» » Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов. На базе МАЗов

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов. На базе МАЗов

АЦ-5-40 Автоцистерна пожарная (МАЗ-533702)

Автоцистерна пожарная

АЦ-5-40МАЗ-533702 Общий вид

Автоцистерна пожарная АЦ-5-40 (5337) на шасси МАЗ-5337, оснащенная насосом пожарным ПН-40 УВ предназначена для:

  • тушения пожаров огнетушащими средствами;
  • доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
  • подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные и лафетные стволы и пеногенераторы при тушении очагов пожара.

Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети. Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.

Автоцистерна состоит из следующих основных частей:

  • шасси с кабиной водителя;
  • насосной установки с приводом;
  • цистерны;
  • водопенных коммуникаций;
  • лафетного ствола;
  • кабины боевого расчета;
  • электрооборудования;
  • комплекта пожарно-технического вооружения.

На доработанном шасси установлены: рама, цистерна, привод насоса, кабина боевого расчета, вакуумная система и часть электрооборудования.

В отсеках цистерны размещено пожарно-техническое вооружение и элементы электрооборудования.

Автоцистерна оборудована сигнально-громкоговорящей установкой "Корвет СГС-01" либо "Южный Урал".

На крыше цистерны установлен лафетный ствол.

Основная работа автоцистерны заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену до полной ликвидации возгорания.

Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через центральный редуктор отбора мощности "ЦРОМ" и карданную передачу. Первоначальное заполнение всасывающей линии и насоса при заборе воды из водоема осуществляется вакуумной системой. Автоцистерна может производить следующие операции:

Подавать раствор пенообразователя из емкости; подавать воду из цистерны, водоема или гидранта водопроводной сети; работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.

Электрооборудование автоцистерны состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования.

Питание энергопотребителей автоцистерны осуществляется постоянным током напряжением 12В от бортовой сети шасси.

Пожарно-техническое вооружение на автоцистерне размещается на крышке кузова и в отсеках. ПТВ надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема.

Основные технические характеристики

Шасси МАЗ-533702 (4x2)
Тип двигателя Дизельный
Мощность двигателя КВт, (л.с.) 169 (230)
Максимальная скорость, км/ч, 80
Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 2+4
Вместимость цистерны для воды, л, 5000
Вместимость бака для пенообразователя, л, 500
Насос пожарный ПН-40/УВ
Расположение насоса заднее
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с 40
Напор, создаваемый пожарным насосом в номинальном режиме, м 100
Диаметр всасывающего патрубка, мм 125
Диаметр/количество напорных патрубков, мм/шт. 80/2
Расход лафетного ствола, л/с 40
Масса полная, кг 16000
Габаритные размеры, мм 7500x2500x3100
Комплектация:
Наименование Количество
Багор БПМ 1
Боты диэлектрические 3
Водосборик ВС-125 1
Гидроэлеватор Г-600 1
Головка ГП 70х50 2
Головка ГП 80х50 2
Веревка ВПС-30 1
Задержка рукавная 6
Зажим ЗР-80 4
Ключ К-150 2
Ключ К-80 2
Ковер диэлектрический 1
Колодка противооткатная 2
Колонка КП 1
Крюк для открывания крышек гидрантов 1
Ключ КП 1
Лестница Л-60 1
Лестница ЛШ 1
Лестница -палка ЛП 1
Лом ЛПЛ 1
Лом ЛПТ 1
Лопата ЛКО 1
Мостки рукавные 2
Направляющий трос звена ГДЗС-1 1
Ножовка столярная 1
Огнетушитель ОП-3 1
Пеногенеоатор ГПС-600 2
Перчатки диэлектрические 3
Разветвоение РТ-80 1
Рукав Ø32, L=4м 1
Рукав Ø51, L=20м 8
Рукав Ø77, L=20м 4
Рукав Ø77, L=4м 2
Рукав всасывающий Ø125, L=2м 4
Рукав напоро-всасывающий Ø75, L=2м 4
Связка звена ГДЗС-1 1
Сетка всасывающая СВ-125 1
Ствол РСК 3-70 1
Ствол РСК-50 2
Ствол РСП-70 1
Топор Т-А2 1
Фонарь ФОС-3 1
Фонарь ФПС-4/6 3

