» » Какая коробка передач на мазе простор. Грузавтоинфо

Какая коробка передач на мазе простор. Грузавтоинфо

Изучаем конструкцию и экстерьер МАЗ-5440М9 .

Сделать грузовик уровня Euro-6 - означает не просто «поставить другой мотор под кабину». Это означает «переработать всю конструкцию». Всё - от лонжеронов рамы, крепления и компоновки агрегатов до расположения опор кабины. На МАЗе сделали всё это, и многое другое.

Получившийся тягач за родство с флагманом Мерседеса уже успели прозвать АктроМАЗом. Рассмотрим его детали.

01. Первое появление АктроМАЗа на публике состоялось чуть больше полутора лет назад - 8 августа 2014 года на праздновании 70-летия Минского автозавода.

02. Первое, что бросалось в глаза - полностью обновленный дизайн экстерьера. Это даже не рестайлинг, это действительно новый дизайн, сделанный не просто для того, чтобы «было красиво».

03. Полностью поменялись все агрегаты (об этом чуть ниже) и именно новой агрегатной базой, прежде всего, обусловлена новая внешность. Так, например, передняя маска «подвязана» к ширине радиатора нового двигателя.

04. Здесь хорошо видно, что радиатор существенно увеличился в размерах. Электропроводки стало значительно больше. Обилие электроники = обилию проводов.

05. Конечно, новая визуальная эстетика тоже была одной из задач, которую преследовали создатели машины. Цели достигнуты. Отличить МАЗ Euro-6 от «Euro-младших» МАЗов можно с километра. Неизмененным остался только один внешний элемент - ветровое стекло. Все остальное - полностью новое.

06. Хорошо ли получилось? Мнения интернет-сообщества разделились, но лично мне нравится. Девчонкам тоже:)

07. Новому поколению МАЗов новые контуры Зубра! Дизайн эмблемы у АктроМАЗов тоже новый.

08. Под эмблемой, кстати, сделана удобная ступенька для протирания ветрового стекла. Можно спокойно делать шаги в стороны без опасения соскользнуть.

09. Обратите внимание - зубр с МАЗовским логотипом разнесены на большее расстояние, чем у грузовиков предыдущих поколений. Это тоже сделано не просто так. Такой ход «подвязан» уже к электронике. На современных магистральных тягачах должен стоять радар, определяющий расстояние до впереди идущего транспортного средства. И на МАЗе-5440М9 он есть. На работу радара влияют металлизированные элементы. В том числе и из-за радара эмблемы разнесены.

10. Общие контуры кабины, на первый взгляд, совпадают с привычными МАЗами. Но на самом деле ВСЕ штампованные элементы здесь новые. А сходство обусловлено требованием возможности производства новых штампованных элементов на уже имеющейся на МАЗе штамповой оснастке.

У диванных аналитиков одним из самых популярных «критических камментов» во время обсуждения дизайна магистральника МАЗ-5440М9 является утверждение о том, что «кабину скопировали с Volvo».

11. Самых юных из них отчасти можно понять. Профили МАЗ-5440 (слева) и классического Volvo FH (справа), действительно, схожи. Но никак нельзя утверждать, что МАЗ скопирован с Volvo. Этому нюансу мы посвятим отдельную Ремарку .

Ремарка М-Парка

12. Совсем-совсем новой кабиной МАЗ стал заниматься еще во времена горбачевской Перестройки. В конце 1980-х проект вышел на стадию полноразмерных макетов.

13. Летом 1991 года был собран первый опытный образец тягача с новейшей кабиной. Им стал МАЗ-6430 №1. Советский Союз еще существовал, а МАЗ с кабиной обсуждаемых контуров уже ездил.

14. Классический Volvo FH , в копировании которого диванные эксперты так усердно пытаются уличить МАЗовцев, появился на свет в 1993-м. Через два года после МАЗа!

15. Так что еще можно поспорить насчет того, кто на кого похож:) На самом деле, конечно, Volvo уж тем более не копировало МАЗ. А сходство контуров говорит о том, что в конце 1980-х / начале 1990-х белорусские и шведские дизайнеры мыслили в одном ключе.

Также в интернет-обсуждениях можно встретить утверждения о том, что дизайн фальшрешетки радиатора «скопирован» по оценкам одних диванных аналитиков со Скании, других - с . На Сканию уж никак не похоже, а вот с Актросом сравним в одном ракурсе:

16. Ну что ж, некие стилистические ходы в элементах нижнего пояса действительно пересекаются. Но все линии разные.

Упрекают АктроМАЗ и в том, что «фары скопированы с Volvo FMX ». Сравним:

17. Слева - МАЗ-5440М9 , справа - Volvo FMX первого поколения. Линзовая оптика здесь и в самом деле от одного поставщика - фирмы Hella . Но расположены «кругляши» заметно по-разному.

18. Кстати, светят линзы прекрасно.

19. А традиции использования линзовой оптики на грузовиках МАЗ были заложены еще в 2012 году, когда был построен второй экземпляр экспериментального капотного тягача МАЗ-6440РА.

20. Задняя светотехника здесь тоже новая. Она точно не повторяется ни на одном «европейце».

21. В итоге АктроМАЗ похож-то сам на себя! И фамильные контуры марки при этом чувствуются. Стало быть, дизайнерскую задачу надо признать решенной.

22. Единственный элемент, который полностью пересекается с одним из изделий «Большой семерки» - зеркала заднего вида.

23. Слева - МАЗ-5440М9 , справа - IVECO Stralis . Здесь 100-процентрое совпадение. Но не копирование. Зеркала для МАЗа - покупной компонент. И для IVECO - покупной компонент. А поставщик один и тот же - испанская фирма Ficosa . В перспективе зеркала у МАЗов будут чуть другие.

С внешним дизайном разобрались, теперь самое время «пройтись» по агрегатам.

