» » «Стремление к нулю». Высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения

«Стремление к нулю». Высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ дорожно-транспортных происшествий в поселке Ремонтное. Геометрические параметры и состояние покрытия проезжей части исследуемого участка. Обеспечение удобства и безопасности движения пешеходов. Нанесение разметки и установка дорожных знаков.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2012

    Понятие и виды дорожно-транспортного происшествия. Особенности и причины нарушений правил дорожного движения среди школьников. Изучение статистики детского травматизма в Вологодской области. Анализ школьной программы по безопасности жизнедеятельности.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Причины роста числа дорожно-транспортных происшествий. Значение в трудной дорожной ситуации уровня психологической подготовки людей. Автошкола - главное звено системы "человек - автомобиль - дорога", ее роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

    статья , добавлен 27.03.2015

    Основные мероприятия решения проблемы безопасности дорожного движения исходя из схемы "водитель – транспортное средство – дорога – окружающая среда". Цели и задачи, решаемые технической службой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2014

    Сущность дорожно-транспортного происшествия, особенности, классификация причин и тяжести последствий, которые оно за собой влечет. Характеристика дорожно-транспортных происшествий, их статистика. Специфика экспертизы дорожно-транспортных происшествий.

    реферат , добавлен 07.05.2010

    Разновидности ущерба от дорожно-транспортных происшествий. Травматизм уличный, правила предупреждения. Активные и пассивные меры обеспечения безопасности. Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий. Правила дорожного движения.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2011

    Анализ, оценка и обоснование мероприятий по совершенствованию организации и повышению безопасности движения на сети дорог местного значения Харьковского района на примере автодороги Харьков-Липцы-Борисовка с выявление участков и мест концентрации ДТП.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2011

    История создания первых велосипедов. Статистика аварий с велосипедистами в России. Деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма согласно Федеральной программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.".

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

Причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами.

Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды).

Примеры звуковых сигналов.

Звуковые сигналы применяются для привлечения внимания водителей и пешеходов. Если вам нужно обратить на себя внимание, чтобы показать жестами или светом фар необходимую информацию, нажимайте на клаксон. Иногда звуковой сигнал подается как средство выражения возмущения. На трассе после вашего сигнала «СПАСИБО!» с помощью аварийной сигнализации, водитель следующего за вами автомобиля или грузовика может подать короткий звуковой сигнал в качестве одобрения или «Пожалуйста!».

Примеры жестов на дороге:

  • Указание рукой на обочину – у автомобиля заметна какая-то неисправность.
  • Кисть руки описывает круг и указывает вниз – у вашего автомобиля спущено колесо.
  • Водитель встречной машины поднимает руку ладонью навстречу вам – это благодарность.

Почти половина (46%) случаев смерти в результате ДТП в мире приходится на долю пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов, именуемых “уязвимыми участниками дорожного движения”. Они особо уязвимы потому, что у них нет защиты в виде кузова автомобиля и его систем безопасности. Дети, пожилые люди и инвалиды при этом могут иметь ограничения в движениях, в восприятии дорожной обстановки и в принятии адекватного решения.

Именно поэтому эти категории участников дорожного движения требуют особого внимания и помощи. Это не только правило закона пропустить пешехода, это и этическая норма водителя автомобиля быть внимательным и своевременно реагировать на действия уязвимых участников движения, все маневры своего автомобиля совершать с учетом присутствия уязвимых участников движения на дороге.

Зачем пропускать автомобили Скорой помощи, оперативных служб МВД и МЧС, знает каждый. Потому что эти автомобили спешат туда, где случилась большая или небольшая беда. Потому, что это может случиться с каждым из нас или близкими нам людьми. И тогда каждая минута может быть решающей для жизни и здоровья людей, к которым движутся эти автомобили. Все это знают, но не все об этом задумываются. Важно вспомнить зачем нужны автомобили со спецсигналами, когда мы раздражены стоянием в пробке, и сделать все от нас зависящее, чтобы эти автомобили быстрее добрались до места назначения. Это этическая норма для каждого водителя.

