» » История марки BMW. Важные вехи в истории компании BMW: путь концерна к всемирному успеху История авто бмв

История марки BMW. Важные вехи в истории компании BMW: путь концерна к всемирному успеху История авто бмв

История немецкого бренда началась на северной окраине Мюнхена в 1916 году с малого авиамоторного завода. Карл Рапп и Густав Отто создали предприятие под названием Bayerische Motoren Werke, что в переводе означает «Баварские моторные заводы». За основу эмблемы BMW создатели взяли стилизованный самолётный винт на фоне голубого неба. Согласно другой трактовке, значок логотипа был выбран из-за белых и голубых цветов баварского флага. Тогда ещё никто не предполагал, что небольшая авиакомпания превратится в гиганта авторынка.

Большой спрос на самолётные двигатели BMW был вызван Первой мировой войной, однако её итоги чуть не погубили молодую компанию: в заключённом Версальском договоре был прописан запрет на изготовление моторов для немецкой авиации – на то время единственной продукции мюнхенской фирмы. Тогда было принято решение выпускать мотоциклетные двигатели. Первый мотоцикл BMW R32 был сконструирован молодым инженером Максом Фрицем буквально за пять недель.

Но и производство авиамоторов в скором времени возобновилось, утраченные на этом рынке позиции BMW были стремительно возвращены. Подъёму баварской компании поспособствовало и то, что Германия заключила секретное соглашение с СССР о поставке новейших авиадвигателей. Советские самолёты 30-х годов, оборудованные двигателями BMW, совершили немало рекордных перелётов.

В то время Европа переживала экономические трудности, и первый малолитражный автомобиль BMW Dixi 1929 года завоевал большую популярность. Спустя семь лет баварская фирма представила мировой публике своё знаменитое спортивное купе BMW 328, ставшее победителем многих гоночных соревнований. Однако основу бизнеса по-прежнему составляло производство авиационных двигателей.

Во время Второй мировой войны было разрушено немало немецких автомобильных предприятий, в том числе и мюнхенский завод компании BMW, на восстановление промышленной базы которой потребовались годы. Упадочное состояние баварской фирмы едва не закончилось решением о её продаже давнему конкуренту Mercedes-Benz , но благодаря новой стратегии, выбранной владельцем, BMW удалось сохранить свою независимость. Политика компании послевоенных лет заключалась в производстве малокубатурных мотоциклов и больших комфортабельных седанов. Такие модели 60-х годов, как BMW 700 и 1500 завоевали всеобщее признание и дали надежду на возрождения бренда. Именно тогда появился совершенно новый класс компактных спортивно-туристических автомобилей. В те же годы выпускалась необычная трёхколёсная малолитражка BMW Izetta – нечто среднее между мотоциклом и машиной. Впервые увидели свет и автомобили знаменитых серий – третьей, пятой, шестой и седьмой.

Стремительному развитию баварского автопроизводителя сопутствовал мировой экономический бум 80-х. Делая упор на отличные ходовые качества и максимальный комфорт для водителя, фирма увеличила свои продажи в разы и существенно потеснила американских и японских конкурентов. В различных точках земного шара открылись торговые и производственные подразделения BMW.

В 90-е годы в состав растущей немецкой компании вошли такие марки, как Rover и Rolls-Royce , что позволило пополнить её модельный ряд внедорожниками и авто сверхмалого класса.

В течение последних тридцати лет прибыль автопроизводителя ежегодно возрастает. Оказываясь не один раз на грани краха, империя BMW поднималась и снова достигала успеха. Сейчас немецкий бренд занимает прочное положение законодателя автомобильной моды. Марка BMW – синоним высоких стандартов в области качества, комфорта и безопасности.

Название компании – BMW – расшифровывается как «Баварские моторные заводы» (Bayerische MotorenWerke). Эта автомобильная компания, которая специализируется на выпуске мотоциклов, легковых, спортивных автомобилей, автомобилей высокой проходимости. Штаб-квартира BMW находится в столице федеральной земли Бавария, городе Мюнхен. Логотип компании намекает на авиационное прошлое и настоящее компании – это белый пропеллер на фоне синего неба. Кроме того, синий и белый – официальные гербовые цвета Баварии.

История BMW начинается с двух небольших авиамоторных фирм, созданных соответственно Карлом Раппом (Karl Rapp) и Густавом Отто (Gustav Otto) (сыном Николауса Августа Отто, изобретателя двигателя внутреннего сгорания) в 1913 году в Мюнхене. В следующем году начинается Первая Мировая война, и германское государство начинает испытывать большую потребность в авиационных двигателях. Это подвигает двух конструкторов объединиться в один завод. В июле 1917 года этот завод регистрирует название Bayerische MotorenWerke, и марка BMW обретает жизнь. Но с окончанием войны Раппа и Отто ожидает полнейший упадок из-за поражения Германии и данного ей запрета на производство авиадвигателей. Тем не менее предприимчивые руководители BMW быстро обнаруживают другую нишу, в которой может пригодиться их способность производить мощные моторы. Сначала начинают производиться мотоциклетные двигатели, а затем на заводе проходит уже полный цикл производства и сборки мотоцикла.

Первый из них – R32 – появляется в 1923 году, и сразу же обретает высокую репутацию благодаря своим скоростным качествам и надежности. На ниве производства собственно двигателей предпринимателей также ждет невиданный успех, так как оборудованный двигателем BMW самолет, управляемый пилотом Францом Димером, в 1919 году устанавливает мировой рекорд высоты полета – 9760 метров. Помимо этого компания заключает секретный договор с СССР на поставку ей авиадвигателей, и самолеты Союза также ставят рекорды.

