» » Фронтальные погрузчики российского производства – отличная надёжность и качество работы. Они были первыми Советские фронтальные погрузчики

Фронтальные погрузчики российского производства – отличная надёжность и качество работы. Они были первыми Советские фронтальные погрузчики

Еще каких-то сто лет назад работа на складах по всему миру представляла собой каторжный труд. Грузчики вручную тягали тяжелые и не очень коробки. Да, тогда уже были тележки для перевозки, но погрузка и разгрузка все еще требовали от работников физической силы. Да и времени на эти работы уходило очень много. Обстоятельства требовали изобретений для оптимизации процесса. И инженеры отреагировали на спрос.

Кто первый?

Споры о том, кто стал первым изобретателем погрузчика, идут до сих пор. По одной из версий, «родителем» современных машин для погрузки/разгрузки стал американец Юджин Брэдли Кларк, представивший в 1917 году трехколесную самоходную тележку. Но у нее еще не было ни вил, ни устойчивости, ни даже тормозов. Останавливать небольшую платформу приходилось столкновением с любым препятствием, после чего груз нередко оказывался поврежденным.

Но еще раньше, в 1906 году, на железной дороге в Пенсильвании (США) появились тележки с питанием от аккумулятора для перевозки багажа. А в 1915 году компания Baker Rauch & Lang выпустила для американской армии тележку с механизмом, который мог поднимать авиабомбы.

К 1920 году британская компания Ransomes & Rapier представила собственное подобие вилочного погрузчика, по устройству похожее на современный ричтрак. В это время американская компания Yale произвела аккумуляторную тележку с подъемной платформой. Через два года светлые головы и золотые руки из немецкой Miag создали первую машину «высокого подъема».

В 1921 году компания Юджина Кларка запустила в серийное производство модель Trucklift, которая могла поднимать и перевозить до 5 тонн груза. Управлял подъемником оператор, которому приходилось стоять позади машины - там были расположены рычаги. В 1923 году изобретение усовершенствовали: у тележки, получившей название Duat, появилась мачта, позволяющая штабелировать груз на высоте. В 1928 году свет увидела модель Tructractor - с противовесом и гидравлическим подъемником. К 30-м годам прошлого столетия ее доработали, и мачта стала наклонной. Затем погрузочно-транспортные машины компании получили трансмиссию, названную по имени компании - Clark, которая ныне используется в подавляющем большинстве техники этого типа. И лишь в 1938 году американская компания выпустила первый компактный вилочный погрузчик.

И кузнец, и жнец…

Вилочный погрузчик оказался настолько востребованным, что ему суждено было эволюционировать. Сейчас видов этой техники немало. Наряду с традиционными вилочными и ковшовыми погрузчиками широкое распространение получили их комбинированные типы. Сейчас уже никого не удивишь экскаватором-погрузчиком, погрузчиком-уборщиком, телескопическим погрузчиком. Их можно классифицировать по различным типам - мы привели только основные.

«Есть такое понятие «внутрискладская техника» - это техника, которая из-за своей конструктивной особенности может работать только в складах с хорошим ровным покрытием. К такой технике относятся ручные гидравлические тележки, электрические пеллетотранспортеры, комплектовщики заказов, электрические штабелеры, узкопроходные штабелеры и высотные штабелеры (ричтраки). Огромными плюсами данной техники являются: абсолютная экологичность, так как данная техника работает от аккумуляторной батареи; маленький радиус разворота (позволяет сэкономить на межстеллажном пространстве), - разъясняет региональный менеджер ООО «БТ Машинери» Александр Синюшкин. - Вилочные погрузчики бывают трех видов: электрические (работают от аккумуляторной батареи) и с двигателем внутреннего сгорания (газ-бензин и дизель).

Электропогрузчики из-за своей экологичности и низкого уровня шума применяют на закрытых складах предприятия пищевой промышленности, где недопустимо впитывание продукции посторонних веществ.

Вилочные погрузчики с двигателями внутреннего сгорания применяются на больших складах с хорошо проветриваемыми помещениями и на открытых площадках».

Но вернемся к истории появления различных типов этой техники.

