствиями.

    Если же времени на торможение двигателем нет, то исход будет полностью зависеть от самообладания водителя. Главное, что нужно сделать, - подавить естественный в критических ситуациях страх, не поддаться панике и не отказываться от борьбы.

    Но не во всех ситуациях возможно и эффективно торможение, иногда нужно уйти в сторону, и на принятие такого решения остается еще меньше времени. Куда уйти, чтобы избежать аварии: вправо или влево? Для получения необходимых навыков на специально оборудованной трассе отрабатываются проход препятствий и повороты разной категории сложности в различных скоростных режимах, определяется траектория и максимальная скорость прохождения для каждого типа поворота.

    О безопасной езде говорить можно долго, но без практических знаний и навыков, полученных под руководством опытного инструктора, добиться результатов будет сложно. Можно прочитать много специальных книг и руководств, найти свободный участок асфальта и опробовать все предлагаемые приемы самому, но такой способ получения знаний может дорого обойтись. И если ущерб, нанесенный Вашему автомобилю, можно оценить материально, то как оценить возможный ущерб Вашему здоровью?

    По материалам
    ООО "Драйвер Альфа-Щит"
    (г. Одесса)