1928 год ознаменовывается приобретением новых заводов в городе Айзенах, федеральная земля Тюрингия, и вместе с этим лицензии на производство малолитражек Dixi.

Собственно Dixi становится первым автомобилем BMW. Его низкая цена и экономичность обеспечивает в разрушенной войной и финансовым кризисом Германии высокие продажи. Слава BMW и ее моторов растет за счет новых достижений, например, перелета Вольфгангом фон Гронау через Атлантический океан на гидросамолете и мирового рекорда скорости для мотоциклов, поставленного Эрнстом Хенне на R12, оснащенном новейшими конструкторскими решениями BMW.

Промежуток между двумя Мировыми войнами в истории BMW отмечен также моделями 303 и 328.

Последняя являлась спортивным автомобилем, который оставлял далеко позади своих конкурентов из той же ниши и являлся неоднократным призером всевозможных гоночных соревнований. В эти же годы сформировалась концепция, которой компания следует до сих пор, - "Автомобиль для водителя", в противовес мерседесовской "Автомобиль для пассажиров".

Вторая Мировая война, как и ее предшественница, заставляет компанию переключиться на производство авиационных двигателей, в том числе в связи с запретом продавать автомобили частным лицам. В этом ключе BMW удается первой в мире начать производство реактивных двигателей, а также осуществить конструкторские разработки по двигателям ракетным. Но с завершением войны фирма оказывается на грани краха, так как часть ее заводов оказывается в советской оккупационной зоне, и их разрушают и демонтируют оборудование на репарации. Выпуск в войну авиадвигателей аукается теперь трехлетним запретом на производство.

Тогда руководители BMW, Рапп и Отто начинают все сначала. Появляется мотоцикл R24,

а за ним легковой автомобиль модели 501, который, однако, не принес большой прибыли. К 1955 году выпускаются модели мотоциклов R50 и R51, а также выходит интересный проект – малолитражка Isetta, представляющая собой странный гибрид мотоцикла и автомобиля с тремя колесами (два спереди и одно сзади), а также дверью, открывавшейся на лобовой части корпуса.

Само собой, Isetta оказалась крайне дешевой, а для вождения в некоторых странах достаточно было наличия мотоциклетных прав, так что разоренной войной и репарациями Германии такие автомобили пришлись по вкусу и по карману.

Но мода на автомобили меняется, и в очередной раз не угадав предпочтения публики, руководство компании совершает маркетинговую ошибку, и BMW оказывается на грани банкротства. Встает вопрос о том, чтобы продать фирму компании Mercedes, но мелкие акционеры и дилеры на местах препятствуют этому, и сделка не удается. Тогда фирма перестраивает свой капитал и таким образом удерживается на плаву. Дальнейшая история компании – это история неуклонного роста и оригинальных технических решений. Среди них последовательно можно отметить: антиблокировочную тормозную систему, электронное управление двигателем, введение турботехнологий в автомобилестроение...

В 1969 году производство мотоциклов переводится в Берлин. BMW учреждает здание штаб-квартиры, а также научно-исследовательский центр и контрольно-испытательный полигон. В 70-е годы возникают первые модели всем известных серий BMW - 3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии. 1983 – год победы BMW на гонках "Формулы-1".

В 1990 году, году воссоединения двух Германий, BMW возвращается к производству авиадвигателей, и первым в ряду оказывается двигатель BR-700. Кроме того, компания активно сотрудничает с другими автопроизводителями.

В 1994 году покупается промышленная группа Rover Group вместе со своим крупнейшим в Великобритании комплексом по производству марок Rover, Land Rover и MG. В 1998 приобретена британская компания "Rolls-Royce". Компания также не забывает о безопасности своих клиентов, поэтому с 1995 года все автомобили без исключения оснащаются подушками безопасности как для водителя, так и для переднего пассажира, и противоугонной блокировкой двигателя.

Современная BMW – это процветающий концерн, увеличивающий свою прибыль год от года. Это одна из немногих фирм, осуществляющих исключительно ручную сборку, без роботов, только с постпроизводственной компьютерной диагностикой. Компания включает в себя пять заводов на территории Германии и двадцать два дочерних предприятия по всему миру.

БМВ, «Байериш Моторен Верке», (BMW, Bayerisch Motoren Werke AG), немецкая автомобильная компания, специализирующаяся на производстве легковых и спортивных автомобилей, автомобилей повышенной проходимости и мотоциклов. Штаб-квартира находится в Мюнхене.

В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke («Баварские моторные заводы») - BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.

После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, т. к. по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели для самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Но предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из положения - завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов.

В 1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923 года в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию скоростной и надежной машины, что подтвердилось абсолютными рекордами скорости на международных мотогонках 20-х-30-х годов.

Одновременно разрабатывают двигатель «Motor-4», окончательная сборка которого производится в других странах Европы. В 1919 Франц Димер на самолете с этим двигателем, поднявшись на высоту 9760 метров, устанавливает первый мировой рекорд BMW. Производство получает дополнительный импульс после заключения секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей новейших авиадвигателей. Большинство советских рекордных перелетов 30-х годов были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.

В 1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi (это был лицензионный английский Austin 7). Его производство начинается с 1929. Dixi - первый автомобиль BMW. В период экономических трудностей малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы. К началу Второй мировой войны BMW - одна из наиболее динамично развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW), устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов - 279,5 км/ч, не превзойденный никем в течение последующих 14 лет.

В 1933 начат выпуск модели «303» - первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым двигателем. Именно эта модель первой приобретает характерную решетку радиатора. в народе названную «ноздрями» BMW. Эти ноздри стали типичным элементом дизайна всех автомобилей BMW.

