» » Как обгонять колонну с сопровождением. Какой штраф за обгон организованной колонны

Как обгонять колонну с сопровождением. Какой штраф за обгон организованной колонны

– группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождениии головного транспортного средства с включенными проблесковыми маячками синего цвета или маячками синего и красного цвета (из ПДД).

EdwART. Словарь автомобильного жаргона , 2009

Смотреть что такое "организованная транспортная колонна" в других словарях:

    Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные… … Официальная терминология

    Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком … Словарь юридических понятий

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Саакашвили, Михаил - Президент Грузии Президент Грузии (избирался дважды: в январе 2004 года, затем ушел в отставку в ноябре 2007 года, чтобы принять участие в досрочных выборах президента Грузии, и был избран вновь в январе 2008 года). Председатель партии Единое… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
  • регулируемые перекрестки;
  • опасные повороты и финальные участки подъемов;
  • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  • тоннели;
  • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

Когда можно выполнять обгон?

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
  • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Двойной обгон и обгон колонны – что это?

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

Несколько слов о встречном разъезде

На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

Добрый день уважаемые автолюбители!

Продолжим тему обгонов. Рассмотрим ситуацию при необходимости обогнать организованную транспортную колонну. Как правило такие колонны движутся со скоростью меньшей скорости общего транспортного потока. Так какими же пунктами правил руководствоваться при приближении к транспортной колонне?

Сначала обратимся к определению организованной транспортной колонны:

«Организованная транспортная колонна» — группы из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета.

Как можно заметить, определение несколько устарело, так как включенные фары уже не являются отличительной особенностью транспортного средства и в настоящее время ближний свет фар должен быть включен на всех транспортных средствах. Но это не значительное замечание. Мы же говорим об обгоне, где ситуация согласно тексту ПДД складывается довольно противоречивая.

Итак как идентифицировать организованною транспортную колонну :

  1. Минимум три транспортных средства движутся в одной полосе;
  2. Автомобиль сопровождения окрашен специальной цетографической схемой.

Обратите внимание — 3 признака организованной колонны . Особое внимание сопровождающему автомобилю. Без него колонна не будет организованной и это будет обычный ряд движения.

Теперь обратимся к правилам регулирующим обгон в данной ситуации. Безусловно это в первую очередь: «Глава 11. Обгон, опережение, встречный разъезд», но мы не будем на ней останавливаться, так как это общие правила обгона и в рамках этого материала интереса не представляют. Специальное требование к обгону транспортной колонны, а именно сопровождающего автомобиля содержится в пункте 3.2 Правил дорожного движения.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом , а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

По выделенному тексту вы уже догадались в чем содержится противоречие. То есть, какие признаки мы имеем для запрета обгона организованной транспортной колонны? Три признака идентификации колонны :

      1. Минимум три транспортных движутся в одной полосе;
      2. Впереди автомобиль сопровождения с включенными маячками синего и красного;
      3. Автомобиль сопровождения окрашен специальной цветографической схемой.

И четвертый:

      1. Автомобиль сопровождения с включенным звуковым сигналом.

Таким образом формально, обгонять организованную транспортную колонну запрещено только при наличии этих четырех признаков. Но на практике сопровождающие автомобили редко используют звуковой сигнал и обгон в соответствии с Правилами дорожного движения — разрешен. Но стоит учитывать, что на практике инспектора с этими нюансами разбираться не будут. И как минимум вместо сэкономленного времени вы можете получить дополнительно потраченное, а как максимум, вас ожидает изъятие водительского удостоверения за выезд на встречную полосу в нарушение . Кто прав кто виноват решать уже будет суд, решения которого как показывает практика зачастую не в пользу водителей.

Поэтому обгонять организованную транспортную колонну я бы не рекомендовал.

Дорог вам без препятствий!

Обгон сегодня – один из самых опасных и часто свершаемых маневрах на дорогах нашей страны. Именно поэтому важно заранее ознакомиться с перечнем ситуаций когда вообще допускается осуществлять его.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В ряде случаев за нарушение ПДД с таковым назначается не только штраф, но и лишение водительского удостоверения на длительный период времени.

Какие бывают

Нередко возникают ситуации когда требуется одновременное упорядоченное передвижение широкого перечня транспортных средств.

