» » Нами показал мотор v12 и акпп для «кортежа. "кате" оправдывает доверие роспрома 9 ступенчатая автоматическая коробка передач kate

Нами показал мотор v12 и акпп для «кортежа. "кате" оправдывает доверие роспрома 9 ступенчатая автоматическая коробка передач kate

Сейчас данные автомобили комплектуется только пятиступенчатыми механическими коробками передач собственного производства

ВЛАДИВОСТОК, 29 мая, PrimaMedia . Супруга гендиректора "Ростехнологий" Сергея Чемезова Екатерина тоже занимается технологиями. Именно она - основной владелец ООО "Кате", разработавшего автоматическую коробку передач, которая может устанавливаться на Lada, сообщает газета "Ведомости". Сейчас Lada Kalina комплектуется только пятиступенчатыми механическими коробками передач собственного производства. Цена автомобиля варьируется от 260 000 до 320 000 руб. Установка "автомата" повысит цену автомобиля на 35 000–50 000 руб., подсчитал аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак.

Слева на право: Сильвио Берлускони, Дмитрий Медведев, Сергей Чемезов (6 ноября 2008 г.)

Об ООО "Кате" широкая публика впервые услышала в 2005 г. - тогда на презентацию малоизвестной фирмы во время Московского автосалона пришло сразу несколько высокопоставленных лиц: гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов (сейчас возглавляет "Ростехнологии"), Борис Алешин (на тот момент руководитель Роспрома), топ-менеджеры ВТБ. Компания была создана в 2004 г. группой выпускников МГТУ им. Баумана, и ее основное достижение - разработка автоматических шести- и семиступенчатых коробок передач.

Оказалось, что свою лепту в эту разработку внесла и супруга Чемезова Екатерина. "Вместе с друзьями она организовала этот бизнес [ООО “Кате”], на котором раньше работал Максим Нагайцев, нынешний вице-президент “АвтоВАЗа”, - рассказал “Ведомостям” Чемезов. - Компания планировала наладить производство этих коробок в Калининграде. Стены у завода уже есть, надеемся, что он начнет работать в следующем году. Сейчас, насколько мне известно, они ведут поиск партнеров. Предположительно им станет немецкая ZF".

По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО "Кате" - Екатерина Игнатова с долей в 70%; 30% - у гендиректора "Кате" Евгения Новицкого. Новицкий отказался вчера разговаривать с "Ведомостями".

Завод "Кате" должен был начать работу в 2007 г., его предполагаемая мощность - 260 000 трансмиссий в год, сообщалось в 2007 г. Инвесторами ООО назывались ВТБ (представитель ВТБ это не комментирует) и частные инвесторы. Площадку под завод в Калининграде "Кате" уже получила, рассказал "Ведомостям" министр промышленности Калининградской области Михаил Карапыш.

Автоматические коробки передач "Кате" - первый "автомат" российской разработки. По словам представителей компании, Lada Kalina с АКПП уже прошли первые испытания.

Несколько лет назад Нагайцев говорил, что клиентами "Кате" могут стать как "АвтоВАЗ" (25% контролируют "Ростехнологии"), так и другие российские автозаводы.

В ZF на запрос "Ведомостей" не ответили. Представитель "АвтоВАЗа" от комментариев отказался, сообщают "Ведомости".

СПРАВКА (по информации официального сайта компании): Российская компания "КАТЕ" основана в 2004 году. Мы разрабатываем и планируем освоить производство автоматических коробок передач (АКП) для российского рынка. Управленческий состав нашего предприятия имеет 10-ти летний опыт поставок, ремонта и обслуживания АКП на российском рынке в рамках компании Тахо Трансмишн. Инженерный состав - выпускники МГТУ им. Баумана, одного из лучших технических университетов в России. Часть их инициатив в период с 1997 по 2000г. была направлена на создание экспериментальных моделей российских автомобилей с иностранными АКП:

