» » Восстановление плотности аккумулятора автомобиля своими руками. Как восстановить работоспособность Li-Ion аккумулятора: несколько доступных советов

Восстановление плотности аккумулятора автомобиля своими руками. Как восстановить работоспособность Li-Ion аккумулятора: несколько доступных советов

Вам понадобится

  • - готовый электролит
  • - дистиллированная вода
  • - ареометр
  • - зарядное устройство – например «Кедр» с автоматическим режимом цикл, исключающим перезарядку
  • - десульфатирующая присадка, добавляемая в электролит
  • - пипетка и маленькая клизма

Инструкция

Чаще всего из строя выводит неправильная эксплуатация. Простаивание в пробках с включенными фарами, вентилятором, магнитолой истощают его настолько, что повторный запуск двигателя становиться невозможным. Забывчивость водителей, оставляющих на длительное время включенными габариты – также приводят к проблемам при включении стартера .
Если у него снизилась емкость за счет длительной разрядки, сульфатации пластин – вернуть его к жизни поможет длительный зарядно-разрядный цикл.

«Реанимацию» следует начинать с промывки аккумулятора дистиллированной водой, вылив старый электролит. Перевернуть и вытрясти из него весь мусор. А дальше по пунктам:

Развести в электролите присадку и залить его в аккумулятор.

Подключить зарядное устройство (заливные пробки не закручивать!) и начать зарядно-разрядный цикл в автоматическом режиме.

Цикл проводить, пока напряжение на клеммах не достигнет 13,8-14,2 вольта.

Разрядить аккумулятор через подсоединенную лампочку до напряжения 10, 8 вольт.

Снова начать зарядно-разрядный цикл, отмечать время зарядки и величину зарядного тока. Перемножив, определить емкость аккумулятора. При достижении номинала емкости, восстановление закончить.
Эти операции помогут не только восстановить аккумулятор автомобиля для дальнейшей эксплуатации, но и научат правильно обращаться с ним в дальнейшем.

Источники:

  • восстановления аккумулятора

Причин "гибели" аккумулятора достаточно много, это может быть и засульфатированность пластин, пребывание на сильном морозе и многое другое. Чтобы "реанимировать" аккумулятор, нужно провести ряд действий, которые помогут восстановить его работоспособность.

Вам понадобится

  • - электролит;
  • - присадка;
  • - дистиллированная вода;
  • - зарядное устройство.

Инструкция

Оставьте на 48 часов, это необходимо, чтобы электролит выдавил лишний воздух, а хорошо растворилась. Если после этого не хватает объема жидкости, то долейте электролит до рекомендуемого уровня. Обычно на х стоит отметка, до которой должен быть налит электролит.

Подсоедините и включите цикл "зарядка-разрядка". Это нужно для восстановления емкости аккумулятора, заряжать сразу нельзя. После своеобразной "реанимации", включите прибор в режим "зарядка". Включите ток около 0,1 А, не забывайте следить за напряжением на клеммах. Будьте внимательны, нельзя допускать нагревания или кипения электролита, если такое произойдет, уменьшите ток. Заряжайте до тех пор, пока ток на клеммах не достигнет 2,3 - 2,4 В на каждую из секций.

Уменьшите вдвое ток зарядки и оставьте аккумулятор еще на 2 часа. В это время плотность электролита и ток должны оставаться неизменными. Если после прокачки аккумулятора жидкости немного не хватает, долейте электролит или обычную дистиллированную воду.

Разрядите аккумулятор с помощью обычной лампочки. Повторите весь цикл работы с аккумулятором сначала. Его необходимо хорошенько прокачать. Если разрядка происходит очень быстро, попробуйте добавить еще немного присадки. Данный способ восстановления емкости и работоспособности поможет продлить жизнь аккумулятора на долгие годы.

Если во время зарядки электролит безнадежно закипает, можете смело выкинуть аккумулятор, ему уже ничего не поможет. Это же можно сделать и с перемороженным прибором, когда даже визуально можно заметить "распухшие" бока.

Аккумулятор является важнейшей частью автомобиля. Он приводит в движение стартер машины, необходимый для создания оборотов коленчатого вала, который заведет мотор. Автомобили оснащены специальным зарядным реле, которое заряжает батарею во время работы двигателя. Но разрядка аккумулятора все равно может произойти по ряду причин. Во время длительной эксплуатации батареи плотность электролита падает и приходиться восстанавливать аккумулятор.

Вам понадобится

  • - электролит с плотностью 1,27-1,29;
  • - зарядное устройство;
  • - ареометр;
  • - десульфатирующая присадка;
  • - дистиллированная вода.

Инструкция

Выверните пробки аккумулятора. При помощи ареометра измерьте плотность. После этого слейте электролит с батареи. Необходимо промыть его секции при помощи дистиллированной воды. Залейте в каждую горловину воду и через время вылейте ее. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вода не станет выливаться чистой, без угольных примесей и прочего мусора.

Залейте в аккумулятор новый электролит и добавьте десульфатирующую присадку. Теперь в течении двух суток ожидайте, пока присадка раствориться в электролите. За это же время произойдет удаление воздуха из секций батареи. После этого замерьте плотность и в случае необходимости добавьте электролит.

Подключите зарядное устройство к аккумулятору. Пока не нужно заряжать его полностью. Выставите силу тока в 0,1 ампер. Разряжайте и заряжайте его при помощи выпрямителя. Это необходимо для обеспечения нормальной емкости. Делайте это до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет значения 13,8 Вольт. Следите за тем чтобы электролит не кипел и не нагревался. Это может привести к разрушению батареи. Далее уменьшите силу тока вдвое. Если при зарядке в течении нескольких часов напряжение на клеммах не измениться, прекращайте заряжать.

Долейте дистиллированную воду до необходимой плотности. После этого разряжайте аккумулятор до 10,2 Вольт. После этого проверяйте плотность, и заряжайте снова. Затем добавьте присадки в батарею. После этого аккумулятор можно использовать.

Полезный совет

В восстановленный аккумулятор, также как и в обычный, никогда не добавляйте электролит. Для доведения до необходимой плотности всегда используйте дистиллированную воду. Зарядку проводите на более низких токах.

Если вы имеете на руках не работающий аккумулятор, его можно попробовать восстановить. Конечно, в некоторых случаях, к примеру, если он перемерз и при зарядке электролит сразу же закипает, сделать это невозможно. При некоторых других неисправностях – засульфатированность, частичное разрушение угольных пластин – работоспособность АКБ можно восстановить.

Вам понадобится

  • - электролит;
  • - дистиллированная вода;
  • - зарядное устройство;
  • - маленький ареометр;
  • - тестр;
  • - десульфатирующая присадка.

Инструкция

Слейте электролит. Промойте дистиллированной водой. Потрясите, переверните, вытряхните весь мусор. Делайте это до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка. Если этого не происходит, угольные пластины разрушены. Прекратите промывание - вашему уже ничто не поможет. Однако достаточно часто эта процедура помогает устранить замыкание пластин.

Следующий этап – устранение отложений солей на пластинах. Залейте свежий электролит. Добавьте . Оставьте АКБ на двое суток. За это время присадка растворится, пузырьки воздуха поднимутся на поверхность. При необходимости долейте электролит до номинального объема. Кстати говоря, присадку можно растворить заранее.

