» » Принцип работы автомобильных автономных отопителей салона. Автономный отопитель — гарант комфортной температуры салона автомобиля Автономный электрический отопитель салона легкового автомобиля

Принцип работы автомобильных автономных отопителей салона. Автономный отопитель — гарант комфортной температуры салона автомобиля Автономный электрический отопитель салона легкового автомобиля

Для прогрева салона и двигателя авто перед поездкой в зимнее время применяются охранные комплексы с дистанционным запуском или специальные установки. Автономный отопитель салона позволяет подогревать также систему охлаждения двигателя, которая при запуске не будет подвергаться усиленному износу.

[ Скрыть ]

Что такое автономный отопитель салона?

Автономный отопитель салона представляет собой устройство, обеспечивающее прогрев салона транспортного средства и системы охлаждения двигателя без запуска. Нагрев производится от теплообменника, в котором происходит сгорание горючего. Отопитель работает на топливе, предназначенном для функционирования двигателя.

Виды

Существует два типа автономных отопителей:

  • мокрого типа;
  • сухого типа.

Жидкостные отопители

Отопитель мокрого типа устанавливается в магистрали системы охлаждения двигателя. Визуально устройство представляет собой единый блок, в котором расположена камера сгорания и блок управления. Сгорающее топливо прогревает охлаждающую жидкость, которая прокачивается электрической помпой через рубашку охлаждения и штатный отопитель салона. Конструкция автономного отопителя допускает его использование на стоянке и в процессе движения. Благодаря этому достоинству устройство получило распространение на автомобилях, оснащенных дизельными двигателями.

Пример установки штатного отопителя мокрого типа на Tiguan 1-го поколения

Современные модели жидкостных отопителей оборудованы блоками управления, контролирующими состояние заряда аккумулятора автомобиля. При снижении напряжения до определенной отметки происходит автоматическое выключение прибора.

Пуск устройства может выполняться несколькими методами:

  1. По штатному таймеру, который программируется брелком управления или через меню комбинации приборов (если устройство установлено с завода) либо через отдельный блок управления отопителем (когда прибор устанавливался владельцем отдельно).
  2. Принудительная активация по сигналу от кнопки, расположенной в блоке управления в авто. Если отопитель установлен в заводских условиях, то он запускается кнопкой, размещенной в узле управления климатической установкой.
  3. Включение в заданное время на расстоянии. Для запуска используются сигналы от брелка управления или данные от сотовой связи, переданные через дополнительный GSM модуль.

Положительные стороны мокрого отопителя:

  • быстрый прогрев автомобиля;
  • возможность работы вместе со штатной системой вентиляции салона, которая распределяет потоки воздуха;
  • малый расход топлива;
  • высокая производительность;
  • простота и удобство эксплуатации.

Отрицательные стороны:

  • невозможность применения в замкнутых помещениях из-за выделения продуктов сгорания топлива;
  • возможен разряд аккумуляторной батареи в процессе работы отопителя;
  • затрудненный самостоятельный монтаж.

Основным узлом жидкостного автоматического отопителя является камера сгорания. Она оборудована распылителем топлива, представляющим собой трубку Вентури. Подача воздуха в камеру сгорания выполняется при помощи вентилятора. Воздух, проходя через сужение канала, оснащенное соплом, распыляет частицы горючей смеси.

Для розжига смеси применяется отдельная , которая после начала горения отключается. В свечи может устанавливаться датчик, определяющий начало воспламенения смеси, который позволяет отключать свечу и не допускать ее перегрева. К камере сгорания подключена жаровая труба, увеличивающая площадь теплообменника. Газы, пройдя через жаровую трубу, попадают в малогабаритный глушитель и выводятся под днище автомобиля.


Жидкостный отопитель в разрезе

Вокруг камеры сгорания и жаровой трубы расположена рубашка, по которой . В рубашке находятся датчики температуры жидкости и сигнализатор перегрева теплообменника. При чрезмерном нагреве подается сигнал на блок управления, который аварийно отключает подачу топлива. Циркуляция жидкости выполняется встроенным электрическим насосом. Управление работой отопителя производится штатным электронным блоком. При заводской установке модуль входит в состав электрооборудования автомобиля и получает данные от различных датчиков транспортного средства.

Воздушные отопители

Прибор построен по принципу фена, для прогрева потока воздуха используется корпус камеры сгорания. Обогреватели применяются на автобусах и грузовых машинах, которые вынуждены подолгу находиться в режиме ожидания на улице в зимнее время. Воздушный прибор отапливает только салон транспортного средства, система охлаждения двигателя остается холодной.


Воздушный отопитель Sirocco от автобуса Икарус

Запуск выполняется:

  • по таймеру;
  • кнопкой на пульте управления (стационарном или дистанционном).

Положительные стороны воздушного отопления:

  • низкое потребление электроэнергии;
  • возможность продолжительной работы без риска разряда батареи;
  • простота конструкции;
  • упрощенный монтаж.

Минусы отопителей сухого типа:

  • прогрев только салона или кабины;
  • возможны сложности с поиском места установки;
  • невозможность применения в закрытых помещениях.

Схема устройства и принцип работы

Воздушный обогреватель представляет собой конструкцию цилиндрической вытянутой формы, внутри которой расположена камера сгорания и два вентилятора. Камера сгорания оснащена вентилятором, который нагнетает необходимый для горения воздух. Розжиг выполняется свечой, раскаляемой электрическим током. Основной вентилятор прокачивает воздух вокруг камеры сгорания и жаровой трубы. Нагретый воздух подается по каналу в кабину транспортного средства. Отработавшие газы удаляются из жаровой трубы в атмосферу через специальный трубопровод, оснащенный малогабаритным глушителем выпуска.


Воздушный отопитель в разрезе

Управление работой воздушного отопителя ведется встроенным электронным модулем, который автоматически отключает устройство при перегреве.

Модели

Рассмотрим наиболее востребованные модели воздушных и жидкостных обогревателей.

Планар-4Д

Отопитель модели Планар-4Д относится к категории воздушных устройств, поставляется в виде комплекта, предназначенного для самостоятельной установки. Подача топлива и электроэнергии выполняется от штатных систем транспортного средства.


Общий вид устройства Планар-4Д

В состав комплекта поставки входит:

  • отопитель;
  • насос для нагнетания топлива в камеру сгорания;
  • пульт контроля и управления;
  • соединительные жгуты электропроводки.

Алгоритм работы Планар-4Д:

  1. При включении устройства запускается программа самотестирования, которая проверяет работоспособность приборов розжига, поддержания горения и контроля. После получения положительных откликов разрешается старт розжига.
  2. После продувки камеры сгорания производится прогрев свечи накаливания до необходимой температуры. Блок управления открывает клапан подачи топлива, которое распыляется форсункой в потоке воздуха. Раскаленный рабочий элемент свечи разжигает смесь. Встроенная система контроля устойчивости горения поддерживает накал свечи до момента формирования факела. После этого свеча отключается.
  3. При поступлении сигнала на отключение перекрывается клапан подачи топлива. Вентилятор некоторое время продолжает работать, охлаждая камеру и выводя остатки паров горючего из полости камеры сгорания.

По желанию владельца в комплект поставки включается температурный сенсор, устанавливаемый в кабине. Датчик позволяет производить нагрев воздуха до заданной температуры и поддерживать ее в автоматическом режиме. При достижении определенной температуры отопитель не отключается, а лишь переходит в режим минимальной подачи топлива. Если температура наружного воздуха окажется ниже, чем запрограммированная на сенсоре, то отопитель переходит в режим работы вентилятора.

Отопитель Планар-4Д позволяет:

  1. Производить повторный автоматический запуск. Всего возможны две попытки розжига. Если вторая попытка неудачная, то устройство выключается.
  2. При возникновении перебоев с подачей топлива, которые вызывают прекращение горения, блок управления выключает прибор.
  3. Встроенный температурный датчик производит замер параметров. При перегреве обогреватель выключается.
  4. В конструкции отопителя имеется прибор контроля напряжения в бортовой сети. Блок управления настроен на автоматическое выключение устройства при просадках напряжения ниже 10,8 В или превышении 15 В. Печь может применяться на грузовых автомобилях с рабочим напряжением бортовой сети 24 В. В этом случае отключение произойдет при снижении напряжения до 20 В или превышении 30 В.
  5. Блок управления позволяет определить причину выхода из строя. Для этого используется контрольный диод, который мигает различными сериями вспышек.

Для управления применяется отдельный пульт, устанавливаемый на панели приборов либо другом месте по желанию владельца. На пульте расположен поворотный регулятор температуры (обозначен на схеме 1) и контрольный мультифункциональный диод (на схеме 2). Рукоятка регулировки при повороте до упора влево позволяет выключить отопитель. В механизме имеется подпружиненный элемент, для выключения необходимо преодолеть его сопротивление. При этом раздастся характерный щелчок. Вращение по часовой стрелке регулирует интенсивность горения и температуру выходящего из отопителя воздуха.