1997 г. – ГАЗ 3102 с АКП А4 LD фирмы "Форд"

1998 г. – "Святогор" (двигатель F 3 R "Рено") с АКП 42 LE "Крайслер"

1998 г. – ГАЗ 66 с двигателем 5,7 л. и АКП 4 L 60Е "Шевроле"

1999 г. – ГАЗ "Турист" с дизелем "Штайр" и АКП 5 R 55 E с контроллером собственной конструкции и программой

2000 г. – УАЗ 3153 с двигателем 3,0 л и АКП 4 L 60Е "Шевроле"

На данной стадии нашего проекта мы ищем поставщиков различных компонентов автоматических трансмиссий: гидротрансформаторы и компоненты насосов; компоненты планетарных механизмов; фрикционные элементы управления; компоненты электрической системы управления (соленоидные клапаны, датчики, разъемы и контроллеры); прокладки, уплотнения, подшипники и другие вспомогательные элементы.

Автоматическая трансмиссия (АТ) FT703 разработана на основе уникальной кинематической схемы, синтезированной и запатентованной компанией "КАТЕ". Всего три планетарных ряда и шесть элементов управления дают возможность реализовать семь передач переднего хода при оптимальном разбиении кинематического диапазона АТ. При этом невысокая нагруженность звеньев способствует созданию надежной и компактной конструкции. Это позволяет говорить о том, что в настоящий момент аналогов АТ FT703 фактически не существует.

1. Техническая характеристика

7-ступенчатая АТ FT703 предназначена для эксплуатации на переднеприводных легковых автомобилях полной массой до 2 т с поперечным расположением силовой установки, развивающей максимальный крутящий момент не более 175 Н*м.

Расчетный ресурс – не менее 300 000 км пробега автомобиля.

2. Передаточные числа

3. Кинематический диапазон – 7.113.

4. КПД планетарного механизма

5. Конструктивные особенности.

При создании АТ FT703 было решено отказаться от использования комплексной гидродинамической передачи с целью повышения КПД и уменьшения массогабаритных характеристик.

Компактный планетарный механизм и рациональное расположение элементов управления в АТ FT703 позволяют добиться минимальных ее габаритов (осевые размеры АТ FT703 меньше осевых размеров пятиступенчатой трансмиссии автомобилей ВАЗ десятого семейства)

Обеспечение низких относительных окружных скоростей дисков в выключенных фрикционных элементах управления позволяет снизить затраты мощности при свободном вращении, а небольшие давления на их поверхности значительно увеличивают износостойкость, а следовательно, и ресурс фрикционных муфт.

Высокая унификация деталей совместно с применением простых и высокотехнологичных решений позволяет сделать АТ FT703 наиболее доступной в своем классе.

В такие же теплые летние дни прошлого года в рамках Московской международной автомобильной выставки "Мотор Шоу-2005" коллектив компании "КАТЕ" впервые заявил общественности о разработке отечественной автоматической коробки передач. А на прошлой неделе вниманию гостей и участников выставки были представлены два типа автоматических трансмиссий, уже реально воплощенных "в железо" и апробированных сотрудниками опытно-конструкторского бюро компании "КАТЕ" совместно со специалистами кафедры колесных машин МГТУ им. Баумана. Генеральный директор ООО "КАТЕ" Евгений Новицкий заверил присутствующих журналистов, что первая из них - 6-ступенчатая АКП RL608 для легковых автомобилей массой до 3,5 тонн и продольным расположением двигателя мощностью до 200 л.с. - по своим качественным характеристикам не уступает лучшим трансмиссиям японских и немецких производителей. Вторая же АКП - 7-ступенчатая FT703 для переднеприводных легковых автомобилей массой до 2 тонн с поперечным расположением двигателя мощностью до 127 л.с. - вообще является единственной в мире. Первые опытные образцы FT703 уже проходят испытания и доводку на автомобилях "ЛАДА Калина".

