» » Щуп автоматической коробки передач. Несколько простых способов проверки уровня масла в акпп

Щуп автоматической коробки передач. Несколько простых способов проверки уровня масла в акпп

Каждым водителем при покупке (новых и старых машин), да и в других случаях осуществляется проверка машины на исправность всех деталей, механизмов, а также коробки передач.

Для тех, кто за рулем недавно, мы объясним, что такое коробка передач и какую функцию она выполняет.

Что такое МКПП и её главная задача в работе машины

МКПП - механическая коробка переключения передач. Существует также АКПП - автоматическая коробка передач и другие разновидности такие как: вариаторная, роботозировання. Наша статья заинтересует водителей с МКПП.

Начнем с того, что коробка переключения передач - эта такое устройство, которое нужно каждому водителю. Оно находится в каждой машине, где имеется двигатель внутреннего сгорания. Так как, двигатель каждого автомобиля имеет достаточно узкий диапазон оборотов, в момент вращения, которых достигается максимальная мощность - необходимость данного устройства вполне подтверждается. Каждый водитель ознакомлен с "красной зоной" в работе двигателя. Для новичков мы уточним данный момент. Красная зона - это некий предел частоты оборотов, превышение которых приводить к поломке мотора.

Каждый водитель должен знать об устройстве МКПП и о принципах её работы - для проведения проверок, которые будут определять работоспособность машины, а также чтоб избежать поломок.

Для чего предназначена МКПП

МКПП - передает, преобразует и меняет направленность вращающего момента от маховика двигателя. Переключение ступеней осуществляется механически: рычагом - функция, которого переключение передач. Вначале крутящегося момента происходит: 1) передача на вторичный вал, 2) передача колесному приводу.

Из чего состоит МКПП?

Перечень деталей МКПП:

С картера;

Синхронизатора;

Рычага переключения;

Валов с шестернями;

Дополнительного вала, который имеет шестерни движения заднего хода;

Механизма переключения передач, который оборудован устройством блокировки, а также замками;

Корпус МКПП - изготовляется с легкого метала, внутри которого идет закрепление всего механизма КПП. Туда заливается масло - трансмиссионное, а такое смазочное вещество, как нигрол - предназначен для использования в моделях машин старого образца

Функции данных деталей заключается в следующем:

Сихронизаторы - обеспечивают плавное включение передач, а также без шума, на этапе вращения шестерен - уравнивается их скорость.

Механизм переключения передач - предназначен для управления водителем сменами передач, используя рычаг.

Замковое устройство - помогает избежать включение в одно время двух передач, а устройство для блокировки - сохраняет необходимую передачу от самовыключения.

Рычаг, отвечает за переключения передач на дистанции.

Есть такие виды МКПП по количеству валов: 1) трехвальные - предназначены для большегрузов, а также для машин у которых есть передний и задний приводы; 2) двухвальные коробки - предназначены для легкового транспорта, имеющего передний привод.

Основные поломки МКПП

1) Подтекание масла.

Это происходит в случае поврежденного состояния сальников и прокладок, которые служат для уплотнения; слабое крепление картера.

2) Шум в КПП.

Шум указывает на поломку синхронизатора; изношенное состояние шестерен.

3) Затрудненное включение КПП.

Причина тому, есть поломка деталей механизма переключения.

4) Выключение передачи самой по себе.

Причиной тому служит неисправность устройства блокировки; изношенного состояние шестерен, синхронизаторов.

В случае вышеперечисленных поломок - изношенные детали нуждаются в замене, для полноценной и исправной работы МКПП.

После рассмотрения механизмов работы МКПП и её деталей, переходим к интересующему Вас вопросу, который касается проверки масла в МКППК.

Проверка уровня масла в МКПП

Начнем с того, что водитель обязан осуществлять данную проверку после каждого 10 000 км пробега. Данная проверка необходима также, когда обнаружены потеки масла в области картера.

Порядок действий в осуществлении проверки:

В первую очередь проверяется коробка и область вокруг коробки на утечку.

Второе, что Вам нужно сделать - это заехать яму или данную работу можно проводить на эстакаде. Эстакад - это специальное инженерное устройство, которое состоит из однотипных опор и пролётов. Его предназначение - подъем инженерных конструкций.

