» » Перестроение кто кого пропускает. Перестроение транспортных средств по пдд

Перестроение кто кого пропускает. Перестроение транспортных средств по пдд

Перестроением принято называть процесс изменения полосы движения, что происходит во время движения транспортных средств по дороге. Такой маневр водители используют часто, потому что без него не обойтись, когда нужно совершить обгон, опережение или объезд. Это же касается поворотов и разворотов. Многих интересует вопрос, кто должен уступить дорогу при перестроении. Прежде чем ответить на него, не помешает рассмотреть основные моменты выполнения маневра.

Как правильно действовать на дороге?

При необходимости перестроиться, вам сначала нужно набрать скорость, с которой движутся автомобили по полосе, на которую вы хотите переместиться. Важно не забыть включить соответствующий указатель поворота, таким образом, вы предупредите других участников движения о планируемом маневрировании на полотне. Всегда следует смотреть в зеркала бокового и заднего вида, чтобы правильно оценивать ситуацию. Перемещение на соседнюю полосу нужно выполнять только при полной уверенности в безопасности этого действия. По его завершению можете выключить поворотники и двигаться дальше.

В правилах дорожного движения четко сказано, что тот, кто хочет перестроиться, должен уступать дорогу автомобилям, движущимся попутно без изменения направления движения. Если вы видите, что автомобиль справа тоже начинает перестраиваться, вы должны ему уступить. Говоря простыми словами, преимущество всегда на стороне у того, кто справа, имеются в виду случаи, когда происходит взаимное перемещение.

Внимание! Теоретически все просто и понятно, но практика показывает, что большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит во время изменения полосы движения. Причиной тому является повышенная плотность потока автомобилей.

Водителям с большим опытом вождения удается без проблем перемещаться даже под острым углом на участке протяжностью 50-60 м. Одновременно с этим ему удается подстраиваться под скорость соседнего потока. Этим обеспечивается безопасность передвижения.

Если говорить о водителях-новичках, то они, желая переместиться в другой ряд, выбирают способ с замедлением. Им кажется, что намного проще и безопаснее будет дождаться, когда на соседней части дороги появится просвет, а потом, замедлив скорость движения своего автомобиля, занять свободное место. Однако на практике все происходит совсем иначе. Как только он перестаивается на пониженной скорости, раздается звук, характерный для удара транспортных средств. Из этого следует сделать вывод о том, что занимать левую полосу движения нужно только после достижения скорости движения соседнего потока. Такой подход позволяет без проблем вписаться в пробел на дороге, даже, если он небольшой.

Внимание! Если речь идет о вынужденном перестроении, например, из-за препятствия впереди, водитель должен остановиться, включить поворотник и подождать, пока кто-то из проезжающих рядом водителей пропустит вас.

Ведем себя правильно в плотном потоке движения

Если вы оказались в пробке, то должны помнить, здесь действуют немного иные правила перестроения, основаны они на человеческой психологии. В ситуации, когда водитель хочет проехать лишь по своему желанию, усмотрению, никто не гарантирует, что его пропустят другие автомобили. А вот если попросить об этом, включив лампочку поворота, то вероятность, что вас пропустят, возрастает.

Вы можете посмотреть на водителя автомобиля позади и убедиться в его согласии. Если он кивнет в ответ, замедлит движение своего авто или вовсе остановится, вы смело можете занять место по диагонали, делать это следует решительно, но без рывков. Грубой ошибкой является въезд в «мертвую зону». Так называется область обзора, которая является недоступной водителю автомобиля. Это сильно повышает уровень аварийности.

Что касается движения по кольцу, то в данном случае действуют такие же правила, как и на прямой дороге. Распространенной ошибкой водителей является выезд с кольца с левого ряда. Согласно правилам дорожного движения, поворот разрешается делать только с крайней правой полосы. На нее перестроиться вы должны заблаговременно, а не перед самым выездом. Ваши действия должны быть понятными для других участников движения, а также предсказуемыми. Чтобы обеспечить безопасные условия, вы должны первым делом включить поворотник с той стороны, в которую вы собрались перемещаться.

