» » Пдд правила обгона по встречной полосе. Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД? Участки с ограниченной видимостью

Пдд правила обгона по встречной полосе. Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД? Участки с ограниченной видимостью

Обгон – это опережение одним транспортным средством других (одного либо нескольких), движущихся в том же направлении, связанное с временным выездом из своего ряда. Нарушение правил обгона влечет за собой наказание и может стать причиной аварии.

Есть несколько ситуаций, за нарушение которых последует наказание:


Штраф составит 5000 р. либо лишение ВУ на 4-6 месяцев. При отсутствии разметки знак «Обгон запрещен» становится главным, наказание будет аналогичным.

  • По сплошной штраф от 1000 до 5000 р. Если суд решит отнять права, срок лишения составит 4-6 месяцев.
  • На пешеходном переходе, независимо от того, были люди на зебре или нет. Наказание в денежном эквиваленте (5000 р.) или лишение прав до полугода.
  • На перекрестке. Если он нерегулируемый, то обгонять не имеет права движущийся по полосе со знаком в виде белого треугольника с красной каймой по краю. При регулируемом светофором обгонять запрещено всем. Штраф 5 тыс. р. или лишение прав до полугода.
  • Запрещен на железнодорожных переездах и в 100 м от них, мостах, эстакадах, путепроводах, в туннелях, там, где ограничен обзор пути.
  • Обгон запрещен, если: идущий впереди транспорт объезжает препятствие или обгоняет (свидетельствует зажженный поворотник); он собирается направиться влево, едущее позади транспортное средство начало совершать маневр первым; после завершения обгона нельзя вернуться на свою полосу, не создав угрозы или помех другим участникам движения.

Допускается обгон при наличии запрещающего знака, если впереди едет , гужевые повозки, велосипедист, мопед и двухколесный мотоцикл без коляски.

Читайте в этой статье

В каких ситуациях обгон является нарушением правил

Обойти других участников движения можно только там, где маневр не создаст проблем. Важное условие – он должен осуществляться на отрезке пути, где на это нет запрета. Опасен и потому недопустим обгон в нескольких ситуациях.

Под знаком «Обгон запрещается»

Абсолютный запрет на выполнение маневра существует там, где установлен соответствующий символ. Он представляет собой белый круг с красной каймой, внутри которого изображены черный и красный автомобили, носит номер 3.20. Есть также символ 3.22, который предписывает избегать маневра грузовым машинам.

За нарушение знака «Обгон запрещен» штраф составит 5000 р. в обоих случаях. Наказание регламентировано частью 4 статьи 12.15 КоАП. Сумма немаленькая, так как игнорирование требований, предписываемых дорожными знаками, является одним из серьезнейших проступков.

Символ 3.20 обычно устанавливают в зонах, где обгон реально может привести к аварии. Например, на узком участке дороги, на котором наиболее вероятно столкновение с идущим навстречу автомобилем. Или на участке, где интенсивное движение. Знак устанавливают, если рельеф местности таков, что трудно заметить встречную машину. Его можно обнаружить и на въезде в населенный пункт.

Учитывая серьезность вероятных последствий, за нарушение знака «Обгон запрещен» наказание может быть и более строгим. Вместо штрафа у водителя отбирают права на 4-6 месяцев, что тоже предусмотрено законом в качестве альтернативы принудительной денежной выплате. А при совершении того же проступка повторно, то есть в течение 12 месяцев после оформления постановления, наказание ужесточается в соответствии с требованием части 5 статьи 12.15.

Сотрудник инспекции составит протокол, и суд отберет водителя права на 1 год. При фиксации нарушения камерой нарушитель отделается штрафом в 5000 р.

Если автомобилист не желает подвергаться наказанию, ему следует дождаться:

  • появления на пути знаков 3.21 и 3.23, означающих окончание территории действия 3.20 и 3.22;
  • или символа 3.31, который устанавливают при завершении территории всех ограничений;
  • пока он проедет опасный отрезок дороги, величина которого указана на символе 8.2.1 (его помещают рядом с «Обгон запрещен»).

Только после этого он может обойти движущееся впереди ТС.

Под временным знаком, при отсутствии разметки

Символ, не разрешающий совершать обгон, может устанавливаться определенный период времени. Например, пока на дороге идут ремонтные работы. Дорожный знак выглядит так же, как 3.20, но фон круга не белый, а желтый. Его наличие означает, что на участке действия можно ехать только в своем ряду, не обходя другой транспорт. Требование существует, несмотря на присутствие в этой зоне, например, символа 3.31 («Окончание всех ограничений»). Ведь существует правило:

В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Условие диктуется пунктом 8.24 ПДД. Если игнорировать временный знак «Обгон запрещен», нарушение будет по той же статье 12.15. То есть и наказание составит 5000 р. штрафа либо лишение ВУ на 4-6 месяцев.

Не позволяющий обгон символ, установленный на время, может противоречить нанесенной на дорогу разметке. Это бывает очень часто. Например, идет ремонт дороги, который не продлится вечно. Но пространство для проезда автомобилей сужается, поэтому ставят временный ограничительный символ. А прерывистую разметку никто не меняет на сплошную. Или ее нет вообще, что в иных условиях вроде бы свидетельствует о возможности обгона. Но здесь стоит вспомнить требования ПДД:

Дорожная разметка имеет второстепенное значение по отношению к дорожным знакам. В случае если разметка плохо различима или ее значение противоречит значению знаков, приоритет имеют последние.

В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

Поэтому нарушение знака «Обгон запрещен» при отсутствии разметки все равно закончится для водителя штрафом в 5000 р. или утратой ВУ на 4-6 месяцев. Можно попытаться оправдаться тем, что символ плохо виден, но инспектор и суд вряд ли примут это.

По сплошной

На участке, где недопустимо обгонять, может и не быть запрещающего знака. Достаточно , которая представляет собой сплошную линию. В ПДД существует пункт, предписывающий запрет на пересечение разметки 1.1, 1.2 и 1.3.

