ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Приказом Союзпромарматуры от «28 » марта 1975 г. № 39 срок введения установлен с «1 » января 1977 г. на срок до «1» января 1982 г.*
* Снято ограничение срока действия.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Примечания: 1. Материалы, указанные со знаком*, применять по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Допускается применять другие материалы с аналогичными свойствами по согласованию с предприятием-разработчиком настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
Подготовку поверхностей деталей к нанесению смазок следует производить в помещении, оборудованном местной вытяжной вентиляцией. Температура воздуха в помещении - от 10 до 30 °С.
Перед нанесением смазки все трущиеся поверхности деталей следует проверить на отсутствие коррозии, очистить от загрязнения, металлической стружки, обезжирить и просушить.
Обезжиривание металлических деталей (шпинделей, резьбовых втулок, винтов, шпилек, гаек и др.) следует производить в водном моющем растворе: тринатрийфосфат технический - 15 г на литр воды и вещество вспомогательное - 2 г на литр воды. Температура моющего раствора - от 60 до 80 °С. Обезжиренные детали следует промыть 0,1-процентным раствором двухромовокислого калия. Температура раствора - от 60 до 80 °С.
Допускается при выпуске арматуры партиями до 4000 штук обезжиривание металлических деталей производить двукратной промывкой керосином последовательно в двух ваннах в течение 10 минут. Для первой промывки следует использовать керосин из второй промывочной ванны. При первой промывке рекомендуется пользоваться капроновыми ершами или малярными кистями.
Обезжиривание резьбовой части шпинделей в сильфонных сборках следует производить хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в спирте и отжатой до полусухого состояния.
Антифрикционные смазки и материалы для промывки и обезжиривания должны быть согласованы заказчиком.
Подготовить подшипники качения к нанесению смазки:
обезжирить в ваннах с керосином в течение 20 минут и в ванне со спиртом в течение 3 минут.
Обезжиривание резиновых деталей следует производить двукратной протиркой хлопчатобумажными салфетками, смоченными в этиловом спирте.
Контроль чистоты поверхности следует производить:
а) визуальным осмотром;
б) хлопчатобумажной салфеткой (только для деталей специальной арматуры).
При протирке поверхностей деталей сухая хлопчатобумажная салфетка должна оставаться чистой.
Если салфетка будет иметь следы грязи или масла, детали следует отправить на повторную промывку.
Сушка деталей после обезжиривания должна производиться:
а) после обработки моющим раствором - по технологии предприятия-изготовителя;
б) после обработки растворителями - на воздухе до полного удаления запаха растворителя.
Температура воздуха - от 10 до 30 °С.
Время сушки - от 10 до 30 минут.
Сильфонные сборки специальной арматуры следует дополнительно просушить в течение от 15 до 30 минут в термостате при температуре от 100 до 110 °С.
Контроль качества сушки деталей и узлов следует производить с помощью фильтровальной бумаги: на поверхности фильтровальной бумаги, приложенной к детали, не должно оставаться следов растворителя. Допускается контроль качества сушки деталей арматуры общепромышленного назначения производить визуально.
Периодичность смены растворителей устанавливается технологическим процессом в зависимости от объема, количества промываемых деталей и норм расхода, установленных настоящим стандартом.
Антифрикционные смазки на поверхность деталей следует наносить в условиях, гарантирующих смазываемые поверхности от грязи, влаги. Температура воздуха в помещении - от 10 до 30 °С.
Марка смазки указывается в чертежах и должна удовлетворять требованиям действующих стандартов. Не допускаются к применению смазки, имеющие поврежденную упаковку, а также не имеющие упаковочного листа или паспорта, подтверждающего соответствие данной партии требованиям соответствующих стандартов.
Смазку на трущиеся поверхности деталей арматуры следует наносить непосредственно перед сборкой арматуры согласно указаниям чертежей, карт смазки, технических требований или инструкций по эксплуатации арматуры. Антифрикционные смазки могут быть использованы в течение года со дня вскрытия тары и должны храниться при температуре от 10 до 30 °С в условиях, гарантирующих смазки от попадания грязи и влаги.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
При выполнении работ по подготовке поверхности деталей к нанесению смазки:
а) концентрация паров керосина в помещении, где происходит обезжиривание, не должна превышать 10 мг на 1 дм воздуха:
б) конструкция оборудования, используемого при обезжиривании, должна обеспечить защиту работающих от попадания растворителя;
в) рабочие, производящие обезжиривание растворителями, должны быть обеспечены фартуками, обувью, перчатками, респираторами;
г) рабочие, производящие обезжиривание водными моющими растворами, должны обеспечиваться резиновыми фартуками, обувью и перчатками.
На предприятии должна быть разработана и утверждена главным инженером инструкция по требованиям безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии, учитывающая местные производственные условия.
К выполнению работ по подготовке поверхностей деталей к нанесению смазок допускаются лица, изучившие устройство оборудования и технологический процесс и прошедшие инструктаж по требованиям безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии.
Технологические смазки непосредственно в процессе прокатки путем подачи в очаг деформации между полосой и валками применяются в обязательном порядке при холодной прокатке листов. Однако в последнее время технологические смазки находят все более широкое применение и в процессе горячей прокатки листового металла в основном на ШСГП. Их использование позволяет повысить эффективность производства проката, снизить расход энергии и износ валков, уменьшить усилие на валки, снизить температуру рабочих валков, уменьшить величину коэффициента трения, сократить количество дефектов, снизить окалинообразование, повысить качество поверхности полосы, а также повысить производительность стана и улучшить качество проката.
В то же время, при горячей прокатке существуют неблагоприятные условия для образования и удержания равномерного смазочного слоя на валке или полосе.
Первая проблема состоит в том, что вода, которая применяется для охлаждения валков, не только смывает масло с поверхности валка, но и ухудшает адгезию масла к металлической поверхности. Также, в очаге деформации смазка находится под действием высокого давления и температуры, которые приводят к разложению смазки. Однако ее горения в очаге деформации не происходит из-за малого (сотые доли секунды) времени нахождения в очаге деформации.
В связи с наличием таких экстремальных условий, к смазке предъявляют следующие требования:
- смазка должна обеспечивать эффективное снижение силы трения и износа валков;
- не смываться с валков и не выдавливаться из очага деформации, образуя равномерную пленку;
- не вызывать коррозии оборудования и прокатываемого металла;
- быть доступной, дешевой и недефицитной;
- удовлетворять требованиям санитарии и гигиены;
- быть технологичной с точки зрения подачи в очаг деформации;
- легко удаляться с поверхности готового проката после охлаждения.