В 1936 на BMW выпускается знаменитая «328» - один из наиболее успешных спортивных автомобилей. Для того времени это были просто авангардные технические новинки: трубчатая рама, шестицилиндровый двигатель с головкой блока из легких сплавов, новая система клапанного механизма со штангами. С 328 моделью компания BMW настолько прославилась во второй половине 30-х. что все последующие автомобили с фирменным двухцветным знаком воспринимались общественностью как символ высокого качества, надежности и красоты. С ее появлением окончательно сформировалась идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей: «Автомобиль - для водителя». Основной же конкурент, «Мерседес-Бенц», следует принципу: «Автомобиль - для пассажиров». С тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.

Победитель великого множества соревнований - кольцевых гонок, ралли, состязаний в поднятии на холм, - BMW 328 была адресована знатокам спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины.

1938 г. - BMW приобретает лицензию на двигатели Pratt - Whitney. Затем разрабатывается модель 132, которая устанавливается на знаменитые Юнкерсы Ю52. В этом же году создается самая быстрая довоенная модель мотоцикла, мощностью 60 л.с. и максимальной скоростью 210 км/ч. В 1939 году немецкий гонщик Георг Майер становится чемпионом Европы на этом мотоцикле. И впервые иностранец на иностранном мотоцикле выигрывает британские гонки «Senior Tourist Trophy».

Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям.

В 1944 BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя BMW 109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы. Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во время войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о запрете производства на три года.

И Карл Рапп и Густав Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают опять начать все с нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24, собиравшийся в мастерских практически кустарно. Он становится первым послевоенным изделием BMW. В 1951 появляется и первый послевоенный легковой автомобиль модели «501». Однако финансового успеха он не приносит.

В 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит малолитражка «Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной. Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела огромный успех в нищей послевоенной Германии. Но из-за последовавшего затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим убытков фирма оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю BMW, когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и выброшенные на рынок машины не имели спроса. Встает вопрос о продаже фирмы. «Мерседес-Бенц» поспешила объявить о ее покупке, но этому воспрепятствовали мелкие акционеры, работники фирмы, ее торговые агенты.

Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою деятельность. Третий раз фирма начинает все заново.

1956 г. - дизайнер Альбрехт Граф Гертц, живущий в Нью-Йорке, создает сенсационный автомобиль - спортивный красавец. «BMW побила даже итальянцев». - так писали газеты в 1956 году, когда был представлен этот автомобиль. BMW 507 предлагался и как родстер, и с жесткой крышей. Восьмицилиндровый алюминиевый двигатель объемом 3.2 литра мощностью 150 л.с. разгонял автомобиль до 220 км в час. Всего таких автомобилей с 1956 до 1959 года было продано 252 штуки. Сегодня это один из самых редких и дорогих коллекционных автомобилей.

1959 г. - при помощи новой модели BMW 700 с воздушной системой охлаждения концерну удалось преодолеть внутренний кризис и создать основу для дальнейшего успеха марки в целом. Успех был достигнут не только в сфере продаж. Версия купе дала возможность BMW добиваться спортивных побед.

В 1962 концепция модели 1500 -легкого. компактного. спортивного. четырехдверного автомобиля - была принята на рынке с таким восторгом. что производственные мощности не позволяли удовлетворить спрос на эти автомобили.

В 1966 впервые представлен двухдверный автомобиль 1600-2. Он послужил основой для создания успешной серии моделей от 1502 до 2002 с турбонаддувом. Успехи «нового класса» способствовали развитию всего модельного ряда. Концерн BMW смог позволить себе возродить традицию 30-х годов и начать выпуск шестицилиндровых моделей. В 1968 году состоялся премьерный показ моделей 2500 и 2800. которые позволили BMW снова войти в число предприятий. выпускающих большие седаны. Таким образом. 60-е годы стали самыми успешными за всю предыдущую историю предприятия.

В 1969 BMW переводит производство мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск новой серии мотоциклов-«оппозитов». В 1976 на мотоцикле R100 RS впервые устанавливается полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из самых популярных моделей мотоциклов - К100 с 4-цилиндровым рядным двигателем с жидкостным охлаждением и впрыском топлива. В год столетия мотоцикла, в 1985, завод в Берлине выпускает более 37 тысяч мотоциклов. В 1989 происходит презентация мотоцикла K 1.

В 1970-е годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW - модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии. С выпуском 5-й серии началось производство принципиально нового поколения моделей BMW. Если раньше концерн занимал преимущественно нишу автомобилей спортивного типа, то теперь он занял свое место и в сегменте комфортабельных седанов. Купе 3.0 CSL. которое с 1973 г. выигрывает шесть европейских чемпионатов. позволяет BMW добиться особых успехов. Это купе скрывало в себе множество технических новинок. На нем впервые был установлен шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр. а его тормозная система была оснащена АБС - совершенной новинкой по тем временам.

В 1977 новый прорыв в классе «люкс». С появлением 7-й серии закончилось принципиальное обновление всех серий BMW.

С 1986 г. BMW M3 самый успешный автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок в мире. Компактная двухдверная модель параллельно разрабатывалась как для серийного производства, так и для автоспорта. Результат был для BMW просто триумфальным. В 1987 году итальянец Роберто Равилья завоевывает первое место на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам. И в течение последующих пяти лет BMW M3 доминировал на спортивной сцене.

