» » Договор аренды муниципального имущества типовой. Типовая форма договора аренды

Договор аренды муниципального имущества типовой. Типовая форма договора аренды

Аренда муниципального имущества – один из способов сэкономить на аренде помещения. Такие договоры отличаются повышенной стабильностью, что также выгодно компании. Понятие муниципального имущества раскрыто в статье 214 ГК РФ. Это объекты, принадлежащие государству. К примеру, это помещение, права собственности на которое есть у автономного округа, края, автономной области.

Основные особенности заключения соглашения

Нюансы заключения договора устанавливаются статьей 17.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года. Оформлено такое соглашение может быть данными путями:

  • По итогам проведенных торгов.
  • Без торгов.

6 декабря 2011 года был принят ФЗ №401 «О внесении корректировок в ФЗ «О конкуренции» и другие нормативные акты». В нем прописаны новые основания, по которым можно получить в аренду объект.

Торги на право оформления договора

Торги могут осуществляться в различных формах: аукцион, конкурс и прочее (на основании пункта 4 статьи 447 ГК РФ). Они могут быть проведены в электронной форме. Все эти виды отличаются. К примеру, аукцион предполагает состязание между сторонами касательно стоимости аренды. Выиграет то лицо, которое предложит наибольшую цену за съем помещения. На конкурсе рассматривается совокупность условий (к примеру, стоимость, сроки и прочее). Выигрывает тот, кто предлагает наилучшие условия.

Порядок организации мероприятия регулируется Правилами проведения конкурсов и аукционов, утвержденными приказом ФАС №67 от 10.02.2010 года. Рассмотрим основные этапы торгов:

  1. Направление извещения об организации торгов.
  2. Заполнение конкурсной документации и документов о торгах.
  3. Прием и рассмотрение заявок.
  4. Проведение мероприятия.
  5. Заключение соглашения с лицом, выигравшим торги.

В договор об аренде вписываются те условия, которые прописаны в извещении о проведении мероприятия. Условия эти устанавливаются организатором торгов. Соответствующее правило содержится в пункте 3 статьи 448 ГК РФ. В извещении прописывается эта информация:

  • Дата и место проведения мероприятия.
  • Предмет торгов (муниципальное помещение).
  • Наличие обременений.
  • Порядок проведения аукциона или конкурса.
  • Начальная стоимость.

Необходимое содержание извещения регулируется пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В торгах принимают участие любые ЮЛ вне зависимости от их статуса, адреса, величины капитала. Участвовать в мероприятии также могут ИП. Лица, подающие заявки, не допускаются к торгам в следующих случаях:

  • На дату рассмотрения заявления деятельность ЮЛ приостановлена.
  • Не отправлен нужный перечень документов.
  • В предоставленных бумагах имеются неточности.
  • Потенциальный участник не внес задаток, если он требуется.

ВАЖНО! Организатор торгов не может устанавливать прочие требования, которые не прописаны в законе. Он не может запрашивать дополнительные документы и информацию.

Заключение договора без проведения торгов

Основания для заключения соглашения об аренде без проведения торгов содержатся в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. В частности, в торгах могут не участвовать эти лица:

  • Товарищества собственников недвижимости.
  • Лицо, являющееся единственным участником торгов.
  • Образовательный субъект.
  • Частное медицинское учреждение.

Муниципальные объекты могут арендоваться без торгов любыми лицами при наличии этих условий:

  • Помещения сдаются в аренду на срок, не превышающий месяц.
  • Являются частью здания, площадь помещения составляет не больше 10% от общего метража. Максимальная площадь такого помещения равна 20 кв. метров.

Порядок передачи помещений в аренду без торгов не действует в отношении объектов, распоряжение которыми осуществляется на основании земельного, водного и прочих кодексов. Соответствующие ограничения приведены в части 2 статьи 17.1 ФЗ «О конкуренции».

Заключение договора аренды

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Можно ли расторгнуть договор?

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества

Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.

Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.

Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:

  • Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
  • Установлен точный размер арендной платы.
  • Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.

Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.

Проводки

В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
  • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
  • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.

Взаимоотношения по аренде муниципального имущества могут проводиться двумя способами:

  • с обязательным проведением торгов/участием в тендере;
  • без торгов и аукционов.

В этой статье

Что такое муниципальное имущество

Муниципальное имущество - движимые и недвижимые активы, что принадлежат Российской Федерации как субъекту хозяйствования или же ее территориальным субъектам (округам, республикам, городам федеративного значения и т. д.). Заключение контракта об аренде муниципального имущества отличается от обычной сделки тем, что одной из сторон взаимоотношений выступают власти местного самоуправления, отстаивающие интересы государства.