В жилых зонах и местах парковки не зря ограничена скорость до 5 км/час. Именно эта скорость обеспечивает немедленную остановку автомобиля. Это нужно потому, что каждую секунду может выбежать на дорогу ребенок, выкатиться мячик, из-за угла появиться человек, беседующий по телефону и не видящий вас, может выйти на проезжую часть двора бабушка с собачкой… Могут случаться любые неожиданности. Жилая зона воспринимается людьми как место безопасное. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Люди расслабляются и перестают контролировать ситуацию на проезжей части. Даже водители, которые только что припарковали свой автомобиль на местах для парковки расслабляются и снижают бдительность. Следовательно, те, кто находится в этот момент за рулем должны быть максимально внимательны и осторожны.

Главная цель новой стратегии безопасности звучит круто: «стремление к нулевой смертности на дорогах к 2030 году». Уже в 2024 году у нас должно гибнуть не более четырех человек на 100 тысяч населения.

Как планируется достигать?

В первую очередь власти хотят изменить «поведение участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил». Этой тематике посвящена значительная часть документа. Также власти планируют защитить от последствий ДТП самых уязвимых участников дорожного движения - детей и пешеходов, совершенствовать улично-дорожную сеть, механизмы допуска граждан за руль, развивать систему оказания помощи при ДТП и так далее.

Что не нравится?

Судя по всему, кто-то из чиновников ознакомился со шведской программой Vision Zero, принятой в 1997 году, базовым принципом которой стала «нулевая терпимость» к ДТП со смертельным исходом. Но есть одно важное различие. Шведы в качестве главной цели установили полную недопустимость гибели людей на дороге. А у нас в стратегии речь идет только о «стремлении к нулевой смертности». Согласитесь, «стать» и «стремиться» - несколько разные понятия.

К тому же, есть еще один важный момент. Цели должны быть не только амбициозными, но и достижимыми. Даже если вы очень хотите выучить иностранный язык за неделю, то у вас это вряд ли получится. Нужны годы.

Рубеж социального риска в менее 4 погибших на 100 000 населения одолели всего шесть стран мира. И эти страны шли к этому лет 20. Сейчас у нас аналогичный показатель примерно равен 14. А мы хотим выйти на уровень в 4 погибших на 100 000 к 2024 году. Такими темпами никто никогда не двигался!

Михаил Блинкин

директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

К самому описанию стратегии тоже много вопросов. Мы сосчитали, сколько раз в документе речь идет о вине водителей в авариях и о нарушениях ПДД - 23 раза. А заодно выяснили, как часто стратегия упоминает состояние улично-дорожной сети и несовершенство организации дорожного движения. Лишь 10 раз! Причем, если верить документу, по статистике ГИБДД, 85% аварий происходит именно из-за нарушений правил дорожного движения водителями. То есть самый простой вывод, который напрашивается после прочтения стратегии, примерно такой: почти все смертельные ДТП происходят из-за водителей, которые не соблюдают правила или имеют низкую подготовку (новички), а потому было бы неплохо ужесточить санкции за нарушения.

Но перекладывание ответственности за высокую смертность на водителей (и пешеходов!) - неправильный подход. Авторы той же шведской программы Vision Zero исходили из абсолютно других принципов. Шведы поняли, что водители едут так, как позволяет им инфраструктура. Если дорога провоцирует обгоны по встречной полосе, превышение скорости или какие-то другие опасные маневры, то человек за рулем будет нарушать. Поэтому на первое место в Швеции вышла кардинальная модернизация инфраструктуры. Например, встречные потоки на трассах были разделены отбойниками, вместо стандартных перекрестков стали применять круговое движение, а на въездах в города и жилых зонах появились искусственные препятствия, вынуждающие снижать скорость. В итоге если в 1997 году в Швеции на дорогах произошло 541 ДТП со смертельным исходом, то в 2015 году - лишь 259. А тот самый показатель социального риска уже равняется 3 погибшим на 100 000 населения.