В 1987 новый родстер, который первоначально задумывался просто как экспериментальная модель, продолжил традицию родстеров BMW 30-х и 50-х годов. BMW Z1 был построен в 8000 экземплярах и стал носителем ультрасовременных технологий. Аэродинамика этого автомобиля была также на образцовом уровне. В 1987 году концерн BMW одним из первых в мире применяет электронную систему регулировки мощности двигателя.

В 1990 новое купе-мечта: BMW 850i. Сердцем у этого элегантного купе класса «люкс» стал двенадцатицилиндровый двигатель, который с любых оборотов мог буквально выстрелить автомобиль вперед. Совершенно новый интегральный задний мост совершенно неповторимым образом соединял в себе спортивные качества и высочайшую комфортабельность.

В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в 1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на рынке появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й серии и купе 8-й серии.

Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы Rover Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками.

С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в производство универсал (touring) 3-й серии. Новый автомобиль отличался не только современным дизайном, но и самой передовой техникой. Так, например, впервые в автомобилестроении ходовая часть почти целиком была изготовлена из алюминия.

Также 1995 - дебют новой 5-й серии BMW. Главный принцип в её разработке - создание гармоничной концепции. Новый автомобиль отличался не только современным дизайном, но и самой передовой техникой: впервые в автомобилестроении ходовая часть почти целиком была изготовлена из алюминия. Применение новых материалов позволило увеличить степень утилизации автомобиля до 85 процентов. Исключительно жесткий кузов обеспечивает непревзойденный уровень пассивной безопасности.

В 1996 году модель BMW Z3 7-й серии впервые оснащается дизельным двигателем. Уникальный синтез динамичности и классического дизайна представляет собой просто восхитительную концепцию. Дополнительную рекламу автомобилю создает фильм «Золотой глаз», в котором на Z3 разъезжает суперагент 007 Джеймс Бонд. BMW Z3 стал бестселлером. Новый завод в Спартанбурге не успевает выполнять все заказы.

В 1997 мотоцикл, который не может оставить равнодушным - Модель R 1200 С, представляет собой совершенно новую интерпретацию дорожного мотоцикла. Сенсационный дизайн, сочетавший в себе традиционные и футуристические элементы. Он получил самый большой из когда-либо создававшихся оппозитных двигателей BMW. Его рабочий объем составляет 1170 смЗ. а развиваемая мощность 61 л.с. В этом же году BMW представляет еще один автомобиль-мечту. Речь идет о родстере М, который как никто другой является истинным воплощением чистокровного открытого спортивного автомобиля.

В 1997 году BMW представила автомобиль мечты, который заставил подпрыгнуть сердца знатоков. Родстер M воплотил в себе идеал чистопородного спортивного автомобиля, как ни один BMW до этого. Его 321-сильный двигатель M3 гарантирует захватывающую езду.

Весной 1998 года дебютировало пятое поколение успешных седанов 3 Серии. Переработанная во множестве деталей, новая 3 Серия предлагает не только исключительный внешний вид, но и самые современные двигатели, новейшие технологии подвески и лучшие в своем классе стандарты безопасности.

Начало 1999 года ознаменовалось дебютом BMW X5, который стал первым в мире Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха (Sports Activity Vehicle): машина, уникальным образом сочетающая элегантность и практичность, открывая тем самым новое измерения мобильности.

И еще одно первое место: BMW Z8, великий спортивный автомобиль, отпраздновал свою премьеру в 1999 году и восхитил поклонников Джеймса Бонда в фильме «И целого мира мало».

В 1999 году компания BMW также преподнесла сюрприз энтузиастам автомобильного дела на франкфуртском автосалоне, предоставив футуристический концепт Z9 gran turismo.

В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на конвейере идет только вручную. На выходе - только компьютерная диагностика основных параметров автомобиля.

BMW Group AG

Штаб-квартира находится в городе Мюнхен, земля Бавария, Германия.

Название компании BMW (Bayerische Motoren Werke) расшифровывается как «Баварские моторные заводы». BMW - автомобильная компания, которая специализируется на выпуске мотоциклов, легковых, спортивных автомобилей, а также автомобилей высокой проходимости.

История BMW начинается с двух небольших авиамоторных фирм, созданных перед Первой мировой войной Карлом Раппом (Karl Rapp) и Густавом Отто (Gustav Otto) - сыном Николауса Августа Отто, изобретателя двигателя внутреннего сгорания. Во время Первой мировой войны германское государство испытывало большую потребность в авиационных двигателях, что подвигло двух конструкторов объединиться в один завод. В июле 1917 года этот завод регистрирует название Bayerische Motoren Werke, и марка BMW обретает жизнь. После Первой мировой фирма начинает производить мотоциклетные двигатели, а затем на заводе проходит уже полный цикл производства и сборки мотоциклов. В 1928 году фирма приобретает новые заводы в городе Айзенах, федеральная земля Тюрингия, и вместе с ними лицензии на производство малолитражки Dixi - первого автомобиля фирмы. Позднее появились модели 303 и 328. Модель 328 являлась спортивным автомобилем, который оставлял далеко позади своих конкурентов из той же ниши и являлся неоднократным призером всевозможных гоночных соревнований.

Во Вторую мировую войну компания опять переключается на производство авиационных двигателей, а также ведет разработки реактивных и ракетных двигателей. Но с завершением войны фирма оказывается на грани краха, так как часть ее заводов находятся в советской оккупационной зоне, их разрушают и демонтируют оборудование на репарации. Фирма вынуждена производить мотоциклы и малолитражку Isetta, представляющую гибрид мотоцикла и автомобиля с тремя колесами (два спереди и одно сзади). Дальнейшая история компании - это история неуклонного роста и оригинальных технических решений. Среди них можно отметить антиблокировочную тормозную систему, электронное управление двигателем, внедрение турбонаддува в автомобилестроение. В 70-е годы возникают первые модели всем известных серий BMW - 3-й, 5-й, 6-й и 7-й. 1983-й - год победы BMW на гонках Формулы 1. В 1994 году покупается промышленная группа Rover Group вместе со своим крупнейшим в Великобритании комплексом по производству марок Rover, Land Rover и MG. В 1998 году приобретена британская компания Rolls-Royce. Сейчас компания включает в себя пять заводов на территории Германии и более двадцати дочерних предприятий по всему миру.