Схема пульта

Пульт позволяет:

  • включать и отключать режим отопления вручную;
  • регулировать температуру нагрева воздуха;
  • получать информацию о работе устройства по цвету индикации контрольного диода.

Режимы работы диода:

  • красный — отопитель работает на обогрев салона;
  • зеленый — продувка камеры сгорания для охлаждения (после выключения горелки);
  • красный мигающий — обогреватель неисправен;
  • выключен — устройство находится в выключенном состоянии.

Ремонт и обслуживание автономки Планар показано в видеоролике, снятом каналом Тим Сервис.

Webasto

Компания Вебасто производит несколько разновидностей жидкостных обогревателей. Устройства различаются способом подключения и режимами работы. Для подготовки двигателей к запуску применяются приборы модельного ряда Thermo Top С. Для машин с дизелем выпускается линейка Thermo Top Z. Обогреватели отличаются алгоритмом функционирования — пуск и работа возможны только на заведенном двигателе, помпа принудительной циркуляции отсутствует. Дополнительное тепловыделение отопителя применяется для компенсации дефицита тепла двигателя, характерного для дизельных силовых агрегатов.

Одна из модификаций Вебасто

Существую версии Вебасто, предназначенные для работы на бензине (допускается использование этилированного топлива) или на дизельном горючем. При эксплуатации устройства на дизеле требуется следить за соответствием сорта топлива температуре окружающей среды. При заправке зимнего вида нужно заполнить магистрали отопителя новой жидкостью. Применение присадок к горючему не влияет на работу отопителя.

Блок обогрева Вебасто имеет компактные размеры, на устройстве размещены входы и выходы:

  • 1 — циркуляционный насос (отсутствует у модели Top Z);
  • 2 — штуцер для трубки подачи топлива;
  • 3 — выходной канал жидкости;
  • 4 — выпускной патрубок для отвода отработавших газов;
  • 5 — воздухозаборник камеры сгорания;
  • 6 — входящий патрубок для жидкости.
Компоновка блока Вебасто

Установки Вебасто имеют несколько недостатков:

  • высокая цена (от 100 тыс. рублей с установкой);
  • необходим аккумулятор с повышенной емкостью (рекомендуется гелевый);
  • сложность монтажа и настройки.

На автомобилях, оборудованных системами Вебасто, рекомендуется проезжать число километров, соответствующее минутам времени установки. В этом случае обеспечивается подзарядка аккумуляторной батареи.

Eberspacher

Тепловые пушки Eberspacher рассчитаны на подключение к электрическим сетям автомобилей с напряжением 12 или 24 Вольт. В конструкции имеется регулятор мощности, позволяющий ступенчато изменять тепловой поток. Устройства устанавливаются в транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров. Возможна установка нескольких тепловых пушек, обеспечивающих равномерный прогрев салона.


Тепловая пушка Eberspacher Airtronic

Классификация автономных отопителей по виду топлива

На рынке автономных отопителей в России присутствуют несколько разновидностей устройств, которые можно разделить на категории:

  • низковольтные электрические системы;
  • электрические отопители с питанием от бытовой сети;
  • устройства обогрева на жидком топливе;
  • отопители на газообразном горючем.

Каждый тип автономных отопителей салона имеет свои преимущества и недостатки. Конечный выбор прибора остается за потребителем.

Электрическое оборудование на 12 и на 24 В

Электрические обогреватели обладают значительным преимуществом перед другими системами — они не требуют длительной и кропотливой установки. Устройства подключаются к или к штатной проводке и питаются от бортовой сети с напряжением 12 или 24 Вольт. Обогреватели не выделяют вредных выбросов и могут применяться в закрытых помещениях. Минусом устройств является низкая эффективность работы и большое потребление электроэнергии.


Электрический отопитель Defa

В качестве нагревательных элементов используется нихромовая спираль или керамический элемент, с расположенной внутри спиралью нагрева. В комплект поставки вентиляторов входит кронштейн и провод для подключения. В конструкции устройств применяется термический предохранитель, отключающий питание при перегреве.

На современных автомобилях, оснащенных двигателями с небольшим рабочим объемом, в климатической установке штатно монтируются дополнительные электрические фены. Устройство начинает работать сразу после запуска двигателя, обеспечивая ускоренный прогрев салона. Возможна установка таких приборов на машины, конструкция печки которых не предусматривает дополнительного прогрева. Радиаторы обогрева подключаются через электронный блок управления.

Штатный радиатор Ford Focus

За счет использования электроники обеспечивается:

  • контроль нагрузки на генератор;
  • запуск отопителя не ниже определенной температуры;
  • работа отопителя при стабильных оборотах коленчатого вала двигателя;
  • автоматическое отключение после прогрева жидкости в рубашке охлаждения.

Совместить дополнительный электрический фен с блоком управления возможно не на всех автомобилях.

Электрические отопители с питанием от бытовой сети

Другим вариантом автономного отопителя является система прогрева силового агрегата от нагревательного элемента, подключаемого к бытовой электрической сети 220 Вольт. Примером подобных устройств является продукция компании Северс+. В состав прибора входит насос, который обеспечивает циркуляцию жидкости в рубашке охлаждения. Питание подается через разъем, расположенный на бампере или под капотом. К разъему подключается силовой провод, идущий от сети 220 В.

Обогреватель Северс+ перед монтажом

Упрощенным вариантом обогревателей являются изделия под маркой Спутник, которые предназначены для установки на карбюраторные автомобили отечественных и иностранных моделей.

Конструкция обогревателя Спутник

Обозначения на схеме:

  • 1 — нагревательный элемент;
  • 2 — термический регулятор;
  • 3 — ввод силового провода питания;
  • 4 — корпус;
  • 5 — запорный шарик клапана;
  • 6 — корпус клапана;
  • 7 — входящий патрубок;
  • 8 — выходящий канал;
  • 9 — ограничитель хода шарика;
  • 10 — защитная крышка.

Принцип работы изделия:

  1. Подключить питание 220 Вольт, которое разогревает спираль.
  2. Расположенная внутри корпуса жидкость начинает нагреваться. Расширение жидкости при нагреве вызывает рост давления внутри корпуса. Поскольку входной канал перекрыт клапаном одностороннего действия, то жидкость вытесняется в рубашку охлаждения.
  3. По мере вытеснения жидкости из корпуса происходит падение давления, в результате чего клапан открывается и в корпус поступает заряд холодной жидкости. За счет такой конструкции обеспечена термосифонная циркуляция жидкости и постепенный прогрев силового агрегата. В конструкции обогревателя установлен предохранительный элемент, отключающий питание при перегреве устройства. После снижения температуры прибор включается заново в автоматическом режиме.

Газовый обогреватель

Газовые обогреватели работают по аналогии с изделиями на жидком топливе. В конструкции применен редуктор, регулирующий давление газа, и специальная горелка, предназначенная для распыла газообразного топлива. Запас горючего находится в баллоне, расположенном отдельно от корпуса отопителя. Примером газового устройства может служить прибор Trumatic, приспособленный к работе на сжиженном пропане или пропан-бутановой смеси.

Общий вид устройства Trumatic

Управление выполняется от рычагов или поворотной рукояткой на пульте управления, который ставится в салоне автомобиля.

Бензиновые и дизельные отопители

Кроме перечисленных выше устройств на жидком топливе, на рынке представлено оборудование фирмы Belief, использующее для отопления салона нагретый воздух. Принцип действий не имеет отличий от установок Планар или Eberspacher.

Конструкция отопителя Belief

В состав устройства входит литой алюминиевый теплообменник (1), имеющий оребренную поверхность. Внутри теплообменника расположена жаровая труба (3) с камерой сгорания (4). Для подачи топлива применяется магистраль (13). Розжиг смеси выполняется свечой (14). Подача воздуха для горения выполняется через трубу (12) при помощи вентилятора (6). Выход газов осуществляется в атмосферу через выхлопной канал. Сверху узел накрыт кожухом, через который подается воздух. Нагрев воздуха ведется от оребренного теплообменника.

В каких случаях и на каких автомобилях применяются отопители?

Автономный отопитель может применяться на автомобилях любого типа. Производительность устройства подбирается в зависимости от объема салона.

Автономные отопители используются в случаях:

  • поддержания комфортной температуры в салоне и кабине авто;
  • обеспечения запуска двигателя при низких температурах воздуха.

Применение автономного отопителя салона на автомобилях, работающих в суровых климатических условиях, позволяет повысить ресурс силового агрегата в несколько раз и снижает расход топлива.

Если на автомобиле установлено автономное устройство обогрева, то владельцу рекомендуется:

  1. Включать режим обогрева ежемесячно, особенно если отопитель не эксплуатируется. Активация выполняется и в летнее время года. Кратковременное включение и работа позволяют устранить залипание подвижных элементов, возникающее в результате попадания осадка из топлива.
  2. Проводить своевременный переход от летнего на зимний сорт топлива с прокачкой системы.
  3. При использовании отопителя проводить регулярную проверку степени зарядки аккумуляторной батареи.