Маз 6312В9 АЦ-8,0 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначена для доставки к месту пожара личного состава (до 2-х человек), пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожаров в лесах, городах и других населенных пунктах и проведения аварийно-спасательных работ. Колесная формула 6х4. Модуль боевого расчета: 4-местный, 2-дверный. Вместимость цистерны для воды: 8000 л. Вместимость пенобака: 500л. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-65101, дизельный Мощность двигателя, кВт/л.с. 412 л.с Тип кабины 1-рядная, 2-местная, 2-дверная Цены уточняйте по телефонам. МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019


Маз 6312В5 АПК-48 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначен для тушения пожаров и проведения спасательных работ на высоте до 48 метров, а также выполнения других вспомогательных операций. Максимальная высота подъема люльки - 48 м, грузоподъемность люльки, 400 кг. Технические характеристики: Модель двигателя Дизельный, ЯМЗ-53601 Мощность двигателя, кВт/л.с. 312 л.с. Тип кабины 1-рядная, 2-местная, 2-х дверная Цены уточняйте по телефонам. МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

МАЗ АЦ 3,7-50 на шасси МАЗ-5340С2 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначен для ликвидации и локализации чрезвычайной ситуации до прибытия основных оперативных сил, обеспечивает оперативную доставку к месту пожара личного состава (до 6-ти человек), оборудования и инструмента для проведения разведки, ликвидации очагов горения, спасения пострадавших, проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Колесная формула 4х2. Вместимость цистерны для воды 3700 л. Вместимость пенобака 220 л. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-53653 Мощность двигателя, кВт/л.с. 240 л.с. Тип кабины 2-рядная, 6-местная, 4-дверная Цены уточняйте по телефонам МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Маз АЛ-30 5340В2 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначена для поднятия личного состава на высоту, тушения пожара на высоте, спасения пострадавших с верхних этажей зданий, а также вскрытия и разборки конструкций, прокладки рукавных линий. Колесная формула 4х2. Высота подъема лестницы, м - 30. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-53631, дизельный Мощность двигателя, кВт/л.с. 240 л.с. Тип кабины 1-рядная, 2-местная, 2-дверная Цены уточняйте по телефонам МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Маз АНР (ПНС) 133 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Является основным средством доставки воды от источника к месту тушения пожара при удаленном расположении открытых водоемов от очага пожара, а также служит в качестве насосной установки для снабжения водой других пожарных автомобилей. Колесная формула 6х6. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-65853, дизельный Мощность двигателя, кВт/л.с. 330 л.с. Тип кабины 1-рядная, 2-местная, 2-дверная Цены уточняйте по телефонам. МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Маз АП 5000 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, атомных электростанциях, электрических подстанциях, в аэропортах. Колесная формула 6х6. Масса огнетушащего порошка, кг -5000, количество сосудов для порошка, шт. - 2. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-6585 дизельный Мощность двигателя, кВт/л.с. 420 л.с. Тип кабины 1-рядная со спальным местом Цены уточняйте по телефонам МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Маз 6317Х9 АА 12,0 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначен для эксплуатации в аэропортах и обеспечивает тушение возгораний авиационного транспорта, горящего разлитого авиационного топлива, а также проведение аварийно-спасательных работ. Позволяет осуществить покрытие взлетно-посадочной полосы слоем воздушно-механической пены. Колесная формула 6х6. Вместимость цистерны для воды, 12000 л. Вместимость пенобака 720 л. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-6585, дизельный Мощность двигателя, кВт/л.с. 420 л.с. Тип кабины 1-рядная, 2 (3)-местная, однообъемная Цены уточняйте по телефонам. МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Маз 6317Х9 АЦ-11,0 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначена для доставки к месту пожара личного состава (до 2-х человек), пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожаров в лесах, городах и других населенных пунктах и проведения аварийно-спасательных работ. Колесная формула 6х4. Модуль боевого расчета: 4-местный, 2-дверный. Вместимость цистерны для воды: 8000 л. Вместимость пенобака: 500 л. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-65101, дизельный Мощность двигателя, кВт/л.с. 412 л.с Тип кабины 1-рядная, 2-местная, 2-дверная Цены уточняйте по телефонам. МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Маз 5434Х3 АЦ 4,0 (5,0) Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначена для доставки к месту пожара личного состава (до 6-ти человек), пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожаров в лесах, городах и других населенных пунктах и проведения аварийно-спасательных работ. Колесная формула 4х4. Вместимость цистерны для воды, 4000 (5000)л. Вместимость пенобака 240 (300) л. Технические характеристики: Модель двигателя ЯМЗ-65651, дизель Мощность двигателя, кВт/л.с. 270 л.с. Тип кабины 2-рядная, 6-местная, 4-дверная Цены уточняйте по телефонам МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Маз 4371Р2 Новая техника Цена по запросу Пожарную машину Смоленск Предназначен для ликвидации и локализации чрезвычайной ситуации до прибытия основных оперативных сил, обеспечивает оперативную доставку к месту пожара личного состава (до 6-ти человек), оборудования и инструмента для проведения разведки, ликвидации очагов горения, спасения пострадавших, проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Вместимость цистерны для воды, л 500, Вместимость пенобака, л 50 Технические характеристики: Модель двигателя Дизельный, ММЗ Д-245.30Е4 (177 л.с., Евро-4) Тип кабины 2-рядная, 6-местная, 4-дверная Цены уточняйте по телефонам. МашКомДорсервис 7 лет на площадке 01.11.2019