Официальные продажи автомобилей марки в России начались в 1993 году, когда в Москве появился первый дилер BMW. Сейчас компания имеет самую развитую сеть дилеров среди автопроизводителей класса люкс в нашей стране. С 1997 года сборка автомобилей марки налажена на калининградском предприятии «Автотор».

Сегодня BMW — это современный, достойный и популярный производитель транспортных средств. Однако история компании БМВ ярко отражает ее путь, пройденный для того, чтобы завоевать доверие и уважение своих поклонников.

В настоящее время логотип BMW украшает автомобили, мотоциклы, велосипеды, двигатели самого лучшего качества. Оборот компании составляет около 170 миллиардов евро в год, из которых примерно 9 миллиардов составляет чистая прибыль. Крупные дочерние компании марки специализируются на производстве малолитражек, автомобилей класса люкс и электромобилей.

Логотип компании

Территориально главный офис компании находится в Германии, в городе Мюнхен. Производственные мощности расположены как в некоторых городах Германии, так и в других странах. Автомобили БМВ уже много лет составляют успешную конкуренцию продукции Mercedes Benz. Изначально основанная для производства авиационных двигателей, компания прочно вошла в автомобильную промышленность и является одним из флагманов в этой отрасли.


Главный офис компании

Как все начиналось

История создания компании началась с того, что в 1916 году Карл Фридрих Рапп зарегистрировал свою фирму по производству авиационных двигателей. Штаб-квартира будущего лидера автопрома расположилась в Мюнхене, преследуя определенные цели – быть поближе к производственным мощностям по производству самолетов, принадлежащих Густаву Отто – другу и, впоследствии, компаньону Раппа.


Карл Фридрих Рапп, основатель компании

Практически сразу же вновь созданному предприятию улыбнулась удача в виде выгодного контракта по производству двигателей для австро-венгерских самолетов. Попутно появилась и трудность – недостаток финансов. Для решения последней проблемы компанию удалось расширить, приняв соучредителей, обеспечивших приток денежных средств. К сожалению, подобное расширение принесло ряд неудач, повлекших уход основателя компании. Бразды правления перешли к Францу Джозефу Поппу, благодаря которому с 1918 года история продолжилась уже как компании БМВ.

В ходе исторических событий того времени, после заключения Версальского мирного договора, производство самолетов в Германии стало невозможным – оно было запрещено, и история компании повернула в другое русло – изготовление тормозных систем для поездов и составов.

Но недолго бренд БМВ имел связь с железнодорожным транспортом - уже в 1923 году под этой маркой был выпущен первый мотоцикл. Мотоциклы БМВ сразу же покорили публику своим уровнем – машины были хорошо продуманы, идеальны для гоночного использования и эффектны внешне.

Произведя отличное впечатление на покупателей мотоциклами, основатели компании не остановились на этом достижении и в 1928 году были приобретены первые производственные мощности по производству автомобилей. С этого времени наряду с мотоциклами получил право на жизнь первый автомобиль.

История автомобилестроения

История автомобилей BMW началась с малолитражек. В то время (а это 20-30 годы XX века) малолитражные автомобили были на пике популярности благодаря своей экономичности по расходу топлива, маневренности и простоте управления. Так, первым разработанным и выпущенным авто БМВ стала Dixi 3/15 PS. В ней было всего 20 лошадиных сил, но ряд ее достоинств дополняла возможность развивать скорость до 80 км/час, четырехцилиндровый двигатель и безукоризненное качество исполнения. Эта модель во многом была скопирована с известной английской марки, поэтому в 1933 году модельный ряд пополнился малолитражной собственной разработки: BMW 303.


303

Небольшой объем двигателя комфортно сочетался в ней с относительно легким кузовом и не плохой мощность в 30 лошадиных сил. Это была уже настоящая представительница бренда, с характерным и в наше время внешним видом радиаторной решетки.

В 1936-1937 годах были выпущены BMW 321 и 327 – авто полноценных габаритных размеров, с двухлитровым двигателем. Красивые, качественные и весьма недешевые. Таким образом, история BMW, как бренда, гарантирующего высшее качество продукции, была начата в 1927 году и продолжается в наши дни.

Послевоенное восстановление

Вынужденный перерыв в автомобилестроении из-за военных действий и их последствий коснулся и компании БМВ. Заводы, расположенные в Германии, не имели возможности выпускать авто и мото технику. Разрешение на их изготовление было получено лишь 1948 году.

Первая, выпущенная после войны BMW 501, оказалась заведомо неудачной. Во-первых, пока длились работы по ее разработке и получению разрешений на выпуск, машна уже морально и физически устарела – двигатель не имел хорошей мощности, а внешность не привлекала покупателей. Во-вторых, цена на 501 была слишком высокой для послевоенной Германии, а этот факт еще никогда не повышал продажи.


501

Проглотив неудачу, баварцы взялись за работу, которая принесла крупные плоды. В 1954 году состоялся выпуск модели 502, которая внешне вроде бы и была одной из версий модели 501, но имела явное преимущество – полностью алюминиевый двигатель V8. До этого история двигателей автомобилестроения никогда не знала подобного мотора.


