» » Примерный договор аренды недвижимого муниципального имущества. Примерная форма договора аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, заключенного путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) Как правильно оформить арен

Примерный договор аренды недвижимого муниципального имущества. Примерная форма договора аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, заключенного путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) Как правильно оформить арен

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА АРЕНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ КАЗНУ, ЗАКЛЮЧЕННОГО ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (КОНКУРСОВ, АУКЦИОНОВ) ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА г. Талдом от "___" ____________ 20___ г. 1. Стороны Договора На основании постановления главы муниципального образования городское поселение Талдом от "_____" _______________ 2010 г. N _____________________ администрация муниципального образования городское поселение Талдом, ИНН 5078015001, КПП 507801001, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером (ОГРН) 1055001813580 от 18.11.2005 Межрайонной ИФНС N 12 по Московской области, именуемая в дальнейшем "Арендодатель", в лице главы __________________________________, действующего на основании Устава муниципального образования городское поселение Талдом, принятого решением Совета депутатов городского поселения Талдом, зарегистрированного Управлением юстиции Московской области 27.08.2009 N RU505191032009001, с одной стороны, и ___________________, ИНН ______________, КПП ____________, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером (ОГРН) ___________ от "____" ______________, в лице ____________________________, действующего на основании ___________________, именуемый в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

2. Терминология

2.1. Арендодатель и Арендатор по согласованию договорились о нижеперечисленных терминах, используемых в тексте настоящего Договора:

2.1.1. Балансодержатель - администрация муниципального образования городское поселение Талдом.

2.1.2. Договор - настоящий договор.

2.1.3. Стороны - Арендодатель, Арендатор.

2.1.4. Имущество - недвижимое имущество, предоставляемое в аренду в соответствии с Договором.

2.1.5. День - календарный день.

2.1.6. Сумма арендной платы - сумма ежемесячной арендной платы, устанавливаемая в порядке, предусмотренном Договором.

3. Предмет Договора

3.1. Арендодатель обязуется предоставить по передаточному акту, а Арендатор принять во временное пользование (в аренду) нежилое здание общей площадью ______ кв. м, именуемое в дальнейшем "Здание" и расположенное по адресу: _______________, в состоянии, позволяющем производить его нормальную эксплуатацию.

3.2. Здание предоставляется Арендатору во временное пользование с разрешенным видом деятельности "торговля розничная и оптовая" в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

3.3. Имущество находится в собственности муниципального образования городское поселение Талдом и на момент подписания настоящего Договора не заложено, в споре и под арестом не состоит.

4. Срок аренды

4.1. Действие Договора распространяется на финансовые отношения сторон с "____" ____________ 20___ г. по "____" _____________ 20___ г.

5. Размер и порядок внесения арендной платы

5.1. Базовая ставка арендной платы на момент заключения Договора составляет _________________ руб. за 1 кв. м нежилой площади без учета НДС. Сумма ежемесячной арендной платы за аренду недвижимого имущества составляет _______________________________________________________________.

Приложение N 1 и приложение N 2 к Договору являются неотъемлемой частью Договора.

5.2. Различного рода налоги, сборы и платежи, лежащие на сторонах в связи с Договором, не могут повлиять на размер арендной платы.

5.3. Арендная плата может быть во всякое время изменена по соглашению сторон, но не чаще одного раза в год.

5.4. Арендная плата вносится ежемесячно безналичным порядком на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Московской области (администрация муниципального образования городское поселение Талдом) _________________.

При этом платежи за текущий месяц аренды должны быть полностью внесены Арендатором не позднее 10 числа следующего месяца. Датой уплаты арендной платы считается дата зачисления арендного платежа на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.

Арендатор самостоятельно уплачивает НДС, уточняя в соответствующем территориальном налоговом органе реквизиты для его перечисления.

5.5. В арендную плату не включаются платежи за пользование электроэнергией и коммунальными услугами: отоплением, водоснабжением, канализацией, вывозом отходов.

Сумма продажи права на заключение Договора аренды ______________ руб. (______________ руб.).

6. Права и обязанности Арендатора

6.1. Арендатор вправе:

6.1.1. По окончании срока Договора либо при его досрочном расторжении изъять из имущества произведенные им улучшения, которые могут быть отделены без вреда конструкции имущества.

6.2. Арендатор обязан:

6.2.1. Принять от Арендодателя имущество; прием-передача имущества осуществляется с участием представителя Арендодателя по акту, в котором отражается техническое состояние имущества на момент передачи.

6.2.2. Своевременно и в порядке, установленном Договором, вносить арендную плату за пользование имуществом, а также оплачивать по отдельным договорам коммунальные услуги и эксплуатационные расходы.

6.2.3. Использовать имущество исключительно в соответствии с целевым назначением, предусмотренным Договором.

6.2.4. Соблюдать технические, санитарные, экологические, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию нежилыми помещениями; эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.

6.2.6. Производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию имущества, лишь с письменного согласия Арендодателя, а также по согласованию с соответствующими службами.

6.2.7. Незамедлительно сообщать Арендодателю обо всех нарушениях прав собственника, а также нарушениях прав Арендатора и претензиях на имущество со стороны третьих лиц.

6.2.8. Незамедлительно предоставлять уполномоченным лицам Арендодателя, а также представителям органов, контролирующих соблюдение требований, перечисленных в п. 6.2.4, возможность контроля за соблюдением условий использования имущества (допуск в помещение, осмотр, предоставление документации и т.д.); обеспечивать беспрепятственный допуск работников специализированных эксплуатационных и ремонтно-строительных служб для производства работ, носящих аварийный характер.

6.2.9. В случае взыскания контролирующими органами штрафных санкций с Арендодателя за нарушения, допущенные Арендатором в процессе осуществления им своей деятельности, Арендатор возмещает Арендодателю понесенные расходы в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения соответствующего требования от Арендодателя и документов, подтверждающих факт предъявления контролирующими органами Арендодателю требования об уплате штрафных санкций.