24. Под кабиной установлен двигатель Mercedes-Benz OM471 мощностью 475 л.с. Daimler скромно называет этот мотор «лучшим дизелем в мире». Глубоко интересующимся предлагаем посмотреть об этом двигателе промо-фильм с великолепной трехмерной графикой:

25. Двигатель сагрегатирован с роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач Mercedes-Benz G230-12 New AMT .

Эта КПП изначально проектировалась Мерседесом с учетом возможности установки такой интересной «вещи» как акваретардер и… И МАЗ поставил его на свой тягач! Впервые в истории марки.

26. Его производитель - именитая фирма Voith . В английской терминологии акваретардер обозначается аббревиатурой SWR (S econdary W ater R etarder). В этом промо-видео прекрасно показана работа этого агрегата и разъясняется, зачем он нужен.

27. Немецкий на АктроМАЗе и гипоидный задний мост - Daimler R440 . Но это только пока. В дальнейшем МАЗ планирует изготовить свой аналог.

28. По-европейски установлены и ресиверы с аккумуляторами - в заднем свесе рамы. Боковое пространство в базе автомобиля полностью занято топливными баками, баком для мочевины и огромным глушителем-катализатором (станцией очистки). Вот почему ресиверы и аккумуляторы перенесены в «хвост». К этому пришли все европейские фирмы. МАЗ просто перенял опыт. Для наглядности мы показываем этот элемент АктроМАЗа в сравнении с .

29. Топливных баков у МАЗа-5440М9 два. Слева стоит топливный бак объемом 700 литров, справа - 400 л. Непривычно видеть такое обилие трубок на баках грузовика марки МАЗ. На дальнем плане - «хитрый» топливозаборник, на переднем - крышка с электрическим разъемом для подключения датчика указателя уровня топлива.

30. Между левым баком и лонжероном находится распределительный кран для перекачки топлива из одного бака в другой.

31. Бак для мочевины расположен слева, сразу за кабиной. Его объем - 75 л.

32. Топливные баки закрыты декоративными щитками, а справа за этим же щитком, между 400-литровым баком и кабиной, смонтирована огромная станция очистки воздуха (глушитель-катализатор).

33. Шины на опытном образце также использованы импортные. Задний мост - Matador Diamond , передняя ось - Matador Silent . Размерность - 315/70R 22.5 . Подвеска заднего моста - пневматическая с четырьмя баллонами, подвеска передней оси - малолистовая рессорная.

34. Любопытно, что седельно-сцепное устройство - «подчеркнуто отечественное». Его изготовил завод «Гидромаш» из белорусского города Кобрин (Брестская область).

35. В целом перед нами, конечно, МАЗ принципиально нового инжинирингового уровня. О его серийности говорить пока рано, но результаты проделанной работы мы увидим в будущем не только на этой, но и на других моделях.

«Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет - И наконец увидел свет». Почему-то именно эти строки классика русской поэзии вспомнились мне при первом взгляде на новинку Минского автозавода.

МАЗ-5440В9 «Простор» - франт во всем, что касается внешнего вида. К тому же, это первый представитель семейства минских грузовиков, который выходит на рынок не под безликим индексом, а под собственным именем.

Но кроме модной внешности, семейство «Простор» вобрало в себя целый ряд инноваций, касающихся внутренней отделки. Изменения весьма существенны. У «Простора» совершенно новые: приборная панель, щиток приборов, рулевая колонка, сиденья с трехточечным ремнем безопасности.
В общем, практически все, что напрямую влияет на комфорт труда водителя - новое. Эти детали и представляют главный интерес. Однако и внешние нововведения достойны детального рассмотрения. С них и начнем.

Экстерьер

В начале прошлого года Минский автозавод ввел в эксплуатацию совершенно новый участок по окраске кабин с самым передовым оборудованием, позволяющим использовать двухкомпонентные эмали. Поставщиков эмалей несколько: из России, Беларуси и Европы. Среди европейских партнеров - именитый концерн BASF.


Разница в визуальном восприятии очень хорошо видна в сравнении с серийной машиной. Внешние панели у обоих грузовиков совершенно одинаковые, однако за счет более качественной и дорогой краски, а также цветового акцента на детали «Простор» выглядит значительно эффектнее

МАЗ «Простор» - наглядная иллюстрация того, что средства и усилия на создание нового участка окраски кабин были потрачены не зря. Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к этой машине, - это качество окраски. Такого на отечественных грузовиках прежде, пожалуй, не было.

Дополняет приятное впечатление и пока непривычная цветовая схема. Основная поверхность окрашена в темно-серый металлик, а отдельные элементы - зеркала заднего вида, дверные ручки, облицовка решетки радиатора - в матовый светло-серый цвет. В сочетании это придает грузовику благородный облик.


Система зеркал заднего вида - классическая


Форма дверной ручки - новая. Она однозначно стала удобнее. Цвет детали, контрастирующий с цветом грузовика, превращает ручку еще и в имиджевый аксессуар


Элегантные ступеньки в переднем бампере - полезный функциональный элемент в декоративном обрамлении


Декоративные колпаки колес заимствованы у автобусов МАЗ, а наружные брызгозащитные пластиковые щитки поставляет ЗАО «Петропласт» из Санкт-Петербурга


У «петропластовских» щитков есть приятная особенность - изнутри они отделаны полимерным ворсом, что дает дополнительную защиту от брызг

Еще с древних времен существует такая поговорка у стилистов - «пусть на вас будет простенькое платье, но обувь должна быть дорогой». Эффект дорогой обуви МАЗовские дизайнеры «Простору» также смогли придать, причем довольно простым и бюджетным способом. На грузовик установили хромированные колпаки от автобусов МАЗ второго поколения. Эта деталь отлично вписалась в облик.
Все эти «маленькие нюансы» в совокупности преобразили привычный облик минского тягача. После похода в «модный бутик» работяга в спецовке преобразился в джентльмена в костюме.