502

Хорошую прибыль обеспечил массовый выпуск новой модели, изготовленной по итальянской лицензии – BMW Isetta. Это небольшой аппарат с одной дверью и мотоциклетным двигателем. Такие малютки пользовались огромной популярностью; их было собрано более шестнадцати тысяч экземпляров.


Isetta

Трудные времена

В середине 50-х годов двадцатого века история развития компании ознаменовалась разработкой и выпуском двух шикарных моделей BMW: 503 и 507 Roadster. Первую сразу же заметили на мотор-шоу 1955 года благодаря оригинальному строению кузова под названием хартоп.


507 Roadster

Мощный двигатель и возможность развивать скорость почти до двухсот километров в час гарантировано сделали эту модель главным участником шоу во Франкфурте. 507-я БМВ сразу же после выпуска была признана одной из самых красивых машин в мире. В ней 3.2-литровый двигатель гармонично сочетался с элегантным внешним видом кузова, разработанным графом Альбрехтом Гертцем. Кстати, один из этих родстеров прославился, будучи купленным Элвисом Пресли.

К сожалению, эти автомобили БМВ хотя и были созданы стильными и качественными, но и имели весьма дорогую стоимость, что не могло не отразиться на финансовом состоянии компании. Производство мотоциклов оставалось на среднем уровне, дорогие седаны покупались мало, а небольшие авто уже не пользовались таким спросом, как раньше. История марки BMW снова столкнулась с возможностью преждевременного окончания.

Эпоха возрождения

В декабре 1959 года было объявлено о возможной продаже компании. Кризис помогла разрешить модель 700. Ее украсил кузов Michelotti, а функционал обеспечивался мотором в 700 кубов и мощностью в 30 лошадиных сил. Особенность этой модели – расположение мотора сзади. 700-я отлично была воспринята публикой и заказы посыпались один за другим.


700

Испытав небольшой подъем, марка уже в 1962 году не только уверенно встала на ноги, но и обрела славу, известную и по сегодняшний день. БМВ 1500 — именно эта модель принесла всемирную известность баварской компании. Заднеприводная, с узнаваемым прогибом кузова и радиаторной решеткой, она была оснащена четырехцилиндровым двигателем – настолько прекрасным во всех отношениях, что даже советские инженеры отдали ему должное, скопировав его для своего творения – Москвича.


1500

В 60-е годы история BMW стремительно развивала направление седанов и купе с эффектным внешним видом и привлекательными техническими характеристиками. 1962 год стал годом выпуска BMW 3200 CS с кузовом Bertone, 1965 ознаменовался производством первой машиной с автоматической трансмиссией - это было купе BMW 2000.


3200 CS

Мощность авто с каждым годом стремительно возрастает, уже в 1968 году автомобиль этой марки преодолел планку в 200 км/час. Речь идет о BMW 2800 CS.

Стремительное развитие

Этот период пришелся на 70-90 года прошлого века. BMW 3.0 C SL – легендарная гоночная модель, способная развивать скорость до 220 км/час, имеющая усовершенствованный двигатель и новинку тех времен — ABS тормоза.

BMW 2000 Turbo – основоположница серийного выпуска автомобилей с турбонаддувом.

BMW 3er – с этой модели начался выпуск третьей серии кузовов. Здесь был представлен двигатель нового поколения с вентилятором охлаждения, усовершенствованны шасси.

BMW 6er – купе спортивного класса, имеющее потрясающий внешний вид, надежный двигатель Big Six. В этой серии модели претерпели множество изменений. Уже к 1989 году они имели в комплектации люк, кожаный салон в цвет кузова, компьютер, дисковые тормоза, кондиционер.

BMW 7er – кузов типа седан класса люкс. В этой серии было выпущено довольно много моделей. 728, 730 и 733і – одни из первых, имеющие в своем арсенале Chek-control, индикаторы расхода и автомат ZF.


733і

Последующие модели были более усовершенствованны, в том числе комплектовались турбонаддувом, полным электропакетом и кожаным салон. В 1986 году именно «семерку» БМВ впервые снабдили двенадцатициллиндровым двигателем.

Роскошный, надежный, дорогой

Наблюдая за изменениями в модификациях авто, носящих эмблемы БМВ, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом комплектация легковых автомобилей становится все более шикарной, способной предусмотреть малейшие потребности пользователей, обеспечивающей полный комфорт и удобство в любых ситуациях.

Автомобили BMW продолжают выпускаться в седанах и купе, а уже в 1998 году, вышла модель третьей серии, которая представлена как в седане, так и в универсале, и в хетчбэке. А 1999 год стал годом рождения, можно сказать, уже легендарного кроссовера Х5.


Х5

Основная особенность этой модели – одинаково хорошая приспособленность к бездорожью и к автобану – пока что никому ранее не удавалось объединить эти качества в своем детище. Она произвела настоящую сенсацию среди автолюбителей и стала бестселлером продаж на многие годы.

В 2001 году история моделей БМВ совершила очередной крутой виток, представив свое творение из линейки 7er – Е65, отличающееся от всех, ранее изготовленных, кардинально новым подходом к управлению механизмом. Для нее была разработана система i-Drіve, позволяющая координировать до 700 параметров, шести-ступенчатая коробка-автомат и сервоприводной тормоз.


Е65

Анализируя историю всего модельного ряда bmw, становится понятен принцип успеха этой компании. Здесь в приоритете интеллектуальные технические разработки, внедрение самых смелых идей, ориентирование на клиента в мелочах, а также – дальновидность акционеров и правильный мониторинг рыночного спроса.