Но наказывается нарушение обгон через сплошную по разным статьям. Если водитель выехал на «встречку» для маневра, но увидел препятствие и свернул на свою полосу через разделительную линию, ему грозит наказание по части 3 статьи 12.15. Это штраф в 1000-1500 р. При пересечении сплошной на завершающем этапе маневра к нему применятраздел 4 того же закона. Штраф будет уже 5000 р. А если суд решит отнять права, срок лишения составит 4-6 месяцев.

На пешеходном переходе

Правила дорожного движения налагают запрет на выполнение обгона на «зебре». Это вполне оправданно, так как участок специально выделен для пешеходов. На нем каждый из них чувствует себя в безопасности, поэтому предсказать действия человека «без колес» в этой зоне трудно. Он может выбежать с тротуара внезапно, а ускорившееся ради обгона ТС не успеет затормозить. Или водитель вообще не увидит пешехода из-за автомобиля, который пытается обойти.

Поэтому нарушение обгон на пешеходном переходе наказывается штрафом в соответствии с разделом 4 статьи 12.15 КоАП. А можно получить за проступок и лишение прав на период до полугода.

Наказание ожидает водителя вне зависимости от того, были во время совершения им маневра люди на пешеходном переходе, или нет. Этот участок все автомобили и прочие виды транспорта должны проезжать, не обгоняя друг друга.

На перекрестке

Пересечение дорог разных направлений – тоже зона повышенной опасности. Ведь машины едут с разных сторон, с высокой скоростью, так как стремятся быстрее покинуть этот участок. Поэтому здесь запрещено обгонять, если:

  • речь о нерегулируемом перекрестке, а дорогая является второстепенной;
  • на этом участке есть светофоры.

В первом случае водителю нужно ориентироваться на знаки, которые дают понять, какая дорога является главной и второстепенной. Обгонять нельзя тому, кто движется по пути, где стоит знак в виде белого треугольника с красной каймой по краю. На дороге, обозначенной символом, представляющим собой желтый ромб с белой окантовкой, обгонять можно. Но это при условии, что навстречу никто не едет, соблюдены и другие правила безопасного выполнения маневра.

Что касается регулируемого перекрестка, здесь нарушение правил обгона может оказаться смертельно опасным. Машины движутся, подчиняясь сигналам светофора, потоком. И маневр может завершиться столкновением со встречным автомобилем. Поэтому на регулируемом перекрестке совершать его нельзя ни при каких условиях.

В приведенных случаях нарушение правила обгона транспортных средств также наказывается по части 4 статьи 12.15 КоАП.

О нарушениях правил обгона и разрешении спорных ситуаций при обгоне смотрите в этом видео:

Когда еще запрещается обгон

Кроме перечисленных обстоятельств, в которых маневр не допускается правилами, есть и другие, делающие его не менее опасным. Они указаны в пункте 11.4. Он запрещает обгонять на следующих участках дороги:

  • железнодорожных переездах и в 100 м от них;
  • мостах, эстакадах, путепроводах, в туннелях;
  • там, где ограничен обзор пути (крутые повороты, подъемы и т.д.)

Каждая территория, где по ПДД нельзя обходить едущий впереди транспорт, имеет обозначение. За 150-300 м до железнодорожного переезда устанавливают символ 1.1 или 1.2, в зависимости от того, есть там шлагбаум или отсутствует. Если поблизости нет населенного пункта, в 50 м от участка обычно имеется еще один такой символ. О приближении к переезду могут свидетельствовать знаки 1.4.1-1.4.6.

Перед разводным мостом, за 50-100 м устанавливают символ 1.9. Обгонять нельзя уже начиная от этой точки. Об опасном повороте автомобилисту расскажут знаки 1.11.2, 1.12.1 и 1.12.2, на случай, если он сам сочтет участок простым и пригодным для маневра.

Наказание за нарушение обгона в этих случаях не зависит от точных обстоятельств и места, где он был предпринят. Потому что в каждом из них работает часть 4 статьи 12.15 Кодекса.

Есть еще правило 11.2, которое тоже не разрешает выполнение маневра. Он запрещен, если:

  • идущий впереди транспорт объезжает препятствие или обгоняет, о чем свидетельствует зажженный поворотник;
  • он собирается направиться влево, тоже включив соответствующий световой сигнал;
  • едущее позади транспортное средство начало совершать маневр первым;
  • после завершения обгона нельзя вернуться на свою полосу, не создав угрозы или помех другим участникам движения.

За нарушение этих правил обгона штраф водителю «светит» минимум в 5000 р., если только суд не лишит его прав на 4-6 месяцев. Во всех случаях происходит выезд на «встречку» в нарушение ПДД. А это и есть состав нарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП.

Есть ли исключения

Иногда наказание за обгон в зоне действия знака 3.20 не назначается. Но противоречия здесь нет. Чтобы понять, почему, когда можно избежать неприятностей с ГИБДД, нужно заглянуть в Правила. Там сказано, что символ 3.20 диктует следующее условие:

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

То есть обходить указанные виды техники в области действия знака разрешено, и штрафовать за это не должны. Обгон тракторов, мотоциклов без коляски, мопедов и велосипедов возможен и в случае, если на дороге вместе с символом есть разметка 1.1 или 1.11. Ведь знак имеет приоритет и разрешает маневр в отношении перечисленных видов ТС.

Безопасность движения на дороге сегодня определяется множеством факторов. Нужно учитывать правила дорожного движения, опасность и потенциальный исход каждой обстановки, внимательно изучать все ситуации. Нарушение правил обгона - одна из распространенных причин аварии или другого неприятного происшествия на дороге. Зачастую смерть на дороге происходит при столкновении «лоб в лоб», которое возможно только при выезде одного из автомобилей за пределы своей полосы движения. Сегодня большинство трасс устраивают с четырьмя и более полосами с разделителями между разными направлениями потоков. Здесь невозможно нарушить правила обгона, безопасность движения значительно повышается. На таких дорогах статистика фиксируют намного ниже процент смертности при намного меньшем количестве ДТП.

