» » Типы автомобилей. Расшифровка стс на автомобиль Цифровое обозначение модели транспортного средства

Типы автомобилей. Расшифровка стс на автомобиль Цифровое обозначение модели транспортного средства

Модель транспортного средства

конкретная конструкция транспортного средства к.-л. типа, определяемая исполнением и компоновкой его основных агрегатов и узлов. Транспортные средства различных моделей, относящиеся к одному и тому же типу, различаются по конструкции, но имеют близкие эксплуатационные характеристики. М.т.с. - один из объектов исследования автотехнической экспертизы.


Криминалистическая энциклопедия. - М.: Мегатрон XXI . Белкин Р. С. . 2000 .

Смотреть что такое "Модель транспортного средства" в других словарях:

    Модель транспортного средства - конкретная конструкция транспортного средства, определяемая исполнением и компоновкой его основных узлов и агрегатов... Источник: Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N… … Официальная терминология

    тип транспортного средства - 2.2 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении конструктивных особенностей, указанных в настоящем стандарте. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Паспорт транспортного средства - Паспорт транспортного средства документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учёт и снятии с учёта. В ПТС,… … Википедия

    паспорт транспортного средства - сущ. паспорт транспортного средства (сокр. ПТС) Документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учёт и снятии с… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Идентификация транспортного средства - комплексное исследование, включающее в себя: установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию; исследование маркировочных обозначений и других… … Официальная терминология

    Видоизменение основной модели транспортного средства, обусловленное особенностями его использования. Изменению подвергается, как правило, кузов или оборудование транспортного средства, шасси при этом существенно не изменяется. М.т.с.… …

    Транспортные средства на сжатом воздухе - Аэроплан Виктора Татена 1879 года, в котором для движения вперёд использовался двигатель, работающий на сжатом воздухе. Это реальная машина, а не модель. Музей авиации и космонавтики (Париж) … Википедия

    Событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение… … Криминалистическая энциклопедия

    Прием товаров на комиссию - (применительно к правилам розничной комиссионной торговли) по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию принимаются новые и бывшие в употреблении непродовольственные товары. Прием товаров на комиссию оформляется путем составления… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Гидравлический привод - Одноковшовый экскаватор с объёмным гидравлическим приводом Гидравлический привод (гидропривод) совокупность устройств, предназначенных для приведения в движение машин и ме … Википедия

Налоговым кодексом предусмотрены дифференцированные ставки транспортного налога в том числе для грузовых и легковых автомобилей. Однако проблема заключается в том, что далеко не всегда паспорт транспортного средства позволяет однозначно судить о типе ТС в целях исчисления транспортного налога.

Пунктом 1 ст. 361 Налогового кодекса предусмотрено, что ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в размерах, указанных в данной норме. В свою очередь, согласно соответствующей таблице различные ставки определены в том числе для:
- автомобилей легковых;
- мотоциклов и мотороллеров;
- автобусов;
- автомобилей грузовых;
- других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.
Но при этом вопрос о том, по каким критериям транспортное средство следует относить к тому или иному типу, Налоговый кодекс не разъясняет.
Как разъясняют специалисты Минфина и ФНС, основываться в данном случае следует на сведениях, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию ТС (Письмо Минфина России от 22 ноября 2007 г. N 03-05-06-04/42, ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204). И прежде всего в этом смысле, каким органом зарегистрировано ТС.
Так, согласно порядку регистрации транспортного средства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938, здесь может быть два варианта. В соответствии с п. 2 данного документа все ТС, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД. В свою очередь, все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в Гостехнадзоре. Следовательно, если ТС налогоплательщика зарегистрировано в последнем, то ставку транспортного налога следует однозначно определять как для самоходного транспортного средства.
Если же за соответствующей услугой налогоплательщик обращался в ГИБДД, то еще необходимо разобраться, о каком именно автомототранспорте идет речь.

Наименование (тип ТС)

Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств нужно руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII (далее - Конвенция).
Однако сами представители Минфина России, в свое время также ссылавшиеся на ОКОФ (Письмо ведомства от 28 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/16), еще в Письме от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 указали, что Классификатор для этих целей не подходит. Во-первых, он не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к категориям, предусмотренным Налоговым кодексом. Во-вторых, применять его допустимо лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17 июля 2007 г. N 2965/07 пришел к выводу, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.

Обратите внимание! Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18 сентября 2007 г. N 5336/07 указал, что если ТС зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, самоходным транспортным средством в целях исчисления транспортного налога оно признано быть не может. Поддерживают данную позицию и федеральные арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 8 февраля 2012 г. по делу N А55-13540/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. по делу N А81-5964/2010, ФАС Центрального округа от 23 ноября 2007 г. N А48-1328/06-08).