Установка автономного отопителя на автомобиль своими руками

Изготовители автономных отопителей оговаривают в инструкциях требования к монтажу, который должен производиться специализированными организациями. Установка своими руками может стать причиной повреждения устройства и отказа в гарантийном ремонте или обслуживании. Самостоятельный монтаж можно порекомендовать владельцам, имеющим большой опыт обслуживания автомобилей, а также набор инструментов для установки.

Перед началом установки автономного отопителя салона необходимо проанализировать прилагаемую в комплекте техническую документацию. Монтаж следует производить в строгом соответствии с инструкциями производителя.

Как установить отопитель

Монтаж отопителей разных видов может отличаться, рассмотрим установку некоторых из них.

Электрический обогреватель с вентилятором

Установка электрического обогревателя с вентилятором:

  1. Смонтировать опорный кронштейн в желаемом месте.
  2. Установить на кронштейне обогреватель. Проверить возможность бесперебойной подачи свежего воздуха, а также направление потока горячего воздуха. Не рекомендуется направлять поток на ветровое стекло, поскольку локальный нагрев приведет к внутренним деформациям и появлению трещин. Нагретый воздух не должен попадать на пластиковые элементы отделки, так как возможен перегрев и деформация детали.
  3. Подключить устройство в гнездо прикуривателя или к штатной проводке. Провода, используемые для подсоединения, должны иметь соответствующее сечение. В цепи питания рекомендуется установить отдельный плавкий предохранитель.

Воздушный отопитель

Приблизительная последовательность установки воздушного отопителя:

  1. Корпус нагревателя устанавливается горизонтально, свеча накаливания расположена сверху. Воздухозаборник обогревателя не должен располагаться в зоне, подверженной попаданию выхлопных газов двигателя транспортного средства или от работы отопителя. Входной канал закрывается предохранительной сеткой, защищающей печку от попадания посторонних предметов. Место установки корпуса должно обеспечить доступ для обслуживания. В комплекте поставки имеется шаблон, по которому размечаются точки крепления корпуса.
  2. Установить патрубок воздухозаборника. Не допускается подача воздуха из салона или багажного отсека транспортного средства. Точка установки канала должна гарантировать защиту от попадания воды или снега внутрь отопителя. Запрещено направлять воздухозаборник по направлению движения автомобиля.
  3. Произвести установку выхлопной системы с учетом нагрева элементов выпуска до высоких температур. Выпускная труба представляет собой гофрированный металлический трубопровод, который подрезается по длине. Фиксация выполняется винтовыми хомутами, выпускной патрубок устанавливается под малым углом наклона в сторону потока выхлопа. При расположении изделия рядом с элементами автомобиля рекомендуется применять теплозащитные экраны. Для обеспечения надежного соединения трубы с корпусом отопителя на торцевой части выполняется продольная прорезь, которая не должна выходить за кромку выхлопного патрубка.
  4. Установить бачок на транспортное средство. Установка должна обеспечить беспрепятственный сток на грунт пролитого при заправке или повреждении стыков магистралей топлива. Вывод горловины выполняется на внешнюю сторону. Запрещено выводить горловину в салон или кабину.
  5. При установке газового оборудования баллоны размещаются на внешней части автомобиля под защитным кожухом. Кожух или шкафчик монтируется на кузове или раме автомобиля.
  6. Смонтировать топливный насос обогревателя. Элемент располагается вертикально на минимальном расстоянии от бака. Линия расположения насоса находится ниже минимального уровня горючего в баке. Необходимо устанавливать деталь таким образом, чтобы предельный объем топлива находился ниже верхнего среза распылительной трубки в камере сгорания.
  7. При использовании в качестве емкости для топлива основного бака необходимо установить заборник через резиновые уплотнительные кольца. Соединение должно обеспечивать герметичность. Работы выполняются на пустом и высушенном баке, без паров горючего. Допускается подавать топливо от магистрали слива излишков.
  8. Выполнить соединение бака, насоса и обогревателя магистралями. При монтаже не допускаются перегибы соединительных муфт и деформация торцевых частей топливных трубок. Следует убедиться в отсутствии мест перегрева магистралей от выхлопных коллекторов автомобиля или отопителя. Участок трубопровода от желательно прокладывать наклонно, с постоянным углом подъема. Соединения трубок должно быть герметичными, подтеки топлива не допускаются.
  9. Приступить к установке электрических цепей в соответствии с монтажными схемами, прилагающимися в комплекте поставки. Подключение проводки ведется на обесточенной снятием предохранителя цепи. Скрутки проводов рекомендуется спаивать, соединение защищается изолентой или термоусадочной трубкой.
  10. Установить пульт управления на внешней стороне панели приборов в салоне. Пульт подключается к электрической системе отопителя согласно инструкции.
  11. Установить на место плавкие вставки, заполнить магистрали топливом. Провести пробный запуск устройства на различных режимах работы. В случае обнаружения неисправностей и течей горючего проверку прекратить до момента устранения проблем.

Вебасто с подогревом жидкости

Монтаж устройств Вебасто с подогревом жидкости имеет ряд нюансов:

  1. Обогреватель включается в контур системы охлаждения по нескольким схемам. Наиболее распространена стандартная установка в разрыв магистралей. По желанию владельца возможен монтаж отопителя для прогрева салона или двигателя. Минимальный объем обогреваемого контура — от 3 литров. Для монтажа должны применяться шланги, одобренные изготовителем обогревателя и соответствующие стандартам DIN 73411.
  2. Шланги располагаются без заломов, которые сужают проходное сечение. Соединения шлангов выполняется пружинными или винтовыми хомутами, предотвращающими сползание трубопроводов в процессе работы.
  3. При необходимости соединения трубопроводов различного диаметра применяются переходные или соединительные штуцеры.
  4. Циркуляционная помпа может располагаться на корпусе обогревателя или отдельно — на любом участке магистрали. При установке следует учитывать минимальный уровень жидкости в расширительном бачке. Помпа располагается ниже этого значения. Запрещено изменять направление циркуляции жидкости, а также устанавливать элемент на выходе из обогревателя.
  5. При установке отопителя жидкостного типа следует помнить правило — вход жидкости осуществляется снизу, отвод — сверху.
  6. Подача воздуха в камеру сгорания выполняется через дополнительный воздуховод. Запрещается использовать обогреватель со снятым патрубком.
  7. При подключении проводов необходимо обеспечить соответствие сечений проводки значениям силы тока. Недопустимо применять провода малого сечения, поскольку они могут перегреться и стать причиной возгорания.
  8. В комплект поставки отопителей Вебасто входит система дистанционного управления Telestar, позволяющая управлять устройством на расстоянии до 1000 м. Девайс поставляется в комплекте по отдельному заказу. Покупатель может заказать дополнительный блок управления, обеспечивающий прогрев в заданное время до запрограммированной температуры. При необходимости старт обогревателя выполняется голосовой командой, передаваемой по сети GSM. Для приема команд используется отдельное устройство. Монтаж систем телеуправления выполняется в соответствии с прилагаемой инструкцией.
  9. Подключить вентилятор климатической установки через дополнительное реле. Вентилятор будет включаться по сигналу от блока управления отопителем. За счет этого обеспечивается интенсивная подача теплого воздуха от радиатора печки в салон.

Ниже рассмотрены основные варианты врезки жидкостного обогревателя в систему охлаждения.

На схемах обозначено:

  • 1 — двигатель;
  • 2 — обратный клапан;
  • 3 — радиатор климатической установки.

Дополнительные варианты установки.

Расшифровка обозначений:

  • 1 — мотор;
  • 2 — циркуляционная помпа;
  • 3 — радиатор охлаждения;
  • 4 — радиатор системы микроклимата;
  • 5 — расширительный бачок;
  • 6 — термостат;
  • 7 — обратный клапан;
  • 8 — дополнительный термостат из комплекта поставки Вебасто.

Правила безопасности при установке

При монтаже обогревателей следует соблюдать правила:

  1. Не допускается прокладка топливных магистралей внутри салона.
  2. Автомобиль, оборудованный отопителем, должен оснащаться огнетушителем. Необходимо регулярно проверять состояние огнетушителя и своевременно заменять его новым.
  3. Соединение магистралей топливопровода должно исключать возможность формирования пузырей воздуха, которые будут подаваться в камеру сгорания автономного отопителя.
  4. Выхлопной трубопровод и глушитель имеют высокую температуру. Устройство должно располагаться на достаточном удалении от резиновых трубопроводов системы охлаждения, жгутов электрической проводки, пластиковых деталей и прочих элементов конструкции автомобиля. Выходящие выхлопные газы не должны попадать на конструкции транспортного средства.
  5. Массовые провода подключаются к штатным болтам и гайкам на кузове при помощи клеммы. Если на автомобиле установлен выключатель массы, то питание подается непосредственно от клеммы аккумулятора.
  6. Каналы подвода холодного воздуха и отвода горячего не должны перекрываться деталями автомобиля.
  7. Запрещено проводить проверку работы в закрытом помещении.
  8. В процессе проверки не допускается выключать подачу электроэнергии до момента прекращения продувки.