К наиболее распространенным муниципальным объектам, интересующих арендатора в 2017 году, относят:

  • участки земли;
  • квадраты площади в зданиях и сооружениях нежилого предназначения;
  • площади в объектах жилого фонда (образовательные, медицинские и коммунальные заведения).

Процесс проведения торгов

Торги на взятие во временное владение государственного имущества проходят в 2 способа: конкурс/аукцион. Кардинальное отличие этих способов в том, что на аукционе основополагающим фактором является стоимость аренды (кто предложит максимально высокую цену, тот и побеждает), а конкурс проходит путем удовлетворения ряда требований комиссии и предложения наиболее выгодных условий для муниципалитета (стоимостной фактор может играть не ключевую роль).

Аренда государственного и муниципального имущества может осуществляться путем прохождения следующего алгоритма действий:

  • публикация объявления о назначении конкурса/аукциона на аренду муниципальной собственности (обычно подобные объявления публикуются на портале субъекта РФ/на веб-сайте о размещении торгов);
  • разработка конкурсной программы, формирования перечня обязательных требований к конкурсу и пакета документации;
  • рассмотрение заявлений, полученных от конкурсантов;
  • непосредственное проведение аукциона/торгов;
  • заключение договорных взаимоотношений по результатам отбора/аукциона.

По нормам действующего законодательства участвовать в торгах может любое лицо (физическое/юридическое лицо, что не зависит от формы собственности, источника получения прибыли и иных уставных/финансовых моментов.

  • на момент подачи заявления на участие, несут административную ответственность за нарушение законодательства, касающегося ведения трудовой/предпринимательской деятельности;
  • заявитель подал неполный пакет документов или они составлены некорректным способом;
  • потенциальный арендатор не перечислил сумму обязательного материального взноса (если такое оговорено условиями конкурса).

Аренда имущества без торгов

Как уже упоминалось выше, существуют случаи, когда передача муниципальной недвижимости проводится без торгов. Договор аренды муниципального имущества заключается без проведения конкурсных мероприятий с такими лицами (в таких ситуациях):

  • объединением собственников жилой недвижимости;
  • если на открытый конкурс подал заявку всего один потенциальный арендатор;
  • если в качестве заявителя выступает образовательное учреждение, что не зависит от степени аккредитации и организационно-правовой формы;
  • учреждения медицины частного финансирования.

Кроме того, нормативно — правовыми актами предусмотрено ряд определенных требований к объектам муниципальной собственности, которые предполагают передачу без проведения торгов. Итак, конкурс на право аренды не будет объявлен, если:

  • недвижимость передается в аренду на срок 30 календарных дней в течение последующих 6 месяцев;
  • сдаваемая площадь составляет 10% от общей площади здания/сооружения и насчитывает менее 20 кв. метров.

Существенные аспекты договора

Как и обычный договор аренды, документация по временной передаче муниципальной собственности, содержит пункты, отражающие основополагающие моменты по сделке:

  • информация о времени/месте/формате проведения торгов, сумме материального взноса;
  • детальное описание предмета торгов (территориальное расположение, площадь, тип активов, срок/стоимость аренды, правовые аспекты и обязанности сторон взаимоотношений и т. д.);
  • основные требования к участникам аукциона и сопроводительной документации;
  • первоначальная стоимость аренды (в случае участия в аукционе).

В отличие от обычного договора ренты, стоимость аренды муниципальных активов рассчитывается исключительно по рыночной стоимости.

Если после прохождения конкурса/выигрыша аукциона арендодатель отказывается выполнять условия договора (не передает муниципальное имущество во временное владение третьему лицу), то он обязан не только вернуть задаток участнику, но и осуществить расчет в двойном объеме. В том случае, когда отказывается арендатор от подписания договора, задаток не возвращается. Если в аукционе принимали участие несколько потенциальных арендаторов, то первоначальный материальный взнос возвращается всем, кроме победителя торгов.

Продление договора

Если арендатор участвовал в торгах, но срок действия аренды государственного и муниципального имущества подошел к концу, то возникает вопрос: «Есть ли возможность продлить срок, не выставляя лот на торги?».

Ключевой момент в том, что арендатор обязан заранее поставить в известность владельца имущества о своем желании пролонгировать договор. Если в имеющей документации отсутствует пункт о необходимости предупреждать собственника о разрыве/продлении взаимоотношений, то заинтересованное лицо обязано направить письмо с подобной информацией за 2 месяца до окончания действия контракта.

В соответствии с нормами ФЗ «О защите конкуренции» арендодатель оставляет за арендатором право на преимущественную возможность заключения нового договора временного владения муниципальной и государственной собственностью. Это правило действует в двух случаях:

  • если обе стороны не нарушают условия договора и арендатор согласен подписать новый документ с расчетом рыночной суммы на имущество;
  • если сделка была заключена ранее 2010 года и арендодатель не возражает против пользования заявителем арендованными активами.