На данный момент подобное организованное передвижение обозначается термином автоколонна либо транспортная колонна.

В законодательстве дается достаточно точное определение данному термину. Стоит заранее ознакомиться с таковым. Установлен определенный порядок обгона автоколонн.

Важно отметить, что далеко не всегда возможен и допускается обгон автоколонн. Причем этот вопрос определяется исходя из типа колонны.

Обгон организованной колонны должен обязательно осуществляться в соответствии с целым рядом специальных правил.

Все автотранспортные колонны возможно будет разделить на следующие категории:

  • с сопровождением;
  • без сопровождения.

Стоит помнить, что данное определение уже несколько устарело так как сегодня включенные ходовые огни либо ближний свет фар уже не являются определяющим моментом.

Сегодня идентифицировать организованную транспортную колонну, которую необходимо будет обогнать, возможно по следующим отличительным признакам:

  • минимум 3 транспортных средства – причем таковые движутся одновременно друг за другом с одинаковой скоростью;
  • впереди присутствует автомобиль сопровождения с маячком красного либо иного цвета – в зависимости от принадлежности и назначения колонны;
  • автомобиль сопровождения имеет специальное цветографическое обозначение.

С сопровождением

Транспортная колонная с сопровождением обязательно требует соблюдения ряда требований при обгоне.

Важно отметить именно сам факт наличия такового сопровождающего автомобиля. При отсутствии такового колонна попросту не будет считаться организованной.

Без сопровождения

Нередко на дорогах общего пользования можно встретить колонную автомобиль вовсе без сопровождения. Важно отметить, что в таковом случае таковая колонна не будет считаться организованной.

Важно заранее ознакомиться с признаками определения того, что именно считается таковой автотранспортной колонной. Так как от этого будет напрямую зависеть способ, которым возможно будет осуществить обгон.

Сами автомобили сопровождения обязательно должны быть снабжены проблесковыми маячки синего и красного цвета.

Некоторые колонны передвигаются с сопровождением звукового сигнала, а не только с включенными фарами. Нередко колонны сопровождаются ГИБДД.

Важно ознакомиться также с тем, что именно подразумевается под термином опережение и обгон. Чем они отличаются друг от друга.

Так как за подобные маневры, совершенные с нарушением , предполагается достаточно разная ответственность. В ряде случаев подразумевается лишение прав. Например, при выезде на встречную полосу движения.

Фактически, на практике автомобиль сопровождения может отсутствовать. Хотя в ПДД явно прописаны таковые моменты, как наличие включенных фар и обязательное присутствие авто сопровождения.

В случае, если всем четырем признакам определения автоколонны группа автомобилей не соответствует – то использование термина автотранспортная колонна будет попросту не уместно.

Но на практике нередки ситуации когда работник ГИБДД не придает этому значение. И по факту нарушение отсутствует – так как определенная группа автомобилей попросту не подпадает под определение организованной транспортной колонны. Тем не менее штраф может быть назначен.

Как прописано в ПДД

Момент касательно автоколонны и основных признаков таковой определяется в утвержденных Правилах дорожного движения. В ст. №1.1 ПДД дается точное определение термину «организованная транспортная колонна».

В данном пункте перечисляются все основные моменты, которые классифицируют группу автомобилей как организованную транспортную колонну.

В каких случаях можно обгонять, в каких запрещено

Саму по себе автотранспортную колонну обгонять возможно. Каких-либо предписаний по этому поводу не обозначено в законодательстве или же ПДД. В данном нормативном документе этот момент регулируется как раз п. 3.2.

Последний абзац данного нормативного документа гласит: запрещается осуществлять обгон транспортного средства имеющего цветографические схемы на своем кузове и включенным маячком синего, красного цветов. Также обязательно использование звукового оповещения.

Соответственно, при отсутствии такового автомобиля сопровождения автоколонной три и более машин, движущихся подряд друг за другом, не будут являться колонной.

Очень важно разобраться внимательно со всеми обозначенными моментами. Так как только так можно будет не допустить различных проблемных ситуаций с лишением прав.

Суды сегодня в большинстве случаев находятся как раз на стороне работников ГИБДД. Доказать собственную невиновность будет крайне проблематично.

