» » Автомобиль зимой: хранение, подготовка к зиме и эксплуатация в зимнее время. Запуск двигателя и эксплуатация в зимнее время 2106 зимой

Автомобиль зимой: хранение, подготовка к зиме и эксплуатация в зимнее время. Запуск двигателя и эксплуатация в зимнее время 2106 зимой

Исправный автомобиль не требует «зимней» подготовки. Для эксплуатации в северных районах страны и крупных городах можно лишь порекомендовать провести ряд контрольно-проверочных мероприятий и специальную дополнительную подготовку, чтобы исключить случайности. Дополнительная подготовка прежде всего включает в себя внеплановое техническое обслуживание, ее можно значительно облегчить, применяя современные средства автохимии и специальные эксплуатационные материалы.

Большое значение имеет исправность аккумуляторной батареи при зимней эксплуатации автомобиля. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи может отличаться от номинальной не более чем на 0,02 г/см 3 .

Наиболее точно степень заряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита можно определить, измеряя ее при температуре +25 °С (табл. 12.1 и 12.2).

Таблица 12.1 Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита

Температура электролита, °С

Поправка, г/ см 3

40..-26

0,04

25...-11

0,03

10...+4

0,02

5...+19

0,01

20...+30

Нет

31...+45

0,01

Таблица 12.2 Плотность электролита при 25 °С, г/ см 3

Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея разряжена

на 25 %

на 50 %

Очень холодный (-50...-30)

Зима

Лето

1,30

1,28

1,26

1,24

1,22

1,20

Холодный (-30...-15)

Умеренный (-15...-4)

Теплый влажный (+4...+6)

Жаркий сухой (+4...+15)

Круглый год

1,28

1,28

1,23

1,23

1,24

1,24

1,19

1,19

1,20

1,20

1,15

1,15

При проверке аккумулятора специальной нагрузочной вилкой показания встроенного вольтметра должны быть 12,5–12,9 В при отключенной нагрузке и не снижаться ниже 11 В при нагрузке в течение 10 с. Такая батарея будет служить долго и надежно.

Наиболее известными марками аккумуляторов являются Bosch и Varta. Можно рекомендовать неплохие аккумуляторные батареи турецкой фирмы «Inci», испанской «Tudor» и чешского филиала «Varta», из отечественных – Тюменского и Подольского аккумуляторных заводов.

При выборе аккумуляторной батареи обратите внимание на следующие параметры:

– емкость. В соответствии с инструкцией по эксплуатации она должна быть 55 А·ч. Допускается применять батареи емкостью 45–60 А·ч. Слишком маленькая емкость создаст проблемы с «зимним» пуском двигателя, при слишком большой емкости генератор не обеспечит полной зарядки аккумулятора и срок службы батареи сильно сократится;

– ток стартерного разряда, А, по стандарту DIN 43 539. Чем больше его величина, тем лучше, особенно при зимней эксплуатации. Это гарантия того, что стартер будет проворачивать коленчатый вал с достаточно высокой частотой вращения и, если двигатель не пустится с первой попытки, у вас будет шанс сделать вторую и третью.

Если аккумулятор все же разрядили при неудачных пусках двигателя, можно воспользоваться кабелями для «прикуривания» с контактными зажимами типа «крокодил». При покупке лучше выбирать кабели, рассчитанные на большую нагрузку (от 200 А).

Использование менее вязкого зимнего моторного масла существенно облегчает пуск холодного двигателя. Международная классификация SAE J-300 содержит шесть классов зимних масел (табл. 12.3). «Зимние» классы имеют в обозначении букву W («winter» – зима).

В условиях умеренного климата допустимо применять зимой всесезонные (универсальные) моторные масла (табл. 12.4), получившие сейчас широкое распространение.

Таблица 12.3 Характеристики зимних масел

Минимальная температура, °С

Класс no

прокачивания масляным насосом

проворачивания коленчатого вала стартером

Таблица 12.4 Температурный диапазон применения универсальных моторных масел (по классификации SAE)

40С

30С

10C 0 10C

5W -30

10W-30

10W-40

15W-40

20W-40

Из отечественных марок моторных масел можно рекомендовать такие, как «Рексол универсал», «Рексол Супер», «ЛУКойл Стандарт», «Норси», «Спектрол», «Уфалюб»; из импортных – Castrol GTX, ELF-Sporty, ESSO Ultra Oil X ESSO или Super Oil X, а также Shell Super Plus. Однако при покупке масел, особенно импортных, следует остерегаться подделок, поэтому лучше всего приобретать масла в специализированных магазинах, предоставляющих сертификаты на товар.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Помните, что при интенсивной городской езде замену масла (и соответственно, масляного фильтра) надо проводить в строгом соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля, сокращая периодичность замены на 20% каждые 50 тыс. км пробега начиная со 100 тыс. км. Систему смазки промывайте при переходе на другую марку масла. Различные «кипятильники», якобы подогревающие загустевшее масло в картере, не дают никакого практического эффекта кроме преждевременного выхода из строя аккумулятора.

В системе охлаждения двигателей автомобилей Волжского автозавода применяются специальные низкозамерзающие жидкости – антифризы: водные растворы спиртов, гликолей, глицерина и неорганических солей с добавлением специальных присадок. Один из видов антифризов – тосол, водный раствор этиленгликоля с присадками (табл. 12.5, 12.6).

Можно залить и импортный антифриз. За счет большего количества присадок импортные антифризы служат дольше и лучше защищают двигатель от коррозии.