Затем приступайте к осмотру картера коробки передач, впереди Вы увидите отверстие - контрольное заливное. Вот в данном отверстии, проверяется уровень масла. Начните проверку, для этого используйте палец или деревянную, короткую палку.

Возьмите тряпку и приступайте к очищению отверстия, которое находится в картере коробки передач. Чистку нужно проводить вокруг. Берите ключ на 17, затем ослабьте затяжные пробки заливного отверстия. Затем нужно открутить пробку до конца. Под пробкой будет находиться уплотненная шайба, сделана с металла. В том случае, когда будут найдены на шайбе дефекты - её следует заменить.

Уровень масла в коробке передач должен соответствовать уровню нижней кромки заливного отверстия. Если нет соответствия, и масло ниже нужного уровня - возьмите шприц для заливки, с помощью которого, возможно будет долить трансмиссионное масло. Пользуясь шприцем, залейте масло до нужного уровня. Затем масло начнет вытекать. Подождите, пока излишки вытекут, а затем с помощью ветоши - удалите потеки.

Обратите внимание! В процессе заливания масла, не допускайте, чтоб оно попало на горячие детали - это грозит загоранием! Так же замер лучше проводить на холодную коробку, чтоб избежать ожогов рук и прочих частей.

После проделанной процедуры приступайте к надеванию и к закручиванию пробки.

К чему может привести недостаточный уровень масла в МКПП?

Если в машине будет недостаточный уровень масла в МКПП - это приведёт к выходу из строя коробки передач. Чтобы избежать данной проблемы, осуществляйте проверку уровня масла своевременно, а также при первых симптомах утечки масла - проверяйте крепление картера, сальники и прокладки. В случае обнаружения проблем - замените данные детали.

Автоматическая коробка передач значительно удобнее для водителя, нежели механическая, особенно при вождении в городских условиях. При этом она более сложна с технической точки зрения, и коробка автомат является одним из самых дорогостоящих агрегатов в машине. Чтобы максимально долго поддерживать ее в рабочем состоянии, необходимо сохранять количество масла в автомате на рекомендуемом производителями машины уровне. Каждый водитель должен знать, как проверить уровень масла в автомате, чтобы определить, требуется ли его долить для правильной работы агрегата.

Признаки недостатка масла в АКПП

Специалисты рекомендуют полностью на современных автомобилях примерно через каждые 60-70 тысяч километров. При этом долить масло может потребоваться раньше. Согласно рекомендациям разработчиков автоматических коробок, нужно каждые 5-7 тысяч километров проверять уровень масла в автомате. Это позволит спрогнозировать, когда необходимо будет долить жидкость, а также обнаружить износ прокладки маслонасоса и кольца, из-за которой масло может быстро покидать коробку.

Если за уровнем масла не следить, и его будет недостаточно, то появятся следующие симптомы:

  • На неподвижном автомобиле с заведенным двигателем трансмиссия будет сильно шуметь при изменении оборотов;
  • Машина будет дергаться при переключении на повышенные передачи.

Лучше не доводить трансмиссию до ситуации, когда появятся симптомы недостатка уровня масла. Своевременная проверка количества масла в автомате и его добавление позволят продлить срок службы коробки.

Как проверить уровень масла в автомате

Проверка уровня масла практически идентична во всех АКПП. Ниже будет приведена типовая инструкция, которая актуальна для большинства современных иномарок. Отличия могут быть минимальны, например, будут отличаться надписи на масляном щупе. Перед тем как приступать к проверке уровня масла в автомате, необходимо найти место под капотом, где находится щуп от коробки передач (не перепутайте его с щупом общего уровня масла в автомобиле). Достаньте этот щуп и проверьте, что на нем написано:


Обратите внимание: Если на щупе указано COLD, это не значит, что проверять уровень масла следует на холодном двигателе. В таких коробках маслу необходимо дать некоторое время прогреться, после чего заглушить двигатель и выполнить проверку уровня. Если проверять уровень масла на холодном двигателе, результаты будут неверны.

Следует отметить, что иногда производители помещают на щуп две надписи – COLD и HOT. В таком случае водитель может видеть, какой уровень масла должен быть на заведенном двигателе, а какой на заглушенном двигателе. В редких ситуациях можно встретить надписи на щупе FULL и ADD, которые указывают максимальный и минимальный уровень масла при заведенном двигателе.