Вилы превращаются…

В 1946 году англичанин Джозеф Сирил Бамфорд решил усовершенствовать трактор Fordson Major для оптимизации сельскохозяйственных нужд и установил на него дополнительный гидравлический рычаг для погрузки. Так появился тракторный погрузчик, который в 1948 году получил название Major Loadall. В 1951 году изобретатель создал Master Loader, более легкий погрузчик на базе все того же трактора. Со своими изобретениями он отправился в соседние страны. После посещения Норвегии его пытливый ум получил новую пищу - трактор предстояло «скрестить» с легким экскаватором, а точнее, с навесным оборудованием, которое мы сейчас знаем как «обратную лопату».

В 1953 году «селекция» была представлена миру под именем JCB Mk1 и стала первым экскаватором-погрузчиком. В 1956 выходит усовершенствованная версия - JCB Hydra-Digga с утепленной и комфортабельной по тем временам кабиной. Через два года на модель начали устанавливать передний ковш. А в 1959 году инженеры доводят машину «до ума», поставив ее на большие шасси.

В 1960 году появляется очередное детище - JCB 4 с двойной гидравликой, ковшом для копания 3-в-1 и двухрычажной системой управления. С тех пор было выпущено еще свыше 10 моделей, совершенствующихся от года к году.

Привет из СССР

Отечественное машиностроение до Великой Отечественной войны и даже в течение нескольких лет после нее даже не занималось производством, казалось бы, нужных погрузчиков.

В 1948 году был построен Львовский завод автопогрузчиков, занявшийся выпуском моделей с бензиновым двигателем. А электропогрузчики появились только в 1951 году на Калининградском вагоностроительном заводе, где собрали первый опытный образец ЭП02/04 грузоподъемностью 1,5 т.

Через 3 года в Москве руководство страны оценило необходимость производства собственных электропогрузчиков и поручило свердловскому заводу имени Калинина выпуск модели ЭП-4404 грузоподъемностью 750 кг. Планировалось к 1956 году выпустить 3000 экземпляров, а к 1960 году - 8000 машин. Но задумка не осуществилась - всего 280 погрузчиков сошло с конвейера в 1956 году. Зато СССР наводнили модели Balkancar из братской Болгарии.

Правда, ситуация выправилась в 60-х годах, когда производством погрузчиков занимались уже 4 завода. В 1964 году на Канашском заводе появился первый советский электропогрузчик ЭП-201, способный поднимать груз весом 2 т.

В СССР широкое распространение получили погрузчики еще одного типа - грейферные. К их появлению привело бурное развитие сельского хозяйства в 50-х годах XX века. Правда, первый советский грейфер представлял из себя гусеничный бульдозер с грузовой тележкой вместо отвала, на которой находились стрела и лебедка, на которых крепилось грейферное устройство. Управлять им мог и один человек, но работа с самим грейфером была намного утомительней, чем, к примеру, использовать вилы для захвата и загрузки сена.

«Мозговитый» подъемник

Современные погрузчики, конечно, в разы превосходят своих «родителей». Они оснащены сложной электроникой, которая превращает их в универсальные устройства. «Мозги» машины также способны предотвращать поломки. Естественно, если запрограммировать «логику» погрузчика заранее. Например, задать ограничение на максимальную скорость, чтобы оператор не лихачил по неровным поверхностям и не проверял на прочность ходовую часть.

Кроме того, существует большое количество навесного оборудования - для бокового смещения вил, вращающиеся захваты, сталкиватели, для уборки снега, для захвата больших цилиндрических предметов, жаростойкие вилы и т. д.

«Номенклатура навесного оборудования очень разнообразна по своей специфике и конструктивным особенностям. Навесное оборудование, установленное на автопогрузчик, используется в различных областях промышленности: сталелитейное производство, производство картона, производство холодильного оборудования, производство резинотехнических изделий и т. д. Спектр работы автопогрузчиков с навесным оборудованием очень велик и разнообразен», - говорит Александр Синюшкин.

Современные пользователи погрузчиков не устают ломать копья в словесных баталиях о качестве техники. Причем многие отмечают примерно одинаковый уровень в вопросах недолговечности китайских и отечественных погрузчиков. Первые откровенно ругают за премудрости в сборке, из-за которых обслуживать узлы и агрегаты неудобно, а также за отсутствие запчастей.