Наряду с "именинниками" из "КАТЕ", не скрывавших своей радости по поводу данного события, на стенде присутствовали многие высокие гости, каждый из которых также являлся в разной степени "виновником" торжества: бывший генеральный директор "КАТЕ", а ныне врио генерального директора ОАО "АвтоВАЗ" Максим Нагайцев, директор ГНЦ ФГУП "НАМИ" Алексей Ипатов, заведующий кафедрой колесных машин МГТУ им. Баумана Георгий Котиев, председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Владимир Артяков, руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Глава Роспрома год назад прилюдно благословил творческий коллектив "КАТЕ" на это весьма полезное и многообещающее для экономики страны дело, и кредит доверия оправдался. Наверное, поэтому Борис Сергеевич не скупился в этот день на добрые слова: "Такие начинания и результаты очень важны, поскольку главное, чего нам не хватает в России, так это уверенности, которая бы могла приносить нам хорошие экономические плоды. Эта уверенность должна поселиться в людях, чтобы поднять наши лучшие достижения до высот мировой конкурентной продукции! И тот пример, который все мы сегодня видим, позволяет на это надеяться...".

Действительно, создание отечественных автоматических коробок передач - это знаковое событие не только для "КАТЕ", но и для всего нашего государства. На мировом рынке, который составляет 20-25 миллионов АКП, присутствуют менее десятка производителей, однако россиян в их числе до сих пор не было. Имея же свою аналогичную качественную продукцию, наша страна тоже будет вправе претендовать на какой-то сегмент данного рынка, тем более что уже давно возник и с каждым днем продолжает расти спрос на автоматические коробки передач для российских автомобилей. Ведь автомобили иностранных производителей с АКП достаточно дороги и фактически "выпадают" из той части российского авторынка, где представлены наиболее популярные модели в диапазоне цен от 7 до 11 тыс. долларов. А именно такие машины пользуются в России наибольшим спросом, если их продается около 700 тыс. ежегодно. Проведенные маркетинговые исследования показали, что многие российские граждане готовы переплачивать за автомашины до 10% сверх их стоимости, лишь бы они оснащались не механическими, а автоматическими коробками передач высокого уровня надежности и качества - дабы сделать вождение более удобным, легким и комфортным.

Созданные фирмой "КАТЕ" автоматические трансмиссии - это оригинальный российский продукт, защищенный 21 патентом на изобретения. Сочетая российскую теорию и практику, анализ конструкций западных коробок передач, наши специалисты нашли оптимальные схемные решения. В частности, для АКП RL608 (которая будет применяться на задне- и полноприводных автомобилях, относящихся к категории "В") была выбрана кинематическая схема, которая позволяет реализовать шесть передач переднего хода и одну передачу заднего хода. В ее состав вошли три планетарных ряда, три тормоза и две блокировочные муфты. Что же касается автоматической трансмиссии FT703, то она была разработана на основе еще более уникальной кинематической схемы: всего три планетарных ряда и шесть элементов управления дают возможность реализовать семь передач переднего хода при оптимальном разложении кинематического диапазона автоматической трансмиссии. И главное: в настоящий момент в мире аналогов автоматической коробке передач FT703 просто не существует! Кроме того, при создании FT703 было решено отказаться от использования гидротрансформатора с целью повышения КПД и уменьшения массогабаритных характеристик. Таким образом, по потребительским свойствам это решение ставит FT703 в один ряд с такими современными трансмиссиями, как DSG ("Фольксваген"), CVT ("Ниссан") и ZF. А высокая унификация деталей совместно с применением простых и высокотехнологичных решений наверняка позволят сделать FT703 наиболее доступной в своем классе.