Это помогает продемонстрировать важность соблюдения правил опережения попутного автомобиля. Выполнять обгон разрешено только на дороге с двумя разнонаправленными полосами движения. Также не должно быть никаких запрещающих знаков или специальной дорожной разметки, которая не позволяет пересечение. Обгонять позволяется только с левой стороны. Обгон справа - грубое нарушение правил дорожного движения, которое будет наказано штрафов. Правда, это еще и один из спорных моментов, под который можно даже объезд другого автомобиля по свободной полосе посчитать обгоном справа. Впрочем, правила всегда позволяли толковать их так, как вам удобно. Давайте разберемся с возможными нарушениями, последствиями и штрафами в 2016 году.

Пересечение одинарной или двойной сплошной линии разметки

Это самое распространенное нарушение, которое в России сегодня карается достаточно сурово. Нужно понимать, что пересечение сплошной линии разметки - это выезд на полосу встречного движения при запрещающих знаках. Это нарушение стало самой серьезной причиной современных аварий и смертей на дорогах, поэтому закон относиться к такому проявлению невнимательность или безразличия на дороге сурово. Но есть некоторые тонкости:

  • пересечение сплошной разметки и выезд на полосу встречного движения при отсутствии необходимости считается нарушением правил ПДД и потянет до 5000 рублей штрафа;
  • при отягощающих условиях, таких как наезд на пешехода или ДТП с участием других транспортных средств, водителя могут лишить прав на срок до 6 месяцев;
  • в законе указано, что вы вправе пересекать сплошную, если таким образом вы спасали свою жизнь или жизнь других людей, но это обязательно нужно указать в протоколе;
  • можно развернуться через сплошную и пересечь ее, если после аварии необходимо срочно доставить пострадавшего в медпункт, дожидаться скорой помощи нет времени;
  • обгонять даже очень медленно движущийся транспорт при двойной сплошной линии разметки нельзя, одинарную линию также пересекать в данном случае не следует.

Чтобы доказать свою невиновность при обгоне трактора, к примеру, вам придется найти очень хорошего юриста. В ином случае действия сочтут неправомочными и выпишут очень внушительный штраф. Единственное спасение для российского водителя - очень плохое качество разметки на дороге. Ни один суд не сможет выписать вам штраф или лишение, если разметка существует только на документах. Но для этого при фиксации нарушение следует сделать фотографии с полным пониманием ситуации.

Запрет обгона автомобилей с зажженными маячками поворота

Еще одно правило обгона, о котором многие забывают, связано с нормальной оценкой дорожной ситуации. В первую очередь, это запрет на обгон автомобилей, движущихся впереди, которые включили левый указатель поворота для совершения обгона или поворота. В таком случае совершение обгона и ДТП при этом поведет наложение штрафа в размере 5000 рублей. Также нельзя совершать обгон в следующей ситуации:

  • автомобиль, движущийся сзади, уже включил указатель левого поворота и может выйти на обгон, следует дождаться завершения маневра транспортного средства;
  • по встречной полосе движется транспорт - водитель должен убедиться в безопасности выезда на полосу встречного движения, когда это позволено правилами;
  • отсутствует достаточное место для маневра, мешает плохая видимость дороги или созданы другие препятствия, которые могут не дать завершить маневр;
  • водитель сомневается в полной безопасности завершения обгона - при любом сомнении лучше потерять несколько минут и дождаться ровной видимой прямой, чем рисковать;
  • в вечернее время суток лучше брать достаточно большое упреждение для того, чтобы избежать неприятных ситуаций и проблем после совершения обгона.

В любом случае, если вы столкнетесь с другим автомобилем в то время, как сами будете на встречной полосе, вы будете признаны виновным в совершении ДТП. Есть множество ограничений, которые редко учитываются водителем на трассе. К примеру, знак «обгон запрещен» не обладает достаточным уважением среди российских автомобилистов. Именно на участках с таким знаком случается больше всего страшных аварий «лоб в лоб» с летальным исходом большинства участников. При любом подобном нарушении вас ждет штраф до 5000 рублей.

Другие возможные случаи нарушения правил обгона

Кроме разметки и знака «Обгон запрещен» существует несколько ситуаций, которые описаны в законе. На случай, если на дороге стерта разметка, вы должны понимать, что обгонять в описанных ниже ситуациях нельзя. За все нарушения предусмотрен неизменный штраф в размере 5000 рублей или лишение прав до 6 месяцев при особо сложных обстоятельствах фиксации нарушения. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, запомните следующие дополнения к основным требованиям по правилам обгона:

  • нельзя обгонять автомобили на перекрестках, если вы видите, что не успеете завершить маневр до перекрестка, следует отменить его и выбрать более удобное место для этого;
  • несмотря на разметку, запрещено обгонять и даже опережать автомобили на пешеходных переходах, это может привести к травме или гибели пешехода на переходе;
  • за 100 метров до железнодорожного переезда и непосредственно на нем также нельзя обгонять другие автомобили, это станет причиной уже известного вам нарушения;
  • также нельзя совершать обгон на опасных поворотах, отмеченных знаками, даже если разметка, нанесенная на дорожное полотно, позволяет обгонять автомобили;
  • следует забыть об обгонах транспорта на путепроводах, мостах и эстакадах, а также других искусственных сооружениях, которые используются для транспорта.

Нарушение правил обгона на пешеходном переходе может стоить вам свободы, а не только прав и денег на штраф. Часто человека после такого нарушения и летального исхода отправляют в тюрьму на достаточно длительный срок. Так что не стоит думать, что вас обязательно пронесет. Лучше придерживаться правил дорожного движения, чтобы не получить неприятности. Соблюдение предписаний гарантирует отсутствие штрафов и проблем, а также сохраняет жизни людей.

Как можно оспорить штраф за неправильный обгон?

Сегодня автомобильные юристы могут оспорить любое решение и постановление ГИБДД и даже суда первой инстанции. Особенно актуальна такая помощью будет для людей, которые попали в неприятную ситуацию и получили тюремный срок из-за нарушения правил. Дело в том, что российские дорогие очень сложно принять за идеал для отчета нарушения, поэтому можно найти несколько серьезных причин для отмены или значительного смягчения всех вынесенных вердиктов суда:

  • дорожная разметка была стерта или не видна, не соответствовала установленным нормам ГОСТ и другим важным правилам, что исключает возможность нарушения правил;
  • дорожный знак был размещен в неположенном месте, не был очищен от веток деревьев, его невозможно было разобрать и последовать указанным правилам движения;
  • попутный транспорт стоял или двигался с очень малой скоростью, пересечение сплошной разметки было произведено по принуждению и после убеждения в безопасности;
  • нарушение было допущено в том случае, когда нужно было оказать неотложную помощь пострадавшим в ДТП и доставить их в ближайшее отделение медицинского учреждения;
  • пересечение сплошной линии разметки произошло не по вине водителя, а для того, чтобы избежать столкновения, это один из самых распространенных пунктов защиты.

В качестве доказательства могут служить фотографии с места фиксации нарушения с различимым качеством разметки. Также можно предоставить видео с регистратора, чтобы доказать свою невиновность. В суде действуют достаточно сложно и по закостенелым правилам. И для проведения всех доказательств невиновности вам обязательно потребуется адвокат. С помощью специалиста можно легко доказать свою невиновность и значительно сократить размеры наказаний. Вот такой случай также тянет на лишение прав или очень значительный штраф:

Подводим итоги

Если вы нарушили правила дорожного движения, а сотрудники ГИБДД выписали вам протокол, стоит обращаться в суд для снятия наказания. Но если вина ваша была на 100 процентов, суд не поможет. Сотрудникам полиции на месте происшествия ничего объяснять не стоит, но и соглашаться с составленным протоколом не нужно. Первым делом прочтите правила обгона, которые немного изменились в прошлом году. Теперь обгоном считается опережение не только движущихся, но и стоячих транспортных средств. Поэтому будьте внимательны при чтении новых правил.

Если вы осознанно идете на нарушение, стоит осознавать риски. ДТП в лоб с другим автомобилем на трассе - это неминуемая смерть, на каком бы авто вы ни ехали. Следует принять ответственность за свою жизнь и за жизнь людей, которые находятся в вашем автомобиле и во встречном транспорте. Поэтому соблюдайте правила обгона и избегайте проблем с законом в этой сфере. Это далеко не те правила, которые можно нарушать без особых последствий для себя. А вы когда-нибудь нарушали грубо действующие правила обгона в России?

Раздел 11 ПДД регламентирует осуществление сразу трех маневров – обгона, опережения и встречного разъезда. Прежде чем детально рассмотреть каждый из них, необходимо четко их разграничить и понимать их отличие.

Особенно это касается «обгона» и «опережения» и следует точно знать в чем разница между этими понятиями.

Опережение – это такое движение ТС, когда его скорость больше скорости попутно движущегося ТС. В результате таких действий одно ТС и опережает другое, то есть оказывается впереди.

Обгон – это один из видов опережения, обязательно связанный с выездом на полосу встречного движения (или же сторону дорогу, которая предназначена для такого движения).

Обгон – это очень сложный и опасный маневр. Последствия неправильно выполненного обгона могут сказаться на водителе двояко: с одной стороны, в виде значительного административного взыскания; с другой, — в форме ДТП, связанного, как правило, с жестким лобовым столкновением.

Наверное, поэтому в реальной практике движения в России и укоренилось следующее отличие понятий «обгон» и «опережение»: обгон связан с выездом на «встречку», а опережение – с движением в пределах своего направления без выезда на «встречку» .

Понятие «встречный разъезд» специально не рассматривается в ПДД и не регламентируется. Но понять его несложно: встречный разъезд — это движение встречных ТС в одном сечении дороги (или на его ограниченном участке).

Проблема встречного разъезда является актуальной только в случае возникновения препятствий для прямолинейного движения транспортных средств.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения .

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Общие правила запрещения обгона

Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:

2) специальные.

Рассмотрим первоначально первый вариант.

К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.

1. Знак «Обгон запрещен» (3.20)

Очень наглядный и информативный способ запрещения обгона.

Важно помнить ряд обстоятельств, связанных с .

— Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков 5.24.1, 5.24.2), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31). Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» (3.21).

— Знак «Обгон запрещен» имеет три исключения: в зоне его действия разрешается обгон тихоходных ТС, гужевых повозок, мотоциклов без бокового прицепа.

— Знак «Обгон запрещен» не запрещает опережения.

2. Сплошные линии горизонтальной дорожной разметки

Еще один наглядный способ запрещения обгона.

Сплошная линия разметки (например, 1.1 или 1.11) запрещает себя пересекать; следовательно, обгон в таких условиях тоже запрещен.

3. Требования раздела 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части»

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре и более полосы для движения, выезд на полосы встречного движения запрещен. Следовательно, запрещен и обгон.

А на дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения (когда принадлежность средней полосы не определена), использовать для обгона можно только среднюю полосу.

Выезжать на крайнюю левую полосу категорически запрещается.

Указанные выше случаи запрещения обгона – достаточно наглядны: ограничение на совершение данного маневра здесь подтверждено реальными объектами (знаками или разметкой), а также здравым смыслом и логикой безопасности. Поэтому и запомнить эти случаи совсем не трудно.