А в адрес заводов СНГ летят более серьезные упреки. Так, фронтальный погрузчик МоАЗ-40-484 показал себя не с лучшей стороны из-за низкого качества металла и сварки. Зато мини-погрузчик «КурганМашЗавода» МКС М-1000Н вообще не вызвал ни у кого особых нареканий, хотя поломки случаются и у него.

На тяжелых видах работ (с глиной, с гранитом и т. д.) хорошо себя показали фронтальные погрузчики Liebherr, Komatsu, Cat, Volvo, John Deere и Ahlmann. Из мини-погрузчиков эксперты единогласно сходятся во мнении, что самый оптимальный для суровых сибирских условий - Bobcat. Единственный, кто превосходит мини-погрузчики этой марки - JCB Robot 190.

Благодарим проект TechStory.ru за предоставленные фотографии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«ЛЗА» успешно осваивает выпуск новых и модернизацию базовых моделей автопогрузчиков.

Львовский завод автопогрузчиков основан в 1948 году. За время существования завода разработано и внедрено в производство более 30 моделей автопогрузчиков различной грузоподъемности. При этом накоплен большой опыт в разработке и освоении производства автопогрузчиков и другой грузоподъемной техники. Завод выпускал до 20 000 автопогрузчиков в год.

В период перехода к рыночной экономике завод, как и другие предприятия бывшего Союза, столкнулся с рядом проблем, что привело к снижению объема производства более чем в 80 раз.

За 1999 год с конвейера завода сошло лишь 250 автопогрузчиков, качество которых оставляло желать лучшего.

В мае 2000 года российские и украинские акционеры совместно с администрацией Львовской области начали работу по восстановлению качества продукции и былой репутации завода.

Начали поступать инвестиции, которые направляются на вывод производственных мощностей на производительность до 2 000 – 2 500 автопогрузчиков в год и на развитие новой техники.

В настоящее время завод серийно выпускает до 70 автопогрузчиков в месяц, в том числе ряд мелкосерийных моделей (грузоподъемностью 12,5 тонн, погрузчиков с гидравлической стрелой (см. ниже)).

Одновременно технический персонал работает над разработкой и внедрением новых моделей автопогрузчиков.

1. По результатам анализа рекламаций полностью заменены все резино-технические комплектующие на автопогрузчиках.

2. Разработана и внедрена в производство новая конструкция грузоподъемника, которая позволяет предотвратить преждевременный износ уплотнителей и гидроцилиндров.

3. В ближайшее время будет освоен выпуск корпусов гидрораспределителей РС 162 и 4045 Е – 4612010 из высокопрочного чугуна, что резко повысит их качество, и завод будет предлагать их потребителям как на погрузчиках, так и как запчасти и комплектующие к другой технике. До тех пор решено комплектовать погрузчики чешскими гидрораспределителями RS 20 (5 т) и RS 25 (12 т). Эти распределители наряду с болгарскими RX 80, RX 120 заложены в конструкторскую документацию и являются штатными.

4. Скоро 5-тонный автопогрузчик получит новую каркасную кабину, что позволит сразу же отличить новые машины, собранные в заводских условиях, от рециклированных.

Автопогрузчик 40810 останется самой доступной по цене 5-тонной моделью для широкого круга потребителей.

Серийно изготавливаемая модель 40810 5-тонного автопогрузчика постепенно будет заменена моделью 41008, технические параметры и дизайн которой отвечают требованию мировых стандартов. В ее конструкции применена гидромеханическая коробка передач, оригинальный ведущий мост с бортовыми редукторами, откидывающаяся кабина. База и ширина автопогрузчика уменьшены, что существенно увеличивает его маневренность. Погрузчик имеет отличные тягово-динамические характеристики.

Специалистами НИИ Автогрузмаш 4 года назад была проанализирована система гидростатического привода автопогрузчиков (в настоящее время она применяется Тверским экскаваторным заводом).

Но в процессе разработки и изготовления опытного образца был установлен ряд существенных недостатков этой системы:

Автопогрузчик «тугой» в разгоне, не имеет инерционного хода, что увеличивает расход топлива;

Чистота рабочей жидкости должна быть до 0,010 мм, что требует дополнительной установки масляных фильтров тонкой очистки;

Сложность в обслуживании и ремонте, требуются высококвалифицированные кадры и специальное оборудование.

