» » Багги американской армии. Между джипом и багги

Багги американской армии. Между джипом и багги

Главная задача, которая стояла перед машинами в военнное время - снабжение войск . Изначально с этим справлялись паровые тракторы , доставляя провизию британским войскам во время Крымской войны. Уже с началом 20-века в армии появились автомобили с бензиновыми двигателями, а к концу столетия ассортимент военных автомобилей серьёзно расширился.

Во времена 1-ой мировой войны некоторые страны уже имели собственные автомобильные подразделения. В те времена боевые машины или военные багги , как их называли в США, в основном использовались для моторизации штабов и снабжения солдат провизией. По правде сказать каких только багги не было у военных за всю историю, кроме электромобилей . Также с их помощью удавалось оперативно перебрасывать войска, буксировать артиллерийские орудия и эвакуировать раненных. После 1-ой мировой войны, началась бурная модернизация военной техники. Все ведущие армии мира, интенсивно внедряли военную автомобильную технику (ВАТ) .Поэтому операции второй мировой войны уже невозможно представить без применения военной техники.

За последние 60 лет сменилось несколько пооколений военной автомобильной технники. Количество и качество задач решаемых военной техникой росло пропорционально развитию техники. Современную военную технику принято разделять по следующим критериям использования: колёсные тягачи, гусеничные машины, многоцелевые автомобили, подвижные мастерские, машины технической и медицинской помощи.

Также есть ещё две классификации по видам: гусеничная и колёсная .

В каждой стране развитие ВАТ происходило разными путями. Мы остановимся на лидирующих странах и наиболее интересных военных автомобилях.

Вполне понятно желание вооруженных сил ведущих мировых держав иметь на вооружении технику собственного производства, или сеть для обслуживания ВАТ иностранных производителей, на крайний случай. Российский военный автопарк в 2005 году насчитывал 480 тысяч машин российского и советского производства.

После распада Советского Союза часть производителей оказалась «зарубежом», а производство и сервисное обслуживание стратегически важной техники нельзя ставить в зависимость от «внешних» условий. Поэтому автомобили украинского Кременчугского завода в скором времени вышли из эксплуатации на территории России. Что касается белорусских автомобильных заводов то им удалось сохранить доверительные отношения с Российскими вооруженными силами (Минский автомобильный завод, МАЗ, Минский заводколёсных тягачей, МЗКТ).

Военные внедорожники Легковые машины повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4 и максимально упрощённой конструкцией нашли применение во второй мировой войне, в качестве санитарных, командирских и транспортных машин. Позже американцы стали выпускать внедорожники с рамной конструкцией кузова, более динамичные и лёгкие, их называли военные багги .

Автомобили разработанные по окончании второй мировой войны были прородителями первых джипов. До сих пор в основе многих джипов лежат джипы 50-60 годов, такие ветераны как американские М151 , британские «ЛэндРовер» или же советские УАЗ-53 . Однако способы ведения войн меняются, а вместе с ними меняются и поколения боевых машин.

Например в США после вьетнамской кампании полностью отказались от машины «Виллиса» , а вместо неё стали использовать совершенно другой автомобиль, который сначала назывался HMMWV (аббревиатура означающая многоцелевое транспортное средство высокой мобильности). Также этот автомобиль известен под прозвищем Хаммер (молоток). Однако Хаммерами называют только коммерческие модификации этого автомобиля, но не военные. Этот автомобиль успешно сочетал независимую подвеску, широкопрофильную резину пониженного давления, широкую колёсную базу, внушительный дорожный просвет и мощный дизельный двигатель. Показательное требование к машине. Возможность управления с ранением одной руки и одной ноги, с использованием автоматической трансмиссии. Воздухозаборник с воздушным фильтром, расположенный над капотом, увеличивает глубину преодолеваемого брода. Линейка HMMWV содержит 15 модификаций с общими шасси, трансмиссией и двигателем. 8 из которых - боевые машины, несущие на борту боеприпасы. Остальные санитарные или штабные. Всего семейство хаммеров насчитывает 44 сменных модуля.


Бронированные модификации хамера менялись в следующем порядке: противопульное бронирование машин с использованием кевлара, стали и поликарбонатных бронестёкол.

В 90-е годы началось увеличение текущей брони, к противопульной кевларовой броне добавили сначала противоосколочную, а затем модернизировали шасси и поставили противоминную защиту днища. После войны в Афганистане где противоминная защита спасла не один экипаж от взорвавшейся мины, спрос на подобные автомобили резко возрос.

ЛуАз - 967 М (4х4)

Спрос на установку брони растёт с каждым годом. На пример компания «Армор Холдинг» с 93 по 2006 год оснастила 17, 5 тысяч Хамеров, 14 из которых после 2003 года.

Во время Иракской войны свой вариант бронирования хамеров предложили инженеры из ЮАР, уделив внимание защите от фугасных мин, к тому моменту ЮАР обладала солидным опытом борьбы с фугасами, а США как раз не хватало информационной поддержки и опыта в этой области.

Итальянский бронеавтомобиль от компании IVECO

Внедорожники имеют двойное назначение. Большинство военных внедорожников имеют гражданские модификации. Наиболее известные из них Мерседесы G -класса, Хаммеры, Лэндроверы и советские УАЗы, широко используемые в хоз. нуждах.


Автомобиль ГАЗ-64

Барсыи Тигры Первый серийный внедорожник 4х4 в СССР появился в 1941 году. Это была модель ГАЗ-61, за которой последовали модели с 64 по 67Б. Не смотря на это, в ходе великой отечественной войны в наших войсках больше всего было следующих моделей:«Виллис», «Додж ¾», «Форд». В 53 году начался серийный выпуск ГАЗ-69. Машины повышенной проходимости обретали всё большую популярность.

Боевой багги Flyer R 12 сингапурского производства используется в США.

Характеристики: дизельный двигатель 81 л.с., запас хода 500 км, макс. скорость 110 км/ч, экипаж 3 человека, масса 2,47 т

А с 1972 года на Ульяновском автомобильном заводе начался серийный выпуск УАЗ-469 , достойно служащих и в наши дни. Разные модификации этого автомобиля побывали более чем в 80 странах мира. Уступая западным внедорожникам по комфорту, русский УАЗ выигрывал проходимостью, надёжностью и ремонтопригодностью. Показательный случай из Эфиопии: при преодолении маловодной речушки с песком и илом, прочно застряли Лэндроверы , а УАЗ недолго побуксовав, пересёк реку и взял Лэндроверы на буксир.

Модельный ряд УАЗа со временем модернизировали. Например в 1985 году был установлен более мощный 80 л.с. двигатель, была улучшена трансмиссия,ходовая часть и органы управления. Позже был внесён ещё ряд изменений позволившихсущественно улучшить эксплуатационные качества машины. Войсковые части использовали следующие модификации: машину химической и радиационной разведки, автомобиль общего назначения, командно-штабная машина. Также УАЗ предусматривал использование доп. оборудования специального назначения: комплект железнодорожных ходов, для движения по рельсам, как для отечественной колеи (1520мм) так идля европейской (1435мм).