Таблица 12.5 Основные показатели водного раствора этиленгликоля

Объемное соотношение, %

Температура замерзания, °С

Плотность, г/ см 3

Этиленгликоль

Вода

1,130-1,140

1,115-1,125

1,095-1,105

1,183-1,092

1,071-1,079

1,058-1,067

1,044-1,052

Таблица 12.6 Характеристика тосола (ТУ 6-02-751-78)

Показатель

А-65М

А-40М

Цвет

Голубой

Красный

Голубой

Плотность при 20 °С, г/см 3

1,120-1,140

1,085-1,095

1,075-1,085

Температура замерзания, °С

Не нормируется

Температура кипения, °С

170

Применять воду в системе охлаждения зимой категорически запрещено. Это объясняется тем, что при включении вентилятора отопителя на полную мощность циркуляция воды через радиатор может совсем прекратиться, и вода в радиаторе замерзнет во время движения. При остановке автомобиля циркуляции через радиатор не будет и мотор «закипит».

Перед началом зимней эксплуатации полезно залить в бензобак специальную присадку, например Gasoline Treatment фирмы ABRO (США), для удаления воды из бака и системы питания.

Инструкция по эксплуатации предписывает заменять свечи зажигания через каждые 15 тыс. км. Но учитывая опыт проведения ремонтных работ, лучше это делать раз в год, независимо от пробега, перед началом зимней эксплуатации или чаще, если машина очень напряженно эксплуатируется в крупном городе, или на бензине сомнительного качества, или пробег за год превышает 15 тыс. км. Лучше применять свечи зажигания импортных производителей: PAL (Brick), NGK, Bosch, Beru, Champion и т.п., допущенные к применению в двигателях автомобилей семейства 2106.

Зимняя эксплуатация, особенно на «просоленных» улицах больших городов, многократно усиливает коррозию деталей кузова. Регулярная мойка зимой необходима, если машина хранится на улице, и категорически необходима ежедневно, если машина хранится в теплом гараже. Вода хорошо смывает соль, а кроме того, слой мокрой грязи очень долго сохнет, усиливая пагубное воздействие соли на лакокрасочное покрытие кузова. В крайнем случае чаще мойте машину в оттепель, а перед похолоданием вымойте и оботрите насухо, а еще лучше – просушите в теплом помещении. Перед началом зимней эксплуатации обязательно проведите дополнительную антикоррозионную обработку кузова. Такую обработку лучше всего проводить на специализированном автосервисе с применением специальных защитных средств и технологий. Антикоррозионная обработка бывает двух видов: обработка днища и скрытых полостей кузова и обработка лакокрасочного покрытия кузова. Последнюю можно без труда сделать самостоятельно. Она включает в себя мойку, сушку и обработку специальными защитными составами на основе, как правило, воска или силикона. Можно порекомендовать продукцию фирмы «Abro» (США): автошампунь с воском карнобы Wash-N-Glo, золотой автовоск с тефлоном Car Wax Super Gold, силиконовый автовоск Heavy Duty Silicone Cleaner & Car Wax. Если при обработке кузова вы обнаружите глубокие царапины, обработайте оголившийся металл преобразователем ржавчины (модификатором), например отечественным «Феран» или импортным Rust-Eater.

Пластиковые подкрылки уменьшают абразивный износ антикоррозионного покрытия на внутренней стороне крыльев, но при их неквалифицированной установке могут образоваться плохо проветриваемые полости между крылом и подкрылком, в которых из-за проникающей влаги появятся дополнительные очаги коррозии.

Наиболее подходящими для нашей зимы показали себя финские шины Nokian Hakkapeliitta Q, но они довольно дороги. Для постоянной городской езды нешипованные шины предпочтительнее. Кстати, если вы ездите «на шипах», учтите, что на сухом асфальте (такое бывает и зимой) их сцепные свойства хуже, а значит, тормозной путь увеличивается.

Среди прочих многочисленных марок резины с «зимним» рисунком протектора для ВАЗ-2106 наиболее оптимальны зимние нешипованные шины отечественной марки НИИШП и словацкие Matador с направленным рисунком протектора, которые при разумной цене имеют хорошие сцепные качества и значительно облегчают езду по скользким и заснеженным дорогам.

Первая заповедь для любого автолюбителя – будь знаком со своим автомобилем. При наступлении холодов большая часть машин отказывается заводиться, поэтому многие хотят узнать, как завести ваз 2106 зимой. Конечно, то, что машина не заводится это ненормально, исправный двигатель должен завестись в любую погоду.

Морозная погода не должна превышать критическую температуру для вашей машины. Такую величину вычислить можно только опытным путем и ее должен знать сам автовладелец. Для ВАЗ 2106 такая температура составляет 33, если температура будет ниже, то без прогрева заводить и не пытайтесь.

— Аккумулятор должен быть теплый. Для холодного пуска его нужно с вечера заносить домой или оставлять на ночь в теплом месте, например, договориться со сторожем на автостоянке. Если такой возможности нет, включаете утром фары секунд на двадцать. Аккумуляторная батарея немного прогреется, но двигатель пока еще не заводите.

— Ставите ручку КПП на нейтральное положение, выжимайте сцепление и проверните ключ зажигания. При карбюраторном двигателе нужно обязательно подкачать подсосом к карбюратору топливо. Подсос на ВАЗ 2106 полностью вытянут, когда начнет схватывать, немного подгазуйте педалью. Если не заведете с первого раза, через минуту повторите. Если после четырех попыток ничего не выходит, переходите к другому методу.