Специальные правила запрещения обгона: пункт 11.4 ПДД

Создатели ПДД РФ, заботясь о безопасности участников дорожного движения, не особо полагаются на сознательность российских водителей, которые смогут трезво оценить опасность предполагаемого обгона. И поэтому специальный пункт раздела 11 Правил посвящен перечислению участков дорог, на которых категорически запрещено совершать этот маневр. Рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Обгон запрещен на регулируемых перекрестках

Зададимся вопросом: А почему на регулируемом перекрестке обгон не допускается?

Ответ элементарен и прост. Сам факт наличия регулируемого перекрестка означает, что на данном пересечении проезжих частей достаточно велика интенсивность движения транспортных средств во всех направлениях. И регулирующий механизм (в виде светофора или регулировщика) здесь организован для создания нормальной, эффективной очередности проезда со всех направлений. Такая очередность позволит исключить длительное простаивание транспортных средств на каких-то направлениях (как это вполне возможно при организации движения с помощью знаков приоритета или вообще без таковых).

Следовательно, при включении (подаче) разрешающего движение сигнала светофора (или ) вероятность движения транспортных средств по встречной полосе весьма велика. В этом и суть регулируемых перекрестков. Поэтому обгон на таких перекрестках будет сопряжен с реальной возможностью создания помех тем транспортным средствам, которые двигаются по встречной полосе.

2. Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении не по главной дороге

Попробуем понять это требование «с изнанки». То есть обгон разрешается на нерегулируемом перекрестке, когда водитель въезжает на него по главной дороге.

Это разрешение вполне обосновано. Ведь водитель, двигающийся по перекрестку по главной дороге, пользуется преимуществом перед теми автолюбителями, которые выезжают на него по второстепенным направлениям и должны уступать дорогу. Поэтому обгон на таком перекрестке (при движении по главной дороге) относительно безопасен.

А вот если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, то он, помимо соблюдения правил безопасного обгона, обязан позаботиться еще и о том, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся приоритетом на перекрестке.

Такое положение способствует рассредоточению внимания водителя и может или аварийной ситуации на перекрестке. Поэтому водитель, находящийся на второстепенном въезде на перекресток, обязан воздержаться от планов совершения обгона на территории перекрестка.

Правда, если он хочет совершить обгон до перекрестка, то это не запрещается (если не нарушены иные требования ПДД, и если обгон будет закончен еще до перекрестка).

Запрет на обгон действует именно на самом таком перекрестке, но не распространяется на участок дороги, следующий непосредственно за пересечением проезжих частей.

3. Обгон запрещен на пешеходных переходах

Запрет обгона на пешеходных переходах (как регулируемых, так и не регулируемых) не должен вызывать критики. Все это делается для обеспечения безопасности пешеходов.

Мотивация создателей ПДД, запрещающих обгон на любом пешеходном переходе, понятна и очевидна. Водитель, намеревающийся совершить такой опасный маневр, должен владеть ситуацией на пешеходном переходе. Однако, совершая здесь обгон транспортного средства, он неминуемо сталкивается с «мертвой зоной» на переходе. Его видимость основательно ограничена обгоняемым транспортным средством.

И пешеход, который в такой момент вознамерится пересечь проезжую часть, будет практически обречен. Как это и не печально…

4. Обгон запрещен на железнодорожных переездах и за 100 метров до них

Запрет обгона здесь обусловлен потенциальной опасностью самого железнодорожного переезда. Это очень неудобный участок дороги даже для обычного движения: водителям приходится по-черепашьи двигаться через рельсы, дабы не повредить подвеску, колеса и даже силовой агрегат своего автомобиля.

Особенность пересечения железнодорожных переездов обусловлена и целым рядом запретов, вводимых Правилами при осуществлении здесь разворота, движения задним ходом, остановки и стоянки. И — естественно – обгона.

А вот почему нельзя обгонять за 100 метров до ж/д переезда?

Все просто. Совершая обгон на таком участке дороги, велика вероятность того, что водитель создаст помехи встречно двигающимся транспортным средствам, которые как раз и выезжают с переезда. А это – прямая дорога к возникновению затора на железнодорожном переезде, создающем чудовищную опасность для движения. А вдруг поезд?

А вот после проезда железнодорожных путей ограничение на обгон снимается (если, конечно, не начинают действовать какие-то другие запреты обгона). Например, сплошная линия разметки.

Как показывает многочисленная практика, при организации дорожного движения до и после железнодорожного переезда на проезжей части чаще всего можно наблюдать «одинарную сплошную» линию горизонтальной дорожной разметки. Поэтому даже после проезда железнодорожного переезда водитель должен проявить максимум внимания, чтобы не нарушить правила обгона.

5. Обгон запрещен на мостах, на путепроводах, на эстакадах и под ними

Искусственные сооружения – это изначально опасные участки дороги, на которых ограничивается выполнение целого ряда маневров (разворота, движения задним ходом, частично остановки и стоянки). Поэтому неудивительно, что на них запрещается и обгон.

Запрет на обгон на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними обусловлен ограниченностью пространства. И в случае возникновения аварийной ситуации и необходимости внезапного встречного разъезда водителям будет просто невозможно сманеврировать.

6. Обгон запрещен в тоннелях

Запрет на обгон в тоннелях обусловлен такой же ограниченностью пространства, как и в предшествующем случае.

При возникновении необходимости уйти от столкновения у водителей просто не остается шансов в условиях тоннеля.

7. Обгон запрещен на участках с ограниченной видимостью

Обгон на опасных поворотах, в самом конце подъема и на других участках, на которых существует ограниченная видимость, крайне опасен.

В подобных условиях водитель, вознамерившийся совершить обгон, не обладает всей полнотой информации о безопасности маневра; именно поэтому Правилами категорически запрещается его выполнение.

Опережение транспортных средств

11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.

Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.

Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.

Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов. При их наличии – уступить им дорогу.

В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.