Приняв во внимание опыт таких ведущих фирм, как «Кларк», «Балканкар», «Тойота», изучив условия эксплуатации (часто отдаленные места и слабая ремонтная база), а также учитывая пожелания потребителей, завод остановился на решении комплектовать погрузчик 41008, наряду с гидромеханической КПП (по желанию заказчика), реверсивной механической КПП с отбором мощности на гидронасосы.

Продолжается выпуск 5-тонных автопогрузчиков модели 4066 с боковым выдвижением грузоподъемника и платформы для перевозки и складирования длинномерных грузов.

Заводом освоен выпуск автопогрузчиков модели 41012 грузоподъемностью 1,6 т. В его конструкции применены двигатели LDW-2004 итальянской фирмы «Ламбардини», гидромеханическая КПП, оригинальный мост, грузоподъемник со свободной высотой подъема груза 1,4 м (при максимальной высоте 4,5 м).

Малыми партиями изготавливаются специальные автопогрузчики модели 41306 с гидравлической стрелой, предназначенные для работы с железнодорожными контейнерами и другими крупногабаритными грузами.

В этой модели применяется гидромеханическая трансмиссия конструкторской разработки и производства ЛЗА.

Модель 4008М 10-тонного автопогрузчика заменена на модель 40181 грузоподъемностью 12,5 т с гидромеханической коробкой перемены передач.

В настоящее время ведутся работы по его усовершенствованию: установка двигателя Д-260 и смена конструкции ГМП 3 на ГМП 2 производства завода ГМП ЛАЗ.

Кроме перечисленных моделей завод предлагает покупателям погрузчик 4075 – полноприводный с двумя ведущими мостами, способный передвигаться по бездорожью. Несколько единиц этой модели восстанавливаются из консервации (военный заказ), и по результатам изучения спроса будет принято решение о мелкосерийном производстве.

Заводом также изготавливаются и поставляются потребителю по заказам сменные приспособления – ковш для рассыпных грузов и стрела безблочная. Ведутся разработки конструкции целого ряда сменных приспособлений, таких как различные захваты (для бочек, рулонов бумаги и т. д.)

В России открыта сеть филиалов ЛЗА по сбыту, которая владеет базовыми складами в трех российских городах и имеет там разветвленную систему дилеров. Это позволит восстановить утраченные позиции на рынках сбыта, организовать сервисные центры по обслуживанию приобретенных потребителями автопогрузчиков.


Статья опубликована 16.10.2016 08:04 Последняя правка произведена 16.10.2016 05:07

1917 г. Первый погрузчик фирмы Clark

Предшественники современных погрузчиков появились ещё в конце XIX - начале XX века. В 1906 году Pennsylvania Railroad представила первую платформу с электроприводом для перевозки багажа, которая использовалась на её станциях.

Первый европейский погрузчик (фирма Ransomes & Rapier, Ипсвич, Великобритания) был оснащен электроприводом и мачтой на тросах

Современный вилочный погрузчик появился в конце 1920-х годов силами сразу нескольких американских и европейских компаний, ведущих независимые разработки. Определенный толчок развитию этой отрасли дала Первая мировая война, во время которой недостаток рабочей силы привел к тому, что сразу несколько разработчиков начали независимо вести разработки техники для складских операций. Непосредственными предшественниками промышленных погрузчиков считаются автолесовоз компании Hyster (Хайстер) и машина компании Clark Equipment для перевозки песка. В СССР первый «портальный автолесовоз» Hyster появился в 1930 году, поставленный вместе с другим технологическим оборудованием фирмой «Albert Kahn Inc.» при строительстве цехов Челябинского тракторного завода.

Компания Ransomes создает первый вилочный погрузчик с наклонной мачтой (около 1920 г.)

Вторая мировая война ускорила развитие производства погрузчиков, в первую очередь в США. Американская компания Hyster поставляла погрузчики для нужд армии США, после Второй мировой войны они остались работать в Европе на восстановлении разрушенных городов и стали легендарны благодаря своей мощности и надежности. После войны восстановление экономики Европы привело к экономическому подъёму, в первую очередь немецких производителей погрузчиков Jungheinrich, Linde, STILL GmbH и Steinbock.