Обращаться в рассматриваемой ситуации, по мнению финансистов, все также нужно к сведениям, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию ТС, а точнее к данным, отраженным в паспорте транспортного средства (Письмо Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137). Именно ПТС является документом, действующим на территории Российской Федерации для учета и допуска к эксплуатации средств транспорта, регистрируемых в ГИБДД (Положение о паспортах транспортных средств, утв. Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г., далее - Положение).
Так, в строке 3 ПТС "Наименование (тип ТС)" должна быть указана характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п. Соответствующими сведениями, по мнению чиновников, и необходимо руководствоваться, определяя категорию авто и ставку транспортного налога (Письма Минфина России от 19 марта 2010 г. N 03-05-05-04/05, от 1 июля 2009 г. N 03-05-06-04/105, ФНС России от 18 февраля 2008 г. N ШС-6-3/112@).

Марка, модель ТС

Строка 3 может и не содержать указание ни на "легковую", ни на "грузовую", ни на "автобусную" принадлежность ТС. Например, в ней может значиться: "санитарный автомобиль", "фургон", "фургон цельнометаллический", "грузо-пассажирский фургон", "инкассаторский" и т.д.
В этом случае, как следует из Письма Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137, внимание следует обратить на строку 2 ПТС "Марка, модель ТС". Дело в том, что согласно с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и с п. 26 Положения в ней отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): "1" - легковой автомобиль, "2" - автобус, "3" - грузовой (бортовой), "7" - фургон, "9" - специальный транспорт. Однако очевидно, что, например, цифры 7 и 9 в указанном коде уже не позволяют определить тип ТС. Более того, если автомобиль иностранного производства, то такого цифрового шифра вообще не будет.

Помимо прочего, в строке 4 ПТС указывается категория авто. Всего таковых пять:
- A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
- D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
- прицеп - ТС, предназначенное для движения в составе с основным транспортным средством.
При этом перечисленные категории ТС соответствуют классификации авто, установленной Конвенцией. И в этом смысле расхожее убеждение, что B - это легковые автомобили, C - грузовые, а D - автобусы, по факту верно лишь приблизительно. В частности, к категории B в том числе относятся "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (N 1)". С другой стороны, к категории C, действительно, в большинстве своем относятся именно грузовые автомобили. Это следует из Сравнительной таблицы категорий ТС по классификациям Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и Конвенции. Между тем именно в соответствии с данной Таблицей производится перевод категорий ТС, указываемых в одобрении типа транспортного средства (которое и подтверждает ПТС), в категории по классификации Конвенции (Письмо Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137).
Таким образом, сама по себе та или иная категория ТС, указанная в паспорте транспортного средства, не позволяет однозначно судить о его типе в целях налогообложения. Однако очевидно, что она изрядно усложняет задачу по его определению, например, в ситуации, когда в ПТС отражен тип ТС "легковой" и одновременно категория C. В свое время в схожей ситуации, то есть когда данные ПТС не позволяют однозначно определить тип ТС в целях транспортного налога, представители Минфина предписывали обращаться за разъяснениями непосредственно в ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство, либо к заводу-изготовителю. Но, судя по разъяснениям финансистов от 28 октября 2013 г. N 03-05-06-04/45552, в этом более нет нужды. Как указали в них эксперты Минфина, если отраженная в ПТС категория не соответствует типу автомобиля, данное противоречие в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса следует толковать в пользу налогоплательщика.

Таким образом, по мнению Минфина, категория ТС в целях налогообложения должна определяться исходя из его типа и назначения (категории), указанных в ПТС*(15). Однако указанный в паспорте тип ТС (специальный, специальный пассажирский и т.д.) может не совпадать с наименованием объектов налогообложения (легковые, грузовые автомобили, автобусы и т.д.), установленным статьей 361 НК РФ. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава…» и Положением о паспортах ТС в строке 2 «Марка, модель ТС» паспорта указывает ся условное обозначение транспортного средства. Оно состоит из букв, цифр или их смешения. Первая цифра обозначает класс транспортного средства: — по рабочему объему двигателя — для легкового автомобиля; — по габаритной длине — для автобуса; — по полной массе — для грузового автомобиля.

Классификатортипов транспортных средств международной перевозки

В Положении расшифровка данных понятий также отсутствует, а в Конвенции указанные термины вообще не встречаются. Поэтому полагаем, что отнесение ТС к категории «В» совершенно не означает, что в целях исчисления транспортного налога данное ТС следует рассматривать в качестве легкового автомобиля.
Отметим, что в настоящее время именно такой позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (смотрите письма от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1). Финансовое ведомство считает, что категория ТС, устанавливаемая для целей налогообложения, определяется исходя из типа ТС и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС.

Транспортные средства: классификация. категории транспортных средств

Компетентное мнение С вопросом, к какому же типу ТС относится автомобиль УАЗ 22069-04, мы обратились в Управление правового регулирования, межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Вот что нам ответили: В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов.