Основной эффект от применения технологических смазок заключается в снижении силы прокатки, что в свою очередь влияет на снижение расхода электроэнергии на прокатку
(таблица 3).
Таблица 3 Расход электроэнергии при прокатке листов со смазкой и без на ТЛС 2300 Донецкого металлургического завода
Таким образом, удельный расход электроэнергии, потребляемой на прокатку с использованием смазки в чистовой клети толстолистового стана 2300, снизился на 5,3…12,5%.
В целом, преимущества применения смазок при горячей прокатке следующие:
- увеличение стойкости валков по износу на 50…70%, за счет чего снижаются потери времени на перевалку валков и повышается производительность на 1,5…2%;
- снижение силы прокатки на 10…20 %, за счет чего обеспечивается экономия электроэнергии на 6…10%, уменьшается прогиб валков и повышается точность прокатки;
- снижение теплопередачи от раската к валкам, за счет чего снижается пиковое значение температуры поверхности валков на 50…100 ºС, снижается уровень термических напряжений в валке и повышается его стойкость, а также уменьшаются потери тепла раскатом;
- более «мягкие» условия работы валков способствуют уменьшению числа валков, которые списываются из-за выкрашивания поверхности, в несколько раз;
- улучшается качество поверхности листов за счет чистоты поверхности валков;
- изменяется фазовый состав окалины – снижается ее твердость, что облегчает ее удаление. Количество окалины уменьшается в 1,5…2 раза.
Виды смазок для горячей прокатки
Смазки, которые используются при горячей прокатке по агрегатному состоянию можно разделить на: твердые, пластичные (консистентные) и жидкие. По происхождению выделяют смазки, основывающиеся на применении неорганических(графит, тальк и др.), органических (минеральные масла, жиры и др.) материалов, и синтетические смазки (например, использование растворимых в воде полимеров). На рис. 23 представлена классификация технологических смазочных средств, применяемых при горячей прокатке.
Рис. 23. Классификация технологических смазок для горячей прокатки стали
Твердые смазки в основном изготовляются на основе графита в виде брикетов. Слой смазки наносят на валок путем прижатия брикета к поверхности вращающегося валка.
Однако конструктивные трудности крепления брикетов и сложность тонкого дозирования не позволили этим смазкам получить широкое применение.
Технологические смазки на основе жидкого стекла , наносятся на поверхность полосы. Однако, несмотря на высокую эффективность, они не нашли широкого применения на станах из-за трудности равномерного нанесения на всю поверхность полосы и удаления стеклянной пленки с поверхности готового проката. Также такие смазки неблагоприятно влияют на условия работы персонала стана.
Консистентные и пастообразные смазки также весьма эффективны, но из-за трудностей тонкой дозировки тоже не нашли широкого промышленного применения. Солевые смазки применяются в виде водных растворов, которые можно наносить на заготовку до ее нагрева в печи. Однако такие смазки вызывают повышенную коррозию деформируемого металла и оборудования.
Наиболее рациональным, как показали результаты исследований и опыт применения смазок на промышленных станах, является использование жидких технологических смазок , которые могут применяться в чистом виде, в виде эмульсий, водомасляных смесей, в виде раствора друг в друге, расплава и т.д. Характеристики жидких смазочных систем представлены в таблице 4.
Таблица 4
В качестве технологической смазки при горячей прокатке предложены сложные смеси следующих составов: смесь минерального масла с растительным, минерального с касторовым и добавками окиси парафина, полиоксилэтиленсолбутан, смазки на основе жиров и другие смеси. Для повышения эффективности смазки в качестве специальных добавок можно использовать жиры и жирные кислоты. Характеристика некоторых масел, которые могут быть использованы в качестве технологической смазки для горячей прокатки приведена в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика масел, которые могут быть использованы в
качестве технологической смазки для горячей прокатки
Способы нанесения смазок
Смазку можно наносить как на полосу, так и на прокатные валки. При нанесении на полосу смазка должна быть негорючей (соли, силикатные расплавы), ее наносят или перед прокатной клетью или на заготовку перед нагревом в печи, однако, как уже говорилось, данные способы не нашли широкого применения.
Поэтому основным является способ нанесения смазки на прокатные валки. Существуют различные способы подачи технологических смазок на валки:
- Ввод вместе с охлаждающей жидкостью через коллекторы охлаждения;
- Разбрызгивание с помощью форсунок;
- Нанесение контактными устройствами;
- Распыление воздухом или паром.
Выбор способа зависит от конкретных условий применения: типа стана, температуры прокатки, прокатываемого металла, скорости прокатки. Рассмотрим вышеперечисленные способы.
Ввод смазки вместе с охлаждающей жидкостью через коллекторы охлаждения
По этому способу смазка вводится в трубопровод системы охлаждения непосредственно перед коллектором подачи воды на прокатные валки. Такая система достаточно проста, однако при ее использовании существуют определенные трудности с обеспечением точной дозировки смазки и образованием равномерной смазочной пленки.
Рассмотрим в качестве примера подачу смазки на валки сортового стана (рис. 24). На сортовом стане горячей прокатки валки охлаждаются водой, подаваемой насосом по трубопроводу через коллекторы охлаждения непосредственно в калибры.
Рис. 24. Система технологической смазки при приготовлении смеси в коллекторах: 1 — насос подачи охлаждающей воды; 2 – трубопровод; 3 – насос подачи масла; 4 –трубопровод подачи масла; 5 — клапан; 6 – коллекторы охлаждения; 7 – прокатные валки; 8 – раскат
Смазку в виде смеси минерального масла с жировыми присадками подают насосом по трубопроводу в магистраль подачи воды, где она, под влиянием турбулентности, смешивается с водой, и полученная водомасляная смесь из коллекторов поступает в калибры валков. При отсутствии раската в клетях подача смазки прекращается за счет срабатывания клапана, наличие раската в валках контролируется с помощью специальных датчиков.