Чуть позже в 90-х годах предприняли ряд попыток модернизировать старого «козлика» УАЗ-469, прежде всего для коммерческого использования. В чеченской войне УАЗы также широко использовались в боевых действиях.


ГАЗ 29752 «ТИГР» 4х4. Используется внутренними войсками МВД РФ и ОМОНом. Масса 5 т, грузоподъёмность 1, 5 т (до 10 человек), дизельный двигатель 205 л.с., запас хода по топливу 1000 км.

Позже Ульяновский автомобильный завод поставил более мощный 137 л.с. двигатель с электронным впрыском, в сочетании с 5 ступенчатой коробкой передач, передней и задней рессорными подвесками и редукторными мостами.


«Барс» или УАЗ 3159Позже на основе Барса у увеличенной шириной колеи, создали УАЗ-2966, который поставлялся в войска с 2004 года. Разнесение колёс по ширине было связано не только с повышением устойчивости и манёвренности на поворотах. Подобное расширение базы не только позитивно отразилось на компоновке ущлов и агрегатов, но и позвоилио установить доп. защиту от мин. В Дагестане и Чечне российская армия сталкивалась с теми же минными проблемами, что и советская армия в Афганистане. Локальное бронирование приносило хорошие результаты. Показательный случай того времени:

«Барс» попавший под обстрел чеченских бандитов, выдержал не только сотни пулевых попаданий, но и выстрел из РПГ. Весь экипаж, находившийся в БАРСе выжил.

Боевые багги

Другим родам войск требовались более манёвренные и лёгкие транспортные средства. На пример для военно-десантных войск, такая потребность была ясна изначально. Джипы создававшиеся для них можно назвать сверхмалыми и лёгкими. Их главные плюсы: малая заметность на местности, простота погрузки/разгрузки на самолёт, вертолёт с целью оперативной переброски десанта. К первым военным багги относится американский М274, называемый «Механическим Мулом» (двигатель 21 л.с.), очень необычный австрийский багги «Штайр-Пух» 700 АР «Хафлингер» с 22 л.с. двигателем, предназначался для боевых действий в горах.

Отличились в ФРГ , приняв в 1970 - е годы на вооружение воздушно-десантных войск автомобиль «Крака» 640 компании «Фаун» с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой. Несмотря на лёгкую колёсную базу «Крак» служил платформой для перевозки тяжёлого вооружения, безоткатных орудий, ракетных комплексов.


Фаун Крак 640 (4х4)

В СССР разработкой компактного внедорожника занялись в 1950-е годы . Главной целью было создание малозаметного транспортёра переднего края (ТПК). Позже, в 60-е годы на вооружении советской армии появился плавающий внедорожник ЛуАЗ - 967, производившийся на Луцком автомобильном заводе. Приземистый корпус с понтоном, 4-хцилиндровый двигатель воздушного охлаждения делали его уникальным в своём роде. ТПК использвали для эвакуации раненых, перевозки провизии и боеприпасов, установки отдельных видов вооружения (пулемёты, гранатомёты). Пилот мог управлять ТПК лёжа. А малые габариты и вес в сочетании с хорошей плавучестью и проходимостью делали тпк очень удобным для переброса десанта, съёмные мостки + лебёдка значительно повышали проходимость, лебёдкой можно было подтягивать к машине раненых солдат и грузы.

Штурмовой багги

Багги, оснащённые автоматическими пушками или пулемётами, собирали ещё в начале 20 века. Боевые багги использовались в двух мировых и нескольких локальных войнах. На пример во время второй мировой войны, Красная армия успешно использовала вооруженные пулемётами «Виллисы» . А зенитные и пулемётные установки на автомобильных шасси вообще были излюбленным вооружением.

Машина французского спецназа, Панар SCV

Масса 4т; вместимость 6-8 чел; дизельный двигатель 210 л.с., запас хода 800 км; скорость до 120 км/ч.

Позже в 70-80 годах, был очередной рост интереса к облегченным боевым мащинам, повышенной проходимости. На этот раз в связи с развитием сил быстрого реагирования и военно десантных войск.

Багги использовали для патрулирования территорий, разведки и поисково-спасательных работ.

Отсутствие брони компенсировали за счёт уникальной мобильности, достигаемой мощными двигателями в сочетании с лёгкой рамной конструкцией. Также багги обладали малой заметностью по сравнению со старшими братьями. Низкий корпус, малый уровень шума, способствовали незаметным передвижениям багги . Транспортный вертолёт мог брать на борт два автомобиля с экипажами. Здесь бронированные авто не могли конкурировать с облегченными багги.

Багги -лёгкий рамный автомобиль, отличающийся малыми размерами, высокой проходимостью, скоростью и устойчивостью на поворотах. В качестве примера можно взять американские боевые багги: ALSV , FAV и LSV . Эти багги развивали макс. скорость 130 км/ч, а 50 км/ч достигали уже на 8-ой секунде, при трогании с места, с полным экипажем (4 человека на борту). При этом на багги используется коммерческая версия дизельного двигателя и коробки передач.

Израильский автомобиль « Desert Raider » 6х6, масса - 2, 6 т, бензиновый двигатель 150 л.с. Запас хода по топливу 600 км.2 передних колеса ведущие. Автомобиль обладал хорошей устойчивостью, высокой базой и не заметной системой выхлопов. Использовался для перевозок солдат, установки пулемётов и рпг.

Военный багги американских военно воздушных войск. ALSV . Экипаж - 3 чел, двигатель 140 л.с. дизель. Масса 2, 35 т.

Используя шасси всем известного мерседесовского G класса позже построили ударные багги LIV , массой 2, 55 - 3, 3 т. Четыре домкрата, возимые на борту, позволяют разворачивать в полевых условиях боевой модуль с ракетным комплексом, разведывательное оборудование или цистерну для ГСМ, не говоря уже об установке автоматического гранатомёта или пулемёта.

В мире военных автомобилей наблюдается все большее разделение между тяжелыми, хорошо защищенными боевыми бронированными машинами на колесном ходу и сверхлегкими, высокомобильными багги. Конфликты в Ираке и Афганистане показали, что повышение бронезащиты внедорожников неизбежно ведет к потере ими возможности выполнять целый ряд разведывательных задач. В этой ситуации на помощь броневикам приходят легкие ударные автомобили с высокой маневренностью, малой заметностью и относительно низкой стоимостью.