Встречный разъезд

Бывает в жизни водителя и еще один случай – затрудненный встречный разъезд. Наличия препятствия на проезжей части вынуждает объезжать его по «встречке». И здесь действует «правило здравого смысла»: водитель, на полосе которого находится препятствие, обязан уступить дорогу встречному автомобилю.

Согласитесь, вполне разумное требование.

Однако не все так просто. Согласно ПДД, на участках дорог с крутыми спусками подъемами, обязательно обозначенными соответствующими предупреждающими знаками (1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»), действуют иные правила. Они могут показаться парадоксальными, но это обманчивое впечатление.

Независимо от расположения препятствия на проезжей части водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом; водитель, двигающийся на спуск, обязан уступить дорогу.

Конечно, это очень «опасное» правило. Водитель, двигающийся на спуск, может просто-напросто забыть про свою обязанность в данных условиях уступить дорогу встречному автомобилю, который в этот момент пользуется преимуществом.

Чем же руководствовались создатели ПДД, регламентирую именно таким образом действия водителей? А вот чем!

  1. Остановка на подъеме означает то, что трогаться в горку будет очень сложно.
  2. А вдруг у двигающегося в гору не работает «ручник» (стояночная тормозная система).
  3. Автомобиль, поднимающийся в гору, перегружен. У водителя будет дополнительные сложности с троганием на подъеме.
  4. На дороге гололед. Или влажное дорожное покрытие. В таких условиях можно начать буксовать.

И во всех описанных ситуациях возможно возникновения затора.

Да и чисто по-человечески: в любом случае водитель, двигающийся на спуск, находится в более комфортных условиях, чем его коллега, поднимающихся в горку.

Таким образом, «плюсы» этого правила налицо. Но есть здесь один «минус» — водительская память. Поэтому «золотым правилом» для каждого водителя в описываемых условиях будет следующий «обоюдоострый» принцип:

  1. Едешь вниз – уступи дорогу встречному (вдруг встречный водитель помнит о своем преимущественном праве на проезд).
  2. Едешь вверх – не торопись пользоваться преимуществом (вдруг встречный водитель позабыл о том, что надо уступать дорогу).

Подводя итог рассмотрению этой обширной темы, можно сделать один общий вывод: если водитель заботится о собственной безопасности, то при выполнении маневров обгона и опережения, а также затрудненного встречного разъезда, он будет проявлять максимум внимательности, предупредительности и осторожности. Естественно, присовокупив к этим позитивным качествам и четкое знание требований раздела 11 Правил дорожного движения.

Видео урок поможет закрепить знания по теме обгон, опережение, встречный разъезд:


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Обгон - это важнейшая тема в ПДД. Собственно говоря, любую тему нужно выучить, так как всё, что есть в правилах, в дальнейшем пригодится в практическом вождении. Поэтому стоит рассказать о том, как осуществляется обгон, где он запрещен, а также обо всем остальном, что может касаться данной темы.

Определение

Начать хотелось бы с терминологии. Итак, обгон - это опережение транспортного средства (одного или сразу нескольких), которое напрямую связано с выездом на встречную полосу. После того, как маневр выполняется, водитель возвращается обратно.

Еще есть второй термин. И это - опережение. Многие часто путают его с обгоном. Какой же смысл вкладывается в это понятие? Тут всё максимально просто. Опережение - это процесс, при котором водитель конкретного транспортного средства двигается на скорости, являющейся более высокой, чем у остальных, попутных машин. Ели выражаться другими словами - то это просто ситуация, когда авто “обходит” своего соседа. При этом водитель не перестраивается на встречную полосу, так что данный маневр считается намного более безопасным. Потому термины путать не нужно. Обгон - это одно, а опережение - другое.

Первое, что нужно усвоить

В 11-й главе очень подробно описано всё, что связано с обгоном. И первое, чему учит книжка ПДД - прежде, чем приступить к выполнению маневра, водитель в обязательном порядке должен удостовериться в том, что та полоса движения, куда он намеревается выехать, является свободной. Он должен просчитать, хватит ли ему времени, и насколько высока вероятность того, что во время осуществления своих действий, на встречной полосе не появится машина. Это очень важно. Многие водители не соблюдают это правило, и результат, как правило, оказывается плачевным. Именно из-за этого случается большинство аварий и летальных исходов из-за ДТП. Потому что две машины, которые “шли” на высоких скоростях и столкнулись передними бамперами - это, как правило, жертвы.

Все это и рождает закон, который гласит: если при описанных выше обстоятельствах происходит ДТП, то в случившемся вина всегда ложится на человека, который инициировал обгон. Это логично и вполне объяснимо. Ведь именно водитель не просчитал все предварительно, и начал маневр, не подумав о последствиях и элементарно не подождав.

Золотое правило №2

Еще один пункт, который необходимо выучить наизусть, читая тему “Обгон”. ПДД гласят: водитель той машины, которую намереваются обогнать, не должен повышать в данный момент скорости. Рекомендуется её, напротив, снизить. Потому что в противном случае время, которое придется потратить человеку на совершение маневра, увеличивается. Соответственно, он будет дольше ехать по встречной полосе, а это, как минимум - несколько десятков метров. Не нужно уточнять, чем это чревато.

Запреты

Помимо вышеперечисленного, есть еще масса нюансов, которые также надо учитывать. Обгон запрещен, например, в тех случаях, когда движущееся впереди обгоняет кого-то другого или же пытается объехать препятствие. Еще нельзя приступать к данному маневру, если автомобиль, который шел по той же полосе, подал сигнал поворота.

Также человек, перед тем, как начать предпринимать действия для совершения действия, обязан посмотреть в заднее зеркало. Потому что вполне может возникнуть вероятность того, что машина, ехавшая за ним, тоже решила выполнить обгон. ПДД в таких случаях гласят, что нужно подождать, снизить скорость (или, как минимум, не превышать) и только потом, еще раз все перепроверив, сделать задуманное.