На примере российских платных дорог мы видим, что влияние инфраструктуры на аварийность - решающее. На платных дорогах те же самые водители, которые, по мнению правительства, виноваты во всем, вдруг перестают разбиваться. Удельная аварийность на таких трассах в 20 раз ниже, чем на обычных. То есть современно спроектированная дорожная инфраструктура позволяет радикально снизить смертность и аварийность.

Петр Шкуматов

координатор движения «Синие Ведерки»

Показателен в этом плане и пример Швейцарии. В далеком 1971 году в этой стране на дорогах погибло 1773 человека при населении 6,2 млн. То есть на 100 000 человек приходилось 28 погибших в ДТП. Но в наши дни аналогичный показатель составляет уже 3 погибших на 100 000 человек, и власти постоянно работают над его снижением. Как им это удалось? Комплексом мер, в первую очередь - созданием современной инфраструктуры с очень строгими стандартами. Еще на этапе создания новых районов улицы и дороги проектируются не только безопасными, но и привлекательными для человека. Цель такого подхода - в воздействии на психологию. Ведь если человек будет доволен своей средой обитания, он и нарушать будет меньше. По сути это - «теория разбитых окон», которую вывели на новый уровень.

А что еще заслуживает критики?

В стратегии абсолютно ничего не сказано о повышении ответственности должностных лиц за ситуацию с безопасностью. Зато сказано о «формировании положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции» в качестве одной из основных задач. Тема равенства всех участников движения перед законом тоже фактически проигнорирована. По духу документа выходит, что наказывать водителей и организовать пиар ГИБДД - гораздо важнее для безопасности, чем ввести ответственность чиновников или убрать с дорог «неприкасаемых».

«Стандарты транспортного поведения задает национальная элита - это написано во всех учебниках. Национальная элита, которая имеет возможность пользоваться феодальными привилегиями дорожного движения, никогда правильные стандарты не задаст. Если кому-то из-за формального или неформального статуса можно выезжать на “встречку”, все будут выезжать. Как задаются эти стандарты? Мы делаем правила, что у нас нет привилегированных участников дорожного движения, за исключением автомобилей специальных служб и кортежа президента. Это не связано ни с либерализмом, ни с демократией, ни с чем. После того, как в конце 60-х годов генералиссимус Франко просто скомандовал останавливать свой кортеж на красный свет, Испания из самой аварийной страны Европы за 40 лет попала в шестерку мировых лидеров по дорожной безопасности», - уверен Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Да и основные задачи в стратегии сформулированы слишком общими словами. Говорится о «развитии», «организации», «формировании» и «совершенствовании». Но что стоит за этими словами? Ведь под ними можно подразумевать что угодно! Где конкретика?

Если стратегия будет реализована в таком виде, водителям стоит ждать увеличения штрафов и ужесточения ответственности за нарушения, а также усложнения обучения в автошколах.

​​​​​​​Петр Шкуматов

координатор движения «Синие Ведерки».

И что же делать?

Не паниковать. Хорошо, что новая стратегия вообще появилась и дала повод лишний раз обсудить ситуацию на наших дорогах. К тому же, в документе сказано, что открытость проводимой работы для общества - один из важнейших пунктов реализации данной стратегии. Поэтому очень важно обратить внимание на имеющиеся недостатки, а также требовать от властей внедрения самых передовых решений в сфере дорожной безопасности и повышения ответственности не только простых водителей, но и должностных лиц.

В присяге водителя, которую принимают водители многих зарубежных стран первым пунктом записано: «Я всегда буду любезным и вежливым по отношению к другим водителям и по-товарищески с ними сотрудничать».

Дорога - рабочее место для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасному управлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу или привести к трагедии.

На Дорогах каждый водитель постоянно взаимодействует с водителями транспортных средств, двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими из боковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. По предназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым их водителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять их намерения, предвидеть направления движения, маневры, что очень важно для обеспечения безопасности движения. Ничто так не грозит серьезными осложнениями дорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действия водителей.