Необходимость проведения быстрых и в то же время незаметных вылазок в районы сосредоточения противника, осуществления диверсий в его глубоком тылу, скрытого преследования отходящих групп террористов и непрерывного наблюдения за их передвижением - все это обусловило повышение внимания Пентагона и его союзников к специальным ударным автомобилям, схожих по конструкции с багги. Основу этих машин с колесной форумлой 4х4 или 4х2 составляет кузов, изготовленный из высокопрочных стальных трубчатых конструкций. Двигатель и трансмиссия размещаются в кормовой части корпуса. Экипаж багги насчитывает от двух до шести человек, для их защиты возможна установка легких противопульных или противоминных накладок из кевлара. Такие машины вооружены, как правило, 7,62- или 12,7-миллиметровым пулеметом, 30 миллиметровой автоматической пушкой, 40 миллиметровым гранатометом либо ПУ ПТУР. За счет высокой удельной мощности багги обладают хорошими показателями быстроходности, значительной скоростью (120-160 километров в час) и большим запасом хода (500-600 километров), а также способностью к преодолению препятствий (подъем под углом 30 градусов, крен до 20 градусов).

В зависимости от боевой массы и габаритных размеров специальные ударные автомобили подразделяются на малые (боевая масса 750-2700 килограммов), средние (3500-4500 килограммов) и большие (5000-6000 килограмм). В настоящее время подобные машины состоят на вооружении США, Великобритании, Франции, Италии, Израиля и других стран.

Ударный багги ALSV, США. Масса — 2,35 т, экипаж — 3 человека, двигатель — дизельный, 140 л. с., скорость — до 130 км/ч, запас хода — 500 км

Одной из основных компаний, ориентированных на разработку и производство специальных ударных автомобилей, является американская фирма Chenowth. В ее арсенале имеется целая серия изделий, созданных по схеме "багги", в частности Advanced Light Strike Vehicle (ALSV), Multi-Sensor Towed Detection (MSTD), Fast Attack Vehicle (FAV) и Teleoperated Dune Buggy (TDB). Наибольшую популярность получила машина Light Strike Vehicle и ее дальнейшая модернизация Advanced Light Strike Vehicle.

В середине 80-х годов для нужд Армии, Корпуса морской пехоты (КМП) и ВМС США было закуплено около 300 подобных автомобилей. Машина ALSV выполнена по стандартной для багги схеме. Шасси представляет собой высокопрочную раму из хромомолибденового сплава. В качестве силовой установки используется карбюраторный двигатель STD воздушного охлаждения мощностью 94 лошадиных силы или дизельный. Командир машины - наводчик оружия способен вести огонь в двух противоположных направлениях. Штурман располагается рядом с водителем в передней части. Размещение силовой установки в кормовой части и низкий центр тяжести обеспечивают высокую скорость и устойчивость автомобиля при движении.

Прототип боевого багги Aggressor.

На базе ALSV монтируется различное вооружение: 7,62- или 12,7-миллиметровый пулемет, 40 миллиметровый гранатомет Мk 19, ПТУР ТОУ, а также 30-миллиметровая автоматическая пушка ASP-30. Экипаж может быть вооружен ПЗРК "Стингер". LSV применялась в зоне Персидского залива при проведении операции ВС США "Буря в пустыне". Американская фирма Teledain разработала двухосный полноприводный разведывательный автомобиль LFV (Light Forces Vehicle). Его силовая установка размещена в кормовой части корпуса, где расположены дизельный двигатель и автоматическая трансмиссия. LFV снабжен дисковыми тормозами и независимой подвеской.

Трубчатая рама машины в комплексе с броневыми листами обеспечивает защиту экипажа и служит основой для крепления различных видов вооружения: 7,62- или 12,7-миллиметрового пулемета, 30-миллиметровой автоматической пушки, 40-миллиметрового гранатомета или ПТУР ТОУ.

Летающая багги Chimera.

В настоящее время представители Армии и КМП США рассматривают несколько опытных образцов перспективных боевых багги - ITV (Internally Transportable Vehicle), LSV (Light Strike Vehicle) и TAC-C (Tactical Autonomous Chassis-Combat vehicle). С начала 2008 года Пентагон проводит в Афганистане испытания разработанной компанией BAE Systems многоцелевой машины SPRAT (Specialized Reconnaissance Assault Transport), которая способна перевозить четырех человек и одну тонну груза со скоростью до 160 километров в час. Основное внимание при создании новых машин уделяется подвеске и двигателям, в частности ведутся работы над созданием амортизаторов с магнито-реологической жидкостью и дизель-электрических силовых установок.

В настоящее время уже разработан прототип гибридного автомобиля Aggressor с интересными футуристическими формами. Кроме стандартных схем, военные инженеры в США разрабатывают концепцию летающих легких ударных автомобилей. Так, американская компания Atair Aerospace представила на выставке Modern Day Marine Military Expo летающий автомобиль Chimera, предназначенный для заброски на параплане на территорию противника. Во время полета Chimera приводится в движение с помощью винта с кольцевым обтекателем.

Автомобиль М-626/G «Дезерт Рейдер» (6х6), Израиль. Масса — 2,6 т, двигатель — бензиновый, 150 л. с., или дизельный, 107 л. с., скорость — до 110 км/ч, запас хода — 600 км.

В 1997 году специально для спецподразделений и сил быстрого реагирования фирма Engineering Equipment Division разработала шестиколесный полноприводный специальный ударный автомобиль М-626/G Desert Raiders (FAV - Fast Attack Vehicle). Машина оригинальной конструкции имеет бензиновый двигатель рабочим объемом 2429 кубических сантиметров (возможна также установка дизеля VM рабочим объемом 2498 кубических сантиметров) и автоматическую коробку передач. Оригинальная конструкция задней подвески (независимая подвеска задней пары колес для каждого борта) позволяет машине преодолевать 60-сантиметровый барьер, брать подъем крутизной до 70 градусов и продолжать движение, даже если всего одно колесо касается земли.


Desert Raiders имеет низкую шумовую и тепловую заметность и может транспортироваться в грузовом отсеке вертолета CH-53. Место водителя размещено по центру, по бокам от него - два пассажирских сиденья, позади - грузовая платформа (вместо нее может быть установлено еще два сиденья). Вооружение - три пулемета Negev калибра 5,56 миллиметров. Машина официально принята на вооружение Армии обороны Израиля под названием Tomer, однако из-за финансовых трудностей ее серийные поставки задерживаются.

Иордания


В начале 2005 года на вооружение сухопутных войск Иордании принят полноприводный специальный ударный автомобиль Al-Thalab LRPV (Long Range Patrol Vehicle), разработанный совместно с английской фирмой Jankel Armoring и иорданской KADDB (King Abdullah II Design and Development Bureau) на базе узлов и агрегатов Land Rover и Toyota Land Cruiser 79. На машину могут устанавливаться 12,7-миллиметровый пулемет или 40-миллиметровый гранатомет.

Сингапур

Багги Spider.

Фирма Singapore Technologies Kinetics (ST Kinetics) разработала полноприводный специальный ударный автомобиль Spider с колесной формулой 4х4 (американский вариант Flyer Defense, ITV-1), на котором в качестве вооружения может устанавливаться автоматическая пушка, тяжелый пулемет или 120-миллиметровый миномет. Его особенность заключается в том, что наряду с механической трансмиссией может быть использован электрический привод для бесшумного передвижения на поле боя или по пересеченной местности. Существуют еще целый ряд боевых автомобилей, созданных по схеме багги, в частности иорданский Desert Iris, британские Super Supacat, Saiker и другие.


