» » Беспилотные автобусы и шаттлы. Нами разработает беспилотный шатл Проект шатл от камаза и нами

Беспилотные автобусы и шаттлы. Нами разработает беспилотный шатл Проект шатл от камаза и нами

Автозавод КамАЗ показал в действии первые прототипы беспилотного автобуса КАМАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. (Широко Адаптивная Транспортная Логистика). Первый макет был представлен публике еще в 2016 году, а теперь завод выкатил два рабочих прототипа.

Несмотря на то, что концепция сохранилась, внешне автобусы Ш.А.Т.Л. стали другими: изменилось оформление передней части, остекление, форма светотехники и некоторые кузовные панели. Четыре сдвижные двери открывают доступ к просторному салону, рассчитанному на 12 пассажиров.

КамАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. автозавод из Набережных Челнов разрабатывал совместно с НАМИ, который отвечал за интеллектуальную систему автопилота. Сборкой прототипов также занимался НАМИ.

Традиционных органов управления для водителя тут нет. Электробус использует данные цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения для передвижения по дорогам с твердым покрытием.

В основе конструкции - несущая алюминиевая рама, на которую установлен корпус из композитных материалов. Такая концепция позволит создавать на этом шасси легкие грузовички с автономным управлением и даже спецавтомобили.

Во время презентации беспилотный автобус продемонстрировали в динамическом режиме. На специальном закрытом треке длиной 650 метров по песчаной насыпи вдоль реки Казанка он передвигался со скоростью 10 км/ч, хотя заявленная "максималка" составляет 110 км/ч.

Остановки КамАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. может совершать только в заранее запрограммированных местах. Пассажиры будут сами управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств.

Информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов передается на сервер КамАЗа, используя экспериментальную сеть 5G от «МегаФона». Только сеть такого уровня может обеспечить необходимую скорость передачи данных для управления электробусом.

«Электродвижение и беспилотный транспорт — сегодня в числе основных направлений развития российского машиностроения, — сообщил прессе генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. — ШАТЛ — это наша новейшая разработка, на примере которой можно проследить основные тренды развития автомобилестроения. При этом КАМАЗ-1221 — это лишь одна из уникальных моделей беспилотной техники, из ряда тех, над которыми сейчас активно работают специалисты КАМАЗа в рамках развития интеллектуальных транспортных систем».

Кстати, планировалось, что беспилотные автобусы будут готовы к ЧМ-2018 и будут использоваться для обслуживания матчей в Казани. Но судя по всему они еще далеки от готовности. Серийное производство ШАТЛов должно начаться в 2021-2022 гг. К этому времени в России планируют подготовить законодательную базу под использование машин с автопилотом. Но это лишь планы.

Кстати, так выглядил экспериментальный образец.

Ничего подобного в России еще не делали. Толчком к развитию проекта «Шатл» стал назревающий в Москве и других крупных городах конфликт личного и общественного транспорта. Все мы хотим добираться на работу без пробок. Но мало кто добровольно отказывается от комфорта своей машины. Замкнутый круг?

А «Шатл» - это автобус, такси и легковушка в одном флаконе (называется именно «Шатл», с одной буквой «т»). Идея проекта в следующем. Сидя дома, вы со своего смартфона указываете точку назначения. Специальный облачный сервис аккумулирует запросы, выбирает похожие маршруты и присылает прямо к вашему подъезду беспилотный микроавтобус на 12 человек (включая шесть сидячих мест). Это достаточно мало, чтобы чувствовать себя комфортно, и достаточно много, чтобы проезд стоил недорого. Доставка, разумеется, также идет «до подъезда» или пересадки на метро/электричку.

Предполагается создать в мегаполисах парк подобных машин-капсул. Тогда будут не нужны остановки общественного транспорта и фиксированные маршруты. Искусственный разум начнет рассчитывать их в реальном времени. Как следствие - пробки со временем полностью исчезнут. Ведь человек вдобавок станет экономить на покупке и содержании личного автомобиля, он превратится в вымирающий вид техники.