Разбрызгивание с помощью форсунок
Для реализации данного способа в пространстве прокатной клети необходима установка форсунок для подачи смазывающей жидкости на рабочие валки. Схемы автономной подачи смазки на валки четырехвалковых клетей непрерывных широкополосных станов приведены на рис. 25. При использовании данного способа смазка предварительно готовится в специальном баке, а затем подается на валки. Во многих случаях предусматривают подачу смазки на опорные валки, при этом количество форсунок для подачи смазки на нижние валки больше, чем на верхние.
Рис. 25. Схемы подачи технологической смазки на валки: а — стан 1725 в Питтсбурге (США), б — стан в Равенскрейге
(Англия), в — стан 1725 фирмы «Шарон стил» (Англия), г — стан 1525 фирмы «Шарон стил» (Англия), д — подача смазки в очаг деформации, е — комбинированный способ подачи смазки (автономно на верхний опорный валок и совместно с охлаждающей водой на нижний рабочий валок), ж — подача смазки при одностороннем охлаждении валков
На рис. 26 представлена система нанесения смазки на рабочие валки фирмы Siemens.
Рис. 26. Устройство для нанесения смазки на рабочие валки (а), конструкция форсунок (б) и расположение устройства в рабочей клети (в): 1 – трубопроводы воды и смазки, 2 – форсунки, 3 – уплотнительная лента
Основные форсунки для разбрызгивания смазки устанавливаются с рабочей стороны валков, а с выходной стороны устанавливаются форсунки для охлаждения валков. Приготовление водомасляной смеси производится непосредственно в самой форсунке, а равномерное распределение смеси по поверхности валка обеспечивается уплотнительной лентой.
Рис. 27. Подача смазки в калибр клети сортового стана
Использование форсунок возможно и на сортовых станах. В этом случае форсунки устанавливаются так, чтобы смазка сразу попадала непосредственно в калибр (рис. 27).
Нанесение контактными устройствами
По этому способу смазка наносится с помощь контактных устройств, которые прижимаются к валку. Контактирующий элемент, который представляет собой металлический или текстолитовый короб, заполненный смазкой, по периметру снабжают эластичным износостойким материалом, который отжимает воду с валка и удерживает смазку в устройстве. Также возможно нанесение смазки с помощью пористого материала, либо путем прижатия брикетов. Способ позволяет использовать смазку, как в твердом, так и в пастообразном или жидком состоянии.
Система для нанесения смазки контактным способом включает в себя 2 подсистемы:
- подсистема хранения и приготовления смазки;
- подсистема подачи смазки на валки рабочей клети.
Первая подсистема включает в себя резервуары для хранения концентрированной жидкой смазки, емкости для приготовления смеси необходимой концентрации и температуры. Вторая подсистема состоит из насосов, фильтров, запорной и регулирующей арматуры, магистралей для транспортировки смазки и устройств для нанесения смазки на валки.
Схему устройства для контактного нанесения смазки на валки четырехвалковой клети ШСГП представлена на рис. 28.
Рис. 28. Система для подачи смазки на валки контактным способом: 1 — бак; 2 — сливной патрубок; 3 — запорный вентиль; 4 — фильтр; 5 — насос; 6 — манометр; 7 — клапан; 8 — блок управления; 9 — датчик наличия полосы в клети; 10 — полоса; 11 — валки; 12 — контактное устройство для нанесения смазки
Контактное устройство представляет собой текстолитовый короб, который уплотнен по контуру войлоком и открытой стороной прижат к валкам. Водо-маслянная смесь (концентрация масла 6…8%) готовится в баке емкостью 9 м 3 путем продувки паром и воздухом в течение 20 минут. Смесь подогревается до 50…60 °С. Смазка подается только в тот момент, когда полоса находится в клети, что контролируется датчиком. Система имеет два контура, первый используется для перемешивания смеси, второй для подачи смеси на валки.
Распыление воздухом или паром
Данный способ предусматривает создание так называемого масляного тумана внутри рабочего пространства прокатной клети. Масло поступает во всасывающую камеру эжектора, где смешивается с рабочей средой и в виде масляного тумана направляется к контактным устройствам, где распыляется по поверхности валков.
Несмотря на все преимущества с точки зрения эффективности нанесения смазки, данный способ имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, приходится применять достаточно сложное оборудование и полностью изолировать рабочее пространство клети. Во-вторых, масляный туман создает небезопасные условия для здоровья рабочих стана.
Любые механизмы рано или поздно требуют замены смазочных материалов. Нанести смазку в труднодоступное место вам будет довольно просто, если воспользоваться простым советом и незамысловатым приспособлением.
Как наносить смазку в труднодоступные места:
«Маслом кашу не испортишь», так точно и смазки много не бывает, но в тоже время, когда ЛИТОЛ лезет со всех щелей, это тоже не есть хорошо. Добиться золотой середины возможно при помощи простого совета. Прошли те времена, когда масло, клей или смазку наносили отверткой или кисточкой. Дозировку смазки несложно произвести при помощи обыкновенного шприца.
Пример нанесения смазки
Довольно непросто нанести застывшую смазку типа ЛИТОЛа, ЦИАТИМа, или обыкновенный силиконовый герметик в миниатюрные части, зазоры изделия. Но вам поможет существенно упростить такую задачу нехитрый совет. Попробуйте наносить смазку или силикон при помощи обыкновенного шприца. Рекомендую сразу обломать или согнуть иголку от шприца – это послужит в роли крышечки, что бы остатки смазки не вылезали наружу.
Разобранный шприц
Вытягиваете со шприца поршень, и набираете туда при помощи отвёртки смазку (я ЛИТОЛ 24 туда засовывал).
Шприц со смазкой
Ну, собственно говоря, вот и вся хитрость, но такая организация поможет вам не запачкаться смазкой. Вы сможете равномерно и дозировано нанести смазку даже в самые труднодоступные места. Можно купить шприц с толстой иглой и ещё более точно попасть в месть трения, или присоединить капельницу и тоже попасть туда куда надо.
Виды смазок, ^дним из способов уменьшения сцепления бетона с поверхностью форм является применение различных смазок. Правильно подобранная и хорошо нанесенная смазка обеспечивает легкое освобождение изделия и способствует получению ровной и гладкой его поверхности. 1
Смазка для форм должна удовлетворять следующим условиям:
По консистенции она должна быть пригодной для нанесения распылителем или кистью на холодные или нагретые до 40°С поверхности;
Ко времени выемки изделий из форм смазка должна превращаться в прослойку, не вызывающую сцепления с поверхностью форм, например, порошкообразную или типа пленки, легко разрушаемой при распалубке;
Не оказывать вредного действия на бетон, не приводить к образованию пятен и потеков на лицевой поверхности изделия, не вызывать коррозии рабочей поверхности формы;
Не создавать антисанитарных условий в цехах и быть безопасной в пожарном отношении;
Смазка должна быть простой по технологии приготовления и позволяющей механизировать процесс нанесения.