Ударный багги FLYER R-12 сингапурского производства, применяется в США. Масса — 2,47 т, экипаж — 3 человека, двигатель — дизельный, 81 л. с., скорость — до 110 км/ч, запас хода — 500 км

Сегодня на заводе Чеченавто в городе Аргун состоялась презентация военного багги Чаборз М-3. Это совместный проект фирмы Ф-Моторспорт из подмосковного Фрязино, которая занимается выпуском внедорожных багги, и гудермесского Международного учебного центра сил специального назначения . В переводе с чеченского Чаборз означает «медведь и волк».

Чаборз создан на базе модели , в 2016 году им заинтересовались представители силовых ведомств - в частности, Даниил Мартынов, замначальника регионального управления Росгвардии, в ведении которого и находится учебный центр в Гудермесе. Военные сформулировали свои требования к тактическому багги и разработали все, что касается вооружения. В военном обличии вездеход впервые показали на выставке Интерполитех-2016 под названием Алабай.

При содействии Рамзана Кадырова было принято решение производить багги на заводе Чеченавто, который с 2008 года занимается сборкой автомобилей Лада (сейчас там выпускают Гранты). Один экземпляр, сделанный во Фрязино, отгрузили в Чечню в сентябре 2016, а дальше началась подготовка к крупноузловой сборке. На сегодняшний день по схеме SKD собрано четыре машины. В дальнейшем завод перейдет на мелкоузловую сборку с самостоятельной сваркой пространственной рамы и изготовлением некоторых элементов подвески. Так же в Аргуне будут переделывать коробки передач от Гранты - менять шестерни (они изготовлены из стали с титановым наполнением) и устанавливать дисковый самоблокирующийся дифференциал. Расчетный объем производства - 20 машин в месяц.

Руководство Чеченавто (слева направо): представитель завода на АвтоВАЗе Бекмирзы Эльмурзаев, заместитель директора Мухади Товсултанов, генеральный директор Сайд-Хусейн Таймасханов

Багги Чаборз М-3 построено на вазовских агрегатах. Кроме вышеупомянутой коробки передач используется двигатель ВАЗ объемом 1,6 л (хотя в первоначальном проекте был мотор 1.8), рулевое управление с электроусилителем от Калины и вазовский усилитель тормозов. Рычаги подвески и амортизаторы - оригинальные.

Собственная масса Чаборза без вооружения - около 400 кг, при этом грузоподъемность - 250 кг. Заднеприводная трехместная машина может нести пулемет ПКМ 7,62 с большим запасом патронов, гранатомет АГС30 и модуль дымовой завесы БТД. По словам директора фирмы Ф-Моторспорт Эдуарда Мымрина, удалось достичь такой плавности хода, при которой можно вести прицельную стрельбу «с хода». «Стрелки во время стрельбы приклад к плечу не прижимают», - написал Мымрин на одном из интернет-форумов. Максимальная скорость - 130 км/ч.

Цена Чаборза - 1,5 млн рублей: именно ее назвали сегодня Рамзану Кадырову на презентации. Но будут выпускать и гражданскую версию - с однотонной окраской и без креплений для оружия. За такую машину попросят 1,1 млн рублей. Для сравнения, донорский FunCruiser Lite стоит 950 тысяч рублей. В дальнейших планах - выпуск шестиместного военного багги Чаборз М-6.

Основной спецификой Chenowth были и остаются гоночные багги. Раллийные машины её конструкции принимали участие в многочисленных «Ралли Дакар», всевозможных бахах и других разновидностях внедорожных гонок. Но в 1980-х компания выиграла армейский контракт на разработку быстрого военного багги, способного передвигаться по песчаным дюнам, неся при этом значительную массу оружия и боевой экипировки. В 1982 году на свет появился автомобиль Fast Attack Vehicle (FAV).

В первой партии было 120 FAV — но реально машины вплоть до начала 1990-х простаивали. Первой их крупной операцией стала война в Кувейте. Во время «Бури в пустыне» именно FAV стали первыми транспортными средствами, вошедшими в столицу Кувейта — и передвигались они вовсе не по дорогам. Машины оснащались 2-литровыми 200-сильными двигателями Volkswagen, весили 680 кг и могли проехать 320 км на одной заправке, максимальная скорость составляла 97 км/ч. В то же 1991-м машины получили другое название (по документам) — Desert Patrol Vehicle (DPV).

Боевое применение выявило ряд недостатков. Нужно было повышать мощность и грузоподъёмность автомобиля (они могли нести массу, примерно равную собственной). Поэтому Chenowth Racing Products, Inc. разработали второе поколение — Light Strike Vehicle (LSV). Эта машина весила 960 кг, разгонялась до 130 км/ч и могла нести значительно больше груза, в частности, она стандартно вооружалась 12,7-мм M2, 5−56-мм M249 SAW LMG, 7,62 M60 и двумя противотанковыми AT4. В общем, это был почти танк. LSV используется до сих пор и, помимо США, стоит на вооружении Греции, Кувейта, Мексики, Омана, Португалии, Испании и Бангладеш.

Наконец, в 1996 году появилось третье, заключительное поколение багги армии США — Advanced Light Strike Vehicle (ALSV). Это был ещё более тяжёлый монстр массой 1600 кг со 160-сильным двигателем, способным «затаскивать» машину в полном снаряжении на 75-градусные уклоны. Багги продумывали так, чтобы его мог транспортировать стандартный армейский вертолёт, скажем, CH-47 Chinook.

Несмотря на успешную «армейскую карьеру», компания Chenowth на сегодняшний день существует лишь на бумаге и не производит технику — ни военную, ни спортивную. Тем не менее, её багги регулярно используются армией США в различных войнах и антитеррористических операциях.

В последний период Великой Отечественной войны большие услуги оказали войскам «Иван-Виллисы» - так именовали советские внедорожники ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б (он же «Бобик»), и ленд-лизовские американские полноприводные грузовики «Студебеккер» US-6

Механический двигатель появился в армии давно, и самая старая задача, решавшаяся с его помощью, - снабжение войск. Паровые тракторы доставляли грузы британским войскам еще во время Крымской войны. С началом XX века в армию пришел автомобиль с бензиновым двигателем, а к концу столетия семейство военизированных «легковушек», внешне не слишком похожих на свои гражданские аналоги, сильно разрослось.

Накануне Первой мировой войны в ряде армий уже имелись автомобильные подразделения. Речь пока шла в основном о моторизации тылов и штабов, хотя уже планировали использовать автомобили под самоходные радиостанции и прожекторы, под установку орудий, для эвакуации раненых. С началом войны они перебрасывали войска, буксировали артиллерийские орудия и разнообразные прицепы, доставляли на место средства ремонта. То есть уже тогда определился круг задач, решаемых автомобилями в армии. В межвоенный период моторизация в виде широкого введения в войска колесного и гусеничного транспорта стала одной из главных забот всех передовых армий, независимо от выбранных ими стратегических концепций. Операции Второй мировой войны уже невозможно представить без массового использования военной автомобильной техники (ВАТ).