6.2.10. Производить капитальный ремонт имущества по согласованию с Арендодателем.

6.2.11. Своевременно производить текущий ремонт имущества.

6.2.12. Не позднее чем за два месяца письменно сообщить Арендодателю об освобождении имущества как в случае истечения срока Договора, так и при досрочном расторжении или о намерении продлить действие Договора.

6.2.13. По истечении срока Договора или досрочном расторжении передать его Арендодателю в соответствии с разделом 6.2 Договора.

6.2.14. Обеспечить сохранность арендованного имущества и за счет своих средств возмещать балансодержателю нанесенный ему ущерб от порчи принятого в аренду имущества.

6.2.15. Заключать договоры с соответствующими организациями на оплату услуг по техническому обслуживанию арендуемых помещений и мест общего пользования (уборка, вывоз мусора, обслуживание коммуникаций, охрана и т.д.), а также отдельные договоры на оплату коммунальных услуг (тепло, вода, электроэнергия).

6.2.16. Незамедлительно сообщать Арендодателю о произошедших в арендуемом помещении авариях и других случаях, в результате которых сторонам может быть причинен материальный ущерб.

6.3. Арендатор не вправе:

6.3.1. Без письменного разрешения Арендодателя сдавать в субаренду имущество или его часть, а также передавать любым способом имущество или его часть в пользование третьим лицам.

6.3.2. Использовать право аренды имущества в качестве предмета залога или вклада в уставный капитал (фонд) других предприятий.

6.3.3. Арендатор не имеет права вносить и хранить в Здании взрывчатые, пожароопасные, легковоспламеняющиеся, наркотические и ядовитые вещества, боеприпасы и оружие, включая их части; пользоваться звукоизлучающими, радиоизлучающими и вибрационными установками с параметрами, превышающими допустимые; перегружать электрические и иные сети, устанавливать приборы и оборудование, эксплуатация которого может привести к превышению мощности.

7. Обязанности Арендодателя

7.1. Арендодатель обязан:

7.1.1. В течение пяти дней с момента заключения Договора передать Арендатору имущество; прием-передача имущества осуществляется по акту, в котором отражается техническое состояние имущества на момент передачи (приложение N 2).

7.1.2. В случае продажи имущества либо иного изменения собственника или владельца уведомить об этом Арендатора не позднее чем за 30 дней до предполагаемого изменения.

8. Уведомления и сообщения

8.1. Все уведомления и сообщения, направляемые в соответствии с Договором или в связи с ним, должны составляться в письменной форме и будут считаться поданным надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телетайпу, по телеграфу, телефаксу или доставлены лично по юридическим адресам сторон.

8.2. Стороны обязуются незамедлительно уведомлять друг друга об изменении своих адресов и банковских реквизитов. Неисполнение стороной настоящего пункта лишает ее права ссылаться на то, что предусмотренные Договором уведомление или платеж не были произведены надлежащим образом.

Признается официальным уведомлением публикация в местной печати соответствующего объявления.

8.3. Датой направления почтового уведомления или сообщения считается дата штемпеля почтового ведомства места отправления о принятии письма или телеграммы, или дата отправления уведомления или сообщения по телетайпу, телефаксу, или дата личного вручения уведомления или сообщения стороне, или дата соответствующей публикации.

8.4. Настоящий Договор может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке Арендодателем по истечении 30 дней с момента получения Арендатором письменного уведомления о расторжении Договора.

9. Санкции

9.1. Если Арендатор своевременно не заключил договор аренды, то сумма арендной платы за период использования имущества до момента подписания договора взыскивается с Арендатора в пользу бюджета.

9.2. В случае несоблюдения порядка и сроков внесения арендной платы Арендатор обязан уплатить в бюджет за каждый день просрочки пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы просроченного платежа, началом применения данных санкций считается следующий день после наступления срока оплаты очередного платежа.

9.3. При нарушении пп. 6.2.2-6.2.3 Арендодатель вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть Договор в судебном порядке.

10. Порядок возврата имущества

10.1. Возврат арендуемого Здания Арендодателю осуществляется не позднее последнего дня срока аренды, предусмотренного п. 4.1 настоящего Договора.

10.2. Здание считается переданным Арендатором и принятым Арендодателем с момента подписания сторонами акта приема-передачи помещения.

10.3. Арендатор обязан передать Здание Арендодателю в состоянии не хуже указанного в акте приема-передачи и с учетом нормального износа. Арендатор обязан передать Арендодателю без возмещения затрат Арендатора все произведенные им с согласия или без согласия Арендодателя неотделимые улучшения Здания.

10.4. В случае если при передаче Здания Арендатором Арендодателю, связанной с окончанием либо досрочным расторжением настоящего Договора, будут выявлены недостатки Здания, ухудшившие его состоянию по сравнению с состоянием Здания на момент заключения настоящего Договора, Арендатор обязан оплатить Арендатору расходы по их устранению.

10.5. Если Арендатор не передает Арендодателю Здание и продолжает пользоваться им после окончания срока аренды, указанного в п. 4.1, Арендатор выплачивает Арендодателю арендную плату за пользование Зданием сверх даты окончания срока аренды в двойном размере. Исполнение указанной оплаты не освобождает Арендатора от обязанности освободить Здание.

10.6. В случае отказа или уклонения Арендатора от передачи Здания Арендодателю и (или) от подписания акта приема-передачи Здания либо в случае фактического освобождения Здания до даты окончания срока аренды Арендодатель имеет право принять Здание в одностороннем порядке с составлением соответствующего акта. При этом настоящий Договор прекращает свое действие с момента составления Арендодателем соответствующего одностороннего акта.

10.7. Во избежании сомнений любая задержка в освобождении и передаче Здания Арендатором Арендодателю не будет считаться продлением срока настоящего Договора.

11. Прочие условия

11.1. Стороны принимают меры к непосредственному урегулированию споров, возникающих из Договора. Споры, не урегулированные сторонами, непосредственно решаются в соответствии с действующим законодательством РФ в Арбитражном суде Московской области.