Снимите пробки, подключите зарядное устройство. На этом этапе предстоит «тренировка» т.е. зарядка и разрядка аккумулятора до тех пор, пока не восстановится его нормальная емкость. Выставьте ток зарядки приблизительно 0,1 А. Следите, чтобы электролит не нагревался. При необходимости уменьшите ток зарядки. Следите за напряжением на клеммах. Оно должно достигнуть 2,3-2,4 В на каждую секцию аккумулятора.

Уменьшите ток в два раза и продолжите зарядку. Если в течении двух часов напряжение на клеммах не меняется, зарядку прекратите. Доведите плотность до номинальной. Для этого долейте электролит или дистиллированную воду.

Подключите к аккумулятору лампочку, ток которой приблизительно равен 0,5-1 А. Разряжайте аккумулятор до получения значения напряжения на клеммах 1,7 В на каждую секцию. Если емкость не достигает номинального значения, повторите цикл зарядки и добавьте в электролит еще немного присадки. Закройте пробки. Работоспособность вашего аккумулятора восстановлена. В дальнейшем следуйте общим рекомендациям по обслуживанию АКБ.

Видео по теме

Большинство автомобилистов, радуясь, что худо-бедно аккумулятор отслужил гарантийный срок, избавляются от него. Быстрая потеря емкости, частая подзарядка – говорят, как им кажется, о приближающейся кончине батареи. Так ли это на самом деле, и можно ли восстановить автомобильный аккумулятор?

Вам понадобится

  • - зарядное устройство;
  • - аммиачный раствор трилона Б (этилен диамин тетра уксуснокислого натрия);
  • - дистиллированная вода;
  • - свежий электролит.

Инструкция

В практике умельцев применяется несколько способов восстановления работоспособности аккумуляторов. Среди них, например: перезаряд малым током и лечение аккумулятора с глубоким разрядом. Эти способы требуют практически неотлучного присутствия человека и занимают много времени – до нескольких суток.

Электрохимический способ восстановления автомобильного аккумулятора проводится с помощью специального зарядного устройства. Батареи восстанавливаются при заряде их асимметричным током. Этот способ позволяет восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, а также проводить профилактическую обработку исправных АКБ.

Наиболее радикальный и быстрый способ восстановления автомобильного аккумулятора – химический. Для проведения химического восстановления емкости вам понадобится аммиачный раствор трилона Б (этилен диамин тетра уксуснокислого натрия), который содержит 2% трилона Б и 5% аммиака.

Перед тем как приступить к химическому восстановлению, полностью зарядите аккумулятор. После этого аккуратно, с соблюдением мер предосторожности, вылейте из него весь электролит. Затем промойте, желательно дистиллированной водой на 2-3 раза.

В тщательно промытый аккумулятор залейте приготовленный аммиачный раствор трилона Б. Оставьте аккумулятор в таком состоянии на десульфатацию, которая будет сопровождаться выделением газа и образованием мелких брызг. Через 40-60 минут газообразование прекратится, что будет свидетельствовать о завершении процесса.

Слейте раствор и снова промойте 2-3 раза аккумулятор дистиллированной водой. Залейте в банки электролит стандартной плотности и поставьте на зарядку до номинальной емкости. Всё. Еще 2-3 года восстановленный аккумулятор послужит.

Аккумуляторы бывают:

  • Кислотные;
  • Щелочные;
  • Гелевые.

Кислотный аккумулятор наиболее популярный. Пластиковый короб разделен на шесть секций, внутри которых находятся балки, наполненные серной кислотой с дозой воды, и свинцовые пластины, с положительным и отрицательным зарядом. Пластины установлены поочередно – положительный/отрицательный заряд, между ними стоит сепаратор, исключающий случайное соприкосновение друг с другом. АКБ выполняет роль хранилища, а энергия поступает на специальные клеммы, превращаясь в химическую реакцию. При первичном запуске авто, АКБ теряет заряд энергии, которая восполняется через некоторое время. В заряженном состоянии серная кислота находится в электролите на положительных электродах, а в разряженном – в виде сульфата на отрицательных электродах.

Причины и устранение разрядки АКБ

Внешнюю причину неисправности легко обнаружить при осмотре: соединение с бортовой сетью нарушается из-за окисления клемм или из-за повреждения пластикового корпуса (трещины или пробоины механического характера). При серьезных неисправностях починить и пользоваться аккумулятором можно, только если он относится к обслуживаемым АКБ. Окись на клеммах легко удалить, а трещины запаять, предварительно слив весь электролит. Дополнительная промывка батареи может затянуться на месяц, так как после сливки электролита в него заливают дистиллят, промывают, и ставят заряжать. Более быстрая химическая промывка проводится при помощи аммиачного раствора и «Трилона Б». Перед процедурой с разряженного аккумулятора сливают электролит, а аммиачный раствор, добавленный после предварительной промывки дистиллятом, будет кипеть. После кипения, раствор сливают, коробку промывают, заряжают по новой.

Хуже, если повреждены сами пластины: сульфатация – снижение мощности, перегрев, закипание электролита или осыпание намазки с замыканием свинцовых пластин. Удалить неисправность в таких случаях практически невозможно. Именно неправильное обслуживание АКБ (долгий заряд, или, напротив, недостаточный) приводит к необратимым нарушениям.

Чтобы удалить беловатый налет окисления, используйте ветошь, а затем аккуратно зачистите контакты при помощи наждачной бумаги.

Второй шаг – полная зарядка батареи с последующей разрядкой (цикл заряд-разряд при емкости батареи 60Ач при напряжении не более 3,6А). Если все сделано правильно, плотность АКБ должна составлять 1,27. После полной зарядки используют автомобильную лампу накаливания для контрольного разряда. Мощность лампы должна соответствовать емкости батареи. При правильной разрядке, напряжение в клеммах должно понизиться до отметки 10,2 В. Затем вновь поставьте аккумулятор на заряд, на этот раз окончательный.

Более щадящий метод – снабжение АКБ энергией при помощи минимальных зарядов тока. Для этого необходимо иметь специальный генератор.

Если батарея вздулась на морозе, то восстановлению не подлежит, только полная замена. Чтобы проблем с авто не возникало, раз в шесть месяцев проводите полноценную зарядку АКБ.

Всем привет! Многим автолюбителям знакома ситуация, когда их аккумулятор безнадежно теряет емкость. Но не нужно спешить в магазин за новым. Ведь старую батарею еще можно вернуть в строй. Просто нужно знать, как восстановить аккумулятор автомобиля. Об этом мы с вами и поговорим.

Почему ломается аккумулятор

Прежде чем разбираться, как восстановить автомобильный аккумулятор, давайте определим причины, по которым он выходит из строя.

Причины потери емкости:

  • сульфатация пластин – самая распространенная неисправность. Диагностируется просто – аккумулятор быстро теряет заряд. Обычно возможно сделать восстановление емкости;
  • не работает одна из банок – чаще всего возникает в результате короткого замыкания между контактными пластинами. В этом случае, замкнутая банка начинает перегреваться и кипеть при эксплуатации на машине. А в аккумуляторе сильно просаживается емкость – его часто не хватает, чтобы завести авто;
  • осыпание угольных пластин – электролит становится мутным или черным. В этом случае, аккумулятор как правило не подлежит восстановлению;
  • замерзание электролита – если использовать аккумулятор с низкой плотностью в сильные морозы – электролит замерзнет. Как результат – корпус может потрескаться, а пластины деформироваться. В этом случае, однозначно придется покупать новую батарею – аккумулятор восстановить не получится.

