» » Как правильно добавлять корректирующий электролит в аккумулятор. Измерение плотности электролита в аккумуляторе. Требования для разных климатических зон

Как правильно добавлять корректирующий электролит в аккумулятор. Измерение плотности электролита в аккумуляторе. Требования для разных климатических зон

Про доливку дистиллированной водички в аккум, после двух лет эксплуатации без обслуживания.
После доливки до MAX дистиллированной водички в каждую банку (влезло 0,5 л на все 6 банок) и зарядки автоматическим зарядным устройством, током от 2 А до 0,5 А в течении 20 часов, по истечении суток эксплуатации замерил плотность электролита в банках.
Оказалось, что в средних четырех банках плотность одинаковая - 1,27, а в двух крайних банках (слева и справа) она чувствительно меньше - 1,23; 1,24.

Чтобы изучить этот процесс, измерения плотности должны быть получены на разных глубинах. Датчик, который мы описываем в этой статье, в отличие от традиционных датчиков, состоит из нескольких точек измерения, позволяющих измерять плотность на разных глубинах внутри батареи. Полученный набор измерений помогает определить заряд и состояние батареи.

Ключевые слова: пластмассовое оптическое волокно, потери на изгиб, плотность электролита, уровень жидкости, свинцово-кислотные батареи, состояние заряда, поддержание батареи. Многим электрическим системам нужны батареи для работы; некоторые из-за невозможности постоянного подключения к источнику питания и других для улучшения их мобильности. Среди электрохимических аккумуляторов свинцово-кислотные батареи являются одним из наиболее широко используемых типов. Они встречаются во многих областях, таких как автомобильная промышленность, где свинцово-кислотные батареи используются с самого начала - в качестве хранилища энергии для солнечных батарей, в различных телекоммуникационных приложениях, для удаленных систем, на подводных лодках и многих других.

Погуглив, почитав различные статьи по предмету выяснил, что как бы это не конец, но позаботиться о продлении жизни аккуму неплохо бы:)
Если зарядка не помогла выровнять плотность электролита, необходимо выровнять при помощи концентрированного электролита плотностью 1,4.
Ринулся по магазинам торгующими аккумуляторами и автомагазинам по пути следования.
К моему удивлению, концентрированного электролита нигде не было в наличии.
В одном из магзиков консультант поделился, что плотность 1,4 запрещена и не выпускается уже давненько, а стандартный корректирующий электролит плотностью 1,33, не привозили уже месяца три, в связи с какими-то предстоящими изменениями в законодательстве и скорее всего корректирующий будет еще меньшей плотности.
Правда или нет, но за что купил, за то и продаю:)
Доехал до авторынка, где есть множество мелких магазинчиков-палаток и в одном из них без проблем нашлась литрушка корректирующего электролита 1,33, всего за 70 руб:)

В большинстве приложений требуется надежное измерение состояния батареи, чтобы улучшить работу оборудования, планируя доступное время работы или обнаруживая неисправности как можно скорее. Неисправная батарея может привести к большим экономическим потерям или, в случае более чувствительного оборудования, даже к потере человеческих жизней.

Основными параметрами в оценке батареи являются ток, напряжение, температура, состояние заряда и состояние здоровья. Состояние заряда является одним из самых важных параметров батареи. Он обеспечивает ключевую информацию, которая полезна для улучшения работы батареи, ее производительности, надежности и срока службы.


Итак, чего и сколько отливать/доливать…
Статьи в инете в основном старинные, т.к. аккумулятор давно уже перешел в разряд расходников и обслуживать его стремятся немногие.
За основу для расчетов взята
Суть корректировки плотности электролита в банке аккумулятора заключается в следующем:
а) из банки забирается некоторый объём электролита;
б) вместо него в банку добавляется тот-же объём либо дистиллированной воды (плотность 1,00) - для понижения плотности электролита в банке, либо корректирующего электролита (обычно плотностью 1,40) - для повышения плотности;
Равенство объёмов забираемой и добавляемой жидкостей используется только для упрощения всей процедуры и более простого логического осмысления её результатов.
По мере приобретения опыта, указанное равенство может нарушаться.
в) батарея включается на 30 минут на заряд номинальным током для лучшего перемешивания электролита в результате газовыделения;
г) батарея отключается от зарядного устройства и выдерживается 0,5÷2 часа для выравнивания плотности электролита в объёме банок;
д) измеряется плотность электролита в каждой банке и его уровень, оба параметра приводятся в норму.
Т.е. при необходимости, все операции а) и д) повторяются
Ниже приведена формула, при использовании которой можно применять корректирующий электролит с плотностью отличной от 1,40

В свинцово-кислотной батарее используется диоксид свинца в качестве активного материала в положительном электроде и металлический свинец очень пористой структуры в качестве активного материала в отрицательном электроде. Электролит образован серной кислотой, разбавленной в воде, с концентрациями от 8% до 40% в зависимости от состояния заряда и типа батареи. Несколько датчиков оптического волокна были испытаны при измерении плотности электролита в батареях. Устройства, предлагаемые и позволяющие измерять плотность электролита с помощью рефрактометров оптического волокна, но из-за их большого размера желаемые измерения плотности на разных высотах невозможны.