И, конечно же, еще один нюанс. Обгон запрещен, если водитель понимает, что после завершения маневра у него не получится вернуться на свою полосу, не создав при этом помех для остальных транспортных средств (и, в том числе, для обгоняемого). Немало автомобилистов забывают эти простые положения, из-за чего и попадают в аварии.

Вопросы скорости

Правила обгона также диктуют определенные положения, касающиеся того, как быстро нужно двигаться водителю, который намеревается сделать названный маневр. Это нюанс тоже важный.

Нельзя приступать к действию, если скорости, на которой движется машина, для этого недостаточно. Допустим, у едущего впереди транспортного средства на спидометре 85 км/ч. Если человек, желающий его обогнать, разогнался только до 80 км/ч - ни в коем случае нельзя приступать к действиям. Даже если по скорости он обошел своего соседа по полосам на несколько километров - тоже не стоит рисковать. Так, например, если ему удалось разогнаться до 90 км/ч, то в таком случае, чтобы выполнить полноценный обгон, потребуется 180 метров. И встречная полоса должна быть свободной на протяжении 360 метров. Почему именно так? Всё просто. 180 метров нужно для человека, занимающегося маневром, и еще столько же - для встречной машины. Только так получится избежать столкновения.

Правила обгона гласят - если человек догоняет впереди идущую машину чересчур медленно, то лучше отказаться от задуманного. Поскольку, завершив действие, водитель автоматически создаст помеху тому автомобилю, который только что опередил. И не исключено, что тот тоже решит пойти на обгон. В общем, в данном случае нужна высокая скорость - это нужно усвоить.

Где нельзя делать манёвр?

Обгон запрещено делать во многих местах. Во-первых - на регулируемых и (если человек движется не по той дороге, что является главной).

Во-вторых, обгон на пешеходном переходе также категорически запрещен. (и расстояние, находящееся за 100 метров до них), мосты, путепроводы, тоннели (и также под ними), конец подъема, опасные повороты, участки, где ограничена видимость - во всех перечисленных местах этого делать нельзя.

Есть определенные ситуации с перекрестком, при которых можно обгонять впереди идущее ТС. Во-первых, он должен быть не регулируемый. Во-вторых, перед перекрестком обязан находиться Дополнительных табличек быть не должно (за исключением знаков, нумерованных от 2.3.1. до 2.3.7). Это значит, что маневр совершить можно, если только главная дорога не меняет своего направления именно на этом перекрестке.

Еще стоит отметить, что раньше правила разрешали обгонять на пешеходных переходах, если он был пуст. Но теперь все поменялось, и отныне данное действие запрещено даже в том случае, если этот участок дороги пустует.

Опасные места

Более подробно стоит рассказать и о тех участках дороги, где совершение маневра не только грозит штрафом, но и жизнью. Итак, мосты, эстакады, путепроводы и тоннели, так же опасны, как и встречная полоса. Обгона, соответственно, там никакого быть не должно.

Вообще, некоторые мосты иногда строят таким образом, что их нереально увидеть издалека. И многие водители, спеша, начинают обгон и, в результате, завершают его на мосту, где проезд затруднен. Кстати, обычно там стоят соответствующие указатели. Знак обгона нумерован, как 3.20. Узнать его просто - на нем изображено две машины, левая из которых выделена красным цветом. Все понятно, смысл объяснять не нужно.

Подробнее о знаках

А вот когда человек видит указатель 3.26, то можно расслабиться и приступать, проверив все предварительно, к маневру. Этот знак выглядит, как тот же самый 3.20, только обе машины - серые, и перечеркнуты наискось пятью линиями. Это означает отмену запрета.

Опасные повороты и вовсе не нуждаются ни в каких знаках - их видно и так. Однако по правилам их устанавливают - 1.14, 1.11.1, 1.11.2. Завидев данные указатели, нужно не только повременить с маневром, но еще и снизить скорость (за исключением крутого подъема).

И, наконец, если на каком-то участке ограничена видимость (дорога такая, или там есть какие-то сооружения, а может рельеф местности специфический), то обгон тоже запрещен. В таких ситуациях лучше вообще ехать максимально осторожно и быть как можно более внимательным. Да и, как можно было уже заметить, не так уж много знаков потребуется запоминать. Всего-то два - один указатель запрета, а второй - отмены, и они встречаются последовательно. Второй - спустя какое-то расстояние после первого.

Положения Кодекса

Напоследок стоит отметить, что отдельной статьи или наказания за неграмотно совершенный обгон не существует. Зато есть 12-я глава Кодекса об административных нарушениях. Там в четвертой части говорится, что выезд на встречную полосу или на трамвайные пути (естественно, тоже встречного направления) карается штрафом. Его размер составляет пять тысяч рублей. Штраф за обгон, как можно видеть, не маленький. Также водителя могут лишить его прав. Срок обычно составляет 4-6 месяцев. Для многих людей потерять таким образом водительское удостоверение - это худшее наказание, потому многие говорят, что лучше уж получить штраф за обгон.

Нужно отметить, что по этой статье наказывают тех водителей, которые совершили обгон в неположенном месте. То есть там, где не было разрешающих знаков.

Многих людей интересует - а можно ли “обменять” наказание? Вместо лишения оплатить штраф? Нет, здесь зависит все только от ГИБДД. Штраф? Значит так и будет. Дело передадут в суд? Скорей всего, грозит лишение прав, но там, на слушании, можно будет попытаться решить эту проблему и оправдать себя.

Места для выполнения манёвра

Многое было сказано о том, где нельзя совершать обгон. А что же касательно того, где это можно? Эти места тоже надо перечислить. Так называемый встречный разъезд позволяется проводить на двухполосных автомобильных трассах. Там осевая линия выглядит, как прерывистая разметка.

Еще это можно делать на той дороге, где полос всего три. И на них также должны быть прерывистые линии. И, конечно, под разрешающую категорию подпадают дороги, где всего две полосы, а разметка - комбинированная. Вот там обгон разрешен. Но не во всех местах стоят соответствующие знаки, потому всё это желательно запомнить. Лишним не будет.