Среди всех транспортных средств особое место занимают транспортные средства общего пользования, которым в силу их особого предназначения Правилами предоставлен ряд преимуществ перед другими видами транспорта. При движении по установленным маршрутам они имеют право отступать от требований некоторых запрещающих и предписывающих знаков. Кроме того, для них предусмотрены и другие преимущества, обеспечивающие им беспрепятственный проезд, особенно по дорогам с интенсивным движением. В населенных пунктах водители всех транспортных средств не должны создавать помех троллейбусам и автобусам общего пользования, отъезжающим от обозначенной остановки в попутном направлении.

При взаимодействии с водителями других транспортных средств важную роль играют звуковые, световые и другие (например, рукой) сигналы. Но некоторые водители в нарушение Правил по разным причинам эти сигналы при маневрировании не подают. Этим они создают аварийную обстановку как для себя, так и для других участников движения. Опытные водители обычно предвидят действия других и заранее принимают меры по предупреждению нежелательных осложнений.

Очень внимательным надо быть при движении за такси или рядом с ним. Водитель такси может сделать неожиданный маневр или остановиться по требованию пассажиров. К этому надо быть всегда готовым.

При внезапной остановке, идущего впереди транспортного средства непосредственно на проезжей части водитель также останавливает свой автомобиль. Объезжать остановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ним могут быть пешеходы или животные, неожиданно вышедшие на проезжую часть, груз, выпавший из кузова других машин, иное препятствие.

Особого отношения к себе требуют легковые автомобили с водителями-инвалидами, имеющие ручное управление. Они обозначаются лишь специальным опознавательным знаком «Инвалид», который устанавливается и спереди и сзади. Многие операции по управлению водители-инвалиды выполняют только руками. Они медленно трогаются с места, медленно выезжают на дорогу, медленно маневрируют. Любые операции с органами управления водителями-инвалидами выполняются с задержкой. Учитывая это, при следовании за таким автомобилем надо выдерживать дистанцию побольше, не следует сигналить инвалиду и требовать от него ускорения движения.

Взаимоотношения водителя и сотрудника ДПС, категорий людей, непосредственно причастных к дорожному движению, складываются далеко не просто. У многих водителей вид человека с жезлом в милицейской форме не вызывает положительных эмоций, хотя они прекрасно понимают его функции. В газетах, по радио и телевидению рассказывалось о героических буднях нашей милиции, а водитель, садясь за руль автомобиля, наблюдал иногда совсем иные картины.

Вас останавливают. Не бросайтесь опрометью выполнять указание, шарахнув по тормозам или резко изменив траекторию движения. Включите указатель поворота, показав инспектору, что вы поняли его указание, и предупредив остальных участников движения о своих намерениях. Включенный указатель поворота не дает приоритета, поэтому перед перестроением уступите дорогу попутному транспорту (если он есть) и лишь затем плавно направьте автомобиль к тому месту, куда указал регулировщик.

В Наставлении указано, что действия инспектора должны быть понятны водителю.

В упомянутой выше присяге водителя записано: «Я буду всегда нести ответственность за рядом сидящих пассажиров». Когда водитель находится в автомобиле один и рискованно управляет им, то он подвергает опасности свою жизнь, и жизнь других участников движения. При наличии пассажиров он теперь рискует и жизнью своих пассажиров. Водитель является хозяином своего автомобиля и обязан заботиться о безопасности людей, которые едут с ним в автомобиле.

Отношения водителя транспортного средства и пассажиров должны строиться на доброжелательной, взаимовежливой основе. Водители, особенно пассажирского транспорта, кроме высокого мастерства управления автомобилем, должны обладать соответствующей культурой общения с пассажирами, которая основывается на высокой ответственности за их жизнь и здоровье.

Водитель постоянно учится распознавать опасные дорожно-транспортные ситуации по их типичным признакам, быстро и правильно оценивать информацию в конкретной ситуаций и прогнозировать не только движение своего транспортного средства, но и действия других участников движения, выбирать наиболее правильные решения по предупреждению дорожно-транспортной ситуации. Прогнозирование водителем действий других участников движения на дорогах в современных условиях имеет большое значение. Участники движения обладают, с одной стороны, ограниченной возможностью прямого обмена информацией по оценке ими определенной дорожно-транспортной ситуации и о своих намерениях, а с другой стороны, сравнительно высокой вероятностью ошибок в анализе дорожно-транспортной ситуации и, следовательно, в выработке соответствующих решений. Это обусловливает в каждой опасной дорожно-транспортной ситуации определенную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Умение быстро, в условиях ограниченного лимита времени, выбирать правильные решения по предупреждению дорожно-транспортного происшествия создает благоприятные условия для выработки навыков по реализации этих решений.

Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды)

Половину погибших в результате ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения - пешеходы (22%), велосипедисты (5%) и мотоциклисты (23%). Еще 31% погибших в результате ДТП приходится на водителей и пассажиров автомобилей, а остальные 19% - на прочих участников дорожного движения (чаще всего их роль в качестве участников дорожного движения неизвестна).

Любой “уязвимый участник” имеет особые преимущества на шоссе. Уязвимый участник это:

  • - пешеход (или приравненный к пешеходу: лица, которые управляют ручной тележкой, детской коляской, которые перевозят больного при помощи не-механического транспортного средства, не требующего большего пространства, чем требуется для пешеходов и лица, ведущие велосипед или мопед на двух колесах);
  • - инвалид, управляющий ручной или электрической коляской со скоростью ходьбы;
  • - велосипедист;
  • - пассажир автомобиля или железнодорожного транспорта.

Таким образом, термин "уязвимый участник дорожного движения" относится к любому участнику дорожного движения, не являющемуся водителем автомобиля или железнодорожного транспорта.

Защитные меры в отношении уязвимых участников дорожного движения касаются прежде всего пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Водители должны уступить дорогу пешеходам, которые находятся на пешеходном переходе или намереваются вступить на пешеходный переход. Кроме того, все водители должны проявлять осторожность, замедлить или остановить транспортное средство в случае необходимости в присутствии детей, слепых, инвалидов или престарелых, пешеходов или велосипедистов. Подвергнуть угрозе одну из этих категорий лиц является нарушением.

Существуют различные зоны для некоторых категорий уязвимых участников дорожного движения:

тротуары, бульвары, пешеходные дорожки - это части дороги, предназначенные для пешеходов. При отсутствии тротуаров или обочин пешеходы могут использовать проезжую часть или велосипедную дорожку в соответствии с определенными правилами (уступать дорогу, соблюдать направление движения и т.д.). Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходному переходу и имеют приоритет на этом переходе. Если нет пешеходных переходов в пределах 30 метров, они могут пересекать проезжую часть перпендикулярно, но без права преимущества;

велосипедные дорожки являются частями дороги, предназначенными и обязательными для велосипедистов. В отсутствие велосипедной дорожки велосипедисты могут использовать часть пешеходной дорожки, обочины или парковки в городах. За пределами городов они также могут занимать часть тротуара или шоссе. Не следует путать велосипедные дорожки с “велосипедными полосами” (окрашенные полосы), которые всегда относятся к шоссе. Часть улиц с односторонним движением могут быть заняты велосипедистами, а также мопедами класса А. Тогда в случае сигнала велосипедисты имеют приоритетное право на съезд с улицы с односторонним движением. Особые правила регулируют приоритет между велосипедистами (и водителями мопедов) и водителями механических транспортных средств. Например, водитель, который пересекает велосипедную дорожку должен уступить дорогу велосипедистам, которые двигаются по ней.

Становясь жертвой аварии, уязвимый участник дорожного движения автоматически получает компенсацию. “Автоматически” означает, что она будет выплачиваться независимо от того, есть ли его вина в ДТП или нет.

Компенсация выплачивается в случае:

человек пострадал в качестве уязвимого участника в дорожно-транспортном происшествии с участием по крайней мере одного механического транспортного средства на дорогах общего пользования;

человек получил травму (в случае смерти компенсация перейдет наследникам);

невозможно доказать, что уязвимый участник дорожного движения намеренно способствовали аварии;

существует причинно-следственная связь между аварией и травмой.

Автоматическая компенсация выплачивается только за телесные повреждения (включая смерть) и повреждение одежды и функциональных протезов (очки, слуховые аппараты и т.д.). Она не касается другого ущерба.