Доступность новых автоматических коробок передач для потребителей обеспечена их стоимостью (RL608 - до 800 долл., FT703 - 1000 долл.), топливной экономичностью и низкими затратами на обслуживание. Уменьшение количества органов управления способствует лучшей оценке водителем дорожной ситуации и тем самым повышает безопасность движения. Надежность определяется оригинальной кинематической схемой, минимумом деталей, низкими динамичными нагрузками и применением современных CAD/CAE. От иностранных автоматических коробок передач они отличаются в лучшую сторону компактностью, минимальным количеством деталей, разбивкой по передаточным числам, позволяющей максимально использовать динамические характеристики двигателя. К вышесказанному остается лишь добавить, что зарубежным партнером "КАТЕ" и крупнейшим поставщиком комплектующих стала компания Tsang Yow (Тайвань) - один из признанных мировых лидеров по производству комплектующих для АКП. В свою очередь, финансовую поддержку разработчикам АКП оказали частные предприниматели и Внешторгбанк. Выпуск автоматических коробок передач фирмы "КАТЕ" будет осуществляться на заводе в Калининграде, где на площади в 8 гектаров разместится механо-сборочное производство, участок испытаний, ремонтно-механический участок, а также склад комплектации и готовой продукции. Будет возведен административный корпус, бытовые и вспомогательные помещения, столовая. Общая численность персонала составит около 400 человек. Для обеспечения производства уже заключены договоры с производителями комплектующих из Европы, Азии и Америки, часть комплектующих производится на отечественных предприятиях, в дальнейшем планируется увеличивать долю заказов на отечественных предприятиях.

Открытие сборочного завода состоится в конце текущего года, а выход на проектную мощность "КАТЕ" планирует осуществить в 2007 году. Структура производства будет включать в себя 4 поточных линии: на первой будут ежегодно собирать до 100 тысяч АКП FT703, на второй - 50 тысяч АКП RL608. На третьей линии, предполагается, будет налажено производство 100 тысяч перспективных моделей переднеприводной трансмиссии, а на четвертой - сборка 10 тыс. АКП для грузовых автомобилей и военной техники. Общая производительность предприятия в совокупности должна составить 260 тыс. коробок-"автоматов" в год.

Посвящённой разработке метода синхронизации зубчатых муфт в планетарной коробке передач.

Конечной целью экспериментального исследования является подтверждение полученных теоретических выводов диссертации о возможности выравнивания угловых скоростей звеньев, соединяемых зубчатой муфтой, за счет соответствующего изменения частоты вращения ведущего вала коробки передач (двигателя). Исследовалась коробка передач КАТЕ R932, разработанная в ФГУП "НАМИ" . Экспериментальная часть работы проводилась на испытательном стенде Axiline фирмы Super Flow Technologies Group (рисунок 1).

Рисунок 1. Общий вид трансмиссионного стенда Axiline.

Стенд оборудован двигателем внутреннего сгорания (ВАЗ 21126), который соединяется через маховик и демпфер с ведущим валом автоматической планетарной коробки передач. К коробке передач подключается система охлаждения трансмиссии, которая имеет в своем составе водомасляный теплообменник. Водяной контур теплообменника объединен с контуром охлаждения двигателя. Для управления коробкой передач использовалось устройство Transmission Control Unit (TCU), сбор данных осуществляется системой сбора и обработки данных LTR‑EU‑2‑5 (рисунок 2). Ведомый вал коробки передач соединен с тормозной электромашиной посредством переходной муфты.

Рисунок 2. Система сбора и обработки данных L-Card LTR-EU-2-5 и устройство управления коробкой передач TCU.

Объектом испытаний является опытный образец автоматической девятиступенчатой коробки передач KATE R932 (рисунок 3).

Рисунок 3. Опытный образец автоматической девятиступенчатой коробки передач KATE R932.

Схема установки объекта исследования на трансмиссионном испытательном стенде показана на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема установки коробки передач на испытательном стенде: 1 – двигатель ВАЗ 21126; 2 – коробка передач КАТЕ R932; 3 – тормозная электромашина; 4 – система охлаждения коробки передач; 5 – пульт управления стендом.