Новый документ, регламентирующий отношения, заключается на срок 3 года.

На данный момент все имеющиеся лоты отражаются на «Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о торгах », где можно найти всю информацию относительно организаторов торгов, типа имущества, технических характеристик, начальной цены и иных ключевых моментов.

Многие российские предприятия стремятся подписать с тем или иным органом власти - государственным или муниципальным, - договор об аренде имущества. Для этого представители бизнеса с удовольствием участвуют в различных конкурсах и аукционах. Какова цель предпринимателей, вовлеченных в процесс коммуникаций с органами власти?

Аренда как способ сэкономить

Аренда муниципального имущества - процедура, которая в российской предпринимательской среде считается отличной альтернативой соответствующему договору с коммерческой организацией.

Все потому, что тот или иной склад, офис или другое помещение, которым располагает муниципалитет, как правило, намного дешевле, чем объект, предлагаемый юрлицами. И многие предприниматели очень рады получить право аренды муниципального имущества.

Специфика муниципального имущества

Какова специфика объектов недвижимости, которые принадлежат местным властям? В соответствии с положениями 215-й статьи ГК РФ то имущество, которое на праве собственности находится во владении городов, сельских поселений и иных административно-территориальных единиц, на уровне которых реализуется местное самоуправление, причисляется к муниципальному типу. Часто соответствующего типа собственность закреплена за отдельными учреждениями. Если это не так, то оно входит в качестве актива в муниципальную казну.

Если предприниматель желает узнать, возможна ли аренда недвижимого муниципального имущества того или иного типа, то такая информация, как правило, размещена на сайтах местных властей. Но если даже соответствующих данных на веб-ресурсах муниципалитетов по каким-либо причинам нет, то бизнесмен вправе сделать запрос в местный орган управления. Услуга по предоставлению соответствующих сведений предпринимателю должна оказываться муниципалитетом бесплатно.

Субъекты арендных правоотношений

Стоит отметить, что для предпринимателей возможно приобретение в пользование имущества не только муниципального, но и государственного типа. Принципиальных различий между процедурой, в рамках которой осуществляется передача в аренду муниципального имущества, и аналогичными действиями при участии государственных органов власти немного, так как все эти процессы регулируются одними и теми же законами.

Типы договоров

Можно также отметить, что аренда - не единственный вариант взаимодействия органа власти на том или ином уровне и предприятия. Специфика соответствующих контрактов в том, что имущество передается арендодателем за плату во временное использование.

Возможен также вариант с заключением договора безвозмездного пользования. Согласно подобному контракту собственник имущества обязуется передать объект недвижимости другой стороне, которая, в свою очередь, должна вернуть ее владельцу в том же состоянии с учетом допустимого износа или же в том виде, который предусмотрен договором.

Помимо такого типа сделок, как аренда государственного и муниципального имущества и договор безвозмездного пользования, возможно также заключение контрактов на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений муниципалитет или государственный орган передает контрагенту в лице предприятия недвижимость на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя.

Договор, предмет которого - аренда муниципального имущества, может быть также заменен на контракт, предусматривающий ответственное хранение той или иной собственности и одновременное пользование ею. Также возможен вариант с оформлением договора займа, предмет которого - соответствующего типа материальные ценности.

Однако аренда федерального и муниципального имущества на практике осуществляется главным образом в рамках обычной аренды. Хотя, конечно, на уровне конкретных муниципалитетов в том или ином регионе возможны разные подходы к вопросу взаимодействия с предприятиями. Главное, чтобы соответствующие действия органов власти не противоречили законодательству, регулирующему отношения государственных и муниципальных институтов с частными предприятиями.

Особенности арендных договоров с муниципалитетами

Основной правовой акт, определяющий порядок аренды муниципального имущества - ФЗ №135. В соответствии с его положениями собственность, которая не закреплена в форме хозяйственного владения за тем или иным субъектом на уровне местной власти, может сдаваться предпринимателям только на конкурсной основе (или аукционной). Аналогичная процедура должна быть проведена, если имущество принадлежит муниципальному унитарному предприятию. Причем не важно, в хозяйственном оно управлении или же в оперативном. Те же самые правила будут действовать, если собственностью владеет автономное государственное учреждение или же муниципальный орган, но при условии оперативного управления.

Специфика конкурсов

Итак, в ряде случаев аренда муниципального имущества возможна только по факту проведения конкурса. Правила, согласно которым данные процедуры организуются, зафиксированы в одном из Приказов ФАС РФ - ведомства, которое отвечает за корректность взаимодействия власти и бизнеса во многих аспектах. В соответствующем нормативном акте, выпущенном антимонопольной службой, содержится список видов имущества, для аренды которых необходимо проведение торгов. В свою очередь, положения Приказа ФАС России могут дополнять нормативные акты, издаваемые на уровне отдельных муниципалитетов. Как правило, данные документы доступны на веб-сайтах местных органов власти.