11.2. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченным на то представителями сторон.

11.3. Приложения к Договору составляют его неотъемлемую часть.

12. Заключительные положения

12. Договор составлен в трех идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. К Договору прилагаются: приложение 1 - расчет арендной платы; приложение 2 - акт приема-передачи в аренду имущества.

13. Юридические адреса сторон

13.1. Арендодатель: администрация муниципального образования городское поселение Талдом, 141900, г. Талдом, пл. К. Маркса, 12, ИНН 5078015001, КПП 507801001, ОКАТО 46254501000.

Аренда государственного и муниципального имущества проходит через торги. Это может быть конкурс или аукцион.

При передаче госимущества в пользование юридическим или физическим лицам должно быть обеспечено соблюдение действующего законодательства, принципов гласности и прозрачности и правил добросовестной конкуренции. В статье мы рассказываем, какими способами можно определить арендатора государственного и муниципального имущества, как правильно зарегистрировать договор, и какие налоговые обязательства возникают у передающей и принимающей сторон.

Порядок сдачи в аренду государственного имущества

Госучреждение, принявшее решение передать объект НФА в возмездное пользование, может сделать это только путем проведения аукциона или конкурса. Таково требование закона о защите конкуренции от 26.07.2006 года 135-ФЗ (ст.17.1). Организаторами торгов могут быть:

  • казенные, бюджетные, автономные учреждения в отношении объектов, закрепленных за ними на основании права оперативного управления;
  • органы федеральной власти, органы власти субъектов РФ, местного самоуправления осуществляющие функции по управлению имуществом в отношении объектов, не переданных в оперативное управление.

Казенные и бюджетные учреждения должны согласовывать аренду недвижимого имущества с собственником. На федеральном уровне документы на согласование подаются в Росимущество, на региональном – в местные органы власти. Автономное учреждение должно согласовывать только передачу объектов недвижимости, приобретенных на средства собственников.

Порядок сдачи в аренду государственного имущества подробно изложен в приказе ФАС РФ от 10.02.2010 года № 67. В 2012 году антимонопольная служба опубликовала разъяснения по применению статьи 17.1 135-ФЗ. Для проведения торгов создаются конкурсные или аукционные комиссии, численность которых должна составлять не менее 5 человек. Не допускается участие заинтересованных лиц, например, физлиц, участвующих в конкурсе, или сотрудников организаций, подавших заявку на участие и т.д.

Торги по аренде государственного имущества

Согласованная с собственником сдача в аренду любого государственного имущества возможна путем проведения аукциона. Объявлять конкурс допустимо только в отношении определенных объектов, перечень которых содержится в Приложении 2 к приказу ФАС №67. Отличие двух этих форм торгов в соответствии со ст.447 ГК РФ заключается в следующем:

  • на аукционе возможен один критерий определения победителя – самая высокая предложенная цена;
  • на конкурсе, помимо цены, может учитываться выполнение других условий.

В организационном плане аукцион предполагает публичную подачу заявки, все участники могут ознакомиться с предложениями друг друга. При проведении конкурса информация о физических и юрлицах, подавших заявки, конфиденциальна.

Как провести аукцион по аренде государственного имущества

Извещение о проведении аукциона по аренде государственного и муниципального имущества размещается на портале www.torgi.gov.ru. Период между публикацией извещения и прекращением принятия заявок должен составлять не менее 20 дней. Разрешается дополнительно (но не вместо публикации на сайте) разместить объявления в СМИ и в других ресурсах.

Извещение на участие должно содержать обязательные данные:

  • наименование организатора;
  • название, технические и другие характеристики предмета аренды;
  • целевое назначение передаваемого по договору имущества;
  • минимальная цена;
  • срок действия договора;
  • место размещения документации об аукционе;
  • размер задатка, если он предусмотрен условиями торгов;
  • срок, в течение которого организатор может отказаться от проведения аукциона.

Извещение может содержать условие о том, что заявки принимаются только от субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на государственную поддержку.

Документация об аукционе должна содержать полноценную информацию о форме и правилах оплаты по договору, порядок передачи прав, требования к участникам аукциона, график осмотра передаваемого имущества и пр.

Рассмотрение поступивших заявок с приложенными копиями учредительных документов, выписками из ЕГРЮЛ, квитанциями о внесении задатка выполняет конкурсная комиссия. Она должна проверить соответствие полученных заявок требованиям:

  • предъявляемым к заявителям;
  • изложенным в документации об аукционе.

В назначенный день все допущенные к торгам должны прибыть в место их проведения. Аукционист, выбранный из членов комиссии прямым голосованием, сообщает стартовую цену. Участники вправе предлагать свою цену, увеличивая предыдущую на «шаг аукциона», равный 5% первоначальной стоимости.

Задача аукциониста – называть номер карточки того, кто предложил максимальную на текущий момент цену. Если после троекратного объявления предложенной суммы, заявлений о повышении не последовало, назвавший последнюю цену участник объявляется победителем. Во время аукциона должны вестись протокол, аудио и видео запись. По результатам торгов с победителем заключается договор аренды на условиях, опубликованных организаторами.

Как провести конкурс по аренде государственного имущества

Торги по аренде государственного имущества в форме конкурса разрешено проводить в отношении:

  • объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта;
  • морских и речных портов, аэродромов или объектов их инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов по производству, передаче и распределению теплоэнергии и электроэнергии;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • метрополитена;
  • нежилых помещений, которые могут быть использованы в соответствии с законодательством только для предоставления в длительное пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Извещение о проведении конкурса публикуется на сайте не позднее, чем за 30 дней до окончания приема заявок, которые должны направляться в запечатанных конвертах или в форме электронного документа. Вскрываются конверты и обеспечивается доступ к файлам в день, определенный в извещении. Рассмотрение конкурсной комиссией выполняется в два этапа:

  1. Сначала проверяется соблюдение условий, изложенных в конкурсной документации, и требований, предъявляемых к заявителю.
  2. На отдельном заседании оцениваются содержащиеся в заявках предложения по заключению договора аренды государственного имущества и выбираются самые выгодные.