В соответствии с поставленными в диссертационной работе задачами, для экспериментальной оценки возможности выравнивания угловых скоростей звеньев, соединяемых зубчатой муфтой, за счет соответствующего изменения частоты вращения ведущего вала коробки передач (двигателя) подготовлен комплекс измерительной аппаратуры.

На рисунке 5 показано расположение датчиков давления на коробке передач.

Рисунок 5. Схема установки датчиков давления. Т4, Т5, Т2, М13, М9, М6, DC4B, DC4A – датчики давления 0...25 бар.

Также в стенде применялись датчики:

  • режима АКП (0…5 В);
  • скорости выходного вала (0…9000 Гц);
  • скорости входного вала (0…9000 Гц);
  • температуры в поддоне (0…200 °С);
  • крутящего момента 0…1000 (Н·м).

Осциллограмма с результатами одного из проведенных испытаний представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Осциллограмма переключения 3-2 при частоте вращения двигателя 700 об/мин: 1 – давление в бустере тормоза Т5; 2 – частота вращения ведущего вала; 3 – частота вращения ведомого вала; 4 – положение дроссельной заслонки; 5 – частота вращения звена 4; 6 – давление в бустере тормоза Т2; 7 – давление в бустере блокировочной муфты М9.

На основании приложенных к диссертации актов внедрения полученные результаты теоретических и экспериментальных исследований используются:

  • В ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» при проектировании трансмиссии транспортных средств.
  • В учебном процессе при подготовке инженеров по специальностям «Наземные транспортно-технологические средства» и «Транспортные средства специального назначения» в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
  • В процессе НИР, выполняемой по заданию Минобрнауки РФ. Результаты работы используются в учебном процессе подготовки инженеров по направлению «Транспортные средства специального назначения» в Курганском государственном университете.
  • Метод синхронизации зубчатых муфт используется в ООО «НИИ «Мехмаш».

ВАЗ и приближенные к заводу люди не раз делали попытки запустить в «серию» модель с автоматической коробкой передач. И это им, похоже, удалось.

АКПП на автомобилях ВАЗ. История вопроса

Упомянуть все случаи экспериментальных установок АКПП на «Лады» практически невозможно, поэтому назову главные. На рубеже веков одним из первых автомобилей с «автоматом» стал страшненький минивэн «Надежда», на который в московском Центре автоматических трансмиссий МАИ по заказу завода установили заслуженную коробку 4HP-22 фирмы ZF.

АКПП ZF 4HP22

Затем было решено сменить курс и обратить внимание на набиравшие популярность вариаторы. В том же Центре АТ на «двенадцатую» был установлен агрегат ZF с толкающим ремнем. Машина показала себя достаточно хорошо, в динамике ничуть не уступала «механическому» собрату, но путь на конвейер ей был заказан – вариатор с установкой тянул на $3000, что составляло почти половину стоимости автомобиля. Для сравнения: «автоматический» Suzuki Swift стоил в то время $10000, а Peugeot 206 - $12650.

Тем не менее, в середине нулевых годов фирма «Супер-Авто» предлагала к продаже мелкосерийные «Лады» с «автоматами». Однако вследствие высокой цены они не нашли покупателей и не убедили завод в целесообразности продолжения партнерства.

Вариатор ZF на ВАЗ-2112

Позже испытывались версии с АКПП на базе только появившейся «Калины», закладывались варианты оснащения «автоматом» и при разработке «Приоры». Наиболее вероятным поставщиком коробок, в случае запуска серийного производства, называлась немецкая ZF. Однако затем завод обратился к отечественной разработке – известному 7-ступенчатому «автомату» КАТЕ.

У истоков фирмы «КАТЕ» стоял Максим Нагайцев, который впоследствии занял место вице-президента ВАЗа. А владельцем фирмы являлась жена Сергея Чемезова – тогдашнего главы «Ростехнологий». КАТЕ взяла с места в карьер – объявила о разработке 6- и 7-ступенчатых «автоматов», построила и испытала первые образцы, сообщила о намерении построить в Калининграде завод мощностью 260 000 коробок в год. В конце нулевых прототип АКПП был передан английской фирме Riciardo для доводки, а глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров заявил, что в 2012 г. завод планирует выпустить на рынок «Калину» и «Приору», оснащенные «автоматами» КАТЕ.