Звучит фантастически, но представитель НАМИ, координатор Национальной технологической платформы РФ «Зеленый автомобиль» Алексей Гуськов заявил «Авто Mail.Ru», что футуристичный «Шатл» куда ближе к реальности, чем кажется. Созданием транспортного информационного облака вплотную занялся «Яндекс». Над беспилотниками вовсю трудится КАМАЗ, причем в планах предприятия - выпустить линейку электробусов всех размерных сегментов. А НАМИ имеет готовые наработки по электрическим и гибридным технологиям.

Не поверите, но «Шатл» - не макет, он ездит! Сам. В беспилотном режиме - для этого в обводах кузова спрятаны радары, камеры, ультразвуковые датчики, центральный процессор. Правда, пока только по закрытым территориям. Оттого и максимальная скорость ограничена 25 км/ч. Автобусик имеет скромные габариты (4,6х2 м) и потрясающую маневренность: все колеса у него поворачиваются. Кстати, прямо в них встроены электромоторы - «Шатл» может быть полно- или моноприводным. Алексей Гуськов говорит, что даже клееный композитный кузов на металлическом основании не составит труда запустить в производство с тиражом порядка 1000 штук в год.

Осталось дело за малым - найти деньги. А это несколько миллиардов рублей. Но партнеры надеются не только на свои силы и государство, но и на частных инвесторов. Именно они должны разглядеть в «Шатле» начало революции, новой транспортной эры. А вы что думаете о такой перспективе?

P.S. Весь день редакцию «Авто Mail.Ru» беспокоил один вопрос - почему «Шатл»? С одной буквой «т»? Ведь во всех словарях написано - шаттл (от английского shuttle). И вот только что нам стал известен ответ. Официальная версия гласит следующее: «потому что оригинально». Прекрасное объяснение! Ридакция «Афто Mail.Ru» всигда выступпала за оригенальность!

Беспилотный пассажирский автобус под названием «Шатл» Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ представил на Московском международном автосалоне. Длина транспортного средства будущего — 4,6 м, ширина — 2 м, высота — 2,5 м. Футуристический мини-автобус, напоминающий внешне черную космическую капсулу, может вместить 12 пассажиров.

Каркас выполнен из композитных материалов. Для удобства посадки-высадки раздвижные двери открываются с обеих сторон. Места для сидения расположены по обе стороны транспортного средства. В салоне есть небольшие плазменные экраны, на которых в дальнейшем должен демонстрироваться маршрут следования и другая полезная информация. Предполагается, что они будут сенсорными.

Как рассказали «Газете.Ru» представители института, этот автобус существует в единственном экземпляре и был построен полностью специалистами НАМИ за счет собственных средств института без привлечения инвестиций. Новинку позиционируют как наземный пассажирский транспорт для мегаполисов. На воплощение задумки ушло всего несколько месяцев. Ускорить процесс создания беспилотной схемы управления для «Шатла» помогло использование наработок и опыт создания и испытаний знаменитой беспилотной модели Lada Kalina. Вот над этим проектом инженеры трудятся с 2012 года и уже несколько раз обновляли оборудование и программное обеспечение беспилотного автомобиля.

В «Шатле» вместо живого водителя за движение отвечают различные датчики, радары, 16 сонаров, четыре видеокамеры и две стереокамеры Mobileye, которые оценивает расстояние до различных объектов.

Все в совокупности они помогают просканировать местность и с помощью программного обеспечения построить трехмерную картину местности, а также движущихся по ней объектов. Программа оценивает предполагаемое поведение этих предметов и принимает решение о дальнейших действиях. Например, торможении — если по дороге бежит пешеход. Максимальная скорость прототипа — 25 км/ч, но в дальнейшем она, конечно, будет увеличена.

Вызвать «Шатл» можно будет при помощи специального приложения для смартфона — беспилотник будет следовать по удобному маршруту и при этом подбирать пассажиров, которым с вами по пути.