— Откройте капот и сухой тряпкой удаляете с клемм аккумуляторов лишнюю влагу. Откручиваете клеммы и проверните их туда и сюда несколько раз. Закрутите и попытайтесь завести машину. Если не выходит, то не делайте ничего, иначе вы просто зальете топливом свечи зажигания.

— Если ничего не помогло, то заведитесь с толкача. Прицепите специальный трос к другой машине, разгонитесь и включите вторую скорость и затем потихоньку отпускаете сцепление. Такой метод самый надежный.

По естественным законам природы на смену солнцу и теплу приходит дождливая осень, за ней снежная, морозная зима, а вместе с ней и грустные мысли о судьбе автомобиля. Как быть? Стоять или ездить - "вот в чем вопрос".

Сочетание разнообразных условий: времени года, опыта эксплуатации, наличия гаража и прочих дает возможность построения множества комбинаций, каждая из которых имеет свои нюансы. Однако самым сложным по условиям эксплуатации является зимний период, поэтому уделим ему основное внимание.

Хранение автомобиля зимой

Зима. Автомобиль до лучших времен устроен на открытой платной стоянке. Многие, особенно молодые автолюбители, заботливо укутывают автомобили в надежде как-то облегчить зимовку своему "любимцу". Бывалый автолюбитель так не поступит. Необходимо помнить, что и зимой часто светит солнце, температура поднимается иногда значительно выше нуля и тогда под брезентом (или, еще хуже, под пленкой) создается, образно выражаясь, "парилка", которая намного вредней, чем плотный снежный покров. Конечно, и в этой ситуации можно найти "соломоново" решение, т. е. защитить автомобиль от снега и дождя с помощью тех же материалов, но укрыв ими автомобиль так, чтобы имитировать тент или палатку, т. е. обеспечить циркуляцию воздуха между автомобилем и покрывалом.

Это можно сделать самому, установив на крыше, дверях и крыльях небольшие (20-25 мм) распорки, которые проще всего укрепить на присосках.

Если же вы хотите, чтобы сезонное "жилище" вашего автомобиля выглядело презентабельно, приобретите тент с каркасом, выпуск которых освоен промышленностью. Такой легкий гараж защитит автомобиль от дождя и снежных заносов.

Подготовка автомобиля к зимней "спячке"

При подготовке автомобиля к зимнему хранению как на открытой стоянке, так и в холодном, неотапливаемом гараже весьма полезно поставить автомобиль на четыре колодки, которые следует установить под днищем кузова в местах, рекомендованных в инструкции по эксплуатации автомобиля, так, чтобы колеса не касались земли. Советуем также уменьшить давление в шинах до 0,5 кгс/см 2 . Эти операции разгрузят пружины автомобиля и обеспечат шинам нормальную зимовку.

Желательно, вывернув свечи, влить в свечные отверстия каждого из четырех цилиндров двигателя по 30-50 грамм масла, применяемого для системы смазки двигатели. Свечные отверстия в этом случае рекомендуется закрыть деревянными пробками. Выполнив эту операцию, необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два-три оборота для того, чтобы масло покрыло пленкой поверхность зеркал цилиндров.

Когда все "органы" автомобиля отдыхают, аккумуляторная батарея бодрствует. В ней жизнь не угасает ни на мгновенье.

Чтобы батарея не замерла, необходимы заботливый уход и внимание. Ослабьте это внимание, и вам придется выискивать причину ее болезней, которых насчитывается достаточно много.

За чем же необходимо следить, чтобы аккумуляторная батарея всегда, в любую погоду была полна сил, энергии и по первому же требованию заражала своей энергией все многочисленные органы автомобиля?

В пробках, закрывающих заливные горловины, есть вентиляционные отверстия. Эти отверстия всегда должны быть чистыми. Через них должны удаляться газы и, если отверстия забиты, газы ищут другие пути и в конце концов находят их, одновременно вспучивая и разрушая мастику.

Случается, что через отверстия в пробках выплескивается электролит, и это естественно, если вы залили его больше нормы. Электролита должно быть столько, чтобы он закрыл пластины и его уровень был выше предохранительного щитка на 10-15 мм. Поверьте, все лишнее количество электролита батарея выплеснет, к тому же "в азарте" может выплеснуть и часть необходимого. В результате оголившиеся пластины сульфатируются, а батарея теряет емкость.

Иногда выплескивание электролита происходит и при нормальном его уровне. Это симптом уже другой болезни. Такое явление возникает, если зарядный ток больше нормы. Эта болезнь посложней, надо иметь под рукой прибор и определенные знания, чтобы квалифицированно решить проблему.

Аккумуляторную батарею очень легко разрядить (многократные пуски двигателя, длительное подключение переносной лампы, оставленные включенными на ночь подфарники), восстановить же ее утраченную силу порой оказывается посложней. Поэтому забота и внимание - залог ее уверенной службы.

Где и как хранить аккумуляторную батарею?

Теперь о хранении аккумуляторных батарей в зимнее время. Этот вопрос вызывает у автолюбителей ожесточенные споры. Снимать или нет? Где хранить: в холоде или тепле? Какой контроль и обслуживание необходимы при длительном хранении? Однозначно ответить на все эти вопросы нельзя, так как способ хранения зависит прежде всего от "возраста" батареи. Новые батареи, с нормальной плотностью электролита лучше держать при минусовых температурах, но не ниже минус 20 °C. При таких условиях хранения практически не будет саморазряда и вода не будет испаряться из электролита. Необходимо помнить, что при температурах ниже минус 20 °C имеют место случаи отслаивания мастики от стенок моноблока, в связи с чем все-таки надежнее батарею с автомобиля снимать, дабы исключить переохлаждение. В первый месяц хранения необходимо 2-3 раза проконтролировать постоянство уровня и плотности электролита. Если вы не обнаружите заметных отклонений от нормы, то можете быть спокойны в течение всего периода "спячки".