где:
- объём удаляемого из банки электролита, см3,
- объём электролита в одной банке, см3,
ρн - начальная плотность электролита до корректировки, г/см3,
ρк - конечная плотность, которую надо получить, г/см3,
ρд - плотность доливаемой жидкости, (вода - 1,00 г/см3 или корректирующий электролит - * г/см3)
Следует учесть, что при использовании данной формулы объёмы удаляемого и добавляемого электролитов равны.

Точно так же традиционные датчики измеряют плотность только в верхней части батареи. Это измерение не является репрезентативным из-за процесса расслоения в электролите, который создает градиент плотности во время заряда. В этом процессе серная кислота из пластин осаждается на дне батареи, поскольку ее плотность выше, чем у электролита. Это предотвращает оценку плотности батареи в режиме реального времени во время процесса зарядки. Во время разряда соотношение между процентом заряда и плотностью электролита является линейным.

Некоторые исследователи разработали альтернативные методы для получения однородной плотности во всей клетке посредством циркуляции электролита. В этой статье представлен датчик на основе пластикового оптического волокна, который можно легко вводить между пластинами батареи. Поскольку измерения проводятся путем введения волокон внутри ячеек, нет необходимости использовать вспомогательные автоматизированные системы, которые заставляют электролит циркулировать или периодически экстрагировать образец электролита.

Итак, теперь главный вопрос, какой объем электролита в нашем ISTA CALCIUM 12V 70A/h?
На него ответа так и не нашел, но решено по аналогии с размерами наших русских аккумов, взять за исходник объем в 6СТ-55 (60) - 3,8 л. По итогу вышло, что вероятно в нашем аккуме примерно 3,5 л.
По расчетам при плотности начальной 1,24, необходимо заместить на корректирующий электролит 1,33, примерно 211 см3.
Чтобы сильно не ошибиться, для начала из каждой крайней банки изъято четыре раза по 40 единиц объема указанного на колбе ареометра, итого 160 из каждой:)
Соответственно столько же и залито электролита 1,33

Эти системы, помимо увеличения стоимости измерений, занимают много места, являются источником возможных помех и, в общем, усложняют мониторинг параметров. Эта статья разделена на четыре части. В первой части представлены принципы работы датчика оптического волокна. Вторая часть описывает фазы разработки одноточечного датчика, результаты, полученные с этой конфигурацией, и его достоверность для сравнения с другими коммерческими датчиками. В третьей части подробно рассматривается многоточечный датчик.

Также показаны преимущества перед традиционными датчиками, в том числе использование одного датчика в качестве измерителя уровня электролита. Распространение света через оптическое волокно изучено несколькими авторами. Распространение мощности света по маршруту преломленного луча имеет потери из-за мощности, передаваемой в оболочку.


После перемешивания, перебулькивания:) плотность как раз оказалась 1,27
Оставляю заряжаться на 10 ч током от 2 до 0,5 А (автоматическое зарядное) и утром плотность оказывается практически 1,32 в каждой банке.
Многовато, но это только сразу после отключения зарядки.
Через пару дней проверяю, в каждой банке ровно 1,30, во всех шести.
Повторяю процедуру с замещением небольших объемов в кажой банке на дистиллированную воду.
В этот раз из каждой банки забрал по 60 см3, взамен заливаю дистиллировку.
Полчаса подзарядил, покатался денек и на проверку.
Ну вот теперь около дела, во всех банках плотность электролита одинакова - 1,26
для стремительно надвигающегося лета в самый раз:)

Несколько слов об устройстве аккумулятора

В плоском волноводе с шагом указателя и с изогнутым участком пути лучей прослеживают прямую линию между отражениями внешнего интерфейса, как показано на пути по фиг. 1; есть и другие возможные маршруты, рефлексы которых появляются только во внешнем интерфейсе.

Классический коэффициент пропускания Френеля был использован для преломленных лучей. Для туннельных лучей должен использоваться коэффициент разной передачи. Тогда, согласно и, потери мощности в изгибе волокна зависят от показателя преломления электролита батареи. Волокно может быть согнуто без разрушения, и оно химически нейтрально. Согласование между источником света и волокном не является критическим.