Тяжелый грузовой автомобиль МАЗ-7310 Ураган представляет собой гражданскую версию машины модели 543. Серийный выпуск техники начался в 1976 году. Вездеход применяется как бортовой грузовик, а также как платформа для монтажа пожарных и специальных надстроек.

История создания

Разработка нового армейского вездехода, предназначенного для перевозки военной техники и монтажа ракетного вооружения, началась на заводе МАЗ в конце 50-х годов. Конструкция машины базировалась на узлах уже выпускавшегося МАЗ-537. Благодаря этому, создание грузовика завершилось уже в 1962 году. Новый вездеход, получивший обозначение МАЗ-543, был представлен общественности в 1965 году в ходе парада, посвященного годовщине Октябрьской революции. Показанные машины были оснащены пусковой установкой для ракеты 9К72 Эльбрус.

Спустя 9 лет на ВДНХ был представлен гражданский бортовой вариант автомобиля. Техника отличалась упрощенной конструкцией, в которой отсутствовало армейское специальное оборудование. Поставки начались через 2 года, но широкого распространения в автохозяйствах вездеход не получил. Основной объем выпущенных машин поставлялся на стройки нефтяных и газовых магистралей в Сибири. Также техника применялась как специальный аэродромный пожарный автомобиль и в роли балластного тягача.


Технические характеристики

В основе автомобиля лежит рама, изготовленная из элементов заклепками и сваркой. Боковые лонжероны оснащены внутренними усиливающими накладками. Элементы размещены по верхней и нижней кромкам по всей длине. Передняя часть рамы оснащена бампером и буксирным прибором, сзади на боковой поверхности лонжеронов установлены буксировочные проушины.

В качестве силовой установки используется V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А-525А.

Мотор оснащен системой подачи воздуха под атмосферным давлением и механическим плунжерным насосом. Силовой агрегат развивает максимальную мощность 525 л.с. при 1400 об/мин. С двигателем соединена повышающая передача, крутящий момент от которой поступает на гидравлический 1-ступенчатый трансформатор.


В паре с трансформатором работает планетарная 3-скоростная коробка передач. Распределение мощности по мостам выполняется при помощи механического раздаточного редуктора. В конструкции узла имеются 2 скорости и дополнительный межосевой дифференциал с возможностью блокировки. На каждой оси имеется колесная передача и дополнительный планетарный редуктор в ступице. Передача крутящего момента между узлами выполняется карданными валами.

Вездеход оснащен индивидуальной торсионной подвеской для каждого колеса. В конструкции имеются дополнительные рычаги, обеспечивающие ход колеса в вертикальной плоскости и фиксацию в горизонтальной. Для снижения жесткости работы узла используется гидравлический амортизатор. На управляемых колесах установлен поворотный кулак с шарниром равных угловых скоростей.