Паспорт транспортного средства — это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации.

Онлайн журнал для бухгалтера

Внимание

Таким образом, мы видим, что для определения категории какого-либо ТС в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе ТС, так и о его назначении («категории»), указанных в ПТС. Однако в рассматриваемом случае тип ТС — специальное пассажирское ТС, также не позволяет определить категорию ТС в целях налогообложения.


Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам ТС организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями ТС в установленном нормативными правовыми актами РФ порядке, таможенными органами ФТС России или подразделениями ГИБДД в порядке, установленном Положением. Следовательно, полномочиями по отнесению ТС к тому или иному типу ТС наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения ГИБДД.

Определение типа транспортного средства

Другие суды при вынесении решений принимают отраслевую нормаль ОН 025 270-66 во внимание, правда, сведения, полученные из данного документа, используются судами в совокупности со сведениями, полученными из ПТС и с учетом классификации категорий ТС (А, В, С, D, прицеп) (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2009 N А05-13177/2008, от 05.06.2008 N А05-223/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2008 N А29-6237/2007, от 06.05.2009 N А29-7851/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122, постановление кассационной инстанции — Президиума Архангельского областного суда от 08.08.2012 N 44г-16/2012, определение Ленинградского областного суда от 03.10.2012 N 33-4499/2012).

Как определить тип автомобиля?

I 9╓6╚ТСвч▀пэ°╘$ ┴m ╒©Y-оdt.╟ endstream endobj 1001 0 obj <

Определение типа тс для целей применения ставки по транспортному налогу

В соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 данные по сертификации автомобиля должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль. Специалисты УМНС России по г. Москве (письмо от 03.08.2004 N 23-01/3/50988) при определении типа автомобилей, выпускаемых ОАО «Ульяновский автомобильный завод», рекомендуют использовать информацию, предоставленную службой главного конструктора завода по выпускаемым автотранспортным средствам.

Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.
Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства.

Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа. Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов.

Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов.

Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов. Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием.
НК РФ *(2) п. 1 ст. 358 НК РФ *(3) п. 1 ст. 361 НК РФ; ст. 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайскогокрая» *(4) утв. приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 *(5) утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 *(6) ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII *(7) письмо Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24; постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2006 по делу N А68-АП-279/12-05 *(8) письмо Минфина России от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 *(9) п. 3 ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» *(10) письма ФНС России от 23.12.2005 N 21-5-07/552, Минфина России от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47, от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 *(11) утв.

Важно

Легковой автомобиль общего назначения — легковой автомобиль без специального оборудования. <3 Специальный легковой автомобиль — легковой автомобиль со специальным оборудованием. К специальному оборудованию относятся, например, таксометр, мобильная радиостанция, дополнительная световая и звуковая сигнализация и т.д.


К специальным легковым автомобилям относятся, например, автомобиль скорой помощи, автомобиль для инкассации денежной выручки и перевозки ценных грузов, такси. <4 Грузовой автомобиль — автомобиль, конструкция и оборудование которого предназначены для перевозки грузов. <5 Грузовой автомобиль общего назначения — грузовой автомобиль с бортовой платформой, не оборудованный средствами самопогрузки-саморазгрузки или другим специальным оборудованием.

При этом основным показателем для целей обложения транспортным налогом принимается тип ТС, указанный в ПТС, так как автотранспортные средства, имеющие одну и ту же категорию, могут иметь разный тип в зависимости от назначения (легковой, грузовой автомобиль или автобус). Существует и судебная практика со схожими выводами (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014, СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.11.2013 по делу N 33-7121/2013, СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 17.07.2013 по делу N 33-1780/2013).

В апелляционном определении СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014 было отмечено, что только по категории нельзя определить принадлежность ТС, в частности, к «грузовым» или «легковым» автомобилям.

– это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Классификация по назначению

Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.

Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.

Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.

Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.

Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски

Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.

Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.

Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.

Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.

Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.

Индексации и виды

Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.

В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.

По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.

Расшифровка цифровых индексов

По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 - цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.

Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.

Классификация легковых ТС

По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.

  • 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
  • 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
  • 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
  • 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
  • 5 – высший класс легковых транспортных средств.

На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.

Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.

Автомобили иностранного производства и их система классификации

Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.

Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.

Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.

Категории транспортных средств по международной системе

В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:

  • L1 - это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
  • L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
  • L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
  • L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
  • L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
  • L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
  • L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.

  • М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
  • M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
  • M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
  • M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
  • N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – ТС с массой более 12 тонн.

Классификация ТС по Европейской Конвенции

В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.

Виды ТС по Конвенции

Она включает в себя несколько категорий:

  • А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
  • B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
  • С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
  • D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
  • Е - грузовой транспорт, тягачи.

Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.

Неофициальная европейская классификация

Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.

Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.

С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.

Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.

VIN-коды

По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.

Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.

Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.

Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.

В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.

Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.