Особенность проведения конкурсов, предмет которых - заключение договора аренды муниципального имущества, в том, что информация, касающаяся данных мероприятий, должна быть опубликована в интернете на сайте torgi.ru, который принадлежит Министерству экономического развития.

Когда конкурсы не проводятся

Бывают ситуации, когда проведение конкурсов, о которых идет речь, не обязательно. В каких случаях возможна аренда муниципального имущества без торгов? Данные моменты регулируются 17-й статьей ФЗ №135. Рассмотрим их.

Первый сценарий, предполагающий, что аренда муниципального имущества возможна без конкурса, может быть реализован в соответствии с положениями 5-й главы ФЗ №135, отражающей возможность установления тех или иных преференций со стороны муниципальных органов власти.

Второй сценарий предполагает, что конкурс уже был проведен, однако по правилам, содержащимся в положениях ФЗ №44, то есть в рамках муниципального контракта. При этом срок аренды объекта не может быть больше, чем длится соответствующего типа контракт.

Третий вариант, в рамках которого конкурс не обязателен, - аренда имущества на срок, не превышающий 30 дней в течение полугода. При этом недопустимо заключение договоров между муниципалитетом и одним и тем же контрагентом повторно, после того как контракт в рамках установленного периода будет выполнен.

Можно также отметить, что конкурс, предмет которого - предоставление в аренду муниципального имущества, может быть не проведен, если подразумевается продление действующих контрактов между предпринимателями и муниципалитетами.

Конкурс может не проводиться, если права на муниципальное и иное имущество предоставляются фирмам в силу положений международных договоров, подписанных РФ, межправительственных соглашений, а также федеральных законов, которые устанавливают особый порядок пользования собственностью и иных правовых актов: указов Президента, постановлений Правительства или, например, решений судов, которые вступили в силу.

Конкурсы не проводятся, если муниципалитет передает в безвозмездное пользование культовые здания, сооружения и иные виды собственности религиозным организациям.

Также необходимости в проведении торгов может не быть, если имущество передается в пользу других органов власти на государственном или муниципальном уровне, а также внебюджетных фондов или, например, Центробанка России.

Также можно отметить, что рассмотренный нами порядок, в рамках которого имущество муниципалитетов и государственных органов власти передается в аренду, не касается тех сфер, которые регулируются Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, а также законами о недрах.

Имущество в пользовании: два варианта

Итак, предприниматели имеют несколько возможностей получить в распоряжение недорогой ресурс в виде муниципального имущества. Прежде всего, можно отметить тот факт, что договоры между предприятиями и органами власти могут быть представлены в широком разнообразии: в виде соглашений аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. д. Пользование каждым из предусмотренных законодательством РФ вариантов возможно в рамках двух основных схем:

По факту проведения торгов (конкурсов или аукционов), предмет которых - право компании заключить с муниципалитетом или государственным органом власти договор того или иного типа;

Заключение договора без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с положениями законодательства.

В одних случаях торги, о которых идет речь, именуются конкурсами, в других - аукционами. Какой термин более корректен?

Конкурс или аукцион?

В зависимости от контекста и ряда специфических признаков процедуры употребляться может и тот и другой термин на вполне законных основаниях. Если речь идет о конкурсе, то предполагается, что заявки участников будут подаваться в закрытом виде (например, в конвертах). Конкуренты не будут знать подробности заявок.

Аукцион, в свою очередь, это определение самого выгодного для муниципалитета варианта на основе главным образом публичных торгов. То есть тот или иной участник соревнования за право заключить договор аренды муниципального имущества в курсе, что предлагает конкурент, и может попробовать выдвинуть более выгодное для владельца предложение.

Как проводятся торги

В зависимости от того, проходит аукцион или конкурс, правила проведения торгов могут несколько отличаться. Как мы уже отметили выше, если речь идет о проведении конкурса, то публичным остается только состав участников. Если мероприятие проходит в формате аукциона - открыта вся информация об участниках и выдвигаемых ими предложениях.

Муниципалитетом, который владеет имуществом, создается специальная комиссия. Ее основные функции: работа с конвертами, в которых содержатся предложения от конкурсантов, установление круга лиц, имеющих доступ к информации о мероприятии, исследование конкурентных преимуществ и иных особенностей каждой заявки, определение победивших конкурсантов или участников аукциона.

Предоставление в аренду муниципального имущества возможно в пользу не только юридических лиц, но и граждан и индивидуальных предпринимателей. То есть субъекты правоотношений в любом из этих правовых статусов могут участвовать в конкурсах и аукционах, о которых идет речь.