Что не является обгоном?

В самом начале говорилось о том, что многие люди путаются в определениях “обгон” и “опережение”. Теперь следует на примерах все разъяснить.

Обгоном не считается опережение, происходящее в пределах одной полосы. Потому что, если не случается пересечения горизонтальной разметки - это и не был встречный разъезд. Еще обгоном нельзя назвать опережение, не выходящее за пределы правой половины дороги. То есть, на встречную полосу машина тоже не выезжает.

И, наконец, еще один момент - опережение автомобиля, при котором человек выехал на встречную полосу, но не вернулся на сторону попутного движения. Свернул, например.

Итак, если запомнить всё вышеописанное, то можно спокойно выполнять обгоны. Главное - помнить правила.

Сегодня мы решили поговорить об осуществлении одного из опаснейших маневров, выполняемых автомобилистами. Думаю, даже лица, еще только проходящие обучение вождению , или те, кто является обычным пешеходом, понимает, о чем идет речь. Конечно же, это обгон транспортного средства.

Разберемся в терминах

Недавно начали действовать новые правила, поэтому сегодня обгоном авто считается лишь то опережение ТС, которое случается вследствие выезда на встречную сторону (полосу), а далее возвращением обратно.

Стоит отметить, что, как говорится в новой редакции ПДД , не важно, в каком состоянии находится обгоняемое авто или другое транспортное средство: в движении или нет. Таким образом, термин «обгон» можно применять лишь к дорогам с двумя полосами, ведь это выезд (причем обязательный) на встречную полосу.

В настоящее время существует еще один термин, который заменяет такую фразу, как обгон без выезда на «встречку» — это «опережение». Опережение происходит только в тех местах, где есть хотя бы две полосы . Изменилось не только понятие «обгон». Исчез термин «обгон справа». По новым ПДД подобный маневр сегодня называется «опережение», то есть за него наказывать не будут, хотя раньше наказание было, причем довольно суровое.

Как проходит обгона?

К обгону, как и к другому виду автомобильного маневра, применяются соответствующие требования. Перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он хочет выехать, полностью свободна, то есть на расстоянии, достаточном для обгона, нет транспортных средств. Также автомобилист обязан удостовериться, что при обгоне он не создаст никаких помех и опасности другим участникам движения.

Надо сказать, что данное требование достаточно актуально, так как выезд на встречную полосу в большинстве случаев связан с конкретным риском. Именно поэтому перед выполнением любого обгона водитель должен быть уверен, что не является помехой для других ТС.

Кстати, если во время обгона произошло ДТП , то виновным считается тот автомобилист, который как раз и совершал данный маневр, но есть исключения.

Если вас обгоняют

В правилах четко сказано, что водителю обгоняемого автомобиля запрещается каким бы то ни было способом препятствовать обгону, например, увеличением скорости движения. Таким образом, если вы хотите осуществить обгон, к сожалению, вам не удастся убедиться, что водитель обгоняемого авто не будет препятствовать вашему обгону. Как показывает практика, это определить очень сложно.

Когда обгон запрещен?

Водителю запрещено начинать обгон в следующих случаях:

  • если машина, которая движется впереди, уже осуществляет объезд или обгон препятствия;
  • в случае если транспортное средство, которое едет по той же полосе впереди, хочет повернуть налево и подало соответствующий сигнал;
  • если транспортное средство, следующее за ним, начало обгон;
  • если водитель понимает, что после обгона он не сможет вернуться на полосу, ранее занимаемую им, не создав помех и опасности другим ТС, в частности обгоняемому авто.

Если подытожить, то обгон нельзя выполнять, если ТС спереди или сзади от вас уже начал каким-то образом маневрировать, например, начал обгон, объезд или поворот налево.

Есть еще ряд правил, когда обгон осуществлять строго запрещается: на пешеходных переходах , если там есть пешеходы; на регулируемых или нерегулируемых перекрестках, если вы едите по второстепенно дороге; на железнодорожных переездах, а также ближе, чем за сто метров от него; на опасных поворотах, в конце подъема, в местах с ограниченной видимостью; на путепроводах, мостах, эстакадах (и под ними тоже), в тоннелях.

Еще одно правило : если скорость вашего авто недостаточна для маневра, то обгон выполнять также запрещено. К примеру, скорость обгоняемого транспорта составляет 85 км/ч, а вы едите со скоростью 90, то, чтобы осуществить обгон, потребуется 180 метров. Таким образом, встречная полоса, куда вы хотите выехать, должна быть полностью свободна на 360 м., то есть 180 м. для встречного авто и 180 метров для вас. Только так вы избежите столкновения.

Если вы догоняете впереди идущую машину достаточно медленно, то советуем отказаться от обгона, ведь при завершении маневрирования ваше авто может создать помехи транспортному средству, обгоняемому вами.

Штрафы за обгон

В настоящее время обгон в местах, где это запрещено, карается штрафом или даже лишением прав на период от 4 до 6 месяцев. Если нарушение было зафиксировано техническими средствами (например, камерами видеонаблюдения, работающими в автономном режиме), то водителю грозит штраф до 5 000 рублей. В этом случае информация о штрафе придет водителю по почте.

Если же ваше нарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД , то, скорее всего, вам грозит лишение прав.

Если вас «поймал» сотрудник ГИБДД, то заменить лишение ВУ денежным штрафом у вас не получится. Бывают случаи, когда сотрудник ДПС фиксирует нарушение с обгоном на камеру. Такая видеозапись используется в суде в качестве дополнительного доказательства при лишении автомобилиста прав.

Видеоматериал о том, что, несмотря на дорожные знаки и разметку, водители все же нарушают ПДД:

Не нарушайте ПДД и удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта leslie.bar-anka.com