Критерии оценки содержатся в приказе ФАС № 67. Конкурсная комиссия обязана вести и публиковать на сайте протокол оценки каждой заявки и сопоставление с другими поступившими предложениями.

Аренда государственного имущества без проведения торгов

В ст. 17.1 135-ФЗ перечислены арендаторы, в отношении которых не нужно соблюдать требования об обязательном проведении торгов. Заключить договор без проведения аукциона или конкурса возможно со следующими контрагентами:

  • госорганы, муниципалитеты, региональные органы власти, госучреждения, Центробанк РФ, внебюджетные фонды;
  • НКО, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозные организации, общественные фонды и объединения и пр.;
  • медучреждения и образовательные организации;
  • почтовое ведомство (для размещения объектов связи);
  • коллегии адвокатов, нотариальные и торгово-промышленные палаты;
  • лица, получившие государственные и муниципальные преференции;
  • правопреемники приватизированных ГУПов, с которыми ранее был заключен договор;
  • лица, подавшие единственную заявку на участие в аукционе или конкурсе, при условии, что она соответствует всем действующим требованиям.

Без объявления торгов можно заключать договоры на срок не более 30 дней в шестимесячный период и в некоторых других случаях. Например, казенное учреждение владеет (по договору оперативного управления) частью сети инженерного обеспечения объекта недвижимости. Владелец всей сети может арендовать этот участок без соблюдения конкурсных процедур.

Государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества

Договор между арендодателем и арендатором недвижимого госимущества, заключенный на срок более года, должен быть зарегистрирован в территориальном органе Росреестра. Такое требование содержит ст.609 ГК РФ и закон о госрегистрации недвижимости от 13.07.2015 года 218-ФЗ (статья 51). Обратиться в Росреестр вправе любая из сторон. Для регистрации необходимы:

  • договор аренды в трех экземплярах;
  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность представителя, обратившегося в Росреестр;
  • нотариальная доверенность на выполнение юридически значимых действий от имени юрлица.

Если со стороны арендатора или арендодателя договор подписали два или более лиц, нужно сделать экземпляры договора с отметкой о регистрации для каждого из них. Госпошлина составляет: для физлиц 2 тыс. руб., для юрлиц – 22 тыс. руб.

Аренда государственного и муниципального имущества: НДС

На основании п.1 ст.146 НК РФ услуги по аренде государственного имущества являются объектом налогообложения НДС. В том случае, когда договор заключен с казенным, бюджетным или автономным учреждением, обязанность по уплате налога лежит на арендодателе. Арендатор должен перечислить оговоренный ежемесячный платеж, включая НДС, а учреждение обязано рассчитаться с бюджетом.

Если договор заключен с собственником (органами власти федерального, регионального или местного уровня), оплата за аренду попадает напрямую в бюджет. В этом случае арендатор на основании п.3 ст.161 НК РФ выступает в роли налогового агента. Он обязан рассчитать, удержать из арендного платежа и перечислить в бюджет сумму НДС. Если одно лицо арендует несколько объектов, расчет производится по каждому из них отдельно. Физлицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, налоговым агентом быть не может.

В системе сделок с муниципальным недвижимым имуществом договоры аренды занимают особое место. Общим основанием для передачи недвижимости в аренду является увеличение арендной платой прибыли собственника, а как следствие - пополнение местного бюджета. Это объясняется тем, что муниципальная недвижимость является экономической основой муниципального образования, следовательно, распоряжение ей должно быть направлено на получение дополнительных денежных средств в местный бюджет.

Объекты муниципальной недвижимости могут быть переданы в аренду посредством проведения торгов. В предыдущей главе договор купли-продажи муниципального недвижимого имущества в основном рассматривался через Федеральное законодательство, однако, распоряжение муниципальной собственностью относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому практически во всех муниципальных образованиях приняты свои законодательные акты, регулирующие сделки с муниципальным имуществом.

Так, например, в городе Перми существует Положение "Об аренде муниципального имущества", утвержденное решением Пермской Городской Думы 28.05.2002 № 61 (в ред. От 28.06.2005 № 108), регулирующее порядок и способы совершения сделок сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. Способами определения арендатора, при котором он приобретает право на заключение договора аренды являются - аукцион (проводится, если от арендатора не требуется выполнения никаких дополнительных условий, кроме внесения арендной платы и использования имущества в соответствии с его назначением) и конкурс (который проводится, когда использование муниципального недвижимого имущества предполагает наличие определенных условий, связанных с функциональным назначением выставленной на конкурс муниципальной недвижимости). По итогам аукциона, после внесения победителем стоимости, определенной на аукционе, а также по итогам конкурса заключается договор аренды муниципального недвижимого имущества.

Проанализировав вышеизложенное, можно дать следующее определение договору аренды муниципального недвижимого имущества, под которым понимают соглашение между собственником муниципальной недвижимости (арендодателем) и арендатором, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору муниципальное недвижимое имущество во временное владение и пользование либо во временное пользование за плату, определенную путем проведения торгов.

Договор аренды муниципальной недвижимости является консенсуальным, срочным, возмездным.

Сторонами договора аренды недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, являются арендодатель и арендатор, часто в договорах аренды муниципального недвижимого имущества на стороне арендодателя выступает и "балансодержатель" - хозяйствующий субъект арендодателя. Это объясняется тем, что в качестве арендодателя выступает собственник муниципального недвижимого имущества, в частности его уполномоченный представитель - департамент имущественных отношений (как, например, в городе Пермь), комитет имущественных отношений (как пример может быть приведен город Краснокамск). Часто муниципальная недвижимость, сдаваемая в аренду, находится на балансе у муниципальных предприятий или муниципальных учреждений, которые, согласно действующему законодательству, не вправе самостоятельно распоряжаться муниципальным недвижимым имуществом, поэтому они и включаются в договор аренды как сторона арендодателя.