История мотостроения

Несмотря на явный приоритет в автомобилестроительной отрасли, были, есть и будут востребованы и мотоциклы. Этот вид транспорта имеет свои достоинства, свой рынок и ассортимент.

Самый первый в истории компании мотоцикл создал инженер Макс Фриз, воплотив кардинально новую идею строения данного средства передвижения. Его мысль была необычной для 1922 года и заключалась в возможности установить двигатель не вдоль, а поперек продольной оси мотоцикла.


Первый мотоцикл

Разработка привела к выпуску инновационной модели R32. Она была представлена на известном мотор-шоу в 1923 году и получила громкую огласку и быстрорастущую популярность, даже несмотря на достаточно высокую стоимость.

Широко представив свою новинку и в виде городского транспорта, и в виде гоночного, компания занялась совершенствованием первой модели. Уже через десять лет мотоциклы, носящие эмблемы БМВ, претерпели существенные изменения. Трубчатые рамы были заменены основами из прессованного металла, объем двигателя достигает 750 «кубиков», вилка переднего колеса снабжена амортизацией. Подобным образом выглядели модели R12 и R17, выпускаемые в 1935 году.


R17

Всемирную известность компании БМВ, как производителю мотоциклов, принесли гонки. Именно устанавливая постоянно новые скоростные рекорды, мототехника немецкого бренда стала невероятно популярной не только в своей стране, но и за рубежом. Известную победу марке BMW принес в 1939 году гонщик Джорж Майер, создав уникальный компрессор, соединяющий в себе легкость машины и высокий скоростной режим.

Отличную рекламу бренду послужила и Вторая мировая война. Озаботившись обеспечением войск техникой, власти отдавали предпочтения именно БМВ, учитывая их предыдущие заслуги по скорости и легкости в управлении и обслуживании. Некоторые модели были созданы непосредственно для военных целей, как, например, R 75, получившая массу положительных отзывов и наград от военачальников разных стран.


R 75

После войны компания поставила перед собой более актуальную цель на мирное время – обеспечение комфорта водителя и пассажиров мотоциклов. В 1951 году была выпущена R51/3 с усовершенствованным двигателем Boxer и плавным ходом.

Со временем производитель будет продолжать работы по доведению комплектации и характеристик своих мотоциклов. В 60-х годах мода на этот вид транспорта как для передвижения, так и для занятий спортом, распространятся на всю Европу и даже Америку.

Мотоциклы становится выгодно производить сериями. Комфортные и надежные модели БМВ получают широкое распространение и мировую известность. Новый R75/5 с объемом двигателя 750 кубов отличается не только высокой скоростью, но и легкостью в управлении, дизайном и качеством комплектующих.

В 1973 году была выпущен юбилейный, 500 000 экземпляр мотоцикла – R 90 S. Его отличительные особенности – обтекаемая форма и увеличенный объем мотора. В скором времени его дополнила еще более актуализированная R 100 RS. Производство мототехники стало (и до сих пор остается) востребованным.


R 100 RS

1980 год стал знаменательным в области производства мотоциклов на заводах BMW. Для модели R 80 G/S был разработан одинарный маятник заднего колеса – такая конструкция позволила машине преодолевать бездорожье, не жертвуя при этом скоростным режимом.

Дальнейшие разработки позволили оборудовать К100 электронным впрыском топлива и обеспечить его мощностью в 90 лошадиных сил. Также в 1993 году очередная новинка покорила и женские сердца – F650 одноцилиндровая носительница бело-голубого значка марки.

Время расцвета выпуска мототехники пришлось на 90-е годы прошлого века. В 1996 году компания приостанавливает выпуск трехцилиндровых моделей (К75) и переходит на четырехцилиндровые – 1200 RS с двигателем в 1171 кубический сантиметр и мощностью в 130 лошадиных сил. Доработанные до идеала подвеска и привод делают новинку звездой продаж, она популярна как для туризма, так и для передвижений по городам и автобанам.

В настоящее время мотоциклы представлены в огромном ассортименте, здесь есть и туристические модели, проходящие по любой дороге или даже в ее отсутствии, скоростные спортивные байки, способные удовлетворить самых искушенных водителей, и, конечно, классические варианты для городской езды – элегантные или экстравагантные.

Мотоциклы БМВ постоянно совершенствуются, их качество давно подтверждено годами успешной эксплуатации, надежной конструкцией и авторитетом данного бренда.

История двигателей

БМВ изначально была образована как компания по выпуску двигателей, и не так важно, что двигатели планировалось производить для авиастроения! Как бы там ни было, основывая производство, учредители сделали ставку на качество именно этой части машин – двигатели для своих автомобилей и мотоциклов компания всегда конструировала, собирала и совершенствовала самостоятельно, добиваясь стабильной работы и максимальной производительности.

Выпускаемые в самом начале, двигатели, в основном, имели военное назначение и делались по заказу для немецкой армии. А вот после окончания Второй мировой войны и заключения Версальского договора, запрещающего производить военную технику, заводу пришлось направить свою деятельность немного в другое русло.

Первыми, выпускаемыми компанией двигателями, были примитивные М10-М50, это было первое поколение моторов, к которым еще не предъявлялись особенные требования, ремонт их был частым и насколько простым, что временами осуществлялся самостоятельно владельцами машин.

Усовершенствованные со временем двигатели, имели механизм управления фазами газораспределения впускного клапана – VANOS. Их уже можно отнести к моторам нового поколения. Здесь значительно увеличена износостойкость двигателя и учитываются экологические параметры работы.