Страхование гражданской ответственности водителя транспортного средства, участвующего в аварии, компенсирует ущерб. Если более одной страховой компании вовлечены, все они должны обеспечить полную компенсацию жертве. Вместе с тем уязвимые участники дорожного движения обычно требуют компенсации у страховой фирмы, застраховавшей причастный к аварии автомобиль. Медицинская экспертиза необходима для оценки физического ущерба.

Причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальным световым и звуковым сигналом

Согласно разделу 3 ПДД РФ:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 -- 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» -- требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, согласно ПДД РФ водитель транспортного средства при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом обязан уступить ему дорогу.

Маневр по перестроению в соседнюю полосу, с целью пропустить спецтранспорт для продолжения им беспрепятственного движения по собственной полосе или же по встречной полосе не попадает под понятие термина ПДД уступить дорогу.

Согласно ПДД РФ водитель обязан пропустить спецтранспорт, например, в следующих случаях:

  • 1. При проезде перекрестков
  • 2. При перестроении спецтранспорта в полосу, в которой следует водитель
  • 3. При выполнении спецтранспортом маневров поворота, разворота

Кроме того, следует отметить что на водителей спецтранспорта распространяются требования раздела 1 (общие положения) и 2 (общие обязанности водителей) ПДД РФ.

Кроме того, согласно Закону РФ «О государственной гражданской службе» ст. 17 п. 8 служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Согласно КоАП РФ:

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом -- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Термин «предоставление преимущества» отсутствует в ПДД РФ, требования которых должны соблюдать водитель.

В тоже время есть термин «Преимущество (приоритет)» -- право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Однако и тут речь не идет об обязанности совершить маневр для того чтобы освободить полосу для субъекта приоритета.

Так как КоАП РФ лишь устанавливает ответственность за нарушение тех или иных пунктов ПДД РФ, а не подменяет собой ПДД, по аналогии следует принять, что в данной статье КоАП под предоставлением преимущества понимается требование «уступить дорогу» в терминах ПДД РФ.

В предыдущих разделах Доклада мы много раз акцентировали внимание на взаимной вежливости и взаимопомощи на дорогах. По букве закона спецсигнал включается на спецтранспорте только при выполнении неотложного служебного задания. Сознательное препятствование выполнению срочной работы не укладывается в понятие этики поведения цивилизованного человека. Нередко от скорости проезда спецтранспорта зависит нечто большее, чем уязвлённое самолюбие участника дорожного движения, мимо которого пронеслась защищённая законом "мигалка". Например - человеческая жизнь. И пусть "иногда" бывает не так, но лучше десять раз ошибиться в противоположную сторону, чем один раз не пропустить скорую, в которой врачи борются за жизнь ребёнка.

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.… Т.о. этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта.

Цель этики

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Задачи

По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы… Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем". Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

Постепенно в этике сформировалось два рода проблем:

  • Как должен поступать человек (нормативная этика)
  • Собственно теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика – "чистая философия" морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.
  • Этика как наука не является ни метатеорией, ни чистой нормативной. Это не математика и логика. Слишком ее предмет связан с жизнью. Этика должна и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.

31. Этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге;

Этика водителя - это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения.

Настоящий водитель вежлив и предупредителен - он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо­да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не­доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно­шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель­ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по­вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю­бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не­достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по­мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при­водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи­тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе­шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач­ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода - часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель­ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

Уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

Предупредительный, вежливый стиль езды;

- «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

Оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

На дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

Помощь другим водителям;

Ответственность за рядом сидящих пассажиров;

Бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек
и т. д.

Использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

Никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

Постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

32. Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения;

Вот несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:

Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.

При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.

При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.

При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.

Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.

Кроме того:

Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.

Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.

Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.

Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.

Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.

Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, - пригласи их идти понятным жестом.

Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.

Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.

Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.

Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами .

33. Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды);

Половину погибших в результате ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы (22%), велосипедисты (5%) и мотоциклисты (23%). Еще 31% погибших в результате ДТП приходится на водителей и пассажиров автомобилей, а остальные 19% – на прочих участников дорожного движения (чаще всего их роль в качестве участников дорожного движения неизвестна).