Если же спорная, сложная ситуация возникла – то стоит попросту обратиться за консультацией к квалифицированному юристу. всегда доставляет определенные неудобства.

И самостоятельно разрешить таковую ситуацию будет в ряде случаев не просто сложно, но невозможно. Также стоит заранее ознакомиться с судебной практикой – связанной с обгонами автоколонн.

Правила обгона колонны с детьми

Нередко случается, что автоколонна, организованная в сопровождении работников ГИБДД осуществляет перевозку детей. В таком случае при обгоне необходимо руководствоваться стандартными правилами.

Если проблесковый маячок выключен либо отсутствует звуковой сигнал – то осуществлять обгон разрешается.

Важно лишь помнить, что маневр данный не должен:

  • мешать другим участникам дорожного движения, создавать аварийные ситуации;
  • подразумевать перестроение между автомобилями таковой колонны.

Обгон колонны перед ЖД переездом, а также обгон колонны по полосе торможения также не допускается.

Сам маневр, требующий выезда на встречную полосу, должен осуществляться в соответствии со стандартными правилами. Не допускаются нарушения. В противном случае может быть назначено достаточно суровое наказание.

Гл. №11 ПДД достаточно подробно затрагивает вопрос свершения обгона. На данный момент ст. №11.2 определяет ситуации когда водителю запрещается осуществлять обгон.

В перечень таковых стандартных ситуаций сегодня входит следующее:

  • находящееся впереди транспортное средство осуществляет обгон, поворот или же объезд препятствия;
  • движущееся впереди транспортное средство включило поворотник;
  • движущееся позади транспортное средство включило поворотник, начало обгон.

Обгон автоколонны возможно осуществлять только лишь в случае, если он не создает опасных аварийных ситуаций и полностью безопасен для других частников дорожного движения.

Прямо запрещается осуществлять обгон не только автоколонны, но и любых транспортных средств:

  • на перекрестках – регулируемых и нерегулируемых;
  • на пешеходных переходах – особенно при наличии на таковом пешеходов;
  • на железнодорожных переездах, а также ближе чем 100 м перед таковыми;
  • на определенных объектах дорожной инфраструктуры:
    • мосты;
    • путепроводы;
    • опасные повороты и другие.
  • в конце подъема – когда имеет место ограниченная видимость из-за изгиба рельефа.

Со всеми особенностями такового маневра нужно заранее ознакомиться. В определенных случаях подразумевается лишение водительского удостоверения – за некоторые виды нарушений.

Штрафы за нарушение правил

Штраф за нарушение правил осуществления обгона является стандартным – вне зависимости от того, в каком именно случае осуществлено нарушение. За счет обгона автоколонны или же просто обычного автомобиля.

На данный момент размер штрафа, а также сам факт лишения водительского удостоверения определяется способом обнаружения такового нарушения.

На 2019 год наказание имеет вид:

Если же нарушение было свершено повторно – то длительность лишения водительского удостоверения составит целых 12 месяцев.

В случае фиксации нарушения камерой квитанция на оплату штрафа придет почтой. Не стоит допускать нарушения режима обгона. Так как это может стать причиной серьезных неприятностей.

В том лишения водительского удостоверения. Оспорить решение суда в таком случае крайне проблематично.

Осуществить оплату штрафа возможно будет разными способами – водитель волен самостоятельно выбирать наиболее удобный для себя в конкретном случае.

Стоит также отметить, что на штраф в данном случае в размере 5 тыс. рублей не распространяется скидка в размере 50% — если оплата осуществляется в течение 10 дней с момента назначения.

Важно заранее проработать таковой момент. В противном случае могут возникнуть определенные сложности. Также наличие долга более чем в 10 тыс. рублей по штрафам станет причиной невозможности выехать за пределы Российской Федерации.

Военные автоколонны

Нередко движение осуществляется не только различных автобусов, другой техники – но и военных автомобилей. В таком случае колонная может насчитывать одновременно более чем 3 автомобиля.

В таком случае будут действовать целиком и полностью стандартные требования к обгону самой колонны, а также самой таковой.

Если отсутствует автомобиль сопровождения снабженный маячками и цветографическими схемами – то таковая группа машин не будет классифицироваться как автоколонна.

Соответственно обгонять её возможно. Также можно будет свершить обгон в случае отсутствия работающего:

  • звукового оповещения;
  • работающего маячка.