Рассмотрение заявок

Изучим аспект, касающийся рассмотрения заявок участников торгов. Основные положения, регулирующие соответствующую процедуру, определяются на уровне законодательства муниципалитетов. Однако достаточно типичными можно считать следующие формулировки.

Рассмотрение поступивших заявок муниципалитеты осуществляют, как правило, в течение месяца с момента, когда соответствующий документ был прислан конкурсантом.

Заявки изучаются, только если вместе с ними были направлены предусмотренные регламентом проведения конкурса документы. Как правило, они представляют собой следующий перечень:

  • письменное заявление на имя руководителя органа власти;
  • учредительные документы участника, свидетельства о регистрации юрлица, а также источники, подтверждающие статус человека, который будет подписывать договор аренды, если фирма пройдет конкурс;
  • банковские реквизиты участника торгов;
  • документы, отражающие цифры бухгалтерского баланса на предприятии.

При этом орган власти, ответственный за проведение конкурса, может затребовать иные документы от участника, если это предусмотрено законодательством.

Основной критерий определения победителя конкурса - лучшие условия исполнения соответствующего контракта. В свою очередь, выигравшей аукцион признается организация, которая предложила самую высокую стоимость договора для муниципалитета. Сдача муниципального имущества в аренду возможна только в пользу победителей торгов.

Преференции

Интересные положения содержатся в 18-й статье ФЗ №209. Там сказано, что малые и средние предприятия вправе рассчитывать на некоторые меры поддержки со стороны муниципалитетов в виде безвозмездной или подразумевающей льготные условия передачи собственности во временное пользование. При этом перечни имущества, которые могут быть отданы в аренду в рамках соответствующих мер поддержки, должны быть доступны широкой публике - в СМИ или на официальных сайтах органов власти. Аренда муниципального имущества в льготном формате возможна на срок не менее 5 лет. Однако он может быть уменьшен, если субъект бизнеса подаст соответствующее заявление.

Аренда муниципальной собственности и НДС

Важный аспект - исчисление НДС при аренде муниципального имущества. Субъектом уплаты соответствующего налога будет считаться предприятие, которое взяло указанную собственность в аренду.

Величина налоговой базы определяется посредством суммирования размера арендной платы по каждому объекту недвижимости. Арендатор должен сформировать счет-фактуру в течение 5 дней с момента оплаты. Также его обязанность - предоставить декларацию по НДС в срок до 20 числа месяца, который следует за налоговым периодом.

Куда направляется выручка от аренды?

Куда направляет средства, которые получены благодаря предоставлению имущества в аренду, муниципалитет? Как правило, выручка идет на обновление и поддержание материально-технической базы органа власти. Денежные средства поступают на специальный бюджетный счет, с которого затем переводятся на счет самого учреждения в пределах предусмотренных законодательством лимитов.

Сегодня большинство предприятий желает подписать с различными органами власти – договор об аренде имущества. При этом следует осознавать, что оформлять подобные документы нужно правильным образом, тогда они и смогут защитить сторон сделки от лишних проблем.

Что касается формы документа, то она письменная. Необходимо составить единый документ, после чего подписать его сторонами. Если не будут соблюдены важные условия, то договор не является действительным.

В договоре должны быть прописаны:

  • Имущество, которое и планируется передать в пользование;
  • Цену;
  • Срок пользования данным имуществом;
  • Сведения о собственнике.

Когда недвижимость передается в пользование на определенное время, а именно – меньше года, то сделку нужно будет зарегистрировать, ведь это важнейшее условие, о котором нельзя забывать. Иначе соглашение не будет иметь какого-либо значения.

Какое имущество относится к муниципальному?

Важно знать, что аренда государственного или муниципального имущества пользуется особой актуальностью, о чем следует знать. Основная причина этого в совершенствовании законодательных требований.

Это и высокая стабильность документов данного вида, если сравнивать с аналогичными сделками, которые сегодня все чаще и чаще проводятся с коммерческими структурами.

Необходимо знать, государственная собственность в нашей стране – представляет собой, то самое имущество, владельцем которого выступает государство.

Сюда можно отнести и имущество, владельцем которой могут быть:

  • Край;
  • Автономный округ, область;
  • Республика;
  • Или же города федерального значения.

Что касается муниципальной собственности, то сюда относится имущество, его владельцем являются:

  • Сельские или городские поселения;
  • Иные муниципальные структуры.

Всегда нужно знать органы власти, они имеют право приобретать муниципальные площади, выступая от имени муниципальных структур в суде. Важно выполнять обязанности, имущественные права.

Как взять муниципальное имущество в аренду?