Определившись с тем, в каком режиме необходимо измерять уровень масла в автомате, можно приступать непосредственно к процессу замера:


В зависимости от производителя на автомобиль устанавливаются разные . И расположение щупов тоже разное. Рассмотрим несколько вариантов.

Необслуживаемые АКПП | Как замерять уровень?

Вариант первый. Некоторые современные модели вообще не имеют щупа как такового. Вместо него устанавливается контрольная пробка. В основном это касается так называемых необслуживаемых агрегатов. Производитель подразумевает, что жидкость АКПП не потребует замены весь срок службы машины, поэтому контролировать уровень необязательно. Проверяется количество масла в трансмиссии лишь при очередном ТО, которое, как полагают все те же инженеры производителя, осуществляется специалистами на сервисных станциях. Поэтому при покупке или прохождении первого техобслуживания поинтересуйтесь у мастера, есть ли на вашей коробке щуп АКПП , а если есть, то где он расположен.


А как же все-таки проверить уровень на необслуживаемых коробках, если есть подозрения, что масла недостаточно? Для этого нужно прогреть авто, пока температура масла в КПП не достигнет примерно 40 градусов. Затем в поддоне выкручивается пробка заливной горловины. Не волнуйтесь насчет того, что все масло выйдет наружу. Емкость оборудуется системой перелива, то есть от дна до верхнего уровня установлена трубка, через которую должны выходить излишки. В нашем случае при норме должно вытечь лишь небольшое количество масла, попавшее в трубку во время езды. Если масло не вытекает, нужно его долить, пока не начнет появляться. Все. Норма. Закручиваем пробку.


Обслуживаемые АКПП | Где расположен щуп?

Вариант второй. Все щупы, как правило, имеют яркую (желтую, белую, красную) окраску рукоятки. Если смотреть под капот (встать против движения машины), то слева будет располагаться щуп проверки уровня масла двигателя. Искомый нами щуп коробки передач будет по правую руку, ближе к задней части двигателя, передней стенке моторного отделения.

Варианты расположения щупа АКПП




Вариант третий. Оба щупа расположены с одной стороны. Тогда желтым цветом будет отмечен щуп проверки масла силового агрегата, а красным - щуп проверки жидкости трансмиссии.

Как определить уровень жидкости по щупу

Теперь обратите внимание на сам щуп масла АКПП . Если он имеет 4 насечки (две - max и две - min), то нижние уровни для проверки с холодным двигателем, верхние - с прогретым. Некоторые производители облегчают проверку: указывают на щупе только верхний и нижний пределы, а также температуру трансмиссионной жидкости (COLD, HOT), при которой нужно проводить замер.


Коробка автомат более сложная, нежели механическая коробка передач, у нее есть как плюсы, так и минусы, можете почитать здесь . Залог надежной работы «автомата», это достаточный уровень масла. То есть если масло в порядке, то и беспокоиться не о чем. Но тут возникает вопрос: — как проверить уровень масла в автомате? Тут есть свои нюансы, читайте ниже…..


Для начала хочу сказать, что есть обслуживаемые коробки передач и не обслуживаемые. В обслуживаемых можно проверить уровень масла, а вот в необслуживаемых нет. Например, у моего Chevrolet Aveo, автомат необслуживаемый, у него нет щупа для масла, зато стоит датчик, который начнет сигнализировать, когда этот уровень снизится. А вот в обслуживаемых автоматических коробках придется вам самим наблюдать за уровнем масла. Причем «проморгать» его нельзя!!! Иначе серьезная поломка, а отремонтировать автомат, ой как не дешево. Проверять уровень масла в автомате мы будем на автомобиле Nissan Almera Classic, на этом примере вы сможете сделать тоже самое на своем автомобиле, не думаю, что различия будут серьезными, если только будет находиться в другом месте.

Итак, для того чтобы проверить уровень масла, нужно помнить несколько пунктов.

1) Проверяется на прогретом автомобиле. То есть вы должны прогреть автоматическую коробку передач, чтобы масло дошло до рабочей температуры. Обычно хватит поездки на 10 – 15 километров.

2) Затем устанавливаем автомобиль на ровную поверхность. Это обязательно иначе, не сможете правильно определить уровень.