Важно! Акцентировать внимание хотелось бы на том, что свободный участок дороги, который вы планируете занять, должен вмещать в себя два ваших автомобиля. Чтобы понять, достаточно ли места для перестройки, нужно посмотреть в боковое зеркало, в нем должен быть виден движущийся сзади автомобиль полностью вместе с крышей и колесами, прикасающимися к полотну.

Что говорится в правилах дорожного движения?

Продолжая тему, кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении, хотелось бы отметить следующие детали.

  1. Если вы движетесь по своей полосе, но водитель сбоку хочет переместиться, вы не обязаны уступать ему дорогу, независимо от того, с какой стороны от вас он находится. Пропустить его вы можете по собственному желанию.
  2. Если перестроиться хотите вы, то придется подождать, пока на другой части дороги не закончатся автомобили и не появится просвет. Правило «помеха справа» в данном случае не действует.
  3. Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении? Все зависит от того, на какой полосе находитесь вы. По правилам уступают тому, кто находится справа. Но торопиться не стоит, нужно быть уверенным, что вам действительно уступают дорогу.

Если вы едете слева и хотите переместиться на правую полосу, то в этом случае дорогу уступает ваш автомобиль, потому что в подобной ситуации действует правило помехи справа.

При взаимном перестроении водитель легкового автомобиля должен уступить дорогу водителю мотоцикла, находящемуся от него справа.

Двигаясь по левой полосе, Вы намерены перестроиться на правую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?

Когда Вы перестраиваетесь с левой полосы на правую, то должны уступить дорогу водителю легкового автомобиля, движущегося по соседней правой полосе, как при его движении без изменения направления движения, так и в случае, когда он одновременно с Вами проводит перестроение. Таким образом, уступить дорогу Вы обязаны в ситуациях, изображенных на обоих рисунках.

Кто обязан уступить дорогу?

Знак «Конец полосы » информирует об окончании полосы. Следовательно, водителю легкового автомобиля придется перестроиться на левую полосу, а при перестроении он должен будет уступить дорогу грузовому автомобилю, движущемуся в попутном направлении без смены полосы.

Обязаны ли Вы, двигаясь по правой полосе, уступить дорогу водителю автомобиля, который намерен перестроиться на Вашу полосу?

Вы движетесь без изменения направления движения и поэтому не обязаны уступать дорогу водителю автомобиля, намеревающегося перестроиться на вашу полосу.

Обязаны ли Вы, двигаясь по левой полосе, уступить дорогу водителю автомобиля, который намерен перестроиться на Вашу полосу?

Поскольку впереди сужение дороги, о чем предупреждает знак «Сужение дороги » , водителю грузового автомобиля придется перестроиться на соседнюю полосу, а при перестроении он должен уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения.

Водитель автомобиля, выполняющий перестроение на правую полосу, в данной ситуации:

Водитель автомобиля, выполняющий перестроение, в том числе завершающий обгон, не должен создавать помех автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения.

При перестроении на правую полосу в данной ситуации Вы:

Вам необходимо перестроиться на правую полосу, уступая при этом дорогу всем ТС, движущимся по ней.

В данной ситуации для того, чтобы продолжить движение в прямом направлении, Вам разрешается:

Для продолжения движения Вы вправе выполнить любое из перечисленных действий. Следует учитывать, что при перестроении на правую полосу необходимо уступить дорогу всем ТС, движущимся попутно.

Двигаясь по правой полосе, Вы намерены перестроиться на левую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?

При перестроении с правой полосы на левую вы обязаны уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения по левой полосе. При одновременном перестроении преимущество остается за вами. Следовательно, уступить дорогу вы обязаны в ситуации, изображенной на левом рисунке.

Кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении?

При взаимном перестроении водитель грузового автомобиля должен уступить дорогу водителю легкового автомобиля, находящемуся от него справа.

Даже такой несложный маневр, как переезд автомобиля с одной полосы на другую, может завершиться аварией. Особенно часто это бывает при интенсивном движении.

Как и во всех подобных случаях, виновник определяется по обстоятельствам происшествия.

Читайте в этой статье

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Правила перестроения из ря да в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Обоюдное перестроение по ПДД

Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:

  • Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.

Водитель машины, следующей впереди, может отслеживать действия второго автомобилиста лишь с помощью автомобильных зеркал, что гораздо труднее. В такой ситуации работает скорее здравый смысл, чем правила. Возможно, водителю едущего сзади авто стоит убавить скорость, чтобы пропустить находящегося впереди и избежать столкновения. Обоим нужно также принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.1 ПДД:

При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

  • Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:

Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».

  • Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Помеха справа при перестроении по полосам

Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:

  • S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
  • F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.

Преимущество при перестроении из ряда в ряд

Преимущество перед оппонентом при перестроении из ряда в ряд имеется:

  • у автомобиля, едущего без изменения полосы в том же направлении;
  • у машины, приближающейся справа, при одновременном или взаимном перемещении ТС на соседний ряд.

Кто уступает при обоюдном перестроении

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  • если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
  • если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.

Кто виноват в ДТП при перестроении

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.

Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.


ДТП при перестроении в правый ряд

В левый ряд

Перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. Виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу. То есть водитель, перестраивающейся машины. По правилам он должен дождаться, пока проедет левое ТС (пункт 8.4 ПДД). И лишь потом перемещаться на этот ряд самому. Правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.

Спорные ситуации

Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:

  • Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.
  • Перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение. Так бывает, когда машина из левого ряда B нырнула на правый под носом у идущего по ней C. И если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя C. Сотрудники ГИБДД решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость. Хотя по существу виновен скорее водитель B, но это доказать труднее.
  • Обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе. Виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее. Здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить. Но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого ТС. Ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда. Тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
  • То же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин. Виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. По правилам он и обязан уступить. Но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. А правое его потеснило в сторону. В результате левая машина переместилась на разметку.

Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.

При обгоне

Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

Об аварии при перестроении смотрите в этом видео:

Штраф или другое наказание за ДТП?

При совершении аварии одним лишь штрафом автомобилист не отделается. И разделы КоАП, по которым будут наказывать нарушителя, разные:

  • если при перестроении он превысил скорость, то заплатит по статье 12.9 от 500 р. до 5000 р. или лишится ВУ на срок от 4 месяцев до года, в зависимости от того, насколько больше разрешенного был показатель;
  • тот, кто в ходе выполнения маневра долго ехал по разметке, отдаст 500 р. по статье 12.16;
  • если не включил поворотник перед перестроением, будет наказан по части 1 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  • к помешавшему проехать тому, кто имел приоритет, применят часть 3 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Ремонтировать разбитую машину потерпевшего будет страховая фирма виновника. Но если этих денег не хватит, скорее всего последнего ждет иск о возмещении урона. Возможно, что платить ему придется и за , если ДТП было с пострадавшими или погибшими. К счастью, в подобных авариях последнее случается очень редко.

Штраф за перестроение на перекрестке

Штрафа собственно за перестроение на перекрестке не полагается, так как маневр этот на данном участке не запрещен. Наказать водителя могут:

Штраф за нарушение разметки при перестроении

Штраф за нарушение требований разметки, допущенное при перестроении, налагается по ч.1 ст.12.16 КоАП:

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Нельзя пересекать линии 1.1, 1.3. Обе они являются сплошными и предназначены для разграничения траекторий следования транспорта, используются там, где их переезд может создать опасную ситуацию. Запрещено пересекать и 1.11, если ее пунктирная составляющая расположена слева.

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Перестроение в другой ряд следует совершать, если оно действительно необходимо и возможно. Если водитель не уверен в своих силах, даже в пробке лучше оставаться в пределах прежней полосы. И никогда не перестраиваться в «мертвой зоне».

Полезное видео

О том, как правильно перестраиваться, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Несмотря на достаточно четкие и ясные правила дорожного движения, действующие на территории нашей страны, далеко не каждый водитель транспортного средства в состоянии верно интерпретировать их в конкретной ситуации. К этому стоит добавить и удивительную «забывчивость», которой страдает два ли не каждый водитель, получивший на руки заветный документ, дающий ему право на управление автомобилем.

Большинство современных водителей отличаются должным уровнем адекватности и взаимной вежливости, что в основном позволяет избежать возникновения на дороге спорных ситуаций. Но, к сожалению, нередко возникают определенные разногласия, в особенности при движении на нерегулируемых перекрестках или одномоментном перестроении на таких участках дороги, где очередность не оговаривается ПДД.

Из всех правил дорожного движения, наибольшее количество спорных «трактовок» у водителей вызывает понятие помеха справа. Стоит сразу оговориться, что данная "норма" совершенно не требует уступать дорогу всем ТС, приближающимся с правой стороны - оно действует при строго определенных условиях. По мнению автомобильных экспертов, пункт правил помеха справа используется в самую последнюю очередь, после «использования» других, действующих на конкретном участке дороги.

Помеха справа и одновременное перестроение

Одной из ситуаций, когда действует правило помеха справа, является одновременное перестроение двух ТС. При этом, если они двигаются в попутном направлении, при совершении "параллельного" перестроения, авто, расположенное с левой стороны обязано уступить дорогу авто, двигающемуся справа от него. Если же автомобиль, едущий по правой полосе продолжает движение вперед, а перестраиваться собирается только левое авто, дорогу уступать ему никто не обязан.

Поскольку вариантов перестроения множество, имеет смысл перечислить наиболее распространенные.

  1. Водитель двигается прямо по выбранной полосе. В том случае, когда любое авто, едущее справа или слева пытается перестроится на эту же полосу спереди, пропускать его совсем не обязательно -правило «помеха справа» не применяется. Пропустить другого водителя или продолжать движение с выбранной скоростью, решать только автомобилисту.
  2. При необходимости перестроиться на левую полосу, автомобиль, который собирается совершить маневр с правой полосы, имеет преимущества в действующем правиле помехи справа, и авто, расположенное слева обязано уступить дорогу. Конечно, перед началом маневра следует убедиться, что другой водитель действительно готов уступить.
  3. При перестроении на правую полосу, автомобиль планирующий совершить аналогичное действие, должен уступить автомобилю на правой полосе.

Все вышеперечисленное может быть изложено в виде более простых для понимания тезисов:


Что же такое помеха справа на перекрестке

Часть водителей не знают, как понять ситуацию помеха справа, когда они находятся на перекрестке. Оно подразумевает необходимость уступать дорогу на перекрестке автомобилям, приближающимся с правой стороны. Единственное, на что следует обратить внимание - данное правило распространяется лишь на нерегулируемые перекрестки, которые образованы равнозначными дорогами. Понятию «нерегулируемый перекресток», законом также дано четкое определение, он признается таковым, если:


Согласно ПДД, помеха справа на перекрестке, при которой требуется пропустить другое ТС, используется в следующих случаях:

  • при движении через перекресток прямо, ТС с правой стороны, показывает, что собирается повернуть направо - уступить придется в том случае, когда нет возможности совершить одновременный маневр, двигаясь параллельным «курсом»;
  • при прямолинейном движении, ТС, находящееся справа, собирается повернуть налево;
  • при повороте налево, встречный автомобиль едет прямо или также совершает левосторонний поворот.

Если при движении ТС их "маршруты" не могут пересечься, пропускать никого не следует, все авто двигаются своим «курсом». При передвижении по городу, достаточно часто можно попасть в ситуацию, когда очередность проезда в ПДД просто не оговорена. Как правило, это связано с движением во дворах многоквартирных домов, на территориях, прилегающих к торговым центрам, на парковках и т. д. В таких ситуациях необходимо всегда пропускать авто, двигающееся справа.