Условимся сразу: в этой статье мы будем говорить только об автономных отопителях, то есть таких, которые способны работать при выключенном двигателе машины. Напомним, что штатные отопители, как правило, получают тепло от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя, и, следовательно, не могут нагревать воздух в кабине, если двигатель не работает и жидкость в системе охлаждения не прогрета.

Те, кто знают, насколько важен автономный отопитель, готовят свой грузовик или дорожно-строительную машину к зиме задолго до наступления холодов. Лето – самое благоприятное время как для установки отопителя (нового или взамен выработавшего ресурс), так и для его профилактики или ремонта, ведь в этот период выбор отопителей и запчастей к ним максимальный, да и очередей нет. Зато с наступлением холодов (а это всегда происходит неожиданно), все меняется с точностью до наоборот: очереди растут, ассортимент в магазинах сокращается. Тем не менее и сейчас не поздно поговорить об автономных отопителях.

Все автономные отопители, предназначенные для коммерческого транспорта и спецтехники, можно разделить на две основные группы: жидкостные и воздушные. Их различие заключается в том, что воздушный отопитель (так называемый «сухой фен») нагревает только воздух в кабине, тогда как жидкостный подогревает жидкость в системе охлаждения двигателя, и только после того, как температура в системе охлаждения достигает +40 °С, он подает команду на вентилятор штатного отопителя, который начинает нагнетать теплый воздух в кабину. То есть жидкостному отопителю для нагрева кабины нужно предварительно прогреть двигатель.

Преимущества и недостатки отопителей каждого из этих двух типов очевидны: жидкостный, который одновременно является предпусковым обогревателем, позволяет прогреть и двигатель, что облегчает пуск в любой мороз, и кабину. Однако отопитель этого типа потребляет больше топлива и электроэнергии. Чтобы обогреть кабину обычного магистрального грузовика, воздушному отопителю необходимо 2 кВт энергии, а жидкостному – 7…10 кВт.

Мировыми лидерами в производстве автономных отопителей являются компании Webasto и Eberspächer. Эти немецкие компании являются неоспоримыми лидерами на рынке, а это означает, что на любой грузовик европейского производства устанавливается отопитель одного из этих производителей без каких-либо исключений. Соответственно у любого европейского производителя тяжелой техники есть два поставщика отопителей – Webasto и Eberspächer. Обычно эти агрегаты устанавливают в пропорции 50 на 50 на все грузовики, а значит, сказать, какой именно отопитель будет на новом грузовике или экскаваторе любой марки и модели, невозможно в принципе. Каждый дилер скажет, что на грузовике установлен отопитель мощностью 2 кВт без указания его производителя, ведь продукция обоих этих производителей абсолютно равноценна. И хотя каждый из них имеет свои особенности, сказать, что какая-то из этих двух марок лучше, невозможно.

Если говорить о воздушных отопителях, то Eberspächer имеет несколько более удачную конструкцию узла распыления топлива – там стоит простая сеточка, которая является испарителем. У Webasto испаритель является достаточно сложным узлом, ремонт которого обходится дороже. В целом по надежности они примерно одинаковы.

Кроме того, на мировом рынке присутствуют также чешские воздушные отопители Ateso, российские сухие отопители «Планар», жидкостные «Теплостар» компании «Адверс», а также японский Mikuni. Отопители Ateso используются преимущественно на вторичном рынке европейских стран и стран СНГ, российские отопители – только на постсоветском пространстве, а Mikuni – в основном в Японии.

В целом же в мире, в том числе в США, наиболее распространены Webasto и Eberspächer. На нашем рынке марка Webasto более популярна, а многие обыватели и вовсе называют именем «вебасто» любой автономный отопитель, будь то на грузовике или легковом автомобиле, точно так же, как нарицательным стало слово «ксерокс». Впрочем, Webasto более известная марка не только у нас, но и в Европе, и во всем мире, хотя Eberspächer не менее серьезная и не менее сильная фирма, и оба производителя находятся на одном уровне как по объемам продаж, так и по цене отопителей, их надежности и уровню потребления топлива.

Воздушный отопитель («сухой фен») функционирует так же, как и обычный фен, только нагреватель в нем стоит не электрический, а факельный, работающий на солярке из основного или дополнительного топливного бака. Дизтопливо сгорает внутри специальной замкнутой камеры, обдуваемой снаружи вентилятором, который подает нагретый воздух в кабину. Такого типа модели Eberspächer называются Airtronic D2 и D4 и имеют тепловую мощность соответственно 2 или 4 кВт. У Webasto аналогичные модели тепловой мощностью 2; 3,5 и 5 кВт носят название Airtop 2000, Airtop 3500 и Airtop 5000.

Расход топлива у 2-киловаттного отопителя в режиме максимальной мощности составляет 0,25 л/ч. В режиме максимальной мощности эти отопители работают лишь в момент их включения, для быстрого прогрева кабины, а затем отопитель автоматически переходит на пониженную мощность, расходуя соответственно меньше топлива. Поэтому, как показывает практика, средний расход топлива такими отопителями не превышает 0,15 л/ч. У жидкостных отопителей расход топлива значительно выше. Так, у 4-киловаттного агрегата в режиме максимальной мощности он составляет 0,6 л/ч.

Европейские производители предоставляют на свои отопители двухлетнюю гарантию, но в Европе солярка намного лучшего качества, чем у нас. Да и чистота в кабине достаточно сильно влияет на работоспособность отопителя, ведь во время работы он, словно пылесос, затягивает в себя воздух, а вместе с ним пыль и грязь. И когда нагнетающий вентилятор заклинивает, отопитель моментально выходит из строя, так как если его камера сгорания лишается обдува, она моментально перегревается и от этого деформируется.

В комплект отопителя топливный бачок не входит, поскольку изготовителем предусмотрено его подключение к основному топливному баку. В российских условиях правильнее использовать автономный бак, его обычно устанавливают на задней стенке тягача или на передней стенке фургона. Дело в том, что ни один из импортных отопителей «не любит» нашу зимнюю солярку. Она отличается от европейской главным образом наличием присадок, которые используются для того, чтобы из летнего дизтоплива сделать зимнее.

Дизельные двигатели одинаково успешно «поедают» и европейское дизтопливо, и российское, поскольку сгорание там происходит при высоких и температуре, и давлении, тогда как в отопителях «наши» присадки полностью не сгорают и накапливаются в камере сгорания в виде жидкой массы, напоминающей гудрон, из-за чего агрегат выходит из строя. Причем это в одинаковой мере касается как сухих, так и жидкостных отопителей.

Вот почему рекомендуется обязательно устанавливать на грузовик отдельный 10-литровый бак и заправлять его «летней» соляркой, а чтобы она не замерзала, в нее добавляют керосин. В принципе, вместо керосина можно добавлять и бензин, но только А-76, поскольку все другие марки бензина также содержат присадки, которые не полностью сгорают в отопителе.

Если же использовать нормальное дизтопливо, проблем с отопителями не возникает. Те, кто установил отдельный бачок и заливает туда «летнюю» солярку с керосином, на сервисе может не появляться годами. Но если заправлять в автономный бачок дизтопливо из того же пистолета, что и в основной бак, плохая солярка быстро делает свое дело – случается, что уже через неделю после установки отопителя машина приезжает по рекламации с жалобой на его отказ. После разборки из отопителя вытекает поллитра непонятной «гудроноподобной» жидкости, и в этом случае приходится менять как минимум сеточку, но зачастую выходит из строя свеча накаливания, которая разжигает топливо в камере сгорания.

Ресурс современного отопителя достаточно большой. Например, для его компрессора он составляет 5000 часов. Жалобы на то, что прогорают камеры сгорания в «сухих фенах», могут относиться лишь к отопителям Eberspächer самых первых моделей – D1L и D3L, самому «молодому» из которых сейчас уже больше 20 лет. Подобное происходит исключительно из-за возраста и является результатом естественного износа.

Если с отопителем правильно обращаться, заправлять рекомендуемым топливом и поддерживать чистоту в кабине, потребуется лишь профилактическая очистка, которую лучше проводить ежегодно, а при использовании хорошего дизтоплива – раз в два года. При этом отопитель демонтируют, разбирают, очищают камеру сгорания и заменяют сеточку испарителя. Такая работа стоит порядка примерно 110…150 долларов.

Профилактическая очистка требуется по той простой причине, что на стенках камеры сгорания откладывается нагар, что уменьшает размеры камеры сгорания, ухудшает теплопроводность и теплообмен, а это снижает эффективность отопителя, его ресурс и повышает расход топлива.