Следующий этап заключается в термостате, открытие которого происходит при 97 градусах, это дало возможность идеально приспособить мотор для езды в городских условиях. В таких двигателях присутствует функция полного сгорания топлива. Подобные двигатели (а это М54, M52TU) работают с электронной педалью газа, чувствительность которой повышена в десятки раз. Этот аппарат весьма прихотлив к выбору марки топлива. Качество заливаемого продукта напрямую влияет на его правильную работу и длительность эксплуатации.

Спорт в истории BMW

Выпуская такое огромное разнообразие моделей автомобилей и мотоциклов, история BMW не могла обойти стороной такую популярную область применения техники, как спорт. Часто именно спортивные модели приносили бренду популярность и обеспечивали рост продаж!

Первый спорткар БМВ был изготовлен в 1936 году и моментально произвел фурор в мире автоспорта. Это был BMW 328, его конструкция идеально сочетала легкий вес машины и хорошую мощность при объеме двигателя всего в два литра. В последующие годы на основе этой модели были выпущены и другие, более скоростные.


Первый спорткар

Акционеры компании, видя успешную тенденцию развития производства в спортивном направлении, в 1972 году создали дочернюю компанию — BMW Motorsport GmbH. Она была предназначена специально для разработки, производства и доработки гоночных моделей.

В 1973 году головокружительную славу после участия в кольцевых гонках получила BMW 3.0 CSL. Эта модель имела и соответствующий гоночный вид – спойлеры на багажнике, увеличенные крылья, а кроме этого – массу достоинств в техническом оснащении. Похожую карьеру имела и первый вариант с турбонаддувом – BMW 2002 turbo – к ней был разработан уникальный двигатель, приспособленный именно для гоночной трассы.

Именно в это время БМВ уверенно стала лидером в спортивных сериях, выпуская гоночные новинки с легким весом и высокой мощностью. В этой области производятся как автомобили, так и мотоциклы. В автомобилестроении продолжает развиваться серия CSL, появляется шестицилиндровый двигатель, тормозная система АБС, кузов из специальных легковесных сплавов.

Мотоциклы BMW очень быстро развиваются в гоночном бизнесе - основная направленность работы конструкторов компании идет именно в этом направлении. Разрабатываются двигатели для болидов гоночных авто. Известная серия мотоциклов Boxer претерпела множество усовершенствований, включая специальные гоночные двигатели, амортизаторы колес и приспособленность к езде по бездорожью. В частности, именно на мотоцикле BMW (это была R 90 S) в 1976 году был Чемпионат Супербайк в Америке.


R 90 S

Все эти успехи привели к открытию в 1988 году специальных производственных мощностей BMW Motorsport GmbH в Мюнхене.

Более 50 лет существует отдельная гоночная программа от BMW Motorsport, предусматривающая производство и продажу авто для гоночного спорта.

Происхождение названия

Название BMW логически произошло из первоначального предназначения компании: Bayerische Motoren Werke, а именно – «Баварские моторные заводы». История бренда началась незадолго до Первой Мировой Войны, когда и было создано это предприятие по производству авиадвигателей.

Официально это произошло в Мюнхене, 20 июля 1917 года – с этой даты и идет отсчет истории БМВ. Основателями баварских моторных заводов были Карл Рапп и Густав Отто – открыв две свои маленькие компании, они впоследствии объединили их в одну, как раз и ставшую всемирно известной BMW.

Создание логотипа

Не менее интересна история логотипа бренда. Известные каждому современному человеку сине-белые эмблемы БМВ были разработаны в самом начале основания предприятия и символизировали белый винт самолета на голубом небесном фоне.

На создание логотипа напрямую повлияла история создания этого бренда. Так как компания основывалась как Баварские моторные заводы и производила моторы для самолетов. Вполне естественно, что история логотипа началась с разработки в небесном стиле.


Первая эмблема

Самый первый вариант в истории эмблемы, утвержденный в 1917 году, изображал пропеллер летящего самолета. Идея его была замечательной, но в исполнении такой логотип оказался сложным и визуально детали были мелкими. В маленьком значке так и вовсе было не понять, что именно на нем изображено. Поэтому, в 1920 году акционеры компании приняли решение его усовершенствовать.


Эволюция логотипа

Изображение пропеллера был упрощено до такого вида, который известен в наше время: бело-голубые ромбы. Белые четверти круга символизируют пропеллер двигателя, голубые – небесный фон. Такое изображение актуально вдвойне, так как именно в бело-голубых тонах идут флаг и герб Баварии.

История знака BMW проста и незамысловата, а логотип этого бренда известен по всему миру и узнаваем с первого взгляда.

Взгляд в будущее

Компания, пережившая не один кризис, совершившая множество технических открытий и правильных маркетинговых ходов, прочно стоящая на ногах, просто обречена на удачную карьеру. Отмечая столетний юбилей, компания БМВ поставила для себя цель «Следующие 100 лет».

В настоящее время ведутся исследования рынков сбыта и потребности покупателей. Тщательный анализ данных приведет к разработке и производству новейших типов машин, учитывая современные цифровые технологии. В активной разработке находятся аддитивные технологии и тотальная автоматизация процессов, цифровой интеллект, возможность роботизированного управления транспортным средством и другие инновации.

Особенное внимание компания BMW уделяет и охране окружающей среды, она первой в мире ввела для своих производств требования по соблюдению экологических норм. В будущем планируется уделить этой проблеме основное внимание, учитывая новые виды топлива, электромобили и тому подобные меры.

Компания БМВ была, есть и будет оставаться одним из лидеров мировой автомобилестроительной отрасли. Качество, экстерьер, технические данные и удобство в управлении, неизменно сопровождающие абсолютно всю продукцию этой марки, уже более ста лет говорят сами за себя.