За последние шесть десятилетий сменилось несколько поколений ВАТ, а количество и объем решаемых ею задач росли в соответствии с развитием средств и способов ведения боевых действий. Современную военную технику принято делить по типам на специальные колесные шасси и колесные тягачи, военные гусеничные машины транспортно-тягового класса, автомобили многоцелевого назначения, подвижные средства автотехнического обеспечения (ремонтно-эвакуационные машины, машины технической помощи, подвижные мастерские, средства обеспечения эксплуатации). По видам же - на колесную и гусеничную. Все это необходимое войскам многообразие формируется во всех странах по-разному. Мы же рассмотрим лишь отдельные типы армейских машин.

Вполне естественно стремление вооруженных сил развитых стран иметь на вооружении технику отечественного производства или, по крайней мере, необходимую сервисную сеть для обслуживания ВАТ иностранного производства. Автомобильный парк Российской Армии на 2005 год оценивался примерно в 460 тысяч машин - советского и российского производства. В результате распада Советского Союза часть производителей оказалась в «ближнем зарубежье», а эксплуатацию и ремонт столь обширного парка нельзя ставить в зависимость от внешних условий. Пришлось отказаться, например, от автомобилей украинского Кременчугского автозавода (КрАЗ). А вот белорусским предприятиям - Минскому автомобильному заводу (МАЗ) и Минскому заводу колесных тягачей (МЗКТ) - удалось сохранить тесные отношения с Российскими вооруженными силами. Давно известно, что парк ВАТ требует как можно большей унификации, чтобы не усложнять процессы поставки, обучения, снабжения, эксплуатации, ремонта. Между тем в мотострелковом полку, например, все равно используется 5-6 типов машин разных производителей со своими эксплуатационными особенностями. Поэтому под машины различного назначения (от мелких до крупных) стремятся отобрать несколько базовых шасси.


HMMWV M998A2 (4х4) - бронирование с помощью навесных панелей (1 - передние броневые накладки, 2 - защита багажника, 3 - защита днища, 4 - бронированные двери, 5 - защита картера и подкрылки). Масса без брони - 2,544 т, грузоподъемность - 1,25-1,5 т, двигатель - дизельный, 170 л. с., скорость по шоссе - до 113 км/ч

Незаменимые внедорожники

Ставшее привычным словосочетание «навороченный джип» несет в себе внутреннее противоречие. Ведь изначально «джипы» как раз чужды всяким «наворотам». Легковые машины с колесной формулой 4х4 (то есть четыре колеса с полным приводом на все) максимально упрощенной конструкции, повышенной проходимости и высокой «выносливости» начали службу во Вторую мировую войну в качестве командирских, разведывательных, санитарных, транспортных машин, подвижных средств связи, тягачей полевых орудий и легких прицепов. О происхождении слова «джип» давно спорят. Согласно одной из версий, это слово происходит либо от англоязычной аббревиатуры «Джи-Пи» - GP («общего назначения»), либо от обозначения модели GPW «Форд» - аналога МВ «Виллис».

Машины, появившиеся вскоре после Второй мировой, были наследниками первых массовых джипов. По сию пору широко используются в различных своих модификациях такие созданные в 1950-1960-е годы ветераны, как, скажем, американские М151 грузоподъемностью до 554 килограммов или британские «Лэндровер» (до 790 килограммов), или же советские УАЗ-53 (два человека плюс 600 килограммов груза). Но меняются способы ведения войн, и требуются новые поколения автомобилей.

Так, в США после вьетнамской кампании решили отказаться от потомков «старины Виллиса» в пользу принципиально новой машины. Результатом стал едва ли не самый разрекламированный за последние четверть века военный джип HMMWV (аббревиатура, означающая «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство»), заказ на который в 1983 году получила компания «Америкэн Моторс Дженерал». Эта машина известна также под прозвищем «Хамви» или под именем «Хаммер» («молоток»), хотя «Хаммерами» вообще-то зовут ее коммерческие модификации. Военный М998 HMMWV весьма удачно сочетал мощный дизельный двигатель, независимую подвеску колес с широкопрофильными шинами низкого давления и вставками для езды на спущенных шинах, широкую колесную базу, возможность передачи на колеса большого крутящего момента, большой дорожный просвет и небольшую высоту самого корпуса из алюминиевых сплавов. Также в качестве достоинств стоит упомянуть минимальные свесы корпуса впереди и позади колес, четырехместную кабину и довольно вместительное грузовое отделение. Правда, за низкий силуэт пришлось расплачиваться туннелем трансмиссии, занявшим значительный объем кабины. Характерно предъявленное к машине требование - водитель может управлять ею с ранением одной руки и одной ноги. Этому способствуют автоматическая коробка передач и набор органов управления. Поднятый над капотом воздухозаборник с воздушным фильтром увеличивает глубину преодолеваемого брода и улучшает работу в условиях запыления (сухая степь, пустыня). Семейство HMMWV имеет 15 базовых модификаций с общими шасси, двигателем и трансмиссией: 8 из них являются боевыми машинами, несущими на борту вооружение, остальные - санитарные, штабные и так далее. Всего в семействе используются 44 сменных модуля. Это позволило заменить не только основного предшественника - массовый джип М151, которого HMMWV превзошел по грузоподъемности почти втрое, - но и целый ряд машин и значительно унифицировать автопарк соединений. Различные модификации «Хамви» служат более чем в 30 странах, хотя это едва ли не самый дорогой военный джип на планете.

Бронированные модификации этого автомобиля изменялись следующим образом: первоначально предусматривалось противопульное бронирование патрульных машин с использованием стали, кевлара и бронестекол из поликарбоната. Но в 1990-е началось усиление бронирования - в основном как отклик на опыт, выносимый американскими солдатами из очередной военной кампании, проводимой Америкой в той или иной стране. После событий в Сомали появился М1109 с противопульным и противоосколочным бронированием. Затем на тяжелом шасси HMMWV M1113 построили М1114, в котором фирма «О’Гара-Хесс энд Айзенхардт» дополнила противопульную защиту противоминной. Эти машины опробовали в Боснии, за ними появился М1116 с еще более усиленной бронезащитой: он вместе с М1114 понадобился в Афганистане и Ираке. В печати описывали, например, показательный случай, когда в Афганистане патрульный М1114 наехал на противотанковую мину, лишился колес, корпус покорежило, но никто из четверых бойцов в кабине не пострадал - бронирование сработало «на пять». Спрос на такие машины резко вырос в 2004-2005 годах, когда в Ираке патрули оккупантов подвергались обстрелам столь часто, что водители-контрактники якобы даже отказывались от поездок, а армейские мастерские усиливали бронирование «Хамви» кустарными способами. Справедливости ради надо отметить, что создавался HMMWV с расчетом на несколько другие задачи. Бронирование, которое может поднять шасси джипа, сохраняя подвижность и приемлемую грузоподъемность, все равно не защитит от кумулятивной гранаты РПГ и мощных фугасов. Это, кстати, относится и к ряду легких бронетранспортеров. Ну а на улицах города или пригорода, горной дороге любая машина без прикрытия окажется слишком уязвимой - поэтому неудивительно применение других приемов защиты. В «горячих точках» можно встретить, например, джипы со снятыми дверями - от гранаты или ударной волны дверь все равно не защитит, а может еще и сама поразить пассажиров и водителя, а шансов покинуть атакованную машину без дверей куда больше.