Смазку следует наносить на тщательно очищенную от бетона поверхность; на бетонной пленке, на поверхности с вмятинами, царапинами она не может дать положительных результатов.
Смазки, применяемые на предприятиях сборного железобетона, можно распределить на три основные группы: 1) водные и водно-масляные суспензии, 2) водно-масляные и водно-мыльнокеросиновые эмульсии, 3) машинные масла, нефтепродукты и смеси из них.;
Суспензии, или водные растворы тонкодисперсных минеральных веществ, применяются на заводах, главным образом, при отсутствии других смазок. К ним относятся известковая, меловая, глиняная, шламовая (отходы при шлифовке мозаичных изделий) и др. Эти смазки просты в приготовлении и имеют невысокую стоимость. Недостатком их является легкая размы - ваемость водой, что способствует нарушению смазки при бетонировании; прочность пленок, образуемых суспензионными смазками, довольно высока, и это затрудняет распалубку и очистку форм и изделий.
Известковая и меловая смазки применяются для деревянных поверхностей, известково-глиняная дает сравнительно хорошие результаты на бетонных поверхностях.
Широкое распространение получила водно-цементно-масляная смазка, отличительной особенностью которой является ее стойкость во время укладки бетона и превращение в порошкообразную прослойку, легко счищаемую при съеме изделия. На ряде заводов полностью механизировано приготовление, транспортирование и нанесение этой смазки.
Эмульсионные смазки имеют много различных составов, допускают возможность комплексной механизации их приготовления и нанесения на формы, превосходя в этом отношении многие другие смазки. Наиболее удобны в производственных условиях водно-масляные эмульсии; они не вызывают у рабочих раздражения кожных покровов и слизистых оболочек, не огнеопасны.
На ряде заводов успешно используют водную эмульсию трансмиссионного автотракторного масла и натриевой соли нафтеновой кислоты (мылонафта), вместо которой в качестве эмульгирующего и стабилизирующего компонента можно применять соапсточные отходы, мыльные отходы промышленности или мыло. Трансмиссионное автотракторное масло (нигрол) можно заменить автотракторным маслом (автолом) с увеличением его количества в смазке в 1,2-1,5 раза.
Водно-мыльно-масляные эмульсионные смазки вполне оправдывают себя в условиях вертикального формования изделий (в кассетных установках); их можно наносить на горячие металлические поверхности, имеющие температуру до 100°С. Эти смазки не оставляют на стенках форм пригара и легко очищаются. Внутренние углы и ребра форм, на которые наносить эмульсии затруднительно, следует смазывать солидолом, расплавленным парафином или автотракторным маслом.
Смазка из соапстока (отходы мыловаренного производства) с водой дает относительно большое сцепление бетона с поверхностью формы, поэтому ее следует применять только для. горизонтальных поддонов. Ее наносят на поверхности в горячем виде. Так как применение этой смазки вызывает ржавление металла, необходимо 3-4 раза в месяц смазывать формы машинным маслом.
Машинные масла, керосин, петр о л а ту м и смеси из них составляют самостоятельную группу смазок. Наиболее употребительны масла соляровое, веретенное, автол и отработанное, а также смеси этих масел с керосином в соотношении по весу 1:1.
Широко применяется смазка из солярового масла, солйдола и золы (по весу 1: 0,5: 1,3). Она обеспечивает беспрепятственное распалубливание и приготовляется путем замешивания жидкого солидола и солярового масла при температуре 60°С с последующим добавлением золы ТЭЦ или извести-пушонки. Во время пропаривания изделий соляровое масло почти полностью улетучивается и между бетоном и формой остается порошкообразная прослойка, легко сметаемая с поверхности форм и изделий.
Хорошие результаты дает смазка из солярового масла, солидола и автола (1:1:1), стеарино-керосиновая (1: 3), парафи - но-керосиновая (1:3) и др. Однако применение этих смазок ограничено дефицитностью материалов.
Петролатумно-керосиновая смазка состоит из недефицитных дешевых материалов, она дает малое сцепление бетона с поверхностью формы, не оставляет пятен на поверхности бетона, не расслаивается гтри хранении; ее можно применять при низких температурах (на открытых полигонах).
Недостатком петролатумной смазки, а также смазки из нигрола, растворенного в соляровом масле или керосине, является вредное действие их на кожные покровы, возможность раздражения слизистой оболочки рта и носа при неосторожном обращении со смазкой. Опыт работы крупнейших заводов показал, что устройство вытяжных колпаков над машинами для смазки форм полностью устраняет вредное влияние этих смазок.
На заводах сборного железобетона широко применяются эмульсионные смазки, стоимость которых не превышает 10 Руб /т. Если, например, при производстве изделий в кассетных формах принять стоимость солидоло-соляровой смазки за 100%, стоимость петролатумно-соляровой смазки составит 54%, нигрольно-мыльиой - всего 18-31%. Это объясняется сравнительно низкой стоимостью компонентов эмульсионной смазки и возможностью реже производить профилактическую очистку формовочных поверхностей. Составы рекомендуемых к применению смазок приведены в табл. 6. На расход смазки влияет ряд факторов: консистенция смазки, конструкция и тип форм (горизонтальные, вертикальные) , способ нанесения, смазки (ручной, механический) и качество поверхности форм.
|
Приготовление И нанесение смазок. Весьма эффективным способом приготовления водомасляных эмульсий является гидродинамический преобразователь, так называемый «жидкостный свисток», в котором вследствие колебаний металлической пластинки создаются акустические волны ультразвукового диапазона. Возникающие при этом давления и быстрые движения частиц жидкости дают возможность получать различные эмульсии, т. е. смешивать между собой в обычных условиях несмешивающиеся жидкости, например, бензин с водой, масло с водой и т. д.