Если осуществляется сдача в аренду муниципального или государственного помещения, то всегда принято заключать договор, так как это важное условие. Такая сделка может быть осуществлена исключительно после того, как будут проведены торги.

Это объясняется тем, что действительно без торгов в аренду принято предоставлять:

  • Медицинским компаниям. Для расположения на объектах сетей связи или почты; Политическим партиям;
  • Сюда можно отнести и организации, которые станут специализироваться в сфере направления услуг образования.

Чтобы можно было с легкостью арендовать имущество, принадлежащее государству, то предпринимателю необходимо обратиться в учреждение, за ним и закрепляется объект. Сюда можно отнести и управляющую компанию, которая станет курировать данное помещение.

Следует добавить, что предприниматель, выполняющий свои обязанности, сможет заключить документ на срок с арендодателем, при этом делая это без всяких торгов.

Если возникают трудности в плане понимания сути этой сделки, то можно проконсультироваться с опытными юристами. Они и позволят избежать совершения ошибок, не сталкиваясь с лишними проволочками в дальнейшем. В результате сделка считается заключенной, а стороны лишены мошеннических действий по отношению друг к другу.

ДОГОВОР АРЕНДЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА N ____
г. Дмитров Московской области «___» ______ 200__ г.
I. СТОРОНЫ ДОГОВОРА
Комитет по управлению муниципальным имуществом Дмитровского района Московской области (далее — Комитет) в лице председателя Орлова Дмитрия Николаевича, действующего на основании Положения о Комитете, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», муниципальное предприятие (учреждение) ______________, именуемое в дальнейшем «Балансодержатель», в лице ___________ и __________________________, именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице __________________________, действующего на основании __________________________, заключили настоящий договор (далее — Договор).
II. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
Предметом Договора является аренда — передача во временное пользование за плату недвижимой муниципальной собственности Дмитровского района Московской области (далее — Имущество), расположенной по адресу: _________________________, общей площадью ______ кв. м. В составе нежилых помещений: _________________ согласно техническому паспорту БТИ N ______ от _____________ 200__ г.
Для __________________________________________________
(цель использования)
III. СРОК ДОГОВОРА АРЕНДЫ
Срок действия Договора:
Начало «___» ______________ 20____ года.
Окончание «___» _____________ 20___ года.
IV. ПОРЯДОК И СРОКИ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
4.1. За пользование Имуществом Арендатор ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца перечисляет в бюджет Дмитровского района Московской области арендную плату в размере, указанном в Сводной таблице коэффициентов для расчета арендной платы за муниципальное недвижимое имущество» (приложение 1 к Договору) (далее — Приложение 1). Арендная плата рассчитывается в соответствии с Порядком расчета арендной платы за нежилые помещения (здания, сооружения), находящиеся в муниципальной собственности Дмитровского района Московской области, утверждаемым решением Совета депутатов Дмитровского района Московской области.
Налог на добавленную стоимость перечисляется Арендатором самостоятельно.
4.2. Изменение арендной платы, указанной в Приложении 1, производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения размера базовой ставки арендной платы за 1 квадратный метр общей площади в месяц в соответствии с постановлением администрации Дмитровского района Московской области.
4.3. Арендная плата по Договору не включает арендную плату за пользование земельным участком, на котором расположено Имущество.
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АРЕНДАТОРА
5.1. Арендатор имеет право:
— по окончании срока Договора либо при его досрочном расторжении изъять из Имущества произведенные им улучшения, которые могут быть отделены без вреда для Имущества.
5.2. Арендатор обязан:
5.2.1. Принять от Балансодержателя Имущество: прием-передача осуществляется по акту, утверждаемому Арендодателем, в котором отражается техническое состояние Имущества на момент передачи.
5.2.2. В десятидневный срок с момента передачи Имущества заключить договор на возмещение расходов Балансодержателя по его содержанию.
5.2.3. Заключить в десятидневный срок с момента передачи Имущества договоры на оплату коммунальных услуг.
5.2.4. Своевременно и в порядке, установленном настоящим Договором, вносить арендную плату за пользование Имуществом.
5.2.5. Представлять Арендодателю копии платежных документов о произведенной оплате арендной платы с отметкой банка или почтового отделения об исполнении; указанные копии должны быть представлены Арендодателю в течение десяти рабочих дней, считая со дня, указанного в отметке об исполнении.
5.2.6. Использовать Имущество исключительно в соответствии с его назначением и условиями, предусмотренными Договором.
5.2.7. Соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные нормы эксплуатации нежилых помещений.
5.2.8. Поддерживать Имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание Имущества.