Правила дорожного движения нужно знать

Несмотря на предельно четко описанные в ПДД ситуации, при которых автовладелец обязан уступать другому транспорту, очень большое число автовладельцев неверно трактуют действующие правила. К примеру, на видео ниже хорошо видно, как автомобиль, двигающийся в правом ряду, не имея на то «законных» оснований попытался перестроиться в левую полосу, встретив на своей препятствие. В этой ситуации он совершенно не прав - пропускать его никто не обязан, поскольку второй участник конфликта двигался по своей полосе и маневрировать не планировал.

Достаточно часто можно попасть в такую ситуацию, которая никак не регламентируется в ПДД. Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию, что называется «из жизни». Авто въезжает во двор, где расположен Т-образный перекресток. Справа приближается другое авто, и водитель первого останавливается со включенным правым поворотником и намерением пропустить другой автомобиль. Но оказывается, что оно поворачивает налево - возникает конфликтная ситуация. Помеха справа по правилам ПДД в этой ситуации даже не рассматривается, и адекватные водители всегда могут обойтись без конфликта.

Правило трех Д, или дай дураку дорогу

По мнению многих опытных водителей, имеющих многолетний стаж безаварийной езды, знание правила «помеха справа» при перестроении - это, конечно, хорошо, но во многих случаях избежать ДТП, да и просто конфликтной ситуации помогает обычная человеческая вежливость, не регламентируемая никакими правилами. Кроме этого, значение имеет и банальная внимательность.

Часто встречается ситуация следующего характера. Выезжая на дорогу со двора, или другой прилегающей территории, водитель думает, что его обязаны пропустить, поскольку уверен, что помеха справа выглядит именно так. На самом деле, это он должен дождаться окончания потока машин, поскольку выезжает на главную дорогу со второстепенной. Не исключен и следующий вариант развития событий.

Выезжающий со второстепенной дороги автомобиль успевает выскочить перед автомобилем, находящемся на главной дороге, и занимает «правильное» положение на полосе, но сразу же получает удар от другого авто, водитель которого не успевает среагировать. Определить степень вины в такой ситуации не так легко, в особенности при отсутствии видеорегистратора. Здесь уместнее уступить водителю со второстепенной дороги, «применив» правило трех Д.

Помеха справа и круговые перекрестки

До недавнего времени все водители знали, что при въезде на перекресток с круговым движением они имели «приоритет», и весь транспорт, двигающийся на нем, должен был их пропускать - согласно ПДД, применялось правило «помеха справа». Это не являлось абсолютно логичным, поскольку более правильным был приоритетный проезд автомобиля, уже находящегося на полосе, с целью скорейшего освобождения перекрестка. В настоящее время действуют правила, аналогичные европейским, обязывающие останавливаться перед въездом на такой перекресток, пропуская находящийся на нем транспорт.

Частой проблемой современного водителя становится тот факт, что он не в состоянии верно идентифицировать перекресток, который образован равнозначными дорогами, и не обозначается дорожными знаками. В такой ситуации, «главным» себя чувствует тот водитель, который движется прямо - это вполне нормальная реакция, хотя и не всегда верная. Связано это с тем, что основная часть дорог, обозначенных знаком «главная» расположены именно прямо, а все примыкания, как правило, имеют второстепенное значение. Приближаясь к такому перекрестку, стоит вспомнить пункт ПДД о помехе справа.

Многие автолюбители, даже имеющие немалый водительский стаж, забывают о том, что значит помеха справа, когда двигаются по различным прилегающим территориям (парковки, АЗС, рынки). Поскольку движение по таким территориям правилами не регламентируются, «золотым» стандартом будет уступить ТС, приближающемуся с правой стороны. Правилом помехи справа целесообразно руководствоваться в любых ситуациях, которая е вполне ясна для автовладельца, помня о том, что лучше пропустить другого водителя, если он не прав, нежели стать участником ДТП.

Достаточно типичная ситуация, когда правило помеха справа, в ситуации как на картинке, применяться не должно, но водители об этом забывают.

Водитель синего авто совершенно не обязан пропускать встречное ТС, поскольку перекресток, во-первых, регулируемый, и во-вторых, синее авто двигается под основной зеленый сигнал светофора, в отличие от красного, для которого основным является красный.