Важно быть максимально осторожным при осуществлении обгона транспортной колонны снабженной машинами сопровождения.

Нередко лишение водительского удостоверения имеет место как раз в силу незнания водителем правил дорожного движения. В случае же остановки колонны возможно осуществить объезд таковой.

Добрый день, уважаемый читатель.

Во второй статье серии "Правила пешехода на дороге" речь пойдет о движении пешеходов в организованной колонне.

Сразу же хочу отметить, что многим водителям не доводилось двигаться в организованных пеших колоннах. И только единицам приходилось такие колонны организовывать.

Однако соответствующие правила дорожного движения знать все же нужно. Хотя бы для того, чтобы в случае ДТП с участием пешей колонны суметь отстоять свои права.

Напомню, что в предшествующей статье речь шла об элементах дороги, предназначенных для движения пешеходов: " ".

Что такое организованная пешеходная колонна?

Явление не очень распространенное. Чаще всего такие колонны используются при передвижении большого количества военных. Также в виде колонн могут передвигаться и дети школьного возраста. Если Вам доводилось встречать на практике организованные пешие колонны, состоящие из взрослых гражданских лиц, то напишите об этом в комментариях к статье.

Солдаты, как правило, движутся в колоннах по приказу командования. Обратите внимание, если солдаты идут колонной по дороге, то это еще не означает, что их колонна является организованной с точки зрения ПДД. Организованных колонна должна обладать некоторыми признаками. Рассмотрим их подробнее.

Как обозначается организованная колонна?

Рассмотрим термин из пункта 1.2 :

Обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Таким образом организованная пешая колонна должна обладать следующими признаками:

  • Несколько человек, которые идут в одном направлении. Количество участников явно не указано, поэтому вполне достаточно и двух человек.
  • Спереди и сзади колонны должны идти сопровождающие с красными флажками. Для организации движения достаточно 2-х сопровождающих, один из которых идет впереди, а второй - сзади. В центре колонны сопровождающие не требуются.
  • В темное время суток или в условиях недостаточно видимости сопровождающие должны иметь фонари. Белый - спереди, красный - сзади (аналогично цветам автомобильных фар и фонарей).

Получается, что организованной колонной могут объявить себя любые 3 человека с флажками и/или фонарями. Для чего им это может понадобиться? Например, чтобы походить по проезжей части не нарушая правил дорожного движения.

Правила движения организованной колонны

Согласно пункту 4.2 ПДД:

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.

Обратите внимание, в отличие от движения пешеходов, организованная колонна должна идти по попутной стороне проезжей части , т.е. в одном направлении с транспортными средствами.

Кроме того, на проезжей части можно выстроиться не больше, чем по 4 человека в ряд. Сопровождающие в это число не входят, т.к. человек не может быть одновременно и в колонне, и сзади (спереди) от нее.

Перечисленные выше требования относятся исключительно к движению по проезжей части. Если организованная колонна идет по тротуару, то направление движения и количество людей в ряд могут быть любыми.

Правила движения детей в организованной колонне

Согласно пункту 4.2 правил дорожного движения:

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Таким образом, движение детей по проезжей части в любом случае запрещается. Дети должны идти только по тротуару, пешеходной дорожке или обочине.

Причем при движении по обочине в качестве сопровождающих должны выступать взрослые (с флажками), а движение возможно только в светлое время суток.

Обратите внимание, если дети просто идут по тротуару или обочине, то они не являются организованной группой. Соответственно, им не требуются сопровождающие, а движение возможно в любое время.

Кроме того нужно иметь в виду, что движение детей в организованной группе не дает им никакого преимущества.

Штрафы при движении организованной пешей колонны

В кодексе об административных правонарушениях нет штрафов, предназначенных непосредственно для организованной пешеходной колонны.

Однако если колонна не обозначена флажками и фонарями, либо в ряд в ней идет по 5 человек или более, то она не является организованной. А на участников такой прогулки по проезжей части могут быть наложены следующие штрафы:

Таким образом каждый участник может быть оштрафован на сумму от 500 до 1 000 рублей. Причем скорее всего штраф составит именно 1 000 рублей, т.к. пешая колонна создает помехи для проезжающих автомобилей.