Оптимальное время для профилактической очистки – начало августа, поскольку с наступлением морозов, когда об отопителях вспоминает большинство водителей и автовладельцев, на сервисе неизменно образуются очереди.

Следует подчеркнуть, что желательно запускать автономные отопители для профилактики и в теплое время года, хотя бы раз в две недели минут на 15…20. Никакая техника не любит долгих простоев, и отопитель должен поработать, чтобы прогреться и разогнать смазку по подшипникам: тогда он будет служить дольше.

Современные автономные отопители техника достаточно надежная и случайно из строя не выходят. Все они оборудованы блоком управления, отслеживающим работу и имеющим много степеней защиты, что объясняется в первую очередь применением на автомобиле открытого пламени в камере сгорания. Если возникают какие-то неисправности, блок управления выдает код ошибки, по которому можно легко определить, что требуется заменить: компрессор, свечу, датчик пламени, датчик перегрева или что-то еще. Все сказанное в одинаковой мере относится как к воздушным, так и к жидкостным отопителям.

Казалось бы, автономными отопителями сейчас комплектуют все автомобили, тем не менее спрос на установку этих устройств сейчас достаточно большой. Прежде всего это касается старых грузовиков, у которых отопители выработали ресурс (те же D1L и D3L) и стоимость их ремонта будет близка к установке нового отопителя. Машины, изготовленные для теплых регионов, также нуждаются в отопителе. То же относится и к машинам, выпущенным в странах СНГ, где до недавнего времени дополнительные отопители считались элементом роскоши.

В последние несколько лет любой грузовик европейского производства, оборудованный спальным местом, в обязательном порядке оснащают автономным отопителем. Раньше такого жесткого требования не было, и любой покупатель мог отказаться от автономного отопителя, снизив тем самым стоимость автомобиля. Теперь и такие машины являются «потребителями» новых отопителей. Бывает, что машина не оборудована спальным местом, но часто находится в режиме ожидания загрузки-разгрузки, и тогда, чтобы обогреть кабину, приходится запускать двигатель. Во избежание перерасхода топлива в подобных случаях также желательно оборудовать грузовик автономным отопителем.

Однозначно сказать, какой отопитель лучше – воздушный или жидкостный, сложно. В российских условиях все же предпочтительной для грузовика и спецмашины является установка «сухого фена», которым в настоящее время на заводе оборудуют большую часть техники.

В настоящее время немало владельцев автомобилей и строительных машин, оборудованных на заводе жидкостными отопителями, обращаются за дополнительной установкой и воздушных отопителей, ведь жидкостный агрегат потребляет не только больше топлива, но и больше электроэнергии. Если аккумуляторы слабенькие, а мороз сильный, такой отопитель, проработав всю ночь, израсходует почти весь заряд аккумулятора батарей, его не хватит ля того, чтобы завести даже прогретый двигатель. Помимо прочего ремонт жидкостных отопителей дороже, чем воздушных.

Идеальный вариант, если на грузовике установлен и жидкостный, и воздушный отопители, но и стоить это будет дорого. И все же на машинах, работающих в России и совершающих рейсы в страны Скандинавии, без этого не обойтись, ведь там нередки морозы за минус 40, когда проблематично не только запустить непрогретый дизель, но и прогреть его до рабочей температуры во время движения.

При эксплуатации грузовика или, например, бульдозера преимущественно в средней полосе России можно, конечно, обойтись и воздушным отопителем, хотя понятно, что для предпускового подогрева двигателя ничего лучше жидкостного отопителя нет.

Что касается стоимости воздушных отопителей, то 2-киловаттный Eberspächer Airtronic D2 с автономным бачком обойдется в 1180 евро, включая стоимость монтажа. Установка аналогичного отопителя Webasto Airtop 2000 будет стоить 970 евро, 1,9-киловаттного Ateso Breeze обойдется в 875…920 евро, 3,8-киловаттного Ateso Wind 4W – 1035…1075 евро и 1150…1200 евро – 8,2-киловаттного Ateso Х7. А за 26 тыс. руб. можно установить 4-киловаттный «Планар» 4Д.

Цена жидкостного отопителя может сильно колебаться в зависимости от наличия тех или иных элементов управления (мини-таймера, модульного таймера, радиоуправления и т. д.) и составляет для 10-киловаттных моделей Webasto и Eberspächer примерно 2000 евро, тогда как 10-киловаттный российский «Теплостар» 14ТС-10 можно установить за 26…27 тыс. руб. Здесь следует отметить, что российские отопители прекрасно адаптированы к отечественной солярке и очень неприхотливы, однако потребляют топлива больше, чем их современные европейские аналоги. Тем не менее тот же «Теплостар» вполне можно использовать в качестве предпускового подогревателя.

Ганноверские новинки Webasto

На ганноверской Международной выставке коммерческого транспорта IAA 2008 компания Webasto представила новые, усовершенствованные образцы автономных воздушных отопителей серии Air Top Evo мод. 3900 и 5500. Благодаря усовершенствованию процесса горения расход топлива обеих моделей очень небольшой. В режиме максимальной мощности Plus агрегат производит 3,9 кВт тепловой энергии, потребляя при этом топлива всего 0,49 л/ч. Мод. 5500 потребляет топлива от 0,19 до 0,63 л/ч. В режиме Plus агрегат расходует 0,69 л/ч, развивая тепловую мощность 5,5 кВт.

Отопитель может быть оснащен функцией Thermo Coll – включения отопителя по сотовому телефону. Возможна и комплектация приборами дистанционного управления агрегатом.

Компания продемонстрировала также усовершенствованные модели компактных автономных жидкостных отопителей серии Thermo Pro мод. 50 и 90, которые теперь имеют больший срок службы – около 5000 ч и способны работать на биодизельном топливе.

Отопители можно использовать и в качестве предпусковых подогревателей, и в качестве дополнительных отопителей во время работы машины. При этом они отличаются высокой топливной экономичностью.

Мод. 50 развивает тепловую мощность до 4,5 кВт, а тепловая мощность мод. 90 бесступенчато регулируется в интервале от 1,8 до 9,1 кВт. Отопитель способен длительно и стабильно работать даже в режиме максимальной мощности, например, на снегоочистительных машинах.

Системы управления обеих моделей совместимы с шиной CAN, что позволяет включать их в общую электронную систему управления современных грузовиков.

В холодную погоду первое желание при посадке в машину — согреться. При этом дискомфорт испытывает не только наше тело, но и механизмы самого авто.

В частности, при минусовой температуре могут возникнуть проблемы с пуском силового узла и его прогревом. И в первой, и во второй ситуации может выручить автономный отопитель салона.

В чем же особенности данного устройства? Какие бывают виды отопителей? Как они работают? Ниже разберемся с каждым из вопросов подробно.

Что такое автономный отопитель салона?

Автономный отопитель салона — устройство для обогрева внутреннего пространства автомобиля. Данный «помощник» пользуется наибольшим спросом у профессиональных водителей, дальнобойщиков и строительных бригад.

Все обогреватели для автомобилей делятся на следующие виды:

1. Воздушные.

Устройства, предназначенные для прогрева внутреннего пространства машины (грузовой кабины, салона автомобиля, багажного отсека и так далее).

Данные изделия работают по принципу фена. Воздух пропускается через отопитель, нагревается и подается обратно.

Благодаря наличию регулировки у водителя есть возможность экономно затрачивать заряд АКБ и топливные ресурсы.

Наиболее популярные производители — Планар, Webasto, Belief и прочие.

На фото отопитель салона Планар.

2. Жидкостные.

Более функциональные устройства, которые обогревают сначала двигатель, а уже после — салон автомобиля. Данная особенность упрощает пуск транспортного средства в холодную погоду, когда температура воздуха ниже 0 градусов Цельсия.

Такие отопители могут получать управление с дистанционного пункта или программироваться заблаговременно на конкретное время. Популярные производители таких устройств — Бинар, Webasto, Eberspacher.

Стоит отметить, что автономные отопители салона могут работать от четырех разных источников питания:

  • напряжения — 12 и 24 Вольта;
  • газа (пропана);
  • бензина;
  • солярки.

Возможны и комбинированные варианты, когда устройству необходимо питание (12/24 Вольта) и один из видов топлива (бензин/дизель).

В каких случаях, и на каких автомобилях применяются отопители?

Задача автономных отопителей салона — поддержание оптимальной температуры в салоне или багажном отделении.

Особенность — работа без пуска силового узла. Принцип действия построен на захватывании воздуха, его прогреве и направлении обратно в салон.

Устройства могут работать в нескольких режимах — с подсосом воздуха извне или в режиме стандартной вентиляции.

Пуск отопителя обеспечивает внешний термостат или встроенный таймер (программируется автолюбителем).

Автономные отопители салона обеспечивают комфортную температуру для работы разных категорий автолюбителей — операторов специальной техники, водителей грузовых автомобилей, дальнобойщиков и так далее.