Для батарей "не первой молодости" (три года и более) условия хранения должны быть под стать возрасту. Дело в том, что со временем на кромках пластин образуется свинцовая губка, на дне банок увеличивается количество шлама (продуктов окисления) и резко возрастает саморазряд, достигающий 3-4% от емкости батареи в сутки.

Естественно, что за такой батареей нужен глаз да глаз. Недосмотр может привести к саморазряду, опасному снижению плотности электролита, его замерзанию и в конце концов к разрыву корпуса батареи. Как видите, такие аккумуляторные батареи не переносят пассивного существования в морозных условиях. Их необходимо снимать и хранить при плюсовой температуре, систематически контролируя и "поправляя" здоровье. Не забывайте, что нижним пределом следует считать плотность 1,23 г/см 3 при температуре +15 °C.

Для справки приводим несложную таблицу плотности электролита при разной степени заряженности аккумуляторной батареи (см. таблицу ниже).

Чтобы избежать коррозии, все хромированные детали покройте защитным лаком или смажьте тонким слоем масла (можно для удобства использовать масло для двигателя).

Эксплуатация автомобиля зимой

Давайте разберем следующий вариант, возможный в зимний период. Вы достаточно уверены в себе, чтобы эксплуатировать автомобиль "Жигули" зимой. Помните, что езда на ВАЗ 2101-2107 зимой требует большого опыта и искусства. Известно: конструкцией предусмотрено все для того, чтобы пуск двигателя зимой был облегчен до предела. Однако и здесь необходимо приспособиться к своему автомобилю и, конечно, подготовить его к условиям зимней эксплуатации.

Прежде всего полезно заменить масло в двигателе на зимнее с одновременной заменой масляного фильтра, так как при низких температурах масло становится вязким, что затрудняет пуск, повышает износ рабочих поверхностей и увеличивает расход топлива. Если в двигателе было залито универсальное (всесезонное масло), то менять его на зимнее нецелесообразно.

Следует убедиться в правильности , так как даже незначительное отклонение от нормы в зимних условиях тотчас скажется на пуске двигателя.

Учитывая, что внезапно могут "ударить" сильные морозы, превышающие минус 25 °C, советуем применить несложные контрмеры, которые облегчат пуск двигателя. Операция заключается в следующем: вечером, ставя автомобиль на стоянку, выключите зажигание и влейте через маслоналивное отверстие (сапун) 0,3-0,5 л бензина АИ-92. Заведите двигатель и дайте ему проработать при малой частоте вращения коленчатого вала 1-2 минуты, утром, даже в самый сильный мороз, стартер легко будет "крутить" коленчатый вал. Практика показала, что подобное мероприятие не разжижает масло. В течение 15-20 мин в процессе прогрева двигателя бензин испаряется, а пары, проходя через систему вентиляции картера, беспрепятственно засасываются в цилиндры двигателя, где и сгорают.

Аккумулятор: проверка состояния и зарядка

Для облегчения пуска очень важна "мощь" аккумуляторной батареи. Поэтому не поленитесь проконтролировать плотность и уровень электролита в каждом аккумуляторе и при необходимости подзарядить батарею. Кстати, хотим напомнить вам о двух приспособлениях, с помощью которых очень удобно в "домашних условиях" контролировать и подзаряжать батарею.

Чтобы, не затрачивая много времени и труда, проконтролировать плотность электролита, целесообразно приобрести простой прибор ПЭ-1. Плотномер состоит из пластмассового корпуса с наконечником и всасывателя. В корпусе помещено семь поплавков, оттарированных для плотностей соответственно: 1,19; 1,21; 1,23; 1,25; 1,27; 1,29; 1,31 г/см 3 . На внешней поверхности корпуса против каждого поплавка нанесено номинальное значение плотности электролита, при которой данный поплавок и все предыдущие всплывают.

Для определения плотности электролита необходимо: вынуть пробки из всех аккумуляторов; сжать резиновую грушу плотномера и опустить наконечник корпуса в аккумулятор; взять пробу электролита, слить ее и взять новую пробу.

Необходимо проследить, чтобы в процессе отбора проб корпус прибора был расположен вертикально, а шкала плотностей находилась со стороны проверяющего. В целях исключения прилипания поплавков к стенкам корпуса постукивайте по корпусу пальцем. Плотность раствора в данной пробе фиксируют по последнему всплывающему поплавку. Например, при взятии пробы всплыли поплавки со значениями: 1,19; 1,21; 1,23; 1,25. Следовательно, плотность электролита равна 1,25 г/см 3 .

Во избежание ожогов не допускайте попадания электролита на кожу рук.

После измерения плотности электролита промойте водой внутреннюю и наружную поверхности прибора. Прибор нельзя промывать ацетоном, бензином и прочими органическими растворителями. Габариты прибора 200x70x60 мм. Масса - 60 г. Цена деления шкалы 0,02. Плотность электролита можно измерять в интервале температур от минус 20 до плюс 45 °C.