Интерьер

Внутри «Простор» вообще не узнать. От всего, что формировало интерьер МАЗовских тягачей прежде, не осталось ничего. Первое ощущение, что попал в кабину Volvo, Mercedes - чего угодно, но только не МАЗа.

Приборная панель у «Простора» настолько разительно отличается от старой, что прежде, чем прикоснуться к ней, хочется протереть глаза. А существует ли она в реальности? Существует. Прикасаемся. О, боги! Материал - приятный на ощупь. Умеренно мягкий и в то же время упругий. И сам по себе дизайн соответствует современным европейским тенденциям.



Совершенно новая панель приборов. Дизайн - авторская разработка МАЗа. Изготовлением также занимается сам автозавод


Рулевая колонка – регулируется по углу наклона. Она не МАЗовская, а заимствовована у Mercedes-Benz. Отсюда и разница в цвете


Конфигурация нового щитка приборов сильно отличается от предыдущей версии. К ней надо привыкать

Только те, кто лично знаком и с отечественными, и с европейскими грузовиками, могут оценить, насколько это большой прорыв - появление новой, качественной приборной панели европейского типа на отечественном грузовике. Пожалуй, в наших реалиях - это более серьезное нововведение, чем, например, новый двигатель или коробка передач.

Дизайн и качество материала приборных панелей всегда были слабым местом всех отечественных грузовиков. По этому показателю автозаводы всего бывшего СССР постоянно отставали от европейцев на десять и более лет. То, что удалось сделать МАЗу, приблизило его к европейским конкурентам сразу на несколько шагов.

Для разработки новой приборной панели не привлекались никакие сторонние организации. И проектированием, и изготовлением этого элемента занимался сам автозавод.

Естественно, у новой приборной панели должен быть и новый щиток приборов. И он есть. Разработкой дизайна также занимался сам МАЗ, а вот изготовили щиток Минский электромеханический завод и Витебский завод электроизмерительных приборов.

Новая конфигурация щитка предусматривает размещение циферблатов, заметно отличающееся от привычного. Если прежде крупные спидометр и тахометр размещались по центру, а остальные датчики - по бокам от них, то теперь главные приборы размещены по краям щитка, а диаметр циферблатов спидометра и тахометра заметно уменьшился. Указатель уровня топлива, датчик температуры двигателя и манометры первого и второго контура отныне располагаются в верхней части щитка.

Кроме того, на щиток выведено множество пиктограмм, информирующих о напряжении в бортовой сети, давлении масла в двигателе и так далее. Центральное место занимает многофункциональный дисплей, на который выводится множество других данных.
В общем, к такому количеству получаемой информации отечественным водителям еще только предстоит привыкнуть. Привыкать придется и к ярко-зеленой подсветке шкал в темноте.

Кстати, о подсветке. Наконец-то ее получили кнопки ABS, ASR и остальные клавиши управления, расположенные по правую руку от водителя. Вроде бы мелочь, но очень важная.



Рядом с приборной панелью - две очень удобные горизонтальные полки


Ручка управления электроприводом зеркал. На отечественных грузовиках - пока редкость


Отличия новой дверной панели от предыдущей версии (справа) хорошо видны в сравнении

Сразу над этими кнопками находится очень удобная полка. Над ней - еще одна. Относительно друг друга эти две полки для мелких предметов расположены ступенчато. Простое, и в то же время удобное решение.

Заменена и внутренняя дверная панель. Форма подлокотника стала более удобной. Боковой карман обрел более эргономичную форму. Странно, что нет электроподъемников у боковых стекол. Хочется надеяться, что это просто издержки первого экземпляра. Зато в «Просторе» реализована электрорегулировка зеркал, тоже впервые. Рычажок управления зеркалами расположен на подлокотнике.

Спальное место

Роль спального места в жизни дальнобойщика - огромна. Те, кто ночуют в грузовике, это прекрасно знают. Что нового предоставляет МАЗ «Простор»
в области спальных достижений?

Небольшие изменения есть, но революционными их не назовешь. Немного увеличилась ширина спальной полки. Пожалуй, это все. Подголовник - не поднимешь. Небольших карманов для мелких вещей рядом со спальной полкой - нет.

Вообще, спальник у «Простора» вполне добротный, однако компоновщикам и дизайнерам этой части интерьера ой как стоит обратиться к изучению огромного опыта «большой семерки» в этом вопросе.

На тот случай, если дальнобойщик останавливается на отдых днем, предусмотрена полезная опция - во всю ширину ветрового стекла сверху опускается солнцезащитная шторка. Такое решение значительно эффективнее стандартных солнцезащитных откидных козырьков. Действительно хорошо блокирует фронтальный яркий солнечный свет, проверено. Такие шторки есть и на боковых стеклах. Ими же можно успешно пользоваться и во время движения. Правда опускать их придется «не на полную мощность».

Для ночевки в кабине предусмотрено зашторивание по периметру плотными портьерами. Однако чтобы полностью зашторить окна, необходимо терпение, старание и большой запас нецензурных слов. Легким движением руки штору по карнизу не передвинешь. Каждый крючок надо пальцем подталкивать отдельно, буквально по сантиметру. В итоге ночное зашторивание превращается в серьезную церемонию.



Есть и полное зашторивание по периметру кабины. Необходимая опция для водителей, ночующих в автомобиле


Однако для того, чтобы зашториться, придется помучаться. Крючки по карнизу передвигаются с большим трудом

Карниз ночной шторы и его фурнитура - пожалуй, единственный элемент интерьера, который откровенно не понравился. Впрочем, это претензия не столько к автозаводу, сколько к поставщику комплектующих. Деталь, стоимость которой в общей стоимости грузовика составляет сущие копейки, при этом доставляющая реальные неудобства, - явный непорядок. Однако непорядок решаемый. Думаю, заменить карниз и его крючки - это вопрос одного телефонного звонка другому поставщику.