Но дальше дело не пошло. Рассказав о планах с КАТЕ, Комаров также добавил, что еще раньше – с 2010 г. на «Лады» будут ставить японские автоматы от Nissan. А после того, как концерн Renault-Nissan выкупил пакет акций завода, ВАЗ логично переключился на поиск поставщика автоматических КПП из-за рубежа. Итогом стало объявление, что на «Гранту» начнут ставить «автоматы» фирмы Jatco, поставляющей агрегаты ряду японских компаний.

Но тут возникает вопрос – а нужен ли вообще на ВАЗах «автомат»? Дилеры отвечают однозначно – нужен, поскольку немалая часть покупательниц вынуждена пересаживаться на подержанные иномарки только потому, что не может купить недорогую отечественную машину с АКПП. Завод считает установку «автоматов» необходимой мерой, поскольку он является одним из трех обязательных составляющих комфорта современного автомобиля, наряду с усилителем руля и кондиционером. АвтоВАЗ уже не первый год предлагает потребителю автомобили с кондиционерами и усилителями руля. Теперь настало время «автомата», что подтверждается и маркетинговыми исследованиями.

R608 - 6-ступенчатая гидромеханическая КПП КАТЕ

Первым автомобилем, который получит «автомат», уже этой осенью станет «Гранта», вслед за ней – рестайлинговая версия «Калины», которая в данный момент готовится к запуску. Вопрос оснащения «автоматом» и «Приоры» по-прежнему находится в стадии обсуждения.

«Автомат» Jatco – проверенный и надежный 4-ступенчатый агрегат классической конструкции, который устанавливается на ряд моделей концерна Renault-Nissan (например – Nissan Tiida). Инжиниринговые службы АвтоВАЗа уже провели комплекс испытаний и совместно со специалистами фирмы-производителя адаптировали «автомат» к российскому 16-клапанному мотору ВАЗ-21126.

Ориентировочно, АКПП добавит к стоимости автомобили 30-35 тысяч руб., однако точные цены пока неизвестны. В планах – выпуск до конца 2012 г. 10 000 автомобилей с «автоматами».

Не исключено, что АвтоВАЗ организует-таки производство собственных «автоматов», что в долгосрочной перспективе оправдано экономически. Тем более, что планы по разработке двигателей и КПП совместно с Renault-Nissan заложены в «Стратегию 2020». А планируемое увеличение финансирования НИОКР и унификация используемых компонентов дает хорошие шансы на претворение этих планов в жизнь.

Подобный шаг необходим, учитывая постановку на конвейер модели «Ларгус», появление новой модели С-класса (ей отводится роль одного их трех флагманов модельного ряда АвтоВАЗа, наряду с «Грантой» и «Ларгусом») и ряда других моделей. Однако, планы по их оснащению «автоматами» довольно размыты – решение по каждой модели будет приниматься в индивидуальном порядке.

Тем более ВАЗ еще советских времен сотрудничал с Porsche:

Сотрудничество с Porsche по разработке конструкции нового переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 началось на втором этапе в 1980 году.

В январе 1980 года, сразу после новогодних праздников, на фирме появился тогдашний генеральный директор ВАЗа А.Житков в сопровождении главного конструктора Г. Мирзоева.

Целью визита являлось подписание контракта, который к тому времени был уже подготовлен.

Произошла их встреча с председателем правления фирмы Э.Фурманном, главным конструктором Г. Боттом и его заместителем г-ном Айбом — куратором будущего проекта. С целью конспирации данному проекту было присвоено наименование «Гамма».