Подзарядка аккумуляторной батареи

Для подзарядки батареи в "домашних" условиях можно воспользоваться выпускаемым в настоящее время промышленностью устройством "Рассвет", в котором объединены все лучшие качества современных выпрямителей и подзарядников. Название прибора может отличаться, поэтому перед покупкой автоматического зарядного устройства уточните его основные характеристики у продавцов и желательно сравните модели. В крупных автомагазинах вы сможете подобрать устройство, которое подойдет именно вам не только по всем параметрам, но и цене, начиная от дешевых китайских вариантов и заканчивая дорогими профессиональными моделями.

Важным преимуществом устройства является то, что за ним, и заодно и за аккумуляторной батареей не надо следить. "Рассвет" подключается в сеть с напряжением 220 В, к нему подсоединяют батарею, а дальше все происходит само собой, так как по мере зарядки батареи сила тока автоматически снижается. Таким образом, батарею можно ставить на автоматический подзаряд при длительном хранении. За сутки этот агрегат израсходует электроэнергии всего на две копейки, зато в любой момент аккумуляторная батарея готова во всеоружии приняться за свое дело.

Если же вы не смогли приобрести прибор "Рассвет" или его аналог, примените простую и недорогую конструкцию зарядного устройства одного из московских автолюбителей. Устройство используется для того, чтобы за 1-2 суток "добавить" 20-22 А*ч, растраченных батареей при эксплуатации.

Выпрямитель (см. схему ниже) собран из четырех диодов 2 типа Д7 с индексами Д, Е или Ж и обычной лампочки 1, ограничивающей зарядный ток.

При напряжении в сети 220 В и лампочке мощностью 100 Вт вы получите зарядный ток (протекающий через батарею 3) силой около 0,5 А, а при напряжении 127 В понадобится лампочка мощностью 60 Вт при том же токе в цепи.

Во избежание замерзания клапанов бензонасоса, отверстий жиклеров, образования воздушных пробок не поленитесь продуть системы питания сжатым воздухом. Эта не очень сложная операция впоследствии избавит вас от непредвиденных остановок.

Исключительно важное значение для безопасной езды по зимним дорогам имеют регулировка тормозов и состояние шин. Торможение правых и левых колес должно начинаться одновременно, а блокироваться передние колеса должны позже, чем задние. Надо следить за давлением в шинах, которое должно быть одинаковым соответственно в передних и задних колесах. В противном случае площадь контактов и сцепление с дорожным покрытием будут разные, что может привести к заносу.

Само собой разумеется, не забудьте сменить летние шины на зимние!

По правде говоря, человеку, твердо решившему ездить на автомобиле ВАЗ зимой, советы давать как-то нескромно. Однако, встречаются очень смелые и нетерпеливые молодые автолюбители и именно им мы рекомендуем обратить внимание на другие полезные советы на нашем сайте, которые пригодятся не только при эксплуатации автомобиля в зимнее время, но и круглый год.

Некоторые владельцы ВАЗ 2106 и остальных моделей «классики» предпочитают зимой не эксплуатировать свой автомобиль. Но все же, подавляющее большинство автомобилистов предпочитают не ставить свою машину в гараж на хранение, а в таком же режиме продолжают ездить и в холодное время года. Именно для таких автовладельцев ниже будут приведены полезные советы по зимней эксплуатации, а также грамотному пуску двигателя.

Сразу стоит отметить, что все те рекомендации, которые будут приведены, взяты с официальных руководств по техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ 2106. Конечно, в последних книгах информации на этот счет уже совсем мало, но вот в инструкциях, выдаваемых при покупке автомобиля еще во времена СССР, было написано гораздо больше.

Запуск двигателя ВАЗ 2106 в зимнее время

Многие конечно знакомы с этими полезными советами, но лишний раз напомнить о них никому не помешает.

  1. Для улучшения пуска при очень низкой температуре воздуха рекомендуется провернуть коленчатый вал двигателя рукояткой, если имеется такая возможность (с 1991 года пусковая рукоятка к автомобилю ВАЗ 2106 не прикладывается).
  2. Также рекомендуется включить на несколько секунд фары автомобиля, тем самым дав аккумуляторной батарее немного прогреться.
  3. Обязательно выжимайте педаль сцепления. Это нужно для того, чтобы освободить двигатель от коробки переключения передач, тем самым облегчить нагрузку на него. Даже после пуска не спешите сразу отпускать сцепление, так как масло в КПП еще густое и мотор может заглохнуть.
  4. Натяните на себя рукоятку управления подсосом (воздушной заслонкой карбюратора)
  5. Запускайте стартер при выжатой педали сцепления.
  6. Постепенно возвращайте рукоятку подсоса на прежнее место, но делайте это по мере прогрева ДВС, чтобы он не заглох.
  7. Дайте поработать двигателю хотя бы 5 минут с немного завышенной от минимальной частотой вращения коленчатого вала, нажимая и отпуская педаль газа с периодичностью. Это необходимо для того, чтобы масло лучше поступало к соприкасающимся трущимся поверхностям агрегата.

Начало движения автомобиля ВАЗ 2106 при низкой температуре

Крайне важно в зимнее время года следить за автомобилем во время первых километрах движения после запуска.

  1. Рекомендуется хотя бы первые 1000 метров проезжать на первой передаче.
  2. При этом не допускать слишком низких и чрезмерно высоких оборотов двигателя. Это нужно для того, чтобы масло во всех агрегатах, таких как ДВС, КПП и редуктор заднего моста, приобрело нормальную вязкость.
  3. Обращайте внимание и на тормозную систему автомобиля. Сделайте несколько кратковременных нажатий на педаль тормоза при небольшой скорости, чтобы просушить диски и колодки, так как зимой на трущихся поверхностях тормозной системы, особенно во время стоянки, может образоваться тонкий слой льда.