В СССР в 1948 году был построен и введён в эксплуатацию Львовский завод автопогрузчиков.

Восточноевропейские производители играли в истории развития погрузчиков не менее значимую роль. Ранее были известны бренды V.T.A. Kraft (ГДР), Desta (Чехословакия), «Львов» (Украина) и «Балканкар» (Болгария). В СССР погрузчики Balkancar появились в 1950-х годах и быстро заняли серьёзную долю рынка. В 1980-х годах на советском рынке появились японские погрузчики ТСМ, Nissan, Komatsu, Toyota.

Сегодня в мире погрузчиков продолжается тенденция, как и среди производителей автомобилей: экономическая интеграция, поглощение и слияние. Десятку мировых производителей вилочных погрузчиков уже не один год возглавляют такие компании, как Toyota, Кion Group (бренды Linde, STILL GmbH), Nacco Industries (бренды Hyster, Yale), Jungheinrich, Crown, Mitsubishi/Caterpillar, Komatsu, Kalmar, ТСМ, Nissan. В настоящее время погрузчики заметно совершенствуются. Многие производители погрузчиков придают значение не только функциональным качествам, но и дизайну погрузчиков. При их разработке используются последние технические достижения.

Классификация и разновидности

В настоящее время разработано и используется огромное количество различных моделей и модификаций погрузчиков. При этом не существует единой общепринятой классификации погрузчиков. Наиболее систематизированной является классификация ITA.

класс I - электрические погрузчики (электропогрузчики, аккумуляторные погрузчики);

класс II - техника для работы в узких проходах; сюда относятся более специализированные погрузчики, такие как ричтраки, боковые погрузчики (например, BAUMANN, HUBTEX, Combilift) и т. п.;

класс III - штабелеры и электрические тележки;

класс IV - погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с цельнолитыми шинами;

класс V - погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с пневматическими шинами;

класс VI - транспортеры;

класс VII - «внедорожные» погрузчики всех типов (то есть предназначенные для работы в сложных дорожных условиях и на тяжелых покрытиях).

Эта классификация не отражает некоторых специфических характеристик, поэтому на сегодняшний день далеко не все производители следуют ей в публичных предложениях. Кроме того, для некоторых классов и разновидностей погрузчиков в русском языке часто используют отдельные прижившиеся наименования, в частности: штабелёр, гидравлическая тележка, ричтрак (англ. reach truck).

Широкий ассортимент различной погрузочной техники представлен на сайте -

История погрузчиков началась в 1906 году. Самым первым погрузчиком можно назвать платформу с электрическим двигателем, которая использовалась для перевозки багажа, на станциях Пенсильванской железной дороги. В 1917 году на литейном заводе американской компании Clark Equipment появилась трехколесная тележка с бензиновым двигателем для перевозки грузов по заводу. Эта самоходная машина и стала прототипом современных погрузчиков. Первые погрузчики были маломаневренными, неудобными в управлении, да и их безопасность оставляла желать лучшего. Тормозов не было, и останавливалась машина, только врезавшись куда-нибудь. Несмотря на все недостатки, она очень понравилась военным, которых не устраивали существовавшие на тот момент электрические транспортировщики, перевозившие взрывчатку. Завод Юджина Кларка получил военный заказ на производство трехколесных погрузчиков. И под выполнение этой задачи был построен первый в мире завод по производству погрузчиков. Выпущенная в 1921 г. первая модель погрузчика с подъемной платформой называлась Trucklift. Он был уже “обут” в резиновые шины и поднимал груз до 5 т. К 1923 г. на погрузчик поставили мачту для штабелирования грузов. Следующая модель - Duat. У него было три колеса и бензиновый двигатель. Эта машина стала прообразом современного вилочного автопогрузчика с противовесом.