Если все эти манипуляции помогут продлить жизнь аккуму еще года на три, то в принципе не напрягает.
Да и когда знаешь, что мерять и доливать, то совсем все просто.
Следующая проверка состояния в октябре/ноябре:)

PS : прошло более полутора лет с момента данной операции с корректирующим электролитом и уже после этого читал много мнений, что нельзя так корректировать плотность, правильный вариант только полной зарядкой аккума стационарным зарядником, что в итоге после полной зарядки получится перекос по плотности в банках… НО , буквально на днях заморочился полной зарядкой аккума в несколько этапов и в итоге в этих крайних банках плотность по окончанию заряда как и в остальных - 1,27 все норм.
В этот раз подвела только одна банка в середине, во всех 1,27, а в одной 1,25 после полной зарядки.
КТЦ для аккума проведены, полный заряд произведен, думаю терять нечего, с одной средней банкой повторю экзекуцию с корректирующим электролитом

Все эти свойства приводят к использованию пластиковых оптических волокон. Представленный датчик включает в себя одноступенчатое оптическое волокно с 1 миллиметром. Это волокно имеет концентрическую двухслойную структуру с высокочистым полиметилметакрилатным ядром и тонким слоем прозрачной фторполимерной оболочки. Покрытие имеет более низкий показатель преломления, чем у сердечника. Материал волокнистой оболочки представляет собой полиэтилен, а его внешний диаметр составляет 2 мм.

В этом разделе, как только куртка будет удалена, оболочка волокна будет открыта. Поскольку эта процедура ручная, а толщина оболочки очень мала, в оболочке или даже в ядре может возникнуть некоторый ущерб. Поэтому эту процедуру следует выполнять осторожно, а раздел рассмотрен с использованием электронной лупы для обнаружения любого повреждения в оболочке или в сердечнике.

Price tag: 70 ₽ Mileage 32400 km


Периодичность

Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.

Регулярно очищайте аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумуляторную батарею.

Оптический излучатель и приемник соединены с соответствующими концами волокна с использованием соответствующих соединителей. Свет, исходящий от излучателя, отправляется через сердечник волокна путем полного отражения в чувствительную зону. В этой зоне свет частично преломляется к оболочке и, поскольку волокнистая оболочка была удалена, частично преломлена во внешнюю среду, в соответствии с принципом работы, показанным в разделе.

Требования для разных климатических зон

Остающийся свет передается на другой конец волокна, где размещается фотоприемник. Второе волокно добавляется к датчику в качестве эталона, чтобы компенсировать некоторые возможные изменения напряжения питания или других элементов. Обратное волокно и чувствительное волокно имеют один и тот же путь и такие же общие вариации, как температура, движения, колебания света и т.д. однако на чувствительное волокно влияет преломление, поскольку эталонная оболочка волокна не контактирует с электролитом, На рисунке 3 показана схема датчика оптического волокна.

Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин - надо менять батарею.

Предупреждения

При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду.

Технические данные волокна показывают минимальный радиус без потерь 25 мм. Однако в этой заявке цель состоит именно в том, чтобы получить потерю кривизны. Поэтому для получения оптимального радиуса для этого применения было проведено несколько экспериментов. Экспериментальная процедура заключалась: во-первых, волокна с большим радиусом погружались в растворы разной плотности. Когда все решения были протестированы, радиусы уменьшались, и волокна снова тестировались со всеми растворами. Эта процедура повторялась для каждого радиуса до минимального значения.

При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды.

Во время зарядки аккумуляторной батареи не курите и не пользуйтесь открытым огнем.

Перед зарядкой снимите аккумуляторную батарею с автомобиля, иначе "закипевший" электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.

Выходное напряжение приемников уменьшается при увеличении плотности раствора; все испытанные радиусы демонстрируют такое поведение. Однако разность напряжений между наиболее плотными и наименее плотными растворами зависит от длины радиуса. Оптимальным радиусом считается тот, который обеспечивает большую разность выходного напряжения между самой и наименее плотной средой, то есть самым чувствительным радиусом в пределах ожидаемого диапазона плотности электролита.

Оптимальный радиус-датчик подходит для датчиков, расположенных в верхней части батареи. Для нижних положений между пластинами конструкция батареи должна быть правильно адаптирована. Когда волоконный датчик с оптимальным радиусом должен быть введен в стандартную батарейку, как это было в настоящем проекте, этот процесс очень сложно или даже невозможно реализовать в зависимости от типа батареи. Поэтому, если датчик необходимо поместить вручную, необходимо использовать радиус длиной ниже оптимального, поскольку расстояние между пластинами батареи слишком мало или даже не существует в некоторых типах батарей.

Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости
от температуры

Температура электролита, °С

Поправка, г/см 3

От -40 до -26

От -25 до -11

От -10 до +4

Используя тяговые батареи, размещение волокон между пластинами возможно из-за большего расстояния между пластинами. Введение волокон в батарею осуществляется вручную с помощью прозрачного контейнера; позволяя визуальный осмотр местоположения волокон. Длина радиуса 5 мм была выбрана как компромисс между чувствительностью и удобством.