Размеры и технические характеристики автомобиля в стандартной поставке:

  • длина — 11657 мм;
  • ширина — 2975 мм;
  • база передней и задней тележки — 2200 мм;
  • расстояние между внутренними осями тележек — 3300 мм;
  • высота — 2950 мм;
  • клиренс — 400 мм;
  • грузоподъемность — 20000 кг;
  • вес в снаряженном состоянии — 23000 кг;
  • масса прицепа — 25000 кг;
  • скорость движения по шоссе — 60 км/ч;
  • запас топлива — 520 л в основных баках и 180 л в резервном;
  • расход горючего — 125 л на 100 км (по шоссе);
  • длина автопоезда с прицепом МАЗ-8385 — 20500 мм.

На вездеходе установлено 2 кабины, между которыми находится моторный отсек. Каждая кабина рассчитана на 2 человек, в боковых панелях имеется по 2 двери. Лобовые стекла жестко зафиксированы в проемах, оснащены очистителями. Для отопления кабин установлены индивидуальные радиаторы, подключенные к системе охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через соты осуществляется при помощи электрических вентиляторов.


Кабина левого борта оборудована рулевой колонкой, рычагом для переключения скоростей и другими органами управления. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем для каждого из 2 мостов. При повороте происходит отклонение колес на 1 и 2 оси на различный угол. Вездеход оснащен барабанными тормозными механизмами с пневматическим управлением.

Модификации

На основе 4-осного грузовика существовал ряд модификаций:

  1. Первый прототип нового гражданского автомобиля был построен с бортовой цельнометаллической платформой. В дальнейшем подобные машины строились серийно под индексом 7310. Конструкция предусматривала совместную эксплуатацию с 2-осным прицепом МАЗ-8385.
  2. Для эксплуатации в качестве плетевоза и монтажа различного оборудования завод поставлял шасси модели 73101. На основе шасси строились аэродромные пожарные автомобили моделей АА-60-160 и 160-01, а также АА-70-220 и АПС-70.
  3. На основе шасси стандартной длины производился кран КС-5573, предназначенный для перемещения груза весом 25 т. Техника применялась при строительстве нефтепроводов в труднодоступных районах Западной Сибири.
  4. Доработанное шасси с увеличенной на 1000 кг грузоподъемностью получило индекс МАЗ-73131. Автомобиль серийно выпускался с начала 1983 года. Бортовой грузовик с аналогичными изменениями в конструкции обозначался как МАЗ-7313.
  5. Для монтажа специального оборудования поставлялся вариант шасси, который отличался укороченными лонжеронами рамы на заднем свесе и уменьшенной до 1700 мм базой задней тележки. Одновременно уменьшалось до 2470 мм расстояние между внутренними осями тележек. На основе шасси строился малыми сериями самосвал МАЗ-7510, рассчитанный на перевозку 11,5 м³ грунта с весом до 19000 кг. Применение укороченного шасси позволило снизить общую длину автомобиля до 10235 мм.
  6. Балластный тягач МАЗ-73132, построенный на укороченной версии машины. Использовался на армейских аэродромах для буксировки самолетов.
  7. На доработанном шасси монтировались крановые установки КС-6571, предназначенные для работы с грузом весом 40 т. Выпуск машин осуществлялся заводом «Им. Январского восстания», располагавшимся в Одессе.

Aerotecnica Coltri Spa - один из крупнейших мировых производителей компрессоров высокого давления воздуха для дыхания и технических газов. http://www.coltri.com/

Основной задачей WISS является производство технологически продвинутых специальных пожарных автомобилей, пожарных и рабочих подъемников. http://www.wiss.com.pl/

Компания МSА является мировым лидером по разработке и производству средств индивидуальной защиты (СИЗ) и обеспечению безопасности на производстве. Приоритетные направления компании – автономные дыхательные аппараты, стационарные и портативные системы обнаружения газов и возгорания, СИЗ от падения с высоты, средства защиты головы, глаз, лица и органов дыхания, газоанализаторы. http://www.msasafety.com/