Резюме

Для справки необходимо сказать несколько слов об агрегатах «Простора». Под кабиной установлен рядный дизель ЯМЗ-651.10 мощностью 420 л.с., соответствующий экологическому стандарту Euro-4. Это двигатель, уже несколько лет выпускаемый «Группой ГАЗ» по лицензии Renault Trucks. МАЗы с таким мотором - давно серийный продукт.

Коробка передач - механическая 16-скоростная ZF 16S1820TO. Конечно, «автомат» для придания большей престижности «Простору» бы не помешал, но эту уже вопрос цены.

Поскольку по агрегатной начинке «Простор» не инновационен, мы не стали уделять им пристальное внимание. И двигатель, и коробка передач хорошо знакомы по предыдущим моделям.

Создавая МАЗ-5440В9 «Простор», минчане преследовали цель сделать грузовик привлекательного внешнего облика, значительно измененный и осовремененный по интерьеру, который при этом не должен быть заметно дороже привычной серийной продукции. Нам машина понравилась. Заводчанам удалось достигнуть цели. Внешний вид великолепен. Внутренняя отделка выведена на новый уровень. «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил».

При первом знакомстве с новым детищем минских автомобилестроителей почему-то воскликнуть: «Ну наконец-то!». Восхитительные степени вполне уместны при разговоре о МАЗ-5440В9 «Простор» — новом белорусском тягаче, в отличие от предшественников, получившем помимо безликого индекса и собственное имя.

«Простор» выделяет не только его довольно оригинальная для отечественных грузовиков внешность, но и масса инноваций, появившихся в отделке и интерьере кабины. Изменения коснулись практически всех элементов кабины – здесь совершенно новые кресла, приборная панель, рулевая колонка – одним словом, все подчинено одной цели – созданию максимально комфортных условий для водителя.

Несмотря на то, что наибольший интерес в новом тягаче представляет интерьер кабины, тем не менее, сначала детально рассмотрим внешние нововведения, тем более что они достойны подробного описания.

Экстерьер грузовика

В начале 2013 года на Минском автомобильном заводе был запущен новый производственный автоматизированный участок окраски кабин, оснащенный самой передовой техникой и оборудованием, позволяющим применять для окраски качественные двухкомпонентные эмали. Лакокрасочные материалы поступают на завод от ведущих европейских, российских и белорусских производителей.

Новый тягач служит наглядным примером эффективности создания нового производственного участка, так как высокое качество окраски – это то, что в первую очередь бросается в глаза при осмотре тягача. Достичь подобного качества окраски на грузовиках отечественного производства пока еще не удавалось.

Приятно удивляет и необычная цветовая схема. Основной фон кабины – темно-серый металлик, а различные элементы и вставки, такие как дверные ручки, зеркала, накладная облицовка радиаторной решетки, окрашены в матовый светло-серый оттенок. Впрочем, уже доступны и другие цветовые гаммы.

Удачным дизайнерским решением, придавшим автомобилю современные черты, является и установка на колесах «Простора» хромированных колпаков, знакомых нам по автобусам МАЗ нового поколения.Эта недорогая деталь гармонично вписалась в облик тягача.

В целом, именно за счет вот таких, на первый взгляд незначительных элементов, вид привычного минского тягача, традиционно ассоциирующегося с образом «трудяги в спецовке» претерпел удивительную метаморфозу, и сейчас ему более подойдет определение «элегантный джентельмен».

Интерьер МАЗ-5440В9

Если при внешнем осмотре не обратить внимания на минского «зубра», красующегося на решетке радиатора, в кабине может возникнуть сложность с идентификацией марки автомобиля, в котором вы находитесь. Может это Volvo, Iveco, Mersedes? Да нет же, это наш добрый знакомый МАЗ, просто преобразившийся до неузнаваемости! Все что находится в кабине, разительно отличается от того, что мы десятилетиями видели в интерьере наших грузовиков.

Первое, что бросается в глаза – приборная доска из более качественного, умеренно мягкого пластика, с дизайном, соответствующим современным европейским стандартам.

По-настоящему оценить прорыв, произошедший с приборной доской «Простора» могут те, кто хорошо знаком со многими моделями отечественных и зарубежных грузовиков.

Появление приборной доски, не уступающей по своим параметрам самым современным европейским моделям на отечественном грузовике – это, пожалуй, более значимый шаг, чем появление нового силового агрегата или коробки передач.

У тягача вполне удобный вход в кабину, высокая крыша создает в кабине ощущение простора – не зря же грузовик получил собственное имя «Простор». Не загромождает кабину и моторный тоннель, высота которого не превышает 20 см.

Водительское кресло, снабженное пневмоподвеской, имеет широкий диапазон регулировок, что вкупе с регулируемой рулевой колонкой создает комфортные условия для работы водителя. За креслами находится спальный отсек, оснащенный двумя широкими полками для отдыха. К сожалению, уровень отделки пока уступает европейскому, но и здесь, в сравнении с предыдущими моделями, сделан существенный шаг вперед.

Примечательно, что разработка и изготовление приборной панели велись на Минском автозаводе, без привлечения зарубежных партнеров и поставщиков. Своими силами белорусским специалистам удалось создать и новый щиток приборов, к производству которого были привлечены Минский электромеханический завод и Витебский завод электроизмерительных приборов.

На новом щитке приборов циферблаты расположены в несколько непривычной конфигурации. Мы привыкли к тому, что в центре щитка находятся спидометр и тахометр, а остальные приборы и датчики располагаются по бокам. На щитке «Простора» в центр перенесены указатель уровня топлива, манометры, датчик температуры, индикаторы. А вот спидометр и тахометр, диаметр которых значительно уменьшился, расположились по краям щитка.

Доминантой щитка является центральный многофункциональный дисплей, на который выводится множество пиктограмм и информации, позволяющей контролировать работу всех основных систем грузовика. К подобному обилию информации нашим водителям надо будет еще привыкнуть. Непривычно смотриться и ярко-зеленая подсветка приборов и шкал.