В качестве третьей фирмы, занимающейся разработкой технологии, была привлечена итальянская фирма UTS — технологическое отделение FIAT. Руководителями проектов «Гамма» были назначены: со стороны ф. Porsche — г-н Райнер Срок, начальник отдела кузовов, а со стороны ВАЗа — Я.Непомнящий, зам. главного конструктора.

Первая вазовская делегация в составе Я.Непомнящего, А.Зильперта, Ю.Пашина, Е.Носенко и переводчика Г. Круне приехала на фирму Porsche в конце апреля 1980 года.

Для совместной работы с Porsche на ВАЗе на базе кузова ВАЗ-21011 был изготовлен переднеприводный носитель на основе разработки конструкторов УГК, который доставили на фирму 17 апреля.

Началась работа с конструкторами и испытателями Porsche. Она велась в основном по кузову, двигателю, коробке передач и ходовой части. Был изготовлен посадочный макет.

Для оперативного ведения работ на ВАЗе была также создана группа «Гамма». В общем, работы в «треугольнике» ВАЗ-Porsche-UTS велись весьма интенсивно, происходил незамедлительный обмен информацией, образцами, да и делегациями.

Первая «тройственная» встреча произошла на фирме Porsche в сентябре 1980 года. Приехали Г. Мирзоев с ВАЗа и В.Каданников с целой делегацией из Турина.

По приезде вазовской делегации на фирме сидели и работали до поздней ночи, составляли протоколы. В обиход вошло немецкое слово Forgang («форганг»), обозначающее сообщение о результатах испытаний, изменениях в конструкции, технологии. Происходил тройной обмен этими документами.

Доклад г-на Гориссона

Уже 20 лет Porsche связан по разработкам с русской автомобильной фирмой АВТОВАЗ, которая за это время стала для нас существенным партнёром в бывшем СССР, а теперь — в России.

Несмотря на все политические различия и все экономические обстоятельства, это содружество между АВТОВАЗом и Porsche развилось в достойное подражания внесение вклада многими личностями в доверительную связь между Востоком и Западом. Об истории, работах и некоторых особенностях я и хотел бы вам рассказать.

В середине 70-х гг. советское правительство приняло решение дать возможность фирме АВТОВАЗ развиться из чисто лицензионного предприятия в совершенно самостоятельного, ориентированного на советский и европейский рынок производителя автомобилей.

Это решение, а также тот факт, что Porsche является одним из крупнейших поставщиков технологии в автомобильную промышленность и что контакты Porsche с советской индустрией существовали уже в 30-е гг., и способствовали сотрудничеству между АВТОВАЗом и Porsche.

Не следует забывать, что перед лицом политических, экономических и бюрократических трудностей потребовались усилия и воля выдающихся людей, чтобы это сотрудничество было успешным.

Здесь следовало бы особенно назвать четыре имени: с российской стороны — тогдашний генеральный директор АВТОВАЗа, а позже министр автомобильной промышленности В.Поляков, и с немецкой стороны — доктор Эрнст Фурманн, в своё время председатель правления Porsche.

Оба явились инициаторами связи между АВТОВАЗом и Porsche и тем самым открыли — как оказалось позже — настоящее окно на Запад для российской автомобильной промышленности.

Оперативному осуществлению работ способствовали также Г. Мирзоев, главный конструктор АВТОВАЗа и Хорст Мархарт, сегодняшний член правления фирмы Porsche, отвечающий за разработки и исследования.

Сотрудничество АВТОВАЗ-Porsche можно разделить на 4 различных фазы.

Начало, в период с 1975 по 1980 гг. Это, прежде всего, предложение по модернизации «Лады» (автомобиля по лицензии FIAT) и «Нивы».

Затем, во 2-й фазе в 1980-84 гг. последовала совместная разработка модели 2108 «Самара».

Третья фаза — 1987-91 гг. — преимущественно работы над 16-клапанным двигателем рабочим объёмом 1,5 л и автомобилем «Гамма-2» (2110).

В последней фазе 1989-91 гг. — разработка небольших 3- и 4-цилиндровых двигателей для автомобиля «Ока».