Напоминает проект каршеринга от Uber, только без водителя.

Артем Сизов/«Газета.Ru»

Чтобы беспилотник в будущем стал серийным, уже достигнута предварительная договоренность с КамАЗом, который сам продолжительное время работает над созданием автономных грузовиков. Планируется, что специалисты компании помогут НАМИ человеческими ресурсами, а проще говоря, предоставят специалистов, которые смогут выполнить огромный объем рутинных работ.

«Специалисты КамАЗа помогут нам прописать программное обеспечение, провести испытания, — рассказал «Газете.Ru» руководитель проекта «НАМИ Шатл» . — Производить серийные экземпляры также будем на их мощностях».

О том, когда проект дойдет до конвейера, пока говорить рано — ближайшие полтора-два года уйдут на доводку «Шатла» до ума, то есть на научно-исследовательские инженерные работы.

Следующий этап — пилотная эксплуатация. «Шатл» уже умеет следить за полосой, считывать дорожные знаки, притормаживать перед препятствиями. Однако теперь его навыки нужно отшлифовывать, чтобы просчитать все возможные условия работы и застраховаться от осечек.

«На нашей территории, где пока ездит «Шатл», мы знаем каждый камешек, — пояснил Пронин. — А нам надо испытывать его в разных ситуациях, сочетая объекты и препятствия. Все это реально, просто требует много времени. Сейчас на испытаниях объект показывает себя хорошо — он может ехать туда, куда ему построят путь. Может реагировать на препятствия, объезжать их, останавливаться, если пешеход перед ним переходит дорогу».

Чтобы проект был рентабельным, в НАМИ подсчитали, что для начала им необходим заказ 50-100 единиц в год при общем парке в стране 400-500 штук. Это только на первое время. Главный предполагаемый заказчик — городские администрации и госучреждения. Плюс для запуска проекта необходимо дождаться создания соответствующей нормативной базы — пока автомобили ездить без водителей не имеют права.

Отметим, что в России компании, которые ведут разработку и производство беспилотников, вправе рассчитывать на серьезную господдержку. В июле 2016 года премьер-министр утвердил постановление относительно правил субсидирования производства беспилотного транспорта. Согласно документу, в 2016 году производителям автономных колесных транспортных средств со штатом более 300 человек полагается поддержка в размере до 1 млрд руб. ежемесячно.

Для получения господдержки нужно выполнить ряд жестких условий.

В том числе создать опытные образцы систем управления двигателем и оборудованием в салоне автомобиля, создать собственный научно-технический центр и разработать бизнес-план по выпуску беспилотников в ближайшие пять лет.

Эффективной будет считаться реализация проекта, если в 2016 году предприятие разработает электронные системы транспортного средства. Затем в 2017 году проведет их испытание, а в 2018 году будет разрабатывать системы дистанционного управления транспортным средством. В 2019 году компания должна заняться разработкой автономной системы управления автомобилем. В 2020 году должна пройти вариация систем, а в 2021 году — сертификация и серийный выпуск электронных и электрических систем транспортного средства, в 2022-м — сертификация и начало серийного производства.

Заявление о том, что пассажирские автобусы без водителя за рулем – это уже настоящее, звучит слишком громко и оптимистично. Пока что эти беспилотники ездят намного медленнее, чем хотелось бы пассажирам, да и маршруты им доверяют элементарные. Однако технологии в этом направлении развиваются бешеными темпами, поэтому вскоре отсутствие в кабине автобуса водителя станет нормой.

Они уже ездят по улицам

Уже как минимум пяти городам посчастливилось войти в историю – по их улицам в рамках испытания пустили первые беспилотные автобусы. Знакомьтесь с пионерами:

  • Швейцарская Лозанна. С лета 2017 здесь в рамках проекта Easy Mile курсируют 6 автобусов-беспилотников EZ10. Им выделили простой маршрут длиной 2,5 километра и доверили максимально лояльных пассажиров – студентов и преподавателей местного университета. Главная задача транспорта – курсировать между корпусами и ближайшей станцией метро. За полгода эксперимента не произошло ни одной аварии, что обнадеживает как разработчиков, так и пользователей технологии.
  • Греческая Трикала. В этом небольшом городке тестируется французская беспилотная система CityMobil2. Автобусы рассчитаны на 10 пассажиров, работают от электроэнергии и совершают поездки по обычным городским улицам в режиме автопилота.
  • Китайский Чжэнчжоу. Китайцы доверяют искусственному интеллекту гораздо охотнее европейцев. Компания Yutong на сегодняшний день проводит успешные испытания своей новейшей разработки – беспилотного автобуса, который будет перевозить пассажиров на расстояние 30 километров. Сейчас за работой техники следит оператор, однако в планах у разработчиков полностью автоматические перевозки.
  • Голландский Вагенинген. Здесь на реальных городских улицах проходит испытания модифицированная версия EZ10 под названием WEpods. Если раньше для тестирования беспилотников создавалась специальная инфраструктура, в которой не было сложных развязок, то в городе Вагенинген все по-другому. Здесь автобус на автопилоте ездит по обычным дорогам и встречается с непредвиденными дорожными ситуациями.
  • Британский Милтон-Кинс. Консервативные англичане пошли еще дальше – они выделили целый город для тестирования 40 беспилотных автомобилей и системы общественного транспорта. Пока в городе ведется активная подготовка к встрече с беспилотным будущем – она запланирована на 2018 год.

Беспилотные автобусы Navya

Модель беспилотного автобуса Navya – это далеко не прототип, она тестируется несколько лет и уже доказала свою безопасность и эффективность в качестве пассажирского транспорта. В конструкции модуля нет руля и стандартных педалей, а максимальная скорость составляет 45 км/ч. Во время испытаний в кабине автобуса все еще находится оператор, который в случае экстренной ситуации сможет управлять машиной. Однако с развитием технологий и законодательной базы от услуг человека можно будет полностью отказаться.

Несколько интересных фактов о беспилотном Navya Arma:

  • Вместительность автобуса 15 пассажиров.
  • За ориентацию в пространстве отвечают GPS, LiDAR и стереокамеры.
  • В зависимости от выбранного режима может работать автономно от 5 до 13 часов.
  • Стоимость стандартной комплектации беспилотного модуля – 160 000 евро.

Сейчас 12 автобусов Arma обслуживают территорию АЭС Сиво в западной части Франции. Они курсируют по круговому маршруту каждые пять минут и значительно экономят время сотрудников станции. Раньше эту территорию обслуживали дизельные автобусы – время ожидания составляло 15 минут. Руководство АЭС подсчитало экономию – замена дизельных автобусов на электро-беспилотники сэкономит 3 млн евро за год, а выбросы углекислого газа уменьшит на 40 тонн.

Компания Navya предлагает эксплуатировать роботизированные автобусы на промышленных объектах, на территории аэропортов и больниц, в парках развлечений и в городских жилых кварталах. В планах компании открытие нового завода в Мичигане, что позволит удовлетворить растущий спрос на рынке. Уже в 2018 году в США будет работать как минимум 50 пригородных автобусов-беспилотников.

Беспилотные «Матрешки» на российских дорогах

Покататься на беспилотном автобусе можно будет и в России. На полигонах уже проходят успешные тестирования беспилотного модуля, рассчитанного на 20 пассажиров. Разработкой технологии занимается компания «Волгабас» совместно с центром инноваций «Сколково». Вывести автобус в первый рейс планируется не раньше 2018 года. Разработчики надеются, что именно к этому времени будут приняты соответствующие законы по сертификации беспилотного транспорта.

Интересные факты о русской беспилотной MatrЁshkе:

  • Модуль адаптируется под пассажирский салон, перевозчика грузов или мобильную технику. Для решения коммунальных задач.
  • На полной зарядке электро-автобус сможет преодолеть расстояние до 130 км.
  • Максимальная скорость - 100 км/ч, но на автопилоте она ограничивается до 20 км/ч.

Стоимость прототипа составила около 8,5 млн рублей, однако в планах снижение цены до 3,5 млн после запуска массового производства. Стоит также отметить, что почти все детали для отечественного беспилотника производятся в России.

Гость из будущего - беспилотный Шаттл (НАМИ)

Самоуправляемый микроавтобус Шаттл является совместным проектом КАМАЗа и Научно-исследовательского центра НАМИ. Концепт-кар нельзя назвать эксклюзивным, но его также сложно сравнивать с зарубежными аналогами. Автобус развивает максимальную скорость до 40 км/час, но на автопилоте не превышает 15 км/ч. За ориентацию в пространстве и вычисление оптимальной траектории отвечает система Яндекс.

Работает самоходная капсула от литий-ионных аккумуляторов собственной разработки НАМИ. Инженеры пока предлагают доверять новинке стандартные несложные маршруты – в парках развлечений, в научных городках и университетах, в выставочных центрах. В будущем вызывать беспилотник планируется с помощью специального приложения на смартфонах.

Умные автобусы вытеснят с дорог привычные маршрутки через 10-15 лет, когда их стоимость будет доступна для среднего бизнеса, а эффективность уже не будет подвергаться сомнениям. Тотальное господство беспилотников неизбежно, однако именно благодаря ему наше передвижение на дорогах станет еще более комфортным и безопасным.

Я задумчиво смотрю на медленно проплывающий за окном пейзаж. Интересно, через сколько лет это будут не деревья закрытой территории столичного НАМИ, а скверы и аллеи городских улиц? Ведь сижу я не в обычном автобусе, а в футуристическом «шарике» НАМИ Шатл, где какие-либо органы управления не предусмотрены в принципе. Он создан в единственном экземпляре, его кузов пока представляет собой полноразмерный макет, двери лишены электроприводов, а скорость всего 5 км/ч. Но всё-таки он едет - сам! И везет меня на встречу с его создателями.

Кому нужны беспилотники при наших разбитых дорогах без разметки, сложном климате, непредсказуемых водителях и пешеходах? Но отказаться от прогресса - значит обречь себя на постоянное пребывание в таких условиях. А беспилотник - это огромный шаг вперед.

Шатл невелик: 4,6 м в длину и два в ширину. Но это не легковушка, а, по сути, автобус недалекого будущего. Благодаря внушительной высоте (2,5 м) и однообъемному кузову в салоне может разместиться ­дюжина человек: шестеро сидя, остальные стоя. ­Концепция не оригинальна, но и подсмотренной у Запада ее не назовешь. Это общая тенденция.

Москва‑2033

Вы открываете мобильное приложение в своем смартфоне и заказываете транспорт на ближайшую поездку. Буквально через несколько минут машина останавливается под вашими окнами. Это не такси, а электрический Шатл с автопилотом. И в нем уже есть пассажиры. Система собирает заявки от множества пользователей и прокладывает оптимальные маршруты для таких микроавтобусов. Персональным пространством личного автомобиля придется пожертвовать, зато пешие переходы минимальны, равно как затраты времени и денег на дорогу.

Границы частного и общественного транспорта со временем сотрутся. Тратиться на покупку и содержание персональной машины будет невыгодно, ведь практически эквивалентной ей по удобству станет самоходная капсула на несколько человек. Впрочем, подобная транспортная инфраструктура - это уже следующий шаг. А на первых порах такая техника будет эксплуатироваться на закрытых территориях - в парках, наукоградах, выставочных центрах. Там, где минимум нештатных ситуаций, маршруты стандартны и не слишком сложны для того, чтобы оттачивать умения автопилота.

Двенадцатиместный Шатл - лишь один из возможных вариантов. Покупатель сможет заказать кузов любого типа - от роскошного салон-вагона до грузовика. Кузов водрузят на варьируемое модульное шасси с силовым агрегатом. К примеру, показанный нам первый экземпляр Шатла - переднеприводный, с одним электромотором. А можно установить два двигателя (по одному для каждой из осей) или использовать четыре мотор-колеса - и тогда машина станет полноприводной.

Энергия прогресса

Литий-ионные аккумуляторы расположены под полом и сиденьями. Их количество определяет покупатель, исходя из условий работы. Один модуль емкостью 5 кВт·ч обеспечивает запас хода до 50 км. Управляющий складом или небольшой территорией, скорее всего, ограничится такой конфигурацией. Если же электромобилю предстоят большие пробеги, количество модулей можно увеличить до шести. Автономность вырастет пропорционально - до 300 км. Но такой вариант существенно затратнее, поскольку батареи остаются самым дорогим элементом.

Аккумуляторы разработаны и созданы в НАМИ, как все системы управления, безопасности и обогрева. У института накоплен опыт совместной работы в этой части, в том числе с АВТОВАЗом. Химические элементы - покупные, поставщиками выступили зарубежные и российские компании. Заявленная разработчиками работоспособность - 2000 циклов зарядки-разрядки.

А наш климат? О нем не забыли. Есть жидкостный обогрев на случай холодной погоды. Предусмотрена функция самопрогрева аккумуляторов перед началом работы - за счет отбора небольшого количества электроэнергии из запасенной в батарее. Интенсивность и продолжительность прогрева определяются температурой окружающего воздуха: чем она ниже, тем больше будет потреблять из сохраненного запаса каждый модуль. Это снижает автономность, но благотворно сказывается на сроке жизни батарей: большие нагрузки промерзшим аккумуляторам противопоказаны.

Можно использовать и другой способ прогрева - при помощи штатной жидкостной системы. Получается аналог автомобильного подогревателя для двигателя внутреннего сгорания: незадолго до начала поездки включается циркуляция - и к приходу владельца машина готова к движению. С точки зрения эффективности, затрат энергии и ресурса батарей выгоднее использовать режим самопрогрева.

Сложнее с поддержанием температуры в салоне. В этом вопросе окончательного решения пока нет. Стандартный подход с вентилятором и системой воздуховодов неэффективен из-за высокого энергопотребления. К тому же через огромные двери салон мгновенно выстуживается на остановке. Скорее всего, будет реализовано комбинированное решение: сверху воздух станут подогревать инфракрасные панели, а обогреваемые сиденья, пол и поручни помогут им в создании комфортной температуры. Но и на это нужно немало ­энергии.

Органы чувств

Электромобилем, даже отечественным, нас не удивишь. Система автономного вождения - вот что представляет основной интерес. КАМАЗ полным ходом испытывает беспилотный грузовик . И на корме Шатла значится имя челнинского завода. Один и тот же проект в разной обертке? Нет, КАМАЗ выступает лишь техническим партнером НАМИ в проекте.

Конфигурация автопилота , в целом, стандартная. Ультразвуковые датчики дальностью действия 3–6 м установлены в бампере, за «скорлупой» которого спрятаны радары ближнего и дальнего (до 250 м) действия - с широким и узким углами обзора соответственно. За лобовым стеклом - стерео­камера, «видящая» на расстоянии до 250 м. А вот лидар в комплексе использоваться не будет. На прототипе он есть, но разработчики уверены: комбинация обычных радаров и камеры позволят обходиться без него.

Мне очень понравилось, как замгендиректора НАМИ Алексей Гогенко и директор институтского центра информационных и интеллектуальных систем Денис Ендачев, с которыми мне удалось пообщаться, высказывались о своем детище. Они не скрывают, что все «органы чувств» у машины пока импортные - достойных аналогов в родном отечестве нет. Опытные образцы российских радаров находятся на стадии разработки, потому на Шатле им места не нашлось. И нечего стыдиться. Лучше подождать, чем устраивать «импортозамещение любой ценой».