Арендаторами по общему правилу могут быть любые заинтересованные в получении во временное владение и пользование либо во временное пользование физические и юридические лица, которые участвовали в торгах и выиграли их.

Предметом договора может выступать любое муниципальное недвижимое имущество, которое неэффективно используется самим собственником. Однако в практике чаще встречаются лишь договоры аренды муниципальных зданий, помещений и их частей, а так же муниципальных земельных участков. Законодательством Российской Федерации установлены особенности сдачи в аренду муниципальных земельных участков, которые вытекают из их целевого назначения и рационального использования.

Предмет является одним из существенных условий договора аренды недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, поэтому он должен быть четко определен. Для этого в договоре указывают: наименование муниципального недвижимого имущества, характеристику его качества, место нахождения и другие признаки, позволяющие точно установить соответствующий объект муниципальной недвижимости и его состояние. При отсутствии требуемых законодательством данных о предмете договора аренды, он считается не заключенным.

Форма договора аренды муниципального недвижимого имущества всегда простая письменная, так как одной из сторон договора выступает департамент имущества, комитет либо фонд управления имуществом, которые в свою очередь являются юридическими лицами. Пункт 4 Положения "Об аренде муниципального имущества", утвержденного решением Пермской Городской Думы 28.05.2002 № 61, более конкретно дает определение форме договора, устанавливая, что договор аренды муниципального недвижимого имущества заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами и исполненного в трех экземплярах.

Нормы статьи 609 Гражданского кодекса РФ устанавливают государственную регистрацию договора, если иное не предусмотрено законом. Согласно вышеназванному Положению Пермской Городской Думы, договор аренды муниципального объекта, здания, сооружения, заключающийся на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с этого момента. Законодатель устанавливает особые правила о форме договора и его государственной регистрации для некоторых видов договоров аренды муниципального недвижимого имущества.

По общему правилу, цена аренды муниципальной недвижимости и срок не относятся к существенным условиям исследуемого договора. Если сумма арендной платы не определена в договоре, то применяется обычная арендная плата, берущаяся за аналогичное муниципальное недвижимое имущество (п. 3 ст. 424 и п. 1 ст. 614 ГК РФ). Если не определен срок, на который недвижимость, находящаяся в муниципальной собственности, передается в аренду, то считается, что договор заключен на неопределенный срок, хотя такое в практике встречается редко, срок аренды муниципальной недвижимости чаще указывается.

Законом могут быть установлены максимальные (предельные) сроки для отдельных видов аренды, так, например, Закон № 178-ФЗ, устанавливает, что при продаже муниципального здания, земельный участок, на котором расположена недвижимость, может быть передан в аренду на срок не более 49 лет. Если в договоре аренды, для которого установлен предельный срок, дата его окончания не указана, то он действует до истечения предельного срока, а при заключении договора аренды муниципальной недвижимости на срок превышающий максимально возможный, он (договор) считается заключенным на установленный законом срок.

Основной обязанностью арендодателя является предоставление муниципального недвижимого имущества арендатору, выигравшему торги, иногда эта обязанность переводится на балансодержателя муниципального имущества. Арендодатель обязан не просто предоставить муниципальную недвижимость, а в соответствующем состоянии и по назначению, предусмотренному в договоре аренды муниципальной недвижимости, а также без недостатков препятствующих использованию его по назначению.

Имущество сдается в аренду со всеми принадлежностями и документацией, если другое не установлено договором. Муниципальное имущество должно быть передано в аренду в установленный договором срок, или в разумный срок - если он не установлен.

Обязанность арендодателя (балансодержателя) обеспечить надлежащее состояние муниципального имущества не прекращается и после передачи недвижимости в аренду. Под предоставлением в надлежащем состоянии понимают передачу муниципального недвижимого имущества свободным от любых свойств, которые ухудшают качество имущества или отличаются от того состояния муниципальной недвижимости, которое требуется по заключенному договору аренды.

Арендодатель обязан отвечать за любые недостатки переданного в аренду муниципального имущества, исключения составляют случаи прямо указанные в законодательстве. Так же при заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить о правах третьих лиц на сдаваемую в аренду муниципальную недвижимость.

Гражданское законодательство к обязанностям арендодателя относит работы, связанные с капитальным ремонтом, если другое не предусмотрено договором аренды. В практике встречаются договоры аренды муниципальной недвижимости, в которых обязанность проведения капитального ремонта возложена не арендатора. Под капитальным ремонтом понимается восстановление основных частей (конструктивных элементов), без которых муниципальное недвижимое имущество нельзя использовать по назначению, срок (периодичность) проведения ремонта оговаривается в договоре или проводится по мере необходимости.

Арендодатель обязан возместить арендатору стоимость неотделимых улучшений, если они совершены с его согласия.

Подводя итог по обязанностям арендодателя, следует отметить, что обязанности по предоставлению муниципального недвижимого имущества в надлежащем состоянии и предупреждение арендатора о правах третьих лиц являются императивными, а остальные - диспозититвны.

Обязанности арендатора.

Арендатор обязан использовать арендованное муниципальное имущество только в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением недвижимого имущества (п.1 ст.615 ГК РФ). Пользоваться недвижимостью арендатор обязан сам, иначе у арендодателя появится право требовать досрочного расторжения договора и возмещения убытков.

Одной из основных обязанностей арендатора является своевременная плата за пользование муниципальным недвижимым имуществом, размер, порядок, условия и сроки внесения, которых определяются договором.

По истечению срока договора арендатор обязан вернуть собственнику муниципальное недвижимое имущество в том состоянии, в котором он его получил с учетом нормального износа, также вместе с имуществом должны быть возвращены все принадлежности и документы.

Во время использования муниципальной недвижимости арендатор обязан поддерживать его в исправном состоянии, то есть производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.

Арендатор не вправе без согласия собственника недвижимости сдавать ее в субаренду.