Инновации SAFER® компании Techplast Ltd. основаны на снижении веса цилиндра на 65% по сравнению со стальным цилиндром. Эффект легкости достигается за счет использования ПЭТ-лайнера и высококачественных углеродных и арамидных (кевларовых) волокон. http://www.safercylinders.net/

STAKO является мировым лидером в проектировании и производстве баллонов под давлением, которые широко применяются во многих отраслях жизни. Миссией стать лучшим в мире производителем баллонов давления для воздуха, LPG и CNG. http://www.stako.pl/

Компания Worthington мировой производитель баллонов высокого давления. Бесшовные стальные баллоны из Кинберга известны благодаря своему уникальному качеству в более, чем 70 странах мира. Самое последнее инновационное новшество – технология порошковой покраски «Longlife Powercoat», определившая новый стандарт внешнего покрытия. http://worthingtonindustries.at/ru/

ЗАО «Элиот» основано в 1998 году в Санкт-Петербурге. Является разработчиком и производителем огнетермостойких материалов и средств индивидуальной защиты для пожарных. Организация поставляет средства индивидуальной защиты для нужд МЧС, МВД, Министерства Обороны, предприятий нефтяной, газовой и химической промышленности. http://www.zaoeliot.com/

KZPT занимается пpoизвoдcтвом зaщитных шлемов и шлемов cпeциaльнoгo пpeднaзнaчения из yпpoчнeнных cмoл cтeклoмaтoм. Дaннaя тeхнoлoгия в тeчeниe мнoгиx лeт пpoизвoдcтвa дaлa вoзмoжнocть cпeциaлизaции зaводa в пpoизвoдcтвe выcoкокaчecтвeнных и фyнкциoнaльных шлемов, котopыe пoлyчили пoлoжитeльнyю oцeнкy кaк пoльcких тaк и зapyбeжных пoльзoвaтeлeй. http://www.kzpt.pl/

ООО "БЛИК" - 7 лет лидерства в области производства профессиональных фонарей производственного и военного назначения! Компания «БЛИК» ведет разработку и выпуск профессиональных фонарей аккумуляторного типа для поисково-спасательной деятельности и общепромышленного назначения. Продукция предприятия востребована в органах МЧС и МВД, для служб метро, пограничников, служб жилищно-коммунального хозяйства и пр. http://www.ooo-blik.ru/

ООО «Тирни энд Хендерсон» является эксклюзивным дистрибьютором крупнейшего российского производителя гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ) – завода «Агрегат». Новый инструмент отличается значительно более обширной номенклатурой, улучшенными характеристиками, более надежным и компактным блоком управления, более удобным типом разъема, позволяющим подключать инструмент без сброса давления. http://tierney-henderson.ru/

Компания Fireco занимает лидирующую позицию в производстве специальных телескопических мачт из высококачественного алюминия. На них устанавливают галогенные или светодиодные лампы, антенны, радары и камеры. Fireco также производит моторные насосы и комплекты высокого давления для автомобилей быстрого реагирования. Широкий спектр телескопических мачт включает также серию Aquamast, которая оснащена лафетным стволом для тушения пожаров в высоких зданиях. http://www.fireco.eu/

Компания F.M. "BUMAR-KOSZALIN" - уже больше семидесяти лет поставляет более десяти видов автоподъемников, в том числе: пожарные телескопические подъемники, предназначенные для спасательных операций, гражданские подъемники. Многолетний опыт, знания и потенциал совместно с современной технологической идеей, а также с конструкционными возможностями фирмы позволяют расширять гамму предлагаемых продуктов, тем самым все сильнее укрепляют позицию группы WISS на международном рынке. http://www.bumar.pl/

VTI Ventil Technik GmbH с 1946 года занимается разработкой конструкций и производством вентилей для баллонов среднего и высокого давления. Является крупнейшим поставщиком во все страны мира. Продукция компании отвечает всем действующим требованиям, а по некоторым показателям и превосходит. http://www.vti.de/

JANKO DOLENC s.p. c 1979 года занимается изготовлением перчаток и защитной обуви. В 2000 году начали заниматься производством сапог для пожарных-спасателей, а также проведена их сертификация. В настоящее время в компании работают 32 сотрудника на 1400 кв. м производственных площадей. http://www.brandbull.si

Компания “Latakva Fire Service” работает в сфере продаж пожарного инвентаря, противопожарного обслуживания и ремонта, а также в производстве противопожарных защитных составов по всей Латвии и Балтике. https://www.latakva.com/ru/

Компания с 1993 года поставляет в пожарную охрану и другие аварийные службы оборудование, занимается производством пожарной и аварийно-спасательной техники.