Ультразвуковой эмульгатор типа Ленинградоргстроя, работающий на ряде заводов для. приготовления смазочных эмульсий, имеет производительность 100-120 Л/ч (рис. 41). Для приготовления эмульсий используется гидродинамический преобразователь, состоящий из сопла и закрепленной перед ним в четырех точках пластинки. При перекачивании жидкости через сопло в пластинке возбуждаются колебания. Скорость истечения жидкостей и расстояние между соплом и пластинкой подбирают так, чтобы получить резонанс колебаний пластинки; частота колебаний пластинки возрастает до 18-22 тыс. Гц, и из смеси жидкостей получается стойкая эмульсия.
В смесительный бак загружают составляющие - воду, масло и мыльный раствор - в соответствующей пропорции общим объемом 50 Л. Затем включают насос, и смесь циркулирует че-
Рез сопло свистка, в зоне которого происходит интенсивное перемешивание составляющих. Цикл перемешивания длится 10- 15 Мин; за это время весь объем жидкости 3-5 раз проходит через свисток. Готовая эмульсия подается насосом установки в сборный бак, из которого под давлением / 2 з
3-4 Атм подается насосом к распылителям.
Стабильность такой эмульсионной смазки при комнатной температуре составляет около 3 суток.
Для приготовления смазок из однородных продуктов, например растворов машинного масла в керосине, применяют лопастные мешалки. Компоненты, представляющие собой густую или твердую массу, например, пет - ролатум, необходимо подогревать. Петрола - тум в баке или ванне с паровой рубашкой разогревается до капельно-жидкого состояния (при температуре 60-80°С), затем в него с легким перемешиванием вливается керосин. Смазка может храниться длительное время, так как она не расслаивается.
Соапсток при нагреве до 90° полностью растворяется в воде. Известковые, меловые и другие суспензии приготовляют в обычных лопастных растворомешалках или приводных краскотерках; длительное хранение их невозможно, так как они довольно быстро расслаиваются.
Приготовление эмульсионной смазки производится централизованным путем по схеме, показанной на рис. 42.
Нанесение смазки на поверхность удочкой с форсункой производится сжатым воздухом или форсунками, в которых распыление смазки достигается действием центробежной силы.
Однако применять удочки для нанесения смазки в тесных или узких местах затруднительно, например, в нижней части кассетных форм, на криволинейные поверхности и т. д. В этих случаях применяют специальные механизмы.
|
Механизм для смазки формующих поверхностей кассетных установок представляет собой тележку с электроприводом, передвигающуюся по рельсам на уровне верха форм. На тележке расположена передвижная каретка с гребенкой перфорированных труб. Обработка одной формовочной полости производится в два приема при движении гребенки сверху вниз и, после горизонтального смещения каретки, снизу вверх.
При нанесении смазки распылителями меньшие потери да* ет применение более вязкой смазки. Верти - кальные формы требуют большего расхода смазки, чем горизонтальные, так как часть смазки стекает, особенно с нагретых поверхностей. Ручное нанесение смазки кистью повышает ее расход, так как при этом смазку наносят слоем излишней толщины (более чем 0,2-0,3 Мм), что, кроме того, ухудшает качество изделий. Наличие выбоин, глубоких вмятин и перекосов форм приводят к скоплению в них излишней смазки, к тому же образуются пятна на поверхности изделий.
Скачать документ
Технический комитет по стандартизации
«Трубопроводная арматура и сильфоны» (ТК259)
Закрытое акционерное общество
«Научно-производственная фирма
«Центральное конструкторское бюро арматуростроения»
СТАНДАРТ ЦКБА
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА»).
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом от 04.04.2008 г. № 24
3 СОГЛАСОВАН:
ОСТ 26-07-2070-86 Арматура трубопроводная. Антифрикционные смазочные материалы. Марки. Нормы расхода
СТАНДАРТ ЦКБА
Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные смазки, применяемые в парах трения (подвижных и неподвижных соединениях) трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней (далее - арматуры).
Стандарт устанавливает перечень антифрикционных смазок, параметры их применения при эксплуатации арматуры и нормы расхода смазок на одно изделие.
2.1 В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты, нормативные документы:
ГОСТ 201-76 Тринатрийфосфат. Технические условия.
ГОСТ 9433-80 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия
ГОСТ 10597-87 Кисти и щетки малярные. Технические условия
ГОСТ 12026-76 Бумага фильтрованная лабораторная. Технические условия
ГОСТ 14068-79 Паста ВНИИНП-232. Технические условия
ГОСТ 17299-78 Спирт этиловый технический. Технические условия
ГОСТ 19782-74 Паста ВНИИНП-225. Технические условия
ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные общего назначения. Технические условия
ГОСТ 25549-90 Топлива, масла, смазки и специальные жидкости. Химмотологическая карта. Порядок составления и согласования
ГОСТ 26191-84 Масла, смазки и специальные жидкости. Ограничительный перечень и порядок назначения
ГОСТ 29298-2005 Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия
ОСТ 38.01.408-86
ТУ 38.101891-81 Смазка ВНИИНП-275
ТУ 38.1011062-86 Смазка ВНИИНП-276. Технические условия
3 Обозначения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения и обозначения:
а) АС - атомные электростанции;
б) МО РФ - Министерство обороны Российской Федерации;
в) ТУ - технические условия.
4.1 Перечень антифрикционных смазок, применяемых в парах трения арматуры, не имеющих прямого контакта с рабочей средой, их характеристики и область применения приведен в таблице 4.1. Указанные смазки для арматуры заказа МО РФ соответствуют требованиям УП 01-1874-62.
4.2 Антифрикционные смазки могут быть использованы в течение двух лет со дня вскрытия тары, но не более срока хранения, указанного в стандарте или ТУ на смазку, и должны храниться в крытых складских помещениях, в условиях, предохраняющих от попадания грязи и влаги.
Антифрикционные смазки должны заказываться в упаковке в алюминиевых тубах. В случае поставки антифрикционных смазок в банках из белой жести, последние после их вскрытия должны храниться в крытых складских помещениях в закрытых двухслойных мешках из пластмассы или резины.
Срок хранения в таре завода - изготовителя - в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на конкретную смазку.
4.3 Не допускаются к применению смазки, имеющие поврежденную в процессе транспортировки упаковку, а также не имеющие упаковочного листа или паспорта, подтверждающего соответствие данной партии требованиям стандартов или технических условий.
4.4 Антифрикционные смазки для пар трения арматуры в зависимости от условий эксплуатации следует применять в соответствии с таблицей 4.1.