Любая из этих профессий требует максимального внимания и отличается повышенным уровнем сложности. Полноценный подогрев позволяет качественно выполнять поставленные задачи.

В странах СНГ холодный сезон длится на протяжении 4-5 месяцев, поэтому применение специальных отопителей весьма актуально.

Данные устройства устанавливаются в машинах «скорой», кабинах грузовых авто, фургонах с грузами, чувствительными к холодной погоде и так далее.

Обогреватель будет полезен в салоне микроавтобуса, отсеках дальнобойщиков, в кабинах строительной и дорожной спецтехники.

Качественный и своевременный прогрев устраняет проблему с замерзанием водителя, исключает обледенение стекол и панели управления.

Частый прогрев машины на холостом ходу имеет низкую эффективность и приводит к чрезмерным расходам топлива. Вот почему отопительные приборы, отличающиеся своей автономностью, пользуются столь большой популярностью у автолюбителей.

Характеристики автономных отопителей салона:

  • качественный обогрев кабины даже в сильный мороз;
  • автономность от двигателя, топливного бака и АКБ (актуально не для всех моделей);
  • простота в использовании и надежность (отсутствуют вращающиеся элементы, нет электронных деталей);
  • отсутствие вредных выбросов в атмосферу.

Электрические отопители салона на 12 и 24 В

Еще недавно почти все электрические отопители салона имели спиральное исполнение.

Сегодня же большая часть устройств выполнена с применением керамики.

Преимущество данного изделия — кислородосберегающие свойства, что позволяет сохранять качество воздуха в салоне и не «сушить» воздух.

Керамический тепловой вентилятор может питаться от 12 или 24 Вольт, он быстро прогревается и нагревает помещение.

Главные преимущества — экономичность, защита от перегрева и падений, компактность и отсутствие помех при вождении.

Электрические отопители салона имеют небольшой вес (до 500-800 грамм), что позволяет транспортировать изделие в любое необходимое место (к гаражу, на стоянку и так далее).

Единственный недостаток для многих из них — высокая стоимость, но при желании можно подобрать устройство по собственному карману. Здесь многое зависит от производителя и мощности.

1. Для легковых авто.

Автономные отопители для данного типа машин представлены целой группой качественных моделей.

Вот некоторые из них:

  • Calix Slim Line 800W — весьма мощный прибор, способный в сжатые сроки отопить салон компактного автомобиля. Устройство оборудовано переключателем, позволяющим подстраивать авто под текущие климатические условия. В отопителе есть теплозащита, которая исключает ошибочную эксплуатацию (к примеру, когда отсутствует приток воздуха с улицы). Calix Slim Line 800W — качественный отопитель, отличающийся высоким уровнем безопасности. Гарантия — 3 года.
  • ЗНИЧ PFJ — отопитель для салона легкового авто, работающий от напряжения 12 и 24 Вольта. Устройство предназначено для легковых авто с небольшим салоном. К преимуществам устройства можно отнести возможность регулировки температурного режима, компактность, простоту монтажа, долговечность.

2. Для грузовых авто.

На рынке автономных отопителей для грузовиков весьма востребована продукция компании Airtronic.

Здесь можно выделить модели D2-D5, которые отличаются уникальной мощностью и предназначены для обогрева разных машин, начиная с коммерческой техники и заканчивая яхтами.

Устройства питаются от напряжения 12/24 Вольта, отличаются доступной ценой и высокой эффективностью.

Такие отопители показывают высокую эффективность даже при частом открывании дверей (к примеру, в маршрутном транспорте).

Газовые обогреватели

Газовые отопители салона отличаются от рассмотренных выше «конкурентов» источником питания. В данном случае устройства работают на сжиженном газе.

Главные плюсы конструкций — простота исполнения, безопасность в применении, полная автономность от чего-либо. С таким отопителем можно не переживать за разрядку аккумулятора.

Кроме этого, продукты горения газа не отравляют пассажиров, а выводятся на улицу, что гарантирует безопасность даже длительного применения.

Принцип действия аппарата состоит в циркуляции потоков воздуха в автомобиле. Отдача тепла происходит за счет природной конвекции воздуха в машине.

Для более активного смешивания в кабине может монтироваться дополнительный вентилятор, имеющий небольшую мощность.

Газовые автономные отопители не вызывают проблем в процессе эксплуатации, у них нет вращающихся элементов, что обеспечивает максимальную надежность и безопасность.

Конструктивно прибор — система коаксиальных труб, когда каждая из последующих труб расположена внутри другой. По одной трубе идет чистый воздух из улицы, а по второй — выводятся отработанные газы.

Как следствие, воздух в кабине не используется и не выжигается. Все, что остается — тепло.

Устройство не зависит от работоспособности авто, поэтому даже при поломке двигателя или разрядке АКБ зимой (даже в чистом поле) можно включать аппарат наслаждаться теплом.

Средний срок применения таких устройств — около 14 лет.

Преимущества газовых автономных отопителей:

  • доступная цена, обусловленная отсутствием электроники в устройстве;
  • наличие , который есть в большинстве современных устройств. При этом всегда можно выставить и поддерживать оптимальный температурный режим;
  • независимость от ресурсов автомобиля, что гарантирует работоспособность в любых условиях;
  • возможность питания устройства от баллонов различной емкости — на 12 и 24 литра.

Основные правила эксплуатации:

  • отопитель можно включать как на стоянке, так и в движении;
  • для активации устройства достаточно открыть кран, через который подается газ, включить устройство и запустить его;
  • отключение производится срабатыванием соответствующего тумблера.

К примеру, хороший вариант — SELENA PILOT-2 -E1. Для работы отопителя необходим только газ.

Мощность — около 2 кВт, отапливаемая площадь — до 20 кв. метров. Благодаря такой мощности его можно использовать не только для обогрева кабины, но и для прогрева пространства внутри кузова.

Применяются газовые автономные отопители везде, где необходимо автономное тепло — в автомобилях (грузовых и легковых), в гараже, при работе на спецтехнике и так далее.

Бензиновые автономные отопители салона

Webasto — популярный бренд, который предлагает широкий выбор качественных отопителей. Один из них — Air Top.

В комплекте с устройством идет элемент управления и комплект для монтажа.

Устройство способно быстро прогревать спальные места и кабины даже в больших грузовых автомобилях (в том числе и работающих в условиях сурового климата).

Применение керамической технологии позволяет свести к минимум нагрузку на аккумулятор.

Конструктивно устройство состоит из:

  • системы для забора воздуха;
  • блока управления;
  • встроенного термодатчика;
  • мотора нагнетателя воздуха;
  • горелки с испарительной прокладкой;
  • теплообменника;
  • переключателя;
  • топливного насоса;
  • таймеров и прочих узлов.

Конструкция и функциональность может меняться в зависимость от модели.

Неизменным остается только основное топливо для работы — бензин.

Преимущество бензинового автономного отопителя:

  • высокая водостойкость деталей и соединений;
  • быстрый нагрев воздуха даже в большом салоне;
  • захват воздуха не из салона, а из улицы;
  • низкий уровень шума;
  • управление с помощью автоматического блока управления;
  • время автономной работы — до двух часов;
  • наличие регулятора температуры, функции будильника и так далее.

Характеристики одной из наиболее популярных моделей Air Top 200 ST:

  • мощность — от одного до двух киловатт;
  • напряжение — 12 Вольт;
  • расход бензина — 140-270 грамм на час;
  • объем поступающего воздуха — 78 куб. метров;
  • общая масса — 2,6 кг.

Бензиновые отопители применяются:

  • для обогрева грузовых отсеков при транспортировке определенных грузов;
  • для нормализации температуры в пассажирском транспорте;
  • в строительной, погрузочной и дорожной технике;
  • на яхтах или паромных суднах.

Дизельные автономные отопители салона

Дизельные отопители для автомобилей имеют такой же принцип действия, как и их бензиновые «собратья».

Разница лишь в используемом топливе и основных характеристиках. Из наиболее популярных моделей можно выделить:

1. Belief FJH-5/1C.

Дизельный автономный отопитель, имеющий мощность до 5 кВт и рабочее напряжение 12 Вольт.

Применяется для обогрева небольших автобусов, средних яхт, отсеков грузовых авто и спасательной техники.

Затраты топлива — от 190 до 600 грамм в час. Объем нагреваемого воздуха в час — 200 куб. м. (на максимальном режиме).

Главные преимущества — удобство эксплуатации, функциональность, наличие электронного блока управления, долговечность и безопасность эксплуатации.

В комплекте с устройством поставляется монтажный набор и регулятор. Страна-производитель — Гонконг. Гарантия – год.

2. Webasto Air Top 5000.

Еще одно популярное устройство, работающее на дизельном топливе. Мощность отопителя — от полутора до пяти киловатт. Напряжение питания — 12 или 24 Вольта.

Главное при выборе — уделять внимание параметрам устройства, принципам его работы и применяемому виду топлива.