Подсветку, наконец, получили также клавиши и кнопки управления, расположенные справа от водителя. Над блоком клавиш управления находятся две ступенчато расположенные полки для хранения мелких предметов и документов.

Новое решение получила и внутренняя панель двери. Здесь появился удобный подлокотник с кнопкой электрорегулировки зеркал заднего вида и эргономичный боковой карман. Жаль, что конструкторы «Простора» не предусмотрели установки электроподъемников боковых стекол. Однако этот недостаток не является критичным, и уже в последующих модификациях может быть исправлен.

Спальный отсек

Для водителей-дальнобойщиков спальный отсек грузовика важен не менее надежного двигателя. Расскажем подобнее, что представляет собой место для отдыха «Простора».
Изменения появились и здесь, правда, революционными их назвать нельзя. Пожалуй, кроме несколько расширенной спальной полки видимых преобразований в отсеке не произошло. Все тот же неподъемный подголовник и отсутствие рядом с полкой удобных карманов для хранения маленьких вещей.

Несмотря на то, что спальный отсек не вызывает особых нареканий, разработчикам «Простора» в этом сегменте следует присмотреться к дизайнерским решениям, присутствующим у ведущих европейских компаний.

Для обеспечения отдыха водителя в дневное время в «Просторе» присутствует специальная солнцезащитная шторка, опускающаяся во всю ширину лобового стекла. Шторка значительно эффективнее традиционных откидных солнцезащитных козырьков защищает кабину от попадания прямых солнечных лучей. Аналогичные шторки присутствуют и на боковых стеклах грузовика. Их использование допускается и при движении автомобиля, правда, опускать до конца их не разрешается.

Для организации ночевки, кабину можно зашторить по всему периметру плотными портьерами. И именно в этом, казалось бы, незначительном вопросе, проявился забавный недостаток нового тягача. Для того чтобы полностью зашторить кабину, водителю придется набраться терпения — все как в классической комедии: «Легким движением руку брюки превращаются… превращаются» — просто так передвинуть шторку невозможно.

Потребуется по отдельности передвигать каждый крючок, толкая его по сантиметру. Естественно, найдется немного водителей, готовых после тяжелого трудового дня заниматься этой нудной церемонией. Таким образом, карниз и фурнитура ночной шторы — практически единственная деталь интерьера кабины, которая, бесспорно, не соответствует общему уровню «Простора». Не будем обвинять в этом автомобилестроителей, скорее тут вина поставщиков комплектующих. Тем не менее, решение этой проблемы, портящей имидж удачного во всех отношениях автомобиля, не связана с трудностями. Будет достаточно лишь найти производителя, готового поставлять качественную продукцию.

А что в итоге

Для того чтобы у читателя сложилось более полное представление о «Просторе», скажем несколько слов о технической составляющей грузовика. Тягач оснащен рядным дизельным двигателем ЯМЗ-651.10 мощностью в 420 лошадиных сил. Лицензионное производство дизельного силового агрегата, соответствующего экологическому стандарту Евро-4, налажено компанией «Группа ГАЗ».

Двигатель ЯМЗ-651.10 представляет собой лицензионную версию агрегата Renault Trucks. Минские грузовики уже не первый год оснащаются этими моторами.

С ярославским двигателем агрегатирована механическая 16-ступенчатая механическая коробка передач ZF 16S1820TO. Заводчане утверждают, что могли бы оснастить «Простор» и автоматической коробкой передач, правда, стоимость тягача при этом значительно бы возросла.


Поскольку двигатель, КПП и прочая агрегатная начинка грузовика мало чем отличается от оснащения других моделей Минского автозавода, мы не станем уделять много внимания этой теме.

За рулем «Простора» водитель чувствует себя вполне уверенно, правда, руль в сравнении с ведущими европейскими моделями не настолько отзывчив. Однако следует отметить, что и стоимость машины в сравнении с «европейцами» не высока. Понравилась и работа КПП, с переключением передач каких-либо проблем не возникает. Двигатель тяговитый, даже при преодолении затяжного подъема на высокой передаче остается значительный запас мощности. При движении в кабине возникают какие-то посторонние шумы и поскрипывания, однако, уровень звукоизоляции, в целом, достаточно хороший.

Приступая к созданию грузовика «Простор» минские автомобилестроители, прежде всего, стремились сделать внешне привлекательную машину. Внешний облик и современный интерьер никогда не были в числе приоритетов у отечественных автопроизводителей, и «Простор», похоже, нарушил эту печальную традицию. Отрадно и то, что перевоплощение из «работяги» в «джентельмена» не отразилось на цене, которая лишь незначительно превышает стоимость серийных моделей завода.

Таким образом, резюмировать этот небольшой рассказ о новом тягаче можно словами Пушкина — «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил.»

Технические характеристики

МАЗ-5450 – первый магистральный тягач Минского автозавода, возглавивший большое семейство грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности, предназначенных для внутригосударственных и международных коммерческих перевозок. Передовые технические характеристики, современный дизайн, надежность и соответствие международным экологическим стандартам – это основные качества, способствующие огромной популярности грузовиков данной линейки не только у себя на родине, но и в России, а также во многих восточноевропейских странах.

История создания МАЗ-5440

Начало 90-х годов прошлого века, когда распался Советский Союз, стало критическим периодом для всех автомобилестроительных предприятий, и Минский автозавод не являлся исключением. На постсоветском пространстве спрос на производимые тогда грузовые автомобили резко упал, а за рубежом они не очень-то котировались. Руководство завода решило сделать ставку на европейский рынок, но для этого необходимо было разработать принципиально новые машины, которые бы соответствовали высоким запросам зарубежных потребителей.

И такие автомобили были довольно быстро созданы, правда МАЗ работал над ними не самостоятельно, а в сотрудничестве со знаменитым немецким производителем грузовиков – концерном MAN. Уже в 1996 году с конвейера Минского автомобильного завода сошла опытная партия тягачей МАЗ-5440. В ходе многочисленных испытаний автомобили продемонстрировали отличные технико-эксплуатационные характеристики, поэтому было одобрено серийное производство нового модельного ряда.

«МАЗ-5440» 90-х годов выпуска.

Первенцем в дебютной линейке МАЗ-5440 стал магистральный тягач с индексом 54421, выпущенный в марте 1997, а в конце того же года вышла еще пара моделей – МАЗ-54402 и 544021. Все новинки полностью соответствовали евростандартам того времени, действующим в отношении большегрузных автомобилей, предназначенных для международных перевозок.

2000 год ознаменовался выпуском модели А8, ставшей настоящим фаворитом среди седельных тягачей. Этот автомобиль сочетал в себе доступную стоимость, высокую надежность, хорошую проходимость, неприхотливость, легкость в управлении и комфортабельность, что сделало его весьма популярным во многих странах.

В 2008 году МАЗ выпустил рестайлинговую модель под индексом 5440А9, получившую модернизированную кабину и ряд новых технических решений. С этого момента новые бортовые автомобили и седельные тягачи из линейки МАЗ-5440 стали назваться «Простор». Все модели сертифицированы в России и входят в ТОП лучших грузовиков.

В 2014 году Минский автозавод выпустил к своему 70-летию уникальную модель . Этот седельный тягач соответствует экологическому стандарту Евро-6 и отличается великолепным дизайном кабины, выполненным в стиле новых грузовиков Mercedes-Benz Actros и Volvo FH.

Модель МАЗ-5440 относится к классу магистральных тягачей с колесной формулой 4х2. Автомобиль предназначен для работы в составе автопоезда с полной массой до 44 тонны .

Седельный тягач «МАЗ-5440 А8» в составе автопоезда.

Весовые показатели

  • Снаряженная масса – 7 600 кг;
  • Полная масса – 18 000 кг;
  • Грузоподъемность – 10 000 кг;

Габаритные показатели

  • Длина тягача – 6 000 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Высота – 3 180 мм;
  • Колесная база – 3 600;
  • Дорожный просвет – 250 мм.

Динамические характеристики
Максимальный скоростной показатель у грузовиков без ограничителя составляет 100 км/час, с ограничителем – 90 км/час.
Расход топлива

Учитывая большую грузоподъемность тягача МАЗ-5440, расход топлива у него довольно скромный – всего 32-35 литров на сотню км. Естественно, на «аппетит» автомобиля влияют такие факторы, как время года, качество дорожного покрытия, загруженность и режим езды.

Белорусский производитель комплектует автомобили данной серии топливными баками объемом 350 либо 500 литров.

Двигатель МАЗ-5440: модификации

Грузовики линейки МАЗ-5440 оснащаются силовыми агрегатами, производимыми Ярославским моторным заводом. На базовую версию устанавливается двигатель ЯМЗ-650 .

Это 4-тактный 8-цилиндровый V-образный дизельный мотор с системами турбонаддува и жидкостного охлаждения, соответствующий экологическому стандарту Евро-4. Рабочий объем силовой установки равен 14,8 литрам, а номинальная мощность – 400 «лошадей».

Двигатель ЯМЗ-650

При соблюдении правил эксплуатации и своевременном обслуживании заявленный производителем ресурс двигателя до капремонта составляет 800 тыс. км. Благодаря современной системе охлаждения, разработанной инженерами Минского автозавода, в агрегате поддерживается оптимальный температурный режим, а встроенный обогреватель обеспечивает его беспроблемный запуск при минусовых температурных показателях.

Еще одна используемая модификация двигателя – это 8-цилиндровый V-образный 330-сильный дизель ЯМЗ-6582.10 с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и промежуточным охлаждением типа «воздух-воздух». Его рабочий объем составляет 14,86 л, а уровень вредных выбросов соответствует стандарту Евро-3.

Следующий вариант – дизельный мотор ЯМЗ-651-10 с показателем мощности в 420 л.с., отвечающий экологическому стандарту Евро-4. Данная модификация является лицензионной версией двигателя Renaut Trucks.

Некоторые модификации автомобилей комплектуются моторами иностранного производства: Renault, Mercedes Benz OM471 и MAN D2866 LF15 .

Трансмиссия

Модель МАЗ-5440 оснащается различными типами механических коробок передач. В качестве базового варианта используется 9-ступенчатая коробка производства Ярославского моторного завода. Помимо этого, на некоторые модификации грузовиков устанавливаются трансмиссии ZF-Ecosplit 16S и ЛиАЗ.

Следует отметить, что, несмотря на надежность коробок передач Ярославского производства, они требуют особого отношения. В частности, «накат» использовать не рекомендуется, иначе КПП можно легко «сжечь». Кроме того, внимательно следует относиться к процессу буксировки, да и пользоваться демультипликатором на скорости выше 20 км/час не стоит. Также запрещается включать заднюю повышающую передачу, так как на лонжеронах и поперечинах могут образоваться трещины.

Ходовая часть и тормозная система

У автомобилей серии МАЗ-5440 задняя подвеска пневматическая, а в роли передней подвески выступают малолистовые параболические рессоры. Надежную работу узлов и элементов грузовика обеспечивают многочисленные комплектующие европейского производства.

Одним из преимуществ, которым обладают МАЗовские грузовики из этой линейки перед их зарубежными конкурентами, является именно усиленная подвеска, позволяющая без опаски преодолевать трудные российские дороги.

Для повышения эффективности торможения конструкторы оборудовали автомобиль тормозами раздельного типа. Это означает, что за торможение задних и передних колес отвечают отдельные системы, что значительно повышает безопасность и предсказуемость машины в экстренных ситуациях.

Помимо основной тормозной системы, автомобиль оборудован вспомогательной и запасной тормозными системами, а также стояночным тормозом.

Кабина МАЗ-5440: конструкция и дизайн

Первое, что сразу же привлекает внимание при взгляде на модели из семейства МАЗ-5440 – это нетипичная для отечественных грузовиков внешность. Конструкторы и дизайнеры уделили серьезное внимание и техническому оснащению, и комфорту, и эстетической составляющей автомобилей.

Особенно эффектно смотрятся машины последних поколений. В их внешнем виде уже нет и намека на их советское прошлое – они превратились в настоящих заграничных «франтов».

радиатора, внушительное панорамное лобовое стекло, огромные зеркала заднего вида, выразительная оптика на мощном обтекаемом бампере – все это складывается в единый образ современного грузового автомобиля, который вполне может конкурировать с западными аналогами.

Плавные формы кабины позволили существенно повысить аэродинамические свойства грузовика и, как следствие, сделать его более быстрым и экономичным. Для снижения общей массы автомобиля в конструкции кабины были использованы высокопрочные пластиковые элементы.

Для надежной антикоррозионной защиты металлических элементов кабины и шасси была задействована особая технология окраски.

Интерьер и эргономика

Позаботились конструкторы и о создании максимально комфортных условий для водителей во время дальних поездок. В просторном салоне автомобиля вполне достаточно места и для работы, и для отдыха. Водительское пневмосиденье имеет множество дополнительных функций, обеспечивающих возможность подстройки его высоты и положения под любую комплекцию и рост.

В кабине МАЗ-5440 А5.

Помимо водительского, предусмотрено еще кресло для пассажира, а также одна или две (в зависимости от конкретной модификации автомобиля) удобных спальных полки. Под нижней полкой имеется приличное пространство, в котором можно разместить, к примеру, небольшой холодильник, обогреватель или багаж. Помимо этого, кабина оборудована несколькими отделениями для одежды.

Модернизированная панель управления напоминает пульт космического корабля. Однако, несмотря на огромное количество современных датчиков и кнопок, найти нужную функцию не составляет труда, так как и сама форма панели, и расположение клавиш на ней настолько продуманы и эргономичны, что вряд ли растеряется даже человек, никогда не сидевший за рулем нового МАЗ-5440.

Была улучшена и рулевая система, а также установлены электростеклоподъемники. Дополнительные удобства обеспечивают бортовой компьютер, аудиосистема, система автоконтроля климата и тахограф.
Кабину оборудовали пневматической (в некоторых моделях – пружинной) подвеской, что значительно повысило комфорт при передвижении по плохим дорогам.

В кабине МАЗ-5440 М9.

Чтобы внутреннее оснащение автомобиля максимально приблизить к европейским стандартам, белорусские разработчики использовали технологии и комплектующие западных производителей. Так, к примеру, электроника, установленная в машине, выпущена немецкой компанией Wabco.

Опционально предусмотрена установка электронной противобуксовочной системы (ARS) и независимого отопителя кабины.

Модификации модели МАЗ-5440


Стоимость МАЗ-5440

Одним из главных преимуществ тягачей МАЗ-5440 перед аналогичными автомобилями западного производства является их приемлемая стоимость при высоком уровне качества. В зависимости от комплектации, цена новых модификаций варьируется от 2,5 до 3,6 млн. рублей, что очень неплохо для грузовиков данного класса.

На вторичном рынке разбег цен значительно шире. Естественно, играют роль такие факторы, как год выпуска, техническое состояние, комплектация и пробег автомобилей. Так, например, машины 2007-2008 годов выпуска стоят от 720 до 800 тыс. рублей, модификации 2011-2013 г.в. – от 850 тыс. до 1,8 млн. рублей, а совсем «свеженькие» тягачи производства 2015-2016 годов можно купить за 2-3 млн. рублей.

Производится в нескольких модификациях. Одна из таких - М9. Данный экземпляр был представлен на выставке КомТранс в 2014 году. МАЗ-5440М9 - тягач нового поколения, с модернизированной кабиной, надежным двигателем и Производитель утверждает, что машина пригодна для эксплуатации не только в странах СНГ, но и Западной Европы (поскольку отвечает нормам Евро-6). Что представляет собой грузовик МАЗ-5440М9? Фото, обзор и технические характеристики смотрите далее в нашей статье.

Дизайн: первые впечатления

Внешность этого грузовика кардинально переработана. За основу белорусские инженеры взяли конструкцию МАЗа В9 (представлен на фото слева).

Новинка отличается усиленным каркасом кабины, новыми пневмоопорами и облицовочными элементами. Одна из особенностей нового МАЗа-5440М9 - увеличенный радиатор охлаждения. Его ширина составляет около метра. Ввиду таких размеров, инженерами пришлось переделывать часть кабины. Также была расширена решетка радиатора. На всех версиях она окрашена в черный цвет. Буксировочные крюки скрыты за ластиковыми заглушками в бампере.

Обратите внимание: логотип МАЗ и эмблема зубра размещены отдельно, на большом расстоянии. Но это вовсе не дизайнерская прихоть - эти детали существенно уменьшают площадь охлаждения радиатора.

Сбоку кабина напоминает контуры «Вольво ФН-12» середины 2000 годов. Кстати, на этом МАЗе впервые появились боковые ящики. Они находятся как с правой, так и с левой стороны. Общий объем их составляет 400 литров. Сюда можно разместить все необходимые инструменты, технические жидкости и газовый баллон для приготовления пищи в пути. Между передней и задней осями находятся два топливных бака общим объемом в 1100 литров. Они закрыты декоративной юбкой. Специалисты утверждают, что такое решение положительно влияет на топливную экономичность. Расход уменьшается на 5-6 процентов. Также седельный тягач укомплектован боковым и надкрышным спойлером. Зеркала заднего вида получили другую формовку и стали более информативными. Водитель может контролировать все На грузовиках такого типа это пространство у переднего правого колеса и правая часть бампера. Многим архитектура зеркал напоминает «Ивеко Стралис». Если сравнить эти машины более детально, можно предположить, что зеркало было взято с оригинала без единой переделки.

Тем не менее они представляют хороший обзор, чего так не хватало на предыдущем МАЗе. Не помешало бы наличие небольшой «форточки» внизу (по крайней мере, со стороны пассажирской двери).

Оптика

Отдельного внимания заслуживает оптика. Она выпускается компанией «Хелла». Теперь на МАЗе стоят отдельные линзы. На предыдущих поколениях фары были цельными, с линзованным ближним светом.

Как отмечают отзывы, качество освещения оптики на высоком уровне. Также рядом с фарами имеется полоса ходовых огней. Она находится отдельно от блока фар. Ранее такое решение с «кругляшами» практиковал только «Форд» на седельных тягачах «Карго». Что же, выглядит оптика на МАЗе великолепно.

Стойкость к коррозии

Многие помнят, как модель 5440 ржавела в первые годы эксплуатации. Эта беда преследовала МАЗ еще с 5432. Особо доставалось передним крыльям и кромке решетки радиатора. Как показывает себя новый МАЗ? Отзывы говорят, что машина не подвержена коррозии, как ее предшественники. Эту проблему удалось решить благодаря качественной окраске и оцинковке металла.

Интерьер МАЗ-5440М9

Фото салона кабины читатель может увидеть внизу. Посадка в салон удобная - есть поручни и подножки (на второй можно хранить сменную обувь, поскольку ее полностью закрывает дверь). Сиденья расположены высоко. Сразу хочется отметить сходство дизайна с «Мерседес Актрос» - такое же закругление панели, щиток приборов и оформление консоли. Руль и вовсе идентичен «Актросу».

Как видно исходя из фото, салон МАЗ-5440М9 сильно завязан с внешностью - здесь нет грубых форм и линий. В то же время таких современных решений, как в четвертом «Актросе», здесь нет. Исключение составляет лишь панель приборов с цифровым дисплеем. Кстати, его делает на заказ польская компания «Актика». Также в салоне прибавилось число полок для документов - теперь их две. Присутствует на панели и подстаканник.

Эргономика, комфорт

Отзывы отмечают эргономичное расположение клавиш - до каждой можно дотянуться, не отрываясь от спинки сиденья. Кресла на МАЗе тоже подверглись доработкам. Их можно отрегулировать в разных плоскостях. Но обивка - только тканевая, и это расстраивает.

Среди прочих особенностей стоит выделить наличие кнопки «Старт-стоп». Такое решение Минский завод применяет впервые.

Из-за широкого радиатора, пришлось менять компоновку всей передней части. Так, инженеры расширили опоры кабины. Это улучшило плавность хода. Шумоизоляция в МАЗе - на среднем уровне. Она лучше, чем на предыдущем поколении В9, но до уровня «Актроса» еще далеко. В кабине есть два спальных места. Но верхняя полка не фиксируется в нескольких положениях.

В целом интерьер кабины МАЗ-5440М9 заслуживает высокой оценки. Салон весьма эргономичный, с хорошей печкой и удобными сиденьями. Но по-прежнему здесь есть «детские болезни». Это жесткий пластик и огромная крышка моторного отсека, которая существенно скрадывает часть салона автомобиля.

МАЗ-5440М9 - технические характеристики

Немецкие дизеля на наших машинах - далеко не редкость. Установку «Мерседесовских» движков уже давно практикуют на Камском автомобильном заводе. Теперь на очереди МАЗ. Белорусский седельный тягач укомплектовывается мотором ОМ-471. Этот же двигатель использовался на «Актросе». Двигатель зарекомендовал себя с хорошей стороны. Это надежный и ресурсный агрегат. ОМ-471 - шестицилиндровый рядный двигатель с рабочим объемом в 12,8 литра. Мотор укомплектовывается роботизированной коробкой передач G230 на 12 ступеней. Опять же, это коробка с «Актроса». На машине стоит электронный ограничитель, который отключает подачу топлива на скорости более 90 километров в час. Это особенность присуща всем европейским седельным тягачам.

Двигатель ОМ-471 позволяет настроить крутящий момент и мощность в гибких диапазонах, в зависимости от модификации и нужд заказчика. В нашем случае мощность агрегата составляет 476 лошадиных сил. Но как показывает практика, этот мотор легко форсируется до 530 лошадиных сил. Столь гибкие настройки стали возможными благодаря наличию композитных распределительных валов и системы впрыска «Икс-Плюс». В качестве нагнетателя воздуха используется асимметричный турбокопрессор.

Двигатель на МАЗ-5440М9 доукомплектован сажевым фильтром с активной регенерацией отработавших газов. Благодаря этому, машина соответствует требованиям Евро-6 и может легально использоваться в странах Прибалтики, а также Западной Европы. работает вместе с системой «АдБлю» (в простонародье «мочевина»).

Прочие особенности

Применение модернизированного впрыска позволило не только увеличить мощность, но и снизить общий расход топлива. Так, на 100 километров пути седельный тягач МАЗ-5440М9 потребляет 26,7 литра горючего. Для сравнения, модель 5440 потребляла от 30 литров топлива. Отметим, что впрыск топлива производится по типу «Коммон Рейл». «Икс-Плюс» - это электронный блок, который регулирует геометрию коллектора. Подача топлива производится под давлением в 1160 Бар. Максимальное значение - 2,7 тысячи. Сопла форсунок на этом моторе имеют по восемь отверстий. Также инженеры изменили геометрию поршня цилиндра. Это позволило увеличить степень сжатия до 18,3. Также возросла скорость рециркуляции выхлопных газов.

Все эти и многие другие доработки позволили увеличить тягу мотора. Так, крутящий момент в 2,3 тысячи Нм реализуется уже при 1,1 тысячи оборотов. Машина легко преодолевает крутые подъемы при полной загрузке в составе автопоезда.