4) Открываем капот и вытаскиваем масленый щуп, автоматической коробки передач, не двигателя, а именно автомата, не перепутайте. Обычно он ниже. После того как вытащили, протрите его насухо тряпкой, для того чтобы правильно определить уровень масла в автомате, вставите щуп обратно, через 10 секунд вытащите его обратно. Теперь можно определить уровень масла.

5) На щупе есть отметка «HOT», значит горячий, также есть две риски, верхняя – выше уровня «HOT» и нижняя – ниже уровня «HOT». В идеале масло должно быть посередине, между верхней и нижней метками. То есть четко на надписи «HOT», если масло ниже нижней отметки это очень плохо, вам нужно срочно добавить масло. Масленое «голодание» автомата, может привезти к поломке. Также не очень хорошо, когда масло перелито, то есть больше уровня «HOT», верхние части автоматической коробки передач будут его вспенивать, лишнее масло будет выбрасываться «сопуном», вся автоматическая коробка будет в масле. А при плохом исходе может выдавить сальники в автомате. Нужно понизить уровень масла. На нашем автомате все нормально.

Отметка «HOT»

Также стоит отметить что на некоторых моделях с автоматами, масло проверяется немного по другому. Например, не нужно ставить автомат в режим «P», а нужно в режим «N» (нейтральная скорость). А на некоторых автомобилях, но редко, масло проверяется на заглушенном двигателе. То есть вы также прогреваете масло, но перед тем, чтобы вытащить масленый «щуп» вы должны заглушить двигатель. Небольшая подсказка, у коробок, у которых масло нужно проверять на прогретом масле, с работающим двигателем, на щупе пишут «HOT» (горячий), у тех коробок, у которых нужно глушить двигатель пишут «COLD» (холодный). Также иногда на щупе пишут и марку масла, которое нужно заливать в автомат.

Вот и все. Надеюсь, стало немого понятно.

12 октября 2016

Чтобы автоматическая трансмиссия работала без поломок, важно ее правильно эксплуатировать. Одним из факторов обеспечения надежной работы агрегата является регулярная проверка уровня масла в нем. Причем, если с «механикой» проблем обычно не возникает, то об АКПП этого сказать нельзя. В основном это связано с отличием методик замера, которые различные производители рекомендуют для своих автомобилей.

Как производится замер масла в АКПП?

Проверять уровень масла в автоматической КПП следует при прогретом обычно до 90 гр. (до рабочей температуры) моторе в позиции «Parking » рычага выбора диапазона. Напомним, что прогреть автомат можно только во время 10-15-километровой поездки в положении «Drive». Простым переключением селектора при нажатой педали тормоза этого добиться нельзя.

Опишем пошагово, как правильно проверять уровень масла в большинстве автоматических коробок:

  1. Отыщите щуп для проверки масла АКПП под капотом. В автомобилях с автоматической трансмиссией он обычно красного цвета, в то время как щуп моторного масла выполняется желтым.
  2. Зону в области щупа необходимо очистить ветошью во избежание попадания в систему трансмиссии загрязнений.
  3. Извлеките масляный щуп и досуха вытрите его чистой ветошью без ниток и ворса, которые могут при протирке остаться на щупе.
  4. Вставьте щуп в трубку, затем, подождав около 5 секунд, вытащите его снова.
  5. Для проверки уровня жидкости на щупе чаще всего делаются группы насечек для прогретой и не прогретой АКПП. Они обозначаются «Hot » и «Cold » соответственно. В нашем случае уровень масла в АКПП должен быть между отметками «Min » и «Max » для прогретой коробки.

Важно понимать, что насечки в зоне «Cold» не служат для периодического контроля уровня масла на не прогретой АКПП. Этой шкалой пользуются лишь для замены жидкости в автоматической трансмиссии.

Кроме того, не всегда для контроля уровня щуп вообще предусмотрен. В некоторых моделях для этого используется смотровое окошко.

Что еще следует контролировать во время проверки

По состоянию масла на щупе также делаются некоторые важные выводы о работе агрегата:

  • если в жидкости присутствуют следы грязи или металла, это может говорить о достаточно сильном износе механизмов коробки;
  • если, например, изначально красная трансмиссионная жидкость почернела или сильно потемнела, то ее необходимо срочно менять - изменение цвета указывает на наличие перегрева.

Также учтите, что первоначальная проверка уровня масла может дать неверный результат, поэтому для гарантии точности измерения повторите еще раз описанную процедуру.

Особенности проверки уровня трансмиссионной жидкости на различных автомобилях

Выше был описан общий случай, как проверить уровень масла в АКПП. Однако разные производители зачастую разрабатывают собственные методики контроля, которым необходимо следовать для получения точного результата . Например, положение селектора может отличаться. На некоторых автомобилях правильное положение селектора при проверке вместе с типом используемого масла указывается прямо на щупе.

Также иногда контроль производится при заглушенном двигателе, но на прогретой до рабочей температуры трансмиссии. Рассмотрим, как проверить уровень масла в вариаторе или автомате разных моделей:

  1. Трансмиссии производства Honda, Acura. Уровень масла проверяется на прогретой коробке при заглушенном моторе в положении селектора «P».
  2. В АКПП производства Mitsubishi, Proton, Hyundai, Jeep, Mazda, Dodge, а также в автомобилях VW и Audi с трехскоростными коробками проверка производится по стандартной процедуре, т. е. при работающем двигателе и прогретой трансмиссии, но в положении селектора «N».

Учтите, что данные трансмиссии могут устанавливаться на совершенно разные автомобили, не обязательно произведенные данной компанией. Так, на автомобилях Hyundai и Chrysler можно встретить переднеприводные коробки от Mitsubishi, а может быть и наоборот. Если вы владелец Mitsubishi или Chrysler, то перед проверкой следует взглянуть на коробку со стороны колеса.

Если вы увидите штампованную закрепленную десятком болтов боковую крышку, это будет свидетельствовать о том, что вы имеете дело с АКПП производства Chrysler и проверять масло в ней следует в положении селектора «P».

Если крышка отсутствует, то, соответственно, на автомобиле установлена трансмиссия Mitsubishi, и контроль масла в ней производится при установленном в положение «N» селекторе.

Точно также можно замерить уровень в Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с коробками Chrysler. Но учтите, что некоторые модели Jeep комплектуются АКПП компании Aisin Warner, уровень жидкости в которых проверяется в положении РВД уже не «N», а «P». Определить наличие такой коробки можно самому визуально. Поддон здесь используется прямоугольной формы, сзади которого находится сливная пробка. Сбоку прямо к поддону приварена щуповая труба. В коробке автомат Chrysler поддоны почти квадратные, сливная пробка на которых отсутствует. Щуповая труба же устанавливается в картере коробки.

Проверка уровня масла при помощи контрольной пробки

Некоторые «автоматы» оснащаются контрольными пробками для проверки рабочей жидкости в АКПП. Способ проверки в этом случае достаточно неудобен, так как процедуру приходится проводить на смотровой яме. Однако неоспоримое преимущество данных трансмиссий - невозможность перелива масла, что почти для всех АКПП достаточно важно.

В поддонах таких коробок в сливное отверстие устанавливается специальная трубка, высота которой соответствует регламентному уровню масла. Поэтому при выкручивании пробки вся лишняя жидкость из поддона сливается, остается лишь нужное количество.

Для проверки уровня понадобится 100-200 гр. свежего масла, которое необходимо будет залить в горловину АКПП. В ходе процесса следите за моментом начала вытекания жидкости из контрольного отверстия - как только она начнет капать, залив можно прекращать - уровень масла в коробке правильный. Учтите, что сразу после выкручивания сливной пробки из поддона может вылиться небольшое количество жидкости. Это будет не лишнее масло, а лишь то, которое во время езды попало в трубку. По его состоянию можно будет оценить степень изношенности коробки и необходимость проведения замены рабочей жидкости.

Как правило, данный способ проверки характерен для машин марки BMW, на которых стоят коробки ZF. В пятискоростных автоматических агрегатах этих автомобилей пробка одновременно используется и для залива. Контроль же в целях безопасности производится лишь при слегка прогретой жидкости.

Некоторые трансмиссии, например, устанавливаемые сегодня почти на все автомобили Mercedes, вообще не имеют средств контроля уровня масла. В них емкость для залива соединяется через перепускной клапан прямо с поддоном, и уровень жидкости в нем поддерживается клапаном автоматически. Поэтому в отличие от других трансмиссий уровень здесь не играет такой важной роли, вследствие чего и контроль за ним со стороны автовладельца просто не предусматривается.