Если помеха справа аналогичная картинке ниже, ответом на вопрос кто должен уступить очевиден - синий обязан пропустить, поскольку дороги являются равнозначными.

Дорога – не место для долгих размышлений, между тем, ситуаций, когда требуется четкое и быстрое принятие единственно верного решения, достаточно много. Ситуации с выяснением очередности при выполнении маневров возникают практически всегда. Чтобы безопасно доехать до места назначения, необходимо знать, кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении.

Большинство действий водитель предпринимает автоматически, научившись быстро и верно оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения. Без навыков перестроения вряд ли можно добраться даже до ближайшего магазина, не говоря уже о плотного трафике. Более того, даже следуя в своем ряду, необходимо быть готовым к быстрому маневрированию в виду непредвиденной ситуации. Малейшая ошибка может привести к печальным последствиям, повреждению авто, участников движения, и чем выше будет скорость, тем большему риску подвергается водитель.

Перестроение согласно положениям ПДД

В целях обеспечения безопасности на дороге, водителю нужно научиться правильно трактовать ситуацию и принимать решения с учетом правил, описывающих принципы перестроения. Согласно п.8.4, при выезде машины из полосы, по которой она следовала ранее, либо из ряда, продолжая двигаться с том же направлении, водитель обязан пропускать авто, двигающееся по полосе, куда он намерен перестроиться.

Если происходит одновременное перестроение и одному из участников движения нужно уступить, чтобы избежать столкновения, организуют пропуск транспорта, следующего по полосе справа, так как преимущество в движении имеет именно он.

ВАЖНО! Основной принцип, которым нужно руководствоваться, это наличие приоритета о тех, кто двигается правее, т.е. находится ближе всего к краю дороги или обочине. Уступать нужно даже в тех случаях, когда автомобиль, находящийся левее, немного обгоняет ТС с правой стороны. Возможно применение торможения или замедления хода, чтобы предоставить возможность водителю справа первому завершить маневр.

Известный среди автомобилистов термин «помеха справа», не определен положениями ПДД, однако на практике применяется часто.

Правило «помехи справа» предписывает уступить дорогу водителю, находящемуся с правой стороны, если налицо следующая ситуация:

  • одновременное перестроение;
  • организация последовательного пересечения нерегулируемого перекрестка или другие места, где нужно определять очередность движения.

Применяя «помеху справа», важно помнить об исключениях:

  1. Место пересечения равнозначных дорог.
  2. Проезд перекрестка регулируется сотрудником ДПС, светофором, либо иным способом.
  3. Дорога оснащена знаками, которые позволяют правильно установить очередность.

На видео об одновременном перестроении

Порядок одновременного выполнения маневра

Правило, требующее пропуска водителей, находящихся правее, применяется очень часто, особенно в условиях загруженности дорог и интенсивности движения.

Наибольшие сложности возникают, когда перестроение приходится совершать при закрытом крупногабаритными машинами обзоре.

Следует изучить наиболее распространенные примеры на дорогах, чтобы иметь возможность правильно и быстро реагировать во время движения:

  1. Если водитель двигается по своей полосе и не собирается перестраиваться, в то время, как справа другой автомобилист собирается занять место, принцип «помехи справа» не может быть применено, поскольку водитель не совершает дополнительных маневров.
  2. Водитель хочет занять соседнюю полосу, и других претендентов на занятие той же полосы справа не имеется, достаточно пропустить поток, двигающийся по выбранной полосе и занять место в ряду после них.
  3. Если автомобилисты с правой и левой полосы одновременно собираются занять среднюю полосу, приоритет отдается машине, расположенной правее. Автомобилист, занявший более левую полосу, обязан подождать окончания маневра, чтобы выполнить свое перестроение.

Данные положения должны быть четко зафиксированы и осознаны водителем, так как во время движения, рассуждать о том, кто имеет приоритет, и как правильно совершить маневр, будет невозможно.