5.2.9. Использовать земельный участок (часть земельного участка), на котором расположено Имущество, в соответствии с условиями договора аренды земельного участка.
5.2.10 . Производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию Имущества, лишь с письменного согласия Балансодержателя и Арендодателя, а также по согласованию с органами архитектуры, СЭС, энергонадзора и т. д.
5.2.11 . Сообщать Арендодателю и Балансодержателю обо всех нарушениях прав собственника, а также нарушениях прав Арендатора и претензиях на Имущество со стороны третьих лиц.
5.2.12 . Обеспечить представителю Арендодателя, а также представителям органов, контролирующих соблюдение требований, перечисленных в п. 5.2.7, возможность контроля за использованием Имущества (допуск в помещение, осмотр, представление документации и т. д.), обеспечивать беспрепятственный допуск работников специализированных эксплуатационных и ремонтно-строительных служб для производства работ, носящих аварийный характер.
5.2.13 . Не позднее чем за два месяца письменно уведомить Арендодателя о досрочном расторжении Договора или о намерении заключить Договор на новый срок.
5.2.14 . По истечении срока Договора, а также при досрочном расторжении Договора или освобождении Имущества передать его в течение 10 рабочих дней по акту Балансодержателю в присутствии представителя Арендодателя в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа и произведенных улучшений.
5.2.15 . Обеспечивать сохранность Имущества и за счет собственных средств возмещать Балансодержателю нанесенный ему ущерб по вине Арендатора.
5.2.16 . Заключить договор страхования Имущества в соответствии с нормами статьи 4 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества Дмитровского района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 27.03.1998 N 90/17 «Об утверждении Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Дмитровского района Московской области» (в редакции решений от 29.09.2000 N 260/51, 20.04.2001 N 31/5 и 28.11.2003 N 275/51), и представить в Комитет копию договора страхования или страхового полиса.
5.2.17 . Производить за свой счет с письменного согласия Арендодателя капитальный ремонт Имущества, вызванный неотложной необходимостью.
5.2.18 . Провести мероприятия по оборудованию арендуемого помещения для беспрепятственного доступа инвалидов с заболеваниями опорно-двигательной системы и зрения.
5.2.19 . Произвести в течение 30 календарных дней с момента подписания Договора (для договора аренды сроком действия равным или более года) государственную регистрацию настоящего Договора за свой счет в Управлении (филиале) Московской областной регистрационной палаты в Дмитровском районе.
5.3. Арендатор не имеет права:
5.3.1. Сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).
5.3.2. Использовать Имущество в качестве предмета залога или вклада в уставный капитал (фонд) других предприятий.
5.3.3. Удерживать или препятствовать возврату Имущества Арендодателю по истечении срока Договора или досрочном его расторжении.
5.3.4. На возмещение стоимости произведенных им за свой счет с письменного согласия Арендодателя неотделимых улучшений Имущества.
5.3.5. Выкупа арендованного Имущества по настоящему Договору.
5.3.6. На заключение Договора на новый срок преимущественно перед другими лицами, за исключением случаев, указанных в п. 2.5 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества Дмитровского района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 27.03.1998 N 90/17 (в редакции решений от 29.09.2000 N 260/51, 20.04.2001 N 31/5 и 28.11.2003 N 275/51).
VI. ОБЯЗАННОСТИ АРЕНДОДАТЕЛЯ
6.1. Арендодатель (его полномочный представитель) обязан присутствовать при передаче Имущества от Балансодержателя к Арендатору и от Арендатора к Балансодержателю.
6.2. Уведомлять Арендатора письменно путем направления почтового отправления или путем опубликования сообщения в газете «Дмитровский вестник» об изменении арендной платы за пользование Имуществом в разумный срок.
VII. ОБЯЗАННОСТИ БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЯ
7.1. Балансодержатель обязан:
7.1.1. В течение пяти рабочих дней после подписания Договора с участием Арендодателя передать Арендатору Имущество. Прием-передача Имущества осуществляется по акту, в котором отражается техническое состояние Имущества на момент передачи.
7.1.2. В десятидневный срок с момента передачи Имущества заключить с Арендатором договоры на возмещение расходов по содержанию Имущества и на оплату коммунальных услуг.
7.1.3. По истечении срока Договора, а также при досрочном расторжении Договора или освобождении Имущества принять его от Арендатора в течение 10 рабочих дней по акту в присутствии представителя Арендодателя.
VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
8.1. В случае нарушения порядка и сроков внесения арендной платы Арендатором Арендодатель начисляет пени в размере 0,7% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки в течение первых 90 дней и 1,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки свыше 90 дней. Первым днем просрочки считается день, следующий за сроком уплаты очередного платежа.
При просрочке внесения арендной платы свыше двух месяцев подряд Арендодатель вправе досрочно расторгнуть Договор в судебном порядке.