Сверхнизкий ЛуАЗ-967М (4х4), он же ТПК, СССР. Масса - 930 кг, грузоподъемность - 320 кг + водитель, двигатель - бензиновый, 37 л. с., скорость - до 75 км/ч по шоссе, 3-4 км/ч на плаву, запас хода по шоссе - 370 км

Тем не менее спрос на бронирование многоцелевых армейских автомобилей, включая джипы, растет. Вот некоторые цифры: компания «Армор Холдинг» с 1993 года до середины 2006-го «навесила» броню на примерно 17,5 тысячи «Хамви», из них на 14 тысяч - после 2003 года (в основном в модификациях М1114 и М1116), а с января 2004 по июнь 2006 года произвела для них более 1 800 съемных бронекомплектов.

Во время войны в Ираке свой вариант бронирования HMMWV предложили в ЮАР, уделив главное внимание защите от фугасных мин. Что было логичным - в Южной Африке набран немалый опыт противоминной защиты колесных машин, а для HMMWV она стала едва ли не главной проблемой.

Примета времени - многоцелевая легкая машина LMV (весящая, впрочем, 6,7 тонны) итальянской компании «Ивеко» имеет противоминную защиту уже в базовой комплектации.

В США недавно запланировали замену части HMMWV и грузовиков-тягачей HEMTT LHS, и несколько фирм начали разработку автомобилей по двум связанным программам - FFTS UV грузоподъемностью до 2,5 тонны и FFTS MSV - до 11 тонн. Кроме большей грузоподъемности, к новому внедорожнику предъявили требования усиленной подвески (чтобы можно было выдержать комплект съемной брони), а также более мощного электрогенератора для питания радио- и оптоэлектронной аппаратуры. А ведь навигация, наблюдение, разведка и связь - тоже составные части «защиты». Крупнокалиберные пулеметы и снайперские винтовки, ручные противотанковые гранатометы, переносные ПТРК порой превращают малую заметность, высокую подвижность и современные приборы наблюдения в куда более важный параметр легких машин, чем их бронезащита.

Джипы - техника двойного назначения. Большинство военных джипов имеют гражданские модификации, при этом часто более многочисленные. Свидетельство тому - и германское семейство «Мерседесов» G-класса, и «Хаммеры», и советский УАЗ-469, изначально разрабатывавшийся в военном и «народнохозяйственном» вариантах.


Автомобиль ГАЗ-64

«Тигры» и «Барсы»

Первый серийный военный внедорожник 4х4 появился в СССР в 1941 году в виде ГАЗ-61, за ним последовали ГАЗ-64, -67 и -67Б. Однако в ходе Великой Отечественной войны ленд-лизовских «Виллис», «Форд», «Додж три четверти» в войсках оказалось куда больше. В 1953 году начали выпуск ГАЗ-69. Интерес к машинам повышенной проходимости непрерывно возрастал - если в 1956 году в СССР выпускалось 5 различных базовых моделей, то в 1970-м уже 11.

Ударный багги FLYER R-12 сингапурского производства, применяется в США. Масса - 2,47 т, экипаж - 3 человека, двигатель - дизельный, 81 л. с., скорость - до 110 км/ч, запас хода - 500 км

В 1972 году Ульяновский автозавод начал выпуск УАЗ-469, достойно служащего по сию пору. Испытательные пробеги, пройденные УАЗ-469, очень показательны - по Великому шелковому пути, Сахаре, пустыне Каракум, Сибири. В ходе пробега по Кавказу в 1974 году УАЗики даже взобрались (ну, почти) на Эльбрус, поднявшись на 4 000 метров. Едкая шутка «чего только не изобретут русские, чтобы не строить хорошие дороги» - это как раз про них. Но армия и не собирается действовать только вдоль дорог. Военная же модификация УАЗ-469 отличается от гражданской дополнительными колесными редукторами, позволившими увеличить дорожный просвет и повысить проходимость, предпусковым подогревателем, экранированным электрооборудованием. В разных модификациях УАЗик попал более чем в 80 стран мира. Заметно уступая многим зарубежным внедорожникам по комфортности, весьма тряский на ходу, он обладал самым главным для «джипа» качеством - проходимостью, надежностью и ремонтопригодностью. Генерал-лейтенант Ю.П. Прищепо, например, вспоминал, как в Эфиопии при преодолении «вади» - русла маловодной речушки с песком и илом - прочно засели «Лендроверы» (очень неплохие машины), а УАЗик, побуксовав, все же прошел и «Лендроверам» помог буксиром.

По ходу производства в автомобиль вносились различные изменения. В 1985 году УАЗ-469 успели модернизировать (модификация УАЗ-3151), установив двигатель в 80 л. с. (против 75-77 у прежних УАЗ-469) и внеся ряд изменений в трансмиссию, ходовую часть, органы управления. Позднее вносились еще изменения, в целом улучшившие ходовые и эксплуатационные качества машины. Войсковые модификации этой марки включали автомобиль общего назначения, командно-штабную машину, машину радиационной и химической разведки и другие. Среди специального оборудования к нему можно упомянуть дорожный индукционный миноискатель и комплект железнодорожных «ходов» для движения автомобиля по железнодорожному полотну с широкой отечественной колеей в 1 520 или «стефенсоновской» в 1 435 миллиметров.

В 1990-е годы делали ряд попыток модернизации старого «козлика» УАЗ-469 (УАЗ-3151) прежде всего для коммерческого рынка. Но и военные задачи не забывали - конфликты, в которых участвовала российская армия, просто не давали о них забыть.


Хаммероподобный ГАЗ-29752 «Тигр» (4х4), используемый ОМОН и внутренними войсками МВД РФ. Масса - 5 т, грузоподъемность - 1,5 т (или до 10 человек), двигатель - дизельный, 197 или 205 л. с., скорость - до 125-140 км/ч, запас хода по топливу - до 1 000 км

Ульяновский автозавод установил на автомобиль новый 137-сильный двигатель с электронным впрыском в сочетании с 5-ступенчатой коробкой передач, редукторными мостами, передней пружинной и задней рессорной подвесками. Появилась новая модель - УАЗ-3159 «Барс». Корпорация «Защита» снабжала «Барсы», предназначавшиеся для армии и МВД, скрытым или открытым локальным бронированием кабины.