Любой “уязвимый участник” имеет особые преимущества на шоссе. Уязвимый участник это:
- пешеход (или приравненный к пешеходу: лица, которые управляют ручной тележкой, детской коляской, которые перевозят больного при помощи не-механического транспортного средства, не требующего большего пространства, чем требуется для пешеходов и лиц ведущих велосипед или мопед на 2 колесах);
- инвалид, управляющий ручной или электрической коляской со скоростью ходьбы;
- велосипедист;
- пассажир автомобиля или железнодорожного транспорта.
Таким образом, термин уязвимый участник дорожного движения относится к любому участнику дорожного движения, не являющемуся водителем автомобиля или железнодорожного транспорта.
Меры защиты
Защитные меры в отношении уязвимых участников дорожного движения касаются прежде всего пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями(инвалидов). Таким образом, водители должны уступить дорогу пешеходам, которые находятся на пешеходном переходе или намереваются вступить на пешеходный переход. Кроме того “Дорожный кодекс” предусматривает, что все водители должны проявлять осторожность, замедлить или остановить транспортное средство в случае необходимости в присутствии детей, слепых, инвалидов или престарелых, пешеходов или велосипедистов. Подвергнуть угрозе одну из этих категорий лиц является нарушением.
Существуют различные зоны для некоторых категорий уязвимых участников дорожного движения:
- тротуары, бульвары, пешеходные дорожки это части шоссе и которые являются зонами, предназначенными для пешеходов. При отсутствии тротуаров или обочин, пешеходы могут использовать проезжую часть или велосипедную дорожку в соответствии с определенными правилами (уступать дорогу, соблюдать направление движения и т.д..). Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходному переходу и имеют приоритет на этом переходе. Если нет пешеходных переходов в пределах 30 метров, они могут пересекать проезжую часть перпендикулярно но они уже не имеют приоритета;
- велосипедные дорожки являются частями дороги, предназначенными и обязательными для велосипедистов. В отсутствие велосипедной дорожки, велосипедисты могут использовать часть пешеходной дорожки, обочины или парковки в городах. За пределами городов, они также могут занимать часть тротуара или шоссе. Не следует путать велосипедные дорожки с “велосипедными полосами” (окрашенные полосы), которые всегда относятся к шоссе. Часть улиц с односторонним движением могут быть заняты велосипедистами, а также мопедами класса А. Тогда в случае сигнала велосипедисты имеют приоритетное право на съезд с улицы с односторонним движением. Особые правила регулируют приоритет между велосипедистами (и водителями мопедов) и водителями механических транспортных средств. Например, водитель, который пересекает велосипедную дорожку должен уступить дорогу велосипедистам, которые двигаются по ней.
В случае аварии
Если вы стали жертвой аварии, как уязвимый участник дорожного движения, вы автоматически получаете компенсацию. “Автоматически” означает, что она будет выплачиваться независимо от того, есть ли ваша вина или нет.
Вы (или ваши наследники) получаете автоматическую компенсацию при определенных условиях:
- вы пострадали в качестве уязвимого участника в дорожно-транспортном происшествии с участием по крайней мере одного механического транспортного средства на дорогах общего пользования;
- вы получили травмы (в случае смерти, компенсация перейдет наследникам);
- вы не уверены в умышленных действиях, другими словами, не возможно доказать, что вы намеренно способствовали аварии. Это условие однако может не выполняться, если вам менее 14 лет;
- существует причинно-следственная связь между аварией и вашей травмой.
Автоматическая компенсация выплачивается только за телесные повреждения (включая смерть) и повреждение одежды и функциональных протезов (очки, слуховые аппараты и т.д.) .. Она не касается другого ущерба. Это страхование гражданской ответственности (responsabilité civile – RC) водителя транспортного средства, участвующего в аварии компенсирует ущерб. Если более одной страховой компании вовлечены, все они должны обеспечить полную компенсацию жертве. Вместе с тем уязвимые участники дорожного движения обычно требуют компенсации у страховой фирмы, застраховавшей причастный к аварии автомобиль. Медицинская экспертиза необходима для оценки физического ущерба.