Также стоит иметь ввиду, что зимой необходимо использовать масла с другим типом вязкости нежели летом. Проще говоря, оно должно быть менее вязким и более текучим. На сегодняшний день существует немало синтетических масел, которые одинаково подходят как для летней, так и для зимней эксплуатации, то есть имеют широкий температаруный диапазон применения.

Не стоит забывать и о состоянии аккумуляторной батареи. В холодное время года за ней нужно следить более тщательно. Регулярно проверяйте уровень и плотность электролита в банках, а также подзаряжайте АКБ от специального зарядного устройства, если возникает такая необходимость.

Зимний период всегда был сложным для владельцев автомобилей. Значительные неприятности доставляет сложная дорожная ситуация, часто меняющаяся и достаточно опасная. Дополнительно проблем создает сам автомобиль. Низкие температуры не способствуют легкому запуску и стабильной работе как двигателя, так и остальных составных частей авто.

Все технические жидкости и смазки от низких температур застывают и перестают быть текучими, ознакомиться какое масло заливать в зимний период можно . Из-за этого сопротивление вращению в узлах и механизмах значительно возрастает и стартеру не то что раскрутить, а даже провернуть коленчатый вал очень трудно. А если сюда еще добавить и износ, нарушение регулировок систем, исчерпанный ресурс некоторых элементов, то шансы запустить силовую установку при низких температурах сильно уменьшаются. И все же зима – это не повод ставить свой автомобиль в гараж до весны. При правильных действиях и соблюдении определенных рекомендаций, запуск мотора вполне возможен.

И все же автомобиль – удобное и комфортное средство передвижения, поэтому многие не могут отказаться от эксплуатации авто даже при лютых морозах.

Далее рассмотрим, как завести ВАЗ зимой. Эти автомобили выбрали потому, что они являются одними из самых распространенных, а также из-за системы питания – часть из них укомплектовывается карбюраторной системой, но есть и инжекторные версии. То есть, на данных авто используются две самых распространенных у нас системы питания.

Подготовка авто для зимнего периода

Итак, подготовка авто начинается еще до начала холодов. Небольшие подготовительные работы позволят облегчить запуск силовой установки данного авто при низких температурах.

Первое, о чем нужно позаботиться – аккумуляторная батарея. Пока не наступил морозы, с ней нужно провести весь комплекс обслуживающих работ – проверить плотность электролита, при надобности довести его до нужного уровня. Также полностью его зарядить.

Если моторное мало практически выработало свой ресурс, то не стоит дожидаться, когда это произойдет, а еще по теплому провести замену. Категорически не рекомендуется использование минерального масла. Если летом оно еще подходит для использования, то зимой такое мало может привести к поломке мотора. При низких температура оно сильно загустевает и при запуске мотора существует вероятность того, что густое мало просто выдавит сальники коленчатого вала.

Придется поработать и над системой питания. Без разницы, какая из систем на ВАЗ используется, нужно будет провести промывку системы, заменить топливный и воздушный фильтры.

Не лишним будет проверить регулировку клапанов и систему зажигания. Свечи зажигания должны тщательно осмотрены и очищены, отрегулирован на них зазор. Не лишним будет приобретение нового комплекта свечей «про запас», причем они должны находиться постоянно в автомобиле.

Систему охлаждения авто посмотреть тоже стоит. Если в нее залит «Тосол», которые используется уже несколько лет – то лучше его заменить на новый.

Можно конечно приобрести предпусковой подогреватель на авто, но стоимость его значительная и далеко не всем по карману, поэтому обойдемся без них.

Некоторые умельцы «умудряются» установить в поддон с маслом ТЕНы, работающие от сети 220. Задумка хорошая, но только если есть возможность ставить авто рядом с домом, чтобы протянуть проводку.

Можно еще оборудовать авто системой, которая автоматически будет через определенные промежутки времени запускать двигатель для прогрева. Но лучше на такую систему не надеяться. Во-первых, она будет запускать мотор и держать его на холостом ходу, что будет недостаточно для подзарядки АКБ и в конечном итоге система попросту его посадит. Во-вторых, такая система не подойдет для карбюраторного авто.


Запуск мотора с карбюраторной системой

Рассмотрим, как завести ВАЗ-2101, 2106, 2104, 2109 в сильный мороз (в общем, карбюраторные модели) со всеми нюансами и «подводными камнями» которые могут появиться в процессе заводки.

Важным условием для успешного пуска являет хорошее состояние аккумулятора. Поэтому, если предполагается, что ночью будет значительный мороз, а автомобиль нужен будет утром, то лучше снять АКБ с авто и отнести в обогреваемое помещение. Если такой возможности нет, то на ночь хотя бы снять «минусовую» клемму с нее, это исключит разряд батареи.

  • Установить аккумуляторную батарею на место и подключить ее к бортовой сети. Предварительно нужно убедиться, что все потребители отключены. До запуска мотора и выхода его на стабильную работу не рекомендуется вообще включать какие-либо потребители;
  • Если АКБ на ночь оставалось в авто, то перед включением стартера нужно ее «разогнать». Для этого нужно несколько раз «поморгать» дальним светом; (создаваемая нагрузка приведет к возникновению реакций в аккумуляторе из-за чего внутреннее сопротивление снизиться, и пусковые токи будут выше. Также отключаем все сторонние потребители;)
  • Затем выжать сцепление и попереключать передачи, это немного «разгонит» масло в коробке, в дальнейшем она не так сильно будет нагружать мотор;
  • 1-2 раза нажимаем на педаль акселератора, чтобы впрыснуть бензин во впускной коллектор;
  • Карбюраторные авто оснащены подсосом (ручным управлением дроссельной заслонкой), перекрывающим подачу воздуха в карбюратор, делая смесь обогащенной. Поэтому перед запуском, подсос нужно полностью вытянуть;
  • Непосредственно перед включением стартера нужно выжать сцепление и удерживать его в таком положении. Отключенная от двигателя коробка передач не будет создавать дополнительного усилия при пуске;
  • После этого уже начинать непосредственно запуск. Но поскольку стартер потребляет значительное количество энергии, то его работа не должна быть продолжительной. Каждая попытка запуска мотора должна сопровождаться не более чем 30-секундной работой стартера;
  • Даже если в процессе запуска появились вспышки и двигатель потихоньку начал схватывать, но при этом стартер уже работает 30 секунд, то лучше прервать запуск;
  • Чтобы батарея восстановила свой заряд после 30-секудной работы стартера, понадобиться не менее двух минут перерыва между попытками;
  • Если в процессе запуска двигатель вообще не показывает признаков «жизни», то можно пару раз нажать на педаль газа, чтобы увеличить подачу бензина в цилиндры. Но не стоит этим злоупотреблять, иначе свечи зальются;
  • Если в начале попыток вспышки в цилиндрах были, но потом пропали, значит, свечи залило и их нужно заменить на заранее подготовленные, после чего снова повторить запуск. Но слишком долго «гонять» АКБ, доводя его до полного разряда, не стоит. После 4-5 попыток запуска лучше остановиться.
  • Можно конечно подогреть поддон с маслом, чтобы оно стало менее вязким. Но старый «дедовский» метод разогрева паяльной лампой лучше не применять, и вообще не использовать для этого открытый огонь. Можно попытаться разогреть поддон обогревательными элементами, но пользоваться ими нужно очень аккуратно;
  • Если запустить мотор удалось, не стоит сразу повышать обороты путем нажатия на акселератор. Пока двигатель не вышел на стабильные обороты, воздействие на педаль газа может привести к переливу бензина и остановке мотора;
  • Только после того, как двигатель набрал обороты, а они при вытянутом подсосе будут увеличены, отпускаем педаль сцепления, но не резко, а плавно, чтобы коробка свои сопротивлением не остановила мотор;

Если не удалось завести двигатель с третьей попытки, то следует прекратить запуск, поскольку высока вероятность того, что свечи залило и требуется продувка цилиндров.

Продувка делается очень просто: Выкручиваем свечи и «насухо» вытираем их ветошью. Если есть дополнительный комплект свечек, то можно его поставить взамен залитых. При этом, выкручивая свечки, запускается воздух в цилиндры, что обеспечивает просушку. После прочистки или замены свечек, делаем попытки завести;

Еще один важный нюанс. Если силовую установку удалось завести, не спешим отпускать педаль сцепления. Нужно дать время, чтобы мотор хоть немного стабилизировал обороты, и только после этого отпускаем сцепление. Причем делаем это плавно, поскольку трансмиссия с застывшей смазкой создаст достаточно сильную нагрузку на мотор. Резкое отпускание сцепления может заглушить двигатель и никто не даст гарантии, что АКБ сможет завести его повторно.

Включать осветительные и обогревательные приборы можно будет только после пары минут стабильной работы мотора. Подсос же задвигать нужно будет по мере прогрева мотора. В конечном итоге подсос должен быть задвинут полностью, а двигатель при этом должен стабильно работать на холостом ходу;

Отметим, что это общие рекомендации по заводке мотора в 30-градусный мороз. Но здесь стоит отметить, что у каждого авто, а зависимости от его технического состояния и особенностей, свой «рецепт» успешного запуска. К примеру, у одних авто мотор можно запустить только прикрыв подсос на 2/3 и не более, у других – только при полностью закрытой заслонке и наполовину выжатой педали газа. И нюансы эти могут быть самыми разными, порой даже нелепыми, но без них машину не завести. Все эти особенности водитель узнает уже в процессе эксплуатации, после нескольких успешных запусков силовой установки при сильных морозах.

Запуск инжекторных моделей ВАЗ в сильный мороз

Перейдем к инжекторным версиям. У этих авто для запуска мотора алгоритм действий водителя несколько иной, хотя в некоторых моментах он пересекается с карбюраторными версиями.

Итак, рассмотрим, как завести ВАЗ-2107,21099, 2110,2112, 2114, 2115, Калина, Гранта инжектор зимой в сильный мороз:

  1. «Прогреваем» АКБ. Отключаем все сторонние потребители электроэнергии;
  2. Включаем зажигание и даем немного времени, чтобы бензонасос закачал систему топливом, а также, чтобы ЭБУ собрал все данные с датчиков;
  3. Выжимаем сцепление и пробуем завести двигатель, при этом педаль газа не трогаем вообще;
  4. Если первая попытка не удалась, даем время на восстановление заряда и снова пытаемся завести;
  5. Если двигатель запустился, но работает с сильными перебоями (слышно, что он троит и какие-то цилиндры не функционируют), можно немного нажать на педаль газа, чтобы увеличить подачу топлива;
  6. В случае, когда 3-я попытка успехом не увенчалась, делаем продувку цилиндров. В инжекторных авто она делается значительно проще, чем на карбюраторных, поскольку в них предусмотрен режим продувки. Делается он так: полностью выжимаем педаль газа (до упора), при этом включается нужный нам режим (ЭБУ отключает форсунки) и включаем стартер на 8-10 секунд. В этом режиме в цилиндры будет подаваться только воздух, который и просушит свечи;
  7. После продувки выжидаем, пока заряд восстановиться и снова пробуем запустить двигатель;

Сразу после запуска двигатель будет работать на повышенных оборотах. Первые пару минут его работы не желательно включать электрооборудование, а движение можно начинать только после снижения оборотов до уровня холостого хода.

Это рассмотрен алгоритм действий, чтобы самостоятельно завести машину. Но что делать, если в результате попыток АКБ разрядилось и не может крутить стартер? И вот здесь на помощь приходят подготовленные заранее средства – старт-кабели и трос.

Альтернативные методы

Далее информация о том, как завести Жигули в сильный мороз в так сказать, аварийном режиме. В обоих случаях понадобиться автомобиль-донор, тот который смог завестись. Если такой есть и его водитель согласился помочь, то можно приступать к попыткам запуска.

Вначале рассмотрим, как правильно завести машину в мороз при помощи «прикуривания». И здесь последовательность действий тоже зависит от используемой системы питания. И еще один нюанс – автомобиль-донор должен быть хорошо прогретым, чтобы он легко запустился и от разряженного АКБ.

Теперь о том, как завести Жигули зимой с карбюраторной системой:

  1. Донор подгоняем к своему автомобилю, глушим и отключаем все потребители электроэнергии.
  2. На автомобиле-пациенте отсоединяем минусовую клемму от АКБ. Если соединить между собой два аккумулятора, то разряженный потянет на себя заряд, из-за чего вероятность запуска холодного мотора снизиться. Также проверяем КПП (должна быть установлена «нейтраль»);
  3. Берем старт-кабели и подсоединяемся к аккумулятору донора. При этом важно не совершить «переплюсовку». Чтобы этого не произошло, сначала подключаем «плюсовой» кабель к клеммам обеих АКБ. «Минусовой» же кабель подключаем к соответствующей клемме на батарее донора, а на автомобиле-пациенте массируем ее на кузов;
  4. Делаем попытки запуска. Если с 3-4 раза завести мотор не удалось, отключаем провода и заводим автомобиль-донор на 5-7 минут, чтобы он от генератора подзарядил батарею. После этого пробуем еще раз завестись. Если второй заход не увенчался успехом, попытки можно прекратить, поскольку причина в нежелании заводится кроется не в сильном замерзании мотора, а возникновении какой-то неисправности;
  5. В случае успешного запуска, дожидаемся, пока обороты двигателя хоть немного стабилизируются, а затем проводим отключение кабелей. Сначала отсоединяем «плюсовой» кабель (желательно одновременно на доноре и пациенте), потом – «минусовой» провод, и только после этого накидываем снятую вначале процедур клемму на АКБ.

Теперь о том, как завести ВАЗ-2110, 2112, 2114, 2115, Калина, Гранта, Приора (инжектор) в сильный мороз посредством «прикуривания». В целом, алгоритм действий тот же, что и на карбюраторных версиях, но есть один существенный нюанс – нельзя на автомобиле-пациенте отключать АКБ от бортовой сети. Поэтому придется надеяться, что АКБ донора даже после того, как часть заряда отдаст батарее пациента, все же сможет запустить двигатель.

Заводим «с толкача»

Ну и напоследок рассмотрим, как завести Жигули зимой «с толкача». Процесс заводки прост, но его исполнение требует определенной сноровки. Все-таки стекла на авто – замерзшие, а значит видимость снижена, да и дорога обычно скользкая, а автомобиль-тягач находится не на таком уж и большом удалении. В общем, не все так легко.

Итак, есть трос и водитель с автомобилем, который согласился выступить в роли тягача. Далее действуем так:

  1. Согласовываем с водителем автомобиля тягача маршрут и условные сигналы «Поехали» и «Остановись» (подавать их придется водителю буксируемого авто и это могут быть гудки клаксона или моргание фарами);
  2. Подгоняем автомобиль тягач и посредством троса прицепляем к нему авто, которое необходимо завести;
  3. Водитель буксируемой машины перед началом движения включает 3-ю передачу, выжимает и запитывает бортовую сеть авто (включает зажигание);
  4. Далее подаем сигнал на начало движения. После того как, автомобили наберут скорость 20-30 км/ч можно пробовать завестись и для этого отпускаем педаль сцепления. Как только двигатель запустится, снова выжимаем сцепление, подаем сигнал на остановку и аккуратно притормаживаем, чтобы не столкнуться с автомобилем-тягачем;
  5. Если после отпускания сцепления колеса не начала вращаться (они просто скользят по ледяной поверхности), выжимаем сцепление и переключаемся на более высшую передачу и снова отпускаем педаль, пытаясь завести авто;

Если после пары попыток запуск мотора с «толкача» не удался, следует их прекратить, и искать причину неудачи (это может быть какая-то неисправность или выход из строя какого элемента – датчика, свечек и т. д.).

Технология запуска силовой установки автомобиля «с толкача» одинакова для карбюраторных и инжекторных авто. Но ее можно использовать только с машинами, у которых установлена механическая коробка передач. Автомобили же ВАЗ, укомплектованные автоматической коробкой заводить при помощи буксира категорически запрещено.

Видео - как завести Ваз в сильны мороз