К 1928 году характеристики разных погрузчиков были соединены в одну машину. Рама модели Duat использовалась в качестве основы погрузчика с гидравлической системой подъёма, передним ведущим колесом, механическим управлением задним мостом, прочными резиновыми шинами и противовесом. Новая машина получила наименование Tructractor (“Тягач”). Примерно год спустя модель была оборудована механизмом наклона мачты. Вскоре после этого название Tructractor поменяли на Tructier. Затем компания приступила к производству знаменитой трансмиссии Кларка. Но компания Кларка была не единственной компанией, которая занималась производством погрузчиков. Американская фирма “Yale & Towne” в 1923 году начала производство первого погрузчика на электрической тяге. Он был оборудован подъёмными вилами и подъёмной мачтой, а устройство для подъёма грузов было оснащено поворотным и шестерёночным механизмами.

Британская компания “Ransomes & Rapier” начала производить электрические погрузчики в 1920 г. Еще одна Американская компания “Hyster” в 1932 году производит четырёхколёсные платформы с лебёдками, способными поднимать с земли тяжёлые стволы деревьев, (предшественник лесовозов). В 1933 году в США фирма Towmotor Co, которая в будущем будет называться “Caterpillar Inc.” делает переднеприводный погрузчика в 1937 году запускает модель, которая помимо переднего привода имеет еще и четырёхколёсную раму с дифференциалом и гидравлическими механизмами подъёма и рулевой системы. И даже в Японии в 1937 году компанией "Nippon YusokiCo., Ltd." собран первый электропогрузчик. С началом Второй мировой войны производство погрузчиков стало массовым. Только компания Clark выпускала около 2000 погрузчиков в месяц. А после 1949 года практически каждый год был отмечен каким-либо усовершенствованием. А в России производство погрузчиков началось совсем недавно.

Отечественные погрузчики

При концентрации всех сил и средств в области оборонной промышленности, производство погрузочной техники в Советском Союзе считалось необязательным. Большую часть погрузчиков поставляла братская Болгария, количество машин, выпускаемых в СССР, было ничтожно мало. Это были практически внутренние разработки заводов для собственных нужд. Качественной разработке сильно мешал железный занавес, который не позволял советским инженерам знакомиться с западными разработками. Да и сложности с продвижением изобретений в те времена тоже всем известны. И все-таки в 1951 году на Калининградском вагоностроительном заводе был собран первый советский вилочный электропогрузчик, грузоподъемностью 1,5 тонны. Долго тянулась бумажная волокита, но к 1954 году Совет Министров СССР постановил начать серийное производство погрузчиков. Выполнять постановление было доверено Свердловскому заводу им. Калинина. Здесь нужно было развернуть производство автопогрузчика мод. 4004 грузоподъемностью 750 кг и с высотой подъёма 1,6 м. Планировалось, что завод начнет выпускать погрузчики сразу партиями, в 1956 году должно было быть выпущено 3000 погрузчиков, а в 1960 уже 8000 штук. Для быстрого решения вопросов, связанных с производством новой для завода продукции, в 1955 году был создан специальный 19 отдел, которым руководил Бронфин М.С. Конечно, завод выпустил не 3000 шт., а всего 280 шт., но начало было положено, и к 1973 году завод уже экспортировал свою продукцию, которая пользовалась успехом в 35 стран мира, включая Бельгию и Нидерланды. При Калининградском вагоностроительном заводе в 1961 году создано Центральное конструкторское бюро с экспериментальным цехом, который изготавливал электропогрузчики, к 1968 году переросло во ВНИИэлектротранспорт, который существует и сейчас. В этом же году начали производство погрузчиков заводы в г. Бельцы (Молдавия), и в г. Канаш (Чувашия). Все эти четыре завода выпускали электропогрузчики грузоподъемностью до 3 т. Канашский завод кроме самих погрузчиков освоил и выпуск штыревых и многоштыревых захватов, стрел, вил и ковшей, что позволило использовать электропогрузчики для различных работ. С 1989 г. здесь было освоено производство нового типа электропогрузчика грузоподъемностью 2 тонны, а на Бельцком заводе выпускался погрузчик самого маленького размера, с максимальной высотой подъема 2 метра и грузоподъемностью 800 кг. В конце 1980 года изготовление электропогрузчиков и электроштабелеров налажено в Грузинской ССР в Тбилиси и Кутаиси.