В конце 50-х и начале 60-х годов в СССР появились грузовые автомобили-гиганты невиданных прежде размеров и мощности. Одна из знаменитых новинок того периода - четырехосное полноприводное (8х8) шасси МАЗ-543.

По инициативе Маршала Советского Союза Г.К. Жукова 25 июня 1954 года принимается постановление Совета министров СССР об организации на московском заводе ЗИС и минском автозаводе МАЗ специальных конструкторских бюро (СКБ), для создания многоосных внедорожных колесных машин, для Министерства обороны. На ЗИСе СКБ возглавил В.А. Грачев, на МАЗе - Б.Л. Шапошник. В течение 1954 года в Минске открылись СКБ-1 и цех опытного производства (ЦОП).

Первой разработкой нового "Мазовского" КБ стало семейство четырехосных восьмиколесных балластных и седельных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537. Эти машины, ставшие серийными в 1957 году, много лет выпускал сначала МАЗ, затем, с середины 60-х годов - Курганский завод колесных тягачей. Вторая базовая четырехосная модель МАЗ-543 была спроектирована в 1961 году. Этот грузовик разрабатывался как шасси для мобильных ракетных комплексов. В результате исследований и испытаний выяснилось, что колесное шасси значительно лучше подходит в качестве передвижной стартовой площадки ракеты, чем гусеничное.

Специфическое назначение машины определило, например, такую особенность, как две низкие и узкие двухдверные кабины справа и слева. Между ними находился капот моторного отсека - в транспортном положении ракету можно было уложить так, чтобы ее носовая часть оказалась между кабинами - в этом заключалось важное отличие от МАЗ-535/537, у которых была обычная кабина, установленная впереди моторного отсека. Обе узкие кабины МАЗ-543, как и капот, изготавливали из стеклопластика.


Агрегатная база МАЗ-543 сохранила ряд опробованных на МАЗ-535/537 решений. Например, двигателем служил двенадцатицилиндровый V-образный дизель Д-12-525, выпускавшийся Барнаульским заводом и созданный на основе танкового двигателя В-2 времен Великой Отечественной войны. Он отличался верхним расположением распределительных валов, четырьмя клапанами на цилиндр, системой смазки с «сухим» картером. Коробка передач всех четырехосных МАЗов тех лет была автоматическая, гидромеханическая, четырехступенчатая. Раму называли «корытообразной» из-за вогнутой формы поперечин - это тоже снижало габаритную высоту установки. Ходовую часть отличали независимая подвеска колес с продольными стержнями торсионов и планетарные колесные редукторы. Управляемыми были колеса первой и второй осей. Машина получила имя собственное - «Ураган».

На шасси МАЗ-543 монтировалось несколько десятков видов вооружений. Но, помимо армии, этим машинам, как впрочем, и МАЗ-537, нашлось много сфер применения и в народном хозяйстве. Эти машины работали на стройках нефтяных, газовых и промышленных предприятий по всей стране. Их использовали для перевозки на специальных многоосных прицепах особо тяжелых неделимых и негабаритных грузов. Иногда громадную промышленную установку перевозила «сцепка» из нескольких МАЗов - две машины, прицепленные одна за другой, тянут груз спереди, а еще одна машина толкает сзади. На шасси МАЗ-543 были созданы бортовые грузовики, балластные тягачи, самосвалы, трубовозы, лесовозы. Следует заметить, что существование серии грузовиков МАЗ-543 не было секретом для советской общественности. Уже в начале 70-х об этих машинах писали автомобильные и технические журналы, различные их модификации выставляли на ВДНХ. Даже самоходные ракетные установки с 1965 года участвовали в военных парадах на Красной площади. И, конечно же, громадными возможностями такого автомобиля решили воспользоваться пожарные.