8.2. При нарушении пп. 5.3.1, 5.3.2 Договора Арендатор обязан уплатить в бюджет неустойку в размере 500% от суммы годовой арендной платы, при этом Арендодатель вправе досрочно расторгнуть Договор в судебном порядке. Указанное нарушение также дает право Арендодателю обратиться с иском о признании недействительным Договора, в соответствии с которым Имущество или его часть переданы в субаренду или пользование третьим лицам либо право аренды использовано в качестве предмета залога или вклада (независимо от того, как назван этот договор).
8.3. В случае невыполнения требований, изложенных в пп. 5.2.2 и 5.2.3, Балансодержатель вправе взыскать плату в двукратном размере понесенных расходов по содержанию Имущества за период пользования Арендатором Имуществом.
8.4. В случае нарушения Балансодержателем условий настоящего Договора по передаче Имущества Арендатору он уплачивает Арендатору штраф в размере 0,01% от балансовой стоимости Имущества.
IX. УВЕДОМЛЕНИЯ И СООБЩЕНИЯ
9.1. Все уведомления и сообщения, направляемые в соответствии с Договором или в связи с ним, должны составляться в письменной форме и будут считаться поданными надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телетайпу, по телеграфу, телефаксу или вручены лично лицам, подписавшим Договор со стороны Арендатора, Арендодателя, Балансодержателя, за исключением случая, указанного в п. 4.2 настоящего Договора, о котором Арендатор может уведомляться путем опубликования сообщения в газете «Дмитровский вестник».
9.2. Стороны обязуются в трехдневный срок уведомлять друг друга об изменении места нахождения постоянно действующего органа управления и банковских реквизитов. Неисполнение стороной настоящего пункта лишает ее права ссылаться на то, что предусмотренные Договором уведомления не были направлены надлежащим образом. Признается официальным уведомлением публикация в местной печати соответствующего объявления.
9.3. Датой направления почтового уведомления или сообщения считается дата штемпеля почтового ведомства места отправления о принятии письма или телеграммы, или дата направления уведомления или сообщения по телетайпу, телефаксу, или дата личного вручения уведомления или сообщения стороне, или дата соответствующей публикации.
X. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
10.1. Стороны принимают меры к непосредственному урегулированию споров, возникающих из Договора. Споры, не урегулированные сторонами непосредственно, передаются на разрешение в арбитражный суд Московской области.
10.2. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
10.3. Если какое-либо из положений Договора становится недействительным, это не затрагивает действительности остальных положений. В этом случае стороны, насколько это допустимо в правовом отношении, в возможно более короткий срок договариваются о замене недействительного положения дополнением, сохраняющим экономические интересы сторон.
XI. ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
11.1. Настоящий Договор до окончания срока его действия может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по требованию Арендодателя или Арендатора в случаях, предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, или в следующих случаях:
11.1.1. Если Арендатор более двух раз подряд по истечении установленного Договором срока платежа не вносит арендную плату.
11.1.2. При нарушении пп. 5.2.1 — 5.2.4, 5.2.6 — 5.2.10 , 5.2.12 , 5.2.15 — 5.2.18 Договора.
11.2. Во всех случаях досрочного расторжения Договора, предусмотренных настоящим разделом, расторжение осуществляется судом. Договор считается прекращенным с момента вступления в законную силу решения о расторжении Договора.
11.3. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
11.4. К Договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:
Приложение 1 «Сводная таблица коэффициентов для расчета арендной платы за муниципальное недвижимое имущество»;
Приложение 2 «Акт приема-передачи имущества».
XII. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА, БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ
И ПОДПИСИ СТОРОН
12.1. Арендодатель:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Дмитровского района. Адрес: 141800, Московская область, город Дмитров, площадь Торговая, д. 1. Телефоны: 993-91-29 , 993-95-14 , 7-42-96 .
12.1.1. Получатель платежей:
Дмитровское финансовое управление Министерства финансов Московской области. ИНН 5000001451, КПП 500731001. Банк: РКЦ г. Дмитрова Московского ГТУ Банка России, расчетный счет N 40204810400000100001, БИК 044689000, ОКОНХ 97420, ОКАТО 46208501000. Код ____________. Телефон 7-30-72 (993-90-72).
12.2. Балансодержатель:

Адрес:
__________________________________________________________________
12.3. Арендатор:
__________________________________________________________________
Адрес:
__________________________________________________________________
Расчетный счет N
__________________________________________________________________
в ________________________________________________________________
(наименование банка)
ИНН________________________ БИК ______________________________
Кор. счет ________________________________________________________
Телефон: _________________________________________________________
XIII. ПОДПИСИ СТОРОН:
Арендодатель: Балансодержатель: Арендатор:

____________________ __________________ ______________________
____________________ __________________ ______________________