С тех времен внешность погрузчика сильно изменилась. Теперь основные характеристики погрузчиковэто экологичность, экономичность, эргономичность и безопасность. В начале XXI века уделяется значение и запоминающемуся дизайну.

Сегодня, крупнейшим мировым производителем погрузчиков является японский завод «Toyota», а в России крупнейшими производителями является - ОАО «Машиностроительный завод имени Калинина», г. Екатеринбург и ОАО «Тверской экскаватор», г. Тверь.

Сегодня я расскажу вам, почему самые известные в СССР погрузчики Balkancar стали самыми известными, откуда они взялись, куда делись, почему названия большинства китайских брендов напоминают нецензурную брань, и как нам со всем этим жить.

Давайте сразу разберемся, какие погрузчики и почему нам знакомы: во времена СССР в рамках социалистического разделения труда, принятого Советом Экономической Взаимопомощи погрузчики производились Народной Республикой Болгарией и, соответственно, поставлялись в страны СЭВ. Речь идет о погрузчиках Balkancar .

В основном это были следующие модели:
ДВ1792 (Рекорд II) - трех с половиной тонный дизель с четырехцилиндровым двигателем Perkins D3900, до сих пор самый распространенный болгарский погрузчик на вторичном рынке. Выглядит это болгарского чудо так:

Этот погрузчик несправедливо считается лидером по количеству несчастных случаев на производстве. За время моей работы в этом бизнесе я сталкивалась с несколькими случаями, когда 1792 давил, закалывал вилами и другими извращенными способами увечил людей. Такой вот ужасный погрузчик–убийца. На самом деле он не виноват: этих погрузчиков было завезено в СССР огромное количество, и раньше на складах преимущественно они и эксплуатировались, это как сказать, что основной хищник аквариума - единственный его обитатель, несправедливо в общем.

Чуть менее популярный и распространенный ДВ1661 (Рекорд I) - полутора тонный дизель с трехцилиндровым двигателем Perkins D2500.

Для тех, кому не интересны вилочные погрузчики, я нарисовала слоника:


Так вот, Balkancar ДВ1792 - это погрузчик, который обогатил не одно поколение продавцов погрузчиков: отличный двигатель, хороший ресурс, удачная гидродинамическая передача сделала его действительно бомбой вторичного рынка в свое время, подшаманенные погрузчики: идеально крашенные, но уже с третьей расточкой коленчатого вала, успешно продавали под видом новых: снова и снова. А когда их немножечко вымыло с рынка, и уже во всю продавались аккуратненькие тойоты и коматсу, Автоваз сменил парк автопогрузчиков ДВ1792 на Still, и на рынок гигантской волной хлынули сотни Балканкаров, и еще сотни покупателей через некоторое время получили новенькие болгарские погрузчики.

С моей стороны было бы не честно не упомянуть тот факт, что в СССР погрузчики все же производились: как правило оборонными предприятиями в качестве обязательной гражданской продукции. Вилочные погрузчики производили: Калининградский вагоностроительный завод, Машиностроительный завод имени Калинина (Екатеринбург), Канашский завод электропогрузчиков, Львовский завод, Бельцкий электротехнический завод, Ереванский автомобильный завод, Кутаисский электромеханический завод.

Это я написала, чтобы, когда вы откроете собственный маленький склад элитного алкоголя (например), и Вам предложат приобрести грузинский электропогрузчик, Вы не смеялись над продавцом, а со знанием дела сказали: "Эм.. электропогрузчик ЭП–5002? Нет, ну что Вы, зачем мне эта пятитонная хрень. Спасибо, не нужно. Привозите лучше свердловский ЭП–103! Он маленький и угловатый, как я люблю!"

В свое время и мы, как истинно русские не ищущие простых путей люди, решили продавать погрузчики Машиностроительного завода имени Калинина, что было познавательно. Кроме того, именно этот факт позволил нам развить серьезную сервисную (в том числе выездную) службу, потому что мы честно несли гарантию, а погрузчики ломались постоянно.


На фотографии выше пушка в зале ЗиК, которую я видела последний раз в 2009 году, когда нас пригласили посмотреть на новый электропогрузчик с асинхронным двигателем.


Мы посмотрели.

А угадайте, что придумало руководство завода, когда некоторое время назад получило госзаказ на такое количество погрузчиков, которое оно к указанному сроку в принципе не могло произвести?

Ну и поскольку вы тут в большинстве своем люди творческие, сейчас мы будем учиться с первого беглого взгляда с расстояния 20 метров отличать автопогрузчик от электропогрузчика: автопогрузчик от электропогрузчика отличается наличием попы!
Вот смотрите, это автопогрузчик:


Видите, у него отчетливая желтая задница? (Это на самом деле чугунный противовес, благодаря которому погрузчик не падает рогами вперед, когда перевозит или поднимает паллету с грузом).

А это электропогрузчик:

Как вы видите, у него попы нет совсем. (Она, то есть он - противовес, ему и не нужен, у него же в пузе (под сиденьем оператора) стоит огромный тяговый аккумулятор, который очень тяжелый и заменяет противовес).*

*данная анатомическая особенность действительна для погрузчиков грузоподъемностью до 2,0 т.

Японские погрузчики получили активное распространение на российском рынке в период с 1998 года (основной пик пришелся на 2003–2004 г. г., когда на рынке появилось сразу несколько мощных завозчиков - компаний, которые сменили привычную по тем временами схему работы "под заказ" (когда погрузчик оплачивали, заказывали и долго–долго ждали) и завезли сотни погрузчиков в Россию для свободной продажи.


Наиболее распространенные бренды японских погрузчиков следующие: Toyota, Komatsu, Nissan, Mitsubishi, Sumitomo, TCM, Yale, Nichiyu и др. Тут (кроме случая с тойотой) действует следующее правило: чем менее знакомо вам слово на латинице выше, тем лучше погрузчик. К слову, с китайскими погрузчиками все наоборот: раньше люди были честнее, в том числе продавцы погрузчиков, они продавали то, что привозили, и под тем именем, которое погрузчику дал завод. Жесткая конкуренция на рынке привела к тому, что поставщики погрузчиков стали выдумывать бренды (TFN, Utilev и др.), заказывать технику под существующими, но в другой отрасли (Pfaff) или под своими брендом (Grost), а исполнительным китайцам на самом деле все равно, что написано на сделанной ими машине, в отличие от конечного пользователя погрузчика: он судит о ресурсе машины по бренду.
Ниже на фото погрузчики HC (Hangcha), произведенные лидером китайского рынка складской техники Zhejing Hangcha Engineering Machinery Co., Ltd, поставщиком военно-промышленного комплекса КНР.


Руководство этого завода подписало порядка пяти только мне известных соглашений об эксклюзивном дилерстве в России, правда каждому "дилеру" погрузчики делаются под своим именем и своего цвета.
Например вот:


Про подделку мелкой складской техники в свете этого всего и говорить не стоит: сотни еврофур и вагонов ежемесячно непрерывным потоком ввозят на российский рынок французские гидравлические тележки, немецкие и итальянские штабелеры и разную прочую хрень, овеянную легендами создания, позволяющими увеличить добавленную стоимость на какие–нибудь жалкие полторы тысячи рублей.

А теперь представьте себя на минутку владельцем овощехранилища, в котором прямо сейчас сгниют огурцы, потому что их нужно вывозить, но грузить нечем, сломался ваш любимый пуэрториканский погрузчик GUCCI, представьте, что вам срочно нужна какая–нибудь водяная помпа, а теперь еще представьте, как вы будете её искать.

Жирафик за терпение:


Кстати, компании, которые продают погрузчики, чаще всего в логотипах используют следующих зверей: слона, жирафа, носорога, быка, медведя, муравья. Ну типа, высокое, тяжелое, рогатое, могучее, тут все понятно. Одни мои коллеги в Волгограде назвали свою компанию "Аист". Я долго думала, я фантазировала, ассоциировала и размышляла очень долго, я зря этим всем занималась, как оказалось. Выяснилось, что все банально: "А ккумуляторы и С пецт ехника", но к тому времени я могла бы им уже обосновать аиста в связке с погрузчиками.

Нам зверя я до сих пор так и не выбрала. Не могу обосновать котика и енотика учредителю. И идею с ягуаром Кексом из Самарского зоопарка тоже пока не могу.

Ну вот, как-то так всё.