Отопитель салона – одно из самых главных устройств в автомобиле в холодное время года. От него напрямую зависит комфортность поездок, а неисправности «печки» даже самые суровые автомобилисты исправляют в первую очередь. Как работает это устройство?

Существует два типа отопителей салона: работающие от системы охлаждения двигателя и функционирующие за счет сгорания топлива в отдельном приспособлении. Печки, работающие на бензине, напрочь устарели и сейчас не применяются в виде основного отопителя. Однако они не исчезли совсем, а легли в основу автономных отопителей, которые широко применяются на грузовом транспорте.

Салоны же легковых автомобилей отапливаются исключительно за счет системы охлаждения двигателя. Общий принцип работы такого отопителя прост: охлаждающая жидкость забирает тепло у двигателя и, проходя через радиатор «печки», отдает его в салон. Рассмотрим типичный отопитель в деталях.

Радиатор отопителя

Внутри любого автомобильного отопителя установлен радиатор. Это самый настоящий радиатор, очень похожий на тот, что установлен между фар, только маленький. У него также есть каналы и ребра охлаждения и через него циркулирует горячий тосол или антифриз. Радиатор отопителя устанавливается в корпус из жаропрочного пластика.

Поток горячей охлаждающей жидкости от двигателя, проходящей через радиатор, может регулироваться краном, как это делалось, например, на ВАЗовской классике. Кран регулировал поток, примерно так же, как это происходит в обычном домашнем смесителе, и, за счет этого, регулировалась температура воздуха в салоне. Это крайне медлительный и очень не точный метод. Поэтому в современных отопителях кранов на радиаторе нет и охлаждающая жидкость циркулирует внутри него постоянно.

Температура же воздуха из печки регулируется при помощи воздушной заслонки.

Воздушная заслонка

Если бы в составе автомобильной «печки» был только горячий радиатор, толку от нее было бы немного. Да, горячий воздух поднимается вверх, но, в случае с автомобилем, этого явно недостаточно. Например, оттаивания лобового стекла пришлось бы ждать несколько часов. Для ускорения прогрева салона нужно, чтобы через радиатор отопителя проходил дополнительный воздух и желательно под напором.

Этот воздух берется из двух мест: с улицы или из салона. Про забор воздуха из салона читайте ниже в разделе Рециркуляция воздуха, а здесь рассмотрим, как в отопитель попадет уличный воздух.

Для того чтобы воздух с улицы попадал в отопитель, предусмотрен специальный воздухозаборник, который у большинства автомобилей находится в районе «дворников». Через этот канал воздух попадает в корпус отопителя и… Дальше существует два «крайних» варианта: воздух либо идет через горячий радиатор, либо в обход него. Возможно и смешивание этих вариантов в любых пропорциях. Что это значит?


Перед радиатором, в воздушном канале, установлена заслонка, положение которой определяет, сколько воздуха пойдет через радиатор, а сколько в обход него. Именно за счет положения этой заслонки и регулируется температура воздух из печки в современных отопителях. То есть, температура определяется не количеством горячей жидкости в радиаторе, а количеством воздуха, нагревающимся от прохода через радиатор.

Рециркуляция воздуха


Забор воздуха из салона называется рециркуляцией. Такая функция есть на всех современных автомобилях, но недоступна на многих старых российских моделях, а зря. Рециркуляция крайне необходима при проезде по запыленной или задымленной местности, а также помогает быстрее прогреть салон.

Смысл рециркуляции в том, что отопитель забирает воздух не с улицы, а из салона через специальный, дополнительный канал. Между каналами устанавливается дополнительная заслонка, в зависимости от положения которой один из каналов закрыт. Таким образом, когда перекрыт уличный канал, в отопитель идет уже прогретый салонный воздух, что и помогает создать комфортные условия для людей быстрее.

Режим рециркуляции включается на торпеде кнопкой или ползунком. В первом случае работает достаточно хитрая система, в состав которой входит электрический клапан и вакуумный привод, передвигающий заслонку. Во втором все проще – ползунок двигает рычаг и через гибкую тягу перемещает заслонку рециркуляции.

Если при быстрой езде уличный воздух может попадать в отопитель «по инерции», то при стоянии, например, в пробке, такого не будет. Не попадет сам по себе в «печку» и воздух из салона при включенной рециркуляции. Для принудительного забора воздуха и более эффективного обогрева салона в конструкции отопителя есть вентилятор.

Вентилятор отопителя


Вентиляторы отопителей в российских автомобилях бывают двух типов: с самым настоящим пропеллером (ВАЗовская «классика») и турбинного типа. «Пропеллерные» вентиляторы давно отошли в прошлое, как слабые и ненадежные (Почитайте: ) и уступили место мощным турбинным.

Турбинный вентилятор представляет собой специальное колесо с лопастями определенной формы, установленное на вал электродвигателя. Вращаясь, это колесо создает мощный поток воздуха, идущий в одном направлении. В случае с автомобильным отопителем это направление – в сторону радиатора.

Вентиляторы отопителей имеют несколько скоростей вращения, которые выбираются водителем на панели управления «печкой». В простейшем случае, скорости вентилятора переключаются поворотным переключателем, как минимум на четыре положения («выключено» и три скорости вращения). Хотя существуют и совсем примитивные варианты с трехпозиционной кнопкой без подсветки и каких-либо удобств.

Скорости вентилятора создаются за счет резисторов. Переключатель на торпеде подает ток на двигатель вентилятора таким образом, что на любой скорости, кроме максимальной, двигатель оказывается подключенным через соответствующий резистор. Эти простые устройства уменьшают проходящий через них ток, и вал двигателя вращается медленнее. На последней же, максимальной, скорости, вентилятор подключается напрямую (в обход блока резисторов) и, соответственно, вращается и дует в полную силу.

Воздуховоды и система распределения воздуха


Распределительная коробка и воздуховоды отопителя ВАЗ-2110

Чтобы воздух из отопителя эффективно попадал на лобовое стекло, стекла передних дверей, в зону ног водителя и пассажиров, да еще и обогревал остальное пространство салона, требуется как можно ближе подвести воздух к этим «целям» и равномерно его распределить. Это делается за счет развитой системы воздуховодов, спрятанной под торпедой.

Воздуховоды представляют собой цельные или сборные пластиковые трубы, которые собраны в единую систему. Воздух, прошедший через горячий радиатор или в обход него, выходит в эту систему и его дальнейшее движение определяется распределительной заслонкой или несколькими заслонками.

Управление этими заслонками находится на торпеде в виде поворотного переключателя (или древних ползунков с рычагами). Заслонки могут иметь механический (при помощи гибких тяг), вакуумный (когда заслонки двигаются вакуумными приводами, работающими от разряжения во впускном коллекторе двигателя) или электрический привод (с помощью электродвигателей).

В зависимости от того, какой режим выберет водитель, заслонки принимают такое положение, что воздух из отопителя идет, например, только на лобовое стекло или на лобовое стекло и в ноги или в некой другой комбинации.

Воздуховоды оканчиваются дефлекторами. Это те самые решеточки на торпеде, откуда и дует воздух. Современные дефлекторы представляют собой достаточно сложные и интересные устройства. Как правило, каждая такая «решеточка» имеет целый набор функций: можно менять направление воздуха по горизонтали и вертикали, силу напора воздуха, а то и вовсе перекрыть воздуху путь, «отключив» дефлектор! Все это делается колесиками/рычажками снизу или по бокам дефлектора. Соответственно, направление воздуха меняется за счет поворотных лопаток и изменения положения самого дефлектора, а его «отключение» – закрытием индивидуальной маленькой заслоночки, которая наглухо перекрывает путь воздуху из отопителя к выходу соответствующего дефлектора.

Все это вместе, дает широчайшие возможности по созданию комфортного микроклимата в салоне.

Климат-контроль и другие возможности

В данной статье рассмотрена простейшая «базовая» автомобильная «печка». Этот принцип заложен в основу любого отопителя, однако он может добавляться и усложняться за счет внедрения дополнительных устройств, например, кондиционера.

В таком случае «печка» способна уже не только нагревать, но и эффективно охлаждать салон. А добавление электронной составляющей позволяет реализовать функцию климат-контроля. В общих словах, климат-контроль реализуется за счет датчиков, определяющих температуру в салоне и подающих соответствующие сигналы на электронный блок. В зависимости от этих сигналов, блок управляет теми же заслонками сам, при помощи электроприводов. И делает он это таким образом, чтобы постоянно поддерживать температуру, заданную водителем. То есть, человеку достаточно выбрать температуру и режим обдува, а остальное автомобиль будет делать сам.

Любой водитель желает себя чувствовать комфортно внутри машины, независимо от времени года. Зимой в этом окажет помощь дизельный автомобильный на 24 вольта. Сделать и установить подобную конструкцию вполне реально собственноручно. Рассмотрим виды печек, их возможности, а также изготовление агрегатов своими руками.