Если говорить просто – причины для преждевременного выхода из строя АКБ две. Либо брак производителя, например, некачественная обмазка пластин, может привести к замыканию в банках. А вторая причина – это неправильная эксплуатация. Чаще всего, в результате получается сульфатация пластин.

Поскольку, это наиболее распространенная неисправность, давайте рассмотрим ее подробнее. Стоит отметить, что приведенные в статье рекомендации по восстановлению АКБ, относятся к кислотным батареям. Щелочной тип ремонтируется по другому.

Что такое сульфатация пластин

Как вы знаете, принцип работы кислотно-свинцового автомобильного аккумулятора, основан на применении жидкого электролита. А его основная характеристика – это плотность, которая должна быть в пределах 1,25 г/см3 – 1,27 г/см3 для заряженного АКБ.

В процессе зарядки на свинцовых пластинах накапливаются активные вещества, а плотность электролита повышается, т.к. поглощается дистиллированная вода. А когда аккумулятор разряжается, его плотность падает, выделяется дистиллят, а серная кислота поглощается.

Также, в процессе поглощения энергии, на пластинах начинают появляться кристаллы – сульфаты свинца. При штатном режиме эксплуатации, т.е. когда аккумулятор работает циклично – это явление не причиняет ему вреда. При следующей зарядке, сульфаты просто размываются.

Но, в работе АКБ есть неприятная зависимость:

  • малый разряд – образуются небольшие кристаллы, которые легко растворяются;
  • глубокий разряд – появляются крупные сульфаты, которые не растворяются в электролите.

Таким образом, при неправильной эксплуатации АКБ, поверхность пластин уменьшается за счет сульфатации, а его емкость падает.

Десульфатация аккумулятора

Восстановление автомобильных аккумуляторов с упавшей емкостью в результате сульфатации пластин делается такими методами:

  • физическая очистка пластин;
  • химическая очистка;
  • десульфатация при помощи зарядного устройства.

Давайте рассмотрим эти способы подробнее.

Физическая очистка

Это довольно экстремальный метод. Восстановление аккумулятора сводится к выемке пакетов контактных пластин и их ручной очистке.

Как оживлять батарею:

  • в верхней крышке вырезаются окошки – лучше всего делать это тонким паяльником или раскаленным ножом – в банки не будет лететь мусор от пластика. Хотя, можно воспользоваться и электролобзиком;
  • пластины вынимаются через отверстия и очищаются;
  • после этого, их нужно тщательно промыть дистиллированной водой;
  • внутренности банок также промываются дистиллятом;
  • контакты помещаются назад, окошки запаиваются;
  • в аккумулятор заливается электролит до уровня;
  • АКБ ставится на зарядку.

С одной стороны – все просто. А с другой, есть одно большое но – свинцовые пластины очень хрупкие, особенно после длительного употребления. Поэтому велика вероятность, что они разрушатся в процессе очистки. Ремонтировать свой аккумулятор этим способом можно лишь в случае его полной безнадежности.

Химический способ

Для этого потребуется специальный химический раствор Трилона В. Реанимация аккумулятора этим способом не занимает много времени – десульфатация проходит за 1-2 часа. Единственная сложность в приготовлении самого раствора.

Что нужно делать для восстановления емкости:

  • АКБ полностью заряжается;
  • из него полностью сливается электролит;
  • банки хорошо промываются дистиллированной водой;
  • в батарею заливается раствор Трилона В и оставляется примерно на час. Процесс растворения сульфатов будет сопровождаться газовыделением и кипением. Когда реакция закончится – операцию можно повторить;
  • аккумулятор нужно еще раз промыть дистиллированной водой, после чего, в банки заливается свежий электролит нужной плотности;
  • АКБ ставится на зарядку.

Этот способ восстановления довольно действенный после глубокой разрядки. Но есть в нем и минусы – во время манипуляций с АКБ, между пластинами могут попасть кусочки свинца – как результат банки могут закоротиться.

Десульфатация АКБ при помощи зарядного устройства

Самый распространенный метод ремонта АКБ в домашних условиях – это использование зарядных устройств. Процесс простой, но долговременный.

Ремонт можно делать несколькими способами, но суть их сводится к чередованию полного заряда с разрядом. Т.е. сульфаты растворяются естественным образом. Давайте рассмотрим, как восстановить старый аккумулятор при помощи зарядного устройства.

Кстати, в первую очередь, нужно проверить уровень электролита. Если он ниже нормы – обязательно долить дистиллированной воды. Лить электролит нельзя – в процессе десульфатации его плотность поднимется, и он разъест пластины.

Импульсный заряд

Для этого понадобится зарядное устройство для акб, умеющее работать в импульсном режиме и снабженное функцией десульфатации. Оно подключается к АКБ и все. Устройство само делает десульфатацию.
Принцип работы довольно прост:

  • аккумулятор заряжается на малом токе в течение 10 минут;
  • затем на него подается нагрузка и он разряжается в течение одной минуты.

Временной интервал может быть разным, но суть от этого не меняется. Это вариант можно использовать в несильно запущенных случаях. Еще один минус, это цена прибора. Она может быть выше чем стоимость аккумулятора и варьируется в пределах 5-10 тысяч рублей.

Восстановление обычным зарядным

Самый простой и доступный метод. Тем более, обычное зарядное есть у большинства автомобилистов. Давайте разбираться, как восстановить аккумулятор этим способом.

Последовательность действий:

  • АКБ нужно поставить заряжаться на низком токе. Ставим на зарядном 14 В и 0,8-1 А. Аккумулятор нужно заряжать в течение 8-10 часов. Если начинает кипеть – нужно уменьшить ток;
  • результатом такой подзарядки будет небольшой рост напряжения в АКБ;
  • АКБ снимается с зарядки и отстаивается в течение суток;
  • после этого нужно немного увеличить ток – до 2-2,5 А и оставить батарею заряжаться на 7-8 часов;
  • в результате, должна немного подняться плотность и вырасти напряжение;
  • батарея разряжается до 9 В. Для этого нужно подсоединить к клеммам автомобильную лампу дальнего света и подождать пока он сядет;
  • цикл повторяется до получения напряжения в 12В и нормальной плотности.

Способ, конечно не быстрый, но довольно эффективный и позволяет оживить довольно запущенные батареи.

Если в АКБ замкнула банка

Эта поломка весьма пагубна для всей батареи, т.к. неработающая банка оказывает влияние на работающие. Дело в том, во время зарядки АКБ, напряжение равномерно распределяется между всеми пакетами пластин. А когда одна банка не работает – на остальные подается слишком высокий ток. В результате кислотный аккумулятор начинает кипеть, что вызывает сульфатацию пластин.

Давайте разберемся, как восстановить автомобильный аккумулятор с нерабочей банкой. На самом деле, не все так страшно:

  • нужно выяснить, какая банка не рабочая. При заряде она может кипеть, либо наоборот – будут кипеть другие, а замкнутая будет мертвой;
  • из банки выливается весь электролит;
  • в верхней крышке прорезается отверстие;
  • свинцовые пластины достаются из банки и хорошо промываются в дистиллированной воде;
  • теперь нужно найти причину замыкания – для этого пластины внимательно осматриваются. Кстати, если АКБ старый – причина замыкания может быть в осадке на дне банки. Поэтому если он есть – его нужно вымыть;
  • после, промывки и осмотра, пакет ставится назад в банку, а крышка запаивается.

Если все делать аккуратно – большая вероятность того, что батарею удастся отремонтировать. Важно помнить о том, что ее нельзя сильно бултыхать и переворачивать вверх ногами – замкнуть может и другие пластины.

Если аккумулятор необслуживаемый


Восстановить необслуживаемый аккумулятор гораздо сложнее – в нем нет доступа к банкам. Т.е. нет возможности проверить плотность электролита. На некоторых форумах, на вопрос можно ли добраться до внутренностей батареи, советуют просверлить верхнюю крышку.

Лучше этого не делать – в таких аккумуляторах, в верхней крышке устроена система газоотвода. Если ее нарушить – АКБ точно не получится отремонтировать. Поэтому давайте рассмотрим, как правильно восстанавливать такие батареи:

  • во-первых, нужно определить уровень электролита в банках. Сделать это можно просвечивая их ярким фонариком;
  • если он ниже нормы – в верхней части АКБ (выше уровня электролита) делается небольшое отверстие – 2-3мм в диаметре;
  • через него шприцом заливается дистиллированная вода;
  • отверстия запаиваются.

Также, для восстановления емкости помогает цикличная зарядка и разрядка.

Гелиевый аккумулятор

Восстановление гелевых аккумуляторов несколько проще – ничего сверлить не нужно. Этот вид АКБ нельзя восстановить в двух случаях:

  • разрушение пластин. Обычно происходит при длительном использовании АКБ при высоких температурах;
  • вздутие батареи.

В отличие от кислотных, гелиевые батареи, чаще всего выходят из строя полностью.

Что нужно делать для реанимации:

  • снимается верхняя крышка;
  • под крышкой находятся резиновые колпачки – их тоже нужно снять;
  • желательно взять фонарик и посветить внутрь каждой банки. Если поверхность пластин светлая и нормальной формы – идем к следующему шагу. А если внутри черная труха, АКБ можно выкидывать – вернуть к жизни его не получится;
  • внутрь каждой банки добавляется по два кубика дистиллированной воды и АКБ запечатывается. Важно проследить, чтобы верхняя крышка села плотно.

Если же он сильно потерял емкость – его можно реанимировать, погоняв цикличными зарядами и разрядами. Эта процедура описана выше, главное не разряжать АКБ ниже 10,5 В.

Таким образом, восстановить аккумулятор своими руками вполне возможно. Конечно, это займет время, а в некоторых случаях результат может получиться не очень. Но, тем не менее – попробовать стоит. А новый АКБ вы купить всегда успеете. Кроме того, такими же способами восстанавливаются и сухозаряженные аккумуляторы.

На этом все, надеюсь, материал был полезным, и вы сможете восстановить свой аккумулятор. Не забывайте оставлять свои комментарии.

Приветствую вас друзья. Сегодня я расскажу вам о самом эффективном способе восстановления емкости у свинцово-кислотных аккумуляторов.
В период даже самой правильной эксплуатации, аккумулятор каждый день теряет свою емкость. И в один прекрасный момент его заряда не хватает, чтобы завести двигатель автомобиля. Обостряется данный пример с приходом холодов.

Естественно автолюбитель ставит аккумулятор на зарядку и спустя некоторое время видит, что батарея не заряжается, а напряжение при зарядке стоит как в норме – 14,4-14,7 В или выше (12,6 без зарядника).


Тогда если есть нагрузочная вилка проверка производится ей и выясняется, что под нагрузкой напряжение сильно просаживается. Все указывает на потерю емкости аккумулятором. Причиной тому – сульфатация пластин.


Обычно, при правильной эксплуатации это происходит примерно через 5 лет. Это очень хороший показатель. И тут есть выход – купить новый аккумулятор. Но, если вы хотите сэкономить деньги (так как батареи сейчас не из дешевых), и продлить срок службы аккумулятора ещё на пару лет, то тогда необходимо провести его обслуживание. И не простое, а специальное, которое может реанимировать батарею.

Какие аккумуляторы можно восстановить?

Этот способ подходит для батарей, которые в период своей эксплуатации не были подвержены серьезным токовым или механическим повреждения. А пришли в негодность в результате временной, естественной сульфатации.
Этот способ не подходит для аккумуляторных батарей у которых имеется внутреннее осыпание пластин, имеется внутреннее замыкание банок, имеется вздутие или иные механические повреждения.
Способ отлично подходит для десульфатации пластин и называется в народе методом «переполюсовки» аккумулятора.
Я разделю восстановление аккумуляторной батареи на три этапа.

Процесс восстановления аккумулятора

Этап первый: подготовка

Первое что не обязательно, но нужно сделать это очистить поверхность батареи от любых загрязнений. Промыть с моющим средством всё поверхность.
Далее, визуально убедиться в отсутствии повреждений на корпусе, в отсутствии вздутий и выпуклостей по сторонам.
Второе, открыть все пробки банок и убедиться в наличии электролита. Если в одной из банок его нет, то нужно убедиться в отсутствии трещин на корпусе.
Затем, с помощью фонарика осмотреть пластины внутри – осыпаний быть не должно. Тут как раз за одно можно отчетливо увидеть сульфатацию – белый налет на пластинах.


Если все в порядке – доливаем в каждую банку дистиллированную воду до уровня. Не лишним будет замерить плотность электролита каждого отсека.

Этап второй: классический способ восстановления

Прежде чем переходить к переполюсовке аккумулятора, необходимо протестировать обычный способ восстановления, ставший уже классическим.
Шаг первый: заряжаем аккумулятор до полного заряда 14,4 В.


Шаг второй: галогеновой лампочкой или другой нагрузкой разряжаем батарею до 10,6 В (напряжение замеряется под этой же нагрузкой).


Повторяем цикл из этих двух шагов 3 раза и заряжаем батарею на полную. Проверяем емкость нагрузочной вилкой или стартером в работе машины. Если батарея восстановилась – хорошо – продолжаем эксплуатацию. Если нет, или не достаточно, то переходим к третьему этапу.

Этап третий: переполюсовка аккумуляторной батареи

Этот метод восстановления аккумулятора самый действенный из всех существующих. И реанимирует батарею почти в 90% случаях.
Шаг первый: вешаем на батарею нагрузку в виде галогенной лампы, и разряжаем аккумулятор в ноль. Лампа потухнет примерно через сутки (все зависит от начальной емкости аккумулятора). Оставляем батарею с подключенной лампой ещё на 2-3 суток, чтобы окончательно разрядить остатки.
Шаг второй: зарядка аккумулятора обратным током. Подключаем зарядное устройство наоборот: плюс к минусу, а минус к плюсу. Чтобы не испортить ваш зарядник (или чтобы не сработала защита от короткого замыкания), последовательно батареи подключаем ту же галогенную лампу. И заряжаем аккумулятор в обратной полярности. После того, как напряжение поднялось до вольт 5-6, лампу из цепи можно исключить. Ток заряда желательно ставить 5 процентов от емкости батареи. То есть если емкость 60 ампер-часов, то ток заряда в обратном направлении ставим на 3 Ампера. В это время все банки с электролитом начинают активно бурлить и шипеть –это нормально, так как идет обратный процесс.


Заряжаем примерно сутки, до появления напряжения 12-14 В. В итоге у вас получилась полностью заряженная батарея у которой на выходе плюса – минус, а на минусе – плюс.


Шаг третий: опять полностью разряжаем батарею галогенной лампой пару суток. Затем производим правильную зарядку плюсом к плюсу, минусом к минусу. Заряжаем на полную до 14,4 В.
На этом все действия завершены.

Результат восстановления аккумуляторной батареи

Обычно результат помогает повысить емкость аккумулятора до 70-100 % от заводской, конечно бывают и исключения.
Конкретно в моем случае удалось поднять емкость на 95% - что является отличным результатом. С пластин пропал белый налет сульфата, и они приобрели черный цвет как у нового аккумулятора. Электролит стал более прозрачным и чистым.

Видео по восстановлению аккумулятора

Я рекомендую вам посмотреть видео, где восстанавливается полностью «мертвый» аккумулятор, которому около 10 лет.
Вначале идет «раскачка» со сменой полярности питания, а почти в самом конце уже дан полный цикл переполюсовки.

Знание техники проведения ремонта автомобильного аккумулятора может потребоваться автовладельцу из-за его неработоспособности или разряда. Вышедшая из строя АКБ приведет к проблемам в запуске двигателя и невозможности эксплуатации авто.

[ Скрыть ]

Когда может потребоваться ремонт?

О том, что аккумуляторная батарея в машине нуждается в восстановлении и ремонте, свидетельствуют такие признаки:

  1. Сбои в работе электрооборудования. Приборы в машине функционируют нестабильно, могут произвольно отключаться. Возможно слишком тусклое свечение оптики.
  2. АКБ автомобиля быстро заряжается. Это говорит о снижении емкости, в результате чего подзарядка занимает меньше времени.
  3. Проблемы с пуском силового агрегата. Стартер прокручивается с трудом, слишком медленно. В некоторых случаях запуск мотора машины вовсе не возможен.

Причины неисправностей

Восстанавливать и проводить ремонт автомобильных аккумуляторов нужно из-за неисправностей, приведенных в таблице.

Проблема Описание
Разряд устройства

Проблема может заключаться в:

  • сильной натяжке ремешка ГРМ;
  • окислении либо некачественном прилегании клемм к батарее;
  • поломке регулятора генератора.

Возможно, появляются сбои в функционировании последнего. Также причина может заключаться в пониженном уровне рабочего раствора в банках АКБ либо загрязненном корпусе. Значительно реже неисправность появляется в результате проблем с проводкой

Разрушение пластин электродов конструкции Эта поломка происходит в результате перезаряда батареи повышенным током, а также ее хранением в разряженном виде долгое время. Иногда проблема появляется в результате замены электролита, если жидкость подобрана неправильно и не может работать в определенных климатических условиях. Также причина может крыться в некачественной фиксации аккумулятора в моторном отсеке, что приводит к его вибрации и разрушению. Одним из основных симптомов проблемы является затрудненный запуск силового агрегата
Сульфатация пластин

О данной проблеме могут сообщить:

  • низкая емкость устройства;
  • быстрый заряд и нагрев аккумулятора;
  • выделение из него газов.

Для требуется больше времени, чтобы его подзарядить. Иногда причина заключается в некачественном электролите, который слишком быстро греется. При данной неисправности отремонтировать аккумуляторную батарею не получится, поскольку пластины являются основной ее составляющей. Единственным вариантом будет утилизация старого и установка нового АКБ

Загрязнение рабочей жидкости электролита Неисправность часто появляется в результате ошибок, допущенных при выполнении технического обслуживания АКБ. Возможно, в ходе проведения ремонта батареи были неправильно спаяны перемычки. Определить неполадку можно по выделению большого объема газов из рабочей жидкости, если в ее составе имеется медь. Наличие отложений на дне банок аккумулятора сообщит о том, что в электролите имеется хлор. А появление красноватого оттенка означает, что в нем есть марганец
Короткое замыкание При данной проблеме плотность состава электролита снизится, а напряжение в АКБ будет падать. Замыкание приводит к разрушению сепараторных элементов и образованию наростов в пластинах. Чтобы избавиться от неисправности, можно произвести замену поврежденных деталей, выполнить очистку пластин и качественно их промыть. После сборки осуществляется замена рабочего раствора и полноценная зарядка устройства
Переплюсовка батареи Причина может заключаться в неверном подключении клемм к АКБ, что приводит к изменению полюсов

Пользователь Нижегородский аккумуляторщик подробно рассказал о неисправностях устройств и нюансах их диагностики и восстановления.

Способы ремонта автомобильных аккумуляторов

Процедура устранения неисправностей батареи машины зависит от характера повреждений — механических либо десульфатации устройства. Независимо от типа поломки, все действия должны выполняться аккуратно, поскольку электролит является серной кислотой, едкой жидкостью. Ремонтировать аккумулятор надо в резиновых перчатках и не допускать попадания рабочего раствора на кожу и слизистые оболочки.

При механических повреждениях

Такой тип дефектов не должен затрагивать целостность внутренних элементов аккумулятора — пластин и сепараторных компонентов в ячейках. Механические повреждения, как правило — трещины в пластике, из которого изготовлен корпус. Такие поломки случаются в результате некачественной фиксации автомобильного аккумулятора в посадочном месте, на площадке под капотом. Иногда они происходят из-за ошибок, допущенных при монтаже, а также неправильной транспортировке АКБ. Устранение механических повреждений возможно при незначительных дефектах, поскольку серьезные трещины ремонтировать нецелесообразно.

Если дефекты корпуса можно удалить, то процедура ремонта будет осуществляться специальным способом тепловой сварки. При выполнении восстановления понадобится аналогичный пластик. Желательно, чтобы он был взят из такого же аккумуляторного корпуса.

Есть два варианта ремонта повреждений:

  1. С использованием специальной заплатки. Кусок пластика накладывается на корпус АКБ. Для качественной фиксации потребуется паяльник, его заранее надо разогреть. С использованием припоя выполняется пайка пластмассовой заплатки на корпус. Расплавлять необходимо только края латки.
  2. Если повреждение несерьезное, то можно обойтись без заплатки. Процедура восстановления заключается в использовании пластикового припоя. Заранее необходимо в соответствии с траекторией трещины сделать углубленную бороздку. Это надо, чтобы пластиковый припой заполнил само повреждение.

Своими руками можно восстановить и . Для этих элементов характерна такая проблема, как откол части зажима. Лучше всего произвести ремонт с использованием сварки, но не у каждого автовладельца есть возможность эксплуатации сварочного аппарата. Суть процедуры заключается в применении саморезов. В клеммном зажиме нужно просверлить отверстие дрелью, диаметр сверла которой составит около 4-5 мм (оно должно проходить через две части контакта).

Поверхности, которые стыкуются друг с другом, необходимо обработать токопроводящей смазкой. Это позволит снизить параметр сопротивления и предотвратить окисление в будущем. Фиксация осуществляется посредством шурупов либо саморезов.

Десульфатация аккумулятора

Эта процедура позволяет избавиться от внутренних дефектов в работе устройства. Но для ее проведения обычно требуется разборка АКБ.

Физический способ

Данный вариант ремонта АКБ — один из сложных и экстремальных, поскольку требуется демонтировать пакеты контактных пластин и очистить их вручную.

Процедура восстановления осуществляется так:

  1. Сначала надо частично разобрать АКБ, для этого в верхней части корпуса вырезаются специальные окошки. Для выполнения задачи потребуется паяльник с тонким жалом либо разогретый до максимума нож. Другие варианты демонтажа верхней крышки АКБ не допускаются, поскольку они могут привести к попаданию пластиковой стружки внутрь банок. Пользоваться электролобзиком можно, но нежелательно.
  2. Производится демонтаж пластинных элементов через технологические отверстия, выполняется их очистка.
  3. Затем эти детали надо промыть. Для выполнения задачи можно использовать только специальную дистиллированную воду, которая приобретается в автомагазине.
  4. С помощью дистиллята выполняется также промывка внутренних частей банок.
  5. Контактные элементы надо установить назад. Сделанные ранее окошки необходимо запаять.
  6. В аккумуляторную батарею заливается новый электролит. Важно, чтобы рабочий раствор покрыл все банки.

При проведении физического способа нужно быть аккуратным, поскольку свинцовые пластины достаточно хрупкие, в частности, после длительной эксплуатации. Если действовать неосторожно, их можно случайно повредить. Разрушение элементов в ходе очистки приведет к их неработоспособности. Прибегать к данному методу восстановления рекомендуется при полной поломке АКБ, когда другие варианты ремонта не помогают.

Химический способ

Для восстановления батареи таким методом понадобится специальный химический раствор Трилона В. Сама процедура выполняется за несколько часов. Но основная сложность заключается в приготовлении непосредственно раствора для ремонта.

Процедура восстановления производится так:

  1. Аккумуляторная батарея автомобиля полностью заряжается. Для этого используется зарядное устройство.
  2. Открываются банки на корпусе АКБ, из батареи надо слить весь раствор электролита.
  3. Используя очищенный дистиллят, производится промывка банок.
  4. Внутрь устройства заливается раствор электролита, после этого аккумулятор надо оставить приблизительно на час. Процедура удаления сульфатов может сопровождаться кипением жидкости, а также выделением газов. Если реакция завершится, можно повторить задачу.
  5. Затем производится еще одна промывка аккумулятора дистиллятом. После этого в банки заливается свежий раствор рабочей жидкости. При добавлении электролита надо следить, чтобы он был нужной плотности.
  6. На завершающем этапе производится зарядка аккумулятора.

Данный вариант является одним из самых эффективных, если неисправность АКБ связана с глубоким разрядом.

Основной недостаток этого способа заключается в необходимости быть максимально аккуратным при его осуществлении. В ходе ремонта батареи между пластинными элементами могут упасть куски свинца, что в результате приведет к засорению устройства.

Канал «Скорая аккумуляторная помощь» рассказал о проведении химического метода для восстановления машинной АКБ.

Заряд реверсивными токами

Для выполнения данной задачи потребуется специальный зарядный прибор. Речь идет о генераторном устройстве реверсивного тока. Выпрямительный узел, рассчитанный на 50 герц с разрядной нагрузкой, не считается десульфатирующим оборудованием.

Первый способ зарядки реверсивным током:

  1. Его реализация актуальна в случае с аккумуляторами, характеризующимися небольшой либо средней степенью сульфатации. При настройке оборудования надо выставить параметр реверсивного тока, составляющий от 0,5 до 2 ампер.
  2. АКБ демонтируется с автомобиля. К ней подключаются щупы зарядного прибора. Отрицательный вывод соединяется с минусом, положительный — с плюсом.
  3. Процедура десульфатации должна осуществляться от 20 до 50 часов без перерыва. Иногда требуется больше времени. При выполнении задачи будет увеличиваться параметр плотности раствора электролита.
  4. О том, что процедура завершена, сообщат показатели напряжения. Эта величина, а также плотность рабочего раствора не должны меняться на протяжении двух часов.

Реализация следующего варианта актуальна при серьезной сульфатации АКБ, его выполнение производится с использованием заряда небольшого тока:

  1. На первом этапе осуществляется полный разряд устройства, примерно до 1,8 вольт на каждую банку. Если в автомобиле используется аккумулятор типа 6СТ, то разряжать его надо до 10,8 В.
  2. Производится удаление раствора электролита из банок АКБ. Надо открутить крышки и слить жидкость. Вместо нее в устройство заливается свежий дистиллят.
  3. На зарядном оборудовании выставляется минимальное значение тока. Чтобы параметр напряжения составил не более 2,3 вольт. Чем больше заряжается аккумулятор, тем выше будет величина плотности рабочего раствора. Когда данный параметр увеличится до 1,11 г/см3, жидкость сливается из банок, а затем опять заливается дистиллят. Процедура десульфатации продолжается, при этом напряжение должно составить до 2,3 вольт.
  4. После того как плотность рабочего раствора составит 1,12 г/см3, параметр реверсивного тока выставляется на 1 ампер. Если данное значение перестанет увеличиваться и из банок будет выделяться газ, процедура заряда завершается.
  5. После этого на протяжении двух часов батарея должна подзаряжаться током, который соответствует 20% от номинального значения. Затем процедура подзарядки в аналогичном режиме продолжается, пока величина напряжения, а также плотности электролита не останутся на одном уровне. В среднем задачу необходимо повторять от двух до пяти раз.
  6. Затем в АКБ добавляется свежий электролит, его плотность должна составить около 1,21-1,22 г/см3. Производится процедура полной зарядки батареи. После завершения задачи аккумулятор должен постоять около трех часов. Затем выполняется корректировка параметра плотности жидкости.

Канал «СамиСуСами hand made в удовольствие» рассказал о восстановлении АКБ методом реверсивного тока.

Основные преимущества этого способа:

  1. Необратимая сульфатация пластин практически исключается. Данная причина серьезная и влияет на ресурс эксплуатации устройства.
  2. Выполняя подзарядку небольшим реверсивным током, величина которого составляет не более 1-2 ампер, процесс десульфатации осуществляется интенсивно. Также восстанавливается емкость АКБ.

Минусы данного метода:

  1. Длительное время ремонта аккумулятора.
  2. Небольшой коэффициент полезного действия процедуры зарядки.
  3. Для выполнения задачи потребуется специальное устройство, стоимость которого в магазинах достаточно высока.
  4. Этот метод может быть неэффективен, если сульфатация АКБ глубокая. Его реализация более актуальна при профилактике.

Импульсный заряд

Для осуществления этой задачи потребуется специальное зарядное оборудование. Оно должно иметь функцию импульсного режима, а также возможность десульфатации. ЗУ надо соединить с клеммами АКБ, процедура будет осуществляться оборудованием автоматически.

Принцип реализации этого метода прост:

  1. Зарядка АКБ производится с минимальным током, процедура занимает десять минут.
  2. После этого на аккумулятор подается нагрузка. Можно использовать обычную лампочку на 12 вольт, выводы которой подключаются к щупу батареи. Процедура разряда осуществляется на протяжении одной минуты.

Можно менять временной промежуток, но сам принцип остается таким же. Реализация данного варианта возможно в случаях, когда АКБ разрушен не полностью.

Основные недостатки способа:

  1. Высокая стоимость оборудования. Она может составить до 10 тысяч рублей и выше.
  2. Есть вероятность разрушения электродных элементов в результате использования высоких импульсных токов. Поэтому данный параметр должен быть небольшим.
  3. Не допускается применение этого способа с необслуживаемыми аккумуляторами.

Пользователь Виктор Vector подробно рассказал о плюсах и минусах импульсного заряда батарей.

Восстановление с использованием тренировочных циклов

Процедура ремонта выполняется так:

  1. Производится подзарядка АКБ обычным током до полного заряда устройства.
  2. Процедура завершается, затем аккумулятор должен постоять не менее трех часов.
  3. С помощью ареометра выполняется замер величины плотности электролита. При необходимости осуществляется корректировка параметра.
  4. Чтобы новый электролит смешался со старым, аккумулятор ставится заряжаться на 30 минут.
  5. Выполняется контрольный разряд батареи с использованием нормального тока. В процессе проведения задачи надо контролировать время разрядки до величины напряжения в 1,7 вольт на каждую банку. Для всей батареи этот параметр составит 10,2 В. Чтобы вычислить общую , надо умножить значение разрядного тока, а также время разрядки.
  6. Затем производится подзарядка устройства до конца. Если в конечном счете выяснилось, что значение емкости АКБ составляет менее 50% от номинальной, то батарея считается неисправной.

Основные минусы этого способа:

  • при постоянной реализации данного метода ресурс эксплуатации АКБ снижается;
  • эффективность способа минимальная, если проблема заключается в глубокой сульфатации батареи.

Пользователь Виктор Vector подробно рассказал о тренировочных циклах для ремонта аккумулятора машины.

Восстановление с помощью обычного заряда

Этот вариант считается одним из самых простых:

  1. Аккумулятор автомобиля заряжается с использованием низкого тока, для этого ЗУ надо настроить на 14 В и 1 ампер. Процедура подзарядки осуществляется на протяжении 8-10 часов. В случае если рабочий раствор начинает закипать, величину тока надо снизить.
  2. В результате выполнения задачи параметр напряжения должен увеличиться.
  3. Производится отключение зарядного оборудования. После этого аккумулятор должен постоять в отключенном от бортовой сети авто состоянии на протяжении суток.
  4. Производится увеличение параметра тока примерно до 2-2,5 ампер. Процедура подзарядки осуществляется на протяжении восьми часов.
  5. После выполнения этих действий величина плотности должна немного увеличиться, также возрастет параметр напряжения.
  6. Выполняется разрядка аккумулятора. К клеммным зажимам устройства подключается световой индикатор, рассчитанный на 12 вольт. Надо дождаться, пока батарея полностью не сядет. Эта задача повторяется до момента, пока не нормализуется величина плотности, а также напряжения (до 12 вольт).

Данный вариант не является самым быстрым. Но он наиболее эффективен и на практике позволяет восстановить работоспособность запущенных аккумуляторов.

Если в АКБ замкнула банка

Замыкание одного из элементов в итоге отразится на функционировании остальных банок, поэтому данная проблема — серьезная. При проведении подзарядки все напряжение равномерно распределяется между пакетами пластин. При одной неработающей банке процесс нарушается. Это приводит к кипению рабочей жидкости внутри устройства и дальнейшей сульфатации пластинных элементов.

Процедура ремонта аккумуляторов автомобильных с замкнувшей банкой выполняется так:

  1. Сначала надо определить, какой из элементов вышел из строя. При выполнении подзарядки банка будет закипать. В некоторых случаях кипят все элементы, а нерабочая часть — нет.
  2. Затем из банки надо удалить весь раствор электролита.
  3. На верхней крышке корпуса необходимо сделать отверстие. Для этого можно использовать электролобзик. Надо быть аккуратным, чтобы не допустить попадания пластиковой стружки внутрь устройства.
  4. Затем пластины следует демонтировать из банок. Их нужно промыть с использованием дистиллята.
  5. Следующим этапом будет визуальная диагностика. Все пластинные элементы надо осмотреть, чтобы выявить причину замыкания. Если аккумуляторная батарея работала долго, то проблема может заключаться в образовании осадка на дне банки. При его наличии производится промывка.
  6. Затем пакет пластин устанавливается на место, выполняется монтаж крышки и ее фиксация.

Канал «Спектр» рассказал о ремонте АКБ при замыкании одного из внутренних элементов устройства.

Если аккумулятор необслуживаемый

Эта процедура более сложная, поскольку у потребителя отсутствует прямой доступ к банкам. Поэтому произвести диагностику плотности электролита не получится. Для выполнения задачи можно просверлить крышку, но лучше этого не делать. Это связано с тем, что в здесь располагается система газоотвода. При ее нарушении восстановить работу батареи не получится.

Процедура ремонта осуществляется так:

  1. Определяется уровень рабочей жидкости в банках аккумулятора. Проверить можно с использованием яркого фонарика.
  2. Если уровень электролита низкий, в крышке батареи надо сделать отверстие. Его диаметр составит 2-3 мм.
  3. Используя шприц, в банки АКБ заливается свежий дистиллят.
  4. Производится пайка отверстия.

Для восстановления необслуживаемых АКБ можно прибегнуть к методам циклической зарядки и разряда.

Уход за АКБ

Нюансы обслуживания батареи:

  1. Один раз в три месяца надо производить диагностику параметра напряжения устройства. Тестирование осуществляется при отключенном и заведенном двигателе.
  2. Когда производится запуск ДВС и прокручивается стартерный узел, АКБ теряет часть жидкости. Поэтому иногда надо добавлять раствор электролита в банки. В случае с обслуживаемыми аккумуляторами диагностику уровня электролита надо выполнять ежемесячно. Для добавления используется исключительно дистиллят.
  3. Если АКБ не установлен на автомобиле, то его периодически надо подзаряжать. В случае когда не используется машина, при длительной стоянке от батареи надо отсоединять клеммы.

Видео «Пример ремонта вышедшего из строя аккумулятора»

Канал «TheSvalker» представил подробную инструкцию по восстановлению автомобильной АКБ, ресурс эксплуатации которой составил более десяти лет.

Наверное, каждый автолюбитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда по каким-то причинам отказывалась работать. Это серьезная проблема, если необходимо срочно куда-то ехать. Многие пойдут и приобретут новую АКБ. Но, зная, в домашних условиях, можно не только восстановить батарею, но и продлить срок ее эксплуатации еще на несколько лет.

Как устроены аккумуляторы, принцип работы

АКБ представляет собой герметичную пластиковую емкость, внутри которой установлены отрицательные и положительные свинцовые пластины. В современных моделях пластины могут быть не только из свинца, но и никелевых, кадмиевых и других сплавов.

Внутри также находится серная кислота - благодаря ей образуется гальваническая пара.

Когда к клеммам батареи будет подан ток, начнется накопление энергии. Когда предел емкости будет достигнут, АКБ превратится в источник энергии с напряжением в 12 В.

Каждый раз, когда автовладелец заводит свое авто, аккумулятор теряет часть энергии. Но как только двигатель запустится, генератор должен восполнить запасы энергии. Но это только в идеальном случае. Поэтому иногда до предела, а как реанимировать аккумулятор, автолюбитель, особенно начинающий, не всегда знает. Причин, по которым АКБ выходит из строя, много. Статистика говорит, что большое количество батарей выходит из строя вследствие сульфатации и осыпания намазки.