4.5 При проектировании, выбор и предварительное назначение смазок производятся в соответствии с таблицами 4.1, 4.2. Окончательный выбор смазок производится на основании положительных результатов испытаний опытных образцов арматуры.
4.6 При обеспечении заданной работоспособности арматуры несколькими смазками, указанными в таблице 4.1, смазка должна выбираться с минимально допустимыми значениями температур, нагрузок, и т.д.
Применение в этих случаях смазок, обеспечивающих работоспособность арматуры в более широком диапазоне параметров эксплуатации, не допускается.
4.7 Антифрикционные смазки, указанные в таблице 4.1, работоспособны в парах трения изделий в условиях тропического климата.
4.8 Нормы расхода антифрикционных смазок для трубопроводной арматуры общепромышленного назначения и приводных устройств к ней, выбранных в соответствии с требованиями таблиц 4.1, 4.2, в расчете на одно изделия приведены в приложении А.
4.9 Если конструкция арматуры отличается от типовой (наличие ручного дублера, масленки, наличие карманов для создания резерва смазки в узле, гидропривода, пневмопривода и т.п.), нормы расхода могут быть уточнены применительно к конкретной конструкции изделия.
4.10 Выбор и предварительное назначение смазок производится в соответствии с указаниями табл. 4.1 и 4.2. На стадии технического проекта для вновь разрабатываемой арматуры или технического задания на модернизацию арматуры разработчиком арматуры составляется и согласовывается ведомость применения смазок в соответствии с требованиями ГОСТ 26191 и химмотологическая карта в соответствии с требованиями ГОСТ 25549.
4.11 Выбор смазки для пар трения арматуры заказов МО РФ, а также допуск к применению по результатам испытаний должен быть согласован с головной организацией по смазкам.
4.12 Металлические материалы пар трения, резинотехнические детали (РТД), подшипники качения должны быть согласованы соответственно с головными организациями по специализации.
4.13 Нормы расхода антифрикционных смазок для арматуры заказов МО РФ, выбранных в соответствии с требованиями таблиц 4.1, 4.2 в расчете на одно изделие, приведены в таблице Б.1 приложения Б.
4.14 Пополнение или замена смазки производится в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации.
4.15 Условия хранения смазок в изделиях - неотапливаемые складские помещения или навесы при температуре от минус 60 до плюс 65 °С.
4.16 Срок службы смазок для вновь разрабатываемых или модернизируемых конструкций узлов трения арматуры заказов МО РФ определяется головным предприятием по арматуре совместно с головной организацией по смазкам и согласовывается с представителем заказчика при головном предприятии по арматуре.
4.17 При работе с антифрикционными смазками необходимо соблюдать требования безопасности, указанные в стандартах и технических условиях на смазки, приведенные в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Антифрикционные смазки
Марки смазок |
Характеристики смазок |
Область применения |
ЦИАТИМ-221 |
Пластичная смазка гладкой структуры от светло-желтого до светло-коричневого цвета; морозостойкая, стойкая в агрессивным средам при ограниченном с ними контакте, радиационностойкая. |
Подвижные соединения типа «металл-металл» и соединения типа «металл-резина» (подвижные и неподвижные). Например: шпиндель-втулка резьбовая, шток (вал) - втулка, подшипники, шпоночные и шлицевые соединения, зубчатые червячные передачи; сальники, РТД (кольцо, манжета, прокладка). |
ЦИАТИМ-201 |
Пластичная смазка гладкой структуры от светло-желтого до светло-коричневого цвета; водостойкая, морозостойкая, радиационностойкая. |
Подвижные и неподвижные соединения типа «металл-металл»; шпиндель - втулка резьбовая, шток (вал) - втулка, подшипники: шпоночные и шлицевые соединения, зубчатые и червячные передачи; сальники, (крепежные резьбы) |
Солидол С |
Пластичная смазка гладкой структуры коричневого цвета; водостойкая, стабильна при хранении, обладает хорошими защитными свойствами. |
|
ВНИИНП-232 |
Пастообразная смазка без комков от темно-серого до черного цвета; радиационностойкая |
Нагруженные подвижные и неподвижные соединения (шпиндель-втулка резьбовая, шток-втулка, подшипники, шпоночные и шлицевые соединения, сальники, неподвижные резьбовые соединения (крепежные резьбы) |
ВНИИНП-225 |
Пастообразная смазка черного цвета, термостойкая, стойкая к агрессивным средам при ограниченном с ними контакте, радиационностойкая |
|
ВНИИНП-275 |
Пластичная смазка гладкой структуры от белого до светло-желтого цвета; термостойкая, радиационностойкая |
Подвижные соединения типа «металл-металл» (шпиндель-втулка резьбовая, шток (вал) - втулка, подшипники) |
ВНИИНП-276 |
Пластичная смазка гладкой структуры от белого до светло-бежевого цвета, термостойкая, стойкая к агрессивным средам, радиационностойкая |
Подвижные соединения типа «металл-металл» (шпиндель-втулка резьбовая, шток-втулка, упорные шариковые подшипники) |
Примечание: Суммарная доза радиации за весь срок службы смазочного материала согласовывается разработчиком арматуры с головной организацией по смазкам. |
Таблица 4.2 - Условия применения антифрикционных смазок в парах трения арматуры
Наименование пары трения |
Характер движения |
Параметры работы пары трения |
Марка смазки |
Скорость, м/с, не более |
Температура, °С |
Ресурс, циклы, не менее |
|
Шпиндель-втулка резьбовая |
Вращательно-поступательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +90 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
от -30 до +250 |
ВНИИНП-276 |
||||||
Шток-втулка |
Возвратно-поступательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +90 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +160 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
от -30 до +250 |
ВНИИНП-276 |
||||||
Подшипники скольжения |
Вращательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +90 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
Подшипники качения упорные шариковые |
Вращательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +100 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
от -30 до +250 |
ВНИИНП-276 |
||||||
Зубчатые и червячные передачи |
Вращательное |
от -60 до +80 |
|||||
Шпоночные и шлицевые соединения |
Возвратно-поступательное |
ЦИАТИМ-221 |
|||||
ЦИАТИМ-201 |
|||||||
Возвратно-поступательное |
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
|||||
Поршень-РТД |
|||||||
Корпус-РТД |
Неподвижное |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения (крепежные резьбы) |
от -60 до +350 |
ВНИИНП-232 |
|||||
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||||
Примечания 1 - Смазку ВНИИНП-275 применяется в парах трения арматуры АС, эксплуатирующихся в интервале температур от +160 до +200 °С при суммарной дозе радиации не ниже 10 6 рад. 2 - Смазка ЦИАТИМ-221 может быть заменена на другие, не вызывающие деформации РТД смазки, по согласованию с НПФ «ЦКБА». |
Приложение А
(справочное)
Нормы расхода антифрикционных смазок на 1 изделие для трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней
Таблица А.1 - Нормы расхода смазок на 1 изделие арматуры
Наименование изделия |
Варианты исполнений |
Марки смазок |
|||||
до 50 включ. |
от 50 до 150 |
от 150 до 500 |
от 500 до 1000 |
от 1200 до 2400 |
|||
Задвижки |
1 Все смазываемые соединения |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 80 до 128 |
от 180 до 284 |
от 340 до 500 |
от 550 до 1150 |
|
2 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 |
от 95 до 131 |
от 150 до 400 |
||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
от 80 до 125 |
от 150 до 238 |
от 250 до 350 |
|||
3 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-201, Солидол С |
от 95 до 131 |
от 150 до 400 |
||||
Неподвижные резьбовые соединения |
Солидол С |
от 75 до 119 |
от 125 до 175 |
||||
Запорные клапаны |
1 Все смазываемые соединения |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 70 до 120 |
от 160 до 210 |
|||
2 Подвижные соединения |
ВНИИНП-275 |
от 80 до 120 |
|||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
3 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
4 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-201, Солидол С |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
Солидол С |
||||||
Регулирующие клапаны и регуляторы |
1 Все смазываемые соединения |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 125 до 150 |
||||
2 Подвижные соединения |
ВНИИНП-275 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
3 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
4 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
Солидол С |
||||||
Предохранительные и обратные клапаны, конденсатоотводчики, дисковые затворы, краны |
1 Подвижные соединения (предохранительные клапаны) |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 70 до 100 |
||||
Неподвижные резьбовые соединения (предохранительные клапаны) |
ВНИИНП-232 |
от 100 до 150 |
от 175 до 350 |
от 450 до 850 |
|||
2 Подвижные соединения (предохранительные клапаны) |
ЦИАТИМ-221, ЦИАТИМ-201, Солидол С |
от 1,5 до 2,5 |
|||||
Неподвижные резьбовые соединения (предохранительные клапаны, обратные клапаны, конденсатоотводчики, дисковые затворы, краны) |
ВНИИНП-232 |
от 100 до 150 |
от 175 до 350 |
от 450 до 850 |
Таблица А.2 - Нормы расхода смазок на 1 электропривод
Наименование изделия |
Варианты исполнения |
Марки смазок |
Количество смазки на 1 изделие в зависимости от номинального диаметра арматуры, г |
Тип М (Мкр. на выходном валу 5 - 25 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 100 до 150 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
||
Тип А (Мкр. на выходном валу 25 - 100 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 150 до 200 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
||
Тип Б (Мкр. на выходном валу 100 - 250 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 200 до 250 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 80 до 100 |
|
Тип В (Мкр. на выходном валу 250 - 1000 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 250 до 500 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 100 до 125 |
|
Тип Г (Мкр. на выходном валу 1000 - 2500 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 500 до 1000 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 125 до 175 |
|
Тип Д (Мкр. на выходном валу 2500 - 10000 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 1000 до 1200 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 175 до 250 |
|
Планетарно-винтовой привод типа Б |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
|
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
Приложение Б
(справочное)
Нормы расхода антифрикционных смазок на 1 изделие для заказов МО РФ арматуры и приводных устройств к ней
Таблица Б.1 - Нормы расхода смазок на 1 изделие арматуры
Наименование изделия |
Варианты исполнения со смазкой |
Количество смазки на 1 изделие в зависимости от номинального диаметра, г |
|||||||||||||
Задвижки |
Пары трения: шпиндель-втулка резьбовая, крепежные резьбовые соединения собраны на смазке ВНИИНП-232. |
||||||||||||||
Подшипники упорные качения собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
|||||||||||||||
Клапаны запорные сильфонные с ручным управлением |
1. ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
2. ВНИИНП-276 |
|||||||||||||||
Клапаны запорные и регулирующие с ручным управлением |
Подвижные соединения собраны на смазке 1. ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
2. ВНИИНП-276 |
|||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения собраны на пасте ВНИИНП-232 |
|||||||||||||||
Клапаны запорные с пневмоприводом |
|||||||||||||||
Клапаны и распределители с электромагнитным приводом и ручным дублером |
Подвижные соединения и РТД собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения и ручной дублер собраны на пасте ВНИНП-232 |
|||||||||||||||
Клапаны предохранительные с ручным дублером |
Подвижные и неподвижные соединения собраны на пасте ВНИИНП-232 |
||||||||||||||
Регуляторы |
РТД собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения собраны на пасте ВНИИНП-232 |
|||||||||||||||
Электроприводы задвижек |
Подвижные соединения и РТД собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения и ручной дублер собраны на пасте ВНИИНП-232 |
Приложение В
(справочное)
Методы нанесения антифрикционных смазок на поверхности деталей трубопроводной арматуры
В.1 Общие положения
Материалы, применяемые для подготовки поверхности деталей с целью нанесения антифрикционных смазок, смазки, нормы их расхода приведены в таблице В.1.
Таблица В.1 - Нормы расхода материалов, применяемых для подготовки поверхностей деталей под смазки
Наименование материала |
Нормативный документ |
Норма расхода на 1 м 2 поверхности, кг |
Тринатрийфосфат |
||
Вещества вспомогательные ОП-7 и ОП-10 |
||
Керосин технический |
ОСТ 38.01.408 |
|
Масла индустриальные |
||
Ткани хлопчатобумажные бязевой группы |
||
Калий двухромовокислый |
||
Бумага фильтровальная |
||
Спирт этиловый технический |
||
Солидол синтетический |
||
Ерши капроновые * |
1 шт. на 4000 изделий |
|
Кисти и щетки малярные |
1 шт. на 4000 изделий |
|
Поропласт полиуретановый эластичный * |
||
Примечание - Материалы, отмеченные знаком « * », применять по технической документации, утвержденной в установленном порядке. |
В.1.2 Допускается применять другие материалы с аналогичными свойствами по согласованию с предприятием-разработчиком настоящего стандарта.
В.1.3 Подготовку поверхностей деталей к нанесению смазок следует производить в помещении, оборудованном местной вытяжной вентиляцией. Температура воздуха в помещении - от 10 до 30 °С.
В.1.4 Перед нанесением смазки все трущиеся поверхности деталей следует проверить на отсутствие коррозии, очистить от загрязнения, металлической стружки, обезжирить и просушить.
В.1.5 Обезжиривание металлических деталей (шпинделей, резьбовых втулок, винтов, шпилек, гаек и др.) следует производить в водном моющем растворе: тринатрийфосфат технический - 15 г на литр воды и вещество вспомогательное - 2 г на литр воды. Температура моющего раствора - от 60 до 80 °С. Обезжиренные детали следует промыть 0,1-процентным раствором двухромовокислого калия. Температура раствора - от 60 до 80 °С.
В.1.6 Допускается при выпуске арматуры партиями до 4000 штук обезжиривание металлических деталей производить двукратной промывкой керосином последовательно в двух ваннах в течение 10 минут. Для первой промывки следует использовать керосин из второй промывочной ванны.
При первой промывке рекомендуется пользоваться капроновыми ершами или малярными кистями. Обезжиривание резьбовой части шпинделя в сильфонных сборках следует производить хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в спирте и отжатой до полусухого состояния.
В.1.7 Материалы для промывки и обезжиривания арматуры заказов МО РФ должны быть согласованы заказчиком.
В.1.8 Обезжиривание подшипников качения следует производить в ваннах с керосином в течение 20 минут и в ванне со спиртом в течение 3 минут.
В.1.9 Обезжиривание резиновых деталей следует производить двукратной протиркой хлопчатобумажными салфетками, смоченными в этиловом спирте.
В.1.10 Контроль чистоты поверхности следует производить:
а) визуальным осмотром;
б) хлопчатобумажной салфеткой (только для деталей арматуры заказов МО РФ).
При протирке поверхностей деталей сухая хлопчатобумажная салфетка должна оставаться чистой.
Если салфетка будет иметь следы грязи или масла, детали следует отправить на повторную промывку.
В.1.11 Сушка деталей после обезжиривания должна производиться:
а) после обработки моющим раствором - по технологии предприятия изготовителя;
б) после обработки растворителями - на воздухе до полного удаления запаха растворителя.
Температура воздуха - от 10 до 30 °С.
Время сушки - от 10 до 30 мин.
Сильфонные сборки арматуры заказов МО РФ следует дополнительно просушить в течение от 15 до 30 мин. в термостате при температуре от 100 до 110 °С.
В.1.12 Контроль качества сушки деталей и узлов следует производить с помощью фильтровальной бумаги: на поверхности фильтровальной бумаги, приложенной к детали, не должно оставаться следов растворителя. Допускается контроль качества сушки деталей арматуры общепромышленного назначения производить визуально.
В.1.13 Периодичность смены растворителей устанавливается технологическим процессом в зависимости от объема, количества промываемых деталей и норм расхода, установленных настоящим стандартом.
В.1.14 Антифрикционные смазки на поверхность деталей следует наносить в условиях, гарантирующих защиту смазываемых поверхностей от грязи и влаги.
В.1.15 Смазку на трущиеся поверхности деталей арматуры следует наносить непосредственно перед сборкой арматуры согласно указаниям чертежей, карт смазки, технических требований или инструкций по эксплуатации арматуры.
В.1.16 Основной способ нанесения антифрикционных смазок - при помощи кисти. Слой смазки должен быть сплошным и равномерным. Особое внимание обратить на трущиеся поверхности резьб и другие труднодоступные места.
В.1.17 Смазку солидол синтетический допускается наносить окунанием.
В.1.18 Смазку ВНИИНП-232 следует наносить с помощью тампона из замши. Допускается наносить смазку ВНИИНП-232 с помощью кисти. Не допускается использовать загустевшую смазку ВНИИНП-232, не обеспечивающую равномерного слоя. В этом случае смазка ВНИИНП-232 разбавляется маслом индустриальным «20» в количестве до 15 % от массы с последующим тщательным перемешиванием до однородной, не имеющей комков массы.
В.1.19 В случае повреждения слоя смазки при установке детали в узел, смазка должна быть восстановлена путем повторного нанесения по п.п. В.1.16 - В.1.18.
В.2. Требования безопасности
В.2.1 При выполнении работ по подготовке поверхности деталей к нанесению смазок необходимо руководствоваться общими правилами техники безопасности и производственной санитарии для предприятий и организаций машиностроения.
В.2.2 При выполнении работ по подготовке поверхности деталей к нанесению смазки должны выполняться следующие условия:
а) концентрация паров керосина в помещении, где происходит обезжиривание, не должна превышать 10 мг на 1 дм воздуха.
б) конструкция оборудования, используемого при обезжиривании, должна обеспечивать защиту работников от попадания растворителя.
в) рабочие, производящие обезжиривание растворителями, должны быть обеспечены фартуками, обувью, перчатками, респираторами;
г) рабочие, производящие обезжиривание водными растворами, должны обеспечиваться резиновыми фартуками, обувью и перчатками.
На предприятии должна быть разработана и утверждена инструкция по требованиям безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии, учитывающая местные производственные условия.
В.2.3 К выполнению работ по подготовке поверхностей деталей к нанесению смазок допускаются лица, изучившие устройство оборудования и технологический процесс и прошедшие инструктаж по требованиям безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии.
Генеральный директор ЗАО «НПФ «ЦКБА» |
В.П. Дыдычкин |
Первый заместитель генерального директора - директор по научной работе |
Ю.И. Тарасьев |
Заместитель генерального директора - главный конструктор |
В.В. Ширяев |
Заместитель главного конструктора - начальник технического отдела |
С.Н. Дунаевский |
Начальник отдела 112 |
А.Ю. Калинин |
Заместитель начальника отдела 112 |
О.И. Федоров |
Инженер-исследователь 1 категории отдела 112 |
Е.П. Никитина |
Исполнитель: |
|
Е.Ю. Филимонова |
|
СОГЛАСОВАНО: |
|
Председатель ТК 259 |
М.И. Власов |
Представитель заказчика 1024 ВП МО РФ |
|