В 1973 году на Заводе пожарных машин в Прилуках Черниговкой области был освоен выпуск громадной аэродромной пожарной машины АА-60 (543)-160 на шасси МАЗ-543, разработанной прилукским ОКБ-8, занимавшимся пожарной техникой. Основной специальностью новинки была аэродромная противопожарная служба. Машины этой и последующих модификаций «Ураганов» применялись в основном в больших аэропортах, принимавших большие пассажирские и транспортные самолеты. В цистерну и бак для пенообразователя входило более 10 тонн огнетушащих средств: 12000 литров воды и 900 литров пенного вещества. Эта масса требовалась, чтобы подавить пожар на таком авиалайнере, как ИЛ-62 или ТУ-154 и обеспечить эвакуацию пассажиров. В самом деле, для спасательных работ при пожарах на самолетах такого класса усилий пожарных аэродромных машин на базе ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 или «Урал-375» часто не хватало.

Кроме того, были случаи, когда на аэродромах приходилось тушить разлившееся топливо. Здесь мощность и масса пожарной машины тоже играли значительную роль. Пожарные МАЗ-543 стояли на боевом дежурстве непосредственно на аэродромах. Между кабинами над моторным отсеком находился лафетный ствол, поднимавшийся, опускавшийся и поворачивавшийся с помощью гидроцилиндров. Эта система управлялась бойцом расчета из кабины. Из ствола машина могла выпустить струю воды 60 литров в секунду на расстояние 70 метров или 36 кубометров пены на 40 метров. Спереди на бампере и сзади снизу располагались пеногенераторы с четырьмя насадками - каждый для тушения разлитого горючего.



В 1977 году появилась модернизированная пожарная машина АА-60 (7310)160.01. Базовое шасси грузовика к тому времени было переименовано по новому ГОСТу в МАЗ-7310. Новая модель отличалась автономным двигателем, приводившим пожарный насос ПН-160Б в действие и установленным в хвостовой части за цистерной. Этим вторым мотором являлся 180-сильный V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ-375, взятый от тяжелого грузовика. Затем последовала модификация АА-70 (7310)-220, предусматривавшая возможность порошкового тушения пожара. Она отличалась наличием третьего бака для двух тонн порошка. Соответственно, емкость основного водобака пришлось сократить до 9450 литров. Наконец, в 1986 году базовая модель четырехосного автомобиля прошла модернизацию и получила индекс МАЗ-7313, и, соответственно, изменилось число в скобках в названии обеих пожарных машин. Помимо аэропортов, пожарные «Ураганы» применялись, например, на крупных промышленных предприятиях.


Из десятков выпущенных пожарных машин на базе минских «Ураганов», многие еще служат на аэродромах различных стран бывшего СССР. В Музее представлена экспериментальная модификация, изготовленная на базе АА-60 (7310)-160 в одном экземпляре во ВНИИ пожарной охраны в подмосковной Балашихе. Эта пожарная машина не имеет заднего моторного отсека,она была оснащена автономным двигателем и насосом значительно меньшей мощности. Двигатель насоса взят от легковой «Волги», а насос - от обычной пожарной машины. Зато этот МАЗ-7310 может выступать в качестве тягача для прицепной цистерны большой емкости, переделанной из топливозаправщика. Такая машина рассчитана для подвоза более двух десятков тонн воды и пены, позволяющей заправить баки и насосы других пожарных машин (на шасси ЗИЛов, «Уралов», КАМАЗов) вдали от водоемов и водопровода. Данный пожарный «Ураган» длительное время служил на боевом дежурстве в одной из частей Балашихинского района, и применялся во время пожаров высокой степени сложности, например, при пожаре на нефтебазе в Ногинске в 2005 году.

Техническая характеристика

Расчет 4 человека
Габаритные размеры 14300х3180х3300 мм
Колесная база 2200х3300х2200 мм
Колея 2375 мм
Дорожный просвет 400 мм
Двигатель дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, Д12А-525
Рабочий объем 38.8 л
Мощность 525 л.с. при 2000 об/мин
Емкость цистерны для воды 12000 л
Емкость бака пенообразователя 900 л
Дальность подачи струи 70 м (вода), 40 м (пена)
Полная масса 43200 кг
Максимальная скорость 60 км/ч
Расход топлива 98 л/ 100 км