Чувствительность датчика 5-миллиметрового радиуса низкая, но достаточно высокая, чтобы быть полезной. Как только оптическое волокно определено, оптоэлектронные устройства выбираются на основе характеристик волокна. Пакеты устройств были выбраны для упрощения связи между устройством и волокном.

От +5 до +19

От +20 до +30

От +31 до +45

Таблица 2. Плотность электролита при 25 °С, г/см 3

Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, °С)

Это упрощает конструкцию внешней схемы, связанной с приемником. На рисунке 6 показана блок-схема электронной схемы датчика, включающей в себя два излучателя и два приемника. Единственным требованием для приемников является наличие очень стабильного напряжения питания.

Таким образом, флуктуации света одинаковы в обоих волокнах, что позволяет использовать некоторую систему компенсации. Система имеет два основных недостатка. Во-первых, слабость соединений между оптическими устройствами и волокном создает неустойчивость выходного напряжения приемника при любом небольшом движении. Эта проблема была впервые решена путем иммобилизации волокон и областей сцепления как можно больше. Кроме того, новые испытания также ведутся с использованием устройств с различными системами сопряжения.

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея заряжена

Очень холодный
(от -50 до -30 °С)

Зима
Лето

Холодный
(от -30 до -15 °С)

Круглый год

Умеренный
(от -15 до -8 °С)

Круглый год

Теплый влажный
(от 0 до +4 °С)

Круглый год

Жаркий сухой
(от -15 до +4 °С)

Круглый год

Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита

Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см 3

Реальная плотность электролита, г/см 3

Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см 3



ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если у батареи полупрозрачный корпус, уровень электролита определяют визуально: он должен находиться между метками "MIN" и "MAX" на боковой поверхности батареи. 2. Если у батареи корпус непрозрачный, отверните шесть пробок на крышке. 3. Проверьте уровень электролита в первой банке аккумуляторной батареи, вставив стеклянную трубку (она продается в комплекте с ареометром) в отверстие до упора в предохранительную сетку и зажав трубку пальцем...

4. ...выньте трубку. Уровень электролита должен составлять 10-15 мм.

5. Вставьте трубку в отверстие и слейте электролит. Таким же образом проверьте уровень в остальных банках аккумуляторной батареи. Если в какой-либо из банок уровень меньше, долейте в них дистиллированную воду до рекомендуемого уровня (отметка "MIN" или 10-15 мм по уровню в трубке).

6. После заливки измерять плотность электролита можно только через два часа: вода должна перемешаться с электролитом. Для проверки плотности вставьте ареометр в отверстие до упора в предохранительную сетку и засосите электролит с помощью груши, чтобы поплавок ареометра всплыл.

7. Деление на поплавке, находящееся на уровне электролита, показывает его плотность, которая должна составлять 1,28 г/см 3 для умеренного климата (при температуре электролита 25°С). Плотность зависит от температуры электролита, поэтому вносите в результат измерений поправку (см. табл. 1). По этому показателю можно судить о степени разряда батареи (см. табл. 3). Если плотность ниже указанной или отличается в банках более чем на 0,02 г/см 3 , надо подзарядить аккумулятор.

8. Слейте электролит из ареометра в банку аккумуляторной батареи.

9. Для зарядки аккумуляторной батареи пользуйтесь зарядным или зарядно-пусковым устройством в соответствии с инструкцией.

12. Во время зарядки регулярно проверяйте температуру и плотность электролита. Если температура электролита превысит 40°С, уменьшите зарядный ток наполовину либо прервите зарядку и дайте электролиту остыть до 27°С.
10. Выверните все пробки банок и подсоедините провода зарядного устройства к клеммам батареи, соблюдая полярность, затем включите зарядное устройство. 11. Установите зарядный ток, равный 0,1 емкости батареи (для батареи емкостью 5 А-ч - 5,5 А; для батареи емкостью 65 А-ч - 6,5 А и т.д.). Во время зарядки периодически корректируйте величину зарядного тока.
13. Если в течение двух часов плотность не меняется и началось бурное "кипение" электролита, значит батарея полностью заряжена. Сначала выключите зарядное устройство, затем отсоедините провода от клемм батареи.
14. Замерьте плотность электролита во всех банках. Если она больше нормы, отсосите резиновой грушей часть электролита из банки и долейте такой же объем дистиллированной воды. Если плотность электролита меньше нормы, откачайте ареометром часть электролита и долейте столько же электролита плотностью 1,40 г/см 3 (см. табл. 3). После этого вновь подключите зарядное устройство и заряжайте батарею в течение 30 мин. Снова измерьте плотность электролита и при необходимости доведите ее до нормы, как указано выше.