Особенности

Дизельный автономный отопитель салона на 24 вольта для запуска нуждается в заряженной аккумуляторной батарее. После проведения запуска он расходует топливо без участия АБ, которая предназначается для активации автономного обогревателя. Подача солярки может осуществляться от основного топливного резервуара. При этом необходимо соорудить конструкцию, выводящую выхлопные газы за пределы салона. При правильном монтаже любой обогреватель будет служить длительное время, обеспечивая комфорт в холодное время года. Принцип работы дизельного автономного отопителя салона на 24 вольта практически не отличается от такового у бензиновых и газовых агрегатов. Основным источником энергии является огонь. Он помещен в специальную конструкцию, не представляющую опасности для пассажиров и водителя. При соблюдении всех мер безопасности возникновение пожара практически исключено. В результате рассматриваемое оборудование позволит не только обогреть салон, но и быстрее запустить силовой агрегат в сильные морозы. Для оптимальной работы агрегата потребуется не более 15 минут после пуска двигателя.

Краткий обзор популярных моделей

Автономный салонаBELIEF FJH-5/1C имеет мощность порядка 5 кВт с рабочим напряжением 12 вольт. Используется агрегат для обогрева микроавтобусов, небольших яхт, отсеков грузовиков и специальной техники. Затраты горючего составляют от 200 до 600 граммов в час. На максимальной позиции обогреватель обрабатывает около 200 кубических метров воздуха за 60 минут. Основные плюсы данного аппарата - электронный блок управления, безопасность, длительный рабочий ресурс и удобство эксплуатации. В комплектацию входят регулятор и монтажный набор.

Еще один популярный автономный дизельный отопитель салона на 24 вольта - WEBASTO AIR TOP 5000. Имеется также модификация на 12 В. Мощность агрегата варьируется от 1,5 до 5 киловатт. Затраты топлива в час не превышают 600 грамм при объеме обогреваемого пространства в 20 кубических метров. Вес аппарата - 5,9 килограмм.

Бензиновые аналоги

Эти агрегаты имеют схожий принцип работы с дизельными вариациями. Одной из самых популярных версий на отечественном рынке считается автономный отопитель салона «Вебасто». Ниже приведены характеристики серии Air Top:

  • Имеется специальная система для забора воздуха.
  • Наличие электронного блока управления.
  • Встроенный термический индикатор.
  • Нагнетательный двигатель.
  • Горелка с испарительным вкладышем.
  • Тепловой обменник.
  • Переключатель.
  • Топливный насос.

В комплектацию входит набор для монтажа. Кроме того, керамические компоненты позволяют минимизировать нагрузку на аккумуляторную батарею. Конструкция и функционал видоизменяется в зависимости от модификации прибора. Рассматриваемые автономные отопители салона автомобиля способны эффективно обогревать большие грузовые машины, даже в суровых климатических условиях.

Газовые обогреватели

Такие устройства отличаются от аналогов способом питания. Функционируют агрегаты на сжиженном газе. Автономный газовый отопитель салона обладает следующими плюсами:

  • Простота исполнения.
  • Безопасность при эксплуатации.
  • Экономит заряд аккумуляторной батареи.
  • Выход отработанных масс осуществляется в атмосферу.

Функционирует данный агрегат посредством обеспечения циркуляции воздушных масс внутри автомобиля. Дополнительный вентилятор позволяет увеличить эффективность работы прибора. салона легкового автомобиля такого типа удобен в обслуживании и использовании, поскольку не имеет вращающихся деталей. Отвод тепла производится путем природной конвекции воздуха.

SELENA PILOT-2 -E1

Этот обогреватель имеет мощность 2 кВт, способен обогреть территорию до 20 квадратных метров. Такие способности обуславливают его применение не только в легковых авто, но и в фургонах, грузовиках, гаражах и прочих технических помещениях.

Правила эксплуатации газового автономного отопителя салона на 12 вольт данного типа:

  • Агрегат может включаться не только во время движения, но и на стоянке.
  • Запуск работы осуществляется посредством открытия крана подачи, после чего активируется само устройство.
  • Отключение прибора производится при помощи тумблера.

Плюсы данной модели:

  • Приемлемая цена.
  • Отсутствие сложной электроники в конструкции.
  • Агрегация с системой климатического контроля, которой оборудовано большинство современных автомобилей.
  • Не требуется взаимодействие с ресурсами машины, что обеспечивает полную автономность прибора.
  • Применение баллонов различной вместимости (от 12 до 24 литров).

Электрические обогреватели

Основным конкурентом автономного дизельного отопителя салона и его аналогов является электрический вариант. Он включается от прикуривателя автомобиля, устанавливается обычно на фронтальной панели. Опытные автомобилисты пытаются использовать его только для разогрева стекол, поскольку он затрачивает приличное количество энергии и сушит воздух.

Его преимущества:

  • Доступная цена.
  • Элементарный монтаж.
  • Активация аппарата не требует дополнительных затрат топлива.
  • Доступность выбора агрегата по форме и цвету.
  • Дешевые подделки могут представлять опасность во время эксплуатации.
  • Обогреватель разряжает аккумуляторную батарею.
  • Наблюдается отрицательное воздействие на штатную проводку, в связи с чем рекомендуется подключать его отдельно.

Как сделать автономный отопитель салона своими руками?

Ниже представлен один из вариантов изготовления обогревателя для автомобиля самостоятельно. Из материалов и инструментов потребуется следующее:

  • Корпус компьютерного блока питания.
  • Вентилятор малой мощности.
  • Паяльник с припоем.
  • Кафельная плитка или ее часть.
  • Проводка.
  • Крепеж в виде болтов с гайками.
  • Провод из нихрома.

Пошаговое руководство

Автономный отопитель салона «Газели» или другого транспортного средства изготовить можно самостоятельно. Процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Берется старый блок питания от компьютера, из которого удаляется вся начинка. То есть откручивается электронная плата, снимаются переключатели и разъемы.
  2. Роль нагревательного элемента будет играть провод из нихрома. Из него изготавливаются одинаковые пружины определенной длины. На этой стадии необходимо правильно рассчитать нагрузку, иначе возникнет излишек подачи на сеть, что вызовет недозарядку аккумуляторной батареи и прочие неприятные последствия. Сам процесс формирования узла заключается в наматывании проволоки на конус подходящего размера.
  3. Например, автономный отопитель салона на 12 вольт подойдет для авто с генератором на 70 ампер, при потреблении не более 15 А, что не сказывается отрицательно на функционировании автомобильной сети.

Завершающие работы

После монтажа пружин нужных размеров их потребуется закрепить. Для этого можно использовать кусочки обычной кафельной плитки. В них проделываются отверстия, в которые вставляются болты, и при помощи этих элементов крепится нагревательный элемент. После сборки всей конструкции она монтируется в корпус блока питания.

На завершающей фазе проводят установку вентилятора. Он монтируется в штатное место блока питания в противоположной части корпуса. При работе пропеллер будет прогонять воздух через накаленную нихромовую проволоку, выдавая его в салон уже теплым.

Автономный отопитель салона «Планар»

Функционирование этого устройства основывается на элементарном принципе. Оно затягивает атмосферные массы в середину нагревающегося отсека. При сгорании топлива выделяется тепло, которое затем поступает в салон.

Основным положительным моментом этого прибора считается возможность регулировки мощности нагрева. Этот процесс обеспечивается благодаря специальной контрольной ручке, размещенной на регуляторе. Она отличается оригинальным дизайном и плавной работой.

Заданный показатель мощности поддерживается в автоматическом режиме. При достижении критической температуры агрегат просто отключается. Увеличение тепла внутри салона способствует снижению мощности и подачи теплого воздуха.

Перед монтажом автономного дизельного отопителя салона на 24 вольта необходимо выполнить работы по утеплению машины. В противном случае все установки будут неэффективны по причине ухода воздуха через щели и слабые места.

Все уплотнители должны гарантировать герметизацию машины. В случае потери эластичности элементы необходимо заменить. Улучшить обогрев в зимний период позволит снятие подсоса воздуха. Для этого не потребуется прилагать массу усилий. Просто отсоедините тросик от рычагов управления. Оптимальным решением станет открытие крана на максимум в зимний период.

Автономный воздушный отопитель салона будет забирать все тепло, если предварительно не прогреть двигатель. Решить проблему поможет монтаж дополнительной печки.

Итог

Водитель, который мерзнет внутри салона авто, испытывает дискомфорт. В результате возникает стрессовая ситуация, ухудшается контроль на дороге, что может привести к возникновению аварийных ситуаций. Автономный обогреватель на дизельном, бензиновом или газовом топливе поможет решить эту проблему. Большинство из этих агрегатов не требуют включения двигателя машины, могут работать в заглушенном транспортном средстве.

Выбор подобных приспособлений весьма широк. Владелец может без проблем найти дизельные, бензиновые, электрические или газовые модификации по доступной цене. при этом монтаж устройств реально произвести самостоятельно за считанные минуты.