Обязанности арендатора по использованию муниципального недвижимого имущества в соответствии с его назначением и условиями договора, своевременная оплата имущества и возврат его в надлежащем состоянии носят императивный характер.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что договор аренды муниципального недвижимого имущества является возмездным, срочным, консенсуальным. Сторонами в договоре выступают арендодатель (собственник муниципального недвижимого имущества) и арендатор (любое физическое или юридическое лицо, выигравшее торги). Муниципальная недвижимость является предметом договора, а предмет - существенным условием.

В законодательстве намечается переход от договоров аренды к договорам концессии. Однако разработка концессионного законодательства в нашей стране неоправданно затянулась. Основное отличие передачи имущества по договору концессии от аренды состоит в том, что концессионеру передается право осуществления деятельности или предоставления услуг, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами к функциям местного самоуправления. А уже для обеспечения этой деятельности концессионеру передается в пользование муниципальное имущество. В истории нашей страны концессия - явление далеко не новое, однако, в настоящее время в России практика закрепления договоров концессии не применяется, что связано с отсутствием необходимой правовой основы, хотя законопроект о концессионном соглашении (договоре) в данный момент и находится в стадии разработки.

Гражданское законодательство выделяет некоторые виды договоров аренды недвижимости из общей массы договоров, которые регулируются с учетом особенностей, предусмотренных в специальных параграфах главы 34 Гражданского кодекса РФ.

Так, параграф 4 регулирует договоры аренды зданий и сооружений, аналогичные требования предъявляются и к договорам аренды муниципальных зданий и сооружений. Положение "Об аренде муниципального имущества", утвержденное решением Пермской Городской Думы 28.05.2002 № 61 (в ред. От 28.06.2005 № 108), также базируется при регулировании договоров аренды муниципальных зданий, сооружений на нормах вышеуказанного параграфа Гражданского законодательства.

По договору аренды муниципальных зданий, сооружений арендодатель (собственник муниципального недвижимого имущества) обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору, выигравшему торги, муниципальное здание, сооружение. Этот вид договора аренды муниципальной недвижимости выделен законодателем отдельно из-за особенностей его предмета.

Предметом рассматриваемого договора являются муниципальные здания или сооружения, а также их части. Особенность вытекает из присущих им качеств недвижимости и назначения объекта. Так муниципальные здания предназначены для постоянного нахождения в них людей с целью проживания или работы, а сооружения служат для технических целей, люди в них находятся временно.

Положение Пермской городской Думы дает следующее определение предмета договора аренды: здания - это объекты недвижимого имущества, заключающие в себе внутреннее пространство, предназначенное и приспособленное для различных видов человеческой деятельности. В зависимости от функционального назначения здания его внутреннее пространство делится на помещения. Помещение - это огражденное со всех сторон пространство внутри здания. Инженерные сооружения (далее - Сооружения) - это объекты недвижимого имущества, представляющие собой постройку, состоящую из одной или нескольких частей, составляющих единое целое, и невозможную к перемещению с занимаемого земельного участка без нанесения значительного ущерба.

Состав сторон аналогичен составу в обычном договоре аренды муниципального недвижимого имущества - арендатор и арендодатель.

Форма договора является простой письменной, обязательно составление единого документа, подписанного сторонами, несоблюдение формы влечет недействительность договора аренды муниципального здания (сооружения).

Существенным отличием из общего правила обязательной регистрации договоров аренды муниципальной недвижимости, является то, что договор аренды муниципальных зданий (сооружений), заключенный сроком менее одного года, не требует государственной регистрации в регистрационной палате.

Особенностью исследуемого вида договора аренды является совокупность его существенных условий, к которым помимо предмета добавилась еще и цена (арендная плата). Определение начальной цены и цены арендной платы за муниципальные здания (сооружения) в городе Перми регулируется Методикой определения размера арендной платы за недвижимое муниципальное имущество, утвержденной решением Пермской городской Думой № 61. Согласно этому решению, арендная плата за переданное в аренду имущество устанавливается в денежной форме, включает плату за долю земельного участка, расчетно приходящуюся на арендуемый Объект, Сооружение, не включает налог на добавленную стоимость.

В сфере управления муниципальной недвижимостью арендная плата определяется на основании нормативно-методического расчета. Однако с 2003 года на федеральном уровне начат переход на определение ставок арендной платы на основе независимой оценки. Так, переход на рыночные ставки арендной платы применяется в Москве с 01.10.2002 года, и дал положительный результат, скорее всего муниципалитеты так же в скором времени начнут высчитывать арендную плату за муниципальное недвижимое имущество на основе рыночной оценки.

Содержание договора аренды муниципальных зданий и сооружений (по сравнению с содержанием обычных договоров аренды муниципальной недвижимости) не подвергся серьезным изменениям, сохранился основной набор обязанностей сторон, конкретизировались лишь некоторые способы их исполнения. Так при передаче муниципального здания (сооружения) в аренду арендатору передается и право на земельный участок, занимаемый этим зданием. Согласно Положению "Об аренде муниципального имущества", в соответствии с заключенным договором аренды Департамент передает муниципальное имущество арендатору во временное владение и пользование или во временное пользование по передаточному акту, возврат арендованного имущества собственнику оформляется так же.

Обобщая вышесказанное по договору аренды муниципальных зданий и сооружений, следует отметить, что данный вид договоров имеет особенности, которые заключаются в предмете договора, составе существенных условий, а так же в способах исполнения сторонами обязанностей.

При исследовании договоров аренды муниципального недвижимого имущества, следует особое внимание уделить и такому виду договора как аренда муниципального жилого фонда.

Под арендой муниципального жилья обычно понимают отношения, которые устанавливаются между собственником муниципального жилого фонда и юридическими лицами по поводу предоставления юридическим лицам жилых помещений из муниципального жилого фонда, без ограничения размеров, временное владение и пользование или во временное пользование на основании договора аренды для проживания граждан.

Договор аренды - соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору и членам его семьи недвижимость в муниципальной жилищной сфере, включая жилые помещения, без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование либо пользование, а арендатор обязуется использовать ее в соответствии с договором и своевременно вносить арендную плату.