УАЗ-3159 «Барс»

На основе «Барса» с увеличенной шириной колеи создан УАЗ-2966, поставляемый в войска с 2004 года и также имеющий возможность установки бронирования. Кстати говоря, и разнесение колес по ширине связано не только с устойчивостью машины на ходу, «вписыванием» в колею или компоновкой узлов и агрегатов. Оно еще и способствует защите - при наезде на мину меньше вероятность, что оторванное колесо поразит кабину, да и сам взрыв происходит дальше от мест экипажа и пассажиров. В Чечне и Дагестане Российская армия столкнулась с теми же проблемами минной войны и обстрелов из автоматического и гранатометов, что и Советская в Афганистане. Но локальное бронирование приносило плоды. Можно вспомнить описанный в прессе случай. «Барс» уфимского ОМОНа попал в Чечне под обстрел бандитов, одна из пуль, угодив в двигатель, обездвижила машину, по которой сразу выстрелили из РПГ, граната взорвалась в задней колесной нише. После боя на машине насчитали более полутора сотен попаданий. Но все находившиеся в кабине выжили.

Интересна разработка Горьковским автозаводом и его дочерней фирмой «Промышленно-компьютерные технологии» более тяжелого джипа ГАЗ-2975 «Тигр» грузоподъемностью до 1,5 тонны (близко к «Хамви») с использованием агрегатов БТР-80, независимой торсионной подвеской колес. Кроме большей надежности, это дало машине отличную проходимость, которой способствуют и весьма солидный дорожный просвет в 400 миллиметров (у армейского УАЗ-469 - 300), и система регулирования давления воздуха в шинах. Правда, колеса и механическую коробку передач взяли импортные. Экспортный вариант «Тигра» получил еще и американский дизель «Каммингс» с турбонаддувом, но для поставки в «родные» вооруженные силы может ставиться двигатель ГАЗ-562 (выпускается по лицензии австрийской «Штайр»), также с турбонаддувом, в 197 лошадиных сил. Таким оснащены «Тигры», поставленные в ОМОН МВД. Имеют они и бронирование, защищающее от пистолетных и малокалиберных автоматных пуль. Перед нами нечто среднее между джипом и легким бронетранспортером для полицейских операций в опасных районах. Из аналогов можно привести британскую бронированную машину «Шорлэнд» на шасси «Лэндровер Дефендер».

Боевые гномы

Иным родам войск требуются в качестве тягачей и транспортеров машины высокоподвижные и малогабаритные. Для воздушно-десантных войск, например, такая потребность была ясна с момента их появления. Неудивительно, что для них создавались джипы, которые можно назвать сверхмалыми, главные достоинства их - возможность переброски любым военнотранспортным самолетом и транспортным вертолетом, десантирования на легких парашютных платформах, малая заметность на местности. Сюда можно отнести американский М274 «Механический Мул» с двигателем в 21 лошадиную силу, французский «Лор Фарди» FL 500 с 28-сильным двигателем. А весьма оригинальный австрийский «Штайр-Пух» 700 АР «Хафлингер» с двигателем в 22-27 лошадиных сил предназначался для действий в горах. Оригинальный ход сделал бундесвер ФРГ в 1970-е годы, приняв на вооружение воздушно-десантных и горных частей автомобиль «Крака» 640 компании «Фаун» с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой, изначально создававшийся как… сельскохозяйственный мотоблок. Тем не менее «Крака» служил и транспортером, и платформой для установки тяжелого вооружения - безоткатных орудий, противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Тоу» или «Милан», 20-мм автоматической пушки Rh202. Впрочем, в конце концов «Крак» пришлось заменить более тяжелыми автомобилями и малыми авиадесантируемыми бронемашинами.


Легкое шасси (4х4) «Фаун» KRAKA 640, ФРГ. Масса - 1,61 т, грузоподъемность - 0,75 т (или до 6 человек), двигатель - бензиновый, 26 л. с., скорость - до 55 км/ч, запас хода - около 200 км

В СССР разработка сверхмалого внедорожника началась в 1950-е годы с задачей создать малозаметный «транспортер переднего края» (ТПК); правда, для него также предполагалась и сельскохозяйственная карьера. В 1960-е годы в Советской Армии появился плавающий внедорожник ЛуАЗ-967 производства Луцкого автозавода с приземистым корпусом-понтоном и четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. ТПК служил для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов, военнотехнического имущества, а также установки отдельных видов вооружении - ПТРК «Конкурс» или «Метис», автоматического гранатомета АГС-17. Водитель мог управлять машиной лежа. Малые габариты и вес в сочетании с хорошей проходимостью и плавучестью делали ТПК удобным для десантов, лебедка и съемные мостки повышали проходимость, лебедкой можно было подтягивать к машине грузы и раненых. А сельскохозяйственную модификацию ТПК все-таки получил - в виде неплавающих автомобилей ЛуАЗ-969 и ЗАЗ-969.

Казалось бы, к настоящему времени малогабаритные джипы завершили свою военную карьеру. Однако недавно о них вспомнила морская пехота США. Принятый на ее вооружение самолет MV-22 с вертикальным взлетом и посадкой с трудом вмещает джип HMMWV, а значит - высаживаемый десант остается без транспортных средств и тяжелого оружия. Как вариант предложено использовать легкий джип «Граулер», созданный на основе агрегатов старого джипа М151 - любопытный виток карьеры наследников «Виллиса». Имя «Граулер» оказывается тут весьма к месту, ведь так именуют «старомодный четырехколесный извозчичий экипаж».

Ударный багги

Автомобили, вооруженные пулеметами или автоматическими пушками, конструировались еще в самом начале XX века. Их реальные образцы нашли себе боевое применение в ходе двух мировых и ряда локальных войн. Скажем, во время Второй мировой Красная и американская армии не без успеха использовали в бою вооруженные пулеметами «Виллисы», британские «коммандос» удачно применяли обильно вооруженные пулеметами джипы в Северной Африке. Не говоря уже о многочисленных зенитных пулеметных установках на автомобильном шасси.

Машина «Панар» SPV на шасси G270 CDI для французского спецназа. Масса - 4,0 т, вместимость - 6-8 человек, двигатель - дизельный, 210 л. с., скорость - до 120 км/ч, запас хода - 800 км, противоминная защита днища

Новый всплеск интереса к высокоподвижным вооруженным автомобилям повышенной проходимости произошел в 1970-1980-е годы в связи с формированием «легких» соединений и сил быстрого реагирования, расширением применения войск специального назначения и воздушно-десантных. На машины возлагали задачи разведки и патрулирования, уничтожения живой силы и боевой техники, лазерного целеуказания высокоточным боеприпасам, рейдов и поисково-спасательных операций в тылу противника. Отсутствие бронезащиты должны были компенсировать подвижность (за счет высокой удельной мощности двигателя, независимой подвески колес, небольшого удельного давления) и малая заметность, которую обеспечивали низкий силуэт и небольшая шумность хода. Средний транспортный вертолет должен был перевозить внутри две машины с экипажами. Понятно, что тут бронированные машины не могли конкурировать с небронированными. С той поры насчитывают уже несколько поколений ударных автомобилей.