Сульфатация - одна из причин выхода АКБ из строя

Итак, типичный аккумулятор - это пластины из свинца в серной кислоте. Данный металл легко разрушается воздействием слабых кислот, к примеру, уксусной. А вот серная для него совсем не опасна, даже если она будет очень концентрированной или нагретой. Пленка, которая образуется в результате реакции серной кислоты и свинца, защищает металл от разрушения.

Аккумуляторная батарея - это источник электричества химического типа. Если АКБ заряжена, то серная кислота - в электролите. При разряженной батарее она находится на электродах в виде сульфата. Операция обратима при заряде и это нормальный процесс.

Если оставить батарею надолго разряженной, то сульфаты свинца начнут растворяться, и в результате они начнут образовываться на электродах в виде больших нерастворимых кристаллов.

Слой сульфатов - изолятор. В результате теряется часть емкости батареи, а если АКБ долго находилась в состоянии разряда, то она погибнет.

Диагностировать сульфатацию очень просто - быстро теряется емкость АКБ, недостаточно мощности для запуска двигателя, закипает электролит и перегреваются пластины. Также наблюдается более высокое напряжение на клеммах.

Кальциевые сульфаты

В современных аккумуляторах свинец легируется кальцием. Это позволяет свести практически к минимуму выкипание воды и снизить саморазряд. Однако если батарея разрядилась достаточно сильно, то электроды покрываются Зарядить этот АКБ полностью уже не получится. Из-за того, что увеличивается такой батареи, считается, что ее нужно заряжать напряжениями от 15 В. Это ошибка. Нужно точно знать, как реанимировать аккумулятор, иначе можно его убить вовсе.

Осыпание угольных пластин

Это также довольно распространенная причина, по которой выходят из строя АКБ. Диагноз поставить легко - серная кислота потемнеет. В этом случае есть риск смерти батареи - к сожалению, такая задача, как реанимировать автомобильный аккумулятор, в данном случае не решаема.

Свинцовые АКБ в ходе эволюции много раз изменялись и модернизировались.

Однако принцип действия остался все тем же. На пластины нанесена паста окиси свинца. Эта деталь или намазка удерживается на электродах благодаря сцепным свойствам и конструкции пластин. Осыпается она в результате вибраций, сульфатации, колебаний температур. Процесс осыпания вполне естественный. Это говорит о старении аккумулятора. Если обращаться с батареей аккуратно, то срок ее службы существенно увеличится.

Как реанимировать аккумулятор автомобиля

С причинами все понятно. В гарантийных талонах на автомобили на этот случай водитель найдет лишь рекомендацию по замене батареи. Но есть варианты восстановления источника питания.

Как поднять емкость и плотность

Главный способ, который используют для батарей самых разных модификаций, - это зарядка малым током. АКБ быстро заряжается и также разряжается. За короткий период времени источник питания перестает брать заряд. Здесь необходимо сделать паузу, а затем повторить цикл.

Необходимо точно знать, как реанимировать аккумулятор автомобиля - при выборе неверных параметров заряда можно полностью уничтожить АКБ. Так, сила тока должна составлять всего 4-6% от емкости батареи. К примеру, для аккумуляторов на 60 Ач допускается ток заряда не более 3,6 А. Зачастую, время одного такого цикла составляет около 6-8 часов. Пауза - от 8 до 16 ч. Для восстановления может понадобиться 5-6 таких циклов.

Прекратить процедуру можно, если восстановилась а уровень напряжений находится в допустимых для конкретной батареи пределах.

Восстанавливающие процедуры в домашних условиях

Этот вариант подойдет тем, кто не имеет времени. Опытные автолюбители используют его уже давно. Если кто не знал, как реанимировать аккумулятор, то этот метод предусматривает растворение сульфатов посредством промывки специальными растворами.

Первым делом батарея заряжается на максимум своих возможностей. Далее - сливается электролит, а внутренности промываются дистиллированной водой 2-3 раза. Затем в полость заливают и трилона Б и оставляют батарею на час. Когда реакция закончится, то будет видно. Прекратится выделение газов. Затем следует повторить процесс, если пластины очистились недостаточно. После всего батарею снова промывают, заливают электролит и заряжают стандартным способом.

Как реанимировать старый аккумулятор автомобиля

Производители АКБ рекомендуют по окончании срока старые батареи выбрасывать. Не стоит с этим спешить - есть возможность оживить их. Сегодня во многих городах есть компании по скупке старых аккумуляторов - они их реанимируют и затем продают по приемлемой стоимости.

Если в гараже лежит один такой, можно попробовать вернуть ему былые возможности. Следует только знать, как реанимировать старый аккумулятор, чтобы все получилось. Ведь даже китайская батарея обойдется не менее 2000 р., а это какие-никакие, но все-таки деньги и их можно сэкономить.

Приступаем к процессу

Первым делом следует определить неисправности. Черный электролит - это разрушенные угольные пластины. Упала емкость - сульфатация. Также возможно замыкание пластин, но о том, как реанимировать аккумулятор с такой проблемой - расскажем ниже. Тяжелый случай - вздутые бока батареи. Здесь только замена.

Как лечить замыкание пластин

Для ликвидации этой проблемы поможет специальная присадка.

Она добавляется в электролит, плотность которого составляет 1,28 г/куб см, и оставляется там на двое суток. После этого смесь заливают в батарею и измеряют плотность. Если показатель остался на том же уровне, то ее заряжают и разряжают. Если в процессе не наблюдается нагревания или кипения, то ток можно уменьшить в два раза.

Через два часа снова измеряют плотность электролита. Если она снова в норме, зарядку прекращают. Можно считать, что батарея восстановлена. Если плотность выросла, доливают воду. Когда снизилась, то серную кислоту. После этого снова проводят зарядку.

Ремонт замыканий: способ №2

Чтобы устранить замыкание, проблемную зону выжигают большими токами. Для этого достаточно подключать батарею к сварочному аппарату с Ток должен быть от 100 А. Цепь замыкают лишь на пару секунд.

О необслуживаемых АКБ

Производители сделали эти батареи, чтобы их просто меняли.

О том, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор, в инструкциях к ним не пишут. Но способ все-таки есть.

Первым делом сливают электролит, а заменяют его дистиллированной водой. Далее батарею заряжают на постоянном напряжении в 14 В. Через несколько часов следует слушать, что происходит внутри АКБ. Процесс должен сопровождаться образованием газов. При интенсивном выделении ток уменьшают.

За две недели батарея превратит воду в электролит, а сульфат свинца преобразуется в серную кислоту.

Через две недели содержимое сливается и снова заливается вода, и снова повторяется этот процесс. Когда десульфатация полностью закончится, можно заливать нормальный электролит и заряжать аккумулятор со стандартными параметрами.

Как правильно реанимировать аккумулятор, современный производитель не рассказывает. Все эти способы автолюбители применяют сами, на свой страх и риск. Главное, в точности соблюдать эти рекомендации, и тогда есть шанс, что АКБ оживет и будет радовать своего владельца еще долгие годы.

Итак, мы выяснили, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор автомобиля.