Особенность данного вида договора аренды муниципальной недвижимости заключается в составе сторон, на стороне арендодателя выступают собственники муниципального жилья через уполномоченные органы, которыми являются службы заказчика. Круг арендаторов существенно сужен, так как к ним относятся лишь юридические лица, зарегистрированные в соответствующем муниципальном образовании или имеющие на его территории свои филиалы либо представительства, или специально созданные для решения жилищных проблем ее участников организации в форме некоммерческих структур.

Предметом рассматриваемого договора является муниципальный жилой фонд, к которому относят квартиры, дома, жилые помещения в фактически сданных домах - новостройках, строительство которых проводилось с привлечением средств местного бюджета, а так же в домах после капитального ремонта и реконструкции.

Гражданским законодательством для договора аренды муниципального жилого фонда по общему правилу предусмотрена простая письменная форма, государственная регистрация.

Содержание договора. Основная обязанность арендодателя передать муниципальное жилое помещение в надлежащем состоянии пригодном для проживания граждан, согласно условиям договора. Процесс передачи муниципального жилья регулируется гражданским и жилищным законодательством. Основными обязанностями арендатора является принятие жилья, своевременное внесение арендной платы, использование жилого помещения в соответствии с целевым назначением - проживанием граждан.

Оплата жилья и коммунальных услуг по договору аренды устанавливается договором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (органом). Если оплата жилья и коммунальных услуг по договору аренды не производится в течение шести месяцев, то договор аренды расторгается в судебном порядке, и гражданин подлежит выселению.

Исследование договора аренды муниципального жилого фонда показало, что договоры являются возмездными, срочными, консенсуальными. Сторонами являются собственник муниципальной недвижимости или его уполномоченный представитель и юридическое лицо, зарегистрированное в данном муниципальном образовании. Предметом выступают муниципальные жилые помещения, отвечающие требованиям законодательства. Форма и содержание договора аренды муниципального жилого фонда существенно не отличается от формы и содержания обычного договора аренды муниципальной недвижимости.

Вы ищете информацию об аукционах по аренде муниципальной собственности в Москве, потому что это недорого и надёжно? Возможно, что у вас по тем или иным причинам существует потребность в том, чтобы подписать договор аренды жилого или нежилого помещения, находящегося в собственности городских властей или даже государства. В этом случае муниципальная аренда помещений в Москве - это то, что позволит вам снять подходящий объект.

В то же время ГлавУпДК при МИД России предлагает вашему вниманию информацию об аукционах по аренде федерального имущества - т.е. находящегося в собственности государства Секрет заключается в том, что государственные объекты нежилой недвижимости практически не попадают в базы данных агентств недвижимости. По этой причине многие просто не знают, что возможность получить в аренду объект по более низкой цене существует. Следует также различать аренду федеральной недвижимости от аренды недвижимости, полученной в ходе аукциона по аренде муниципального помещения.

Компания ГлавУпДК при МИД России на постоянной основе организует и проводит аукционы по аренде федерального недвижимого имущества, переданного ей в управление на праве хозяйственного ведения. Если вы ищете помещение под офис, обязательно посетите наш сайт, где вы сможете ознакомиться с предложениями по аренде и станьте участником аукциона - выгода подписания договора аренды вполне очевидна, ведь вы сможете заключить абсолютно легальный договор аренды, который будет защищать ваши интересы как арендатора.

Правила проведения аукциона:

Аукцион проводится в соответствии с действующим законодательством, которое обязывает ФГУПы выставлять все предлагаемые к аренде помещения на аукцион. В случае если подана только одна заявка, аукцион признается несостоявшимся, и договор подписывается с подавшим единственную заявку потенциальным арендатором по минимальной (стартовой) арендной ставке. В случае, если на одно помещение претендует несколько участников, проводится аукцион, во время которого в ходе торгов ставки могут существенно увеличиваться.

Для того чтобы стать участником аукциона по аренде недвижимости, необходимо заполнить заявку, где будут указаны ваши данные, а также приложить учредительные документы и документ об оплате задатка. До начала аукциона клиент вправе отказаться от участия и отозвать поданную заявку.

Если вы стали победителем аукциона, то вам необходимо заключить договор аренды в течение 20 дней с момента проведения аукциона. В таком случае, задаток победителю аукциона будет возвращен или принят в счет исполнения обязательств по этому договору.

Но если договор по тем или иным причинам не будет подписан победителем, в указанные сроки, то задаток ему не возвращается.

При возникновении вопросов о правилах проведения аукциона, вы можете обратиться к нашим консультантам по телефону или по электронной почте, указанной на сайте.

Формирование регионального бюджета совершается из нескольких источников, которых является аренда недвижимого имущества, которое находится в собственности у муниципалитета.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К такой недвижимости относятся разные объекты – квартиры, дома, дачи, участки земли. Если человек арендует муниципальное имущество, то составляется соответственное соглашение аренды.

Общие моменты

Очень важным условием при осуществлении аренды муниципального (государственного) имущества является составление договора.

Но также следует сказать, что договор, можно заключить только после того, как были проведены торги на имущество.

Органы государственной власти могут покупать имущество, распоряжаться им. Органы местного самоуправления также могут покупать имущество, распоряжаться им от имени муниципальных образований.

Первоначальные понятия

Таким образом, органы местных управлений пополняют казну средствами, которые перечисляются в качестве арендной платы.

В данном случае составляется договор аренды муниципального имущества с проведением торгов.

Много плательщиков ЕНДВ хотят экономить на аренде помещения, а арендовать муниципальные помещения больше всего подходит.

На сегодняшний день достаточно высоко выросли цены на имущество, и аренда соответственно так же поднялась, не только на частные владения, но и на государственное имущество.

Имущество, выставляемое на аренду, можно подобрать себе на аукционе, где государство выставляется свое имущество.

Также нужно понимать, что если аренда помещения происходит для ведения предпринимательской деятельности, то прибыль от деятельности имеет только арендатор.

Арендатор проводит оплату арендодателю только за арендуемое помещение, а доход от бизнеса имеет только арендатор.

Назначение документа

Договор аренды составляется, когда происходит передача имущества на какой-то определенный период, и под вознаграждение.

Договор составляется для того, чтобы обе стороны были защищены от непредвиденных ситуаций.

А также он должен на законных основаниях зафиксировать обязанности обеих сторон при передаче имущества в аренду.

Договор может быть заключен и без заверения нотариуса, юридическую силу они имеют одинаковую.

Действующие нормативы

Гражданский Кодекс и ФЗ, ЗК Регулирует вопрос о передачи имущества в аренду, а так же гражданские обязательства друг перед другом сторон процесса
ФЗ №108 «Об аренде муниципального имущества» Регулирует процесс и порядок передачи муниципального имущества в аренду
ФЗ №135 от 26.07.2006 Говорит о том, что муниципальное имущество разрешено передавать в аренду только после проведения торгов
Ст.448 п.2 ГК РФ Дает полный перечень лиц, которые могут участвовать в торгах муниципальных имуществ, и каким требованиям должен соответствовать каждый участник

Как правильно заключить договор аренды муниципального имущества

Сумму платы могут установить в виде:

  1. Ежемесячная сумма платежей.
  2. Проведение ремонтного процесса в счет стоимости аренды.

Происходят несколько этапов, когда сдача аренды происходит в результате торгов:

  1. Рассылается оповещение о проведение торгов.
  2. Подготавливаются все документы, касательно сдаваемого имущества.
  3. Ознакомление с присылаемыми заявками.
  4. Процесс самих торгов.
  5. Заключение соглашения с арендатором по результатам аукциона.

Закон не предоставляет стандартный образец договора, но должен быть заключен без пропуска важных пунктов, без которых договор признается недействительным.

Договор должен иметь в себе такие важные пункты:

Начальная информация должна быть о городе В котором заключается договор, и дата проведения
Стороны договора Указывается сторона арендодателя, которой выступает в роди муниципалитета, и сторона арендатора, в роли которой может выступать физические и юридические лица
Указывается предмет договора А это объект недвижимости
Указываются даты срока действия договора
Прописывается, каким образом будет происходить оплата А так же возможность изменения суммы аренды в одностороннем порядке
В двух отдельных пунктах Прописываются права Арендатора, и права Арендодателя
Ответственность сторон При несоблюдении обязанностей
Способы коммуникации За период аренды помещения
Если были рассмотрены другие дополнительные условия То так же прописываются в договоре
Указываются условия при досрочном расторжении договора И на каких основаниях это может произойти

В конце договора указываются реквизиты обеих сторон, платежные реквизиты, после чего стороны ставят подписи, при наличии и печать.

Если есть желание у обеих сторон процесса, то договор можно зарегистрировать в региональной палате.

Существенные условия

Законодательство предусматривает то, что в договоре аренды муниципального имущества обязательно должны быть прописаны существенные условия.

В Гражданском Кодексе прописывается пункт о существенных условиях. Самыми важными условиями является:

  1. Сдаваемый объект.
  2. Сумма вознаграждения.
  3. Срок договора.

Так же стороны могут предусмотреть и другие не менее важные вопросы, относящие к аренде муниципального имущества.

Необходимые документы

Для оформления договора аренды нужно предоставить такие документы:

Если без проведения торгов (образец)

Законодательство России располагает заключение договора аренды без проведения торгов. Такое сотрудничество возможно только при определенных условиях.

При этом расторжение такого договора будет не возможно, если будут соблюдены все нормы. А именно рассматривается такой вид проведения (без торгов) если:

Нужно сказать, что договор должен иметь в себе информацию не только о сторонах процесса, но и данные объекта недвижимости, целевое использование, сумма вознаграждения, а так же срок аренды.

А так же торги не проводятся, если в передачу аренды переходят любые культовые сооружения, или объекты другой собственности, или ценности религиозных организаций, на безвозмездной основе.

Так же без торгов могут передать в аренду имущество внебюджетным фондам.

Стороны сделки

Существуют две стороны при заключении договора аренды муниципального имущество, ими являют арендодатель и арендатор. Это общепринятые понятия обеих сторон сделки.

Любые субъекты гражданского права имеют право вступать в такую сделку, это могут быть как физические лица, так и юридические.

Видео: преимущественное право выкупа муниципального имущества

Со стороны юридического лица могут быть коммерческие и некоммерческие фирмы, а еще государство, муниципальные организации, а так же административно – территориальные обществ.

С физическим лицом

Оформив ИП, владелец может передавать право аренды также физ. лицу. В данной ситуации потребуется поменять определенные параметры вводной части и пунктов соглашения.

Если арендатор недвижимого имущества юр. лицо, ему необходимо предъявить дополнительно выдержку из Единого госреестра юр. лиц с внесением реквизитов и юридического адреса в соглашение.

Срок действия (пролонгация)

Если другое не предусматривается законом, либо соглашением аренды, арендатор по окончанию периода соглашения может заключить соглашение аренды на новый период.

Арендатор должен письменно сообщить другую сторону о желании подписать такое соглашение в период, прописанный в соглашении аренды.

Если в соглашении данный период не прописан, в разумный период до конца действия соглашения. При этом условия соглашения могут изменяться по договоренности сторон.

Могут ли признать ничтожным

Причинами для отправления иска о признании арендного соглашения оспоримым есть:

  • несоблюдение правового документа;
  • заключение договора с лицами, которые не имеют компетенции на данные действия;
  • факт подписания соглашения по принуждению либо по заблуждению. При обращении в суд нужно приготовить:
  1. Копию соглашения аренды.
  2. Правоустанавливающие бумаги на недвижимое имущество.
  3. Квитанции о выплате проживания.
  4. Заявление с написанием причин для признания договора недействительным.
  5. Другие документы.

В ходе суда также могут применяться показания свидетелей, удостоверяющие факт нарушения другим участником своих обязательств.

Для признания договора ничтожным необязательно обращаться в суд. Сделка будет признаваться недействительной, если условия соглашения нарушают права третьих лиц.

Расторжение соглашения