Большой интерес в качестве шасси такого автомобиля вызывал багги - легкий спортивный автомобиль, отличающийся очень небольшими размерами и весом, высокой скоростью, проходимостью и устойчивостью. Примером служат последовательно опробованные американцами машины FAV, LSV и ALSV «Чиноут». ALSV при скорости до 130 километров в час и разгоне с места до 50 километров в час за 8 секунд может нести 3-4 человек, 12,7-мм (М2НВ) и 7,62-мм (М240G) пулеметы, то есть вооружение, сопоставимое с «Хамви». При этом имеет коммерческие дизельный двигатель и трансмиссию, электронную систему управления, средства связи и навигации. Иорданская ударная машина АВ3 «Блэк Ирис» отличается не только колесной формулой 4х2 и приземистостью корпуса, но и рамой на корме для перевозки легкого мотоцикла.

Оригинальную ударную машину «Дезерт Рейдер» представила на рубеже XXI века израильская компания AIL. Автомобиль похож на удлиненный багги, но с колесной формулой 6х6 - два передних колеса с независимой подвеской и четыре задних, попарно подвешенные на балансирах. Экипаж расположен ромбом - водитель по оси машины, по бокам сзади - пулеметчики, на платформе позади водителя могут разместиться еще 1-2 человека с вооружением или перевозимое имущество. Странно, но компоновка этого большого насекомого напоминает советскую гусеничную боевую машину десанта. Важная черта «Дезерт Рейдер», успевшей получить армейское название «Томер», - расположение двигателя и система выхлопа, уменьшающие тепловую и акустическую заметность машины. Вооружение может включать 2-3 пулемета калибра 5,56 («Негев») или 7,62 (MAG) миллиметра, а также один ПТРК.

Скорость или броня?

Багги и шасси вроде «Дезерт Рейдер», относящиеся к малым ударным автомобилям, хороши для движения по песчаным грунтам, к тому же их возможность перевозки боеприпасов, запаса ГСМ и продовольствия ограниченны. Куда универсальнее и надежнее ударные автомобили «среднего» (до 4,5 тонны) и «тяжелого» (до 6 тонн) класса на основе армейских джипов и даже полноприводных грузовиков.


Автомобиль М-626/G «Дезерт Рейдер» (6х6), Израиль. Масса - 2,6 т, двигатель - бензиновый, 150 л. с., или дизельный, 107 л. с., скорость - до 110 км/ч, запас хода - 600 км

Можно для примера вспомнить машины британских сил специальных операций. Во время Фолклендской войны они пользовались традиционными джипами «Лэндровер». Но самолет С-130 мог брать на борт не более двух таких машин, а требовалось - до семи машин с экипажами. Для 22-го британского полка SAS изготовили легкие машины LSV. Их пустили в дело в 1991 году в Персидском заливе. Однако уже там британцы все же предпочли куда более вместительный старый джип «Розовая пантера» на шасси длиннобазного «Лэндровера» - кроме вооружения и нескольких человек он нес дымовые гранатометы, канистры с топливом и водой, навигационное оборудование, навесные багажники для имущества. Применялись они в сочетании с мотоциклами «Кэнон» и машинами поддержки на шасси германского грузовика «Унимог». На старых добрых «Лэндроверах» передвигаются британские патрули и в Ираке.

В варианте «ударного» предлагали и американский HMMWV, на который ставили в разных вариантах - загибаем пальцы - 40-мм автоматический гранатомет MK19, 7,62-мм пулемет M60, 12,7-мм M2HB, 12,7-мм многоствольный GAU-19/A, 30-мм пушку ASP(R)-30, ПТРК «Тоу». Но базовый HMMWV оказался тяжеловат. Поэтому его модификация HMMWV/SOV для сил специальных операций имеет укороченную и «обуженную» базу, открытый верх, дуги безопасности и установки под автоматическое вооружение. Для Великобритании на шасси HMMWV ECV уменьшенной ширины разработали автомобиль «Шэдоу» с возможностью установки стабилизированной платформы с автоматическим стрелковым оружием, безоткатного орудия или ПТРК. В то же время морская пехота США приняла «скоростную штурмовую машину» IFAT на шасси германского «Мерседес» GDT 290, способную перевозить 6 полностью экипированных бойцов, а также 12,7-мм пулемет М2НВ и 7,62-мм М240G или 40-мм гранатомет Mk19. А главное - IFAT отлично помещается в средний транспортный вертолет.


Ударный багги ALSV, США. Масса - 2,35 т, экипаж - 3 человека, двигатель - дизельный, 140 л. с., скорость - до 130 км/ч, запас хода - 500 км

На шасси G270 той же G-серии «Мерседес» в Германии построили ударные автомобили LIV и LIV(SO) массой 2,55-3,3 тонны модульной конструкции. Четыре возимые опоры-домкрата позволяют в полевых условиях поставить боевой модуль с ракетным комплексом, защищенный модуль для перевозки солдат, разведывательное оборудование, цистерну для ГСМ, комплект ремонтно-эвакуационного оборудования, электрогенератор. Можно установить автоматическую пушку или автоматический гранатомет.

Естественно, что ударные машины тоже решили снабдить легким бронированием. В передней части той же ALSV могут монтироваться неметаллические бронепанели. Ударные джипы могут нести боестойкие шины, комплект противоминной защиты, съемную противопульную броню. То есть развитие шасси повышенной проходимости, с одной стороны, и средств бронезащиты и поражения - с другой, все же сблизили ударные автомобили среднего и тяжелого классов с легкими бронемашинами. Способствовал тому и интерес к автоматическим пушкам калибра 20-30 миллиметров как групповому оружию подразделений. Британцы, скажем, на шасси «Унимог» ставили 20-мм пушку «Вектор» GAI, да и на шасси «Лэнд Ровер Дефендер» 110 может ставиться стабилизированная платформа WMIK с 20- или 30-мм пушкой либо спаренными 12,7и 7,62-мм пулеметами.

УАЗ-469 с пулеметным вооружением использовал советский спецназ в Афганистане. На базе же российского УАЗ-3159 с расширенной колеей представлена машина «Скорпион-2» с увеличенными дверьми (для облегчения покидания машины), турелью для установки пулемета калибром от 7,62 (ПКТМ) до 14,5 миллиметра (КПВТ).

Наконец, трудно сосчитать количество импровизированных «ударных машин», порожденных локальными войнами. Афганские душманы, например, для налетов и в качестве кочующих огневых средств использовали джипы и пикапы «Тойота», «Семур», «Датсун» с крупнокалиберными пулеметами или безоткатными орудиями. Встречаются и курьезы вроде предлагавшегося украинскими производителями РСЗО на шасси старого ЛуАЗика с… авиационным блоком неуправляемых ракет.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter