» » Система охлаждения: частые проблемы. Система охлаждения – дефекты и ремонт

Система охлаждения: частые проблемы. Система охлаждения – дефекты и ремонт

Система включает в себя: помпу, она же водяной насос — обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ), термостат – обеспечивает циркуляцию в зависимости от температуры ОЖ либо по малому кругу (внутри мотора), либо по большому – через радиатор, радиатор – обеспечивает теплообмен с окружающей средой, вентилятор – управляет интенсивностью воздушного потока через радиатор. Компоновка и исполнение этих устройств на разных моторах (4-5-6ц) различна и частично влияет на характерные дефекты системы.

Помпа
У 4 и 5ц. моторов основным ее дефектом является подтекание.
Привод помпы у 4ц – либо клиновым ремнем, либо многоручьевым (новые версии). За счет большего вылета шкива подшипник достаточно сильно нагружен (особенно если ремень перетянут) и поэтому его износ происходит относительно быстро. При замене только помпы удобнее ее снять вместе с корпусом, при замене вместе с ремнем ГРМ открывается доступ спереди и в этом случае корпус можно не снимать. Учитывая ее невысокую цену, желательно при замене ремня ГРМ поменять и помпу, если у нее уже есть люфт или есть уверенность, что ее не меняли.

У 5ц. привод осуществляется ремнем ГРМ, это наиболее живучая версия, помпа выхаживает до 300-350 тыс. пробега. Однако, в случае ее страгивания с места (а на части моторов ей осуществляется натяг ремня) подтекание по стыку корпус помпыблок практически гарантировано, старое уплотнительное кольцо уже не способно обеспечить герметичность. В этом случае, потребуется либо замена кольца, либо установка его на герметик. При этом обязательно нужно почистить привалочные поверхности блока и помпы.
У 6ц. моторов привод осуществляется обратной стороной ремня ГРМ. Основной и опасный дефект – заклинивание. Подробнее в “V6 и его “братья” — попытка объективной критики”.
Существует еще один, крайне редкий дефект помпы – срыв крыльчатки с вала или ее проворачивание на оном. Внешние симптомы аналогичны “умершему” термостату, т.е. перегрев.

Термостат
Задача термостата проста – по достижении определенной температуры ОЖ он начинает открываться и пускать часть ОЖ через радиатор (т.е. часть жидкости идет уже по большому кругу), по достижении температуры полного открытия (она иногда выбита на нем или указана в мануале) вся ОЖ идет через радиатор (малый круг уже закрыт). Рабочим элементом термостата является т.н “упругое тело”, которое в зависимости от температуры в большей или меньшей степени расширяется. Из этого следует 2 основных дефекта – а) не открывается или открывается малопоздно, б) – открывается рано, т.е. температура полного открытия уменьшилась или не закрывается вообще. Есть еще 3-й дефект (встречается намного реже) – механическая поломка, последствия могут быть различны.
С первым дефектом все просто – машина “кипит”, при этом радиатор либо холодный, либо мало прогрет. Т.к ОЖ в малом контуре мало, а теплообмен с окружающей средой минимален, то от момента запуска холодного мотора до его закипания проходит совсем немного времени. Подобный дефект для Ауди достаточно редок, кроме того, его легко спутать с пробоем прокладки ГБЦ. Различие в следующем – при пробое система охлаждения работает так, как ей и положено, т.е. термостат откроется, ОЖ пойдет через радиатор, включится вентилятор, но её возможности по “сбросу” избыточного тепла ограниченны (а его количество резко возрастает). Тут возможны различные сценарии, в зависимости от степени “пробоя”. Если пробой “классический”, т.е. сильный – кипение наступит даже на ХХ, несмотря на усиленно работающий вентилятор. Однако, чаще пробой слабый, и на ХХ вроде бы все в порядке, а на оборотах мотор начинает перегреваться. Это может (но не обязательно) сопровождаться “троением”, паром из выхлопа, а при наличии катализатора очень резким и едким его запахом. Аналогично поведут себя и более экзотические дефекты, например трещина в головке.
Второй дефект встречается намного чаще и обычно его начинают замечать осенью, при первых похолоданиях. Симптомы такие – на ХХ и при езде в городе на малых скоростях – все ОК. При движении же по трассе температура начинает падать и тем больше, чем холоднее. Падение может доходить до 50 градусов. Механическая поломка термостата обычно ведет себя также. Также этот дефект сопровождается относительно долгим прогревом мотора.
Месторасположение термостатов найти легко – на моторе он всегда расположен под крышкойпатрубком, куда приходит нижний шланг радиатора.
У 4ц. это металлическая или пластмассовая полусферическая крышка с патрубком, находится слева по ходу внизу, прикручена 2 болтами на 6, направленными вниз.
У 5ц. крышка аналогичного исполнения, несколько больших размеров, находится слева по ходу в районе 1-го цилиндра.
У V6 крышка с длинным патрубком Г-образной формы находится между помпой и шестерней рвала правой (по ходу) головки, крепление также 2-х болтовое, для доступадемонтажа нужно снять ремень ГРМ.
При установке термостат должен быть правильно сориентирован. В его широкой части (а от напоминает нечто среднее между грибом и летающей тарелкой) есть прямоугольная пластина, иногда на ней выбивается знак производителя. У 4ц. она должна быть направлена поперек мотора (у этих термостатов пластина уже, обычно это часть верхней тарелки, т.е она отштампована как одно целое), у 5ц. вертикально, у V6 – горизонтально клапаном вверх (есть только у термостатов V6).
Крышка уплотняется кольцом, но термостаты часто поставляются в зч без него. Вполне возможно установить старое, промазав перед установкой привалку крышки герметиком (только не надо мазать много, лучше не будет, а его куски в системе охлаждения ни к чему). Неплохо себя зарекомендовал герметик-прокладка казанского производства (не путать с Гермесилом, этот плох). Разумеется, перед установкой все сопрягаемые поверхности надо тщательно очистить.
Из производителей хорошо себя зарекомендовали немецкий Behr и французский Vernet. Но надо иметь ввиду, что среди термостатов процент брака относительно высок (разумеется он выше у какого-нибудь QH), поэтому при покупке сохраняйте чек, а если термостат сервиса – потребуйте гарантию.

Радиатор и системы вентиляторов
Задача радиатора и вентилятора – обеспечить удаление избыточного тепла посредством теплообмена с окружающей средой (воздухом).
Так как количество тепла пропорционально мощности мотора, то и размеры радиатора в среднем также привязаны к типу двигателя. Но вариантов исполнения может быть много. Кроме того, на размер радиатора влияет наличиеотсутствие на ам кондиционераклиматической установки, т.к радиатор кондиционера обычно устанавливается перед основным и с одной стороны ухудшает эффективность охлаждения как аэродинамически, так и собственным нагревом. На некоторых моделях в мах.комплектации штатного радиатора уже не хватает и появляется дополнительный (А200-3В, А80-NG c климатиком и т.д).
Характерные дефекты радиаторов у Ауди различны у разных моделей, и связано это с компоновкой.
У 44-5ц. (боковое расположение радиатора) к старости часто отламывается верхний патрубок или начинается течь по стыку боковой бачок-блок трубок. Как дешевое решение можно рассматривать ремонт такого радиатора (вытачивание втулки, разборкагерметизация стыкасборка), но подобное решение, как правило, помогает мах. на год-полтора – радиатор уже состарился. Замена на бу – лоторея, замена на новый – относительно дорога, но зато обеспечивает долгую жизнь без хлопот.
На некоторых ам при устранении последствий аварий забывают установить защитный кожух – его отсутствие приводит к попаданию зимой на радиатор песчано-солевой смеси, что ведет к ускоренной коррозии и разрушению.
Картина для А80 аналогична, лишь последствия отсутствия кожуха намного более выражены – радиатор расположен ниже.
У 4А основной дефект – коррозия в нижней части, туда попадает дорожный коктейль, что приводит к разрушению нижних трубок. Ремонтировать подобное вряд ли имеет смысл – слишком большая зона разрушения.
Локальные повреждения трубок неплохо “лечатся” клеем типа “холодная сварка”. Клеить соединение бачоктрубки лишено смысла – это “подвижное” место и жесткий клей там долго не выдержит.
Категорическое требование к радиатору – чистота сот. Проверку желательно проводить ежегодно весной или в начале лета. Стандартные беды – забивание грязью и тополиным пухом. Особенно ярко выражено у ам с вискомуфтой иили климатиком – постоянно работающий вентилятор выполняет роль пылесоса. У ам с климатиком нужно отсоединитьотодвинуть радиатор кондея от основного радиатора, грязь или плотное “одеяло” из пуха находится между ними и без разборки практически недоступно. Методы лечения – промывка водой под давлением. Больше всего такому засору подвержены 4А, при этом у них достаточно неудобный доступ к радиатору.
Степень “накрученности” системы управления вентилятора радиатора также прямо связана с комплектацией ам.
Наиболее простая – 2-х контактный датчик вентилятора управляющий реле, которое включает вентилятор. Дополнительно может стоят 1 или 2-х контактный датчик системы охлаждения заглушенного мотора (борьба с тепловым ударом). Датчик, как правило, устанавливается на двигателе на небольшом кронштейне. Может быть включен либо прямо на реле, либо на спец-блок (выглядит как реле, но на деле является таймерным устройством). Наиболее развита эта система на турбомоторах (с 85 г.в). 2-х контактный датчик установленый в патрубке дает сигнал эл.блоку, который включает дополнительную электропомпу и вентилятор.
При наличие климатика, его включение сопровождается и включением 1-й скорости вентилятора для обеспечения охлаждения радиатора кондиционера.
3-х контактный датчик обычно применяется на мощных ам с климатиком. Вентилятор имеет, в этом случае, 3 скорости вращения. Скорости реализованы через т.н блок резисторов (расположен на левом, по ходу лонжероне), по сути же через добавочные сопротивления. В этом случае 1-я скорость (включается климатиком) идет через 2 резистора, 2-я (включается 1-й парой контактов датчика вентилятора) – через один резистор, 3-я максимальная (включается 2-й парой контактов датчика вентилятора) – без резисторов. Разумеется, каждой скорости соответствует свое реле. Очевидно, что при выходе из строя блока резисторов (обычно причина – коррозия), остается только 3-я скорость, но следует иметь ввиду, что система не рассчитана на ее долгое использование (возможно выгорание релепроводки), кроме того снижается срок службы вентилятора.
В 4А кузове 5ц. мотор (AARAAN) имеет вискомуфту вентилятора. Принцип работы несложен: сам привод – механический (многоручьевым ремнем), но между шкивом и вентилятором стоит вискомуфта, проскальзывание которой связано с температурой в обратной зависимости. Иными словами, когда радиатор холодный, вентилятор вращается медленно, по мере прогрева скорость вращения нарастает. Дефект (частичная потеря характеристик) вискомуфты выражается в перегреве или повышении температуры мотора на ХХ с последующим ее понижением на более высоких оборотах. Неприятный момент – высокая цена и достаточно неудобный доступ.

Охлаждающая жидкость, печка и шланги
Радиатор печки конструктивно аналогичен основному, но находясь в щадящих условиях имеет, по сути, только один дефект – подтекание. Течь обычно идет в салон и может сопровождатся парением (что не сильно полезно для здоровья). Как правило, применение герметиков малоэффективно, поэтому радиатор лучше всего заменить и учитывая трудоемкость работ, желательно на новый.
Шланги системы охлаждения к старости могут лопнуть в самый неподходящий момент, связано это с разрушением корда внутри них, симптом-предупреждение – “раздувание” шланга.
С 91 г.в Ауди стала широко применять пластмассовые патрубки взамен “старых”, из алюминиевого сплава. Однако, это решение не было удачным – пластмасса к старости коробится и разрушается, поэтому на целом ряде моторов (особенно 4ц.) подтекание стыков патрубок-ГБЦ – не редкость. Патрубки стоят недорого, замена не вызывает сложностей. У AANAAR на шланге печки, за ГБЦ установлен также пластмассовый патрубок, в который вставлен синий датчик температуры для климатика. Этот патрубок (особенно у AAN) имеет привычку внезапно обламыватся – сказывается долгое воздействие высокой температуры. Как аварийное решение возможна установка соединительной трубки-времянки. Также, у турбомоторов часто обламываются патрубки электропомпы или она сама начинает подтекать.
Охлаждающая жидкость (ОЖ), как и любая жидкость в ам вызывает массу споров и кривотолков. На самом деле, следует соблюдать всего 2 правила – не смешивать G12 (красного цвета, новый тип, применяется для алюминиевых блоков) с G11 и ее аналогами и поддерживать плотность на необходимом уровне. Штатной жидкости G11 соответствует и безболезненно с ней смешивается масса аналогов (Hepu, Febi, Mobil, Castrol и т.д, вплоть до российского Тосола). Фирменные жидкости поставляются в виде концентратов, Тосол уже заранее разведен и крайне полезно проверить его плотность, дабы убедится, что в этом не переусердствовали. Ам из Европы как правило имеют ОЖ с температурой –25С, чтобы поднять ее до –40, достаточно слить ОЖ из расширительного бачка и радиатора и залить концентрат.
Если, по каким-либо причинам, ОЖ сливалась полностью, то при заполнении системы следует “выгнать” воздушные пробки. У 4ц. для этого надо выкрутить датчик на верхнем патрубке или открыть дренажную пробку на шланге, идущем на печку. У 5ц. аналогично, но дренажная пробка есть только у 4А. У 6ц. открывается пробка, стоящая на металлической водяной трубе за головками, рядом с датчиком Т на комп (за левой, по ходу головкой), пробка под 6-гранник и, также, пробка на шланге печки. Пробки закрываются после того, как из отверстий потечет ОЖ. Следует иметь ввиду, что после полного цикла прогревостывание обычно требуется доливка ОЖ. Вполне возможно повторное использование ОЖ, при этом ее желательно профильтровать.
Слив жидкости из блока у 4 и 5ц. отсутствует, мах. слива достигается снятием термостата, но при этом в блоке, в нижней его части остается 2-3 л. У V6 есть сливная пробка, но трогать ее не рекомендуется.

Неисправности системы ОЖ и пути ее решения

1)Причина или следствие перегрева
2)Компоненты системы охлаждения, выходы из строя и их причины
3)Простая общая проверка системы

Сказать, что неполадки в работе системы охлаждения ведут к неприятностям - значит, ничего не сказать. Значительная часть серьезных неисправностей двигателей, попадающих на СТО, связана со сбоями в работе именно этой системы. Мы уже рассказывали об опасных последствиях перегрева деталей двигателя (№ 4/1999). Сегодня речь пойдет о причинах этого явления. Точнее - о практической стороне дела: как выявить и устранить дефекты в системе охлаждения.

До боли знакомая картина: автомобиль на дороге, капот открыт, клубы пара. Если до этого еще не дошло, а стрелка термометра упрямо стоит в красной зоне, то радости тоже мало - перегрев. Причина? Термостат или датчик включения вентилятора. А может, и прокладка головки прогорела. Любой механик сходу назовет десяток причин перегрева двигателя и столько же вариантов того, что и как менять. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.

На практике известно немало случаев, которые не укладываются в традиционные схемы. Вспоминается такой эпизод с автомобилем Ford Scorpio: после посещения сервисов, где, казалось бы, уже сделали все, да не по одному разу (включая опрессовку головки блока цилиндров и замену прокладки головки), дефект в системе охлаждения как был, так и остался - антифриз по-прежнему перемешивался с маслом. Виновником в конечном счете оказался не термостат, не датчик, не прокладки и не трещина в головке, а охладитель масла, установленный на блоке цилиндров. Автомобиль более 10 лет эксплуатировался, мягко говоря, не очень аккуратно, преимущественно на воде вместо антифриза. Охладитель масла в результате прогнил изнутри, и потоки масла и антифриза, идущие через него, просто не могли не перемешиваться. В результате копеечная работа по устранению дефекта (охладитель можно не менять, а просто «убрать», закольцевав соответствующие шланги) превратилась в глобальную проблему, с которой не справились на двух (!) СТО.

Или такой случай: автомобиль Ford Mondeo «страдал» хроническим перегревом двигателя. После огромного комплекса проведенных работ, включая замену термостата и прокладки головки, а также промывку радиатора, ничего не изменилось. В конечном счете, причина была найдена - виновником оказался электродвигатель вентилятора, дефект которого не позволял крыльчатке вращаться с необходимой скоростью. Естественно, охлаждение радиатора было недостаточным.

Список можно продолжить. Но и так ясно, что перегрев двигателя, а тем более устранение причин его вызывающих - дело непростое. Можно даже сказать, тонкое. А потому, чтобы не совершать ошибок и не делать лишней работы, сначала надо подумать. Иначе в тонкостях причин перегрева не разобраться.

Причина или следствие?

Итак, перегрев. А что это? Ведь не секрет, что некоторые считают перегревом двигателя даже незначительное отклонение стрелки указателя температуры от ее среднего значения. Поэтому, очевидно, прежде чем что-либо диагностировать и тем более рекомендовать, желательно вначале определить, с чем имеем дело.

По нашему мнению, перегрев двигателя - это температурный режим его работы, характеризуемый закипанием охлаждающей жидкости. А вот причины этого явления различны и довольно многочисленны. Их можно разбить на несколько групп, которые мы и рассмотрим.

Неисправности или дефекты компонентов системы охлаждения. Эта группа неисправностей, которые можно условно назвать первичными, т.е. непосредственно вызывающими отклонения в работе системы охлаждения или выход ее из строя. Сюда относятся неисправности термостата, вентилятора, его вязкостной муфты или температурных датчиков, а также блока управления двигателем, если в его функции входит и управление вентилятором. Причинами неисправностей системы охлаждения легко могут стать дефекты помпы (проворачивание крыльчатки на валу или коррозия крыльчатки и корпуса), пробки радиатора или расширительного бачка, загрязнение радиатора снаружи или изнутри, негерметичность шлангов и других узлов.

Эти неисправности обычно мало зависят от условий эксплуатации автомобиля, за исключением наиболее грубых нарушений, к примеру, использования некачественной охлаждающей жидкости.

Неисправности системы охлаждения вследствие некачественного ремонта, очевидно, привнесены извне. Отметим здесь различные повреждения (риски, забоины) привалочных плоскостей головки и блока цилиндров, прокладки ГБЦ. Сюда же можно отнести деформацию плоскости головки, не устраненную при ремонте (к примеру, со старой прокладкой герметичность стыка еще сохранялась, в то время как с новой прокладкой нарушилась). Эта группа неисправностей тесно связана с группой вторичных неисправностей, по крайней мере, эти группы имеют сходные внешние признаки проявления.

Вторичные неисправности в двигателе - это уже последствия его перегрева, эксплуатации двигателя при повышенной температуре. Речь идет о таких неисправностях, как прогар прокладки ГБЦ, деформация плоскости головки, прогар стенок головки и цилиндра, образование трещин в стенках камеры сгорания и цилиндра, деформация и задиры поршней и поршневых колец. Как правило, эти неисправности не появляются сами по себе, а вызваны сравнительно длительным и чрезмерным тепловым воздействием на детали и узлы двигателя. Хотя нельзя забывать и о том, что из каждого правила есть исключения.

Итак, все основные «виновники» неисправности системы охлаждения двигателя и его перегрева установлены. А как определить на практике, что вышел из строя именно этот компонент, а не другой? Для этого, очевидно, надо знать внешние проявления той или иной неисправности.

Как проявляются неисправности?

Пытаясь разобраться, что для системы охлаждения является нормой, а что нет, необходимо хорошо представлять устройство и работу не только системы охлаждения, но и всего двигателя в целом. О том, что в системе охлаждения появились проблемы, свидетельствуют более 20-ти признаков, - это затрудняет однозначное установление истинной причины неисправности. Что же будем проверять? Все по порядку.

Температура нижнего патрубка радиатора проверяется очень просто - на ощупь. Этот патрубок должен быть почти таким же горячим, как и верхний. Обратное свидетельствует о недостаточной прокачке антифриза через радиатор.

Работа вентилятора характеризуется не только его включением и выключением, но и напором воздуха. Важна и температура прокачиваемого вентилятором воздуха - прохладный воздух косвенно указывает на недостаточно горячий радиатор.

Работа отопителя нарушается при попадании в систему воздуха или выхлопных газов. Такое случается не только при утечке антифриза, но и при дефектах двигателя (к примеру, трещина в головке блока или прогоревшая прокладка ГБЦ).

Давление в системе охлаждения - еще один очень важный параметр. Давление должно очень медленно (в течение10-15 мин) возрастать при прогреве двигателя и так же медленно снижаться после его выключения. Отклонения от этого - свидетельства неисправности в системе охлаждения.

Величина давления в верхнем патрубке радиатора может помочь установить причину некоторых неисправностей. Так, например, при прогреве, когда общее давление в системе еще невелико, резкое повышение давления в патрубке при увеличении числа оборотов двигателя может свидетельствовать о внутреннем загрязнении радиатора.

Рабочая температура в системе - один из самых важных индикаторов ее «здоровья». Температура может не только «зашкаливать», но и просто быть выше или ниже обычного уровня. Важно также влияние скорости автомобиля - растет или падает температура при движении. Иногда отправным моментом для точного определения причины неисправности может стать время выхода температуры на рабочий уровень - чрезмерно быстрый прогрев, равно как и чрезмерно медленный может указать на неисправность в системе.

Чрезмерно высокая температура (перегрев) также может проявляться по-разному. Отметим, что перегрев может происходить как на одном режиме работы (на холостом ходу, на «месте» на высоких оборотах, при движении на высоких скоростях), так и сразу на нескольких режимах, что указывает на совершенно разные неисправности.

Расширительный бачок системы охлаждения - удобный индикатор ее состояния. Пузырение жидкости, запах выхлопных газов или бензина, пленка масла или эмульсия на поверхности антифриза в бачке - признаки очень серьезных неисправностей двигателя, причем весьма различных.

Эмульсия в системе вентиляции и смазки всегда появляется при попадании антифриза в масло. Масло при этом мутнеет и становится непрозрачным, а на крышке маслозаливной горловины появляется характерная пена. Последняя, правда, требует к себе критического отношения - при отсутствии расхода антифриза образование пены может быть связано с плохой работой системы вентиляции, особенно в холодное время года.

Расход охлаждающей жидкости в нормально работающей системе охлаждения не предусмотрен. Поэтому снижение уровня жидкости - признак неисправности. Весь вопрос лишь в том, куда «уходит» жидкость: вытекает наружу, попадает в масло или в цилиндры?

Характер работы двигателя, особенно, на холостом ходу, нередко может указывать на наличие неисправностей в системе охлаждения. Попадание антифриза в цилиндр или, напротив, выхлопных газов из цилиндра в рубашку охлаждения, как правило, ведут к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу и даже отключению отдельных цилиндров.

В некоторых наиболее тяжелых случаях при перегреве деформируются поршни, возникают задиры на их юбках, поршневых кольцах и стенках цилиндров. При этом двигатель начинает стучать, в первую очередь, в холодном состоянии, резко увеличивается расход масла, появляется характерный синий дым выхлопа. Однако указанные явления нельзя считать исключительно признаками неисправности системы охлаждения - это могут быть неисправности самого двигателя, возникшие ранее.

Цвет выхлопных газов в случае негерметичности цилиндра становится густо-белым или сине-белым. Это важный признак появления вышеназванного дефекта, который следует отличать от конденсации водяного пара при высокой влажности и низкой температуре воздуха.

Итак, мы рассмотрели, основные причины неисправностей системы охлаждения и внешние признаки их проявления. Теперь осталось все это соединить воедино, чтобы понять, …

Как найти причину неисправности?

Все описанные причины и признаки неисправностей мы свели в таблицу, по которой можно определить, чем вызван и как проявляется тот или иной дефект в системе охлаждения. Полученная таблица - это фактически ключ или алгоритм, по которому любой профессионал работает с системой охлаждения.

К сожалению, записать такой алгоритм оказалось делом непростым, в результате чего таблица получилась довольно громоздкой. Но приобрести профессиональный опыт вообще не просто, поэтому время, потраченное на изучение наших данных, нельзя расценивать как потерянное напрасно. Это относится не только к диагностике системы охлаждения, но и к способам устранения неисправностей в ней.

Компоненты системы охлаждения, выходы из строя и их причины:

Основные неисправности компонентов

Блок цилиндров
Наиболее частые неисправности - это трещины в результате размораживания, ударов, неправильной сборки. Прогнивание технологических заглушек от использования некачественного антифриза и простой воды

Головка блока
Трещины в результате перегрева, разъедание каналов охлаждения в результате использования некачественного антифриза.

Водяная помпа
Наиболее частая неисправность - течь сальника. Но на некоторых моторах встречаются помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разваливается и помпа не качает.

Термостат
Тут просто - или не открывается или не закрывается. Но присутствует и промежуток - или не до конца открылся, или наоборот - не закрылся. На современных моторах кроме того, на термостатах с электронным управлением - выгорание разъема и управляющего элемента и вследствие этого некорректная работа. Также встречаются проблемы с пластиковыми корпусами термостатов - эти просто трескаются.

Радиатор
Чаще всего - просто прогнивает и начинает течь. Но также присутствует - обламывание подводящих патрубков, забивание трубок внутри какой-нибудь шнягой, забивание сот снаружи песком и мусором.

Расширительный бачок с пробкой
Ну поломать его сложно, но можно - бывает трескается или отламываются штуцера. С пробкой - она при выходе из строя не сбрасывает давление из системы.

Клапана печки и доп электрическая помпа.
Вот где до хрена всего! Ломатся может все, от электрической части до корпуса. Клапана - или не открываются, или не закрываются. Промежуточные состояния присутствуют тоже. Помпа соответственно - или качает или нет.

Радиатор печки
Основное - прогнивает и течет, а так же трескаются подводящие трубки если пластиковые.

Вязко(термо)муфта с крыльчаткой
Крыльчатка понятно - мона тока сломать. Вязкомуфта - перестает правильно работать - не включается при прогреве.То есть всегда вращается с одной и той же скоростью и не реагирует на обороты двигателя - как бы "прокручивается", не "стопорится".

Дополнительный электровентилятор
Отклеивание магнитов, перегорание дополнительных сопротивлений, закисание "насмерть", на более свежих машинах - выгорание электроники при попадании воды - там схема управления и мотор - одно целое.

Шланги
Тут понятно - резина она и в Африке резина

Антифриз
Выход его из строя - когда воды много, а собственно антифриза мало
просто замерзает. Или куда то выливается, "уходит".

Простая общая проверка системы:

Открываем крышку бачка на радиаторе, газуем.
Если писькает сбоку из отверстия не стенке бачка - это перелив - помпа исправна.
Если нижний шланг холодный - термостат не открылся.
Если все горячее - муфте кирдык или дополнительному вентилятору
Если все работает, горячее, муфта работает, а все-равно греемся - в голове проблему искать нужно.

Неисправности системы охлаждения двигателя могут представлять большую опасность для силового агрегата. Дело в том, что основной задачей указанной системы является поддержание температуры двигателя в достаточно узком и ограниченном диапазоне.

Другими словами, силовой агрегат не должен быть холодным, а также не допускается превышение его рабочей температуры. Система охлаждения постоянно поддерживает оптимальную температуру двигателя, при которой обеспечивается максимальная производительность, топливная экономичность, сохраняется ДВС, достигаются необходимые экологические показатели и т.д.

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

На современных автомобилях активно применяется комбинированная система охлаждения, которая представляет собой совокупность воздушной и жидкостной системы. Данное решение позволяет наиболее эффективно поддерживать заданный температурный режим для различных видов независимо от их типа и особенностей конструкции. В устройство таких систем включено большое количество различных элементов. По этой причине список, в который внесены основные неисправности системы охлаждения двигателя, является достаточно широким.

Начнем с того, что в системе охлаждения присутствует рабочая охлаждающая жидкость (ОЖ). Ранее такой жидкостью была обычная вода, но сегодня повсеместно используется . Данная спецжидкость имеет определенные свойства, которые позволяют обеспечить не только быстрый выход ДВС на рабочие температуры и последующее качественное охлаждение мотора, но и сохранить работоспособность, а также продлить срок службы отдельных элементов охлаждающих систем.

При этом необходимо знать, что от уровня ОЖ, а также от состояния рабочей жидкости напрямую зависит эффективность работы всей системы охлаждения двигателя. Добавим, что срок службы такой жидкости ограничен. Тосол или антифриз рекомендуется менять каждые 2-3 года или через 40-50 тыс. км. пробега. В отдельных случаях, например, во время смены одного типа ОЖ на другой, рекомендуется дополнительно промывать систему охлаждения.

  • Теперь перейдем к самим неполадкам. Одними из самых частых проблем являются неисправности радиатора, помпы и термостата. Что касается радиатора, данный элемент начинает течь, может засориться его наружная поверхность или произойти закупорка внутренних каналов. В ряде случаев . В случае проблем с двигатель может перегреваться или , оставаясь холодным. Это зависит от того, как термостат осуществляет перепускание жидкости по малому и большому кругу. В норме при нагреве ОЖ в малом кругу устройство открывает доступ к радиатору. Если этого не происходит, будет перегрев. В том случае, когда термостат постоянно держит открытым большой круг, жидкость не сможет прогреться, а мотор не выйдет на рабочую температуру.
  • приводят к подтеканию ОЖ в области посадочного места насоса, а также к тому, что циркуляция жидкости может полностью или частично прекратиться. В результате ДВС перегревается, существует риск повреждения системы охлаждения продуктами износа помпы и т.п. Особо опасно заклинивание насоса на моторах, где помпа приводится в действие ремнем ГРМ. Если центробежный насос-помпу заклинит и оборвет приводной ремень, тогда на многих силовых агрегатах в результате гнет клапана механизма газораспределения.

    Также следует отметить и неисправности . Чаще всего они связаны с приводом на автомобилях, где указанный элемент приводится в действие механически, возможна неполадка термореле или электродвигателя в случае с электрическим вентилятором, низкое давление масла в устройствах с гидравлическим приводом, проблемы с вискомуфтой и т.д.

  • Еще одной частой поломкой является , а также дефекты самой плоскости в области прилегания к блоку цилиндров. Также встречаются , затрагивающие каналы системы охлаждения (рубашку охлаждения двигателя). Достаточно часто к потере герметичности приводят и проблемы с патрубками, которые могут растрескиваться или засоряться, утечки ОЖ появляются в месте их крепления.
  • Отдельного внимания заслуживают и проблемы с электроникой, которая взаимодействует с системой охлаждения. Неисправности или проблемы с указателем температуры на приборной панели достаточно распространены. Добавим, что неполадки или сбои в работе температурных датчиков могут приводить к тому, что вентилятор охлаждения может работать некорректно, в результате чего происходят отклонения от оптимального температурного диапазона во время работы двигателя.

Причины неисправностей системы охлаждения ДВС


Чаще всего причинами неполадок в системе охлаждения являются: естественный износ элементов, механические повреждения, нарушение требований и рекомендаций по эксплуатации силового агрегата. Следует помнить, что использование низкокачественной ОЖ, смешивание тосола с антифризом, установка некачественных запчастей во время ремонта зачастую являются причинами выхода из строя охлаждающей системы. Отметим, что непрофессиональное вмешательство во время обслуживания или ремонта также может привести к поломкам и сбоям в ее работе.

Параллельно с этим нужно учитывать, что проблемы с системой охлаждения требуют немедленного устранения, так как возможны разные последствия для двигателя. В некоторых случаях перегрев, попадание антифриза в масло и другие неисправности могут становиться причиной полной замены силового агрегата без возможности его восстановления. Например, большие трещины в блоке цилиндров или в ГБЦ могут привести к , перегрев вызывает заклинивание двигателя и т.д.

Не меньше вреда несут и так называемые скрытые проблемы, такие как детонация двигателя в результате перегрева мотора, локальные перегревы и тому подобное. Даже забитый грязью и пухом снаружи радиатор может являться причиной того, что происходит увеличение температуры охлаждающей жидкости, ДВС перегревается. Топливо в цилиндрах детонирует, возникает прогар прокладки ГБЦ, головку блока от нагрева «ведет», разрушается ЦПГ и КШМ, появляются трещины в головке и самом блоке.

С учетом вышесказанного система охлаждения требует постоянного контроля. За уровнем ОЖ в расширительном бачке нужно следить, а также своевременно менять рабочую жидкость. Также существует ряд признаков, по которым водитель может определить неисправности системы охлаждения. К таковым относятся:

  1. Перегрев двигателя, который заметен по показаниям стрелки температуры на приборной панели или загоранию сигнальной лампочки. Возможен и такой вариант, когда указатель работает некорректно. Тогда на перегревы может указывать постоянная работа вентилятора охлаждения. Еще повышенную температуру специалисты определяют по состоянию свечей зажигания, которые покрываются белым налетом.
  2. Еще одним признаком поломки является холодный двигатель, который долго или совсем не выходит на рабочую температуру. В таком случае печка в салоне не греет, патрубки радиатора сразу теплеют во время прогрева мотора. В этом случае частым виновником становится термостат. Кстати, в привычном режиме эксплуатировать холодный мотор нельзя. Другими словами, на непрогретом ДВС нельзя газовать и подвергать мотор даже штатным нагрузкам.

Осмотр элементов системы охлаждения и самого двигателя может выявить наружные утечки охлаждающей жидкости. В этом случае можно увидеть снижение уровня ОЖ в бачке, а также выявить потеки на деталях или под машиной, ощутить характерный сладковатый запах вытекающего из системы антифриза на прогретом моторе. Более опасным явлением считается внутренняя утечка жидкости из системы охлаждения. В подобной ситуации потеков снаружи нет, но уровень ОЖ все равно падает. Двигатель при таких неполадках начинает , уровень масла в картере может начать расти.

Отметим, что последняя ситуация представляет собой достаточно опасный случай, указывающий на активное попадание охлаждающей жидкости в систему смазки ДВС и моторное масло. На такую проблему указывает характерная эмульсия, которую видно на щупе, а также на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины. Указанная эмульсия представляет собой светлую пену. В подобной ситуации следует готовиться к ремонту ДВС, машину дальше эксплуатировать нельзя. Следует готовиться к серьезному ремонту, так как возможно возникновение трещин БЦ или ГБЦ, которые зачастую можно обнаружить и устранить только после разборки силового агрегата.

Подведем итоги

Как видно, от состояния системы охлаждения зависит срок службы всего мотора. По этой причине указанную систему нужно обслуживать своевременно и качественно, охлаждающую жидкость лучше менять с промывкой.

Еще хотелось бы добавить, что внимание следует уделять также и радиатору внутрисалонного отопителя. Дело в том, что указанный элемент на многих автомобилях включен в контур системы охлаждения ДВС и может давать течи. Явным признаком является мокрый пол под ногами водителя, потеки и т.д., при этом уровень антифриза в расширительном бачке закономерно падает. В данной ситуации радиатор печки нужно менять или ремонтировать.

Также во время замены ОЖ следует прокачивать систему охлаждения, то есть удалять воздушные пробки. Сделать это достаточно легко. При открученной крышке расширительного бачка достаточно интенсивно погазовать на холостом ходу. Это позволит удалить воздух из исправной системы охлаждения, что обеспечит полноценную работоспособность.

Подтекание охлаждающей жидкости может появиться из-за повреждений радиатора, шлангов, уплотнительных прокладок и сальников.
Для устранения неисправности необходимо подтянуть хомуты крепления шлангов и трубок, а поврежденные детали заменить на новые. В случае повреждения трубок радиатора, можно попробовать «залатать» дырки и трещины, но, как правило, все заканчивается заменой радиатора.

Перегрев двигателя может происходить по причине недостаточного уровня охлаждающей жидкости, слабого натяжения ремня вентилятора, засорения трубок радиатора, а также при неисправности термостата.
Для устранения неисправности следует восстановить уровень жидкости в системе охлаждения, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, промыть радиатор, заменить термостат.
Нередко перегрев двигателя случается и при исправных элементах системы охлаждения, когда машина движется с малой скоростью и большими нагрузками на двигатель. Это происходит при движении в тяжелых дорожных условиях, таких как проселочные дороги и всем надоевшие городские «пробки». В этих случаях стоит подумать о двигателе своего автомобиля, да и о себе тоже, устраивая периодические, хотя бы кратковременные «передышки».

Будьте внимательны за рулем и не допускайте аварийного режима работы двигателя!
Помните о том, что даже одноразовый перегрев двигателя нарушает структуру металла, при этом значительно уменьшается продолжительность жизни «сердца» автомобиля.

Эксплуатация системы охлаждения.

При эксплуатации автомобиля следует периодически заглядывать под капот. Даже если вы филолог по образованию и не забили в этой жизни ни одного гвоздя, все равно кое-что вы сможете увидеть и своевременно предпринять меры для продления жизни своего автомобиля.
Еслиуровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке понизился или жидкость вообще отсутствует, то для начала необходимо долить ее, а затем и разобраться (самостоятельно или с помощью специалиста) с тем, куда она делась.

В процессе работы двигателя жидкость нагревается до температуры близкой к точке кипения, а это означает, что вода, входящая в ее состав будет понемногу испаряться. Если за полгода ежедневной эксплуатации автомобиля уровень в бачке немного понизился, то это нормально. Но если вчера был полный бачок, а сегодня в нем только на донышке, то тогда надо искать место утечки охлаждающей жидкости.
Подтекание жидкости из системы, можно легко определить по темным пятнам на асфальте или снегу после более-менее продолжительной стоянки. Открыв капот, вы без затруднений сможете найти место утечки, сопоставляя мокрые следы на асфальте с расположением элементов системы охлаждения под капотом.
Необходимо контролировать уровень жидкости в бачке хотя бы раз в неделю и если есть утечки, то надо доливать, находить и устранять причину снижения уровня. Иными словами надо приводить в порядок систему охлаждения своего двигателя. А иначе он может серьезно «заболеть» и потребовать «госпитализации».

Практически во всех отечественных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется специальная низкозамерзающая жидкость с названием TOCОЛ А-40. Цифра (минус 40о показывает температуру, при которой жидкость начинает замерзать (кристаллизоваться). В условиях крайнего севера применяется ТОСОЛ А-65, и соответственно замерзать он начнет при температуре минус 65о.
ТОСОЛ А-40 представляет собой смесь воды с этиленгликолем и присадками. Такой раствор сочетает в себе массу достоинств. Кроме того, что он начинает замерзать лишь после того, как уже замерзнет сам водитель (шутка), ТОСОЛ обладает еще антикоррозионными, антивспенивающими свойствами и практически не дает отложений в виде обыкновенной накипи, так как в его состав входит чистая дистиллированная вода. Поэтому и доливать в систему охлаждения можно только дистиллированную воду.

При эксплуатации автомобиля необходимо контролировать не только натяжение, но и состояние ремня привода водяного насоса, так как его обрыв в дороге всегда неприятен. Рекомендуется иметь в возимом с собой комплекте запасной ремень. Если не вы сами, то кто-нибудь из «джентльменов» на дороге поможет вам его поменять.
Охлаждающая жидкость может закипеть и привести к поломке двигателя в том случае, если вышел из строя датчик электропривода вентилятора. Так как электровентилятор не получил команды на включение, жидкость продолжает нагреваться, приближаясь к точке кипения, не имея остужающей помощи. А ведь у водителя перед глазами есть прибор со стрелкой и красным сектором! Мало того, практически всегда при включении вентилятора ощущается некоторая вибрация и небольшой дополнительный шум. Было бы желание контролировать, а способы всегда найдутся.

Особенно неприятно, когда двигатель «закипает» во время движении по бездорожью с малой скоростью жарким летом. Поэтому есть практический совет для тех, кто любит изведывать глубинки родного края и к тому же умеет держать в руках отвертку.
Если в салоне машины добавить еще один тумблер (или использовать свободный), с помощью которого можно будет вручную включать электровентилятор системы охлаждения, то вышедший из строя датчик не прервет вашей поездки. Контролируя температуру охлаждающей жидкости по прибору, вы сами сможете решать, когда включить и когда выключить вентилятор.

Если в пути (а чаще в «пробке») вы заметили, что температура охлаждающей жидкости приближается к критической, а вентилятор работает, то и в этом случае есть выход из положения. Надо включить в работу системы охлаждения дополнительный радиатор – радиатор отопителя салона. Полностью открывайте кран отопителя, на все обороты включайте вентилятор отопителя, опускайте стекла дверей и «потейте» до дома или до ближайшего автосервиса. Но продолжайте внимательно следить за стрелкой указателя температуры двигателя. Если она зайдет в красную зону, немедленно останавливайтесь, открывайте капот и «остывайте».
Со временем может доставить неприятность термостат, если он перестанет пускать жидкость по большому кругу циркуляции. Определить работает ли термостат нетрудно. Радиатор не должен нагреваться (определяется рукой) до тех пор, пока стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не дошла до среднего положения (термостат закрыт). Позже, горячая жидкость начнет поступать в радиатор, быстро его нагревая, что говорит о своевременном открытии клапана термостата. А вот если радиатор продолжает оставаться холодным, то тогда есть два пути. Постучать по корпусу термостата, может быть, он все-таки откроется или сразу, морально и материально, готовиться к его замене.
Немедленно «сдавайтесь» механику, если на масляном щупе вы увидите капельки жидкости, попавшей из системы охлаждения в систему смазки. Это означает, что повреждена прокладка головки блока цилиндров и охлаждающая жидкость попадает в масляный поддон картера двигателя. Если продолжить эксплуатацию двигателя с маслом, наполовину состоящим из ТОСОЛА, то износ деталей двигателя приобретает катастрофическую скорость. А это, в свою очередь, уже связано с весьма дорогим ремонтом.

Подшипник водяного насоса не ломается «вдруг». Сначала появится специфический свистящий звук из-под капота, и если водитель «думает о будущем», то своевременно заменит подшипник. А иначе, его все равно придется менять, но уже по факту опоздания в аэропорт или на деловую встречу, из-за «внезапно» сломавшейся машины.
Каждый из водителей должен знать и помнить о том, чтона горячем двигателе система охлаждения находится в состоянии повышенного давления! Если двигатель вашего автомобиля перегрелся и «закипел», то, конечно же, надо остановиться и открыть капот машины, но не советую открывать пробку радиатора. Для ускорения процесса охлаждения двигателя это практически ничего не даст, а вот получить сильнейшие ожоги можно.

Все знают, чем оборачивается для нарядно одетых гостей, неумело открытая бутылка с «Шампанским». В автомобиле все намного серьезнее. Если быстро и бездумно открыть пробку горячего радиатора, то оттуда вылетит фонтан, но уже не вина, а кипящего ТОСОЛА! При этом могут пострадать не только водитель, но и оказавшиеся рядом пешеходы. Поэтому, если вам когда-нибудь придется открывать пробку радиатора или расширительного бачка, то предварительно стоит предпринять меры предосторожности и делать это не спеша.
Отсюда можно сделать вывод о том, что водитель той иномарки не только имел малый стаж вождения, но он еще и не читал этой книги! Однако это его беда, с нашим читателем такого не должно случиться!

Диагностика системы охлаждения позволяет выяснить причину неисправности данной системы. Основная неисправность - повышенная температура двигателя, указатель температуры находится в красном диапазоне шкалы, что указывает на перегрев двигателя. Основные причины перегрева двигателя:

    Недостаточное количество жидкости в системе

    Перегрузка двигателя

    Слабое натяжение ремня вентилятора

    Недостаточная производительность водяного насоса

    Неисправность термостата

    Засорение трубок

    Закрыты жалюзи радиатора вследствие заедания троса управления жалюзи или оси створок

    Большое отложение накипи в системе охлаждения

Основные способы устранения в зависимости от причины: долить охлаждающую жидкость до нормы, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, произвести ремонт водяного насоса, проверить термостат (при необходимости заменить), промыть радиатор сильной струей воды при засорении трубок, при наличии накипи в системе охлаждения произвести химическую чистку, очистить от ржавчины и смазать графитной смазкой жалюзи радиатора.

Иная неисправность - не сливается охлаждающая жидкость из сливного отверстия рубашки блока цилиндра. Причина - скопление накипи и продуктов коррозии в зоне сливного отверстия. Основной способ устранения - прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом сливное отверстие.

Повышенный расход охлаждающей жидкости может указывать на неисправность клапана пробки радиатора, повреждение прокладки пробки радиатора, повреждение радиатора, утечку через соединения в системе охлаждения двигателя и в системе отопления. В зависимости от повреждения устраняется и основная причина неисправности.

Следующей неисправностью в системе охлаждения двигателя может быть переохлаждение двигателя, что происходит по двум причинам:

    вследствие неисправности термостата

    заедания привода жалюзи в открытом положении.

В этих случаях необходимо заменить термостат либо смазать графитной смазкой привод жалюзи, предварительно очистив его от ржавчины.

  1. Техническое обслуживание системы смазки

При ЕО проверяют осмотром герметичность системы смазывания и ее соединений. Контролируют уровень масла в картере двигателя масломерным щупом. При необходимости доливают масло до верхней метки. Контролируют давление масла в системе при пуске двигателя и в процессе работы автомобиля.

При ТО-1 проверяют крепления маслопроводов и приборов системы смазывания. При ослаблении креплений гайки и болты подтягивают. Отстой из фильтров сливают на прогретом двигателе.

При ТО-2 заменяют масло в картере двигателя. После слива отработавшего масла рекомендуется промыть систему с использованием специальной установки и промывочного масла.

Проверка уровня масла в двигателе. Через 3 – 5 мин после выключения двигателя вынуть масляный щуп, вытереть его насухо тканью (не оставляющей волокон), вставить щуп обратно, вынуть щуп для определения уровня масла: он должен находиться между метками "МАХ" и "MIN", ближе к метке "МАХ".

Рис. 1. Проверка уровня масла

Если уровень близок к метке "MIN", то необходимо долить свежее масло до нормы. Перед дозаправкой очистите заливную горловину от пыли и грязи.

При проверке уровня масла необходимо обратить внимание на его качество. Загрязненность можно определить по цвету и прозрачности на маслоизмерительном указателе или капельной пробой на фильтровальную бумагу.

Промывка системы смазки и замена масла в двигателе. В процессе работы в смазочной системе накапливаются осадки, состоящие из продуктов неполного сгорания топлива и окисления масла. Присадки масел также способствуют отложениям. Новые масла, заливаемые при ТО, обладают моющими свойствами и частично вымывают отложения, загрязнения тем самым маслом. Длительная работа двигателя на холостом ходу при низких температурах воды и масла способствует интенсивному осадкообразованию. Последующая работа двигателя на при высоких нагрузках и температурах вызывает превращение мягких отложений в твердые. Осадкообразование вызывает забивку маслопровода, задиры вкладышей, залегание колец и т. д.

Удаление осадков, т. е. промывка системы смазки, является необходимой технологической операцией, особенно при сезонном переводе работы двигателя на масло другой марки. Промывка замедляет ухудшение физико – химических показателей моторного масла, повышает компрессию двигателя (при более 100 тыс. км.) за счет более свободного расположения колец на поршне, уменьшает расход топлива и угар масла, обеспечивает лучшее функционирование смазочной системы. Промывку системы проводят масловязкими маслами (6 – 8 мм 2 /с) со специальными присадками.

Последовательность промывки системы:

    слить отработанное масло при горячем двигателе;

    залить промывочное масло до нижней метки щупа;

    запустить двигатель (избегая резких ускорений) и дать поработать примерно 20 мин. на малой частоте вращения;

    слить промывочное масло;

    очистить и промыть керосином фильтры, заменить их элементы;

    залить свежее масло, завести двигатель и дать ему поработать на малой частоте, чтобы масло заполнило всю систему;

    проверить уровень масла и при необходимости довести его до нормы.

Промывочное масло после отстаивания можно еще использовать 1 – 2 раза. При отсутствии промывочных масел, как исключение, можно использовать летнее дизельное топливо. Промывочное время в этом случае не более 5 мин.

Периодичность замены масла назначают в зависимости от марки масла и модели автомобиля. Уровень масла проверяют через 2 – 3 мин после остановки двигателя.

Надежность работы смазочной системы во многом зависит от состояния фильтров. Большинство современных двигателей имеет два фильтра: полнопоточный (грубой очистки) и центробежный (тонкой очистки).

При ТО-2 у полнопоточных заменяют фильтрующие элементы, а центробежные разбирают, осматривают и промывают.

Смена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра. Выверните сливные пробки (см. рис.2) на колпаках и слейте масло из фильтра в подставленную посуду.

Рис. 2. полноточный масляной фильтр. 1 - стержень; 2 - стопорное кольцо; 3 - шайба; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - пружина колпака; 6 - уплотнительная чашка; 7 - шайба; 8 - пружина перепускного клапана; 9 - винт сигнализатора; 10 - пробка перепускного клапана; 11, 18, 20, 26 - прокладки; 12 - регулировочная шайба; 13 - корпус сигнализатора; 14 - подвижной контакт сигнализатора; 15 - пружина контакта сигнализатора; 16 - перепускной клапан; 17 - пробка; 19 - корпус фильтра; 21 - втулка корпуса; 22 - уплотнительное кольцо; 23 - фильтрующий элемент; 24 - колпак; 25 - сливная пробка.

Выверните болт крепления колпака фильтра и снимите колпак вместе с фильтрующим элементом, затем выньте его из колпака. Аналогично снимите второй колпак и фильтрующий элемент. Промойте дизельным топливом колпаки фильтров, используя кисть и ванну. Замените фильтрующие элементы и соберите фильтр в обратной последовательности.

проверти.

Проверьте нет ли течи масла в соединениях фильтра при работающем двигателе; при обнаружении течи по уплотнению клапанов подтяните болты крепления клапанов или измените резиновые уплотнительные прокладки.

Промывка фильтра центробежной очистки масла. Отверните гайку (см. рис. 3) и снимите кожух.


Рис. 3. Центробежный масляный фильтр (центрифуга)

/ - трубка отвода масла, 2 - корпус, 3 - колпак ротора, 4 - ротор, 5 - колпак фильтра, 6 - гайка крепления колпака ротора, 7 - гайка крепления колпака фильтра, 8 - гайка крепления ротора, 9 - упорная шайба, 10 - упорный подшипник, II - верхняя втулка ротора, 12 - ось ротора, 13 - маслоотражатель, 14 - нижняя втулка ротора, 15 - стопор, 16 - предохранительный клапан, 17 - кран включения масляного радиатора, А, Б, В, Г, Д - каналы

Поверните ротор вокруг своей оси так, чтобы стопорные пальца вошли в отверстие ротора. Отверните гайку крепления колпака ротора и снимите колпак, промойте его в дизельном топливе, используя кисть и ванну. Соберите фильтр в обратной последовательности, проверив состояние уплотняющей прокладки клапана фильтра; при необходимости прокладку заменить.

Проверка сапуна вентиляции картера. При смене масла в системе смазки двигателя необходимо снять с картера маховика двигателя сапун лабиринтного типа с газоотводящей трубкой (см. рис. 4) и промыть его в дизельном топливе, используя для этого Ванну и кисть.

После промывки сапун установите на место.

Рис. 4. Сапун лабиринтного типа

1 – газоотводящая трубка; 2 – внутренний стакан; 3 – средний стакан;

4 – внешний стакан; 5 – полость установления в гнездо картера маховика.

Проверка герметичности соединений системы смазки. Осмотрите места соединений приборов системы смазки (см. рис.5): поддона картера, уплотнений масляных фильтров, масляного радиатора, маслопроводов, наличие и надежность крепления пробки поддона, проверяя нет ли течи масла при неработающем двигателе.


Рис. 5. Схема системы смазки

1-компрессор; 2-топливный насос высокого давления; 3-выключатель гидромуфты; 4-гидромуфта; 5, 12-предохранительные клапаны; 6-клапан системы смазки; 7-насос масляный; 8-перепускной клапан центробежного фильтра; 9-сливной клапан центробежного фильтра; 10-кран включения масляного радиатора; 11-центробежный фильтр; 13-лампа сигнализатора засоренности фильтра очистки масла; 14-перепускной клапан полнопоточного фильтра; 15-полнопроточный фильтр очистки масла; 16-маслоприемник; 17-картер; 18-главная магистраль

Пустите двигатель, установите среднюю частоту вращения коленчатого вала и осмотрите все соединения. При обнаружении течи остановите двигатель и подтяните крепление ослабленных соединений.